Характеристика христианство кратко – Христианство как мировая религия и его роль в истории и настоящем, Христианство: общая характеристика, Становление христианства Основные этапы развития и география распространения христианства Библия как к священная книга христиан и культурно-исторический феномен

Содержание

Христианство общая характеристика христианства


скачать doc

ХРИСТИАНСТВО


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХРИСТИАНСТВА

ОCНОВНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Христианство — одна из мировых религий, находящаяся по числу последователей на первом месте. Оно зародилось в I веке н.э. в Палестине, завоеванной к этому времени Римской империей. В основе этой религии лежит личность ее основателя — Иисуса из Назарета. И для большинства христиан именно Он, а уже потом все остальное — Его учение, религиозные доктрины, дела и т.п., является самым ценным. Именно личность Христа, вера в Него, по мнению многих христиан, объединяет людей, принадлежащих к различным христианским течениям, конфессиям, деноминациям, сектам в то, что мы называем христианством.

Издавна христианство не было единым в вероисповедальном и организационном отношениях. В процессе исторического развития географические и культурные факторы, богословские, политические и прочие противоречия повлияли на то, что в настоящее время в христианстве без труда можно выделить три основных ветви (конфессии): православие, католицизм и протестантизм. Кроме них существуют и другие менее многочисленные направления — монофиситство и несторианство. Существуют также и такие христианские конфессии, которые трудно отнести к какому-либо из основных направлений. В свою очередь в каждом направлении в течение времени выделились новые деноминации, группы и секты.

Цифры статистики свидетельствуют, что христианство — самая крупная по числу последователей мировая религия. В настоящее время, по данным известного английского специалиста по конфессиональной статистике Д. Б. Баррета, в мире насчитывается 1955 млн. христиан, что составляет около 34% всего населения нашей планеты (мусульмане составляют около 18%, индуисты 13,5%, буддисты 6%). Таким образом, каждый третий житель Земли является христианином. В этом отношении христианство почти вдвое превосходит вторую по численности религию мира — ислам.

Большинство христиан в настоящее время проживает не в Европе, как это было до XIX века, а в Америке. Численность христиан в этой части света в 1996 составила 711 млн. человек. Это 36% всего христианского населения Земли. В Европе, включая азиатскую часть России, живет 556 млн. христиан или 28% от их общего числа, в Африке — 361 млн. (18%), в Азии — 303 млн. (16%), в Австралии и Океании — 24 млн. (1%).

Самой крупной конфессией в христианском мире является Римско-католическая церковь (католицизм). В 1996 г. насчитывалось 981 млн. католиков, что составляет около 17% населения планеты и 50% всех христиан. Большинство последователей этой конфессии проживает в странах Латинской Америки (90% жителей этой части света). В Европе католики составляют 37% общего населения. На втором месте — протестанты. Их численность составляет свыше 600 млн. человек (без т.н. маргинальных протестантов, которых свыше 100 млн. человек). Протестантизм объединяет 12% всего населения Земли и 36% всех христиан. И на третьем месте находятся православные — 182 млн. человек. Большинство православных живет в нашей стране (70—80 млн.).

Как в настоящее время относятся христиане друг к другу и к другим религиям? Официальная позиция христианских направлений в этом вопросе различна. Римско-католическая церковь, известная ранее своим жестоким преследованием инакомыслящих, в настоящее время сильно изменилась. Она официально осудила подобные действия, но приписала их не церкви в целом, а наиболее ревностным ее представителям. После Второго Ватиканского собора (1962 — 1965 гг.) Римско-католическая церковь признала право человека на заблуждение, которое со времен Августина (354 — 430 гг.) отрицалась. Теперь она официально называет православие церковью-сестрой, а протестантов — отделившимися братьями. В нехристианских религиях католицизм признает наличие в той или иной степени доброго начала и заявляет о своем уважительном к ним отношении. Примечательно, что в рамках празднования 2000-й годовщины со дня рождения Иисуса Христа папа Иоанн Павел II призвал все мировые религии собраться для совместного торжественного богослужения.

В православии трудно обнаружить единство демонстрируемое Римской церковью. Весьма влиятельна в нем древняя тенденция не называть неправославные, а следовательно, еретические, с их точки зрения, конфессии христианскими. Сторонники данного подхода считают, что к людям, которые не слушаются православной церкви, можно отнести слова Христа: “А если и церкви не послушает, то буден он тебе, как язычник и мытарь” (Мф. 18: 17).

Протестанты, не представляющие собой единства ни в догматическом, ни в организационном отношениях, к другим христианским течениям относятся по разному: от полного отрицания всех, кто не исповедует их форму религии, до полного принятия, всех, кто называет себя христианином. Традиционно для протестантизма характерно резко негативное отношение к католицизму, которое со времен Реформации отождествляют с Антихристом. Однако в настоящее время у части протестантов произошел отход от данных позиций и наметились признаки сближения. В целом, большинство протестантов, неотъемлемой чертой библейского христианства считает уважение к свободе совести и отстаивая свои религиозные ценности, настаивает на ненасильственной борьбе за свои убеждения.

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Христианские направления, течения, деноминации в настоящее время весьма сильно отличаются друг от друга. Поэтому дать общую характеристику христианского вероучения, культа, церковной организации затруднительно. Однако, несмотря на длительный период существования в отрыве друг от друга, расколы, непонимание, а порой и вражду, в христианстве, безусловно, есть то, что отличает его от других религий и роднит большинство его представителей.

О Хр.

Чтобы лучше понять почему в христианстве существуют разделения, какими идейными причинами они вызваны, мы должны, помимо всего другого, выяснить каковы источники веры, откуда черпаются и выводятся основные доктрины.

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ
Христианство относится к т. н. религиям откровения. Это значит, что источником истинного знания в христианстве является не человек, не его способности, а Бог. Согласно этой позиции, именно благодаря тому, что Бог, по своей милости просветляет ум человека, открывается ему люди знают о Нем и Его воле. Все способы, благодаря которым, согласно христианскому вероучению, Бог дает знание людям мы освятить не сможем, т.к. Бог, по словам автора Послания к Евреям говорит многообразно (Евр. 1:1). Но главные назвать необходимо. В христианстве, как правило, выделяют два основных источника откровения: общее и особое.

Первый вид откровения называют “общим откровением”, потому что оно доступно для всех и обращено, главным образом, к разуму человека. Считается, что наблюдая за природой, историей, взаимоотношениями между людьми можно получить интуитивное понимание о Боге и Его характере. Ап. Павел указывал, что каждый может иметь знание о Боге: “Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны” (Рим. 1:20). Веками ранее псалмопевец писал об этом так: “Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание” (Пс. 18:2,3).

Итак, созерцая величие, порядок и красоту Вселенной, человек может во многом понять Бога. Обращаясь к самим себе люди могут прийти к мысли, что Бог также личностен. Но общее откровение не является единственным и полным.

Второй вид откровения называют “особым откровением” в связи с тем, что оно дано Богом, прежде всего, через особо избранных Им людей, через пророков. Вершиной особого Божьего откровения является Сам Иисус Христос.

Как сказал выдающийся католический отец церкви Фома Аквинский, благодаря общему откровению мы можем знать, что Бог существует, однако о том, что Он — Троица, мы можем узнать только благодаря откровению особому. Необходимость другого способа выражения религиозного знания вызвана тем, что общее откровение, с христианской точки зрения, имеет свои ограничения. Восхищаясь красотами природы, изучая как мудро она устроена человек, тем не менее, не может составить правильного представления о Творце, потому что, во-первых, его разум ограничен, а, во-вторых, наряду с хорошим в мире есть много злого и бессмысленного. Согласно христианской картине мира, вся природа человека извращена грехом, который притупил способность понимать свидетельство Божие. Поэтому Господь в Своей любви послал особое откровение о Самом Себе. Посредством его Он преодолевает умственную, нравственную и духовную ограниченность человека, давая знать о Своем неизменном желании спасти людей.

Христиане по разному понимают содержание особого откровения. Но все они, за исключением маргинальных квазихристианских групп, в качестве такового признают Библию, являющуюся для них Священным Писанием, Словом Божьим.

Наряду с Библией православные и католики другим, порой, более важным, источниками откровения считают Священное Предание — передаваемый из поколения к поколению духовный опыт Церкви, который включает в себя постановления Вселенских и Поместных Соборов, творения Отцов Церкви, богослужебную практику, благочестивые обычаи и др. Содержание Предания в католицизме и православии отличаются друг от друга. В православии Священное Писание считается частью Священного Предания, а потому “Писание не довлеет над Церковью, но существует в Церкви и только в ее недрах может быть верно понято, в ее непрерывном духовном опыте, в Св. Предании” (арх. Алипий, арх. Исая. Догматическое богословие. Св.-Троицкая лавра, 1997. С 37).

Протестанты в качестве единственного источника особого откровения признают Священное Писание. Они считают, что Библия как Слово Божие является мерилом всякого учения и опыта, а потому все, что противоречит Священному Писанию — ложно. По мнению протестантов, человек, наделенный Святым Духом, может правильно понять волю Божью, записанную в Его Слове. Попытки обосновать приоритет или равенство Церкви и Предания над Священным Писанием, с точки зрения протестантов, равнозначны стремлениям заменить авторитет Бога своим собственным. В ряде протестантских течений Предание принимается во внимание, но не в качестве источника откровения, а в качестве помощника, позволяющего прояснить трудные места из Священного Писания.

Различное понимание того, посредством чего выражается Божие откровение порождает в христианстве многообразие обрядов и жизненных стратегий. Отчасти они дополняют, обогащают друг друга, являясь многообразием в единстве, отчасти противоречат. Более подробно на специфике основных христианских направлений, конфессий речь пойдет в соответствующих главах.
БИБЛИЯ

ХРИСТИАНСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ
В большинстве христианских конфессий верят в единого Бога, который существует как единство трех личностей — Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Учение о Троице является специфически христианским учением, которое отсутствует во всех других религиях. Его специфика заключается не в том, что на божественном уровне бытия троичность и единичность оказываются в каком-то смысле тождественными. Данные идеи нашли свои воплощения в самых различных религиозно-мифологических системах. Различие между христианской Троицей и языческими триадами богословы и современные исследователи видят, помимо прочего, в различии между взаимопереходом стихий и взаимоотражением личностей, между двойничеством и диалогом. Лица Троицы не являются масками единого Божества. Они обладают единой сущностью, и существуют соравно и совечно Друг Другу. Отец, Сын и Святой Дух в равной степени Божественные и вместе с тем разные Личности. Они проницаемы Друг для Друга благодаря Своему самостоянию и, одновременно с этим, обладают самостоянием благодаря полной проницаемости Друг для Друга, потому что взаимоотношения между ними есть личностные отношения любви.

Идея Троицы была сформирована в первые века существования христианства. Само это слово в Библии не встречается. Поэтому часть протестантов говоря о Боге стараются его избегать. Несмотря на отсутствие понятия “Троица” в лексиконе Библии, в ней содержатся сведения как о единстве Бога, так и о божественности Иисуса Христа и Святого Духа. Поэтому подавляющее большинство христианских конфессий принимает учение о Троице, закрепленное еще в решениях Никео-Константинопольским символа веры (IV в.). Разработкой этого догмата занимались преимущественно христиане восточной, греческой церкви. Поэтому более подробно это учение можно прочитать в части учебника, посвященного православию. О специфике понимания Троицы в других конфессиях, в частности в католицизме, речь будет идти в соответствующих главах.

Христианский Бог есть абсолютно совершенный Дух, Разум (Логос). Но Он является не безличным духом, а личностью. Бог не просто какая-то сила, энергия, Мировой Закон, а обладает волей, желаниями. Христиане верят, что Бог поддерживает с ними личностные взаимоотношения, заботится о судьбе каждого сотворенного Им существа и желает, чтобы другие также вступали с Ним в общение. Поэтому, с этой точки зрения, знать Бога не означает лишь простого признания Его существования, уяснения Его объективных свойств. Это значит, что Бога необходимо знать так, как мы знаем дорого нам человека. Иисус Христос учил своих последователей обращаться к Богу как к своему любящему отцу. Отношения с Ним характеризуются теплотой и пониманием.

Бог бесконечен. Это означает, что Его нельзя никак ограничить, у Него в принципе не может быть границ. Поэтому, в строгом смысле слова, все положительные определения Бога, все Его характеристики, которые мы сейчас перечисляем, скорее, показывают наше ограниченное человеческим разумом понимание Бога, а не само Его существо. Давая Богу определения человек лишь фиксирует, чем Бог является по отношении к нему. Сам же Бог превыше всего того, что мы можем о Нем подумать или представить. Пророк Исайя так передает эту идею Божьего величия: “Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, — говорит Господь. — Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших” (Ис. 55:8).

Бесконечность Бога означает, что Он не зависит от времени. Бог вечен. Он существует изначально и обладает бытием в Самом Себе. В книге Исход Бог говорит Моисею из горящего куста: “Я есмь Сущий” (Исх. 3:14). Все бытие вторично по отношении к Богу, т.к. именно Он является Творцом, Началом всего видимого и невидимого. Без него ничего не может существовать, т.к. только Он может давать бытие. Нет никакой другой силы, равной Богу, могущей Ему противостоять. “Я первый и Я последний, и кроме меня нет Бога. Ибо кто как Я?” — передает слова Господа пророк Исайя (Ис. 44:6). Ничего в мире не происходит помимо Его воли. Даже противники Бога, в т.ч. Дьявол, могут действовать против Него только потому, что Бог позволяет им это делать, каждое мгновение поддерживая в них жизнь. В Деяниях святых Апостолов говорится, что Бог дает “всему жизнь, и дыхание, и все”, “ибо мы Им живем и движемся и существуем” (Деян. 17:25, 28). Данное обстоятельство помогает составить определенное представление о безмерном всемогуществе Бога, с точки зрения христиан.

Бесконечность Бога такова, что Его не может вместить вся вселенная. Как Творец, Он отличен от своего творения и не является его частью. Бог есть нечто совершенно иное. Он выше всего и отличен от всего, что мы можем увидеть, представить или подумать. Иначе говоря Бог трансцендентен. Но это не означает, что Он не имеет никакого отношения к нам и нашему миру. Одновременно с иноприродностью этому миру Бог присутствует в нем, ведь Он вездесущ. Он присутствует в мире, не являясь при этом его частью. Трансцендентность Бога полностью согласуется с Его имманентностью. В Послании к Евреям ап. Павел пишет, что Сын Божий “держит все словом силы Своей” (Евр. 1:3). Как видно, Бог все превосходит, но в то же время Он во всем присутствует и все поддерживает.

Бог всеведущ. Ему известно абсолютно все. Он — альфа и омега. Ему ведомы начало и конец (Отк. 22:13). В Книге Притчей написано, что очи Господни на всяком месте и видят и злых и добрых (Пр. 15:3). Автор 138-го Псалма изумляется способностью Бога присутствовать везде, знать его даже тогда, когда он формировался во чреве матери. В Евангелии Иисус говорит, что без воли Отца не может упасть на землю ни одна птица и даже волосы на голове учеников все сочтены (Мф. 10: 29, 30). Всемогущество, всеведение Бога, Его забота о творении, даже о самом незначительном существе вызывало удивление не только у религиозных авторов. У.Шекспир, передавая христианское представление о промысле Божьем, писал: “Ничто не происходит без Божьей воли и в смерти воробья есть смысл”. Такая вера рождает у христиан чувство собственной значимости, дает ощущение безопасности и наделяет личностное существование смыслом, помагающим преодолевать жизненные трудности.

Мысль о том, что каждое существо бесконечно дорого Творцу, который заботится о каждом, показывает благость Бога. Доброта, которая существует в мире имеет своим истоком Его доброту. Поэтому нельзя помыслить, чтобы она превосходила Бога. По мысли ап. Иакова все лучшее, что есть в этом мире, исходит от Господа. “Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…” — пишет он (Иак. 1:17).

Божья благость проявляется в Его святости и любви. В Библии Бог назван святым. Пророк Исайя в одной из частей своего пророчества, в которой он видел славу Господню, писал, что серафимы, находившиеся около Его престола восклицали: “Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его” (Ис. 6:3). Некоторые богословы полагают, что троекратное повторение слова “свят” указывает на три Личности Бога. Как бы то ни было, тройное повторение в любом случае означает усиление смысла. Святость означает, что Бог отделен от всего злого, несовершенного, нечистого в нравственном отношении. Это качество присуще только Ему и никому более. В Библии святыми названы все три Личности Троицы — Отец (Ин. 17:11), Сын (Деян. 4:30) и Святой Дух, в самом имени Которого отражена черта святости. Слова Господа: “Будьте святы, ибо Я свят” (Лев. 11:45; 1 Петр. 1:16) показывают, что святость является той стороной Его характера, которую людям можно принять и воплотить в свою жизнь. Бог желает, чтобы люди стали святыми, потому что это позволит им жить в Его Царстве.

Для святого Бога не является естественным принятие на Себя человеческого естества, как это сделал Христос. В Библии говорится, что Бог пошел на такой шаг ради искупления грешного мира. Именно в вочеловечивании Сына Божьего, Его жизни и крестной смерти любовь Бога к людям проявилась в наибольшей степени. Итак, важнейшим качеством христианского Бога является любовь. Апостол Иоанн писал: “Бог есть любовь” (1 Ин. 4:8, 16). В Библии любит прежде всего, Бог, а не человек. “В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивлении за грехи наши” (1 Ин. 4:10). Это бескорыстная любовь, которая является даром, а не завоеванием. Ее направленность на субъект не зависит от его ценности.

В Священном Писании древнееврейское слово “хесед” (любящая доброта) и древнегреческое “агапе” выражали принцип отношения Бога к людям, а также то, что Он ожидал от людей в отношении друг к другу. Агапе — любовь-милосердие, представляющее сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. Агапе — это деятельная одаряющая любовь, любовь к ближнему. Данное слово в Новом Завете, характеризует отношения Бога к Своему творению, к человеку (Ин. 3:16; 1 Ин. 4; 1 Кор. 13; Еф. 2:4-7; и др.). Бог любит не потому, что в чем-то нуждается. Напротив, Он любит от полноты. Даже творение мира не было вызвано какой-либо необходимостью. Господь сотворил ненужные существа, чтобы любить их и совершенствовать. И ради этих существ Бог стал человеком, пошел на самоунижение, страдания. Один из богословов сказал, что если бы Христос мог спасти лишь одного грешника, то из-за любви к этому единственному человеку Он принял бы муки креста.

Как же согласуется безграничная Божья любовь и Его справедливость? Не противоречат ли эти качества друг другу? В христианской обывательской среде можно выделить два неверных представления о Боге. Согласно одному из них Бог — это грозный судья, который следит за тем, чтобы люди не согрешали и наказывает их, делая жизнь не столь приятной. Согласно другому, Бог — это добрый дедушка, “боженька”, который снисходительно прощает людям все их грешки и чуть ли не потакает всем их слабостям и капризам. И то и другое представление о Боге не согласуется с библейской точкой зрения и является крайностью. Бог — это не жестокий деспот и не всепрощающий “боженька”.

По мнению многих христианский конфессий, гнев Божий является другой стороной Его любви. Дело в том, что Бог ненавидит все то, что причиняет страдание, умаляет красоту и гармонию сотворенного Им мира. Таким образом, справедливость Бога и Его любовь не противоречат друг другу, а являются диалектическим выражением Его характера. Важно помнить, что с христианской точки зрения, справедливость Бога — это не столько карающая, сколько милующая, милостливая справедливость.

Давая грешнику возможность спастись, Сын Божий на Голгофе принял страдания предназначенные нарушителям Его Закона на себя. Бог христиан — это Спаситель. Он не желает гибели грешника, но хочет, чтобы все обратились к Нему и получили в дар жизнь вечную.

Итак, далеко не полное знакомство с представлением о Боге в христианстве показывает нам, что Он един. Бог есть Личность, Троица. Он — Дух, Разум, Любовь. Бог безграничен, вечен, всемогущ, трансцендентен и имманентен, всеведущ, благ, свят и справедлив. Бог обладает бытием в Самом Себе, является Творцом, Законодателем и Спасителем мира.

МИР И ЧЕЛОВЕК
Как сказано выше, христиане верят, что Бог благ, Он любит добро и ненавидит зло, Им установлены определенные правила и законы, Он желает чтобы мы вели себя для собственного блага так, а не иначе. С позиции христианства во Вселенной некоторые дела и вещи действительно плохи, и их несовершенство нельзя объяснить необходимостью гармонии целого. Отсюда следует, что благой Бог и плохой мир это не одно и то же.

Мир в христианстве не является продолжением Божества, продуктом Его эволюции или эманации. В этом смысле между миром и Богом существует непереходимая пропасть. Они абсолютно иноприродны друг другу. Вспомним, что в христианстве Бог является первой и последней причиной всего сущего. И как таковой Он также и причина Самого Себя. В отличие от всего иного Бог существует в силу необходимости своей собственной сущности. Существование же мира никакой необходимостью не продиктовано. Бог творит мир свободно, даруя всему бытие как безвозмездный дар. Это подобно тому, как художник создает свое произведение. И как произведение хранит в себе душу, мысли, переживание создателя, так и мир несет на себе печать красоты, блага и величия Бога. Однако, часть творения свернуло с пути, предназначенного Создателем и утратило свое совершенство.

Почему же Бог позволил своему творению уклониться от Него? Как же согласуется благость Бога и Его всемогущество с существованием зла в мире? Попытки рационального объяснения противоречия между всесилием и абсолютной добротой Бога, и наличием зла в мире породили в христианской философско-религиозной мысли многочисленные теодицеи, т.е. богооправдания. Наиболее ортодоксальные из них утверждают, что зло не является сущностью сотворенного материального мира. Оно родилось из неверного выбора свободных существ. Зло укоренено в свободной воле и только свободное решение человека обратиться за помощью борьбы с ним к Богу может обеспечить ему победу.

Поэтому задача человека состоит в том, чтобы вернуться к Богу, восстановить с Его помощью свою падшую природу и природу мира. Этой цели и служат установленные Богом основные ценности и требования. Они задают ориентиры, посредством которых личность может самоопределиться, направить свою волю в нужное русло. Их значимость, важность не одинакова. Мир, сотворенный Богом, имеет различную степень ценности. Иерархию благ венчает Сам Бог. И если разумное существо избирает взамен блага большего блага меньшее, то он удаляется от Бога. Таким образом высшие ценности приобщают человека к Богу, а низшие, наоборот, отвращают. Иначе: посредством высших ценностей человек получает возможность трансценденции, выходит за рамки своей ограниченности, а обращаясь к низшим он погружается в обыденность, суету, обрекает себя на духовное прозябание в потоканиях плоти.

Христианская концепция личного Бога обуславливает осознание непреходящей ценности, субстанциальности и уникальности отдельной личности, сотворенной по Его образу и подобию. Поэтому приближение к Абсолюту предполагает обращенность к другому человеку, в котором Он явлен наиболее зримым образом. Любовь к Богу проявляется по тому как мы относимся к Его творению и, прежде всего, к ближним. Поэтому в большинстве христинских конфессий, как правило, отрицается или принижается значимость погружения в экстатические состояния, переживания мистического опыта, бегство от мира с его проблемами и лишениями. Ведь если мир является не ослабленной частью Божества, а сотворен Им, то он имеет определенную ценность, самостоятельность и субстанциальность. Следовательно о нем, о себе, своей семье, своем государстве, обществе и т.п. необходимо заботиться. Но эта забота ни в коем случае не должна поглощать все наше внимание. Ее цель заключается в отдаче себя высшим ценностям — Богу и людям.

Отношения между Богом и человеком в христианстве носят личностный характер. Осознание верующим характера Бога, того, что он бесконечно дорог Творцу, наполняет его душу Любовью. Она, по мысли христиан, должна крепнуть по мере того как человек в процессе жизни, на опыте учится доверять Богу, убеждается в Его верности. Любовь дает человеку решимость и силы выполнять волю Создателя, выраженную в Его Законе, и соединяет Творца и творение в единую дружную семью.

ИИСУС ХРИСТОС, ЕГО ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ
Специфика христианства, его самое главное отличие от других религий заключается в личности Иисуса Христа. Большинство христиан почитает Его в качестве второго лица Божественной Троицы, воплотившегося Бога Слова, в котором соединились человеческая и Божественная природа.

Наполеон говорил, что всю жизнь стремился завоевать сердца людей, а Христос это сделал без войска и миллионы его последователей умирают за него. Современный ведущий христианский теолог Ханс Кюнг так высказался об Иисусе Христе и о той религии, которая ностит Его имя: “Никто из великих основателей религии не был столь ограничен в областисвоей деятельности. Никто не умер таким молодым. И однако, каким огромным было его влияние… По числу приверженцев христианство далеко опережает все мировые религии”. Итак, Иисусу Христосу принадлежит особая роль как в христианстве, так и в мировой истории.

Как уже говорилось выше, в христианстве большое значение отводят не столько человеческому разуму, поврежденному грахоподением, сколько откровению Бога. Согласно Библии человек это прах и пепел, глина, которая оживлена Божьим дыханием. Таким образом он полностью зависит от Бога, единственного подателя жизни во Вселенной. Однако первый человек Адам, нарушив Божий Закон любви, отделил себя от Жизни. Для того чтобы вернуть людям утраченное положение Бог наказание за совершенное преступление преренес на Себя. Сын Божий (Второе Лицо Троицы, Бог Слово) в определенное время стал человеком.

Одним из самых тяжелых искушений для Него было, пожалуй, смирение. Но, там, где первый Адам пал, второй Адам победил: Бог Сын подавил стремления плотского “Я” помыкать другими, жить для себя. Иисус, находясь в грешном теле, полностью исполнил волю Отца, искупив своей смертью человеческий род от наказания. Своей жизнью и смертью Христос явил характер Божьей любви. Его Воскресение знаменует собой торжество Бога над силами зла и оконательной победы над ними.

Следуя за Христом, человек распинает силой Божией свои грехи, тем самым освобождаясь от власти беззакония и смерти. Бог наделяет человека самобытностью, способностью к творчеству, истинным знанием о духовном мире, способностью любить. Таким образом, благодаря Христу человек становится личностью, богом по благодати.

ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. арх. Алипий (Кастальский-Бороздин), арх. Исая (Белов). Догматическое богословие. Св.-Троицкая лавра, 1997.

  2. Льюис К.С. Просто христианство // Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты. М., 1992.

  3. Мень А. Радосная весть (Лекции). М., 1992.

  4. Янг Дж. Христианство. М., 1998.

netnado.ru

Сообщение о христианстве | Kratkoe.com

Сообщение о христианстве кратко расскажет Вам много полезной информации об одной из самых влиятельных религий мира. Доклад о христианстве можно использовать во время подготовки к занятиям.

Сообщение о христианстве

Христианство является древней религией, история которого насчитывает больше 2000 лет. Вместе с исламом и буддизмом это одна из мировых религий. Приблизительно 1/3 часть жителей планеты исповедует христианство.

Религия возникла в I веке нашей эры. Территория распространения христианства — Римской империи. Если точнее, то здесь мнения ученых разделились. Одни считают, что его родиной является Палестина, а другие – еврейская диаспора на территории Греции.

Предпосылки возникновения христианства

Уже к I веку до н.э. Средиземноморье находилось под властью Римской империи. Она владела большим числом колоний, в которых проживало много народностей, исповедующих свои религиозные верования. Долгое время единой религии в огромной империи не существовало. В в 63 году до нашей эры Рим захватил Иудею и Сирию. Иерусалим также вошел в состав империи. Проживавшие на этих территориях люди, исповедоваваил ранее  християнство, которое, не имея письменних источников, существовало вначале только в устной традиции. С появленим первых христианских документов «Откровения Иоанна», «Послания Павла» в I веке начались гонения на первых христиан со стороны імператора Нерона. Они считались инакомыслящими, так как верили не в пантеон богов, а в единого спасителя.

После казнения при Тиберии Иисуса Христа, от имени котрого произошло название религии, «зловредное» для Рима суеверие стало распространяться в самой империи. Христиан гонили, издевались над ними, отдавали на растерзание диким зверям, распинали на крестах, сжигали ночью для освещения улиц. Но подавить распространение христианства не удалось – политическое и социальное угнетение империей колонией породило в сознаниях людей идею о существование Бога, который через путь покаяния в земной жизни подарит жизнь в раю на небесах.

До V века христианство охватило географические пределы всей Римской империи и сферы ее культурного влияния – Армению, Эфиопию. Дальше оно распространилось среди славянских и германских народов. В XIII—XIV веках религию исповедовали финские и балтийские народы. В Новое время ее распространению за пределы Европы способствовали деятельность миссионеров и колониальная  экспансия.

Христианство основные идеи

Вкратце все идеи христианства сводятся к следующему:

  1. Бог создал мир – так звучит основное положение христианства. Произошло это в 5 508 году до нашей эры (согласно некоторым источникам).
  2. В человек есть искра Божья – душа. Она вечная и после смерти тела не умирает. Первым созданным Богом  людям душа была дарована чистой и незамутненной. Но когда Ева съела яблоко с дерева познания и угостила им Адам, возник первородный грех. 
  3. Первородный грех, лежащий на всех людях, после жизни Адама и Евы был, искуплен смертью Христа. Человек ведет греховную жизнь, нарушая 7 заповедей Божьих (гордыня, чревоугодие, почитание ближних и тд.)
  4. Для искупления грехов необходимо вести праведную жизнь – не нарушать Божьи законы, каяться в содеянном и молиться за искупление души.
  5. Если человек ведет неправедную жизнь, то после смерти он попадет в ад.
  6. Бог – милостив. Он прощает все сотворенные грехи, если человек искренне раскаялся в содеянном.
  7. Мир ждет Страшный Суд, когда на землю вновь придет Сын человеческий и будет судить мертвых и живых, отделяя грешных от праведных. И наступит конец мира. 
Направления и течения християнства

Христианство как мировая религия  разделилось на 3 направления и несколько течений.

Направления современного христианства:

  1. Католицизм.  Это западная ветвь религии, которая образовалась в 1054 году. Церковь возглавляет Папа Римский. 
  2. Православие. Это восточная часть християнства. В отличии от католиков не имеет единого центра и поделена на 15 самостоятельных церквей.
  3. Протестантизм. Данное направление появилось в ХVI веке в период европейской Реформации.  Его основатель Мартин Лютер. Протестантизм имеет несколько течений:
  • Лютеранство. Возникло в в ХVI веке. Основатель Мартин Лютер. Признают литургию, крещение и причастие. 
  • Баптизм. Возник в начале ХVII века. Основатель Джон Смит. Гланая идея – крестить можно только взрослых людей, осознанно сделавших свой выбор. Обряды: брак, крещение, причащение и рукоположение.
  • Пятидесятничество.  Возникло в ХIХ веке в США. Признает крещение только взрослых людей. В основе вера в то, что после Пасхи (на 50-тый день) каждый христианин от Святого Духа может получить различные способности.
  • Адвендизм. Возник в 30-х годах ХIХ века в США. Основатель Уильям Мюллер. Много ограничений в отношениях и еде. Почитают субботу и занимаются миссионерской деятельностью. 
  • Свидетели Иеговы. Возникло в 70-х годах ХIХ века в США. Основатель Чарльз Тейзе Рассел.
  • Кальвинизм
    . Основатель Жан Кальвин. Цель христианина – добросовестный труд и мир ской аскетизм. 

Надеемся, что сообщение о христианстве помогло Вам узнать много интересных фактов об одной из господствующих религий в мире. А краткий рассказ о христианстве можно дополнить через форму комментариев ниже.

kratkoe.com

5)Характеристика буддизма, как мировой религии.

Буддизм — древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев). Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы. Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Родина буддизма Индия, точнее, долина Ганги. Буддизм впервые обратился к человеку как к личности. Для буддизма в человеке были важны только личные заслуги. Так словом брахман будда называет любого благородного и мудрого человека. Как и другие религии буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования, страдания, страха, смерти. Однако не признавая смерти души не считая чем-то вечным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах. Поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для ее обозначения принят термин сансара. Буддизм учит что сущность человека неизменно. В буддизме состояние человека, который достиг освобождения называется нирвана. Нирвана – это покой, мудрость и блаженство, Угасения жизненного огня и все же это не смерть а жизнь свободного духа. Важнейшим для буддистов является понятие драхмы. Оно олицетворяет учение будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. Драхма буквально означает опора, означет моральную добродетель. Это значит моральные и духовные качества будды которым верующие должны подражать. Проповедь своего учения будда начал с 4 истин. Первая истина – существование человека есть страдание, вторая – истенное о причинах страдания – желание человека, третье страдание можно избежать, т. Е избавится от собственного я , четвёртое- жизнь человека есть страдание. В будиз нет церкви, но есть община верующих-сангха это духовное братство.

6)Характеристика христианства, как мировой религии.

Христианство — является второй по времени возникновения из мировых религий. Зародилось оно как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом — чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры — проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, — священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Новый Завет состоит из: четырех Евангелий (от греч. — «благовестие») — «Евангелия от Марка», «Евангелия от Луки». Церковь считает все эти учения боговдохновенными, то есть написанными людьми по внушению Святого Духа. Поэтому их содержание христианин должен почитать как высшую истину. Основу христианства составляет тезис о том, что после грехопадения люди сами не могли вернуться к общению с Богом. Христос, сын Божий, рожденный посредством Святого Духа от земной девушки Марии (Богородицы) Богочеловек, взял на себя не только все тяготы человеческой жизни, прожив среди людей 33 года. Чтобы искупить человеческие грехи, Иисус Христос добровольно принял смерть на кресте, был погребен и воскрес на третий день, предвозвестив будущее воскресение всех христиан. Христос принял на Себя последствия человеческих грехов; ту ауру смерти, которой люди окружили себя, изолировавшись от Бога, Христос заполнил Собою. Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель «образа и подобия» Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил» людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства — особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это, прежде всего — крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование. В христианстве важно не столько то, что Бог умер за людей, сколько то, что Он вырвался из смерти. Воскресение Христа подтвердило, что бытие любви сильнее наличия смерти. Кардинальное отличие христианства от других религий в том, что основоположники последних выступали не как предмет веры, а как ее посредники. Не личности Будды, Магомета или Моисея были настоящим содержанием новой веры, а их учение. Христианство — это религия искупления и спасения. В отличие от религий, где Бог рассматривается как грозный Господин (иудаизм, ислам), христиане верят в милосердную любовь Бога к согрешившему человечеству. В христианстве человек создан «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама «повредил» природу человека — «повредил» настолько, что потребовалась искупительная жертва Бога. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки. Характер ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман. Такая система оказывается гораздо устойчивее христианской. Именно поэтому, очевидно, она не создала предпосылок для прорыва к новой, уже нерелигиозной цивилизации. Христианство — самая распространенная религия на земном шаре (около 1 400 млн. человек в современном мире — христиане). В ней выделяются три основных течения: католичество, православие и протестантизм.

studfiles.net

это одна из наиболее распространенных религий

Христианство является одной из наиболее распространенных мировых религий. Оно основано на принципе монотеизма и сформировалось в I-II веке в рамках иудаизма. Центральный принцип этой религии заключается в том, что Иисус Христос является единым Богом, владеющим именно божественной, а не человеческой силой, который воплотился на Земле в виде Сына Божьего, чтобы умереть за грехи всех людей. Вместе с тем христианство – это не просто монотеистическая вера. Оно также привносит в принципы единобожия идею тройственности единой личности (Бог, Логос, Святой Дух).

Возникновение христианства. Кратко о ранней истории

В понимании самих христиан их религия возникла внезапно как результат вознесения Иисуса Христа в Царство Небесное. Однако нельзя не учесть тот факт, что христианское вероучение является продолжением многовековой теологии иудеев, смешанной с мифами эллинов. Так, Павел в своих подлинных посланиях Нового Завета еще в 50-х гг н. э. описывает «таинственную религию Иисуса». И, судя по этим писаниям, Павел ничего не знал ни о божественном зачатии Христа, ни о тайной вечере, ни о воскрешении после смерти. Он не говорил явно о том, принял ли Иисус крещение, хоть и довольно часто упоминает о крещении во имя Христа.

Спустя 20 лет Евангелие от Марка смогло раскрыть некоторые особенности служения Иисуса. При этом более поздние евангелия Матфея и Луки в большей степени основаны на предыдущем учении, а вот Иоанн излагает историю совершенно по-другому.

Еще в первые века нашей эры многие из написанных трудов по христианству были признаны недостоверными и мошенническими. Различные толкования привели к тому, что стали возможными споры вокруг тонкостей теологии. Инакомыслию в христианской церкви был положен конец, когда на Первом Никейском соборе, созванном императором Константином I в 325 году, был принят самый первый символ веры. И уже в 380 году в Римской империи эта религия приобрела статус официальной.

Характерные черты христианства

В данной религии присутствуют такие основные принципы:

1. Спиритуалистическое единобожие с учением о тройственности Лиц в одном божественном существе.

2. Бог является абсолютно совершенным Духом, Бог есть любовь.

3. Человеческая личность абсолютно ценна и является бессмертным духовным существом, созданным Богом по своему подобию.

4. Идеальное назначение человека заключается во всестороннем бесконечном духовном усовершенствовании.

5. Духовное начало господствует над материей. А Бог – ее владыка.

6. Зло находится не в материи и создано не от нее, а от извращенной воли ангелов и человека.

7. Христианство – это также учение о воскресении плоти и о блаженстве, обретаемом праведниками в мире просветленном и вечном.

8. Догмат христианства – учение о Богочеловеке, который спустился на Землю ради спасения людей от греха.

9. Данная религия основана на главной книге, Библии, и вере.

Таким образом, христианство – это еще и религия гармонии материи и духа. Она не уничижает ни одного из видов деятельности человека, но старается облагородить их все.

Что такое христианство как вероучение?

Прежде всего, это вера в то, что спаситель человечества Иисус Христос был Богом во плоти, который был зачат Святым Духом и рожден Девой Марией. Живя на Земле в период правления Понтия Пилата, он познал страдания и был распят. После своей смерти Иисус сошел в ад, а на третий день воскрес из умерших и вознесся на небеса. И теперь оттуда он придет судить и живых, и мертвых.

Точное значение слова «христианство» довольно туманно. И при его толковании большое значение имеет то, на какие исторические и религиозные источники можно опираться или с кем ведется разговор. Традиционно его понятие излагается в трех основных положениях: Апостольский Символ Веры, Никейский Символ Веры, Афанасьевский Символ Веры. Однако разработаны и другие положения.

В разные времена православные, католики, катары, гностики, протестанты, мормоны, квакеры и другие религиозные группы не считались христианскими и были признаны еретическими. В большинстве церквей ересь считалась предательством, что в итоге приводило к массовым гонениям, пыткам и убийствам.

Спасение

В христианстве человек признается существом изначально несовершенным, которое легко поддается искушению (первородный грех Адама и Евы). При этом каждый может обрести спасение, которое дается в виде Божьей благодати. Оно необходимо, чтобы люди приняли присутствие Бога после смерти. Как именно происходит этот процесс? До конца не ясно, поскольку существует несколько различных утверждений: одни считают, что самое главное – это вера; другие – что она должна подтверждаться благими делами. Тем не менее принято считать, что смерть Иисуса Христа является искуплением за прегрешения всего человечества.

Троица

Большая часть христианского мира поддерживают концепцию Троицы, в основе которой заложено, что единый Бог имеет три ипостаси: Бог Отец (создал Вселенную), Бог Сын (Иисус Христос, искупивший людей), Святой Дух (спасает человеческие души).

Тринитаризм, или учение о Троице, является общепринятой точкой зрения для большинства христиан, но не для всех. Так, например, унитаристы признают существование одной лишь личности Бога-создателя. А пятидесятники-единственники считают единственным Богом именно Иисуса Христа.

Таким образом, христианство – это одна из наиболее раздробленных религий, которая содержит множество конфессий.

fb.ru

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСЛАВИЯ

Поиск Лекций

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1. Общая характеристика православия.

2. Становление и современное состояние Русской православной церкви.

3. Православие в Беларуси в современный период.

4. Старообрядчество.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСЛАВИЯ

Православие – одно из трех основных направлений христианства. Оно исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Распространено православие главным образом в Восточной Европе, на Балканах и на Ближнем Востоке. Незначительное количество верующих живет в странах Америки, Азии, Африки.

Термин «православие» переводится с греческого слова «ортодоксия», что означает учение, суждение, отдание хвалы Богу. Как самостоятельное вероучение возникло после раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 год). Основы православия сформировались в Византии, где оно в IV – XI веках было господствующей религией. Окончательное отделение восточной церкви от западной произошло в 1054 году.

Основой вероучения являются Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения семи Вселенских соборов IV-VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов). Православная церковь считает, что Священное Предание невозможно развивать. Святые отцы и первые семь Вселенских соборов сформировали христианское вероучение и его следует сохранять. На первом Вселенском соборе, который проходил в Никее в 325 году, христианская церковь в борьбе с ересью выработала первую часть Символа веры. После Никейского собора православными стали называть тех христиан, кто придерживался решений Никейского собора. Православную церковь называют еще и греко-католической.

На втором Вселенском соборе, проходившем в 381 году в Константинополе, была вновь осуждена деятельность раскольников и в Символ веры, выработанном на Никейском соборе, были внесены дополнения. В результате сформировались основы христианского вероучения.

Символ веры состоит из 12 частей или членов. В первом члене говорится о Боге как творце мира, первой ипостаси Святой Троицы. Во втором – о вере в Сына Божия единородного – Иисуса Христа. В третьем члене – сказано, что Иисус Христос для спасения людей сошел с неба, принял тело от Духа Святого и Девы Марии и стал человеком. В четвертом, пятом и шестом членах говорится о страданиях и смерти Иисуса Христа, о его воскресении и вознесении на небо. В седьмом члене Символа Веры сказано о втором пришествии Иисуса Христа, что он будет судить живых и мертвых и его владычеству не будет конца. В остальных членах говорится о вере в «Духа Святого, Животворящего, Иже от Отца исходящего….», об отношении к церкви, о таинстве Крещения, о будущем всеобщем воскресении мертвых, о жизни вечной.

Важное место в православии занимают обряды – таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит невидимая благодать Божия. Всего 7 таинств.

Крещение. Это таинство, во время которого верующий троекратно погружается в воду или обмывается водой с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа. При этом человек обретает духовное рождение, с него снимается первородный грех, он становится членом церкви.

Миропомазание. В этом обряде верующему крестообразно мажут некоторые части тела маслом (миром). Это означает, что на человека спускается Дух Святой, чтобы помочь ему содержать свою жизнь в чистоте и укреплять ее силой духовной.

Причащение, или евхаристия. Под видом хлеба и вина верующие принимают тело и кровь Иисуса Христа. Это таинство дает возможность верующему соединиться с Христом, укрепиться в вере, получить залог будущего воскресения.

Исповедь, или покаяние. Это признание своих грехов перед священником, который от имени Бога отпускает их.

Таинство брака. Совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз между мужчиной и женщиной.

Священство (рукоположение) – посвящение в священнослужители. Таинство священства совершается только над лицами мужского пола, православного вероисповедования, состоящем в первом браке, освещенном церковью. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

Елеосвящение (соборонование). Это таинство совершается над больными с целью поддержать их в вере, облегчить страдания. Считается, что при помазании тела елеем на больного нисходит благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

В настоящее время в мире насчитывается более 220 миллионов приверженцев православия. Оно никогда не имело единого центра управления. Во времена Византийской империи было четыре самостоятельных религиозных центра. Сейчас в мире имеется 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Израиль), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская. Кроме этого имеется 4 автономных православных церкви: Синайская (юрисдикция иерусалимского патриарха), Финляндская и Критская (юрисдикция константинопольского патриарха), Японская (юрисдикция патриарха Московского и всея Руси).

 

2.СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

Самой многочисленной из православных церквей является Русская православная церковь. Официальной датой принятия христианства на Руси является 988 год, когда по приказу князя Владимира крещение приняли жители Киева. После этого христианство вводилось и в других городах Древнерусского государство. Не везде этот процесс проходил мирно. Введение христианства заняло длительный период времени.

Православная церковь Древнерусского государства зависела от Константинопольского патриарха. Он назначал сюда митрополита, который носил титул «Киевского и всея Руси». После разорения Киева татаро-монголами митрополит переехал вначале во Владимир-на-Клязьме (1300 год), потом в Москву (1326 год). Такое положение не устраивало князей Великого княжества Литовского и они настаивали на перенесении кафедры митрополита из Москвы в Киев или учреждения в Великом княжестве Литовском отдельной православной митрополии. Константинопольский патриарх, учитывая просьбы князей, учредил в Великом княжестве Литовском отдельную митрополию, которая некоторое время существовала независимо от Московского митрополита.

В середине XV века на Флорентийском соборе (1439 год) Константинопольская иерархия заключила унию с римско-католической церковью. С этим были не согласны иерархи Московской митрополии. В связи с этим в 1448 году собор русских епископов, не согласовывая с константинопольским патриархом, избрал митрополитом Московским и всея Руси Иону. Этим было положено начало автокефалии Русской православной церкви.

Патриаршество в Русской православной церкви (РПЦ) было установлено в 1589 году. Первым патриархом стал митрополит Иов. В 1721 году Петр I ликвидировал патриаршество и учредил Духовную коллегию, которая вскоре была преобразована в Святейший Правительствующий Синод. Большое влияние на деятельность Синода оказывал светский человек-обер-прокурор Синода, назначаемый императором.

Восстановлено было патриаршество в РПЦ в ноябре 1917 года. Патриархом был избран Тихон Белавин. После его смерти в 1925 году патриарх не избирался. РПЦ возглавлял патриарший местоблюститель. В 1943 году вновь был избран патриарх. В настоящее время патриархом является Алексей II. Он носит титул «Патриарх Московский и всея Руси».

Патриарх избирается поместным собором пожизненно. При патриархе действует совещательный орган – Священный Синод. Православная церковь состоит из экзархатов, епархий, благочиний и приходов (общин). Епархии возглавляют архиереи, которые подчинены патриарху. Русская православная церковь имеет свои монастыри. Наиболее известные из них: Троице-Сергиев, Киево-Печерский, Александро-Невский, Почаевско-Успенский.

Православная церковь придает большое значение праздникам и постам. Пост предшествует большим церковным праздникам. Больших многодневных постов в РПЦ четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

Самым почитаемым праздником в православной церкви является Пасха. Затем следуют 12 наиболее значимых праздников, называемых двунадесятыми. Некоторые из них называются неподвижными или непереходящими. Они празднуются каждый год в одно и тоже время. Другие же праздники называются подвижными или переходящими. Они отмечаются в разное время в зависимости от дня празднования Пасхи.

 

3.ПРАВОСЛАВИЕ В БЕЛАРУСИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

 

В 1989 году православная церковь в Беларуси получила статус экзархата. Это решение принял Архиерейский собор Русской православной церкви. В настоящее время она имеет два официальных названия: Белорусский экзархат Московского патриархата и Белорусская православная церковь. Экзархат канонически составляют все епархии с их благочиниями, с приходами и монастырями, находящимися на территории Республики Беларусь. Возглавляется экзархат экзархом. Сейчас им является митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев).

Высшим органом Белорусской православной церкви является Синод. Он состоит из всех правящих архиереев, включая экзарха. Синоду принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть.

В состав Белорусской православной церкви входит десять епархий: Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Новогрудская, Минская, Могилевская, Пинская, Полоцкая, Туровская. Управляет епархией архиерей. Он избирается и назначается Священным Синодом. Епархия разделяется на благочиннические округа, а они – на приходы.

На 1 января 2003 года на территории Беларуси имеются 1265 приходов, в том числе в Брестской области 320, Витебской – 205 Гомельской – 157, Гродненской – 178, Могилевской – 83, Минской – 292, городе Минске – 30. Зарегистрировано 19 монастырей, 16 братств, 8 сестричеств.

Подготовкой кадров занимаются духовные учебные заведения. В 1989 году возобновила деятельность Минская духовная семинария, которая была закрыта в 1962 году. Это высшее духовное учебное заведение, готовящее священнослужителей и богословов. При Европейском гуманитарном университете в Минске в 1998 году открыт богословский факультет. Обучающиеся получают специальность теолог и преподаватель теологии. С 1996 года начала работать Минская духовная академия. Руководителей церковных хоров готовит Минское духовное училище. Открыто двухгодичное духовное училище в Витебске.

Белорусская православная церковь занимается издательской деятельностью. Издается богословская и богослужебная литература, газеты и журналы. С 1990 года начал выходить «Вестник Белорусского Экзархата».

Белорусская православная церковь принимает участие в актах благотворительности и милосердия. При Минском Епархиальном управлении действует медицинский центр «Самарянин». В Минске открыт Дом милосердия, который работает как реабилитационный центр.

Деятельность Белорусской православной церкви разнообразная и многоплановая. Она выступает инициатором проведения различных мероприятий, направленных на укрепление единства между народами, на гармонизацию межконфессиональных отношений, участвует в экменическом движении, в деятельности различных фондов и фестивалей.

 

4. СТАРООБРЯДЧЕСТВО

 

Старообрядцы или староверы в России появились в XVII веке в результате раскола в Русской православной церкви. Поводом к этому явилась богослужебная реформа, которая проводилась по инициативе патриарха Никона. Среди священнослужителей и верующих были сторонники и противники реформы. Сторонники реформы выступали за то, чтобы установить единообразие в богослужебной практике, привести богослужебные книги в соответствие с византийскими образцами, изменить некоторые обряды. Они выступали за ограничение числа земных поклонов при чтении молитв, за замену двухперстного крестного знамения на трехперстное и др.

Противники нововведений выступали в защиту «старой веры», «старых» обрядов. Часть верующих считала, что вводится новая вера, не признавала новые книги, продолжала молиться по старым.

Внутри православной церкви началась ожесточенная борьба. Это привело к расколу. С одной стороны — «обновленная» никоновская церковь, с другой – церковь «старого обряда», которая получила название старообрядческой.

Против противников реформы начались преследования и гонения, все противники реформы в 1685 году были объявлены вне закона, к ним стали применять различные меры наказания. Многие приверженцы старой веры вынуждены были бежать от преследований. Они поселялись в непроходимых лесах, бежали за границу.

На белорусских землях староверы появились во второй половине XVII века. Прибыли они сюда из разных мест России: на севере – из Поморья и Новгорода, на юго-востоке – из Стародубья (Черниговщина) и Дона, Центром старообрядчества на Беларуси стала Ветка на Гомельщине. Царское правительство неоднократно пыталось вернуть беглецов на прежние места проживания, применяя при этом и вооруженную силу. Однако деятельность староверов продолжалась.

Староверы делятся на два направления: поповцев и беспоповцев. В Беларуси большинство староверов составляют беспоповцы. На 1 января 2003 года в республике действовало 33 старообрядческие общины.

В 1971 году Поместный Собор Русской православной церкви снял проклен со староверов. Это дало канонические условия для преодоления раскола. Но староверы по-прежнему ведут себя обособленно и не настроены на воссоединение с Русской православной церковью.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Введение христианства на Руси. М., 1987.

2. Гордиенко И. С. – Современное русское православие. Л., 1989.

3. Грыгаровіч У. У. – Беларуская іерархія. Мн., 1992.

4. Канфесіі на Беларусі (к. XVIII- XXст.). Мн., 1998.

5. Короткая Т. П., Прокошина Е. С., Чудникова А. А. — Старообрядчество в Беларуси. Мн., 1992.

6. Начаткі праваслаў’я. Мн., 1998 г.

7. Основы христианской православной веры. М., 1994 г.

8. Филист Г. М. – Введение христианства на Руси. Мн., 1998 г.

9. Христианство в Беларуси: история и современность. (Короткая Т. П., Осипов А. И., Теплова В. А.). Мн., 2000 г.

 

ТЕСТ

 

1. Где состоялся первый Вселенский собор?

А) Константинополе;

Б) Никее;

В) Риме.

 

2. Когда образовалась Полоцкая епархия?

А) 990 год;

Б) 1015 год;

В) 992 год.

 

3. Как в православной церкви называется управляющий епархией?

А) архиерей;

Б) епископ;

В) митрополит.

 

4. Какое другое официальное название имеет Белорусская православная церковь?

А) митрополия;

Б) Экзархат;

В) поместная церковь.

 

5. Как называется настоятель православного монастыря?

А) благочинный;

Б) пастор;

В) игумен.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Наименование понятия, термина, определения   Его содержание
Автокефалия Архиерей Благочинный Всенощная Игумен (игуменья) Иконостас Патриарх Скит Экзархат Административная независимость поместной православной церкви     Общее название для священнослужителей высшей степени православной и католической церковной иерархии. В Русской православной церкви- духовное лицо, возглавляющее епархию.     В Русской православной церкви старший священник, назначаемый для канонического надзора за другими служителями культа.     Вечернее богослужение в Русской православной церкви накануне воскресенья и некоторых религиозных праздников. Всенощная иногда продолжается до восхода солнца.     Духовный титул в православии, который обычно дается настоятелю мужского или женского монастыря.   В православном храме стена, уставленная иконами и отделяющая алтарь.     Высшее духовное лицо в некоторых христианских церквах.   Старообрядческий монастырь, расположенный в глухих, отдаленных местах     В православных церквах церковный округ, иногда объединяющий несколько епархий. Возглавляется экзархом, подчиненным патриарху.  

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

 

1. Когда введено христианство на Руси?

2. Что означает понятие автокефалия?

3. Какое было положение православной церкви после Люблинской унии?

4. Как можно охарактеризовать деятельность старообрядческих общин Беларуси?

5. Какая организационная структура Русской православной церкви?

6. Когда был создан Белорусский экзархат? Кто его возглавил?

 

 

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Что такое христианство?

Что такое христианство?

Существует несколько мировых религий: христианство, буддизм, ислам. Христианство — самая распространенная из них. Рассмотрим, что такое христианство, как возникло это вероучение и каковы его особенности.

Христианство — мировая религия, которая основана на жизни и учениии Иисуса Христа, описанных в Новом Завете Библии. Иисус выступает в роли Мессии, Божьего Сына и Спасителя людей. Христианство делят на три основные ветви: католичество, православие и протестантизм. Приверженцев этой веры называют христианами — в мире их примерно 2, 3 млрд.

Христианство: появление и распространение

Эта религия появилась в Палестине в I в. н. э. у иудеев во времена господства Ветхого Завета. Тогда эта религия предстала как вероучение, обращенное ко всем униженным людям, желающим справедливости.

История Иисуса Христа

Основу религии составило мессианство — надежда на спасителя мира от всего плохого в мире. Считалось, что он должен был быть выбран и ниспослан на Землю Богом. Именно таким спасителем стал Иисус Христос. Появление Иисуса Христа связывают с преданиями из Ветхого Завета о приходе в Израиль мессии, освобождающего людей от всего плохого и устанавливающего новый праведный порядок жизни.

Имеются разные данные насчет родословной Иисуса Христа, ведутся разные споры о его существовании. Верующие христиане придерживаются следующей позиции: Иисуса родила непорочная Дева Мария от Святого Духа в городе Вифлеем. В день его рождения Иисусу поклонились три волхва как будущему царю иудеев. Затем родители увезли Иисуса в Египет, а после смерти Ирода семья переехала обратно в Назарет. В 12 лет во время Пасхи он жил в храме три дня, беседуя с книжниками. В 30 лет его крестили в Иордане. Перед тем как начать служение обществу, Иисус соблюдал пост в течение 40 дней.

Само служение началось с выбора Апостолов. Далее Иисус стал творить чудеса, первым из которых считается превращение воды в вино на свадебном пиршес

elhow.ru

Краткая характеристика Христианской Религии на Руси. | «Здоровье Народа»

    

    Религия возникла примерно две тысячи лет назад на территории Палестины и за несколько веков стала достаточно известной, что уже в IV веке н.э. Константином Великим, который был римским императором, выдан указ сделать Христианство официальной религией.

    Христианство — это одна из наиболее крупных мировых религий по количеству верующих. На сегодня общее число христиан превысило два миллиарда.

    Христианство — это монотеистическая авраамитская религия. Ее корни начинаются из ветхозаветного иудаизма. Изначально такая религия распространялась среди еврейского населения Палестины. Далее начали появляться последователи европейских народов. Благодаря этому в течение нескольких столетий христианство стало одной из ведущих и численных мировых религий.

    Главной идеей Христианства считается искупительная миссия Иисуса Христа, Божьего Сына, с которой он появился на земле.

    Основной священной книгой является Библия. Она состоит из двух частей: Старого и Нового Завета. 

Старый завет является переводом иудейского Пятикнижия, а также текстов древнерусских пророков.

В состав Нового Завета входит четыре Евангелия-описание жизненного пути Иисуса Христа и письма Апостолов, которые содержат наставления для верующих людей.

   На сегодняшний день Христианство разделилось на три основные ветви: православие, протестантизм и католичество.

   Среди всех ветвей, наиболее раздробленным, а также поделенным на большое количество сект разного направления является протестантизм, который имеет более десятка основных отделений, которые, в свою очередь, подразделяются на значительное количество разных ответвлений и течений.

   

    Католическая, и Православная Церкви почитают только себя «единой соборной, святой и апостольской церковью»

    В православной церкви имеются две точки зрения на счет католической церкви.

С одной стороны они считают католиков еретиками, которые исказили Символ Веры,

а с другой – схизматиками, отклонившимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

    — Православие не воспринимает формулировку Никео-Константинопольского Символа Веры, где говорится об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына.

    — Православные отрицают догмат о непогрешимости Римского папы, а также и его главенствование над христианами.

    В свою очередь католики, бесспорно, считают православных схизматиками, однако еретиками их не считают.

    В отличие от православия, в католицизме имеется догматическое понятие о непорочном зачатии Девы Марии, и о ее телесном вознесении.

— В католицизме существует догмат о чистилище, учении о необходимых заслугах святых, которых нет в православии.

 

     Для христианской религии характерно поклонение Единому Богу, который является творцом всего сущего и обладает триединством в разных ипостасях: Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог-Дух Святой.

    Христианская религия наставляет верующих людей на то, что человек является наиболее совершенным творением Божиим. Всех людей Бог любит одинаково, и каждому предназначает вечное блаженство в единении с Ним.

    Христианство призывает людей больше заботиться о душе, чем о теле, но не отвергает материального начала, стремясь к соблюдению гармонии духовного и телесного начала каждого человека.

 

 

maxpark.com