Взаимосвязь социологии и экономики – Взаимосвязь экономических и политических, экономических и идеологических, экономических и бытовых отношений как объект экономической социологии.

Взаимосвязь социологии и экономики.

Социология Взаимосвязь социологии и экономики.

Количество просмотров публикации Взаимосвязь социологии и экономики. — 1536

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Взаимосвязь социологии и экономики.
Рубрика (тематическая категория)Социология


Исследуемую проблему можно отнести как к области социологии, так и к области экономики.

Экономика изучает производство, проблемы товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется прежде всего социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией. Таким образом, предмет данного исследования лежит в сфере экономической социологии.

А определение предмета экономической социологии можно назвать применением социальной методологии к исследованию экономических объектов.Т. И. Заславская и Р. В. Рывкина считают, что˸ ʼʼобъект экономической социологии — взаимодействие двух основных сфер общественной жизни˸ экономической и социальной, соответственно взаимодействие двоякого рода процессов˸ экономических и социальных.Особенность этого объекта состоит в том, что описываются не отдельно взятые тенденции, наблюдаемые в сфере экономики и общества, и даже не взаимосвязи между ними, а нечто более сложное˸ механизмы, которые порождают и регулируют эти взаимосвязи (так, распределительные отношения — это феномен экономики, но в базе этих отношений лежит определенный регулирующий их социальный механизм поведения и взаимодействия социальных групп, от которых зависит характер распределения благ)ʼʼ.Социология вскрывает и описывает социальные механизмы, от которых зависит характер их протекания˸ сопровождаются они ростом экономических показателей или, напротив, их снижением; порождают положительные социальные последствия или отрицательные. Следовательно, в центре внимания экономической социологии находится влияние социальных регуляторов на экономическое развитие.Экономическая социология описывает взаимосвязь социального и экономического, но значимость её сторон этой на разных этапах развития общества, в разных конкретно-исторических условиях не остается одинаковой.Однако нужно ещё раз подчеркнуть, что объектом экономической социологии является не какое-либо отдельное звено, а вся совокупность взаимосвязей экономической и социальной сфер общественной жизни.Наиболее распространенной является трактовка социальной сферы как комплекса сфер общественной жизни, реализующих функцию расширенного воспроизводства человека как производительной силы и как личности. В число таких сфер обычно включают производство, семью, образование, политику и др.

Размещено на реф.рф
Социальные отношения рассматриваются при этом чрезвычайно широко. Однако при таком понимании социальная сфера, по существу, отождествляется с обществом, в силу чего анализ её взаимоотношений с экономикой затрудняется. Более правильным можно считать следующее утверждение˸ при сохранении традиционного представления о наличии рядоположенных, относительно самостоятельных экономической и социальной сфер общественной жизни, анализ взаимоотношения экономического и социального вообще невозможен.Заславская отмечает, что˸ ʼʼсамо по себе выделение таких сфер оправдано˸ оно отображает стремление изучить их общественные функции, провести структурно-функциональный анализ общества. Но при этом игнорируются два обстоятельства. Во-первых, внутри экономической сферы протекает много процессов, носящих социальный характер.
Размещено на реф.рф
Во вторую очередь, много экономических процессов попадает внутрь социальной сферы. Базируясь же на представлении о частично совпадающих друг с другом сферах, анализировать взаимосвязь экономического и социального невозможно. (Для уточнения методологии такого анализа нужно, прежде всего, четко определить содержание исходных понятий˸ экономической сферы общества, с одной позиции, и социальной — с другой)ʼʼ.


Взаимосвязь социологии и экономики. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Взаимосвязь социологии и экономики.» 2014, 2015-2016.

referatwork.ru

1.4 Взаимодействие социологии с экономической наукой

Экономическая наука изучает закономерности и формы развития отношений, которые складываются в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Так как основной формой деятельности общества выступает материальное производство, экономическая деятельность, то, естественно, социология тесно взаимодействует также и с теорией этой деятельности — экономической наукой. Ведь на эволюцию социальной деятельности, поведения и отношений оказывают прямое и опосредованное влияние как радикальные сдвиги в средствах труда, так и происходящие в связи с этим изменения места и роли человека в производственном процессе.

Трудовая деятельность меняется с учетом развития человека как социального существа — что как раз и изучает социология. Ученые в развитых странах мира уже давно выявили взаимосвязь повышения производительности труда с увеличением потребностей работника, с формированием на рабочем месте человеческих отношений и т.п.

Таким образом, речь уже идет не о развитии работника как простого исполнителя и носителя определенных производственных функций, а о субъекте целостной сознательной деятельности, в которую включаются и целеполагание, и осуществление целей, и поиск оптимальных путей их достижения, а значит, и постоянную корректировку самой себя.

Так как условием жизнедеятельности человека является способ производства, лежащий в основе всех социальных отношений и процессов, то естественно, что многие направления экономических исследований непосредственно смыкаются с направлениями социологических исследований. В то же время многие направления социологических исследований (социология труда, социология города, социология деревни и др.) в значительной степени основываются на экономических исследованиях.

1.5 Взаимодействие социологии с литературой, искусством

Социология как наука имеет существенные отличия, а также много общего и с другими науками. Так, в отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей и связей. Например, если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его восприятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуального “Я», а для социологии — проблемы межличностного взаимодействия “Мы”. Изучаемая личность для социолога — это субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, личностные ценностные ориентации он рассматривает с социальных позиций, ролевых ожиданий и т.д. Социология берет из психологии теорию мотивов поведения, личных и массовых действий, что выступает необходимой составной частью исследования поведения личности в коллективе и обществе.

1.6 Взаимодействие социологии с демографией, статистикой, антропологией, психологией

У социологии много общего с такими науками, как демография, статистика, антропология, психология и др. Эта общность заключается в том, что они используют общие методы для получения знания. Ведь опросы и наблюдения использует не только социология, но и психология, статистика, журналистика, медицина и т.п. Эксперимент как метод находит свое широкое применение и в психологии, экономике и в естественных науках. Контент-анализ проводят в литературе, истории и юриспруденции.

studfiles.net

4. Социология и экономическая наука

В рамках вопроса о соотношении социологии как общей, интегральной социологической дисциплины к частным социальным (общественным) наукам следует рассмотреть также проблему соотношения социологии и экономической науки.75

Отличие социологии от экономической теории в целом уже было зафиксировано во вступлении к данному разделу главы. Поэтому здесь мы остановимся больше на взаимодействии данных двух обширнейших областей [гуманитарного] знания на их взаимовлиянии, особенном на том общем, что объединяет, связывает их функционально между собой.

Экономическая теория об собственности, а также по поводу производства, обмена, распределения и потребления. Иногда экономика определяется как наука об использовании конкретными людьми и обществом, в целом, ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, машины производственного назначения, технические знания) даже производство различных товаров и услуг и распределение их потребления между отдельными людьми и группами общества в настоящем и будущим (См.: Российская социальная энциклопедия Норма — ИНФРА – М – Москва, 1999.С.628-629).

«В самом первом приближении экономику, например, интересуют прежде всего соотношение издержек и эффективности человеческого действия. По всей вероятности она рассматривает эти действия с точки зрения распоряжения ограниченными ресурсами, к которым стремятся участники действия и хотят использовать их к наименьшей своей выгоде. Следовательно, в экономической науке отношения между действующими индивидами (акторами) выступает как объект производства и обмена товарами и услугами, регулируемее спросом и предложением. Очевидно, что эта наука суммирует свои выводы и открытия, составляя из них модель процесса по средством которого ресурсы образуются, добываются в зависимости от спроса» (З. Бауман. Мыслить социологически. Уч. пособие / Пер. с англ. под ред. А. Ф. Филиппова. – М., Аспект Пресс. 1966. С. 13).

Социология тесно связана с экономической наукой, а точнее они, эти две дисциплины, взаимосвязаны между собой и эта взаимосвязь их может быть выражена, как уже говорилось в преамбуле к данному разделу, термином «взаимодействие».

«Взаимодействуя с экономическими науками, социология участвует в анализе поведения работника, в решении экономических, организационных, технических, управленческих и т. п. задач, связанных с функционированием собственности. Социология помогает экономическим наукам освободится от бессубъектного рассмотрения производства, в полном объёме оценить возможности знаний, воли, мотивов, желаний человека и их влияние на рост производительности труда, качество продукции, повышение социальной эффективности народного хозяйства» (Ж. Т. Тощенко. Социология. Общий курс. М., Прометей, 1994. С. 36).

Тесную связь социологии экономической науки хорошо демонстрируют такие отрасли социологического знания, как «Социология управления», «Социология труда», «Неравенство в обществе», «Социальная стратификация» и др.

Социология как общая наука, с одной стороны, опирается на данные представляемые экономических отношений людей, правда, не самому по себе, как экономическая наука, а как специфическую сферу социальных отношений, социальной деятельности людей. Ведь экономические отношения – это в конечном счёте не что иное как конкретное проявление социального и в этом плане они, эти отношения, являются одной из сфер предметной области социологии. И это последнее, пожалуй, особенно важное для понимания того, как соотносятся между собой социология и экономическая наука.

Исследуя сферу проявления социального в экономических отношениях (производство, обмен, распределение и т. п.), социология в качестве одной из важных отраслевых социологических теорий, включает в себя экономическую социологию. Эта последняя представляет собой именно часть социологии, социологическую дисциплину. Её предмет – социальное содержание и социальная форма экономических взаимодействий людей. То есть, если экономическая наука делает акцент на исследовании экономического (производство, обмен, распределение, потребление, финансы, бюджет, рынок, спрос, предложение и т. д.), то социология – на отношениях людей в экономике (интересы, цели, мотивация, справедливость и т. д.).

Экономическая социология – «… научное направление. предмет которого – социального закономерности экономического развития общества и социальная эффективность экономический решений. Социология экономическая изучает проблемы мотивации экономической деятельности, экономическое поведение проблемы мотивации экономической деятельности, экономическое поведение классов и групп, влияние социальных отношений и различных форм организации трудовой деятельности, социальных норм и социальных ценностей на повышение производительности общественного труда, улучшение качества производимой продукции» (Российская социологическая энциклопедия. НОРМА – ИНТРА – М. – Москва, 1999. С. 526).

Экономическая социология на Западе в настоящее время развивается не как единая, и слостная и особая отрасль знаний, а как достаточно широкое и разнообразное направление, охватывающее довольно обширную область исследования социально-экономических проблем общества в целом. Его принято называть «Экономика и общество». Что касается России, то здесь экономическая социология складывается сейчас в особую относительно самостоятельную научную отрасль знания со статусом отдельной специализированной научной и учебной дисциплины. Как таковая она разрабатывается общими условиями, как социологов, так и экономистов. При этом стратегической линией в процессе констатирования ее является применение социологической теории и социологических методов исследования к действительности, связанной с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Главным фактором, обуславливающим необходимость разработки экономической социологии в таком ее виде (да и вообще) является осознание научным сообществом, да и передовыми практиками узости «чисто экономического» анализа, понимание того, что какой-либо успех эффективного функционирования производства может, был получен, если производство будет нацелено на интересы человека.

Социология экономики последовательно проводит линию, как считает известный в области социологии экономики (экономической социологии) американский учёный Н. Смелзер, — «на применение социологической теории и социологических исследований к комплексу действительности, связанной с производством, распределением, обменом и потреблением экономических товаров и услуг» (Смелзер Н. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. Пер. с англ. М., 1972. С. 190-191). И далее: «Экономическая социология – дисциплина, изучающая отношения между экономическими и не экономическими аспектами социальной жизни». (The Sociology of Economic Life (1963)).

Один из отечественных социологов в области экономической социологии В. В. Радаев представляет данную область как «процесс развертывания системы социологических понятий в плоскость хозяйственных отношений» (В. В. Радаев. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. Пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. С. 6).

Экономическая социология – главное звено, соединяющее социологию как науку с экономической наукой. Это – своего рода мост перекинутый для обменных процессов информации между этими дисциплинами. Особенность и пересечение двух наук, а результат, продукт специализации и кооперации при изучении экономической сферы отношений данными дисциплиной, продукт, дополняющий экономическое изучение экономики социологическим изучением и зачастую расширяющий возможности человека в позиции данного социального объекта – экономической жизни людей, и тем самым углубляющий наши знания об обществе в целом, в единстве всех его главных сторон, включая и экономическую сторону.

Здест, кстати, хотелось бы заменить вопреки господствующему ныне мнению, что экономическая социология, это не пересечение (наложения) двух наук социологии и экономической теории, — а продукт именно специального изучения социально экономической сферы общественных отношений.

Экономическая социология изучает социальную сторону экономики:

1) ее социальное содержание;

2) социальную общественность экономической жизни;

3) место и роль в социологической жизни людей.

Если хотите, можно сказать так: Экономическая социология является социальной (социологической теорией) экономической жизни общества.

Список литературы

1.Де Роберти Е. В. Новая постановка основных вопросов социологии. – М., 1909

2.Кареев Н. И. Основные вопросы философии истории. – СПб., 1887. Т.2.

3. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. Изд.4-е. СПб., 1897.

4. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. – М., Инфра-М., 2000.

5. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002.

6. Российская социологическая энциклопедия. – М., 1999.

7 Слободчиков В. И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Уч. пособие для вузов. — М., 1980.

8. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.

9. Хрестоматия по истории психологии / Пол ред. П.Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М., 1980.

10. Шихарев П. Н. Психология социальная // Российская социологическая энциклопедия. — М.: ИНФРА-М, 1999.

studfiles.net

Функции и задачи экономической социологии. Взаимосвязь экономики и социологии.

Основные функции экономической социологии:

1. Познавательная функция имеет своей целью изучение особенностей социально-экономических процессов на определенной исторической ступени развития общества, отвечает на вопрос: «Каковы социально-экономические процессы в обществе, в котором мы живем?».

2. Объясняющая функция дает научное понимание причин, порождающих те или иные социально-экономические явления и …
процессы (экономический подъем или кризис, инфляция, безработица, бедность и т.п.), отвеча­ет на вопрос: «Почему в обществе происходят именно эти, а не другие социально-экономические процессы?».

3. Оценочная функция осуществляет оценку развивающихся в обществе экономических и социальных процессов, действующих в нем социальных институтов с точки зрения соответствия их интересам и потребностям людей, прежде всего экономических; отвечает на вопрос: «Обеспечивают ли действующие в обществе социальные институты, развивающиеся в нем социально-экономические процессы нормальное благосостояние различных групп населения?».

4. Прогностическая функция представляет собой построение вероятных прогнозов и сценариев социально-экономических трансформаций в более или менее долгосрочной перспективе, отвечает на вопрос: «Какие социально-экономические изменения возможны в ближайшем и отдаленном будущем?».

5. Управленческая функция связана с тем, что, выявив тенденции и закономерности социально-экономического развития, определив прогнозные варианты тех или иных изменений в экономике и социальной сфере общества, экономическая социология в состоянии способствовать совершенствованию управления социально-экономическими процессами, отвечает на вопрос: «Как эффективнее управлять социально-экономическими процессами?».

6. Прикладная (социотехническая) функция связана с преобразованием структур и форм организации экономической деятельности на основе прикладных социологических исследований и практических рекомендаций по их результатам. Проблематика исследований и социотехнологий включает такие вопросы, как: кадровая политика, производственная текучесть, трудовая адаптация, мотивация труда, роль психо-социальных факторов производительности труда и качества продукции, формирование межличностных отношений.

Среди основных задач экономической социологии как науки выделяют:

1. Исследование социальных механизмов, влияющих на развитие экономики и регулирующих экономическую деятельность индивидов, социальных общностей и групп. Т.е. проведение социологической экспертизы: социальных последствий экономических преобразований, баланса социальных и экономических компонентов общественного развития, баланса экономических интересов различных слоев населения и их готовности участвовать в проведении экономических реформ.

2. Изучение особенностей мотивации поведения субъектов экономической деятельности.

3. Исследование конкретных социокультурных условий функционирования и трансформации экономики.

4. Раскрытие взаимодействия экономики с другими подсистемами общества, динамики его социально-экономической структуры.

5. Выявление социальных ролей субъектов экономической деятельности, их социального статуса и социальной мобильности.

6. Анализ основных трудовых ценностей населения, их динамики и роли в формировании экономического поведения.

7. Выявление социальных функций экономики в развитии современного общества, формировании социальных целей субъектов хозяйственной деятельности.

8. Формирование наиболее оптимальных направлений социально-экономической политики государства, основанных на принципах социального партнерства и гуманизации экономических отношений.

refac.ru

Социология экономики

Количество просмотров публикации Социология экономики — 66

Социология экономики (экономическая социология) – самостоятельная отрасль социологического знания. Ее методологической основой являются позитивизм (Конт, Спенсер, Дюркгейм), материалистический метод (Маркс), метод понимающей социологии (Вебер), метод формальной социологии (Зиммель), структурно-функциональный анализ (Парсонс), экономическая феноменология (Грановеттер). Начало становления экономической социологии относится ко второй половинœе ХIХ века. Как самостоятельная дисциплина она оформилась в серединœе ХХ столетия.

Предметом экономической социологии являются законы становления, функционирования и развития системы отношений между людьми, социальными группами, социальными общностями, социальными институтами во взаимосвязи с системой экономических отношений (а именно – отношений по поводу производства, распределœения, обмена и потребления). То есть, предметом экономической социологии является анализ экономической деятельности с точки зрения социальной теории. В качестве объекта экономической социологии выступает социальная реальность в сфере экономических отношений, а именно – человек во всœем многообразии выполняемых им социальных ролей в сфере экономики, социальные группы людей, формы их экономического поведения в процессе экономической деятельности, а также социальные институты и организации, выступающие в качестве субъектов экономической деятельности.

Целью экономической социологии является исследование социальных аспектов экономической деятельности общества. Задачей экономической социологии направлены, с одной стороны, на выяснение конкретных путей и способов влияния социальных характеристик общества на развитие экономики, повышение ее эффективности, а с другой стороны, на определœение факторов влияния уровня развития и состояния экономики – на социальные отношения. Знание основ экономической социологии позволяет руководителю определять социальные резервы и ресурсы для выполнения экономических задач, определять социальную базу и социальные последствия в экономической деятельности, а также будет способствовать формированию практических навыков самостоятельного проведения прикладных социологических исследований экономической деятельности людей.

В широком смысле социология экономики изучает социальные закономерности экономического развития общества и социальную эффективность экономических решений, также она изучает проблемы мотивации экономической деятельности, экономическое поведение различных социальных групп, влияние социальных отношений и различных форм организации трудовой деятельности, социальных норм и социальных ценностей на повышение производительности труда, улучшение качества продукции.

Социология экономики исследует экономические явления и процессы как результат деятельности людей, занимающих разное положение в социальной структуре общества и имеющих разные интересы, и ставит целью анализ развития экономики как социального процесса, отражающего специфическое поведение и взаимодействие отдельных социальных групп и слоев общества. Т.е. социология экономики интересуется поведением людей в различных экономических действиях. Объектом социологии экономики служат не столько ряды взаимосвязанных экономических и социальных явлений, сколько механизм связи экономического и социального развития, с одной стороны, и социальный механизм развития экономики, с другой.

Социальный механизм развития экономики реализуется применительно к разным уровням территориальной структуры общества (республике, региону, области, городу, району), а также к уровням организационной структуры производства (ведомству, предприятию, цеху). На каждом уровне этих структур функционируют специфические группы людей, реализуются особые виды деятельности и поведения, достигаются различные результаты. Это дает основание говорить о множестве частных механизмов, действующих на разных уровнях территориальной и организационной структур экономики.

Изучение социального механизма развития экономики направлено как на фиксацию его нормального функционирования, так и на выявление дисфункций, противоречий и трудностей в развитии экономики. Социологический анализ причин дисфункций социального механизма должен осветить специфическое положение отдельных социальных групп, являющихся субъектами механизма, а также условия, от которых оно зависит, должны быть вскрыты специфические интересы и потребности субъектов экономических отношений, степень удовлетворения их обществом.

Социологический подход позволяет рассматривать явления экономики с помощью большого числа переменных, характеризующих как различные аспекты общественных систем, так и факторов, определяющих положение человека в обществе. Это дает возможность увидеть новые грани проблемы, которые при чисто экономическом подходе оказываются вне поля исследования. Главный представитель американской школы экономической социологии Дж.Смелсер писал, что ʼʼсоциология экономической жизни занимается изучением того, какими способами эти символы (ᴛ.ᴇ. конкретные элементы культуры, мировоззрения и т.д.) облегчают либо затрудняют различные виды экономической деятельности и какими способами экономическое поведение ведет к изменению культурных символовʼʼ.

Одной из главных причин повышенного внимания к проблемам экономической социологии в современной науке является осознание узости ʼʼчистого экономизмаʼʼ, понимания его недостаточности для осмысления сложнейших проблем сегодняшнего дня, следствием чего стало разграничение представлений об экономическом и социальном действии, о природе хозяйственного поведения ʼʼчеловека экономическогоʼʼ и ʼʼчеловека социологическогоʼʼ. Следствием этого стала качественно новая по сравнению с экономической теорией оценка поведения человека в системе хозяйственных отношений со стороны экономической социологии. Так, для экономического взгляда на человека как хозяйствующего субъекта͵ ему свойственны следующие характеристики: человек независим, ᴛ.ᴇ. самостоятелœен в принятии решения; человек эгоистичен, ᴛ.ᴇ. стремится к максимальной выгоде; человек рационален, ᴛ.ᴇ. делает выбор, только рассчитав издержки; человек информирован, ᴛ.ᴇ. обладает достаточной информацией о средствах достижения цели. Социологический же взгляд на человека в системе экономики рассматривает его, прежде всœего, в совокупности всœех его социальных связей, ᴛ.ᴇ. включенности в различные социальные структуры. В результате человек не всœегда должна быть независимым, он должен подчиняться общественным нормам, человек не всœегда эгоистичен, он бывает и альтруистичен; человек не всœегда рационален в своих поступках и не всœегда достаточно информирован. В результате в экономических отношениях появляется такой феномен, как ʼʼчеловеческий факторʼʼ, который придает развитию экономики социальный характер.

referatwork.ru

Взаимосвязь экономических и политических, экономических и идеологических, экономических и бытовых отношений как объект экономической социологии.


Стр 1 из 3Следующая ⇒

Взаимосвязь экономических и политических, экономических и идеологических, экономических и бытовых отношений как объект экономической социологии.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ изучает закономерности экономического действия людей как форму социального бытия, т.е. развитие экономики она описывает как социальный процесс, движимый активностью функционирующих в ней социальных субъектов, интересами, поведением, взаимодействием социальных групп и слоев.

ОБЪЕКТОМ экономической социологии является взаимодействие двух основных сфер жизни общества – экономической и не экономической (собственно социальной), а следовательно изучение взаимодействия экономических и социальных процессов, их взаимосвязей и взаимоотношений, тенденции и закономерности функционирования и развития общества, как целостного социального организма, а также взаимодействие составляющих его социальных структур (социальных сфер, социальных институтов и социальных общностей) разного уровня, типа и сложности.

Среди этих социальных структур важными являются прежде всего – социальная сфера, социальные институты и социальные общности.

В качестве отдельных сфер представлены экономическая, политическая, идеологическая (или мировоззренческая) и повседневно бытовая (или собственно социальная).

Среди социальных институтов для социологии важными являются:

— семья,

— государство,

— собственность,

— церковь,

— образование…

К социальным общностям относят:

— социальные классы,

— конфессиональные, этнические, профессиональные и демографические группы,

— территориальные общности и др. и т.п.

 

Классическая экономическая теория, как и большинство современных экономических теорий имеют дело с так называемым «homo oeconomicus». По характеристике русского социолога С.Н. Булгакова, это человек «который не ест, не спит, а все считает интересы, стремясь к наибольшей выгоде с наименьшими издержками; это счетная линейка, с математической правильностью реагирующая на внешний механизм распределения и производства, который управляется своими собственными железными законами» (Булгаков С.Н. Соч. в 2-х тт. — М., 1993, т. 2, с. 343).

Экономика, исследуя социальные проблемы, смотрит на человека, как на «компетентного эгоиста»:

1) ею человек рассматривается, как некий атомизированный индивид с независимыми предпочтениями, вне конкретных социальных связей, как нечто усредненное – своеобразный «профессор экономики»,

2) это от природы эгоистичное существо, стремящееся только к своей выгоде, что и предопределяет его поведение,

3) предполагает, что человек существо рациональное, – знает свою выгоду и, выбирая цель, просчитывает издержки процесса ее достижения,

4) человек рассматривается как хорошо информированный участник процесса производства, знающий и свои потребности и пути их удовлетворения.

 

2. Принципы и критерии периодизации этапов развития экономической социологии.(Презентация)

3. Социологические законы в экономике: их сущность и формы проявления.(раздаточный материал)

Экономико-социологические идеи Адама Смита и Томаса Роберта Мальтуса.

Фундаментальные экономико-социологические идеи Адама Смита

Основные идеи Адама СМИТА (1723-1790 гг.): разделение труда, «невидимая рука», «человек экономический», социальная сущность производительного труда, мораль и экономика, социальное неравенство, условия конкуренции.

Рынок А. Смитом рассматривается как социальный институт, развивающий соответствующие формы коммуникации. Основа рыночных отношений – разделение труда(что свидетельствует об универсальности процесса разделения труда). В технологическом разделении труда заложена основа для классового деления общества, деления общества на город и село.

Концепция А. Смита о «невидимой руке» рынка предполагает такое соотношение во взаимодейст­вии хозяйствующих субъектов и государства, когда государство не вмешивается в процесс «естествен­ного» (свободного) функционирования рынка.

«Экономический человек» – это совершенный эгоист, всегда стремящийся к личному обогащению: «не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах».

По А. Смиту богатство нации зависит не от численности его населения, а от соотношения между производительной и непроизводительной частями населения страны. И «ни одно общество не может процветать и быть счастливым, если значительнейшая часть его членов бедна и несчастна». И в этой связи осуществляет анализ соотношения ценности людей различных социальных групп (на примере военного и шахтера).

А. Смитом дана характеристика социально-экономического неравенства, справедливых и несправедливых формы экономического неравенства.

Проанализированы условия конкуренции:

· конкуренты должны действовать независимо, а не быть в сговоре;

· численность имеющихся и потенциальных конкурентов должна быть достаточной, чтобы исключить сверхдоходы;

· хозяйствующие субъекты должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях;

· должна быть свобода (от социальных ограничений) действовать в соответствии с этим знанием;

· нужно достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев.

Демографические проблемы Томаса Мальтуса в системе экономико-социологического знания

Основные идеи Томаса Роберта МАЛЬТУСА (1766-1834 гг.) отражены в работе «Опыт о законе народонаселения, или Взгляд на его действие на счастие общества в прошедшем и настоящем, а кроме того, изучение, насколько основательны наши ожидания относительно устранения или смягчения тех действий, которые он производит» («Опыт о законе народонаселения») и касаются таких социологических проблем: движущих сил общества, соотношения в человеке природного и социального, взаимодействие экономических и демографических процессов, соотношение сознательного и бессознательного.

По Т. Мальтусу демографическое развитие подчинено закону геометрической прогрессии, а производство объема продовольствия растет по закону арифметической прогрессии: «Если возрастание населения не задерживается какими-либо препятствиями, то это население удваивается через каждые 25 лет и, следовательно, возрастает в каждый последующий двадцатипятилетний период в геометрической прогрессии».

Взаимосвязь демографических и экономических процессов отражена в его следующих положениях:

«1) Количество народонаселения неизбежно ограничиваются средствами существования.

2) Народонаселение неизменно возрастает всюду, где возрастают средства существования, если только оно не будет остановлено явными и могущественными препятствиями.

3) Эти особые препятствия, точно так же как и все те, которые, останавливая силу размножения, возвращают население к уровню существования средств, могут быть сведены к следующим трем видам: нравственному обузданию, пороку и несчастью».

Его выводы стали спасительными для власть имущих – бедность народа объяснялась не сущностью общественных отношений, а бесконтрольным поведением (размножением) беднейших масс: «Главная и постоянная причина бедности мало или вовсе не зависит от образа правления или от неравномерного распределения имущества; не во власти богатых доставить бедным работу и пропитание, поэтому бедные, по самой сущности вещей, не имеют права требовать от них того и другого»: «сам народ является главнейшим виновником своих страданий».

Сам же он утверждал: «Нужно совершенно не понимать моего учения, для того, чтобы считать меня врагом размножения населения. Враги, с которыми я борюсь, – это порок и нищета»; «Уменьшение пороков и бедствий является конечной целью моих стремлений».

 

Значение теоретико-методологического анализа экономики

Концепция социальной экономики Й. Шумпетера и ее особенности.

(раздаточный материал)

 

Экономика и власть.

Социометрические законы

Собственно социометрическую теорию составляют социометрические законы.

Закон социальной гравитации гласит: человечество есть органическая социальная единица, между различными частями которой происходят процессы притяжения и отталкивания– одна группа людей (Г1), находящаяся в месте X, движется навстречу другой группе (Г2), находящейся в месте У, со скоростью прямо пропорциональной величине притяжения между ними (П1 и П2) и обратно пропорциональной как величине отталкивания (01 и 02), так и физическому расстоянию между ними (Р) при постоянных благоприятных условиях коммуникации.

Положения социогенетического закона определяют развитие высших форм групповой организации из ее простых форм. Социодинамический закон устанавливает неравномерность получения эмоциональных выборов отдельными членами группы: немногие «звезды» получают львиную долю всех выборов, большинство – среднюю долю и немногие остаются невыбранными («пренебрегаемые»). С увеличением размера группы прямо пропорционально увеличивается разрыв между «звездами», «большинством» и «пренебрегаемыми» и т. д.

Социометрическая методика выявляет симпатии и антипатии.
Социометрическая техника, разработанная Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Основное назначение социометрической процедуры:

a) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

b) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

c) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

 

Идеология социализма

Главное в идеологии социализма – это благосостояние людей. И ведущее место в этом благосостоянии отводится достойная жизнь всех людей, а не только богатых индивидов.

Второй важнейший аспект социалистической идеологии – это критика социальной действительности современного (и периода Марксу и нынешнего периода) капитализма.

Современный капитализм, развивающийся на идеологии либерализма, характеризуется глубоким разрывом в уровне благосостояния. Так, в США и Великобритании 10% населения располагают 90% всех доходов.

Но, кроме этого разрыва нарастает контраст между богатыми и бедными странами. Почти 70% населения мира находятся в постоянной нищете.

Социализм предлагает следующую модель экономики:

— все проблемы производства решаются рабочими отдельных предприятий, которые объединяются в союз производителей;

— прибыли каждого предприятия ограничиваются в соответствии с принципом справедливости и потому не играют значительной социальной роли;

— производственная демократия становится нормой функционирования экономики;

— она обеспечивает такую переориентацию инвестиций, которая гарантирует реализацию социальных приоритетов и сохранение природной среды;

— существует единая программа использования рабочей силы, в соответствии с которой рабочая сила направляется в те отрасли экономики, которые связаны с реализацией социальных приоритетов;

— прибыль и рентабельность таких отраслей не является основой их деятельности;

— существует специальный орган для координаций действий предприятий, дающих доход, и социальных служб, которые содержатся за счет налогов;

— существуют строго установленные экономические и социальные приоритеты, которые при любых обстоятельствах преобладают над индивидуальным потреблением;

— правительства осуществляют функции координации и поддержки указанных форм активности, каждая из которых не требует непосредственного вмешательства государства;

— поэтому государственный аппарат либо ликвидируется, либо сводится к абсолютному минимуму (в зависимости от обстоятельств).

 

36. Роль образования в жизни общества.

Выход человечества на более высокий виток своего развития всегда был связан с опережающим развитием знаний, которые в свою очередь способствовали экономическому, военному и политическому развитию.

Роль образования в жизни общества можно рассматривать с различных позиций.

Во-первых, как влияет процесс образования на прогресс общества, на различные социальные сферы. Само образование относится к мировоззренческой, идеологической сфере. Оно служит и основой классовой и стратовой дифференциации.

Носителями и обладателями знаний сначала и на протяжении длительного времени были привилегированные слои, затем их носителем стал средний класс, как маргинальная группа.

Сегодня знание характеризует все социальные группы, т.е. социальные перемены, вызываемые знанием приводят не только к дифференциации, как в прежние времена, а к интеграции социальных групп.

Вплоть до XVII – XVIII веков даже узкопрофессиональное знание было привилегией определенного круга людей. Человек, владевший секретами того или иного ремесла, давал клятву не раскрывать этих секретов, и любое ремесло было недоступно тому, кто не прошел обучения у мастера и не перенял на практике его тайн.

Еще в конце XIX века высшее образование было уделом молодых людей из богатых семей, а также очень немногих одаренных юношей из бедных семей… Высшее образование считалось роскошью, украшением, а учеба – приятным времяпрепровождением для взрослеющих молодых людей.

Когда в образовании, развитии науке происходит застой, ее сдерживание, происходит стагнация всех сторон общественной жизни – в экономике, политике, социальной сфере и т.д.

Эмпирически роль образования, влияния его на рост национального дохода страны, рост производительности труда показал в середине 1920-х годов академик С.Г. Струмилин. Он исследовал зависимость между степенью квалифицированности работников и сроками их обучения. Им для своей исторической эпохи установлены научные методы определения оптимального периода школьного обучения и размеров расходов на образование каждого рабочего с учетом роста национального дохода государства . По его данным введение всеобщего начального образования в СССР дал экономический эффект в 43 раза, превышающий затраты на его организацию. Рентабельность начального образования для лиц физического труда в 28 раз превысили себестоимость обучения, а капитальные затраты окупились через 1,5 года!

Академик С.Г. Струмилин также показал сравнительную экономическую выгоду образования для работников умственного труда: 7-летняя школа обеспечила служащему повышение квалификации в 2,5 раза больше, чем рабочему. Для рабочего обучения в школе 2-й ступени лишь на 14 % окупала государственные затраты, а высшая школа с 3-го курса становилась убыточной.

Но самый главный – социальный эффект образования: продолжительность жизни более образованных людей выше, чем у менее образованных. Это отражает следующая статистика: в 2013 г. процент занятых в экономике Беларуси женщин с высшим образованием составляет 31,1 %, соответствующая доля мужчин – 23,0 %. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении женского населения в Республике Беларусь составляет – 77,9 лет, мужчин – 67,3 года. Соответственно соотношение коэффициента высшего образования и продолжительности жизни женского и мужского населения составляет 1,35:1,16.

Таким образом, развитие современной экономики знаний показывает ее высокую социальную значимость. Современная технология, современная организация экономики и всей общественной жизни требует всеобщего высшего образования, отвечающего, с одной стороны, этой экономике, а с другой, отвечающего социальным потребностям общества и населения.

 

37. Стратегия образования

Развитие знаний в постсоветских государствах, основу которого составляет высшее образование, сегодня сталкивается с рядом сложнейших проблем, что прежде всего связано с развитием рыночных отношений в сфере образования, т.е. с острейшими финансовыми проблемами. И та проблема «физиков – лириков», которая, казалось бы, была решена, уже приобрела новое звучание.

Во-первых, на постсоветском пространстве не менее чем на 20% сократился срок обучения в высших учебных заведениях. В здесь возникает вопросы: что современная экономика и управление стали более проще, чем были ранее? Что сегодня более простыми стали социальные процессы и отношения? Что объем знаний в мире имеет тенденцию к уменьшению?

В-вторых, происходит и переориентация (что характерно для Беларуси) системы высшего образования – рекомендуют, чтобы почти половину срока учебы студент обучался на производстве.

В-третьих, если в учебных заведениях западных стран затраты самих студентов по получение высшего образования уменьшаются, то в постсоветских государствах доля этих затрат имеет тенденцию к неуклонному росту.

В-четвертых (что характерно для Беларуси), начала проводиться политика по сокращению масштабов приема студентов высшие учебные заведения, что приходит в противоречия с тенденциями повышения роли и значимости экономики знаний в современном мире.

Та реформа высшего образования, которая проводится сегодня на постсоветском пространстве, должна быть критически осмыслена, взять прогрессивное из мировой практики образования, учитывать достижения и потери советской высшей школы, ориентируясь на рост науки, образования, знаний в экономики будущего – экономики знаний.

 

Взаимосвязь экономических и политических, экономических и идеологических, экономических и бытовых отношений как объект экономической социологии.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ изучает закономерности экономического действия людей как форму социального бытия, т.е. развитие экономики она описывает как социальный процесс, движимый активностью функционирующих в ней социальных субъектов, интересами, поведением, взаимодействием социальных групп и слоев.

ОБЪЕКТОМ экономической социологии является взаимодействие двух основных сфер жизни общества – экономической и не экономической (собственно социальной), а следовательно изучение взаимодействия экономических и социальных процессов, их взаимосвязей и взаимоотношений, тенденции и закономерности функционирования и развития общества, как целостного социального организма, а также взаимодействие составляющих его социальных структур (социальных сфер, социальных институтов и социальных общностей) разного уровня, типа и сложности.

Среди этих социальных структур важными являются прежде всего – социальная сфера, социальные институты и социальные общности.

В качестве отдельных сфер представлены экономическая, политическая, идеологическая (или мировоззренческая) и повседневно бытовая (или собственно социальная).

Среди социальных институтов для социологии важными являются:

— семья,

— государство,

— собственность,

— церковь,

— образование…

К социальным общностям относят:

— социальные классы,

— конфессиональные, этнические, профессиональные и демографические группы,

— территориальные общности и др. и т.п.

 

Классическая экономическая теория, как и большинство современных экономических теорий имеют дело с так называемым «homo oeconomicus». По характеристике русского социолога С.Н. Булгакова, это человек «который не ест, не спит, а все считает интересы, стремясь к наибольшей выгоде с наименьшими издержками; это счетная линейка, с математической правильностью реагирующая на внешний механизм распределения и производства, который управляется своими собственными железными законами» (Булгаков С.Н. Соч. в 2-х тт. — М., 1993, т. 2, с. 343).

Экономика, исследуя социальные проблемы, смотрит на человека, как на «компетентного эгоиста»:

1) ею человек рассматривается, как некий атомизированный индивид с независимыми предпочтениями, вне конкретных социальных связей, как нечто усредненное – своеобразный «профессор экономики»,

2) это от природы эгоистичное существо, стремящееся только к своей выгоде, что и предопределяет его поведение,

3) предполагает, что человек существо рациональное, – знает свою выгоду и, выбирая цель, просчитывает издержки процесса ее достижения,

4) человек рассматривается как хорошо информированный участник процесса производства, знающий и свои потребности и пути их удовлетворения.

 

2. Принципы и критерии периодизации этапов развития экономической социологии.(Презентация)

3. Социологические законы в экономике: их сущность и формы проявления.(раздаточный материал)


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

общность целей и перспективы взаимодействия

  1. Основные направления в развитии современной экономической социологии

Экономическая социология в последние десятилетия переживает полосу бурного подъема. Его связывают с появлением трудов Марка Грановеттера, Алана Фокса, Фреда Гирша, Вивианы Зелицер и других исследователей. (1). Актуальность экономической социологии, по мнению американского исследователя Г.Беккера, возрастает потому, что к традиционным объектам экономика-товар, труд, финансы присоединяются феномены, не имеющие рыночной природы. Это в первую очередь касается сферы услуг, а также ценностей культуры, то есть нетоварного сектора. Все, что ранее представляло интерес для экономической науки (экономики) – оптимальное распределение ресурсов, в аналогичной мере присуще сфере политики (распределение властных функций, налогового бремени, бюджетных средств, сфере научных исследований и повседневной жизни).

Усиление внимания к проблемам распределения со стороны общественных наук нельзя назвать случайным. Обострение ее в сфере экономики (разрыв между массой произведенной продукции и возможностями ее реализации) приводит к депрессии, падению производства. Перекос в распределении властных функций (например, между исполнительной и законодательной властями) нередко вызывает политический кризис. Для исследования этих сложных проблем признано недостаточным обращение лишь к системно-организационной методологии. Ряд специалистов в области экономической социологии (О.Вудворт, Ч.Арджирис и другие) дополняют экономические и социологические переменные психологическими характеристиками. Речь идет в данном случае о соединении двух подходов – надличностного (организационного) и личностного (психологического). Тем самым современная экономическая социология все чаще склоняется к так называемому методологическому индивидуализму. Ч.Аджирис, к примеру, утверждает, что причины изменений организационных структур следует искать в личности человека, в его психологии. Синтез экономической социологии и психологической науки взял на вооружение и другой яркий представитель «новой» экономической социологии – Дж.Катона. Главное внимание этот исследователь уделяет сфере потребления, которую он представляет в виде системы поведения1 Основные отношения в этой системе складываются не по поводу капиталовложений, производства и потребления, а вокруг личности потребителя. Такой подход позволяет сконцентрироваться на роли психологических проявлений, в особенности на социально – психологических свойствах различных социальных групп, к которым принадлежит индивид. Поведение потребителя выступает здесь как глобальный фактор экономики, оказывающий воздействие на прогнозы рыночной ситуации. Положение на рынке (спрос, предложения, динамика цен) зависят от выбора потребителем товаров и услуг, а также от его склонности к потреблению или к сбережению, от изменения этих переменных величин.

Решения потребителя обусловлены в первую очередь особенностями психологии его личности, его ожиданиями, ценностными ориентациями и другими социально-психологическими факторами. Это открывает возможность для разработки методологии прогнозирования поведения потребителей. Объектом исследования становятся базовые и инструментальные ценности социальных групп. В результате создаются трендовые модели потребительского поведения, выявляются и прогнозируются главные тенденции динамики спроса.

Усиление внимания к социально-психологическим и поведенческим аспектам хозяйственной жизни происходило параллельно с дискуссией по поводу того, можно ли выделить теоретическое ядро, ту «сердцевину», которая бы послужила не только основой самоидентификации экономической социологии как отдельной отрасли знаний, но и выступила бы в качестве альтернативы научно-экономическим методом исследования? В чем состоит специфически социологический вклад в выяснении сущности экономических феноменов?

Наиболее распространенным ответом на этот вопрос стали попытки социологов доказать несостоятельность принятого за аксиому в экономической теории принципа максимизации прибыли как основного критерия экономического поведения для хозяйственных субъектов. С самого зарождения экономической социологии как отдельной научной дисциплины, в минувшем столетии направляли свои критические стрелы теоретика поведенческой модели индивидуалистического субъекта – «экономического человека» (homo ekonomiens), который безоглядно стремится к максимизации своей выгоды. Утверждение о том, что акторы (в данном случае – субъекты хозяйствования) не следуют «предписаниям» упомянутой модели, а поступают «иррационально»; становится главным аргументом в опровержении постулатов ортодоксально – традиционной экономической науки.1

Представители «новой экономической социологии» считают также аргументы малоубедительными. Не модель «экономического человека сама по себе должна стать мишенью критики, а те обязательные условия ее функционирования, при которых хозяйствующие субъекты имеют возможность принимать решения в условиях свободного выбора в совершенно определенной, предсказуемой ситуации. Именно последнее обстоятельство – прозрачность, определенность ситуации, с точки зрения социологов, представляет собой слабое звено в теоретических настроениях традиционной экономической науки. Они утверждают, что данная ситуация редко встречается в действительности. Гораздо чаще она отличается непредсказуемостью. По этой причине к данной ситуации традиционный экономический подход, основанный на максимизации прибыли, становится непригодным. Неопределенность следует понимать как признак ситуации, в которой акторы не могут предвидеть какие – либо результаты принимаемого решения и даже не в состоянии рассчитать вероятность наступления ожидаемого результата. «Новые» социоэкономисты доказывают, что исследование проблемы неопределенности открывает путь социоэкономическому подходу в изучении хозяйственных процессов. При этом они подчеркивают, что задача экономической социологии состоит не в том, чтобы показать, что акторы сознательно отказываются от получения выгоды и заменяют эту цель «иррациональными» мотивами. Напротив, путем развития теоретических концепций и на основе изучения эмпирического материала они доказывают, что акторы способны принимать целерациональные решения в условиях, при которых они не знают, какая из альтернатив является оптимальной. Наблюдаемое отклонение от хозяйственного поведения, «обязательного» с точки зрения экономической теории, объясняется не мотивами, которыми руководствуются субъекты, а в гораздо большей степени ситуацией, в которой они действуют.

В данной ситуации, считают социологи акторы в своих действиях не могут редко воздействоваться соображениями, связанными с получениями максимальной прибыли. Как они должны поступать, чтобы в конечном итоге их хозяйственное поведение не нанесло им ущерба, а напротив, в конечном итоге доставило им выгоду?

Новая экономическая социология заявляет о своей способности решить эту проблему. Более того, она утверждает, что специфика социоэкономического подхода к решению проблемы неопределенности составляет главное отличие между нею и экономической наукой, и в тоже время она в состоянии представить в распоряжение экономической теории социологический инструментарий, открывающий перспективу для этой сложной научной и практической задачи. Использование только инструментария способно привести к еще более тесной взаимосвязи экономической науки и экономической социологии. Неопределенность по социологической терминологии, можно обозначить обоюдную (взаимную) малоинформированность, то есть ситуацию, в которой акторы располагают друг о друге скудной информацией и в то же время находятся во взаимозависимости.1 Решение проблемы неопределенности настоятельно требует обращения к проблематике социального устройства, общественных и политических институций, открывающей дорогу к исследованию «механизмов» экономического поведения хозяйствующих субъектов. Иной подход к решению этой проблемы сохраняется в экономической науке.

studfiles.net