Внутренние угрозы россии – CGI script error

Содержание

Внешние угрозы России — ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности

 

Теперь это, в первую очередь:

  • общая для всех народов мира угроза экологической катастрофы от использования мощных технологий преобразования природной окружающей среды;

  • угрозы информационная, экономическая и экологическая со стороны стран, осуществляющих тактику «западнизации» мирового сообщества;

  • угрозы применения оружия массового поражения при международных конфликтах, приобретших масштабы столкновения цивилизаций.

Сложность обстановки заключается в том, что угроза экологической катастрофы требует формирования психологии единства человечества перед лицом небывалой общей опасности, научной разработки и воплощения национальных программ перехода на устойчивое развитие с учётом интересов всех участников мирового сообщества. Однако при этом страны, осуществляющие тактику «западнизации», активно используют сложившуюся ситуацию. Поэтому государства, подвергающиеся их всестороннему давлению (в том числе Россия), в целях выживания не должны забывать о своих собственных национальных интересах в условиях внешних угроз, приобретших беспрецедентный характер. Пока что реальная ситуация недостаточно осознаётся большинством народа. Как справедливо замечено, люди обычно по инерции ориентируются на условия прошлых времён – например, военные, которые «как правило, готовятся к прошлой войне». Поэтому значимость внешних угроз, которые подробно перечислены в Концепции национальной безопасности России, должна быть осознана гражданами страны с позиций, прежде всего, столкновения и судьбы цивилизаций и народов в предстоящем периоде перехода к устойчивому развитию с его неизбежной «стабилизацией» численности человечества.

Так, информационная угроза со стороны стран, стремящихся к доминированию, связана не просто с «вытеснением России с внешнего и внутреннего информационного рынка», с безликим «воздействием на информационную сферу страны», с «несанкционированным доступом к информационным ресурсам» (формулировки Концепции), но — с опасностью утраты Россией единой национальной культуры и, далее, единства и жизнеспособности нации. Исходит она от захвата глобального информационного пространства мира западной цивилизацией и пропагандой унифицированной массовой культуры, «американского образа жизни», прелестей «общества потребления» с помощью созданных ею технологий.

Экономическая и экологическая угрозы представляют собой возможность подчинения экономики России мировой экономике на правах ресурсного и экологического донора, использования территории страны для размещения экологически вредных производств и отходов. Следует осознать, что ведут эти угрозы не просто к неким «ущербам», но, фактически, к геноциду многонациональной русской нации в новой эпохе (например, перевозка и хранение ядерных отходов в «надёжных» вагонах и хранилищах при вполне возможных террористических актах способны мгновенно создавать удесятерённые Чернобыли).

Комплекс мощных взаимосвязанных угроз со стороны стран Запада поддерживается угрозой локального 

военно-полицейского наказания в случае сопротивления «мирным» средствам давления (по примеру Югославии или Ирака), усиливающейся по мере старения советских ракетно-ядерных сил обороны. Надо понимать, что такое «наказание» приведёт к разгрому страны и, опять же, к геноциду населения в новой эпохе.

Другие угрозы.

В конце XX — начале XXI века в мире появились угрозы масштабного терроризма из-за стремления отсталых народов нецивилизованным способом противостоять экспансии «цивилизованных» стран. Эти угрозы непрерывно транслируются средствами массовой информации, но надо видеть все особенности происходящего. С одной стороны, призывы США к совместной борьбе против «мирового» (читай исламского)

 терроризма направлены на инициирование столкновения других цивилизаций в интересах Запада. С другой стороны, для многонациональной федеративной России угроза терроризма действительно опасна через связь центров мирового терроризма (возникших, в основном, с подачи США) с внутренним терроризмом националистических шовинистов.

Традиционные внешние угрозы военного характера в виде пограничных конфликтов и вооружённого захвата территорий России, богатых ресурсами, продолжают существовать со стороны стран, наращивающих численность своего населения вопреки тенденциям новой эпохи. Военные угрозы требуют постоянного внимания к военной подготовке молодёжи и к вопросам вооружения, соответствующего современным условиям.

Не меньшей угрозой является и мирная диффузия населения соседних стран на территорию России, преобразующая этнический состав и основы русской цивилизации.

Краткий итог. Внешние угрозы национальной безопасности в новой эпохе приобрели новый характер. В официальной Концепции национальной безопасности России на первое место поставлены экономические и военные угрозы, однако «холодная война» была проиграна великой державой СССР в информационной сфере при атаке на ментальные и культурные основы нации. В число внешних угроз вошли возможность замещения коренного населения соседними этносами с другой культурой, а также угроза глобальной катастрофы.

 

Л.М.Власова, В.В.Сапронов, Е.С.Фрумкина, Л.И.Шершнев БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Современный комплекс проблем безопасности / Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений / Под редакцией Сапронова В.В. Москва 2009

xn--90akw.xn--p1ai

1. Угрозы безопасности: внешние, внутренние, трансграничные. Главные угрозы для безопасности России

Похожие главы из других работ:

Актуальные проблемы российской правовой политики

3.1 Российская правовая политика: вызовы и угрозы 21 века

В настоящее время у нас существует множество угроз, вызовов и рисков, порождающих не только у нас крайнее беспокойство и страх…

Географическое положение и безопасность России

2. Внешние геополитические поля

Распределим геополитические интересы и проблемы: Первое поле — новое зарубежье, в котором условно выделены сектора: Государства Прибалтики (Балтии). Основные противоречия России с ними касаются дискриминации живущих в них этнических русских…

Географическое положение и безопасность России

5. Глобальные и региональные геополитические вызовы (угрозы) России

При наличии четкой корреляции между геополитическими вызовами и угрозами национальной безопасности следует ясно осознавать, что геополитические вызовы имеют долговременный характер и обусловлены не только географическим положением страны…

Главные угрозы для безопасности России

1. Угрозы безопасности: внешние, внутренние, трансграничные

Сегодня существует несколько типов угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные…

Главные угрозы для безопасности России

2. Угрозы национальной экономической безопасности

Экономические угрозы заключены в экономических отношениях, в экономических категориях — изменении курсов валют, процентных ставок, цен, нарушениях обязательств по контрактам и т.д. Объектами экономических угроз являются экономики целых стран…

Главные угрозы для безопасности России

2. Угрозы национальной экономической безопасности

Экономические угрозы заключены в экономических отношениях, в экономических категориях — изменении курсов валют, процентных ставок, цен, нарушениях обязательств по контрактам и т.д. Объектами экономических угроз являются экономики целых стран…

Демократия: критерии, преимущества (Р. Даль, С. Хантингтон)

3.3 Внутренние противоречия демократии

Все факторы, влияющие на становление демократии, так или иначе проявляются в волевом замысле элитарных кругов, ставящих целью создание в собственной стране демократических политических порядков…

Конфликтное измерение национальной безопасности в современной России

3.1 Внутренние конфликтные угрозы национальной безопасности

Прежде всего следует дать определение понятию “угроза», что именно понимать под этим понятием. Согласно «Толковому словарю русского языка» Толковый русский словарь. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 2004 (http://ak.ak22.net/dict/)….

Международная безопасность и глобальные политические процессы

2. Изменение среды безопасности и новые глобальные угрозы

В условиях распада жесткой биполярной структуры, определявшей степень и характер участия не только в «высокой» (касающейся вопросов безопасности, войны и мира), но и «низкой» политике (охватывающей вопросы культурных обменов…

Национальная безопасность: сущность и основные понятия

2.3 Понятия «опасности, угрозы, вызовы, риски, ущерб»

Опасность — вполне осознаваемая, объективно существующая, но не фатальная вероятность (возможность) негативного воздействия на социальный организм или на что-либо, определяемая наличием объективных и субъективных факторов…

Политическая безопасность Юга России

2.1 Угрозы политической безопасности Юга России

Южно-российский регион складывался почти три сотни лет, последовательно охватывая низовья Волги и Дона, левобережье Терека, Кабарду, Дагестана, степи западного Предкавказья и наконец горные территории Кавказа и его Черноморского побережья…

Политическая безопасность Юга России

2.1 Угрозы политической безопасности Юга России

Южно-российский регион складывался почти три сотни лет, последовательно охватывая низовья Волги и Дона, левобережье Терека, Кабарду, Дагестана, степи западного Предкавказья и наконец горные территории Кавказа и его Черноморского побережья…

Политические процессы и политические отношения в Малайзии

2. Внутренние политические процессы. Дестабилизация ситуации в стране

Внутренняя политика Малайзии определяется концепцией «Видение 2020 года», в соответствии с которой страна к указанному сроку должна превратиться в современное развитое государство…

Проблема безопасности Калининградского эксклава после расширения ЕС

1.3 Основные угрозы национальной безопасности России в направлении Калининградского региона

Драматизм ситуации с Калининградской областью для России определялся эксклавным положением региона и тем, что он фактически оказался внутри территории, являющейся зоной расширения НАТО и ЕС на постсоветском пространстве…

Путин В.В.: политический портрет

2.3 Внешние факторы и выводы

Ключи от стабильности в России по-прежнему находятся в руках участников мирового рынка нефти. За год президентства Путина не удалось снизить зависимость страны от экспорта энергоносителей…

polit.bobrodobro.ru

Внутренние угрозы национальной безопасности России — КиберПедия

Усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям. Это создает ряд проблем в обществе — тотальную неуверенность населения, его психологический дискомфорт, формирование крупных криминальных структур, наркоманию, алкоголизм, организованную преступность, проституцию;

Деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги. Снижение конкурентоспособности и тотальное сворачивание производства стимулирует увеличение объемов безработицы и снижает качество жизни населения. Ресурсная ориентация национальной экономики позволяет получать высокий доход, но никоим образом не обеспечивает устойчивый экономический рост;

Усиление неравномерности экономического развития регионов. Подобного рода ситуация закладывает проблему разрыва единого экономического пространства. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

Криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними. Многие предприниматели отказываются от правовых методов решения споров между собой, избегая свободной конкуренции, все чаще прибегают к помощи криминальных структур. Все это негативным образом сказывается на общей экономической конъюнктуре и препятствует выходу национальной экономики из кризиса;

Резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста — научно-технический потенциал — за истекшее десятилетие практически потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости. Будущее развитие экономики — за наукоемкими отраслями, для создания которых Россия сегодня не обладает достаточным научным потенциалом. Соответственно ставится под вопрос, место ли России в мировом хозяйстве;



Усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства. Проявление сепаратистских устремлений субъектами Федерации представляет собой реальную угрозу территориальной целостности России и существованию единого правового, политического и экономического пространства;

Усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве. Транслирует его ряд общественных объединений, в интересы которых не входит сохранение культурной и национальной целостности России;

Повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

Снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения. В результате наблюдается устойчивая тенденция к сокращению уровня рождаемости, продолжительности жизни населения. Снижение человеческого потенциала делает невозможным экономический рост и развитие промышленности;

Демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью. Катастрофическое снижение количества населения ставит проблему населенности территории России и удержания ею существующих границ.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны. Их ликвидация является нужной не только для создания должного уровня национальной безопасности, но и сохранения российской государственности. Вместе с внутренними, присутствуют и внешние угрозы национальной безопасности.

cyberpedia.su

Вопрос № 2. Внутренние угрозы национальной безопасности Российской Федерации, их источники и связь с внешними угрозами.


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 23Следующая ⇒

 

Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.

Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

 

Стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.

Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства — агрессора (коалиции государств).

Стратегическое сдерживание осуществляется с использованием экономических возможностей государства, включая ресурсную поддержку сил обеспечения национальной безопасности, путем развития системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также военной инфраструктуры и системы управления военной организацией государства.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мерпо выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе — коренное улучшение демографической ситуации.

Повышение качества жизни российских граждан гарантируется путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности.

Источниками угроз национальной безопасности могут стать такие факторы, как кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем, усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы, отставание в развитии передовых технологических укладов, повышающие стратегические риски зависимости от изменения внешних факторов.

Обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан будут способствовать снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании, противодействие преступным формированиям в легализации собственной экономической основы, достижение социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации, устойчивость финансово-банковской системы, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, доступность современного образования и здравоохранения, высокая социальная мобильность и поддержка социально значимой трудовой занятости, повышение квалификации и качества трудовых ресурсов, рациональная организация миграционных потоков.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах.

Обеспечение национальной безопасности за счет экономического ростадостигается путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования являются:

развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы;

повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкие уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются:

увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности;

совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи;

совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.

Одними из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются возникновение масштабных эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании и алкоголизма, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывают низкие эффективность системы медицинского страхования и качество подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения, недостаточный уровень социальных гарантий и оплаты труда медицинских работников и финансирования развития системы высокотехнологичной медицинской помощи, незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения медицинской помощью.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере культуры являются:

расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания современных территориально распределенных информационных фондов;

создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования;

содействие развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и поддержка региональных инициатив в сфере культуры.

Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры.

Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого — вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.

Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются:

сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты;

ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

На состояние национальной безопасности в экологической сфере негативное воздействие оказывают истощение мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, а также наличие в Российской Федерации экологически неблагополучных регионов.

 

Вывод: Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мерпо выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации.

К внутренним угрозам относят: попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;; незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации; деятельность сепаратистских организаций.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

3.Внутренние угрозы рф.

Существует три типу угроз: внешние, внутренние и трансграничные.

Сфера внутренних угроз: глубокий кризис в стране, высокая экономическая зависимость от зарубежных государств, демографическая катастрофа, терроризм, бандитизм, коррупция в системе власти, складирование на территории страны ядерных отходов, тяжелое социальное положение основной части граждан России

К основным внутренним угрозам следует отнести:

  1. Попытка насильственного изменения конституционного строя

  2. Подготовка и создание незаконных вооруженных формирований

  3. Незаконное распространение на территории РФ оружия

  4. Широкомасштабная деятельность организованной преступности

  5. Деятельность сепаратистских движений в стране

Угроза безопасности в социальной сфере- увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности приводит к возникновению реальной угрозы роста преступности и коррупции.

Увеличивается вероятность катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Кризисное состояние системы здравоохранения и социальной защиты населения, стремительное возрастание потребления алкоголя и наркотических веществ приводит к развитию угрозы физического здоровья нации.

Террористическая угроза – локальные конфликты, зачастую на этнической почве.

Вопрос №4. Внешние угрозы РФ. Их характеристика

  • действия правительств иностранных государств по расшатыванию целостности РФ, вмешательство во внутренние дела;

  • военные угрозы безопасности России;

  • неурегулированность территориальных споров и территориальные претензии к России;

  • свертывание интеграционных процессов в СНГ;

  • ослабление связей и устойчивых взаимоотношений РФ с соседями;

  • неустойчивость государственных структур власти в сопредельных странах;

  • вооруженные конфликты в сопредельных государствах, потенциально возможные военные конфликты в мире;

  • сужение роли России в международных делах;

  • возрастание гегемонизма США, стремление их к единоличному господству в однополярном мире;

  • международная преступность и терроризм, национально-этнические и религиозные проблемы;

  • распространение в мире ОМП и средств его доставки;

  • экономическая экспансия со стороны иностранных государств;

  • дальнейшая переориентация государств Восточной Европы, Балтии и Закавказья на Запад;

  • расширение НАТО;

  • соперничество между США, Японией и Китаем за лидерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе,

  • сохранение напряженности на Корейском полуострове;

  • стремление Турции, Ирана, Пакистана и Саудовской Аравии ослабить позиции России в регионе.

Вопрос №5. Обеспечение национальной безопасности РФ. Основные принципы обеспечения военной безопасности РФ

Главной целью обеспечения национальной безопасности РФ является создание и поддержание такого экономического, по­литического, международного и военно-стратегического положения стра­ны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личнос­ти, общества и государства и исключало опасность ослабления роли и значения РФ как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовать свои национальные инте­ресы на международной арене.

Особое значение в обеспечении национальной безопасности РФ имеет организация системы подготовки и принятия упреждающих решений по защите национальных интересов страны.

Обеспечение военной безопасности РФ является важнейшим направлением деятельности государства и главная ее цель – возможность России для адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в ХХI веке при рациональных затратах на национальную оборону.

Принципы обеспечения военной безопасности:

  • сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;

  • эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификация военных угроз, адекватность реагирования на них;

  • достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;

  • соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;

  • нанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.

В предотвращении войн и военных конфликтов РФ отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и прочим невоенным средствам. Вместе с тем, РФ должна иметь такой веский аргумент для защиты своей страны, как современные Вооруженные Силы, которые являются основой военной организации государства.

Вопрос №6. Военная доктрина Российской Федерации. Ее содержание.

Военная доктрина изложена в Указе Президента РФ от 5 февраля 2010 г № 146 «Об утверждении Военной доктрины РФ».

Военная доктрина РФ является одним из основных документов стратегического планирования в РФ и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту РФ.

Военная доктрина основана на положениях военной теории и направлена на ее дальнейшее развитие.

Военная доктрина отражает приверженность РФ к использованию политических, дипломатических, правовых, экономических, экологических, информационных, военных и других инструментов защиты национальных интересов РФ и интересов ее союзников.

В современных условиях РФ исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях. При этом ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы, рассматривается РФ как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности РФ и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира

studfiles.net

Угрозы военной безопасности Российской Федерации

Выявление и анализ угроз в российском экспертном сообществе затруднено из-за наличия следующих факторов[1]:

  • в российском общественном сознании еще не преодолены самоуспокоение и благодушие, порожденные демонтажем политической системы СССР, переходом к рыночной экономике и ощущением отсутствия внешних и внутренних угроз для страны;
  • в российской доктрине национальной безопасности и связанной с ней военной доктрине не обозначены достаточно определенно потенциальные внешние и внутренние угрозы России, что ведет к отсутствию их четкой классификации и ранжирования по степени важности и сравнительной динамики их нарастания;
  • вследствие влияния вышеуказанных факторов отсутствует четкое понимание причин и источников возникновения этих угроз, а также механизмов их предотвращения;
  • нет ясного понимания различий между военной угрозой, военной опасностью, вызовом, риском, а также отсутствуют четкие грани перехода военно-политической обстановки от одного состояния к другому в ходе ее развития.

Если опираться на современную терминологию в данной области, то безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее свои функции через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Основополагающим документом в этой области является «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»[2] (далее — Стратегия), в которой указано, что основными приоритетами в этой области (статья 23) являются: национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Угрозу национальной безопасности можно определить как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальные и потенциальные угрозы национальной безопасности страны, исходящие от внутренних и внешних источников, определяют содержание внутренней и внешней политики Российской Федерации.

В зависимости от источников, угрозы национальной безопасности РФ можно подразделить на три вида:

внутренние угрозы являются следствием неспособности политической и общественной систем страны к самосохранению и саморазвитию, слабости инновационного начала в развитии государства, неэффективности системы государственного регулирования экономики, неумения властей всех уровней находить разумный баланс интересов при преодолении внутренних противоречий и социальных конфликтов для нахождения таких путей развития общества, которые были бы адекватны как перспективным целям его развития, так и конкретной общественно-политической и экономической обстановке в стране;

внешние угрозы в целом соответствуют роли и месту России в мировой политической и экономической системах. Экономическая мощь государства непосредственно определяет его военную мощь, а их совокупность с такими факторами, как природные, территориальные и людские ресурсы, определяет геополитическую мощь государства на международной арене;

трансграничные угрозы совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз, источники и участники которых могут быть как внешние, так и внутренние. В последнее время значение трансграничных угроз для безопасности РФ имеет тенденцию к возрастанию.

Исторический опыт показывает, что наибольшую опасность для любого государства представляют его внутренние слабости, перерастающие в угрозы, которые при их длительном сохранении в условиях отсутствия эффективной социальной, экономической и военной политики делают страну уязвимой для внешних угроз. Взаимосвязь между внутренними и внешними угрозами определяется следующими факторами:

1. Ослабление экономической и финансовой мощи государства препятствует модернизации вооруженных сил с учетом особенностей и характера современных войн.

2. Экономическая слабость государства превращает страну в заложницу международных финансовых организаций, поскольку в этих условиях бюджетные ресурсы страны не могут обеспечить эффективное развитие экономики, а дефицит бюджета ведет к увеличению его расходов на обслуживание внешнего долга.

3. Неспособность отечественного товарного производства удовлетворять внутренний спрос ведет к зависимости экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка в его товарном и финансовом сегментах, прежде всего в сфере продовольствия, машин, оборудования и международных кредитов.

4. Наличие серьезных внутренних угроз лишает государство возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных производителей, способствовать экспорту конкурентоспособной продукции, завоевывать новые товарные рынки.

Что касается трансграничных угроз, то к ним в настоящее время можно отнести следующие:

1. Создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союзников.

2. Деятельность прямо или косвенно поддерживаемых из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан.

3. Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих безопасности Российской Федерации.

4. Применение современных информационно-сетевых технологий разрушения государственности против Российской Федерации и ее союзников.

5. Деятельность на территории РФ международных террористических организаций.

6. Деятельность наркобизнеса на территории РФ, включая транспортировку наркотиков по территории РФ в другие страны.

Действия по пресечению вышеперечисленных угроз должны осуществляться с учетом положений международного права, исходя из примата интересов национальной безопасности РФ и российского законодательства. В настоящее время уровень военной опасности для РФ можно расценивать как невысокий. Ни одна из существующих в мире конфликтных ситуаций не создает прямой военной угрозы безопасности Российской Федерации. Однако динамика мировой геополитической обстановки свидетельствует о том, что обеспечение безопасности РФ только за счет политико-дипломатических средств (членство в международных организациях, партнерские отношения с ведущими государствами мира, влияние и авторитет на международной арене) является не достаточным.

Это объясняется, прежде всего, существованием целого ряда факторов неопределенности. Под фактором неопределенности понимается ситуация, конфликт или процесс военно-политического свойства, развитие которых может существенно (а порой и непредсказуемо) изменить геополитическую обстановку в приоритетном для России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ. При этом многообразие сил и интересов участников данных процессов существенно затрудняет формулировку однозначного прогноза развития военно-политической обстановки.

В качестве наиболее значимых факторов неопределенности следует выделить:

1. Развитие военно-политической ситуации в ключевых регионах мира. На сегодняшний день основные субъекты международной политики действуют в условиях относительной транспарентности внешней политики и военно-стратегического планирования. Это обеспечивается существованием институтов демократии, парламентаризма и гражданского общества в ведущих странах мира. Это создает предпосылки для цивилизованного партнерства России с наиболее развитыми государствами мира, в том числе и в сфере военного сотрудничества. Любое изменение политической ситуации в какой-либо стране либо в военно-политическом блоке, в частности, отказ от отдельных компонентов демократии и непредсказуемость внешнеполитических решений, а также отход от принципов международного права, приведет к тому, что Россия будет вынуждена пересмотреть характер отношений с этими странами, следствием чего будет изменение ее военной политики.

2. Ситуация в приграничных с СНГ регионах. На сегодняшний день в большинстве регионов, сопредельных с территорией СНГ, складывается благоприятная для безопасности России обстановка. Однако в случае возникновения масштабной внутренней и межгосударственной напряженности в странах, граничащих с РФ или с СНГ, может потребоваться существенное изменение дислокации российских войск. Наиболее проблемной остается ситуация в Афганистане. Несмотря на отсутствие прямой военной угрозы, руководство России рассматривает данное направление как потенциально опасное. Это выражается, прежде всего, в контрабанде наркотиков из Афганистана через территории центрально-азиатских стран в Россию. Дестабилизация ситуации в Афганистане после вывода американских войск и их союзников из этой страны приведет к распространению исламского экстремизма в Центральной Азии. Это потребует усиления российской военной группировки на Южном стратегическом направлении.

3. Возможность придания ядерному оружию свойств реального военного инструмента. В настоящее время изучается вопрос допустимости применения ядерного оружия в локальных и региональных конфликтах за счет реализации новейших научно-технических разработок, превращающих это оружие в относительно «чистое» с точки зрения экологических последствий его применения. С другой стороны, тенденция применения вооруженных сил без санкции СБ ООН стимулирует востребованность оружия массового поражения среди региональных держав, стремящихся создать инструмент гарантированного сдерживания возможных враждебных действий со стороны ядерных держав. Указанная тенденция подрывает глобальную и региональную стабильность. Понижение порога применения ядерного оружия потребует от России перестройки системы принятия решений военно-политическим руководством страны и изменения подходов к сдерживанию угроз различного уровня.

В целом комплексная оценка угроз безопасности Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время главные угрозы ее безопасности имеют внутренний характер и лежат во внутриполитической, экономической, социальной и духовной сферах и носят преимущественно невоенный характер. Качественно новый характер отношений с ведущими государствами мира и минимальная вероятность развязывания против России крупномасштабной войны в обозримом будущем, при сохранении Россией ядерного потенциала сдерживания, позволяет перераспределить ресурсы государства и общества для решения первоочередных внутренних проблем безопасности.

Следует отметить, что сегодня комплексность и системность используемой отечественными экспертами методологии исследования угроз безопасности РФ лишь декларируются и подменяются построением некоего подобия базы данных в данной области. Это выражается в добавлении к имеющемуся множеству угроз целого ряда новых, образующихся вследствие интерпретации первоначального множества. Это приводит к абстрагированию от национальных интересов России, в связи с чем выявленные в процессе анализа сколь угодно незначительные неблагоприятные условия и факторы зачастую расцениваются как угрозы[3]. Чтобы этого не происходило, выявление угроз национальной безопасности России, и в первую очередь военных, необходимо проводить на фоне национальных интересов субъектов международной политики, в той или иной мере затрагивающих безопасность и национальные интересы РФ.

При этом следует подчеркнуть, что в основе национальных интересов тех или иных государств всегда лежат потребности, обусловленные их геополитическим положением и реальными геополитическими потенциалами, которые в условиях политики, проводимой их руководством, могут представлять угрозы национальным интересам России. Именно в такой системе координат следует рассматривать национальные интересы Российской Федерации на фоне национальных интересов ее основного оппонента — Соединенных Штатов Америки. Исследование связки понятий «национальные интересы оппонентов России — военные угрозы России» позволяет перейти к рассмотрению таких понятий, как «национальная безопасность» и «военная опасность», что превращает рассматриваемую систему в иерархическую структуру, вполне прозрачную для дальнейшего анализа. Национальные интересы государств, позиционирующих себя в качестве соперников России на международной арене, являются исходными пунктами при анализе всей совокупности проблем, касающихся национальной безопасности, военной опасности и определения военных угроз России.

Что касается национальных интересов Соединенных Штатов Америки, то при их рассмотрении следует опираться на Стратегию национальной безопасности США, главным императивом которой является удержание глобального лидерства. Этот принцип заложен в основу приоритетов, относящихся к национальным интересам США, которые можно классифицировать на жизненно важные и важные, которые уже были частично рассмотрены в разделе 3.1. К жизненно важным национальным интересам США относятся:

  • защита национальной территории;
  • победы в войнах с участием США;
  • сдерживание и урегулирование конфликтов;
  • победа в войне с терроризмом;
  • поддержание безусловного глобального военного превосходства.

Среди важных национальных интересов США можно выделить следующие:

  • расширение зон американского военно-политического и экономического влияния с последующим закреплением в них и превращения их в плацдармы для дальнейшей экспансии;
  • предотвращение разработок и распространения ОМП и средств его доставки, представляющих непосредственную угрозу безопасности Соединенным Штатам;
  • расширение и укрепление проамериканских военно-политических блоков и экономических союзов;
  • установление контроля за источниками и путями транспортировки стратегически важных минеральных и углеводородных ресурсов.

Исходя из вышесказанного, к военным угрозам Российской Федерации со стороны Соединенных Штатов и НАТО можно отнести[4]:

  • расширение военной составляющей Североатлантического союза на Восток по линии: Украина, Грузия, Азербайджан, Центральная Азия и Афганистан с созданием военной инфраструктуры Альянса на постсоветском пространстве;
  • развертывание глобальной системы ПРО наземного, морского и воздушного базирования;
  • боевое патрулирование американских ПЛАРК в акваториях полярных морей России;
  • оснащение вооруженных сил новейшими системами обычных высокоточных вооружений.

Исходя из вышеперечисленного, можно сформулировать стратегии России по предотвращению и возможному отражению военных угроз со стороны США:

  • удержание опорных точек и плацдармов российского геополитического влияния. К «опорным точкам» следует отнести российские военные базы в государствах Центральной Азии, Габалинскую РЛС в Азербайджане, пункт базирования ВМФ России в Тартусе (Сирия). Особое значение в этом плане для России имеют Калининградская область и Крым с российской военно-морской базой в Севастополе. К плацдармам российского геополитического влияния относятся, прежде всего, Белоруссия и Армения, ценность которых непреходяща. Кроме того, благодаря хорошо поставленной дипломатии, у России появились в последнее время новые союзники, которые могут превратиться в бастионы российского геополитического влияния. К ним можно отнести Абхазию, Южную Осетию, Венесуэлу, Никарагуа, Монголию, а при проявлении инициативы со стороны российского руководства в их число могут войти Иран, Сирия и Алжир;
  • расширение военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, как инструмента военно-политического влияния;
  • разработка и принятие на вооружение высокотехнологичных средств ведения войны, по типам и количеству достаточных для гарантированного отпора агрессору.

События последних лет свидетельствуют о заинтересованности Вашингтона в поддержании нестабильной политической ситуации в приграничных с Российской Федерацией регионах. Поэтому Соединенные Штаты и их партнеры по НАТО и в дальнейшем будут провоцировать в этих регионах очаги напряженности, объективно требующие от России выделения значительных средств, что может существенно затруднить для РФ решение внутренних проблем. Наблюдается стремление США и отдельных членов Североатлантического союза принизить, а в отдельных случаях и проигнорировать роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ. Это обуславливает возможность применения военной силы под лозунгом миротворчества по отношению к союзникам России. Вышеперечисленные военные угрозы Российской Федерации относятся к периоду времени, охватывающему второе десятилетие XXI века. Как будет меняться военно-политическая обстановка в мире и характер угроз, будет зависеть во многом от двух факторов: темпов экономического и военного возрождения РФ и соотношения сил основных акторов международной политики: США, Китая, Японии, Индии и Ирана.

Карякин Владимир Васильевич – полковник в отставке, кандидат военных наук, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований.

Источник: «Военная политика и стратегия США в геополитической динамике современного мира», монография. – М.: Граница, 2011, стр.239-248.

 


1. Лутовинов В.И. Система и источники военных угроз безопасности Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции «Новые угрозы национальной безопасности Российской Федерации», состоявшейся 2 октября 2008 г. в Москве.

2. Стратегия национальной безопасности российской Федерации до 2020 года. Указ Президента российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537.

3. Смульский С.В. Национальная безопасность и национальные интересы России в современных условиях. Материалы научно-практической конференции «Новые угрозы национальной безопасности Российской Федерации». 2 октября 2008, М. РАГС, 2008.

4. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России. Под. ред. проф. Возженикова А.В., РАГС, М., 2008.

catu.su

Внутренние угрозы для России в 2010-2020 гг. / Правда о России / ПИОСС

Исторический путь, пройденный Россией после краха коммунизма, можно условно разделить на три основных этапа:

— 1991-1994 гг. — окончательный слом советской системы, разрушение старых (советского образца) типов связей между бывшими союзными республиками,

— 1994-2000 гг. — открытое раскручивание центробежных процессов внутри России, разрушение государственно-политической и социально-экономической системы, разрушение территориальной целостности страны,

— 2000-2010 гг. — начало центростремительных процессов, укрепление русской государственности нового образца.

Планирование развития России на предстоящее десятилетие и определение перспективных внутренних угроз следует осуществлять с учётом исторического опыта этих этапов.


К числу реальных и наиболее опасных угроз для будущего страны относятся:

1. Коррупция.

Коррупция является главной внутренней угрозой для национальной безопасности страны. Она разрушает государственные, политические, экономические и нравственные институты общества, поэтому её последствия по тяжести превосходят любое иноземное вторжения и действия даже самой многочисленной пятой колонны. Коррупция отнимает у общества государство, а у народа — нравственность. Коррупция ведет к исключительным перерасходам в экономике (неправильное использование и расхищение ресурсов) и тем самым подрывает экономическую базу существования страны. Она ведет к дезорганизации и подтачиванию государства. В определенной степени ее можно сравнить с раком, поражающим организм или ржавчиной, разъедающей железо. По сути, коррупция означает умирание государства и общества. Катастрофа 1917 года и развал СССР были бы невозможны без коррупции существовавших тогда государственных систем.

К тому же коррупция опасна тем, что в общественном сознании рассматривается как неизбежное, но относительно незначительное зло повседневной жизни, что определяет более или менее лояльное к ней отношение, включая и представителей власти.

Главная основа коррупции в том, что заниматься ею выгодно и, при соответсвующей мзде, относительно безопасно. Следовательно, нужно сделать так, чтобы заниматься ею было невыгодно и опасно.

Конкретно:

— Постоянно повышать легальные доходы всех категорий населения, прежде всего силовиков, с одновременным повышением требований к ним.

— Реформировать правовую базу ведения всех видов бизнеса ( с сохранением командных высот государства в экономике), максимально облегчить и поощрять их ведение, разработать и реально проводить гибкую налоговую политику.

— Модернизировать национальную экономику в широкой кооперации с европейскими державами (уже делается, но медленно).

— Сформировать прочную и жёсткую правовую базу противодействия коррупции.

Поскольку полностью искоренить коррупцию невозможно, её нужно зажать в железные тиски здоровой экономической и правовой модели, чтобы она оакзалась не в состоянии влиять на поступательное развитие общества. В противном случае коррупция может стать главным катализатором разрушения России уже предстоящее десятилетие.

2. Политический экстремизм и терроризм.

Главной зоной риска остается Кавказ, однако следует исходить из опасности для всего южного периметра страны. Методы действий международных террористов на Кавказе один к одному повторяют методы, которыми революционеры разрушали Россию сто лет назад — там, где не проходит ложь, в ход идёт оружие. В предстоящие десять лет сохраняется самая высокая угроза всех видов действий бандформирований и пропаганды антигосударственных идей среди населения.

Выход — экономический подъём Северного Кавказа и мощное силовое противодействие. Оба процесса должны протекать одновременно. Благоприятные климатические условия и наличие природных ресурсов создают все возможности для успешного осуществления первого, без формирования твердых, надежных структур местной власти невозможно проведение второго.

3. Наркотики

По своим разрушительным последствиям наркоторговля равнозначна ведению химической и биологической войны, поэтому она должна рассматриваться как разновидность внешней вооружённой агрессии, как военное преступление. Соответственным должно быть и наказание без всяких компромиссов.

История последних трёхсот лет развития России показывает, что именно во втором десятилетии наступившего века проявлялись суммарные итоги положительных и отрицательных тенденций предыдущего. С учетом тяжелейшего опыта двадцатого столетия и, в особенности, 90-х годов, предстоящему десятилетию должно быть уделено предельное внимание.

Мамука Мчедлидзе

www.gidepark.ru/post/article/index/id/84846

pioss.net