Вики общество – Общество (значения) — Википедия

Общество (философия) | Dianomica вики

Пролегомены к формализованной содержательной логике

Dianomika

Общество — в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у Гегеля).


Общество — в широком смысле — обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле — определённый этап человеческой истории (обществественно-экономическая формация, межформационные и внутриформацнонные исторические ступени, например, докапиталистическое О., раннефеодальное О.) или отдельное, индивидуальное О. (социальный организм), например, франц. О., инд. О., сов. О. (Философский энциклопедический словарь. — М.: 1983. )

ОБЩЕСТВО — философская категория, в Дианомике

в сети своего внешнего развития суть субстрат категории ПОЗНАНИЕ.     Результатом диалектического отрицания категории ОБЩЕСТВО является категория МЫШЛЕНИЕ. С другой стороны в сети своего внешнего развития ОБЩЕСТВО суть результат синергизма категорий ЭТНОСФЕРА и СОЦИОСФЕРА.

Для справки: Терминология Дианомической ЛОГИКИ.
Эндогенная сеть категории Предмет философского ПОЗНАНИЯ (экзогенная сеть категории ОБЩЕСТВО)
. Категория ОБЩЕСТВО образует диаду с результатом собственного диалектического отрицания категорией МЫШЛЕНИЕ.

    Позиция автора статьи: Править

    За 150 лет после Маркса ничего мудрее и адекватнее РЕАЛЬНОСТИ философия, к сожалению, не предложила. На рисунке представлена эндогенная сеть категории ОБЩЕСТВО. Подавляющая часть человечества до сих пор живёт «здесь и сейчас» (т.е. одним днём): исчезающе малая часть людей способна прогнозировать и планировать свою жизнь на несколько лет вперёд. А это и означает, что только изменяющееся Общественное БЫТИЕ влияет на изменение Общественного СОЗНАНИЯ. В развитых странах мира развивающееся Общественное СОЗНАНИЕ всё в большей степени влияет на развитие Общественного БЫТИЯ. Однако необходимо констатировать, что научным
    МИРОВОЗЗРЕНИЕМ
    обладает сегодня лишь малая часть человеческого ОБЩЕСТВА…


    Господь: Довольно. Всё. Устал я. Все вопросы завтра.
    Сатана: Вопрос последний. Я прошу, Создатель! Что должно быть? Куда идём?
    Господь: К концу. Что в бесконечности нам светит!
    Сатана: Я не о том. Рабство, феодализм, капитализм: что дальше?
    Господь: Ну это совсем просто. БУРЖУЙ и ПРОЛЕТАРИЙ как ДОБРО и ЗЛО: взаимодействуют, но не убивают. В результате этого взаимодействия возникают новые производственные отношения и их носитель — ТРЕТЬЕ, новый класс, объединяющий в себе качества и капиталиста и работника наёмного труда — акционер, пайщик, кооператор… В итоге собственность распределена, размазана: есть множество хозяев. И не понять, кому конкретно, что принадлежит. В любой момент ты волен собственность свою продать на рынке: и акции, и пай…

    Сатана: Но это же… — СОЦИАЛИЗМ!
    Господь: Естественно. Только не Марксов…
    Сатана: Спаси Бог! Вот это да! А сколько жизней положено напрасно!
    Господь: Ты удовлетворён?
    Сатана: Мой Боже! Ты — страшней чем я! Тебе не жалко человека? Ты мог заранее ему всё объяснить!
    Господь: Бесполезно. Я не раз пытался. Атлантида. Содом с Гоморой… Всё на этом на сегодня. Налей-ка мне вот этого вина. Я выпью за тебя. За ТЕНЬ свою!

    Как СЛАДКО и как ГОРЬКО, что в мире этом лишь с тобой могу поговорить!


    Сатана:

    Толку нет в вине,
    в бокале,
    Нет там ИСТИНЫ,
    но вот
    В них всегда
    её искали,
    А кто ищет —
    тот найдёт!
    1997 г.
    Сергей Ежов. Господь и сатана.


    Ниже приведены МНЕНИЯ по данной проблеме из философских справочников и энциклопедий. Для чего? Для создания видимости объективности автора статьи? Нет.

    Автор статьи стремится к тому, чтобы читатель:
                            — минимизировал своё время для знакомства с альтернативными мнениями;
                            — «Имел мужество пользоваться собственным умом» (Иммануил Кант).

    Из Философского энциклопедического словаря. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Править

    Из Википедии Править

    © Dianomik 15:15, августа 17, 2013 (UTC)

    ru.dianomica.wikia.com

    общество — Викисловарь

    В Википедии есть страница «Общество (значения)».

    Содержание

    • 1 Русский
      • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
      • 1.2 Произношение
      • 1.3 Семантические свойства
        • 1.3.1 Значение
        • 1.3.2 Синонимы
        • 1.3.3 Антонимы
        • 1.3.4 Гиперонимы
        • 1.3.5 Гипонимы
      • 1.4 Родственные слова
      • 1.5 Этимология
      • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
      • 1.7 Перевод

    Морфологические и синтаксические свойства

    падежед. ч.мн. ч.
    Им.о́бществоо́бщества
    Р.
    о́бщества
    о́бществ
    Д.о́бществуо́бществам
    В.о́бществоо́бщества
    Тв.о́бществомо́бществами
    Пр.о́бществео́бществах

    о́б-ще-ство

    Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень:

    -общ-; интерфикс: -е-; суффикс: -ств; окончание: [Ти

    ru.wiktionary.org

    Открытое общество — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Открытое общество — демократический тип общества, использующийся для обозначения ряда современных обществ и некоторых обществ античности. Обычно противопоставляется закрытому (традиционному) обществу и различным тоталитарным режимам[1].

    Концепция открытого общества была изначально создана философом Анри Бергсоном. Затем она была подробно разработана Карлом Поппером, который в своём труде «Открытое общество и его враги» объединил философию открытого общества со своей философией критического рационализма.

    Открытое общество в понимании Поппера полностью демократично. Его члены критически настроены по отношению к табу, принимают решения, опираясь на собственный интеллект и критическое мышление, а также исходя из договорённостей, достигнутых в процессе обсуждения. Такое общество не является неограниченным капитализмом, но и не основано на марксизме или анархии: это самостоятельный вариант демократии.

    Согласно Попперу, существуют «закрытые общества» и «открытые общества».

    Закрытое общество — общество, характерное для племенного строя, отношения внутри которого регулируются системой табу. Система табу описывается как набор законов, имеющих сходство с законами природы — их абсолютная применимость и невозможность их нарушить. В таком обществе индивид всегда знает, что правильно, а что неправильно и у него нет трудностей с выбором правильного поведения. Закрытые общества характеризуются жёстким разделением на классы и касты. Это разделение обосновывается членами закрытого общества его «естественностью».

    С развитием торговли и мореплавания различные племена с различными системами табу стали вступать в контакт, и стало понятно, что общественные законы не абсолютны. Развилось понимание существенной разницы между законами природы (например, закона, по которому Солнце восходит каждый день) и законами общественными. Люди научились понимать, что табу можно нарушать без особых последствий, главное не быть пойманным соплеменниками.

    Этот переворот в сознании людей привёл к революции, которая длится до сих пор — революции перехода к «открытому» обществу. Обществу, в котором индивид опирается на своё понимание правильности поступков, в котором допустима социальная конкуренция.

    Согласно Попперу, идеи Платона о государственном устройстве возникли как реакция на опасность непредсказуемости пути, по которому пошло греческое общество с развитием торговли, мореплавания, дефицита земли и возникновением новых колоний. Платон видел человеческое счастье и справедливость в выстраивании «закрытого» общества и в связи с этим жёстко критиковался Поппером. Поппер, в частности, доказывал, что идеи Платона, по сути, неотличимы от тоталитаризма, несмотря на его стремление

    ru.wikipedia.org

    Тайное общество — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Та́йное о́бщество — организация, члены которой скрывают определённые действия (типа обрядов инициации) от лиц, не касающихся их деятельности. Члены могут быть обязаны скрывать или отрицать их членство, и часто дают клятву хранить тайны общества. Термин «тайное общество» часто используется, чтобы описать братские организации (например, масонство), которые могут иметь секретные церемонии, но также может применяться и к таким не вполне серьёзным организациям как университетские братства.

    В функциональном отношении тайные общества — это формы социальной организации, не вписывающиеся в господствующую (официальную) социальную структуру, что связано с целями, которые ставят перед собой тайные организации: например, такой целью может быть смена стратегических перспектив развития современных политических систем, где реализация долгосрочных проектов, рассчитанных на десятилетия или даже на столетия, оказывается невозможной (в частности, ввиду активной ротации лидеров этих политических систем). Важным аспектом тайной организации является выстраивание альтернативной системы связей и отношений между людьми внутри уже существующих систем. Так, в США широко распространены университетские «организации греческих букв», которые имеют элементы тайных обществ, хотя их существование ни от кого и не скрывается. Они служат достаточно важным механизмом для установления неформальных связей внутри интеллектуальной элиты страны и могут помочь выпускнику университета в построении будущей карьеры.

    Иногда трудно отличить обряды племенного посвящения от обрядов тайного общества или же обряды принятия (инициация) в тайное общество от обрядов шаманского посвящения.

    В теориях заговора термин тайное общество применяется по отношению либо к мифическим организациям, либо к действительно существующим, но которым приписывается значительное влияние, корыстные финансовые или политические интересы, глобальная досягаемость, иногда — сатанизм, и человеконенавистнические цели.

    ru.wikipedia.org

    Общество Википедия

    О́бщество — группа людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями[1].

    Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию. Общество — это надиндивидуальное, надгрупповое и надинституциональное объединение людей, которому присущи различные виды социальной дифференциации и разделения труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, российское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временно́му; по способу производства и т. д.[2]

    Общество нередко отождествляется с социальностью вообще и сводится к формам общения и совместной деятельности людей; с другой точки зрения, сами по себе люди, находящиеся в общении и занятые совместной деятельностью, включая распределение совместно произведённого продукта, ещё не составляют в социологическом понимании общества, поскольку остаются теми же людьми, включёнными в групповые (в том числе коллективные) формы жизнедеятельности. Если натурализм утверждает, что общество сводится к своим материальным носителям, то в феноменологических его интерпретациях общество относится к видам сознания и формам общения

    Общество как объект исследования[ | ]

    В социологии[ | ]

    Общество в феноменологическом понимании — это mens intensas (разум, мысль как бы в себе) — множество социальных миров наших ментальностей, миров, запечатлённых в нашем сознании.

    Общество при натуралистическом подходе — это res extensas (вещи протяжённые) — совокупность тел, физических и биологических, находящихся в реальных объективных отношениях друг к другу.

    К. Маркс в своих работах раскрывает сущность общества, которая кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Общество, по К. Марксу, есть совокупность общественных отношений.

    Родовым понятием по отношению к понятию «общество» является «общность людей». Социальная общность выступает основной формой жизнедеятельности людей. В то же время общество не сводится к социальной общности, то есть это понятие по своему объёму гораздо шире и содержит в себе, прежде всего, социальные механизмы собственного воспроизводства, не сводимые к биологическим. Это значит, что не общность вторична по отношению к обществу, а общество вырастает из социальной общности. В своей одноимённой работе Ф. Тённис, опираясь на анализ работ К. Маркса, показал первичность общины по отношению к обществу.

    Исторически первой формой существования человеческого рода как общности людей явилась родовая община. «При ближайшем рассмотрении термина общности — пишет Ф. Тённис, — она может возникнуть 1. из естественных отношений, поскольку они стали социальными. Здесь кровно-родственные отношения всегда оказываются наиболее общими и самыми естественными узами, связывающими людей»[3]. В процессе исторического развития общества менялись прежде всего основные формы общности людей — от родовой и соседской общинной, сословной и социально-классовой до современных социокультурных сообществ.

    Социологический реляционизм рассматривает общество через взаимоотнесённость всех

    ru-wiki.ru

    Общество как социальная система | Викиверситет Wiki

    Самое простое определение гласит, что общество — это группа людей, объединенных определенной территорией и культурой. В социологии данное определение дополняется тем, что общество является еще и социальной структурой, полем взаимодействия людей. Стало быть, общество — не только группа людей и их культура, но и отношения между людьми и институтами в рамках этой группы.

      Подходы к пониманию общества Править

      Можно выделить три основных подхода к пониманию категории «общество»:

      Частнонаучный (например, в демографии), где общества синомично понятию население.

      Философский, согласно которому, общество — это обособленная от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Общество рассматривается как вневременное, внепространственное явления. При таком подходе, общество идентично социуму, понимаемому как особый вид бытия в мире.

      Социологический подход, о возможности которого впервые заговорил французский социолог Эмиль Дюркгейм. По Дюркгейму, общество — это не просто люди, а sui generis (нечто особое), которое он определяет как социальную реальность.

      Итак, в социологии общество трактуется как социальная реальность. Социальная реальность — это «существующие в действительности социальные явления и процессы»[1].

      Определения общества Править

      Огюст Конт: «Общество — это органическое единство всего человечества, связанного общим согласием, характеризующееся согласованностью функций всех его структурных элементов».

      Карл Маркс: «Общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе совместной деятельности».

      Макс Вебер: «Общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий».

      Толкотт Парсонс: «Общество — это тип социальной системы, которая как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности».

      Обобщим все существующие определения общества можно сделать вывод, что общества, это:

      • Система взаимодействий, заставляющая людей вступать в контакт не хаотично, а по определенным правилам.
      • Результат взаимодействия установления устойчивых социальных связей и отношений.

      Компоненты общества Править

      Толкотт Парсонс выделил три компонента общества:

      1. Люди, составляющие материальное тело общества.
      2. Социальная система, определяющая взаимодействие людей.
      3. Культура, являющая результатом взаимодействия людей.

      Общество как система взаимодействий Править

      На сегодняшний день, в социологии выделяются несколько подходов к определению общества как системы взаимодействий:

      • Атомистические теории: общество понимается как совокупность личностей и взаимодействий между ними.
      • Теории социальных групп: общество рассматривается как совокупность различных пересекающихся групп людей, являющихся разновидностями одной доминирующей группы.
      • Институциональные теории: общество представляет собой большую совокупность людей, осуществляющих совместную социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций.
      • Функциональные теории: объясняют общество как группу людей, представляющих собой систему действий, носящую характер самообеспечения.
      1. ↑ Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.
      • Талкотт Парсонс. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения (читать).

      ru.wikiversity.wikia.com

      Аграрное общество — Википедия

      Материал из Википедии — свободной энциклопедии

      Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 августа 2014; проверки требуют 22 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 августа 2014; проверки требуют 22 правки.

      Агра́рное о́бщество (аграрная экономика) — этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. Формируется в результате неолитической революции. В отличие от охотничье-собирательского (доаграрного) общества люди в аграрных обществах обладают искусственными средствами увеличения выхода полезной биомассы с занимаемой ими территории, поэтому плотность населения в таких обществах многократно увеличивается, что влечет за собой радикальное усложнение их социально-политической организации.

      • незначительное развитие промышленных отраслей.

      Характерной чертой долгосрочной динамики аграрных обществ являются политико-демографические циклы[1].

      Выделение аграрных обществ в один тип достаточно условно, так как они демонстрируют между собой значительные различия по всем основным показателям. Так, для простых аграрных обществ (классическим примером здесь могут служить папуасы Новой Гвинеи до начала их модернизации) характерно отсутствие надобщинных уровней политической интеграции, при этом именно независимые общины (размером в 200—300 чел.) оказываются основной формой политической организации; в то же самое время, для сложных аграрных обществ характерно наличие 3, 4 и более уровней надобщинной политической интеграции, а сложные аграрные политии могли контролировать территории по много миллионов кв. км., населённые десятками или даже сотнями (Цинский Китай) миллионов человек. Аграрные общества трансформируются в индустриальные в результат

      ru.wikipedia.org