Характеристики малой социальной группы – Раздел 3. Психология социально-ролевого и командного взаимодействия Общая характеристика социальных групп. Малая группа. Структура малой группы.

Содержание

Понятие, функции, характеристика, структура и виды малых групп в социальной психологии

Ежедневно каждый человек, независимо от возраста, предпочтений, интересов, социального статуса и уровня жизни контактирует с другими людьми на работе, учебе, в среде родственников, друзей, знакомых, а порой и незнакомых людей. Формируются различные отношения, социальные связи, контакты. Люди объединяются в группы по интересам, профессиональной специализации и иным признакам. Так или иначе общение с другими людьми непосредственно влияет на становление личности и определение места конкретного индивида в социальной деятельности. Знание определенных психологических основ формирования коллективов может помочь человеку определиться с выбором своего окружения. Профессионалам-психологам такая информация необходима для создания благоприятных условий в рабочем коллективе, а руководителю поможет эффективно организовать кадровые назначения, контролировать межличностную деятельность работников. Сегодня мы поделимся информацией о том, какие существуют виды малых групп и в чем их особенности.

Что такое малая группа в психологии?

В психологии малой группой принято называть объединение небольшого количества людей, у которых есть единое связующее для всех участников звено, имеются какие-либо общие социальные связи и совместная деятельность. Такие совокупности формируются в каждом коллективе. Виды малых групп в социальной психологии различают по способу формирования: искусственным или естественным путем.

Над вопросом о том, какое же количество участников должно быть в таких небольших объединениях, дискутируют психологи и социологи во всем мире. Одни специалисты утверждают, что для создания малой группы достаточно двух человек. Другие тем временем считают, что виды отношений в малой группе, состоящей из диады (двух человек), совершенно иные, они имеют свои особенности, отличные от признаков небольшого объединения людей. Поэтому сторонники такого предположения доказывают точку зрения о том, что минимальное количество участников в малом коллективе должно составлять 3 человека.

Еще больше споров возникает по поводу максимального количества людей в малых группах. В работах разных исследователей можно обнаружить число 10, 12 и даже 40. В трудах известного психиатра Джекоба Леви Морено, который активно занимался проблемой социальных групп, обозначено максимально допустимое количество участников малой группы. По его мнению, оно составляет 50 человек. Но оптимальным считается формирование объединения из 10–12 участников. Отмечено, что в коллективах с большим количеством людей чаще происходят расколы, тем самым образуются новые виды малых групп.

Отличительные признаки

Чтобы определить собрание небольшого количества людей как малую группу, необходимо присутствие определенных отличительных черт:

  1. Регулярные встречи участников.
  2. Формирование единой цели, задач.
  3. Общая деятельность.
  4. Наличие структуры, определение лидера, руководителя.
  5. Определение роли и сферы деятельности каждого участника.
  6. Формирование внутренних межличностных отношений в группе.
  7. Образование правил, традиций, норм внутри малой группы.

Естественное формирование малой группы

Практически всегда в больших коллективах происходит непреднамеренное деление участников на более мелкие по численности объединения. Понятие и виды малых групп, которые образовались естественным путем, определяются с помощью анализа отличительных черт и признаков. Разделяются люди по интересам, предпочтениям, жизненной позиции, психологической совместимости и прочему. Такие объединения называются неформальными.

В каждой среде имеются свои особенности деления участников коллектива. Это следует учитывать руководителям и организаторам таких сообществ, так как формирование малых групп влияет на трудоспособность и общую атмосферу в коллективе. Так, например, для организации эффективной учебной деятельности в детском коллективе следует учитывать, что состав неформально созданных малых групп изменяется буквально ежедневно, меняются статусы и роли участников. Такие объединения могут существовать, находясь под руководством взрослого лидера. В среде детей различного возраста руководитель должен завоевать безупречную репутацию.

В профессиональных неформальных коллективах для организации успешной деятельности также должен быть разумный руководитель. Бесконтрольные объединения работников в разные виды малых групп иногда могут негативно отражаться на работе компании. Обобщить людей способно недовольство участников руководством, условиями труда и прочим, что приведет к страйкам, массовым увольнениям. Поэтому в больших компаниях, где уделяется время и выделяются средства на психологию кадров, работает штатный психолог. Одной из задач такого специалиста является выявление объединений работников в коллективе и определение их направленности, деятельности. При правильном подходе такие группы можно использовать для улучшения эффективности работы компании.

Формальная группа

Выделяют формальные виды малых социальных групп. Особенностями такого коллектива является то, что люди объединяются не столько по желанию и предпочтениям, сколько по необходимости, статусу и профессиональной квалификации. К формальным малым группам можно отнести, например, объединение руководящего состава компании.

Одновременно могут образовываться, существовать и взаимодействовать формальные и неформальные виды малых групп в организации. Перед руководителями и психологами стоит задача реализации деятельности таких коллективов в общественных целях, для развития компании.

Функции малых групп

Малые группы выполняют важные функции как в развитии и становлении индивида, так и коллектива в целом. Психологи выделяют следующие функции, которые являются идентичными, независимо от того, какие виды малых социальных групп существуют в конкретном объединении людей:

  1. Социализация личности. Начиная с самого младшего возраста человек учится взаимодействовать с окружающими людьми, формируются предпочтения и взгляды, характер, место в социуме.
  2. Экспрессивная функция заключается в определении конкретного индивида в малой группе, его места в ней. Таким образом формируется уровень самооценки, личностные профессиональные качества, реализовывается необходимость человека в поощрении и одобрении.
  3. Инструментальная функция позволяет индивидууму осуществлять выбранную деятельность.
  4. Функция психологической помощи заключается в оказании поддержки участникам во время преодоления жизненных и профессиональных трудностей. Были проведены исследования, которые показали, что участники малых групп обращаются за помощью к соратникам даже чаще, чем к родственникам. Объяснить такое явление можно тем, что индивид не желает травмировать и нагружать своими проблемами близких людей. В то время как участники небольшого коллектива могут выслушать, дать совет, но не принимать близко к сердцу информацию, оставляя нетронутым личное пространство индивида.

Виды и функции малых групп зависят от выбора задач и целей, направленности общественной деятельности таких объединений.

Классификация малых групп

По каким признакам классифицируется малая группа? Виды малых групп, характеристика их деятельности определяются с помощью анализа определенных показателей.

Точного разделения таких социальных ячеек не существует. Психологами разработаны лишь рекомендации по классификации таких коллективов. Ниже представлена раскрывающая виды малых групп таблица.

Признаки классификацииВиды
По методу образования

1. Неформальные

2. Формальные

По форме

1. Реальные

2. Условные

По виду совместной деятельности

1. Практические

2. Эстетические

3. Идеологические

4. Социальные

5. Политические

6. Гедонические (общий досуг)

7. Коммуникативные и другие

По социальному значению

1. Положительные

2. Асоциальные

3. Антисоциальные

Структура

Виды и структура малой группы тесно взаимосвязаны. В зависимости от того, какой образовался вид малого объединения, формируется внутренняя структура сообщества. Она представляет собой внутренние коммуникационные, социальные, эмоциональные и психологические связи между индивидами-участниками. Классифицируют структуру следующим образом:

  1. Социометрический тип основывается на межличностных предпочтениях и антипатиях.
  2. Коммуникативный тип определяется потоком информации внутри группы, способом общения между участниками.
  3. Ролевая структура заключается в распределении положений и вида деятельности между членами малой группы. Так, группа делится на тех, кто принимают решения, и тех, которые выполняют и поддерживают действия.

Взаимоотношения участников малых групп

Проблеме межличностных отношений в кругу небольшой группы людей посвящено много психологических и социальных трудов, исследований, экспериментов. Обобщив знания, можно выделить следующие виды отношений в малой группе: формальные и неформальные. В первом случае сотрудничество четко регламентируется законодательными актами: есть начальник и подчиненные.

Во втором случае все намного сложнее. Тут, благодаря личным качествам, определенный индивид становится неформальным лидером группы. Такие отношения ничем не регламентируются, кроме как симпатией других членов малого коллектива. Такая позиция оказывается нередко достаточно неустойчивой: возможно наличие сразу нескольких лидеров, полное отсутствие такового, конкуренция между участниками, нежелание принимать выдвинутую роль и другие проблемы в коммуникации и распределении социальных ролей.

Не стоит недооценивать роль неформальных отношений. Нередко такие союзы приводят к изменениям в формальных кругах лидеров.

Каждый человек в обществе, а в коллективе в частности, имеет свой определенный статус. Для того чтобы определить его, необходимо ответить на вопрос: кто есть этот человек? При рождении могут быть присвоены, например, раса и пол. Статус может быть приобретенным или достигнутым, например, доктор или философ.

Определить статус индивида в группе можно с помощью социометрических методов. В учебных учреждениях, организациях работников часто проводятся опросы, в которых задаются вопросы о личных отношениях одних участников группы к другим. Проводятся чаще всего в виде карточек-опросников, или заполняется матрица, где шкалой служит указание уровня симпатии к другому человеку. Например, просят назвать одноклассника, который пользуется наибольшим авторитетом в классе. На основе полученных ответов с помощью специально разработанных ключей определяют неформальных лидеров, исполнителей и другие статусы участников.

При выборе средств и методов психологических исследований социальных ролей в коллективе специалистам крайне важно для достоверности полученных результатов учитывать, какие виды малых групп принимают участие в опросе.

Понятие лидерства в малой группе

Активно проблемой лидерства стали заниматься психологи и ученые еще в начале ХХ века. Почему одни люди могут беспрепятственно руководить другими? Какими необходимо обладать качествами и что нужно для этого делать? К сожалению, до сегодняшнего дня точных ответов на эти вопросы так никто и не дал. Один человек может стать лидером в определенных условиях и в конкретной группе людей, в то время как в другом коллективе он совершенно потеряется и будет выполнять малозаметную роль. Так, например, лидер спортивной команды не всегда может достойно проявить себя в группе интеллектуалов. Поэтому лидер – это, скорее, человек, который правильно взвесил свои возможности, определил цели и пути решения задач в конкретных условиях.

Существуют психологические труды, в которых исследуются необходимые личностные качества лидера. Наиболее популярной является методика «большой пятерки» Р. Хогана, в которой указаны 5 наиболее важных черт человека, претендующего на лидерство в коллективе.

Какова же роль лидера в малой группе людей? Несложно сделать вывод, что руководитель – это человек, который при положительных условиях приводит команду к достижению поставленных целей, а при негативных может не только не достичь желаемых группой результатов, но и полностью разрушить ее как таковую.

Управление малыми группами

С целью упорядочивания, реализации задач и целей, усовершенствования, развития и достижения результатов малой группой необходимо управлять. Каким образом можно это выполнить? Независимо от того, какие сформировались виды малых групп, в социальной психологии принято различать несколько стилей руководства:

  1. Авторитарный стиль заключается в выраженном преимуществе лидера перед другими участниками группы, которые оказываются лишь исполнителями.
  2. Либеральный стиль предполагает коллективную деятельность всех и каждого участника группы.
  3. Демократический стиль заключается в том, что лидер направляет участников на определенные действия, согласовывая и обсуждая процессы с каждым участником.

Подводя итог, можно отметить, что виды малых групп в психологии — понятие неточное, изменяющееся под действием внешних факторов и условий. Но руководителю любого вида коллектива следует внимательно относиться к формированию как формальных, так и неформальных внутренних объединений. Так как такие группы при правильном целенаправленном подходе могут обеспечить развитие всего коллектива, привести к усовершенствованию работы и эффективной реализации задач.

fb.ru

Раздел 3. Психология социально-ролевого и командного взаимодействия Общая характеристика социальных групп. Малая группа. Структура малой группы.

Понятие и отличительные характеристики команды.

Власть как психологическое явление. Лидерство и типология лидерства.

Общая характеристика социальных групп.

В рамках общественных наук под социальной группой понимается реально существующая общность, в которой люди собраны вместе, объединены совместной деятельностью или находятся в сходных условиях жизни и поэтому осознают свою принадлежность к данной общности.

Главной характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства»- различение для членов группы некоторого образования «мы» в отличие от иного образования – «они».

Основные признаки социальной группы:

1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и т.д;

2) существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции.

3) способность индивидов к согласованным действиям, которое обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели;

4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с ожиданиями окружающих.

Классификация социальных групп.

Классификация социальных групп может быть осуществлена по многообразным основаниям.

Выделяют условные и реальные группы. Реальные группы подразделяют на большие и малые. Большие группы делятся на неорганизованные, стихийно возникшие и организованные, длительно существующие.

Референтная группа определяется как значимый круг общения, на который ориентируется определенный индивид. Группа членства и референтная группа могут не совпадать, тогда возникают проблемы рассогласования поведения индивида с нормами его группы.

Наряду с этим выделяют такие понятия, как «ин-группа» и «аут- группа». К первым относят те группы, к которым индивид относит себя и идентифицирует себя с ними, расценивая членов этих групп как «мы». Ко вторым относят все те группы, к которым индивид не принадлежит.

Большие социальные группы. Большие группы разделяются на два вида. К первому относятся стихийно возникшие, кратковременно существующие общности: толпа, публика, аудитория. Ко второму виду относятся социальные группы в собственном смысле слова, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К таким группам можно отнести классы и социальные слои, различные этнические, профессиональные и половозрастные группы.

Толпа – стихийная неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно. Она способна оказывать на индивида сильное психологическое воздействие.

Толпы можно подразделить на простые, экспрессивные, конвенциональные и действующие, спасающаяся, агрессивная. Эти виды могут переходить друг в друга по мере развития событий.

Малая группа.

Малой группой называют объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. (наример: спортивная команда, школьный класс, нуклеарная семья, молодежная тусовка, производственная бригада).

Малая группа обладает следующими признаками:

Интегративность – мера единства, слитности, общности членов группы.

Микроклимат – психологическое самочувствие каждого индивида в группе, его удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней.

Референтность – принятие членами группы общих эталонов.

Лидерство – степень влияния тех или иных членов группы на группу в целом ради осуществления общих целей.

Интрагрупповая активность – мера внутри групповой активности ее членов.

Интергрупповая активность – степень активности группы в целом и ее членов с внешними группами.

Направленность группы – социальная ценность принятых ею це­лей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм.

Организованность – реальная способность группы к самоуправ­лению.

Эмоциональность – межличностные эмоциональные взаимосвязи членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы.

Интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения.

Волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям; ее надежность в деятельности и поведе­нии в экстремальных ситуациях.

К простейшим параметрам любой группы относятся: состав и структура группы; групповые ожидания, процессы, нормы и ценности, санкции и поощрения. Каждый из этих параметров может приобретать различные значения в зависимости от типа изучаемой группы. Например, состав группы можно описать по возрастному, профессиональному, социальному и иному признаку.

studfiles.net

понятие, основные характеристики. Виды малых групп.

ТОП 10:

Биография Я. Л. Морено.

Годы его жизни: 1892-1974. По типу личности он был психологом. Он родился в еврейской семье. Он родился на корабле во время путешествия родителей по Чёрному морю. Его отец мечтал стать актёром. Мать воспитывалась в католическом монастыре, хотя и не приняла католичество. Семья жила в Бухаресте, а затем переехала в Вену. Здесь он окончил университет с двумя дипломами – врача и философа, слушал лекции Фрейда. Он был творческим человеком, он изобрёл социометрию, групповую психотерапию, психодраму и даже магнитофон. В 1925 г. он выбирал между эмиграцией в США и в Россию, последняя привлекала его своей динамичностью и спонтанностью, а также драматическим театром, достигшим расцвета во времена К. С. Станиславского, чьей системой Морено интересовался… Затем он всё-таки переехал в США. Он преподавал социометрию в колумбийском университете. Социометрия – это метод по выявлению состава малых групп и персон лидеров. Он издавал знаменитый журнал «Социометрия». В разгар «холодной войны» он выступил с идеей организации прямого диалога двух мировых лидеров – Эйзенхауэра и Хрущёва, в ходе которого предлагал им обменяться ролями. В 1959 г. Морено приехал в СССР. Его книга «Социометрия» была издана в СССР в 1958 г. накануне его приезда, но затем она была в значительной мере изъята из библиотек и осталась лишь в считанных экземплярах.

Об истории создания социометрии существует легенда о том, как Морено был приглашён в женскую колонию в городе Хадсон близ Нью-Йорка. Здесь содержалось 500 девушек. Условия содержания были прекрасными: благоустроенные коттеджи, производственные мастерские, учебные классы, спортивные сооружения, круглосуточный контроль над поведением заключённых со стороны воспитателей. Но руководители колонии были постоянно в напряжении, т.к. заключённые устраивали сцены неповиновения, ссоры друг с другом и стремились сбежать из колонии в свои нищие семьи. Морено должен был разобраться в причинах конфликтов и предложить пути их устранения. Морено пришёл в столовую и предложил девушкам сесть за столы со своими подругами. Получилось, что за один стол село до восьми человек вместо положенных четырёх человек. Морено провёл социометрическое исследование и нашёл оптимальное размещение, учитывающее по возможности чувства предпочтения. После этого удовлетворённость условиями жизни повысилась, климат в группах улучшился, и напряжение у воспитателей поубавилось. Кроме Морено, родоначальниками теории малых групп считаются Э. Мэйо, К.Левин.

Признаки малой группы:

· Каждый член группы имеет соответствующие опознавательные знаки (татуировки, форму одежды, причёску, жаргон). Каждый член группы должен выполнять определённые нормы поведения и соответствовать моральному образцу и выполнять социальную роль в группе. В малой группе существуют такие роли как лидер, защитник группы, который проводит разборки с членами других групп и т.д. Например, рокер должен носить кожаную куртку с заклёпками и любить музыку в стиле «металлический рок». Преступник должен иметь соответствующие его роли татуировки, владеть воровским жаргоном, иметь воровскую специальность («карманник», шулер, сбытчик краденого имущества и т. д.).

· Существуют различные способы, ритуалы и процедуры приёма новых членов. Например, посвящение в братство сатанистов происходит в заброшенной церкви, где убивают кошку или собаку и рисуют кровью на стенах. В подростковых бандах новичку предлагают участвовать в драке, и это становится для него экзаменом для приёма в банду, он должен проявить смелость и умение сражаться в этой стычке.

· Каждая группа имеет место сбора и знамёна. Местом сбора может служить подвал, перекрёсток у светофора – «пятак» и т.д.

· Каждая группа имеет своего лидера или даже двух лидеров: «идейного вдохновителя» и «самого уважаемого», Эти роли можно сравнить с ролями отца и матери в семье. Первый указывает для группы цель и средства её достижения, он руководит деятельностью группы, наказывает и исключает, по типу личности он чаще всего является спикером. Второй обеспечивает эмоциональное удовлетворение, создаёт микроклимат в группе, внушает членам группы комплекс превосходства над другими группами, внушает веру, что они самые лучшие, а другие – исчадье ада, по типу личности он часто бывает психологом. Техник обычно является рядовым членом группы. Теоретик часто занимает изолированное положение в коллективе или входит в маловлиятельную и небольшую группу аутсайдеров.

· Каждая группа имеет свою цель – вместе отдохнуть, заработать деньги, завоевать власть и влияние в своём районе, воспитание детей, заниматься спортом, искусством и т.д. В соответствии с целями выбираются средства их достижения – найти деньги и представителей противоположного пола для совместного отдыха, найти работу для бригады, победить в стычках с другими подростковыми группами в своём районе, создать семью, найти жилище и заработок, чтобы обеспечить семью условиями для успешного воспитания детей.

Виды групп:

· По количеству членов группы делятся на большие (десятки тысяч членов), средние (большая партия) и малые группы (до 15 человек).

· Формальные и неформальные группы. Пример формальной группы – школьный класс, который был собран педсоветом по возрасту и месту жительства. Пример неформальной группы – это группа друзей, которые сами выбрали друг друга.

· Целевые группы, где членов объединяет общая цель. Территориальные группы, например, соседская община. Классовые группы, например, группа рабочих, гильдия ремесленников, группа «новых русских». Этнические и расовые группы, например, группа чеченцев или группа афро-американцев.

· Группы бывают первичные и вторичные. Примеры первичных групп – это семья, друзья в детстве, иногда соседи. Во вторичных группах отношения строятся не на личных привязанностях, а на вещественных контактах по принципу теории обмена «ты – мне, я – тебе». Первичные группы являются более сплочёнными, чем вторичные. Сплочённые группы солдат лучше сражаются, ибо у них существует мотив: «Я не должен подводить своих парней!». Понятие «первичная группа» ввёл Ч. Х. Кули (годы жизни:1864-1929 гг.).

Соседская община.

Соседская община была у всех народов и всегда помогала выжить, утешала в горе. В России община или «мир» сохранялась очень долго. В современных обществах люди создают клубы и братства. У немцев и русских крестьянство создало традиции свободного сотрудничества. Человеческая природа – это жажда чести и страх осмеяния, учёт общественного мнения, забота о своём имуществе и своих детях, восхищение мужеством, великодушием и успехом. Человеческая природа одинакова у всех наций и рас прошлого и настоящего, ибо соседская община и семья были одинаковы у всех народов и во все времена. В последние двести лет произошло снижение роли первичных групп. По нашему мнению, это произошло из-за снижения роли нравственного контроля в жизни общества, но, конечно, первичные группы никогда не исчезнут полностью. В коммунистическом Китае повсеместно были образованы группы «сяо-цу» из 8-15 человек, которые регулярно проводили собрания, посвящённые взаимной критике и самокритике, таким образом, группа оказывала сильнейшее давление на своих членов. Власти использовали эти группы для поддержки официального курса. Крупные организации – армия и церковь – опираются на малые группы. Внутри крупных организаций происходит каждодневная борьба малых групп (бюрократических клик) за власть в организации путём увольнения и преследования членов других бюрократических клик.

Подростковые группы.

Жизнь мальчиков после 12 лет протекает в различных компаниях, где они стойко выносят несправедливость и даже жестокость над новичками, но не жалуются родителям и взрослым. В «бандах» мальчик учится действовать самостоятельно. Взаимодействие между членами подростковой «банды» состоит в том, что они вместе слоняются по улицам, вместе планируют будущие преступления и хранят их в тайне, обязаны защищать друг друга при нападении извне, должны общаться между собой в особой манере и в другой манере с противником. Члены банды оказывают давление на живущих поблизости подростков, чтобы заставить их вступить в «банду». Вступление в «банду» сопровождается ритуалами, характерными для мафии. На желающих выйти смотрят как на предателей. Член банды носит знак – кольцо в ухе, шёлковый платок на шее определённого цвета и т.д. В 18-20 лет большинство членов выходит из этой подростковой группы в более сложные организации – в армию, семью, бюрократию, частную фирму, тюрьму. Как поётся в песне группы «Дюна», «повзрослели хулиганы, с жёнами живут». Но некоторые члены остаются, становятся профессиональными преступниками и перестраивают подростковую группу в преступную группу. По нашему мнению, сходство между подростковой и преступной группой состоит в том, что они обе часто построены на одних и тех же санкциях – на телесных наказаниях. Сущность малой группы состоит в том, что она всегда построена на моральных санкциях и на моральном контроле. Функция малой группы состоит в том, что здесь подросток учится лидировать и общаться. Если подросток был «маменькиным сынком» или «ботаником» и не входил в подростковые группы в этом возрасте, то он в зрелом возрасте может оказаться непригодным на роль руководителя. Эта проблема особенно актуальна для людей, которые по типу личности являются теоретиками.

Функции малой группы:

· Группа проводит социализацию.

· Группа помогает выполнить работу, непосильную для одиночки – загнать мамонта, построить дом, работать на конвейере, играть в футбол. В группе легче выжить благодаря тому, что в ней есть разделение труда. Уже в стае обезьян есть роли наблюдателя, руководителя, защитника группы и т.д.

· Экспрессивная удовлетворяет потребность людей к социальному одобрению, уважению и доверию, ибо люди получают удовольствие от общения.

· Группа поддерживает и утешает своих членов в трудную минуту – ослабляет чувства страха, горя, одиночества, тревоги. Например, ожидать казни хуже всего в одиночной камере, где преступник постепенно сходит с ума, ловит каждый шорох, лезет на стену, т.к. не знает времени казни, не знает точно, когда за ним придут, здесь он может просидеть и несколько недель, и несколько месяцев, и несколько лет. Согласно результатам исследования, которые провёл Дж. Н. Прэтт, больные туберкулёзом, находящиеся в подавленном состоянии и обречённые на смерть от болезни, легче переносят страдания в общей палате, где они могут оказать друг другу поддержку, просто беседуя о своих невзгодах.

Размер группы:

· Если в группе двое членов, то это очень хрупкая группа, которая может исчезнуть после выхода из группы одного из членов, но внутри такой группы возможно достичь самого глубокого эмоционального удовлетворения от общения, члены такой группы общаются как братья или как сёстры.

· Если в группе трое членов, то рано или поздно происходит сближение двух членов и исключение третьего по принципу «третий – лишний».

· Если в группе пять человек, то это считается оптимальным размером группы, которая почти не имеет проблем.

· Если в группе чётное число членов, то при голосовании группа может расколоться на фракции с равным числом членов.

· Если в группе больше пяти членов, то некоторые члены начинают чувствовать себя в изоляции. Крупные группы усиливают давление на своих членов, что приводит к росту конформизма, т.е. готовности подчиняться давлению группы.

В крупной группе могут возникать фракции и вражда, жёсткий контроль вместо задушевной беседы. В крупной группе всё меньше общаются друг с другом и часто общаются с лидером. Лидер, как правило, обращается ко всей группе, а не к отдельным её членам. Лидер становится центром общения, он принимает и передаёт информацию. В большой группе иногда появляются униженные члены, резко снижается эмоциональное удовлетворение от общения, поэтому большая группа чревата расколами, члены группы начинают стремиться выйти из неё.




infopedia.su

Лекция 13 социально-психологические характеристики малой группы

  1. Понятие и классификация групп

  2. Психологическая структура малой группы

  3. Особенности группы

Вопрос 1. Понятие и классификация групп

Малые группы это небольшие по составу общности(от 2-3 до 30-40 человек), члены кото­рых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непос­редственном личном контакте (об­щении), что является основой для возникновения группы как целого.

В социальной психологии существует классификация групп:

Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т.д.

Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабо­раторными. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их на­учного изучения.

Формальные группы это груп­пы, которые имеют официально задан­ную извне структуру.

Неформальные группы это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.

Формальная группа функциониру­ет в соответствии с заранее установ­ленными, обычно общественно фикси­руемыми целями, положениями, инст­рукциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе лич­ных симпатий и антипатий ее членов.

Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном эта­пе своего существования.

Высокоразвитые группы это группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы от­ношений, сплоченности и т.д.

Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объедине­ны лишь общими эмоциям и пережива­ниями.

Коллектив — это высшая форма объединения людей, создающая наи­более благоприятные условия для со­вместной деятельности.

Коллектив обладает характерными признаками, отличающими его от дру­гих форм объединения людей.

Во-первых, его деятельность на­правлена на общий для всех членов коллектива объект и в процессе ее они связаны по месту работы, времени и имеют общие орудия производства, про­изводственные помещения и т.д.

Во-вторых, коллектив — это орга­низованное объединение людей, имею­щее четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем которой вы­ступают доверенные лица (руководи­тели).

В-третьих, всем членам коллекти­ва присущи общие идеи и мысли, еди­ные нравственные и этические норма­тивы, близкие взаимоотношения.

Референтные (эталонные) груп­пы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, лич­ностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.

Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся.

Вопрос 2. Психологическая структура малой группы

Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая включает:

композиционную подструктуру, т.е. совокупность социально-пси­хологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точ­ки зрения состава группы как целого.

Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и каче­ственный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представле­ния о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психо­логические особенности влияют на ха­рактер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования нефор­мальных микрогрупп, статус и пози­ции многих людей в них;

подструктуру межличностных предпочтений, т.е. проявление совокупности реальных межличност­ных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода соци­ометрии.

Социометрия дает возможность вы­явить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на осно­ве которого можно строить устойчи­вые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные лич­ности, как в группе сосуществуют люди с различным авторитетом и индивиду­ально-личностными особенностями, какие взаимоотношения складывают­ся между ними и т.д.;

коммуникативную подструктуру — совокупность позиций членов малой группы в системах информацион­ных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внеш­ней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний.

Владение последними — важный по­казатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней осо­бую роль, дополнительные привилегии;

подструктуру функциональ­ных отношений — совокупность про­ явления различных взаимозависимостей в малой группе, являющихся след­ствием способности ее членов играть определенную роль и выполнять опре­деленные обязанности.

Группа представляет собой чрезвы­чайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики фун­кционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств разное положение, выполняют разные обязанности, испытывая в связи с кон­кретной ролью определенное отношение друг к другу.

studfiles.net

Вопрос 19. Классификация социальных объединений. Общая психологическая характеристика малой группы.

Классификация социальных объединений

Предварительно отметим, что психология имеет дело с социальными объединениями, существующими реально, т.е. исследует психологические особенности, закономерности реально существующих групп, в которых люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, совместной деятельностью, помещены в идентичные условия и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. При этом подавляющее число исследований в социальной психологии выполнено на материале так называемых малых групп.

В психологической литературе приводится много различных подходов к проблеме классификации малых групп: называются разные числа и основания этих классификаций. В настоящее время известно около 50 различных оснований классификаций групп. Наибольшее распространение в западной социальной психологии получило деление малых групп на: первичные и вторичные; формальные и неформальные; “группы членства” и “референтные группы”.

Деление малых групп на первичные и вторичные связано с наличием или отсутствием непосредственных контактов между членами группы. В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т.п.) между людьми существуют непосредственные контакты.

Вторичные группы —это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные “посредники”, например в виде средств связи. Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то студенты факультета составляют вторичное объединение.

Деление малых групп на формальные и неформальные соответствует рассмотренной выше типологии социальных объединений. Согласно американскому психологу Э.Мэйо, впервые в психологии предложившему это деление, формальная группа отличается тем, что в ней четко определены статусы ее членов —они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе так же строго распределены и роли всех членов группы, система лидерства и подчинения (“структура власти”). Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности: рабочая бригада, спортивная команда и т.д. При таком понимании существа формальной группы в ее определении в слове “формальный” не содержится каких-либо негативных оттенков (в частности, не имеется в виду формализм отношений). Точнее сказать, это оформленная группа.

В отличие от формальных групп, Э.Мэйо обнаружил внутри них еще и “неформальные” группы, такие, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, т.е. отсутствует строгая структура “власти”. Неформальная группа может образоваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают более мелкие группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом.

Тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные и неформальные.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри определенной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Иногда в рамках таких групп (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход) , несмотря на их неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них выделяют определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.

Психологические исследования показывают, что в реальной действительности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возникали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается структура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.

Различаются также между собой группы членства и референтные группы.

Различение было введено американским психологом Г.Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г.Хаймен назвал референтными.

Как отмечает социальный психолог Г.М.Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина “референтная группа”: иногда —как группа, противостоящая группе членства, иногда —как группа, возникающая внутри группы членства.

Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при котором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг, кумир, литературный герой и т.п.

Малые группы

Малая группа стала разрабатываться в ХХ в.

С первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою Деятельность.

Границы и признаки

Нижняя и верхняя (вопрос открыт)

С диады или триады до 7 плюс-минус 2.

Специфический признак: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов.

Пока группа сохраняет характеристики малой группы она остается таковой.

Если изучаемая малая группа должна быть прежде всего реально существующей группой и если она рассматривается как субъект Деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий «верхний» предел ее, а принимать за таковой реально существующий, данный размер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой Деятельностью.

Характеристики:

-Совместная Деятельность (взаимодействие).

-Непосредственность контактов (контакт без посредников).

-Взаимовлияние.

Шоу. Малая группа – это группа людей, где каждый влияет на каждого и подвергается влиянию со стороны других.

Общая цель.

1)Распределение группой функций и ролей.

2)Члены группы оценивают преимущества от своего объединения как превосходящей издержки от этого объединения.

3)Наличие чувства «мы», осознание своей групповой принадлежности.

4)Как только возникает опосредованность контактов – это большие группы, где есть малые группы.

Виды малых групп:

1)Постоянные, временные, случайные.

2)Фактор заданности (формальные – структурно заданная из вне, сама группа строит структуру – неформальная).

3)Фактор значимости (группы участия, группы членства) – группы, к которым человек относит себя формально, референтно – через них происходит социализация.

studfiles.net

5. Социально-психологическая характеристика малых групп

Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной в социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник давно, вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Малая группа это та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития. С первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. В этом смысле феномен малой группы лежит на поверхности и непосредственно дан социальному психологу как предмет анализа. Однако из того обстоятельства, что феномен малой группы очевиден, отнюдь не следует, что ее проблемы относятся к простым в социальной психологии. Прежде всего, и здесь так же весьма остро стоит вопрос, какие же группы следует рассматривать в качестве «малых». Иными словами, необходимо ответить на вопрос о том, что такое малая группа и какие ее параметры подлежат исследованию в социальной психологии? Для этой цели полезно обратиться к истории изучения малых групп.

Эти исследования прошли ряд этапов, каждый из которых привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли для личности. В самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. ХХ века, выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. Акцент делался именно на факте простого присутствия других, а в самой группе изучалось не взаимодействие (интеракция) ее членов, а факт их одновременного действия рядом (коакция). Результаты исследования таких «коактных» групп показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но часто ухудшается качество действий индивида (даже если условиями эксперимента снимался момент соперничества). Этот эффект получил название эффекта социальной фасилитации, сущность которого сводится к тому, что присутствие других людей рядом усиливает (облегчает) действия одного. В ряде экспериментов было, правда, показано наличие и противоположного эффекта – известного сдерживания, торможения действий индивида под влиянием присутствия других, что получило название эффекта социальной ингибиции. Однако гораздо большее распространение приобрело изучение именно социальной фасилитации, и главным итогом первого этапа исследований малых групп было открытие именно этого явления.

Второй этап развития исследований знаменовал собой переход от изучения коактных групп к изучению взаимодействия индивидов в малой группе. Так, в ряде исследований было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении: особенно на ранних стадиях решения задач группа совершает меньше ошибок, демонстрирует более высокую скорость их решения и т.д. Так средняя скорость решения задач группой была сопоставлена со средней скоростью решения тех же задач, выполняемых индивидуально, и результат получился в пользу группы. При более детальном анализе, правда, было выявлено, что результаты зависят также и от характера деятельности, но эта идея не получила развития и твердо был установлен лишь факт, что важным параметром групповой деятельности является именно взаимодействие, а не просто «соприсутствие» членов группы.

На третьем этапе исследования малых групп стали значительно более разветвленными. Начали выявлять не только влияние группы на индивида, но и характеристики группы: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе; сложились подходы к описанию общей деятельности группы. Совершенствовались и методы измерения различных групповых характеристик.

Что же касается интереса социальной психологии к малым группам, то он настолько велик, что в каком-то смысле всю традиционную социальную психологию можно рассматривать как социальную психологию малых групп. Однако при некоторых условиях законный интерес к малым группам перерастает в абсолютизацию их значения. Именно это и произошло в 20-е-30-е годы XX века в социальной психологии США, где позже стали раздаваться голоса о переоценке значения малых групп в ущерб исследованию социально-психологической стороны массовых социальных процессов. Таким образом, ситуация в этой области исследования весьма противоречива. В частности, несмотря на серьезные исследования феномена малой группы до сих пор является дискуссионным вопрос о самом определении малой группы, о ее наиболее существенных признаках. Также не решен вопрос о количественных параметрах малой группы, нижнем и верхнем пределах. Одна из причин этого заключается, несомненно, в отсутствии единого теоретического подхода, так как проблема малой группы в равной степени интересует представителей разных теоретических ориентаций и направлений.

Основные направления в изучении малых групп. Среди основных направлений исследований или подходов к изучению малых групп в зарубежной психологии выделяют следующие подходы, в той или иной мере определившие развитие групповой психологии. Но наибольшее распространение в социальной психологии получили: социологическое направление, теория поля и социометрическое направление.

1. Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в экспериментах Э. Мэйо. Суть их в следующем. Компания «Вестерн Электрик» столкнулась с фактом понижения производительности труда сборщиц реле. Исследования не привели к удовлетворительному объяснению причин. В 1928 г. был приглашен Э. Мэйо, который и поставил свой эксперимент, первоначально имеющий целью выяснить влияние на производительность труда такого фактора, как освещенность рабочего помещения. Эксперименты в Хоторне длились с 1924 по 1936г. В выделенных Э. Мэйо экспериментальной и контрольной группах были введены различные условия труда: в экспериментальной группе освещенность увеличивалась и обозначался рост производительности труда, в контрольной группе при неизменной освещенности производительность труда не росла. На следующем этапе новый прирост освещенности в экспериментальной группе дал новый рост производительности труда; но и в контрольной группе – при неизменной освещенности – производительность труда также возросла. На третьем этапе в экспериментальной группе были отменены улучшения освещенности, а производительность труда продолжала расти; то же произошло на этом этапе и в контрольной группе. Результаты заставили Э. Мэйо модифицировать эксперимент и провести несколько добавочных исследований: теперь изменялась не только освещенность, но более широкий круг условий труда (помещение шести работниц в отдельную комнату, улучшение оплаты труда, введение дополнительных перерывов и т. д.). При введении этих новшеств производительность труда повышалась, но, когда нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась, осталась на уровне более высоком, чем первоначальный. Э. Мэйо предположил, что в эксперименте проявляет себя еще какая-то переменная, и посчитал такой переменной сам факт участия работниц в эксперименте: осознание важности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии привело к большему включению в производственный процесс и росту производительности труда даже в тех случаях, когда отсутствовали объективные улучшения. Он истолковал это как проявление особого чувства социабильности – потребности ощущать себя принадлежащим к какой-то группе. Второй линией интерпретации значилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, которые как раз и обозначились. Отсюда психолог сделал вывод не только о наличии формальной и неформальной структуры отношений в бригадах, но и о значении последней, в частности о возможности использования ее как фактора воздействия на бригаду в интересах компании.

2. Теория поля. Это теоретическое направление берет начало в работах американского психолога Курта Левина. Основная идея заключается в известном тезисе психолога о том, что поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детерминант (по терминологии К. Левина называемого жизненным или социальным пространством личности).

Американский период деятельности К. Левина после эмиграции из Германии начался с создания в Массачусетском технологическом институте специального центра изучения групповой динамики. Направление исследований в этом центре опиралось на создание К. Левиным теории поля. Ее главное положение – идея взаимодействия индивида и окружения (среды), где значение приобретает структура, в которой совершается поведение, ее К. Левин назвал полем. Она охватывает в нераздельности мотивационные устремления (намерения) индивида и существующие вне индивида субъекты его устремлений. Центральная идея теории поля состоит в том, что причины социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих. Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с определенными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований носила название групповой динамики. Основная проблематика сводилась к следующему: 1) какова природа групп; 2) каковы условия их формирования; 3) какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами; 4) каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования характеристик группы: нормам, сплоченности, соотношению индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерству в группах.

3. Интеракционистская концепция. Согласно этому подходу, группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением.

4. Теория систем. По своим идеям рассматриваемый подход очень близок к предыдущему, поскольку в нем развивается представление о группе как системе. В обоих теоретических направлениях содержится попытка понять сложные процессы, исходя из анализа их основных элементов.

5. Социометрическое направление. Отношения в группе определяются состоянием эмоциональных связей между ее членами. Это направление связано с именем американского психолога Дж. Морено, который исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру (своеобразное «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру (структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми). Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур (ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей). Задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. Этой цели и служит социометрическая методика, выявляющая симпатии и антипатии с тем, чтобы узнать, какие же перемещения необходимо произвести. Предполагается, что социометрией измеряется уровень позитивных и негативных оценок, которые индивид дает другим членам группы. На основании этой методики возникло целое направление исследования малых групп.

Социометрическая структура группы – совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений. Она определяется анализом важнейших социометрических характеристик группы: социометрического статуса ее членов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых групп межличностного предпочтения, характера отвержений в группе. Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе сумм предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе. Самыми высокостатусными являются социометрические звездычлены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Далее идут отверженные – такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени социальных предпочтений пренебрегаемые, или изгоичлены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных. Социометрическая звезда, как правило, не является лидером, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами. Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы составляют обычно ее большинство. К. Левин доказал, что негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальный фактором, чем отсутствие всякого отношения. Знание социометрического статуса не дает полной информации о положении человека в системе межличностных отношений. Необходимо знать, является ли выбор субъекта взаимным. Взаимность эмоциональных предпочтений членов группы выступает важной качественной характеристикой самой группы. Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным является его положение в системе межличностных отношений. Если в группе мало взаимных выборов, то можно сделать вывод о неблагополучии ее интегральных психологических характеристик.

6. Психоаналитическая ориентация. Она базируется на идеях 3. Фрейда и его последователей, фокусируя внимание преимущественно на мотивационных и защитных механизмах личности. 3. Фрейд первым включил идеи психоанализа в групповой контекст.

7. Общепсихологический подход. Суть его состоит в предположении, что многие представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, применимы к анализу группового поведения. Это касается, главным образом, таких индивидуальных процессов, как научение, явления когнитивной сферы, мотивация.

8. Эмпирико-статистическое направление. Согласно данному подходу, основные понятия групповой теории должны выводиться из результатов статистических процедур, например факторного анализа, а не формулироваться априорно. Подобное понимание обусловило широкое применение процедур, разработанных в области тестирования личности и представленных, в частности, в исследованиях такого известного специалиста, как Р. Кэттелл, предложившего одну из теорий группового поведения.

9. Формально-модельный подход. Исследователи, представляющие данное направление, пытаются сконструировать формальные модели группового поведения, используя математический аппарат теории графов и теории множеств.

10. Теория подкрепления. Это направление исследований, весьма влиятельное за рубежом, базируется на идеях скиннеровской концепции оперантного обусловливания. Согласно представлениям теоретиков данного подхода, поведение индивидуумов в группе есть функция двух переменных: вознаграждений (положительные подкрепления) и расходов или наказаний (отрицательные подкрепления).

В отечественной групповой психологии выделяют следующие подходы:

1. Деятельностный подход. Он основывается на фундаментальном принципе марксистской психологии – принципе деятельности. Приложение принципа деятельности к исследованию социальной группы весьма плодотворно сказалось на построении ряда теорий групповой активности. Среди них, прежде всего, следует отметить уже упоминавшуюся выше стратометрическую концепцию групповой активности А.В. Петровского.

2. Социометрическое направление. В советской социальной психологии большой вклад в развитие этого направления внес Я.Л. Коломинский, не только много сделавший в плане конструирования различных социометрических процедур, но, что весьма существенно, включивший эмпирический метод в содержательный теоретический контекст.

3. Параметрическая концепция. Создателем этого исследовательского подхода является Л.И. Уманский, в 60 – 70-е годы разработавший оригинальную концепцию групповой активности. Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой (контактной, по Л.И. Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров.

4. Организационно-управленческий подход. В основу данного подхода положены разрабатываемые в советской обществоведческой, в том числе социологической и социально-психологической, науке представления о социальной организации и управленческой деятельности. Относящиеся к рассматриваемому направлению (у его истоков стоят психологи ленинградской школы и прежде всего Е.С. Кузьмин) многочисленные исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.

Итак, первый вопрос, который необходимо решить, приступая к исследованию малых групп, это вопрос о том, что же такое малая группа, каковы ее признаки и границы? Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее «синтетическое», то оно сводится примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами и оказывающих влияние на поведение и личностные особенности друг друга, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». Это достаточно универсальное определение, не претендующее на точность дефиниции и носящее скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям.

Теперь необходимо расшифровать количественные характеристики малой группы, ибо сказать: «немногочисленная по составу» группа – значит предложить тавтологию. В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. Вопрос по поводу нижней границы остается также спорным до сих пор (диада или триада). Дискуссия на эту тему связана со способом возникновения группы. Ян Щепанский, который пытался определить группу только как формальное объединение, считает, что минимальной является группа из трех человек. В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма общения – эмоциональный контакт. Также диаду весьма трудно рассматривать как субъект деятельности: в диаде конфликт в ходе совместной деятельности неразрешим, так как он приобретает характер чисто межличностного конфликта. Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию – наблюдателя, что добавляет существенно новый момент к возникшей системе отношений: этот третий, сам, будучи не включен в конфликт может разрешить его. По мнению других психологов, диаду можно считать группой. Так как она может быть не только стихийной, неофициальной, но и официальной; уже здесь отношения могут регулироваться институтами, уже эти группы могут обладать определенными общими ценностями. Можно указать на большое число таких групп: экипаж космического корабля, Макаренко создавал трудовые отряды из двух человек и т.д.

Еще более сложной является проблема верхней границы малой группы. Фактически речь здесь чаще всего идет о двух типах общностей, в которых объем, количество членов представляет собой функцию сложных внутренних социально-психологических процессов. Первый тип – группы, которые дольше уже не делятся на подгруппы, так называемые «элементарные группы». Они состоят из 7 +/- 2 членов. Величина вторичной малой группы зависит от длительности ее существования, частоты контактов и значимости целей деятельности. Высокие характеристики по перечисленным параметрам позволяют назвать верхней границей малой группы 30-50 человек.

Типичными примерами малых групп являются семья, учебный класс, студенческие группы, спортивные и воинские команды, небольшие трудовые коллективы, группы друзей и т. п. Все без исключения люди, живущие в современном обществе, являются членами каких-либо малых социальных групп, причем, как правило, не одной, а нескольких.

Малая группа имеет ряд признаков:

  • наличие общей цели и совместной деятельности;

  • возникновение взаимных эмоциональных и других связей;

  • проявление чувства принадлежности к данной группе;

  • осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;

  • формирование приемлемых всеми членами группы общих норм и ценностей;

  • функционирование качественной организационной структуры и системы руководства;

  • наличие достаточного времени взаимного существования людей.

Малую группу можно охарактеризовать по следующим параметрам:

1. Композиция (состав) – характеристика индивидов включенных в группу;

2. Размер – количество людей: обычно нижняя граница – 2-3 человека, верхняя – около 50 человек;

3. Структура – структура коммуникаций, структура предпочтений, структура власти и др.

4. Групповые процессы – процессы группообразования, процесс развития совместной деятельности и т.д.

5. Групповые нормы и ценности – принятые в группе нормы и ценности, правила поведения регулирующие взаимоотношения людей

6. Система санкций – способ оказания воздействия на индивида при нарушении им групповых норм и правил.

Классификация малых групп. Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для исследования необходима их классификация. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются 4 классификации:

1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»,

2) деление их на «формальные» «неформальные»,

3) деление на «группы членства» и «референтные группы»,

4) деление групп на «слаборазвитые группы» и «высокоразвитые группы» (коллектив).

Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Чарльзом Кули. Первичная группа – это группа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на личностных особенностях (семья, класс, группа друзей, соседи). Вторичная группа – это группа людей, взаимодействие которых обусловлено не эмоциональными связями, а стремлением к достижению определенных целей.

Второе из исторически предложенных делений малых групп – это деление их на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Формальная группа – группа, в которой позиции и роли ее членов предписаны официально и выражены в соответствующих нормах и предписаниях (рабочая бригада, школьных класс, спортивная команда). Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и неформальные группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа определяется не предписанными, а эмоциональными предпочтениями и симпатиями. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.

Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». Референтная группа – это значимый круг общения, круг лиц, ценностные ориентации и установки которых разделяет и принимает личность. Группа членства – это группы, в которых люди реально включены и трудятся (член профсоюзной организации, член школьного актива, делегат съезда, член комиссии).

Четвертая классификация указывает на слаборазвитые группы и высокоразвитые группы. Слаборазвитые группы это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группыэто группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности (ученический коллектив, коллектив сотрудников предприятия).

studfiles.net

2. Характеристики малой группы. Малые социальные группы

Похожие главы из других работ:

История исследования малых социальных групп

2. Характеристика малой группы и начало ее исследования

Малую группу можно определить как психологически единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга. Признак группы состоит прежде всего в том…

История исследования малых социальных групп

3. Определение малой группы и ее границы

Как уже отмечалось выше, под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении…

Коммуникация в группах

3. Коммуникационная структура малой группы

Коммуникационная структура малой группы — это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами…

Личность в группе

2. Понятие малой группы и ее характеристики

Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой [5; с. 197] Малую группу называют еще первичной, контактной, неформальной. Термин «малая группа» более распространен…

Малая группа

I. Теория малой группы

Малая группа

1.1 Понятие малой группы

Малая группаБуева (1968г стр. 145)- группа реально существующая в определенной системе общественных отношений, выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, как звено определенной общественной системы…

Малая группа

1.2 Сущность малой группы

Сущность малой группы можно раскрыть через представление относительно устойчивых признаков группы. Группа — это относительно устойчивое социальное образование, определенная система социального взаимодействия; форма социального объединения…

Малая группа

2.1 Общие сведенья малой группы

Нашим объектом изучения стала Ярковская школа села Ярково. Хоть и школа сельская, но в ней есть все условия для обучения компьютерные классы, библиотека. Школа довольно уютная в ней было приятно находится, много цветов…

Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости как социальная проблема

ГЛАВА I. Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости как социальная проблема

Особенности организации досуга лиц пожилого возраста

ГЛАВА I. Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости как социальная проблема

Проблема групп в социальной психологии

2. Основные характеристики группы

Элементарными параметрами любой группы являются: композиция группы (состав), групповые процессы, нормы, ценности, система санкций, структура группы. В зависимости от того, какой тип группы изучается…

Семья как малая социальная группа и социальный институт

Глава 1. Сущность, структура и функции семьи как малой социальной группы и социального института

Социальные группы

3. ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОЙ ГРУППЫ

социальный группа малый Роль малых групп в жизни простого человека, да и всего общества трудно переоценить. Как и всякая социальная группа, малая группа — это постоянная, самовозобновляющаяся система взаимодействий между ее участниками…

Теоретические аспекты проблем социализации личности детей-сирот

2.1 Понятие “малой группы” и ее основные отличительные черты

Психология и социология малой группы является сравнительно новой областью в системе социальных наук. Ее становление относится к 20—30-м годам нашего века. До этого времени она почти не разрабатывалась…

Теоретические аспекты проблем социализации личности детей-сирот

2.2 Психологические характеристики малой группы

Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих…

soc.bobrodobro.ru