Характерные черты массовой элитарной и народной культуры – Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры — ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА — ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Массовая, народная и элитарная культура. Признаки

Неотъемлемой частью нашей жизни является способ проведения досуга. Кто-то читает детективы и слушает поп-музыку, а кто-то посещает симфонические концерты и знакомится с творчеством писателей-классиков.

Элитарная культура, признаки которой будут перечислены ниже, относится ко второму способу удовлетворения эстетических и интеллектуальных потребностей. Помимо нее, существуют также культура массовая и культура народная. Они тоже обладают определенными признаками.

Несколько слов об иных видах культур

Массовая культура, например, рассчитана на подавляющую часть общества, на тех людей, мировосприятие которых не имеет никаких выдающихся черт. Как правило, это граждане со средним образованием, трудящиеся на производстве или в сфере услуг.

Народная культура не имеет точного портрета потребителя. Она просто является отражением устоявшихся традиций в конкретных общностях. Предпочтение народной культуры другим ее видам не может говорить об уровне интеллектуального развития.

Признаки «массовости» и «народности» были рассмотрены выше в общих чертах и лишь для того, чтобы была видна разница с обсуждаемым предметом. Элитарная культура, признаки которой довольно трудно охарактеризовать в двух словах, рассчитана на тот слой населения, который принято называть интеллигенцией. Об этом и других ее чертах более подробно будет рассказано ниже.

Элитарная культура. Признаки

Итак, уже было упомянуто о целевой аудитории. Интеллигенция – это, как правило, люди, трудящиеся в интеллектуальной сфере. К ним относятся учителя, ученые, работники музеев, библиотек, художники, писатели, композиторы и проч. Однако нельзя быть категоричными и заявлять, что офисный работник (например) не может являться ценителем шедевров элитарной культуры.

А что же это за шедевры? Часто они заслуженно называются классикой. Это литературные произведения, актуальность которых лишь усиливается по прошествии сотни, нескольких сотен лет. Это оперы, сонеты, симфонии, балет, театр, живопись великих художников и монументы талантливых скульпторов.

В целом, можно говорить о том, что обсуждаемый предмет создавался на протяжении многих веков. Элитарная культура, признаки которой мы освещаем, это во многом – творения наших предшественников. Однако говорить о том, что результаты духовной и интеллектуальной деятельности наших современников могут причисляться лишь к очередным «массовым безделушкам», тоже нельзя.

Это еще не все признаки элитарной культуры. Любопытно, что она обладает даже определенным девизом. Звучит он так: «Искусство ради искусства». И здесь сразу можно увидеть разницу с массовой (деньги превыше культурной ценности) и народной  (облачение традиций, обычаев и взглядов определенной этнической общности в материальную, устную или письменную формы) культурами.

Элитарная культура. Примеры

  • Серьезная музыка (Бах, Моцарт, Шнитке, Чайковский и т. д.).
  • Высокоинтеллектуальная литература (Достоевский, Флобер, Улисс, Кафка, Шекспир и т. д.).
  • Изящные искусства (Микеланджело, Роден, Эйфель, Гропиус, да Винчи, Ван Гог и т. д.).

fb.ru

Характерные черты массовой элитарной и народной культурыSeker.ru

Характерные черты массовой элитарной и народной культуры

  • http://www.mgtub.ru/dir/cat6/subj325/file439/view9431.html
    http://www.grandars.ru/college/sociologiya/formy-kultury.html
    http://moy-bereg.ru/massovaya-i-elitarnaya-kulturyi/elitarnaya-i-massovaya-kulturyi-2.html

    1. Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Составные части элитарной культуры: изящное искусство; классическая музыка; классическая литература.
    Особенности
    — элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры — «Искусство ради искусства» ;
    — типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства» (Россия, 10-е гг. XX в.) .

    2. Народная культура. В отличии от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) , или коллективной. Еще одно название народной культуры — фольклор.
    Он всегда:
    — локализован, так как связан с традициями данной местности;
    — демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
    Народная культура включает: мифы; легенды; сказания; эпос; сказки; песни; танцы…

    3. Понятие массовой культуры
    — массовая культура рассчитана на потребление всеми людьми независимо от места их проживания. Массовая культура ориентируется в первую очередь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление, а поэтому способна выступать средством манипулирования сознанием потребителя;
    — массовая культура может стать и становится инструментом внедрения в массовое сознание желательных для определенных социальных групп стереотипов поведения, может стимулировать у «массы» новые, неведомые ей ранее потребности, формировать определенные стандарты эстетического вкуса;
    — истоки концепции массового общества и соответствующей ему массовой культуры следует искать в умонастроениях тех социальных классов, которые в результате качественного капитализма при переходе к массовому производству утратили свои сословные привилегии, а потому идеализировали патриархальный уклад жизни;
    — наиболее ярким предшественником критиков массового общества и массовой культуры был Ф. Ницше, благодаря своей обостренной артистической чувствительности предвосхитившей будущую роль массы, которая преклоняется перед всем заурядным;
    — подробный и блестящий по стилю анализ «массы» , массовой психологии и массовой культуры дал известный испанский философ Х. Ортега и Гассет в книге «Восстание масс» .

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

seker.ru

Народная, элитарная и массовая культуры — Мегаобучалка

Народнаякультура состоит из двух видов – популярной и фольклорной. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, сегодня они существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором.

Авторы народных творений зачастую неизвестны. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной культуре только потому, что они созданы анонимными народными творцами. Ее субъектом является весь народ, функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение.

В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педагогике и др. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры — всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе, однако ситуация в постиндустриальном обществе меняется.

Элитарная культура присуща привилегированным слоям общества, либо считающими себя таковыми. Она отличается сравнительной углубленностью и сложностью, а иногда и изощренностью форм. Элитарная культура исторически формировалась в тех социальных группах, которые имели благоприятные условия приобщения к культуре, особый культурный статус.

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу, профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства». Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Баха, трудна для понимания неподготовленным человеком.

Кругом потребителей элитарной культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, постоянные посетители музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Как правило, высокая культура на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. В случае, когда уровень образования населения возрастает, круг потребителей высокой культуры значительно расширяется.

Массовая культуране выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века. Это время распространения средств массовой информации (радио, печать, телевидение). Через них она стала доступной представителям всех социальных слоев — «потребная» культура. Массовая культура может быть этнической или национальной. Эстрадная музыка выступает ярким ее примером. Массовая культура понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения, независимо от уровня образования.

Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая массовая и широкая аудитория, поскольку она удовлетворяет «сиюминутные» запросы людей, оперативно реагируя на любое новое событие общественной жизни. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды.

С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки правящей элиты, а массовая культура – пристрастия «низов». Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре. Музыка классическая – пример высокой культуры, а музыка популярная – массовой культуры. Аналогичная ситуация с изобразительным искусством: картины Пикассо представляют высокую культуру, а лубок – массовую.

То же самое происходит с конкретными произведениями искусства. Органная музыка Баха относится к высокой культуре. Но если она используется в качестве музыкального сопровождения по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры. При этом она не теряет своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза, или рока не компрометируют сам высокой уровень авторского произведения.

Массовая культура выступает сложным социальным и культурным феноменом, характерным для современного общества. Она стала возможной из-за высокого уровня развития коммуникационных и информационных систем и высокой урбанизации. Одновременно массовая культура характеризуется высокой степенью отчуждения индивидов, потерей индивидуальности. Отсюда «идиотия масс», вследствие манипулирования и насаждения поведенческих штампов через каналы массовых коммуникаций.

Все это лишает человека свободы и уродует его духовный мир. В среде функционирования массовой культуры трудно проводить истинную социализацию индивида. Здесь все подменяется стандартными моделями потребления, которые навязываются массовой культурой. Она предлагает усредненные модели включения человека в социальные механизмы. Создается замкнутый круг: отчуждение > заброшенность в мире > иллюзии принадлежности массовому сознанию > модели усредненной социализации > потребление образцов массовой культуры > «новое» отчуждение.

 

 

megaobuchalka.ru

Массовая и элитарная — Характерные черты массовой элитарной и народной культуры — 22 ответа



Массовая и элитарная культуры

В разделе Другое на вопрос Характерные черты массовой элитарной и народной культуры заданный автором Мудрость лучший ответ это 1. Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Составные части элитарной культуры: изящное искусство; классическая музыка; классическая литература.
Особенности
— элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры — «Искусство ради искусства» ;
— типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства» (Россия, 10-е гг. XX в.) .
2. Народная культура. В отличии от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) , или коллективной. Еще одно название народной культуры — фольклор.
Он всегда:
— локализован, так как связан с традициями данной местности;
— демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Народная культура включает: мифы; легенды; сказания; эпос; сказки; песни; танцы…
3. Понятие массовой культуры
— массовая культура рассчитана на потребление всеми людьми независимо от места их проживания. Массовая культура ориентируется в первую очередь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление, а поэтому способна выступать средством манипулирования сознанием потребителя;
— массовая культура может стать и становится инструментом внедрения в массовое сознание желательных для определенных социальных групп стереотипов поведения, может стимулировать у «массы» новые, неведомые ей ранее потребности, формировать определенные стандарты эстетического вкуса;
— истоки концепции массового общества и соответствующей ему массовой культуры следует искать в умонастроениях тех социальных классов, которые в результате качественного капитализма при переходе к массовому производству утратили свои сословные привилегии, а потому идеализировали патриархальный уклад жизни;
— наиболее ярким предшественником критиков массового общества и массовой культуры был Ф. Ницше, благодаря своей обостренной артистической чувствительности предвосхитившей будущую роль массы, которая преклоняется перед всем заурядным;
— подробный и блестящий по стилю анализ «массы» , массовой психологии и массовой культуры дал известный испанский философ Х. Ортега и Гассет в книге «Восстание масс» .

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Характерные черты массовой элитарной и народной культуры

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Определение и примеры элитарной культуры, ее отличие от массовой

Элитарная или высокая культура долгие годы остается недоступной для понимания большинства людей. Это и объясняет ее название. Она создается и потребляется узким кругом людей. Большинство людей даже не догадываются о существовании такой формы культуры, незнакомы с ее определением.

Элитарная, народная и массовая — есть ли сходство

Народное творчество является основоположником любого другого культурного направления в целом. Ее произведения создаются безымянными творцами, они идут из народа. Такие творения передают особенности каждого времени, образ и стиль жизни людей. К такому типу искусства относятся сказки, былины, мифы.

Это интересно: что такое архаизмы, примеры в русском языке.

Массовая культура развивалась на основе народной. Она обладает большой аудиторией и направлена на создание таких произведений, которые будут понятны и доступны каждому. Она имеет меньшую ценность, чем любая другая. Результаты ее деятельности выпускаются в больших объемах, они не учитывают изысканных вкусов или душевной глубины людей.

Элитарная культура создается профессионалами для конкретного круга людей, обладающих определенным уровнем образования и знаний. Она не стремится завоевать симпатию масс. С помощью таких произведений мастера ищут ответы на вечные вопросы, стремятся передать глубину человеческой души.

Со временем произведения высокого творчества могут быть оценены массами. Тем не менее, уходя в народ, такое творчество остается высшей ступенью в развитии любого вида искусства.

Это интересно: для чего человеку нужна физическая культура?

Особенности и признаки элитарной культуры

Наилучшим образом отличия и признаки элитарных произведений искусства можно увидеть в их сравнении с массовыми.

  1. Элитарная культура противопоставляет простоте массовой культуры закрытость и сложность восприятия. По-настоящему понять и оценить произведения элитарной культуры под силу только высокообразованному человеку. Такая культура не стремится к массовому понимаю. Она нацелена именно на узкий круг людей, не затрагивая интересы и чувства масс.
  2. Очень важным отличием также является то, что массовая культура нацелена на чувства людей, рисуя в центре каждого произведения людей и их переживания. Работы творцов часто вовсе не передают каких-либо чувств и эмоций.
  3. Именно произведения высокой культуры закладывают направление развития каждого вида искусства в целом. Многие особенности творений элитарных мастеров в дальнейшем переходят в массовое использование. Однако она заметно опережает развитие любой другой культуры. Уходя в народ, произведения элитарной культуры на протяжении всей истории своего существования могут остаться до конца не понятыми большинством людей. Ведь высокая культура не рассматривает уровень развития и образования масс, она не стремится завоевать их симпатию.

Это интересно: определение оперы, как возник этот жанр?

Все признаки элитарного искусства противопоставляются массовым или народным, которые создаются для широкого круга зрителей. Поэтому ее результаты часто остаются непонятыми и неоцененными большинством людей. Осознание их величия и значимости происходит только спустя не одно десятилетие, а иногда и столетие.

Какие произведения относятся к элитарной культуре

Многие примеры элитарных произведений в настоящее время известны каждому.

  1. В сфере музыки можно назвать шедевры Баха, Чайковского, Моцарта. Сегодня этих творцов знают все. Но их произведения в свое время были оценены только узким кругом людей. Классическая музыка редко используется для повседневного плей-листа большинства людей, несмотря на то, что многие признают ее величие и значимость. Это говорит о том, что многие итоги массового творчества затуманивают сознание большей части людей, лишая его стремления к великому и прекрасному.
  2. В литературе можно отметить таких авторов, как Шекспир, Достоевский, Кафка. Их творения и по сей день остаются очень далекими и непонятными для многих людей. Однако экспертами во всем мире они признаны поистине великими.
  3. Множество примеров можно встретить и в области изящных искусств. Сюда относятся произведения таких творцов, как Ван Гог, Микеланджело, да Винчи.
  4. Прекрасным примером также является балет. Сегодня считается модным посещать подобные мероприятия. Однако изначально такая сфера искусства, как балет, была предназначена только для определенного круга зрителей. Несмотря на популярность балета в настоящее время, истинное понимание сути представления доступно далеко не каждому зрителю.
  5. Очень ярко выражают отличия элитарного искусства произведения известных кутюрье. Высокая мода очень далека от привычной жизни масс. Поэтому многие произведения великих мастеров часто вызывают недоумение и даже смех у большинства населения. Тем не менее, высокая мода диктует направление развития модных тенденций, которые со временем доходят и до большинства людей, иногда в измененном виде.

Это интересно: где в Москве находится Третьяковская галерея, адрес.

Группа людей, для которых создаются такие шедевры искусства, может не выделяться старинным именем, знатностью рода и прочими отличиями, которые в обыденной речи характеризуют элиту. Понять и оценить такие творения можно только с помощью определенного уровня развития, набора знаний и навыков, чистого и ясного сознания.

Примитивное массовое творчество не сможет помочь в развитии уровня интеллекта и образованности.

Оно не затрагивает глубины человеческой души, она не стремится познать суть бытия. Оно подстраивается под требования времени и желаний потребителя. Именно поэтому развитие элитарной культуры очень важно для всего человечества. Именно такие произведения помогают пусть и небольшому кругу людей сохранять высокий уровень образования и способность оценить поистине прекрасные произведения искусства и их авторов.

Это интересно: опера “Князь Игорь” – краткое содержание.

obrazovanie.guru

1.5. Массовая и элитарная культура

Особенности
производства и потребления культурных
ценностей позволили культурологам
выделить две социальные формы существования
культуры:
массовую
культуру и элитарную культуру.

Массовой
культурой называют такой вид культурной
продукции, которая
каждодневно производится в больших
объемах. Предполагается,
что массовую культуру потребляют все
люди, независимо от
места и страны проживания. Массовая
культура —
это
культура повседневной жизни, представленная
самой широкой аудитории по различным
каналам, включая и средства массовой
информации и коммуникации.

Массовая культура
(от лат.
massa
комок, кусок) —
явление культуры
XXв., порожденное НТР, урбанизацией,
разрушением локальных общностей,
размыванием территориальных и социальных
границ.
Время ее
появления
– серединаXXв., когда средства массовой информации
(радио, печать, телевидение, грамзапись
и магнитофон) проникли в большинство
стран мира и стали доступны представителям
всех социальных слоев.
В собственном смысле массовая культура
проявила себя
впервые в США на рубеже XIX
— XX
веков.

Известный
американский политолог Збигнев Бжезинский
любил повторять фразу, которая стала
со временем расхожей: «Если Рим дал миру
право, Англия парламентскую деятельность,
Франция — культуру и республиканский
национализм, то современные США дали
миру научно-техническую революцию и
массовую культуру».

Истоки широкого
распространения массовой культуры в
современном мире кроются в коммерциализации
всех общественных
отношений, при
этом массовое производство культуры
понимается по аналогии с поточно-конвейерной
индустрией.
Многие творческие
организации (кинематограф, дизайн, ТВ)
тесно связаны с банковским и промышленным
капиталом и сориентированы на выпуск
коммерческих, кассовых, развлекательных
произведений. В свою очередь потребление
этой продукции — это массовое потребление,
ибо аудитория, которая воспринимает
данную культуру — это массовая аудитория
больших залов, стадионов, миллионы
зрителей телевизионных и киноэкранов.

Ярким
примером массовой культуры является
эстрадная музыка, которая понятна и
доступна всем возрастам, всем слоям
населения. Она
удовлетворяет сиюминутные запросы
людей, реагирует на любое новое событие
и отражает его. Поэтому образцы массовой
культуры, в частности шлягеры, быстро
теряют актуальность, устаревают и
выходят из моды. Как правило, массовая
культура обладает меньшей художественной
ценностью, чем элитарная.

Цель
массовой культуры — стимулирование
потребительского сознания у зрителя,
слушателя, читателя. Массовая
культура
формирует
особый тип
пассивного, некритического восприятия
этой культуры у человека.
Она создает личность, которая достаточно
легко поддается манипулированию.

Следовательно,
рассчитана массовая культура на массовое
потребление и на среднего человека, она
понятна и доступна всем возрастам, всем
слоям населения независимо от уровня
образования. В
социальном плане она формирует новый
общественный
слой, получивший название «средний
класс».

Массовая культура
в художественном творчестве выполняет
специфические социальные функции. Среди
них главной является иллюзорно-компенсаторская:
приобщение человека к миру иллюзорного
опыта и несбыточных грез. Для этого
массовая культура
использует
такие развлекательные
виды и жанры искусства, как цирк, радио,
телевидение; эстрада, шлягер, китч,
сленг, фантастика, боевик, детектив,
комикс, триллер,
вестерн,
мелодрама, мюзикл.

Именно
в рамках этих жанров создаются упрощенные
«версии
жизни»,
которые
сводят социальное зло к психологическим
и моральным факторам. И
все это сочетается с открытой или скрытой
пропагандой господствующего образа
жизни.
Массовая
культура в большей степени ориентируется
не на реалистические образы, а на
искусственно создаваемые
образы (имидж) и стереотипы.
Сегодня новомодные «звезды искусственного
Олимпа» насчитывают не меньше фанатичных
поклонников,
чем старые боги и богини.
Современная массовая культура может
быть интернациональной и национальной.

Особенностимассовой культуры:общедоступность
(понятность всем и каждому) культурных
ценностей; легкость восприятия;
шаблонность созданных социальных
стереотипов, тиражируемость,
развлекательность и забавность,
сентиментальность, упрощенность и
примитивность, пропаганда культа успеха,
сильной личности, культа жажды обладания
вещами, культа посредственности,
условность примитивной символики.

Массовая культура
не выражает изысканных вкусов аристократии
или духовных поисков народа, механизм
ее распространения напрямую связан с
рынком, и она преимущественно является
приоритетом мегаполиснных форм
существования. Основа успеха массовой
культуры – это бессознательный интерес
людей к насилию и к эротике.

Вместе с этим, если
рассматривать массовую культуру как
стихийно складывающуюся
культуру повседневной жизни,которая
создается обычными людьми, то ее
положительными моментами являются
ориентация на среднюю норму, простая
прагматика, обращенность к огромной
читательской, зрительской и слушательской
аудитории.

В качестве антипода
массовой культуры многие культурологи
рассматривают
элитарную культуру.

Элитарная
(высокая) культура —
культура
элиты, предназначенная для высших слоев
общества, обладающих
наибольшей способностью к духовной
деятельности,
особой художественной восприимчивостью
и
одаренных
высокими нравственными и эстетическими
задатками.

Производителем
и потребителем элитарной культуры
является
высший привилегированный слой общества
— элита (от франц. elite
— лучшее, отборное, избранное).
Элита —
это не только родовая аристократия,
а та
образованная часть
общества, которая обладает
особым
«органом восприятия» — способностью
к эстетическому созерцанию и
художественно-творческой деятельности.

По разным оценкам
потребителями элитарной культуры в
Европе на протяжении нескольких веков
остается примерно одна и та же доля
населения – около одного процента.
Элитарная культура – это, в первую
очередь, культура образованной и богатой
части населения. Под элитарной культурой
обычно подразумевают особенную
утонченность, сложность и высокую
качественность культурной продукции.

Главная функция
элитарной культуры – производство
социального порядка в виде права, власти,
структур социальной организации
общества, а также обосновывающей этот
порядок идеологии в формах религии,
социальной философии и политической
мысли. Элитарная культура предполагает
профессиональный подход к созданию, а
люди, создающие ее, получают специальное
образование. Круг потребителей элитарной
культуры – это
ее
профессиональные творцы:
ученые,
философы, писатели, художники, композиторы,
а также представители высокообразованных
слоев общества, а именно: завсегдатаи
музеев и выставок, театралы, художники,
литературоведы, писатели, музыканты и
многие другие.

Элитарную культуру
отличает очень высокий уровень
специализации и высочайший уровень
социальных притязаний личности: любовь
к власти, богатству, славе считается
нормальной психологией любой элиты.

В высокой культуре
апробируются
те художественные приемы, которые будут
восприняты и правильно поняты широкими
слоями непрофессионалов многие годы
спустя (до 50 лет, а иногда и более).
Определенный срок высокая культура не
только не может, но должна оставаться
чуждой народу, ее необходимо выдержать,
а зрителю за это время творчески созреть.
Например, живопись Пикассо, Дали или
музыка Шенберга трудна для понимания
неподготовленного человека даже сегодня.

Поэтому элитарная
культура носит экспериментальный или
авангардный характер и, как правило,
она опережает уровень восприятия ее
среднеобразованным человеком.

С ростом уровня
образования населения расширяется и
круг потребителей элитарной культуры.
Именно эта часть общества способствует
общественному прогрессу, поэтому
«чистое» искусство должно быть
ориентировано на удовлетворение запросов
и потребностей элиты, и именно к ней
должны обращаться своими произведениями
художники, поэты, композиторы. Формула
элитарной культуры: «Искусство ради
искусства».

Одни
и те же виды искусства могут принадлежать
как высокой, так и массовой культуре:
классическая музыка – высокой, а
популярная – массовой, фильмы Феллини
– высокой, а боевики – массовой. Органная
месса С. Баха относится к высокой
культуре, но если она используется в
качестве музыкального рингтона на
мобильном телефоне, то автоматически
зачисляется в разряд массовой культуры,
не теряя при этом своей принадлежности
к высокой культуре. Многочисленные
оркестровки произведе

ний
Баха в стиле легкой музыки, джаза или
рока вовсе не компрометируют высокой
культуры. То же самое относится и к Моне
Лизе на упаковке туалетного мыла или
ее компьютерной репродукции.

Особенности
элитарной культуры:
ориентируется
на «людей гения», способных к эстетическому
созерцанию и художественно-творческой
деятельности, отсутствуют социальные
стереотипы, глубокая философская
сущность и нестандартное содержание,
специализированность, изысканность,
экспериментальность, авангардизм,
сложность культурных ценностей для
понимания неподготовленного человека,
утонченность, высокая качественность,
интеллектуальность.

Вывод.

1.
С точки
зрения научного анализа не существует
более полноценной или менее полноценной
культуры, две
данные разновидности культуры являются
культурой в полном смысле этого слова.

2. Элитарность и
массовость – это лишь количественные
характеристики, имеющие отношение к
числу людей, которые являются потребителями
артефактов.

3.Массовая
культура соответствует потребностям
людей в целом, а потому отражает реальный
уровень человечества. Представители
элитарной культуры, создавая нечто
новое, тем самым поддерживают достаточно
высокий уровень общей культуры.

studfiles.net

Реферат на тему: «Массовая, элитарная, и народная культура»

Культура – это обобщающее понятие, охватывающее различные классы явлений. Она представляет собой сложное, многослойное, многоуровневое целое, включающее различные феномены. В зависимости от того, с какой точки зрения, по каким основаниям ее анализировать, можно выделять те или иные ее структурные элементы, различающиеся по характеру носителя, по результату, по видам деятельности, по и т. д., которые могут сосуществовать, взаимодействовать, противостоять друг другу, менять свой статус.

В рамках же отдельного общества можно выделить:

-массовую культуру

-высокую (элитарную)

-народную (фольклорную) культуру

Массовая культура

Особенности массовой культуры

Беспрецедентное по своим масштабам и стремительности утверждение массовой культуры многие исследователи связывают с развитием и неуклонным совершенствованием средств массовой коммуникации. Канадский социолог Г.М. Маклюэн полагал, что все развитие общества, культуры, сознания людей самым непосредственным образом связано с развитием технических средств массовой коммуникации. Изменение средств информации влечет за собой изменение как характера информации, так и восприятия мира. На этом основании Маклюэн выделял в развитии цивилизации три этапа:

1. первобытная дописьменная культура, основанная на принципах естественности и коллективности образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира. Она складывается благодаря устным формам связи и передачи информации.

2. культура письменно-печатная, заменившая устно-эмоциональные формы общения книжными и утвердившая вместо естественности и коллективизма дидактизм, индивидуализм и национализм. С изобретением И. Гутенбергом печатного станка Европа вступает в новую фазу развития – технологический прогресс.

3. современный, отходящий от принципов «Галактики Гутенберга» в сторону возрождения естественного слуховизуального многомерного восприятия мира и коллективности, но на новой электронно-индустриальной основе с помощью замещения книжно-печатных знаков общения радиотелевизионными средствами массовых коммуникаций.

На современном этапе электронные средства массовой информации вновь возвращают нас к первому – дописьменному – этапу развития цивилизации, основанному на слуховизуальном восприятии реальности, что придает новой культуре «слуховой характер». Из концепции Г.Маклюэна напрашивается вывод: в наши дни возрождается первобытная культура, чьи мифы (такие, как, например, «культ звезд», наследовавший культу идолов) формируются теперь уже средствами массовой информации, сужающими пространство, превращающими мир в «глобальную деревню» и создающими нового «племенного человека».

На становление массовой культуры оказала влияние и коммерциализация всех общественных отношений. Она привела к возникновению феномена, названного Т.Адорно «культуриндустрией». Но для того, чтобы быть востребованным, любой товар должен максимально соответствовать запросам потенциальных покупателей. Поэтому изначально массовая культура формируется, исходя из чаяний публики. Связь эта не является односторонней: чем более прочными становятся позиции массовой культуры, тем сильнее возрастает ее влияние на потребителей, которых она направляет и чьи потребности создает. В этом смысле массовая культура является мощным инструментом манипулирования человеческой психикой. Этим пользуются как политики, насаждающие через средства массовой информации те или иные идеологии, так и производители разнообразных товаров, добивающиеся посредством рекламы желаемого результата – расширения производства. Произведение массовой культуры нередко рассматривается потребителем в качестве примера для подражания буквально во всем: от жизненной стратегии героя, особенностей его речи, до его прически, марки машины, часов, одежды и т.д. Это вызывает очередной виток покупательского спроса на товары определенных фирм. Как и всякий другой, продукт «индустрии культуры» выверяется принципом его реализации: прибыльность оказывается важнее собственно культурного содержания этого продукта. Именно прибыль является определяющим моментом в «индустрии культуры». Если раньше произведение искусства было прежде всего произведением искусства и только потом рассматривалось автором как товар, источник дохода, то теперь оно является только товаром со всеми вытекающими отсюда последствиями: стандартизацией, рационализацией техники распространения, включающей в себя рекламную компанию. Таким образом, возникновение массовой культуры является закономерным итогом развития западной культуры.

Научно-технический прогресс способствовал возникновению досуга не только у избранных, как это было прежде, а у самых широких слоев общества. Заполнение досуга становится прерогативой массовой культуры. Но слияние культуры с развлечением не может не подорвать ее устоев: развлечение не предполагает ни созерцания, ни размышления, оно мимолетно, несерьезно и нацелено не на вечное, а на сиюминутное. Не глубиной идеи, но броскостью формы должен выделяться продукт массовой культуры для того, чтобы быть востребованным, рентабельным: только в этом случае ему удастся добиться успеха у значительного количества потребителей. Типичное произведение массовой культуры должно быть занимательным по содержанию и эффектным, и в то же время, незамысловатым по форме – изыски здесь не приветствуются. Массовая культура отвергает любые эксперименты, она ориентируется на предельно простые, уже отработанные в культуре приемы, она традиционна и консервативна. Любая новация может привести к тому, что произведение станет понятным не всем и каждому, а это неминуемо повлечет за собой утрату части потребителей. Произведение массовой культуры всегда имеет четкий сюжет, непременно с интригой, и оно всегда принадлежит конкретному жанру: любовный роман, детектив, приключения. По началу фильма легко угадать его конец, по тембру голоса актера – является он по сюжету героем или злодеем (для облегчения этой задачи в первых американских вестернах дело доходило до того, что белую шляпу мог носить лишь положительный персонаж, а отрицательный вынужден был довольствоваться черной).

В произведении массовой культуры потребителя волнует, прежде всего, внятная сюжетная канва без особых художественных излишеств, рассказ, наподобие мифа или сказки, в котором он, тем не менее, ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. Сюжет позволяет радоваться вместе с героями, сострадать перипетиям их судеб. Одна из особенностей восприятия массовой культуры состоит в том, что зритель или читатель идентифицирует себя с героями художественного произведения. В основе подобной идентификации лежит стремление к идеалу, который и воплощает в себе произведение массовой культуры, реализующее чьи-то несбывшиеся мечты. Массовая культура не только развлекает, она выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливости жизни, за отсутствие денег, здоровья, любви, успеха, признания и т.д. Потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить, хотя бы и иллюзорно, эмоционально бедное или исполненное только отрицательных эмоций существование.

Произведение массовой культуры, как и всякий товар, за редким исключением, недолговечно. Нередко оно спекулирует на актуальных, злободневных темах: СПИД, наркотики, природные катаклизмы, крупнейшие техногенные катастрофы, терроризм и т.д. (трагедия атомной подводной лодки «Курск» оказалась в сфере внимания Голливуда спустя несколько недель после ее гибели). Особое внимание массовая культура уделяет теме агрессии. Жестокость сцен насилия на экране поражает воображение как количеством, так и своей натуралистичностью. Достоинства того или иного боевика нередко оцениваются пропорционально количеству трупов – вымышленное насилие влечет к себе, как наркотик. Объяснение этому факту дается на основании философии З.Фрейда. Поскольку культура подавляет в человеке природное начало, инстинкты, то в качестве иллюзорной реализации своих неудовлетворенных страстей он вынужден использовать искусство. Именно поэтому в массовой культуре так много секса и агрессии. Еще одна излюбленная тема – страх: такие жанры массовой культуры как триллер, фильм ужасов, фильм-катастрофа и т.д. эксплуатируют эту тему весьма активно. В итоге, психика человека, «закаленного» современной массовой культурой становится менее чувствительной к тому, что происходит в реальности: он привыкает к убийству, насилию: душевная черствость сегодня становится, скорее, правилом, нежели исключением.

Значение массовой культуры

Массовую культуру однозначно оценить сложно. Дело в том, что, как и всякая другая, массовая культура неоднородна. Продукция, построенная по пресловутому принципу «два притопа, три прихлопа», соседствуют здесь с вполне достойными с художественной точки зрения произведениями (детективы А.Кристи и Б.Акунина, фильмы Д.Кэмерона, мюзиклы Уэббера и т.д.). С одной стороны, низкопробные поделки действительно способствует снижению общего культурного уровня. Произведение массовой культуры по определению адресовано самой широкой аудитории, следовательно, в силу интеллектуальной неоднородности этой аудитории, оно должно ориентироваться на уровень чуть ниже среднего. Именно поэтому в нем нередко используется минимум изобразительных средств.

С другой стороны, впервые культурой оказались охвачены те слои общества, которые прежде существовали как бы «вне культуры». Возможно, сегодняшнее состояние массовой культуры, это своеобразная «болезнь роста», а может быть, это болезнь, от которой не выздоравливают.

Элитарная культура

Элитарная культура (от франц. elite – лучшее, избранное) — это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется, по мнению российских культурологов, более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного.

Особенности элитарной культуры

Эта культура принципиально обращается только к элите, это культура «аристократического инстинкта», касты, но не демоса. Она не стремится к тому, чтобы быть понятой всеми: она замкнута, герметична, доступна лишь незаурядным людям. У массы излюбленным является такое искусство, в центре внимания которого находится человек и его страсти. Противопоставляя себя массе, стремясь создать искусство, ориентированное на элиту, его творцы сегодня нередко вступают на путь дегуманизации, последовательного отказа от изображения в искусстве «человеческого, слишком человеческого». И если способом восприятия прежнего искусства служило сопереживание, то подлинно эстетическое восприятие нового искусства предполагает чистое, холодное, бесстрастное созерцание, не замутненное чувством.

Долгое время особенности элитарной культуры рассматривались «от противного», точкой отсчета была массовая культура. Унифицированности и тривиальности последней элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности – закрытость и зашифрованность культурных кодов; минимуму изобразительных средств – самый широкий спектр средств выразительности и т.д.

Но главное отличие элитарной культуры от массовой состоит в том, что истинно творческой является культура элитарная: именно здесь создаются новые культурные формы и определяются пути дальнейшего развития. Знаменитый «Улисс» Дж.Джойса, произведения Г.Гессе и Х.Л.Борхеса, французский «новый роман»; картины П.Пикассо, К.Малевича, В.Кандинского; фильмы А.Тарковского, А.Сокурова, Дж.Джармуша, П.Гринуэя; музыка Дж.Кейджа и Э.Денисова являются тому примером.

В элитарной составляющей культуры происходит апробация того, что, спустя годы, станет общедоступной классикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства (к которому исследователи относят так называемую «поп-классику» – «Танец маленьких лебедей» П.Чайковского, «Времена года» А.Вивальди, например, или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное произведение искусства). Время стирает границы между массовой и элитарной культурами. То новое в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будет понятно уже значительно большему числу, а еще позже может стать в культуре общим местом.

Народная культура

Народная культура – это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ – коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации.

Специфической особенностью народной культуры является опора на традицию и настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности – как в области поведения, так и мышления. Она передается в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы. Народная культура консервативна, практически не подвержена влиянию иных культурных традиций, мало приспособлена к диалогу вследствие своего стремления к консервации и доминированию охранительных тенденций. Ее субъектом является народ – коллективная личность, имеющая единую систему ценностей и единую для всех «жизненную программу поведения». Индивидуальное начало в народной культуре не выражено, здесь личность не выделена из коллектива – отсюда и анонимность, безличность, отсутствие именного авторства.

Традиционная народная культура выступает как регулятор всех аспектов жизнедеятельности общины, определяя уклад жизни общины и специфику социальных взаимоотношений ее членов, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, тип семейных отношений, особенности воспитания детей, характер жилища, освоение окружающего пространства, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символическое выражение традиции, – все эти проявления. Исследователь народной культуры Н. Г. Михайлова отмечает, что в настоящее время основной чертой народной культуры является ее внепрофессиональный статус и неспециализированный характер культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания, в основе которых лежит свободное владение традицией.

В современном обществе в соответствии с социокультурными изменениями народная культура естественным образом утрачивает свое значение, ее формы, приемы и механизмы функционирования имитирует массовая культура, выступающая своеобразным «постиндустриальным фольклором». Между тем, рассматривая данный вопрос, большинство исследователей склоняется к выводу о том, что «подлинно народная культура не имеет ничего общего с «массовой культурой», напротив, эта последняя по своему содержанию и социальным функциям враждебна подлинно народной культуре».

Аргументом в пользу этого заключения служит, во-первых, различие народной и массовой культуры в отношении к традиции, где одна имеет «древние корни, уходящие в глубь веков» и отражает мечты, обычаи, склад характера того или иного народа, другая меняет вкусы и идеалы «с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды». Во-вторых, народная культура всегда национальна, тогда как массовая – «космополитична, рассчитана на любые национальные характеры и вкусы». Наконец, массовая культура, в отличие от народной, псевдореалистична, основывается на мифах, иллюзиях, вымыслах и призывает не к познанию жизни, а бегству от нее.

Если массовая и элитарная культура изучаются в основном социологией, философией и искусствоведением, то народная культура является предметом изучения этнологии, культурной антропологии, фольклористики, этнолингвистики, искусствоведения, истории культуры.

Литература:

Ашин Г.А. Современные теории элиты: критический очерк. – М., 1985.

Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. – М., 1966.

Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. – М., 1985.

Культурология. ХХ век. Словарь. – СПб., 1998.

Русские: Народная культура (история и современность). Т. 4. Общественный быт и праздничная культура. – М. 2000.

Элитарное и массовое в русской художественной культуре. – М., 1996.

Культура «массовая» и «элитарная» Рубрикатор экспертного центра РАН http://www.gc.spb.ru/Russian/GRNTI/level_3/13_11.html

kursak.net