Жизненный цикл товара практическая работа – План-конспект по экономике по теме: План-конспект урока по дисциплине Основы маркетинга «Жизненный цикл товара» | скачать бесплатно

Содержание

Практическая работа «жизненный цикл товара»

Практическая работа «Жизненный цикл товара»

  1. Ознакомьтесь со схемой и проследите «жизненный цикл» школьной тетради (рис. 39).

4. Переработка и изготовление товара

Загрязнение атмосферы и воды.

Рис. 39. Жизненный цикл школьной тетради.

Таким образом, производство бумаги требует значительных материальных и энергетических затрат. Процесс её изготовления наносит вред окружающей среде. В связи с этим важную роль играет её переработка и вторичное использование. Поэтому предлагаем вам выполнить практическую работу по переработке газетной бумаги.

  1. Рассмотрите рис. 40. Выполните работу, как показано на рисунке.

Рис. 40. Переработка газетной бумаги.

  1. Какую бумагу вы получили? Где её можно использовать?

Подумайте и ответьте

  1. Пользуясь дополнительной литературой, расскажите, какие экологические проблемы возникают при производстве бумаги.

  2. Наметьте возможные пути их решения.

  3. Какое вторичное сырье, кроме бумаги, целесообразнее всего перерабатывать и почему?

Игровое занятие «Строим Экоград»

Это вы знаете

Устно дайте ответ на вопрос: «Каким вы представляете себе Экоград?»

Как провести игру

  1. Рассмотрите лист с изображением рельефа местности с речкой, вытекающей из озерка, и пересекающим её участком железной дороги (рис. 41).

  2. Ознакомьтесь с макетами разнообразных строений (многоэтажных домов, коттеджей, производственных помещений), а также водозаборных станций, аэропорта, деревьев, луга, поля и другими.

  3. Подумайте, какие специалисты нужны для планирования и строительства города.

  4. Объединитесь в группы специалистов по заданию учителя.

  5. Каждая группа специалистов выполняет соответствующее задание согласно таблице.

  6. Представьте результат работы группы.

  7. Коллективно обсудите планирование города на основании проведённых исследований.

Дополнительная информация к игровому занятию.

Экоград – это небольшой город, рассчитанный на 30–50 тыс. жителей, экологически чистый, удобный для жителей, с высокотехнологичным и наукоёмким производством.

Рис. 41. Местность расположения Экограда.

Для планирования и строительства Экограда объединитесь в группы специалистов – архитекторов, строителей, транспортников, медиков, социологов, озеленителей (табл. 12).

За сложные и трудоёмкие участки проекта могут отвечать 2–3 ученика – специалисты одного управления или родственных служб, но при этом каждый имеет конкретный участок работы, выполняет свои задания.

Таблица 12. Специалисты и их обязанности.

N темы

Должность

Кол-во уч-ся

Решаемые задачи

Социологи

2

Социологические опросы населения.

Ландшафтоведы: заведующий лабораторией и специалисты

2-3

Размещение города.

Отдел планирования городов: специалисты

3

Функционально-территориальное деление города.

Архитекторы

2

Планировка города, архитектурные сооружения.

Служба дорожного планирования: специалисты

2

Планирование дорог и транспортных сооружений.

Руководитель транспортного отдела

1

Общественный и частный транспорт

Главный специалист и специалисты по энергетике и коммуникациям

2-3

Энергообеспечение и городские коммуникации.

Начальник сельскохозяйственного отдела, гл. агроном, гл. зоотехник

2-3

Продовольственное снабжение населения города. Развитие пригородного сельского хозяйства. Переработка сельскохозяйственной продукции.

Коммунальное хозяйство города: руководитель, гл. инженер

2-3

Очистка и утилизация бытовых и промышленных отходов.

Горзеленстрой: начальник, руководитель паркового хоз-ва

2

Озеленение города, зелёные насаждения, видовой состав растений.

Гл. врач санэпидемстанции и ученый зоолог.

2

Санэпидемнадзор, домашние и дикие животные в городе.

Начальники отделов Госкомприроды

2-3

Рекреация (отдых). Особо охраняемые территории.

Рук. службы ритуальных услуг

1

Размещение и содержание кладбищ

Рук. Департамента образования, специалисты

2

Размещение и задачи образовательных учреждений.

Рук. Департамента здравоохранения, специалисты

2

Медицинское обслуживание населения, организация здравоохранения.

Итого

25-30

Подумайте и ответьте

Соответствует ли построенный вами Экоград вашим первоначальным замыслам?

Практическая работа «Экологический след»

Это вы знаете

  1. Подумайте, в чём состоит влияние вашего привычного образа жизни на окружающую среду.

  2. Обсудите ваши ответы с классом. В чём сходство и в чём различие ваших точек зрения?

Как выполнить работу

  1. Ознакомьтесь с описанием работы.

  2. Оцените свой личный экологический след.

Для того чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение или вычитание баллов, указанных внизу строки. Для ответов на некоторые вопросы вам может понадобиться консультация родителей.

  1. Жильё

1.1. Площадь вашего жилья небольшая +7
1.2. Большая, просторная квартира +12
1.3. Коттедж на две семьи +23

Полученные очки разделите на то количество людей, которое живёт в вашей квартире или в вашем доме.

2. Использование энергии

2.1. Для отопления вашего дома используются нефть, природный газ или уголь… +45
2.2. Дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами…–5
2.3. Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды… –10
2.4. Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых… +75
2.5. Энергия, которой вы пользуетесь, вырабатывается силой воды на ГЭС или другими возобновляемыми источниками (ветер, Солнце) …+ 2

2.6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет… –10
2.7. Вы всегда выключаете бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме… – 10

3. Транспорт

3.1. В школу вы ездите городским транспортом… +25
3.2. Вы ездите на обычном легковом автомобиле … +40
3.3. Вас возят в школу на большом и мощном автомобиле с полным приводом… +75

3.4. В школу вы идёте пешком или едете на велосипеде… +3
3.5. На отдых вы летаете самолётом… +85
3.6. В каникулы вы ехали на поезде, причём путь занял до 12 часов…+10
3.7. На отдых вы ехали на поезде, причём путь занял более 12 часов …+20

4. Питание

4.1. В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2
4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причём не смотрите, где они произведены… +14

4.3.В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому… +5

4.4. Вы едите мясо 2–3 раза в неделю +50
4.5. Вы едите мясо три раза в день… +85
4.6. Вы предпочитаете вегетарианскую пищу… +30

5. Использование воды и бумаги

5.1. Вы принимаете ванну один–два раза в неделю… +2
5.2. Вы принимаете ванну ежедневно… +14
5.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ… +4
5.4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете

автомобиль водой из шланга… +4

5.5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете её… +2
5.6. Книги вы берёте в библиотеке или обмениваетесь с друзьями… -1
5.7. Одинаково часто бывает и так и так… +1
5.8. Прочитав газету, вы её выбрасываете… +10
5.9. Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас ещё кто-то… +5

6. Бытовые отходы

6.1. Все мы создаем большое количество отходов и мусора, поэтому сразу… +100
6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки… –15
6.3. Выбрасывая мусор, вы откладываете макулатуру, чтобы сдать её в приёмный пункт… –17
6.4. Вы сдаёте пустые банки из-под напитков и консервов… –10
6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку… –8
6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученные в магазине баночки, коробочки, пакетики и бутылки стараетесь использовать в хозяйстве… –15
6.7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка… –5

Если вы живёте в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте полученный результат на 2.

Подводим итоги

Разделите полученный результат на 100 – и вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребовалось бы планет, если бы все люди жили так, как вы!

Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1,8 га продуктивной земли.

Ваш результат_______га (__________планет)


Подумайте и ответьте.

  1. Если вы хотите уменьшить свой экологический след, посмотрите, какая сфера вашей деятельности максимально его увеличивает?

  2. Подумайте, как вы можете изменить ситуацию к лучшему.

  3. Предложите пути снижения нагрузки на окружающую среду человеком в масштабах планеты.

Игровые упражнения по развитию толерантности

Это вы знаете

Опираясь на знания, полученные при изучении этого раздела курса, вспомните, что такое толерантность и каковы черты толерантного общества.

Как выполнить игровые упражнения

  1. Ознакомьтесь с инструкциями и выполните упражнения, следуя указаниям в них.

  2. Проанализируйте ход и результаты игр.

  3. Дайте оценку проведенным игровым упражнениям.

1. Упражнение «Синие» и «Зелёные»

Материалы: Синяя и зелёная бумага, ножницы, карандаши, ручки и листы для записи.

Инструкция.

1. Для выполнения упражнения произвольно разделитесь на две неравные группы (1:2 или 1:3). Каждая из групп имитирует племя «Синие» или «Зелёные», живущие на планете.

2. Каждая из групп садится в тесный круг, как можно дальше от второй группы. Одной группе дается синяя бумага, другой – зелёная. Из этой бумаги с помощью ножниц и карандашей каждая группа должна сделать всем участникам эмблемы и прикрепить их одинаково.

3. В течение 5–7 минут каждое племя должно придумать и написать 10 качеств, которые характеризуют его. Это могут быть внешние черты, образ мыслей, ценности, особенности характера, племенной культуры и т.д. Все то, что объединяет их в племя.

4. Оказалось, что племена живут на противоположных краях одного леса. Отправившись однажды по следам зверя, они увидели друг друга.

5. После того, как состоялась встреча двух племен, каждому племени необходимо записать 10 качеств, отличающих их друг от друга.

6. Однако племена понимают, что поскольку они живут рядом, занимают общую территорию, поэтому им необходимо существовать вместе. Поэтому, племена, объединившись, составляют список качеств общих для «Синих» и «Зелёных». В чём они похожи, близки, что может стать фундаментом для построения общего «дома» двух племён.

Анализ упражнения.

В процессе обсуждения, ответьте на вопросы:

1. Занимали ли племена оборонительную или дружественную позицию по отношению друг другу.

2. В чём различие и сходство между «Синими» и «Зелёными»? Стал ли вам понятен ход мыслей и чувств «другого племени»?

3. Какой из этапов обсуждения давался команде с наибольшей лёгкостью, а какой вызывал затруднения?

2. Упражнение «Свой или чужой»

Инструкция.

1. Из класса по желанию выходят три человека. Все остальные становятся в тесный круг, показывая групповую сплочённость.

2. Трое участников по одному возвращаются в класс.

3. Задачей каждого участника является встать в круг и стать частью группы.

Анализ упражнения.

Ответьте на вопросы:

1. Как группа реагировала на каждого из «пришельцев»?

2. Как можно объяснить это поведение? Чем оно вызвано? Кто такие «свои», а кто – «чужие»?

3. Как себя чувствовали те участники, которые пытались встать в круг?

4. Как себя чувствовали те, кто стоял в кругу? Было ли ощущение неудобства, власти, стыда? Решимости не пускать?

5. Какую тактику применяли те участники, которые пытался встать в круг? Как это воспринималось окружающими?

3. Упражнение «Черты толерантного общества»

Материалы: листы цветной бумаги (4 × 4 см), ножницы, двусторонний скотч, ватман на котором нарисовано крепкое дерево без листьев (прикрепить на стену или классную доску).

Инструкция.

1. Разделитесь на команды по 4–5 человек, подумайте и запишите на отдельном листе 10 черт толерантной личности.

2. Вырежьте из цветной бумаги листики дерева, напишите на каждом листочке черту толерантной личности.

3. Участники команд по очереди выходят к дереву, зачитывают написанное. Если остальные команды согласны, с помощью скотча лист прикрепляется к дереву.

4. Если черты толерантного общества, сформулированные разными командами, похожи, листочки прикрепите на разные ветки.

Анализ упражнения.

Если мы представим наше общество в виде дерева, то в основании его, будет лежать именно положительное отношение к другим людям, их действиям, мнениям, верованиям, культуре, традициям и так далее. Каждая веточка этого дерева будет представлять собой толерантную личность, обладающую теми или иными чертами. Чем больше будет этих черт, тем больше толерантных личностей. В обществе, идущем по пути устойчивого развития, граждане проявляют терпимость по отношению к другим людям, их мнениям, традициям; стремятся к сотрудничеству, взаимопомощи, доброжелательности, пониманию и принятию других людей.

4. Упражнение «Плот»

Материалы: старые газеты, возможно – аудиозапись звуков моря.

Инструкция.

Представьте себе, что вы плывёте на корабле, и в шторм он потерпел крушение. Вам очень повезло! На корабле есть материалы, из которых можно сделать плот для всей команды. (На полу выкладываются газеты в виде плота, и все члены команды становятся на газеты так, чтобы никто не оказался «за бортом»). Но шторм продолжается, и плот постепенно начинает разрушаться (по краям ведущий убирает газеты так, чтобы группа становилась плотнее, но была устойчива).

Анализ упражнения.

  1. Что понравилось и не понравилось в игре?

  2. Была ли она сложной?

  3. Кто как себя вёл?

  4. Какие чувства вы испытывали?

Оцените практические и игровые занятия

Интересные (что нового узнали и о чём ещё хотелось бы узнать дополнительно?)

Полезные (чему научились, какими практическими навыками овладели?)

Трудные (что вызвало наибольшие трудности?)

Зачётный урок к разделу

  1. Повторите материал III раздела учебного пособия.

  2. По заданию учителя составьте четыре вопроса к определённому параграфу. При этом необходимо составить по одному вопросу на знание, понимание, оценку и применение учебного материала, а также написать ответы на них.

Вопросы на знание учебного материала. Это простые вопросы, ответ на которые можно найти в тексте. При этом воспроизводится конкретная информация. Такие вопросы часто начинаются со слов: «Что? Где? Когда?». Например: «Что такое растительный покров?».

Вопросы на понимание материала предполагают интерпретацию, объяснение, изложение событий, фактов. Такие вопросы обычно начинаются словами: «Объясните…, изложите…, сделайте вывод…». Например: «Объясните, почему в парках и лесопарках Москвы наблюдается большее видовое разнообразие растений, чем в городских скверах, на газонах?».

Вопросы на применение знаний. Вопросы такого типа помогают найти возможность применить полученные знания, в реальной жизни. При их составлении могут использоваться знания, полученные на других предметах, для уточнения информации, содержащейся в том или ином параграфе. Например: «На основании знаний, полученных в курсе биологии, вспомните, что такое адаптация, и приведите примеры адаптаций растений к условиям города».

Вопросы на оценку требуют высказать собственные суждения на основе имеющихся данных и личных эмоций. Такие вопросы можно начинать со слов: «О чём вы думали…, что вы чувствовали…, как вы относитесь…, как вы оцениваете…». Например: «Как вы относитесь к созданию искусственных фитоценозов в городе, какую роль они играют в поддержании биологического разнообразия?».

  1. Поместите вопросы и ответы на доску, ознакомьтесь с другими вопросами и ответами.

  2. Выберите вопросы и ответы, которые вам больше всего понравились.

  3. Критериями оценки могут быть выполнение требований к составлению вопросов, а также полнота ответов на них.

Подведём итоги

Современные города представляют собой крупные населённые пункты, которые могут быть административными, промышленными, торговыми, научными и культурными центрами какой-либо территории. Рост и развитие городов, перемещение сельского населения в городскую местность, слияние города с прилегающими к нему населенными пунктами являются характерными чертами процесса урбанизации, интенсивно протекающего во всех странах мира. С экологической точки зрения, город существенного отличается от естественных систем. Он представляет собой урбосистему, функционирующую в условиях постоянного антропогенного воздействия. Главные особенности города – высокая плотность населения и существенная нагрузка на среду обитания человека.

Виды воздействия человека на природную среду города различны. С одной стороны, город с его плотной застройкой и высокой концентрацией промышленных предприятий и автотранспорта разрушает окружающую среду. С другой стороны, научно-технический и социально-культурный потенциал города может стать основой для сохранения и улучшения состояния природной среды.

Условия формирования городской среды города можно разделить на природные и социально-экономические. Во всех компонентах, слагающих городскую среду Москвы, прослеживается влияние этих двух факторов. Например, рельеф Москвы представляет собой сочетание естественных, техногенных и архитектурных форм, создающих особые геоморфологические условия территории. Ландшафты Москвы в целом существенно преобразованы хозяйственной деятельностью человека, что привело к изменению состава природных компонентов в них.

Почвы современной Москвы, образованные на основе естественной дерново-подзолистой почвы, характеризуются различного рода включениями антропогенного происхождения. Значительные площади почв Москвы подвержены постоянному химическому и биологическому воздействию. Особое влияние на формирование почвенного покрова оказывают твёрдые бытовые отходы, накапливающиеся в результате строительства и жизнедеятельности горожан. Решение проблемы твёрдых бытовых отходов путём мусоросжигания и захоронения на специальных полигонах также представляет серьёзную опасность для окружающей среды.

Интенсивная деятельность человека в городе оказывает влияние и на климат. Причины изменения климата на территории города — загрязнение воздуха и высвобождение тепловой энергии в производственных процессах. Москва расположена на территории с умеренным континентальным климатом. Но в городе естественный ход температуры, солнечного сияния, распределения осадков отличается от этих метеорологических факторов на окружающей территории.

Одной из важных природных составляющих городской среды является гидрографическая сеть, которая состоит в Москве из более чем 140 рек и ручьёв, 4 озёр и более 400 прудов. Наиболее крупными реками Москвы являются Яуза, Сходня и Сетунь, которые начинаются на территории Московской области и являются притоками р. Москвы. Москва-река – основная и самая протяженная река Москвы.

Для поддержания экологического баланса в городе создана система охраняемых природных территорий, парков, лесопарков, биокоридоров – долин рек, соединяющих «зелёные зоны» Москвы. Они образуют экологический каркас города, в который входят природные заказники, музеи-заповедники, природно-исторические парки, городские леса и другие территории. Крупнейшая охраняемая территория – национальный парк «Лосиный остров» – играет важную роль в сохранении и поддержании биологического разнообразия города.

Биологическое разнообразие Москвы достаточно велико. Например, флора города насчитывает свыше 3000 видов, включая культивируемые человеком. В животном и растительном мире Москвы определённую долю составляют синантропные виды, чей образ жизни связан исключительно с поселениями и жизнедеятельностью человека. Биологическое разнообразие Москвы включает представителей флоры и фауны, исконно населявших эту местность и сохранившихся преимущественно на охраняемых территориях города, а также видов-интродуцентов – культивируемых, целенаправленно введённых человеком в природные сообщества города.

Существенная роль в формировании городской среды, поддержании её «здоровья» отводится зелёным насаждениям. Москва стоит в списке самых зелёных столиц наряду с Лондоном и Берлином. Зелёные насаждения в Москве не только выполняют санитарно-гигиенические и защитные функции, но и являются важным рекреационным ресурсом для отдыха городского населения.

На формирование городской среды большее воздействие в целом оказывают социальные и экономические факторы: особенности населения, распределение экономических ресурсов, застройка и деление города на функциональные зоны.

В Москве планировочная структура исторически менялась от линейной до радиально-кольцевой. Планировку современной Москвы можно назвать радиально-ветвистой, когда улицы веером (радиусами) расходятся от исторического центра и начинают ветвиться на периферии, покрывая густой сетью городские окраины. В Москве выделяются следующие основные функциональные зоны: селитебная (жилые районы), промышленная (территории крупных промышленных предприятий), коммунально-складская (склады, базы, транспортные парки) и внешнего транспорта (зона размещения крупных транспортных устройств и сооружений).

В градостроительстве при функциональном планировании учитывается, что город, прежде всего, крупный населённый пункт. В 2007 г. население Москвы составляло около 15 млн. человек, включая приезжих. Значительно повлиял на рост населения Москвы миграционный процесс – приток жителей из дальнего и ближнего зарубежья. Москва всегда была многонациональным городом. В настоящее время в столице проживают представители 130 национальностей. Для демографической ситуации Москвы характерны и другие особенности. Как и в большинстве европейских городов, в Москве происходит постепенное сокращение численности и доли населения молодого возраста.

Одним из главных показателей демографической ситуации и структуры экономики города является распределение занятого населения по отраслям хозяйства. Экономическая база города состоит из двух основных частей – градообразующих (производство продукции для региона, страны в целом) и градообслуживающих (производство продукции местного потребления) отраслей. Массовое развитие промышленности связано с появлением технологических ресурсных циклов. Их характерной особенностью является линейность, незамкнутость. Нарушения баланса вещества и энергии в этих циклах порождает современные экологические проблемы. Важной задачей становится широкое использование ресурсосбережения и ресурсосберегающих технологий.

Таким образом, для формирования городской среды требуется разумный, регламентированный режим согласованного сочетания природных и антропогенных факторов. Вот почему необходимо стремиться к оптимальному управлению городской средой, постоянному наблюдению за ней и оценке её качества.

Ваш досуг

Сходите на экскурсию в музеи.

Государственный Биологический музей имени К.А. Тимирязева

Адрес: ул. Малая Грузинская, 15

Телефон: (495) 252-36-81

Проезд: от ст. м. «Улица 1905 г.», «Баррикадная», «Краснопресненская» пешком.

Режим работы музея:

Вторник, четверг, пятница, суббота – с 10–00 до 18–00

Среда – с 12–00 до 20–00

Воскресенье – с 11–00 до 18–00

Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева основан в 1922 году Б.М. Завадовским. Идея создания этого уникального проблемно-тематического музея зародилась в недрах народного университета им. А.Л. Шанявского (существовал с 1908 по 1919), где Б.М. Завадовский проходил практикум в лаборатории экспериментальной биологии Н.К. Кольцова.
Музей впервые в мировой практике музейного дела, показывал такие направления биологии, как экология, физиология растений, физиология животных и человека, эндокринология, генетика, теория эволюции.

Музей землеведения МГУ

Адрес: Воробьёвы горы, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Главное здание МГУ, этажи 24–31.

Проезд: ст. м. «Университет», далее автобус 1, 113, 661, 119, маршрутное такси 1, 661, 57 до остановки «Дом культуры МГУ».

Телефон: (495) 939-29-76.

Режим работы: Ежедневно с 9.00 до 17.00, кроме субботы и воскресенья, только по предварительным заявкам. Заявки принимаются по телефону за две недели.

Музей землеведения МГУ – музей наук о Земле. Его основная функция – участие в учебном процессе студентов естественных и гуманитарных факультетов МГУ и других учебных заведений страны, а также школьников разного возраста – будущих абитуриентов университета. Экспозиции Музея раскрывают историю развития научного знания, рассказывают о последних достижениях научной мысли в области наук о Земле. Экспонаты «говорят» о взаимосвязи живого и неживого в природе, о формировании современной природы, возникновении и деятельности человека. Всё это рассматривается как различные стороны единого сложного процесса – эволюции планеты Земля, воспитывая и формируя биосферное мышление посетителей музея.

Государственный Дарвиновский музей

Адрес: ул. Вавилова, 57.
Телефон: (499) 132-10-47, (499) 134-61-24.

Проезд: ст. м. «Академическая», далее пешком по ул. Дмитрия Ульянова до ул. Вавилова; ст. м. «Ленинский проспект» или «Университет», далее – на трамвае 14 или 39 до остановки «Улица Дмитрия Ульянова».
Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последней пятницы месяца.

Государственный Дарвиновский музей был основан 7 октября 1907 г. молодым зоологом А.Ф. Котсом. В то время это был первый и единственный музей эволюции. Сегодня этот музей – крупнейший естественнонаучный музей Европы. Экспозиция рассказывает об истории становления теории эволюции, разнообразии жизни на Земле, об изменчивости и наследственности, о естественном отборе и борьбе за существование в природе. В залах музея установлены компьютеры, подключенные к Интернету.

Музей воды

Адрес: Саринский пр-д, 13.

Телефон: (495) 676-92-13.

Проезд: от ст. м. Пролетарская.

Режим работы: пн. – пт. 10.00–17.00. Вход свободный.

Музей воды был открыт в 1993 г. Экспозиция музея состоит из двух разделов. Первый посвящен истории строительства сооружений водопровода и канализации в Москве. Показаны этапы этого строительства – с древнейших времен и до наших дней. Второй раздел посвящен устройству и работе современных систем водоснабжения и канализования города. В экспозиции показан сложный путь, который проходит природная вода, прежде чем попасть в квартиры москвичей и на промышленные предприятия, а затем, после использования, возвратиться в природу.

gigabaza.ru

Практическая работа Анализ жизненного цикла товара Цель

Documents войти Загрузить ×
  1. Искусство и гуманитарные
  2. Общение
  3. Маркетинг
advertisement advertisement
Related documents
Интернет-магазин бытовой техники и электроники
Заявление на возврат товара ненадлежащего
Приложение №1 Техническое задание на поставку
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РН-САХАЛИННИПИМОРНЕФТЬ» (ООО «РН-СахалинНИПИморнефть)
При покупке сложнобытовой техники необходимо сначала
БРИФ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ LANDING PAGE Уважаемые заказчики
БЛАНК (техническое задание 2015)
3) Претензия о возврате денежных средств за технически
бриф — Блог о Яндекс Директ
cкачать заявление на возврат
Скачать advertisement

studydoc.ru

Практическая работа — Основные маркетинговые стратегии на различных этапах жизненного цикла товара

Томский Сельскохозяйственный Институт

НГАУ

Реферат по маркетингу

на тему:

«Основные маркетинговые стратегии на различных этапах

жизненного цикла товара»

Выполнила: студентка 439 гр.

….ова И.О.

Проверила: Воронцова О.В.

Томск-2003

Жизненный цикл товаров (ЖЦК) – это время существованиятовара на рынке, концепция ЖЦТ исходит из того, что любой товар рано или поздновытесняется с рынка другим, более совершенным или дешёвым товаром. Могут бытьтовары – долгожители, но вечного товара нет. Концепция ЖЦТ может применяться вотношении вида продукции, конкретной модели и торговой марки. Тип и особенноконкретная модель продукции обычно более чётко следуют традиционному жизненномуциклу, чем вид продукции или торговая марка.

Существуют несколько этапов ЖЦТ.

Этап внедрения на рынок.

Он начинается с момента поступления товара в продажи.Поскольку процесс распределения товара на множестве рынков требует времени,объём продаж в этот период увеличивается медленно. Таким хорошо известным товарам,как растворимый кофе, апельсиновый сок и порошковые сливки, потребовалосьнесколько лет, прежде чем они вступили в период быстрого роста. В случае сдорогостоящими новинками, такими как телевизоры, с высокой разрешающейспособностью, рост объёма продаж сдерживается и рядом других факторов, напримернезначительным числом потребителей, которые могут позволить купить себе новыйтовар.

На этапе внедрения компания либо несёт убытки, либополучает незначительную прибыль вследствие небольшого объёма продаж и высокихрасходов, связанных с организацией сбыта и рекламой.

Соотношение затрат на продвижение товаров и объёмпродаж в этот период максимально, поскольку необходимо:

ü<span Times New Roman»»>

Информировать потенциальных потребителей о новом, ещёнеизвестном товаре.

ü<span Times New Roman»»>

Убедить их опробовать товар и обеспечить сбыт черезпредприятия розничной торговли.

Основные усилия по сбыту товаров компания направляетна привлечение потребителей, обычно это представители групп с высоким уровнемдохода, так как цены на данном этапе достаточно высоки.

Маркетинговаястратегия на данном этапе.

Здесь руководители службы маркетинга могут задатьочень высокий или низкий уровень каждой из маркетинговых переменных (цены,продвижение, распределение, качество товара). Если рассматривать толькоценообразование и продвижение товаров, то руководители фирм использую одну изследующих стратегий.

1.<span Times New Roman»»>    

Стратегия быстрого “снятия сливок с рынка”.

Компания устанавливает высокие цены на новый товар иусиленно рекламирует его во всех средствах массовой информации. Высокая ценадаёт возможность получить соответствующую прибыль на единицу товара. Усиленноепродвижение необходимо, чтобы убедить рынок в достоинствах товара, даже привысоких ценах. Данный подход целесообразно использовать в случаях когда:

<span Courier New»;mso-fareast-font-family:«Courier New»»>-<span Times New Roman»»>    

большая частьпотенциального рынка ещё не знакома с товаром

<span Courier New»;mso-fareast-font-family:«Courier New»»>-<span Times New Roman»»>    

потребители,которые знакомы с товаром, намерены приобрести его, и могут заплатитьзапрашиваемую цену

<span Courier New»;mso-fareast-font-family:«Courier New»»>-<span Times New Roman»»>    

фирмасталкивается с потенциальными конкурентами и намерена завоевать лидирующиепозиции на рынке;

       

2.<span Times New Roman»»>    

Стратегия быстрого проникновения на рынок.

Фирма устанавливает низкие цены на новый товар иусиленно рекламирует его во всех средствах массовой информации, стимулируяжелание приобрести новинку. Данная стратегия способствует быстрейшемупроникновению товара на рынок и завоеванию наибольшей его доли. Еёцелесообразно использовать в следующих случаях:

<span Courier New»;mso-fareast-font-family: «Courier New»;mso-ansi-language:EN-US»>-<span Times New Roman»»>  

рынок имеет значительные размеры

<span Courier New»;mso-fareast-font-family: «Courier New»;mso-ansi-language:EN-US»>-<span Times New Roman»»>  

большинство покупателей чувствительны к ценам

<span Courier New»;mso-fareast-font-family:«Courier New»»>-<span Times New Roman»»>  

есть опасностьвыхода на рынок сильных конкурентов

<span Courier New»;mso-fareast-font-family:«Courier New»»>-<span Times New Roman»»>  

сокращаютсяиздержки компании на производство товара с увеличением масштабов производства иприобретением опыта;

3.<span Times New Roman»»>    

Стратегия медленного проникновения на рынок.

Фирма устанавливает низкие цены на товар и усиленнорекламирует его в средствах массовой информации. Низкие цены будутспособствовать быстрому признанию товара, а небольшие издержки на продвижениеприведут к росту прибыли. Компания считает, что спрос весьма чувствителен кцене, но минимально восприимчив к рекламе. Данную стратегию используют вследующих случаях:

<span Courier New»;mso-fareast-font-family:«Courier New»»>-<span Times New Roman»»>  

рынок имеетзначительные размеры

<span Courier New»;mso-fareast-font-family:«Courier New»»>-<span Times New Roman»»>  

рынокчувствителен к ценам

<span Courier New»;mso-fareast-font-family:«Courier New»»>-<span Times New Roman»»>  

существует угрозавыхода на рынок конкурентов.

Этап роста.

На данном этапе отличается резкое увеличение объёмапродаж. Потребители, признавшие товар с момента его появления на рынке, будутпродолжать покупать его, и их примеру последуют другие. На рынке появляютсяконкуренты, которых привлекают возможности производства товара в большом объёмеи получение высоких прибылей. Они предлагают товар, наделённый новымисвойствами, и находят новые каналы сбыта. Цены остаются на прежнем уровне илинемного снижаются по мере увеличения спроса. Компании удерживают затраты напродвижение товара на прежнем уровне или немного увеличивают их, чтобывыдержать конкуренцию, и продолжают привлекать потенциальных потребителейрекламы и других маркетинговых стратегий. Прибыли от увеличения объёма продажрастут намного быстрее, чем издержки, что приводит к уменьшению соотношенияиздержек на рекламу и объёма продаж.

Прибыли на этом этапе растут, поскольку:

<span Courier New»;mso-fareast-font-family:«Courier New»»>-<span Times New Roman»»>  

издержки нарекламу приходятся на больший объём продаж

<span Courier New»;mso-fareast-font-family:«Courier New»»>-<span Times New Roman»»>  

издержкипроизводства как следствие его расширения сокращаются быстрее, чем уменьшаютсяцены;

Однако темпы роста начинают снижаться. Важно вовремяопределить момент замедления темпов роста производства, чтобы перейти косуществлению новых стратегий маркетинга.

Стратегиимаркетинга на этапе роста.

Длятого чтобы максимально продлить этап роста, фирма может прибегнуть к несколькимстратегиям:

·<span Times New Roman»»>       

Улучшить качествотоваров, придать ему новые свойства и “укрепить” его положении на рынке.

·<span Times New Roman»»>       

Выпустить новыемодели и модификации, а так же расширить номенклатуру размеров, ароматов, ит.д., чтобы защитить основной товар.

·<span Times New Roman»»>       

Выйти на новыесегменты рынка.

·<span Times New Roman»»>       

Расширитьдействующие каналы сбыта и найти новые.

·<span Times New Roman»»>       

В рекламе перейтиот осведомления к стимулированию предпочтения.

·<span Times New Roman»»>       

Снизить цены,чтобы привлечь потребителей, для которых их уровень является доминирующимфактором приобретения товара.

Компания на этапе роста должна решить проблему выборамежду большой долей рынка и высокими текущими прибылями. Вкладывая деньги в усовершенствованиетовара, стимулирование его сбыта и распределение, она имеет возможность занятьгосподствующее положение на рынка. Но при этом фирма отказывается отсиюминутной прибыли в надежде получить намного больший доход от внедренияперспективных стратегий.

Этап зрелости.

В определённый момент существования товара на рынкетемпы роста объёмов продаж начинают замедляться, наступает стадия относительнойзрелости. По времени этот этап обычно длиннее предыдущих и ставит сложныезадачи в сфере управления маркетингом.

Большинство товаров на рынке находятся в стадиизрелости, следовательно, и управление маркетингом следует перестраивать врасчете на зрелый товар.

На данном этапе выделяют 3 фазы:

1.<span Times New Roman»»>    

Фаза «взросления» — темпы роста продаж начинаютзамедляться, сбытовая сеть стабилизируется.

2.<span Times New Roman»»>    

Фаза «стабильной зрелости» — объём продаж держится напостоянном уровне вследствие насыщения рынка. Большинство потенциальныхпотребителей уже опробовали товар, и показатели объёмов продаж зависят отчисленности населения и потребности в приобретении нового товара взаменстарого.

3.<span Times New Roman»»>    

Фаза « старения» — абсолютный уровень объёмов продажначинает снижаться, поскольку интересы потребителей переключаются на другойтовар.

Замедление темпов роста объёмов продаж приводит кувеличению запасов готовой продукции, что ведёт к обострению конкуренции.Конкуренты стремятся найти и занять свободные ниши рынка. Они всё чащеприбегают к продаже товара по сниженным ценам, усиленно рекламируют продукт.Растут ассигнования на исследования и разработки в целях усовершенствованиятовара, создания их новых модификаций и расширения их ассортиментной группы. Изборьбы выбывают наиболее слабые конкуренты. В итоге на рынке остаются толькопрочно закрепившиеся конкуренты, основная цель которых – получение конкурентныхпреимуществ. Господствующее положение на рынке занимают несколько гигантов, надолю которых приходится большая часть выпускаемых товаров. Они обслуживают весьрынок и получают прибыль главным образом за счёт большого объёма производства инизких издержек. Этих гигантов окружает множество фирм, занявших различныениши: компании, специализирующиеся на обслуживании одного сегмента рынка, напроизводстве одного товара. Таким образом, руководители фирмы, работающей на«зрелом» рынке должны решить: стоит ли вступать в борьбу за место в «большойтройке» и получать прибыль от больших объёмов и низких издержек производстваили обратиться к стратегии занятия ниши и получать прибыль от высоких наценок.

Стратегиимаркетинга на данном этапе.

На этапе зрелости некоторые компании отказываются отпроизводства товаров, пользующихся наименьшем спросом у потребителей,предпочитая направить ресурсы на производство наиболее прибыльных или новыхтоваров. Продавцам необходимо постоянно искать новые пути в использованиинеисчерпаемых возможностей модификации рынка, продукта и маркетинга – микс.

Модификациярынка. Компания может увеличить числопокупателей «зрелых» марок товаров, оперируя двумя составляющими, которыеопределяют объём продаж:

Объём продаж =число потребителей марки∙ интенсивность потребления одного потребителя

Выделяют три способа увеличения числапотребителей марки:

1.<span Times New Roman»»>    

Завоевание доверия потребителей, не пользующихсятоваром.

2.<span Times New Roman»»>    

Выйти на новые сегменты рынка. Фирма выходит на новыесегменты рынка, выделенные по географическому, демографическому или инымпринципам, на которых используют такой еж товар, но другой марки. Например,фирма Johnson&Johnsoncуспехомпродавала детские шампуни взрослым пользователям.

3.<span Times New Roman»»>    

Переманить на свою сторону клиентов компаний –конкурентов. Компания призывает оценить её товар с точки зрения сравнения сконкурентами. Например, Pepsi-Colaпостоянно соблазняет покупателей Coca-Colaпереключитьна её товар.

Увеличение интенсивности потребления однимпотребителем достигается следующими стратегиями:

1.<span Times New Roman»»>    

Более частое использование. Компания пытается убедитьпотребителей увеличить частоту использования товара.

2.<span Times New Roman»»>    

Более интенсивное потребление товара. Так,производитель шампуня указывает, что эффект достигается при двукратном использовании.

3.<span Times New Roman»»>    

Новые и более разнообразные способы использования.Компания стремится открыть новые возможности использования товара и убедитьпотребителей не упускать их. Например, производитель пищевых продуктов наупаковке приводит несколько рецептов его приготовления.

Модификацияпродукта. Стратегия повышениякачества направлена на совершенствование функциональных характеристик товара –его долговечности, надёжности, вкуса.

Эта стратегия эффективна:

<span Courier New»;mso-fareast-font-family:«Courier New»»>-<span Times New Roman»»> 

пока существует возможность улучшить качество;

<span Courier New»;mso-fareast-font-family:«Courier New»»>-<span Times New Roman»»> 

пока покупатели верят утверждениям о повышениикачества;

<span Courier New»;mso-fareast-font-family:«Courier New»»>-<span Times New Roman»»> 

пока достаточно много потребителей готовы заплатить заболее высокое качество.

Стратегия улучшения свойств направлена на приданиетовару новых свойств (например, размер, добавки, аксессуары), делающих его болееуниверсальным, безопасным или удобным. Периодически модернизируя товар, фирмаприобретает имидж компании – новатора и завоёвывает приверженность техсегментов рынка, которые ценят именно эти свойства. Основной недостатокзаключается в том, что новые свойства легко копируются конкурентами, и еслифирма не будет постоянно стремиться к лидерству, свойства перестанут приноситьприбыль.

Стратегия улучшения внешнего оформления заключается втом, что она способствует выделения товара, придания ему черт уникальности изавоеванию приверженности потребителей. Однако, реализуя её, компаниясталкивается с рядом проблем. Во – первых, предугадать, понравится потребителямвнешний вид и какой именно они предпочитают, весьма непросто. Во – вторых,изменение внешнего вида товара обычно подразумевает отказ от старого, что можетвызвать негативную реакцию у потребителей. Например, покупателей, возможно,привлечёт на первый взгляд совсем незначительное усовершенствование.

Модификациямаркетинга – микс. Нередко компаниястремиться стимулировать сбыт с помощью модификации одного или несколькихэлементов маркетинга. Перед тем, как изменять маркетинг – микс, необходимоответить на вопросы.

Ø<span Times New Roman»»>

Цена. Привлечёт ли снижение цены новых потребителей?Или целесообразно повысить цену и тем самым подчеркнуть качество товаров?

Ø<span Times New Roman»»>

Сбыт. Возможно ли привлечь больше предприятийрозничной торговли к реализации товара, использовать новые каналы сбыта?

Ø<span Times New Roman»»>

Стимулирование сбыта. Не прибегнуть ли к активнымприёмам стимулирования сбыта?

Ø<span Times New Roman»»>

Кадровые изменения. Возможно увеличить количествоторгового персонала и повысить качество его работы?

Ø<span Times New Roman»»>

Обслуживание. Имеет ли возможность компания ускоритьпоставки, оказывать техническую помощь в большем объёме, предоставлять кредит?

Основная проблема трансформации маркетинга – миксзаключается в том, что её легко воспроизводят конкуренты. В этом случаекомпания не получает ожидаемой прибыли (как и конкуренты), так как ихмаркетинговые усилия будут направлены на борьбу друг с другом.

Этап спада.

Неизбежен тот момент, когда объём продаж большинстваразновидностей товаров или марок начинает снижаться. Это объясняетсядостижениями в области развития технологий, изменения вкуса потребителей – этоприводит к затовариванию, снижению цен и сокращению прибыли. На данном этапенекоторые фирмы покидают рынок. Оставшиеся могут сократить число предлагаемыхтоваров, уйти с незначительных сегментов рынка и ещё более снизить цены.

Стратегиямаркетинга на этапе спада.

Успешное управление «стареющими» товарами требует откомпании решения ряда задач.

Выявление«стареющих» товаров. Задача –разработка системы выявления товаров, вступивших в стадию спада.

Выборстратегии маркетинга.Некоторые фирмына данном этапе покидают рынок раньше других. Многое зависит от наличия вотрасли барьеров на выходе и их высоты. Чем ниже барьер, тем легче компаниипокинуть отрасль и тем соблазнительнее для других фирм продолжить работы ипереманить к себе оставшихся клиентов и увеличить объём продаж.

Существуют 5 стратегий, которые используют фирмы наданном этапе.

1.<span Times New Roman»»>          

Увеличениеинвестиций с целью захватить лидерство или укрепить позиции на рынке.

2.<span Times New Roman»»>          

Сохранениеопределённых уровней капиталовложений, пока не прояснится ситуация в отрасли.

3.<span Times New Roman»»>          

Сокращениеинвестиций, отказ обслуживать группы менее выгодных потребителей и одновременноувеличить капиталовложение в прибыльные ниши.

4.<span Times New Roman»»>          

Отказ отинвестиций в целях быстрого пополнения денежных средств.

5.<span Times New Roman»»>          

Отказ отпроизводства товара и продажа освободившихся основных средств с наибольшейвыгодой.

Решение обисключении товара из номенклатуры. Есликомпания принимает решение об исключении товара из номенклатуры продукции, ейнеобходимо продумать, как это произвести с наибольшей выгодой. Если товарреализуется через каналы сбыта и имеет хорошую репутацию, его можно продатьдругой фирме. Если производитель не в состоянии найти покупателей на свойтовар, ему приходится решать, насколько быстро необходимо изымать его изассортимента, в каких объёмах сохранять товарно-материальные запасы и на какомуровне поддерживать обслуживание бывших потребителей.

Список использованной литературы:

1.<span Times New Roman»»>          

Филипп Котлер«Маркетинг, менеджмент», изд. «Питер», С.-П., 1999г.

2.<span Times New Roman»»>          

«Маркетинг» подред. академика А.Н. Романова, издательское объединение «ЮНИТИ», Москва – 1995.

3.<span Times New Roman»»>          

«Маркетинг» подред. Н.Д. Эриашвили, издательство «ЮНИТИ», Москва – 2000.

www.ronl.ru

Жизненный цикл товара — задания

 

Жизненный цикл товара (product life cycle) – это период существования определенного вида товара на рынке (в продаже) от его появления на рынке до ухода.

Жизненный цикл любого товара характеризуется изменением во времени объемов продаж и прибыли.

 

Этапы Жизненного Цикла Товара

0 этап . Разработка. Период высоких затрат на разработку товара при полном отсутствии продаж.

1. Внедение на рынок. Это период медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. Обычно этот этап требует активной кампании по продвижению товара, необходимы большие затраты на формирование каналов и мест сбыта.

2. Рост. Период быстрого признания товара потребителями и значительного увеличения прибыли, характеризуется высокими темпами роста объемов продаж.

3. Зрелость. Период замедления темпов роста объема продаж, поскольку товар нашел признание у большой группы покупателей. Прибыль стабилизируется и постепенно начинает снижаться за счет затрат на маркетинговые мероприятия, проводимые в целях отражения атак конкурентов.

4. Спад. Период снижения объема продаж и уменьшения прибыли.

Понятие ЖЦТ применимо к:

  1. классам товарам (или товарным категориям), которые имеют самый длинный жизненный цикл (игрушки, мобильные телефоны, интернет-порталы).
  2. разновидностям товаров, имеющим традиционную кривую жизненного цикла,
  3. товарам определенного вида  имеют либо стандартную кривую ЖЦТ, либо одну из ее разновидностей,
  4. отдельным торговым маркам, которые могут иметь как продолжительный, так и короткий жизненный цикл.
  5. к таким явлениям, как  мода, стиль и увлечения

 

www.e-ope.ee

Практическая работа № 4«Характеристика бренда. Определение вида и стадии жизненного цикла товаров»

Задание 1.Распределите в определенной последовательности сле­дующие этапы процесса разработки товара-новинки (рис. 1).

1. Разработка замысла и его проверка.

2. Испытание в рыночных условиях.

3. Анализ возможностей производства и сбыта.

4. Разработка товара.

5. Формирование идей.

6. Разработка стратегии маркетинга.

7. Развертывание коммерческого производства.

8. Отбор идей.

  è   è   è   è   è   è   è  

Рис. 1. Этапы процесса разработки товара-новинки

Задание 2.На рис. 1укажите стадии (фазы) жизненного цикла товара.

1. Стадия подготовки к вводу товара на рынок.

2. Стадия спада.

3. Стадия зрелости.

4. Стадия роста.

5. Стадия насыщения.

 
 

Рис. 1. График жизненного цикла товара

Задание 3.На рис. 2 изображены три уровня товара с соответствующими характеристиками каждого уровня. По имеющимся характеристикам определите название каждого уровня: товар по замыслу; товар с подкреплением; товар в реальном исполнении.

    Монтаж    
    Упаковка    
  Марочное название   Свойства  
Поставки и кредитование   Основная выгода или услуга   Послепродажное обслуживание
  Качество   Внешнее оформление  
         
    Гарантия    

Рис. 2. Характеристика уровня товаров

Задание 4.Заполните блок-схему (рис. 3), используя следующие элементы:

1. Реализация новой ценовой стратегии;

2. Определение спроса;

3. Формирование целей ценообразования;

4. Приспособление установленных цен;

5. Анализ цен и товаров конкурентов, собственных издержек.

  è   è   è   è  

Рис. 3. Схема процесса разработки исходной цели

Задание 5.Изучите типичные заблуждения менеджеров при принятии решения о судьбе новой технологии на его предприятии, характерные сегодня для стран развитого рынка. Можно ли назвать их характерными для России?

Заблуждение 1. При выборе новой технологии исходят из ее привлекательности и грандиозных возможностей, которые она сулит. На самом деле надо исходить из того, насколько она будет удовлетворять требования потребителей. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Заблуждение 2. Считается, что при выборе новой технологии необходимо исходить из анализа теоретической рациональности и целесообразности ее внедрения. На самом деле надо учитывать сильное влияние нынешней практики и прошлого опыта. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Заблуждение 3. Все усовершенствования и нововведения, в конце концов, будут восприняты и переняты. На самом деле надо осознать, что большинство из них не окончится и не должно окончиться успехом.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Заблуждение 4. Технологические усовершенствования обладают самостоятельной ценностью. На самом деле только потребитель определяет их истинную ценность. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Заблуждение 5. Выигрывают принципиально новые технологии. На самом деле новое не всегда значит лучшее

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Заблуждение 6. Перспективы применения новой технологии предопределяют ее успешное внедрение. На самом деле решающим фактором часто является инфраструктура, необходимая для ее внедрения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



 

Продумайте, имеются ли сегодня в России объективные условия для воспроизведения подобных ошибок.

 

Задание 6.Практика знает разные пути обеспечения конкурентоспособности фирмы. Среди них:

1. Снижение издержек производства до уровня ниже, чем у конкурентов.

2. Более высокий технический уровень продукции, нежели у конкурентов.

3. Более высокая надежность изделий.

4. Более высокая скорость доставки товара.

5. Более совершенный дизайн товара.

6. Улучшенная упаковка.

7. Повышенная насыщенность рекламы.

8. «Индивидуализация» изделия по требованию заказчика.

9. Более совершенное техническое обслуживание проданного изделия.

10. Длительные сроки гарантии и другие.

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Какие другие пути повышения конкурентоспособности фирмы можно предложить?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие из упомянутых и предложенных Вами направлений деятельности по повышению конкурентоспособности фирмы являются наиболее действенными? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

cyberpedia.su

ПР_1_ЖЦ

Практическая работа № 1.

Анализ жизненного цикла продукции

Цель работы: Изучить особенности и описать основные этапы жизненного цикла для конкретного объекта.

1. Постановка задачи

Для выбранного объекта провести анализ этапов жизненного цикла продукции.

2. Выбор варианта

Система для исследования (см. п.6) выбирается в соответствии с номером вашего варианта (номер варианта присваивается системой автоматически)

3. Задание на выполнение

3.1. Выбрать вариант исследуемой системы в пункте 6.

3.2. Изучить основные этапы жизненного цикла для конкретного объекта.

3.3. Сформулировать цель и результат каждого этапа жизненного цикла для конкретного объекта. Кратко описать особенности реализации каждого этапа. Для этого заполнить таблицу 1.

Таблица 1 – Этапы создания продукции

№ п/п

Этап жизненного цикла

Цель этапа

Краткое описание этапа

Результат этапа

1

2

3

4

5

3.4. По результатам проделанной работы сделать выводы.

3.5. Оформить работу в текстовом редакторе Word.

  1. Требования к оформлению отчета по практической работе

    1. Работу оформить в текстовом процессоре MSWordв печатном виде.

  • Текст пояснительной записки располагается на одной стороне листа и выполняется шрифтом TimesNewRomanразмером в 14 пикселей, стиль—обычный, межстрочный интервал—одинарный.

  • Страницы имеют следующие параметры (поля): слева-25 мм, справа-10мм, сверху и снизу – по 20 мм.

  • Рисунки и таблицы выполняются в текстовом процессоре Wordили процессореExcel. Все рисунки и таблицы должны иметь соответствующую сквозную нумерацию, название и при необходимости пояснительный текст.

    1. Пояснительная записка должна содержать описание выполнения каждого пункта задания.

    2. Результаты выполнения заданий представить в электронном виде.

5. Методические рекомендации для выполнения практической работы

Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании. Существует понятие этапа жизненного цикла продукции — условно выделяемой его части, которая характеризуется спецификой производимых на этом этапе работ и конечными результатами.

Неразрывность этапов ЖЦП подсказала исследователям проблемы качества модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окружности), составляющими которой служат отдельные этапы ЖЦП (рисунок 1). Эту модель раньше называли петлей качества(спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 – «процессами жизненного цикла продукции». Важнейшее требование к СК состоит в том, что управление качеством должно охватывать все этапы ЖЦП.

Рисунок 1 – Процессы жизненного цикла продукции

На этапе маркетинговых исследований осуществляется систематическая работа по изучению рынков сбыта и требований потребителей к продукции предприятия; условий эксплуатации продукции; возможности поставщиков материальных ресурсов в отношении качества и дисциплины поставок.

На этапе проектирования и разработки продукции выявленные по результатам маркетинга потребительские требования трансформируются в технические требования. Итогом проектирования являются техническая документация (конструкторская и технологическая документация) и опытный образец.

В процессе закупокорганизация оценивает и выбирает поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации.

В процессе производства осуществляются подготовка и обеспечение технологического процесса и овладение практическими приемами изготовления продукции со стабильными значениями показателей и в заданном объеме выпуска. При предоставлении материальной услуги осуществляется технологический процесс исполнения (приготовление блюда, химчистка изделия, подготовка товара к продаже) в соответствии с технологическими регламентами.

Проверкапродукции включает в себя контроль, измерения и испытания (при необходимости), осуществляемых на всех этапах ЖЦП. Заключительным этапом проверки является приемочный контроль, по результатам которого должно быть подтверждено соответствие готовой продукции установленным требованиям.

Упаковывание и хранениедолжны способствовать сохранению качества в сферах производства и обращения (часть ЖЦП от отгрузки ее изготовителем до получения конкретным потребителем), при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании, хранении на складах.

Распределение и реализациязаключается в закупке товаров оптовыми организациями с цель осуществления продажи магазинам и отпуск розничными организациями товаров покупателям. На этом этапе субъектом управления качеством становится персонал организации сферы услуг. При этом продолжается предоставление услуги, в частности осуществляется обслуживания потребителя услуги. Основная задача исполнителей услуги – обеспечение качества услуги и высокой культуры обслуживания.

На этапе эксплуатации(использования и потребления) к управлению подключается потребитель продукции. От того, насколько грамотно он будет использовать (эксплуатировать) продукцию, будет, в частности, зависеть ее срок службы.

На стадии утилизациинеобходимо предупредить вредное воздействие использованной продукции на окружающую природную среду.

Этапом утилизации не заканчивается деятельность организации. К этому сроку, а практически еще раньше, организация начинает изучать предполагаемые потребности, уточнять текущие потребности и после маркетинговой деятельности приступает к проектированию новой продукции. Так возникает новый виток деятельности в области качества – от этапа маркетинга до этапа утилизации и т.д.

6. Исходные данные к практической работе

№ вар.

Вид продукции или услуг

1

Телевизоры бытовые стационарные, малогабаритные переносные

2

Бытовая металлическая посуда

3

Шкаф офисный

4

Торты

5

Фруктовые соки в упаковке

6

Карбюраторные двигатели

7

Комплектные системные блоки компьютеров

8

Автомобильные сиденья в комплекте

9

Электронно-лучевые мониторы

10

Стекла в комплекте

studfiles.net

Анализ жизненного цикла продукции. Этапы жизненного цикла и их особенности

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1.Понятие жизненного цикла продукции.

Основные этапы жизненного цикла продукции………..…………………..5

2. Анализ жизненного цикла товара…………………………………………..8

2.1 Финансовые показатели для анализа жизненного

цикла продукции…………………………………………………………..8

2.2. Финансовые критерии для анализа жизненного

цикла продукции…………………………………………………………..13

3. Практическая часть курсовой работы………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….49

Список литературы……………………………………………………………..50

ПРИЛОЖЕНИЕ №1…………………………………………………………….51

ПРИЛОЖЕНИЕ №2…………………………………………………………….52

ВВЕДЕНИЕ

Подавляющая часть товаров имеет ограниченную продолжительность существования на рынке. Из повседневной практики известно, что каждый товар обладает своим жизненным циклом. Каждый конкретный товар появляется, существует, удовлетворяя какие-либо потребности. Исчерпав свои возможности, он прекращает свое существование. Период существования определенного товара — от момента его появления на рынке (в продаже) до момента исчезновения с рынка и называется жизненным циклом товара.

Жизненный цикл товара характеризует динамику объемов продаж и получаемой прибыли от момента выведения нового товара на рынок до ухода с рынка.

Информация о жизненном цикле товара,безусловно, актуальна, так как она важна для предприятия, выпускающего товар, прежде всего при изучении рынков, а также при планировании своей деятельности.

Проведение исследований жизненного цикла товара превращается в одно из важнейших направлений деятельности современных предприятий во всем мире.

Решения, принимаемые в товарной политике, во многом зависят от того, на каком этапе жизненного цикла товар находится. В этой связи анализ жизненного цикла осуществляется на протяжении всей деятельности компании, является важнейшей задачей маркетинговых исследований, источником информации для принятия решений по всем составляющим комплекса маркетинга, и, прежде всего по товарной политике.

Анализ концепций жизненного цикла товара позволяет принять ряд срочных мер по изменению объемов производства и сбыта, уровня цен, методов продвижения товаров, которые дают возможность минимизировать затраты, добиться максимальной прибыли, и в конечном счете — продлить наиболее прибыльные этапы жизненного цикла товара.

Все эти аспекты определяют актуальность выбранной темы.

Цель курсовой работы – выявить роль и значение анализа основных этапов жизненного цикла товара.

Таким образом первый параграф моей курсовой работы посвящен изучению общих вопросов, касающихся жизненного цикла товара. Во втором параграфе изложены основы анализа жизненного цикла товара. В третьем параграфе «Практическая часть курсовой работы» приведен фрагмент анализа выполнения годовой производственной программы.

ПОНЯТИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ

Изучение колебаний объемов и продолжительности производства того или иного продукта позволило установить, что эти показатели изменяются во времени циклически, закономерными и поддающимися измерению интервалами. В экономической науке явление периодического колебания объемов и продолжительности производства и сбыта продукта называют экономическим циклом жизни продукта или коротко — циклом жизни продукта.

Маркетинг в первую очередь интересует цикл жизни товара на рынке. По времени он короче экономического цикла, включающего фазы создания прототипа продукта, его экспериментального производства и короткий первоначальный период серийного производства, когда продукт еще не «дошел» до потребителя.

Жизненный цикл товара – это время существования товара на рынке. Концепция жизненного цикла товара исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром. Могут быть товары-долгожители, но вечного товара нет.

Концепция жизненного цикла товара впервые была разработано и опубликована в 1956 г. известным американским экономистом и маркетологом Теодором Левитом. Эта концепция основана на том, что товару отведен определенный срок жизни, в течение которого он проходит ряд этапов. Цель маркетинга заключается в том, чтобы, по возможности, продлить срок пребывания товара на рынке. При этом следует некоторые этапы жизненного цикла товара сокращать, а некоторые – затягивать, пользуясь инструментами регулирования спроса. Для успешного достижения цели необходимо в каждом конкретном случае разрабатывать концепцию жизненного цикла товара.

Концепция жизненного цикла товара – это документ (иногда многотомный), в котором отражаются результаты работы специалистов по определению стратегии и тактики на различных этапах жизненного цикла товара. Основная цель этой работы – внимательное слежение за всеми стадиями жизненного цикла товара или нескольких товаров .

Этапы жизненного цикла товара.

Жизненный цикл товара и его стадии можно изобразить графически.

Для этого на оси X отложим время, а на оси Y — объем продажи товара в данный момент времени:

Рис.1. Кривая жизненного цикла товара

I этап – этап внедрения товаров на рынок. Объемы их производства и реализации растут медленными темпами. Товары являются новыми, поэтому возникают трудности и с производством, и с реализацией продукции. К приобретению новых товаров настороженно относятся многие потребители. Спрос мал, производство не отложено, затраты на рекламу велики, каналы товародвижения только устанавливаются.

II этап – этап роста спроса на товар. На этом этапе темпы роста продаж резко возрастают, товар признается покупателями. Производство отложено, интенсивно модернизируется, издержки на него сокращаются, растет качество продукции, каналы товародвижения установлены и реклама налажена. На этом этапе затраты предприятия на модернизацию производства и самой продукции могут достигать 50-60% общих затрат на производство продукции.

III этап – этап зрелости товара, относительной стабильности жизненного цикла товара. Большинство покупателей уже сделали покупки. Пик продаж, темпы их роста падают. Предприятие предпринимает разнообразные методы стимулирования спроса: снижает цены, предоставляет льготы при повторных или неоднократных покупках товаров, улучшает сервис.

IV этап – этап насыщения. Рост продаж прекращается. Цена сильно снижается. Но, несмотря на снижение цены и использование других мер воздействия на покупателей, рост продаж прекращается. Охват рынка очень высок. Компании стремятся увеличить свой сектор на рынке. На этом этапе высока вероятность повторного технологического совершенствования товара и технологии. Часто этот этап соединяют с этапом зрелости по той причине, что четкого различия между ними нет.

V этап – этап спада. Он характеризуется резким сокращением объемов производства и реализации продукции вследствие насыщения рынка товаром и удовлетворенности покупательского спроса, а также усиления конкуренции со стороны новых потребительских товаров. Пытаясь удержать свои позиции, предприятия вкладывают дополнительные средства в модернизацию производства, повышение качества и удешевление продукции, прекращают производство неконкурентоспособных товаров.

2. АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА

2.1 Финансовые показатели для анализа жизненного цикла продукции

Анализ жизненного цикла является широкоиспользуемым инструментом обоснования стратегического выбора, направленного на регулярное появление новых продуктов и развитие перспективных видов бизнеса. Жизненный цикл продукции — одна из наиболее распространенных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности производства какого-либо вида товара или услуги.

Для обнаружения сигналов о возникновении явлений кризисного состояния предприятия необходимо постоянное наблюдение за его деловыми и финансовыми показателями. Их анализ дает возможность количественно оценить явления. Одни и те же показатели могут иметь различное значение и тенденцию на разных этапах жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия. Поэтому анализ показателей по этапам жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия позволит выявить тенденцию развития кризисных явлений на основе количественных и качественных оценок.

Деловые и финансовые показатели делятся на несколько групп: показатели ликвидности, финансового состояния, оборачиваемости, рентабельности. В свою очередь, их можно подразделить по признаку отслеживания и изменяемости как по этапам жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия, так и по времени. В таблице №1 представлены показатели, требующие особого внимания на различных этапах жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия. Исходя их данных таблицы №1, не следует делать вывод о том, что на других этапах показатели не требуют отслеживания. Просто на данных этапах они становятся более важными для анализа выживаемости предприятия. Например, на этапе зарождения предприятия особое внимание должно быть уделено показателям ликвидности и финансовым показателям. На данном этапе предприятие может еще не работать на полную мощность, и делать какие-либо выводы по показателям рентабельности или оборачиваемости еще рано. На этапе зарождения важно, чтобы предприятие имело хорошие показатели ликвидности и финансовые показатели, поэтому необходимо добиться их стабильности. К этапу ускорения роста финансовые показатели и показатели ликвидности должны быть уже стабильны. Если они не стабилизировались на предыдущем этапе, то это означает, что предприятие не достигло требуемой степени конкурентного преимущества и стоит на грани банкротства. Требуется вмешательство на уровне пересмотра миссии предприятия или, как минимум, его маркетинговой стратегии. На этапе ускорения важным становится отслеживание показателей оборачиваемости. Чем выше показатели оборачиваемости, тем лучше идут дела у предприятия.

mirznanii.com