Восприятие функции в психологии – Лекция № 2. Ощущение и восприятие. Общая психология: конспект лекций. Дмитриева Н. Ю. Страница 2. Читать онлайн

Восприятие: определение, свойства, функции, виды.

Восприятие
– это целостное отражение предметов,
ситуаций, явлений, возникающих при
непосредственном воздействии физических
раздражителей на рецепторные поверхности
органов чувств. Восприятие делает
возможным целостное отражение мира,
создание интегральной картины
действительности, в отличие от ощущений,
отражающих отдельные качества реальности.

Итог
восприятия – интегральный, целостный
образ окружающего мира, возникающий
при непосредственном воздействии
раздражителя на органы чувств субъекта.
Ошибочно полагать, что восприятие
является простым суммированием отдельных
ощущений. Помимо ощущений в процессе
восприятия задействован предыдущий
опыт, процессы осмысления того, что
воспринимается, т.е. в процесс восприятия
включаются психические процессы еще
более высокого уровня, такие как память
и мышление. Поэтому восприятие очень
часто называют перцептивной системой
человека.

К
основным свойствам восприятия следует
отнести следующие: предметность,
целостность, структурность, константность,
осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность
восприятия – это способность отражать
объекты и явления реального мира не в
виде набора не связанных друг с другом
ощущений, а в форме отдельных предметов.
Предметность не является врожденным
свойством восприятия, возникновение и
совершенствование этого свойства
происходит в процессе онтогенеза,
начиная с первого года жизни ребенка.
Возможность предметного восприятия
обусловлена присутствием в процессе
восприятия моторного компонента. Так,
услышав звук или почувствовав запах,
мы совершаем определенные ориентировочные
движения в отношении источника
раздражения.

Другим
свойством восприятия является целостность.
В отличие от ощущения, отражающего
отдельные свойства предмета, восприятие
дает целостный образ предмета. Он
складывается на основе обобщения
получаемой в виде различных ощущений
информации об отдельных свойствах и
качествах предмета. Компоненты ощущения
настолько прочно связаны между собой,
что единый сложный образ предмета
возникает даже тогда, когда на человека
непосредственно действуют только
отдельные свойства или отдельные части
объекта.

С
целостностью восприятия связана и его
структурность. Данное свойство заключается
в том, что восприятие в большинстве
случаев не является проекцией наших
мгновенных ощущений и не является
простой их суммой. Мы воспринимаем
фактически абстрагированную от этих
ощущений обобщенную структуру, которая
формируется в течение некоторого
времени. Например, если человек слушает
какую-нибудь мелодию, то услышанные
ранее ноты еще продолжают звучать у
него в сознании, когда поступает
информация о звучании новой ноты.

Следующим
свойством восприятия является
константность. Константностью называется
относительное постоянство некоторых
свойств предметов при изменении условий
их восприятия. Например, движущийся
вдали грузовой автомобиль будет нами
по-прежнему восприниматься как большой
объект, несмотря на то, что его изображение
на сетчатке глаза будет значительно
меньше, чем его изображение, когда мы
стоим возле него.

Восприятие
зависит не только от характера раздражения,
но и от самого субъекта. Воспринимают
не глаз и ухо, а конкретный живой человек.
Поэтому в восприятии всегда сказываются
особенности личности человека. Зависимость
восприятия от общего содержания нашей
психической жизни называется апперцепцией.
При восприятии активизируется прошлый
опыт. Поэтому один и тот же предмет может
по-разному восприниматься различными
людьми. Существенное место в апперцепции
занимают установки и эмоции, которые
могут изменять содержание восприятия.
Так, мать спящего ребенка может не
слышать шума улицы, но мгновенно реагирует
на любой звук, доносящийся со стороны
ребенка.

Следующим
свойством восприятия является его
осмысленность. Хотя восприятие возникает
при непосредственном действии раздражителя
на органы чувств, перцептивные образы
всегда имеют определенное смысловое
значение. Как мы уже говорили, восприятие
человека теснейшим образом связано с
мышлением. Связь мышления и восприятия
прежде всего выражается в том, что
сознательно воспринимать предмет –
это значит мысленно назвать его, т.е.
отнести к определенной группе, классу,
связать его с определенным словом. Даже
при виде незнакомого предмета мы пытаемся
установить в нем сходство с другими
предметами. Следовательно, восприятие
не определяется просто набором
раздражителей, воздействующих на органы
чувств, а представляет собой постоянный
поиск наилучшего толкования имеющихся
данных.

Активность
(или избирательность) заключается в
том, что в любой момент времени мы
воспринимаем только один предмет или
конкретную группу предметов, в то время
как остальные объекты реального мира
являются фоном нашего восприятия, т.е.
не отражаются в нашем сознании.

В
соответствии с тем, какой анализатор
(или какая модальность) играет в восприятии
преобладающую роль, различают зрительное,
слуховое, осязательное, кинестетическое,
обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычно
восприятие – результат взаимодействия
ряда анализаторов и в результате
возникают сложные виды восприятия.

Основой
другого типа классификации типов
восприятия являются формы существования
материи: пространство, время и движение.
В соответствии с этой классификацией
выделяют восприятие пространства,
восприятие времени и восприятие движения.

Имеются
случаи, когда наше восприятие мира
искажается. Это происходит, когда от
самих предметов поступают противоречивые
сигналы или когда мы неправильно
интерпретируем получаемые сигналы.
Явление ошибочного (ложного) или
искаженного восприятия называется
иллюзией восприятия.

Иллюзии
наблюдаются в любых видах восприятия
(зрительного, слухового и др.). Природа
иллюзий определяется не только
субъективными причинами, такими как
установка, направленность, эмоциональное
отношение и т.п., но и физическими
факторами и явлениями: освещенность,
положение в пространстве и др.

Наиболее
показательным проявлением пассивного
воображения являются галлюцинации, при
которых человек воспринимают несуществующие
объекты. Как правило, галлюцинации
наблюдаются при некоторых психических
расстройствах.

studfiles.net

Вопрос 2. Функции восприятия

Вместе
с процессами ощущения восприятие
обеспечивает непосредственно чувственную
ориентировку в окружающем мире. Восприятие
объединяет ощущения, идущие от ряда
анализаторов. Восприятие есть результат
деятельности системы анализаторов; оно
предполагает выделение из комплекса
воздействующих признаков основных,
наиболее существенных, с одновременным
отвлечением от несущественных признаков.
Благодаря связям, образующимся между
разными анализаторами, в образе отражаются
такие свойства предметов или явлений,
для которых нет специальных анализаторов:
величина предмета, вес, форма, другое,
что свидетельствует о сложной организации
этого психического процесса. Восприятие
делает возможным создание интегральной
картины мира в отличие от ощущений,
отражающих отдельные качества реальности.
Результатом восприятия является образ
предмета.

Вопрос 3. Свойства восприятия

Зависимость
восприятия от прошлого опыта, от общего
содержания психической деятельности
человека и его индивидуальных особенностей
называется апперцепцией.

Целостность
– внутренняя органическая взаимосвязь
частей и целого в образе. Это свойство
проявляется в двух аспектах: а) объединение
разных элементов в целом; б) независимость
образованного целого от качества
составляющих его элементов.

Предметность
– объект воспринимается нами как
обособленное в пространстве и времени
отдельное физическое тело. Наиболее
ярко это свойство проявляется во
взаимообособлении фигуры и фона.

Обобщенность
– отнесение каждого образа к некоторому
классу объектов.

Константность
– относительное
постоянство восприятия образа. Наше
восприятие в определенных пределах
сохраняет размеры, форму, цвет предметов
независимо от условий их восприятия
(расстояния до воспринимаемого предмета,
условий освещенности, угла восприятия).

Осмысленность
– связь с пониманием
сущности предметов и явлений через
процесс мышления.

Избирательность
– преимущественное
выделение одних объектов перед другими
в процессе восприятия.

Также
у процесса восприятия есть свойства,
определяющие его продуктивность: объем
восприятия – количество объектов,
которое человек может воспринять в
течение одной фиксации или единицы
времени; быстрота, или скорость,
восприятия – время, необходимое для
адекватного восприятия предмета или
явления; точность–
соответствие возникшего образа
воспринимаемому предмету; полнота– степень такого
соответствия; надежность–
вероятность адекватного восприятия
объекта в заданных условиях и в течение
заданного времени.

Вопрос 4. Индивидуальные особенности восприятия

1.
Люди отличаются по характеру приема
информации. Есть
целостный (синтетический) тип восприятия,
для которого характерна ориентированность
на суть, смысл, обобщение, а не детали.
Детализирующий (аналитический) тип
восприятия ориентирован на детали.
Наиболее продуктивно сочетание двух
этих способов.

2.
Люди отличаются по характеру
отражения получаемой информации.
Описательный тип ориентирован на
фактическую сторону информации, человек
отражает то, что видит, слышит, читает,
часто не вникая в смысл. Объяснительный
тип старается найти общий смысл
информации. Лучше всего – сочетание
типов.

3.
Люди отличаются по характеру
особенностей самой личности.
Объективный тип восприятия ориентирован
на точность восприятия. У субъективного
типа восприятие подчинено субъективному
отношению к информации, пристрастной
оценке. Это часто встречающийся житейский
тип восприятия.

studfiles.net

Определение, функции восприятия — КиберПедия

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Восприятием –называют психический процесс отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент.

Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Помимо ощущений в процессе восприятия задействованы прошлый опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, и психические процессы более высокого уровня (память, мышление). В процесс восприятия включены двигательные компоненты: ощупывание предметов и движение глаз; пропевание звуков или проговаривание речевых форм; принюхивание и пр. Направляется восприятие мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

ФУНКЦИИ ВОСПРИЯТИЯ.

Восприятие выполняет отражательную и регулятивнуюфункции.

Отражательная – обеспечивает ориентировку в окружающем мире;

Регулятивная – регулирование поведения и деятельности в объективных условиях среды и субъективными потребностями субъекта.

 

Физиологические основы восприятия

Восприятие возникает как результат одновременно действующих комплексных раздражителей и функционирует как следствие осуществляемой тогда же согласованной деятельности нескольких анализаторов, которая протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейроны-детекторы соответствующих мозговых центров анализаторов. Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам.

По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.


Нейроны-детекторы –высокоспециализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель.

«Рефлекс на отношение» —физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеют качество раздражителей и особенности отношений между ними.

В результате в мозге формируется отчетливый образ, полученный в результате анализа одновременного воздействия многочисленных раздражителей.

 

Классификация видов восприятия.

1. ПО АНАЛИЗАТОРАМ ВЫДЕЛЯЮТ:

· Зрительное

· Слуховое

· Осязательное

· Обонятельное

· Вкусовое

2. ПО ХАРАКТЕРУ АКТИВНОСТИ:

· Непроизвольное

· Произвольное

3. ПО СТЕПЕНИ ОРГАНИЗОВАННОСТИ:

· Неорганизованное

· Организованное (наблюдение)

4. ПО ХАРАКТЕРУ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ:

· Симультанное – развернутое в пространстве, одномоментное, обобщенное, целостное. Например, целостное восприятие лектором всей аудитории при чтении лекции.

· Сукцессивное – развернутое во времени, поэтапное наблюдение. Например, поиск ошибок при проверке диктанта.

5. ПО ФОРМАМ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ:

· Восприятие пространства

· Восприятие времени

· восприятие движения

6. ПО ОБЪЕКТУ ВОСПРИЯТИЯ:

· Восприятие предметов

· Восприятие речи

· Восприятие человека

· Восприятие музыки

· Восприятие ситуаций и т. п.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ.

Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные их свойства.

Избирательностьвосприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

Предметностьвосприятия отражает возможности человека реагировать на воздействия конкретных предметов окружающей действительности, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.


Апперцепцияэто зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них, воспринимая предметы, человек выражает свое отношение к ним.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т.д. благодаря осознанию человеком сущности и значения предметов становится возможным и целенаправленное их использование.

Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обусловлено знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Целостностьвосприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

 

 

Лекция 5. Внимании

1. Определение, критерии, функции внимания

2. Физиологические основы внимания

3. Свойства внимания

4. Виды внимания

cyberpedia.su

Виды восприятия, связь с высшими психическими функциями


К высшим психическим функциям относят: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (процессы восприятия,
Выгодский относит)).


Восприятие формируется на основе ощущений разных модальностей. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Важную роль во всех видах восприятия играют двигательные (кинестетические) ощущения, хотя  последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное восприятие, помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т. д.), включает также кинестетические ощущения, возникающие при перемещении глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, перевод глаза из одного положения в другое). Особенно велика роль кинестетических ощущений в осязательном восприятии. Большую роль во вкусовом восприятии играют движения языка, а в обонятельном — движения органов дыхания. В процессе слухового восприятия активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации. У человека, владеющего речью, последняя опосредствует восприятие, обеспечивая его осмысленность. Участие речи в восприятии создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния).


Виды воспр:: восприятие пространства, времени, движений, восприятие человека человеком.


Восприятие пространства, обеспечивающее ориентацию субъекта в окружающей среде, в свою очередь включает: восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, восприятие глубины и удаленности.


Восприятие времени, т.е. отражение длительности и временной последовательности явлений и событий, обеспечивается ритмическими процессами, происходящими в человеческом организме: деление на времени на промежутки задается ритмом сердечной деятельности, дыхания и пр. При восприятии времени наблюдается тенденция преувеличивать короткие и преуменьшать длительные интервалы. Восприятие времени во многом определяется содержанием и организацией деятельности человека, эмоциональной значимостью, насыщенностью происходящих событий.


Восприятие движения, т.е. отражение изменений положения объектов в пространстве, осуществляется, главным образом, за счет работы зрительного и кинестетического анализаторов. Зрительное восприятие движения обеспечивается двумя способами: фиксацией взгляда, при которой изображение объекта, видоизменяясь, перемещается по сетчатке, и с помощью прослеживающих движений глаз. Кроме того, человек узнает о приближении объекта по усилению его звукового сигнала.


Особую область психических феноменов образует восприятие человека человеком. Экспериментально доказано, что восприятие человеческого лица качественно отличается от восприятия всех других объектов, а момент, когда ребенок начинает распознавать лица близких и реагировать на них, открывает важнейший этап в его психическом развитии. В силу сложности и социальной обусловленности процессов восприятия другого (социальной перцепции), их неразрывной связи с процессами общения, они традиционно выделяются в самостоятельную сферу изучения — сферу взаимопознания и относятся к приоритетным научным интересам социальной психологии.


Виды восприятия:


 ► по ведущему анализатору- зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое восприятие


 ► по форме существования материи- восприятие -пространства, -времени, -движений.


 ► по псих. активности – преднамеренное и непреднамеренное


 ► по структуре – симультантное и сукцессивное


Особенно важное значение для осуществления всех видов восприятия имеют двигательные, или кинестетические ощущения, которые регулируют взаимодействия субъекта и объекта по принципу обратной связи. На нейрофизиологическом уровне восприятие имеет рефлекторное строение и в немалой степени зависит от эфферентных (центробежных) импульсов и двигательных реакций, тонко настраивающих работу воспринимающей (перцептивной) системы на активное исследование характеристик объекта. Процесс восприятия не ограничивается выделением определенной группы ощущений и объединением их в целостный образ; он предполагает также, опознание образа, его  сопоставление со следами памяти, осмысление и понимание (особенно, когда воспринимаются символические объекты, знаки, текст и т.д.). Все это требует привлечения  прошлого опыта, в связи с чем принято говорить об особом свойстве сознания — апперцепции, т.е. зависимости  отчетливого восприятия какого-либо содержания от прошлых впечатлений и накопленных знаний. Благодаря такой связи между актуальными и прошлыми впечатлениями возможна ассимиляция новой сенсорной информации, включение новых образов восприятия в систему человеческого опыта. Поэтому отчетливое и осознанное восприятие окружающего мира неосуществимо без участия памяти и мышления. Восприятие сопряжено с категоризацией, психическим процессом отнесения единичного объекта или события к некоторому классу. Иными словами, любой объект воспринимается не как единичность и непосредственная данность, но как представитель обобщенного класса явлений. Причем специфические особенности этого класса автоматически переносятся на воспринимаемый объект. Связь восприятия с категоризацией указывает на опосредованность перцептивных процессов социальным опытом личности и факторами культуры. Характерная особенность человеческого восприятия в том, что его образы синтезируются с использованием речи (вербальное опосредование), с опорой на семантические структуры естественного языка. За счет вербального (словесного) обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения частных свойств предметов.


С учетом активного характера восприятия, этот психический процесс определяется как перцептивная деятельность или система перцептивных действий (от лат. perceptio — восприятие).



biofile.ru

Восприятие в психологии, виды восприятия, развитие у детей

Через органы чувств человек воспринимает окружающий мир во всем его многообразии. Это не только чувственное познание мира, но и эмоциональное отношение, которое формируется к тому, что человек воспринимает. В психологии существует множество видов восприятия, которое необходимо развивать у детей.

Восприятие происходит на различных уровнях. Во-первых, на уровне органов чувств:

  • Глаза воспринимают формы, размеры, цвета и пр.
  • Уши слышат звуки.
  • Нос воспринимает запахи.
  • Язык отличает вкусы.
  • Кожа воспринимает структуру, консистенцию, твердость предмета и пр.

Человек не может только на уровне организма воспринимать окружающий мир. Нередко человек проявляет свое отношение к тому, что видит. Оно формируется на уровне эмоций, которые он переживает при восприятии того или иного объекта. К примеру, если ребенку больно, тогда то, что ему причиняет боль, будет вызывать у него негативные эмоции.

Восприятие человеком окружающего мира имеет множество составляющих, которые подробнее раскроет сайт психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое восприятие?

Восприятие – это результат процесса познания конкретного предмета. Что это такое? Это целостная картина того, что созерцалось человеком. Здесь выделяются конкретные особенности и характеристики объекта, к которым практически всегда возникает какое-то отношение.

Восприятие зависит от намерений, желаний, интересов, настроения человека. В окружающем мире существует много различных предметов, явлений и людей. Однако среди всего многообразия человек выделяет что-то конкретное, практически не замечая всего остального. Это называется избирательным восприятием, когда человек акцентирует внимание на том, что ему наиболее важно в данную секунду.

С одной стороны, это ограничивает его возможности. С другой, помогает сконцентрироваться на важных вопросах, не отвлекаясь на другие проблемы. Многое зависит от осознанности человека, который обращает внимание на что-то конкретное или на весь окружающий мир. Однако данный процесс невозможно постоянно контролировать, поэтому человек зачастую пользуется избирательным восприятием.

Основными особенностями восприятия являются:

  • Структурность.
  • Константность.
  • Иллюзия.
  • Предметность.
  • Целостность.
  • Избирательность.
  • Апперцепция.
  • Осмысленность.

Другими словами восприятие называют познанием, созерцанием, оценкой, апперцепцией, принятием, восприниманием.

перейти наверх

Восприятие в психологии

В примитивном понимании восприятие в психологии характеризовалось как то, что человек получает из окружающего мира через органы чувств. Однако специалисты продолжили изучение данного вопроса, акцентируя внимание на том, что человек воспринимает отдельные характеристики объектов, лишь со временем становясь способным воспринимать их целиком.

Преимущественно человек выделяет конкретные качества в тех явлениях, предметах или людях, которые он воспринимает. Значимыми становятся те характеристики, которые человеку на данный момент являются существенными. Либо он в последнее время на них обращает внимание, либо они постоянно ассоциируются у него с какими-то событиями из прошлого, либо он считает их существенно важными.

Если обратиться к восприятию детьми, то они зачастую обращают внимание на те предметы и людей, которые им уже знакомы. Они выделяют из общей массы то, что им уже знакомо, чтобы потянуться именно к этому.

Механизм восприятия осуществляется в большей степени на уровне чувств. Человек обращает внимание на то, что вызывает у него сильные переживания, возбуждение, ощущения. Зачастую воспринимается не более 3 качеств конкретного предмета, которые выделяются на общем фоне. Для человека они являются существенными и характеризующими то, на что он смотрит.

Если речь идет о восприятии знакомого предмета, то человек зачастую снова обращает внимание лишь на те качества, которые он уже привык в нем выделять. Если же восприятие происходит незнакомого предмета, тогда человек его изучает до тех пор, пока не выделяет 3-4 существенных качества, которые будут выделяться на фоне всех остальных и характеризовать предмет, человека, явление. Он будет искать знакомые объекты, к которым может отнести новое явление.

Для более легкого восприятия человек привыкает к выделению существенных черт каждого объекта, чтобы отнести его к той или иной группе, независимо от того, что все эти объекты могут обладать разными формами, цветами, запахами и т. д. Это помогает меньше времени тратить на то, чтобы снова анализировать тот объект, на который человек смотрит.

На восприятие человеком также влияет мотивированность, задачи, которые перед ним сейчас поставлены, эмоции и установки.

перейти наверх

Виды восприятия

Восприятие делится на несколько видов:

  • Преднамеренное восприятие – установка на изучение конкретного предмета.
  • Произвольное – включение в деятельность и реализация в процессе ее выполнения.
  • Непреднамеренное – происходит внезапно без предварительной постановки задачи.
  • Зрительное – восприятие через органы зрения.
  • Слуховое – восприятие звуков и ориентация в окружающем мире через органы слуха.
  • Осязательное – восприятие мира через тактильные органы.
  • Обонятельное – восприятие запахов через органы дыхания.
  • Вкусовое – познание мира через рецепторы, расположенные на языке.

В теме рассмотрения восприятия участвует наблюдательность, которая формируется в результате наблюдения за конкретным объектом или явлением. Ставится задача, деятельность осуществляется целенаправленно, а весь процесс растягивается во времени. Это помогает изучить наблюдаемый объект по истечении времени в его изменениях, трансформациях, развитии и пр.

  • Зрительное восприятие пространства осуществляется через органы зрения, которые обращают внимание на формы и размеры предмета.
  • Восприятие времени.
  • Восприятие информации. На уровень восприимчивости влияют:
  1. Значение ситуации. Вызываемые эмоции при восприятии сказываются на оценке, которую дает человек обстоятельствам.
  2. Глубина понимания ситуации. Чем больше человек разбирается в том, что происходит, тем меньше он драматизирует и волнуется.
  3. Характеристики предмета, человека, явления.
  4. Стереотипы – утверждения, которые часто навеяны другими людьми, но позволяют заранее у человека вырабатывать определенное отношение к происходящему.
  5. Непредсказуемость и искревленность сведений.

перейти наверх

Восприятие человека человеком

Человек живет среди других людей, с которыми он контактирует и даже создает отношения. С разными людьми складывается разное общение, разные отношения и возникают различные эмоции. Человек может быть хорошим, но в глазах других он может быть добрым и злым, общительным и стеснительным, красивым и некрасивым, и т. д. Человек один, а восприятие его другим индивидом совсем иное. Все люди будут говорить разное об одном и том же человеке, если не будут знать мнения окружающих.

Восприятие человека человеком строится на таких факторах:

  1. Внешность. Изначально оцениваются внешние данные, как говорится, «встречают по одежке».
  2. Осанка.
  3. Походка.
  4. Жестикуляция.
  5. Культура речи.
  6. Поведенческие паттерны.
  7. Модели поведения.
  8. Привычки.
  9. Профессиональная характеристика.
  10. Нравственные и коммуникативные качества.
  11. Социальный статус.
  12. Значимые для конкретного человека качества.

Иногда люди оценивают друг друга по внешним признакам, которые должны говорить о наличии у индивида конкретных качеств характера. Например, нахмуренные брови должны указывать на серьезность или яростность человека. Однако бывает так, что внешность обманывает. Человек может быть совсем другим по характеру, нежели говорит об этом внешность.

Также люди приписывают друг другу качества, которые наблюдаются у их знакомых, на которых похож новый человек.  Собеседник может быть похож внешне на вашу бывшую любовь, из-за чего вы ему приписываете качества, которые были свойственны вашему бывшему партнеру.

Также оценка людьми друг друга происходит на уровне связывания социального статуса с их чертами характера. Человек в порванной одежде не будет казаться успешным и деловитым, хотя это тоже может быть обманчивым мнением. На восприятие в данном вопросе влияют эталоны, мерки и общественные стереотипы о том, какими должны быть те или иные люди.

Также на качество восприятия нового человека сказывается информация, которую получают до знакомства с ним. Так, например, если вы слышали что-то плохое о незнакомом вам человеке, то, скорее всего, вы проявите к нему негативное отношение в момент первого знакомства с ним.

Также люди склонны негативно относиться к лицам, которые принадлежат другой социальной группе. К тем, кто ниже по статусу, относятся пренебрежительно. К тем, кто выше по статусу, испытывают зависть.

Не следует делить человека на хорошие и плохие стороны. Человек не может быть хорошим или плохим, он просто такой, каким является. А хорошие и плохие стороны правильнее было бы обозвать как «удобные» и «неудобные» характеристики, которые мешают окружающим, а не ему самому. Что-то людям «удобно» в человеке, и они это поощряют, а то, что «неудобно», — критикуют. На самом деле раздвоение личности происходит лишь потому, что человек что-то в себе одобряет, а что-то нет. Хотя в нем нет ничего хорошего и плохого. Есть просто он с определенными качествами, характеристиками и особенностями. И они ни хороши, ни плохи. Они присутствуют в человеке по каким-то причинам, которые известны только ему.

Хорошие качества – это то, что «удобно» другим людям; плохие – «неудобно». Не изменить ли человеку отношение к тому, что ему «неудобно»? Если кому-то «неудобно» что-то в другом человеке, это еще не значит, что это плохое качество. Зачастую отрицательные стороны играют защитную роль, оберегая человека от различного рода стресса.

Уместнее было бы назвать положительные и отрицательные стороны как «помогающие» и «мешающие». Однако данный вопрос должен решать сам человек. Он должен сам для себя решать, что ему «помогает» жить так, как он хочет, а что нет. И принять решение изменить в себе «мешающие» качества на те, которые ему будут «помогать».

Не оценивайте людей! Воспринимайте человека в целом! Не делите его на две половинки – хорошую и плохую. Человек – цельное существо, у которого сформированы определенные качества. Они ни хороши, ни плохи сами по себе. Они просто в нем присутствуют. Если же вам что-то мешает в другом человеке, то никто не заставляет вас с ним общаться и заводить какие-то отношения. Следует сместить фокус с «Я хочу, чтобы он (она) стал (-а)…» на «Хочу ли я общаться с человеком таким, каков он есть сейчас?».

Пока вы хотите изменить другого (что невозможно!), сделав его совершеннее, вы по праву (и достойны этого!) наталкиваетесь на сопротивление, агрессию и оскорбления. Вы не «родитель», чтобы учить его, а он не «ребенок», чтобы поддаваться обучению. Вы – два взрослых человека, которые имеют право быть такими, какие они есть. Сместите фокус внимания на себя и примите взрослое решение: хотите ли вы быть рядом с этим человеком, даже если он никогда не изменится?

Вы – единое целое, которое может менять в себе все на свое усмотрение, при этом заслуживать быть принятым другими людьми, если они добровольно хотят общаться с вами.

перейти наверх

Развитие восприятия у детей

Восприятие окружающего мира проявляется с самого рождения. Просто младенец пока не может контролировать собственные процессы восприятия. Либо по мере взросления, активности и понимания окружающего мира дети понимают, как им можно управлять. Хотя даже это не всегда контролируется, что можно отметить у взрослых людей, чье развитие восприятия достигло пика.

Развитие восприятия происходит само по себе, в зависимости от активности и условий проживания ребенка. На данный процесс могут влиять родители теми воспитательными нормами и совместными занятиями, где обсуждается окружающий мир. Если родители занимаются с ребенком, тогда его восприятие формируется быстрее, чем у детей, чьим развитием не занимались.

В младшем школьном возрасте дети не узнают знакомых людей, которые переодеты в необычные наряды. Также они воспринимают одно качество предмета, на основе которого дают ему характеристику.

В среднем школьном возрасте ребенок начинает соотносить предметы по величине. В старшем школьном возрасте соотношение предметов осуществляется на уровне ширины, высоты, пространства и длины.

Главной особенностью восприятия ребенком является его умение потом воспроизводить увиденное с точностью в размерах, цветовой гамме и т. д. Отношение к другим людям определяется оценками. Особенно жесткие оценки дети выставляют тем, кто с ними постоянно контактирует. Восприятие других детей заключается на уровне популярности их в группе. Чем популярнее ребенок в группе, тем более высокую оценку ему ставят другие дети.

перейти наверх

Итог

Каждый человек обладает восприятием, которое основывается на тех органах чувств, которыми он оперирует. Если некий орган чувств искажает окружающую реальность, то у человека формируется ошибочное мнение, пока другие люди ему не скажут, что на самом деле он должен воспринимать. Восприятие приводит к следующему итогу – понимание окружающего мира во всем его многообразии.

Однако следует учитывать ловушки собственной психики, которая может искажать воспринимаемую извне информацию:

  • Первое – общественное мнение. Большинство тоже может ошибаться, особенно если руководствуется стереотипами, а не логичными и здравыми рассуждениями. Нередко человек поддается общественному мнению, обращая внимание на окружающий мир с определенной предрасположенностью (негативной или позитивной).
  • Второе – собственные желания. Нередко человек многого не замечает, пока охвачен собственными желаниями. Стремиться достичь цели нужно, однако когда при этом не ущемляются свободы и права других людей или поступки не противоречат законам природы. Прогноз в противном случае может стать неблагоприятным: отсутствие достигнутой цели.
  • Третье – стереотипы и привычки. Мозг позволяет человеку не переутруждаться, смотреть на мир так, как уже привычно. Однако для полного понимания ситуации, нередко необходимо выйти за пределы привычного восприятия и начать смотреть на обстоятельства по-другому.

Тема восприятия обширная, что позволяет человеку во многих вариациях воспринимать мир, который является одинаковым для всех, но разным в глазах тех, кто на него смотрит.

psymedcare.ru

Понятие о восприятии в психологии

Определение: Восприятие– это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

или

Определение:Восприятие– это познавательный психологический процесс, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

или ещё:

Определение: Восприятие– это осмысленный (предполагающий мышление) и означенный (связанный со словом) синтез разнообразных ощущений, получающихся от целостного предмета. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета (явления, процесса), который складывается в ходе его активного отражения.

Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности:

1. мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится),

2. речью (называем предмет восприятия),

3. чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем),

4. волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).

Кроме того, обязательным компонентом восприятия и формирования образа является движение.

Отличие ощущения от восприятия заключается в следующем:

1. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые свойства предметов локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

2. Итогом возникновения ощущения является чувство, а в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных, взаимосвязанных ощущений, приписываемых сознанием предмету, явлению, процессу.

3. Чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить какую-либо внутреннюю или внешнюю работу, направленную на его исследование с целью формирования образа. Для возникновения ощущения этого, как правило не требуется.

4. Способность ощущать дана всем живым существам от рождения, а способностью воспринимать наделены только высшие животные. Она у них формируется и совершенствуется в опыте.

В основу классификации восприятий могут быть положены следующие критерии:

1. Ведущий анализатор в восприятии.

Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а нескольких анализаторов.

Определение:Перцептивная система – это совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

В соответствии с тем, какой анализатор играет в данном восприятии ведущую роль, различают:

А) Зрительные восприятия.

Б) Слуховые восприятия.

В) Осязательные восприятия.

Г) Кинестезические восприятия.

Д) Обонятельные восприятия.

Е) Вкусовые восприятия.

2. Отражаемая форма существования материи.

По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют:

А) Восприятие пространства.

Различают восприятие:

— величины,

— формы,

— объёмности,

— глубины (удалённости) предметов.

Б) Восприятие времени.

Определение:Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений или событий.

Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире. Чувство времени не врожденное. Оно развивается по мере накопления опыта. Специальный, самостоятельный анализатор времени отсутствует.

В) Восприятие движения.

Определение:Восприятие движения – это восприятие пространственно-временного перемещения и оценка движения, которая зависит от восприятия интервалов времени.

При этом воспринимаются различные стороны движения:

— форма,

— направление,

— скорость,

— размах..

3. Степень целенаправленности деятельности личности.

В зависимости от того, в какой степени будет целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на:

А) Непреднамеренное (непроизвольное) восприятие.

В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели, отсутствует волевая активность.

Б) Преднамеренное (произвольное) восприятие.

С самого начала оно регулируется задачей воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Оно может быть включено в какую-либо деятельность, а может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.

Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления.

Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов.

Основные свойства (качества) восприятия это:

1. Избирательность восприятия.

Человек не может воспринимать абсолютно все предметы и явления, и реагировать на них одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия.

Избирательность восприятия зависит от:

— интересов,

— установок,

— потребностей личности.

2. Предметность и фон в восприятии.

Предмет и фон восприятия динамичны. То, что было предметом восприятия, может за ненадобностью или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на какое-то время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой.

3. Апперцепция.

Содержание и характер протекания восприятия зависят от установок, различия в опыте, интересах, общей направленности личности.

Определение:Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.

4. Категориальность (осмысленность и означенность) восприятия.

Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, имеющие для него определенное значение. Благодаря осмысливанию, сущности и назначения предметов, становятся возможными целенаправленное их использование и практическая деятельность с ними. Осмысленность восприятия достигается пониманием сущности предметов, т. е. мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определённой группе, классу предметов, обобщить его в слове.

5. Обобщенность восприятия.

Отражение любого единичного случая как особого проявления общего представляет собой обобщенность восприятия. Определенная степень обобщенности есть в каждом акте восприятия. Степень обобщённости восприятия зависит от особенностей, имеющихся у человека систем понятий.

6. Целостность восприятия.

В процессе восприятия отдельные элементы предмета обычно объединяются в целое. При этом значение имеет не столько близость частей друг к другу по их местоположению, сколько их принадлежность к определённому предмету. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.

Рис. 12. Силуэтный рисунок, характеризующий целостность восприятия.

7. Константность восприятия.

Определение: Константность восприятия – это качество восприятия сохранять соответствие образа отражаемому объекту, несмотря на различие отдельных входящих в него ощущений, которое отражает изменение условий восприятия.

Восприятие не всегда даёт верное представление о предметах окружающего мира.

Определение: Иллюзия восприятия – это факт искажения отражения действительности при восприятии.

Они могут вызываться:

1. Физическими причинами.

Пример: Ложка в стакане чая кажется изломанной.

2. Физиологическими причинами.

Пример: Если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим – раздвоится.

3.

4.3. Восприятие

Психическими причинами.

Пример: Серый предмет на белом фоне кажется более тёмным, чем на чёрном.

Восприятие – это не только процесс принятия и переработки сигналов. Восприятие – это и интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском необходимых и достаточных для формирования признаков и принятия решения. Последовательность актов, включённых в этот процесс можно представить следующим образом:

1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они, вероятно, относятся к одному и тому же определённому объекту.

2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение которого с воспринятого, позволяет судить о том, что это за объект.

3. Отнесение воспринятого объекта к определённой категории, с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему ещё не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 1000 | Нарушение авторского права страницы

laservirta.ru

Психология — Психология восприятия

Понятие восприятия.

  Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Без
ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие
включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

 
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами
личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью
(называем предмет восприятия), чувствами (оп-ределенным образом
относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени
произвольно организуем процесс восприятия).

Основными характеристиками восприятия являются константность, предметность, целостность и обобщенность.

Константность
— это относительная независимость образа от условий восприятия,
проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов
воспринимаются нами как постоянные, нес-мотря на то, что сигналы,
поступающие от этих предметов в органы чувств непрерывно меняются.

 
Важной характеристикой восприятия является его предметность.
Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается
нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое
тело. Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя органическая
взаимосвязь частей и целого в образе. Восприятие целого влияет и на
восприятие его частей. Обобщенность означает отнесенность к некоторому
классу объектов, имеющему название. Основные законы восприятия:
Основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с
работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю
информацию о воспринимаемых объектах. Другой важный закон состоит в
относительной устойчивости ужу сформировавшихся образов, в особенности
тогда, когда их функционирование связано с мышлением.

Возникновение и развитие сознания.

Глав-ным
условием возникновения и развития человеческого сознания является
совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность
людей.

  Это такая деятельность, которая требу-ет кооперации,
общения и взаимодействия людей друг с другом. Индивидуальное сознание
на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по
прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе
коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь
для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них
должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Точно так же,
в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание
ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и
актив-ое общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное
обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и
онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его
субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как
средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления
(обобщения), вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное
сознание. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при
условии существования коллективного сознания путем его присвоения
(интериоризации, социализации).

  Особо важное значение для
развития человеческого со-знания имеет продуктивный, творческий
характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание
чело-веком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений,
образов, представлений и чувств. В начале своего развития сознание
человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что
находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы
органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и
существующий независимо от него.

  Позднее появляется
рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя
может и должен стать объектом познания. Такова последовательность
стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое
направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.
Второе направление связано с развитием мышления и по-степенным
соединением мысли со словом.

  Мышление человека, развиваясь,
все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык,
используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются
все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки,
пре-вращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а
направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как
понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно
отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических
условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его
развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но
то же самое справедливо и в отношении со-знания человека в ходе его
онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры,
созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до
него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить
как историческое.

Сознательное и бессознательное.

Кроме
сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления,
процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение
похожи на осознаваемые психические, но не осознаются.

Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью.

Это
та память, кото-рая управляет мышлением, воображением, вниманием,
определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его
образы, объекты, на которые направлено внимание. Бес-сознательное
мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком
творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

Есть
и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер
поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических
процессах, свойствах и состояниях. реакциях, действиях, психических
явлениях. Одна из групп таких явлений — ошибочные действия: оговорки,
описки, ошибки при написании или слушании слов.

В основе второй
группы бес-сознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен,
обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или
косвенно связано для человека с неприятными переживаниями.

Третья
группа бессознательных явлений личностного характера относится к
разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением:
сновидения, грезы, мечты.

Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.

Первый
тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе
психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения
информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре
головного мозга).

Второй тип бес-сознательного также можно
рассматривать как определенный этап на этом пути, но при движении как
бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в
частности к памяти.

Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных.

Защитные психические механизмы.

Что такое «защитные механизмы«?

 
В связи с тем, что как уже описывалось, согласно 3.Фрейду, в
человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями
личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства
напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных
механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в
сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры
«Сверх-Я» и может травмироать личность.

  Прежде всего — это вытеснение.
Под этим понятием предполагается механизм подавления и последующего
исключения, изгнания из сознания импульса, стимулирующего у индивида
чувство напряжения, беспокойства и тревоги.

  Этот механизм
отличается от сознательного подавления какого-то вида осознанного
желания («находясь в обществе, я осознаю желание почесаться, но
умышленно и осознанно его подавляю»). Механизм вытеснения имеет дело с
неосознанными импульсами. Например, человеку необходимо принять
какое-то трудное, мучительное для него решение. Он долго собирается,
готовится к этому решению, тщательно все обдумывает, не может решиться
на конкретное действие. Все это наполняет его напряжением,
беспокойством, тревогой. И вот «вдруг» он «забывает» об этом деле.
Имеет место временное «третье» решение, причем речь идет не о
сознательном уклонении от принятия решения. Это — не лицемерие. За счет
механизма вытеснения нежелательная информация, тревожащая и напрягающая
человека, на время исчезает, освобождая его психику.

  Следующий защитный механизм — это образование противоположной реакции.
Здесь имеется в виду изменение неприемлемой, непереносимой для сознания
тенденции на противоположную. Примеров можно привести более чем
достаточно. Скажем, подросток чувствует влечение к девочке, что в его
среде, мнение которой для него в этот возрастной период слишком
значимо, вызывает насмешки и воспринимается крайне отрицательно. Тогда
происходит как бы перемена знака «плюс» на «минус». Подросток
становится агрессивным именно по отношению к объекту привязанности.
Становится «преследователем, гонителем, мучителем» именно этой девочки.
Какраз чрезмерная подчеркнутость чувства или поведения (не просто
игнорирует, а преследует) служит подтверждением механизма образования
противоположной реакции. Возможно, этот механизм лежит в основе
появления неприязненных чувств по отношению к тому, кто сделал много
доброго и важного, но был свидетелем не самых приятных свойств человека
и не лучших периодов его жизни.

Нарушение мотивационного компонента восприятия.

 
Подход к восприятию, как деятельности обязывает выявить изменения ее
различных характеристик, которые могут оказаться «ответственными» за
его нарушение.Еще в 1946 г. С. Л. Рубинштейн писал, что в восприятии
отражается вся многообразная жизнь личности, поэтому следовало ожидать,
что при изменении личностного отношения изменяется и персептивная
деятельность.

Роль измененного личностного компонента в восприятии можно выявить разными путями:

а) путем анализа расстройств самого процесса восприятия;

б) путем создания специального экспериментального приема, позволяющего изменить смыслообразующую функцию мотива восприятия.

 
Особое развитие получил тезис о «личностном подходе» к восприятию у
ряда зарубежных психологов. Можно выделить следующие основные
направления, характерные для этого подхода.

  Первое: восприятие
рассматривается как селективный процесс, определяющийся взаимодействием
объективных качеств, стимуляции и внутренних мотивационных факторов
(школа New Look).

  Так, Дж. Р. Брунер и Л. Постмэн различают
автохтонные и директивные факторы восприятия. Первые определяются
непосредственно свойствами сенсорики человека, благодаря которым
формируется представление об относительно простых качествах объекта.
Директивные факторы восприятия отражают прошлый опыт человека, его
эмоциональные состояния, установки и потребности.

  В
предложенной авторами когнитивной теории восприятия роль внутреннего,
директивного фактора играет «гипотеза», в концепциях других авторов —
«установки», «ожидания», «схемы» и т.д. Действие этих факторов
обусловливает избирательность, сенсибилизацию или искажение восприятия.

 
Другое направление, представленное Г. Виткиным и его сотрудниками,
поставило вопрос о соотношении способа восприятия человека и его
личностной организации. По мнению представителей этого направления,
испытуемые при выполнении различных перцептивных задач проявляют
некоторые характерные способы восприятия. Так, при выполнении задания,
в котором необходимо было правильное восприятие какого-то элемента
перцептивного поля, одни испытуемые принимали за точку «отсчета»
проприоцептивные ощущения собственного тела, другие — ориентировались
преимущественно на впечатления от «внешнего» зрительного поля. Эту
особенность восприятия Г. Виткин называл зависимостью (независимостью)
от «поля», которая, по мнению автора, связана с определенной личностной
структурой. При этом подчеркивалось, что в восприятии психически
больных описанная зависимость или независимость от «поля» особенно
выражена.

  К третьему направлению следует отнести работы
зарубежных авторов, стремящихся доказать, что восприятие обеспечивает
адаптацию личности к внешнему миру и отражает уровень ее адаптации.

 
Такое понимание функции восприятия вытекает из принятой в американской
психологии концепции личности: «личность» трактуется как, некая
интегративная система, которая обеспечивает целостность и постоянство
поведения индивида и которая постоянно подвергается опасности
разрушения либо со стороны запретных инстинктивных направлений, либо со
стороны налагаемых внешним миром требований.

  Наличие такого
постоянно действующего конфликта создает определенный уровень
тревожности. При его возрастании пускаются в ход механизмы
«психологической защиты», целью которых является устранение источника
беспокойства и возвращение личности к состоянию комфорта. Не касаясь
проблемы психологической защиты (впервые описанной 3. Фрейдом и А.
Фрейд), требующей специального рассмотрения, остановимся лишь на той ее
форме, которая привлекают внимание современных исследователей
восприятия за рубежом и названа «перцептивной защитой».

 
Приведение в действие механизма «перцептивной защиты» связано, как
подчеркивают многие авторы, со степенью структурированности
перцептивного материала. Неопределенная, конфликтная или незнакомая
ситуация, требующая перестройки поведенческих схем, приспособления к
новым ситуационным взаимоотношениям, может привести к возрастанию
уровня тревожности. «Непереносимость неопределенности» вызывает
перцептивную защиту.

  Основным недостатком приведенных вкратце
исследований является эклектичность методологических позиций авторов,
пытающихся синтезировать понятия гештальтпсихологии и психоанализа.
Личностный компонент восприятия заключается для этих авторов в
агрессивных тенденциях, чувстве тревожности, дискомфорте. Из сферы
психологического анализа выпадает значение деятельности субъекта как
основной формы проявления личностной активности; выпадает роль
сформировавшихся в процессе этой деятельности социальных мотивов, их
иерархия, содержание и смыслообразующая функция.

  Между тем из
положений советской психологии вытекает, что смыслообразующая функция
мотивации играет роль и в процессе восприятия. Работами А. Н. Леонтьева
и Е.П. Кринчик показано, что введение подкрепления, имеющего различный
смысл для испытуемого, по-разному влияет на время реакции. Ими выявлен
характер переработки информации человеком, что нашло свое выражение в
схватывании статистических характеристик объекта, в оптимизации
деятельности испытуемого при построении вероятностной модели.
Деятельность восприятия включает в себя основную характеристику
человеческой психики — «пристрастность» (А. Н. Леонтьев). Поэтому
можно было предполагать, что процесс восприятия не только строится
различно в зависимости от того, какие мотивы будут побуждать и
направлять деятельность испытуемых, но можно было ожидать разную
структуру перцептивной деятельности у здоровых и больных людей, у
которых клиника диагностирует те или иные изменения личности.

70-unit.ucoz.ru