Закон края в психологии это – кривые забывания, закон «края ряда», память и деятельность, мотивация и запоминание, мнемические установки. — КиберПедия

Содержание

Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания

Работа
разных видов памяти подчиняется некоторым
общим законом
.
Рассмотрим наиболее важные из них.

Закон
осмысления
:
чем глубже осмысление запоминаемого,
тем лучше оно сохраняется в памяти
.
Самый лучший
способ запомнить — научиться должным
образом организовывать информацию в
момент запоминания. Смысловую организацию
материала обеспечивают такие мыслительные
процессы,
как:
анализ, синтез, систематизация и
обобщение.

В памяти запечатлеваются не столько
сами слова и предположения, составляющие
текст, сколько содержащиеся в них мысли.
Они же первыми приходят в голову, когда
нужно вспомнить содержание текста.
Следует шире использоватьопорные
слова, схемы, диаграммы
и таблицы.Кроме того,эффективен прием
прогнозирования
:начав читать
абзац, попробуйте после выдвижения
автором нескольких аргументов
самостоятельно сделать вывод. Возникающие
при этом положительные (молодец, угадал!)
или отрицательные (вследствие несогласия)
эмоции усиливают запоминание.

Закон
интереса
:
интересное легко запоминается, потому
что мы не тратим на это усилий.

Отсюда следует, что запоминание
нужно делать интересным. Основа
формирования интереса — цель. Если мы
знаем, что информация понадобится для
будущей работы, то ее освоение будет
более продуктивным.

Закон
установки
.
Он представлен в двух аспектах.

Установка
на
запоминание
по времени
:
запоминание лучше происходит в том
случае, если человек ставит перед собой
задачу запомнить «всерьез и надолго
«.

Если данная
установка рассчитана на запоминание и
хранение информации в течение определенного
срока, что бывает при использовании
оперативной памяти, то именно к этому
сроку срабатывают механизмы памяти.
Если у студента имеется установка на
запоминание материала лишь к очередной
сессии, то знания после экзаменов легко
забываются.

Установка
на восприятие материала по содержанию
(она определяет восприятие).

В тексте человек
в первую очередь найдет то, на что у него
есть установка. Так, если нужно ознакомиться
с описанием некоторого технического
устройства, то мы готовимся к тому, что
в этом описании встретятся: название
устройства, область его применения,
принцип действия, рабочие параметры.
Именно эти материалы и «выхватит»
наше внимание.

Закон
усиления первоначального впеча
тления:
чем ярче первое впечатление от
запоминаемого, тем прочнее само
запоминание.

Первоначальное впечатление можно
усилить рационально и эмоционально.
Прирациональном усилениинужно
стараться направить информацию по
нескольким каналам: записать, нарисовать,
проговорить, пропеть. Очень полезно с
кем-нибудь обсудить информацию (особенно
с лицом, придерживающимся противоположной
точки зрения). Приэмоциональном
усилении
следует постараться вызвать
максимум эмоций, которые связаны с
запоминаемой информацией. Нередко
эмоциональные впечатления мы помним
го­раздо дольше, чем «впечатления
ума». Однако отрицательные эмоции,
не связанные с запоминаемым материалом
(неуверенность, печаль, раздражение,
страх), мешают запоминанию.

Закон
контекста
:
информация легче запоминается и
воспроизводится, если ее соотносить с
другими одновременными впечатлениями
.
Контекст, в котором происходит
то или иное событие, иногда оказывается
более важным для запоминания, чем само
это событие. Сходная информация хранится
в нашей памяти где-то рядом. Ассоциации
помогут вспомнить необходимое.

Закон
объема знаний
:
чем больше знаний по определенной теме,
тем лучше запоминается новое.

По этой причине так трудно бывает
«войти» в ранее неизвестную
дисциплину, тему. Перед чтением следует
вспомнить все, что уже известно по
изучаемой проблеме, «приподнять»
знания, полистать справочники.

Закон
оптимальной длины запоминаемого ряда
:
чем больше по длине предъявляемый ряд
информации превышает объем кратковременной
памяти, тем хуже он запоминается
.
Если человеку предстоит запомнить
два разных по длине ряда слов, в одном
из которых 10, а в другом 30 слов, то,
естественно, первый он запомнит лучше.

Для того чтобы
человек мог воспроизвести как можно
больше материала, необходимо, чтобы
одновременно предъявленный ему ряд
стимулов равнялся или ненамного превышал
средний объем его кратковременной
памяти: 7+2 (закон Миллера).

Закон
торможения
:
всякое последующее запоминание тормозит
предыдущее.

Отсюда ясно: лучший способ забыть
только что заученное — сразу вслед за
этим постараться запомнить сходный
материал. Именно поэтому нельзя учить
физику после математики, литературу
после истории. Любая информация, чтобы
быть запомненной, должна «отстояться».

Закон
края
:
лучше запоминается то, что сказано
(написано) в начале и конце ряда информации
(т.е. как бы с его края) и хуже запоминается
середина ряда.

Закон
повторения
:
повторение способствует лучшему
запоминанию
.
Народная мудрость отразила это в
следующей пословице: «Повторение —
мать учения». Повторение способствует
тому, чтобы информация сохранялась в
оперативной памяти до того, как она
будет закодирована и введена в
долговременную память.

Психолог
Г.Эббингауз установил, что большая часть
запоминаемого «теряется» сразу
после запоминания, а с течением времени
забывается все меньшее количество
информации. Именно поэтому мы так хорошо
помним впечатления детства. Если
что-либо нужно надолго запомнить, то
необходимо как минимум четыре повторения
:
первый раз нужно повторить сразу после
запоминания, второй — через 20—30 мин,
третий — через день, четвертый — через
две-три недели. При
этом следует помнить о том, что повторение
должно быть активным
.
В виде воспроизведения оно в несколько
раз эффективнее, чем в виде пассивного
дополнительного чтения (прослушивания,
просмотра).

Для
лучшего запоминания широко используются
мнемотехнические
приемы
,
имеющие свою специфику при запоминании
иностранных слов, чисел, большого объема
информации.
Суть мнемотехнических
приемов заключается в том, что запоминаемый
материал определенным образом
структурируется. Так, год французской
революции — 1789-й — легко запомнить,
выделив структуру даты (последовательность
цифр 7, 8, 9). Кроме того, рифмование также
способствует запоминанию.

Рассмотрим некоторые
приемы мнемотехники.

Метод
ассоциаций.

Запоминание даты, например, можно
ассоциировать с событием, которое хорошо
сохранено в памяти: за столько-то лет
до…или спустя столько-то лет после…
При этом определяющее значение имеют
прочность ассоциаций и их количество.
Чем многообразнее и многочисленнее
ассоциации, тем прочнее они закрепляются
в памяти. Иррациональные, странные,
нелогичные ассоциации способствуют
лучшему запоминанию.

Метод
связок.

Он заключается в объединении опорных
слов текста в единую целостную структуру,
в единый рассказ.

Метод
мест
.
Он основан на зрительных ассоциациях;
нужно ясно представить себе предмет,
который следует запомнить, и объединить
его образ с образом места, которое легко
«извлекается» из памяти. Этот метод
не требует логических ассоциаций, он
базируется на ассоциациях, диктуемых
последовательностью предметов и мест.
Прежде всего, нужно выбрать постоянный
«маршрут». Это может быть дорога к
месту работы, расположение комнат в
квартире и отдельных «мест» внутри
комнаты (диван, ковер, шкаф). Для начала
достаточно набора из 15—20 мест, четко
пронумерованных в определенной
последовательности. Затем по хорошо
известному вам «маршруту» вы
размещаете предметы, которые нужно
запомнить, и фиксируете в памяти их
зрительные образы. Таким образом,
достигается запоминание необходимого
материала в определенной последовательности.
Метод эффективен тогда, когда запоминаемые
предметы трудно «разбить» по
какому-то признаку. Этим методом широко
пользовались древнеримские ораторы.

Названные приемы
позволяют значительно увеличить объем
запоминаемого материала.

В.2
Мышление. (
Мышление и интеллект.
Речь как инструмент мышления
).

studfiles.net

Разбор статьи «Законы Памяти»






В интернете ходит текст, приведенный ниже. Найти его можно на разных страницах, и, к сожалению, теперь уже не установить, кто автор. Но разобрать эти законы критически не помешает в любом случае. Потому что после обучения психологии, у студента, если он не всё забыл, присутствует именно такое понимание памяти.

1) Закон интереса: Интересное запоминается легче.

2) Закон осмысления: Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

3) Закон установки: Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

4) Закон действия: Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

5) Закон контекста: При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

6) Закон торможения: При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.

7) Закон оптимальной длины ряда: Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. (7+-2 единицы)

8) Закон края: Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

9) Закон повторения: Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

10) Закон незавершённости: Лучше всего запоминаются незавершённые действия, процесс, динамика, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Далее, «Кривая забывания» (механическое заучивание):

1. первое повторение — сразу по окончании чтения;

2. второе повторение — через 20 минут после первого повторения;

3. третье повторение — через 8 часов после второго;

4. четвертое повторение — через 24 часа после третьего.

5. через месяц, два, полгода, год и так далее по мере необходимости.

Теперь разбор


1) Закон интереса: Интересное запоминается легче.


А что такое интересное? Интересное – это то, что мы можем использовать, чтобы добиться чего-то очень нам нужного, то есть связанного с безопасностью, с развитием, с освобождением, с властью, сексом и так далее. Поэтому, если человек разговаривает на языке на интересные для него темы (связанные с безопасностью, развитием, сексом и так далее), то новые слова и обороты для него интересны, потому что он их мысленно, по большей части бессознательно, вписывает в контекст будущих разговоров.

Запоминание – это не то, что происходит в лаборатории у психологов. Если что-то для человека важно, его бессознательный ум будет над этим работать. То есть, человек будет возвращаться к материалу мысленно вновь и вновь – отчасти сознательно, отчасти бессознательно. Это и на его сон повлияет. Другие вопросы с меньшими приоритетами будут вытеснены из очереди на продумывание. Быть может, он не так хорошо отдохнет, как мог бы. Где и когда психологи всё это учитывали? И как это всё можно измерить?

2) Закон осмысления: Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.


А из чего состоит осознание? Материал состоит из чего-то, и состоит в чем-то. К примеру, из чего состоят слова – из букв, фонем, аффиксов, корней (тут работают детализация и автоматизация). Об этом подробнее я уже писал про память и векторизацию. А в чём слова состоят? В каких-то конструкциях и в темах общения (тут работает тот же интерес).

Как мы видим, об осмыслении мы уже говорили, когда говорили об интересе, потому что интерес – это и есть осмысление, но не просто осмысление, а то осмысление, в котором человек присутствует всей душой.

Вот я по поводу этой статьи в комментариях написал:

«Законы памяти» — это типичная работа психологов. Как будто бы правильно, а какой от этого практический толк? А почему психологи создают нечто, что, как будто бы, правильно, но бесполезно? Потому что они решают задачу типа такой: «а что еще можно замерить, чтобы защитить диссертацию?». Если бы они решали задачу, «как создать методику освоения иностранных языков, чтобы любой мог с языками справляться в разумные сроки?», «законы памяти» выглядели бы иначе. Но тогда сразу выяснилось бы, что вся система образования глубоко не разумна, что работать можно лучше. Что виноваты не студенты, у которых не получается, а профессора, которые не умеют учить. И тут начались бы конфликты… Проще поставить вопрос «что еще можно замерить?».

Какие можно сделать из этого выводы? Что у меня дурной характер, и что со мной надо бороться либо методом инквизиции, как это делали христиане, либо методом бойкота, как это делали иудеи. Но цель моего поста была как раз вписывание материала в контекст самого интересного – в конфликт серостей и творческих личностей. То есть, целью было глубокое осмысление материала. Тот, кто вступает в заинтересованную дискуссию, развивает свои ум и память. Кто перевирает или бойкотирует, развивает слабоумие. Проблемы у людей – они этические. И так оно во всем.

3) Закон установки: Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.


А что за этим стоит? А то, что человек отключился от всего неважного, начал материал анализировать, вписывать в контекст, забывать и воспроизводить. То есть, дело не в установке, а в том, что человек начал использовать техники запоминания.

4) Закон действия: Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.


Об этом уже говорили и в Интересе, и в Осмыслении, и в Установке. Потому что запоминание – это и есть действие – а именно, анализ и вписывание в интересный (то есть очень важный) контекст.

5) Закон контекста: При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.


Об этом уже говорили и в Интересе, и в Осмыслении, и в Установке, и в Действии. Потому что действие – это всегда не только анализ (детализация), но и вписывание в конкретные ситуации – в контексты.

6) Закон торможения: При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.


Потому что запоминание – это продумывание и раскладывание по полочкам, которое протекает в основном бессознательно. Это работа. И, если ты работаешь сразу над несколькими делами, каждое дело в отдельности от этого может замедляться.

7) Закон оптимальной длины ряда: Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. (7+-2 единицы)


И что с этим делать практически? Если это заучивание слов, то решением будет двойная ротация: работаешь с пятью-девятью карточками. Когда одна карточка оперативной стопки (семь плюс мину две) более менее выучена, на смену ей идет другая из большой стопки, и в уже немного новом составе вертятся семь карточек (плюс минус две).

9) Закон повторения: Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.


То, что встречается много раз, для подсознательного попадает в категорию того, что непременно встретится опять, а потому на это обращается подсознательное внимание. Аналогично оно обращается на движущийся предмет.

Если же мы говорим о воспроизведении по памяти, то повторение помогает лишь в том случае, если каждый следующий раз ты стараешься сделать лучше, чем предыдущий. Иначе повторение может быть не только не полезным, но вредным.

10) Закон незавершённости: Лучше всего запоминаются незавершённые действия, процесс, динамика, задачи, недосказанные фразы и т.д.


Но всякая незавершенность, всякая недорисованная картинка, всякий незаконченный гештальт – это психологическая микротравма. То есть, это небольшая боль, и боль запоминается. С другой стороны, человек подсознательно может постараться боль забыть.

Далее, «Кривая забывания»


По поводу кривой забывания. Если человек будет повторять слова сразу, через минуты, через пять минут, и так далее, совсем не факт, что через пару лет он будет помнить слова лучше, чем если бы он повторил их то же количество раз с интервалом в три месяца. Тут другие факторы окажутся решающими, а не организация повторений в точном соответствии с кривой забывания. Более того, у меня есть основания предположить, что организация повторений в соответствии с этой кривой может здорово психотизировать – это как поставить себя в условия тысяч вечных экзаменов.

В заключение скажу, что если исходить из практики заучивания языков, а не из практики лабораторных экспериментов, теория будет выглядеть совсем иначе.


shalnov-school.ru

12 законов памяти | Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»

Саморазвитие

12 законов памяти

21 января 2014
15 784 просмотра

Юлия Баяндина

Артур Думчев — эксперт в области развития памяти, он помнит число Пи до 22 528 знаков после запятой! В своей книге «Помнить все» он делится 12-ю правилами, которые помогут улучшить качество и скорость запоминания:

  1. Закон установки — ставьте установку перед началом работы. Представьте, что два человека в течение одного и того же времени запоминают одинаковую информацию. Одного из них попросили запомнить на неделю, а второго — только на час. Как вы думаете, какие результаты будут при проверке — сразу после запоминания? Тот, кто ожидает проверку через неделю, значительно лучше справится с заданием. Это доказано опытным путем. Поэтому, если что-то нужно запомнить на завтра, можно дать себе установку запомнить на месяц вперед.

  1. Закон ярких впечатлений — подключайте эмоции. Чем ярче впечатление от какого-либо события, действия или текста, чем оно необычнее, чем больше каналов восприятия задействовано, то есть чем более значима информация, тем прочнее будет запоминание. Можете проверить это самостоятельно, обратившись к детским воспоминаниям. Укус пчелы, первый день в школе, первый поцелуй и прочие неординарные события не забываются почти никогда. Чтобы использовать этот закон, можно сознательно вызывать дополнительные эмоции к запоминаемому.

  1. Закон интереса — ищите пользу. То, что нам интересно, мы запоминаем намного быстрее и легче. Как и предыдущий, этот закон тесно связан со значимостью информации, только теперь эта значимость, или важность, определяется сознательно. Болельщик легко запомнит счет матча, имена отличившихся футболистов и т. п. Чтобы искусственно вызвать интерес, можно, например, задавать себе вопросы перед чтением: «Зачем мне нужна эта информация? Какую еще пользу она принесет?» Желательно к тому же ответить на эти вопросы.

  1. Закон осмысления — понимайте суть. Чем понятнее суть и логика предмета, тем легче его запомнить, потому что происходит приближение процессов восприятия к процессу мышления. Вот простейший пример: чтобы запомнить фразу «Дерепан модаз еинетч», нужно найти способ сделать ее понятной. Например, прочесть наоборот. Найденный скрытый смысл, логика и закономерности изучаемого предмета облегчают запоминание. Понял — значит запомнил.

  1. Закон ретроактивного торможения — делайте перерывы. Последующее запоминание тормозит предыдущее. Особенно сильно этот закон действует, когда новый материал схож с только что запомненным. Происходит это потому, что наша память не абстрактна, а имеет материальные структуры в виде нейронных связей, которым нужны время и энергия, чтобы сформироваться.

  1. Закон проактивного торможения — чередуйте дела. Из-за заученного ранее материала происходит забывание нового. Влияние тем сильнее, чем больше сходства с предыдущей деятельностью. Если вы пять часов занимались философией Фихте, а потом без всякого отдыха перешли к Канту, то мысли Канта в вашей памяти могут спутаться — и, скорее всего, спутаются — с мыслями предыдущего философа. Информация особенно хорошо запоминается по утрам.

  1. Закон действий — применяйте на практике. Информация, которой мы пользуемся, вовлекаем в деятельность, применяем на практике, запоминается лучше. Чтобы лучше запомнить информацию, нужно произвести над ней какое-нибудь действие: найти взаимосвязи, сопоставить, подсчитать или как-то использовать.

  1. Закон предшествующих знаний — используйте свой багаж. Чем больше предшествующих знаний по определенному предмету, тем лучше запоминается вся новая информация по этой теме. Новое связывается с уже известным, опирается на имеющийся фундамент. Перед работой с новым материалом целесообразно заранее вспомнить все, что уже известно по этой теме.

  1. Закон повторения — повторяйте правильно. Чем чаще повторяется информация, тем лучше она усваивается. Чем чаще повторяется информация, тем лучше она усваивается. Чем чаще повторяется информация, тем лучше она усваивается.

  1. Закон одновременных впечатлений — заходите с фланга. Информация запоминается не изолированно. Все происходящее в одно и то же время находится в одном и том же «шкафчике» в памяти. Запах или обстановка могут вызывать в памяти определенные события. Если что-нибудь не удается вспомнить, нужно вызвать в памяти максимум одновременных — смежных — впечатлений.

  1. Закон края — лучше много раз помалу, чем помногу мало раз. Лучше всего запоминается информация, полученная в начале и конце. Подумайте о какой-нибудь книге, фильме или разговоре — начало и конец всегда отчетливо выделяются в памяти. Начало, конец и некоторые яркие моменты. Поэтому ежедневные занятия, по часу каждое, предпочтительнее, чем одно в неделю длиной в семь часов.

  1. Закон незавершенности. Незавершенные действия, фразы, тексты запоминаются лучше. Наше воображение старается завершить их самостоятельно, поэтому происходит автоматическая интеллектуальная работа с материалом, и…

По материалам книги Артура Думчева «Помнить все»

Книга уже есть на Озоне и в Лабиринте.

blog.mann-ivanov-ferber.ru

Законы памяти и запоминания — NIT for You

Законы памяти  — это общие закономерности, которые характеризуют устройство и работу памяти человека. Мы говорим о законе памяти в том случае, если некоторая последовательность событий, связанных с памятью, многократно повторяется в неизменном виде.

Если имеется в виду закон запоминания материала, то под ним понимается определенная последовательность действий, в результате которой соответствующий материал запоминается человеком.

Человек запоминает треть услышанного, половину увиденного и все 100 % того, которое делает.

Если речь идет о законе забывания материала, то под ним, соответственно, понимается закономерно идущий процесс забывания. Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

Законы и закономерности памяти

Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.

  1. Сравнительно простые события в жизни, которые произ­водят особенно сильное впечатление на человека, могут запо­минаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут высту­пать в сознании с отчетливостью и ясностью.
  2. Более сложные и менее интересные события человек мо­жет переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запе­чатлеваются.
  3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
  4. Человек может объективно правильно воспроизводить со­бытия, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
  5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до ко­личества, превышающего максимальный объем кратковремен­ной памяти, то число правильно воспроизведенных членов это­го ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоми­наемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и коли­чество необходимых для его запоминания повторений. Напри­мер, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда ис­ходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то по­надобится примерно 30 повторений для получения того же са­мого результата, а в случае ряда из 36 слогов — 55 повторений.
  6. Предварительное повторение материала, который подле­жит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
  7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).
  8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.
  9. Повторение подряд заучиваемого материала менее про­дуктивно для его запоминания, чем распределение таких по­вторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.
  10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
  11. С усилением внимания к запоминаемому материалу чис­ло повторений, необходимых для его выучивания наизусть, мо­жет быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внима­ния не может быть возмещено увеличением числа повторений.
  12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность прояв­ляется в зрелые годы.
  13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминают­ся лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
  14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не оста­ется в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в од­ном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии па­мяти случаи амнезий — временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:

  • память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всег­да сопровождаются нарушениями памяти;
  • память у человека теряется и восстанавливается по одно­му и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатле­ния; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспо­минания, а затем наиболее сложные и недавние.

Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти.

10 основных законов памяти.

Законы памяти и техники эффективного запоминания

Ресурсы:

nitforyou.com

Законы памяти

Количество просмотров публикации Законы памяти — 5906

1. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Самый лучший способ запомнить – смысловая организация материала, которую обеспечивают такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, систематизация и обобщение. В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли. Следует шире использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы. Вместе с тем, эффективен прием прогнозирования: начав читать абзац, попробуйте после выдвижения автором нескольких аргументов самостоятельно сделать вывод. Возникающие при этом положительные (молодец, угадал!) или отрицательные (вследствие несогласия) эмоции усиливают запоминание.

2. Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Основа формирования интереса – цель. В случае если мы знаем, что информация понужнобиться для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.

3. Закон установки. Он должна быть представлен в двух аспектах.

Установка на запоминание по времени: запоминание лучше происходит в том случае, в случае если человек ставит перед собой задачу запомнить ʼʼвсœерьез и нужнолгоʼʼ.

В случае если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определœенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти. В случае если у студента имеется установка на запоминание материала лишь к очередной сессии, то знания после экзаменов легко забываются.

Установка на восприятие материала по содержанию (она определяет восприятие). В тексте человек прежде всœего найдет то, на что у него есть установка.

4. Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Первоначальное впечатление можно усилить рационального и эмоционально. При рациональном усилении нужно стараться направить информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, проговорить, пропеть. При эмоциональном усилении следует постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией. При этом отрицательные эмоции, не связанные с запоминаемым материалом (неуверенность, печаль, раздражение, страх), мешают запоминанию.

5. Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, в случае если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Ассоциации помогут вспомнить крайне важно е.

6. Закон объёма знаний: чем больше знаний по определœенной теме, тем лучше запоминается новое. По этой причинœе так трудно бывает ʼʼвойтиʼʼ в ранее неизвестную дисциплину, тему. Перед чтением следует вспомнить всœе, что уже известно по изучаемой проблеме, полистать справочники.

7. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длинœе предъявляемый ряд информации превышает объём кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Для того чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, крайне важно , чтобы одновременно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объём его кратковременной памяти: 7 + 2 (закон Миллера).

8. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучший способ забыть только что заученное – сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Именно по этому нельзя учить физику после математики, литературу после истории. Любая информация, чтобы быть запомненной, должна ʼʼотстоятьсяʼʼ.

9. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (ᴛ.ᴇ. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.

10. Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. Повторение способствует тому, чтобы информация сохранялась в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память. Психолог Г. Эббингауз установил, что большая часть запоминаемого ʼʼтеряетсяʼʼ сразу после запоминания, а с течением времени забывается всœе меньшее количество информации. Именно в связи с этим мы так хорошо помним впечатления детства.

В случае если что-либо нужно нужнолго запомнить, то крайне важно как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй – через 20-30 мин, третий – через день, четвертый – через две-три недели. При этом повторение должно быть активным. В воспроизведении оно в несколько раз эффективнее, чем в виде дополнительного пассивного чтения (прослушивания, просмотра).

referatwork.ru

Основные теории памяти в психологии, законы и закономерности

Человек на протяжении всей жизни приобретает и теряет различные способности своего разума.

Это делает его уникальным существом. Одной из таких способностей является память.

Она позволяет запечатлеть важные моменты. А иногда человек теряет ее, как и все воспоминания.

Что такое чувство дежавю? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие

В источниках психологической литературы при употреблении понятия памяти в основном упоминаются процессы, которыми управляет наша психика.

Среди них:

  • запечатление;
  • сохранение;
  • узнавание;
  • воспроизведение.

Память как процесс объединяет в себе этот последовательный список. Это означает, что память — это процесс запечатления информации, ее сохранения с целью узнавания ее в дальнейшем, а также ее воспроизведения.

Ее можно сравнить с фототехникой, задача которой заключается в заключении какого-либо момента или события в фотоснимке.

Фотоаппарат принимает изображение, пропуская через свои механизмы, запечатлевает его и выводит на экран. Так мы сохраняем важные моменты жизни в виде картинок.

Этим подчеркивается значимость данного явления, так как не сохранив в памяти опыт прошлого мы не сможем построить правильное будущее.

Немецкий исследователь Герман Эббингауз изучил еще один процесс — забывание. Однако к самому процессу запоминания он не относится.

к содержанию ↑

Законы и закономерности

Законы и закономерности памяти предполагают правила, по которым процесс запоминания возможно облегчить.

Так, Артур Думчев, современный российский специалист в области памяти, в своей книге «Помнить все» выделяет 12 законов памяти:

  1. Закон установки: призывает ставить установку на запоминание, возможно даже установление рамок в виде сроков.
  2. Закон ярких впечатлений: ассоциации, вызванные эмоциями, позволяют намного ярче запомнить важное событие, особенно если эмоции положительные.
  3. Закон интереса: все самое интересное запечатлевается в памяти человека надолго.
  4. Закон осмысления: запоминание происходит легче, если человек воспринимает смысл, суть материала.
  5. Закон ретроактивного торможения: этот незамысловатый термин советует делать перерывы в процессах запоминания, так как этой стороне человеческих возможностей также присуща надоедливость больших объемов информации.
  6. Закон проактивного торможения: схож с предыдущим, от переизбытка запоминаемого материала спасает чередование дел.
  7. Закон действий: древняя китайская пословица, принадлежащая Конфуцию, гласит: «Расскажи мне — и я забуду, покажи — и я запомню, дай мне сделать — и я научусь».
  8. Закон предшествующих знаний: процесс запоминания строится на опыте в определенной области, запоминаемая информация связывается с сохраненным материалом.
  9. Закон повторения: «…чем чаще повторяется информация, тем легче она усваивается…», — пишет автор о данном законе, повторяя данную фразу три раза.
  10. Закон одновременных впечатлений: обратите внимание на то, какие воспоминания вызывает у вас запах чего-либо, музыка, услышанная несколько месяцев назад (вспомните, в каком месте вы ее слушали, каким было ваше настроение).
  11. Закон края: чаще всего запоминается первое и последнее.
  12. Закон незавершенности: незавершенная фраза прочнее поселяется в памяти.

Также закономерности памяти в психологической литературе принято связывать с видами запоминания: непроизвольным и произвольным.

Если это касается непроизвольного запоминания, то такие закономерные условия часто появляются неожиданно и резко, что позволяет крепко запомнить связанное с ними событие.

Это, к примеру, может быть громкий, резкий звук, неожиданная смена действия, внезапно включенный яркий свет и прочие раздражители.

При втором виде запоминания человек дает себе установку на запоминание определенной информации.

Закономерности такого вида запоминания строятся на:

  • понимании смысла информации, достижении ее ядра, сути;
  • создании структуры информации;
  • представлении данной информации в целостной системе, состоящей из элементов — ее неотъемлемой части;
  • составлении плана, схем, таблиц, кластеров, графиков;
  • составлении опорного конспекта, содержащего более запоминающиеся ключевые слова;
  • использовании мнемотехники, или мнемоники, — специальных приемов, облегчающих запоминание.

Последний пункт очень разнообразен и может вызвать интерес. При правильном его использовании процесс запоминания становиться похожим на игру, что полезно, к примеру, для детей.

Среди числа мнемонических приемов наиболее действенными являются:

  1. Метод ассоциации (например, чтобы запомнить имена людей, необходимо составить с ними схожие слова — «Люба — любит», «Женя — женится» и т.д.)
  2. Создание образа запоминаемой информации (чтобы легче запомнить, как правильно пишется словарное слово, представляем его написанным на дорожном знаке, вывеске супермаркета, в который ходим каждый день).
  3. Метод цепочки (чтобы запомнить список продуктов, необходимый для покупок в магазине, представляем их попарно взаимодействующими: «молоко и хлеб» — в сознании видим как хлеб падает в молоко и тонет в нем).
  4. «Язык цифр» (чтобы запомнить, к примеру, год 1984, каждой цифре присваиваем символ: 1 — иголка, 9 — змея, 8 — песочные часы, 4 — остановка с крышей).

Как стереть себе память о человеке? Читайте об этом здесь.

к содержанию ↑

Основные теории

Ассоциативная теория памяти является основополагающей в психологической науке.

Аристотель вывел принципы ассоциации, согласно которым человек связывает несколько предметов или событий вместе с целью запоминания.

Также ее основоположниками являются немецкие психологи Генрих Мюллер и Герман Эббингауз, которые разработали понятие ассоциации в ее связи с феноменом памяти.

Согласно смысловой теории памяти, в процессе запоминания мы выделяем суть информации.

Это не сугубо механическое запоминание, а попытка понять истину и ядро материала.

Основоположниками данной теории считаются Альфред Бине, французский психолог, и Карл Бюлер, психолог и лингвист из Германии.

Память как вид психологической деятельности трактует теория общепсихологической деятельности. У ее истоков стоит французская школа психологии памяти, представителями которой являются Пьер Жане, Жан Пиаже и Теодюль Рибо.

Их заслуги выразились в определении памяти как некой системы действий, направленных на процессы запечатления, сохранения и воспроизведения информации.

Советские исследователи данной области Анатолий Александрович Смирнов и Петр Иванович Зинченко рассмотрели данную теорию с точки зрения осмысливания человеком своей деятельности.

Доказательством стало изучение процессов памяти на протяжении жизни человека. В его результате выяснилось, что чем старше становится человек, тем его деятельность становится опытнее, а память крепче и целенаправленнее.

Гештальтпсихологическая теория памяти основывается на запоминании человеком информации в виде целостных образов («гештальт» — целостная структура, система образов).

Ее правила можно соотнести с законом одновременных впечатлений.

Представители гештальтпсихологии Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Левин доказали, что процесс запоминания происходит намного легче при построении структуры запоминаемого материала, нежели при поиске ассоциаций.

Бихевиористсткая (поведенческая) теория памяти базируется на разработках Ивана Петровича Павлова — «стимул-реакция».

Данная теория предполагает осуществление упражнений, необходимых для запоминания информации. Зигмунд Фрейд при изучении поведенческой теории указал на влияние положительных и отрицательных эмоций на процесс запоминания.

Поскольку мир становится более компьютеризированным, психологи чаще стали уделять внимание информационно-кибернетической теории памяти.

Согласно ее постулатам, мозг -; это своеобразный компьютер. На основании знаний о работе памяти человека изобретаются компьютерные процессы ее сохранения.

В психологии также имеет место быть также физиологическая теория памяти. В современной психологической литературе также встречается под названием условнорефлекторная теория.

На основании исследований Павлова память материально образовывается на условных рефлексах, которые образует кора полушарий головного мозга.

Петр Кузьмич Анохин, советский физиолог, развил идеи Павлова в данном русле. Под воздействием определенных раздражителей происходят физиологические процессы, которые вызывают запоминание.

Физическая теория памяти основывается на нейрофизиологических процессах.

Другое ее название — теория нейронных моделей, которая обязана своему существованию опытам Уайлдера Пенфилда, канадского нейрохирурга.

Он подтвердил, что воспоминания тесно связаны с возбуждением участков коры головного мозга, пронизанных мельчайшими клетками на нейронном и молекулярном уровне.

Основоположники химической теории памяти утверждают, что процессы запоминания осуществляются при помощи химических изменений, происходящих в нейронных клетках при действии определенных раздражителей.

Подтверждением тому является наличие в нашем организме ДНК, которая является носителем наследственной памяти, и РНК как носителя индивидуальной памяти.

Данную теорию развил шведский биохимик Хольгер Хиден. Советский ученый Александр Лук называет его именем отдельную теорию, образовавшуюся в рамках химической, — теорию Хидена.

Таким образом, память — своеобразный емкий процесс, над которым работает не только наше сознание и бессознательная часть, но миллиарды мельчайших клеток нашего организма.

Понятие, процессы, виды и законы памяти:

Наша интересная группа Вконтакте:

psyholic.ru

Законы забывания (памяти)

  1. Закон края (закон
    выпадения середины) Лучше запоминается
    информация в начале и в конце ряда.

  2. Закон забывания
    Эббингауза. Кривая забывания (выявлен
    на основе опытов работы с бессмысленными
    слогами). Исследовался характер забывания
    после первого безошибочного повторения
    сери слогов. В первый час забывается
    около 60% информации через 6 дней остается
    меньше 20% от общего числа информации.

  3. Забывание может
    быть обусловлено работой защитных
    психических механизмов, которые
    вытесняют из сознания в подсознание
    травмирующие впечатления, где они затем
    более или менее надежно удерживаются.
    Следовательно, забывается то, что
    нарушает психическое равновесие,
    вызывает негативное напряжение.

Нарушения
памяти

  1. Ретроградная
    амнезия

  2. Антероградная
    амнезия

Мышление
и Речь

Мышление – познавательный процесс,
характеризующийся обобщенным и
опосредованным отражением действительности.

Мышление часто определяют как процесс
решения задач.

Мыслительные операции

Анализ – мысленное разложение
целого на части.

Синтез
мысленное объединение частей, свойств,
действий в одно целое. Но синтез не
является механическим соединением
частей, не равно сумме частей

Анализ и синтез протекают в единстве

Сравнение – установление сходства
или различия между предметами, признаками

Абстракция– выделение какой либо
стороны, свойства объекта, отвлекаясь
от остальных.

Конкретизация– возвращение мысли
от абстрактного к конкретному.

Обобщение– мысленное объединение предметов по
общим существенным признакам.

Мышление не только включает в себя
различные операции, но и протекает на
разных уровнях, в различных формах.

Виды мышления

  1. С точки
    зрения новизны решаемых задач

    • творческое
      (продуктивное) – создание и открытие
      нового продукта

    • воспроизводящее
      (репродуктивное) применение готовых
      знаний

  1. По
    характеру решаемых задач

  1. По уровню
    развития в онтогенезе
    ( по содержанию
    решаемых задач)

    • Предметно-действенное(наглядно-действенное) Задачи решаются
      в условиях зрительного наблюдения за
      ситуацией, выполнения действий с
      предметами (характерно для детей до
      3-х лет)

    • Наглядно-образноеЗадачи решаются в плане зрительного
      представления ситуации, оперирования
      образами предметов, без выполнения
      реальных практических действий с ними.
      Проявляется в дошкольном возрасте
      (4-7 лет).

    • Словесно-логическоефункционирует на базе языковых средств,
      характеризуется использованием
      понятий, установлением наиболее общих
      закономерностей.

Этап перехода от ведущего типа
наглядно-образного к словесно-логическому
показан в экспериментах Жана Пиаже по
сохранению количества вещества.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны.
В разных по содержанию задачах используются
и эффективны различные виды и компоненты
мышления.

Творческое мышление. Креативность

В Психологическом словаре креативностьюназывается способность порождать
необычные идеи, отклоняться от традиционных
схем мышления, быстро решать проблемные
ситуации

Дж. Гилфорд рассматривает шесть параметров
креативности:

  • способность
    к обнаружению и постановке проблем;

  • способность
    к генерированию большого числа идей;

  • гибкость
    – способность продуцировать разнообразные
    идеи;

  • оригинальность – способность
    отвечать на раздражители нестандартно;

  • способность
    усовершенствовать объект, добавляя
    детали;

  • способность
    решать проблемы, т. е. способность к
    анализу и синтезу .

Ключевым понятием, открывающим эпоху
исследования творческого мышления,
является понятие дивергентного
мышления.

Дивергентное мышление, по Дж Гилфорду,
определяется как «тип мышления, идущего
в различных направлениях». При этом
человек не концентрируется на каком-то
одном способе решения проблемы, а ведет
поиск одновременно по нескольким
направлениям, выдвигает сразу несколько
гипотез и быстро переключается с проверки
одной на другую.

Основные показатели творческого
мышления:

Оригинальность мысли, возможность
получения ответов, значительно
отличающихся от привычных. Преодоление
барьеров прошлого опыта. Нестандартное
мышление и восприятие мира. Быстрота и
плавность возникновения ассоциативных
связей. Способность к нахождению
необычных ассоциативных связей между
двумя разными вещами. Восприимчивость
к проблеме. Нахождение противоречий в
последовательности явлений. Видение
новой проблемы, установление связи с
другими проблемами. Беглость мысли как
количество ассоциаций, идей, возникающих
в единицу времени в соответствии с
некоторыми требованиями. Способность
найти несколько непривычных функций
объекта или его части.

studfiles.net