Внешние и внутренние угрозы россии – Вопрос № 2. Внутренние угрозы национальной безопасности Российской Федерации, их источники и связь с внешними угрозами.

Содержание

Военные угрозы национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности

В современном мире в свете последних событий, все чаще поднимаются темы, объясняющие факторы риска и в целом все военные угрозы национальной безопасности России. Чтобы рассмотреть эту проблему шире, необходимо для начала разобраться с самим понятием. Удовлетворение любых национальных интересов в современном мире происходит благодаря обоюдному и взаимному действию стран, находящихся на мировой арене при содействии сил непосредственно внутри страны. Такие отношения находятся на грани сотрудничества и противоборства — одновременно. Таким образом, можно рассматривать такое положение дел, как обыкновенную борьбу за выживание. Поэтому, так или иначе, но страны должны учитывать обоюдные интересы. Но при несоблюдении правил игры или наплевательском отношении одного государства к другому это может быть расценено, как угроза безопасности или целостности государства, как минимум в экономическом плане.

Что такое угроза безопасности

Таким образом, военные угрозы национальной безопасности России могут быть определены, как косвенные или прямые возможности нанесения рисков свободе, конституционным правам, территориальной ценности, уровню и качеству жизни граждан, развитию, безопасности и обороне государства.

Такие столкновения на почве удовлетворения своих национальных интересов и являются первым шагом к проблемам, связанным с безопасностью. Так выглядит трактовка понятия, но исходя из этого, нужно отметить следующее. При отсутствии национального интереса угрозы как таковой не существует, таким образом, это может быть классифицировано как опасность, которая сама по себе может появиться не только вследствие деятельности человека, но и природных, техногенных и стихийных катастроф.

Классификация угроз

Перед тем как рассмотреть, насколько национальная безопасность РФ крепка и откуда необходимо ожидать опасность, стоит разобрать виды угроз.

Потенциальная угроза всегда рассматривается во время разработок и создания любой программы. Несмотря на план и его направленность, такие риски должны обязательно просчитываться. В это же время непосредственные угрозы требуют немедленного задействования специальных систем и «рычагов» для кризисного принятия адекватной ответной меры. Чаще всего очагом таких проблем являются именно потенциальные угрозы. Источники могут иметь целенаправленный характер, для какой-то определенной цели и относительно географической направленности. Последние, в свою очередь, могут быть обусловлены не только внешними, но и внутренними источниками, о которых мы поговорим подробнее на конкретном примере.

Внутренние угрозы национальной безопасности России

На данный момент основные угрозы военной безопасности можно разделить на следующие:

  • Социальная напряженность в обществе может являться одним из самых опасных рисков. Это так называемая бомба замедленного действия, которая может разорваться в любой момент, как только пропасть между богатыми и бедными достигнет критического предела. Отсюда следует рост напряженности в обществе, проституция, алкоголизм, наркомания, криминальная составляющая.
  • Ресурсная ориентация, в данном примере нефть и газ, безусловно, позволяет иметь высокий доход для всего государства, но при этом, стоит отметить, что ни о каком устойчивом и стабильном экономическом росте речи и идти не может.
  • Усиление разрыва роста экономики между разными регионами. В условиях, когда один регион живет лучше другого, разрушаются связи, и это однозначно не способствует интеграции между регионами.
  • Криминогенная обстановка всего общества в России. В последнее время участились случаи нетрудового дохода, причем это может наблюдаться как среди обычного населения, так и верхушки власти, что сказывается на общей нестабильности и неустойчивости экономики. В такой ситуации вывести национальную экономику из сложившегося кризиса практически невозможно.
  • Проблемы, связанные с уменьшением научно-технического потенциала, как основы роста экономики. На самом деле национальная безопасность РФ находится перед достаточно серьезной угрозой, из-за того, что в последнее время Россия не делала достаточного вклада в наукоемкие отрасли, поэтому необходимого научного потенциала просто нет.
  • Сепаратистские взгляды отдельных территорий, что функционируют по принципу федеративного устройства.
  • Межнациональная и межэтническая напряженность, которая в последнее время только усиливается.
  • Демографический кризис и снижение физического здоровья населения.

Если рассматривать в купе все вышеприведенные угрозы безопасности, видно, что они достаточно тесно связаны. При возникновении одной может стать актуальной следующая, и так далее по цепочке. Ликвидация всех этих проблем необходима для того, чтобы обеспечить сохранение государственности. Но помимо внутренних угроз, особенное внимание стоит уделить и внешним.

Внешние угрозы национальной безопасности России

Что касается проблем извне, то тут все намного проще, и они кажутся более очевидными, так как в основном от их действия страдает вся страна целиком. Среди таких угроз можно отметить следующие:

  • Международный терроризм.
  • Уменьшение роли РФ в мировой политической и экономической жизни, из-за целенаправленных действий как конкретных государств, так и организаций (пример ОБСЕ и ООН).
  • Территориальная экспансия относительно Китая и Японии.
  • Постоянное увеличение военного присутствия НАТО.
  • Размещение вблизи границ России военных сил, в частности США.
  • Повсеместное распространение оружия массового поражения.
  • Ухудшение отношений со странами СНГ, в частности Беларусью и Украиной.
  • Кризис оборонного потенциала страны.
  • Постоянное возникновение военных вооруженных противостояний вблизи границ и стран СНГ, яркий тому пример кризис на Украине и военный переворот 2013-2015 гг.
  • Ослабление позиции в сфере телекоммуникаций, из-за ряда стран, которые вкладывают в информационную войну просто колоссальные средства.
  • Активизация на территории РФ иностранных организаций, шпионов и так называемой пятой колонны.

Таким образом, внутренние и внешние угрозы обязательно требуют постоянного наблюдения для того, чтобы безопасность была под контролем.

Проявление угрозы со стороны США (Холодная война)

На самом деле, попытки проявления недружественного отношения со стороны США были постоянно, и об этом свидетельствует много фактов, и такие маневры от этой стороны будут продолжаться и далее. Политическое решение этой проблемы вряд ли можно найти, так как интересы РФ и Америки лежат в абсолютно разных плоскостях и понимании происходящего. Но, как уже успели отметить эксперты, Холодная война на самом деле не закончилась, а всего лишь был взят небольшой перерыв, чтобы с новой силой ударить по России.

Многое может пролить свет на последние шахматные рокировки в Восточной Европе и интерес Соединенных Штатов во всем этом. Несмотря на то что ЦРУ имеет 4 базы за пределами Америки, в планах, скорее всего, построить еще одну прямо у границ с Россией, а именно на Украине.

Как видно из последней ситуации в этой стране, украинские структуры некомпетентны, сумасбродны, лживы и ко всему прочему видны откровенные элементы неуважения ни к президенту России, ни к государству в целом. В случае если база ЦРУ будет открыта, то Америка сможет вести разговор с РФ, уже если не на повышенных, то на уверенных тонах. Таким образом, у границ появится опытная, высоко отлаженная структура, которая устанавливала свой порядок более чем в 40 странах.

Конфликт на Украине как прямая угроза

Затрагивая тему «врага у ворот», безусловно, стоит отметить, что военные угрозы национальной безопасности России стали критическими после конфликта на Украине, и это отмечают компетентные службы всего мира.

Итак, предположим, что в планах правительства самой «демократической» страны в мире (по версии ее же самой), действительно стоит строительство баз на Украине. Зачем это нужно и что это даст по факту? На самом деле ответ кроется не только в геополитическом контроле этого региона. Естественно, в этой стране первым делом будет создан специальный центр по подготовке радикалов и террористов, для того чтобы впоследствии они были переброшены в Россию для наведения беспорядков. В данном случае речь идет о тех молодых людях, которых идеологически обрабатывали еще с начала 90-х. Теперь практически большая половина дружественной, братской и когда-то единой страны в составе СССР считает Россию корнем всех бед и главным врагом, поэтому с радостью пойдет обучаться убивать врага на американские полигоны.

Радикалы и террористические организации

Не меньшей проблемой может быть отмечена угроза терроризма и радикализма. Первоочередной задачей таких организаций является обострение градуса напряжения, наведение хаоса, беспорядков и страха в обществе, необходимость раскачивать ситуацию и напрягать обстановку.

Как известно, прямых доказательств того, что США в промышленных масштабах создает террористов, достаточно много, но вот мировая общественность почему-то постоянно закрывает на это глаза (по непонятным причинам). В Афганистане это была Аль-Каида, и ее действия прямым образом были направлены против СССР. После распада необходимость в ней спала, а после был убит и двойной агент ЦРУ Усама Бен Ладен, как лишний и уже ненужный свидетель, но в СМИ он подавался как террорист №1.

Что мы видим в современном мире? Ливия, Сирия, Украина, а дальше кто? А следующей будет Россия, и поможет Америке в этом ИГИЛ. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что угроза терроризма в основном идет только от одного «демократического» государства, которое под прикрытием ярого борца с этими структурами само и создает опасность.

НАТО

Несмотря на то что базы НАТО заполонили весь мир, прямые военные действия с РФ практически исключены. Поэтому со стороны этого блока военные угрозы национальной безопасности России близки к нулю. Об этом может говорить много фактов, и, конечно же, не последнюю роль играет Российский «ядерный кулак». Никто не хочет обрекать всю планету на смерть, а открытие Южного и Восточного фронта как раз может привести к этому. Конечно же, не исключается вероятность активного участия этого блока, если РФ все-таки сможет выдержать экономическую блокаду и санкции, но все же это опять-таки будет не открытая, а подпольная деятельность в подготовке боевиков, террористов и переброска их на территорию. Но, так или иначе, такие внешние военные угрозы, как блок НАТО, можно смело расценивать, как потенциальные

.

Экономическая угроза (санкции)

В ходе последних событий, хочется понять, почему такая крупная, богатая и сильная страна страдает от намеренного экономического воздействия? А проблема в следующем, как говорится, «пришла беда, откуда не ждали». Современная Россия — это сырьевой придаток экономики, но только не собственной, речь идет про экспорт. Удар санкций был настолько спланированным и ощутимым, что были задействованы все мировые рычаги. Это и искусственное снижение цен на нефть со стороны арабских государств, и те ограничения, которая ввела Европа. Современная экономика РФ в большей степени игнорирует потребности гражданина, как и 20 лет назад. Современный бизнес сам по себе производит недостаточно, а зачастую просто торгует своим сырьем или, и того хуже, импортными товарами. Поэтому был сделан упор на самые уязвимые и жизненно необходимые отрасли. Это надо расценивать как толчок к перепрофилированию на восточный рынок, вот только не поздно ли, разве нельзя было предвидеть этот ход?

Современные угрозы

Безусловно, терроризм — угроза национальной безопасности России №1, но если посмотреть в недалекое будущее, то к этой проблеме может прибавиться еще несколько, не менее важных. Уже начиная с 2015 года, РФ может оказаться в самом центре схватки «насмерть» за природные богатства. Мир стал перестраиваться от многополярности к полицентризму, начался рост нестабильности, ожесточение конкуренции между новыми центрами силы. Современный мир вступает в один из самых сложных демографических, экологических и сырьевых периодов. Россия в этой ситуации — очень важный игрок, благодаря своему геополитическому положению. И никакая военная угроза не страшна лишь тогда, когда с тобой считаются как с равным, а в случае с Россией — когда боятся. Поэтому, сколько бы попыток для ослабления ее геополитических и географических позиций ни проводилось, все они будут сведены на нет. Но благодаря тому, что рост на сырьевое топливо постоянно растет, а газ и нефть, будут оставаться основными источниками энергии и иметь прогнозированную долю 84% до 2030 года, время России еще впереди. Единственная опасность в том, что РФ граничит с 16 государствами, которые то и дело стараются пересматривать свои границы.

Прогноз на будущее

Конечно, отношения Кремля с Брюсселем и Вашингтоном уже никогда не станут прежними. И в ответ на все угрозы НАТО, систем НПРО США, постоянных «цветных» революций в ряде постсоветских стран и у границ России правительство обновило доктрину, где говорится про обеспечение национальной безопасности государства. По этому документу, в ответ на действие сразу будет следовать противодействие, благодаря чему вся страна может спать спокойно и не волноваться за свое будущее.

fb.ru

Вопрос 3. Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Угроза – это
реальная, то есть непосредственная
возможность нанесения ущерба – личности,
обществу, государству, их жизненно
важным интересам.

Стратегия
национальной безопасности РФ даёт
следующее общее определение: угроза
национальной безопасности

– прямая или косвенная возможность
нанесения ущерба конституционным
правам, свободам, достойному качеству
и уровню жизни граждан, суверенитету и
территориальной целостности, устойчивому
развитию Российской Федерации, обороне
и безопасности государства.

Приведённое выше
определение вводит также понятие прямой
или косвенной возможности нанесения
ущерба как угрозы национальной
безопасности. Прямая возможность
нанесения ущерба интересам личности,
общества, государства предполагает
наличие умысла, преднамеренность.
Косвенная возможность нанесения ущерба
не связана с умыслом, преднамеренностью,
она может быть следствием непредумышленных
действий.

Выделяя косвенную
возможность нанесения ущерба состоянию
национальной безопасности, Стратегия
тем самым указывает на необходимость
противодействия и таким возможностям.

Многообразие угроз
национальной безопасности требует
выработки научных основ классификации
этих угроз.

В основе любой
классификации лежит тот или иной
определяющий признак исследуемых
явлений.

Теория национальной
безопасности в основу классификации
угроз национальной безопасности кладёт
следующие признаки:

— источники угроз;

— виды угроз;

— сферы человеческой
деятель­ности;

— степень готовности
угроз к их реализации.

И теория, и Стратегия
национальной безопасности подразделяют
источники угроз на внешние
и внутренние.
Теория национальной безопасности
разъясняет: если опасность исходит от
другого государства или его граж­дан,
где бы они ни находились, то угроза
признается внешней, если же причинение
вреда или его угроза исходит со стороны
собственного госу­дарства или своих
сограждан, то это внутренняя угроза.

В числе внешних
угроз выступают:

— территориальные
претензии других государств к Российской
Федерации и её союзникам;

— существующие и
потенциальные очаги локальных войн и
вооруженных конфликтов, в том числе в
непосредственной близости от российских
границ;

— возможность
применения (в том числе несанкционированного)
ядерного и других видов оружия массового
поражения, находящегося на вооружении
ряда государств;

— распространение
ядерного и других видов оружия массового
поражения, средств его доставки и
новейших технологий военного производства
в сочетании с попытками отдельных стран,
организаций и террористических групп
реализовать свои военные и политические
устремления;

— попытки вмешательства
во внутренние дела, дестабилизации
внутриполитической обстановки в
Российской Федерации;

— подавление прав,
свобод и законных интересов граждан
Российской Федерации в зарубежных
государствах;

— расширение военных
блоков и союзов в ущерб интересам военной
безопасности Российской Федерации;

— международный
терроризм.

В качестве внутренних
угроз национальной безопасности можно
назвать следующие:

— противоправная
деятельность экстремистских,
националистических, сепаратистских,
других организаций, направленная на
дестабилизацию внутренней обстановки
в Российской Федерации, нарушение её
территориальной целостности;

— попытки
насильственного свержения конституционного
строя, дезорганизации функционирования
органов государственной власти и
управления;

— создание незаконных
вооруженных формирований;

— рост организованной
преступности, контрабандной деятельности
в масштабах, угрожающих безопасности
граждан и общества;

— незаконное
распространение на территории Российской
Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых
веществ и других средств осуществления
диверсий и террористических актов, а
также наркотических веществ, предназначенных
для немедицинского применения;

— коррупция в
органах государственной власти и органах
местного самоуправления.

По видам, характеру,
специфике угрозы национальной безопасности
делятся на природные, антропогенные и
социальные.

Природные
угрозы
включают в себя всевозможные стихийные
бедствия: наводнения, лесные пожары,
ураганы, землетрясения, извержения
вулканов и т.п.

Антропогенные
угрозы
– это угрозы, возникающие вследствие
человеческой деятельности в глобальном
или региональном масштабе.

Ещё в начале
прошлого столетия гениальный мыслитель
России В.И. Вернадский сравнил мощь
человеческого интеллекта с геологической
силой, предсказал колоссальный потенциал
человеческого разума в преобразовании
биосферы, отметив, что эти преобразования
могут нести человечеству как благо,
процветание, так и ужасающие беды29.

Человечество в
своём развития за столетие пошло по
обоим направлениям. Многократно возросли
производительные силы. Однако рост
производительных сил создал как новое
качество жизни для значительной части
населения планеты, так и оружие, способное
в мгновение ока уничтожить всё живое
на земле.

Тем самым проблема
безопасности выходит за рамки национальных
границ, становится международной
проблемой, общей проблемой всего
человечества.

На региональном
уровне угрозы антропогенного характера
возникают прежде всего в сфере
природопользования: масштабные разработки
полезных ископаемых привели многие
регионы на грань экологической катастрофы.
Такая угроза существует и в бассейне
Курской магнитной аномалии.

К угрозам социального
характера относятся политическая
нестабильность, угрозы в информационной
сфере, угрозы локальных и международных
вооружённых конфликтов.

Классификацию
уг­роз безопасности по сферам и
областям человеческой деятель­ности
даёт Стратегия национальной безопасности
Российской Федерации. В соответствии
с этой классификацией сюда входят 9
направлений:

— национальная
оборона;

— государственная
и общественная безопасность;

— повышение качества
жизни российских граждан;

— экономический
рост;

— наука, технологии
и образование;

— здравоохранение;

— культура;

— экология живых
систем и рациональное природопользование;

— стратегическая
стабильность и равноправное стратегическое
партнерство.

Стратегия
национальной безопасности даёт общий
перечень угроз по каждому из перечисленных
направлений.

Так, в сфере
государственной и общественной
безопасности угрозы национальной
безопасности создают:

— разведывательная
и иная деятельность специальных служб
и организаций иностранных государств,
а также отдельных лиц, направленная на
нанесение ущерба безопасности Российской
Федерации;

— деятельность
террористических организаций, группировок
и отдельных лиц, направленная на
насильственное изменение основ
конституционного строя Российской
Федерации, дезорганизацию нормального
функционирования органов государственной
власти (включая насильственные действия
в отношении государственных, политических
и общественных деятелей), уничтожение
военных и промышленных объектов,
предприятий и учреждений, обеспечивающих
жизнедеятельность общества, устрашение
населения, в том числе путем применения
ядерного и химического оружия либо
опасных радиоактивных, химических и
биологических веществ;

— экстремистская
деятельность националистических,
религиозных, этнических и иных организаций
и структур, направленная на нарушение
единства и территориальной целостности
Российской Федерации, дестабилизацию
внутриполитической и социальной ситуации
в стране; деятельность транснациональных
преступных организаций и группировок,
связанная с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых
веществ; сохраняющийся рост преступных
посягательств, направленных против
личности, собственности, государственной
власти, общественной и экономической
безопасности, а также связанных с
коррупцией.

Угрозы в сфере
стратегической стабильности и
равноправного стратегического партнерства
создают:

— вероятные рецидивы
односторонних силовых подходов в
международных отношениях;

— противоречия
между основными участниками мировой
политики;

— угроза распространения
оружия массового уничтожения и его
попадания в руки террористов;

— совершенствование
форм противоправной деятельности в
кибернетической и биологической
областях, в сфере высоких технологий;

— глобальное
информационное противоборство;

— угрозы стабильности
индустриальных и развивающихся стран
мира, их социально-экономическому
развитию и демократическим институтам;

— развитие
националистических настроений,
ксенофобии, сепаратизма и насильственного
экстремизма, в том числе под лозунгами
религиозного радикализма;

— обострение мировой
демографической ситуации и проблем
окружающей природной среды;

— угрозы, связанные
с неконтролируемой и незаконной
миграцией, наркоторговлей и торговлей
людьми, другими формами транснациональной
организованной преступности;

— вероятность
распространения эпидемий, вызываемых
новыми, неизвестными ранее вирусами;

— рост дефицита
пресной воды.

По отдельным
направлениям национальной безопасности
идеи, развиваемые Стратегией, дополняют
отраслевые доктринальные акты30.

По степени
готовности

угроз к их реализации теория делит
угрозы национальной безопасности на
потенциальные
и реальные.
Такое деление является важным с позиций
организации деятельности по обеспечению
национальной безопасности.

Потенциальными
являются угрозы, которые находятся в
стадии формирования, ещё не представляют
реальной опасности и не требуют разработки
и применения мер немедленного реагирования.
Знание и учёт потенциальных угроз
необходимы для заблаговременной
подготовки мер, направленных на
предотвращение или минимизацию возможного
ущерба при их реализации.

Реальная угроза
это
окончательно сформировавшееся яв­ление,
когда для нанесения вреда не хватает
одного или не­скольких факторов или
условий. Реальными являются угрозы,
происхождение, источники и степень
опасности которых известны и требуют
принятия адекватных мер реагирования.

Между реальными
и потенциальными угрозами существует
диалектическое взаимодействие: при
определённых условиях и обстоятельствах
потенциальные угрозы могут переходить
в реальные и наоборот. Например, заявление
Гитлера после прихода к власти в начале
30-х годов прошлого века о том, что
необходимое для Германии жизненное
пространство находится на Востоке,
создало потенциальную угрозу развязывания
второй мировой войны. Такие взгляды
представляли собой опасность для
Советского Союза. Концентрация
немецко-фашистских войск у советской
границы превратила потенциальную угрозу
в реальную. Раскол антигитлеровской
коалиции, блоковое противостояние в
послевоенный период вновь создали
потенциальную угрозу развязывания
войны.

Таким образом,
деление угроз на потенциальные и реальные
отражает степень
сформированности

угрозы.

Задача системы
обеспечения национальной безопасности
состоит в создании таких условий,
которые позволили бы сни­зить остроту
угрозы и перевести её из реальной в
потенциальную.

studfiles.net

Внешние угрозы:

1.
Территориальные претензии к РФ;

2.
Вмешательство во внутренние дела РФ;

3.
Попытки ущемлять интересы РФ в решении
проблем международной безопасности;

4.
Наличие очагов вооруженных конфликтов
вблизи государственной границы РФ;

5.
Наращивания группировок войск ведущих
к нарушению баланса сил вблизи
государственных Границ РФ и границ ее
союзников;

6.
Расширение военных блоков;

7. Ввод
иностранных войск в нарушение Устава
ООН на территории сопредельных с РФ
государств;

8.
Создание, оснащения и подготовка на
территории других государств вооруженных
формирований в целях их переброски для
действий на территории РФ;

9.
Нападения на военные объекты РФ
расположенные на территориях иностранных
государств;

10.
Действия, направленные на подрыв
глобальной и региональной стабильности
в мире;

11.
Враждебные информационно-технические
и информационно- психологические
действия;

12.
Дискриминация, подавления прав, свобод
и законных интересов граждан РФ в
иностранных государствах;

13.
Международный терроризм.

Внутренние угрозы:

1.
Попытка насильственного свержения
Конституционного строя;

2.
Противоправная деятельность экстремистских,
националистических, религиозных,
сепаратистских и террористических
движений, организаций и структур,
направленных на нарушения единства и
территориальной целостности РФ,
дестабилизацию внутриполитической
обстановки в стране;

3.
Планирование, подготовка и осуществление
действий, направленных на дезорганизацию
функционирования федеральных органов
государственной власти, нападения на
государственные, хозяйственные, военные
объекты, объекты жизнеобеспечения и
информационной инфраструктуры;

4.
Создание, оснащения, подготовка и
функционирование незаконных вооруженных
формирований;

5.
Незаконное распространения на территории
РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых
веществ и других средств, которые могут
быть использованы для осуществления
диверсий, террористических актов, иных
противоправных действий;

6.
Организованная преступность, терроризм,
контрабандная и иная противозаконная
деятельность в масштабах, угрожающих
военной безопасности РФ.

Трансграничные угрозы:

1.
Создание, оснащения обеспечения и
подготовка на территории других
государств вооруженных формирований
и групп с целью переброски для действий
на территории РФ;

2.
Трансграничная преступность, включающая
контрабандную и иную противозаконную
деятельность в масштабах, угрожающих
военно-политической безопасности РФ
или стабильности на территории союзников
РФ;

3.
Деятельность наркобизнеса, создающая
угрозу транспортировки наркотиков на
территории РФ, или использование
территории РФ в качестве транзитной
территории для транспортировки наркотиков
в другие страны.

Нейтрализация
выше названных угроз является задачей
ВС РФ и осуществляется совместно с
другими силовыми структурами, а также
с соответствующими органами стран
союзников РФ. Действия по пресечению
такого рода угроз осуществляется с
учетом положений международного и
гуманитарного права, исходя из интересов
национальной безопасности РФ и российского
законодательства.

studfiles.net

Главные угрозы для безопасности России

Главные угрозы для безопасности России

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Политология

Тема: Главные угрозы для безопасности России

Омск 2013

Содержание

Введение

1. Угрозы безопасности: внешние, внутренние, трансграничные

2. Угрозы национальной экономической безопасности

3. Принципы обеспечения безопасности Российской Федерации

4. Основные функции системы безопасности

Заключение

Список литературы

Введение

Безопасность Российской Федерации — это состояние защищенности жизненно важных интересов ее граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Под угрозами безопасности мы понимаем потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в том числе, духовным и интеллектуальным ценностям нации и Государства. Угрозы безопасности тесно связаны с национальными интересами страны, в том числе и за пределами её территории. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности Государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства.

К основным объектам безопасности относятся:

личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности;

государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность

Угроза безопасности Российской Федерации есть совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности в зависимости от сфер жизнедеятельности общества и государства, на которые направлены угрозы безопасности. их можно условно разделить на политические (угрозы существующему конституционному строю), экономические, военные, информационные, техногенные, экологические и иные.

угроза безопасность экономическая россия

1. Угрозы безопасности: внешние, внутренние, трансграничные

Сегодня существует несколько типов угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные. К внешним угрозам следует отнести развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; вмешательство во внутренние дела Р.Ф. со стороны иностранных государств; наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

.снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

2.снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;

.усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

.наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

.повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

.ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;

.создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

.территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

.международный терроризм;

.ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

.активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

.резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

.активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

К внутренним угрозам специалисты относят: попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

1.усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям;

2.деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги;

.усиление неравномерности экономического развития регионов. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

.криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними;

.резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста — научно-технический потенциал — за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости;

.усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства;

.усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве;

.повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

.снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения;

.демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.

Негативными тенденциями характеризуется экологическая обстановка в мире. Её характерными чертами являются истощение природных ресурсов, периодическое возникновение обширных зон экологических бедствий и катастроф, деградация возобновляемых природных ресурсов. Для большинства стран характерно применение экологически несовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, транспорте. Реальную угрозу интересам России представляет тенденция использовать её территорию для размещения вредных отходов химической и атомной промышленности развитых стран Европы.

Нарастают негативные тенденции в мировой социальной сфере. Отмечается увеличение удельного веса больных, инвалидов, людей, страдающих от голода и недоедания, употребления некачественной воды. Остается высокой доля безграмотных и безработных (по официальному показателю уровня безработицы Россия пока входит в число наиболее благополучных стран, занимая примерно 7-е место в мире). Однако по классификации Международной Организации Труда в России насчитывается более 5 млн. безработных. Примерно столько же трудятся неполную рабочую неделю или находятся в вынужденном отпуске, снижается уровень материального обеспечения населения. Расширяются до угрожающих размеров миграционные процессы. Ухудшаются показатели физического и умственного развития людей.

Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения. Отмечается повсеместная алкоголизация населения. Потребление учтённого и неучтённого алкоголя на душу населения в перерасчете на чистый спирт составляет от 11 до 14л, тогда как ситуация оценивается опасной при показателе — 8л

Трансграничные угрозы проявляются в следующем:

Создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;

Деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан. Трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;

Деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;

Деятельность международных террористических организаций.

Терроризм, имея весьма сложное содержание, затрагивает национальную безопасность страны на всех ее уровнях — межгосударственном, государственном, межнациональном, национальном, классовом и групповом. Кроме того, внутренний и международный терроризм нарушает способность нации к самосохранению, самовоспроизводству и саморазвитию.

Внутригосударственный и международный терроризм несут в себе угрозу аналогичного характера. Вообще, граница между этими видами терроризма настолько зыбкая (по мнению большинства ученых, террористические акты, совершаемые в России — это проявления именно международного терроризма), что четкое разделение угроз от них, как видится автору, весьма затруднительно.

Терроризм несет угрозу интересам страны в социальной сфере, которые заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Разрушая экономическую и политическую системы жизни общества, терроризм препятствует достижению высшей ценности общества, которая заключается в его собственном благополучии.

Терроризм нарушает главное неотъемлемое право каждого человека — право на жизнь. Результат двух чеченских войн и деятельности всех про — и антироссийских администраций — полномасштабная гуманитарная катастрофа. За 12 лет антитеррористической войны в Чеченской Республике суммарные потери составили около 45 тыс. человек. Свыше полумиллиона жителей Чечни и прилегающих территорий вынуждены были покинуть свои дома

Процесс выявления источников опасностей и угроз требует ясного понимания их общих и специфических признаков. Источники опасности для безопасности государства находятся в самых различных сферах жизнедеятельности общества. Представляется, что наиболее существенные из них скрыты в сферах политических отношений государства, классов, социальных групп общества; экономических отношений; духовно-идеологической, этно-национальной и религиозной, а также в экологической сфере и сфере обеспечения информационной безопасности и др.

2. Угрозы национальной экономической безопасности

Экономические угрозы заключены в экономических отношениях, в экономических категориях — изменении курсов валют, процентных ставок, цен, нарушениях обязательств по контрактам и т.д. Объектами экономических угроз являются экономики целых стран, регионов, отраслей, отдельные экономические системы, предприятия, группы населения, семьи, точнее — семейные бюджеты (домашние хозяйства — по западной терминологии) как экономические системы нижнего иерархического уровня. Таким образом, экономические угрозы — это угрозы экономическим системам, порождаемые экономическими отношениями и явлениями. Однако коренные причины возникновения экономических угроз обычно кроются не в самой экономике, а в других сферах

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках — продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России

. Дезорганизация национальной экономики — вплоть до ее банкротства (в результате проведения целенаправленных и масштабных спекуляций на рынке ценных бумаг либо массированного предъявления платежных требований, которые РФ как страна-должник окажется не в состоянии выполнить, с последующим арестом зарубежного имущества и замораживанием банковских счетов и прочими негативными последствиями).

. Экономическая блокада, или «мягкое эмбарго» (в форме интенсивной, целенаправленной конкуренции).

. Продовольственная уязвимость. Россия рискует перейти в импорте продуктов питания «красную» черту: критический для продовольственной независимости страны уровень порядка 30 %, в то время как в ряде промышленных областей доля зарубежного продовольствия составляет до 60 %. К этому сценарию примыкает проблема биологической деградации населения вследствие последовательного ухудшения структуры питания и качества продуктов массового потребления.

. Существует не только вероятность деградации российской экономики до уровня природно-сырьевого анклава мирового хозяйства, но и возможная перспектива поэтапного выведения страны из мировой торговли ресурсами.

. Угроза криминализации общества — утрата государством контроля над экономической и финансовой деятельностью.

По некоторым оценкам, криминальными группировками в той или иной форме контролируется 20-30 % коммерческих и банковских структур. Проявлением этой угрозы является и крупномасштабная коррупция во всех эшелонах власти.

3. Принципы обеспечения безопасности Российской Федерации

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

законность;

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

интеграция с международными системами безопасности.

Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности Российской Федерации

При обеспечении безопасности Российской Федерации не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством

4. Основные функции системы безопасности

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основными функциями системы безопасности являются:

выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов без-

опасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией

Силы и средства обеспечения безопасности Российской Федерации

Силы и средства обеспечения безопасности Российской Федерации создаются и развиваются в соответствии с решениями Федерального Собрания РФ, указами Президента России, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя:

Вооруженные Силы РФ, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы;

службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны МЧС;

пограничные войска ФПС, внутренние войска МВД;

органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;

службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности

Заключение

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

В современных условиях как внутренние, так и внешнеполитические успехи стран определяются не только их военной и экономической мощью, но и успехами в установлении фактического контроля над основными информационными и культурными процессами. Отставание в области информационных технологий превращается в серьезную глобальную угрозу безопасности. поскольку создает реальные возможности эксплуатировать интеллектуальный потенциал других стран в своих целях, распространять и внедрять свои идейные ценности, свою культуру и язык, тормозить духовно-культурное развитие остального мира, трансформировать и даже подрывать его духовно-нравственные устои. Вместо «горячих» войн для достижения своих политических целей все чаще стали использоваться методы информационной войны.

Система международной безопасности, созданная после окончания Второй мировой войны, изначально не предусматривала мер противодействия подобного рода угрозам, поэтому одна из основных задач, встающих перед человечеством, воздвигнуть прочный барьер на пути столь опасных явлений.

Список литературы

1.Закон Российской Федерации » О Безопасности» М. 1992

2.Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Крючек Н.А. Безопасность жизнедеятельности. М 2009

3.Кошелев А.Н. Национальная экономика. М 2008

4.Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности 2005

.. Белых В.С. Проблемы национальной экономической безопасности России «внутренние и внешние факторы» Бизнес, менеджмент и право Научно практический экономико правовой журнал №2 2007

6.Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. — М.: Гардарика, 2004.

7.Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в 21веке — М.: Юридический институт МИИТа, 2002.

8.Куликов. А Антитеррористическая борьба требует системной координации // Хранитель,19 октября 2006 г.

.Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. Сенчагова В. К.2-е изд. — М.: Дело, 2005

diplomba.ru

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Международная
ситуация, состояние отечественной
экономики, социальная поляризация
российского общества и обострение
межнациональных отношений создают
широкий спектр внутренних и внешних
угроз безопасности страны.

Внутренние
угрозы обусловлены, прежде всего,
существенным сокращением внутреннего
валового продукта, снижением инвестиционной,
инновационной активности и
научно-технического потенциала,
стагнацией аграрного сектора,
разбалансированием банковской системы,
ростом внешнего и внутреннего долга,
тенденцией преобладания в экспортных
поставках топливно-сырьевой и
энергетической составляющих, а также
импорта оборудования, продовольствия
и предметов потребления, включая предметы
первой необходимости.

Ослабление
научно-технического и технологического
потенциала страны, сокращение исследований
на стратегически важных направлениях
научно-технического развития, отток за
рубеж специалистов и интеллектуальной
собственности угрожают России утратой
ее передовых позиций в мире, деградацией
наукоемких производств, усилением
внешней технологической зависимости
и подрывом оборонной мощи государства.

Угрозой
безопасности России в
социальной
сфере

является расслоение общества на узкий
круг богатых и преобладающую массу
малообеспеченных граждан, увеличение
удельного веса населения, живущего за
чертой бедности, рост безработицы,
усиление социальной напряженности.
Нарастание негативных проявлений в
социальной сфере ведет к снижению
интеллектуального и производительного
потенциала России, сокращению численности
населения, истощению основных источников
духовного и экономического развития,
может привести к утрате демократических
завоеваний.

Угроза
физическому здоровью нации проявляется
в кризисном состоянии систем здравоохранения
и социальной защиты населения,
стремительном возрастании потребления
алкоголя и наркотических веществ,
ухудшении здоровья людей.

Последствиями
глубокого социального кризиса являются
резкое сокращение рождаемости и средней
продолжительности жизни, деформация
демографического и социального состава
общества, подрыв трудовых ресурсов как
основы развития производства, ослабление
фундаментальной ячейки общества –
семьи, снижение духовного, нравственного
и творческого потенциала общества.

Угроза
истощения
природных ресурсов

и ухудшение
экологической
ситуации

в
стране находится в прямой зависимости
от уровня развития экономики и готовности
общества осознать глобальность и
важность этих проблем. Эта угроза для
России особенно велика из-за
преимущественного развития
топливно-энергетических отраслей
промышленности, неразвитости
законодательной основы природоохранной
деятельности, отсутствия или ограниченного
использования природосберегающих
технологий, низкой экологической
культуры. Есть тенденция использования
территории России в качестве места
захоронения опасных для окружающей
среды материалов и веществ.

Ослабление
государственного надзора и отсутствие
эффективных правовых и экономических
механизмов предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций увеличивают
риски катастроф техногенного характера
во всех сферах хозяйственной деятельности.

Негативные
процессы
в
экономике

лежат

в основе центробежных устремлений ряда
субъектов Российской Федерации. Это
ведет к усилению политической
нестабильности, ослаблению единого
экономического пространства России и
его важнейших составляющих –
производственно- технологических и
транспортных связей, финансово-банковской,
кредитной и налоговой систем, способствует
нарастанию угрозы нарушения единства
правового пространства страны и даже
ее территориальной целостности.

Этноэгоизм,
этноцентризм

и шовинизм,
проявляющиеся в деятельности ряда
общественных формирований, а также
неконтролируемая миграция способствуют
усилению национализма и регионального
сепаратизма, религиозного экстремизма
и создают благоприятные условия для
возникновения конфликтов.

Экономическая
дезинтеграция, социальная дифференциация
общества, девальвация духовных ценностей
провоцируют усиление напряженности во
взаимоотношениях регионов и центра,
представляя собой угрозу
федеральному
устройству

и социально-экономическому
укладу

Российской Федерации.

Единое
правовое пространство страны размывается
в результате отступления от принципа
приоритета норм Конституции Российской
Федерации над иными правовыми актами
и нормами субъектов России
,
недостаточной отлаженности государственного
управления на различных уровнях, что
является фактором, отрицательно влияющим
на состояние национальной безопасности
страны.

Усилению
негативных тенденций
в
оборонной сфере

способствует затягивание процесса
реформирования военной организации и
оборонно-промышленного комплекса
Российской Федерации, недостаточное
финансирование национальной обороны
и несовершенство нормативно-правовой
базы. На современном этапе это проявляется
в крайней остроте социальных проблем
в Вооруженных Силах России, критически
низком уровне их оперативной и боевой
подготовки, недопустимом
снижении
укомплектованности войск (сил) современным
вооружением, военной и специальной
техникой и приводит, в целом, к ослаблению
оборонной безопасности Российской
Федерации.

Угроза
криминализации
общественных отношений,

складывающихся в процессе реформирования
социально-политического устройства и
экономической деятельности, приобретает
особую остроту. Ошибки, допущенные на
начальном этапе проведения реформ в
экономической, военной, правоохранительной
и иных сферах государственной деятельности,
ослабление системы государственного
регулирования и контроля, несовершенство
правовой базы и отсутствие сильной
социальной государственной политики,
снижение духовно нравственного потенциала
общества являются основными факторами,
способствующими сохранению преступности
и коррупции, распространению политического
экстремизма.

Последствия
этих просчетов проявляются в ослаблении
правового контроля за ситуацией в
стране, сращивании отдельных элементов
исполнительной и законодательной власти
с криминальными структурами, проникновение
их в сферу управления банковским
бизнесом, крупными производствами,
торговыми организациями и товаропроводящими
сетями. В связи с этим борьба с преступностью
и коррупцией имеет не только правовой,
но и политический характер.

Терроризм
в России

обретает многоплановый характер и
представляет серьезную угрозу безопасности
государства. Международными террористами
против России развязана открытая
кампания по дестабилизации ситуации
на Северном Кавказе и отторжению этого
региона от России, что создает прямую
угрозу территориальной целостности
государства.

Угроза
терроризма и организованной преступности
нарастает вследствие масштабного,
зачастую конфликтного изменения форм
собственности, обострение борьбы за
власть на основе групповых и
этнонационалистических интересов.
Низкая эффективность профилактических
мер предупреждения преступных проявлений,
правовой нигилизм, отток из органов
обеспечения правопорядка квалифицированных
кадров увеличивают степень воздействия
этой угрозы на личность, общество и
государство.

Основные
ВНЕШНИЕ
угрозы
национальной безопасности России
обусловлены следующими факторами:

  • стремлением
    принизить роль существующих механизмов
    обеспечения международной безопасности,
    прежде всего, ООН и ОБСЕ;

  • опасностью
    ослабления политического, экономического
    и военного влияния России в мире;

  • укреплением
    военно-политических блоков и союзов,
    прежде всего, расширением НАТО на
    восток;

  • возможностью
    появления в непосредственной близости
    от российских границ иностранных
    военных баз;

  • продолжающимся
    распространением оружия массового
    уничтожения и средств его доставки;

  • усилением
    центробежных процессов в СНГ;

  • возникновением
    и эскалацией конфликтов вблизи
    государственной границы России и
    внешних границ СНГ;

  • территориальными
    притязаниями к России.

Совокупность
этих факторов может представлять угрозу
суверенитету и территориальной
целостности России, включая возможность
прямой военной агрессии против нее.

Угрозы
национальной безопасности Российской
Федерации в международной сфере
проявляются через попытки других
государств противодействовать укреплению
России как одного из влиятельных центров
многополярного мира.

Возведенный
в ранг стратегической доктрины переход
НАТО к практике силовых военных действий
без санкции Совета Безопасности ООН
чреват угрозой дестабилизации
стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся
технологический отрыв ряда ведущих
держав и наращивание их возможностей
по созданию вооружений и военной техники
новых поколений могут привести к
качественно новому этапу гонки вооружений
и существенным образом повлиять на
формы и способы военных действий.

В
пограничной
сфере

угрозы безопасности и интересам России
обусловлены:

  • незавершенностью
    международно-правового оформления
    государственной границы Российской
    Федерации и разграничения национальной
    территории с рядом сопредельных
    государств;

  • расширением
    экономической, демографической и
    культурно-религиозной экспансии
    сопредельных государств на российскую
    территорию;

  • активизацией
    деятельности трансграничной организованной
    преступности по контрабанде материальных
    ценностей, наркотиков, оружия, расхищению
    природных ресурсов, а также зарубежных
    террористических организаций;

  • нестабильностью
    обстановки в приграничных регионах
    России вследствие снижения жизненного
    уровня населения, этнических,
    межконфессиональных и иных конфликтов.

Активизируется
деятельность

на территории России иностранных
специальных
служб

и используемых ими организаций. Имеют
место также целенаправленные попытки
вмешательства иностранных государств
во внутренние дела России.

К
числу прямых угроз национальной
безопасности относятся также сепаратизм
и локальные вооруженные конфликты.

Серьезную
опасность представляют: стремление
ряда стран к
доминированию в

мировом информационном
пространстве
,
вытеснению России с внешнего и внутреннего
информационного рынка; разработка
рядом государств концепции
“информационных
войн”
,
предусматривающих создание средств
опасного воздействия на информационные
сферы других стран мира, нарушения
нормального функционирования
информационных и телекоммуникационных
систем, сохранности информационных
ресурсов или получения несанкционированного
доступа к ним.

studfiles.net

Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности россии

Понятие о национальной безопасности. Понятие «Безопасность» и понятие «опасность»

Понятие о национальной безопасности. Понятие «Безопасность» и понятие «опасность»

Национальная безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

Безопасность личности

Философское и правовое понимание безопасности личности. Социальные гарантии безопасности личности в современной России. Основные личностные ценности, выраженные в основных правах и свободах. Показатели и принципы осуществления безопасности личности.

Государственная безопасность, — одна из составляющих национальной безопасности, понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз.

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА — состояние защищенности основных ценностей общества, прав и свобод человека от противоправных посягательств.

Безопасность — состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, государства от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.

Опасность — явление, процессы, объекты, свойство предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека

Виды нац. Безопасности

Государственные структуры, принимающие участием в реализации политики национальной безопасности

Президент ,Федерально РФ собрание, Правительство, Совет безоп. РФ, Федер. Органы исполн. Власти, органы испол. Власти субъекта РФ.

Национальные интересы и национальные ценности

Нац. Интересы- понимается основные цели стратегические и текущие интересы влияния носящие долгосрочный характер

национальные ценности-то свобода, общественная и индивидуальная.

Внешние и внутренние факторы национальной безопасности

Внутренние-относится стабильность государст. И обществ. Политических и экономических военных потенциалов

Внешние-это геополитические положения в государ. мире. Участие в междунородном и военно-

Угрозы национальной безопасности. Внутренние угрозы.

Угроза национальной безопасности — это опасность, определяемая деятельностью, препятствующей удовлетворению национальных интересов.

Демографический кризис- смертности населения над рождаемостью.

Снижение физического здоровья населения

Усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве

Резкое снижение научно-технического потенциала

Криминализация российского общества

 

Угрозы национальной безопасности. Внешние угрозы.

снижение роли в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений.

снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы.

· усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

· наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

· повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

8)Концепция национальной безопасности РФ . Основное содержание

Концепция национальной безопасности Российской Федерации— система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

I. Россия в мировом сообществе

укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений

 

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией,

 

расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами

 

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях

 

проблема терроризма,

 

Государственная система национальной безопасности(МВД.ФСБ)

Задачи МВД- Министерство Внутренних Дел

· участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

· охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

· участие в территориальной обороне Российской Федерации;

· оказание содействия Пограничной службе Федеральной службы безопасности Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации;

· Борьба с терроризмом и обеспечение режима контртеррористической операции.

 

Деятельность ФСБ

· контрразведывательная деятельность;

· борьба с терроризмом;

· борьба с преступностью;

· разведывательная деятельность;

· пограничная деятельность;

· обеспечение информационной безопасности.

12) Государственная система национальной безопасности( Функционирование службы внешней разведки, ФСО РФ,Пограничная служба)

Задачи

Формировать общественное мнение

Быть оповещающей системой о возрастании нац. Угрозы

Бороться с соц. И национал. Сторонами и некомпетентностью госслужащих

Безопасность личности

Философское и правовое понимание безопасности личности. Социальные гарантии безопасности личности в современной России. Основные личностные ценности, выраженные в основных правах и свободах.

2.1 Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы

Показатели и принципы осуществления безопасности личности.

 

 

 

понятие о национальной безопасности. Понятие «Безопасность» и понятие «опасность»

Национальная безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

Безопасность личности

Философское и правовое понимание безопасности личности. Социальные гарантии безопасности личности в современной России. Основные личностные ценности, выраженные в основных правах и свободах. Показатели и принципы осуществления безопасности личности.

Государственная безопасность, — одна из составляющих национальной безопасности, понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз.

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА — состояние защищенности основных ценностей общества, прав и свобод человека от противоправных посягательств.

Безопасность — состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, государства от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.

Опасность — явление, процессы, объекты, свойство предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека

Виды нац. Безопасности



laservirta.ru

Внешние и внутренние угрозы безопасности государства

Россия / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства

К бремени традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности России прибавляются новые вызовы и угрозы, имеющие глобальный характер, — международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, демографические проблемы, а также нелегальная миграция и др.

Основные внешние угрозы безопасности государства:

а) поддержка международными террористическими организациями и некоторыми исламскими государствами сепаратизма на Северном Кавказе;

б) наркотрафик из Центральной Азии и давление исламского экстремизма на этот регион;

в) приближение НАТО к границам России;

г) демографическое давление Китая на Дальнем Востоке и территориальные претензии Японии на часть Курильской гряды.

В России продолжает снижаться численность населения — с 146,3 миллионов человек в 2001 году до 142,2 миллионов человек в 2007 году. По данным доклада ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005–2015 годах прогнозируется отрицательный ежегодный прирост населения, который составит −0,5%.

Смертность населения в 1992–1994 годах выросла с 12,2 до 15,7 человек на 1 000 жителей и только в 1997–1999 годах стала падать. В 1990–2002 годах рождаемость упала с 16 до 9 новорождённых на 1 000 жителей. Падение рождаемости является следствием как неуверенности в завтрашнем дне, так и вхождения страны в стадию позднеиндустриального общества, для которого вообще характерна низкая рождаемость. В 2000–2001 годах начался рост рождаемости и смертности одновременно. Серьёзными проблемами России являются алкоголизм и наркомания, которыми охвачено до 3 миллионов человек.

После распада СССР административные границы превратились в государственные. В 1990-х годах границы РФ оставались легко проницаемыми для внешних потоков иммигрантов и импортно-экспортных потоков. Это привело к серьёзным демографическим проблемам. Наибольшая волна миграции в Россию со стороны стран СНГ произошла в 1994 году, когда в РФ мигрировали 1,1 миллионов человек. В 2004–2006 годах миграция росла — с 119 157 до 186 380 человек (из стран СНГ — с 110 374 до 177 657 человек). Но с учётом нелегальной иммиграции это число многократно больше. В 2000 году доля иммигрантов в составе населения РФ составляла 9,1 %.

Миграционные процессы в России ведут к росту межнациональной напряжённости как в связи со сложностями, возникающими при взаимодействии разных культур, так и по причине накопления социальных проблем. Тревожной тенденцией стал рост праворадикальных настроений фашистского и шовинистического толка. Насилие со стороны молодёжных националистических группировок (скинхедов) проявлялось в Санкт-Петербурге, Воронеже и других городах России. Скинхеды встречают сопротивление со стороны молодёжных леворадикальных групп.

Одной из острейших проблем России традиционно является коррупция.

В условиях происходящего с 1990-х годов демонтажа индустриальной системы советского типа и социального государства образуются новые социальные ниши, которые заполняются маргинальными слоями, потерявшими прежние социальные ниши. Темпы этой социальной «перестройки» замедлились в первые годы XXI века, но она не была закончена. Эта ситуация незавершённого, «замороженного» перехода чревата обострением социальных конфликтов.

В условиях территориальной неравномерности экономического развития на постсоветском пространстве происходило накопление межнациональных напряжений. Наиболее болезненным является конфликт на Северном Кавказе, для преодоления социально-экономических и политических последствий которого потребуются долгое время и значительные усилия федеральных и региональных властей.

Сохраняется угроза терроризма, регулярно происходят небольшие вооружённые столкновения на Северном Кавказе, реже — террористические акты в этом регионе и в Москве.

←   Назад  |   Внешние и внутренние угрозы безопасности государства   |   Вперёд   →

www.hyno.ru