Характеристика основных методов психологического исследования – План Методы психологии Основные методы психологического исследования Вспомогательные методы психологического исследования

05. Основные методы психологии и их характеристика

Для
решения задач психологии применяются
следующие методы:

лабораторный
и естественный эксперимент;

наблюдение;

исследование
продуктов деятельности;

анкетирование
и тестирование;

биографический
метод;

психологическое
моделирование;

сравнительно-генетический
метод и др.

Метод
эксперимента — основной метод психологии;
отличается тем, что исследователь
специально создает обстоятельства,
стимулирующие проявление определенного
психического явления. При этом
устанавливается влияние отдельных
факторов на его возникновение и динамику.
Эксперимент проводится столько раз,
сколько необходимо для выявления
соответствующей закономерности.

Лабораторный
эксперимент характеризуется применением
специального лабораторного оборудования,
дающего возможность точно фиксировать
количество и качество внешних воздействий
и вызываемых ими психических реакций.
При лабораторном эксперименте деятельность
испытуемых стимулируется специальными
заданиями и регламентируется инструкцией.
Так, для определения объема внимания
испытуемого ему с помощью особого
прибора (тахистоскопа) предъявляется
на очень короткое время (десятые доли
секунды) группа объектов (букв, фигур,
слов и т. п.) и ставится задача — обратить
внимание на значительно большее
количество объектов. Полученные
результаты статистически обрабатываются.

В
естественном эксперименте сохраняются
привычные для данного человека условия
его деятельности, но она специально
организуется в соответствии с целью
эксперимента. Испытуемые, как правило,
не знают о проведении эксперимента и
поэтому не испытывают напряжения,
характерного для лабораторных условий.

Методы
наблюдения предполагают объяснение
психического явления в процессе
специально организованного его
восприятия. Целенаправленное научное
наблюдение основывается на определенной
теоретической гипотезе; оно осуществляется
по заранее разработанному плану, а его
ход и результаты четко фиксируются.

К
методу наблюдения примыкают: метод
исследования продуктов деятельности,
который позволяет определить способности
человека, уровень его знаний, умений и
навыков; метод анкетирования, и в
частности метод клинической беседы.

Метод
тестирования (англ. test
— проба, испытание) — метод диагностики
психических возможностей индивида (тех
или иных способностей, склонностей,
навыков). Широкое распространение тестов
началось с 1905 г., когда был предложен
тест Бинс-Симона для диагностики развития
детского интеллекта.

Психологический
тест — краткое, стандартизированное,
как правило, ограниченное во времени
испытательное задание для установления
отдельных индивидуальных особенностей
испытуемого. В настоящее время широко
используются тесты, определяющие уровень
интеллектуального развития, пространственной
ориентации, психомоторики, памяти,
способности к профессиональной
деятельности, тссты достижения
(определяющие уровень овладения знаниями
и навыками), диагностики личностных
качеств, клинические тесты и др.

Ценность
тестов зависит от их валидности и
надежности — их предварительной
экспериментальной проверки.

Наиболее
распространены тесты интеллекта (тест
Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI),
ТАТ-тест тематической апперцепции,
тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда,
С. Розснцвейга (16-факторный личностный
опросник) и др.

В
последние годы в целях психологической
диагностики стали широко использоваться
продукты графической деятельности
индивида — почерк, рисунки. Графический
метод психологической диагностики,
являясь модификацией проективного
метода, позволяет исследовать особенности
проецирования личностью действительности
и се интерпретации. При этом используются
разработанные в западной психологии
стандартизированные приемы и процедуры:
«рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и
Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек»
(Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).

Биографический
метод исследования состоит в выявлении
ключевых факторов формирования индивида,
его жизненного пути, кризисных периодов
развития, особенностей социализации.
Анализируются также текущие события в
жизни индивида и прогнозируются возможные
события в будущем, составляются графики
жизни, производится каузометрия (от
лат. causa
— причина и греч. metro
— измерение) — причинный анализ
межсобытийных отношений, анализ
психологического времени личности,
когда выявляются стартовые события
отдельных периодов развития личности
или ее деградации.

Биографический
метод исследования направлен на выявление
стиля жизни индивида, типа его адаптации
в среде. Он используется как для анализа,
так и для коррекции жизненного пути
личности. Возможна диагностика
обследуемого при помощи компьютерной
программы «Биограф». Метод позволяет
выявить факторы, наиболее влияющие на
поведение личности. Полученные данные
используются для коррекции поведения
индивида, личностно направленной
психотерапии, релаксации (ослабления)
возрастных кризисов.

В
последнее время в психологических
исследованиях стал широко применяться
метод психологического моделирования.
Он выражается в знаковой имитации
психических явлений или организации
различных видов человеческой деятельности
в искусственно сконструированной среде.
С его помощью удается моделировать
некоторые аспекты восприятия, памяти,
логического мышления, а также создавать
бионические модели психической
деятельности (например, перцептроны —
распознающие системы).

Сравнительно-генетический
метод — способ изучения психических
закономерностей посредством сравнения
отдельных фаз психического развития
индивидов.

Социальная
психология использует как методы общей
психологии, так и методы социологии —
групповой эксперимент, беседу,
анкетирование и интервьюирование,
изучение документов, включенное
наблюдение (путем внедрения исследователя
в изучаемую среду), наблюдение в тестовых
ситуациях и др. Существуют и специфические
методы социальной психологии, одним из
них является метод социометрии —
измерение неофициальных взаимоотношений
людей в группе. Графическое изображение
этих отношений называется социограммой.

Для
исследования влияния социальной группы
на позиции личности применяется метод
подставной группы.

Для
диагностики социально значимых качеств
личности используется метод экспертных
оценок и метод групповой оценки личности.

Для
исследования той или иной психологической
проблемы применяется соответствующая
система приемов и правил исследования,
т. е. методика конкретного исследования:
выдвижение гипотезы, выбор экспериментального
приема и соответствующего материала,
выделение контрольных и экспериментальных
групп испытуемых, определение серий
эксперимента, статистическая и
теоретическая обработка экспериментального
материала и т. п.

По
задачам и методам исследования психология
находится на стыке общественных и
естественных наук.

Научное
понимание психики человека возможно
лишь при целостном рассмотрении
совокупности психических явлений.
Абсолютизация отдельных сторон психики
приводит к ограниченным концепциям и
теориям.

studfiles.net

Общая характеристика основных методов психологического исследования

5 вопрос. Общая характеристика основных методов психологического исследования.

Для решения задач психологии применяются следующие методы:

лабораторный и естественный эксперимент;

наблюдение;

исследование продуктов деятельности;

анкетирование и тестирование;

биографический метод;

психологическое моделирование;

сравнительно-генетический метод и др.

Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.

В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.

Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.

К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.

Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.

Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).

Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

В последнее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны — распознающие системы).

Сравнительно-генетический метод — способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии — групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др. Существуют и специфические методы социальной психологии, одним из них является метод социометрии — измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называется социограммой.

Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.

Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности.

Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования: выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.

По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.

Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ограниченным концепциям и теориям.

ifreestore.net

Характеристика методов психологического исследования

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос .

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных.

Наблюдение имеет несколько вариантов.

 Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями). Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. Стандартизированное наблюдение  лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их: Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса .

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых .

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам, выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание
применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

Третий тип тестовпроективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент
организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент
предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе .

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель
представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.

 Техническое моделирование предполагает создание прибора, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.

Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной.

Примеры технического моделирования встречаются в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это попытки построения спец.машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Нервная система подразделяется на центральные и периферические отделы. Центральная нервная система (ЦНС) представлена головным и спинным мозгом. Она защищена костной тканью черепа и позвоночника и окружена оболочками. Внутри нее находится система полостей и щелей, получивших название желудочков мозга и заполненных спинномозговой жидкостью.

В головном мозге человека на основе учета морфологических особенностей, эмбриологических и физиологических данных выделяются три больших отдела: ствол, подкорковый отдел и кора больших полушарий.

У высших млекопитающих развивается передний мозг, состоящий главным образом из новой коры (неокортекс). У человека он становится доминирующей структурой нервной системы. Этот эволюционно новый отдел состоит главным образом из полушарий, покрытых корой — слоем серого вещества толщиной в среднем 3 мм. Под корой располагается белое вещество, образованное скоплением нервных волокон, которые проводят нервные сигналы к коре и от нее. Здесь же находятся полосатые тела, ответственные за нервно-мышечный тонус и координацию автоматизированных движений.

Топография коры задается бороздами, которые делят ее поверхность на выпуклые извилины и доли. Различают шесть долей: лобная, теменная, височная, затылочная, лимбическая и островок; их разделяют боковая, центральная, теменно-затылочная, поясная и коллотеральная борозды. Архитектоника коры образована семислойным расположением вставочных нейронов рефлекторных дуг. Слои отличаются друг от друга по ширине, густоте расположения, форме и величине клеток, направлению, густоте и толщине волокон. Нижний этаж, представленный V-VII слоями, выполняет проекционную функцию, отдавая нисходящие волокна к двигательным ядрам головного и спинного мозга. Верхний этаж распространяет по коре импульсы, поступающие по восходящим волокнам от подкорковых структур, посылает ассоциативные и комиссуральные волокна ко всем областям коры.

Периферическая нервная система образована черепномозговыми и спинномозгоными нервами, а также сенсорными н вегетативными узлами — ганглиями, представляющими собой скопления нервных клеток, волокон и сопровождающей их ткани.

Динамический стереотип —физиологическая основа многих явлений психической деятельности человека, например навыков, привычек, приобретенных потребностей и др. Комплекс динамических стереотипов представляет собой физиологическую основу устойчивых особенностей поведения личности.

Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга —системности. Этот принцип состоит в том, что на сложные комплексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей, а как на целостную систему. Внешний стереотип —закрепленная последовательность воздействий отражается во внутреннем нервно-динамическом стереотипе. Внешними стереотипами являются все целостные предметы и явления (они всегда представляют определенную совокупность признаков) : привычная обстановка, последовательность событий, уклада жизни и т.д.

Ломка привычного стереотипа всегда является тяжелым нервным напряжением (субъективно это выражается в тоске, унынии, нервозности, раздражительности и т.п.). Как ни сложна ломка старого стереотипа, новые условия формируют новый стереотип (поэтому он и назван динамическим).

В результате многократного функционирования он все более и более закрепляется и в свою очередь становится все более трудноизменяемым.

Динамические стереотипы особенно устойчивы у пожилых людей и у лиц со слабым типом нервной деятельности, с пониженной подвижностью нервных процессов.

Привычная система действий, вызывая облегчение нервного труда, субъективно ощущается в виде положительных эмоций. “Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства”.

students-library.com

Общая характеристика методов социально-психологических исследований

Общая характеристика методов социально-психологических исследований

Социально-психологическая наука строится на основе проведения социально-психологических исследований.

Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Любое социально-психологическое исследование нацелено на получение информацию с помощью научных методов.

Психологические методы группируются по различным основаниям. Например, известна классификация Б.Г. Ананьева, в соответствии с которой выделяют организационные методы, эмпирические методы, методы обработки и интерпретационные методы. Также предлагается весь набор методов подразделять на две группы: методы сбора информации и ее обработки.

Прежде всего различают методы сбора социально-психологических данных и методы активного социально-психологического обучения.

Методы сбора социально-психологических данных – это совокупность приемов, процедур и операций, с помощью которых эти данные могут быть установлены и подвергнуты первичному анализу.

Среди них выделяют количественные и качественные методы исследования.

К количественным относятся методы, для которых основными являются процедуры измерения, категоризации и кодирования.

Эксперимент. В течение многих десятилетий в социальной психологии предполагалось, что изучение психологических явлений должно строиться по аналогии с естественными науками: необходимо тщательное объективное наблюдение, количественное измерение переменных, нахождение логических связей между причиной и следствием. Важным условием является также воспроизводимость результатов. В конечном итоге это выражается в требовании использовать в социальной психологии в основном так называемые количественные методы, в частности, эксперимент. Именно поэтому традиционную, а точнее бихевиористски ориентированную социальную психологию часто называют экспериментальной наукой. В том, что именно эксперимент является основным методом, легко убедиться, достаточно открыть учебник по социальной психологии, где изложение любой теории подкрепляется многочисленными экспериментальными исследованиями.

Эксперимент — определенным образом организованное исследование, когда экспериментатор осуществляет планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирует эффекты, производимые этими воздействиями на другие переменные. Это исследование, в котором исследователь изучает влияние одного класса переменных (независимых) на другой класс переменных (заваисимых).

Правильно организованный эксперимент позволяет выявлять причинно-следственные связи, которые имеют место в том случае, когда причина предшествует по времени эффекту, воздействие или воздействия статистически связаны с эффектом и, кроме того, нет альтернативного объяснения эффекта помимо воздействия.

Поэтому Campbell (1990) указывает, что хороший эксперимент:

1) делает ясной временную последовательность между причиной и эффектом;

2) достаточно чувствителен для того, чтобы показать, что вероятные причина и эффект взаимосвязаны;

3) исключает возможность влияния третьих переменных, которыми можно было бы объяснить связь между причиной и эффектом;

4) исключает альтернативные гипотезы о конструктах, включенных в эту связь.

Кроме того, он подчеркивает, что установленная каузальная связь должны быть устойчивой, воспроизводимой при различных условиях, в любое время и для любых групп исследуемой популяции.

Все эксперименты разделяют на лабораторные и естественные, в зависимости от того, где проводится исследование. Они имеют общие черты:

— экспериментатор произвольно вводит независимые переменные, контролирует их и изменения зависимых переменных;

— для их проведения необходимо выделение экспериментальной и контрольной группы, чтобы результаты измерений могли сравниваться с некоторым эталоном.

Большинство экспериментов в социальной психологии было проведено в лабораторных условиях. Лабораторный эксперимент позволяет осуществлять строгий контроль всех случайных воздействий.

Достоинства лабораторного эксперимента

1. При изучении процессов, протекающих в мозге, познавательных психических процессов и многих других явлений необходимо точное измерение, которое можно осуществить только в лаборатории с использованием технических средств.

2. Эксперименты, проведенные в лаборатории, гораздо легче воспроизвести, а это важное условие для построения научных теорий в социальной психологии.

3. Лабораторный эксперимент позволяет осуществлять строгий контроль всех случайных воздействий и в большей мере приблизиться к идеальному эксперименту.

4. Многие эффекты, изученные в лабораторных условиях, могут гораздо сильнее проявляться в реальной жизни, что свидетельствует о том, что они не просто созданы в лаборатории. Например, в известном исследовании Милграма по изучению подчинения, участники могли остановить эксперимент в любой момент, но в реальной жизни есть сильное социальное давление и санкции, против того, кто не подчиняется нормам, поэтому подчинение авторитету может проявляться еще в более сильной степени.

Многие критики считают, что изучение поведения в отрыве от реальной жизни, в искусственно созданных условиях, не имеет значения.

В качестве недостатков лабораторного эксперимента называют:

1. Узость независимой и зависимой переменной (низкая конструктная валидность). Например, те агрессивные формы поведения, которые Бандура наблюдал в своем эксперименте, не являются единственными и дети могут проявлять другие формы деструктивного и враждебного поведения. Heather (1976) указывает:

» Психологи пытаются «втиснуть» изучение человеческой жизни в лабораторную ситуацию, где она становится неузнаваемо отличной от ее естественно возникающих форм».

2. Низкая экологическая валидность (т.е. возможность обобщать результаты на другие условия и других испытуемых) — невозможность обобщения результатов. Эффект, наблюдаемый в лаборатории, может не иметь никакого отношения к реальной жизни вообще, кроме того эксперименты, проведенные на крысах, голубях или шимпанзе не могут дать нам информацию о сложном человеческом поведении.

3.Ограниченность лабораторного эксперимента связана с проблемой репрезентативности. В эксперименте участвует ограниченное число испытуемых, но полученные выводы обычно распространяются на более широкую популяцию.

4. Искусственность условий. Для многих людей лаборатория кажется неприятным или даже страшным местом, в результате чего они могут быть слишком покорными или испытывать неприятное чувство «давления» окружающей обстановки.

5. Даже в том случае, когда исследование организовано верно, остается еще несколько проблем, связанных с влиянием личностных особенностей экспериментатора и исследуемого, взаимодействия между ними, которые проявляются только в ходе эксперимента.

Личные качества экспериментатора — биосоциальные (раса, пол, возраст, социальный класс и т.д.) и психологические (интеллект, потребность в достижении, уровень тревожности и т.д.) могут влиять на поведение участников. Есть свидетельства, что привлекательные экспериментаторы-женщины способны добиваться от испытуемых мужчин лучших результатов, чем экспериментаторы-мужчины.

В литературе описывается эффект Розенталя, когда исследователь произвольно или непроизвольно действует так, что влияет на ход эксперимента. Например, если исследователь имеет высокую потребность в одобрении, то он попытается получить результаты, соответствующие выдвинутой гипотезе, чтобы услышать похвалу со стороны коллег, или он просто сфальсифицирует результаты, так как боится потерять работу или хочет преуспеть.

На результаты влияют также особенности испытуемого. Участники, которые нуждаются в одобрении, поддаются влиянию со стороны экспериментатора и они стремятся дать «правильный» ответ, чтобы получить одобрение со стороны экспериментатора.

Опасения могут возникнуть, когда испытуемый думает, что исследователь найдет отклонения от нормы, и возникающая при этом тревожность влияет на результат.

Многие просто хотят выглядеть лучше под влиянием действия фактора социальной желательности. Большинство людей не хотят, чтобы о них думали как о ненормальных, конформистах, непривлекательных, глупых и т.п. и стараются угадать, что хочет экспериментатор и выглядеть достойно.

Этика экспериментального исследования.

Для снижения влияния этих факторов есть две возможности: усиление контроля и создания новых техник. Усиления контроля связано с выбором схемы эксперимента. Кроме того, создаются специальные процедуры, например, слепой метод и двойной слепой метод. Когда используется слепой метод, то испытуемого просто обманывают, т.е. дают неверную информацию по поводу того, для чего проводится исследование. При двойном слепом методе сам экспериментатор, взаимодействующий с испытуемыми, не знает, какие воздействия оказаны на испытуемого и оказаны ли вообще.

Использование обмана иногда бывает наилучшим и, возможно, единственным способом получения информации о том, как люди ведут себя в наиболее сложных и наиболее важных жизненных ситуациях, но этот способ ставит экспериментатора перед серьезными этическими проблемами.

— В конце концов просто неэтично лгать людям.

— Подобный обман, кроме всего прочего, ведет к вторжению в частную жизнь испытуемых. Когда испытуемые не знают, что изучается на самом деле, они лишены возможности давать согласие на участие в эксперименте, которое основывается на полной информированности. И если бы знали о цели, то, возможно, отказались бы.

mirznanii.com

Методы Психологического Исследования

 Психология для накопления научных данных использует целый комплекс специальных методов. Для данной науки является крайне важным то, каким путем получены знания. Л.Выготский считал, что факты, полученные при помощи разных познавательных принципов, представляют собой совершенно разные факты.

Факты, получаемые в эмпирическом исследовании, определяются влиянием исследовательских схем, гипотезами, уже имеющимися знаниями об изучаемом объекте и прочими факторами. Поэтому методология и методы психологического исследования являются одной из наиболее существенных и дискутируемых проблем психологии как науки.

Методы психологического исследования – это способы исследования и изучения психических особенностей разных людей, анализа и обработки собранной психологической информации, а также получения научных выводов на базе исследовательских фактов. Методы используются для решения конкретных исследовательских задач в области психологии.

Основные методы психологического исследования – это эксперимент и наблюдение. Каждый из названных методов выступает в специфических формах и характеризуется различными подвидами и особенностями.

 

Методы психологического исследования нацелены на раскрытие особенностей, закономерностей, механизмов психики отдельных индивидов и социальных групп, а также для аналогичного исследования психических процессов и явлений.  Каждый метод обладает своими возможностями, но также и имеет определенные ограничении. Эти особенности нужно учитывать в практике, профессиональных и прочих видах деятельности.

Исследования в области психологии имеют направленность на получение объективного результата, истинного знания об определенных возможностях психики. Для этого необходимо освоение отдельных методов психологии и методик профессионально-психологического исследования и изучения человека.

Методы психологического исследования можно классифицировать. В этом вопросе выделяют различные подходы. К примеру, Б. Ананьев различает следующие группы методов исследования в психологии.

Организационные – включают сравнительный анализ (сопоставление испытуемых по определенному критерию: род деятельности, возраст, т.д.), лонгитюдный метод (длительное исследование одного явления), комплексный (в исследование вовлекаются представители разных наук, разные средства изучения).

Эмпирические – это сбор первичной информации. В них выделяют обсервационные методы (под которыми понимают наблюдение и самонаблюдение.

Эксперименты – методы, включающие в себя полевое, лабораторное, естественное, формирующее и констатирующее исследование.

Психодиагностические – тестовые методы, которые делятся на тесты проективные, стандартизированные, беседу, интервью, анкеты, социометрию, опросчики и пр.

Праксиметрические – приемы анализа явлений, продуктов деятельности психики, такие как хронометрия, биографический метод; профессиограмма, циклография, оценка продуктов деятельности; моделирование.

Методы обработки данных, которые включают в себя количественные (статистические) и качественные (анализ и дифференциация материалов по группам), они позволяют установить закономерности, скрытые от прямого восприятия.

Интерпретационные методы предполагают отдельные приемы объяснения зависимостей и закономерностей, выявляемых при статистической обработке данных и их сравнении с уже известными фактами. Сюда входят типологическая классификация, генетический метод, структурный, психография, психологический профиль.

Принципы психологического исследования: ненанесения ущерба испытуемому, компетентности, беспристрастности, конфиденциальности, осведомленного согласия.

fb.ru

Общая характеристика методов психологических исследований

Министерство образования и науки российской Федерации

ГОУ ВПО Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанов
Кафедра общепрофессиональных психолого-педагогических дисциплин (ОППД)

Контрольная работа
по дисциплине: «Психология»

тема: «Общая характеристика методов психологических исследований»
Выполнил:

Специальность:

Проверил:      
 
Абакан 2011

Оглавление
Введение. 3

1. Методы исследования в психологии. 4

1.1. Наблюдение. 7

1.2. Опрос. 9

1.3. Тесты.. 10

1.4. Эксперимент. 12

1.5. Моделирование. 13

Заключение. 15

Библиографический список: 16

Введение

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом за­висит от совершенства методов исследования, от того, насколь­ко они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный про­рыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления на­столько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успе­хи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегри­рованными методы самых разных наук. Это — методы филосо­фии и социологии, математики и физики, информатики и ки­бернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

1. Методы исследования в психологии

Благодаря применению методов естественных и точных на­ук, психология начиная со второй половины прошлого века вы­делилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основ­ном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рас­суждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыгра­ли свою положительную роль в истории психологии. Они по­служили основой для построения первых научных теорий, объ­ясняющих сущность психологических феноменов и человече­ского поведения. Однако субъективизм этих методов, их недо­статочная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкс­периментальной наукой, способной предполагать, но не дока­зывать причинно-следственные связи, существующие между пси­хическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабо­раторного эксперимента и измерения. Попытки количествен­ной оценки психологических явлений предпринимаются начи­ная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попы­ток было открытие и формулировка серии законов, связываю­щих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.

Сюда же следует отнести и начальный этап развития диффе­ренциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования мате­матических моделей и расчетов получила широкое распростра­нение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое иссле­дование.

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных ис­следований. Пионером в этом отношении явился немецкий уче­ный В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устрой­ства позволяли исследователю ставить и проводить контроли­руемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воз­действия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно про­стые технические устройства, в основном механические. В на­чале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях ис­пользуются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в пси­хологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как на­блюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значе­ния несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для ис­следования таких тонких явлений, которыми занимается пси­хология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблю­дение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощу­щениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролиро­вать при помощи иных, более объективных методов, в частно­сти математических расчетов.

В табл. 2 представлены методы, которые используются в со­временной психологии для сбора так называемых первичных дан­ных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.

Таблица 1

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных

Основной методВариант основного метода
НаблюдениеВнешнее (наблюдение со стороны)
Внутреннее (самонаблюдение)
Свободное
Стандартизированное
Включенное
Стороннее
ОпросУстный
Письменный
Свободный
Стандартизированный
ТестыТест-опросник
Тест-задание
Проективный тест.
ЭкспериментЕстественный
Лабораторный
МоделированиеМатематическое
Логическое
Техническое
Кибернетическое

1.1. Наблюдение

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюде­ние — это способ сбора данных о психологии и поведении че­ловека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внут­реннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изу­чить интересующее его явление в том виде, в каком оно непос-­
редственно представлено в его сознании. Внутренне восприни-­
мая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за
ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, пе­-
реживаниями) или пользуется аналогичными данными, сооб­
щаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспек-
тирование по его заданию.   

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных ра­мок, программы, процедуры его проведения. Оно может ме­нять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе само­го наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стан­дартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в про­цессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психоло­гии) исследователь выступает в качестве непосредственного уча­стника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, эксперимента­тор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает лично­го участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои осо­бенности и применяется там, где он может дать наиболее до­стоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение не­заменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя яв­ления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует на­блюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход- заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у ис­следователя имеется точный и достаточно полный перечень при­знаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психо­лог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувст­вовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему на­блюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

1.2. Опрос

Опрос представляет собой метод, при использовании кото­рого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои до­стоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отве­чающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако тре­бует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуе­мых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивиду­альных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от пове­дения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, ис­ходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменно­го опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и воз­можных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко ме­нять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стан­дартизированный опрос, при котором вопросы и характер воз­можных ответов на них определены заранее и обычно ограни­чены достаточно узкими рамками, более экономичен во време­ни и в материальных затратах, чем свободный опрос.
1.3. Тесты

Тесты являются специализированными методами психоди­агностического обследования, применяя которые можно полу­чить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последу­ющей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и срав­нивать между собой психологию разных людей, давать диффе­ренцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опрос­ник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надеж­ности вопросов, по ответам на которые можно судить о психо­логических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испы­туемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинако­вый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А не­достаток состоит в том, что при использовании тестов испыту­емый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психоло­гию и поведение (Этот недостаток относится ко всем методам исследования, основанным на самоконтроле, т.е. связанным с использованием речевых и поведенческих со­знательно контролируемых реакций). Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психо­логические свойства и характеристики, в существовании кото­рых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, осо­бенно недостатки, человек склонен приписывать другим лю­дям. Проективные тесты предназначены для изучения психоло­гических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о пси­хологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отри­цательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вво­дит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную си­туацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой си­туацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На ос­новании содержательной интерпретации ответов судят о собст­венной психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требо­вания к уровню образованности и интеллектуальной зрелости  испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограни­чение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют боль­шой специальной подготовки и высокой профессиональной ква­лификации со стороны самого психолога.
1.4. Эксперимент

Специфика эксперимента как метода психологического исс­ледования заключается в том, что в нем целенаправленно и про­думанно создается искусственная ситуация, в которой изучае­мое свойство вьделяется, проявляется и оценивается лучше все­го. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с дру­гими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвеча­ющий всем требованиям психологический эксперимент на прак­тике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встре­чается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: есте­ственный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в усло­виях, отдаленных или приближенных к действительности. Ес­тественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вме­шивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный экспери­мент предполагает создание некоторой искусственной ситуа­ции, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контроли­ровать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрыва­ют в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.
1.5. Моделирование

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого фено­мена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представ­ляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отно­шения в изучаемом явлении. Техническое моделирование пред­полагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элемен­тов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, при­меняемой в математической логике.

Наиболее известными примерами математического модели­рования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера и Стивенса. Логиче­ское моделирование широко используется при изучении мыш­ления человека и его сравнении с решением задач вычисли­тельной машиной. С множеством разнообразных примеров тех­нического моделирования мы встречаемся в научных исследо­ваниях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это — попытки построения перцептронов — машин, способ­ных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сен­сорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Иллюстрацией кибернетического моделирования является ис­пользование в психологии идей математического программиро­вания на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и че­ловеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислитель­ных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии вы­ступили известные американские ученые Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам. Отметив наличие в организме такой же слож­ной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логиче­ского и математического анализа для получения вторичных ре­зультатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпрета­ции переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математи­ческой статистики, без которых зачастую невозможно полу­чить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а так­же методы качественного анализа

Заключение

Наличие достаточно объективных, точных и надежных методов одно из основных условий каждой науки. Роль метода науки связана с тем, что сущность изучаемого процесса не совпадает с теми проявлениями, в которых он выступает; необходимы специальные приемы, которые позволяют проникать за пределы явлений непосредственному наблюдателю, в те внутренние законы, которые составляют сущность  изучаемого процесса. Такой путь от явления к сущности, использующий целый ряд объективных приемов исследования, характерен для истинно научных исследований.

Основной задачей, психологической науки стала разработка таких объективных методов исследования, которые пользовались бы обычными для всех остальных наук приемами наблюдения  за протеканием того или иного вида деятельности и экспериментального изменения условий ее протекания, и могли бы проникнуть за пределы ее внешнего описания к лежащим в ее основе закономерностям.

Библиографический список:

1.     Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 1999.

2.     Маклаков О.А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.

3.     Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М., 1998.

4.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000,

5.     Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1995, 448с.

coolreferat.com

Методы психологических исследований

Методы психологических исследований

Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы- устанавливает законы той области деятельности , которую изучает.

Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.

Рассмотрим методы психологии исходя из четырех основных позиций:

a)не экспериментальные психологические методы;

б)диагностические методы;

в)экспериментальные методы;

г)формирующие методы.

Не экспериментальные методы

1. Наблюдение является одним наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом.

Различают несистематическоеи систематическоенаблюдение:

несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях;

систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует корреляционному исследованию (о нем речь пойдет далее).

Различают «сплошное» и выборочноенаблюдение:

в первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, например, при исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.) внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним.

Есть два варианта включенного наблюдения:

наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем;

наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется. В любом случае важнейшую роль играет личность психолога — его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, «разоблачение» исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.

Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований «методом обмана», когда его цели скрываются от исследуемых людей и\или когда испытуемые не знают, что они — объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций.

Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, является «трудовой метод», который очень часто использовали зарубежные и отечественные психологи в 20-30-х годах нашего века.

Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.

Что касается способов регистрации получаемых данных, то, по-видимому, в процессе первоначальных наблюдений лучше использовать не составленные заранее протоколы, а развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей.

Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описаниянаиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением более общих законов познания, свойственен и другим неэкспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.

Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить? В первую очередь все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п. А.А.Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения.

Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.

Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

2. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: «Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?»;

это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: «Какой из учебных предметов — самый интересный?». А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: «алгебра», «химия», «география», «физика» и т.д.;

это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов «да» или «нет» испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:

5 — уверено да;

4 — больше да, чем нет;

3 — не уверен, не знаю;

2 — больше нет, чем да;

1 — уверенно нет.

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

mirznanii.com