Законодательную основу административной ответственности в рф составляет – Курс: Формы и методы осуществления исполнительной власти. Обеспечение законности в сфере исполнительной власти — Законодательные основы административной ответственности

Содержание

7.6. Законодательные основы административной ответственности

Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Конституция РФ административное и административно-процессуальное законодательство, в том числе об административных правонарушениях, относит к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Действует принцип: законы и иные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует федеральный закон.

По смыслу Конституции РФ федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеют форму закона; субъектами РФ могут издаваться не только законы, но и другие акты. Однако это не исключает того, что форма указанного правового акта субъектов РФ может быть конкретизирована федеральным законом.

Федеральным законом, регулирующим административную ответственность в РФ, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 июля 2002 г. КоАП РФ включает пять разделов:

1) Общие положения. Они содержат нормы, которые выделяют административную ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности с присущими ей особенностями. Здесь определяются система законодательства об административных правонарушениях, административное правонарушение как основание административной ответственности, система и сущность административных наказаний, порядок их назначения и содержатся нормы, регулирующие общие вопросы административной ответственности.

2) Особенная часть. Здесь дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов наказания за их совершение.

3) Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. В этом разделе систематизированы нормы, которые закрепляют систему субъектов юрисдикции об административных правонарушениях, их компетенцию и подведомственность им дел.

4) Производство по делам об административных правонарушениях. В этом разделе определяются задачи и принципы производства, участники производства, их права и обязанности, стадии производства.

5) Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. В этом разделе сосредоточены правовые нормы, определяющие как общие начала производства по исполнению постановлений об административных наказаниях, так и о назначении конкретных административных наказаний.

КоАП РФ предусматривает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.


Это, в частности, означает, что развитие федерального законодательства в данной области должно осуществляться лишь путем внесения изменений и дополнений в КоАП РФ и не должны применяться законы до включения их положений в КоАП.

КоАП РФ отнес к ведению РФ установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2) перечня видов администра

тивных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ; 4) порядка производства по делам об административных правонарушениях; 5) порядка исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

КоАП РФ определяет: а) в соответствии с законодательством о судебной системе подсудность дел об административных правонарушениях судам; б) законодательством о защите прав несовершеннолетних подведомственность таких дел комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; в) установленной структурой федеральных органов исполнительной власти подведомственность их федеральным органам исполнительной власти. Субъекты РФ могут устанавливать ответственность за административные правонарушения путем издания законов. Ими могут быть либо обычные законы, либо кодексы субъектов об административных правонарушениях.

Законы субъектов РФ не могут противоречить КоАП РФ. В случае противоречия между ними действует КоАП РФ.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

В КоАП РФ сформулировано понятие обратной силы закона, а именно; закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение

или иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы (ст. 1.7).

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Согласно КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность как физических, так и юридических лиц.

libraryno.ru

53 Понятие административной ответственности.

Административная ответственность — вид юридической ответственнссти, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, со­вершившему правонарушение. В широком смысле- это кара со стороны государства за совершение административного правонарушения

Основные черты административной ответственности:

а) административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу.

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение.

в) субъектами административной ответственности могут бытьфизические лица и юридические лица.

г) за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания.

д) административные взыскания применяются, широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами.

е) административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

ж) Применение административного взыскания не влечёт судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

з) меры административной ответственности применяются в соот­ветствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что её основанием является административное правонарушение, а мерами – административные взыскания.

Основания административной ответственности:

  • нормативное основание адм. ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации адм. ответственности;

  • фактическое основание адм. ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава адм. правонарушения;

  • процессуальное основание адм. ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к адм. ответственности.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ. В основе – административный проступок.

Применение административного взыскания

Перечень субъектов определен законодательно

Сравнительная простота порядка привлечения

Регулируется нормами административного права

СУБЪКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ. Административный орган. Должностное лицо. Суд

СРОКИ НАЛОЖЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ

Два месяца со дня совершения или обнаружения проступка. Месяц со дня отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела

ВИДЫ НАКАЗАНИЙ. Предупреждение. Административный штраф. Возмездное изъятие. Конфискация. Лишение специального права

Административный арест. Административное выдворение. Дисквалификация

54Правовые основы административной ответственности.

Административная ответственность — вид юридической ответственнссти, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, со­вершившему правонарушение. В широком смысле- это кара со стороны государства за совершение административного правонарушения

Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Конституция РФ разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации в области административного законодательства, в том числе законодательства об административной ответственности

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

Основным федеральным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц является КоАП. Законодательство об административных правонарушениях юридических лиц ещё не кодифицировано.

Для того , чтобы привлечь лицо к админ. Правонарушению, попадающему под КоАП необходимо процессуальное оформление правонарушения, для привлечения лица действие должно быть зафиксировано должностным лицом. Но они должны действовать в пределах своих полномочии.

Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства.

Ин. граждане, лица без гражданства и ин. юридические лица, совершившие на территории РФ адм. правонарушения, подлежат адм. ответственности на общих основаниях.

Не подлежат адм. ответственности иностранные граждане, совершившие на территории РФ адм. правонарушение, но пользующиеся иммунитетом от адм. юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ. Иммунитет от адм. юрисдикции распространяется на глав дипломатических представительств, членов дипломатического персонала, членов их семей, глав консульских представительств и некоторых консульских должностных лиц, а также членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в Российскую Федерацию. Вопрос об адм. ответственности вышеперечисленных лиц разрешается в соответствии с нормами международного права.

Административная ответственность юр. лиц.

Юр. лица подлежат адм. ответственности за совершение правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ. Это означает, что ответственность юр. лица наступает за деяния, образующие юридические составы адм. правонарушения.

Юридические лица подлежат адм. ответственности и за нарушения законодательства субъектов РФ в случаях, если правонарушение предусмотрено законом соответствующего субъекта РФ.

Вид и размер адм. наказания налагается на юр. лицо с учетом характера правонарушения, имущественного и финансового положения юр. лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (см. комментарий к ст.4.1).

Административная ответственность должностных лиц.

Адм. ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им адм. правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. в КоАП об адм. ответственности закрепляется понятие должн. лица.

Адм. ответственность должностных лиц предусмотрена в большинстве составов адм. правонарушений, содержащихся в Особенной части КоАП.

studfiles.net

2. Законодательные основы административной ответственности : Административное право РФ

Под законодательными основами понимается система норма­тивно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавлива­ющие административную ответственность.

L Конституция РФ разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Феде­рации в области административного законодательства, в том чис­ле законодательства об административных правонарушениях. Ад­министративное и административно-процессуальное законодатель­ство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Дей­ствует принцип: законы и иные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральным законами и не могут им противо­речить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее совмест­ного ведения с субъектами Федерации, действует федеральный закон.

По смыслу Конституции федеральное административное и ад­министративно-процессуальное законодательство имеют форму за-‘кона; субъектами Федерации могут издаваться не только законы, но и другие акты. Однако это не исключает того, что форма указан­ного законодательства субъектов РФ может быть конкретизирова­на федеральным законом.

В настоящее время обозначились две ветви законодательства об административных правонарушениях, распространяющегося на: а) физических лиц; б) коллективные образования — предприятия, учреждения и другие организации.

Основным федеральным актом, устанавливающим админист­ративную ответственность физических лиц, является КоАП. Он принят 20 июня 1984 г. и введен в действие с 1 января 1985 г. КоАП состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части конституи­руется сам институт административной ответственности, в Особен­ной части дается классификация административных правонаруше­ний с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.

Специфика структуры КоАП состоит в том, что его Составны­ми частями являются также разделы, группирующие нормы, кото­рые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об админи­стративных правонарушениях, их компетенцию и подведомствен­ность им дел; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях, а также исполнение постановлений о наложении административных взысканий, то есть исполнитель­ное производство.

Федеральные законы об административных правонарушениях до включения их в КоАП применяются на территории РФ непос-    : редственно.

Законодательство об административных правонарушениях кол-i лективных образований не кодифицировано. Отдельные его акты и нормы определяют виды административных правонарушений и круг их субъектов.

20 декабря 2001 г. Государственной Думой принят и с 1 июля 2002 г. вводится в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Его структура незначительно отличается от той, какую име­ет КоАП РСФСР 1984 г. В концептуальном же плане она является преемственной. Имеется в виду лишь то, что новый кодекс также включает разделы, посвященные Общим положениям, Особенной части; субъектам, уполномоченным рассматривать дела об админи­стративных правонарушениях; производству по этим делам; испол­нению постановлений по ним.

Новый Кодекс об административных правонарушениях предус­матривает, что законодательство об административных правонару­шениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним за­конов субъектов РФ об административных правонарушениях. Это, в частности, означает, что развитие федерального законодательства в данной области должно осуществляться лишь путем внесения из­менений и дополнений в КоАП и не должны применяться законы до включения их положений в КоАП.

КоАП отнес к ведению РФ установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонаруше­ниях; 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение пра­вил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ; 4) порядка производства по делам об ад­министративных правонарушениях; 5) порядка исполнения поста­новлений о наложении административных взысканий.

КоАП РФ определяет в соответствии с: а) законодательством о судебной системе подсудность дел об административных право­нарушениях судам; б) законодательством о защите прав несовер­шеннолетних подведомственность таких дел комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; в) установленной структу­рой федеральных органов исполнительной власти подведомствен­ность их федеральным органам исполнительной власти.

Субъекты РФ могут устанавливать ответственность за адми­нистративные правонарушения путем издания законов. Ими могут

быть либо обычные законы, либо кодексы субъектов об админист­ративных правонарушениях.

Законы субъектов РФ не могут противоречить КоАП. В слу­чае противоречия между ними действует КоАП РФ.

Лицо, совершившее административное правонарушение, под­лежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

В КоАП сформулировано более широкое понятие обратной силы закона, а именно: закон, смягчающий или отменяющий адми­нистративную ответственность за административное правонаруше­ние или иным образом улучшающий положение лица, совершив­шего административное правонарушение, имеет обратную силу. Закон^ устанавливающий или отягчающий ответственность за ад­министративное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы (ст. 1.7).

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время про­изводства по указанному делу.

Согласно КоАП законодательство об административных пра­вонарушениях устанавливает административную ответственность как физических, так и юридических лиц.

www.adhdportal.com

§ 2. Законодательные основы административной ответственности

Под законодательными основами понимается система норма­тивно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавлива­ющие административную ответственность.

L Конституция РФ разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Феде­рации в области административного законодательства, в том чис­ле законодательства об административных правонарушениях. Ад­министративное и административно-процессуальное законодатель­ство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Дей­ствует принцип: законы и иные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральным законами и не могут им противо­речить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее совмест­ного ведения с субъектами Федерации, действует федеральный закон.

По смыслу Конституции федеральное административное и ад­министративно-процессуальное законодательство имеют форму за-‘кона; субъектами Федерации могут издаваться не только законы, но и другие акты. Однако это не исключает того, что форма указан­ного законодательства субъектов РФ может быть конкретизирова­на федеральным законом.

В настоящее время обозначились две ветви законодательства об административных правонарушениях, распространяющегося на: а) физических лиц; б) коллективные образования — предприятия, учреждения и другие организации.

Основным федеральным актом, устанавливающим админист­ративную ответственность физических лиц, является КоАП. Он принят 20 июня 1984 г. и введен в действие с 1 января 1985 г. КоАП состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части конституи­руется сам институт административной ответственности, в Особен­ной части дается классификация административных правонаруше­ний с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.

Специфика структуры КоАП состоит в том, что его Составны­ми частями являются также разделы, группирующие нормы, кото­рые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об админи­стративных правонарушениях, их компетенцию и подведомствен­ность им дел; регламентируют производство по делам об админи-

243

242

Раздел IV. Ответственность по административному праву

Глава 13. Административная ответственность

стративных правонарушениях, а также исполнение постановлений о наложении административных взысканий, то есть исполнитель­ное производство.

Федеральные законы об административных правонарушениях до включения их в КоАП применяются на территории РФ непос- : редственно.

Законодательство об административных правонарушениях кол-i лективных образований не кодифицировано. Отдельные его акты и нормы определяют виды административных правонарушений и круг их субъектов.

20 декабря 2001 г. Государственной Думой принят и с 1 июля 2002 г. вводится в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Его структура незначительно отличается от той, какую име­ет КоАП РСФСР 1984 г. В концептуальном же плане она является преемственной. Имеется в виду лишь то, что новый кодекс также включает разделы, посвященные Общим положениям, Особенной части; субъектам, уполномоченным рассматривать дела об админи­стративных правонарушениях; производству по этим делам; испол­нению постановлений по ним.

Новый Кодекс об административных правонарушениях предус­матривает, что законодательство об административных правонару­шениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним за­конов субъектов РФ об административных правонарушениях. Это, в частности, означает, что развитие федерального законодательства в данной области должно осуществляться лишь путем внесения из­менений и дополнений в КоАП и не должны применяться законы до включения их положений в КоАП.

КоАП отнес к ведению РФ установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонаруше­ниях; 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение пра­вил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ; 4) порядка производства по делам об ад­министративных правонарушениях; 5) порядка исполнения поста­новлений о наложении административных взысканий.

КоАП РФ определяет в соответствии с: а) законодательством о судебной системе подсудность дел об административных право­нарушениях судам; б) законодательством о защите прав несовер­шеннолетних подведомственность таких дел комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; в) установленной структу­рой федеральных органов исполнительной власти подведомствен­ность их федеральным органам исполнительной власти.

Субъекты РФ могут устанавливать ответственность за адми­нистративные правонарушения путем издания законов. Ими могут

быть либо обычные законы, либо кодексы субъектов об админист­ративных правонарушениях.

Законы субъектов РФ не могут противоречить КоАП. В слу­чае противоречия между ними действует КоАП РФ.

Лицо, совершившее административное правонарушение, под­лежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

В КоАП сформулировано более широкое понятие обратной силы закона, а именно: закон, смягчающий или отменяющий адми­нистративную ответственность за административное правонаруше­ние или иным образом улучшающий положение лица, совершив­шего административное правонарушение, имеет обратную силу. Закон^ устанавливающий или отягчающий ответственность за ад­министративное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы (ст. 1.7).

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время про­изводства по указанному делу.

Согласно КоАП законодательство об административных пра­вонарушениях устанавливает административную ответственность как физических, так и юридических лиц.

studfiles.net

4. Законодательные основы административной ответственности. Административная ответственность

Похожие главы из других работ:

Административная ответственность

1.1. Историческое развитие института административной ответственности, понятие, признаки, отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности.

До 1961 года местные органы власти обладали весьма широкими полномочиями по созданию решений, предусматривающих административную ответственность за их нарушение («обязательных постановлений»)…

Административная ответственность

1.2. Принципы, структура, особенности и законодательные основы административной ответственности.

Под принципами понимаются идеи, основные положения, которыми руководствуется как законодатель, конструирующий нормы административного права, так и исполнитель этих норм: правоприменительные органы, должностные лица, граждане [11, с.7]…

Административная ответственность

4. Законодательные основы административной ответственности

Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность…

Административная ответственность

2. Законодательные основы административной ответственности

Основания административной ответственности содержит Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь. В соответствии с ним, основаниями административной ответственности являются изложенные в нем деяния. Так, физическое лицо…

Административная ответственность в области обеспечения общественного порядка

1. Теоретические основы наступления административной ответственности в сфере нарушения общественного порядка

Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

1. Правовые основы административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

1. Правовые основы административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения совершаемого водителями автотранспортных средств

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВОДИТЕЛЯМИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Административная ответственность как один из видов юридической ответственности

1.4 Законодательные основы административной ответственности

Законодательную основу для принятия актов, которые регулируют вопросы установления административной ответственности, составляет Конституция Республики Беларусь, имеющая наивысшую юридическую силу…

Административные правонарушения в области воинского учета

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ВОИНСКОГО УЧЕТА

Общие основания административной ответственности и конкретные составы административных правонарушений в сфере воинского учёта устанавливаются Кодексом об административных правонарушениях от 1 июля 2002 г Кодекс об административных…

Административные правонарушения на железнодорожном транспорте

1.изучить правовые основы административной ответственности в сфере железнодорожного транспорта;

2. рассмотреть понятие правонарушения в области железнодорожного транспорта; 3.проанализировать административно-правовой статус субъекта административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте; 4…

Административные правонарушения на железнодорожном транспорте

1.1 Правовые основы административной ответственности в сфере железнодорожного транспорта

«Юридическая сущность административно-правового механизма ответственности организующих…

Сравнительная характеристика институтов освобождения от административной и уголовной ответственности

1.1 Правовые основы привлечения и освобождения от уголовной и административной ответственности

В Российской Федерации за последние годы, начиная с 2001 года (с момента вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г., далее — КоАП РФ) Административное право : учеб. для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. / Д.Н…

Сравнительная характеристика институтов освобождения от административной и уголовной ответственности

1.2 Принципы, структура, особенности и законодательные основы институтов освобождения от уголовной и административной ответственности

Законодательство, базируясь на принципах демократизма, гуманности, экономии средств государственного принуждения и последовательного использования убеждения, предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения…

Сравнительная характеристика институтов освобождения от административной и уголовной ответственности

Глава 2. Организационные основы освобождения от уголовной и административной ответственности

pravo.bobrodobro.ru

Курс: Формы и методы осуществления исполнительной власти. Обеспечение законности в сфере исполнительной власти — Законодательные основы административной ответственности

Страница 13 из 28

 

Законодательные основы административной ответственности

Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Актом, устанавливающим административную ответственность физических и юридических лиц, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он принят 30 декабря 2001 года и введен в действие с 1 июля 2002 года. По своей структуре он незначительно отличается от ранее действовавшего КоАП РСФСР 1984 г. КоАП РФ состоит из Общих положений (об административном правонарушении, административной ответственности, административном наказании), Особенной части (где дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных наказаний за их совершение), разделов о субъектах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, о производстве по делам об административных правонарушениях, а также об исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях.

По содержанию новый Кодекс значительно отличается от КоАП РСФСР. В частности, при создании нового акта об административной ответственности был проведен процесс кодификации, т.е. были объединены многочисленные разрозненные нормы об административной ответственности, содержащиеся в различных федеральных законах, поэтому новый Кодекс значительно объемнее прежнего.

В новом КоАП четко проведены общие разграничительные линии компетенции РФ и субъектов РФ в области правотворчества  об административных правонарушениях (ст. 1.3). КоАП отнес к ведению РФ установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение; 4) порядка производства по делам об административных правонарушениях; 5) порядка исполнения постановлений о наложении административных наказаний. Административная ответственность за правонарушения, имеющие региональное значение, в КоАП не предусмотрена. Законы субъектов РФ об административных правонарушениях не могут противоречить КоАП.

Нормы КоАП устанавливают административную ответственность не только физических, но и юридических лиц. Впервые эти субъекты административной ответственности названы в новом кодифицирующем акте. Определено понятие вины юридического лица.

Установлен иной порядок исчисления административного штрафа, определены его минимальный и максимальный размеры, изменены положения, касающиеся давности привлечения к ответственности и давности исполнения постановления о наложении административного наказания.

Существенные изменения коснулись Особенной и процессуальной частей. Кодекс пополнился новыми составами административных правонарушений, которые ранее не были предметом его регулирования. Некоторые нормы, устанавливающие административную ответственность за конкретные составы правонарушений, были редакционно доработаны, поскольку не соответствовали нормам федеральных законов. Введены новые участники производства по делу.

Новому Кодексу РФ об административных правонарушениях отводится особая роль в защите личности, прав, свобод и обязанностей граждан и в целом в укреплении законности и правопорядка в стране. Впервые в КоАП закреплен принцип презумпции невиновности (ст. 1.5), предусмотрен принцип равенства перед законом (ст. 1.4), а также принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением (ст. 1.6). В сегодняшних условиях это означает, что нормы Кодекса соответствуют изменениям, происшедшим в политической, экономической и социальной сферах в нашей стране, и будут в полной мере способствовать объективному и тщательному рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения правонарушения.

В КоАП РФ сформулировано широкое понятие обратной силы закона: закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение или иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу (то есть распространяется и на правонарушения, совершенные до издания этих актов). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы (ст. 1.7).

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.



madrace.ru

1.2 Законодательная основа административной ответственности. Виды административной ответственности

Похожие главы из других работ:

Авторское право в России

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

Теоретические предпосылки авторского права базируются на необходимости для человечества иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности и вытекающей отсюда обязательности вознаграждать тех…

Административная ответственность

1.1. Историческое развитие института административной ответственности, понятие, признаки, отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности.

До 1961 года местные органы власти обладали весьма широкими полномочиями по созданию решений, предусматривающих административную ответственность за их нарушение («обязательных постановлений»)…

Административная ответственность как комплекс мер ответственности, представляющих в совокупности разновидность юридической ответственности

3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Законодательную основу административной ответственности образует система нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, закрепляющие: — ее общее положения и принципы; — систему административных наказаний…

Анализ проблем организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе

1.2 Законодательная основа местного самоуправления в России

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы. Правовая база местного самоуправления — это система законодательных и иных нормативных актов…

Законодательная основа системы управления недвижимостью на муниципальном уровне

Понятие и законодательная основа системы управления недвижимостью на муниципальном уровне

Муниципальная недвижимость представляет собой совокупность объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию…

Законодательство о тайне голосования

3. Законодательная основа принципа тайны голосования

Законодательную основу принципа тайного голосования составляют, в частности статья 81 Конституции Российской Федерации…

Местный бюджет и его значение

1.2 Законодательная основа территориальных финансов на современном этапе

В Казахстане постоянно повышается роль территориальных органов власти в хозяйственном и культурном строительстве…

Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность системы образования (на примере высшего образования)

3. Законодательная основа правового регулирования отношений в сфере высшего и послевузовского образования

Существующая в настоящий момент система источников права, которыми регулируются отношения в области вузовского и послевузовского образования, включает два уровня нормативно-правового регулирования: «внутренние»…

Политико-правовой аспект международных отношений Республики Казахстан (1990-2010 гг.)

1.2 Законодательная основа деятельности Министерства иностранных дел Республики Казахстан

Министерство иностранных дел является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим внешнеполитическую деятельность и возглавляющим единую систему органов дипломатической службы…

Правовой анализ положений об основаниях применения административной ответственности

1.1 Понятия и основания административной ответственности. Отличие от других видов юридической ответственности

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры…

Риэлторские услуги и проблемы их правового регулирования

1.3 Законодательная основа, регулирующая риэлторскую деятельность в РФ

Правовое регулирование риэлторской деятельности, в настоящее время, в основном регулируется ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) // CЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410. частью 2, в частности главами…

Системный анализ правового характера категории «административное правонарушение»

1.1 Нормативно-правовая основа административной ответственности

Внимание, уделяемое в настоящее время административной ответственности, вполне обоснованно: административные правонарушения — самые распространенные из всех видов правонарушений, и уже в силу этого…

Совершенствование сферы общего образования Российской Федерации на примере Зарайского муниципального района

2.2 Законодательная основа сферы общего образования в Российской федерации

Существует множество документов об образовании, но наиболее актуальным является «Закон об образовании Российской Федерации». Подготовка нового федерального закона…

Социальные аспекты профессионального развития кадров государственной гражданской службы

1.1 Законодательная основа государственной службы

Законодательную основу относительно интересующей нас темы составляют законы, указанные выше. Кроме этого следует назвать Указ Президента от 12.08.2002. (в редакции от 20.03.2007…

Субъекты административной ответственности

1 ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Для того чтобы начать анализ и раскрытие понятия субъектов административной ответственности, я думаю необходимо выяснить смысл и содержания самой административной ответственности как таковой. В различных письменных источниках…

pravo.bobrodobro.ru