Введение добровольных экспортных ограничений – — ,
18. «Добровольные» экспортные ограничения
Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) являются разновидностью экспортной квоты, которую вводит иностранное государство, «добровольно» лимитируя объемы своего экспорта в некоторые страны. «Добровольность», в данном случае, имеет условный характер, так как экспортер идет на ограничения для того, чтобы избежать более серьезных мер торговой политики со стороны своих партнеров.
ДЭО имеют две специфические особенности, которые определяют известные преимущества этого инструмента торговой политики:
1) ДЭО менее очевидны для отечественных потребителей, чем тарифы или квоты на импорт. Поэтому потребители воспринимают их более лояльно и не предъявляют претензий к правительству;
2) при ДЭО зарубежные фирмы могут назначать за свою продукцию более высокие цены, чем в случае тарифных ограничений или квотирования импорта. Таким образом, при ДЭО иностранцы частично компенсируют снижение объемов экс порта путем повышения цен на него.
Термин «voluntary export restrictions» (добровольное ограничение экспорта) означает обязательство ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, которое может быть принято в результате официального или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товаров. Чаще всего на такое добровольное ограничение идут производители или продавцы товаров, которые нарушили законодательство о честной конкуренции стран, в которые осуществлялся экспорт данной продукции. Как правило, этот шаг необходим для того, чтобы предотвратить антидемпинговое обложение поставок.
Впервые такого ограничения добились США от Японии, это произошло в начале 50-х годов прошлого века. В конце 80-х годов такое соглашение было заключено относительно поставок компьютерных чипов по демпинговым ценам. Американо-японская договоренность предусматривала совместный, на межотраслевом уровне, контроль над экспортными ценами чипов, идущих в Соединенные Штаты, и односторонние обязательства японской стороны следить за тем, чтобы цены японского экспорта этого вида продукции в третьи страны (это главным образом европейские страны и страны Юго-Восточной Азии) не опускались ниже так называемой справедливой рыночной цены*(15).
В качестве примера добровольных ограничений экспорта можно привести дело по поставкам российской стали на рынок США.
Комиссия США по международной торговле определила возможность нанесения национальной промышленности Соединенных Штатов ущерба в связи с двукратным увеличением (до 450 тыс. тонн в год) поставок листовой углеродистой стали производства Магнитогорского, Орско-Халиловского, Череповецкого и других металлургических комбинатов (всего 12 производителей). Временная антидемпинговая пошлина на толстый лист Череповецкого комбината была установлена в размере 61,23%, а на продукцию остальных производителей — 185%. Учитывая сложившуюся ситуацию, Министерство внешних экономических связей и торговли России направило в Департамент торговли США проект соглашения, в котором предлагалось добровольно ограничить российский экспорт стали. После согласования отдельных положений соглашение было подписано, а вслед за ним вышло постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1185 «Об урегулировании антидемпинговой процедуры по толстолистовой стали в США». Министерству внешних экономических связей и торговли РФ было поручено осуществлять в период действия соглашения выдачу субъектам хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности, лицензии на экспорт в Соединенные Штаты разрезанной на мерные длины толстолистовой углеродистой стали. Выдача лицензий на экспорт стали осуществляется в порядке фактического проведения операций по экспорту до суммарного исполнения экспортной квоты.
Практика применения в ходе антидемпингового процесса добровольных экспортных ограничений продолжает активно использоваться. Так, в январе 2000 г. в Вашингтоне было подписано очередное соглашение о приостановке антидемпингового расследования в отношении поставщиков холоднокатаного листа из углеродистой стали из России в США.
Из изложенного следует, что добровольные экспортные ограничения не являются одним из видов антидемпинговых обязательств прежде всего потому, что они принимаются не экспортером демпингового товара, а властями государства-экспортера, но могут использоваться в антидемпинговом процессе для противодействия демпинговому импорту товаров.
Ключевая особенность антидемпинговых обязательств заключается в том, что при принятии иностранным (например, российским) экспортером обязательства расследование на предмет введения антидемпинговых мер может быть завершено без введения временных или окончательных антидемпинговых пошлин, т. е. обязательства являются своеобразной альтернативой данному виду пошлин и могут рассматриваться участниками антидемпингового процесса в качестве взаимовыгодного компромисса. Представители отрасли национальной экономики при принятии иностранным экспортером обязательства, безусловно, удовлетворяются таким исходом дела, так как они могут повысить цену на товар, в отношении поставок которого принято упомянутое обязательство. Уполномоченным органам данное решение дает возможность избежать осложнений межгосударственных отношений. Экспортеры также остаются довольны, так как принятие обязательства может стать для них единственным способом остаться на рынке другого государства. Таким образом, антидемпинговые обязательства являются универсальным средством антидемпингового регулирования. При их использовании антидемпинговая проблема получает не одно, а несколько законных решений.
studfiles.net
Добровольное ограничение экспорта
Поиск ЛекцийКвотирование
Квоты (контингенты) — это количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимость разрешенного к ввозу (вывозу) товара в течение определенного времени (например, года или квартала).
Введение квот сопровождается ограничением предложения на внутреннем рынке и вызывает повышение цен на товары.
В торгово-политической практике используются следующие виды квот (контингентов):
1. Глобальные квоты (глобальные контингенты) устанавливают размер общего импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени (год, полугодие, квартал).
Это наиболее распространенный метод современного контингентирования: на его долю приходится 2/3 всех случаев в мировой практике. В этом случае величина допускаемого квотой импорта не разбивается по странам — глобальный контингент ограничивает лишь общее количество товара, разрешенного в ввозу и оставляет за импортером право выбора страны, в которой производятся закупки в счет контингента. То же самое относится и к контингентированию экспорта.
2. Индивидуальные квоты
По способу формирования выделяют следующие виды индивидуальных квот:
— пропорциональные квоты — индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте за прошлый (базовый) период;
— двусторонние квоты на договорной основе — предпочтение отдается тем странам, которые берут на себя встречные торгово-политические обязательства по импорту товаров. Такие обязательства обычно закрепляются соответствующими двусторонними соглашениями;
— избирательные квоты
Необходимо отметить, что механизм распределения контингентов по странам превращает индивидуальную квоту в инструмент дискриминационной политики, закрывающей дорогу на рынки данной страны большинству экспортеров, заинтересованных в вывозе контингентируемого товара.
3. Тарифные квоты (тарифные контингенты) — это разрешение на ввоз в страну определенного количества товаров по сниженным пошлинам или беспошлинно. Товары, ввозимые сверх тарифного контингента, облагаются обычными пошлинами.
Тарифный контингент — это симбиоз количественных ограничений и таможенно-тарифной политики. Обычно он применяется по отношению к сырьевым товарам, в импорте которых по возможно более низким ценам заинтересованы национальные производители. При этом предполагается, что данный товар производится внутри, но в количествах, недостаточных для покрытия внутреннего спроса.
4. Сезонные квоты устанавливаются на определенное время года — в период пика производства внутри страны.
Они распространяются, как правило, на сельскохозяйственные товары. Суть их состоит в том, чтобы закрыть дорогу импортным товарам в сезон (во время созревания урожая) и предоставить право на ввоз в межсезонье. Цель этих квот — обеспечить рынками сбыта национальных производителей.
Ограничение импорта без учета временного периода представляет собой неконкретизированные квоты.
5. Процентные квоты — установление импортных квот в процентах от величины экспорта.
Квоты могут исчисляться также в процентах от величины закупок данного товара на внутреннем рынке с целью поощрения национального производства. Возможно установление квот на товары, импорт которых контролируется по соображениям здравоохранения, безопасности, защиты окружающей среды.
Добровольное ограничение экспорта
Добровольное ограничение (самоограничение) экспорта (ДОЭ) — соглашение, в соответствии с которым экспортер ограничивает свой экспорт «добровольно», чтобы избежать принудительных мер со стороны импортера.
Его особенность состоит в нетрадиционной технике осуществления количественного ограничения импорта. Торговый барьер, защищающий страну-импортера, устанавливается не на ее границе, а на границе страны-экспортера. Он реализуется через неофициальное соглашение (под угрозой применения со стороны страны-импортера более жестких мер) об ограничении ввоза отдельных товаров на рынок импортера в виде сокращения объемов ежегодного прироста или установления минимальных цен.
ДОЭ является временной мерой, позволяющей национальной промышленности страны-импортера приспособиться к меняющейся структуре международной конкуренции. Однако, практика применения, в ряде случаев получившая долгосрочный характер (например, в торговле текстилем), свидетельствует о его протекционистской ориентации.
Хотя формально установление ДОЭ является результатом согласованных действий стран торговых партнеров фактически это вид нетарифных барьеров, навязываемый страной-импортером под угрозой применения более жестких мер. В зависимости от того, в какой форме выражается эта «угроза», и в какой форме государство принимает участие в заключение соглашения о ДОЭ, различают три группы добровольных самоограничений (согласно классификации ЮНКТАД).
К первой группе относятся ДОЭ, применяемые в результате соглашения между объединениями промышленников заинтересованных отраслей импортирующих и экспортирующих стран, при завуалированной поддержке правительств. Эти соглашения заключаются на отраслевом уровне.
Ко второй группе — ограничения, установленные путем прямых межправительственных переговоров, но осуществляемые также по соглашению между экспортерами и импортерами.
Третью группу составляют ограничения, устанавливаемые в соответствии с межправительственными соглашениями, предусматривающими контроль правительств в странах-экспортерах за исполнением условий соглашений, в частности, за соблюдением обязательств в отношении объемов и уровня цен.
Опасность добровольного самоограничения определяется еще и следующими его отличительными чертами:
1. его сложнее поставить под международный контроль, чем любой другой торговый барьер;
2. применение такого ограничения связано с повышением уровня монополизации, что косвенно поддерживается правительством. В результате стирается грань между использованием протекционистских торгово-политических средств и ограничительной деловой практикой;
3. ДОЭ свойственна избирательность. Такое ограничение распространяется не на всех, а на определенную группу поставщиков, причем нередко наблюдается различие в степени регламентации;
4. к добровольному самоограничению прибегают в случаях, когда нет достаточных оснований для применения других торгово-политических инструментов регулирования.
Существуют как двусторонние, так и многосторонние соглашения этого типа.
Лекция 3.
Рекомендуемые страницы:
poisk-ru.ru
2. Добровольные экспортные ограничения
С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта — добровольные экспортные ограничения (ДЭО), когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жёсткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).
В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Если импорт в данную страну в результате соглашения с торговыми партнёрами о ДЭО составляет величину Q(рис. 2), то внутренняя цена растет, спрос сокращается, предложение со стороны отечественных производителей увеличивается и т.д. Однако вместо того, чтобы получить доход от таможенных пошлин или от продажи импортных лицензий на аукционе, государство теперь как бы отдает эту часть выигрыша зарубежным экспортерам (область с +d). Кроме того, даже после введения ДЭО обычно сохраняется тариф, которым раньше облагался импорт данного товара (на рисунке 2Pw— мировая цена, РТ— внутренняя цена с учетом тарифа,Pd— внутренняя цена после введения ДЭО). Поскольку импорт сокращается, то сокращается и доход государства от импортного тарифа (областьf+g).
Рис. 2
Почему, несмотря на дополнительные потери, государства-импортеры часто настаивают, чтобы их торговые партнеры вводили ДЭО? Основная причина, очевидно, состоит в том, что, будучи достаточно действенным инструментом количественного ограничения импорта и защиты внутреннего рынка, ДЭО раньше формально не запрещались положениями ГАТТ. В настоящее время в рамках ГАТТ/ВТО поставлена задача отмены ДЭО к 2000 г.
3. Экспортные субсидии
Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).
Последствия предоставления экспортной субсидии показаны на рисунке 3. Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но, чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается (с PwдоPd). Рост цены обусловливает увеличение предложения сS0доS1и сокращение спроса сD0доD1. В результате потребители несут потери (область а +b), а производители получают дополнительный выигрыш (областьa+b+c+d+e). Но, чтобы оценить последствия субсидирования экспорта для страны в целом, надо учесть затраты на субсидию, которые будет нести государственный бюджет (т.е. налогоплательщики). Для этого надо размер субсидии на единицу экспортируемого товара умножить на новый объем экспорта (S1–D1). Даже если предположить, что внутренняя цена вырастет на всю величину субсидии (что возможно при бесконечно большой эластичности спроса на импорт на мировом рынке), затраты государства будут равны (b+ с +d+e+f), а, значит, потери благосостояния страны в целом составят область (b+f). Однако в реальности эти потери будут еще больше. Эластичность спроса на импорт в странах-импортерах, очевидно, не бесконечно велика, поэтому внутренние цены в стране-экспортёре увеличатся на меньшую величину, чем предоставляемая субсидия, и, следовательно, бюджетные затраты будут больше, чем площадь прямоугольника (b+c+d+e+f).
Рис. 3
В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путём взимания компенсационных импортных пошлин.
studfiles.net
61. Протекционистская политика, практика введения импортных квот, тарифные ограничения, «добровольные» экспортные ограничения, экспортные субсидии
Протекционистский вариант внешнеторговой политики предполагает защиту отечественного производства, что связано с некоторым сокращением внешнеторговых операций. Для регулирования внешней торговли государство использует инструменты, которые можно подразделить на тарифные (т.е. использование таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг).
Таможенные пошлиныпредставляют собой налоги, взимаемые государством с товаров в момент пересечения ими границ в протекционистских либо фискальных целях. Наиболее распространенным видом ограничения торговли являетсятаможенный тарифна импорт, который представляет собой денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства.
Квотированиепредставляет собой ограничение в количестве или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.
Добровольные экспортные ограничения− в этом случае страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. По сути добровольные экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а экспортером.
Экспортные субсидии − являются льготами, предоставляемыми государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. Благодаря этому экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем. Производителям, получающим субсидию, становится выгодно продавать товар на внешнем рынке. Для этого им необходимо снизить цены. Но так как это снижение цен покрывается субсидией, то экспорт увеличивается.
62. «Новый» протекционизм, роль торговых союзов, зон свободной торговли, еэс, северо−американская зона свободной торговли
Новый протекционизмхарактеризуется достижением целей международной торговли с помощью новых форм – торговых союзов, СЭЗ, полит. союзов и др.
Торговые союзы.Для регулирования деят-ти в рамках общего рынка создаются специальные наднац. институты, предполагающие передачу им части национального суверенитета государств, или просто межгос. институты, различные финансовые структуры и фонды, призванные координировать экон. политику стран-членов.
Свободные экономические зоныпредставляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применимая в остальных частях страны. Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов.
НАФТА – североамериканская зона свободной торговли (США, Канада, Мексика): Отмена таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой. Защита Североамериканского рынка от экспансии азиатских, европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику. Снятие запрета на капиталовложение и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике. Создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.
В своей эволюции ЕС прошёл все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз. Цель ЕЭС — создание единого экономического пространства путем повышения уровня экономического развития его участников.
studfiles.net
Добровольные экспортные ограничения
С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта — добровольные экспортные ограничения (ДЭО), когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жёсткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).
В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Если импорт в данную страну в результате соглашения с торговыми партнёрами о ДЭО составляет величину Q (рис. 2), то внутренняя цена растет, спрос сокращается, предложение со стороны отечественных производителей увеличивается и т.д. Однако вместо того, чтобы получить доход от таможенных пошлин или от продажи импортных лицензий на аукционе, государство теперь как бы отдает эту часть выигрыша зарубежным экспортерам (область с + d). Кроме того, даже после введения ДЭО обычно сохраняется тариф, которым раньше облагался импорт данного товара (на рисунке 2 Pw — мировая цена, РТ — внутренняя цена с учетом тарифа, Pd — внутренняя цена после введения ДЭО). Поскольку импорт сокращается, то сокращается и доход государства от импортного тарифа (область f + g).
Рис. 2
Почему, несмотря на дополнительные потери, государства-импортеры часто настаивают, чтобы их торговые партнеры вводили ДЭО? Основная причина, очевидно, состоит в том, что, будучи достаточно действенным инструментом количественного ограничения импорта и защиты внутреннего рынка, ДЭО раньше формально не запрещались положениями ГАТТ. В настоящее время в рамках ГАТТ/ВТО поставлена задача отмены ДЭО к 2000 г.
students-library.com
3.5. Экспортные пошлины и добровольные экспортные ограничения (дэо)
Механизм тарифов на экспорт, или экспортных пошлин, «зеркально» отражает импортный тариф15.
В основе политики налогообложения экспорта лежит расчет на монопольную прибыль: монопольное положение страны-экспортера на мировом рынке вынуждает зарубежные страны-импортеры переплачивать за импортируемый товар. Монопольная прибыль особенно значительна в случае одновременного установления экспортных барьеров несколькими странами, объединенными в международный картель.
Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) являются разновидностью экспортной квоты, которую вводит иностранное государство, «добровольно» лимитируя объемы своего экспорта в некоторые страны. «Добровольность», в данном случае, имеет условный характер, так как экспортер идет на ограничения для того, чтобы избежать более серьезных мер торговой политики со стороны своих партнеров.
ДЭО имеют две специфические особенности, которые определяют известные преимущества этого инструмента торговой политики:
1) ДЭО менее очевидны для отечественных потребителей, чем тарифы или квоты на импорт. Поэтому потребители воспринимают их более лояльно и не предъявляют претензий к правительству;
2) при ДЭО зарубежные фирмы могут назначать за свою продукцию более высокие цены, чем в случае тарифных ограничений или квотирования импорта. Таким образом, при ДЭО иностранцы частично компенсируют снижение объемов экспорта путем повышения цен на него.
3.6. Причины «выборочной» протекционистской политики и общая тенденция к либерализации международной торговли
Благодаря действию ВТО, в мировой экономике реализована общая тенденция к либерализации торговли, но одновременно происходит и «выборочная» реставрация протекционизма. Причины такой «реставрации» отчасти связаны с тем, что производители, выигрывающие от ограничений импорта, более организованно защищают свои интересы в правительстве, чем потребители, которые, как правило, проигрывают от торговых барьеров.
Несмотря на то, что прямые производственные субсидии более эффективно стимулируют отечественное производство, чем тарифы и квоты, правительства нередко выбирают именно последние. Такие предпочтения в торговой политике обусловлены двумя обстоятельствами:
1) тариф или квоту (то есть относительно прямолинейные «запреты») ввести легче, чем производственную субсидию. Их «запретительная» направленность против иностранных конкурентов более очевидна и встречает большую поддержку общественного мнения, которое нередко не совсем правильно ориентировано в отношении всех последствий протекционизма и «подталкивает» законодателей на осуществление торговых ограничений, ошибочно считая «протекционизм» синонимом «патриотизма»;
2) производственная субсидия служит трансфертом средств от налогоплательщиков к товаропроизводителям через государственный бюджет, что делает потери отечественных потребителей очевидными и может сопровождаться усилением социального напряжения. При тарифе и квоте кажется, что страдают только зарубежные конкуренты, а более высокие потери отечественных потребителей остаются в тени.
Протекционистские тенденции в международной торговле относительно укрепляются также благодаря деятельности таможенных союзов, в рамках которых устанавливается режим свободной торговли, а импорт из третьих стран ограничивается. Таможенный союз повышает благосостояние в той мере, в какой он расширяет торговлю, и снижает его в результате переключения торговли с более дешевой на более дорогостоящую продукцию.
Торговые ограничения всех видов создают преимущества одним экономическим агентам за счет других, что не способствует общему экономическому росту. Эмпирические исследования подтверждают, что издержки протекционизма превышают краткосрочные выгоды от него. Поэтому в долгосрочном плане тенденция к либерализации международной торговли должна быть определяющей при формировании торговой политики.
1 В основе — Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – М.: «Дело и сервис», 2002 (-200)5. Главы 13-14 (с сокращениями).
2Вместо количества произведенных товаров можно рассматривать рабочее время, необходимое для производства заданного количества товаров, что не изменит смысла рассуждений.
3
Уравнение кривой производственных возможностей для страны А при заданных условиях будет выглядеть так: Y= 60 — 2X,тогда еслиХ=20,тоY=20.
4Уравнение кривой производственных возможностей страныВ:Y=80— 0,8X,тогда еслиХ=65,тоY=28.
5
Объем внешней торговли расширяется до тех пор, пока не исчезает разница в относительных ценах товаров между торгующими странами.
6В новых условиях уравнение кривой торговых возможностей для страны А (пунктирная линия на рис. 1,а) будет таким:Y= 60 —X,а для страныB:Y= 100 –X.
7См.:Портер М.Международная конкуренция. — М., 1993.
8Цена товара Х выражена в единицах товара Y.
9 См. примечание 1 на стр. 297 в учебнике Агаповой Т.А. и Серегиной С.Ф. (детализация этой проблемы).
10Рx= ∑XiPi,гдеXi— доля i-го товара в суммарной стоимости экспорта в базисном году,Рi —отношение текущей ценыi-го товара к его цене в базисном году. Аналогично рассчитываетсяPm.
11 В основе – Агапова – Серегина (глава 14) +…
12 Салихов. Глава 33, п.3.
13Подробнее об этом см. гл. 6 Агаповой – Серегиной «Бюджетно-налоговая политика»
14Подробнее о воздействиях торговых ограничений на динамику валютного курса см. гл. 16 «Валютный курс».
15 У Агаповой и Серегиной есть графический анализ проблемы.
30
studfiles.net
МИРОВАЯ
ТЕОРИЯ АБСОЛЮТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ А. СМИТА
В качестве обоснования причин и результатов внешней торговли, первой была проанализирована ситуация абсолютных преимуществ. Автором этой теории является А.Смит. Абсолютные преимущества имеются, когда в каждой стране есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны. Пример: Россия на единицу затрат может производить 50единиц пшеницы или 20единиц сукна, а остальной мир на такую же единицу затрат может производить 40единиц пшеницы или 100 единиц сукна. В данном случае, абсолютное преимущество имеется по России по пшенице, а у остального мира по сукну.
Если страны используя свои абсолютные преимущества начнут специализацию и внешнеторговый обмен, то при тех же объемах ограниченных ресурсах они получат большие результаты своей производственной деятельности. Следствием этого станут:
Изменение объема потребления, т.к. каждая страна при том же объеме используемых ресурсов будет потреблять товара больше
Изменится структура производства, т.к. каждая страна направит все свои ресурсы в тот сектор, где имеются абсолютные преимущества и прекратит производство в том секторе, где таких преимуществ нет
Теоретический анализ показывает, что внешняя торговля и специализация выгодна самообеспечением. Предположим, что в нашем примере произошли изменения: Россия на единицу затрат может производить 100единиц пшеницы или 20единиц сукна, а остальной мир на такую же единицу затрат может производить 40единиц пшеницы или 15единиц сукна. В этом случае абсолютные преимущества имеются у России и по одному и другому товару и в торговля будет невозможна. Однако, как показывает практика, все страны торгуют между собой.
Отсюда, для объяснения причин внешней торговли можно использовать теорию сравнительных преимуществ.
ТЕОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ Д. РИКАРДО
Автором теории сравнительных преимуществ был Рекардо. Эту модель рассмотрим на примере, условия:
Мировая экономика состоит из 2х стран России и Германии
Обе страны имеют возможность производить и производят 2 товара — пшеницу и автомобили
Издержки замещения этих товаров являются постоянными,
Не принимаются во внимание транспортные расходы
Государство не вводит ограничений на внешнюю торговлю
С помощью данных условий мы имеем простейшую модель, позволяющую определить возможности и результаты внешней торговли.
Представим себе такую ситуацию, что Россия, использую все свои экономические ресурсы, может производить 60единиц пшеницы или 60единиц автомобилей, а Германия, использую все свои экономические ресурсы, может производить 40единиц автомобилей или 20единиц пшеницы.
Рассмотрим 2 ситуации:
В условиях закрытой экономики.
А – точка самообеспечения
Германии выгодно производить автомобили, значит, Россия будет производить пшеницу.
Россия прекратит производство автомобилей, а все свои ресурсы направит на производство пшеницы и будет производить 60 пшеницы. А Германия прекратит производство пшеницы и будет производить 40 автомобилей.
Россия произведя 60единиц пшеницы, 40 оставляет себе, 20 единиц пшеницы обменивает на автомобили с Германией и получит 30 автомобилей. Германия 10 автомобилей отдает России и получает 20единиц пшеницы. В условиях самообеспечения Россия имела 36 пшеницы, а теперь 40, 24 автомобиля, стало 30. Для Германии 8автомобилей, стало 10, 16 пшена, стало 20.
В условиях открытой экономики.
Значение теории сравнительных преимуществ состоит в том, что несмотря на упрощенно моделей и невозможность, на первый взгляд, использовать ее для анализа конкретных ситуаций, теория сравнительных преимуществ позволяет строить внешнеторговую политику на научном фундаменте, а это важно в условиях, когда многие практики отстаивают заблуждения, основанные на простом непонимании принципов сравнительных преимуществ.
Заблуждение: каждая страна должна защищать свои слабые отрасли от иностранной конкуренции. Свободная торговля выгодна только тогда, когда страна в состоянии выдержать иностранную конкуренцию. До тех пор пока своя промышленность недостаточно развита, необходимо всевозможными средствами защищать ее от иностранной конкуренции. А в этом заблуждении роется непонимание отличия абсолютных и сравнительных преимуществ. Сторонники подобного подхода считают, что следует открывать отрасль только тогда, когда в ней имеется абсолютное преимущество перед иностранными конкурентами в затратах труда на производство товара и при этом не принимают во внимание возможные различия в заработках. Цена любого товара определяется не только производительностью фактора, но и ценой этого фактора. Если в стране более низкая производительность факторов, плата за факторы тоже будет низкой по сравнению с другой страной. Поэтому эта страна может иметь более низкую цену товара и будет его экспортировать.
Заблуждение 2: тезис развивающихся стран о неэквивалентном обмене с промышленно развитыми состоит в том, что торговля является замаскированной формой эксплуатации, если в стране требуется затраты большего труда для производства экспортных товаров по сравнению с тем, что тратится на покупку импорта. Ошибка в данном случае заключается в том, что здесь сравниваются затраты страны А на производства экспортного товара с затратами на производство импортируемых из страны В товаров, которые действительно могут быть меньше. На самом деле, нужно сравнивать то, что страна затратила на производство экспортного товара с тем, что она должна была бы затратить на производство товара, который страна импортирует.
МОДЕЛЬ ХЕКШЕРА – ОЛИНА
В модели Хекшера-Оллена факторы международной специализации не связываются с природными различиями отдельных стран. Модель объясняет причины внешней торговли товарами обрабатывающей промышленность. Эту модель можно так же использовать для объяснения ограрно -сырьевой специализации стран. В соответствии с этой моделью, в процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства. Суть механизма выравнивания состоит в следующем: первоначально, цена факторов производства (заработная плата, ссудный процент, рента и т.д.) будет сравнительно низкой на те факторы, которые имеются у данной страны в изобилии и высокой на те факторы, которых не достает. Так, специализация той или иной страны на производстве трудоемких товаров приведет к значительному перемещению трудовых ресурсов в экспортной отрасли. В результате, значительно возрастет спрос на труд по сравнению с его предложением. Соответственно, возрастет цена труда или заработная плата. Напротив специализация других стран на производстве капиталоемких товаров приведет к переливу капитала в экспортной отрасти, повысится спрос на капитал по сравнению с его предложением и вырастит его цена, ссудный процент. Таким образом, обе группы стран постепенно утрачивают свои первоначальные преимущества, происходит выравнивание уровня цен и это создает условия для расширения круга экспортных отраслей и более глубокого включения страны в международное разделение труда.
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И СТРАНУ В ЦЕЛОМ
Проанализируем результаты внешней торговли по отношению потребителей, производителей и страны в целом на примере страны-импортера и страны-экспортера какого-либо товара. Предположим, что Россия импортирует сукно, а Германия его экспортирует. Рассмотрим, как установится общее равновесие в условиях самообеспечения и мировой торговли. Рассматриваем 2 ситуации: когда экономика закрыта и открыта.
В отсутствии внешней торговли в России и в Германии равновесие спроса и предложения на рынках сукна устанавливается при разных ценах. В России при цене равновесия 4 за единицу сукна будет производится и продаваться 23 единицы сукна, а в Германии при цене равновесия 3 за метр сукна будет производиться и продаваться 17 единиц сукна. После установления торговых отношения между странами сукно из Германии будет поставляться в Россию. При этом, предложение сукна в Росси возрастет и цена на сукно упадет, а в Германии предложение сукна уменьшится и цена на сукно возрастет. Сукно будет перемещаться из Германии в Россию до тех пор, пока в России и Германии не установится одинаковая цена на сукно. Она установится в пределах от 3 до 4единиц за метр сукна. В нашем примере она будет 3,6 единиц – цена равновесия в условиях мировой торговли. Представим графически влияние внешней торговли на страны-учасницы, стану-импортер Россия и страну-экспортер Германию.
Почему выигрывает потребитель:
Падает цена с 4 до 3,6
Увеличилось потребление с 23 до 24 единиц.
Производитель проигрывает область А, т.к.:
Цена упала с 4 до 3,6
Объем сократился с 23 до 22.2
Благосостояние страны в целом повышается, т.к. потребитель выиграл больше, чем потерял производитель ( а + в ) – а = в
Внешняя торговля выгодна для страны-импортера.
Почему выигрывает производитель (с+е)
Цена увеличилась
Стали больше производить
Потребитель проигрывает в области с
Цена повысилась
Спрос упал с 17 до 16.4
Выигрыш благосостояние страны ( с + d ) – с = d
Таким образом, внешняя торговля выгодна всем участникам, т.к. каждая страна выигрывает. Выигрывает и мировое хозяйство в целом, его выигрыш составит (в + d)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ УЧАСТВУЮЩИМИ В НЕЙ СТРАНАМИ
Представленные рисунки позволяют увидеть, что внешняя торговля выгона для всех участников и мирового хозяйства в целом, поскольку: никто не проигрывают, все участники выигрывают. Если сравнить результаты выигрыш страны-импортера и выигрыш страны-эспортера, то увидим, что разница между ними заключается лишь в том, насколько изменились внутренние цены в странах в результате внешней торговли. Отсюда можно сделать вывод: распределение выгод от внешней торговли между странами зависит только от того, чьи цены претерпели наибольшие изменения. Отсюда можно определить правило распределения выгод: выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен у обеих сторон.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ ВЛАДЕЛЬЦАМИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
Для анализа влияния внешней торговли на владельцев факторов производства используем модель 2*2*2 (2 страны, 2 товара, 2 фактора). Россия и остальной мир производят 2 товара: пшеницу и сукно. В производстве товаров используются только 2 фактора: труд и земля. В производстве пшеницы требуется больше земли, а в производстве сукна больше требуется труда, т.е. пшеница – землеемкий продукт, а сукно – трудоемкий продукт. Рассмотрим поэтапно, что происходит в странах в результате установления торговых отношений:
До начала торговли в России была более дешевая пшеница и дорогое сукно, а в остальном мире дорогая пшеница и дешевое сукно. В результате международной торговли происходит специализация и объем внешней торговли расширяется до тех пор, пока не исчезнет разница в ценах. Пшеница в России дорожает, сукно дешевеет, пшеница в остальном мире дешевеет, сукно дорожает.
На изменение цен реагирует производитель. Увеличится производство пшеницы и сократится производство сукна в России, а в остальном мире увеличится производство сукна и сократится производство пшеницы
Изменение структуры производства будет означать изменение спроса на факторы производства. Растущим секторам понадобится больше факторов и труда, и земли. Сектора, где производство сокращается, спрос на факторы также сокращается
В краткосрочном периоде, пока рабочие и земельные участки еще заняты на прежних местах, но рынки факторов уже выведены из состояния равновесия, т.к. изменился спрос на факторы, а их предложение осталось прежним, выигрывают владельцы факторов, которые не могут предложить их растущим отраслям. В России выигрывают владельцы земли и труда, которые используются в производстве пшеницы и проигрывают владельцы земли и труда, которые используются при производстве сукна. А в остальном мире выигрывают владельцы земли и сукна в производстве сукна и проигрывают владельцы земли и труда в производстве пшеницы. Т.е. в краткосрочном периоде времени выигрыши и потери определяются принадлежностью факторов к тому или иному секторы экономики
В долгосрочном периоде устанавливается новое равновесие на рынке факторов производства. Российские рабочие из суконной промышленности перейдут на более высокооплачиваемую работу в сельском хозяйстве. Часть земельных участков, занятых под пастбища, будет превращена в пахотные земли. В результате увеличится предложение земли и труда в производстве пшеницы и сократится предложение земли и труда в производстве сукна. В остальном мире увеличится предложение факторов в растущем секторе производства сукна и уменьшится предложение факторов в производстве пшеницы.
Эти движения в предложении факторов, приведут к новым изменениям цен на них. В растущих производствах в результате увеличения предложения факторов они подешевеют, а в сокращающихся поскольку сократится предложение подорожают. Однако, при достижении нового состояния равновесия цены на факторы, они не придут к уровню существовавшему до начала торгов, т.к. спрос и предложение факторов изменились неравномерно.
В долгосрочном периоде, в результате внешней торговли и специализации в России увеличиваются доходы владельцев земли, как фактора интенсивно используемого в производстве экспортного товара вне зависимости от того, в какой отрасти этот фактор используется. Одновременно произойдет сокращение доходов владельцев труда. Как фактора, используемого в производстве товара, конкурирующего с импортом, вне зависимости от того, в какой отрасли этот фактор используется. В остальном мире увеличатся доходы владельцев труда, как фактора используемого интенсивно в экспортном производстве и сократятся во всех отраслях доходы владельцев земли, как фактора интенсивно используемого в отрасли конкурирующего с импортом.
2 косвенный вывода полученных в результате анализа:
В конце 40х годов Самуэльсон сделал вывод, который позволяет определить направление влияния внешней торговли на межстранновые различия в ценах факторов производства. Суть этого вывода: внешняя торговля ведет к выравниваю цен не только на товары, но и на факторы производства, так что в обеих странах ставки заработной платы у всех рабочих будут одинаковые, также как и ставки арендной платы на все земельные участки вне зависимости от существующий структуры спроса или обеспеченности факторами производства в каждой стране. Таким образом, факторы производства, которые сами не могут перемещаться из страны в страну, в конце концов косвенным образом экспортируются и импортируются в виде товаров. Но реальная действительность этого вывода не подтверждает.
Теорема Столпера-Самуэльсона-Джонса. Исходным для теоремы является то, что владельцы факторов являются одновременно потребителями. И ставится вопрос, какие же эффекты будут преобладать: влияние внешней торговли на потребителей или влияние внешней торговли на владельцев факторов производства. Суть теоремы: если относительная цена на один из товаров, например пшеницу, возрастет на 10%, то вознаграждение фактора интенсивно используемого в производстве пшеницы, земля, возрастет более чем на 10%, а вознаграждение другого фактора – труда, сократится. В результате, покупательная способность труда в отношении сукна снизится несмотря на удешевление сукна.
ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, ГОСУДАРСТВА И БЛАГОСОСТОЯНИЕ СТРАНЫ В ЦЕЛОМ
Условия:
Торговля в условиях свободы, отсутствуют барьеры. Изначальное состояние рынка. Можно свободно перевозить товары.
Положение, когда вводится таможенный тариф. И национальный производитель защищен благодаря этому тарифу
Вывод:
Есть заинтересованные во введении тарифа стороны:
Государство так как оно получает доходы в бюджет в виде таможенных пошлин
Национальный производитель
Незаинтересованные стороны:
Потребитель
Импортирующие компании
Свободная торговля повышает эффективность к внешней торговли, а барьеры ее снижают.
Экономический смысл областей:
Область Д – называют потребительским эффектом тарифа
Область С – эффект дохода. Объем увеличения дохода для бюджета в результате обложения пошлиной
Область А – эффект передела. Перераспределение дохода от потребителей к производителям продукции
Область В – эффект защиты, производственный эффект тарифа. Он возникает из-за того, что более эффективные производстве иностранные товары замещаются на внутреннем рынке менее эффективными в производстве национальными товарами
СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ТАРИФ
По методам исчисления таможенные тарифы бывают специфическими и адвалорными.
Специфический тариф – это налог на импорт, определяемый как фиксированная денежная сумма в нашей стране в рублях с физической единицей импортируемого товара.
Специфический тариф имеет существенный недостаток – он не учитывает инфляцию. Положительная сторона – то, что его легко рассчитать. Для его определения необходимо знать физический объем импортируемого товара и размер тарифов.
Последствия введения специфического тарифа можно представить графически
Тариф – расстояние от Р1 до Р2.
Импортер снизил цену до Р2 и тариф будет браться от Р2. Если бы не снизил цену, тариф брался бы от Р0, то при новой цене объем бы снизился.
В результате: государство выигрывает прямоугольник Р1Е1ВР2, потребители проигрывают за счет увеличения цены область Р1Е1АР0, импортирующие компании за счет снижения цены проиграли Р0АВР2, мировое хозяйство теряют Е1ЕВ, Е1ЕА – потери благосостояния страны, н – чистые потери импортирующих компаний.
Товары облагающиеся специфическим товаром: автомобили
АДВАЛОРНЫЙ ТАРИФ
Адвалорный тариф – это таможенный тариф, который определяется как постоянный процент от денежной стоимости единицы импортируемого товара.
Этот тариф решает проблему потерь в случае инфляционного роста цен. Однако, у адвалорного тарифа есть свои недостатки: сложность определения таможенной стоимости товара пересекающего границу. Проблема определения таможенной стоимости определяется ГААТ – генеральное соглашение по тарифам и торговли и ВТО.
Покажем графически влияние адвалорного тарифа на участников рынка.
Принимается решение о введении адвалорного тарифа
Графическое изображение адвалорного тарифа отличается от специфического в том, что кривая предложения перемещается вверх не параллельно первоначальной
Потребитель проигрывает область
Импортирующие компании Р0АВР2
Государство выигрывает Р1Е1ЕВ
Мировое хозяйство проигрывает Е1ЕВ
Потери мирового хозяйства = 0,1
Потери потребителя = 0,9
ОПТИМАЛЬНЫЙ ТАРИФ
Оптимальный тариф — тариф, при котором благосостояние страны не уменьшается. О таком тарифе можно говорить, когда страна-импортер может воздействовать на уровень мировых цен, т.е. является большой страной. Эта возможность крайне редка на мировом рынке. Однако она существует для некоторых стран на отдельных товарных рынках, которые обладают монополией потребителя или монопсонией.
Страна, обладающая такой властью может, через введение импортных пошлин повлиять на установление более низких цен иностранного поставщика. Это произойдет потому, что рынок страны-импортера является очень важным, возможно даже единственным для иностранного поставщика.
Предположим, Россия обладает монопсонией на рынке сукна и вводит небольшой тариф. Введение такого тарифа приведет к росту внутренней цены на сукно, которую российские потребители должны платить иностранному поставщику. В результате роста цены произойдет снижение объемов потребления. Иностранный поставщик, если ему позволят издержки, пойдет на некоторое понижение продажной цены товара, чтобы значительно не сокращать объемы продаж в России. В результате внутренняя цена на сукно в России возрастет не так значительно, как это было бы, если бы иностранный поставщик не снизил цену.
Выплата тарифа в этом случае делится между национальными потребителями и иностранным поставщиком. Россия от введения подобного тарифа может выиграть, но для мирового хозяйства данный тариф не будет оптимальным.
Рассмотрим на примере введение оптимального тарифа на мировом и на внутреннем рынке.
Для мирового хозяйства оптимального тарифа не существует, так как:
Сохраняются потери благосостояния
Сохраняются потери импортирующих компаний
Вывод: Когда тариф оптимальный, рисуем три цены. Первая цена — начальная в условиях свободной торговли, а вторые две цены. Одна из них – внутренняя цена после введения тарифа, вторая цена- цена, которую устанавливают импортирующие компании. Изображаем два рынка: мировой и внутренний рынок.
ИМПОРТНАЯ КВОТА
ДОБРОВОЛЬНЫЕ ЭКСПОРТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
«Добровольное» ограничение экспорта – это количественные ограничения экспорта, основанные на обязательстве одного из участников торговли ограничить или, по крайне мере, не расширять объем экспорта.
«Добровольное» ограничения могут приниматься в рамках официальных межправительственных соглашений или неофициальных соглашений, устанавливающих квоты на экспорт товаров. К примеру, такие ограничения устанавливают члены ОПЭК.
Последствия введения добровольных ограничений можно представить на графике.
При введение добровольных ограничений потребитель теряет все области а+b+c+d, так как он покупает товар по более высокой цене и уменьшает объем потребления с 40 до 30 единиц.
Национальный производитель выигрывает область а, так как цена повышается, и объем продаж увеличивается.
Область с выигрывают экспортирующие компании, так как они могут продавать свой товар по более высокой цене.
В целом благосостояние страны падает на область b+d. Это связано с тем, что потери потребителя больше, чем выигрыш национального производителя и экспортирующих компаний.
Для импортирующей страны «добровольное» ограничение экспорта приводит к потери эффектов защиты и эффектов потребления (области b и d).
Для мирового хозяйства также потери определяются областями b и d, и к ним добавляются потери экспортирующих компаний, связанные с сокращением объема экспорта.
Введение «добровольных» ограничений экспорта одной страной зачастую приводит к расширению экспорта такого же товара другими странами, с которыми не было заключено соглашение о «добровольном» ограничение экспорта, и которые стремятся занять нишу, образовавшейся на рынке импортирующей страны.
Вывод: «Добровольные» ограничения приводят к потери благосостояния страны, к потерям мирового хозяйства. Они мешают развитию свободной торговли.
ЭКСПОРТНЫЕ СУБСИДИИ
Экспортная пошлина — это ограничение внешней торговли с помощью таможенных барьеров. Использование экспортных пошлин может преследовать следующие цели:
Насыщение национального рынка продукции при дефиците предложения
Увеличение валютных доходов государственного бюджета при дефиците валютных средств, необходимых для оплаты внешнего долга
Повышение мировых цен на экспортную продукцию, если страна обладает монополией производителя на мировом рынке (ГАЗПРОМ)
Последствия от введения экспортных пошлин
Экспортирующие компании теряют все области
Потребители на внутреннем рынке выигрывают область а, так как цена уменьшается, объем потребления растет
Область с достается государству, так как облагается пошлиной каждая единица товара
Благосостояние уменьшается на области b+d
Мировое хозяйство несет потери такие же, как и благосостояние страны
ДЕМПИНГ И АНТИДЕМПИНГОВЫЕ ПОШЛИНЫ
Демпинг – международная дискриминация в ценах, при которой экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом обычно отечественном.
Выделяют:
Преднамеренный демпинг – временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурента с данного рынка и восстановление уровня цен по достижении цели. ВТО считает демпинг недобросовестной конкуренцией, и вводится антидемпинговая пошлина. Если факт демпинга доказан, то вводится эта пошлина, но только для стан-участниц ВТО.
Постоянный демпинг – продолжается неограниченное время.
studfiles.net