Все субъекты россии – СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — это… Что такое СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?

Субъекты Российской Федерации

Архангельская областьг. Архангельск
Астраханская областьг. Астрахань
Белгородская областьг. Белгород
Брянская областьг. Брянск
Владимирская областьг. Владимир
Волгоградская областьг. Волгоград
Вологодская областьг. Вологда
Воронежская областьг. Воронеж
Ивановская областьг. Иваново
Иркутская областьг. Иркутск
Калининградская областьг. Калининград
Калужская областьг. Калуга
Камчатская областьг. Петропавловск-Камчатский
Кемеровская областьг. Кемерово
Кировская областьг. Киров
Костромская областьг. Кострома
Курганская областьг. Курган
Курская областьг. Курск
Ленинградская областьг. Санкт-Петербург
Липецкая областьг. Липецк
Магаданская областьг. Магадан
Московская областьг. Москва
Мурманская областьг. Мурманск
Нижегородская областьг. Нижний Новгород
Новгородская областьг. Великий Новгород
Новосибирская областьг. Новосибирск
Омская областьг. Омск
Оренбургская областьг. Оренбург
Орловская областьг. Орел
Пензенская областьг. Пенза
Пермская областьг. Пермь
Псковская областьг. Псков
Ростовская областьг. Ростов-на-Дону
Рязанская областьг. Рязань
Самарская областьг. Самара
Саратовская областьг. Саратов
Сахалинская областьг. Южно-Сахалинск
Свердловская областьг. Екатеринбург
Смоленская областьг. Смоленск
Тамбовская областьг. Тамбов
Тверская областьг. Тверь
Томская область
г. Томск
Тульская областьг. Тула
Тюменская областьг. Тюмень
Ульяновская областьг. Ульяновск
Челябинская областьг. Челябинск
Читинская областьг. Чита
Ярославская областьг. Ярославль
Еврейская автономная областьг. Биробиджан

geographyofrussia.com

Что такое субъект Российской Федерации?

Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект федерации — название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации. Согласно Конституции России 1993 года Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации.
Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из 85 субъектов — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти. Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты имеют полномочия решать вопросы, отнесённые Конституцией к ведению субъектов. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава
Список субъектов РФ по алфавиту:
Адыгея. Южный федеральный округ

Алтай. Сибирский федеральный округ

Алтайский край. Сибирский федеральный округ

Амурская область. Дальневосточный федеральный округ

Архангельская область. Северо-Западный федеральный округ

Астраханская область. Южный федеральный округ

Башкортостан. Приволжский федеральный округ

Белгородская область. Центральный федеральный округ

Брянская область. Центральный федеральный округ

Бурятия. Сибирский федеральный округ

Владимирская область. Центральный федеральный округ

Волгоградская область. Южный федеральный округ

Вологодская область. Северо-Западный федеральный округ

Воронежская область. Центральный федеральный округ

Дагестан. Северо-Кавказский федеральный округ

Еврейская автономная область. Дальневосточный федеральный округ

Забайкальский край. Сибирский федеральный округ

Ивановская область. Центральный федеральный округ

Ингушетия. Северо-Кавказский федеральный округ

Иркутская область. Сибирский федеральный округ

Кабардино-Балкария. Северо-Кавказский федеральный округ

Калининградская область. Северо-Западный федеральный округ

Калмыкия. Южный федеральный округ

Калужская область. Центральный федеральный округ

Камчатский край. Дальневосточный федеральный округ

Карачаево-Черкесия. Северо-Кавказский федеральный округ

Карелия. Северо-Западный федеральный округ

Кемеровская область. Сибирский федеральный округ

Кировская область. Приволжский федеральный округ

Коми. Северо-Западный федеральный округ

Костромская область. Центральный федеральный округ

Краснодарский край. Южный федеральный округ

Красноярский край. Сибирский федеральный округ

Крым. Крымский федеральный округ

Курганская область. Уральский федеральный округ

Курская область. Центральный федеральный округ

Ленинградская область. Северо-Западный федеральный округ

Липецкая область. Центральный федеральный округ

Магаданская область. Дальневосточный федеральный округ

Марий Эл. Приволжский федеральный округ

Мордовия. Приволжский федеральный округ

Москва. Центральный федеральный округ

Московская область. Центральный федеральный округ

Мурманская область. Северо-Западный федеральный округ

Ненецкий автономный округ. Северо-Западный федеральный округ

Нижегородская область. Приволжский федеральный округ

Новгородская область. Северо-Западный федеральный округ

Новосибирская область. Сибирский федеральный округ

Омская область. Сибирский федеральный округ

Оренбургская область. Приволжский федеральный округ

Орловская область. Центральный федеральный округ

Пензенская область. Приволжский федеральный округ

Пермский край. Приволжский

otvet.mail.ru

что такое, перечень, особенности статуса

Россия является федеративным государством. Это означает, что страна состоит из ряда равноправных субъектов, которых на данный момент насчитывается 85. Что такое субъект Российской Федерации? Какие существуют виды регионов и обладают ли они индивидуальными полномочиями? На все эти вопросы будут получены ответы в нашей статье.

Российский федерализм

Как формировался действующий состав РФ? Этот вопрос особенно актуален для тех, кто хочет разобраться с территориальным устройством страны. Известно, что Россия унаследовала ряд регионов от РСФСР. В 1992 году между регионами был подписан договор о разграничении полномочий. Ряд норм из этого договора вошел в Конституцию 1993 года.

Число субъектов с момента появления Российской Федерации постоянно менялось. Первоначально их насчитывалось 89. В результате объединения некоторых регионов весной 2008 года общее количество субъектов сократилось до 83. В марте 2014 года появились еще два субъекта — Республика Крым и входящий в нее город федерального значения Севастополь. Таким образом, по состоянию на 2017 год в России насчитывается 85 регионов.

Итак, что такое субъект Российской Федерации? Это конкретный регион, который может обладать одной из шести форм. О составе РФ, а также о видах национальных субъектов будет рассказано далее.

Республика в России

Из истории мы знаем, что существует две основные формы правления: это монархия и республика. В монархии власть сосредоточена в руках одного человека, которая передается по наследству. В республике глава государства либо вовсе отсутствует, либо делит свои полномочия с государственными органами. Россия является государством с республиканской формой правления. Однако внутри самой страны существует еще 22 республики. Как подобное возможно? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, что такое субъект Российской Федерации. Согласно закону, это территория с собственным политическим и экономическим устройством, зависимая от центральной власти страны. Республика в сравнении с другими регионами не имеет каких-то особых полномочий, ибо все субъекты равны. Однако она обладает рядом отличительных признаков.

Ниже на фото все республики России, полный перечень.

Первый, но не основной признак — это относительно большая территория. Более того, народ на территории должен обладать культурной и исторической общностью — как это возможно, например, в Чечне, Дагестане, Тыве и прочих территориях. Вторая особенность республик — это наличие в них своей конституции, президента и республиканского гражданства. Конституция должна соответствовать нормам федерального законодательства, президент республики не выходит за рамки своих полномочий. Гражданство же есть далеко не во всех республиках, да и носит оно, скорее, неформальный характер.

Края в России

В нашей стране насчитывается 9 краев. Это Алтайский, Ставропольский, Красноярский, Пермский, Краснодарский и Хабаровский регионы. Здесь же следует выделить Забайкалье, Приморье и Камчатку.

Что характерно для краев в России? Так же, как и в случае с республиками, это громадная территория. Красноярский край, например, считается крупнейшим регионом в стране. Власть в представленных субъектах реализуется за счет уставных норм — положений, зафиксированных в региональных уставах. Именно устав является основным законом в субъектах Российской Федерации (за исключением республик, где главенствуют конституции).

Автономные округа и автономные области

В Российской Федерации существует всего одна автономная область, именуемая Еврейской (ЕАО). Столицей АО является Биробиджан, основанный вместе с областью в 1934 году. Несмотря на название, в ЕАО проживает меньше одного процента граждан еврейской национальности. Яркой особенностью рассматриваемого региона является единственный в мире еврейский административно-территориальный статус. Всего в Еврейской автономной области проживает порядка 170 тысяч человек.

Автономных округов (АО) в стране тоже немного — всего четыре. Это Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский АО. Каждый регион сформирован по национально-территориальному признаку. Несмотря на свое название, АО не обладают большей автономностью, чем другие регионы. В них так же есть свое законодательство и собственная территория. В остальном все четыре АО обладают такой же долей самостоятельности, что и другие субъекты РФ.

Области в России

Областей в России больше всего. Регионы такого типа отличаются небольшой территорией, а также особой системой внутреннего политического устройства. Например, исполнительная власть в областях именуется мэрией или администрацией, но не правительством, как это распространено в субъектах покрупнее. Однако на этом особенности статуса субъектов федерации исчерпываются. Изменены названия, но остается прежним правовой статус областей.

Ниже вы видите полный перечень субъектов Российской Федерации областного типа, коих на данный момент насчитывается 46.

Две области содержат в себе еще две формы российских субъектов. Речь идет про города федерального значения — Москву, Санкт-Петербург и Севастополь. Севастополь находится в республике, а две столицы разбросаны по областям — Московской и Ленинградской соответственно. Спорное юридическое значение имеет Байконур — казахстанский город, взятый Россией в аренду.

Федеральные округа

Вопрос о том, что такое субъект Российской Федерации, до сих пор остается спорным. Например, многие юристы не могут понять, следует ли относить федеральные округа к имеющемуся списку регионов. Ведь каждая группа субъектов состоит из регионов, а федеральные округа (ФО) лишь объединяют уже имеющиеся субъекты. Тем не менее про спорные территориальные элементы все же стоит рассказать.

ФО были созданы по инициативе главы государства в мае 2000 года. В момент учреждения округов насчитывалось семь, сегодня их на один больше. Сами округа нужны для удобства организации исполнительной власти в регионах.

Существует центральный округ со столицей в Москве (содержит 18 регионов), а также южный (8), северо-западный (11), северо-кавказский (7), уральский (6), сибирский (12), приволжский (14) и дальневосточный (9).

fb.ru

Субъект Российской Федерации — это… Что такое Субъект Российской Федерации?


Субъект Российской Федерации
Субъект Российской Федерации
Субъект Российской Федерации — государственно-правовое образование РФ. Субъекты РФ образуют в совокупности РФ. Конституция устанавливает шесть видов субъектов РФ: республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.
Согласно Конституции все субъекты РФ равноправны между собой в отношениях с федеральными органами государственной власти.

Финансовый словарь Финам.

.

  • Субъект контроля
  • Субъект

Смотреть что такое «Субъект Российской Федерации» в других словарях:

  • СУБЪЕКТ Российской Федерации — СУБЪЕКТ Российской Федерации, правовое образование, составляющее Российскую Федерацию (см. РОССИЯ (государство)). В конституционно правовом значении субъект Российской Федерации является национально государственным или территориально… …   Энциклопедический словарь

  • СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Государственно правовое образование РФ. Субъекты РФ образуют в совокупности РФ. Конституция устанавливает шесть видов субъектов РФ: республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.… …   Словарь бизнес-терминов

  • Субъект Российской Федерации — Субъектами Российской Федерации являются республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. См. также Регионы России …   Бухгалтерская энциклопедия

  • Субъект Российской Федерации — …   Википедия

  • СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — родовое (обобщающее) понятие, используемое для обозначения составной части государственной территории РФ, характеристики ее статуса, способа образования. С. РФ в его конституционно правовом значении это ограниченно правоспособное образование,… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Москва как субъект Российской Федерации — Москва – субъект Российской Федерации, город федерального значения, столица Российской Федерации. Имеет свою территорию, население, органы государственной власти и местного самоуправления, герб, флаг и гимн. Москва является политическим… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — единоличный глава Российского государства. П. РФ избирается непосредственно гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Условия и порядок выборов П. РФ определяются Конституцией РФ (ст. 81, 82) …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Процедура выборов президента Российской Федерации — 24 сентября 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на съезде партии Единая Россия , предложил премьер министру РФ Владимиру Путину баллотироваться в президенты РФ на выборах 2012 года. Приводим описание процедуры выборов президента РФ …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Федеральный закон 58-ФЗ: О системе государственной службы Российской Федерации — Терминология Федеральный закон 58 ФЗ: О системе государственной службы Российской Федерации: 1. Государственная гражданская служба вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Выборы Президента Российской Федерации — Президент Российской Федерации является главой государства. Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по… …   Энциклопедия ньюсмейкеров


dic.academic.ru

Субъект РФ — это…

Субъект РФ — это…

Субъект РФ — это…

Всем доброго времени суток! Сегодня речь пойдет о федерализме и связанным с ним понятии. Самым явным таким понятием является субъект РФ — это не просто так. Именно территориально-административные единицы являются составляющими целостности нашей страны, да и любой федерации. Разобраться в этой теме крайне важно, потому как неровен час на экзамене попадется что-то такое.

Понятие субъекта федерации

Субъект РФ — это территориально-административная и правая единица, на которые делится федерация. За ними признаются крайне широкие права: принимать собственные законы, иметь свои законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые, как правило, дублируют центральные. 

Федерация образуется в основном либо из-за необходимости учета местных условий, традиций народов, либо, потому что высоко стремление к независимости его территориально-административных единиц. Для России больше характерна первая причина: наша страна издавна была многонациональной. Множество народов уживались под одной государственной властью. Именно поэтому с переходом к демократическому политичекому режиму, при котором признается право каждого народа на самоопределение, вплоть до отделения, необходим договорной характер отношений между федеральной (центральной) властью и местной. 

В нашей стране роль такого договорного начала играет как Конституция, так и Федеральный договор 1992 года. В этих документах фиксируются полномочия федеральной власти, что находится в ее ведении, и что находится в ведении субъекта РФ. Однако стоит понимать, что данные законы не в полной мере отражают суть федерализма, поскольку, к примеру, Конституция РФ 1993 года относится к «сверху данным», а не к договорной.

То есть государство просто создало проект Конституции, а народ взял и проголосовал на референдуме за нее. А вот, например в США в конце 18 века после освободительной войны от колониального государства Великобритании, штаты очень рьяно спорили о своих правах и свободах, многие даже не хотели объединяться в федерацию. В итоге благодаря во многом фигуре Дж. Вашингтона и получилось объединить эти разрозненные штаты в нечто целое — в страну.

Однако также стоит понимать, что россияне всегда были инертными по отношению к своим правам в частности, и к государству в целом. Только когда это государство доводило народ до невыносимых условий, тогда народ просто менял государство по своему усмотрению. 

Виды субъектов РФ

В нашей стране существуют такие территориально-административные и правовые единицы:

Республика — это и форма власти и вид субъекта. Она обычно характеризуется выборностью всех органов власти. Имеет свою Конституцию, которая не должна противоречить Конституции Российской Федерации. Это как бы государство в государстве со своим Президентом и прочими атрибутами государственности. Однако внешняя политика, понятно, ограничена. То есть республики в составе России имеют ограниченный суверенитет.

Край — это обычно крайне протяженная имеющая свой административный центр территория. Обычно у них меньше независимости, чем у республик. Области похожи на края, только меньше по территории.

Автономные области и края — выделяются уже по национально-территориальному принципу. Чтобы понять все это, крайне рекомендую прочесть пост про то, что такое этнос  и про межнациональные отношения.

Города федерального значения — обычно это столицы государств. В нашей стране к ним относится Москва и Санкт-Петербург. Сатусы субъектов могут быть и изменены по взаимному согласию федеральной и местной власти.

Полномочия федеральной власти и субъектов РФ

Лучше всего для разбора этой темы привести соответствующие положения Конституции РФ:

В ведении Российской Федерации находятся (статья 71 Конституции РФ):

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (статья 72 Конституции РФ):

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

С уважением, Андрей Пучков

ege59.ru

СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — это… Что такое СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?

входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования — автономная область, автономные округа, а также территориальные (по мнению некоторых ученых и практиков, территориально-государственные) образования — края, области, города федерального значения.

Россия как федерация состоит из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов — равноправных С. РФ, Статус субъекта определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом субъекта.

Равноправие С. РФ означает, что все они имеют юридически равные права и обязанности по отношению друг к другу и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Иными словами, субъекты РФ не могут в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса. Характеризуя статус субъектов РФ (включая и республики-государства), Конституция РФ отказалась от категории «суверенитет» применительно к ним и использует ее лишь по отношению к РФ в целом (хотя некоторые республики в своих конституциях называют себя суверенными государствами). Для субъектов РФ, включая и республики, не предусмотрено также право одностороннего выхода из РФ. Следовательно, если кто-то захочет это сделать, вопрос придется решать по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта.

Федеративные отношения субъектов с Российской Федерацией характеризуются следующими положениями: разделение вопросов ведения на вопросы, которые относятся только к ведению РФ (исключительное ведение РФ), и вопросы совместного ведения РФ и С. РФ. Все остальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению С. РФ, и, согласно ст. 73 Конституции РФ, здесь они обладают всей полнотой государственной власти;

разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и С. РФ возможно как на основе Конституции, так и на основе договоров между ними о разграничении предметов ведения и полномочий;

все С. РФ имеют представительство на федеральном уровне и возможность обращения к Президенту РФ, Правительству РФ, в Конституционный Суд РФ и другие органы РФ, которые обязаны на это реагировать. Кроме того, С. РФ имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе.

У каждого С. РФ есть свой основополагающий акт (конституция — у республик, устав — у остальных субъектов) и свое законодательство (законы и другие нормативные правовые акты). Отсюда — общий принцип верховенства федеральных актов и в его развитие — специальные правила о субординации актов, а именно: если закон принят по вопросам ведения РФ — он действует на всей территории РФ и акты С. РФ не могут ему противоречить. В случае противоречия действует федеральный закон. Если акт С. РФ издан по вопросам С. РФ, а появился федеральный закон, который ему противоречит, то действует нормативный акт С. РФ. Таким образом, Конституция РФ защищает интересы С. РФ и не допускает произвольного вмешательства в сферы его ведения.

В частности, в сфере совместного ведения РФ и С. РФ — административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. С. РФ вправе принимать свои нормативные акты по многим другим вопросам совместного и собственного ведения.

Каждый С. РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается С. РФ самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом.

Наиболее типичная система органов С. РФ: в республике — президент (глава республики), законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства, верховный суд, высший арбитражный суд (в некоторых республиках — конституционный суд), прокурор; в иных субъектах — губернатор (в Москве — мэр), законодательное собрание, администрация (в ряде субъектов — правительство), управление, департамент (министерство), суды, арбитражные суды (кое-где — уставные суды или палаты), прокурор.

Для осуществления своих полномочий на территории С. РФ Российская Федерация может иметь там свои органы или соответствующих должностных лиц.

Каждый С. РФ имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия субъекта. Границы между С. РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия. Вместе с тем территория РФ является единой, а это означает, что внутри Российской Федерации не допускается установление (в том числе и С. РФ) таможенных границ,сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Каждый С. РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами могут быть земля, недра, водные и другие природные ресурсы), свои бюджет, налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются Федерацией).

Статус личности в РФ является единым и не зависит от того, на территории какого С. РФ человек проживает. Причем если по Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, то регулирование статуса — исключительное ведение РФ. Федерация обеспечивает на всей территории РФ единый общественный порядок, для чего создается единая система правоохранительных органов, безопасности, единые Вооруженные Силы. С. РФ, включая и республики, нет необходимости иметь свои Вооруженные Силы, внутренние войска, пограничников, поскольку вооруженную защиту территории страны обеспечивает Федерация. Федеральными являются и службы безопасности, внешней разведки, охраны. Разумеется, создавая свои территориальные органы и осуществляя те или иные действия в рамках закона, указанные системы должны согласовывать принципиальные вопросы с С. РФ.

Поскольку республики являются государствами, существует понятие гражданства республики. Однако и это не создает особого статуса личности в республике. Вместе с тем каждый С. РФ вправе принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан на своей территории, в том числе по созданию дополнительных гарантий в части их реализации.

У С. РФ есть право участия в международных и внешнеэкономических отношениях. Эта сфера относится к совместному ведению, и Россия координирует международные и внешнеэкономические связи С. РФ. Следовательно, субъекты обязаны учитывать интересы РФ. Дипломатические и консульские учреждения РФ являются едиными для России, в них могут работать и представители соответствующих С. РФ. Не исключено создание в других государствах представительств С. РФ. В этом случае МИД РФ и его органы выполняют координирующие функции.

С. РФ, естественно, имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, направлять друг к другу делегации, представителей и т. д.

В С. РФ — республиках допускается наличие своего государственного языка, который в органах власти и местного самоуправления употребляется наряду с государственным языком РФ. Для других С. РФ наличие государственного языка не предусмотрено. Но есть четкое положение в Конституции РФ: »Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». Кроме того, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Все С. РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь свои герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки и символы. (С. А.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма. С.А. Авакьян. 2001.

constitutional_law.academic.ru

СУБЪЕКТЫ РФ — это… Что такое СУБЪЕКТЫ РФ?

  • СУБЪЕКТЫ РФ — государственно правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. Конституция РФ устанавливает шесть видов С. РФ республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный… …   Юридический словарь

  • СУБЪЕКТЫ РФ — государственно правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Российская Федерация состоит из 21 республики, б краев, 49 областей, 2 городов федерального значения (Москва …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • СУБЪЕКТЫ РФ — входящие в состав РФ республики (государства), национально территориальные (автономные) государственные образования автономная область, автономный округ, территориальные образования края, области, города федерального значения. РФ как федерация… …   Энциклопедия юриста

  • Субъекты РФ — …   Википедия

  • субъекты РФ — государственно правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. Конституция РФ устанавливает шесть видов С. РФ республика в составе РФ, край, область, город федерального значения …   Большой юридический словарь

  • Субъекты фондового рынка — в зависимости от цели эмитенты, инвесторы и финансовые посредники. Синонимы: Участники рынка ценных бумаг См. также: Субъекты фондового рынка Фондовые рынки Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • Субъекты международного частного права — Субъект права лицо, обладающее по закону способностью осуществлять права и юридические обязанности. К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства …   Википедия

  • Субъекты валютного рынка — транснациональные банки и корпорации, использующие услуги специализированных брокерских фирм, дилеров и агентов по купке и продаже иностранной валюты. См. также: Валютные рынки Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • Субъекты инвестиционной деятельности — инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, инвестиционные биржи, банковские, страховые, посреднические организации и др. См. также: Инвестиционная деятельность Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • Субъекты предпринимательской деятельности — по законодательству РФ граждане РФ, не ограниченные в установленном порядке в своей дееспособности, иностранцы, лица без гражданства, объединения граждан. См. также: Предприниматели Предпринимательская деятельность Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • political_science.academic.ru