Внутренний финансовый контроль и аудит в органах исполнительной власти – Проект статьи руководителя проекта Михеева В. В. по вопросам организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления

Содержание

Совершенствование бюджетного законодательства в части ВФК и ВФА





Выбрать журналАктуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложенияАктуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйствеБухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятияхБухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйствеБухгалтер КрымаАптека: бухгалтерский учет и налогообложениеЖилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложениеНалог на прибыльНДС: проблемы и решенияОплата труда: бухгалтерский учет и налогообложениеСтроительство: акты и комментарии для бухгалтераСтроительство: бухгалтерский учет и налогообложениеТуристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложениеУпрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложениеУслуги связи: бухгалтерский учет и налогообложениеГодовой отчет. Упрощенная система налогообложенияГодовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйствоОплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложениеАвтономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтераАвтономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложениеБюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтераБюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложениеКазенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтераКазенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложениеОплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтераОтдел кадров государственного (муниципального) учрежденияРазъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфереРевизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учрежденийРуководитель автономного учрежденияРуководитель бюджетной организацииСиловые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложениеГодовой отчет для автономных учрежденийГодовой отчет для учреждений культуры и искусстваГодовой отчет для бюджетных организацийРевизии и проверки государственных (муниципальных) учрежденийГодовой отчет для учреждений образованияГодовой отчет для учреждений здравоохраненияГодовой отчет для казенных учреждений



Год20172018



НомерЛюбой



ВидПечатная версияЭлектронная версия

www.audar-press.ru

О проведении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении бюджетных и автономных учреждений

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/

В редакцию поступила просьба разъяснить вопрос о правомерности осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении подведомственными им бюджетных и автономных учреждений. Рассмотрим данный вопрос.

Внутренний финансовый контроль


Согласно ч. 1 ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль, направленный:


  • на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим распорядителем и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;


  • на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.


Главный администратор (администратор) доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим администратором и подведомственными ему администраторами доходов бюджета.


Главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета ведет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, этим администратором и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.


В соответствии с п. 3 Правил № 193 внутренний финансовый контроль ведется в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств федерального бюджета и получателя средств федерального бюджета, исполняющих бюджетные полномочия.


Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, курирующий структурные подразделения главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, в соответствии с распределением обязанностей.


Задачами внутреннего финансового контроля являются:


  • управление рисками полного или частичного недостижения результатов выполнения внутренних бюджетных процедур;


  • оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление главными администраторами (администраторами) и получателями бюджетных средств бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств;


  • повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.


С учетом вышеизложенного внутренний финансовый контроль главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета осуществляется в отношении самих себя и подведомственных им распорядителям, администраторам и получателям бюджетных средств.


Порядок внутреннего финансового контроля должен быть установлен Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Правила осуществления указанными органами (лицами) внутреннего финансового контроля – Правила № 193. Кроме того, следует руководствоваться Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденными Приказом Минфина РФ от 07.09.2016 № 356.


Напомним, что получателями бюджетных средств признаются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

Читайте также

  • Новое в бухгалтерском учете и отчетности учреждений с 2017 года
  • Представления и предписания контрольных органов
  • Проверка форм бухгалтерской отчетности
  • Совершенствование условий осуществления финансового контроля
  • Внесены изменения в Инструкцию № 157н


Исходя из положений ст. 6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не являются главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, получателями бюджетных средств и не относятся к участникам бюджетного процесса.


С учетом вышеизложенного, поскольку ни бюджетные, ни автономные учреждения (за исключением отдельных случаев) не являются участниками бюджетного процесса, положения БК РФ о порядке ведения внутреннего финансового контроля на них не распространяются и такие проверки в отношении них не должны осуществляться. Исключение из данного правила – случаи возложения на них полномочий получателя бюджетных средств. Так, в силу ч. 4 ст. 79 БК РФ органы государственной власти, управления государственными внебюджетными фондами, местного самоуправления вправе передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию данных объектов) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых названные органы выполняют функции и полномочия учредителей.


Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, объектом обложения которыми признается указанное имущество, в том числе земельные участки.


В соответствии со ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.


Следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение госзадания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет учреждения субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, и, как мы уже отметили выше, в отношении бюджетных и автономных учреждений (за исключением определенных случаев) не может осуществляться внутренний финансовый контроль.

Внутренний финансовый аудит


Согласно ч. 4 ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) (далее – главные распорядители бюджетных средств) обязаны осуществлять на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит. Он осуществляется в целях:


  • оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;


  • подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;


  • подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.


Порядок внутреннего финансового аудита должен быть установлен Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Правила осуществления главными распорядителями средств федерального бюджета такого аудита – Правила № 193. Именно этим документом должно руководствоваться, например, Минобрнауки при проведении внутреннего финансового аудита. Кроме того, в целях обеспечения единообразного подхода к такому аудиту Приказом Минфина РФ от 30.12.2016 № 822 утверждены специальные методические рекомендации, которые, соответственно, носят рекомендательный характер и направлены на оказание помощи главным распорядителям бюджетных средств в ходе внутреннего финансового аудита.


В силу п. 30 Правил № 193 объектами указанного аудита являются структурные подразделения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, подведомственные ему распорядители и получатели бюджетных средств.


Таким образом, как и в случае с внутренним финансовым контролем, внутренний финансовый аудит может осуществляться в отношении бюджетных и автономных учреждений исключительно в ситуациях, когда им переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.


Обратите внимание: аналогичный вывод сделал Минфин в Письме от 12.04.2017 № 02-02-05/21864.

Ведомственный контроль


Может возникнуть вопрос, на основании чего и в каком порядке должен осуществляться контроль за подведомственными бюджетными и автономными учреждениями. Напомним, что в силу п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений ведется:


  • федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;


  • в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ;


  • в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.


Для автономных учреждений аналогичный порядок установлен п. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».


Кроме того, следует отметить, что в силу пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.


Таким образом, финансовый контроль за деятельностью бюджетных, казенных и автономных учреждений, помимо органов государственного (муниципального) финансового контроля, должны осуществлять учредители данных учреждений. При этом в Письме от 20.08.2012 № 02-07-10/3259 Минфин отметил: с учетом реализации механизмов финансового обеспечения деятельности учреждений посредством предоставления субсидий акцент при проведении учредителем контрольных мероприятий смещается в сторону контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности.


Основными целями контроля за подведомственными бюджетными и автономными учреждениями являются:


  • анализ соответствия объемов и (или) качества предоставляемых учреждением государственных услуг (выполняемых работ) государственному заданию;


  • выявление отклонений в деятельности учреждения по исполнению государственного задания (соотношение плановых и фактических значений результатов, осуществление дополнительных видов деятельности при невыполнении или некачественном выполнении основных видов деятельности) и выработка рекомендаций по их устранению;


  • определение правомерности, эффективности и целевого характера использования средств при осуществлении деятельности учреждения;


  • оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;


  • формирование информационной базы об объеме и качестве предоставляемых в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета.


В Письме от 12.04.2017 № 02-02-05/21864 Минфин отмечает, что в соответствии с п. 6 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, субъект учета в целях организации бухгалтерского учета формирует свою учетную политику При этом актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухучета учетную политику, утверждается в том числе порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля. При разработке указанного порядка Минфин рекомендует использовать подходы, предусмотренные Правилами № 193.


* * *


В заключение еще раз отметим, что внутренний финансовый контроль обязаны осуществлять все главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.


В свою очередь, внутренний финансовый аудит обязаны осуществлять все главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета. При этом указанная обязанность не исчезает и при отсутствии у данных органов подведомственных организаций.


Вместе с тем указанные органы не вправе осуществлять внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в отношении бюджетных и автономных учреждений.

субсидии казенное учреждение госуслуги

otchetonline.ru

Бюджетный контроль главных распорядителей бюджетных средств. Внутренний финансовый аудит

Финансовый контроль охватывает весь оборот государственных и муниципальных бюджетных средств и осуществляется по всем направлениям их получения, распределения и использования. Особое значение здесь принадлежит главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств, главным администраторам доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета, которые осуществляют контроль за своими подведомственными бюджетополучателями и администраторами.

Правовой статус главных распорядителей бюджетных средств как субъектов бюджетного контроля установлен ст. 269 БК, согласно которой они осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. В целях реализации контрольных полномочий главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Главный распорядитель бюджетных средств исполняет соответствующую часть бюджета и отвечает за целевое использование всех выделенных в его распоряжение бюджетных средств, достоверность и своевременное представление установленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета, эффективное использование бюджетных средств.

Как исполнитель соответствующей части бюджета, он составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за всеми подведомственными получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг. Для этих целей главный распорядитель бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

Кроме этого, главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.

Главный распорядитель бюджетных средств готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

Финансовый контроль главных распорядителей бюджетных средств осуществляется соответствующей финансово-бухгалтерской службой или специально создаваемой в их структуре самостоятельной службой ведомственного контроля.

Внутренний (ведомственный) финансовый контроль всегда считался важным условием обеспечения бюджетной дисциплины участников бюджетного процесса. В соответствии с письмом Минфина России от 26.07.1995 № 1-10/15-2433 «О ведомственном финансовом контроле», изданным по результатам рассмотрения отчетов свыше 20 министерств и ведомств, укрепление ведомственного финансового контроля рассматривалось как непременное условие для наведения порядка в использовании государственных средств и имущества. В государственных органах, сумевших сохранить ведомственный контроль и обновить положения, регламентирующие его деятельность, достигается реальная эффективность контроля, повышается ответственность должностных лиц за нарушения в использовании и необеспечение сохранности денежных средств и материальных ресурсов.

Разработка и внедрение системы внутреннего аудита позволяет выявлять эффективность деятельности структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение поставленных задач, а также производить оценку целесообразности расходования бюджетных расходов.

Ведомственный бюджетный контроль осуществляется в границах компетенции отдельного министерства или ведомства (внутриведомственный контроль) контрольно-ревизионными управлениями, иными структурами министерств, ведомств и органов государственного управления. Объектом данного вида бюджетного контроля является деятельность подотчетных предприятий, учреждений и организаций. Внутренний финансовый аудит проводится не реже одного раза в год посредством комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в упреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные с нарушением финансового законодательства, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение одного месяца после выявления контролирующим органом указанных нарушений.

Внутренний бюджетный контроль осуществляется в отношении собственной финансовой деятельности участников бюджетного процесса, неразрывно связан с задачами, поставленными перед каждым участником бюджетного процесса, и позволяет проверить, насколько эффективно участники бюджетного процесса справляются с их выполнением.

Появление внутреннего финансового аудита обусловлено современным этапом реформирования сферы государственного управления. В условиях внедрения бюджетирования, ориентированного на конечный результат, контроль за участниками бюджетного процесса не может ограничиваться только проверкой законности и целевого использования бюджетных средств — он должен включать анализ эффективности бюджетных расходов по сравнению с достигнутыми целями.

psyera.ru

Методические рекомендации по разработке Порядка осуществления внутреннего финансового контроля в органах исполнительной власти Республики Карелия

Утверждены приказом

Министерства финансов

Республики Карелия

от « » декабря 2011 г. №

Методические рекомендации по разработке Порядка осуществления внутреннего финансового контроля в органах исполнительной власти Республики Карелия
1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методологической помощи по разработке Порядка осуществления внутреннего финансового контроля в органах исполнительной власти Республики Карелия.

2. В соответствии со статьей 270.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие

разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета,

составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета,

а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

Различия внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита определяются в способах достижения его целей и задач (приведены ниже):

Параметры различийВнутренний финансовый контрольВнутренний аудит
Организация процессаВключен в систему управленияФункциональная независимость
Периодичность действийСистематически (как постоянный процесс)Периодически (по плану аудиторских проверок)
РезультатыВыводы о выявленных нарушениях законного и целевого использования средств в форме отчета о результатах контрольного мероприятия
Представления руководству
Оценка состояния
Оценка эффективности используемых систем внутреннего контроля

Рекомендации по улучшению организации и повышению эффективности

Внутренний финансовый контроль определяется как деятельность органов государственной власти направленная на контроль:

— соблюдения бюджетного законодательства,

— достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;

-экономности, результативности и эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Внутренний финансовый контроль, организуемый органом исполнительной власти, определяется как процесс управления деятельностью с целью эффективного и результативного использования бюджетных ресурсов, сохранности его финансовых и нефинансовых активов, соблюдения законодательных требований и представления достоверной отчетности.

Внутренний финансовый контроль вводится для анализа и оценки степени достижения, поставленных целей и задач, за соответствием своей деятельности требованиям законодательства.

3. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля органа исполнительной власти должен устанавливать единые требования к проведению мероприятий внутреннего финансового контроля, в котором должны быть отражены цели, задачи, формы, виды, методы и организация внутреннего контроля в органе исполнительной власти.

4. Целями системы внутреннего финансового контроля в органах исполнительной власти являются:

обеспечение соблюдения действующего законодательства Российской Федерации и Республики Карелия;

повышение эффективности и результативности деятельности;

повышение качества осуществления государственных функций, оказания государственных услуг;

оптимизация расходования бюджетных ассигнований, выделяемых органу исполнительной власти Республики Карелия и подведомственным ему учреждениям.

5.Для реализации поставленных целей при осуществлении внутреннего финансового контроля необходимо решение следующих задач:

контроль достижения поставленных задач, количественно измеримых показателей выполнения задач, результатов деятельности, реализации программ и мероприятий;

внутренний финансовый контроль соблюдения порядка исполнения установленных процессов и процедур, административных и иных регламентов, проведения и учета соответствующих операций, отражения их в отчетности и соблюдения полномочий;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей деятельности, причин, лежащих в основе нарушений, внесение предложений для принятия мер по их предупреждению;

определение эффективности проводимых процессов и операций, а также использования финансовых и нефинансовых ресурсов;

определение целесообразности проводимых процессов и операций, применения действующих норм и правил их ведения;

представление объективной информации о соблюдении законодательных, иных нормативных правовых актов, количестве и качестве выполняемых государственных функций, предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ), и использовании государственных финансовых и нефинансовых ресурсов.

6. Внутренний финансовый аудит в органах исполнительной власти осуществляется в формах проверки и мониторинга законности и эффективности деятельности и использования бюджетных ассигнований, в отношении которых орган исполнительной власти осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя бюджетных средств на всех этапах бюджетного процесса.

Проверка представляет исследование конкретных вопросов (тем) деятельности объектов контроля.

Мониторинг представляет непрерывное или регулярное наблюдение за объектами контроля, анализ их хозяйственной деятельности как составной части управления на предмет определения её эффективности (результативности) на основе методик.

Предлагается осуществлять мониторинг соответствия планов деятельности структурных подразделений органа исполнительной власти, выполнения государственных заданий, планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений, установленным критериям.

Предлагаются примерные показатели для осуществления мониторинга (приложение), представляющие собой перечень критериев оценки и состоящие из 6 критериев качества (стратегия развития органов исполнительной власти, деятельность органов исполнительной власти, система управления — организация и взаимодействие, система управления — бюджетные средства, система управления – трудовые ресурсы, система управления — информационные ресурсы). Каждая степень оценивается в баллах как произведение соответствующего уровня критерия (от 0 до 2 баллов) и веса критерия (от 0,15 до 0,25).

По результатам проведения мониторинга по каждому структурному подразделению органа исполнительной власти, подведомственному учреждению принимается решение, которое содержит замечания и рекомендации.

7. При подготовке Порядка осуществления внутреннего финансового контроля определяются:

-структурные подразделения органов исполнительной власти Республики Карелия и (или) должностные лица органа исполнительной власти Республики Карелия, на которых возлагаются соответствующие функции;

-руководитель (заместитель руководителя) органа исполнительной власти, который организует и координирует деятельность подразделения (должностных лиц), осуществляющего внутренний финансовый контроль.

8. Направлениями внутреннего финансового контроля могут являются:

контроль и проверка исполнения принятых законодательных и нормативных правовых актов в органах исполнительной власти Республики Карелия, а также в подведомственных им учреждениях;

оценка эффективности деятельности структурных подразделений и подведомственных учреждений;

оценка качества планирования деятельности и результатов деятельности структурных подразделений и подведомственных учреждений;

контроль и проверка исполнения принятых обязательств;

проверка организации и постановки бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в подведомственных учреждениях;

проверка достоверности, полноты и своевременности подготовки финансовых и иных отчетов;

анализ результативности и эффективности использования ресурсов, выявление финансовых резервов, а также направлений привлечения дополнительных финансовых ресурсов;

проведение сравнительного анализа результативности и эффективности бюджетных расходов по аналогичным учреждениям;

проверка исполнения программ на соответствие результатов заявленным целям, задачам, планируемым показателям результативности;

контроль за своевременностью разработки и принятия нормативных правовых актов, необходимых для своевременного исполнения бюджетных обязательств, разработки и исполнения государственных заданий, заданий учредителя;

внесение предложений об отказе от излишних функций, об устранении административных барьеров, и об отказе предоставления невостребованных услуг, о внедрении новых услуг и новых форм предоставления государственных услуг в соответствии с возникшей потребностью в них;

оценка качества планирования и эффективности бюджетных расходов органа исполнительной власти, государственных учреждений на стадии планирования и по результатам фактически произведенных расходов;

внесение предложений о переводе части бюджетных ассигнований на осуществление текущей деятельности в разряд программных мероприятий с утверждением конкретных конечных результатов, которые планируется достичь в ходе реализации программных мероприятий;

подготовка актов, рекомендаций руководителю органа исполнительной власти Республики Карелия, в котором проводилась проверка;

контроль за обеспечением информационной прозрачности процесса управления на всех этапах деятельности органа исполнительной власти Республики Карелия, подведомственного ему учреждения;

контроль за организацией систем бюджетирования, планирования структурных подразделений и подведомственных учреждений;

анализ адекватности системы документации и документооборота;

анализ объективности и адекватности государственных заданий, планов финансово-хозяйственной деятельности;

контроль за соблюдением действующего законодательства и работа с внешними органами контроля;

предупреждение нецелевого и неэффективного использования средств бюджета.

9. К объектам внутреннего финансового контроля органов исполнительной власти относятся:

структурные подразделения органа исполнительной власти;

подведомственные учреждения;

иные юридические лица, которым предоставляются субсидии из бюджета данным органом исполнительной власти.

10. Мероприятия в системе внутреннего финансового контроля могут реализовываться путем аудита эффективности деятельности и использования бюджетных средств (далее — аудит эффективности)

Под аудитом эффективности понимается деятельность, осуществляемая организационно и/или функционально независимым аудитором (сотрудником органа исполнительной власти) для оценки соответствия результатов деятельности объекта контроля установленным целям и задачам, оценки способа их достижения и подготовки рекомендаций по повышению эффективности этой деятельности.

Аудит эффективности включает проверку экономности использования бюджетных средств, затраченных на достижение конкретных результатов деятельности объекта контроля; проверку эффективности использования объектом контроля трудовых, финансовых и прочих ресурсов в процессе деятельности, а также использования информационных систем и технологий; проверку результативности деятельности объекта контроля по выполнению поставленных перед ним задач, достижению целевых (плановых) показателей с учетом объема выделенных для этого бюджетных средств.

Такой контроль включает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе организационную и административные системы.

Основу аудита эффективности составляют такие ключевые вопросы, как процедуры выбора показателей оценки деятельности органа исполнительной власти, определения критериев оценки деятельности органа исполнительной власти, расчета отклонений достигнутых значений от целевых, а также выявления причин этих отклонений и возможных проблем в достижении установленных целей.

Рекомендуется определиться с группами показателей оценки деятельности структурных подразделений органа исполнительной власти и подведомственных учреждений, в том числе показатели непосредственных результатов и показатели конечных результатов.

В качестве показателей непосредственных результатов могут быть установлены показатели, характеризующие объем и качество выполнения государственных функций, государственных услуг, оказанных структурным подразделением и/или подведомственным учреждением внешним потребителям. При этом, предполагается что эти показатели находятся в компетенции и под контролем данного подразделения (учреждения).

Основными направлениями аудита эффективности деятельности органа исполнительной власти являются:

своевременное выявление и анализ рисков, связанных с достижением стратегических целей, тактических задач, выполнение целевых программ;

обеспечение достоверности информации и отчетности органа исполнительной власти;

выполнение государственных заданий, планов финансово-хозяйственной деятельности, планов работы структурных подразделений;

содействие построению оптимальной организационной структуры органа исполнительной власти, соответствующей стратегическим целям и тактическим задачам, стоящим перед органом исполнительной власти;

соблюдение требований правовых актов, регулирующих деятельность органа исполнительной власти.

11. Порядком осуществления внутреннего финансового контроля определяются сроки и последовательность действий (административные процедуры) при организации и осуществлении внутреннего финансового контроля, основными этапами проведения которого являются:

-планирование — утверждение перечня, сроков и объема (содержания) контрольных мероприятий;

-проведение контрольных мероприятий — непосредственная проверка порядка планирования и использования бюджетных ассигнований;

Проведение контрольного мероприятия включает в себя подготовку к проведению контрольного мероприятия, проведение контрольного мероприятия, документирование результатов контрольного мероприятия;

— анализ результатов контрольных мероприятий — деятельность по определению основных параметров функционирования органа исполнительной власти и подведомственных ему организаций, выявление причин и условий для неээфективных действий, неэффективного использования бюджетных средств, допущенных нарушений действующего законодательства;

-устранение причин и условий для неээфективных действий, неэффективного использования бюджетных средств, допущенных выявленных нарушений — деятельность по разработке рекомендаций по устранению причин и условий выявленных фактов, привлечение к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.

12. Рекомендуется осуществлять планирование контрольной деятельности путем составления и утверждения плана контрольной деятельности на год.

По решению руководителя органа исполнительной власти могут осуществляться внеплановые контрольные мероприятия.

При планировании контрольной деятельности следует учитывать:

своевременность и периодичность проведения контрольных мероприятий;

реальность сроков проведения контрольных мероприятий;

равномерность нагрузки на должностных лиц.

13. Рекомендуется при подготовке к проведению контрольного мероприятия органом исполнительной власти:

издания приказа о проведении контрольного мероприятия;

осуществления сбора информации об объекте контроля, необходимой для организации контрольного мероприятия;

определения этапов проведения контрольного мероприятия, в том числе последовательность проверки направлений деятельности объекта контроля;

составления программы контрольного мероприятия.

14. При разработке Порядка осуществления внутреннего финансового контроля необходимо учесть, что результаты проведения контрольного мероприятия документируются в акте по результатам контрольного мероприятия (далее — акт) с приложением рабочей документации (документов и иных материалов, подготавливаемых либо получаемых в связи с проведением контрольного мероприятия).

Рабочая документация включает в себя:

документы, отражающие подготовку контрольного мероприятия, включая программу контрольного мероприятия;

письменные заявления, полученные от должностных лиц и иных работников объекта контроля;

копии документов объекта контроля, подтверждающие неэффективные действия, неэффективное использование бюджетных средств, выявленные нарушения.

Должностные лица, участвовавшие в контрольном мероприятии, несут персональную ответственность за обеспечение конфиденциальности и сохранности рабочей документации.

Акт содержит:

информацию о результатах проведенного контрольного мероприятия;

идентификацию объекта и предмета контроля;

цели и объем (процент выборки) контрольного мероприятия;

указание на документы (распоряжения, программы контрольных мероприятий, регламенты, положения, стандарты, иные документы), используемые в ходе проведения контрольных мероприятий.

В акте при описании нарушения или несоответствия, выявленного в ходе контрольного мероприятия, указывается:

какие нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Карелия были нарушены должностным лицом объекта контроля;

какие действия повлекли неэффективное использование бюджетных средств;

какие действия и их причины являются неэффективными;

к какому периоду относится выявленное нарушение или несоответствие;

в чем выразилось нарушение или несоответствие;

документально подтвержденные факты нарушения или несоответствия;

должностное лицо объекта контроля, допустившее нарушение или несоответствие.

Если в ходе контрольного мероприятия отсутствует возможность установить должностное лицо объекта контроля, допустившее нарушение или несоответствие неэффективных действий или неэффективного использования бюджетных средств, в акте в качестве должностного лица объекта контроля, допустившего нарушение или несоответствие, указывается руководитель структурного подразделения, подведомственного учреждения, объекта контроля, отвечающий за проверяемое направление деятельности.

В акте не допускаются:

предположения, факты, не подтвержденные документально;

морально-этическая оценка действий должностных лиц объекта контроля;

помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления;

информация о деятельности объекта контроля, не относящаяся к предмету контрольного мероприятия.

Приложение к методическим

рекомендациям

kurs.znate.ru

ВЕДОМСТВЕННЫЙ (ВНУТРЕННИЙ) ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ И АУДИТ: ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Проведение оперативного контроля за ходом исполнения Закона Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан

Подробнее

ОПИСАНИЕ. БАРС. Управление финансами

ОПИСАНИЕ БАРС. Управление финансами О продукте Управление государственными финансами обеспечивает программный комплекс «БАРС. Управление финансами. Решение основано на облачных технологиях, приближено

Подробнее

ЭКОНОМИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ЭКОНОМИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ О.А. Кулаго Уровни правового регулирования бюджетного учета и отчетности в государственных высших учебных заведениях Рассмотрена система регулирования бюджетного учета в Российской

Подробнее

МОДЕЛИ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ

Государственные финансы 31 (169) 2013 УДК 336.1 МОДЕЛИ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ Н. В. БУДАГОВА, магистр экономики Европейского Союза, аспирантка кафедры антикризисного управления социально-экономическими

Подробнее

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Правовой режим в сфере безопасности дорожного движения В. И. Майоров Рассматриваются вопросы безопасности дорожного движения и способы организационного и правового регулирования

Подробнее

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ 1. Система государственного управления в РФ. Органы государственной власти в РФ и их классификация. 2. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность. Администрация

Подробнее

/ декабря 2015 года б > р г. Калининград

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРИКАЗ / декабря 2015 года б > р г. Калининград Об утверждении порядка проведения ведомственных проверок Для обеспечения контроля

Подробнее

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА Г. МАХАЧКАЛЫ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА Г. МАХАЧКАЛЫ Методические рекомендации по проверке годовой бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств при организации внешней проверки годового отчёта об исполнении

Подробнее

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Результаты диагностики текущего состояния систем управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в федеральных органах исполнительной власти, органах

Подробнее

2. Основные задачи бухгалтерии

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет назначение, цели, задачи, функции, права, ответственность и основы деятельности бухгалтерии. 1.2. Бухгалтерия является самостоятельным структурным

Подробнее

Территориальные органы

Заместитель руководителя Федерального А.Ю. Демидов 1 План выступления I. Организационно-функциональная модель Федерального 1. Типы организационной структуры Федерального 2. Организационно-штатная структура

Подробнее

Репозиторий БНТУ УДК

УДК 658.562 158 НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ Каблашова И.В., д-р экон. наук, доцент Воронежский государственный технический университет Воронеж, Российская

Подробнее

Финансовый рынок 17 (155) 2013

УДК 336.3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Э. В. ПЕШИНА, доктор экономических наук,

Подробнее

Бухгалтерский управленческий учет

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ Бухгалтерский управленческий учет Направление

Подробнее

Система внутреннего контроля

Система внутреннего контроля Согласно требованиям законодательства Республики Беларусь в ЗАО «ТК Банк» (далее Банк) организована система внутреннего контроля, обеспечивающая надлежащий уровень финансовой

Подробнее

* Финансово-кредитный факультет

* Финансово-кредитный * Учетно-статистический * Менеджмента и маркетинга * Непрерывного обучения * Финансово-кредитный факультет Факультет Специальность Специализация ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ Финансы и кредит

Подробнее

1. ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ

— порядок оформления бухгалтерских операций и организации документооборота по участкам учета, списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, приемки, оприходования,

Подробнее

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 10 мая 2014 г. 793-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемую Концепцию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования

Подробнее

Отчет о выполнении 1-го этапа работ

Отчет о выполнении 1-го этапа работ по контракту RFTAP/SBCQ/1.19 «Развитие нормативной правовой базы системы государственного и муниципального финансового контроля» Содержание 1) Концепция развития государственного

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ О БУХГАЛТЕРИИ

ПОЛОЖЕНИЕ О БУХГАЛТЕРИИ государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Балаковский промышленно-транспортный техникум им. Н.В. Грибанова» БАЛАКОВО 2014 1.

Подробнее

docplayer.ru