Включенное и невключенное наблюдение – —

Невключенное наблюдение.

К этой разновидности наблюдений относятся все виды стандартизованных наблюдений и часть произвольных. Невключенное наблюдение предполагает исследование «со стороны», наблюдатель не вступает во взаимодействие с изучаемым объектом исследования. Разновидностью такого вида исследования являются популярные сегодня в маркетинговой сфере наблюдения за посетителями магазинов, кафе, ночных клубов (иногда используют данные видеонаблюдения).

Другим набирающим популярность видом невключенного наблюдения являются контекстуальные исследования (это исследования на рабочем месте и в других типичных местах, где происходит активное взаимодействие человека с тем видом товара или услуги, который интересует заказчика) – как правило, проводимые с маркетинговыми целями. Идея исследования заключается в том, что мы не всегда осознаем, что нас устраивает, а что не устраивает в определенном товаре, тогда как на видеопленке видно, какие неудобства испытывает человек при эксплуатации того или иного продукта – и эта информация помогает разработчикам оптимизировать свою продукцию.

Включенное наблюдение.

Включенное наблюдение – это один из важнейших методов сбора информации в качественных исследованиях. Включенное наблюдение наряду с глубинным интервью является одним из важнейших методов исследования молодежных субкультур. Также этот метод иногда называют «этнографическое исследование», хотя изначально под «этнографическим исследованием» понималось изучение различных (прежде всего экзотических для европейца) культур, а сегодня в социологии «этнографическое исследование» выходит за рамки наблюдения, объединяя различные методы, хотя наблюдение остается наиболее важным из них.

Включенное наблюдение предполагает длительное взаимодействие с объектом исследования в естественных для него обстоятельствах. Социолог может «внедряться» в субкультуру и, взаимодействуя с ее представителями, получать ценную информацию.

Метод позволяет социологу разобраться в глубинных взаимосвязях и противоречиях объекта. Есть два варианта – объект может знать, а может не знать, что проводится исследование. Социолог «всегда на работе» и взаимодействуя с той или иной социальной средой, он автоматически отмечает ее особенности. Другое дело, когда он решает использовать полученные без ведома объекта данные – встает ряд этических вопросов, которые необходимо решить.

Исследования, проведенные с помощью метода включенного наблюдения, охватывают самые разные проблемы, сферы социальной жизни. Популярен этот метод при изучении субкультур (еще со времен Чикагской социологической школы).

Социолог может получить информацию об особенностях поведения, коммуникации, мировоззрения, религии, правилах этикета и речевых формах и т.д.

Понятно, что этот вид исследования сопряжен с большими трудностями самого разного вида: группа может противиться исследованию и агрессивно относиться к социологу; профессиональная этика, предписывающая сохранять конфиденциальность и выполнять обязательства перед согласившимися сотрудничать людьми, может вступать в противоречие с требованиями закона при получении информации о противоправных действиях изучаемого объекта и т.д.

Другая сложность включенного наблюдения заключается в том, что, став одним из членов группы, исследователь может утратить объективность и непредвзятость подхода.

Одна из важных проблем этого метода связана с фиксацией получаемой информации. Исследователь с диктофоном, видеокамерой или блокнотом в руках далеко не всегда органично вписывается в изучаемую социальную среду. Соответственно, ему часто приходится полагаться на память, воспроизводя изучаемый материал уже после контакта с объектом исследования. В Приложении 2 приведен пример «контрольного листа», предложенного Дж. Спрэдли – тех аспектов, которые необходимо отразить в своих полевых заметках.

До сих пор ведется дискуссия – является ли чистым наблюдением ситуация, когда группа знает, что ведется наблюдение, как группа изменяет свое поведение, если участвует в исследовании. «Говорить или не говорить», что ведется наблюдение – такое решение принимается на основе взвешенного анализа. Ниже мы приводим возможные последствия «знания» или «незнания» о проводимом исследовании.

Таблица 2.2.

Представители субкультуры знают, что ведется наблюдение

Представители субкультуры не знают, что ведется наблюдение

Эффект наблюдения

Зная, что за ними наблюдают, люди могут начать вести себя неестественно, особенно в том случае, если им есть что скрывать (криминальные субкультуры, скинхеды и т.п.).

В этом случае взаимодействие в группе более непринужденное, представители субкультуры ведут себя более естественно, так, как они привыкли.

Выполнение норм и правил поведения

Группа понимает, что социолог – человек «со стороны» и не предъявляет к нему требований, являющихся нормативными для остальных.

Группа принимает социолога «за своего», поэтому он вынужден или подчиняться разнообразным нормам и правилам поведения в субкультуре, или становиться девиантом, тем самым, обращая на себя внимание или даже вызывая агрессию.

Участие в различных видах деятельности

Социолог на правах постороннего человека может не участвовать в различных акциях, и вообще не выполнять никакой роли в группе.

Быть «в субкультуре» иногда означает участвовать в какой-либо деятельности, что может быть невозможно для социолога, поскольку:

– эта деятельность незаконна;

– эта деятельность недопустима для социолога по моральным соображениям;

– эта деятельность требует знаний, умений, навыков, которых у исследователя нет.

Права человека: исследовательская этика

Поскольку представители субкультуры знают о проведении исследования, у них есть возможность отказаться от участия.

Представители субкультуры не знают о проведении исследования, у них нет возможности отказаться от участия. Кроме того, возникает вопрос – можно ли публиковать данные о людях, полученные без их согласия.

Другая проблема – может ли социолог занимать активную позицию в группе, влиять на происходящее, или он должен максимально оставаться в тени, чтобы не нарушить естественное течение событий, и тем самым не исказить реальную картину.

Важным моментом в исследовании молодежным субкультур является нахождение «проводника» – человека, который введет социолога в изучаемую совокупность.

studfiles.net

15.Наблюдение

15. Наблюдение в социологическом исследовании. Виды наблюдений: формализованное и неформализованное. Включенное и невключенное. Различные стратегии наблюдателя. Основные сложности метода: фиксация данных. Основные цели применения метода. Анализ полученных данных.

Наблюдение

– это метод сбора социологической информации, основанный на фиксации непосредственных поведенческих реакций объекта исследования.

Наблюдение подразделяется на следующие виды:

1. По степени стандартизации: произвольное и стандартизованное.

2. В зависимости от роли исследователя: включенное и невключенное.

Стандартизованное (формализованное) наблюдение.

Это вид наблюдения, который предполагает выделение наблюдаемых признаков до полевого этапа исследования. Социолог действует по той же схеме и в соответствии с той же программой, что и при проведении массовых опросов. Только в итоге вместо анкеты составляется бланк наблюдения, в который будут заноситься наблюдаемые индикаторы.

Особенностью этого вида наблюдения является то, что мы должны заранее хорошо представлять себе возможные типы поведенческих реакций, иначе мы не сможем составить качественный бланк.

Произвольное наблюдение.

При произвольном наблюдении – это качественная разновидность метода – исследователь фиксирует всю информацию, которую видит, он не знает, что конкретно получит в итоге, его задача – получить как можно больше данных. Этот вид наблюдения характеризуется большой эвристической ценностью. Основные сложности связаны с фиксацией получаемой информации. Как правило, исследователь использует диктофон или видеокамеру, куда он «наговаривает» текст, касающийся наблюдаемого объекта.

Наблюдатель фиксирует особенности поведения, взаимодействия, речевые особенности, разговоры, реакции объекта.

Невключенное наблюдение.

К этой разновидности наблюдений относятся все виды стандартизованных наблюдений и часть произвольных. Невключенное наблюдение предполагает исследование «со стороны», наблюдатель не вступает во взаимодействие с изучаемым объектом исследования. Разновидностью такого вида исследования являются популярные сегодня в маркетинговой сфере наблюдения за посетителями магазинов, кафе, ночных клубов (иногда используют данные видеонаблюдения).

Другим набирающим популярность видом невключенного наблюдения являются контекстуальные исследования (или «исследования на рабочем месте») – потребитель компьютерной и другой офисной техники не всегда отдает себе отчет, что его в ней устраивает, а что не устраивает, и не может объяснить, чем неудобен ему принтер или сканер, тогда как на видеопленке видно, какие неудобства испытывает человек при эксплуатации того или иного товара – и эта информация помогает разработчикам оргтехники оптимизировать свою продукцию.

Включенное наблюдение.

Включенное наблюдение – это один из важнейших методов сбора информации в качественных исследованиях. Включенное наблюдение предполагает длительное взаимодействие с объектом исследования в естественных для него обстоятельствах. Метод позволяет социологу разобраться в глубинных взаимосвязях и противоречиях объекта. Есть два варианта – объект может знать, а может не знать, что проводится исследование. Социолог «всегда на работе» и взаимодействуя с той или иной социальной средой, он автоматически отмечает ее особенности. Другое дело, когда он решает использовать полученные без ведома объекта данные – встает ряд этических вопросов, которые необходимо решить.

Понятно, что этот вид исследования сопряжен с большими трудностями самого разного вида: группа может противиться исследованию и агрессивно относиться к социологу; профессиональная этика, предписывающая сохранять конфиденциальность и выполнять обязательства перед согласившимися сотрудничать людьми, может вступать в противоречие с требованиями закона при получении информации о противоправных действиях изучаемого объекта и т.д.

Другая сложность включенного наблюдения заключается в том, что, став одним из членов группы, исследователь может утратить объективность и непредвзятость подхода.

Одна из важных проблем этого метода связана с фиксацией получаемой информации. Исследователь с диктофоном, видеокамерой или блокнотом в руках далеко не всегда органично вписывается в изучаемую социальную среду. Соответственно, ему часто приходится полагаться на память, воспроизводя изучаемый материал уже после контакта с объектом исследования.

До сих пор ведется дискуссия – является ли чистым наблюдением ситуация, когда группа знает, что ведется наблюдение, как группа изменяет свое поведение, если участвует в исследовании.

Другая проблема – может ли социолог занимать активную позицию в группе, или он должен максимально оставаться в тени, чтобы не нарушить естественное течение событий.

В работе [7] приведен пример «контрольного листа», предложенного Дж. Спрэдли — тех аспектов, которые необходимо отразить в своих полевых заметках.

Таблица 3.12

Контрольный лист.

Объект

Расшифровка

Пространство

Физическое месторасположение или местоположение

Актор (деятель)

Люди, участвующие в происходящем

Деятельность

Совокупность взаимосвязанных действий, совершаемых людьми.

Объект

Наличествующие физические предметы.

Акт

Отдельные действия, совершаемые людьми

Событие

Множество взаимосвязанных деятельностей, ведущихся людьми

Время

Временное упорядочение происходящего

Цель

То, чего люди стремятся достичь

Чувства

Ощущаемые и выраженные эмоции

studfiles.net

15.Наблюдение

15. Наблюдение в социологическом исследовании. Виды наблюдений: формализованное и неформализованное. Включенное и невключенное. Различные стратегии наблюдателя. Основные сложности метода: фиксация данных. Основные цели применения метода. Анализ полученных данных.

Наблюдение – это метод сбора социологической информации, основанный на фиксации непосредственных поведенческих реакций объекта исследования.

Наблюдение подразделяется на следующие виды:

1. По степени стандартизации: произвольное и стандартизованное.

2. В зависимости от роли исследователя: включенное и невключенное.

Стандартизованное (формализованное) наблюдение.

Это вид наблюдения, который предполагает выделение наблюдаемых признаков до полевого этапа исследования. Социолог действует по той же схеме и в соответствии с той же программой, что и при проведении массовых опросов. Только в итоге вместо анкеты составляется бланк наблюдения, в который будут заноситься наблюдаемые индикаторы.

Особенностью этого вида наблюдения является то, что мы должны заранее хорошо представлять себе возможные типы поведенческих реакций, иначе мы не сможем составить качественный бланк.

Произвольное наблюдение.

При произвольном наблюдении – это качественная разновидность метода – исследователь фиксирует всю информацию, которую видит, он не знает, что конкретно получит в итоге, его задача – получить как можно больше данных. Этот вид наблюдения характеризуется большой эвристической ценностью. Основные сложности связаны с фиксацией получаемой информации. Как правило, исследователь использует диктофон или видеокамеру, куда он «наговаривает» текст, касающийся наблюдаемого объекта.

Наблюдатель фиксирует особенности поведения, взаимодействия, речевые особенности, разговоры, реакции объекта.

Невключенное наблюдение.

К этой разновидности наблюдений относятся все виды стандартизованных наблюдений и часть произвольных. Невключенное наблюдение предполагает исследование «со стороны», наблюдатель не вступает во взаимодействие с изучаемым объектом исследования. Разновидностью такого вида исследования являются популярные сегодня в маркетинговой сфере наблюдения за посетителями магазинов, кафе, ночных клубов (иногда используют данные видеонаблюдения).

Другим набирающим популярность видом невключенного наблюдения являются контекстуальные исследования (или «исследования на рабочем месте») – потребитель компьютерной и другой офисной техники не всегда отдает себе отчет, что его в ней устраивает, а что не устраивает, и не может объяснить, чем неудобен ему принтер или сканер, тогда как на видеопленке видно, какие неудобства испытывает человек при эксплуатации того или иного товара – и эта информация помогает разработчикам оргтехники оптимизировать свою продукцию.

Включенное наблюдение.

Включенное наблюдение – это один из важнейших методов сбора информации в качественных исследованиях. Включенное наблюдение предполагает длительное взаимодействие с объектом исследования в естественных для него обстоятельствах. Метод позволяет социологу разобраться в глубинных взаимосвязях и противоречиях объекта. Есть два варианта – объект может знать, а может не знать, что проводится исследование. Социолог «всегда на работе» и взаимодействуя с той или иной социальной средой, он автоматически отмечает ее особенности. Другое дело, когда он решает использовать полученные без ведома объекта данные – встает ряд этических вопросов, которые необходимо решить.

Понятно, что этот вид исследования сопряжен с большими трудностями самого разного вида: группа может противиться исследованию и агрессивно относиться к социологу; профессиональная этика, предписывающая сохранять конфиденциальность и выполнять обязательства перед согласившимися сотрудничать людьми, может вступать в противоречие с требованиями закона при получении информации о противоправных действиях изучаемого объекта и т.д.

Другая сложность включенного наблюдения заключается в том, что, став одним из членов группы, исследователь может утратить объективность и непредвзятость подхода.

Одна из важных проблем этого метода связана с фиксацией получаемой информации. Исследователь с диктофоном, видеокамерой или блокнотом в руках далеко не всегда органично вписывается в изучаемую социальную среду. Соответственно, ему часто приходится полагаться на память, воспроизводя изучаемый материал уже после контакта с объектом исследования.

До сих пор ведется дискуссия – является ли чистым наблюдением ситуация, когда группа знает, что ведется наблюдение, как группа изменяет свое поведение, если участвует в исследовании.

Другая проблема – может ли социолог занимать активную позицию в группе, или он должен максимально оставаться в тени, чтобы не нарушить естественное течение событий.

В работе [7] приведен пример «контрольного листа», предложенного Дж. Спрэдли — тех аспектов, которые необходимо отразить в своих полевых заметках.

Таблица 3.12

Контрольный лист.

Объект

Расшифровка

Пространство

Физическое месторасположение или местоположение

Актор (деятель)

Люди, участвующие в происходящем

Деятельность

Совокупность взаимосвязанных действий, совершаемых людьми.

Объект

Наличествующие физические предметы.

Акт

Отдельные действия, совершаемые людьми

Событие

Множество взаимосвязанных деятельностей, ведущихся людьми

Время

Временное упорядочение происходящего

Цель

То, чего люди стремятся достичь

Чувства

Ощущаемые и выраженные эмоции

studfiles.net

Раздел II

Лабораторный практикум

Наблюдение

Общая характеристика метода наблюдения

Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений через изучение поведения человека в различных естественных ситуациях.

Основной особенностью метода наблюдения является то, что исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемого. Вывод об индивидуально-психологических особенностях ребенка делается по объективным внешне выраженным показателям: действиям, поступкам, речи, движениям, жестам и т.д.

Метод наблюдения применяется для изучения особенностей психических процессов (восприятия, мышления, памяти, воображения), свойств личности, черт характера, психических состояний.

Различают несколько видов научного наблюдения: включенное и невключенное, открытое и скрытое, сплошное и выборочное, внешнее и внутреннее.

Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам на определенное время становится членом той группы, которая является объектом исследования. Причем для остальных он выступает не как наблюдатель, а как равноправный член группы, принимающий наравне со всеми участие в совместной деятельности. Таким образом, наблюдатель включается в социальную ситуацию и имеет возможность получить информацию как бы изнутри.

Невключенное наблюдение – это наблюдение извне, «со стороны», когда исследователь не принадлежит к числу участников наблюдаемой группы. Невключенное наблюдение позволяет заметить такие моменты, которые сложно отследить членам общности в связи с эмоциональной вовлеченностью в ситуацию.

В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к наблюдаемым выделяют наблюдение открытое и скрытое. Наиболее часто в исследовательской практике применяется открытый вид наблюдения, т.е. дети знают, что в определенных ситуациях они являются объектом специального наблюдения. При скрытом наблюдении дошкольники не подозревают, что ведется наблюдение за их поведением и деятельностью. В этом случае нередко используются специальные записывающие устройства, скрытые телекамеры, существуют специальные комнаты со стенами односторонней видимости (стенки Гезелла). Проведение скрытого наблюдения требует строго соблюдения этических норм и принципов.

Сплошное наблюдение предполагает достаточно длительный сбор информации о всех возможных особенностях психики ребенка на основе описания и анализа его поведения. Как правило, при таком подходе к изучению психических проявлений используются и специальная форма фиксации сведений в виде дневниковых записей.

При выборочном наблюдении из всего многообразия поведенческих реакций вычленяется только определенная группа, касающаяся проявления конкретных изучаемых свойств психики. Осуществить технически этот вид наблюдения намного проще, чем предыдущий, однако большую сложность представляет подготовительный этап: отбор тех признаков, которые будут необходимы и достаточны для изучения особенностей психики, выбранных предметом наблюдения.

В зависимости от направленности сознания наблюдателя выделяют также наблюдение внешнее и внутреннее. Внешнее наблюдение предполагает целенаправленное восприятие поведения и деятельности других людей. Внутреннее наблюдение, или интроспекция – это наблюдение «изнутри» за собственными мыслями, ощущениями, переживаниями и т.п. В течение довольно длительного периода развития психологии внутреннее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) рассматривалось как единственно научный путь изучения психического. Современная психология относит самонаблюдение к числу дополнительных, хотя в ряде случаев, необходимых способов организации познания личности. В детской психологии этот вид наблюдения практически не используется.

studfiles.net

7. Методы психологии труда. Эксперимент. Невключенное наблюдение. Включенное наблюдение. Метод опросов и интервью |  Читать онлайн, без регистрации

7. Методы психологии труда. Эксперимент. Невключенное наблюдение. Включенное наблюдение. Метод опросов и интервью

Под методом понимается система теоретических и практических действий, моделей исследования определенных проблем и практическая деятельности психолога. Наиболее эффективным считается использование полиметодийной работы, поскольку в этом случае многие аспекты работы видны с разных позиций и трудовая отдача наиболее оптимальна.

Метод эксперимента предполагает проведение строго регламентированного исследования, направленного на какой-либо аспект работы организации. В процессе проведения эксперимента психолог должен отобрать две группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа – группа работников, непосредственно соприкасающаяся с исследуемой проблемой, контрольная – не соприкасающаяся с данной проблемой группа людей. В прочих параметрах группы должны быть идентичны.

По способу комплектования экспериментальных групп предпочтительны метод случайной выборки и отбор по принципу соответствия. Наиболее эффективна группа, отобранная по принципу соответствия участников группы, но отбор по этому принципу более дорогой, чем способ отбора респондентов на основе случайной выборки.

Метод невключенного наблюдения. Метод основывается на реальных возможностях психолога наблюдать за людьми непосредственно в трудовом процессе, выявляет реальные и насущные проблемные зоны. Но с другой стороны, невозможно повторить наблюдение как эксперимент, поскольку меняются условия наблюдения.

Метод включенного наблюдения основывается на участии психолога в трудовой деятельности исследуемых работников, и основным недостатком этого метода является его субъективность и ограниченность контроля за ходом его проведения.

Метод опроса общественного мнения использует определенные опросы или структурированные интервью.

Метод опросов зачастую дает большой процент ложных ответов, поскольку респонденты хотят показаться интервьюеру более осведомленными, состоятельными или уверенными. Опрашиваемые более искренны, если заполняют опросник самостоятельно. В случае телефонного опроса респондентов часто сложно найти, так как люди не хотят терять время и раздражаются в ответ на телефонные звонки.

Метод интервью предполагает участие в исследовании квалифицированных интервьюеров, отбор которых проводится по нескольким критериям: внешнему виду, коммуникативным способностям, поведению. На результаты исследований могут повлиять такие факторы, как возраст, пол, раса и эмоциональное отношение интервьюера к вопросам опросника.

velib.com

Включенное наблюдение

Включенное наблюдение вызывает исключительный интерес как в среде студенчества, так и у самих исследователей. Его можно считать самым экстравагантным и рискованным видом занятия социолога из всех, какие ему приходится выполнять.

Включенным называется наблюдение, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимая участие в их деятельности.

Напомним, что включенное наблюдение именуют участвующим наблюдением, а также исследованием «в маске» за скрытое проникновение ученого в среду наблюдения. Социолог действует под вымышленным именем, скрывает истинную профессию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой. Ученый инкогнито может устроиться на завод и в течение нескольких месяцев проходить производственную практику в качестве стажера. А если у него есть соответствующая квалификация, то и рабочим.

В зависимости от целей исследования объектами включенного наблюдения могут служить: элементы деятельности; категории действий; объект или лицо, выступающее центром внимания группы; индивид как представитель определенной статусной группы условия, в которых происходит событие.

За рубежом одним из первых включенное наблюдение появилось в Германии в 1890 г. П. Горэ работал в качестве фабричного подмастерья в течение трех месяцев и каждую ночь делал заметки с тем, чтобы исследовать фабричную жизнь. Его работа оказала влияние на университетских ученых, включая М. Вебера.

Классический пример включенного наблюдения представил в 1936—1939 гг. сотрудник Гарвардского университета Вильям Уайт, который и ввел этот метод наблюдения в научную прак тику16. В участвующем наблюдении единственный способ снять помехи от вмешательства исследователя — полное вхождение в изучаемую среду, завоевание ее доверия и симпатии. Для того чтобы изучить поведение и образ жизни итальянских эмигрантов, он поселился в трущобах одного из американских городов. Назвавшись студентом-историком, Уайт вошел в местную общину (он дал ей название Корневиль), изучил особый жаргон итальянского языка, подружился с главарями двух банд, научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров и, прожив 18 месяцев в эмигрантской семье, в конце концов был принят как «свой» человек. Вначале он делал записи тайком, но, завовав доверие, продолжал регистрировать события открыто. К нему то ли привыкли, то ли перестали обращать внимание.

В 1960-е гг. аналогичное обследование провел американский социолог Левис Яблонски. «В одном из своих исследований бандитских формирований, — пишет он, — я понял, что лучший способ установить контакт и взаимопонимание со своими «клиентами» — говорить на их языке». Включенное, или участвующее, наблюдение предполагало занятость ученого в преступных деяниях молодежной группировки, что приравнивалось к серьезному нарушению закона и было связано с риском для жизни.

Перед ученым в подобной ситуации стоит нелегкая нравственная проблема. Чтобы быть понятым другими, он должен действовать, как они, т.е. воровать, насиловать, нарушать закон. Как гражданин, социолог обязан донести полиции о любом преступлении, тем более опасном для жизни окружающих людей. Но профессиональные бандиты не любят играть в преступление, они работают по-настоящему: жестоко, методично, без жалости и милосердия.

Взрослые преступники, делился своими наблюдениями Л. Яблонски, способны понять, что научное исследование отличается от полицейского доноса, а подростки — нет. Они склонны видеть в ученом еще одну «полицейскую ищейку». Завоевать их расположение крайне трудно. Пока ученый, действующий инкогнито или открыто, не докажет своей способности идти на преступление, никто из подростков верить ему по-настоящему не станет. И только завоевав доверие, социолог сможет выявить скрытые механизмы поведения и внутреннюю структуру криминогенной среды. Никакая имитация, никакая маскировка или «игра в преступление» здесь не помогут. Поведение самого ученого в экстраординарных ситуациях — залог его научного успеха и спасения жизни.

Л. Яблонски напутствует коллег, прикладных социологов, чтобы они были крайне осторожными. Провал обеспечен, если преступники будут считать тебя «глупым быком», если нейтральной позицией ты усиливаешь преступную мотивацию своих «клиентов» или если становишься инструментом в чьей-то нелегальной деятельности. Проводя включенное наблюдение (и рискуя жизнью), ученый должен знать такие вещи, как языковые символы и мотивы поведения, ценностные ориентации, уровень ожиданий и нормы криминальной субкультуры.

Австрийский социолог Роланд Гиртлер исследовал венских бомжей (бродяг) как сообщество с собственной субкультурой, правилами поведения, неписаными законами, стратегиями выживания. Метод Гиртлера — глубокое погружение в поле, классическое участвующее наблюдение с длительным процессом завоевания доверия, совместным повседневным времяпрепровождением. Его интересовали также биографии информантов. Он пытался понять, какие структурные факторы способствовали возникновению идентичности бродяги с соответствующим образом жизни.

Одну из первых в России попыток использовать метод включенного наблюдения при изучении народного читателя предпри нял в начале XX в. С. А. Рапопорт (публиковался под псевдонимом С. Анский), который, следуя традиции народнического движения, работал шахтером, устраивал громкие читки для рабочих и обсуждения прочитанного, наблюдая их восприятие, понимание и отношение к содержанию книг.

Подобное исследование провел А. Горяновский. В течение 40 дней 1989 г. он работал, естественно, «в маске», в строительном кооперативе, «славящемся» своими махинациями. Но не рядовым исполнителем, а главным «снабженцем». Благодаря этому социологу удалось установить структуру теневой экономики, каналы расхищения материалов, способы присвоения незаработанных денег, механизм тайных сделок в подпольном бизнесе. Как и У. Уайту на первых порах, нашему социологу на протяжении исследования приходилось прятать свои записи, тщательно маскироваться и контролировать каждый шаг. Хорошо составленная программа и ее искусная реализация на практике позволили по лучить уникальный материал о поведении людей.

Скрытое включенное наблюдение, когда участники деятельно стине догадываются о присутствии исследователя, позволяет минимизировать корректирующее воздействие наблюдателя. Этим скрытое включенное наблюдение отличается от открытого, когда исследователь сообщает участникам о своих намерениях. В зависимости от условий организации включенное наблюдение может быть лабораторным и полевым. В первом случае сбор информации осуществляют в искусственно созданных для наблюдений условиях; во втором наблюдение проводится в реальной жизненной обстановке.

К методам включенного наблюдения путем «смены профессии» отечественные журналисты обратились еще в 1960-е гг. Анатолий Гудимов в «Экономической газете» опубликовал серию репортажей о непростых отношениях ГАИ и шоферской братии, о трудных дорогах водителей-«дальнобойщиков», о необычных заботах продавца киоска. Журналист, перевоплотившийся в автоинспектора, прибегнул для сбора материала к одному из методов активного репортерского поиска. После публикации А. Гудимова вышла книга Аллы Трубниковой о ее приключениях в женском монастыре, куда она проникла под видом смиренной послушницы. Можно также назвать блестящие репортажи М. Кольцова «В норе у зверя», цикл очерков Б. Горбатова «Обыкновенная Арктика», построенный на включенном наблюдении журналиста, принявшего облик полярника, благодаря которому ему удалось изнутри познать бытовые трудности полярной зимовки.

А в западной журналистике прославился Гюнтер Вальраф, который под вымышленным именем работал в издательском концерне Шпрингера, на себе испытав все превратности судьбы гастарбайтера. Особая убедительность репортажей со сменой имиджа автора кроется в необычности приемов самого сбора информации, а также в результатах дерзкого поиска. В итоге — уникальные детали и подробности, «потаенная» до поры до времени информация, «теневые» отношения официальных авторитетов, хитроумные способы уклонения от законов и грозных инструкций — весь этот «улов» новой информации вмиг возвысил общественную значимость прессы, подчеркнул ее естественную склонность к независимости в отношениях с властями.

Смена профессии в карьере журналиста, равно как и в деятельности социолога, пользующегося методом включенного наблюдения, требует известного артистизма и театрального перевоплощения. Необходимо так изменить свой имидж, т.е. комплекс видимых другими примет, идентифицируемых именно с этим человеком, чтобы быть неузнанным. При этом менять приходится не только индивидуальные, но и общепрофессиональные черты. Исследователь принимает новый облик — от костюма до нового стиля поведения. Иной имидж включает его в систему неведомых ранее отношений, обогащает уникальной, порой сенсационной, информацией. Сменить здесь имидж равносильно добровольному уходу со сцены, — если, конечно, не следовать примеру мыслителей древнего Востока, советовавших популярному писателю сменить литературное имя и под псевдонимом, в амплуа новичка, возвратиться на литературный Олимп.

Феномен попрошайничества методом участвующего наблюдения в 2000-е гг. изучала М. Кудрявцева, которая в течение нескольких месяцев вживалась в роль нищенки и просила подаяние; Прибегнуть к качественным методам ее вынудили проблемы доступа к полю, т.е. необходимость налаживания доверительных отношений между исследователем и информантами в течение длительного времени. В подобных условиях традиционное анкетирование и статистический анализ данных не подходят.

Включенное наблюдение может происходить в ординарных условиях, например, на стройке или заводе, и в неординарных условиях. Специалисту в области социальных наук нередко доводится иметь дело с наркоманами, владельцами оружия, членами уличных шаек, бандитских формирований, «преступных синдикатов», с уголовниками и профессиональными ворами. Проводя включенное наблюдение в криминальной субкультуре, ученый часто рискует жизнью. К рискованным мероприятиям можно отнести также участие социолога в забастовочном процессе. Профессиональный социолог в рядах забастовщиков — явление необычное для зарубежной, а тем более отечественной социологии.

Армянский социолог А. Погосян провел включенное наблюдение в ходе забастовки, происходившей в июле 1988 г. в Ереване. Его интересовали социальная динамика явления, характер и типы поведения людей, мотивы и ценности их поступков. Па вполне понятным причинам анкетный опрос в такой ситуации провести невозможно. Коллега оказался в двойственном положении: исполнитель профессиональной роли и участник забастовочного движения. Тактика научного метода требовала от него нейтральной оценки явлений, а цели забастовки — активного участия в них. На собственном опыте социолог «забастовщик» убедился, что противоречивость ролей исследованию никак не мешала. Отношение забастовщиков к представителям интеллигенции в их рядах было терпимым и даже дружеским. Г. Погосяну удалось выявить не только уровни забастовочного движения, детали его организации, логику поведения людей, принимающих участие в открытых формах демократического протеста, но также сложную, нелинейную мотивационную структуру поступков.

Включенное наблюдение требует от социолога непосредственного взаимодействия с интересующими людьми, принятия исследователем определенной социальной роли. Все информанты знали об официальном статусе исследовательницы (студентка, а затем аспирантка). Элементом участвующего наблюдения являлось так называемое «стимулирующее» поведение, когда ученый занимает активную позицию и провоцирует ответные реакции у своих информантов. Помимо участвующего наблюдения М. Кудрявцева применяла также скрытое наблюдение, когда информанты не знали о присутствии наблюдающего за ними социолога. Документально работа фиксировалась в дневнике наблюдений на основании полевых заметок. Вначале исследования она пробовала брать интервью и записывать их на пленку, но очень скоро отказалась от этого, поскольку диктофон отпугивал информантов. В дальнейшем М. Кудрявцева старалась запомнить ключевые слова, основные моменты беседы и восстанавливала диалог уже дома на страницах дневника. Информантами выступали профессиональные нищие, т.е. люди, здоровые по природе, но притворяющиеся инвалидами с целью заработать на жизнь, а иногда и обогатиться таким способом. В результате проведенного исследования удалось выявить и описать несколько социальных типов нищих и моделей попрошайничества: «пенсионер(ка)», «церковные нищие», «мать-одиночка», «очень больная старая женщина или юродивая». М. Кудрявцева пришла к выводу о том, что современные нищие, разыгрывающие уличные спектакли, умеют прекрасно манипулировать производимым впечатлением, что выступает несомненным признаком актерского профессионализма. Манипуляцией является сам выход нищего на улицу, «на сцену». Его презентация направлена на то, чтобы соответствовать представлениям о нужде, обездоленности, несчастье. Если собственных ресурсов недостаточно, то нищий прибегает к дополнительным манипулятивным техникам (наклеивание бороды, использование грязной одежды, заворачивание в одеяло полена вместо ребенка и т.п.).

Научно спланированное включенное наблюдение имеет жесткую программу, опирается на продуманную теорию и детальный анализ проблемы. Но предпосылкой для такого анализа вполне могут служить данные неконтролируемого наблюдения. Примером такого двухэтапного социологического исследования может служить наблюдение В.Б. Ольшанского, тогда сотрудника Института философии АН СССР, проведенное в 1970-е гг. Первым шагом служило включенное наблюдение. Он поступил на завод им. Владимира Ильича и проработал там несколько месяцев в бригаде слесарей-сборщиков. За это время он достаточно сблизился с рабочими, стал в их среде что называется «своим парнем».

Создав нужный плацдарм, В. Ольшанский приступил ко второму этапу, построив программу формализованного обследования, которая включала интервью, опросы и групповые дискуссии. Он изучал жизненные устремления молодых рабочих, нормы коллективного поведения, систему неофициальных санкций к нарушителям, неписанные «можно» и «нельзя». При совместном анализе наблюдений и данных анкетирования, проведенного социолога ми в период осуществления включенного наблюдения, была получена ценная информация о процессах, происходящих в производственном коллективе, о механизме становления «группового сознания».

Преимущество включенного наблюдения состоит в том, что оно дает социологу самые яркие и непосредственные впечатления о среде, помогает лучше понять поступки людей в реальной жизнен ной ситуации. Отсюда же вытекает и его недостаток: исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает. Как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат.

Включенное наблюдение требует определенного периода адаптации наблюдателя и коллектива. Опыт использования этого метода показывает, что срок адаптации длится от 4—5 дней до 2—3 недель и зависит от личных качеств наблюдателя, его пола и возраста.

psyera.ru