Художественная культура майя доклад – CGI script error

Мировое значение художественной культуры майя

Содержание

  1. Введение……………………………………………. стр.3

  1. Основная часть………………………………………стр.4

  1. Заключение………………………………………….стр.9

  1. Список использованной литературы………………стр.10

Введение

Великая цивилизация Майя хранит в себе множество загадок. Но, несмотря на это, сведения о некоторых обычаях этого народа все-таки дожили до наших дней, и ученые сегодня имеют обширное представление о довольно любопытных обычаях и традициях древних Майя. Произошло это благодаря племенам Юкатана, родственным Майя и сумевшим сохранить некоторые наиболее значимые обычаи своих предков.

Вообще, все обычаи этого народа носят религиозный характер. Однако наблюдается поразительная схожесть некоторых обычаев Майя с современными. Например, известно, что у Майя существовала церемония «крещения». Как и в церквях Старого Света, ребенка окропляли водой, давали имя. Кроме того, у Майя так же существовал обряд отпущения грехов и причастия, когда хлеб делился между всеми участниками церемонии. Так же не менее поразительно и то, что храмы Майя были украшены крестами, которыми благословлялись бракосочетания! Кстати, жить вместе без благословения имели право только вдовцы – для молодых пар это считалось непристойным.

О том, что древние майя унаследовали большую часть своей культуры из Старого Света, говорят так же и их праздники. Потомки Майя (испанцы) описывали несколько наиболее почитаемых индейцами праздников. И опять же наблюдается поразительное сходство с Европейскими нациями. 16 мая Майя отмечали день, когда была благословлена вода. В Европе этот же день считается праздником св. Иоанна, покровителя водной стихии. 8 сентября майя отмечали день рождения матери Белого Бога – день рождения Девы Марии в Европе. Рождество самого Белого Бога выпадало на 25 декабря! Первые исследователи культуры майя описывают необычайное пристрастие этого народа к чистоте и приятным запахам. Так что практически каждый праздник сопровождался обилием цветов и пахучих трав, а подготовка к празднествам предполагала всеобщую генеральную уборку.

Однако не все праздники и традиции Майя имели сходство с европейскими. Как было сказано выше, все обычаи этой цивилизации носили глубоко религиозный характер, а посему имели место такие отнюдь не европейские ритуалы, как жертвоприношения, ритуальные танцы и различные обряды посвящения. О них мы и поговорим.

Основная часть

Жертвоприношения

Одним из важнейших ритуалов, совершаемых Майя, несомненно, были жертвоприношения. Согласно мировоззрениям Майя, боги и человек должны взаимно заботиться друг о друге. Боги дают людям жизнь, здоровье, богатство и счастье, а люди должны давать им свою энергию и кровь. Отсюда исключительная важность любой формы жертвоприношений.

Очень серьезным видом жертвы считалось прокалывание языка, гениталий, щек и губ колючей проволокой или женская кровь. Майя были убеждены: раны в теле человека служили проходом сверхъестественных сил и предков в мир людей. С их помощью передавалась энергия звезд и светил на землю. Так достигались реальная взаимосвязь и единство всех уровней космоса и земного сообщества.

«Жертвой» могло быть многое: цветы, пища, любимые животные и украшения, произведения искусства и ароматические смолы – всё, что только дорого сердцу, в том числе и человеческая жизнь.

Майяский ритуал жертвоприношений был во многом аналогичен ацтекскому и, как и все подобные ритуалы, отличался крайней жестокостью. Человека, предназначенного в жертву, жрецы обмазывали священной жертвенной краской (особый вид лазури), а на голову ему надевали специальный высокий жертвенный «колпак». Потом его вели на вершину пирамиды. Четыре помощника первосвященника (они назывались чаками), тоже обмазанные священной жертвенной лазурью, хватали жертву каждый за одну конечность и клали навзничь на алтарь. Затем приближался наком – церемониймейстер – и каменным ножом вскрывал жертве грудь. Стремительно вырвав из разверстой груди живое сердце, он передавал его главному чилану, а тот брызжущей из все еще пульсирующего сердца кровью окроплял изображение или статую бога, в честь которого совершалось жертвоприношение. Тело жертвы чаки сбрасывали со ступеней пирамиды. Внизу телом завладевали другие жрецы. Они сдирали (в буквальном смысле слова) с еще теплого трупа кожу, в нее тотчас же облачался главный чилан и на виду у тысяч зрителей исполнял неистовый ритуальный танец. Затем т

ело жертвы либо сжигалось, либо – в том случае, когда умерший был мужественным воином, – разрезалось

на множество мелких кусочков и тут же поедалось знатью и жрецами, видимо, для того, чтобы участники трапезы обрели достоинства покойного (ритуал каннибализма осуществлялся лишь с одной целью – обрести достоинства умершего). Кровь у Майя почиталась «любимейшей пищей богов».

И всё же более жестокие жертвоприношения – ритуальные убийства и каннибализм – совершались в особо критических случаях (природные катаклизмы, эпидемии).

Пост

К повседневным ритуальным действиям относились воскурение душистых растений, молитвы, исповеди (публичные рассказы о грехах с целью очищения души), культовые танцы и песни, а так же всевозможные посты.

Чтобы добиться внимания богов, майя подолгу постились: не ели мяса, соли, перца и острую приправу чиле. Поощрялось и половое воздержание. Иногда пост мог продолжаться до 3-х лет.

Правда, большинство этих ограничений касалось лишь жрецов. Остальные имели большую свободу, но, находясь под огромным влиянием жрецов, стремились следовать тем же методам умилостивления богов. Майя обращались к богам с молитвой и, прежде всего, просили облегчить тяготы жизни, обеспечить урожай, удачу на охоте и рыбной ловле. Связь с богами осуществлялась жрецами во время молитв и медитаций, а также путем «отправления посланников богам», т.е. жертвоприношений, в том числе человеческих.

Обряд уплощения головы

 Можно предположить, что древние Майя считали идеалом красоты такой лоб, который образует с линией носа почти прямой угол. Однако природа редко шла навстречу их вкусам, и тогда люди сами придумали, как подогнать себя к эталону красоты.

Для достижения необходимой деформации черепа они изобрели специальный «пресс». Он состоял из двух положенных друг на друга прямых досок, скрепленных веревками с одного конца; с другого доски разводились, и в вершину образовавшегося угла втискивалась голова новорожденного младенца. Постепенно разведенные концы стягивались (тоже веревками), доводя приплюснутость черепа до нужной формы, которая диктовалась канонами красоты.

Это был очень болезненный процесс, который мог даже закончиться гибелью ребенка. Судя по достижениям Майя в науках, искусстве, архитектуре и других сферах, такая деформация черепа в младенческом возрасте не сказывалась в дальнейшем на их умственных способностях, если, конечно, новорожденные выживали после этой пытки!

Культура древней цивилизации майя вкратце

В основе древней религии Майя лежало почитание гремучих змей. Можно предположить, что для них «Царственная змея» и все с нею связанное были такими же символами, как для христиан – крест. Верность этому символу Майя демонстрировали часто и практически во всех своих произведениях искусства: в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве. Возможно, как полагают некоторые учёные, обряд уплощения головы совершался для того, чтобы придать голове ребенка сходство со змеиной головой.

Ещё одним «каноном красоты» у Майя считалось косоглазие. Для этого к волосам младенца прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусинка, свисавшая между глаз. Также модными у Майя считались подпиленные зубы – и мужчины, и женщины придавали им остроконечную форму. Аристократы и жрецы часто инкрустировали свои зубы нефритом, бирюзой, перламутром.

Ритуал души-крови

По этому ритуалу выбранную жертву – невинного юношу (для жрецов была важна чистота «души-крови») – привязывали к столбу на площади и расстреливали либо копьями, либо из луков, как мишень. Подобное изуверство объяснялось тем, что в начале ритуала строжайше запрещалось наносить жертве смертельную рану – приносимый в жертву должен был умирать долго от потери крови, с которой душа «улетала» к богу.

Танец огненного очищения

Очень важен был обрядовый танец огненного очищения, обязательно совершавшийся в годы, которые считались по майяскому календарю самыми несчастливыми и опасными. Церемония происходила глубокой ночью, что придавало ей торжественность и создавало неповторимый эффект. Разжигали огромный костёр, почти в два человеческих роста. Когда от костра оставались только одни пылающие угли, их выравнивали и разбрасывали вокруг. Затем индейцы босые ходили по этим углям. Возглавлял эту процессию главный жрец.

Считалось, что этот танец отгонял несчастия и приносил племени удачу в охоте урожае.

Иногда жрецы нарочно заставляли молодых юношей участвовать в этой церемонии, дабы закалить волю и выдержку будущих мужчин.

Игра в мяч

Это на самом деле даже не игра, а некий религиозный ритуал. Две команды играли каучуковым мячом, который символизировал солнце, и поэтому к нему нельзя было прикасаться кистями рук и ступнями. Разрешено было использовать плечи, корпус, голову, бедра и специальные биты. Цель игры-ритуала – забросить мяч в кольцо, которое находилось на разных полях и на разной высоте (2 кольца, по одному на каждую команду). Чем выше расположено кольцо, тем, соответственно, сложнее и

гра. Самое большое поле для игры в мяч имело размеры 180 на 120 метров, кольца находятся на высоте около 4 метров. Это поле существует и по сей день. Находится оно В Чечен-Ице. Оно обладает уникальными акустическими эффектами, неразгаданными современной наукой. Наверху в середине короткой и смежной с ней длинной стены, располагаются 2 трибуны — одна для верховного жреца, выступавшего в роли судьи, другая – для знати. Расстояние между трибунами около 100 метров. Феномен этого места заключается в том, что люди, находящиеся на этих трибунах, могут переговариваться между собой вполголоса и прекрасно друг друга слышать, а внизу, на поле, их совсем не слышно. Другой уникальный эффект состоит в том, что стоя лицом к стене на противоположных концах этого поля, т.е. на расстоянии 180 метров друг от друга, можно прекрасно переговариваться, не повышая голоса!

Но вернёмся к игре. Итак, играли командами 7 на 7 человек. В такие кольца, да еще находящиеся на такой высоте, забить мяч было крайне сложно. Поэтому игра продолжалась до 3-4 суток. Как только один мяч был забит в кольцо, игра прекращалась. У Майя после этого совершались нечеловеческие жертвоприношения. Но у кровожадных и воинственных тольтеков, которые пришли в Чечен-Ицу после Майя и унаследовали их культуру и ритуалы, по завершении игры в мяч происходили человеческие жертвоприношения, а именно: капитан проигравшей команды отрубал голову игроку, забившему мяч.

Взятие кавиля

 «Взятие кавиля» – важнейшая часть церемонии восшествия на престол во всех царствах Майя. В Сияхчане этот ритуал приобрел вид особого танца, буквально «танца взятия».

Кавиль – имя одного из майяских божеств (Бог K), а также обозначение основной царской инсигнии – скипетра в виде фигурки этого бога. Передача или принятие этой реликвии символизировала переход верховной власти к царю-преемнику.

Ритуал царских похорон

Прижизненный и заупокойный культ правителей, их обожествление – характерная черта политической жизни майя. Под основанием почти всех каменных монументов (алтари, стелы), а также под полами храмов и дворцов Майя устраивали ритуальные тайники. Это было важнейшим обрядом, призванным обновить магическую силу обожествленного царя на следующие 20 лет правления. Царю как бы обеспечивалась поддержка основных богов майяского пантеона, от которых зависел урожай, а значит – и благополучие страны.

У Майя существовал пышный ритуал царских похорон и заупокойный культ умершего правителя. В ходе раскопок в Паленке была обнаружена уникальная для Мезоамерики пирамида, выполнявшая функцию мавзолея, где покоился правитель (некоторые ученые считают, что это был правитель Пацал, живший в ХII в.), как это было принято в Древнем Египте.

У Майя имелось и множество интересных повседневных и вполне мирных обычаев и ритуалов. Например, приготовление какао для Майя не было обычной кулинарной процедурой, а целым ритуалом. Майя видели в этом бодрящем напитке божественное содержание и готовили его по-особому. Его готовили только избранные люди из прожаренных зерен какао, смешанных с водой, маисовой мукой и различными пряностями, и разливали в богато украшенные золотые чаши.

Заключение

На сегодняшний день на полуострове Юкатан, в том числе в Белизе, Гватемале и Гондурасе живут около 6,1 миллиона Майя. В Гватемале до 40 % населения относятся к Майя, в Белизе – порядка 10 %. Сегодняшняя религия Майя представляет собой смесь из христианства и традиционных верований Майя. Каждая община имеет сегодня своего религиозного покровителя. В качестве пожертвований выступают домашняя птица, специи или свечи. Некоторые группы Майя идентифицируют себя посредством особенных элементов в их традиционном одеянии (хлопковая одежда, украшенная традиционными майяскими сюжетами), по которым они отличаются от других Майя.

Однако туризм и, в главную очередь, технический и экономический прогресс постепенно стирают самобытность группы.

Всё больше и больше Майя носят современную одежду, имеют электричество, радио и телевизоры в своих домах, а зачастую и автомобили. Некоторые Майя живут между тем от доходов за счёт туризма, так как всё больше людей хотят познакомиться с миром и культурой древних майя.

Разумеется, в условиях такого прогресса трудно представить, что современные Майя уплощают с младенчества головы или активно практикуют жертвоприношения! Почти все древнемайяские обычаи и ритуалы канули в лету. Учёные склонны полагать, что это к лучшему, ведь целой цивилизации, живущей «по канонам, противоречащим прогрессу и эволюции», сложно выжить в современном мире. На сегодняшний момент таких племён почти не осталось, да и вряд ли прибавится.

Список использованной литературы

В.И. Гуляев. «Древние Майя. Загадки погибшей цивилизации»

laservirta.ru

Художественная культура Мезоамерики — Искусство (I часть) — Каталог файлов

                            Художественная культура Мезоамерики

Задолго до открытия европейцами Американского континента на территории Центральной и Южной Америки возникли куль­турные цивилизации ольмеков, ацтеков, майя и инков, имев­шие оригинальный и самобытный характер. Разобраться в этом своеобразии возможно, лишь учитывая исторические особеннос­ти, при которых слагалась и развивалась художественная культура так называемой доколумбовой Америки (до 1492 г., времени открытия Христофором Колумбом Американского материка).

Крупнейшим центром художественной культуры стала Мезоамерика, включавшая территорию современной Мексики (кроме пустыни на севере) и простиравшаяся к югу примерно до Никарагуа. Эта уникальная цивилизация, являющаяся крупнейшим достоянием мировой культуры, представляла собой удивительное созвездие наций, городов-государств, церемониальных, политических и экономических центров, известных сегодня всему миру: Теночтитлан, Теотиукан, Паленке, Чичен-Ица.

Структура и смысл художественного языка Мезоамерики дают возможность постижения идей и представлений, лежавших в основе сложной картины мира, в которой неразрывно соединены миф и человек. В этом культурном ареале сформировался неповторимый архитектурный стиль, неразрывно связанный с другими видами искусства и отразивший представления об устройстве Вселенной и движении звезд.

Что же характерно для искусства этих народов? Прежде всего утверждение всемогущества и величия священного божества, культ предков, прославление побед над врагами, возвеличивание правителей и верховной знати.

                     Художественная культура классического периода

Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков, проживавших на побережье Мексиканско­го залива во II—I тысячелетиях до н. э. Исследования показа­ли, что у ольмеков были хорошо спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предме­ты декоративно-прикладного искусства, иероглифическая пись­менность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков со­хранилась плохо, так как в качестве строительного материала ис­пользовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штука­турки.

Мировую известность получила скульптура ольмеков, пред­ставленная огромными каменными головами высотой до 3 м и весом до 40 т. До сих пор точно неизвестно их предназначение, но, вероятнее всего, они носили культовый характер. Эти гигант­ские головы, обнаруженные во время раскопок, и сегодня поража­ют монументальностью, мастерством исполнения, реалистиче­ским воспроизведением индивидуальных черт известных в том времени личностей.

В одной из известных скульптур запечатлен юноша с широ­ким и плоским, как бы сплющенным посередине носом, толсты­ми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тяжелыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25 т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушниками.

К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката — неизвестно, но ей на смену пришли новые цивилизации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке (II в. до н. э. — VII в. н. э.). В этом городе, находящемся недалеко от современного Мехико, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветными росписями и ярко раскрашенными статуями богов. Глаза изваяний инкрустированы драгоценными камнями и перламутром.

Наиболее грандиозное архитектурное сооружение — пирамида Солнца (Мексика), имеющая в настоящее время высоту 64,6 м (по всей вероятности, в древности она была еще выше). В отличие от других пирамидальных сооружений, имевших ступенчатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно суживающихся пандусов, которые вели к святилищу в храме. Плоскости между террасами здания были соору жены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренными плитами.

Скорее всего, пирамида одновременно служила и «солнечными часами», точно отмечающими наступление равноденствия. 20 марта и 22 сентября здесь можно было наблюдать удивительное зрелище: ровно в полдень солнечные лучи вызывали постепенное исчезновение прямой тени на нижней ступеньке западного фасада. Время перехода от полной затененности к освещенности занимало ровно 66,6 секунды. Безусловно, чтобы добиться такого зрительного эффекта, надо было обладать совершенными знаниями в области математики, астрономии и геодезии.

Вокруг пирамиды Солнца симметрично располагались несколько небольших ступенчатых пирамид, подчеркивавших монументальность главной постройки. В архитектурном декоре встречаются украшения в виде огромных змеиных голов, расписанных белой краской. На голове каждой змеи находился венчик из перьев, символизирующий особо почитаемое божество света.

В середине IX в. город был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием народов с севера, сначала тольтеков, а в XI в. новых завоевателей — ацтеков, создавших свою цивилизацию.

                                                          Художественная культура ацтеков

Основной чертой искусства охотничьих племен ацтеков было поклонение богам. Сохранившиеся легенды и предания рассказывают о многочисленных походах и кровавых сражениях этого воинственного народа, прежде чем он создал могущественную империю с высоко развитой культурой. Главным местом поклонения богам были храмы, которых к началу завоевания испанцами в XVI в. насчитывалось более 40 тысяч.

Особенно поражала своим великолепием столица ацтеков Теночтитлан («плодовое дерево, растущее из камня»), или Мехико — ныне столица Мексики (по имени главного бога войны — Мехитли). Центр города находился на острове посреди живописного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, перерезанных каналами. В случае опасности поднимали перекинутые через каналы мосты, и город превращался в неприступную крепость. Увы, Теночтитлан не избежал печальной участи: в начале XVI в. город был покорен и разрушен испанскими завоевателями — конкистадорами.

Об архитектуре ацтеков нам известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены или полностью перестроены. Сведения о них сохранились лишь в описаниях испанских очевидцев. Известно, что в центре Теночтитлана находились три дворца ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. На вершине ступенчатой пирамиды были возведены два небольших деревянных храма.

Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ — богини земли и весеннего плодородия — матери верховного божества войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и ладоней, перьев, извивающихся змей, лап орлов и т. д. Все это нагромождение различных предметов строго симметрично и уравновешенно.

Иной характер носят погребальные маски ацтеков, отражающие черты лица захороненного. Примечательна в этом отношении базальтовая голова «воина-орла», в которой мастерски передано сильное волевое лицо молодого воина. Привлекают внимание и произведения мелкой пластики: грациозные статуэтки присевшего на задние лапы испуганного кролика, свернувшейся клубком змеи, приготовившегося к прыжку кузнечика, курительные трубки, украшенные сидящей фигурой бога огня.

Немногочисленные сохранив­шиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастер­ством. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины отличаются изяществом исполнения и тонкостью моделировки.

                                                                   Художественная культура майя

Особых успехов достигла циви­лизация народов майя. Задолго до покорения испанскими завоевателя­ми в IX—X вв. майя изобрели точ­ный солнечный календарь, опреде­ляли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейской цивилизации использовали в мате­матике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, изобрели разви­тую иероглифическую письменность. Искусство народов майя от­личали изысканность и совершенство.

Одним из самых красноречивых свидетельств этой культуры является архитектура: величественные пирамиды, великолеп­ные дворцы и белокаменные города, затерявшиеся в непрохо­димых джунглях Центральной Америки. К достижениям архи­тектуры следует добавить прекрасные памятники скульптуры, уникальные многоцветные фрески, росписи на сосудах, грациоз­ные статуэтки, ювелирные изделия, замечательные произведе­ния, выполненные в технике резьбы по дереву, кости и перла­мутру.

Происхождение цивилизации майя окутано пеленой за­гадочности. Ее появление относится к рубежу нашей эры, когда легионы Цезаря подчиняли власти Рима все новые земли, ее бурный расцвет приходится на VII—VIII вв. н. э. Лишь к концу IX в. замерли величественные города, опустели дворцы, на широ­ких площадях городов майя смолкло эхо человеческих голосов.

Что стало причиной гибели некогда процветавшей цивилиза­ции, до сих пор неизвестно. На этот счет существует несколько версий: землетрясение, резкое изменение климата, истощение ранее плодородных земель, эпидемии страшных болезней, чуже­земное нашествие, бесконечные войны…

Из памятников художественной культуры майя до нашего времени лучше всего сохранились произведения архитек­туры. В них поражают удивительное чувство пропорций, вели­чественная монументальность, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворцы, это астрономические обсерватории, площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы.

В отличие от египетских пирамид, здесь строили четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых возводился храм с двумя или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища вела длинная широкая лестница, иногда такие лестницы располагались на всех четырех сторонах пирамиды.

Одной из вершин зодчества майя является Дворцовый комплекс в городе Паленке на полуострове Юкатан. Двадцать пять зданий, разбросанные по холмистой равнине, покрытой густым тропическим лесом, сгруппированы вокруг четырех дворов и сообщаются между собой узкими коридорами и лестницами. Главными украшениями комплекса являются дворец и ступенчатая пирамида Надписей (692). К юго-востоку находятся еще три храма — Солнца, Креста (642) и Лиственного Креста (692). Вот как описывал свою первую встречу с городом французский путешественник М. Пессель: «Руины Паленке, возникающие так неожиданно среди бескрайнего лесного океана, просто потрясали. Здесь передо мной предстала загадка столетий, загадка цивилизации, погибшей и исчезнувшей, но все еще удивительным образом продолжающей жить в этих грандиозных постройках — свидетелях былого могущества и славы».

Дворец в Паленке (в настоящее время сильно разрушен) стоит на естественном плато, возвышающемся над равниной почти на 70 м. Внутри дворца находятся внутренние дворики, окруженные галереями. Обильно украшенный резными и скульптурными изображениями и надписями, дворец имеет четырехэтажную квадратную башенку, вероятно, выполнявшую роль астрономической обсерватории жрецов майя.

Храм Надписей представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землей на высоту около 24 м. На ее верхней площадке возведен прямоугольный храм, к которому ведет лест­ница из 69 ступеней. Стены храма украшены панелями, богато декорированными барельефами и рельефными иероглифиче­скими надписями, благодаря которым храм и получил свое на­звание.

Как известно, ступенчатые пирамиды с плоским верхом не­редко служили усыпальницами почитаемых людей. Вот почему цари и жрецы устраивали здесь ритуалы с целью установить магическую связь с духами предков. Внутри пирамиды, на глубине 25 м, в 1952 г. была обнаружена великолепная гробница одного из правителей майя. О многом сумел рассказать ученым рельеф на крышке саркофага этого правителя. Древние мастера воспроизвели в камне Семь Пещер — прародину многих мекси­канских племен и мировое древо, связывающее подземный и верхний мир. В изображение древа были вплетены многие сим­волы, связанные с верованиями майя (например, крупная птица кецаль с широко раскрытым клювом, символизирующая связь между мирами, возрождающая души умерших).

Не менее своеобразны так называемые стадионы — соору­жения с площадками для культовой игры в мяч. Они представ­ляют собой две наклонные массивные стены, идущие параллель­но друг другу. Между ними помещалась площадка для игры в мяч. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча рука­ми или ступнями ног. Играть можно было только локтями, пле­чами и боками. Побеждала та команда, которая первой забра­сывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене.

Болельщики располагались на вершинах двух стен, на которые они поднимались по лестницам, расположенным с внешней стороны.

Изобразительное искусство майя также имело свои ха­рактерные черты. В нем существовал канон, который определял­ся культом обожествляемого правителя и его предков. Особого со­вершенства он достиг в произведениях скульптуры. Правитель майя чаще всего изображался в военных сценах или восседа­ющим на троне. Главное внимание скульпторов привлекали не индивидуальные черты его внешности или внутренние душевные

качества, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти. Перед зрителем представал некий идеализированный человек, застывший в неподвижной позе, ли­шенный чувств и особенностей ха­рактера. Его лицо передавало равно­душие и спокойную величавость. По­коренным пленникам оно внушало страх. Им, в отличие от правителя, были ведомы человеческие чувства: горе, боль от ран, молчаливое пови­новение… Изображение правителя сопровождалось коротким иерогли­фическим текстом, содержавшим ин­формацию о его рождении, правле­нии, военных победах и других успе­хах.

Художественная культура наро­дов майя оказала огромное влияние на американскую культуру после­дующих эпох.

                                     Художественная культура инков

Одной из самых известных южноамериканских цивилизаций стала империя инков — индейского народа, жившего с XI в. на территории современного Перу. Эта империя включала и земли современной Боливии, южную часть Эквадора, север Чили и Ар­гентины. Сохранились легенды инков, рассказывающие о воз­никновении мира, первых божеств и людей. Во главе империи инков стоял Верховный Инка — Сын Солнца, а сами инки счита­ли себя «сыновьями Солнца». Изображение светила в виде золо­того диска с человеческим лицом являлось предметом официаль­ного культа.

Одна из древнейших легенд рассказывает, что, когда из озера Титикака вышли супруги, получившие волшебный золотой жезл от своего отца Солнца, им было предсказано в определенном мес­те основать город и страну. Долго они искали это место, и вот од­нажды после долгих поисков жезл неожиданно ушел в землю. Здесь и возникла столица империи инков — Куско, руины кото­рой можно увидеть и сегодня.

В историю мирового искусства инки вошли благодаря красоте и величию своих храмов. На побережье Перу до настоящего вре­мени сохранилось множество пирамид, но, в отличие от других цивилизаций Америки, они служили для коллективных захоро­нений бальзамированных тел умерших. Некоторые ступенчатые пирамиды имели в плане не прямоугольную, а круглую форму.

Одно из наиболее выдающихся сооружений инкского перио­да — главный храм Солнца — «Золотая ограда». Согласно описаниям, он был обнесен тройной стеной, имевшей в окружности около 380 м. Отлично вытесанные камни были плотно пригнаны друг к другу без применения связующего раствора. Стену украшал пояс из золотых пластин «в четыре ладони ширины и четыре пальца толщины», как свидетельствует один из очевидцев. В главной стене находился единственный вход, ведущий от Площади Солнца прямо в святилище божества. В центральном зале святилища было воздвигнуто изображение бога Солнца в виде огромного золотого диска, украшенного драгоценными камнями. Перед ним постоянно поддерживался неугасимый огонь.

Вокруг главных зданий находились помещения жрецов и служителей храма и всемирно известный «Золотой сад» инков. Его размеры достигали приблизительно 220 х 100 м, а сам сад и все его обитатели — люди, птицы, ящерицы, насекомые — были изготовлены в натуральную величину из чистого золота и серебра.

Определенных успехов добились инки и в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. На лицевой стороне огромного монолитного каменного блока высечен рельеф с изображением верховного божества. Божество стоит на возвышении с жезлами в обеих руках. Его головной убор напоминает лучеобразно расходящихся змей. Фигура божества приземиста, у него неестественно маленькие ноги, а лицо широкое и квадратное. По обе стороны от него расположены три ряда второстепенных божеств, или крылатых гениев, обращенных к нему взором. Рельеф производит впечатление спокойного величия и силы власти. Самым загадочным в этом сооружении является фриз-календарь с изображением человеческих фигур, животных и орнамента. Среди множества животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить даже слона.

Сохранились до нашего времени и произведения керамики. Инкские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовали причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а также эпизоды из повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество).

 

Вопросы и задания

1. Каковы наиболее значительные достижения художественной культуры народов Центральной Америки? В чем проявились ее своеобразие и оригинальный характер?

2*. Что вам известно о художественной культуре классического периода? Расскажите о шедеврах искусства ольмеков и об архитектурных сооружениях в городе Теотиуакан.

3. Каковы характерные черты искусства ацтеков? Что представлял собой архитектурный облик их столицы Теночтитлана? В чем своеобразие скульптуры ацтеков?

4. Каковы художественные достижения майя? В чем проявились характерные особенности их архитектуры и изобразительного искусства?

5*. Расскажите о шедеврах искусства могущественной империи инков. Какое влияние на развитие искусства оказали религиозные и мифологические представления этого народа?

Творческая мастерская

1. Сравните древнеегипетские и мезоамериканские пирамиды. Что отличает их архитектурный облик? Каково их предназначение?

2. Выполните эскизы одежды или предметов декоративно-прикладного искусства (изделия из перьев, маски, геометрические орнаменты, аппликации из кожи) в традициях древнеамериканского искусства.

 

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Художественные достижения народов доколумбовой Америки»; «Шедевры искусства ацтеков»; «Мировое значение художественной культуры майя»; «Отражение мифологических представлений в архитектуре и рельефах майя и ацтеков»; «Заговорившие письмена (об истории возникновения письменности народов доколумбовой Америки)», «Древнейшие города Ме-зоамерики»; «Загадки погибших цивилизаций Мезоамерики»; «Предания и мифы народов доколумбовой Америки и их отражение в современной культуре»; «Миф и реальность в творчестве Д. Риверы».

 

Книги для дополнительного чтения

Ацтеки: Империя крови и величия. М., 1997.

Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

Гуляев В. Древние майя: загадки погибшей цивилизации. М., 1983.

Кинжалов Р. В. Искусство Древней Америки. М., 1968.

Кинжалов Р. В. Культура древних майя. М., 1971.

Мексика. Путешествие в страну богов: Памятники древности. СПб., 2002.

Полевой В. М. Искусство стран Латинской Америки. М., 1967.

Стингл М. Тайны индейских пирамид. М., 1978.

Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

Энциклопедия для детей «Аванта плюс». Искусство. Т. 7. Ч. 2. М., 1999.

Яковец Ю. А. История цивилизаций. М., 1997.

 

 

 

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

sghistoryspb.ucoz.com

Культура майя – богатейшее наследие Земли. Индейцы их традиции, мифы и навыки в ремесле.

Классический период цивилизации майя в низменных лесах центральной Америки отмечен появлением таких новшеств в культуре майя, как: иероглифическая письменность, включающая в себя надписи на рельефах, стелах, предметах керамики и фресках, притолоках;  календарь майя, так называемый календарь Длинного Счета, идущий с 3113 года до нашей эры; монументальная архитектура со ступенчатым сводом; специфический стиль в керамике и терракотовых изделиях;  оригинальная настенная живопись; стелы и алтари.

Особенная культура майя, ее зрелость, проявляется в архитектуре и изобразительном искусстве. Майя возводили величественные строения их грубо обработанного камня, скрепленного известняковым раствором, или из специальной смеси бетона, облицованного камнем. Фасады зданий всегда обрамлялись богатым рельефом. Отличительной чертой архитектуры майя является развитое чувство пропорции и строгая простота. Монументальность построек архитектура индейцев умело подчеркивала свободным пространством вокруг них, дорогами, расположением площадей, улиц и прямыми углами.

Искусство майя, индейцев Центральной Америки.

На основе этих принципов возводилось множество великих городов, храмов и дворцовых комплексов. Архитектура древних городов майя обладала квадратной планировкой, тесным внутренним пространством. Некоторые, даже крупные города выполняли функцию святилищ. Городская архитектура майя в Центральной Америке до 9 века нашей эры была представлена пирамидальными постройками и платформами различных размеров и высоты. Некоторые из них поражают воображение даже сегодня. Сооружены они обычно из смеси земли и щебня и облицованы обработанными каменными плитами. На каменных вершинах храмов часто располагались здания: небольшие строения, состоящие из нескольких комнат церемониального назначения.

Примером такой архитектуры является башня-пирамида в Тикале, достигающая в высоту 60 метров. Резиденции знати, дворцы, представлены многокомнатными ансамблями на низких платформах, обрамляющими открытые внутренние дворики. Дворцовая архитектура майя основывается на перекрытиях в виде ступенчатого свода, поэтому стены их всегда массивны, а внутренние помещения узки и невместительны. Единственный источник света в дворцовых помещениях – узкие дверные проемы. Внутри уцелевших храмов обычно царят полумрак и прохлада.

Искусство майя позднего периода классической эпохи отмечено появлением нескольких площадок для ритуальной игры в мяч. Это третий и наиболее удивительный тип монументальных построек архитектуры индейцев. Наиболее крупным и известным “стадионом” является сооружение в городе Чичен-Ица. Что удивительно, основной единицей планировки в майянских городах являлись прямоугольные мощеные площади, окруженные величественными постройками.

Регулярно важнейшие административные и религиозные постройки располагались на искусственно созданных возвышениях, реже на естественных. Обыденная архитектура майя, жилища простых индейцев строились из смеси глины и дерева под крышами из высушенных пальмовых ветвей. В своем большинстве они ничем не отличаются от схожих построек, обнаруженных испанцами в 15-16 веках, по прибытию к берегам Южной и Центральной Америки.

Бытовая архитектура майя 8-9 столетия представлена одноэтажными, а в большинстве случаев и однокомнатными, жилыми домами на невысоких платформах до полутора метров, облицованными камнем. Жилые помещения составлены в группы по 2-5 построек, расположенных по бокам открытого внутреннего дворика, также как это было в величественных дворцовых комплексах, но в меньших объемах.

Открытые дворики, патио, всегда прямоугольной формы – это резиденции больших патрилокальных семей. Из групп таких патио образовывались жилые кварталы городов или их части. 7-9 столетия для цивилизации майя – неприкладное искусство майя, его становление и развитие. В первую очередь это величественная и образцовая скульптура, и живопись майя. Основные темы произведений: правители, боги, быт и война. Традиции индейцев перекачивали и в культуру. Однако, было место и для нововведений. К 9 веку нашей эры искусство майя оперировало такими скульптурными приемами: барельеф, горельеф, резьба, моделированный и круглый объем.  Мастерами использовались камень, раковины, кости, кремень, нефрит и чаще всего обсидиан. Культура майя в первую очередь выделяется круглыми скульптурами и барельефами, ставшими наиболее заметным явлением к концу 8-9 столетий нашей эры. Скульптура украшала детали зданий, являлась их элементом или играла роль архитектурных комплексов – площади пирамид, платформы, храм. Пример – величественная колоннада в Мачу-Пикчу, состоящая из 300 колонн.

Скульптура, как и вся культура майя, воплощало темы, способствующие укреплению существующих систем жизни: религии, быта, знати. Архитектурное искусство индейцев, живопись и скульптура подчеркивали власть богов и тех, кто считался их представителями на земле.

Боги – абстрактные существа в культуре майя изображались символически: в виде животного, растения, людей, а также иероглифически и геометрически, путем сочетания разнообразных элементов. Частым художественным воплощением богов в архитектуре майя являлась маска, в которой сливались черты животного и человека. Маски делались из штука, реже — из камня. В большинстве случаев такие маски были частью орнамента храма и размещались в броских местах: на углах фасадов, гребнях, фризах и над выходами. Встречались археологам и алтарные маски, маски, как элемент одежды.

Стиль майя в скульптуре хорошо прослеживается. Если на монументе изображался всего один человек, то обычно его внешность идеализировалась. Если же скульптура майя подразумевала наличие нескольких персонажей, то правитель располагался выше других; часто он восседал на троне или стоял на специальном пьедестале; в некоторых случаях короли индейцев изображались сидячими на спинах своих подчиненных или плененных солдат, демонстрируя свое превосходство. Искусство майя, восславляя правящий класс, не стремилось к индивидуализации правящих особ. Что же касается особ простого происхождения, не говоря уже о пленниках и рабах, то их расположение, скудные одежды, черты лица и позы всегда указывали на их незначительность.

Культура майя и ее отличительные черты.

За последние годы исследователями были пересмотрены взгляды, относящиеся к монументальной архитектуре майя, в частности к храмам и пирамидам. Если прежде считалось, что храмы являлись святилищами важнейших обитателей пантеона, а сама пирамида – всего лишь высокий, монолитный постамент для храма, то за последнее время на территории таких пирамид удалось обнаружить сразу несколько пышных гробниц, принадлежащих императорам и членам правящих династий. Изменилось мнение специалистов и по поводу живописи цивилизации майя. Живописное искусство индейцев за редкими исключениями носило строго декоративный характер, в него вкладывалось историческое и религиозное содержание. Наиболее распространенным видом живописи являлись настенные росписи. Встречаются различные рисунки и в кодексах, на керамике, штуке, колоннах и фасадах.

На немногочисленных картинных полотнах, принадлежащих мастерам живописи индейцев, изображались различные мифологические и религиозные сюжеты, а также сцены из жизни, повествующие о былых сражениях, описывающие пейзажи, обычаи и священных животных. Изобразительное искусство индейцев классического образца – огромные настенные росписи города Бонампака, созданные в конце восьмого века нашей эры. Художником свежо и динамично переданы образы воинов, пленников, знати и слуг, быта, битв, смерти и пыток.

Произведения создают атмосферу драматичности и напряженности происходящих событий. Изобразительное искусство индейцев при анализе выдает свои особенности. Так, пристально рассмотрев то или иное произведение можно убедиться, что в начале светлой краской намечались контуры фигур и внутренние линии; затем  мастером накладывались различные цвета путем подчеркивания дополнительных деталей. Одни части тел и фона закрашивались темнее, другие были более светлых оттенков, очевидно, что таким образом искусство майя создавало трехмерный эффект.

Мастерами применялись различные краски минерального и растительного происхождения. Искусство майя охватывало широчайший спектр красок: от простых: красного, желтого, зеленого, синего — до более сложных: оттенков сепия, лазури, кофе и т.д. Настоящей сенсаций для исследователей, посвятивших себя изучению искусства майя, являлось открытие американским ученым Майклом Ко полихромной расписной керамики, обнаруженной в сокровищницах правителей и аристократов первого века нашей эры. Сопоставляя сюжеты произведений, представленные на глиняной посуде, с описаниями подвигов героев-близнецов в царстве мертвы из эпоса майя-киче “Пополь-Вух”, ученый обратил свое внимание на их частичные совпадения.

Был сделан вывод, что живопись индейцев и тексты на каждом элементе посуды описывают смерть конкретного правителя или члена правящей династии, длительные путешествия их душ по ужасающим лабиринтам подземного царства, преодолеваемые препятствия и невзгоды на пути. В своей основе перипетии путешествий, описанных на керамике, полностью повторяют миф о близнецах-героях.

Кроме того американский специалист установил, что надписи, представленные на полихромовых вазах, часто повторяются, то есть имеют стандартный характер. Приятно отметить, что чтение таких стандартных надписей на живописи майя успешно осуществлялось советским ученым Ю.В. Кнорозовым. Благодаря его трудам нам открылись совершенно новые, неведомые ранее истины, взгляды индейцев майя, а главное мир с точки зрения самих индейцев. Включала в себя культура древних майя и высокохудожественные образцы керамических изделий.

Существовало несколько основных типов керамических сосудов: чаши-вазы, блюда, триподы с ножками-подставками и простые цилиндрические сосуды. Мастерство майя в керамике, датируемое классическим периодом, как правило, представлено полихромно окрашенными сосудами с росписью или рельефными изображениями. Обработка поверхности сосудов выполнялась по сложной технике известной в современной керамике как  “Terra Sigillata”.

Не вдаваясь в подробности тонкостей и изящности древней методики, необходимо отметить, что использование подобной технологии позволяло майянцам сохранять краски, блеск и четкий орнамент на протяжении долгих лет и веков. Также стоит упомянуть, что вся керамика, принадлежащая культуре майя, обжигалась и вылепливалась без использования гончарного круга. Этот казалось бы обязательный атрибут керамического ремесла был неизвестен индейцам доколумбовой Америки. Своего расцвета стиль майя в керамике, как, впрочем, и все другие виды искусства, достигло в классический период  с 200 по 900 года нашей эры.

Особенно изящно расписывались сосуды, датируемые шестым веком. Из-за своего внешнего великолепия и иконографической содержательности предметы керамического искусства майя являются очень популярным пунктом коллекционирования. Поэтому в настоящее время большая часть уцелевшей майянской керамики находится в распоряжении частных коллекций. Крупные собрания коллекций искусства майя можно найти и в национальных музеях, например в гватемальском музее, но не в таком числе. Керамическое искусство майя оперировала несколькими материалами. Безусловным лидером среди них был жад – “зеленое золото индейцев”. По воле случая, цивилизация индейцев майя, культура майя сформировалась на территориях, где не было достаточного количества обычных руд для развития металлургии.

Единственным распространенным эстетически красивым камнем являлся жад, точнее говоря, — жадеит — один из подвидов этого камня. Жад, как и обсидиан – дорогой материал, добывался он только в бассейне реки Рио-Мотагуа, что в Гватемале. Значительная часть этого ценного камня привозилась с прибрежных территорий современной Коста-Рики, что еще в большей мере повышало его ценность для культуры майя. Именно поэтому все изделия из жада входили в число личных сокровищниц императоров и правящих династий. Изделия из жада не редко выступали в качестве подаяния богам и выкупа. Жад являлся материалом для создания большей части нательных украшений – сережек, бус и многих других. В качестве материала для создания украшений также использовались раковины, жемчуг, реже – обсидиан и органические материалы: кости? перья и т.д.

Кроме того, в местах захоронений не редко находят всевозможные погребальные маски, изображающие лики богов или правителей. Встречаются и более хрупкие образцы – сосуды, сделанные  из дерева и покрытые жадеитовым рельефом в форме мозаики. Самым знаменитым является сосуд из гробницы Тикаля, датируемый 196 годом нашей эры. Музыка майя еще один отличительный  элемент древней цивилизации.

Среди прочих навыков индейцев выделяются их музыкальные способности и любовь к музыке в целом. Пение, танцы и музыка являлись частью их жизни. Музыка майя дошла до наших дней в виде многочисленных музыкальных инструментов индейцев. В основном это различные виды духовых инструментов, а также барабаны, бубны и погремушки. Пение и музыка в циклизации майя всегда сопровождались танцами. 

Культура майя включала в себя танец война, длившийся целый день, танец женщины, исполнявшийся на раскаленных углях или ходулях. Музыка майя многогранна. Танцы и песни зачастую сопровождались всеобщими гуляниями. Пение индейцев и музыка майя носили ритуальный характер. Однако существовали и особые виды древнего искусства, выполнявшие этическую функцию. Сценой для исполнения музыки майя служили платформы, покрытые резными плитами. На них инсценировались мифы, древние истории и легенды.

По материалам: 2013 лунный календарь.

Опубликовано 08 Нбр 2012 в категории Майя

mayax.ru

Культура майя

Цивилизация майа полна загадок. Потомки индейцев майя сегодня населяют некоторые регионы Гватемалы, Мексики, Гондураса и Белиза. Джунгли Центральной Америки сохранили десятки городов, основанных представителями древнейшей и одной из самых загадочных цивилизаций. Остались от них только руины, но и они позволяют многое рассказать о том, какой была культура майя. В музеях мира сегодня хранится большое количество предметов керамики, украшений, статуэток, которые некогда им принадлежали. До недавнего времени о культуре этого народа было известно очень мало. Названия городов, имена художников и жрецов были неразгаданной тайной.

Только когда в руки исследователей попали рукописи «Чилам Балам», написанные латиницей на языке майя, они смогли почерпнуть мифологические, исторических и астрономические сведения.

К моменту прихода конкистадоров племена майя были расселены по огромной территории полуострова Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, части Табаско, западных регионов Сальвадора, Чьяпаса и многих других. Зародилась цивилизация в первые века нашей эры. Культура майя переживала свой расцвет в 7-8 веке нашей эры. Именно в это время были созданы самые значительные творения архитектуры, скульптуры, живописи майя.

Уже в 9 веке жизнь во многих городах практически прекращается. Перестают появляться храмы и дворцы, замирает строительство, исчезают алтари. Почти полностью замирает научная жизнь, пустеют дворцы и мастерские. Ученые до сих пор спорят о том, что послужило причиной заката цивилизации. Самым правдоподобным предположением сегодня считают гипотезу об иноземном вторжении, которое и стало причиной разрушения городов и изгнания из них народа.

Просуществовавшая сравнительно недолгий период времени цивилизация оставила после себя множество доказательств того, что ее представители обладали удивительно обширными знаниями. Культура майя была развита настолько, что ее достижения поражают даже сегодня. Календарь майя представлял собой целую систему календарей, каждый из которых применялся и с религиозной, и с практической целью. Гороскоп стал первым в мире, который использовался для определения благоприятных периодов для проведения обрядов, посевных и т.д.

Астрономы майя создали также и лунный календарь, не имея в своем распоряжении телескопов или какого-либо другого оборудования. Они смогли вычислить продолжительность года, измерить фазы Венеры и Луны. Эти календари были относительно непродолжительными. Для длительных по времени исчислений применялся календарь «Длинного Счета». Именно по его данным планета в 2012 году должна прекратить свое существование.

Культура майя была довольно многоликой. Она была представлена храмовой росписью, архитектурой и наукой. Индейцы поклонялись солнцу, поэтому «солнечная тематика» прослеживается в большинстве произведений искусства. В храмовой росписи художники пользовались красками, которые отличались высокой устойчивостью. Их состав не известен даже сегодня. Ценными предметами считались деревянные фигурки богов и умерших родственников.

Памятникам архитектуры характерна однотипность. Сооружения возводились на стилобатах, часто имели четырехугольное или овальное основание. Майя создали целые города-государства, которые были высечены из камня. Примерно двести лет назад ученые обнаружили город Паленке. Он представляет собой настоящее произведение искусства с пирамидами, дворцами, храмами. Особенного развития достигла скульптура.

При этом у майя существовали довольно странные представления о красоте. В их понимании красивыми считались деформированные черепа, треугольные зубы, косые глаза. Существовали у них и весьма жестокие ритуалы и традиции: широко практиковались человеческие жертвоприношения с вырыванием сердца.

Художественная культура майя отличалась своеобразием и незаурядностью, поэтому она так интересна для современных исследователей.

fb.ru

Художественная культура ацтеков, майя, инков..

К тому времени, когда Колумб «открыл» Америку (1492), она была населена множеством индейских племен и этносов, большинство из которых находилось на первобытной стадии развития. Однако некоторые из них, жившие в Месоамерике (Центральная Америка) и Андах (Южная Америка), достигли уровня высокоразвитых древних цивилизаций, хотя намного отставали от Европы: последняя к тому времени переживала расцвет эпохи Возрождения.

Встреча двух миров, двух культур и цивилизаций имела для встретившихся сторон разные последствия. Европа позаимствовала многие достижения индейских цивилизаций, в частности именно благодаря Америке европейцы начали употреблять картофель, томаты, кукурузу, бобы, табак, какао, хинин. В целом же после открытия Нового Света развитие Европы значительно ускорилось. Совсем иначе сложилась судьба древнеамериканских культур и цивилизаций: развитие некоторых из них фактически прекратилось, а многие вообще исчезли с лица земли.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что на Американском континенте не было своих очагов формирования древнейшего человека. Заселение этого континента людьми началось в эпоху позднего палеолита — примерно 30-20 тыс. лет назад — и шло из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Дальнейшая эволюция возникавших сообществ прошла все известные этапы и имела как сходства, так и отличия от других континентов.

Примером высокоразвитой первобытной культуры Нового Света может служить так называемая ольмекская культура,существовавшая на южном побережье Мексиканского залива в I тыс. до н.э. В отношении данной культуры многое остается неясным и загадочным. В частности, не известен конкретный этнос — носитель (название «ольмекская» является условным) данной культуры, не определена общая территория ее распространения, а также особенности общественного уклада и т.д.

Тем не менее имеющиеся археологические сведения позволяют говорить о том, что в первой половине I тыс. до н.э. населявшие Ве- раскус и Табаско племена достигли высокого уровня развития. У них появляются первые «ритуальные центры», они строят пирамиды из самана и глины, сооружают памятники монументальной скульптуры. Примером таких памятников выступали огромные антропоморфные головы весом до 20 т. Широкое распространение получают рельефная резьба по базальту и нефриту, изготовление топоров-кельтов, масок и статуэток. В I в. до н.э. появляются первые образцы письменности и календаря. Сходные культуры существовали в других районах континента.

Древние культуры и цивилизации сложились к концу I тыс. до н.э. и существовали до XVI в. н.э. — до прихода европейцев. В их эволюции обычно выделяют два периода: ранний, или классический (I тыс. н.э.), и поздний, или постклассический (X-XVI вв. н.э.).

К числу наиболее значительных культур Мезоамерики классического периода относится теотихуаканская. возникшая в Центральной Мексике. Сохранившиеся руины Теотихуакана — столицы одноименной цивилизации — свидетельствуют о том, что это был политический, экономический и культурный центр всей Мезоамерики с населением 60-120 тыс. человек. Наиболее успешно развивались в нем ремесла и торговля. Археологи обнаружили в городе около 500 ремесленных мастерских, целые кварталы иноземных коммерсантов и «дипломатов». Изделия мастеров встречаются почти по всей Центральной Америке.

Примечательно, что практически весь город был своеобразным архитектурным памятником. Его центр был тщательно спланирован вокруг двух пересекающихся под прямым углом широких улиц: с севера на юг — проспект Дорога Мертвых длиной свыше 5 км, а с запада на восток — безымянный проспект длиной до 4 км.

На северном конце Дороги Мертвых возвышается огромный силуэт Пирамиды Луны (высота 42 м), сложенной из кирпича-сырца и облицованной вулканическим камнем. На другой стороне проспекта располагается еще более грандиозное сооружение — Пирамида Солнца (высота 64,5 м), на вершине которой когда-то стоял храм. Место пересечения проспектов занимает дворец правителя Теотихуакана — «Цитадель», представляющий собой комплекс построек, куда входил храм бога Кецалькоатля — Пернатого Змея, одного из главных божеств, покровителя культуры и знаний, бога воздуха и ветра. От храма сохранилось лишь его пирамидальное основание, состоящее из шести уменьшающихся каменных платформ, как бы поставленных друг на друга. Фасад пирамиды и балюстрада парадной лестницы украшены скульптурными головами самого Кецалькоатля и бога воды и дождя Тлалока в образе бабочки.

Вдоль Дороги Мертвых находятся остатки еще десятков храмов и дворцов. Среди них — реконструированный сегодня прекрасный Дворец Кецальпапалотля, или Дворец Пернатой Улитки, стены которого украшены фресковой живописью. Прекрасные образцы такой живописи имеются также в храме Земледелия, который изображает богов, людей и животных. Оригинальными памятниками рассматриваемой культуры являются антропоморфные маски из камня и глины. В III-VII вв. широкое распространение получают изделия из керамики — цилиндрические сосуды с живописной росписью или резным орнаментом — и терракотовые статуэтки.

Наивысшего расцвета культура Теотихуакана достигла к началу VII в. н.э. Однако уже в конце того же века прекрасный город внезапно гибнет, уничтоженный гигантским пожаром. Причины этой катастрофы до сих пор остаются невыясненными — скорее всего в результате нашествия воинствующих варварских племен Северной Мексики.

Культура ацтеков

После гибели Теотихуакана Центральная Мексика надолго погрузилась в смутные времена межэтнических войн и междуусобиц. В результате многократных смешений местных племен с пришлыми — сначала с чичемеками, а затем теночки-аптеками — в 1325 г. на пустынных островах озера Тескоко была основана столица ацтеков Теночтитлан.Возникший город-государство быстро разрастался и к началу XVI в. превратился в одну из самых мощных держав Америки — знаменитую империю ацтеков с огромной территорией и населением 5-6 млн человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива.

Сама столица — Теночтитлан — стала большим городом с населением 120-300 тыс. жителей. С материком этот островной город связывали три широкие каменные дороги-дамбы. По свидетельству очевидцев, столица ацтеков была прекрасным, хорошо спланированным городом. Его ритуально-административный центр представлял собой великолепный архитектурный ансамбль, куда входил обнесенный стенами «священный участок», внутри которого располагались главные городские храмы, жилища жрецов, школы, плошадка для ритуальной игры в мяч. Рядом находились не менее великолепные дворцы правителей ацтеков.

Основой экономики ацтеков было земледелие, а главной возделываемой культурой — кукуруза. Следует подчеркнуть, что именно ацтеки стали первыми выращивать какао-бобы и помидоры; они являются авторами слова «томаты». На высоком уровне находились многие ремесла, особенно чеканка по золоту. Когда великий Альбрехт Дюрер в 1520 г. увидел ацтекские изделия из золота, он заявил: «Никогда в жизни я не видел ничего, что взволновало бы меня так глубоко, как эти предметы».

Самого высокого уровня достигла духовная культура ацтеков. Этому во многом способствовала эффективнаясистема образования, включавшая два типа школ, в которых обучаюсь мужское население. В школах первого типа воспитывались мальчики из высшего слоя, кому предстояло стать жрецом, сановником или военачальником. В школах второго типа учились мальчики из простых семей, где их готовили к сельскохозяйственным работам, ремеслам и военному делу. Учеба в школе была обязательной.

Система религиозно-мифологических представлении и культов ацтеков была довольно сложной. У истоков пантеона находились прародители — бог-творец Оме теку тли и его божественная супруга. Среди действующих главным божеством выступал бог солнца и войны Уицилопочтли. Война являлась формой поклонения данному богу и была возведена в культ. Особое место занимал бог Синтеобль — покровитель плодородия кукурузы. Защитником жрецов был владыка Кецалькоатль.

Богом торговли и покровителем торговцев выступал Йакатеку- хали. Вообще же богов было множество. Достаточно сказать, что каждый месяц и каждый день в году имели своего бога.

Весьма успешно развивалась наука. В ее основе лежала философия, которой занимались мудрецы, пользовавшиеся большим уважением. Ведущей наукой была астрономия. Ацтекские звездочеты свободно ориентировались в звездной картине неба. Удовлетворяя потребности сельского хозяйства, они разработали довольно точный календарь. учитывающий положение и движение звезд на небе.

Ацтеки создали высокоразвитую художественную культуру. Среди искусств значительных успехов достиглалитература. Ацтекские писатели создавали дидактические трактаты, драматические и прозаические произведения. Ведущее положение занимала поэзия, включавшая в себя несколько жанров: воинские поэмы, стихи о цветах, весенние песни. Наибольшим успехом пользовались религиозные стихи и гимны, которые пелись в честь главных богов ацтеков.

Не менее успешно развивалась архитектура. Помимо уже названных выше прекрасных ансамблей и дворцов столицы великолепные архитектурные памятники были созданы и в других городах. Однако практически все они были разрушены испанскими конкистадорами. К числу удивительных творений относится недавно обнаруженный храм в Малиналько. Этот храм, имевший форму традиционной ацтекской пирамиды, примечателен тем. что весь он был высечен прямо в скале. Если учесть, что ацтеки пользовались одними только каменными орудиями, то можно представить себе, каких гигантских усилий потребовало сооружение данного храма.

В 1980-е гг., в результате землетрясений, земляных работ и раскопок в самом центре Мехико был открыт Главный храм ацтеков — Темпло Майор. Вскрыты также святилища главного бога Уицилопочтли и бога воды и дождя, покровителя земледелия Тлалока. Обнаружены остатки настенной живописи, образцы каменной скульптуры. Среди найденного особо выделяется круглый камень диаметром более 3 м с барельефным изображением богини Койоль-шаухки — сестры Уицилопочтли. В глубоких ямах-тайниках сохранились каменные фигурки богов, кораллы, раковины, керамические изделия, ожерелья и т.д.

Наивысшего расцвета культура и цивилизация ацтеков достигли в начале XVI в. Однако вскоре этому цветению был положен конец. Испанцы захватили Теночти глан в 1521 г. Город был разрушен, и на его руинах вырос новый город — Мехико, ставший цен тром колониальных владений европейских завоевателей.

Цивилизация майя

Культура и цивилизация майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I-XV вв. н.э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Современный исследователь этого региона Г. Леман назвал майя «самой завораживающей из всех цивилизаций древней Америки».

Действительно, все связанное с майя окутано тайной и загадкой. Тайной остается их происхождение. Загадкой является их выбор места поселения -труднопроходимые джунгли Мексики. Одновременно загадкой и чудом представляются взлеты и падения в их последующем развитии.

В классический период (I-IX вв. н.э.) развитие цивилизации и культуры майя идет по крутой восходящей. Уже в первые века нашей эры они достигают высочайшего уровня и удивительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи. Возникающие крупные и многолюдные города становятся центрами ремесленного производства, отмеченного настоящим расцветом расписной керамики. В это время майя создают единственную в Америке развитуюиероглифическую письменность, о чем свидетельствуют надписи на стелах, рельефах, предметах мелкой пластики. Майя составили точный солнечный календарь, успешно предсказывали солнечные и лунные затмения.

Основным видом монументальной архитектуры был пирамидальный храм, устанавливаемый на высокой пирамиде — до 70 м. Если учесть, что вся постройка воздвигалась на высоких пирамидальных холмах, то можно представить, каким величественным и грандиозным выглядит все сооружение. Именно таким предстает храм Надписей в Паленке, служивший гробницей правителя подобно пирамидам Древнего Египта. Все сооружение покрыло иероглифическими рельефными надписями, которые украшают стены, склеп, крышку саркофага и другие объекты. К храму ведет крутая лестница с несколькими платформами. В городе имеются еще три пирамиды с храмами Солнца, Креста и Лиственного Креста, а также дворец с пятиэтажной квадратной башней, служившей, видимо, обсерваторией: на верхнем этаже сохранилась каменная скамья, на которой сиживал звездочет, вглядываясь в далекое небо. Стены дворца также украшены рельефами, изображающими военнопленных.

В VI-IX вв. наивысших успехов достигают монументальная скульптура а живопись майя. Скульптурные школы Паленке, Копана и других городов добиваются редкого мастерства и тонкости при передаче естественности поз и движений изображаемых персонажей, каковыми обычно выступают правители, сановники и воины. Удивительным мастерством отличается также мелкая пластика — особенно небольшие статуэтки.

Сохранившиеся образцы живописи майя поражают изяществом рисунка и богатством цвета. Знаменитые фрески Бонампака являются признанными шедеврами живописного искусства. Они рассказывают о военных сражениях, изображают торжественные церемонии, сложные ритуалы жертвоприношения, грациозные танцы и т.д.

В 1Х-Х вв. большинство городов майя было разрушено вторгшимися племенами тольтеков, однако в XI в. культура майя вновь возродилась на полуострове Юкатан и в горах Гватемалы. Основными ее центрами становятся города Чичен-Ица, Ушмаль и Маяпан.

Наиболее успешно по-прежнему развивается архитектура. Одним из замечательных архитектурных памятников постклассического периода является пирамида Кукулькана — «Пернатого змея» в Чичен-Ице. На вершину девятиступенчатой пирамиды, где расположен храм, ведут четыре лестницы, окаймленные балюстрадой, которая внизу начинается прекрасно выполненной змеиной головой и в виде змеиного тела продолжается до верхнего этажа. Пирамида символизирует календарь, ибо 365 ступеней ее лестниц соответствуют числу дней в году. Она примечательна, кроме того, и тем, что внутри нее находится еще одна девятиступенчатая пирамида, в которой имеется святилище, а в нем — изумительный каменный трон, изображающий ягуара.

Весьма оригинальной является также пирамида «Храм волшебника» в Ушмале. Она отличается от всех других тем, что в горизонтальной проекции имеет овальную форму.

К середине XV в. культура майя вступает в тяжелый кризис и приходит в упадок. Когда испанские завоеватели вступили в начале XVI в. в майяские города, многие из них оказались покинутыми своими обитателями. Причины такого неожиданного и грустного финала процветавшей культуры и цивилизации остаются загадкой.

Древние цивилизации Южной Америки. Культура инков

В Южной Америке, почти одновременно с ольмекской цивилизацией Мезоамерики, в конце II тыс. до н.э., в горах северо-восточной области Перу возникла не менее загадочная культура Чавин, похожая на ольмекскую, хотя и не связанная с ней.

Па рубеже нашей эры в северной части прибрежной зоны Перу появляется цивилизация Мочика, а на юге —цивилизация Наска. Несколько позже в горах севера Боливии сложилась оригинальная культура Тиауанако. Эти цивилизации Южной Америки в некоторых отношениях уступали культурам Мезоамсрики: у них не было иероглифического письма, точного календаря и т.д. Но во многом другом — особенно в технологии — они превосходили Мезоамерику. Уже со II тыс. до н.э. индейцы Перу и Боливии выплавляли металлы, обрабатывали золото, серебро, медь и их сплавы и делали из них не только прекрасные украшения, но и орудия труда — лопаты и мотыги. Они имели развитое земледелие, строили великолепные храмы, создавали монументальные скульптуры, изготовляли прекрасные керамические изделия с полихромной росписью. Широкую известность приобрели их тонкие ткани из хлопка и шерсти. В I тыс. н.э. производство металлических изделий, керамики и тканей достигло больших размеров и высокого уровня, и именно оно составляло неповторимое своеобразие южноамериканских цивилизаций классического периода.

Постклассический период (X-XVI вв. н.э.) отмечен возникновением и исчезновением множества государств как в горных, так и в прибрежных зонах Южной Америки. В XIV в. инки создают в горной зоне государство Тауатин-суйу, которому после длительных воин с соседними небольшими государствами удается выйти победителем и подчинить себе все остальные.

В XV в. оно превращается в гигантскую и знаменитую Империю инков с огромной территорией и населением около 6 млн человек. Во главе огромной державы стоял божественный правитель, сын Солнца Инка, опиравшийся на наследственную аристократию и касту жрецов.

Основу экономики составляло земледелие, главными культурами которого были кукуруза, картофель, фасоль, красный перец. Государство инков отличалось эффективной организацией общественных работ, именуемых «мита». Мита означала обязанность всех подданных империи отрабатывать один месяц в году на строительстве объектов государственного назначения. Она позволяла собирать в одном месте десятки тысяч людей, благодаря чему в короткие сроки строились оросительные каналы, крепости, дороги, мосты и т.д.

С севера на юг Страну инков пересекапи две параплельные дороги. одна из которых имела протяженность более 5 тыс. км. Эти магистрали соединялись друг с другом большим количеством поперечных дорог, что создавачо прекрасную сеть коммуникаций. Вдоль дорог через определенные расстояния находились почтовые станции, склады с продуктами и необходимыми материалами. В Гауатинсуйу действовала государственная почта.

Духовно-религиозная жизнь и вопросы культа находились в ведении жрецов. Верховным божеством считалсяВиракоча — Творец мира и остальных богов. Другими божествами были бог золотого Солнца Инти. бог погоды, грома и молнии Ильпа. Особое место занимали древние культы матери Земли Мама Пача и матери моря Мама (Сочи. Поклонение богам происходило в каменных храмах, украшенных внутри золотом.

Государство регламентировало все стороны жизни, включая личную жизнь граждан империи. Все инки до определенного возраста должны были вступить в брак. Если этого не случалось, то данный вопрос решал государственный чиновник по своему усмотрению, причем его решение было обязательным к исполнению.

Хотя инки не имели настоящей письменности, это не помешало им создать прекрасные мифы, легенды, эпические поэмы, религиозные гимны, а также драматические произведения. К сожалению, от этого духовного богатства мало что сохранилось.

Наивысшего расцвета культура инков достигла в начале XVI в. Однако это процветание длилось недолго. В 1532 г. самая могущественная империя доколумбовой Америки почти без сопротивления покорилась европейцам. Небольшой группе испанских завоевателей во главе с Франсиско Писарро удалось убить Инку Атауальпу, что парализовало волю к сопротивлению его народа, и великая империя инков прекратила свое существование.

mhkromanova.jimdo.com

Древняя цивилизация майя

 В доколумбовой Америке существовала цивилизация майя, по праву признанная одной из самых ярких. Группа разнообразных индейских народов численностью около 2.7 миллиона обитала в Мексике. Существует гипотеза, что люди заселили Америку еще тридцать тысяч лет назад, придя туда из Азии. 

 Невзирая на то, что майя вплоть до X века н. э. не знали, как обрабатывать землю плугом и не использовали в своей деятельности парнокопытных животных, не имели колесных повозок и представления о металлах, они постоянно совершенствовались.


 В частности, освоили иероглифическую письменность. С помощью иероглифов майя писали кодексы – книги на своеобразной бумаге. Именно они в настоящее время помогают ученым в исследовании этой цивилизации. Впервые кодексы перевел немецкий ученый Э.Ферстеманн в конце XIX века.

 Разбирались майя в движении луны и солнца – предсказывали затмения. Их вычисления относительно перемещений Венеры также были близки к правильным, разница составляла всего 14 секунд в год. Также они раньше, чем представители арабских стран и индусы, начали пользоваться понятием нуля.

 Умелое объединение астрономических знаний и письменности помогали племенам фиксировать время. Их системы счета, называемые «цолкин» и «тоналаматль», имели в своем основании числа 20 и 13. Корни первой из них уходят гораздо в более раннее время, чем то, в котором жили майя, однако, именно они усовершенствовали систему.

 В этой цивилизации процветало искусство: они создавали прекрасные скульптуры, изделия из керамики, возводили величественные здания и занимались живописью.

 

Искусство майя

 Наивысшей степени развития в древности искусство мексиканских индейцев достигло во временной промежуток с 250 по 900 г. н. э., так называемый классический период. Прекраснейшие фрески были найдены исследователями городов Паленке, Копане и Бонампаке. Сейчас их приравнивают к культурным памятникам античности, ведь древние изображения майя действительно не уступают последним по красоте. К сожалению, многие из ценностей не сохранились до наших лет, уничтоженные или временем, или инквизицией.

 

Архитектура

 Основные мотивы в архитектуре майя – это божества, змеи и маски. Религиозная и мифологическая тематика нашла отражение как в мелкой керамике, так в скульптурах и барельефах. Создавали свои произведения искусства майя из камня, в основном используя известняк.

 Архитектура этого народа величественная, для нее характерны массивные, устремляющиеся вверх фасады у дворцов и храмов, гребни на крышах.

 

Исследования народа майя

 Индейцы создавали города, используя для этого только мускульную силу, под руководством царей и жрецов возводили храмы и дворцы, совершали военные походы. К сожалению, сейчас большинство городов майя превратились в развалины. Были у них и свои боги, которым они поклонялись, имели место ритуальные жертвоприношения и обряды.

 Долгое время ученые полагали, что постоянно в церемониальных центрах никто не жил, а здания использовались только для совершения обрядов. Но позднее было доказано, что в большинстве своем дворцы знати и жрецов возводились достаточно близко к ним.

 Благодаря исследованиям церемониальных центров было добыто достаточно много сведений относительно жизнедеятельности высших слоев общества майя. В противовес этому, о низших классах было известно мало. Например, недостаточно изучен вопрос жизни земледельцев, а ведь именно они с помощью своего труда содержали господствующие слои. Именно эта сторона жизни майя и изучается в настоящий момент археологами.

 Новые исследования позволили ученым создать совершенно иную хронологию этой цивилизации. Они выяснили, что майя как минимум на 1000 лет старше, чем предполагалось ранее. Сделано это было благодаря радиоуглеродному исследованию найденных археологами деревянных изделий. Доказано, что они были изготовлены в период 2750 – 2450 г.г. до н. э. Соответственно, культура майя оказалась старше ольмекской, считавшейся до этого момента прародительницей майя и еще ряда других цивилизаций. Так исключили фактор влияния ольмекской культуры и выдвинули гипотезу о возможном обратном влиянии. Таким образом, потребуются дальнейшие исследования истории континента. Ведь всего один сезон раскопок смог прибавить тысячу лет к существованию майя и более полутора к предыстории всей Месоамерики.

 Открытия археологов позволили создать более точную периодизацию благодаря ряду причин, основными из которых являются две:

  1. На территории в большом количестве найдены керамические изделия, позволяющие при использовании самых современных методов точнее датировать древнюю культуру.
  2. Благодаря иероглифической письменности древних индейцев удалось перевести большую часть их записей, сопоставляя с их с летоисчислением, а потом и с современным календарем. Это помогло определить вплоть до месяца даты особых для цивилизации майя событий, царствования правителей и просто важных для истории личностей, их имена, годы жизни.

 

Территория и климат

 На внушительной территории (площадью 325 тысяч квадратных километров), которую занимают сейчас различные штаты Мексики и где ранее жили майя, фактически выделяют некоторые природные зоны. На каждой из них свой климат, свои природные условия, растительность, рельеф и т. д. То есть каждая природная зона представляет собой некую экологическую систему. Первая из систем – выдвинувшиеся своеобразным полукругом на юг, захватывая юго-запад и юго-восток, плоскогорья и горные цепи Центральноамериканской Кордильеры. Ко второй экологической системе условно относят долины и холмы вокруг Петенского бассейна в Гватемале, а также сам внутренний бассейн и южная часть полуострова Юкатан. Последняя зона дислокации майя – равнина на севере Юкатана. Просторная, покрытая травой и кустарниками, она тоже была заселена индейцами древности.

 

Лингвистические особенности майя

 До настоящих времен сохранилось 24 языка майя, наиболее важные из которых объединяют в языковые семьи, а их в свою очередь – в общую лингвистическую ветвь.

 Уастекский язык по сей день можно услышать в одном из северных районов штата Веракрус, и пока остается загадкой, почему там оказались носители языка. Эмигрировали в это место они около 1200 г. до н. э. — еще до того, как возникла цивилизация майя.  Помимо уастеков, расположившихся далеко за пределами ареала майя, существовали и другие эмигранты, но они в основном оставались на той же территории, о чем говорят исследования современных специалистов по лингвистике. По их мнению, за 2500 лет до н. э. в тех местах существовала община, члены которой разговаривали на языке протомайя. Он постепенно разделялся на диалекты, и их носители были вынуждены эмигрировать. Так и была определена область жизни народов майя. А непосредственно их историю стало возможным разделить на конкретные периоды благодаря данным археологических раскопок.

 

Майя в наши дни

 Сегодня численность потомков древнейшей цивилизации на полуострове Юкатан составляет приблизительно 6.1 млн, при этом в Гватемале проживает примерно 40% майя, а в Белизе – в районе 10%. Религиозные предпочтения майя видоизменились со временем и теперь представляют собой совокупность древних традиций и христианских. У каждой современной общины майя есть свой покровитель. Форма пожертвований тоже изменилась, теперь это свечи, специи или домашняя птица. У ряда групп майя, желающих выделяться среди других, имеются особые мотивы в традиционной одежде.

 В качестве наиболее сохранившей традиции группы известны лекандонские майя. Христианство практически не оказало влияния на эту общину, их одежда отличается хлопковым составом и украшена традиционными мотивами. Но тем не менее все больше представителей майя подвергается действию прогресса: они смотрят телевизоры, ездят на автомобилях, переодеваются в современные вещи. Более того, майя зарабатывают деньги на туризме, рассказывая о традициях своей цивилизации.

 Особо стоит отметить мексиканский штат Чиапас. Там ряд деревень, контролируемых сапатистами, добились в недалеком прошлом автономии на управление.

  

 

taboo.su

Культура цивилизации майя кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Майя проживали, пожалуй, в одном из самых удобных для проживания мест на Земле. Теплая одежда им не была нужна в тропическом климате, поэтому их одежды были легкими – толстые и длинные полосы ткани обматывали их тела. Их основным родом мирских занятий долгое время была охота и земледелие – они питались кукурузой, собранными в джунглях фруктами и мясом убитых на охоте животных.

Домашних животных в ранние периоды их существования у них не было, им не было знакомо устройство колеса. То есть, изначально культура цивилизации майя слаборазвитой, сама она была сравнительно отсталой, по уровню соответствовала каменному веку, и их невозможно было сравнить с древними Грецией и Римом.
Тем не менее, именно они впоследствии создали огромные каменные города, разбросанные по всему Юкатану. Практически в каждом из них были величественные пирамиды, и ученые до сих пор не знают, как им удалось создать нечто столь монументальное. Пирамиды города Теотиукан, испещренные различными знаками до сих пор вызывают живейший интерес у археологов и ученых.


Со временем общество майя отказалось от родоплеменного устройства. За несколько тысяч лет их поселки разрослись до крупных городов, однако до 6 века до н.э. они оставались столь же примитивными, как и прежде. По всей видимости, инки тесно познакомились с более развитой цивилизацией ольмеков, проживавшей на север от берегов Мексиканского залива. Они научили своих соседей ремеслам, полностью изменили их искусство и задали их исключительный стиль. Именно от них майя перебрали иерархическую систему общества, в которой над всеми членами общества возвышался единственный правитель.


Во времена своего расцвета майя сумели достичь большого успеха в развитии некоторых наук. Они сумели создать чрезвычайно точный календарь, но не стали устранять ежегодную погрешность посредством добавления новых дней, хотя прекрасно о ней знали. Их медицина была сравнима, и даже кое в чем превосходила европейскую медицину времен Средневековья. Лишь майя среди народов Мезоамерики в своих математических расчетах использовали ноль. Однако культура цивилизации майя исчезла, оставив по себе лишь слабое влияние на народы, которые проживали на ее территории впоследствии. Особенно явно чувствуется связь между майя, тольтеками и ацтеками. Достоверно о причине их исчезновения не знает никто. Огромные города были брошены в 9 веке, местные крестьяне ушли в джунгли, а жреческие традиции были забыты.  
 

antiquehistory.ru