Ввел термин государство – «Понятие «государство» было впервые введено Н. Макиавелли. Оно обозначало у него политическое состояние общества. Государство – основной политический институт.». Скачать бесплатно и без регистрации.
1.1 Понятие «государство». История возникновения
Важнейшим институтом политической системы, от нормального функционирования которого в решающей степени зависит ее самосохранение и адаптация, является государство. Понятие «государство», производное от латинского status, появляется в период итальянского Ренессанса (XIV в.) и до XIX в. распространяется в Европе. Ранее для обозначения властного устройства использовались другие понятия: «polis», «res publica», «civitas regnum», «imperium», «reich» и др.
В те времена эти термины указывали, прежде всего, на положение правителя или правителей, на присущее им величие, и потому само понятие редко употреблялось без указания на того, к кому оно конкретно относилось.
Позже вследствие долгого процесса трансформации слово «государство » стали использовать для обозначения земельных владений, т.е. территории, находящейся во владении правителя. Отсюда второе средневековое выражение, которое предшествовало возникновению современного понятия государства — status regm, которое означало положение или состояние страны.
С буржуазными революциями, когда на смену монархии приходит республика, положение дел радикально меняется — демократия объявляет место власти «пустым». Никто не имеет изначального права это место занимать. Никто не может обладать властью, не будучи на то уполномоченным. Классик французской политической науки Жорж Бюрдо пишет в этой связи: «Люди изобрели государство, чтобы не подчиняться другим людям»[1]. Согласно Бюрдо, государство возникает как абстрактный и постоянный носитель власти. По мере развития этого процесса правители все больше и больше предстают в глазах управляемых агентами государства, власть которых носит преходящий характер. Такая трансформация власти явилась в истории человечества огромным шагом вперед.
Таким образом, постепенно возникает представление о единой высшей суверенной власти, которая отличается от народа, первоначально создавшего ее, но она также отдельна и от всех должностных лиц, которые на тот или иной срок получают право на осуществление этой власти. Но кто наделяет таким правом и властными полномочиями? Кто теперь является сувереном?
Великая французская революция дала ответы на эти вопросы и явила Европе и миру классический образец нациегенеза, что отразилось в содержании понятия «французская нация». В годы Великой французской революции впервые нация была интерпретирована как сообщество людей, подчиняющееся общим законам, т.е. в чисто политическом смысле.
Идеологическим преломлением принципа суверенитета народа явилась теория «общественного договора». Государство провозглашалось следствием соглашения между людьми, а не установлением свыше. Его главной целью со времен Дж. Локка становится сохранение и защита неотчуждаемых прав человека — права на жизнь, свободу и собственность. На этой основе возникли концепции конституционализма, правового государства и требование ограничения объема и сфер деятельности государства, защиты граждан от чрезмерного государственного контроля и вмешательства.
Если на основании этого соглашения уполномоченные к осуществлению властных обязанностей выполняют их ненадлежащим образом, договор можно расторгнуть и снова перезаключить. Для оптимизации общественного контроля над властью со стороны народа постепенно была выработана технология периодического «переоформления» общественного договора и легитимации власти — процедура регулярных выборов.
Отсюда и радикальное переосмысление статуса властвующих и управляемых: первые уже не самостоятельные, единоличные правители, получившие власть «от неба», а вышестоящие исполнители, наделенные правами, обязанностями на четко фиксированный период времени; вторые уже не подданные, обязанные беспрекословно подчиняться правителю, а свободные граждане, обязанные подчиняться праву.
В России понятие «государство» отличалось от европейского: в русском языке оно производно от слова «государь», т.е. хозяин, владелец «русской земли». Многие западные исследователи отмечают особый характер российского государства. Так, Р. Пайпс пишет: «Россия принадлежит к той категории государств, которые … обычно определяют как «вотчинные» (patrimonial). В таких государствах политическая власть мыслится и отправляется как продолжение права собственности, и властитель (властители) является одновременно сувереном государства и его собственником».
Кто впервые ввел термин «государство» и утверждал, что «государство» происходит от слова «государь»? А) Локк Б) Цицерон С) Аристотель
(вопрос) Отметьте последовательность (хронологическую) возникновения религий
–а(*ответ*) Буддизм (№3 4 в до н.э.(*ответ*) Б(*ответ*) Брахмаизм (№2 8в до н.э.(*ответ*) с(*ответ*) Индуизм (№1 11в до н.э.(*ответ*) д(*ответ*) Ислам (№6 610г(*ответ*) е(*ответ*) Христианство (№5 1 век(*ответ*) ж(*ответ*) Иудаизм (№4 516 до н.э.(*ответ*)
(вопрос) Как называется древнейший из сохранившихся священных текстов буддизма? –б(*ответ*) «Палийский канон»
(вопрос) Кто мечтал об уничтожении «великой блудницы вавилонской» — Римской империи, которую они называли «царством дьявола», «дьявольским миром зла и насилия»? –с(*ответ*) ранние христиане –
(вопрос)Как называется древнейший Источник из сохранившихся священных текстов брахмаизма? –а(*ответ*) Законы Ману б(*ответ*) Веды ––* Что означают социально-нравственные принципы экзогамии и эндогамии? –д(*ответ*) разрешение на половые отношения внутри рода (племени(*ответ*)
(вопрос) Как называется древнейший из сохранившихся священных текстов «Брахиаизма»? –б(*ответ*) Веды
(вопрос) Какие Законы были созданы раньше других (отметьте их хронологическую последовательность)
–а(*ответ*) Законы Ману (№6 2в до н.э.(*ответ*) б(*ответ*) Законы 12 таблиц (№5 451год до н.э.(*ответ*) –с(*ответ*) Законы Драконта (№2 593 г. До н.э.(*ответ*) д(*ответ*) Законы Хамураппи (№1 1750 г.до н.э.(*ответ*) –е(*ответ*) Законы Солона (№3 640г. До н.э.(*ответ*) ж(*ответ*) Законы Клисфена ( №4 525 до н.э.(*ответ*)
(вопрос) Кто ввел термин «РЕСПУБЛИКА»–А) Платон Б) Аристотель
С) Макиавелли Д(*ответ*) Цицерон Е) Монтескье
* Нет города, где не обособились бы два начала: знать желает подчинять и угнетать народ, а народ не желает находиться в подчинении и угнетении –Макиавелли
(вопрос) Кому принадлежит высказывание: «Я вижу близкую гибель того государства где ЗАКОН не имеет силы и находится под чьей-либо властью» –д(*ответ*) платон
(вопрос) Кто говорил, что правительство есть говорящий закон, а закон – немое правительство? –б(*ответ*) Цицерон
(вопрос) Кто сказал: «Государство – это потребность людей жить вместе»? ––с(*ответ*) Цицерон
(вопрос) Кто сформулировал самый верный принцип правового государства: «Под действие закона должны попадать все»? –с(*ответ*) Цицерон
(вопрос)* Кто считал,что государства нет там,где власть опирается на насилие и произвол –а) Конфуций б) Руссо с) Т. Гоббс –д(*ответ*) Цицерон г) Платон
(вопрос) Кто в 17 веке утверждал, что « законы подобны изгородям по краям дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен» –д(*ответ*) Т. Гоббс –(вопрос)Кто считал, что «Государство- есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа». Его идеал – монархия, и он выступал против разделения властей –д(*ответ*) Т.Гоббс –(вопрос)* Кто из древних мудрецов считал, что наихудшая форма государственного устройства – это тирания, олигархия, охлократия? –а(*ответ*) Платон –* Кто из мыслителей древнего мира считал, что имена людей должны соответствовать их социальному статусу, чтобы каждый знал свое место, свои права и обязанности? –д(*ответ*) Конфуций
(вопрос)Кто впервые ввел термин «государство» и утверждал, что «государство» происходит от слова «государь»?
А) Локк Б) Цицерон С) Аристотель
Д) Юстиниан Е) Ликург Ж(*ответ*) Макиавелли–(вопрос) Кто утверждал в своей работе «Государь», что людей «следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отмстить, а за большое – не может» –б) Макиавелли –
www.soloby.ru
термин государство
Государство
Данная словарная статья раскрывает термин государство с точки зрения новой экономической науки НЕОКОНОМИКА в которой государство — это «стационарный бандит». Советую начинать изучать понятие государства
Данная страница ГОСУДАРСТВО создана для пояснения положений статей в рубриках Неокономика: теория кризисов и Цивилизация России и помещена мною в Толковый словарь экономических терминов. Ссылка на статью: http://design-for.net/page/termin-gosudarstvo
О термине государствоАвтор Михаил Торбин, историк, 29.11.2013 Оригинальный текст историка Михаил Торбин вы можете прочитать по ссылке: О термине государство |
Государство. Разнообразность влияния этого института на жизнь любого человека не вызывает сомнений. Поэтому начиная с зарождения современного научного знания о духе (человеке), неизменно стояла задача наполнения этого термина. Основной тон в этом процессе задавали мыслители Нового времени, занимавшиеся вопросами развития общества[1]. Они являются первыми авторами описаний современного государства и его взаимоотношений с «негосударственной частью общества». Ключевым этапом формирования представлений о современном государстве стал век «массового общества». Расширение читающей аудитории и разделение гуманитарных наук требовало новых подходов в описании этого явления. Так или иначе, все общественные дисциплины описывали свои представления о государстве. Однако такой вектор развития послужил главной причиной размывания термина. Каждое направление гуманитарного знания рассматривает государство через призму изучаемого предмета, в соотношении с ним.[2] Таким образом, иллюстрирует читателю в статике одну из многочисленных сторон его деятельности. Вопрос о природе и развитии государства не ставится вовсе. Совершенно ясно, что в рамках любой из дисциплин, этот ключевой элемент общественной жизни человека не может быть полноценно изучен. При этом, опираясь на труды предшественников, гуманитарные науки наполняли термин государство множеством смыслов, формулируя их для общественного сознания. Какими же являются долго создаваемые, современные представления о государстве? Концепция «стационарного (или «оседлого» — в отличие от «гастролирующего») бандита», разработанная знаменитым американским экономистом Мансуром Олсоном (Mancur Olson), действительно многое объясняет в поведении клана, который сейчас управляет государством. В дополнение данной статьи можно почитать статью Страна под «стационарным бандитом». Автор Андрей Колесников 07.08.2012 |
Учебная литература обобщает наработки в вопросе о государстве. Первым мыслителем о нем в «Новое время» в одном из переиздаваемых учебников стоит Николо Макиавелли.[3] Он определял государство как «общее благо, которое должно наступить при реализации государственных интересов».[4]
Французский мыслитель Жан Боден, по мнению автора, рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью».[5] В XVIIв. интеллектуальная мода перенеслась на туманный Альбион. Томас Гоббс определил государство как «гаранта мира и реализации естественных прав». «Воля единого лица вследствие договора становится волей всех, и оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и развития».[6] Идеи Т. Гоббса развивал Джон Локк. Для него государство – «выражение преобладающей силы большинства граждан». «Совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом закона».[7]
В учебнике представлено авторское видение. Государством он назвал – «организацию политической власти, необходимую для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества».[8] Показателен отпечаток исторического влияния на это определение. Классовый поход, где государство – «это политическая организация экономически господствующего класса, аппарата власти, для осуществления своей диктатуры»[9], дополняется наличием общих дел.
Показательно, что термин государство с начала Нового времени трактуется свободно. Подобная вольность не позволяет исследовать это явление с опорой на многовековые наработки. Этот факт вынуждает автора учебника объяснять, что свобода в толковании определяется «многогранностью и сложностью явления и субъективностью его восприятия».[10] Он признает благом множественные смыслы в понимании этого термина и считает их признаком научной объективности.[11]
В таких условиях учебная литература не способствует научной деятельности. Прямое обращение к многовековым наработкам полезны только для анализа действий государства в короткий исторический период на ограниченной территории. Целостного понимания этого явления они не формируют.
Бесплодность понимания природы и генезиса современного государства в ортодоксальной науке компенсируется разработками этого явления НИЦ «Неокономика». В рамках неокономики государство понимается как форма внутриэлитных взаимоотношений на определенном историческом этапе, основанная на системе иерархии. Иерархию составляет система личных и формальных отношениями между ее частями. Эта рабочая модель, во-первых, оттеняет неизменяемую сторону – сущность любого современного государства. Во-вторых, исследуя факты, позволяет изучить динамику элитных взаимоотношений в исторических условиях. В-третьих, обозначив признаки этих отношений, определить факторы, позволяющие ему существовать.
Неизменный исторический двигатель – взаимоотношения верхней части иерархии. В их основе лежит борьба за сохранение и усиление своего положения в ней. Реализация этих иерархических отношений происходит в смысловом поле. Его разнообразие и особенности связанны с источниками существования элиты на занятой территории.
На сегодняшний день элитами освоено два взаимосвязанных ресурса:
- ресурс территории;
- ресурс населения.
Предпочтения в выборе диктовались интересами элиты и определялись историческими условиями. В первом случае, элита склонялась к получению основного жизненного ресурса с территории. Такая возможность существовала только в условиях постоянных межэлитных вооруженных конфликтов. Она выразилась, с одной стороны, в экспорте природных ресурсов.[12] А с другой стороны, в необходимости добычи и обработки природных материалов для развития военной промышленности внутри страны.[13] В этом положении население играло для элиты второстепенную роль. Главным образом, оно служило источником продуктов натурального хозяйства и комплектования армии.
Другой вариант, когда элита получает основной ресурс от населения. В этом случае, население подконтрольной территории становится главной ценностью. Результаты его труда составляют основу положения элиты.
Исходя из вышесказанного, на государственном этапе внутриэлитных отношений можно выделить два типа образований:
Переход образования от одного типа к другому не очевиден.[14]
Любое современное государство является продуктом нового этапа элитных отношений. Безусловное ядро этого процесса сформировалось в «Западном мире» в «Новое время», где элитное положение позволяет в наибольшей степени влиять на исторический процесс.
Литература по теме
- 1. Макиавелли Николо «Государь».
- 2. Боден Жан «LessixlivresdelaRépublique» (Шесть книг о государстве).
- 3. Гоббс Томас «Левиафан».
- 4. Локк Джон «Два трактата о правлении».
- 5. Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
- 6. Смит Адам «Исследование о природе и причинах богатства народов».
- 7. Олсон Мансур «Логика коллективных действий».
- 8. Андерсон Перри «Родословная абсолютистского государства».
- 9. Лахман Ричард «Капиталисты поневоле».
- 10. Фон Мизес Людвиг «Бюрократия».
Примечания
[1]Боден Ж., Локк Д., Руссо Ж.Ж, Маркс К., Гоббс Т., Смит А. и т.д
[2]Юриспруденция, социология, политология, психология, история и т.д.
[3]См. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учеб. М.2004.2-е изд. 637с.
[4]Марченко М.Н. Теория государства и права. Учеб. М.2004.2-е изд.С.52.
[5]Там же.
[6]Там же.
[7]Там же.
[8]Там же.С.54.
[9]Там же.С.53.
[10]Там же.С.51.
[11]Марченко М.Н. Теория государства и права. Учеб. М.2004.2-е изд.С.52.
[12]Российская империя служит показательным примером. До XVIII в. она имела только один торговый порт – Архангельск. Основными товарами на экспорт были: икра, сало, воск, лен, пенька, перья, деготь. CXVIII в. военные успехи позволили Российской империи увеличить порты и развить торговлю. Пропорции экспортируемых товаров за XVIII– первой пол.XIX в. были следующими: от 55% до 65% — товары для производства (древесина, железо, пенька, лен, кожа, медь), 15%-30% — продуктов (мука, хлеб, сало), 5%-15% (изделий – парусные полотна, канаты, салфетки). См. Семенов А. «Изучение исторических сведений о Российской внешней торговли и промышленности с половины XVII-го столетия по 1858 год» в 3-х т. Т.3.С-Пб.1859. С.15-72.
[13]«Очерки по истории СССР» в 9-ти т.Т.VII.М.1954.С.102-105,136; Там же. Т.IX.С.86.
[small][14] О возможностях перехода и необходимых для него условиях см. статью Григорьева О.В. «Довелось в империи родиться».
Как правило, бытовые понятия экономики часто не совпадают с юридическими формулировками, поэтому, если вы все же решились взять деньги в долг, надо изучить значение основных экономических терминов.
Основные экономические понятия содержит мой Экономический толковый словарь:
design-for.net
Государство – это…
Государство – это центральный институт политической системы. Его деятельность отражает основную концепцию власти. Следует отметить, что термин «государство» – определение, которое может употребляться в двух значениях.
Приблизительно до 17-го века это понятие, как правило, трактовалось широко и было неотделимо от общества. Таким образом, в широком смысле государство – это общность проживающих на одной территории людей, которая организована и представлена высшим органом власти. Оно тождественно народу и всей стране. В этом значении, например, говорят о российском, немецком или американском государстве, имея при этом в виду представляемое общество.
От традиции широкого значения слова «государство» отошел Макиавелли. Для обозначения верховной власти он ввел термин «stati».
Государства, существовавшие в разные исторические эпохи, имеют мало похожих черт. Однако есть некоторые признаки, которые в той или другой степени характерны для каждого из них.
Государство – это, прежде всего, такая система, внутри которой существует четкое разделение между публичной властью и обществом, а также сформирован слой профессиональных руководителей. На этом признаке основывается отличие структуры от родоплеменной организации, которая базируется на принципах самоуправления.
Государство имеет территорию с очерченными границами. Законы и полномочия власти распространены на население конкретной территории. Государство – это структура, которая формируется не по религиозному или кровному (родственному) принципу. В основе построения системы лежит территориальная и, как правило, этническая общность людей.
Для государства характерен суверенитет (верховная власть). В условиях любого современного общества существует множество властей: партийная, производственная, семейная и прочие. Однако они не могут издавать нормы и законы, обязательные для исполнения всеми гражданами, организациями и учреждениями. Такой высшей властью наделено государство.
Центральный институт политической системы обладает монополией на легальное использование силы. Государственное принуждение может как ограничить свободу, так и физически уничтожить человека. Таким образом, наделенная возможностью лишать граждан свободы и жизни высшая власть приобретает особую действенность. Реализация функций принуждения осуществляется при помощи различных средств (тюрем, оружия и прочего). Существуют и особые органы исполнения – прокуратура, суд, полиция и прочие.
Государство наделено правом на сбор налогов с населения. Эти поступления направлены на содержание многочисленных служащих (образование, здравоохранение, госаппарат, правоохранительные органы и т.д.), а также на обеспечение социальной, оборонной, экономической политики.
В отличие от других структур (например, партии, в которой человек может состоять или не состоять), в государстве человек получает гражданство с момента рождения, становясь, таким образом, обязательным его членом.
Неотъемлемым признаком центрального института власти является наличие средств, обеспечивающих представительство и защиту общества, его интересов и блага.
Структура, стремящаяся создать достойные условия для существования каждого гражданина, обеспечивающая его социальную защищенность, соучастие в управлении характеризуется понятием «социальное государство». Определение деятельности такой структуры осуществляется в соответствии с положением населения. Другими словами, к задачам центрального института в данном случае относят сглаживание имущественного, социального неравенства, помощь и поддержку обездоленных и слабых, предоставление каждому гражданину работы или иного источника существования, формирование благоприятных для жизни человека условий в целом.
fb.ru
Понятие государства
Термин «государство» употребляется в нескольких значениях.
Во-первых, можно рассматривать государство как организацию большой общественной группы. Так, Аристотель определял государство как способное к экономической независимости сообщество равных, имеющее целью совершенствование жизни. В таком случае государство тождественно таким понятиям как «страна», «нация», «общество», «отчизна», «родина». Такая трактовка государства существовала до XVI-XVII веков, когда отсутствовало разграничение понятий «общество» и «государство». В настоящее время в данном смысле государство понимается, когда говорят, например, о российском, американском, французском и т.д. государстве, имея в виду все представляемое общество.
Во-вторых, можно понимать государство как систему связей и взаимоотношений внутри общества во всем многообразии форм и структур власти. В этом случае понятие «государство» будет отождествляться с «государственной машиной», «правительством», «аппаратом власти».
Н.Макиавелли первым ввел термин stato для обозначения государства как института политической власти. До него для обозначения государства использовались разнообразные, более конкретные понятия: княжество, королевство, республика, деспотия и др. Позднее, особенно в эпоху Просвещения, в контрактных (договорных) теориях государства Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо и других представителей либерализма обосновано четкое разграничение понятий «общество», «государство», «индивид». При этом некоторые мыслители, например, немецкий ученый В.Гумбольдт признавал приоритет общества над государством, а Г.В.Ф.Гегель — приоритет государства над обществом.
В этом контексте марксизм рассматривает государство как организацию, как орудие политической власти экономически господствующего класса. К.Маркс и В.И.Ленин зачастую использовали метафизическое выражение: государство — это машина для подавления одного класса другим.
Немецкий социолог М.Вебер акцентировал внимание на другой грани государства в данном подходе к пониманию его сущности. Он считал, что определение государства можно дать лишь исходя из специфики средств, применяемых им для выполнения своих функций. Государство, в понимании М.Вебера, «есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное… насилие как средство».
В-третьих, возможно понимание государства как совокупности юридических норм и правил, регулируемых органами власти. Государство — это общий правопорядок, утверждал Цицерон. Государство, с точки зрения И.Канта, — объединение людей под эгидой права. Это более узкий подход, при котором вне поля зрения остаются реалии внеюридических социально-политических процессов, воздействующих на государственные институты в реальной жизни.
В современной учебной литературе государство определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
magref.ru
Государство | Virtual Laboratory Wiki
Госуда́рство — особая организация общества, объединённого общими социокультурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.
Термин обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и некоторых других территорий, разделена между примерно двумястами государствами.
Определение государства Править
Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».
Определение государства в международном праве Править
На 2005 год не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. «Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство.»[1]
Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 несколькими американскими государствами. Россия или СССР её не подписывала.
Определение государства в науке Править
В учебнике «Общая теория права и государства» предлагается следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа» (Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В. В., М.1994, с.23).
Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры.»
Приведём ещё несколько определений государства:
«Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство – это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) – охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство» (Геллнер Э. 1991. Нации и национализм / Пер. с англ. – М.: Прогресс. С.28).
«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий» (Гринин Л.Г. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. С. 20).
«Государство – это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт – правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M. 1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255).
«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39, с.75).
«Государство есть воплощение права в обществе» [2].
Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).
Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь» (например, словарь Фасмера, 1996, т. 1, с.446, 448). Точная же этимология слова «господь» неизвестна.
Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя».
«Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах).
Государство или страна? Править
Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.
Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.
Иногда проблематично провести чёткую грань в определении различий между понятиями «государство», «унитарное государство», «союзное государство» и «союз государств».
Более того, в истории часто одна форма перетекала в другую при централизации и наоборот — распад империй.
Происхождение государства Править
Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).
Теории происхождения государства:
Функции государства Править
Изначально любое государство выполняло триединую задачу: -управлять хозяйством и обществом; -защищать власть класса эксплуататоров и подавлять сопротивление эксплуатируемых; -оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую. По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства:
Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.
Функции государства классифицируются:
- по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
- по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
- по значению: на основные и неосновные,
- по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:
- Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
- Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
- Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
- Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
- Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
- Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
- Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
- Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
К внешним функциям государства относятся:
- Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
- Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
- Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Также проводится разделение между:
Государства мира Править
В настоящее время (январь 2007 года) существует 193 государства, признанных большинством других государств. Из них в ООН входит 192 государства-члена.
Ватикан как суверенная территория Святого Престола имеет политическую систему, подобную государству, но государством в полном понимании данного термина не является. Он официально признан большинством государств как суверенная территория, но не является членом ООН. Постоянным наблюдателем в ООН является Святой Престол — уникальная суверенная персона (persona sui generis) в международном праве. Дипломатические отношения государств устанавливаются не с Ватиканом, а со Святым Престолом, и все иностранные дипломатические миссии аккредитованы при Государственном секретариате Святого Престола.
Около десятка государственных образований являются самостоятельными государствами фактически, но либо не признаны другими государствами, либо признаны недостаточным количеством других государств, и статус их спорен.
С другой стороны, две страны признаны многими государствами, но фактически не являются независимыми. Их статус не урегулирован.
Во многих частях света существуют и иные регионы, население которых борется за признание их самостоятельной государственности.
Наконец, отдельными личностями или группами людей провозглашены также виртуальные государства (микрогосударства, микронации), которые не имеют этнической, территориальной и исторической легитимности, а часто — и территории.
Статус и категория некоторых государственных образований не могут быть однозначно идентифицированы.
См. полную статью — Список государств.
Характеристики государства Править
Каждое государство обычно характеризуется формой государственного правления, формой государственного устройства и политическим режимом и др.
Критика и отрицание государства Править
Социально-экономическая и классовая природа Править
Государство как организмПравить
Сравнения государства с организмом по происхождению своему не менее древни, чем политический атомизм. Происхождение их надо искать также в донаучных представлениях,—в «естественном» способе мышления, который совершенно инстинктивно в своих характеристиках государства применяет такие понятия, как «политическое целое», «глава государства», его «члены», «органы» государства, его «управления» или «функции» и т. д. [3]
Гегель указывал, что определения государства и не может быть, что государство есть организм, т. е. развитие идеи в своих различиях. “Природа организма такова, что если не все его части переходят в тождество, если одна из них полагает себя самостоятельной, то погибнуть должны все. С помощью предикатов, принципов и т. д. так же нельзя достигнуть суждения о государстве, в котором следует видеть организм, как нельзя с помощью предикатов постичь природу Бога, жизнь которого я должен созерцать в самом себе. [4]
Платон в основание своей политической философии кладет уподобление государства индивиду: государство тем совершенней, чем более оно подобно индивиду. Аристотеля точно так же встречается сравнение государства (множества) с одним человеком — многоногим, многоруким, имеющим множество чувств. Солсбери, ссылаясь на Плутарха, характеризует государство как организм, подобный человеческому телу (духовенство — душа государства и, как таковое, имеет власть над всем телом, не исключая головы государства, т. е. государя). Аналогии есть у Гоббса, Спинозы, Руссо. [5]
Термин «геополитика» Челлен определил так: это наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве. Тезис Р. Челлена: «государство – живой организм». Это развивается в его главной работе «Государство как форма жизни»: «Государство — не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойствен органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является человек. Одним словом, оно представляет собой бкологическое образование или живое существо. Как таковое, оно следует закону роста: … сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания» [6]
В «Политическая география» Ф. Ратцеля, легшей в основу геополитики, приводится ряд основополагающих идей: 1) государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает; 2) рост государства как организма обусловлен «почвой»; 3) свойства государства составлены из свойств народа и территории; 4) «исторический пейзаж» накладывает отпечаток на гражданина государства; 5) определяющим в жизни государства является «жизненное пространство» (lebensraum). В соотвествии с этими идеями ученый дает такое определение: «Государство складывается как организм, привязанный к определенной части поверхности земли, а его характеристики развиваются из характеристик народа и почвы» [7]
Составляющая структурная единица государства как организма — семья.
Защитная системаПравить
Милиция (полиция)
Эрик Екабсон, статья «Полиция и общество больше не могут быть раздельными понятиями»: «Если общество организм, то полиция — это иммунная система» [8]
Если наш организм сравнить с государством, то иммунная система – своего рода полиция, защищающая организм от чужеродных вторжений и обеспечивающая стабильность внутри организма [9]
Если проводить аналогии с обществом, то иммунная система — это полиция в государстве с названием «человеческий организм». Легко себе представить, что происходит в стране, где полиция слаба: от разгула преступности становится невозможной нормальная жизнь граждан, падает экономика, государство лихорадят всевозможные кризисы. Применительно к иммунной системе такое состояние носит название иммунодефицита [10]
Сенсорная системаПравить
Транспортная системаПравить
Входная система кислородаПравить
Дыхательная системаПравить
Входная пищевая системаПравить
Пищеварительная системаПравить
- Пищеварительная система населения
Выходной поток материиПравить
Выделительная системаПравить
В некоторых странах (напр., Германия) исходная классификация (сортировка) продуктов жизнедеятельности (мусора) общества произодится непосредственно самими его производителями.
Кровеносная системаПравить
Государство, по Гоббсу, «питается», в «организме» его, подобно крови, циркулируют деньги [5]
Опорная системаПравить
Нервная системаПравить
Эволюция государстваПравить
Переход от индивидуального к социальному, каждый член общества выполняет свою функцию, увеличивающую вероятность существования государства, цивилизации
- ↑ Каким образом новое государство или правительство добиваются признания со стороны Организации Объединённых Наций? Каким образом та или иная страна вступает в ООН в качестве государства-члена? Неофициальный документ ООН для информации.
- ↑ Брокгауз-Ефрон. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии под редакциею Э.Л. Радлова. С.-Петербург, 1911, стр. 64
- ↑ Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. Московское научное издательство. 1919 г.
- ↑ Савельев : Нация и государство. Теория консервативной реконструкции (2005) : 2.1. Определение невозможно, смысл познаваем
- ↑ 5,05,1Органическая теория государства
- ↑ [Рудольф Челлен — автор категории *геополитика*]
- ↑ Плахов В. Западная социология
- ↑ Diena, Latvijas avīze и Neatkarīgā Rīta avīze Latvijai 14 января: обзор мнений
- ↑ Здоровье «Воспитание» иммунитета
- ↑ МедЭрбис, нарушение иммунитета, синдром хронической усталости (СХУ), аллергия, иммунодефицит
Шаблон:ТГП
Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Государство. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Эта статья так же, как и статья, размещённая в Википедии, доступна на условиях CC-BY-SA .
ru.vlab.wikia.com
Государство / Термины / ПИОСС
Государство — это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.Термин обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами.
По сравнению с общиной, которая является простым (неорганизованным) обществом, государство содержит в себе социальный класс (или классы), профессиональным занятием которого (или которых) является управление общими делами (при общинном устройстве, каждый общинник причастен к управлению таковыми).
В русском языке часто происходит смешение понятия «государство» и тех социальных классов, которые управляют общими делами организованного общества (например: «в этом государстве…» и «государство настаивает на более интенсивном вмешательстве в экономику…»)
Определение государства:
Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».
Определение государства в международном праве
На 2005 год не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. «Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства.
Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство.»
Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 только несколькими американскими государствами.
Определение государства в науке
В учебнике «Общая теория права и государства» предлагается следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа» (Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В. В., М.1994, с.23).
Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры»
2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры.»
Приведём ещё несколько определений государства:
«Государство — это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство — это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) — охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство» (Геллнер Э. 1991. Нации и национализм / Пер. с англ. — М.: Прогресс. С.28).
«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий» (Гринин Л. Е. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. С. 20).
«Государство — это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт — правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M. 1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255).
«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39, с.75).
«Государство есть воплощение права в обществе».
pioss.net