Характеристика экономической командной системы – Командная экономика
Командная экономика
Общая характеристика командной экономики
Командная экономика — экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.
В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или её отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведённая продукция считается товаром, но цены на неё устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).
Замечание 1
Командная или плановая экономика характеризуется тем, что централизованно решает что, как, для кого и когда производить. Спрос на товары и услуги устанавливается исходя из статистических данных и планов руководства страны. Командной экономике характерна высокая концентрация производства и монополизм. Частная собственность на факторы производства практически исключена или существуют значительные преграды для развития частного бизнеса.
Кризис перепроизводства в условиях плановой экономики маловероятен. Более вероятным становится дефицит качественных товаров и услуг. Действительно, зачем строить рядом два магазина, когда можно обойтись и одним или зачем разрабатывать более совершенную технику, когда можно производить технику низкого качества — альтернативы же все равно нет. Из положительных моментов плановой экономики стоит выделить экономию ресурсов, прежде всего людских. Кроме того, плановой экономике характерна быстрая реакция на неожиданные угрозы — как экономические, так и военные.
Преимущества и недостатки экономической системы
Преимуществами командной экономики являются:
минимум неопределённости в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;
возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;
отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоёв общества;
возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.
Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:
отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей — все заранее запланировано и распределено;
необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;
субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;
отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат — недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.
Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.
Сравнивая рыночную экономику с командно административной можно выделить два основных признаков отличия, которые представлены в табл. 1.
Рисунок 1. Характеристика рыночной и командной экономических систем по двум основным признакам
Основные идеи командной экономики
Директивное планирование. В основе административно-командной системы лежит принцип директивного планирования. План, разработанный центром (Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР), является основным законом административной системы. На основе плана отраслевыми министерствами разрабатываются задания для отраслей экономики, и затем для предприятий, строек, колхозов и выделяются материальные ресурсы.
Вся произведённая продукция предприятий передаётся в распоряжение вышестоящих органов материально-технического снабжения или торговли (Государственный комитет по материально-техническому снабжению), которые передают её потребителям.
Экономические рычаги в механизме управления (цены, зарплаты, банковский процент) играют формальный характер. Цены на товары и зарплаты работникам определяет центр (Государственный комитет цен при Совете Министров СССР). Основные накопления предприятий изымаются в бюджет (Министерство финансов СССР).
Мотивация работников. Для каждой категории работников служебный оклад определяется централизованно одинаковым образом по всей стране (Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам). Дополнительные премии платят за выполнение планов центра, из ограниченного фонда премий, только по указанию начальства. Существенную роль в мотивации работников играют административное поощрение и принуждение. Поощрением является повышение по службе, принуждением являются выговоры, наказания.
Противоречия командной экономики:
Центр не в состоянии охватить всю экономику и каждое предприятие своим руководством.
Верхние этажи административной системы перегружены текущей работой.
Проблема экономических оценок принимаемых решений. Для оценки принятого решения нужно сопоставлять затраченные ресурсы и произведённую в итоге продукцию. Но для этого сопоставления нужны объективные, соответствующие общественно необходимым затратам цены, которые может определить только рынок, а не администратор.
Качество принимаемых решений зависит персонально от личности руководителей, особенно от первого лица.
Торможение научно-технического прогресса вызвано тем, что все права на основные решения сосредоточены на верхних этажах системы управления и сами решения принимаются волевыми, субъективными методами.
Критерием выдвижения руководящих работников являются не творческие способности и компетентность, а исполнительность и способность не рассуждая выполнять приказы начальства, личное знакомство с руководителем. Предпочтение при выдвижении отдаётся тем, кто по своим деловым качествам не может составить конкуренции с выдвигающими. В результате качество руководящих кадров неуклонно ухудшается.
spravochnick.ru
3.3. Особенности командной экономической системы
Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.
В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а так же централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда
Основные черты:
-государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
-сильная монополизация и бюрократизация экономики;
-централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма.
Основные черты хозяйственного механизма:
-непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;
-государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
-государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.
studfiles.net
Командная экономическая система и ее характеристики
Командная экономическая система существовала в бывших социалистических странах и республиках СССР. Если даже кратко рассмотреть следующие основные структурные элементы этой экономической системы, как отношения собственности, механизм координации интересов различных субъектов народного хозяйства, формы государственного регулирования хозяйственных связей между субъектами общественного производства и государством можно понять историческую обреченность, нежизнеспособность такой системы. Какие же основания дают право делать такие выводы?
Прежде всего, это реальная система отношений собственности, сложившейся в командно-административной экономике. Господствующими считались две основных формы собственности: общественная (общенародная) и коллективная (колхозно-кооперативная). Итак, все основные объекты собственности принадлежали народу, находились в его владении, распоряжении, пользовании, что предполагало единство, прозрачность потребностей и интересов основных субъектов экономических отношений.
На самом же монопольным правом распоряжения и использования основных объектов общественного производства обладали органы власти: партийные, советские, профсоюзные, частично хозяйственные. Т.е. реально собственность на основные средства производства принадлежала даже не государству, а ее бюрократическому аппарату управления, который использовал результаты труда всего общества по своему усмотрению, конечно, под соответствии сложившимися идеологическими лозунгами.
Возможность удовлетворять свои корпоративные интересы в системе отношений собственности, сложившихся отвергала во властных структур даже мысль о возможности и целесообразности существования каких-то других, подконтрольных им форм собственности, о необходимости существования конкуренции как внутреннего двигателя развития экономики.
Монополия одной (причем искаженной) формы собственности, возникновение на этой основе гигантских государственных монополий во всех шаpax хозяйственной жизни лишали права на существование механизм управления экономикой с его принципами «что производить», «как производить», «для кого производить». Его существование было невозможным без конкуренции, рыночного ценообразования на новые действия закона спроса и предложения, других рыночных рычагов. Специфика отношений собственности, сложившейся в странах социализма, определяла и специфику механизма координации основных субъектов совместного производства.
Основу такого механизма определял не рынок с его объективными законами, а государственное централизованное планирование, то есть формирование потребностей, планов развития каждого субъекта и способов реализации этих планов из центра. Поэтому ответы на вопрос «что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?» Диктовали не потребители, а государство; ограниченные ресурсы распределялись между производителями и потребителями не рынком, а государственными органами по их субъективным и субъект ективистським видением потребностей и интересов практически каждого субъекта производства, каждого человека. Например, в середине 60-х годов в СССР государственными органами было установлено более 700 показателей по производству и реализации, 400 — по использованию капиталовложений, 100 — по заработной плате, труда , финансах. И причина такого огромного количества показателей, с помощью которых регламентировалась вся деятельность в народном хозяйстве, заключается не только в желании государственных органов покорить и проконтролировать маленькие звенья экономической системы.
Отсутствие чувства собственника, хозяина у огромного количества активных субъектов экономических отношений, невозможность удовлетворить собственные потребности и интересы законным путем приводила к хищению и разбазариванию огромного количества ресурсов, к формированию затратной или «абсурдной» экономики.
Поскольку между государством и гражданином не существовало такого промежуточного звена, как рынок, то согласование потребностей и интересов происходило с помощью тотального принуждения. Фактически государство, государственные органы определяли, какие потребности, в каком количестве и когда (в порядке очереди) может удовлетворить человек.
Попытки государства контролировать все, без исключения, процессы в сфере производства, распределения, обмена и потребления, отсутствие рыночных рычагов и заинтересованности в результатах своего труда со стороны большинства граждан породили стойкий эффект дефицита практически на все виды продукции, в первую очередь на товары массового потребления. Дефицитная экономика на основе централизованного затратного ценообразования стала, по сути, господствующей экономической моделью развития народного хозяйства в СССР и других странах, ставших на путь эксперимента с построением социалистического общества.
Итак, нежизнеспособность командно-административной экономической системы была сформирована в недрах самой системы, а ее распад-ускоренный действиями бюрократического аппарата на всех его саблях, нежеланием, уступить ни крошкой власти в регулировании экономических процессов, нарастанием противоречий в социальной системе.
Данные об источниках:
8cent-emails.com
Административно-командная экономика. Административно-командная экономическая система :: BusinessMan.ru
Административно-командная система экономики – это концепция управления, в которой основная роль отводится распределительно-командным методам, а власть принадлежит центральным органам правления.
Характерным является централизм хозяйственной деятельности, а также идеологический метод правления, господствующая партийно-государственная бюрократия и полное отсутствие демократии.
Основные моменты
Виды экономики:
- административно-командная;
- традиционная;
- рыночная;
- смешанная.
Каждому развитому государству присущ определенный вид. Административно-командная экономика называется еще и чистой или плановой. Ее суть заключается в том, что управление происходит исключительно с помощью политических решений.
Центральные или органы местного самоуправления принимают все решения об использовании ресурсов самостоятельно. Именно они определяют, какого качества и в каком количестве нужно заказывать сырье для предприятий, какие цены ставить на ту или иную продукцию. При этом учитываются как экономико-технические факторы, так и социально-политические.
Характерные черты
Административно-командная экономика характеризуется:
- государственной собственностью на большинство экономических ресурсов;
- монополизацией и бюрократизмом;
- централизованным, директивным, экономическим планированием как основой хозяйственного механизма;
- иерархией;
- несбалансированностью спроса и предложения, показатели которой увеличиваются с каждым годом;
- расцветом теневой экономики, черного рынка;
- чрезмерным ростом цен, эмиссией денег;
- развалом общенационального рынка;
- разгулом центробежных сил;
- заменой товарно-денежных отношений на бартерный обмен;
- отсутствием у потребителей права выбора товарной единицы;
- деформацией экономических интересов (например, приоритетом торговцев становится не «продать», а «припрятать»).
Преимущества
Главным плюсом этой системы является возможность исключить явную безработицу (во всяком случае, с теоретической точки зрения). Для этого разработано специальное управление ресурсами, при нем все получают работу. Благодаря этому режиму возможен тотальный контроль над расходами и желаемое распределение доходов.
Недостатки
Основные недостатки такой модели хозяйствования:
- административно-командная экономика не способна обеспечить эффективную хозяйственную деятельность;
- производственные монополии не внедряют новые технологии и технические новинки;
- полностью отсутствуют необходимые материальные и человеческие резервы, которые могут понадобиться в случае нарушения баланса народного хозяйства;
- для системы характерен низкий уровень удовлетворения потребностей;
- риск появления скрытой безработицы;
- дефицит ресурсов;
- недостаточное количество предметов потребления;
- «уравниловка».
Концепция Попова
Впервые термин «административно-командная экономика» был использован Гавриилом Харитоновичем Поповым. Он противопоставляет ее рыночной, делая акцент на том, что первая является пирамидой, в которой приказы идут сверху, а вторая ориентирована на среднее звено. Согласно его теории, это уровень директоров заводов, над которыми практически отсутствует приказное управление.
Поповым делается акцент на том, что данная система настолько централизована, что не способна в сжатые сроки ответить на целый ряд вызовов. Он убежден, что функции экономики имеют большой диапазон, но при этом их слабые места весьма открыты.
В целом экономист критикует данную теорию, говоря о том, что переход к рыночной системе – благо для человечества, потому что она больше соответствует реальным потребностям общества.
Исследователи считают публикацию статьи Попова весьма значительным вкладом не только в развитие экономики, но в исторические события СССР. Именно в ней впервые во времена перестройки была провозглашена мысль о восстановлении частной собственности.
Особенности
Административно-командная и рыночная экономика – это два разных режима, которые по-разному действуют на развитие государства и жизнь социума. Для первой основной чертой является директивное планирование. Это значит, что все организации и предприятия должны действовать в соответствии с плановыми заданиями правительственного аппарата. Центральным органам управления принадлежит вся полнота власти.
Исследователи подчеркивают, что административно-командная экономика опирается на тоталитарный или авторитарный режим. Она противоречит демократическим принципам управления и не принимает конкуренцию, свободный рынок или предпринимательство.
Плановая экономика
Управление экономикой исключительно посредствам принятия центральных решений – трудная задача.
Плановая экономика сталкивается с трудностями во время внедрения новых технологий или новинок техники. Все потому, что предприятия не имеют возможности проводить какие-либо эксперименты из-за того, что у них нет прав на это. Плановая экономика подразумевает неограниченную власть в органах управления.
Различные потребители самостоятельно решают, какие товары им покупать, а вот предприятия не имеют права голоса. Они вынуждены производить согласно государственному плану, использовать определенные технологии, закупать сырье, материалы и выполнять специальные задания.
Централизованно-плановая экономика – это концепция, которая основывается на общественной собственности, директивном руководстве и контроле над всеми сферами жизни социума.
Условия экономики таковы, что свободный рынок потребительских товаров сочетается с жестким регулированием предприятий. Это является причиной порождения проблем. Это привело к тому, что страны с плановой экономикой постепенно переходят к рыночной системе, для того чтобы позволить спросу управлять производством.
Господство государства
Административно-командная система встречается во многих странах. Основы экономики заключаются в том, что государство покровительствует крупнейшим предприятиям. Главная отличительная черта – владение всеми ресурсами: землей, недрами, полезными ископаемыми, учреждениями, народным хозяйством и, конечно, финансами. Основы экономики рынка полагаются на спрос, в этом же случае центральные органы власти решают, сколько и кому продукции выпускать.
В таких условиях неминуемо рождается монополия и бюрократия, а это, в свою очередь, значительно снижает стимул к развитию. Из позитивных моментов у административно-командной системы остается свободное медицинское обслуживание, доступ к образованию и хорошее развитие социальной сферы.
Механизм данной системы отличается рядом особенностей. Во-первых, управляет всеми предприятиями государственный аппарат, а точнее, его высшие эшелоны, это сводит на ноль самостоятельность любых хозяйственных субъектов. Во-вторых, исключаются все рыночные связи, отсутствует и классическая связь спроса с предложением, выпуск продукции контролируется центральными органами.
И наконец, в-третьих, государственным аппаратом производится любое руководство при помощи административно-командных методов, а это снижает материальный интерес к результатам труда.
Административно-командная модель экономики в мире
Каждой стране присущи разные виды экономики. Где-то ярко выражены одни, а где-то несколько синтезируют друг с другом и создают один – совершенно новый.
Бывшие социальные страны, в том числе и экономика России, относились к административно-командной системе. На сегодняшней день ею пользуется КНДР и Куба.
В этих странах происходит равномерное распределение потребительских благ, а в таких сферах, как образование или система здравоохранения, действуют элементы уравниловки (перед силой закона все равны).
Еще одна характерная черта – это узкий слой правящей государственной номенклатуры, у которого имеются привилегии в доступе к потребительским благам, например к жилью, санаториям, дефицитным продуктам и др.
Центральная власть выступает и в роли собственника такого важного ресурса, как знание. За счет этого уровень общего, профессионального и технического образования в странах с административно-командной экономической системой достаточно высок. Сюда же можно отнести и всю рабочую силу.
Экономика России
Ядро административно-командной экономики – это СССР. Система сложилась в начале 30-х годов двадцатого века. Этому явлению предшествовали два события: Октябрьская революция, годы военного коммунизма (1917-1920 гг.) и период под названием «новая экономическая политика» (1921-1928 гг.).
Функции экономики того времени сводились не только к государственному контролю за всеми сферами жизнедеятельности общества, но и к созданию производственных кооперативов. В сельском хозяйстве благодаря этому режиму образовывались колхозы.
В Российской Федерации в последние годы осуществилось немало реформ, которые напрямую связаны с разгосударствлением, переходом к рыночным отношениям, приватизацией имущества, демонополизацией. Это привело к возникновению современной системы экономики. Однако полностью перейти на новый режим сразу не удается ни одному государству. Потому в России действует синтез из элементов административно-командной системы и рыночной экономики со свободной конкуренцией.
Хозяйственной жизни присущ главным образом переходной характер. Он может затянуться на десятилетия. Окончательный вариант складывается из многих факторов. Так, современная модель рыночной экономики России зависит от:
- соотношения политических сил в государстве;
- характера проводимых реформ;
- масштаба и эффективности поддержки преобразований международными сообществами;
- исторических традиций.
businessman.ru
Командно административная экономическая система
Роль отношений собственности в формировании и характеристике особенностей национальной экономической системе.
Отношения частной собственности предполагают обособление собственника, который независимо от других людей осуществляет свои права. Ее владелец известен и ответственность за ее использование конкретна. Собственник самостоятельно реализует права владения, распоряжения, пользования и присвоения. Отсюда следует стремление частного собственника наиболее рационально вести свое хозяйство, высокая эффективность частной собственности.
Коллективная собственность основана на объединении индивидуальных собственников. Кооперативная собственность — коллективный вид собственности, сохранившей черты индивидуальной. Каждый член кооператива участвует в нем своим трудом и имуществом, имеет равные права в управлении и распределении дохода. Величина получаемого дохода определяется индивидуальным вкладом пайщика.
Отношения общественной собственности предполагают, что различные лица совместно осуществляют права собственника. Общественная собственность базируется на совместном владении, распоряжении, но исключает индивидуальное. Общественная собственность представлена, прежде всего, государственной собственностью, а также собственностью общественных организаций. Государственная собственность сосредотачивает права собственности у государственного института власти. Верховный распорядитель собственности — государство, а управляют ею назначенные руководители. Право совместного распоряжения государственной собственностью реализуется через систему самоуправления гражданского общества. Граждане государства, распоряжающегося национальным богатством, имеют право на получение части дохода от функционирования государственной собственности. Этот Свободный и равный доступ к государственным (общественным) фондам потребления является обязательным условием функционирования общенародной по содержанию и государственной по форме собственности. Общественный тип собственности представлен государственной собственностью разных уровней: федеральной, субъектов федерации, муниципальной.
Методы сравнительного анализа национальных экономических систем. Критерии и параметры сравнения.
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.
Командно административная экономическая система
Командно административная экономическая система – это способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограни-ченных ресурсов производится по указаниям центрального органа управления и а соответствии с планом.
Черты: 1) Планирование экономики осуществляется из единого центра, является адресным и административным 2) Все средства производства принадлежат государству 3) Высокая монополизация экономики со стороны государства 4) Высокий удельный вес военно-промышленного комплекса 5) Управление экономикой осуществляется при помощи ко-мандно административных методов 6) Отсутствует самостоятельность товаропроизводителей в во-просах, касающихся производства и распределения продукции 7) Централизованная затратная система цен не позволяющая оценивать экономическую эффективность производства 8) Большая часть прибыли уходит в государственный бюджет, а каждый работник получает фиксированную заработную плату 9) Экономическое положение производителей при данной сис-теме мало зависит от их инициативы, предприимчивости, те-ряются стимулы к эффективной работе
Вывод: Не гибкость экономической системы приводит к застою эконо-мики.
Плюсы: 1) Развитие экономики без экономических кризисов 2) Низкие цены 3) Отсутствие безработных 4) Гарантированные заработки
Минусы: 1) Отсутствие экономических стимулов к труду 2) Постоянный дефицит товаров 3) Низкое качество продукции 4) Расточительное отношение к ресурсам 5) Иждивенчество
Разница между командной и рыночной экономикой заключается в следующем:
1)Производство. Рынок стремится к стабильности за счёт диалога и консенсуса между всеми участниками игры, административная экономика жёстко навязывает свою волю и указывает, когда, сколько и для кого производить.
2)Капитал. При рыночной экономике основные средства находятся в руках частного бизнеса, при командной альтернативе – под контролем государства.
3)Стимул к развитию. Рынок порождает конкуренцию, в то время как командно-административная система реализует политическую волю правящей власти.
4)Принятие решений. При рыночной экономике важные шаги предпринимаются путём диалога общества и власти, командная система не считается с мнением других субъектов политики.
5)Ценообразование и «чёрный рынок». Свободная экономика предполагает свободное формирование цены на основе спроса и предложения. Административная модель формируется лишь за счёт товаров, запрещённых к обороту (оружие, наркотики и т.д.). Командно-административная система, напротив, сама выставляет цены, что неминуемо ведёт к появлению «чёрного рынка», где представлены товары за их реальную стоимость.
СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА — тип современной общественно-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и Японии, а также в продвинутых развивающихся странах. Смешанная экономика — это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство.
Для смешанной экономики характерна интеграция частных и общественных начал, которая пронизывает развитие всех форм собственности, секторов и укладов, механизмов регулирования и определяет как тенденции ее развития, так и ее противоречия. Это проявляется во все большем превращении частной собственности из индивидуальной в частно-коллективные формы собственности, в развитии различных форм акционерной собственности, в т. ч. трудовой, собственности различных институтов и фондов, осовременивании индивидуально-частной и мелкогрупповой собственности, усилении роли собственности неприбыльных организаций.
studopedya.ru
Характеристика традиционной и административно-командной экономических систем.
Традиционная экономика
· Частная собственность на ср-ва производства
· Примитивная технология
· Общинное ведение хоз-ва, натуральный обмен
· Преобладание ручного труда
Административно-командная экономика
· Абсолютизация гос. Собственности на природные ресурсы
· Ограничение или запрет на частное предпринимательство
· Централизация их распределения
+ социальная стабильность
— не частной собственности
Рыночная экономика свободной конкуренции: понятие и характерные признаки.
Рыночная экономика — экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок
Рыночная экономика
· Частная собственность на средства производства
· Многообразия форм собственности и хозяйствования
· Свободная конкуренция
· Рыночный механизм ценообразования
· Саморегулирование экономики
· Минимум вмешательства гос-ва
4. Современная рыночная экономика (смешанная экономическая система) и ее модели.
смешанная экономика- рыночная система с социальной ориентацией экономики и общества в целом.
1. Американская (поддержка ЧП, незначительные льготы для др.)
2. Шведская(соц. Направленность, устранение соц. неравенства, прогрессивное налогообложение)
3. Японская (отставание уровня жизни от уровня производительности труда)
4. Российская ( развитие ЧС и ЧП, создание открытой экономики)
5. Сущность и содержание собственности. Собственность как экономическая категория.
Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определённого эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей.
Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы её организации. Рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.
Типы и формы собственности
Общий: представляет такую форму общественной производства при которой коллектив или союз, группа людей владеет средствами производства, совместно их использует в производстве материальных благ и услуг, совместно распределяет доходы, но каждый получает в соответствии со своим трудовым вкладом.
Частный: Такая форма общественного производства при которой определенный коллектив или группа людей в своей собственности имеет средства производства, остальные не имеют их (средств производства). Частный тип собственности может быть представлен в виде индивидуальной и корпоративной собственности.
При индивидуальной собственности происходит соединение труда и средств производства. При корпоративной собственности происходит разъединение труда и средств производства.
Распределение, как при индивидуальной, так и при корпоративной собственности происходит и по труду, и по капиталу.
Смешанный:Проявляется в разного рода ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах, товариществах, аренде, государственных корпорациях и в совместных предприятиях.
Говоря о многообразии форм собственности надо отметить, что она классифицируется на основе каких-то критериев.
Классификация собственности:
1. По форме присвоения:
Индивидуальная.
Это личное подсобное хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность и производственная деятельность.
Ø Коллективная
Кооперативы, арендные предприятия, товарищества, акционерные общества.
Государственная
2. По форме права собственности:
Ø Частная
Собственность физических и юридических лиц.
Ø Государственная
Муниципальная, региональная и общенациональная.
Ø Совместная
Совместная собственность предприятий и организаций.
По субъекту собственности:
ü Отдельные граждане.
Коллективы, группы людей, семьи.
ü Государство.
По объекту собственности:
ü Многочисленные продукты
ü Рабочая сила
ü Земля
Природные ресурсы
ü Жилье
cyberpedia.su
Характеристика командно-административной системы — Мегаобучалка
РЕФЕРАТ
На тему: «Рыночная система»
По дисциплине «Экономика»
Выполнила: студентка
3 курса 1 группы
очной формы обучения
специальности 020201
Иванова Ирина Дмитриевна.
Проверил: к.э.н., доцент
кафедры политэкономии и
экономической политики
Козлов А.Н.
Ростов-на-Дону
2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………3
Командно-административная экономика……………………………5
Характеристика командно-административной системы…………………5
Достоинства…………………………………………………………………6
Недостатки…………………………………………………………………..7
Модели рыночных систем…………………………….….……………..8
Американская модель………………………………………………………9
Шведская модель…………………………………………………………..10
Японская модель……………………………………………………………11
Китайская модель…………………………………………………………..12
Российская модель…………………………………………………………13
Рыночная конъюнктура……………….………………………….14
Классификация конъюнктурообразующих факторов…………………….15
Оценка рыночной конъюнктуры………………………………………….16
Система рыночной инфраструктуры…….….…….…………….17
Вывод………………………………………………..………………18
Список литературы………………………………..………………25
Рыночная система — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.
Основу этой системы составляют: право частной собственности, частная хозяйственная инициатива, рыночная организация распределения ресурсов.
Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенной частью любых видов экономических ресурсов.
Создание именно тех благ, в которых нуждается общество, осуществляется системой рынков, на каждом из которых продаются и покупаются блага и ресурсы определенного типа (рынок земли, рынок капитала, рынок труда, рынки товаров и услуг и т. д.). Рынок определяет степень успешности той или иной хозяйственной инициативы, формирует величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам, диктует пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования. Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния.
Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, тем самым продавец добивается собственной выгоды. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить желаемый товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену.
Рынки, основанные на конкуренции, являются самым эффективным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.
Достоинство конкуренции состоит в том, что только с помощью производства лучших по своим качествам товаров или менее затратных товаров, можно победить конкурентов. В конкуренции покупателей за дефицитный товар с наименьшими затратами одерживают верх те, чья собственная деятельность ценится рынком особенно высоко и лучше оплачивается, что позволяет предложить за товар наивысшую цену.
Рыночная система в силу особенностей своего функционирования обладает также рядом недостатков, называемых в экономической теории провалами рынка. Основными провалами рыночной системы являются: значительный разрыв между доходами различных слоев населения, неспособность в рамках системы производить достаточное количество так называемых общественных благ, возможная монополизация рынка и др.
Командно—административная экономика
Командно-административная экономика была основана на социалистической доктрине. Притягательность социализма как теории и практики обусловлена тем, что он берется решить две проблемы, испокон веков волновавшие человечество. Во-первых, это искоренение неравенства. Во-вторых, это сознательное регулирование жизни общества и каждого человека в отдельности со стороны неких верховных органов общества. Многие явления человеческой жизни и формы поведения, например, войны, насилие, бедность, вызывающая роскошь и бесцельная трата материальных богатств, порождали у многих людей представление о том, что избавить человечество от этого может только руководимое «сверху» коллективное устройство жизни. Сторонники считают, что рациональное, научное управление экономикой и другими сферами жизни способно решить вечные проблемы человеческого бытия и сделать человека счастливым. Камнем преткновения, однако, был и остается вопрос о том, как сформировать верховные органы общества, какими принципами они должны руководствоваться в управлении и может ли общество их контролировать. Из стремления обеспечить равенство и рациональное, научное общество вытекает присущее большинству школ и течений социализма отрицание частной собственности и политической демократии.
Характеристика командно-административной системы
Командно-административную систему характеризует общественная собственность на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного общественного планирования. Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом. Фактически для командной экономики характерен натуральный тип производства. В сельском хозяйстве крестьянство закрепляется за определенным хозяйством, весь прибавочный продукт и часть необходимого продукта изымается государством. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Иными словами, производственные планы устанавливаются плановым органом для каждого предприятия, причем план конкретизирует количество ресурсов, которые должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнять свои производственные задания. Рабочие закреплены за профессиями и даже, быть может, распределяются согласно плану по географическим районам. Связь между производителями и потребителями устанавливается опосредованно – через те же государственные органы, поэтому интересы и потребности потребителей не оказывают прямого влияния на производство товаров и услуг.
Таким образом, командно-административная система — это такая форма общественного хозяйства, когда в условиях развитого общественного разделения труда, специализации производителя, многообразия общественных структур осуществляется сознательное регулирование развития экономики как органического целого из единого центра.
Выделяют две основные модели данной формы общественного хозяйства:
· планово-директивная
· планово-нормативная
Обе эти модели общественного хозяйства представляют собой сознательно жестко регулируемую экономику на основе директивного плана или плановых нормативов. При этом самодеятельность предприятий игнорируется в той или иной степени, а оценка их деятельности осуществляется на основе выполнения планов или нормативов.
Достоинства командно-административной экономики:
· стабильность
· устойчивость
· возможность регулировать все фазы производства
· возможность решать социальные проблемы
Недостатки командно-административной экономики:
· отсутствие стимулов производства
· отсутствие предпринимательского интереса
· негибкость
· бюрократизация
· дефицит многих товаров
Примеры: существуют ситуации, при которых меры жесткого государственного административного регулирования являются единственно правильным способом разрешением проблем. К таким ситуациям относятся экономические кризисы, фрикционная безработица. Длительное задействование административных средств наблюдается во время войн. Например, во Франции после прихода к власти де Голля, в Испании после победы Франко. Также административные инструменты применяются для перестройки существующей общественно-экономической системы. Наример, реформы в западной Германии, проведенные западными оккупационными властями и правительством Аденауэра-Эрхарда; коренное преобразование экономической и политической системы в Японии, Испании, Греции. Есть целые сферы общественной жизни, в которых не сдерживаемая государством свобода собственника грозит обществу безвозвратными потерями или непоправимыми тяжкими последствиями. Сферы эти – окружающая среда, культура, просвещение, образование, здравоохранение.
megaobuchalka.ru