Защита гражданских прав в административном порядке – Защита гражданских прав — Понятие и содержание административной формы защиты гражданских прав

54. Порядок и способы защиты гражданских прав.

Всякое право, в том числе и любое субъективное гражданское право, имеет для субъекта реальное значение, если оно может быть защищено как действиями самого управомоченного субъекта, так и действиями государственных или уполномоченных государством органов.

Право на защиту является элементом — правомочием, входящим в содержание всякого субъективного гражданского права. Поэтому субъективное право на защиту — это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.

Содержание права на защиту, т.е. возможности управомоченного субъекта в процессе его осуществления, определяется комплексом норм гражданского материального и процессуального права, устанавливающих:

а) само содержание правоохранительной меры;

б) основания ее применения;

в) круг субъектов, уполномоченных на ее применение;

г) процессуальный и процедурный порядок ее применения;

д) материально-правовые и процессуальные права субъектов, по отношению к которым применяется данная мера.

Сама закрепленная или санкционированная законом правоохранительная мера, посредством которой производится устранение нарушения права и воздействие на правонарушителя, называется в науке гражданского права способом защиты гражданского права.

Перечень способов защиты гражданских прав содержится,

как правило, в общей части гражданского законодательства. В ст. 12 ГКзакреплено, что защита гражданских прав осуществляется путем:

1) признания права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

4) признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

5) самозащиты права;

6) присуждения к исполнению обязанности в натуре;

7) возмещения убытков;

8) взыскания неустойки;

9) компенсации морального вреда;

10) прекращения или изменения правоотношения;

11) неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

12) иными способами, предусмотренными законом.

Содержание каждого из указанных способов защиты и порядок его применения конкретизируются в нормах общей части гражданского законодательства (ст. 13-16 ГК), в нормах, относящихся к институтам сделок, права собственности, обязательственного права.

Порядок и пределы применения конкретного способа защиты гражданского права зависят от содержания защищаемого субъективного права и характера его нарушения. Этому правилу не противоречит то обстоятельство, что в гражданском праве нередки случаи, когда одновременно применяются несколько различных способов защиты гражданских прав. Так, например, реституция может применяться одновременно с механизмом обязательства из неосновательного обогащения; удержание вещи, выступающее мерой оперативного воздействия, может иметь место одновременно с гражданско-правовой ответственностью лица, нарушающего право лица, удерживающего вещь, и т.п. Нетрудно видеть, что, несмотря на это, использование того или иного способа защиты гражданских прав опирается на собственное основание. В первом примере применение реституции основывается на факте недействительности сделки, применение обязательств из неосновательного обогащения — на том, что какой-либо из участников такой сделки неосновательно приобрел чужое имущество.

Каждый способ защиты гражданского права может применяться в определенном процессуальном или процедурном порядке. Этот порядок именуется формой защиты гражданского права. В науке гражданского права различают юрисдикционную и неюрисдикционную форму защиты прав. Юрисдикционная форма защиты — это защита гражданских прав государственными или уполномоченными государством органами. Юрисдикционная форма защиты означает возможность защиты гражданских прав в судебном или административном порядке. Судебная форма защиты гражданских прав наиболее полно соответствует принципу равенства участников гражданских правоотношений. В п. 1 ст. 11 ГК говорится, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Защита гражданских прав в административном порядке путем обращения к вышестоящему органу или должностному лицу нетипична для гражданского права. Поэтому в п. 2 ст. 11 ГК указано, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. В качестве примера законодательного разрешения защиты гражданского права в административном порядке можно привести правила о рассмотрении споров об отказе выдачи патентов Апелляционной палатой Патентного ведомства РФ. В отдельных случаях закон предусматривает альтернативную возможность защиты гражданского права как в административном, так и в судебном порядке — по выбору управомоченного лица. Так, дела по жалобам граждан на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, дела по жалобам на отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации за границу или на въезд из-за границы можно по выбору управомоченного лица возбуждать в суде либо обращаться с ними к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу или должностному лицу (ст. 239.4 ГПК). Законом может быть предусмотрена ситуация, когда защита гражданского права в административном порядке является обязательным предварительным условием для обращения в суд. В таком порядке, например, рассматриваются споры, связанные с отказом в предоставлении либо с изъятием земельных участков. Следует иметь в виду, что решение, принятое в административном порядке, в любом случае может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК).

Неюрисдикционная форма защиты гражданского права — защита гражданского права самостоятельными действиями управомоченного лица без обращения к государственным и иным уполномоченным органам. Такая форма защиты имеет место при самозащите гражданских прав и при применении управомоченным лицом мер оперативного воздействия.

Классификация способов защиты гражданских прав

Способы защиты гражданских прав, допускаемые законом, отличаются друг от друга по юридическому и материальному содержанию, формам и основаниям применения. По этим признакам способы защиты гражданских прав можно классифицировать на следующие виды:

а) фактические действия управомоченных субъектов, носящие признаки самозащиты гражданских прав;

б) меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав;

в) меры правоохранительного характера, применяемые к нарушителям гражданских прав компетентными государственными или иными органами.

63

studfiles.net

ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ

В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ
А. ГРОМЫКО, А. ФИРДМАН
А. Громыко, помощник прокурора Новосибирской области по организационным вопросам и контролю исполнения.
А. Фирдман, старший помощник прокурора Кировского района г. Новосибирска.
При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурорам нередко приходится опротестовывать незаконные акты органов управления коммерческих и некоммерческих организаций, нарушающие права граждан, а также вносить в эти органы представления об устранении нарушений гражданских прав. Подобных примеров много и в Новосибирской области. Так, в 1994 — 1995 гг., до принятия Федерального закона «Об акционерных обществах», прокурор Кировского района приносил протесты в АОЗТ «Сибтехмонтаж», АОЗТ «ЗКПД-6», АОЗТ «ЗЖБИ-1», АОЗТ «Востокспецавтоматика» и ряд других юридических лиц, чьи уставы содержали противозаконные положения, позволяющие по различным основаниям исключать акционеров из общества. В 1997 — 1998 гг. принесены протесты в ТОО «Спецстроймеханизация», ООО «Магнум» — всего в семь коммерческих организаций, поскольку в их уставах, в нарушение ГК РФ и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», также были положения, закрепляющие внесудебный порядок исключения участника из общества. По итогам различных проверок в прошлом году вносились представления об устранении таких нарушений прав акционеров, как неосновательный отказ от внесения записи в реестр акционеров, невыплата объявленных дивидендов.

Руководители коммерческих организаций высказывали сомнения по поводу правомерности применения таких мер прокурорского реагирования, как протесты и представления, по поводу нарушений в сфере гражданско — правовых отношений. Эта позиция, которую, безусловно, следует оценивать в общем ключе непрекращающихся попыток по сокращению надзорных полномочий прокуратуры, обосновывается следующими рассуждениями.
ГК РФ, Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» принадлежат к числу основных нормативно — правовых актов, регулирующих гражданские правоотношения. Однако ни в одном из них, в отличие, скажем, от Закона РСФСР «О милиции», Федерального закона «О судебных приставах», не закреплено впрямую, что надзор за исполнением этих актов осуществляют органы прокуратуры. Поэтому делается ошибочный вывод, что поскольку в силу ст. 3 ГК РФ гражданские правоотношения регулируются, в первую очередь, нормами ГК РФ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, применение в сфере этих правоотношений норм Закона о прокуратуре неправомерно.
Опуская политическую подоплеку такой позиции, хотелось бы акцентировать внимание на правовых предписаниях, полностью опровергающих эту точку зрения. В соответствии с требованиями ст. 11 ГК РФ помимо судебной защиты гражданских прав не исключается и административный порядок защиты прав в случаях, предусмотренных законом, т.е. путем обращения к вышестоящему органу (должностному лицу).
Именно такой случай и предусматривают ст. ст. 26 и 28 Закона о прокуратуре, согласно которым на прокурора возложена обязанность по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и применению в случае их нарушения таких мер реагирования, как протесты и представления. Действительно, прокурор не имеет права вмешиваться в оперативно — хозяйственную деятельность организаций. В то же время в случае выявления нарушений законов, прав и свобод граждан прокурор обязан вносить представления в орган или должностному лицу, в том числе и вышестоящим, компетенция которых позволяет обеспечить принятие реальных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. На противоречащий закону правовой акт приносится протест, в том числе и в вышестоящий орган или должностному лицу. Возможность принесения протеста в вышестоящий орган законом прямо не предусмотрена, но она и не исключена!
Таким образом, указанные акты прокурорского реагирования в сфере гражданских правоотношений — один из способов защиты гражданских прав в административном (внесудебном) порядке, и поэтому их применение правомерно и основано как на требованиях Закона о прокуратуре, так и на положениях ГК РФ.
Тем более что ст. 12 ГК предусматривает кроме перечисленных в ней и иные способы защиты гражданских прав.
Представляется, что такая правовая позиция будет способствовать усилению роли прокурорского надзора в сфере гражданских правоотношений.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РСФСР от 18.04.1991 N 1026-1
«О МИЛИЦИИ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.01.1992 N 2202-1
«О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.1995 N 208-ФЗ
«ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ»
(принят ГД ФС РФ 24.11.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 118-ФЗ
«О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ»
(принят ГД ФС РФ 04.06.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.02.1998 N 14-ФЗ
«ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ»
(принят ГД ФС РФ 14.01.1998)
Законность, N 1, 1999

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ  »
Комментарии к законам »

www.lawmix.ru

Защита гражданских прав в административном порядке

Административный порядок защиты гражданских прав


Арбитражный суд субъекта РФ прекратил производство по делу, ссылаясь на то, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Определение арбитражного суда субъекта РФ о прекращении производства по делу Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ было признано незаконным, т.к. в соответствии с п. 2 ст. 11 ГК РФ решение, принятое в административном порядке и затрагивающее гражданские права, может быть обжаловано в суд Постановление Президиума ВАС РФ от 15 октября 1996 г.

Гражданское право


Сама закрепленная или санкционированная законом правоохранительная мера, посредством которой производится устранение нарушения и воздействие на правонарушителя, называется в науке гражданского способом защиты гражданского.

Содержание каждого из указанных способов защиты и порядок его применения конкретизируются в нормах общей части гражданского законодательства (ст.

13-16 ГК), в нормах, относящихся к институтам сделок, собственности, обязательственного.

40 Конституции Украины, в соответствии с которой все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления, к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок.

В соответствии со ст. 102 Конституции Украины Президент Украины является главой государства и выступает от его имени.

Защита гражданских прав


1.

Не допускаются действия граждан и юр.лиц с целью приченения вреда другому лицу. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничени конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Неюрисдикционная форма защиты осуществляется самостоятельно частным лицом, чьи права нарушены или оспариваются.

Юридсдикционная форма может быть реализована государственным или иным уполномоченным органом (судебный и административный порядок защиты гражданских прав).

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и административный порядки защиты нарушенных прав.

По общему правилу защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке, что нашло отражение в названии коммент. ст. и прямо зафиксировано в п.

1. Специальный порядок защиты гражданских, применяемый в случаях, прямо указанных в законе, составляет их защита в административном порядке, на что и указывается в п.

Административный порядок защиты нарушенных прав субъектов бюджетного права


лицо имеет выбора способа защиты своего -судебный или административный.

Надо отметить, что административный способ защиты может предшествовать судебному. Альтернатива способов защиты нарушенных прав является важной демократической особенностью нашей страны, так как предусматривает широкий диапазон возможностей защиты нарушенных.

Согласно теоретическим положениям административного права понятие «досудебный порядок обжалования» означает процедуру, которая предусматривает до обращения с жалобой в суд обязательную предварительную стадию обращения с этой жалобой в органы администрации.

Гражданский процесс


К ним относятся признание, восстановление положения, существовавшего до нарушения, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления и другие.

Защита гражданских прав осуществляется в разных формах.

В одних случаях обращение в суд является альтернативой административному порядку.

Право выбора здесь принадлежит потерпевшему.

Так, дела по жалобам граждан на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих и свободы граждан, дела по жалобам на отказ в разрешении на выезд из России за границу или на въезд в Россию из-за границы можно по собственному выбору либо возбуждать в суде, либо обращаться к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу или должностному лицу (ст.

myeconomist.ru

Способы защиты гражданских прав в административном порядке

Поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то самостоятельно налагать штрафы они не вправе.

2.2. Пределы осуществления управомоченным лицом требования о защите права, обращенного к компетентным государственным или общественным органам

Установление в законе определенной подведомственности гражданских споров имеет двоякое значение: с одной стороны, такой порядок разграничивает юрисдикционную компетенцию различных государственных и общественных органов по рассмотрению гражданских дел и тем самым определяет известные границы осуществления управомоченным лицом требования защиты права, поскольку с таким требованием управомоченный вправе обратиться только к определенному органу; а с другой стороны, установленный законом порядок подведомственности споров призван обеспечить надлежащую защиту прав и интересов граждан и организаций.

Особенно важное значение проблема подведомственности гражданско-правовых споров приобретает в связи с рассмотрением гражданских дел в административном порядке. Это объясняется, прежде всего, тем, что административный порядок рассмотрения споров, обладая некоторыми достоинствами, в частности возможностью значительно сократить сроки рассмотрения споров, тем не менее не обладает необходимым количеством правовых средств, обеспечивающих максимальную гарантию правильного разрешения дела.

По своему характеру административный порядок защиты гражданских прав соответствует таким отношениям, которые основаны на подчинении одного субъекта другому. Поэтому основная сфера его применения — это рассмотрение споров, возникающих из административно-правовых отношений.

Заключение

Итак, мы дали понятие способов защиты гражданских прав, а также рассмотрели способы защиты гражданских прав в административном порядке.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Возможность обратиться к компетентным государственным или общественным органам за защитой материального субъективного права является важнейшей в содержании принадлежащего управомоченному лицу права на защиту. И хотя обеспечительную сторону права нельзя сводить только к применению мер государственного принуждения, следует признать, что подключение управомоченным лицом к реализации своего права аппарата государственного принуждения является важнейшим условием реальности и гарантированности прав организаций и граждан.

Список используемой литературы:

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 25.10.2007) // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 140.

4. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ред. от 26.07.2006) // «Бюллетень нормативных актов», N 2-3, 1992.

5. Постановление Президиума ВАС РФ от 15 октября 1996 г. N 225/96 «Решение Апелляционной палаты Комитета РФ по патентам и товарным знакам, затрагивающее исключительное право предприятия на товарный знак, может быть обжаловано последним в арбитражный суд» // «Вестник ВАС РФ», 1997, N 1.

Литература:

1. Агапов А. Б. Административное право. М., 2007. С. 784.

2. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России. Часть 1. М., 2009. С. 528.

3. Алиева И.Д. Защита гражданских прав прокурором и иными уполномоченными органами. М., 2006. С. 128.

4. Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2007. С. 412.

5. Миронов А. Н. Административное право. М., 2008. С. 304.

6. Свердлык Г. А., Страунинг Э. Л. Защита и самозащита гражданских прав. М., 2007. С. 208.

7. Смоленский М. Б. Административное право. М., 2007. С. 352.

8. Четвериков В. С., Четвериков В. В. Административное право. М., 2007. С. 208.

[1] Постановление Президиума ВАС РФ от 15 октября 1996 г. N 225/96 «Решение Апелляционной палаты Комитета РФ по патентам и товарным знакам, затрагивающее исключительное право предприятия на товарный знак, может быть обжаловано последним в арбитражный суд» // «Вестник ВАС РФ», 1997, N 1.

[2] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 25.10.2007) // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 140.

[3] Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ред. от 26.07.2006) // «Бюллетень нормативных актов», N 2-3, 1992.

mirznanii.com

Защита гражданских прав в административном порядке

(Громыко А., Фирдман А.)

(«Законность», N 1, 1999)

Текст документа

ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ

А. ГРОМЫКО, А. ФИРДМАН

А. Громыко, помощник прокурора Новосибирской области по организационным вопросам и контролю исполнения.

А. Фирдман, старший помощник прокурора Кировского района г. Новосибирска.

При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурорам нередко приходится опротестовывать незаконные акты органов управления коммерческих и некоммерческих организаций, нарушающие права граждан, а также вносить в эти органы представления об устранении нарушений гражданских прав. Подобных примеров много и в Новосибирской области. Так, в 1994 — 1995 гг., до принятия Федерального закона «Об акционерных обществах», прокурор Кировского района приносил протесты в АОЗТ «Сибтехмонтаж», АОЗТ «ЗКПД-6», АОЗТ «ЗЖБИ-1», АОЗТ «Востокспецавтоматика» и ряд других юридических лиц, чьи уставы содержали противозаконные положения, позволяющие по различным основаниям исключать акционеров из общества. В 1997 — 1998 гг. принесены протесты в ТОО «Спецстроймеханизация», ООО «Магнум» — всего в семь коммерческих организаций, поскольку в их уставах, в нарушение ГК РФ и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», также были положения, закрепляющие внесудебный порядок исключения участника из общества. По итогам различных проверок в прошлом году вносились представления об устранении таких нарушений прав акционеров, как неосновательный отказ от внесения записи в реестр акционеров, невыплата объявленных дивидендов.

Руководители коммерческих организаций высказывали сомнения по поводу правомерности применения таких мер прокурорского реагирования, как протесты и представления, по поводу нарушений в сфере гражданско — правовых отношений. Эта позиция, которую, безусловно, следует оценивать в общем ключе непрекращающихся попыток по сокращению надзорных полномочий прокуратуры, обосновывается следующими рассуждениями.

ГК РФ, Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» принадлежат к числу основных нормативно — правовых актов, регулирующих гражданские правоотношения. Однако ни в одном из них, в отличие, скажем, от Закона РСФСР «О милиции», Федерального закона «О судебных приставах», не закреплено впрямую, что надзор за исполнением этих актов осуществляют органы прокуратуры. Поэтому делается ошибочный вывод, что поскольку в силу ст. 3 ГК РФ гражданские правоотношения регулируются, в первую очередь, нормами ГК РФ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, применение в сфере этих правоотношений норм Закона о прокуратуре неправомерно.

Опуская политическую подоплеку такой позиции, хотелось бы акцентировать внимание на правовых предписаниях, полностью опровергающих эту точку зрения. В соответствии с требованиями ст. 11 ГК РФ помимо судебной защиты гражданских прав не исключается и административный порядок защиты прав в случаях, предусмотренных законом, т. е. путем обращения к вышестоящему органу (должностному лицу).

Именно такой случай и предусматривают ст. ст. 26 и 28 Закона о прокуратуре, согласно которым на прокурора возложена обязанность по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и применению в случае их нарушения таких мер реагирования, как протесты и представления. Действительно, прокурор не имеет права вмешиваться в оперативно — хозяйственную деятельность организаций. В то же время в случае выявления нарушений законов, прав и свобод граждан прокурор обязан вносить представления в орган или должностному лицу, в том числе и вышестоящим, компетенция которых позволяет обеспечить принятие реальных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. На противоречащий закону правовой акт приносится протест, в том числе и в вышестоящий орган или должностному лицу. Возможность принесения протеста в вышестоящий орган законом прямо не предусмотрена, но она и не исключена!

Таким образом, указанные акты прокурорского реагирования в сфере гражданских правоотношений — один из способов защиты гражданских прав в административном (внесудебном) порядке, и поэтому их применение правомерно и основано как на требованиях Закона о прокуратуре, так и на положениях ГК РФ.

Тем более что ст. 12 ГК предусматривает кроме перечисленных в ней и иные способы защиты гражданских прав.

Представляется, что такая правовая позиция будет способствовать усилению роли прокурорского надзора в сфере гражданских правоотношений.

——————————————————————

Название документа

center-bereg.ru

Порядок и способы защиты гражданских прав.

Всякое право, в том числе и любое субъективное гражданское право, имеет для субъекта реальное значение, если оно может быть защищено как действиями самого управомоченного субъекта, так и действиями государственных или уполномоченных государством органов.

Право на защиту является элементом — правомочием, входящим в содержание всякого субъективного гражданского права. Поэтому субъективное право на защиту — это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.

Содержание права на защиту, т.е. возможности управомоченного субъекта в процессе его осуществления, определяется комплексом норм гражданского материального и процессуального права, устанавливающих:

а) само содержание правоохранительной меры;

б) основания ее применения;

в) круг субъектов, уполномоченных на ее применение;

г) процессуальный и процедурный порядок ее применения;

д) материально-правовые и процессуальные права субъектов, по отношению к которым применяется данная мера.

Сама закрепленная или санкционированная законом правоохранительная мера, посредством которой производится устранение нарушения права и воздействие на правонарушителя, называется в науке гражданского права способом защиты гражданского права.

Перечень способов защиты гражданских прав содержится, как правило, в общей части гражданского законодательства. В ст. 12 ГК закреплено, что защита гражданских прав осуществляется путем:

1) признания права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

4) признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

5) самозащиты права;

6) присуждения к исполнению обязанности в натуре;

7) возмещения убытков;

8) взыскания неустойки;

9) компенсации морального вреда;

10) прекращения или изменения правоотношения;

11) неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

12) иными способами, предусмотренными законом.

Содержание каждого из указанных способов защиты и порядок его применения конкретизируются в нормах общей части гражданского законодательства (ст. 13-16 ГК), в нормах, относящихся к институтам сделок, права собственности, обязательственного права.

Порядок и пределы применения конкретного способа защиты гражданского права зависят от содержания защищаемого субъективного права и характера его нарушения. Этому правилу не противоречит то обстоятельство, что в гражданском праве нередки случаи, когда одновременно применяются несколько различных способов защиты гражданских прав. Так, например, реституция может применяться одновременно с механизмом обязательства из неосновательного обогащения; удержание вещи, выступающее мерой оперативного воздействия, может иметь место одновременно с гражданско-правовой ответственностью лица, нарушающего право лица, удерживающего вещь, и т.п. Нетрудно видеть, что, несмотря на это, использование того или иного способа защиты гражданских прав опирается на собственное основание. В первом примере применение реституции основывается на факте недействительности сделки, применение обязательств из неосновательного обогащения — на том, что какой-либо из участников такой сделки неосновательно приобрел чужое имущество.

Каждый способ защиты гражданского права может применяться в определенном процессуальном или процедурном порядке. Этот порядок именуется формой защиты гражданского права. В науке гражданского права различают юрисдикционную и неюрисдикционную форму защиты прав. Юрисдикционная форма защиты — это защита гражданских прав государственными или уполномоченными государством органами. Юрисдикционная форма защиты означает возможность защиты гражданских прав в судебном или административном порядке. Судебная форма защиты гражданских прав наиболее полно соответствует принципу равенства участников гражданских правоотношений. В п. 1 ст. 11 ГК говорится, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Защита гражданских прав в административном порядке путем обращения к вышестоящему органу или должностному лицу нетипична для гражданского права. Поэтому в п. 2 ст. 11 ГК указано, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. В качестве примера законодательного разрешения защиты гражданского права в административном порядке можно привести правила о рассмотрении споров об отказе выдачи патентов Апелляционной палатой Патентного ведомства РФ. В отдельных случаях закон предусматривает альтернативную возможность защиты гражданского права как в административном, так и в судебном порядке — по выбору управомоченного лица. Так, дела по жалобам граждан на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, дела по жалобам на отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации за границу или на въезд из-за границы можно по выбору управомоченного лица возбуждать в суде либо обращаться с ними к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу или должностному лицу (ст. 239.4 ГПК). Законом может быть предусмотрена ситуация, когда защита гражданского права в административном порядке является обязательным предварительным условием для обращения в суд. В таком порядке, например, рассматриваются споры, связанные с отказом в предоставлении либо с изъятием земельных участков. Следует иметь в виду, что решение, принятое в административном порядке, в любом случае может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК).

Неюрисдикционная форма защиты гражданского права — защита гражданского права самостоятельными действиями управомоченного лица без обращения к государственным и иным уполномоченным органам. Такая форма защиты имеет место при самозащите гражданских прав и при применении управомоченным лицом мер оперативного воздействия.

Классификация способов защиты гражданских прав

Способы защиты гражданских прав, допускаемые законом, отличаются друг от друга по юридическому и материальному содержанию, формам и основаниям применения. По этим признакам способы защиты гражданских прав можно классифицировать на следующие виды:

а) фактические действия управомоченных субъектов, носящие признаки самозащиты гражданских прав;

б) меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав;

в) меры правоохранительного характера, применяемые к нарушителям гражданских прав компетентными государственными или иными органами.

www.gragdan-pravo.ru

Защита гражданских прав в административном порядке

Право Защита гражданских прав в административном порядке

Количество просмотров публикации Защита гражданских прав в административном порядке — 34

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Защита гражданских прав в административном порядке
Рубрика (тематическая категория)Право


Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется, прежде всего, Президентом Украины, органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, а также должностными, служебными лицами этих органов.

Возможность такой защиты основывается на ст. 3 Конституции Украины, которая устанавливает, что содержание и направленность деятельности государства и ᴇᴦο органов определяется необходимостью утверждения и обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, и на ст. 40 Конституции Украины, в соответствии с которой все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления, к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок.

В соответствии со ст. 102 Конституции Украины Президент Украины является главой государства и выступает от ᴇᴦο имени. Он имеет право отменять акты Кабинета Министров Украины и акты Совета министров Автономной Республики Крым, в т.ч. нарушающие гражданские права и интересы участников гражданских правоотношений. Президент Украины также наделен правом вето относительно принятых Верховной Радой Украины законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Рады Украины, в т.ч. относительно гражданско-правового регулирования общественных отношений (ст. 106 Конституции Украины). Кабинет Министров Украины принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина; обеспечивает равные условия развития всех форм собственности; осуществляет управление объектами государственной собственности в соответствии с законом (ст. 117 Конституции Украины).

К способам административного порядка защитыгражданских прав относятся˸

1) отмена правовых актов государственных органов, их должностных и служебных лиц вышестоящим органом власти;

2) использование органами государства или местного самоуправления, наделенными юрисдикционными полномочиями, способов защиты гражданских прав, установленных ст. 16 ГК Украины.

Наиболее распространенным способом защиты в административном порядке является признание правового акта незаконным и (или) ᴇᴦο отмена. Ст. 118 Конституции Украины предусматривает, что решения председателей местных государственных администраций, противоречащие Конституции и законам Украины, другим актам законодательства Украины, могут быть в соответствии с законом упразднены Президентом Украины или председателем местной государственной администрации высшего уровня.


Защита гражданских прав в административном порядке — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Защита гражданских прав в административном порядке» 2014, 2015-2016.

referatwork.ru