Взаимосвязь материальной и духовной культуры – filia / Теория / 50. Человек и культура. Взаимосвязь материальной и духовной, массовой и элитарной культуры

Содержание

filia / Теория / 50. Человек и культура. Взаимосвязь материальной и духовной, массовой и элитарной культуры

50. Человек и культура. Взаимосвязь материальной и духовной, массовой и элитарной культуры.

В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни народа или народных групп. Она распадается на различные области или сферы. Все сферы человеческой жизнедеятельности – политика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. – связаны и влияют друг на друга. Каждая сфера находит отражение в других.

Нравственная культура фиксирует достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д. Данные нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления.

Эстетическая культура общества несет в себе эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и т. д.), способы их создания и потребления.

Изобилие видов культуры (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая и т. д.) отражает изобилие форм деятельности человека.

Благодаря единству мира культура действует как целостное существо. Человек – живой носитель культуры.

Он перенимает ее через язык, воспитание, живое общение. Ценности, картина мира, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознании личности традиционно и незаметно в процессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными возможностями. Осваивая существующие в обществе нормы, обычаи, приемы и способы деятельности, человек изменяет культуру. Степень его приобщения к культуре определяет границу его общественного развития.

Морально-этические и эстетические аспекты в культуре занимают отдельное место. Мораль регулирует жизнь людей в различных сферах – в быту, семье, на работе, науке, в политике и т. д. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений.

Культурные нормы – это определенные эталоны, правила поведения или действия. Они складываются и утверждаются уже в обыденном сознании общества. Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. В ней отражаются все видоизменения, которые претерпевает общество.

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества.

Элитарная культура – это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Так, произведения абстракционистов в виде цветовых композиций сложны для восприятия человеком, не знакомым с законами живописи, символическими цветовыми образами. Девиз элитарной культуры “Искусство ради искусства”.

Массовая культура – это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется, подвержена моде и реагирует на любое новое событие. В ней много подражательного, стандартизированного, она черпает свои сюжеты в элитарной и народной культуре, но основана на стереотипах. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.

studfiles.net

Взаимосвязь духовной и материальной культуры

В целом подходы к определению культуры можно разбить на две большие группы: культура как мир накопленных ценностей и норм, как вещный мир находящийся вне человека и культура как мир человека. Последнее также можно разделить на три группы: культура – мир целостного человека в единстве его физической и духовной природы; культура мир духовной жизни человека; культура живая человеческая деятельность, способ, технология этой деятельности. Верно и то и другое. Ибо культура двумерна: с одной стороны, культура – мир социального

опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей. С другой стороны – качественная характеристика живой человеческой деятельности.

Уже здесь сложно отличить культуру материальную от культуры духовной. Н. Бердяев говорил о том, что культура всегда духовна, но вряд ли стоит оспаривать существование материальной культуры. Если культура формирует человека, то как можно исключить влияние на этот процесс материальной среды, орудий и средств труда, многообразия бытовых вещей? Можно ли вообще формировать душу человека в отрыве от его тела? С другой стороны, как говорил Гегель, на самом духе лежит проклятье быть воплощенным в материальные субстраты. Самая гениальная мысль, если она не опредмечена, умрет вместе с субъектом. Не оставив никакого следа в культуре. Все это говорит о том, что любое противопоставление материального духовному и наоборот в сфере культуры неизбежно относительна. Сложность разграничения культуры на материальную и духовную велика, можно попытаться сделать ее

по их влиянию на развитие личности.

Для теории культуры понимания различия культуры материальной и духовной – важный момент. В смысле физического выживания, биологических потребностей, даже в чист практическом смысле духовность избыточна, излишня. Это – своеобразное завоевание человечества, роскошь, доступная и необходимая для сохранения человеческого в человеке. Именно духовные потребности, потребности в святом и вечном утверждают для человека смыл и назначения его бытия, соотносят человека с целостностью мироздания.

Отметим также, что соотношение материальных и духовных потребностей достаточно сложно и неоднозначно. Материальные потребности нельзя просто игнорировать. Прочная материальная, экономическая, социальная поддержка, может облегчить путь человека и общества к развитию потребностей духовных. Но это не главная предпосылка. Путь к духовности – это путь сознательного воспитания и самовоспитания, требующий усилий и труда. Э. Фромм «Иметь или быть?» считает, что само существование духовности и духовной культуры зависит прежде всего от ценностной установки, от жизненных ориентиров, от мотивации деятельности. «Иметь» – это ориентация на материальные блага, на обладание и использование. В противовес этому «быть» — значит становится и созидать, стремиться реализовать себя в творчестве и общении с людьми, найти источник постоянной новизны и вдохновения внутри себя.

Четкой демаркационной линии отделяющей материальное от идеального в человеческой жизни и деятельности установить невозможно. Человек преобразует мир не только материально, но и духовно. Любая вещь имеет наряду с утилитарной и культурную функцию. Вещь говорит о человеке, об уровне познания мира, о степени развития производства, о его эстетическом, а подчас и о нравственном развитии. Создавая любую вещь человек неизбежно «вкладывает» в нее свои человеческие качества, невольно, чаще всего несознательно, запечатлевая в ней образ своей эпохи. Вещь – своеобразный

текст. Все созданное руками и мозгом человека несет на себе отпечаток (информацию) о человеке, его обществе и культуре. Разумеется сочетание утилитарной и культурной функций в вещах неодинаково. Причем это отличие не только количественное, но и качественное.

Произведения материальной культуры помимо влияния на духовный мир человека предназначены прежде всего для удовлетворения какой-то иной функции. К материальной культуре относятся объекты и процессы деятельности, главным функциональным назначением которых не является развитие духовного мира человека, для которых эта задача выступает как побочная.

Во многих вещах эти две функции сочетаются, например в архитектуре. И здесь многое зависит от самого человека, поскольку для извлечения неутилитарного смысла из вещи необходим некий уровень, например эстетического развития. «Духовность» вещи не первосозданна, она заложена в нее человеком и превращает эту вещь в средство диалога между людьми. Духовная культура специально создается ради такого диалога с современниками и потомками. В этом ее единственное функциональное назначение. Материальная культура как правило, многофункциональна.

Стоит заметить и то, что общечеловеческое наиболее ярко и отчетливо проявляется именно в материальной культуре. Ее ценности, принципы и нормы, оказываются более долговечными, чем ценности принципы и нормы духовной культуры.

Материальная культура служит цели удвоения человеком себя в предметном мире (К. Маркс). Человек трудится, прилагая к продукту труда свою человеческую меру, исходя из единства «меры вещи» и «меры человека». У духовной культуры существует лишь одна мера – человеческая. Материальная культура внутренне скрыто, латентно содержит в себе духовное. В духовной культуре духовное опредмечивается в материальные знаковые системы. Духовный текст материально культуры скрыт, спрятан в ней; духовная культура дает свое гуманистическое содержание открыто.

students-library.com

Духовная и материальная культура :: SYL.ru

Выражение «некультурный человек», с которым мы довольно часто сталкиваемся в повседневной жизни, с точки зрения философии абсолютно неверно. Как правило, говоря так, мы имеем ввиду плохое воспитание или недостаток образования. Человек культурен всегда, ибо он существо социальное, а любое общество имеет свою культуру. Другое дело, что степень её развития не всегда находится на высоком уровне, но это уже зависит от многих сопутствующих факторов: конкретного исторического периода, условий развития и возможностей, которыми располагает общество. Культура – неотъемлемая составляющая часть жизни всего человечества и каждого конкретного индивидуума. Общества без культуры быть не может, как, впрочем, и культуры — без общества, она создает человека, а человек её. Любое новое поколение начинает свое существование в мире духовных и материальных ценностей, уже сложившихся у их предков.

Взаимосвязь культур

Любая деятельность человека и все его достижения являются частью культуры либо материальной, либо духовной. Причем четкой границы между ними провести невозможно. Культура материальная и духовная, так или иначе, неразрывно связаны друг с другом. К примеру, появившийся в нашем доме шкаф – объект вполне физический, однако при его создании были задействованы интеллектуальные способности людей, проявлены фантазия и логическое мышление. В то же время величайшие произведения искусства, являющиеся неоспоримой духовной ценностью, вряд ли появились бы на свет, не будь у художника кисти, а у философа бумаги и пера. Ещё в Древнем Риме талантливейший оратор Цицерон отметил, что наравне с культивированием, под которым в те времена подразумевалась обработка и возделывание земли, существует и другая культура — «возделывания души».

Основные понятия

Материальная культура включает в себя все многообразие производимых человечеством предметов: одежда, жилище, механизмы, оружие, автомобили, предметы быта, музыкальные инструменты и т. д. Основу же культуры духовной составляют продукты интеллектуальной деятельности человека, все то, что было достигнуто силой мысли и талантом. К примеру, это новые идеи и открытия, религия, философия, произведения искусства и психология. Если духовная культура — это совокупность результатов интеллектуальной деятельности человека, то материальная культура — это сотворенный руками человека предметный мир.

Какая культура важней

Материальная культура, как и духовная, живет по своим законам, между уровнями их развития нет прямой связи. Улучшение материального благополучия людей не всегда сопровождалось ростом их духовного развития, а многие величайшие произведения искусства создавались в полной нищете. Однако неоспоримо и то, что человек, нуждающийся в жилье, пище и одежде, не станет задумываться о высоких материях. Тянуться к философии и искусству могут лишь «сытые», удовлетворившие свои физические потребности, люди. Материальная культура наглядно покажет, насколько человек приспособился к жизни, в ладу ли он с природой, в то время как духовная задает основные стандарты поведения, формирует чувство высокого и прекрасного, создает идеалы. Духовная и материальная культура включают в себя все то, что не дано нам природой, что создано трудом человека, то, что существенно отличает нас от животных. Только гармония этих двух культур поможет достичь высоко уровня существования как одного человека, так и целого государства.

www.syl.ru

Духовная и материальная культура

Духовная и материальная культура – это две части одного целого. Изучение одной области практически невозможно без исследования другой. Культура материальная подразумевает под собой какие-либо вещественные достижения человечества. К примеру, технические изобретения, архитектура, предметы обихода. Предметы материальной культуры очень помогаеют в работе археологам. По вещественным находкам они могут реконструировать жизнь наших предков, их быт. Материальная культура – это важнейшая часть жизни, которая изменяется и совершенствуется с каждым годом, в соответствии с развитием человечества.

Духовная культура – это также основной показатель цивилизованности людей. Что входит в это понятие? В первую очередь, какие-либо идеи, открытия, концепции. К примеру, к духовной культуре относится религия, философия, психология, различные произведения искусства. В это определение входит все то, что было достигнуто силой человеческой мысли и таланта.

Материальная культура неразрывно связана с духовным аспектом. Прежде чем построить какое-либо здание либо создать другой физический объект, были затрачены интеллектуальные силы людей, их фантазия. В то же время объекты, относящиеся к духовной культуре, также выражаются через материальные предметы. К примеру, человек создал философский труд и познакомил с ним своих читателей посредством книги.

Духовный аспект деятельности людей, как и материальная культура, также помогает понять, как жили наши предки. В первую очередь, это заслуга археологов, которые изучают древние произведения искусства и достижения мысли. Однако духовная культура исследуется не только историками. К примеру, древние верования, сказки, легенды тщательно анализировал в своих работах отец психоанализа Зигмунд Фрейд, а также его последователи. Духовная культура позволяет понять, каким видели мир наши прародители, какой была их психология, что очень ценно для глубокого и вдумчивого познания истории.

Что можно еще сказать по поводу этих двух понятий? Культура материальная и духовная существовала, разумеется, в разных вариантах развития, практически во все времена. Еще древние люди вырезали на стенах пещер рисунки, символизирующие животных, какие-либо обыденные действия, к примеру, охоту.

Материальная культура, как и духовная, за всю историю человечества множество раз переживала и взлеты и падения. Также менялись приоритеты. То есть одна культура становилась более важной, чем другая. Любопытно рассмотреть интерес людей к духовному и материальному аспекту на примере всем известной пирамиды Маслоу. Эта знаменитая концепция помогает проанализировать, почему одна сторона культуры становится важнее другой. Человек, лишенный основных материальных благ, то есть крова, пищи и средств, помогающих обезопасить себя, вряд ли заинтересуется духовной стороной жизни. Личность, удовлетворившая все свои базовые потребности, уже тянется к таким областям, как искусство, философия, религия.

Культура материальная наглядно показывает, насколько человек смог адаптироваться в природных условиях. Без этого аспекта существование государства, и даже человека, практически невозможно. Однако и духовная культура очень важна для всего общества. Без нее человек бы так и остался варваром. Духовная культура задает определенные стандарты поведения, формирует идеалы, развивает чувство прекрасного. Без нее невообразима ни одна цивилизация. Однако духовная культура – это не развлечение для избранных, ведь в нее входит и образование, и кино, и разнообразные книги. Гармония материальных объектов и достижений человеческого интеллекта помогает достичь высокого уровня существования, как целого государства, так и отдельно взятого человека.

fb.ru

1. Взаимосвязь духовной и материальной культур. Духовная культура в контексте историзма

Похожие главы из других работ:

Восток и запад: противостояние или диалог культур

6.Особенности западной и восточной культур.Россия в диалоге культур

Философско-исторические исследования всегда имеют определённую практическую ориентациюПостигая прошлое, мы стремимся разобраться в настоящем, определить тенденции развития современного общества. В этом смысле особоважное…

Дилемма: «единая мировая культура» или «история локальных цивилизаций»

1.3 Взаимосвязь культуры и цивилизации

Различие культуры и цивилизации наметил уже И. Кант, который в сочинении “О предполагаемом начале человеческой истории” в полемике с Ж.Ж. Руссо ставит вопрос: что такое цивилизация и вправе ли человек отказаться от нее? Кант считает…

Коллекционирование предметов антиквариата на рубеже XVIII-XIX веков (на примере коллекционирования книг)

1.1 Книга как предмет материальной культуры

“Раскрывая разнообразие культур и являясь мостом между цивилизациями, а также выразительницей ценностей, знаний, эстетических чувств и мира воображения, книга выступает, прежде всего, в качестве порождения духа…

Концепция игровой культуры

2.2 Взаимосвязь игры и поэзии

Поэзия вступает в игру в некоем поле духа, в некоем собственном мире, который дух творит для себя, где вещи имеют иное лицо, чем в «обычной жизни», и где их связывают между собой не логические, а иные связи…

Концепция игровой культуры

2.3 Взаимосвязь игры и философии

Взаимосвязь игры и философии Й. Хейзинга прослеживает в первую очередь в софистике. Софист — это слегка сбившийся с пути преемник того главного персонажа архаической культурной жизни, о котором мы поочередно говорили как о пророке, шамане…

Концепция игровой культуры

2.4 Взаимосвязь игры и искусства

Внешним признаком глубокопсихологической связи игры и искусства является то, что во многих языках исполнение на музыкальных инструментах зовется игрою. Игра лежит вне благоразумия практической жизни, вне сферы необходимости или пользы…

Культура Древнего Востока

2. Достижения и символы материальной и духовной культуры

Основные достижения и символы материальной и духовной культуры восходят еще к концу III тысячелетия до н. э. Искусство Древнего Востока монументально, спокойно и торжественно, в нем особенно ощутима та размеренность, ритмичность, величавость…

Культура и природа

1. Взаимосвязь культуры и природы.

Неразрывное единство человека и природы предполагает отношение к ней — «неорганическому телу» человека — как к своему собственному организму. По отношению к природе культура есть возделывание, культивирование, обработка почвы…

Материальная и духовная культура

1.1 Сущность, строение, взаимосвязь материальной и духовной культур

Определения материальной и духовной культур. Материальная и духовная культуры — два фундаментальных вида, две стороны культуры, находящиеся в процессе постоянного взаимодействия, взаимоопосредования и взаимоперехода…

Народы и культуры — развитие и взаимодействие

4. Взаимодействие культур — диалог культур.

Взаимодействие культур, их диалог — наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты…

Особенности материальной культуры эпохи Возрождения: аспекты истории науки и техники

Глава 3. Своеобразие материальной культуры эпохи Возрождения

Особенности материальной культуры эпохи Возрождения: аспекты истории науки и техники

3.1 Предпосылки развития материальной культуры

Новым эталоном в истории мировой культуры стала художественная культура Возрождения, основу которой составляет принцип гуманизма — утверждение достоинства и красоты реального человека, разума и воли, творческих сил…

Особенности материальной культуры эпохи Возрождения: аспекты истории науки и техники

3.2 Характер производства предметов материальной культуры

Характер производства — мануфактура. Производство многих предметов материальной культуры было связано с техническими открытиями в производстве стекла, керамики, где было введено глазурование глины, и новшествами в текстильной промышленности…

Особенности материальной культуры эпохи Возрождения: аспекты истории науки и техники

3.3 Основные черты стиля, художественного облика эпохи Возрождения в предметах материальной культуры

Италия Искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности…

Особенности материальной культуры эпохи Возрождения: аспекты истории науки и техники

3.4 Характерные черты материальной культуры

cult.bobrodobro.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ: Современные проблемы науки и образования

Культура в широком значении есть преобразовательная деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. 2. Нурмухаметова Р. С. Развитие кулинарной лексики татарского языка ХХ – начала ХХI века // Филология и культура = Philology and Culture. В этом смысле культура — это все, что не является природой, т.е. то, что создано и создается обществом и человеком.

В узком значении культура ассоциируется с деятельностью, связанной с искусством — его производством, распространением и сохранением. Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДУХОВНОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТАТАР: ОТПЕЧАТКИ РЕЛИГИИ В ТРАДИЦИОННОМ ПИТАНИИ

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента. Технологии — средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.

На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки. Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации. Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение.

Напишите, пожалуйста в кратце Ваши пожелания (план работы, шрифт, срочность, необходимый список литературы, и т.д.). Это ускорит время ответа в разы!

Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества. Вещи — результат материально-созидательной деятельности человека — являются важнейшей формой ее существования.

Как правило, вещи производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после обработки человеком. При этом вещь приобретает очень важное качество — способность удовлетворять определенные человеческие потребности, быть полезной человеку.

Это было особенно характерно для первобытной культуры с ее синкретизмом — целостностью, нерасчлененностью всех элементов. Но в индустриальном обществе красота и польза стали разделяться. Поэтому появляется множество полезных, но некрасивых вещей и в то же время красивых дорогих безделушек, подчеркивающих богатство их владельца.

Так, рыцарский меч может служить образом и символом средневекового феодала, а в современной сложной бытовой технике легко увидеть человека начала XXI в. Портретами эпохи являются и игрушки. Социальные организации также являются плодом человеческой деятельности, еше одной формой материальной предметности, материальной культуры.

Уже на Древнем Востоке четко выделяются государство и культ, тогда же появились школы как часть педагогических организаций. В экономической сфере первой социальной структурой стал средневековый цех, в Новое время сменившийся мануфактурой, развившейся сегодня до промышленных и торговых фирм, корпораций и банков. В политической сфере помимо государства появились политические партии и общественные объединения.

Подобные документы

Все существующие сегодня сферы культуры имеют сеть созданных ими социальных организаций и структур. Поэтому человек постоянно заботится о выведении новых, более продуктивных видов растений и животных. Человек должен постоянно заботиться о поддержании их в порядке, чтобы они могли успешно выполнять свои функции. Инструменты, приспособлении и оборудование предназначены для обеспечения всех видов физическою и умственного труда человека.

Библиографическая ссылка

Связь тесно связана с транспортом и включает почту, телеграф, телефон, радио и компьютерные сети. Она, как и транспорт, связывает людей, позволяя им обмениваться информацией. Технологии — знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности. Знания представляют собой продукт познавательной деятельности человека, фиксирующий полученную человеком информацию об окружающем мире и самом человеке, его взгляды на жизнь и поведение.

Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры. Но получение знаний в религии, искусстве, обыденной жизни и т.д. Здесь знания всегда связаны с определенной системой ценностей, которую они обосновывают и защищают: кроме того, они носят образный характер. Ценности — идеалы, к достижению которых стремится человек и общество, а также предметы и их свойства, удовлетворяющие определенные человеческие потребности.

Они, так же как и продукты материальной культуры, удовлетворяют определенные человеческие потребности и прежде всего необходимость обеспечения жизни людей в обществе. Именно так формировались существующие сегодня разновидности духовной культуры — нравственность, политика, право, искусство, религия, наука, философия.

При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы — знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе.

Полная и частичная перепечатка материалов с www.Grandars.ru невозможна без письменного разрешения администрации сайта и указания активной ссылки на статью-источник. Истоки проблемы духовной жизни общества коренятся в двойственности материально-духовной природы самого человека.

Знания, ценности и проекты как формы духовной культуры. Будучи важнейшим фактором в жизни человека, питание занимает особое место, как в духовной, так и материальной культуре народа.

Предлагаю также ознакомиться:

kakbypridaser.ru

Проблема взаимосвязи и взаимозависимости материальной и духовной культуры

Некоторые виды творческой деятельности вообще нахо­дятся на грани культуры материальной и духовной и в рав­ной мере принадлежат к обеим. Архитектура — это и искус­ство, и строительство. Дизайн, техническое творчество — искусство и техника. Искусство фотографии стало возмож­но только на основе техники, так же, как и искусство кино. Некоторые теоретики и практики кино утверждают, что ки­но все более перестает быть искусством и становится тех­никой, ибо от уровня и качества технической оснащенности зависит и художественное качество фильма. С этим нельзя соглашаться, но и нельзя не видеть зависимости качества кинофильма от качества съемочной аппаратуры, пленки и других материально-технических средств кино.

По мнению Л.Н.Когана, есть ряд видов культуры, которые нельзя только отнести к материальной или к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сечение культуры, «пронизывая» всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры.

Другой важный момент состоит в том, что предметы культуры могут в процессе существования менять свое главное назначение. К примеру, по мебели и одежде, ставшими музейными экспонатами, можно изучать быт и нравы определенной эпохи. Иначе говоря, будучи выставленными в музее, эти вещи уже служат удовлетворению познавательного интереса.

Если материальная культура удовлетворяет частные телесные потребности, то духовная культура формирует всеобщие способности — средоточие человеческой души. Своеобразие духовной культуры заключается в том, что, попав в эту сферу, предмет уже представляет, помимо самого себя, нечто другое. Можно пить воду прямо из-под крана, а можно из хрустального фужера. Человеку свойственно украшать свой быт, и потому предметы материальной культуры в большинстве случаев эстетически оформлены и не только помогают существовать нашему организму, но и радуют душу. Бытовая культу­ра связана и с религиозной традицией, и с господствую­щими в обществе моральными нормами. А это значит, что духовная сторона всегда присутствует в произведениях человека. Но предметы культуры могут принадлежать материальной и духовной культуре одновременно. А потому важно определить их роль в нашей жизни.

Если говорить о взаимосвязи материальной и духовной культур, то нужно различать особые роли той и другой. Материальная культура, являясь фундаментом, базой жизни общества, играет основную роль.Духовная культура, пробуждая в человеке личность, играет главную, возвышающую человека, роль.

Ученые технически развитых стран Западной Европы и Северной Америки предупреждают об угрозе культуре со стороны техники и средств массовой коммуникации. Существуют даже специальные термины: технофобия, технический пессимизм. Это небезосновательные опасения. Обычный человек более склонен к внушению и к тому, чтобы им управляли, а не к самовыражению и самостоятельности. Очевидно, что без развития индивидуальных качеств, без развития самостоятельности и уважения к духовным ценностям, без культуры мышления, каждому из нас, как и обществу в целом, нелегко противостоять обезличивающему нас влиянию техники и средств массовой коммуникации.

Функции культуры

Предназначение культуры, ее «обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Функции культуры —это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Но в вопросе о количестве функций культуры среди культурологов нет полного единодушия. В работах разных авторов их число неодинаково, да и зачастую одни и те же функции обозначаются по-разному. Тем не менее все авторы соглашаются с идеей полифункциональности куль­туры, с тем, что каждый ее компонент может выполнять разные функции.

Выявление основных функций культуры, которые она выполняет по отношению к обществу, социальной системе, намечен в работах Т. Парсона, Р. Мартона и ряда других социологов. В сегодняшних представлениях о функциях культуры важнейшее место, как правило, отводится человекотворческой функции. Так что усилия вели­ких мыслителей, призывавших видеть в культуре лишь условие для развития человеческих качеств, не пропали даром. Назначение культуры — делать человека Человеком. Благо­даря культуре человек вышел из мира животных. Культура создавалась и создается человеком для своего блага и блага других людей. Она дает возможность облегчить труд, развить ум и чувства. Постижение культуры — условие самосовершен­ствования и саморазвития личности. И если делаемое людьми не отвечает этому назначению, не выполняет эту функцию, оно относится к культуре только по определению. Общество готовит индивида к идеальному (механическому) вос­произведению культурных образцов, на что собствен­но и направлены процессы его социализации и инкультурации*.

Важнейшей функцией культуры является адаптивная функция, в соответствии с кото­рой происходит приспособление человека к окружающей среде. При преобразовании окружающей среды создается новый, ис­кусственный мир — культура. Иными словами, человек не может вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы вы­жить, создает вокруг себя искусственную среду обитания. Человек не приспо­сабливается к изменениям окружающей среды, как это делают дру­гие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, приспосабливая ее к себе. К средствам адаптации относятся: использование огня, строительство жилища, запасание пищи, создание продуктов сельского хозяйства.

По мере развития культуры человечество обеспечивает себе все большую безопасность и комфорт. Качество жизни постоянно улучшается. Но проблема заключается в том, что, избавившись от прежних страхов и опасностей, человек встает лицом к лицу перед новыми проблемами, которые он создает себе сам. На смену старым врагам – голоду, чуме, наводнениям приходят новые более грозные: отравление воды, воздуха, истощение почвы, вырубка лесов, новые болезни, как СПИД, что грозит гибелью не только многим видам животных, но и самому человеку. Ему нужно защищаться не только от природной среды обитания, но и от мира культуры, искусственно созданного самим человеком. Возрастание угрозы жизни и здоровью человека требует изменения стратегии воздействия человека на природу и новых средств защиты.

Любая культура стремится выражать осмысленную, взаимосвязанную картину мира. Этой деятельности соответствует функция культуры, которую мы называем сигнификативной (от англ. слова sing — знак) или знаковой, буквально – функция «означивания», приписывание значений и ценностей. Весь освоенный человеком мир есть сфера значений. Вещи, поступки, события и технические состояния так или иначе «означены». То, что не вовлечено в культурный оборот человечест­ва, как бы не имеет значения и ценности. Звездное небо над головой первобытного человека не имело никакого значения до тех пор, пока он не вовлек его в свой круг мифологических представлений, не составил небесных карт, помогающих в мореплавании, не создал астроно­мических теорий и не послал в космос спутники. С тех пор небо стало частью культуры. Каждое созвездие по­лучило наименование, легендарную историю, наиме­нование в научном каталоге, физико-химические харак­теристики. Расширяя сферу культурного освоения мира, человек одновременно расширяет область обозначае­мых предметов. В итоге объем культуры и объем пред­метов, приобретших ценность и значение, всегда сов­падают. Это равновеликие явления. Значение зафиксировано в знаках, образах, символах, понятия и как таковое есть элемент культуры. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, и не важно, в какой конкретной форме выражено это представление — в виде философской системы, стихотво­рения, мифа, научной теории.

Очень важна коммуникативная функция культуры. Термин «коммуникация» появляется в научной литературе в начале XX в., и весьма быстро, наряду с общенаучным значением (как средство связи любых объектов), приобретает социокультурный смысл, свя­занный со спецификой обмена информацией в соци­уме. Без общения с себе подобными человек не может стать нормальным существом, развивать свои родовые способности. Ни одну сколько-нибудь сложную жизненную задачу человек не может решить без помощи других людей или общественных учреждений.

Высшим и сложнейшим инструментом культурной коммуникации является язык, состоящий из системы значений, закрепленных и передаваемых в виде звуковых и письменных символов. К естественному языку примыкают искусственные языки в науке (язык математики и т.п.), а также специальные языки для слепых, глухонемых, многочисленные коды и шифры. Неязыковые средства коммуникации – мимика, телодвижения, интонационные особенности речи также могут служить достижению взаимопонимания.

В науке выделяются различные типы коммуникаций: по характеру ее субъектов — межлич­ностная, личностно-групповая, межгрупповая, меж­культурная и др.; по формам коммуникации — вербальная, невер­бальная; по уровням протекания коммуникации — на уров­не обыденной культуры или в специализированных областях социокультурной практики.

Коммуникативная, сигнификативная функции культуры служат необходимыми, но недостаточными условиями закрепления полезного опыта и образования «исторической памяти». Это осуществляется благодаря информационной функции культуры.

В мире животных передача основного потока информации происходит через генный аппарат, а у многих высших животных генетическая передача информации сопровождается индивидуальным научением. В человеческом обществе основные элементы культуры передаются небиологическим путем. В истории культуры сложилось несколько способов накопления и хранения информации. Важнейшие из них: естественная память, письменность, книгопечатание, электронные системы. Благо­даря этому информация отделяется от индивидов, добывших ее, приобретает самостоятельное существование, не исчезая после их смерти. Она становится общественным достоянием, и каждое новое поколение не начинает свой жизненный путь с нуля, а активно ос­ваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями. У человечества нет иного способа сохранения, умножения и распространения накопленных знаний, как через культуру.

Трансляция информации происходит не только во временном аспекте — от поколения к поколению, но и в рамках одного поко­ления — как процесс обмена опытом между обществами и соци­альными группами. Социокультурный опыт транслируется посредством действия таких социальных институтов, как семья, система образования, средства массовой коммуникации, учреждения культуры.*

Важной функцией культуры является также познавательная (гносеологическая) функция. Культура концентрирует в себе опыт и навыки множество поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его познания и ос­воения. Наиболее полно эта функция проявляет себя в науке и на­учном познании. Разумеется, знания приобретаются и в других сферах культуры, но там они — побочный результат человеческой деятельности, а в науке получение объективных знаний о мире яв­ляется важнейшей целью.

Функции культуры не отделены друг от друга, а взаимо­проникают и дополняют одна другую. Познание, даваемое культурой, помогает общению людей. Общение людей, в свою очередь, приносит новые знания. Об этом как всегда конкретно и образно сказал Б. Шоу: «Если у вас яблоко и у меня, мы обмениваемся, у каждого остается по яблоку. Если у каждого из нас по идее и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу становится богаче, а именно — обладателем двух идей».

К коммуникативной близка интегративная функ­ция культуры. Она заключается в том, что культура объединяет народы, социальные группы и государства, то есть любые социальные общности. Основой единства таких групп являются: общий язык, единая система ценностей и идеалов, создающая общность взглядов на мир, а также общие нормы, регулирующие поведение людей в обществе. Так возникает чувство родства, общности с людьми, являющимися членами твоей группы, в противовес другим людям, которых мы воспринимаем как «чужих». В результате весь мир делится на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». Поэтому ком­муникации между представителями разных культур всегда затруд­нены, велик риск ошибок, порождающих конфликты и даже войны. Тем не менее, в последнее время в связи с процессами глобали­зации, развитием средств массовой информации и коммуникации межкультурные контакты расширяются. Во многом этому способст­вует современная массовая культура, делающая доступным большо­му числу людей в разных странах книги, музыку, достижения науки и техники, моду и т.п. Особенно большую роль в этом процессе играет Интернет.

Таким образом, можно сказать, что интегративная функция культуры в последнее время способствует сплочению не только от­дельных социальных и этнических групп, но и всего человечества в целом.

В каждом обществе в ходе культурно-исторического раз­вития складывается своя культура, формируются свои не­писаные правила поведения, общения, определяется, что можно и что нельзя делать. И люди, чтобы жить в этом обществе, этим правилам под­чиняются. В этом проявляется регулятивная (нормативная) функция культуры. Она выполняется правом, моралью, идеологией. Следует различать нормы общечеловеческие, классовые, групповые, возникающие в межличностных отношениях двух индивидов. Требования, вытекающие из этих разновидностей норм, иногда расходятся. Группа может требовать от своих членов действий, осуждаемых обществом. Наряду с общечеловеческими нормами имеется много норм, характерных для национальных культур, религий. Нормы, связанные с этикетом и бытом, в разных странах значительно различаются. В России не принято есть змей, собак, лягушек и кошек. Между тем у многих народов кошачье и собачье мясо считаются деликатесом. В Индии не едят коровьего мяса, мусульмане не едят свинины. Выбор в данном случае обусловлен не питательностью пищи, а национальными и религиозными традициями.

Нормы поведения и общения, устанавливаемые культу­рой, меняются. И если в традиционных обществах они до­статочно жестко регламентированы (им характерна избыточность норм), то современный мир допускает большую свободу поведения и общения людей. В результате скрупулезной регламентации суживается разнообразие действий и мыслей личности, тормозится культурное творчество, общество плохо приспосабливается к изменениям. Избыток ограничений может быть не менее вреден для культуры, чем недостаток и отсутствие норм. Ценность норм определяется ее эффективностью, согласованностью с другими нормами, гибкостью, соответствием общественным и личным интересам.

Некоторые авторы различают нормы-регламентации и нормы-ориентации, или нормы целеполагания*. Две последние связаны с оценочной (аксиологической) функцией. Культура, ут­верждая определенные ценности, формирует ценностные ориентации. Они различны в разные эпохи, у разных наро­дов, в разных социальных слоях общества.

Когда в обществе утрачивается представление о ценностях или оно совпадает с представлением о нормах-регламентациях, иссякает как бы творче­ский импульс культуры. Именно в таком обществе постепенно происходит бюрократизация всех отношений. И наоборот: если ценности представляются чем-то более значимым, чем нормы-регла­ментации, то развитие культуры часто получает дополнительный импульс. Так когда-то возникла культура Возрождения, которая ценность свободной и творческой личности поставила выше норм — регламентации средневековой религии, схоластики и сословности.

Противоположной нормативной является релаксационная (компенсаторная) функция культуры. Регламентация и регуляция поведения необходимы, но следствием их является ограничение свободы отдельных личностей и групп, подавление каких-то желаний, а значит, развитие скрытых конфликтов и напряжений. Напряжения в обществе являются следствием не только нормативного регулирования. Они вызываются чрезмерной специализацией деятельности, вынужденным одиночеством и избытком общения, стремлениями и потребностями, которые не всегда находят адекватный «ответ». К числу таких трудно удовлетворяемых или вообще неудовлетворяемых потребностей можно отнести, в частности, потребности в любви, вере, бессмертии, в интимном контакте с другим человеком.

Самые простые, естественные средства разрядки – смех, плач, приступы гнева, исповедь, объяснение в любви, «разговор на чистоту». Но это индивидуальные способы. Их недостаточно для того, чтобы ослабить коллективное напряжение. Перед культурой возникает задача: разрешить сделать возможным то, что не разрешено и не возможно, по крайне мере, в обычных условиях. И культура создает организованные и относительно безопасные способы разрядки, не нарушающие социальной стабильности. Специфические культурные, закрепленные традицией, форма разрядки – это праздники и ритуалы и т.п.

В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничные нормы жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщен к определенной праздничной культуре. В праздник все переворачивается «верх ногами», но это не вредит обществу. В качестве разрядки эффективно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Символика игры создает особую психологическую обстановку, когда человек одновременно верит и не верит в происходящее. Игра побуждает использовать все силы и мастерство для достижения цели. Она позволяет разредить бессознательные импульсы, запрещенные и «не востребованные» культурой Специальные средства разрядки – произведения массовой культуры – фильмы ужасов, эротические фильмы, фильмы катастроф, приключенческие романы, детективы.

Игра, массовое искусство выступает не только в роли регуляторов коллективных напряжений. Их роль и морально-воспитательное значение могут быть как положительными, так и отрицательными – в зависимости от заложенных в произведениях идей и степени их художественности.

Итак, из сказанного видно, какую огромную роль выполня­ет культура, сколь всесторонне она обслуживает общество и человека. Но не все в культуре может быть объяснено с помощью по­нятия «функция». Культуру нельзя рассматривать лишь под углом зрения того, как она обслуживает общество, так как она обладает самостоятельной ценностью. Она возникла как способ существования жизни и превратилась в сущность жизненного существования.

 

Выводы

1.Культура, несмотря на свою сложную морфологию,образует определенную целостность, единство, т.е она может рассматриваться как система. При этом целостность не исключает многообразия различных культурных моделей.

2.Понятием «материальная культура» опреде­ляют всю материально-практическую деятельность человека и ее результаты, т.е. в ней выделяют две грани — технико-технологическую и предметно-продуктивную. Во все это вложены человеческий труд, знания, опыт и отношение к природе и своему телу.

3.Духовная культура— совокупность ценностей, которые включают в себя результаты предметной деятельности человека, а также знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного, эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей посредством межкультурных контактов и заимствований.

4.Материальная и духовнаяформы играют различную роль: материальная — это основа, субстрат духовной, последняя, хотя и является главенствующей, без своей основы существовать не может. Строго говоря, отделить обе формы друг от друга можно только мысленно.

5. Сложность, многообразие проявлений культуры, ее многомерность определяют и многообразие ее функций. Исследователи культуры единодушны во мнении, что функции культуры социальны, т. е. обеспечивают совместную жизнедеятельность людей. Так как культура выступает способом или формой деятельности человека, главной функцией культуры является человекотворческая.

Вопросы для повторения

 

1. Почему культура, несмотря на многообразие ее форм можно

рассматривать как систему?

2. Как соотносятся духовная и материальная культура? Проанализируйте

взаимосвязь и взаимопроникновение материальной и духовной

культуры.

3. Какая из сторон артефакта играет доминирующую роль в формировании

культуры: духовная или материальная? Обоснуйте свой ответ, приведите

примеры.

4. Сформулируйте определение понятия «функции культуры». В чем

проявляется полифункциональный характер культуры?

5. Как реализует себя человекотворческая функция культуры? Почему ее

считают основной?

 

 


Читайте также:

lektsia.com