Виды теорий – Виды теорий:

Виды теорий:

Теории опытных (эмпирических) наук — физики, химии, био­логии, социологии, истории и др. — по глубине проникновения в сущность изучаемых явлении можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические.

Феноменологические (их называют также эмпирическими) опи­сывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы (например, геометрическая оптика, термодинамика, многие педа­гогические, психологические и социологические теории и др.). Такие теории не анализируют природу исследуемых явлений и поэтому не используют сколь — нибудь сложные абстрактные объек­ты, хотя, разумеется, в известной мере схематизируют и строят некоторые идеализации изучаемой области явлений.

Феноменологические теории решают прежде всего задачу упо­рядочивания и первичного обобщения относящихся к ним фак­тов. Они формулируются в обычных естественных языках с при­влечением специальной терминологии соответствующей области знания и имеют по преимуществу качественный характер. С фе­номенологическими теориями исследователи сталкиваются, как правило, на первых ступенях развития какой-нибудь науки, когда происходит накопление, систематизация и обобщение фактоло­гического эмпирического материала. Такие теории — вполне за­кономерное явление в процессе научного познания.

С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (их называют так­же объясняющими). Они не только отображают существенные связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глу­бинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т. е. их законы.

Но это уже не эмпирические, а теоретические законы, кото­рые формулируются не непосредственно на основе изучения опыт­ных данных, а путем определенных мыслительных действий с абстрактными, идеализированными объектами.

Функции теорий

К числу основных функций теории можно отнести следую­щие:

1.Синтетическая функция — объединение отдельных достовер­ных знаний в единую, целостную систему.

2.Объяснительная функция — выявление причинных и иных за­висимостей, многообразия связей данного явления, его суще­ственных характеристик, законов его происхождения и разви­тия, и т. п.

3.Методологическая функция — на базе теории формулируют­ся многообразные методы, способы и приемы исследователь­ской деятельности.

4.Предсказательная — функция предвидения. На основании те­оретических представлений о «-наличном» состоянии извест­ных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлени­ями и т. д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.

5.Практическая функция. Конечное предназначение любой тео­рии — быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Но как из множества конку­рирующих теорий выбрать хорошую? Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяе­мости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называемый «критерий относитель­ной приемлемости», согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая: а) сообщает наибольшее количество ин­формации, т. е. имеет более глубокое содержание; б) являет­ся логически более строгой; з) обладает большей объяснитель­ной и предсказательной силой; г) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с на­блюдениями. Иначе говоря, резюмирует Поппер, мы выбира­ем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает кон­куренцию с другими теориями и в ходе естественного отбора оказывается наиболее пригодной к выживанию.

studfiles.net

Виды теорий:

Теории опытных (эмпирических) наук — физики, химии, био­логии, социологии, истории и др. — по глубине проникновения в сущность изучаемых явлении можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические.

Феноменологические (их называют также эмпирическими) опи­сывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы (например, геометрическая оптика, термодинамика, многие педа­гогические, психологические и социологические теории и др.). Такие теории не анализируют природу исследуемых явлений и поэтому не используют сколь — нибудь сложные абстрактные объек­ты, хотя, разумеется, в известной мере схематизируют и строят некоторые идеализации изучаемой области явлений.

Феноменологические теории решают прежде всего задачу упо­рядочивания и первичного обобщения относящихся к ним фак­тов. Они формулируются в обычных естественных языках с при­влечением специальной терминологии соответствующей области знания и имеют по преимуществу качественный характер. С фе­номенологическими теориями исследователи сталкиваются, как правило, на первых ступенях развития какой-нибудь науки, когда происходит накопление, систематизация и обобщение фактоло­гического эмпирического материала. Такие теории — вполне за­кономерное явление в процессе научного познания.

С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место

нефеноменологическим (их называют так­же объясняющими). Они не только отображают существенные связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глу­бинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т. е. их законы.

Но это уже не эмпирические, а теоретические законы, кото­рые формулируются не непосредственно на основе изучения опыт­ных данных, а путем определенных мыслительных действий с абстрактными, идеализированными объектами.

Функции теорий

К числу основных функций теории можно отнести следую­щие:

1.Синтетическая функция — объединение отдельных достовер­ных знаний в единую, целостную систему.

2.Объяснительная функция — выявление причинных и иных за­висимостей, многообразия связей данного явления, его суще­ственных характеристик, законов его происхождения и разви­тия, и т. п.

3.Методологическая функция — на базе теории формулируют­ся многообразные методы, способы и приемы исследователь­ской деятельности.

4.Предсказательная — функция предвидения. На основании те­оретических представлений о «-наличном» состоянии извест­ных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлени­ями и т. д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.

5.Практическая функция. Конечное предназначение любой тео­рии — быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Но как из множества конку­рирующих теорий выбрать хорошую? Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяе­мости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называемый «критерий относитель­ной приемлемости», согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая: а) сообщает наибольшее количество ин­формации, т. е. имеет более глубокое содержание; б) являет­ся логически более строгой; з) обладает большей объяснитель­ной и предсказательной силой; г) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с на­блюдениями. Иначе говоря, резюмирует Поппер, мы выбира­ем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает кон­куренцию с другими теориями и в ходе естественного отбора оказывается наиболее пригодной к выживанию.

studfiles.net

Виды теорий. Математические теории. Научные теории

Сколько всяких теорий может увидеть и услышать современный человек! Причем они могут быть самой разной направленности. И это не удивительно, ведь существуют различные виды теорий. Это связано с тем, что для их создания используются разные подходы, да и они сами направлены на различные аспекты деятельности человеческого общества. Так, есть политическая теория, математическая, экономическая, социальная. Но давайте это всё рассмотрим более детально.

Общая информация

В методологии науки слово «теория» может пониматься в двух основных смыслах: узком и широком. В первом из них подразумевается высшая форма организации знания, которая даёт целостное представление о существенных связях и закономерностях в определённой области действительности. В таком случае для научной теории характерными являются наличие системной стройности, логической зависимости между элементами, выводимость её содержания из определённой совокупности понятий и утверждений (но делаться это должно по определённым логико-методологическим правилам). Это всё и организует базисную теорию. А что же под нею понимают в широком смысле этого слова?

Теория науки в данном случае является комплексом идей, представлений и взглядов, которые направлены на то, чтобы истолковать определённое явление (или группу похожих происшествий). Не находите ничего удивительного? Если вдуматься, то в таком случае практически каждый человек обладает своими собственными теориями. Справедливости ради стоит сказать, что в большинстве своём они принадлежат сфере житейской психологии. Благодаря ним человек упорядочивает своё представление о справедливости, добре, любви, смысле жизни, взаимоотношениях полов, посмертном существовании и тому подобное.

Зачем нужна теория?

Они выступают своеобразными методологическими «клетками» научного знания. Современная теория содержит в себе имеющиеся познания, а также процедуры, по которым она была получена и обоснована. То есть в ней имеется основной «строительный» материал – познания. Связаны они между собой суждениями. Уже из них, согласно правилам логики, делают умозаключения.

Независимо от того, какие виды теорий рассматриваются, в их основе всегда должна быть одна или даже несколько идей (гипотез), которые предлагают решения для определённой проблемы (или даже их целого комплекса). То есть для того, чтобы называться полноценной наукой, достаточно наличия одной только хорошо проработанной теории. В качестве примера можно привести геометрию.

Легко ли постичь теорию?

Для начала разберёмся с понятиями, умозаключениями, проблемами и гипотезами. Они нередко могут уместиться в одном предложении. Для теории это же является практически невозможным. Так, чтобы изложить и обосновать её нередко даже пишутся целые произведения. Достаточно в качестве примера привести теорию всемирного тяготения, которую сформулировал Ньютон. Для её обоснования он написал объемный труд в 1987 году, который называется «Математические начала натуральной философии». На написание у него ушло больше 20 лет. Но это не значит, что основные теории настолько сложны, что их не сможет понять рядовой гражданин.

В первую очередь необходимо отметить, что теорию можно изложить в несколько схематизированном (а, соответственно, сжатом) варианте. Таким подходом предусмотрено, что будет убираться всё второстепенное, малозначащее, а также нередко за скобки выносится обосновывающая аргументация и подтверждающие факты. Кроме этого, как уже выше говорилось, каждому человеку присуще строить свои собственные теории, которые являются обобщением своего собственного опыта и его анализом. Поэтому при желании постигать науку придётся усложнить и часто выполняемые задания.

Виды теорий

Они разделяются на основании их структуры, которая в свою очередь базируется на методах построения теоретического знания. Выделяют такие виды теорий:

  • Аксиоматические.
  • Индуктивные.
  • Гипотетико-дедуктивные.

Для каждого из них используется своя собственная база, которая представлена в виде трёх различных подходов.

Аксиоматические теории

Такие теории утвердились в науке ещё со времён античности. Они являются олицетворением строгости и точности научного знания. Наиболее известными представителями данного вида являются математические теории. В качестве примера можно привести форматизированную арифметику. Кроме неё, значительное внимание также уделялось формальной логике и некоторым разделам физики (термодинамике, электродинамике и механике). Классическим примером в данном случае является геометрия Евклида. К ней часто обращались не только за знаниями, но и как к примеру научной строгости. Что же имеет важность в рамках этого вида?

Здесь наибольший интерес представляют три компонента: постулаты (аксиомы), выведенное значение (теоремы) и доказательства (правила, выводы). С тех пор механизм поиска и оформления решения значительным образом успел измениться. Особенно плодотворным в этом плане был 20 век. Тогда разрабатывались как новые подходы, так и фундаментальный уровень знаний (в качестве примера может быть приведена теория вероятности). Они продолжают разрабатываться и создаваться сейчас, но пока нет ничего такого, что смогло бы кардинальным образом перевернуть нашу жизнь.

Индуктивные теории

Считается, что в чистом виде они отсутствуют, поскольку не предоставляют аподиктического и логически обоснованного знания. Поэтому многие говорят, что следует под ними подразумевать индуктивные методы. Характерными они являются в первую очередь для естествознания. Такое положение дел сложилось из-за того, что именно здесь можно начать с опытов и фактов, а закончить теоретическими обобщениями.

Хотя следует признать, что несколько столетий назад индуктивные теории были весьма популярны. Но из-за размера трат на научные изыски они отошли на второй план. Ведь подумайте, как бы формулировалась теория вероятности, если бы мы к ней подходили практическим путём! Индуктивный вывод обычно начинают с анализа и сравнения полученных во время эксперимента или наблюдения данных. Если в них находят что-то сходное или общее, тогда они обобщаются как универсальное положение.

Гипотетико-дедуктивные теории

Они специфичны для естественных наук. Создателем данного вида считается Галилео Галилей. Кроме этого, он также заложил основы и экспериментального естествознания. В последующем они нашли применение среди большого количества физиков, что и способствовало закреплению сложившейся славы. Суть их заключается в том, что исследователь выдвигает смелые предположения, истинность которых неопределенна. Потом из гипотез с помощью дедуктивного метода выводятся следствия. Этот процесс продолжается до тех пор, когда не будет получено такое утверждения, чтобы его можно было сопоставить с опытом. Если эмпирическая проверка подтверждает его адекватность, то делается вывод о том, что исходные гипотезы были правильными.

Какими компонентами должна обладать научная теория?

Существует много классификаций. Чтобы не путаться, возьмём за основу ту, которую предложил Швырёв. По нему обязательными являются следующие компоненты:

  • Исходная эмпирическая основа. Сюда включаются зафиксированные до этого момента факты и знания, которые были получены как результат экспериментов и требуют обоснования.
  • Исходная теоретическая основа. Под этим подразумевают множество первичных аксиом, постулатов, допущений и общих законов, которые в совокупности позволят описать идеализированный объект рассмотрения.
  • Логика. Под этим понимают установление рамок для выводов и доказательств.
  • Совокупность утверждений. Сюда относят доказательства, которые составляют основной массив имеющегося знания.

Использование

Следует отметить, что теории являются базисом для обоснования целого ряда процессов, а также различных практик. Причем слагаться они могут одновременно и на практическом опыте, и на основе аналитических размышлений. Поэтому и существуют, например, разные виды теории государства и права. Причем стоит отметить, что один и тот же субъект может быть описан с разной точки зрения, и его характеристика, соответственно, будет разниться.

Кое-где это поддаётся стандартизации, о чем свидетельствуют виды экономической теории, и со временем очерчиваются новые направления. Тем не менее ряд положений внутри них до сих пор привлекает любителей покритиковать. Хотя для некоторых предположений (а со временем и фундаментов в науке) порой просто необходимо накопить определённое количество знаний. Перед тем как были созданы теории происхождения человека Ламарком и Дарвином, была проведена обширная классификация организмов. Изучением таких особенностей занимается история науки. Как показала эта дисциплина, полноценное развитие теории (куда включена её модификация, уточнение, совершенствование и экстраполяция на новые сферы) по времени может растянуться не на одно столетие.

Истинность

Немаловажной характеристикой для любой теории является её практическое подтверждение, от которого зависит степень её обоснованности. Вот, к примеру, у нас есть определённая политическая теория, которая говорит, что в сложившейся ситуации необходимо действовать вот таким-то образом. Если нет практического подтверждения или опровержения её эффективности, то решение о её применении лежит на людях, наделённых властью.

А в случае, когда есть определённая обоснованность относительно её, то уже можно изучить имеющийся опыт и принять соответствующее решение о том, быть или нет её реализации. В этом немалую службу оказывает теория анализа. Благодаря разработанной в её рамках методике можно, используя научный метод, рассчитать вероятность успешной реализации, а также обнаружить место «подводных камней».

fb.ru

18. Теория, ее сущность, структура и функции. Виды теорий

18. Теория, ее сущность, структура и функции. Виды теорий.

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, и др.

Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы структуры теории:

1) Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.

2) Идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т. п.).

3) Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.

4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы.

5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям). В зависимости от этого могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т. д.

Для современной (постнеклассической) науки характерны усиливающаяся математизация ее теорий (особенно естественнонаучных) и возрастающий уровень их абстрактности и сложности.

Общая структура теории специфически выражается в разных типах (видах) теорий.

Так, математические теории характеризуются высокой степенью абстрактности. Они опираются на теорию множеств как на свой фундамент. Решающее значение во всех построениях математики имеет дедукция.

Теории опытных (эмпирических) наук — физики, химии, биологии, социологии, истории — по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические.

Феноменологические (их называют также описательными, эмпирическими) описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы.

С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (их называют также объясняющими). Они не только отображают связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы.

Одним из важных критериев, по которому можно классифицировать теории, является точность предсказаний. По этому критерию можно выделить два больших класса теорий.

К первому из них относятся теории, в которых предсказание имеет достоверный характер.

В теориях второго класса предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические (от греч. — догадка) теории встречаются не только в современной физике но и в большом количестве в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специфики и сложности самого объекта их исследования

А. Эйнштейн различал в физике два основных типа теорий — конструктивные и фундаментальные. Большинство физических теорий, по его мнению, является конструктивными, т.е. их задачей является построение картины сложных явлений на основе некоторых относительно простых предположений. Исходным пунктом и основой фундаментальных теорий являются не гипотетические положения, а эмпирически найденные общие свойства явлений, принципы, из которых следуют математически сформулированные критерии, имеющие всеобщую применимость.

Специфическую структуру имеют теории социально-гуманитарных наук.

< Предыдущая   Следующая >

automationlab.ru

47. Какие существуют виды (типы) теорий?

Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям). В зависимости от этого могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, открытые и закрытые, объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т.д.

Так, математические теории характеризуются высокой степенью абстрактности. Решающее значение во всех построениях математики имеет дедукция. Доминирующую роль в построении математических теорий играют аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, а также формализация.

Теории опытных (эмпирических) наук — физики, химии, биологии, социологии, истории и др. — по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические.

Феноменологические (их называют также эмпирическими) описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы (например, многие педагогические, психологические и социологические теории и др.). Такие теории не анализируют природу исследуемых явлений и поэтому не используют сколько-нибудь сложные абстрактные объекты, хотя, разумеется, в известной мере схематизируют и строят некоторые идеализации изучаемой области явлений.

Феноменологические теории решают, прежде всего, задачу упорядочивания и первичного обобщения относящихся к ним фактов. Они формулируются в обычных естественных языках с привлечением специальной терминологии соответствующей области знания и имеют по преимуществу качественный характер. С феноменологическими теориями исследователи сталкиваются, как правило, на первых ступенях развития какой-нибудь науки, когда происходит накопление, систематизация и обобщение фактологического эмпирического материала. Такие теории — вполне закономерное явление в процессе научного познания.

С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают местно нефеноменологическим (их называют также объясняющими). Они не только отображают существенные связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы. Но это уже не эмпирические, а теоретические законы, которые формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с абстрактными, идеализированными объектами.

Одним из важных критериев, по которому можно классифицировать теории, является точность предсказаний. По этому критерию можно выделить два больших класса теорий. К первому из них относятся теории, в которых предсказание имеет достоверный характер (например, многие теории классической механики, классической физики и химии). В теориях второго класса предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические (от греч. — догадка) теории встречаются не только в современной физике, но и в большом количестве в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специфики и сложности самих объектов их исследования.

Любая теория (независимо от ее типа) имеет следующие основные особенности:

  1. Теория — это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система.

  2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно — когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины и закономерности явлений.

  3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.

  4. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.

  5. Характер теорий определяется степенью обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.

  6. Структура научных теорий содержательно определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов).

  7. Теория — это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения; поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.

В современной философии науки (как западной, так и отечественной) теория уже не рассматривается как неизменная, «закрытая» статическая система с жесткой структурой, а строятся различные модели динамики (роста, изменения, развития) знания (см. разд. IV). В этой связи подчеркивается, что при всей плодотворности формализации и аксиоматизации теоретического знания нельзя не учитывать, что реальный процесс конструктивного развития теории, ориентированный на охват нового эмпирического материала, не укладывается в рамки формально-дедуктивного представления о развертывании теории.

Однако, развитие теории не есть только «движение мысли внутри ее самой» («филиация идей»), а активная переработка мыслью многообразного эмпирического материала в собственное внутреннее содержание теорий, конкретизация и обогащение ее понятийного аппарата. Образ действительного развертывания (развития) теории, данный Гегелем — «снежный ком», — не утратил своей актуальности и по сей день. Вот почему важнейшим методом построения, развертывания и изложения теории является метод восхождения от абстрактного к конкретному.

studfiles.net

Понятие научной теории. виды научных теорий

Вопросы:

  1. Понятие научной теории. Виды научных теорий, их концептуальные особенности.

  2. Функции научной теории.

  3. Структурные инварианты научной теории.

  4. Регулятивные принципы развития научных теорий.

  5. Идеалы построения теории.

  6. Проблема демаркации науки и не-науки. Критерии верификации и фальсификации.

  7. Причины и формы заблуждений в познании.

3.1. Понятие научной теории. Виды научных теорий,

их концептуальные особенности.

Под теорией понимается система научного знания, описывающая и объясняющая определенную предметную область. Научное знание может претендовать на статус теории если оно отражает объект всесторонне, связно, целостно.

Смысловые оттенки понятия теории. Понятие теории функционирует в общественном сознании в следующих смысловых формах:

  1. Как синоним духовной деятельности в противовес предметно-практической деятельности.

  2. Как целостное, организованное знание в противовес разрозненности обыденных представлений.

  3. Как противоположность экспериментальному знанию. Теория позволяет путем расчетов получить данные об объекте и тем самым заменить дорогостоящие или опасные эксперименты.

  4. Теория как знаковый объект, столь же реальный как физические объекты.

  5. Теория как информационный алгоритм переработки экспериментальных данных.

По степени абстрагирования и формализации знаний выделяют следующие типы научных теорий:

  1. Эмпирические качественные теории – аппарат этих теорий носит качественный характер. Они базируются на больших массивах экспериментальных данных. Основные положения представляют собой качественные обобщения эмпирических данных, полученные методом индукции. Примерами являются клеточная теория живой материи Шлейдена и Шванна, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория психики З. Фрейда, теория условных рефлексов И.П. Павлова, теория функциональных систем психики П.К. Анохина и др.

  2. Математизированные эмпирические теории – это теории, которые также базируются на индуктивном обобщении массивов экспериментальных данных, но отличаются широким использованием языка математики и математических моделей для описания и объяснения экспериментальных фактов. Для них характерен переход от чисто качественных понятий к количественным величинам и связанное с этим широкое использование измерительных и расчетных процедур, математического аппарата, формализованных моделей изучаемых явлений. Такие теории характерны для многих физических, химических, технических наук. Они начали появляться также и в биологии, лингвистике, экономических и др. науках. В построении теорий данных типов наряду с методом индукции широко используются методы формализации, математизации.

  3. Концептуализированные математические и нематематические теории базируются на обобщающих постулатах и строятся методом восхождения от абстрактного к конкретному в частности путем дедукции. (Геометрия Эвклида, классическая механика Ньютона, квантовая теория, теория относительности и др.). Они встречаются в нескольких различающихся формах:

А). Гипотетико-дедуктивные теории – Они базируются на исходных гипотезах, из которых дедуктивным путем выводятся следствия, подтверждаемые затем экспериментально.

Б). Аксиоматико-дедуктивные теории — исходным ядром выступают аксиомы. Аксиомы должны отвечать требованиям непротиворечивости полноты, независимости (невыводимости друг из друга).

В) Теории, строящиеся методом развертывания исходной концептуальной «клеточки» от абстрактного к конкретному (например, «Капитал» К. Маркса – социально-экономическая теория развития капитализма).

3.2. Функции научной теории.

  1. Описательная функциятеория должна давать методы описания своих объектов (категориальный язык, правила описания, типовые схемы (алгоритмы) описания и др.).

  2. Объяснительная функциятеория должна не только описывать, но и объяснять состояния объекта, его структуру, характер поведения и развития. Объяснение не должно быть тавтологией, должно давать новую информацию. В любом конкретно-научном теоретическом объяснении в скрытом виде обязательно присутствует философский аспект (в виде методологических установок, картины мира и т.п.).

  3. Предсказательная функцияспособность теории к предвидению новых фактов, явлений. Предсказательные возможности – это признак фундаментальности теории, а неспособность к предвидению – серьезный недостаток. Примеры: периодическая система Менделеева, позволившая предсказывать новые элементы и их свойства, предсказание Марксом коммунизма и др.

  4. Интегративная (синтезирующая) функцияспособность теории объединять и связывать многие разрозненные положения и факты. Важным типом интеграции в науке является концептуальной синтез теоретического материала на базе единого или нескольких принципов. Интеграция может проявляться в установлении связей между различными аспектами объекта, которые до этого рассматривались разрозненно, а также выявлений зависимостей между различными науками, развивавших ранее разрозненно (например, объединение аспектов физики и химии в физической химии). Еще одним аспектом синтеза является концентрирование и уплотнение научного знания. В ходе синтеза, происходит изменение структуры знания, становление новых связей, знание становится более емким.

  5. Методологическая функциясостоит в выработке спектра методов теории для описания, объяснения, предсказания, диагноза, моделирования, проектирования объектов, использования выводов теории в практических целях.

  6. Практическая функция. Теория изначально должна строится таким образом, чтобы быть ориентированной на решение практических задач.

3.3. Структурные инварианты научных теорий.

Для теорий развитого типа характерны следующие структурные инварианты:

А). Исходные абстракции и базовые конструкты теории.

Б). Эмпирический базис теории.

В). Логический аппарат вывода и обоснования положений теории.

Г). Методы измерения и квантификации понятий (под квантификацией понимается количественное представление качественных понятий).

Д). Положения теории – законы, методы, принципы, теоретические утверждения.

Е). Интерпретация теории: возможные истолкования смысла теоретических положений.

1. Исходные абстракции и базовые конструкты теории. В круг исходных абстракций входят первичные термины данной науки. Например, в геометрии Эвелида к первичным терминам относятся точка, прямая, плоскость. На их основе строятся более сложные вторичные термины: треугольник, квадрат, куб, ромб, круг, шар, конус, пирамида и др. В круг базовых содержательных конструктов теории могут входить аксиомы, исходные гипотезы, исходные принципы теории, исходная «клеточка» теории.

Виды исходных базовых конструктов теории:

А). Аксиомы — на их основе разворачивается теория. Аксиома – очевидное положение, которое принимается без доказательства. На самом деле обоснованием «очевидных» аксиом является их многократная подтверждаемость в практике. Совокупность аксиом должна быть полна и достаточна для развертывания содержательных положений теории. Аксиомы не должны противоречить друг другу, не должны выводиться друг из друга, (т.е. должны быть не зависимы).

Б). Исходные принципы – лежат в основе научной теории, направляют ее развертывание. Базовые принципы должны обладать фундаментальностью, они должны вскрывать главные сущностные связи и качества объекта. Например, в марксистской социальной философии базовым принципом является материалистическое понимание истории.

В). Исходные «клеточные» конструкты. «Клеточка» — это исходная абстракция, на основе которой развертывается содержание теории. Аналогична зародышу биологического организма. Развертывание исходной «клеточки» от простого к сложному позволяет последовательно, всесторонне охватить и раскрыть содержание объекта в теории. (Маркс в «Капитале» главной задачей ставил: дать целостное описание развития капиталистической экономики. Роль «клеточки» выполняла категория «обмен товаров». Из этой «клеточки» последовательно, циклически развертывается теория капиталистической экономики. Клеточные конструкты должны обладать следующими качествами:

А). Массовидность клеточки – она должна быть характерна для объекта, присутствовать во всех его элементах.

Б). Существенность для объекта (т.е. относиться к его сущностным характеристикам).

В). Отражение специфики и главных качеств объекта в свернутом виде. (Примеры исходной «клеточки»: в теории биосферы – «биоценоз», в эволюционной теории Дарвина «биологический вид», в «Капитале» — «товар»).

Г). Клеточка должна быть связующим звеном между аспектами (компонентами) объекта.

2. Логический аппарат вывода и обоснования положений теории. Его основу составляют методы индукции и дедукции. Индукция – есть обобщение фактов, экспериментальных данных. Дедукция – логический вывод положений теории из исходных базовых конструктов.

Достоинства индукции: прочно привязана к фактам, минимальный произвол в выводах. Недостаток – теория, построенная чисто индуктивным путем, недостаточно системна. Невозможно построить системную теорию когда не выявляются логические связи между разными положениями. Достоинства дедукции — позволяет получить более целостную теорию с множеством логических связей между положениями. Недостатки – движение мысли в логической плоскости без обращения к опыту (чисто логический вывод) может привести к отрыву от фактов, произвольным построениям. Возможны просчеты в аксиомах, что усиливает вероятность ошибки.

Дедукцию и индукцию не следует противопоставлять и отрывать друг от друга. Их следует применять в единстве, тогда их недостатки взаимно компенсируются, а достоинства взаимоусиливаются. Наиболее адекватным логическим подходом при построении научной теории является такой, когда индуктивный и дедуктивный подходы дополняют друг друга. Иными словами, каждое положение теории в идеале следует строить на пересечении индуктивных обоснований и дедуктивных выводов, то есть доказывать и фактами и логикой.

3. Методы измерений и квантификации понятий. Квантификация научных понятий означает придание качественным понятиям статуса величин, обладающими количественными характеристиками и допускающими измерения. Степень пригодности качественных понятий для квантификации – это их операциональность. В теории важно установление связей неизмеримых качественных понятий с измеримыми величинами. (Например, качество жизни можно выразить через понятия: продолжительность жизни, экологическая безопасность, состояние преступности. Последние три понятия допускают количественное выражение и измерение. Они позволяют сделать понятие «качество жизни» операциональным).

4.Положения научной теории.

А). Теоретические утверждения — их главное качество достоверность. Даже гипотезы должны опираться на факты и не являются произвольными допущениями.

Б). Законы – это положения теории, отражающие существенные, устойчивые, необходимые связи или качества объекта (законы Ома, Ампера, естественного отбора, всемирного тяготения и др.).

В). Методы — способы решения теоретических и практических задач, базирующиеся на теоретическом аппарате данной теории (методы измерений, прогноза, проектирования и др.).

Г). Принципы. От законов они отличаются тем, что обладают большей фундаментальностью. Принципы соединяют в себе формулировку объективного закона со способом его использования субъектом в познании и деятельности.

5. Интерпретация (истолкование) теории.

Одни и те же положения теории могут быть по-разному истолкованы. Интерпретации связывают теоретические положения с наблюдаемыми явлениями, выявляют смысл теории применительно к конкретным характеристикам объекта. К примеру, теория коммунизма К. Маркса была по-разному интерпритирована Лениным, Сталиным, Дэн Сяо-пином, Макаром Нагульновым из романа Шолохова «Поднятая целина».

3.4. Регулятивные принципы построения научных теорий.

К факторам, оказывающим влияние на формирование научных теорий, относятся:

  1. Результаты наблюдений и экспериментов.

  2. Дух эпохи. Система ценностей общества.

  3. Господствующий стиль мышления. Научная картина мира (философские и конкретно-научные представления о мире, содержание философских категорий).

  4. Содержание и формы предшествующих теорий. Филиация идей, собственная логика движения научной мысли.

  5. Регулятивные принципы познания и построения теорий, вырабатываемые научным сообществом.

Под регулятивными принципами построения теорий понимаются закономерные ориентиры, которые отражают объективную логику процесса развития науки. Эти принципы выработаны исторически и в той или иной мере рассматриваются как обязательные для научного сообщества.

Основные регулятивные принципы:

  1. Принцип детерминизма.

  2. Принцип соответствия.

  3. Принцип операциональности.

  4. Принцип простоты, красоты и изящества.

I. Принцип детерминизма. Его суть заключается в признании закономерного, причинного характера явлений действительности. Ученый, приступая к исследованиям, предполагает, что предмету исследования присущи объективные законы, причинные связи между явлениями. Ядро принципа детерминизма – учение о причинности. Причинность означает наличие такой взаимосвязи явлений, когда одно из этих явлений – причина – порождает другие — следствия. Первым представление о причинности в науку ввел Демокрит, а Аристотель это положение развил. Далее представления о причинности развивались вместе с развитием науки. В истории науки представления о причинности складывались под влиянием господствующего стиля мышления, духа эпохи. Классическая механика Ньютона, как наиболее развитая наука своего времени, породила механистический стиль мышления (механицизм), распространившийся в других науках (17-18 в.в.). Под влиянием механицизма сложилась концепция механической причинности – механистический детерминизм, который господствовал с 17 века до начала 19 века.

Основные черты концепции механистического детерминизма:

А). Признавался только механический характер причинности. Все причины явлений предписывалось искать в сфере механических явлений.

Б). Причинно-следственным связям предписывалась однозначность: одна причина порождает одно следствие.

В). Предполагалась непосредственность порождения следствия причиной. Не учитывалась возможность косвенного характера причин, опосредованность воздействия причины на следствие.

Г). Отрицалась возможность случайных причин, все явления рассматривались только как необходимые.

Концепции детерминизма (причинности) противостоят концепции индетерминизма, а также телеологии. Концепция индетерминизма – означает отказ от признания причинности и закономерности явлений либо определенное ограничение сферы действия причинности и закономерности. Например, субъективные идеалисты считают, что причин в самой природе нет и они порождаются нашим разумом. Некоторые ученые считают, что причинность и закономерность присущи только неживой природе, а в обществе причинности и закономерности нет. Все это различные формы индетерминизма.

Диалектико-материалистическая методология противостоит индетерминизму. В социальной теории Маркса установлены важнейшие законы общественного развития: закон классовой борьбы, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон формационного развития общества, закон определяющей роли способа производства в жизни общества и др.

Еще одно направление, противостоящее научному детерминизму — телеология. Это разновидность теологии, которая исходит из того, что течение всех процессов в мире определяется действием сверхъестественных целеполагающих начал (Бог).

Основные черты современной диалектико-материалистической концепции причинности:

А). Многокачественность причин — явления могут порождаться множеством разнокачественных причин: физических, биологически, социальных и др.

Б). Многофакторность причинно-следственной связи — отказ от примитивной схемы: одна причина — одно следствие. Одно следствие может быть порождено множеством причин; множество следствий может вытекать из одной причины.

В). Учет возможной опосредованности причинно-следственных связей – причинные факторы могут воздействовать косвенно через другие объекты, через опосредствующие звенья.

Г). Признание вероятностной причинности, возможности случайных причин, которые всегда присутствуют в сложных объектах.

II. Принцип соответствия. Был сформулирован выдающимся физиком Нильсом Бором в 1913 году. Этот принцип является конкретизацией закона преемственности в науке. В развитии науки каждая новая, более общая теория не исключает старую, а включает ее в себя как свой фрагмент или частный случай. Новые теории аккумулируют в себе достоверное содержание старых.

Формулировка Бора: «Теории, достоверность которых была установлена в определенной предметной области, с появлением новых, более общих теорий не устраняются как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области как предельная форма или частный случай новых теорий». Прогресс науки состоит в переходе к более общим, полным, точным научным теориям, включающим в себя позитивное содержание предшествующих теорий.

III. Принцип операциональности. Операциональность – это степень пригодности качественных понятий к количественному выражению или измерению. Этот принцип утверждает следующее. При построении научных теорий предпочтение следует отдавать таким понятиям и представлениям, которые допускают количественное выражение и экспериментальное измерение. Однако ествественнонаучную теорию нельзя полностью построить на количественных, измеримых понятиях. Основатель операционализма Бриджмен утверждал, что в физической теории должны фигурировать только такие понятия, которые допускают операционализацию, т.е. экспериментальное измерение. Но прогресс в науке невозможен без содержательных, неизмеримых представлений. Тем не менее, принцип операциональности полезен. Он способствует росту вычислимости параметров, математизированности и конструктивности теории, стимулирует поиск новых связей между теорией и экспериментом, способствует сокращению числа произвольных гипотез и положений. Анализ возможности операционализации понятий становится важным фактором в создании новых теорий.

IV. Принцип простоты, красоты и изящества. Принцип простоты обобщает наблюдение, которое сделано давно — «Все гениальное просто». Все сложное состоит из множественных связей простого. Изящность и красота связаны с простотой, являются ее эстетическим выражением. Постулат Энштейна: «природа представляет собой реализацию простейших элементов и связей» имеет большое эврестическое значение и реально используется учеными.

Признаки простоты научных теорий:

А). Ясность, отчетливость, логичность (Декарт).

Б). Доступность для математизации, формализации.

В). Минимальность исходных допущений: данная теория превосходит другую, если она объясняет свой предмет с меньшим количеством исходных допущений, аксиом, гипотез.

Г). Максимальная информативность: преимуществом теории является объяснение на ее основе большего количества фактов, чем это может конкурирующая теория.

3.5. Идеалы построения научных теорий.

Они аккумулируют в себе весь опыт развития науки и дают концентрированные ориентиры в познании.

1. Системность — главный идеал. Научная теория – организованная система знаний. Это предполагает следующие требования к ее построению:

а). Всесторонность охвата аспектов объекта – знание, претендующие на статус теории, должно давать всестороннюю картину объекта, а не отдельный его аспект или фрагмент. При этом имеется в виду, что сама всесторонность исторична: со временем выявляются новые стороны.

б). Взаимозависимость и непротиворечивость положений теории.

в). Фокусированность структуры теории на решение научных проблем. Для этого теорию желательно конкретизировать до уровня методологических алгоритмов.

2. Концептуальность теории – развертывание всего теоретического содержания на базе единых объяснительных принципов.

3. Достоверность и доказательность положений теории.

4. Формализованность научной теории — тщательная отделанность ее логической формы, выделение ее в чистом виде из содержания. Высшим типом формализации является математизация. Однако формализация не сводится к математизации. Формализация может проявляться в блок-схемах, алгоритмах, графиках, таблицах. Важный тип формализации — классификация.

5. Фундаментальность теории.

Фундаментальность включает следующие аспекты:

а). Широта охвата явлений с единых позиций.

б). Глубина проникновения в сущность.

в). Объяснительный и прогностический потенциал.

г). Уровень сдвига в концептуальном составе знаний, которые вызвала данная теория — продвижение в понимании сущности объекта.

д). Степень воздействия на смежные области науки и практики.

6. Новизна и актуальность научной информации

7. Простота.

3.6. Причины и формы заблуждений научном познании

Основные типы и причины заблуждений в познании:

I. Заблуждения, порождаемые социальными и классовыми причинами. Суть этих заблуждений в том, что в классово-антагонистическом обществе (где имеет место противоборство классовых интересов) существуют причины искажать истину, как у господствующих классов, так и у угнетенных и эксплуатируемых масс. Суть этих причин хорошо выразил М. Горький в своем произведении «На дне»: «Кто слаб душой и кто живет чужими соками – тем ложь нужна одних она поддерживает, другие прикрываются ею. А кто сам себе хозяин кто независим и не жрет чужого — зачем ему ложь… Ложь — религия рабов и хозяев… Правда – Бог свободного человека».

II. Заблуждения, порождаемые гносеологическими (познавательными) причинами, причинами порожденными сложностью познания. Причины искажений могут возникать как на чувственном, так и на логическом уровнях. Чувственные искажения — иллюзии органов чувств, влияние страстей (агрессия, зависть, любовь). Страсти ведут к тому, что объект оценивается односторонне, предвзято.

refdb.ru

4.2.2. Виды психологических теорий

В науке принято выделять два вида теорий на основании того, каким образом они были построены, — аксиоматические, или категорически-дедуктивные, и гипотетико- дедуктивные. «Исходные положения ак­сиоматических теорий составляют формальные логи­ческие выражения — аксиомы» (Дюкова, 1975. С. 4).Один из наиболее ярких примеров аксиоматической теории в психологии — теория личностных конструк­тов Дж. Келли. Исходным аксиоматическим постула­том для Келли было философское обобщение о чело­веке как ученом, формулирующем для решения своих жизненных задач теории. Остальные теоретические утверждения получены Келли из исходного путем логического вывода.

Исходными положениями гипотетико-дедуктивных теорий являются содержательные предложения — принципы и постулаты. Принципы не являются простым эквивалентом фактов «… потому, что они экстраполируют опытные данные на более широкий класс явлений. Поиски принципов связаны с перено­сом опытного знания на область, выходящую за пре­делы данного опытного знания» (Там же. С. 5). В психологии примером гипотетико-дедуктивных теорий могут служить модели внимания Д. Бродбента, А. Трейсман и другие теории когнитивной психоло­гии. Некоторые теории трудно отнести к одному из двух видов — например, теория личности К. Роджерса была создана им как обобщение его практики психотерапевта, но содержит в своей основе четко выраженный аксиоматический базис (например, утверждение о потребности в самоактуализации как биологически заданной). например, теория личностных конструктов Дж. Келли или динамическая теория личности К. Левина.

Другой вид теоретического знания в психоло­гии — концепции. В философии концепцией назы­вается «определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения». Понятие концепции используется также «для обозначения ве­дущего замысла, конструктивного принципа в науч­ной, художественной… и других видах деятельно­сти» (Философский энциклопедический словарь, 1983. С. 278). В науке концепциями чаще всего на­зывают теоретическое знание, в котором нет собст­венного аксиоматического базиса, на основе которо­го построены основные теоретические утверждения. Так, например, мы говорим о концепции поэтапно­го/планомерного формирования умственных дейст­вий и понятий П. Я. Гальперина, поскольку ее аксио­матической основой послужила культурно-истори­ческая теория Л. С. Выготского.

Термин «подход» нередко используется как сино­ним концепции, но традиция употребления этих по­нятий такова, что подходом называют скорее конст­руктивный принцип в науке или практике (ср. «гештальтподход» у основоположника гештальттерапии Ф. Перлза), а концепцией — способ понимания или трактовки проблемной области.

Наконец, учением принято называть теоретиче­ское знание, полученное путем умозрения и не под­лежащее верификации. Примерами учений могут быть ряд психотерапевтических теорий, например аналитическая психология К. Г. Юнга. Действитель­но, в юнгианской психотерапевтической теории не­которые утверждения являются результатами умозре­ния, точнее, гениальной интуиции Юнга. Сами психотерапевты-юнгианцы охотно соглашаются с тем,

По использованию формальных средств (матема­тики, математической логики) различают три вида теорий — качественные, формализованные и фор­мальные (Дружинин, 2002). К качественным, постро­енным без привлечения математического аппарата, теориям могут быть отнесены культурно-историче­ская теория Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, концепция мотивации А. Маслоу, экологическая концепция восприятия Дж. Гибсона и др. Формализованные теории, в структуре которых используется математический аппарат, — это теория когнитивного баланса Д. Хоманса, теория интеллек­та Ж. Пиаже, теория мотивации К. Левина, теория личностных конструктов Дж. Келли. Формальными теориями, т. е. теориями, в которых основные законы полностью описаны средствами математики, являют­ся, например, теория обнаружения сигнала в психофи­зике или стохастическая теория теста Д. Раша (item — response theory — теория выбора пункта, называемая также теорией вопросов и ответов), широко приме­няемая при шкалировании результатов психоло­го-педагогического тестирования и ставшая основой для современных тестов контроля знаний.

В литературе встречается также деление теорий на субстанциональные и операциональные. Субстанци­ональные теории направлены на объяснение сущно­стных аспектов изучаемой реальности и не подразу­мевают исследовательских инструментов для изуче­ния этой сущности.Субстанциональными являются, например, тео­рия деятельности А. Н. Леонтьева или периодизация психического развития в онтогенезе Д. Б. Эльконина. Операциональные теории неотделимы от тех иссле­довательских методов, вместе с которыми создава­лись, и подразумевают вполне конкретный путь ис­следования психической реальности. К ним относится, что в юнгианстве многое скорее принимается на веру, чем доказывается логическим путем. Тем не менее’ нет оснований третировать юнгианскую психотера­пию как ненаучную только потому, что она не соот­ветствует нормам, которые достались современной науке в наследство от позитивизма. Нормы и идеалы научности в практической психологии иные.

studfiles.net