Взаимное влияние одного и разных видов относят к факторам – Контрольная работа по биологии для 11 класса по теме «Экосистемы»

Содержание

ВАРИАНТ I Инстукция для учащихся А1. Факторы, определяющие пределы выживаемости вида, называют:

Documents войти Загрузить ×
  1. Естественные науки
  2. Биология
  3. Экология
advertisement advertisement
Related documents
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Контрольная работа для проведения промежуточной аттестации по биологии 9 класс. ЧАСТЬ 1 Вариант№1
Тест «Биогеоценоз как особый уровень организации. Строение и свойства биогеоценоза» а. особями
Часть А. Выбери один правильный ответ из четырех. Вариант 1.
9 класс «Экология Биогеоценоз» 1 вариант 1. Определите верно
2011-2012 учебный год Школьная олимпиада по экологии 7 класс Время проведения олимпиады –
ЕГЭ 2014 вариант 8 Никишова Е.А., Шаталова С.П.
Обобщающий тест к разделу «Основы экологии» 1 вариант Выберите 1 правильный ответ
Тесты для подготовки к ЕГЭ по основным разделам биологии
Блок 7. «Экосистемы и присущие им закономерности

studydoc.ru

Задания №22 с объяснениями

1. Какой экологический фактор ограничивает распространение растений на большую глубину?

1. Соленость воды

2. Недостаток света

3. Атмосферное давление

4. Недостаток минеральных веществ

Объяснение: во всех царствах есть более или менее приспособленные к экстремальным условиям среды организмы, но для каждой группы есть основные факторы, без которых она жить не сможет. Для растений таким фактором является солнечный свет (так как растения – фототрофы и без света не смогут построить органические вещества для своей жизнедеятельности). Правильный ответ – 2.  

2. Влажность среды, необходимая для жизни организмов, — это фактор

1. Биологический

2. Абиотический

3. Антропогенный

4. Непериодический

Объяснение: влажность среды относится к факторам неживой среды, такие факторы называются абиотическими. Правильный ответ — 2.

 

3. Что служит ограничивающим фактором для растений степной зоны?

1. Недостаток влаги

2. Высокая температура

3. Недостаток минеральных веществ

4. Повышенное ультрафиолетовое излучение

Объяснение: в степной зоне очень низкая влажность и очень высокое испарение, поэтому у растений степной зоны имеется недостаток влаги. Правильный ответ — 1.

 

4. Какой из приведенных примеров иллюстрирует конкурентные отношения между организмами?

1. Белка — дятел

2. Дуб — белый гриб

3. Корова — бычий цепень

4. Уж — лягушка

Объяснение: конкуренция — борьба за один и тот же источник питания (в данном случае). Белка питается различными орехами, семенами, плодами и т.д., но еще и насекомыми, птичьими яйцами и даже небольшими птицами и лягушками, такой же рацион и у дятла — они являются конкурентами. У дуба и белого гриба тип взаимоотношений — симбиоз, у коровы и бычьего цепня — паразитизм, у ужа и лягушки — хищничество. Правильный ответ — 1.

 

5. В какой тип отношений вступают сосна и подосиновик?

1. Симбиоз

2. Паразитизм

3. Хищник — жертва

4. Конкуренция

Объяснение: между корнями деревьев и гифами грибов в лесах возникает симбиоз. Взаимодействие именно между грибов и деревом называется микориза. Микориза — это симбиоз гиф гриба и корней дерева, при этом дерево получает минеральные вещества, которые получаются при распаде органики в процессе обмена веществ гриба, а гриб потребляет готовые органические вещества, которые образуются в процессе фотосинтеза в растении. Правильный ответ — 1.

 

6. Какой из приведенных примеров иллюстрирует отношения хищник-жертва?

1. Рак-отшельник — актиния

2. Шмель — клевер

3. Синица — гусеница

4. Дятел — белка

Объяснение: рак-отшельник и актиния живут во взаимовыгодных отношениях, ка и шмель с клевером. Синица ест гусеницу (такие отношения называются хищничеством — хищник-жертва), белка и дятел имеют сходный рацион питания, поэтому между ними тип взаимоотношений — межвидовая конкуренция. Правильный ответ — 3.

 

7. Примером симбиоза, как особой формы биотических отношений, служит

1. Микориза корней деревьев и гиф шляпочных грибов

2. Обитание кожного клеща на шерсти собаки

3. Подкладывание кукушкой яиц в гнезда насекомоядных птиц

4. Образование финны плоского червя в теле быка

Объяснение:

 симбиоз — отношения организмов, при которых оба организма получают только плюсы. Например, лишайники — симбиоз гриба и водоросли, таким образом осуществляется круговорот: водоросль производит органические вещества, а гриб — гетеротроф их разлагает до неорганических веществ. Еще одним вариантом симбиоза является взаимодействие корней дерева и гиф гриба, при этом дерево поставляет грибу органические вещества, а гриб расщепляет их до неорганических, таким образом осуществляется круговорот веществ. Правильный ответ — 1.

 

8. Как называют взаимоотношения собаки и пастбищного клеща?

1. Симбиозом

2. Конкуренцией

3. Хищничеством

4. Паразитизмом

Объяснение: пастбищный клещ является эктопаразитом собаки, поэтому их взаимоотношения называются паразитизмом. Правильный ответ — 4.

 

9. Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха?

1. Уменьшение скорости обмена веществ

2. Увеличение интенсивности фотосинтеза

3. Уменьшение интенсивности дыхания

4. Усиление испарения воды

Объяснение: основной энергодающий процесс в организме — дыхание. Часть получившейся энергии расходуется в тепло, поэтому, для охлаждения организма, нужно уменьшить интенсивность дыхания. Правильный ответ — 3.

 

10. Взаимные влияния организмов одного или разных видов друг на друга относят к факторам

1. Абиотическим

2. Биотическим

3. Антропогенным

4. Ограничивающим

Объяснение: взаимодействия организмов, влияние их друг на друга — биотические факторы, факторы живой природы. Правильный ответ — 2.

 

11. Как называют тип отношений между грибом-трутовиком и березой, на которой он обитает?

1. Хищничеством

2. Симбиоз

3. Конкуренцией

4. Паразитизмом

Объяснение: гриб-трутовик паразитирует на деревьях, не вступая с ними в симбиоз (такие отношения не называются микоризой). Правильный ответ – 4. 

 

12. Отношения каких организмов служат примером симбиоза?

1. Клеща и собаки

2. Сосны и масленка

3. Щуки и карася

4. Растения росянки и насекомого

Объяснение: разберем каждую пару. Клещ паразитирует на собаке, между сосной и масленком симбиоз, который называется микориза (симбиоз гиф гриба и корней дерева), щука может съесть маленьких карасей — хищничество, росянка — хищное растение и ловит насекомых, то есть — хищничество. Правильный ответ — 2.

 

13. Подкармливание копытных животных в зимний период в целях сохранения численности их популяций относят к факторам

1. Эволюционным

2. Антропогенным

3. Физиологическим

4. Абиотическим

Объяснение: подкармливание осуществляется человеком, а воздействие человека называется антропогенным фактором. Правильный ответ – 2.  

 

14. Все виды деятельности человека относят к факторам 

1. Абиотическим

2. Биотическим

3. Антропогенным

4. Периодическим

Объяснение: биотические факторы — факторы живой природы, абиотические — неживой, антропогенные — факторы, связанные с деятельностью человека. Правильный ответ — 3.

 

15. У большинства видов растений и животных отсутствуют приспособления к антропогенным факторам вследствие того, что их воздействие

1. Проявляется постоянство

2. Имеет случайный характер

3. Зависит от климатических условий

4. Имеет ритмичный характер

Объяснение: большинство растений и животных сталкиваются с людьми очень редко и такие встречи имеют случайный характер. Приспособления к антропогенным факторам есть только у домашних животных, так как они были выведены специально для жизни рядом с человеком. Правильный ответ — 2.

 

16. Высокая численность волков может быть ограничивающим фактором для

1. Зайцев-русаков

2. Соболей

3. Медведей

4. Куниц

Объяснение: высокая численность будет ограничивающим фактором для организмов, которые являются пищей для волков. Таковыми являются зайцы-русаки. Правильный ответ — 1.

 

Задания для самостоятельного решения

1. Сигналом к осеннему перелету птиц в средней полосе России служит

1. Понижение температуры воздуха

2. Увеличение количества осадков

3. Наступление первых заморозков

4. Сокращение длины светового дня

Правильный ответ — 4.

 

2. Какой фактор лежит в основе сезонных изменений в жизни птиц?

1. Увеличение численности хищников

2. Нарушение биотических связей

3. Изменение температуры

4. Изменение длины светового дня

Правильный ответ — 4.

 

3. Отношения каких организмов служат примером конкуренции?

1. Волка и кабана

2. Щуки и окуня

3. Пчелы и жука-короеда

4. Актинии и рака-отшельника

Правильный ответ — 2.

 

4. Самая низкая биомасса продуцентов характерна для

1. Лугов и болот

2. Смешанных и хвойных лесов

3. Тропических дождевых лесов

4. Тундры и пустыни

Правильный ответ — 4.

 

5. Взаимное влияние организмов одного или разных видов относят к факторам

1. Биотическим

2. Ограничивающим

3. Антропогенным

4. Абиотическим

Правильный ответ — 1. 

 

6. Внешним сигналом, вызывающим наступление листопада у растений центральной полосы, служит

1. Накопление вредных веществ в листьях

2. Увеличение количества осадков

3. Сокращение длины светового дня

4. Уменьшение питательных веществ в почве

Правильный ответ — 3.

 

7. Минеральные вещества, используемые растениями в процессе почвенного питания, относят к группе факторов

1. Сезонных

2. Антропогенных

3. Биотических

4. Абиотических

Правильный ответ — 4. 

 

8. К абиотическим факторам относят

1. Изменение температуры воздуха в течение сезона

2. Влияние растений на жизнь животных

3. Осушение заболоченных территорий

4. Конкуренцию растений за поглощение света

Правильный ответ -1. 

 

9. Главный фактор, вызывающий листопад у растений, — изменение

1. Состава почвенного покрова

2. Влажности

3. Продолжительности светового дня

4. Температуры

Правильный ответ — 3.

 

10. Взаимные влияния организмов одного или разных видов друг на друга относят к факторам

1. Абиотическим

2. Биотическим

3. Антропогенным

4. Ограничивающим

Правильный ответ — 2.

 

11. Отношения каких организмов служат примером симбиоза?

1. Клеща и собаки

2. Сосны и масленка

3. Щуки и карася

4. Растения росянки и насекомого

Правильный ответ — 2.

 

12. Подкармливание копытных животных в зимний период в целях сохранения численности их популяций относят к факторам

1. Эволюционным

2. Антропогенным

3. Физиологическим

4. Абиотическим

Правильный ответ — 2.

 

13. Все виды деятельности человека относят к факторам

1. Абиотическим

2. Биотическим

3. Антропогенным

4. Периодическим

Правильный ответ — 3.

 

14. Какой фактор ограничивает жизнь растений на больших глубинах?

1. Питательные вещества

2. Тепло

3. Свет

4. Кислород

Правильный ответ — 3. 

 

15. Недостаток какого экологического фактора вызывает появление светло-зеленых листьев у растений?

1. Воды

2. Углекислого газа

3. Света

4. Кислорода

Правильный ответ — 3.

 

16. Каков характер взаимоотношений организмов разных видов, нуждающихся в одинаковых пищевых ресурсах?

1. Хищник — жертва

2. Паразит — хозяин

3. Конкуренция

4. Взаимопомощь

Правильный ответ — 3.

 

17. Благодаря непрямому развитию у животных ослабляется конкуренция между

1. Особями разных видов

2. Популяциями разных видов

3. Личинками и взрослыми формами

4. Взрослыми особями вида

Правильный ответ — 3.

 

18. В окрестностях ряда городов происходит массовая гибель сосен из-за того, что в этих районах

1. Проявляется климатическая неустойчивость

2. Почва малоплодородна

3. Не проводится подкормка деревьев минеральными веществами

4. Воздух и почва сильно загрязнены промышленными отходами

Правильный ответ — 4.

 

19. Укажите абиотический фактор, необходимый для жизни растений.

1. Наличие углекислого газа в атмосфере

2. Внесение человеком минеральных удобрений

3. Наличие в экосистеме консументов

4. Конкуренция между соснами за свет

Правильный ответ — 1.

 

20. Взаимовыгодное существование бобовых растений и клубеньковых бактерий представляет собой

1. Микоризу

2. Квартиранство

3. Симбиоз

4. Конкуренцию

Правильный ответ — 3.

 

21. Как называют тип отношений между грибом-трутовиком и березой, на которой он обитает?

1. Паразитизм

2. Конкуренция

3. Хищничество

4. Симбиоз

Правильный ответ — 1.

 

22. Интенсивность любого экологического фактора, наиболее благоприятную для жизнедеятельности, называют

1. Максимальной

2. Сдерживающей

3. Оптимальной

4. Ограничивающей

Правильный ответ — 3.

 

23. Какие взаимоотношения в биоценозе степи характерны для диких копытных животных разных видов?

1. Хищничество

2. Конкуренция

3. Симбиоз

4. Нейтрализм

Правильный ответ — 2.

 

24. Ограничивающим называют фактор, при наличии которого в популяции

1. Организмы нормально функционируют

2. Повышается приспособленность особей

3. Возникает экологическая изоляция

4. Существование вида становится невозможным

Правильный ответ — 4.

 

25. Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне?

1. Высокая температура

2. Недостаток влаги

3. Отсутствие перегноя

4. Ультрафиолетовые лучи

Правильный ответ — 2.

 

26. К абиотическим факторам относят

1. Подрывание кабанами корней

2. Обильный снегопад

3. Растительный опад

4. Нашествие саранчи

Правильный ответ — 2.

 

27. Антропогенными называют факторы

1. Связанные с деятельностью человека

2. Абиотического характера

3. Обусловленные историческими изменениями земной коры

4. Определяющие функционирование биогеоценозов

Правильный ответ — 1. 

 

28. К антропогенным факторам, вызывающим сокращение численности популяции окуня в водоеме, относят

1. Образование ледяного покрова на поверхности водоема

2. Увеличение численности мальков других видов рыб

3. Загрязнение водоема сточными водами

4. Понижение температуры воды

Правильный ответ — 3.

 

29. Воздействие человека на жизнь любой экосистемы — пример фактора

1. Абиотического

2. Биотического

3. Ограничивающего

4. Антропогенного

Правильный ответ — 4.

 

30. Экологические факторы, характеризующие отношения в биогеоценозе между особями разных популяций, называют

1. Ограничивающими

2. Биотическими

3. Абиотическими

4. Антропогенными

Правильный ответ — 2.

 

31. Какой пример иллюстрирует проявление в природной среде биотического фактора?

1. Загрязнение водоемов, расположенных рядом с агроценозами

2. Поедание личинками божьей коровки яблоневой тли

3. Вымерзание проростков пшеницы при весенних заморозках

4. Понижение уровня грунтовых вод при длительной засухе

Правильный ответ — 2.

 

32. Согласно учению В. И. Вернадского о биосфере, известняки, каменный уголь образовались в результате

1. Оседания космической пыли

2. Деятельности живых организмов

3. Вулканической деятельности

4. Горообразовательных процессов

Правильный ответ — 2. 

 

33. Какой фактор является ограничивающим для зерноядных птиц зимой в тайге?

1. Интенсивность освещения

2. Перепады атмосферного давления

3. Отсутствие насекомых

4. Высота снежного покрова

Правильный ответ — 4.

 

34. Одноклеточные зеленые водоросли вступают в симбиоз в лишайнике с 

1. Бактериофагами

2. Бактериями-сапротрофами

3. Простейшими

4. Грибами

Правильный ответ — 4.

 

35. Рыхление почвы под кроной плодовых деревьев — это воздействие на растение фактора

1. Антропогенного

2. Биотического

3. Ограничивающего

4. Лимитирующего

Правильный ответ — 1.

 

36. Факторы, значение которых выходит за пределы выносливости организмов, называются

1. Экологическими

2. Абиотическими

3. Антропогенными

4. Ограничивающими

Правильный ответ — 4.

 

37. У покрытосеменных растений, обитающих в водной среде, по сравнению с наземными

1. Хорошо развиты ткани

2. Интенсивнее протекает фотосинтез

3. Слабо развита корневая система

4. Устьица расположены на нижней стороне листа

Правильный ответ — 3.

cleverpenguin.ru

«Организм и среда. Надорганизменные системы. Экосистемы»

Контрольная работа №2

по теме: «Организм и среда. Надорганизменные системы. Экосистемы»

Вариант № 1

А1. Факторы, определяющие пределы выживаемости вида, называют:

1.     биотическими

2.     оптимальными

3.     экологическими

4.     антропогенными

А 2. Ограничивающим фактором называется фактор:

1.     только антропогенный

2.     с широким диапазоном значений

3.     снижающий выживаемость видов

4.     по значению несколько ниже оптимального

А 3. Экосистемы не могут существовать без:

1.     внесения удобрений

2.     круговорота веществ

3.     вмешательства человека

4.     уничтожения вредителей

А 4. Паразитизм – форма связи в популяциях, при которой паразит:

1.     приносит пользу хозяину

2.     всегда приводит хозяина к гибели

3.     не приносит хозяину ни вреда, ни пользы

4.     приносит хозяину вред, но не вызывает его немедленной гибели

А 5. Определите правильно составленную пищевую цепь:

1.     ястреб→дрозд → гусеница → крапива

2.     крапива → дрозд →гусеница →ястреб

3.     гусеница→ крапива → дрозд → ястреб

4.     крапива → гусеница →дрозд → ястреб

Задание № 2. Выберите из приведенных ниже положений относятся к агроценозам (А),  а какие – к биогеоценозам (Б):

1. Состоят из большого числа видов.

2. Способны к саморегуляции.

3. Не способны к саморегуляции.

4. Состоят из небольшого числа видов.

5. Все поглощенные растениями элементы питания со временем возвращаются в почву.

6. Значительная часть элементов питания изымается из почвы. Для возмещения потерь необходимо постоянно вносить удобрения.

7. Единственным источником энергии является солнечный свет.

8. Основной движущей силой эволюции является искусственный отбор.

9. Основной движущей силой эволюции является естественный отбор.

10. Процветание, сохранение и высокая продуктивность связаны с деятельностью человека.

Задание 3. Выберите один правильный ответ

1. Организм, обитающий внутри другого живого организма, называют  а) хозяином б) паразитом в) симбионтом г) гельминтом

2. Гельминтоз вызывают  а) ленточные и круглые черви  б) только круглые черви  в) только ленточные черви  г) дождевые черви

3. К компонентам природы относятся  а) только животные и растения  б) все живое в природе  в) только явления в природе   г) объекты, явления и факторы живой и неживой природы

4. Отдельной средой НЕ является  а) водная  б) наземная  в) наземно-воздушная  г) почвенная   д) живой организм (организменная)

г) всегда имеют яркую окраску

5. Для животных, обитающих в наземно- воздушной среде, НЕ характерно движение  а) ползание  б) бегание  в) плавание   г) полет

Задание № 4 :

Дайте полный ответ на вопрос:

  1. Что такое круговорот веществ, и как происходит распределение жизни в биосфере?

Контрольная работа №2

по теме: «Организм и среда. Надорганизменные системы. Экосистемы»

Вариант № 2

А1. Взаимное влияние одного и разных видов относится к факторам:

1.     биотическими

2.     оптимальными

3.     экологическими

4.     антропогенными

А 2Биотическим оптимумом называется:

1.     отрицательное действие биотических факторов

2.     положительное действие биотических факторов

3.     наилучшее сочетание всех факторов, влияющих на организм

4.     наилучшее сочетание абиотических факторов, влияющих на организм

А 3. К причинам экологического кризиса в современную эпоху не относится:

1.        строительство плотин на реках

2.        рациональное природопользование

3.        сельскохозяйственная деятельность человека

4.        увеличение протяженности шоссейных дорог

А 4. Зарастание водоёма происходит в результате:

1.     уменьшение испарения воды

2.     увеличение площади водоёма

3.     повышение уровня воды и образование метана

4.     снижение уровня воды и накопление органических веществ

А 5. Определите правильно составленную пищевую цепь:

1.     чайка→ окунь→ мальки рыб →  водоросли

2.     водоросли →  чайка→ окунь→ мальки рыб

3.     мальки рыб → водоросли → окунь→ чайка

4.     водоросли →мальки рыб → окунь → чайка 

Задание № 2. Выберите из приведенных ниже положений относятся к агроценозам (А),  а какие – к биогеоценозам (Б):

1. Состоят из большого числа видов.

2. Способны к саморегуляции.

3. Не способны к саморегуляции.

4. Состоят из небольшого числа видов.

5. Все поглощенные растениями элементы питания со временем возвращаются в почву.

6. Значительная часть элементов питания изымается из почвы. Для возмещения потерь необходимо постоянно вносить удобрения.

7. Единственным источником энергии является солнечный свет.

8. Основной движущей силой эволюции является искусственный отбор.

9. Основной движущей силой эволюции является естественный отбор.

10. Процветание, сохранение и высокая продуктивность связаны с деятельностью человека.

Задание 3. Выберите один правильный ответ

1. У паразитов часто бывают хорошо развиты органы  а) чувств  б) пищеварения   в) прикрепления   г) движения

2. Организм, поселяющийся в теле другого организма и приносящий ему пользу, называется   а) паразитом   б) хозяином   в) симбионтом   г) гельминтом

3. Раньше всего была заселена живыми организмами  а) водная среда  б) наземно- воздушная среда  в) почвенная среда г) организменная

4. Мелкие живые организмы, населяющие верхнюю часть толщи воды   а) относятся к насекомым    б) называются планктоном   в) не используют кислород   

5. Условия жизни в почве НЕ определяются   а) температурой   б) минеральным составом и содержанием органических веществ    в) количеством поступающего на поверхность почвы солнечного света    г) насыщенностью кислородом

Задание № 4 :

  1. Дайте полный ответ на вопрос: Что такое биосфера, краткая история, и как вы понимаете, границы биосферы?

Ответы

 

ВАРИАНТ I

 

Номер задания

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

Ответ

1

3

2

4

4

 

Номер задания

В 1

В 2

Ответ

А Б Е

Б Г В А

 

infourok.ru

Тренировочные материалы раздела «Экология» базового уровня в тестовой форме для подготовки к ЕГЭ

ЭКОСИСТЕМЫ И ПРИСУЩИЕ ИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Среды обитания организмов. Факторы среды

1. Все факторы живой и неживой природы, воздействуй щие на особи, популяции, виды, называют

1) абиотическими             3) экологическими

2) биотическими               4) антропогенными

2. Факторы, определяющие пределы выживаемости вида, называют

1) абиотическими       3) оптимальными

2) антропогенными     4) ограничивающими

3. Взаимное влияние одного и разных видов относят к фак­торам

1) биотическим           3) антропогенным

2) абиотическим         4) ограничивающим

4. К биотическим факторам среды относят

1)создание заповедников

2) разлив рек при половодье

3) обгрызание зайцами коры деревьев

4) поднятие грунтовых вод

5. К каким факторам относят увеличение продолжитель­ности светового дня, вызывающее сезонные изменения у орга­низмов?

1) антропогенным         3) абиотическим

2) биотическим               4) ограничивающим

6. Все виды деятельности человека относят к факторам

1) абиотическим                 3) антропогенным

2) биотическим                   4) периодическим

Экосистема (биогеоценоз). Цепи и сети питания. Правила экологической пирамиды

7. Совокупность связанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой

1)экосистему         3)тайгу    

2) тундру               4) агроценоз

8. Водоем, заселенный разнообразными видами растений и у животных, — это

1) биогеоценоз 3) биосфера

2) ноосфера 4) агроэкосистема

9. К биотическим компонентам экосистемы относят

1) газовый состав атмосферы

2) состав и структуру почвы

3) особенности климата и погоды

4) продуцентов, консументов, редуцентов

10. В каждой экосистеме происходит саморегуляция, кото­рая проявляется в том, что

1) ни один вид не уничтожается полностью другим видом

2) в ней постоянно происходит колебание численности ви­дов

3) одни виды вытесняют другие, менее приспособленные виды

4) на смену менее устойчивой экосистемы приходит более устойчивая

11. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в эко­системе служит показателем

1) ее изменения

2) ее устойчивости

3) ее закономерного развития

4) конкуренции видов

12. Как называют процессы, поддерживающие в экосистем определенное соотношение производителей и потребителей органического вещества?

1) биологическими ритмами    

2) приспособленностью                    

3) саморегуляцией

4) сменой экосистем

13. Какие организмы минерализуют органические вещества в экосистеме?

1) продуценты     2) консументы 1-го порядка

3) консументы II-го порядка    4)редуценты

14. Какие организмы в экосистеме преобразуют солнечную энергию в химическую?

1)редуценты

2) консументы Ш-го порядка

3) консументы П-го порядка

4)продуценты

15. Какой из организмов, изображенных на рисунке, являет­ся консументом четвертого порядка?

1)еж 3) лягушка 2) змея 4) насекомое

16. Определите правильно составленную пищевую цепь.

1) семена ели —> еж —► лисица —> мышь

2) лисица —» еж —» семена ели —» мышь

3) семена ели — мышь —► еж —► лисица

4) мышь —► семена ели —► еж —► лисица

17. Определите правильно составленную пищевую цепь.

1) ястреб —> дрозд —> гусеница —► крапива

2) крапива —► дрозд — гусеница —» ястреб

3) гусеница —► крапива —>дрозд —> ястреб

4) крапива —► гусеница —» дрозд —» ястреб

18. Определите правильно составленную пищевую цепь.

1) чайка — окунь -мальки рыб—водоросли

2) водоросли- чайка—окунь—мальки рыб

3) мальки рыб—»водоросли-»окунь-»чайка

4) водоросли-мальки рыб – окунь —чайка

19. Наземные цепи питания начинаются с растений, которые

1) обеспечивают все живые организмы пищей и энергией

2) существуют на Земле миллионы лет

3) широко расселились во все среды обитания

4) развиваются в процессе эволюции

20. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки— ? —уж—коршун

1) лягушка       2) ёж 3) мышь   4) жаворонок

21. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

1) лисица — дождевой червь —► еж — листовой опад

2) листовой опад — дождевой червь —► еж — лисица

3) еж — дождевой червь — листовой опад — лисица

4) еж —► лисица —► дождевой червь —► листовой опад

22. Показателем процветания популяций в экосистеме служит

1) связь с другими популяциями

2) связь между особями популяций

3) их высокая численность

4) колебание численности популяций

23. Сохранению популяций и видов промысловых животных способствует

1) полный запрет на охоту

2) вселение их в новую экосистему

3) регуляция численности частичным запретом на охоту

4) уничтожение всех их врагов

24. Ряд организмов, в котором от предшествующего орга­низма к последующему происходит передача вещества, называ­ют экологической пирамидой

1) массы 2)энергии 3) численности 4)видов

Разнообразие экосистем (биогеоценозов), их саморазвитие и смена

25. В экосистеме елового леса, как и в экосистеме озера, биомасса растительноядных животных превышает биомассу хищников, так как

1) они крупнее хищников

2) в их организмах заключено меньше энергии, чем в орга­низмах хищников

3) их численность ниже, чем численность хищников

4) потери энергии при переходе от одного трофического уровня к другому составляют 90%

26. Лес считают экосистемой, так как обитающие в нем

виды

1) приспособлены к длительному совместному проживанию и к неживой природе

2) сформировались в процессе эволюции под действием движущих сил

3) вступают в конкурентные отношения между собой

4) имеют родственные связи и сходное строение

27. Показателем устойчивости экосистемы служит

1) повышение численности хищников

2) сокращение численности популяций жертв

3) увеличение разнообразия видов

4) увеличение числа консументов

28. Большое разнообразие видов в экосистеме, разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ — основа

1) устойчивого развития экосистемы

2) колебания численности популяций

3) появления новых видов

4) расселения видов в другие экосистемы

29. В водоеме после уничтожения всех хищных рыб наблю­далось сокращение численности растительноядных рыб вслед­ствие

1) распространения среди них заболеваний

2) уменьшения численности паразитов

3) ослабления конкуренции между видами

4) сокращения их плодовитости

30. Какова основная причина нестабильности экосистем?

1) колебания температуры среды

2) недостаток пищевых ресурсов

3) несбалансированность круговорота веществ

4) повышенная численность некоторых видов

31. Примером смены экосистемы служит

1) отмирание надземных частей растений зимой на лугу

2) сокращение численности хищников в лесу

3) изменение внешнего облика лесного сообщества зимой

4) зарастание водоема

32. Увеличение численного состава популяции определяется

1) высокой частотой мутаций

2) разнообразием составляющих ее организмов

3) популяционными волнами

4) преобладанием рождаемости над смертностью

33. Значительные изменения организмами среды обитания процессе их жизнедеятельности — причина

1) вымирания видов

2) колебания численности популяций

3) смены экосистемы

4) биологического регресса

Агроэкосистемы

34. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансиро­ванный круговорот веществ?

1) в ее состав входит небольшое число видов, цепей питания

2) в ней преобладают консументы

3) она имеет длинные цепи питания

4) численность немногих видов в ней высокая

35. В агроэкосистеме, в отличие от природной экосистемы,

1) виды связаны между собой цепями питания

2) кроме солнечной используется дополнительная энергия

3) образуются разветвленные сети питания

4) используется в основном только солнечная энергия

36. Агроценозы, в отличие от естественных биоценозов,

1) не участвуют в круговороте веществ

2) существуют за счет микроорганизмов

3) состоят из большого числа видов растений и животных

4) не могут существовать без участия человека

37. Агроэкосистеме пшеничного поля свойственны короткие цепи питания, так как в ней

1) преобладает один вид продуцентов

2) высокая численность редуцентов

3) отсутствуют консументы

4) большое разнообразие продуцентов

38. Сходство искусственной и естественной экосистем состоит в том, что они

1) содержат одинаковое число звеньев в сетях питания

2) имеют одинаковую продуктивность биомассы растений

3) не могут существовать без участия человека

4) содержат одинаковые функциональные группы организмов

39. Чему способствует введение в севообороты агроценозов бобовых культур?

1) сокращению посевных площадей

2) уменьшению эрозии почвы

3) накоплению в почве азота

4) обогащению почвы соединениями фосфора

obrazbase.ru

Экология

1. Среды обитания организмов.

 Экологические факторы и их значение.

 

Задания с объяснением

 

1. Укажите абиотический фактор, необходимый для жизни растений

1. Наличие углекислого газа в атмосфере

2. Внесение человеком минеральных удобрений

3. Наличие в экосистеме консументов

4. Конкуренция между соснами за свет

Объяснение: основной процесс, при помощи которого растения получают энергию и создают строительный материал для своего организма – фотосинтез. Для осуществления этого процесса требуется вода, солнечный свет и углекислый газ, без которого не будет основного элемента органических веществ – углерода. Правильный ответ – 1.  

 

2. Разнообразное воздействие человека на природу относят к факторам

1. Абиотическим

2. Биотическим

3. Ограничивающим

4. Антропогенным

Объяснение: различное воздействие человека на природу называют антропогенным фактором. Правильный ответ – 4.  

 

3. Отсутствие какого газа в первичной атмосфере Земли ограничивало развитие жизни?

1. Водорода

2. Кислорода

3. Азота

4. Метана

Объяснение: подавляющее большинство организмов на Земле имеют аэробное дыхание (за исключением некоторых бактерий) и для него нужен кислород. Первыми организмами на Земле, предположительно, были цианобактерии (у которых оксигенный фотосинтез), из них, впоследствии, развились водоросли, а далее высшие растения, они нам и выработали достаточное для жизни количество кислорода, что дало начало аэробным организмам. Правильный ответ – 2.  

 

4. При каких условиях возникает конкуренция между двумя видами?

1. Если соседствуют два вида со сходными экологическими потребностями

2. Если два близкородственных вида долго проживают на одной территории

3. Если два близкородственных вида проживают на смежных территориях

4. Если один вид выступает для другого в качестве ресурса

Объяснение: конкуренция бывает внутривидовая, межвидовая и с условиями внешней среды. В вопросе речь идет о межвидовой конкуренции. Она, как правило, возникает, если у двух видов сходные пищевые предпочтения (питаются одним и тем же).

Правильный ответ – 1.

 

5. Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют

1. Конкуренцией

2. Хищничеством

3. Симбиозом

4. Паразитизмом

Объяснение: таёжный клещ для обыкновенной белки является паразитом (эктопаразитом), так как вбуравливается в кожу и сосет кровь. Правильный ответ – 4.  

 

6. Какие взаимоотношения в биоценозе степи характерны для диких копытных животных разных видов?

1. Хищничество

2. Конкуренция

3. Симбиоз

4. Нейтрализм

Объяснение: взаимоотношения между разными видами копытных в степи являются примером межвидовой конкуренции: организмы проживают на одной территории и имеют сходные пищевые потребности. Правильный ответ – 2.  

 

7. Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне?

1. Высокая температура

2. Недостаток влаги

3. Отсутствие перегноя

4. Ультрафиолетовые лучи

Объяснение: в степной зоне высокая температура, достаточное количество солнечного света, перегной тоже есть, так как любая пищевая цепь заканчивается редуцентами, которые разлагают органические остатки, то есть образуют перегной. Поэтому, правильный ответ — 2.

 

8. К абиотическим факторам относят 

1. Подрывание кабанами корней

2. Обильный снегопад

3. Растительный опад

4. Нашествие саранчи

Объяснение: абиотические факторы — факторы неживой природы. Единственный вариант ответа, несвязанный с живыми организмами — обильный снегопад. Правильный ответ — 2.

 

9. Ограничивающий фактор среди светолюбивых растений леса — это

1. Влажность почвы

2. Повышенная температура

3. Концентрация углекислого газа

4. Сомкнутость крон деревьев верхнего яруса

Объяснение: основной источник энергии для растений — это солнечный свет, в лесу, как правило, на каждом ярусе есть растения, каждый ярус забирает нужное ему количество солнечного света и на опушку падает мало света. Обычно растения в лесах решают эту проблему мозаичным расположением веток и листьев, таким образом, каждому растению достается достаточное количество света. Правильный ответ — 4.

 

10. Какой фактор, влияющий на экосистему водоема, относится к антропогенным?

1. Размножение водорослей

2. Повышение уровня воды при половодье

3. Бесконтрольный отлов рыбы

4. Зарастание озера осокой

Объяснение: антропогенные факторы — это такие факторы, которые связаны с деятельностью человека. Из перечисленных вариантов ответа с человеком связан только отлов рыбы. Правильный ответ — 3.

 

Задания для самостоятельного решения

 

1. Факторы, значение которых выходит за пределы выносливости организмов, называются

1. Экологическими

2. Абиотическими

3. Антропогенными

4. Ограничивающими

Ответ: 4.

 

2. Неограниченно истребление волков в экосистеме леса может привести к 

1. Сокращению численности других хищников

2. Падению численности мышевидных грызунов

3. Смене древесной растительности на кустарники

4. Распространению заболеваний среди зайцев

Ответ: 4.

 

3. К антропогенным факторам, вызывающим сокращение численности популяции окуня в водоеме, относят

1. Образование ледяного покрова на поверхности водоема

2. Увеличение численности мальков других видов рыб

3. Загрязнение водоема сточными водами

4. Понижение температуры воды

Ответ: 3.

 

4. Воздействие друг на друга организмов одного или разных видов относят к факторам

1. Абиотическим

2. Биотическим

3. Антропогенным

4. Ограничивающим

Ответ: 2.

 

5. Сигналом, вызывающим наступление листопада у растений в умеренном климате, служит

1. Понижение температуры воздуха

2. Сокращение длины светового дня

3. Уменьшение питательных веществ в почве

4. Образование пробкового слоя в черешке

Ответ: 2.

 

6. Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения

1. Гриб и водоросль в лишайнике

2. Культурные и сорные растения

3. Хищник и жертва

4. Плотоядные и растительноядные животные

Ответ: 2.

 

7. Конкурентные отношения в биоценозе возникают между

1. Хищниками и жертвами

2. Паразитами и хозяевами

3. Продуцентами и консументами

4. Видами со сходными потребностями

Ответ: 4.

 

8. Тип взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений — 

1. Паразит — хозяин

2. Хищник — жертва

3. Конкуренция за пищу

4. Симбиотические

Ответ: 4.

 

9. Ограничивающим называют фактор, при котором   Взаимовыгодное существование бобовых растений и клубеньковых бактерий представляет собой

1. Микоризу

2. Квартиранство

3. Симбиоз

4. Конкуренцию

Ответ: 3.  

 

10. Все виды деятельности человека относят к факторам

1. Абиотическим

2. Биотическим

3. Антропогенным

4. Периодическим

Ответ: 3.

 

11. У организмов, населяющих природные экосистемы, удаленные от агроценозов, отсутствуют приспособления к факторам

1. Абиотическим

2. Антропогенным

3. Биотическим

4. Периодическим

Ответ: 2.

 

12. Симбиотические отношения в жизнедеятельности лишайника — это пример факторов

1. Антропогенных

2. Ограничивающих

3. Биотических

4. Абиотических

Ответ: 3.

 

13. К антропогенным факторам относят

1. Образование колоний птиц

2. Истребление саранчи скворцами

3. Кормовые миграции хищных животных

4. Запрет охоты на промысловых животных

Ответ: 4.

 

14. Среди экологических факторов укажите биотические,

1. Наводнение

2. Конкуренция между особями вида

3. Понижение температуры

4. Хищничество

5. Недостаток света

6. Образование микоризы

Ответ: 246.

 

15. Установите соответствие между моллюском и средой его обитания

Моллюск                                             Среда обитания

А. Обыкновенная беззубка                 1. Водная

Б. Большой прудовик                         2. Наземно-воздушная

В. Голый слизень

Г. Осьминог

Д. Виноградная улитка

Е. Мидия

Ответ: 112121.

 

16. Установите соответствие между характеристикой и фактором среды, к которому ее относят

Характеристика                                                      Фактор ср

scienceforchildren.ru

Вариант 2

Задание №1.

Использование в цитологии современных методов исследования позволило изучить строение и функции

1. Организма растений

2. Органов животных

3. Органоидов клетки

4. Систем органоидов

Объяснение: наука развивается по пути изучения все более мелких объектов: от световой к электронной микроскопии. Поэтому, из представленных вариантов ответа выбираем самый мелкий. Правильный ответ — 3.

 

Задание №2.

Отсутствие в клетке митохондрий, комплекса Гольджи, ядра указывает на ее принадлежность к 

1. Вирусам

2. Прокариотам

3. Эукариотам

4. Бактериофагам

Объяснение: в задании говорится об отсутствии мембранных органелл (но вот только забыли еще ЭПР, лизосомы, пластиды), поэтому выбираем организмы, у которых нет ни одной мембранной органеллы — прокариоты. Правильный ответ — 2.

 

Задание №3.

Лизосома представляет собой

1. Систему связанных между собой канальцев и полостей

2. Органоид, отграниченный от цитоплазмы одной мембраной

3. Две центриоли, расположенные в уплотненной цитоплазме

4. Две связанные между собой субъединицы

Объяснение: лизосома — это одномембранная органелла, включающая в себя большое количество активных ферментов и выполняющая функцию лизиса (распада) веществ. Правильный ответ — 2.

 

Задание №4.

При митозе хромосомы расходятся к полюсам клетки в 

1. Анафазе

2. Метафазе

3. Профазе

4. Телофазе

Объяснение: анафаза — самая быстрая фаза митоза — во время нее хромосомы быстро расходятся. https://www.youtube.com/watch?v=_133V5Ugyqw Правильный ответ — 1.

 

Задание №5.

Вирусы, как и некоторые бактерии и низшие грибы,

1. Вступают в симбиоз с растениями

2. Дышат кислородом воздуха

3. Вызывают инфекционные заболевания

4. Образуют органические вещества из неорганических

Объяснение: вирусы не являются живыми организмами и состоят только из нуклеиновой кислоты и белков, следовательно, функции живых организмов они выполнять не могут (не могут вступать в симбиоз, дышать с кислородом и образовывать органические вещества из неорганических). Правильный ответ — 3.

 

Задание №6.

Какое размножение обеспечивает генетическое разнообразие растений?

1. Побегами

2. Семенами

3. Корневищами

4. Корнями

Объяснение: генетическое разнообразие может обеспечить только половое размножение, оно не может происходить при помощи побегов, корневищ и корнями (это вегетативное размножение). Правильный ответ — 2.

 

Задание №7.

Организм, гомологичные хромосомы которого содержат гены темного и светлого цвета волос, является

1. Полиплоидным

2. Гаплоидным

3. Гомозиготным

4. Гетерозиготным

Объяснение: данный организм содержит два аллельных признака (разных!), значит он гетерозиготен. Правильный ответ — 4.

 

Задание №8.

Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно — 

1. Гомологичных рядов

2. Независимого наследования

3. Сцепленного наследования

4. Единообразия

Объяснение: гены, которые наследуются вместе, называются сцепленными. Правильный ответ — 3.

 

Задание №9.

В условиях тропической Африки у капусты белокачанной на образуются кочаны. Какая форма изменчивости проявляется в данном случае?

1. Комбинативная

2. Модификационная

3. Наследственная

4. Мутационная

Объяснение: данный случай описывает изменения организма под действием окружающей среды (образуются модификации). Правильный ответ — 2.

 

Задание №10.

Грибы, в отличие от растений,

1. Растут в течение всей жизни

2. Не имеют митохондрий в клетках

3. По способу питания — гетеротрофные организмы

4. Не имеют клеточного строения

Объяснение: грибы имеют митохондрии (и растения тоже), являются гетеротрофами (а растения — автотрофами), имеют клеточное строение и растут в течение всей жизни (как и растения). Правильный ответ — 3.

 

Задание №11.

 К вегетативным органам растений относят

1. Семя

2. Цветок

3. Плод

4. Стебель

Объяснение: генеративные органы (семя, цветок, плод) отвечают за половое размножение, а вегетативные органы (стебель) — за вегетативное. Правильный ответ — 4.

 

Задание №12.

Что свидетельствует о более высокой организации папоротников по сравнению с мхами?

1. Клеточное строение

2. Размножение спорами

3. Наличие у них корней

4. Чередование полового и бесполого поколений

Объяснение: у папоротников, по сравнению с мхами, возникают корни (а у мхов — ризоиды). Правильный ответ — 3.

 

Задание №13.

Какую функцию выполняет орган бычьего цепня, обозначенный цифрой 3 на рисунке?

1. Прикрепление червя к стенке кишечника хозяина

2. Всасывание питательных веществ из кишечника хозяина

3. Поглощение частиц пищи и их переваривание

4. Выделение веществ, защищающих тело от переваривания

Объяснение: номером три обозначена присоска, при помощи которой цепень присасывается к стенке кишечника хозяина. Правильный ответ — 1.

 

Задание №14. 

Сложные формы поведения, обусловленные наличием коры головного мозга, проявляются у 

1. Пресмыкающихся

2. Рыб

3. Земноводных

4. Млекопитающих

Объяснение: сложные формы поведения, связанные с развитой коры головного мозга, характерны для млекопитающих. Правильный ответ — 4.

 

Задание №15.

В организме человека освобождение крови от продуктов обмена веществ осуществляется в 

1. Мочеточниках

2. Нефроне почек

3. Кишечнике

4. Почечной лоханке

Объяснение: данный процесс происходит в нефронах почек — единицах строения почек. Мочеточники, кишечник и почечная лоханка к крови не имеют отношения, а к нефрону подходит кровеносный сосуд. Правильный ответ — 2.

 

Задание №16.

Работоспособность мышц быстрее восстанавливается при

1. Увеличении частоты их сокращений

2. Чередовании их сокращения и расслабления

3. Увеличении нагрузки

4. Уменьшении скорости их сокращения

Объяснение: наибольшая работоспособность проявляется при чередовании сокращения и расслабления мышц. Правильный ответ — 2.

 

Задание №17.

Способность поглощать и переваривать чужеродные частицы, попавшие в организм, обладают

1. Тромбоциты

2. Фагоциты

3. Гормоны

4. Эритроциты

Объяснение:  переваривать чужеродные частицы могут только фагоциты. Тромбоциты отвечают за свертывание крови, гормоны осуществляют гуморальную регуляцию. Эритроциты переносят кислород. Правильный ответ — 2.

 

Задание №18.

К железам внутренней секреции относят

1. Гипофиз и щитовидную железу

2. Слюнные железы и железы желудка

3. Потовые железы и железы кишечника

4. Слюнные железы и печень

Объяснение: из представленных желез к железам внутренней секреции относят гипофиз и щитовидную железу. Правильный ответ — 1.

 

Задание №19. 

У нетренированных людей после физической работы появляются болезненные ощущения в мышцах, что связано с 

1. Истончением мышечных волокон

2. Накоплением в мышцах гликогена

3. Накоплением в мышцах молочной кислоты

4. Увеличением ядер в мышечных клетках

Объяснение: при большой физической нагрузке в мышцах глюкоза начинает превращаться в молочную кислоту, что вызывает сильную боль в мышцах. Правильный ответ — 3.

 

Задание №20.

К чему приводит появление новых аллелей в популяции?

1. Возникновению преград для свободного скрещивания

2. Усилению гомозиготности популяции

3. Образованию нового вида

4. Генетической разнородности популяции

Объяснение: появление новых аллелей означает увеличение разнообразия в популяции, то есть усиление генетической разнородности популяции. Правильный ответ — 4.

 

Задание №21.

Конкуренция между растениями пшеницы на поле за свет, влагу, минеральные вещества служит доказательством проявления

1. Идиоадаптации

2. Взаимопомощи

3. Межвидовой борьбы

4. Внутривидовой борьбы

Объяснение: между растениями пшеницы одного вида на поле за питательные вещества и т.д. проявляется внутривидовая конкуренция. Правильный ответ — 4.

 

Задание №22.

Появление темноокрашенных бабочек в популяции светлоокрашенных особей березовой пяденицы в результате наследственной изменчивости называют

1. Предупредительной окраской

2. Мимикрией

3. Индустриальным меланизмом

4. Подражательным сходством

Объяснение: это явление происходит из-за сильных выхлопов заводов и различных производств, таким образом темные бабочки становятся не видны хищникам, а белые видны. Правильный ответ — 3.

 

Задание №23.

Какой признак у человека считают атавизмом?

1. Хватательный рефлекс

2. Наличие аппендикса в кишечнике

3. Обильный волосяной покров

4. Шестипалая конечность

Объяснение: атавизм — появление признаков у организма, свойственных отдаленным предкам (волосяной покров, многососковость и т.д.). Правильный ответ — 3. 

 

Задание №24.

Взаимные влияния организмов одного или разных видов друг на друга относят к факторам

1. Абиотическим

2. Биотическим

3. Антропогенным

4. Ограничивающим

Объяснение: взаимодействия организмов, влияние их друг на друга — биотические факторы, факторы живой природы. Правильный ответ — 2.

 

Задание №25.

Почему водоросли в экосистеме пруда относят к организмам-производителям?

1. Потребляют готовые органические вещества

2. Разлагают органические вещества

3. Создают органические вещества из неорганических

4. Участвуют в круговороте вещества

Объяснение: водоросли являются автотрофами, то есть образуют органические вещества из неорганических. Правильный ответ — 3.

 

Задание №26.

Биосфера — открытая система, так как в ней

1. Используется энергия Солнца

2. Организмы объединены биотическими связями

3. Биогеоценозы связаны между собой

4. Однородные условия существования для организмов

Объяснение: открытая система — такая система, которая обменивается с окружающей средой энергией. В биосфере фототрофами используется энергия Солнца. Правильный ответ — 1.

 

Задание №27.

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 30% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином содержится в этой молекуле?

1. 60%

2. 20%

3. 30%

4. 40%

Объяснение: по принципу комплементарности аденин соединен с тимином, а гуанин с цитозином. Если в молекуле есть 30% нуклеотидом с гуанином и столько же нуклеотидов с цитозином. Остается 40% нуклеотидов (тимин+аденин), это количество делим на два и получаем 20% нуклеотидов с аденином. Правильный ответ — 2.

 

Задание №28.

Кислородное расщепление глюкозы значительно эффективнее брожения, так как при этом

1. Освобождается энергия выделяется в виде тепла

2. Синтезируется 2 молекулы АТФ

3. Происходит использование энергии

4. Синтезируется 38 молекул АТФ

Объяснение: брожение — бескислородное дыхание свойственно низкоорганизованным живым существам, потому что синтезируется от одной до трех молекул АТФ (зависит от типа брожения), а высшим организмам свойственно аэробное дыхание, в ходе которого выделяется во много раз больше энергии — 38 молекул АТФ. Правильный ответ — 4.

 

Задание №29.

Размножение растений при помощи специализированных гаплоидных клеток называют

1. Вегетативным

2. Почкованием

3. Дроблением

4. Споровым

Объяснение: такое размножение называется половым и осуществляется половыми клетками, то есть называется споровым. Правильный ответ — 4.

 

Задание №30.

Скрестили два дигетерозиготных растения тыквы с желтыми круглыми плодами. Определите соотношение фенотипов гибридов первого поколения при полном доминировании.

1. 1:1

2. 1:2:1

3. 3:1

4. 9:3:3:1

Объяснение: скрещиваем АаВв х АаВв. Можем решить данную задачу двумя способами. 1. Записываем гаметы в решетку Пеннета и получаем 4 разных фенотипа с расщеплением 9:3:3:1. 2. Или можно вспомнить, что при моногибридном скрещивании гетерозигот получается расщепление 3:1, соответственно при дигибридном скрещивании дигетерозигот получается 9:3:3:1. Правильный ответ — 4.

 

Задание №31.

В клеточной инженерии проводят исследования, связанные с 

1. Пересадкой ядер из одних клеток в другие

2. Введением генов человека в клетки бактерий

3. Перестройкой генотипа организма

4. Пересадкой генов от бактерий в клетки злаковых

Объяснение: клеточная инженерия (а не генная) занимается пересадкой ядер. Правильный ответ — 1.

 

Задание №32.

Каждый отдел растений подразделяют на

1. Царства

2. Отряды

3. Классы

4. Типы

Объяснение: отдел растений соответствует определению типа у животных. А тип подразделяют на классы, значит и отдел тоже. Правильный ответ — 3.

 

Задание №33.

Если в пробирку с кровью добавить концентрированный раствор поваренной соли, то эритроциты сморщиваются вследствие

1. Выделения из них воды

2. Повреждения ЭПС

3. Поступления в них воды

4. Сокращения числа рибосом

Объяснение: эритроциты в данных условиях будут пытаться выровнять концентрацию соли во внешней среде и во внутренней, вследствие чего эритроцыты будут выделять воду из клеток во внешнюю среду. Правильный ответ — 1.

 

Задание №34.

Тело чувствительного нейрона рефлекторной дуги коленного рефлекса расположено в 

1. Ядре серого вещества продолговатого мозга

2. Нервном узле возле спинного мозга

3. Переднем мозге

4. Коре больших полушарий

Объяснение: рефлекторная дуга спинного мозга проходит через спинной мозг (так как он безусловный). Правильный ответ — 2.

 

Задание №35.

Организмы в экосистеме изменяют среду обитания, создавая тем самым условия для

1. Естественной смены сообщества

2. Действия массового отбора

3. Возникновения мутаций

4. Сезонных изменений

Объяснение: изменения в среде обитания бывают на различных уровнях, например изменения на уровне экосистемы вызывают естественную смену сообществ. Правильный ответ — 1.

 

Задание №36.

Верны ли следующие суждения о направлениях эволюции?

А. Упрощение в строении животных, связанные с паразитическим образом жизни, относят к биологическому регрессу.

Б. Возникновение класса Насекомые, сопровождавшееся повышением общего уровня их организации, — пример ароморфоза.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: переход к паразитическому образу жизни является примером биологического регресса (катагенез). А возникновение организации в ходе повышения уровня организации их предшественников, является примером ароморфоза. То есть верны оба суждения. Правильный ответ — 4.

 

Задание №37.

Сходное строение клеток растений и животных — доказательство

1. Их родства

2. Общности происхождения организмов всех царств

3. Происхождения растений от животных

4. Усложнения организмов в процессе эволюции

5. Единства органического мира

6. Многообразия организмов

Объяснение: клетки растений и животных сходны по строению, что является доказательством их общего происхождения (из одноклеточных организмов, далее они пошли по разным эволюционным путям), единства органического мира. В общем, в этом задании выбираем все варианты, связанные с общим происхождением, родством и т.д. Правильный ответ — 1, 2, 5.

 

Задание №38.

Белки в организме человека и животных

1. Служат основным питательным материалом

2. Расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот

3. Образуются из аминокислот

4. В печени превращаются в гликоген

5. Откладываются в запас

6. В качестве ферментов ускоряют химические реакции

Объяснение: белки в организме человека выполняют огромное количество функций, например, ферментативную — часть белков является ферментами, которые осуществляют почти все реакции в организме; белки состоят из аминокислот; не выполняют функцию запаса энергии; служат основным питательным материалом. Правильный ответ — 1, 3, 6.

 

Задание №39.

Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в 

1. Постоянных условиях среды

2. Изменении средней нормы реакции

3. Сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания

4. Выбраковывании особей с отклонением от нормы

5. Сохранении особей с мутациями

6. Сохранении особи с новыми фенотипами

Объяснение: при стабилизирующем отборе сохраняются особи со средним значением признака. Происходит это при постоянных условиях среды (в исходной среде обитания). Правильный ответ — 1, 3, 4.

 

Задание №40. 

Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.

Признак                                              Класс животных

А. Теплокровность                              1. Птицы

Б. Температура тела зависит              2. Пресмыкающиеся

от окружающей среды

В. Сердце трехкамерное,

два круга кровообращения

Г. Тело при перемещении

обычно соприкасается с землей

Д. Характерно двойное дыхание

Е. Артериальная и венозная

кровь в сердце не смешиваются

Объяснение: птицы возникли от пресмыкающихся, соответственно птицам характерны более прогрессивные признаки и специальные приспособления к полету. Птицы — теплокровные животные, имеющие четырехкамерное сердце, два круга кровообращение и кровь у них не смешивается, для них (в качестве приспособления к полету) характерно двойное дыхание — оно обеспечивает наибольшее потребление поступаемого в легкие кислорода. Конечности птиц максимально сдвинуты к центру тела. Правильный ответ — 122211.

 

Задание №41.

Установите соответствие между типом кровеносных сосудов человека и видом содержащейся в них крови.

Тип кровеносных сосудов                                       Вид крови

А. Легочные артерии                                             1. Артериальная

Б. Вены малого круга кровообращения                  2. Венозная

В. Аорта и артерии большого круга кровообращения

Г. Верхняя и нижняя полые вены

Объяснение: в большом круге кровообращения артериальная кровь движется по артериям, а венозная — по венам. В малом круге — наоборот. Поэтому, по легочным артериям течет венозная кровь, по венам малого круга — артериальная, по аорте и артериям большого круга — артериальная, по венам большого круга — венозная. Правильный ответ — 2112.

 

Задание №42.

Установите соответствие между признаком растений и видом изменчивости, к которому его относят.

Признак                                                                    Вид изменчивости

А. Появление в отдельных соцветиях                       1. Мутационная

цветков с пятью лепестками вместо четырех            2. Модификационная

Б. Усиление роста побегов

в благоприятных условиях

В. Появление единичных листьев,

лишенных хлорофилла

Г. Угнетение роста и развития побегов

при сильном затенении

Д. Появление махровых цветков

среди растений одного сорта

Объяснение: модификационная изменчивость проявляется в конкретных условиях у конкретного организма, то есть это — усиление роста побегов в благоприятных условиях и угнетение роста и развития побегов при сильном затенении. Остальные изменения связаны с изменением генотипа. Правильный ответ — 12121. 

 

Задание №43.

Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.

Пример                                                           Тип доказательств

А. Филогенетический ряд лошади                  1. Сравнительно-анатомические

Б. Наличие копчика в скелете человека        2. Палеонтологические

В. Перо птицы и чешуя ящерицы

Г. Отпечатки археоптерикса

Д. Многососковость у человека

Объяснение: палеонтологические доказательства связаны с изучением предковых форм данного организма, из перечисленных вариантов ответа подходят филогенетический ряд лошади и отпечатки археоптерикса. Все остальное — сравнительно-анатомические доказательства. Правильный ответ — 21121.

 

Задание №44.

Определите последовательность процессов, характерных для географического  видообразования.

1. Формирование популяции с новым генофондом

2. Появление географической преграды между популяциями

3. Естественный отбор особей с приспособительными к данным условиям признаками

4. Появление особей с новыми признаками в изолированной популяции

Объяснение: географическое образование начинается с появления преграды между популяциями, затем появляются особи с новыми признаками в данной изолированной популяции, потом между данными особями происходит естественный отбор, данный процесс заканчивается формированием популяции с новым генофондом. Правильная последовательность — 2431.

 

Задание №45.

Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации?

Объяснение: белки делятся на два типа — собственно белки и ферменты. Ферменты ускоряют биохимические реакции. Как и все белки, ферменты денатурируются при изменении условий (повышении температуры, повышении уровня радиации). При денатурации происходит изменение конформации белка и он перестает работать так, как нужно.

 

Задание №46.

Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?

Объяснение: на рисунке А нарисован процесс фагоцитоза (захват твердой частицы пищи клеткой), на рисунке Б представлен пример пиноцитоза (захват жидкостей). В данных процессах участвует плазматическая мембрана. Образуются выросты и они захватывают частицу, обволакивая ее мембраной. Образуется пузырек, окруженный мембраной, который сливается лизосомой и, затем, начинается расщепление больших органических молекул.

 

Задание №47.

Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее трех возможных причин.

Объяснение: малокровие — низкое содержание эритроцитов (гемоглобина) в крови. Причины могут быть различны:

1. Врожденное заболевание — малокровие (нарушение выработки эритроцитов в организме).

2. Потеря крови с большим количеством.

3. Недостаток железа в пище (недостаток витаминов).

 

Задание №48. 

Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для реакций фотосинтеза?

Объяснение: фотосинтез — процесс превращения солнечной энергии в энергию химических связей. При этом под влиянием света хлорофилл растения переходит в возбужденное состояние, расходуется вода (происходит фотолиз воды). В процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды образуется глюкоза. Данные процессы происходят при определенной температуре. Ферменты, участвующие в фотосинтезе, работают только при определенной температуре. 

 

Задание №49.

Соматические клетки дрозофилы содержат 8 хромосом. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в конце телофазы мейоза 1? Объясните результаты в каждом случае.

Объяснение: в соматических клетках содержится диплоидный набор хромосом (двойной), это значит, что в половых клетках содержится 4 хромосомы — гаплоидный (одинарный) набор. Перед началом деления в гаметогенезе количество ДНК удваивается, то есть их 16, а количество хромосом — 8. В конце телофазы уже произошло деление пополам, то есть осталось 4 хромосомы и количество молекул ДНК — 8.

 

Задание №50.

Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые и гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами  с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, все потомство имело нормальную высоту стебля  и ребристые плоды. Составьте схемы скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Объяснение: в первом скрещивании дигомозигота скрещивается с гомозиготным растением по одному признаку и гетерозиготным по другому (чтобы это понять, нужно написать несколько вариантов, данное потомство получается только при таких родителях). во втором скрещивании все проще — скрещивается две дигомозиготы (только у второго родителя один признак будет доминантным).

а — низкорослые особи

А — нормальная высота 

в — ребристые плоды

В — гладкие плоды

 

P: аавв х АаВВ

F1: ааВв — низкорослые особи с гладкими плодами

АаВв — нормальная высота, гладкие плоды

 

P: аавв х ААвв

F1: Аавв — нормальная высота, гладкие плоды.

 

В обоих случаях проявляется закон независимого наследования, так как эти два признака наследуются независимо.

cleverpenguin.ru

Разнообразие экосистем (биогеоценозов), их саморазвитие и смена — МегаЛекции

ЭКОСИСТЕМЫ И ПРИСУЩИЕ ИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Среды обитания организмов. Факторы среды

1. Все факторы живой и неживой природы, воздействуй щие на особи, популяции, виды, называют

1) абиотическими 3) экологическими

2) биотическими 4) антропогенными

 

2. Факторы, определяющие пределы выживаемости вида, называют

1) абиотическими 3) оптимальными

2) антропогенными 4) ограничивающими

 

3. Взаимное влияние одного и разных видов относят к фак­торам

1) биотическим 3) антропогенным

2) абиотическим 4) ограничивающим

 

4. К биотическим факторам среды относят

1)создание заповедников

2) разлив рек при половодье

3) обгрызание зайцами коры деревьев

4) поднятие грунтовых вод

 

5. К каким факторам относят увеличение продолжитель­ности светового дня, вызывающее сезонные изменения у орга­низмов?

1) антропогенным 3) абиотическим

2) биотическим 4) ограничивающим

 

6. Все виды деятельности человека относят к факторам

1) абиотическим 3) антропогенным

2) биотическим 4) периодическим

Экосистема (биогеоценоз). Цепи и сети питания. Правила экологической пирамиды

7. Совокупность связанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой

1)экосистему 3)тайгу

2) тундру 4) агроценоз

 

8. Водоем, заселенный разнообразными видами растений и у животных, — это

1) биогеоценоз 3) биосфера

2) ноосфера 4) агроэкосистема

 

9. К биотическим компонентам экосистемы относят

1) газовый состав атмосферы

2) состав и структуру почвы

3) особенности климата и погоды

4) продуцентов, консументов, редуцентов

 

10. В каждой экосистеме происходит саморегуляция, кото­рая проявляется в том, что

1) ни один вид не уничтожается полностью другим видом

2) в ней постоянно происходит колебание численности ви­дов

3) одни виды вытесняют другие, менее приспособленные виды

4) на смену менее устойчивой экосистемы приходит более устойчивая



 

11. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в эко­системе служит показателем

1) ее изменения

2) ее устойчивости

3) ее закономерного развития

4) конкуренции видов

 

12. Как называют процессы, поддерживающие в экосистем определенное соотношение производителей и потребителей органического вещества?

1) биологическими ритмами

2) приспособленностью

3) саморегуляцией

4) сменой экосистем

 

13. Какие организмы минерализуют органические вещества в экосистеме?

1) продуценты 2) консументы 1-го порядка

3) консументы II-го порядка 4)редуценты

 

14. Какие организмы в экосистеме преобразуют солнечную энергию в химическую?

1)редуценты

2) консументы Ш-го порядка

3) консументы П-го порядка

4)продуценты

 

15. Какой из организмов, изображенных на рисунке, являет­ся консументом четвертого порядка?

1)еж 3) лягушка 2) змея 4) насекомое

 

16. Определите правильно составленную пищевую цепь.

1) семена ели —> еж —► лисица —> мышь

2) лисица —» еж —» семена ели —» мышь

3) семена ели — мышь —► еж —► лисица

4) мышь —► семена ели —► еж —► лисица

 

17. Определите правильно составленную пищевую цепь.

1) ястреб —> дрозд —> гусеница —► крапива

2) крапива —► дрозд — гусеница —» ястреб

3) гусеница —► крапива —>дрозд —> ястреб

4) крапива —► гусеница —» дрозд —» ястреб

 

18. Определите правильно составленную пищевую цепь.

1) чайка — окунь -мальки рыб—водоросли

2) водоросли- чайка—окунь—мальки рыб

3) мальки рыб—»водоросли-»окунь-»чайка

4) водоросли-мальки рыб – окунь —чайка

 

19. Наземные цепи питания начинаются с растений, которые

1) обеспечивают все живые организмы пищей и энергией

2) существуют на Земле миллионы лет

3) широко расселились во все среды обитания

4) развиваются в процессе эволюции

20. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки— ? —уж—коршун

1) лягушка 2) ёж 3) мышь 4) жаворонок

 

21. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

1) лисица — дождевой червь —► еж — листовой опад

2) листовой опад — дождевой червь —► еж — лисица

3) еж — дождевой червь — листовой опад — лисица

4) еж —► лисица —► дождевой червь —► листовой опад

 

22. Показателем процветания популяций в экосистеме служит

1) связь с другими популяциями

2) связь между особями популяций

3) их высокая численность

4) колебание численности популяций

 

23. Сохранению популяций и видов промысловых животных способствует

1) полный запрет на охоту

2) вселение их в новую экосистему

3) регуляция численности частичным запретом на охоту

4) уничтожение всех их врагов

 

24. Ряд организмов, в котором от предшествующего орга­низма к последующему происходит передача вещества, называ­ют экологической пирамидой

1) массы 2)энергии 3) численности 4)видов

Разнообразие экосистем (биогеоценозов), их саморазвитие и смена

25. В экосистеме елового леса, как и в экосистеме озера, биомасса растительноядных животных превышает биомассу хищников, так как

1) они крупнее хищников

2) в их организмах заключено меньше энергии, чем в орга­низмах хищников

3) их численность ниже, чем численность хищников

4) потери энергии при переходе от одного трофического уровня к другому составляют 90%

 

26. Лес считают экосистемой, так как обитающие в нем

виды

1) приспособлены к длительному совместному проживанию и к неживой природе

2) сформировались в процессе эволюции под действием движущих сил

3) вступают в конкурентные отношения между собой

4) имеют родственные связи и сходное строение

 

27. Показателем устойчивости экосистемы служит

1) повышение численности хищников

2) сокращение численности популяций жертв

3) увеличение разнообразия видов

4) увеличение числа консументов

 

28. Большое разнообразие видов в экосистеме, разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ — основа

1) устойчивого развития экосистемы

2) колебания численности популяций

3) появления новых видов

4) расселения видов в другие экосистемы

 

29. В водоеме после уничтожения всех хищных рыб наблю­далось сокращение численности растительноядных рыб вслед­ствие

1) распространения среди них заболеваний

2) уменьшения численности паразитов

3) ослабления конкуренции между видами

4) сокращения их плодовитости

 

30. Какова основная причина нестабильности экосистем?

1) колебания температуры среды

2) недостаток пищевых ресурсов

3) несбалансированность круговорота веществ

4) повышенная численность некоторых видов

 

31. Примером смены экосистемы служит

1) отмирание надземных частей растений зимой на лугу

2) сокращение численности хищников в лесу

3) изменение внешнего облика лесного сообщества зимой

4) зарастание водоема

 

32. Увеличение численного состава популяции определяется

1) высокой частотой мутаций

2) разнообразием составляющих ее организмов

3) популяционными волнами

4) преобладанием рождаемости над смертностью

 

33. Значительные изменения организмами среды обитания процессе их жизнедеятельности — причина

1) вымирания видов

2) колебания численности популяций

3) смены экосистемы

4) биологического регресса

Агроэкосистемы

34. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансиро­ванный круговорот веществ?

1) в ее состав входит небольшое число видов, цепей питания

2) в ней преобладают консументы

3) она имеет длинные цепи питания

4) численность немногих видов в ней высокая

 

35. В агроэкосистеме, в отличие от природной экосистемы,

1) виды связаны между собой цепями питания

2) кроме солнечной используется дополнительная энергия

3) образуются разветвленные сети питания

4) используется в основном только солнечная энергия

 

36. Агроценозы, в отличие от естественных биоценозов,

1) не участвуют в круговороте веществ

2) существуют за счет микроорганизмов

3) состоят из большого числа видов растений и животных

4) не могут существовать без участия человека

 

37. Агроэкосистеме пшеничного поля свойственны короткие цепи питания, так как в ней

1) преобладает один вид продуцентов

2) высокая численность редуцентов

3) отсутствуют консументы

4) большое разнообразие продуцентов

 

38. Сходство искусственной и естественной экосистем состоит в том, что они

1) содержат одинаковое число звеньев в сетях питания

2) имеют одинаковую продуктивность биомассы растений

3) не могут существовать без участия человека

4) содержат одинаковые функциональные группы организмов

 

39. Чему способствует введение в севообороты агроценозов бобовых культур?

1) сокращению посевных площадей

2) уменьшению эрозии почвы

3) накоплению в почве азота

4) обогащению почвы соединениями фосфора

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru