Взаимосвязь сущности и формы права – Сущность, содержание и форма права. Скачать бесплатно и без регистрации

13.3 Сущность, содержание и форма права

Сущность права есть возведенная в закон (иные официальные источники) воля большинства людей, провозглашающая свободу (права и свободы) человека и гражданина как высшую ценность.

Сущность права обусловлена природой человека, его потребностью к свободе, самоопределению. Свобода, в свою очередь, выражается в правах и свободах. Поэтому главное в праве – права и свободы человека. Право (права и свободы) не навязано и не могло быть навязано никем извне, включая государство. Формирование правовых свойств индивида – достаточно сложный и длительный процесс. При познании, овладении правом изменяется многовековой привычный жизненный коллективистский уклад, где «Я» и «Мы» – нераздельны. Правовые способности личности, напротив, появляются вместе с утверждением частного интереса, частной собственности, разграничением индивидуального и коллективного. Психологический механизм превращения отдельного человека в правовую личность (праводееспособного субъекта) приводит в движение воля. Следовательно, появлению общей воли предшествует систематическое взаимовлияние друг на друга индивидуальных психик, воль, открывших первоначально право (права) в себе и для себя. После достижения определенного уровня понимания необходимости права для установления баланса частных и общественных интересов общая воля и стала формой их публичного признания. Конечно, понятие «общая воля» и полнота (объем) провозглашаемых ею прав и свобод всегда должны рассматриваться конкретно исторически.

Являясь источником и носителем власти, народ может сам (путем референдума (голосования)) возвести свою волю в право. От имени и в интересах народа это могут сделать его представители — народные депутаты. В обоих случаях должна быть выражена воля большинства людей. Так, референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан России; федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов Государственной Думы. При этом следует подчеркнуть, что воля большинства, закрепляющая произвол, несвободу, несправедливость, ограничивающая права человека, является антиправовой. Сущность (право как воля) развивается в содержании права.

Содержание права — общая мера свободы и справедливости поведения.

Данный взгляд на содержание права неединственный. Имеет своих сторонников точка зрения, согласно которой в число элементов содержания права включаются нормы права, правоотношения, правосознание и т.д. Однако, для личности имеют значение не нормы, правоотношение, правосознание сами по себе, а те ценности, которые посредством их закрепляются, реализуются, отражаются. Такими жизненно важными, судьбоносными ценностями для правовой личности являются свобода и справедливость.

Право как выражение свободы. Право одновременно есть сама свобода и её мера. Свобода выражается в правах и свободах. Право как свобода проявляется в двух аспектах: негативном и позитивном. В первом (негативном) значении это свобода от любой формы личной зависимости, дискриминации, вмешательства в частную жизнь, принуждения со стороны кого бы то ни было. Во втором (позитивном) смысле – это свобода (возможность) «для» проявления правовой активности.

Мера свободы включает в себя: меру развитости, полноты (объема) и равенства прав и свобод, меру возможности самостоятельного выбора и активной деятельности. Мера развитости, полноты (объема) и равенства прав и свобод человека и гражданина. Формирование прав и свобод личности заняло ни одно тысячелетие. Пока сохранялась полная или частичная несвобода людей (рабство, крепостничество) не было равенства в правах. Наделение правами происходило в зависимости от имущественного, социального положения, принадлежности к определенному роду, сословию.

Это было право привилегий. Ограничен был перечень прав. В ходе исторического развития правовое неравенство преодолевалось, расширялся круг прав и свобод.

Одними из первых равенство прав провозгласили Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.), Французская декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Во Французской декларации идеи свободы и равенства были сформулированы так: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе» (ст.1). Полтора столетия спустя свободным и равным были признаны все люди планеты Земля. Это произошло в 1948 г., когда Организацией Объединенных Наций была принята Всеобщая декларация прав человека. В ст.ст. 1 и 2 данного величайшей важности правового документа заложены следующие строки: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах… Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией без какого бы то ни было различия…» Так что в наши дни каждый человек от рождения обладает всей совокупностью основных прав и свобод и, значит, является свободной, равной и независимой личностью.

Мера возможности самостоятельного выбора и активной деятельности в различных сферах личной, общественной, государственной жизни. Отличительная черта права в том, что оно не столько ограничивает и запрещает, сколько предоставляет права, возможности для инициативного, творческого поведения. Субъект права сам решает, с кем и в какие отношения ему вступать, по своему усмотрению выбирает вариант поведения. Более того, во многих случаях он может установить иной, чем предусмотренный в законе, порядок действий, объем прав и т.д. Так, согласно ст. 233 ГК РФ, клад, т.е. зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. Слова «если соглашением не установлено иное» означают, что собственник земельного участка, строения и лицо, обнаружившее клад, по взаимному согласию могут разделить клад и не в равных долях или договориться о том, что вместо части клада одна из сторон (например, собственник имущества) получит денежную компенсацию и т.п.

Право как выражение справедливости. Право одновременно есть сама справедливость и её мера. Человек не изолированное существо, не единственный житель необитаемого острова. Его свобода, самостоятельность соседствуют с аналогичной свободой, самостоятельностью других людей.

Поэтому всегда существовала и существует проблема — как уравновесить, сделать нормальной, т.е. справедливой, свободу общения? В отличие от свободы, предполагающей возможное поведение, справедливость требует должного, обязательного поведения. Свободой (правами и свободами) в том или ином случае человек может не воспользоваться, поступать же несправедливо запрещено. «Право — это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого», — так определил сочетание свободы и справедливости великий немецкий философ и правовед Э. Кант.

Можно выделить две группы условий, определяющих меру справедливости права:

— условия правового) равенства;

— условия правового неравенства.

Условия правового равенства. В их число включаются:

— признание необходимости одинаковой право-дееспособности;

— равноправие;

— равная возможность для осуществления прав и свобод;

— сбалансированность прав и обязанностей;

— одинаковое применение закона ко всем;

— использование равных оснований ограничения прав и свобод.

Остановимся на последнем условии – ограничении прав и свобод. Они могут быть ограничены в силу политической обстановки, возраста, состояния психики, совершения правонарушения и т.п. Ограничение прав – достаточно жестокое воздействие на человека. Поэтому какие бы не сложились обстоятельства, вызвавшие правовые ограничения, они не должны иметь своей целью превращение субъектов в объект правоотношения, унижения человеческого достоинства.

Условия правового неравенства. Неравенство в противоположность равенству предполагает неодинаковую величину (объём) прав и обязанностей, наличие преимуществ. Оно не должно распространяться на общий (конституционный) правовой статусы личности, а служит дополнением к нему, охватывая родовой (специальный) и индивидуальный правовой статусы личности. Вместе с тем правовое неравенство нельзя рассматривать как вынужденное исключение из общего правила, как негативное отклонение от сложившихся стандартов равенства. Граждане находятся в разном социальном положении, выполняют различные социально-правовые роли (пенсионера, жителя и т.д.), и закон, прежде всего отраслевой, не может это не учитывать. Важно только чтобы такое несоответствие в правах и обязанностях было оправдано реальным, а не мнимым различием в правовом положении и не наносило ущерб конституционному правовому статусу человека и гражданина. Если эти требования соблюдаются, то юридическая дифференциация людей необходима и полезна.

При сохранении равенства общих возможностей законодательное закрепление неравенства, прежде всего, ведёт к наибольшей выгоде менее преуспевающих, социально менее защищённых групп населения. Это достигается с помощью правовых льгот. Льгота выражается как в получении дополнительных прав, так в полном или частичном освобождении от несения некоторых обязанностей. Льготы предоставляются не только отраслями материального, но и процессуального права. Особая ситуация правового неравенства наблюдается при решении вопроса об юридической ответственности. Здесь справедлива не одинаковость ответственности, а, наоборот, ее максимальная индивидуализация. Избежать несправедливости в праве можно воздав каждому в соответствии с его статусом (общим, специальным, индивидуальным), социально-правовой ролью, а также вкладом, заслугами и упущениями, включая правонарушения.

Итак, главное в содержании права — права, свободы, их реальность для всех людей. Это позволяет говорить о праве как о свойстве личности. Человеческая личность биосоциальна, поэтому она не может существовать без прав и свобод, как и без сердца, нервной системы, легких и т.п.

Форма права — это внутреннее строение, структура содержания права и его внешнее официальное выражение и закрепление. Соответственно выделяется внутренняя и внешняя формы права.

Первая непосредственно связана с содержанием права, есть сама организация содержания, его структуры, составляющих её элементов. «Строительным материалом» для организации внутренней структуры права служат нормативные регулятивные средства: принципы, цели, задачи, нормы права и т.п. Принципы, нормы права распределяются по институтам, подотраслям, отраслям права. Отсюда важность построения их системы, выявления места и назначения её составляющих. Только при этом условии возможно концептуальное восприятие права в качестве нормативного регулятора поведения.

Внешняя форма представляет собой совокупность юридических источников права: нормативного акта, нормативного договора, правового обычая, судебного прецедента.

studfiles.net

Сущность, содержание и форма права

Сущность и содержание права

Происхождение права, основные пути его формирования

Правила поведения (социальные нормы),

действовавшие в родовой общине племени

Нормы обычаев,

регулировавшие труд,

охоту, рыбную ловлю,

быт,

семейные отношения


Многие из обычаев

являлись одновременно

и нормами морали,

религии,

регулировали

отправление обрядов

Особенности норм поведения родовой общины

Выражали интересы

всех членов рода.

У членов рода не было разграничения прав

и обязанностей


Их исполнение

обеспечивалось привычкой,

естественной потребностью

соблюдать

укоренившиеся правила,

а также при

необходимости

общественным мнением

общины

Пути возникновения права в процессе перехода

от первобытнообщинного строя

к государственной организации общества

Санкционирование

государственных норм

первобытных

обычаев

и превращение

их в нормы

права (обычаи),

которые

уже стали

охраняться

от нарушений

государством

Юридический

прецедент

(судебное или

административное решение

по конкретным

делам), которому

государство придает

юридически

обязательную силу

для

аналогичных дел

Издание

государством

новых нормативных

актов,

содержащих нормы

права



Исходят от государства

выражают

волю и интересы

определенных слоев

населения

либо

большинство общества


                                                             ПРАВО
                                                   система  норм,

                                                 правил  поведения,

                                                             которые

сформулированы

в специальных

государственных

документах —

нормативных актах

охраняются от нарушений

не только силой

общественного мнения,

но и мерой государственного

принуждения



РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРАВЕ
Теория естественного права                               Историческая школа права

(Локк, Руссо, Монтескье, Радищев)                       (Гуго, Савиньи, Пухта)

Кроме позитивного права, которое

создается государством, существуют

стоящие над ним естественные

неотъемлемые права, принадлежащие

человеку

от рождения

(право на жизнь, свободное развитие, труд

и т.п.)

Право — выражение духа народа,

народного правового убеждения,

формирующегося подобно языку,

постепенно, независимо от государства. Законодатель не может творить нормы по своему усмотрению, а вправе лишь фиксировать то, что сложилось в виде норм

Реалистическая школа права                         Социологическая теория права

          (Иеринг)                                                (Эрлих, Муромцев, Паунд)

Право есть защищенный

государством интерес, оно ничто без

государственной

власти

Право — система правоотношений,

реальное поведение людей, регулируемое правом

Теория солидаризма                                     Нормативистская теория

         (Дюги)                                                  (Кельзен, Штаммер)

Объективное право составляют

правила социальной солидарности,

которым подчинено государство и граждане

Право — иерархия норм,

нормативный регулятор общественных отношений;

оно немыслимо без государства,

а государство немыслимо без права

Психологическая теория права                   Материалистическая (классовая)

    (Мэрилл, Петражицкий)                            теория права (Маркс, Ленин)

Существует подлинное право,

которое представляет собой

психологические переживания

людей об их правах и обязанностях,

и официальное

право — совокупность норм

Право есть возведенная в закон

воля господствующего класса,

содержание которой определяется

материальными условиями

жизни общества



2.Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни складывались длительное время. Довольно четко юридическая наука определяет свойства права, те характерные черты, которые придают праву качество государственного регулятора общественных отношений:

а) нормативность, поскольку право состоит из правил поведения общего характера,

б) неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от государства и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. С течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право — это политическая справедливость, для средневековых ученых — божественное установление, для Ж.-Ж.Руссо — общая воля, Р.Иеринга — защищенный интерес, Л.Петражицкого — императивно — атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ государства и т.д.

Многозначность определений права, не утихающие споры о его существе привели некоторых исследователей к пессимистическому выводу, что сущность права познать нельзя. Очевидно, поэтому, поправляя И.Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н.Алексеев заметил: “Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще”.

Действительно, мы уже убедились, что проблема право понимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей.

Итак, какова же природа права, в чем, иначе говоря, заключается его сущность? Известно, что сущность любого предмета, явления философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, определяющих природу и выражающих самые необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки. Сущность права — это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

Сущность права, таким образом, отражает основную, решающую его связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями, социально — культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности, и видится в «обеспечении» или «разграничении» жизненных интересов людей, в «выражении их воли», в «установлении» определенного порядка общественной жизни.

При рассмотрении сущности права важно учитывать 2 аспекта:

         то, что любое право — есть прежде всего регулятор (формальная сторона),

         то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса),

общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии т т.п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминоровать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и обще социальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.[2]

В отечественной юридической литературе сущность и содержательные свойства права часто не различались. Кроме того, до недавнего времени считалось бесспорным, что право в диалектико-материалистическом понимании есть возведенная в закон воля господствующего класса, что экономически господствующий класс, помимо конституирования государства, придает своей общей воле, обусловленной данным способом производства и формой общения, всеобщее выражение в виде государственной воли, что внешнее выражение этой воли, преобразованной уже в государственную, и есть закон, право. Этот марксистский постулат, являясь логическим продолжением одностороннего и, следовательно, искаженного понимания происхождения, природы и назначения государства, превращал право в средство классового господства, в инструмент навязывания своей воли одним классом другим.

Сущность любого права заключается в тех его внутренних закономерных, устойчивых и существенных свойствах, в которых раскрывается многообразие и противоречивость форм его бытия, закономерностей существования права, функционирования и развития.

Свойства права, носящие сущностный характер, необходимы и неотъемлемы, постоянны и устойчивы, находят свое выражение в правовых явлениях, относящихся как к содержанию, внутренней субстанции права, так и его функционированию. Эти свойства находятся в органическом единстве, исключающем возможность дробления единой сущности права на обособленные части.

Таковыми служат свойства права, показывающие:

а) какими объективными историческими факторами обусловлены право, его содержание и действие,

б) чью организованную волю они выражают,

в) кем такая воля официально формируется,

г) в какой форме она возводится во всеобщий, обязательный ранг.

Не разрывность цепи этих свойств права объективно переопределена самой логикой происхождения и существования права. Оно появилось на определенном этапе развития человеческого общества вместе с государством, когда в силу известных исторических факторов в дополнение к прежним правилам общежития первобытно — общинного строя потребовалось создание новых — общеобязательных и обеспеченных государством — норм. Реальный механизм всякого право образования был и остается таковым, что определенные процессы в жизнедеятельности общества представляют как объективные потребности, осознание таких потребностей сопряжено с появлением соответствующих интересов, мотивов и целей людей, их общностей и образований. На этой почве вырастает социальная воля как результат согласования различных интересов, — воля, которая при определенных условиях превращается в государственную и возводится в ранг правовых норм, права.

Соответственно под сущностью права следует понимать обусловленную экономическими, социальными, политическими и духовными условиями жизнедеятельности общества и в известной мере согласованную волю стоящих у власти социальных групп (слоев), превращенную в государственную волю и выраженную в виде правовых норм.

Такова сущность права по общему правилу, на всех тех исторических этапах развития классового общества, когда речь идет об определенных общественно — экономических формациях. А в те межформационные периоды истории, когда устанавливается переходная государственность, сущность права имеет те же специфические характеристики, как и природа такой государственности. Это объясняется генетическими, сущностными и функциональными связями, которые всегда имеются между государством и правом.

Органическим продолжением сущности права является его мобильное содержание, находящееся с ней в диалектическом единстве. Сущность и не поглощает содержание права, и не оторвана от него. Сущностные свойства права развертываются, конкретизируются в его содержательных свойствах, которые вместе с ним раскрывают его единую природу.

Содержание права представляет собой состав всех его элементов, единство всех составных частей. В этом содержании сущность права на новом этапе его развития представлена не в зеркальном, а в необходимо трансформированном и обогащенном виде, при котором отдельные стороны (моменты) сущностных свойств расчленены, выделены, перегруппированы по новым закономерным связям и развернуты в относительно самостоятельные свойства, именуемые содержательными.

Как и многим другим социальным масштабам поведения, в содержательном плане праву свойственны нормативность, формальная определенность, регулятивность, системность и принудительность. Но эти свойства права имеют отчетливо выраженную связь с государством, в чем состоит одно из коренных отличий от одноименных свойств не правовых социальных регуляторов. Именно благодаря этому обстоятельству право характеризуется общеобязательной нормативностью и государственной обеспеченностью.

«Государственное происхождение» права не свидетельствует о его несовместимости с естественными, вытекающими из самой человеческой природы правами и свободами личности. Конституция Российской Федерации 1993 года признала не только не отчуждаемость основных, в том числе естественных прав и свобод личности, но и включила общепризнанные принципы и нормы международного права в национальную, российскую систему права в качестве ее составной части.

Таким образом, содержание права состоит в системе формально — определенных, общеобязательных и специально — обеспеченных норм, установленных или санкционированных государством для регулирования тех или иных общественных отношений в согласованных им социальных интересах.

В приведенной выше формулировке оттенены такие содержательные свойства (признаки) права, как:

а) особая нормативность, заключающаяся в установлении или санкционировании соответствующих норм государством при помощи законов и иных нормативно — правовых актов;

б) формальная определенность этих норм, то есть их обозначенность в словесно — документальном виде;

в) общеобязательность действующих правовых норм, их безусловность для любого участника регулируемых отношений, если только он попадает под субъективный состав данной нормы;

г) системность, предполагающая взаимосвязанность, целостность и единство действующих в стране правовых норм;

д) государственная обеспеченность, придающая праву надежность и реальную осуществленность.

Право по содержанию не тождественно закону. Будучи одной из форм выражения права, закон может не выражать сути права как целостной системы нормативных регуляторов, соотнесенных с объективными мерилами справедливости, свободы и правды, с ценностями и приоритетами земной цивилизации.
3. Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во — первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), во — вторых, выделяют право в специально — юридическом смысле, как юридический инструмент связанный с государством.

Право, как качественно своеобразное целостное образование, имеет свою специфическую форму. Если сущностью и содержанием права олицетворяется все то, из чего состоит право и чем характеризуется его природа, то формой фиксируется его очертания и границы, способы проявления вовне, самостоятельное существования, упорядочивания и функционирования.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

1. 
волевой характер,

2. 
общеобязательная нормативность,

3. 
связь с государством,

4. 
формальная определенность.

    продолжение


coolreferat.com

Сущность, содержание и форма права

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ “ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА”..

ТЕМА Сущность, содержание и форма права.

ВЕЧЕРНЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1 ГРУППА.

СЛУШАТЕЛЬ Петров И.И.

ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА №22

АДРЕС: 420037, г. Казань, ул. Гвардейская 3-27

Казань 2000 г.

Введение. 3

Сущность и содержание права 6

Происхождение права, основные пути его формирования 6

Признаки права, определение его понятия 7

Форма права: понятие и виды 13

Источники права 17

Внутренняя форма права. система права, ее элементы 18

Система права российской федерации 22

Заключение 27

Список используемой литературы 28

“ Jus est ars boni et aegui” — “Право есть искусство добра и справедливости”.

(Римское изречение).

“Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению права.”

(В.И. Ленин.)

Введение.

Право, как и государство, является продуктом развития общества на определенном этапе развития. Право развивается вместе с государством, находясь с ним в тесной взаимосвязи.

Соотношение государства и права

Не только право зависит от государства, но и государство зависит от права. Оно не может нормально функционировать, не опираясь на право.

В законодательном закреплении нуждается организация и деятельность государственного аппарата.

Правовые нормы определяют систему государственного механизма, его основные направления и принципы деятельности, полномочия государственных органов.

Правовые нормы устанавливают юридическую основу для взаимоотношений должностных лиц и граждан. Все это является важным условием режима законности в обществе, исключающего произвол государства.[1]

Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли всевозможных объективных и субъективных факторов.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

· право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

· право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

· право частной собственности является основой всех прав человека;

· право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Одной из фундаментальных задач науки является познание природы права, раскрываемой главным образом через его сущность и содержание. Без решения этой сложной и многогранной задачи невозможно получить полноценное представление о праве.

Осмысление природы права имеет богатую историю. Известны естественно-правовая, историческая, реалистическая, психологическая, нормативистская, социологическая, позитивистская, и некоторые другие доктрины права. Они существенно отличаются друг от друга. Если для одной из них право есть прежде всего природное, естественное явление (Цицерон, Локк), то для другой — выражение исторически складывающегося духа народа (Савиньи, Пухта), для третьей — защищенный государством интерес (Иеринг, Трубецкой), для четвертой — империативное переживание людей (Петражицкий, Мэрилла), для пятой -внешний регулятор социальной жизни (Штаммлер, Кельзон), для шестой — система правоотношений, поведения людей (Эрлих, Шершеневич) и т.д. При всех различиях многие из таких доктрин представляли собой какой-либо шаг в познании природы права. Наряду с идеями, оказавшимися неоправданными, они содержали рациональные моменты, которые внесли свой вклад в общее ученье о праве.

Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением права в субъективном смысле — право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распоряжаться под защитой государства без чьего либо вмешательства (права на труд, на отдых и т.д.).

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы . Такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость.

Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле, исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.

Право — это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свобод воль в их взаимоотношении друг с другом.

Сущность и содержание права

Происхождение права, основные пути его формирования

Правила поведения (социальные нормы),

действовавшие в родовой общине племени

Особенности норм поведения родовой общины

Пути возникновения права в процессе перехода

от первобытнообщинного строя

к государственной организации общества

ПРАВО

система норм,

правил поведения,

которые

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРАВЕ

mirznanii.com

13.3 Сущность, содержание и форма права

Сущность права есть возведенная в закон (иные официальные источники) воля большинства людей, провозглашающая свободу (права и свободы) человека и гражданина как высшую ценность.

Сущность права обусловлена природой человека, его потребностью к свободе, самоопределению. Свобода, в свою очередь, выражается в правах и свободах. Поэтому главное в праве – права и свободы человека. Право (права и свободы) не навязано и не могло быть навязано никем извне, включая государство. Формирование правовых свойств индивида – достаточно сложный и длительный процесс. При познании, овладении правом изменяется многовековой привычный жизненный коллективистский уклад, где «Я» и «Мы» – нераздельны. Правовые способности личности, напротив, появляются вместе с утверждением частного интереса, частной собственности, разграничением индивидуального и коллективного. Психологический механизм превращения отдельного человека в правовую личность (праводееспособного субъекта) приводит в движение воля. Следовательно, появлению общей воли предшествует систематическое взаимовлияние друг на друга индивидуальных психик, воль, открывших первоначально право (права) в себе и для себя. После достижения определенного уровня понимания необходимости права для установления баланса частных и общественных интересов общая воля и стала формой их публичного признания. Конечно, понятие «общая воля» и полнота (объем) провозглашаемых ею прав и свобод всегда должны рассматриваться конкретно исторически.

Являясь источником и носителем власти, народ может сам (путем референдума (голосования)) возвести свою волю в право. От имени и в интересах народа это могут сделать его представители — народные депутаты. В обоих случаях должна быть выражена воля большинства людей. Так, референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан России; федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов Государственной Думы. При этом следует подчеркнуть, что воля большинства, закрепляющая произвол, несвободу, несправедливость, ограничивающая права человека, является антиправовой. Сущность (право как воля) развивается в содержании права.

Содержание права — общая мера свободы и справедливости поведения.

Данный взгляд на содержание права неединственный. Имеет своих сторонников точка зрения, согласно которой в число элементов содержания права включаются нормы права, правоотношения, правосознание и т.д. Однако, для личности имеют значение не нормы, правоотношение, правосознание сами по себе, а те ценности, которые посредством их закрепляются, реализуются, отражаются. Такими жизненно важными, судьбоносными ценностями для правовой личности являются свобода и справедливость.

Право как выражение свободы. Право одновременно есть сама свобода и её мера. Свобода выражается в правах и свободах. Право как свобода проявляется в двух аспектах: негативном и позитивном. В первом (негативном) значении это свобода от любой формы личной зависимости, дискриминации, вмешательства в частную жизнь, принуждения со стороны кого бы то ни было. Во втором (позитивном) смысле – это свобода (возможность) «для» проявления правовой активности.

Мера свободы включает в себя: меру развитости, полноты (объема) и равенства прав и свобод, меру возможности самостоятельного выбора и активной деятельности. Мера развитости, полноты (объема) и равенства прав и свобод человека и гражданина. Формирование прав и свобод личности заняло ни одно тысячелетие. Пока сохранялась полная или частичная несвобода людей (рабство, крепостничество) не было равенства в правах. Наделение правами происходило в зависимости от имущественного, социального положения, принадлежности к определенному роду, сословию.

Это было право привилегий. Ограничен был перечень прав. В ходе исторического развития правовое неравенство преодолевалось, расширялся круг прав и свобод.

Одними из первых равенство прав провозгласили Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.), Французская декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Во Французской декларации идеи свободы и равенства были сформулированы так: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе» (ст.1). Полтора столетия спустя свободным и равным были признаны все люди планеты Земля. Это произошло в 1948 г., когда Организацией Объединенных Наций была принята Всеобщая декларация прав человека. В ст.ст. 1 и 2 данного величайшей важности правового документа заложены следующие строки: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах… Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией без какого бы то ни было различия…» Так что в наши дни каждый человек от рождения обладает всей совокупностью основных прав и свобод и, значит, является свободной, равной и независимой личностью.

Мера возможности самостоятельного выбора и активной деятельности в различных сферах личной, общественной, государственной жизни. Отличительная черта права в том, что оно не столько ограничивает и запрещает, сколько предоставляет права, возможности для инициативного, творческого поведения. Субъект права сам решает, с кем и в какие отношения ему вступать, по своему усмотрению выбирает вариант поведения. Более того, во многих случаях он может установить иной, чем предусмотренный в законе, порядок действий, объем прав и т.д. Так, согласно ст. 233 ГК РФ, клад, т.е. зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. Слова «если соглашением не установлено иное» означают, что собственник земельного участка, строения и лицо, обнаружившее клад, по взаимному согласию могут разделить клад и не в равных долях или договориться о том, что вместо части клада одна из сторон (например, собственник имущества) получит денежную компенсацию и т.п.

Право как выражение справедливости. Право одновременно есть сама справедливость и её мера. Человек не изолированное существо, не единственный житель необитаемого острова. Его свобода, самостоятельность соседствуют с аналогичной свободой, самостоятельностью других людей.

Поэтому всегда существовала и существует проблема — как уравновесить, сделать нормальной, т.е. справедливой, свободу общения? В отличие от свободы, предполагающей возможное поведение, справедливость требует должного, обязательного поведения. Свободой (правами и свободами) в том или ином случае человек может не воспользоваться, поступать же несправедливо запрещено. «Право — это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого», — так определил сочетание свободы и справедливости великий немецкий философ и правовед Э. Кант.

Можно выделить две группы условий, определяющих меру справедливости права:

— условия правового) равенства;

— условия правового неравенства.

Условия правового равенства. В их число включаются:

— признание необходимости одинаковой право-дееспособности;

— равноправие;

— равная возможность для осуществления прав и свобод;

— сбалансированность прав и обязанностей;

— одинаковое применение закона ко всем;

— использование равных оснований ограничения прав и свобод.

Остановимся на последнем условии – ограничении прав и свобод. Они могут быть ограничены в силу политической обстановки, возраста, состояния психики, совершения правонарушения и т.п. Ограничение прав – достаточно жестокое воздействие на человека. Поэтому какие бы не сложились обстоятельства, вызвавшие правовые ограничения, они не должны иметь своей целью превращение субъектов в объект правоотношения, унижения человеческого достоинства.

Условия правового неравенства. Неравенство в противоположность равенству предполагает неодинаковую величину (объём) прав и обязанностей, наличие преимуществ. Оно не должно распространяться на общий (конституционный) правовой статусы личности, а служит дополнением к нему, охватывая родовой (специальный) и индивидуальный правовой статусы личности. Вместе с тем правовое неравенство нельзя рассматривать как вынужденное исключение из общего правила, как негативное отклонение от сложившихся стандартов равенства. Граждане находятся в разном социальном положении, выполняют различные социально-правовые роли (пенсионера, жителя и т.д.), и закон, прежде всего отраслевой, не может это не учитывать. Важно только чтобы такое несоответствие в правах и обязанностях было оправдано реальным, а не мнимым различием в правовом положении и не наносило ущерб конституционному правовому статусу человека и гражданина. Если эти требования соблюдаются, то юридическая дифференциация людей необходима и полезна.

При сохранении равенства общих возможностей законодательное закрепление неравенства, прежде всего, ведёт к наибольшей выгоде менее преуспевающих, социально менее защищённых групп населения. Это достигается с помощью правовых льгот. Льгота выражается как в получении дополнительных прав, так в полном или частичном освобождении от несения некоторых обязанностей. Льготы предоставляются не только отраслями материального, но и процессуального права. Особая ситуация правового неравенства наблюдается при решении вопроса об юридической ответственности. Здесь справедлива не одинаковость ответственности, а, наоборот, ее максимальная индивидуализация. Избежать несправедливости в праве можно воздав каждому в соответствии с его статусом (общим, специальным, индивидуальным), социально-правовой ролью, а также вкладом, заслугами и упущениями, включая правонарушения.

Итак, главное в содержании права — права, свободы, их реальность для всех людей. Это позволяет говорить о праве как о свойстве личности. Человеческая личность биосоциальна, поэтому она не может существовать без прав и свобод, как и без сердца, нервной системы, легких и т.п.

Форма права — это внутреннее строение, структура содержания права и его внешнее официальное выражение и закрепление. Соответственно выделяется внутренняя и внешняя формы права.

Первая непосредственно связана с содержанием права, есть сама организация содержания, его структуры, составляющих её элементов. «Строительным материалом» для организации внутренней структуры права служат нормативные регулятивные средства: принципы, цели, задачи, нормы права и т.п. Принципы, нормы права распределяются по институтам, подотраслям, отраслям права. Отсюда важность построения их системы, выявления места и назначения её составляющих. Только при этом условии возможно концептуальное восприятие права в качестве нормативного регулятора поведения.

Внешняя форма представляет собой совокупность юридических источников права: нормативного акта, нормативного договора, правового обычая, судебного прецедента.

studfiles.net

Сущность, содержание и форма права

Внутренняя форма права. Система права, ее элементы


·        под внутренней формой права такую организацию его собственного содержания, которая выражается в виде различных систем и структур, обнаруживаемых при обозрении его изнутри;

Обе формы права, в реальной действительности тесно взаимосвязаны. Нередко эти формы берутся в единстве, как это делается, например, при исследовании разновидностей права, различаемых по особенностям национальных правовых систем.

По внутренней форме содержание права высвечивается прежде всего в виде общеправовых принципов и основанной на них системы отдельных отраслей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из общеотраслевых принципов и системы определенных институтов, образующихся опять же из системы норм со всеми их структурными элементами.

Если институт права являет собой систему отдельных юридических норм, сплоченных однородностью объекта и оснований возникновения регулируемых отношений, то отрасль — систему институтов и норм, сцементированных качественной близостью различных признаков регулируемых отношений, входящих в одну сферу (область) жизнедеятельности общества.
В любом современном обществе действует множество юридических норм, регулирующих и охраняющих самые разнообразные общественные отношения. Безусловно, все это огромное “нормативное хозяйство” находится в определенном порядке, оно более менее организовано и систематизировано. Это значит, что юридические нормы существуют и действуют не по одиночке, не каждая сама по себе, а в совокупности, в составе особых комплексов: правовых институтов и отраслей.

Под системой понимается сложноорганизованые целые, включающие отдельные элементы, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями.

Элемент
— это составная часть сложного целого. Следовательно система предполагает внутренне строение, структуру, связь, дифференциацию. В то же время система есть единое целое, состоящее из отдельных элементов, упорядоченных по отдельным законам или принципам. Под системой права в теории права понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.

Структура — это устойчивое единство элементов, закон связи элементов, выражающий упорядоченность, устойчивость отношений, она обеспечивает сохранение целостности, единства явления как система, образуя ее каркас. При этом единство элементов предполагает их взаимодействие между собой, что является способом существования системы. Благодаря взаимодействию каждый элемент приобретает своеобразные качества, присущие системе в целом. Его существование вне системы невозможно.

При рассмотрении понятия “система права” необходимо отличать его от, казалось бы созвучного, понятия “правовая система”.

Правовая система — это более широкое понятие, чем система права. Она представляет собой совокупную связь права, правовой идеологии и юридической практики.

Система права — это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласовании юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных правовых комплексах: отраслях, подотраслях, институтах.

Система права, являясь единым, цельным образованием в то же время подразделяется на отдельные нормы, институты права, подотрасли и отрасли права.

Отрасль права — это главное подразделение системы права, которое представляет собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, резулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода.

Именно предмет и метод правового регулирования — основа подразделения системы права на отрасли.

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации, т.е. каждая отрасль права «контролирует» свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений, своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль от другой.

Отрасли — единственные крупные подразделения системы права на завершающем уровне, характеризующиеся обособленностью, относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования. В один ряд с ними может быть поставлена лишь группа норм, регулирующих общие принципы действующего права, однако эта группа, имея стержневое значение, не отделена от отраслей, а, напротив, полностью их пронизывает.

Специализация, интеграция и тому подобные явления касаются не столько самих отраслей и институтов права, сколько нормативно — правовых предписаний. Если не идти по скользкому пути размывания граней между этими предписаниями и целостными правовыми нормами, то логичнее считать, что названные явления сказываются в основном на внешней форме права. Разные же плоскости внутренней формой права дают разные — отраслевую, федеративную, по видам норм и т.д. — системы организации его содержания.

Система как философское понятие — это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни.

Право как система характеризуется следующими признаками:

Во-первых, право — это органически целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм. Система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право, с одной стороны, отражает в специфической форме эту систему отношений, а с другой стороны, оказывает на нее регулирующее воздействие. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.

Для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.

Во-вторых, система права — это многообразное правовое явление, включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы. Будучи цельным образованием, система права в то же время  подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права. Такое деление объясняется большим разнообразием общественных отношений, которые отражает и регулирует система права.

Норма права регулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент системы права, а из различных сочетаний правовых норм складываются другие элементы: институты права, подотрасли и отрасли права, — которые регулируют более сложные по структуре группы общественных отношений.

Таким образом, система права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

Исторически все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от специфической организации общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посредством правовых установлений охраняет  в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать.[3]


СИСТЕМА   ПРАВА

Система права — это внутренняя организация права, выраженная

в единстве и согласованности юридических норм, которые


отрасль

отрасль права

отрасль


это главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг  однородных общественных отношений и объединенных общностью предмета и метода

подотрасль

подотрасль

подотрасль права

подотрасль

подотрасль

это упорядоченная совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права


институт

институт

институт права

институт

институт


обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отраслей права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений

норма

норма

норма

норма

норма

Система права современного общества состоит из отраслей, включающих подотрасли права и правовые институты.

    продолжение


www.coolreferat.com

Сущность, содержание и форма права

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ “ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА”..

ТЕМА ”Сущность, содержание и форма права.”

ВЕЧЕРНЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1 ГРУППА.

СЛУШАТЕЛЬ Петров И.И.

ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА №22

АДРЕС: 420037, г. Казань, ул. Гвардейская 3-27

Казань 2000 г.

Введение.3

Сущность и содержание права6

Происхождение права, основные пути егоформирования6

Признаки права, определение его понятия7

Форма права: понятие и виды13

Источники права17

Внутренняя форма права. система права, ее элементы18

Система права российской федерации22

Заключение27

Список используемой литературы28

“ Jus est ars boni et aegui” — “Право есть искусство добра и справедливости”.

(Римское изречение).

“Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению права.”

(В.И. Ленин.)

Введение.

Право, как и государство, является продуктом развития общества на определенном этапе развития. Право развивается вместе с государством, находясь с ним в тесной взаимосвязи.

Соотношение государства и права

Нормы права не могут возникнуть, развиваться и функционировать без государства, поскольку государство является тем политическим механизмом, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения, то есть юридических норм

Нормы права являются результатом правотворческой деятельности государства в лице его определенных компетентных органов (парламента, правительства и т.п.)

Таким образом, юридические нормы становятся общеобязательными в силу того, что они устанавливаются (либо санкционируются государством).

Государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно государственная охрана, возможность государственного принуждения, стоящие за правом, и отличают правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе.

Не только право зависит от государства, но и государство зависит от права. Оно не может нормально функционировать, не опираясь на право.

В законодательном закреплении нуждается организация и деятельность государственного аппарата.

Правовые нормы определяют систему государственного механизма, его основные направления и принципы деятельности, полномочия государственных органов.

Правовые нормы устанавливают юридическую основу для взаимоотношений должностных лиц и граждан. Все это является важным условием режима законности в обществе, исключающего произвол государства.

Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли всевозможных объективных и субъективных факторов.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

право частной собственности является основой всех прав человека;

право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Одной из фундаментальных задач науки является познание природы права, раскрываемой главным образом через его сущность и содержание. Без решения этой сложной и многогранной задачи невозможно получить полноценное представление о праве.

Осмысление природы права имеет богатую историю. Известны естественно-правовая, историческая, реалистическая, психологическая, нормативистская, социологическая, позитивистская, и некоторые другие доктрины права. Они существенно отличаются друг от друга. Если для одной из них право есть прежде всего природное, естественное явление (Цицерон, Локк), то для другой — выражение исторически складывающегося духа народа (Савиньи, Пухта), для третьей — защищенный государством интерес (Иеринг, Трубецкой), для четвертой — империативное переживание людей (Петражицкий, Мэрилла), для пятой -внешний регулятор социальной жизни (Штаммлер, Кельзон), для шестой — система правоотношений, поведения людей (Эрлих, Шершеневич) и т.д. При всех различиях многие из таких доктрин представляли собой какой-либо шаг в познании природы права. Наряду с идеями, оказавшимися неоправданными, они содержали рациональные моменты, которые внесли свой вклад в общее ученье о праве.

www.wikidocs.ru