Виды способов административно правового регулирования – Метод административного права. Его сущность. Виды способов административно-правового регулирования.

Содержание

4.Понятие и виды методов административно- правового регулирования

метод административно-правового регулирования общественных отношений, присущий той или иной отрасли права, нельзя сводить к какому — либо одному из юридических средств воздействия.

Метод регулирования, понимаемый как сочетание юридических средств воздействия на общественные отношения, раскрывает:

а) порядок установления прав и обязанностей;

б) степень определенности предоставленных прав и «автономности» действий их субъектов;

в) взаимоположение субъектов правоотношения;

г) наличие или отсутствие конкретной юридической связи между субъектами прав и обязанностей ;

д) пути и средства обеспечения установленных, субъективных прав.

В каждой отрасли права это сочетание юридических средств более или менее прочно и устойчиво сцементировано единым предметом и единой общей целью административно-правового регулирования общественных отношений.18

Метод регулирования включает как наиболее характерные для данной отрасли права юридические средства воздействия на поведение людей и деятельность организаций, так и менее характерные.. Например, штраф является типичной административно — правовой санкцией, но он .применяется иногда и в других отраслях права. Более того, близкие друг другу отрасли права могут иметь ряд идентичных средств юридического воздействия, в одинаковой степени свойственных их методам, в остальном весьма различных. Так, подвластное положение одной из сторон характерно не только для административно — правовых, но и для уголовно — правовых отношений.

Сложный состав юридических средств, образующих метод регулирования, объясняется сложностью и многообразием общественных отношений, их тесным переплетением и подвижностью существующих между ними граней.

Метод административно-правового регулирования определяется предметом, т. е. характером общественных отношений, которые подлежат правовому воздействию.

Так, имущественные отношения, подпадающие под , воздействие закона стоимости, могут быть урегулированы только при помощи специфичных гражданско-правовых средств воздействия, а управленческие отношения — административно — правовыми средствами. Семейные отношения невозможно регулировать при помощи методов правового воздействия на процессуальные отношения и т. п.

Однако предмет регулирования механически не детерминирует метода; не обусловливает при всех обстоятельствах одно единственно возможное и неизменное юридическое средство правового воздействия на общественные отношения. Выбор тех или иных средств воздействия осуществляет государство в соответствии со стоящими перед ним задачами и объективными возможностями их решения тем или иным путем.

Метод административно-правового регулирования общественных отношений обладает известной долей самостоятельности по отношению к предмету юридического воздействия в силу следующих причин:

1. Данное общественное отношение в рамках существующих возможностей может быть урегулировано по-разному. Об этом свидетельствуют, в частности, изменения в правовом режиме оборотных средств госпредприятий, в области метода заготовки сельскохозяйственной продукции и порядка планирования сельскохозяйственного производства.

2. В зависимости от своих целей государство осуществляет правовое регулирование разных сторон одного и того же вида общественных отношений отличными друг от друга методами. Известно, например, что различные стороны имущественных отношений могут подвергаться различным методам административно-правового регулирования. Достаточно вспомнить, что охрана собственности осуществляется мерами административно — правового, гражданско-правового и уголовно — правового характера.19

Определяя цель и методы административно-правового регулирования. законодатель руководствуется и исходит не только из данного отношения, но и учитывает всю совокупность существующих общественных отношений и происходящие в них изменения.

Так, характер трудовых отношений, с которыми связано предоставление жилого помещения в ведомственном доме на период трудовой связи члена семьи с данным ведомством, сам по себе не изменился. Однако изменение других отношений привело к ограничению административного порядка выселения, т. е. к частичному изменению правовых методов, обеспечивающих ныне использование ведомственной жилплощади бывшими работниками данного учреждения пли предприятия. Метод административно-правового регулирования всегда зависит в конечном счете от предмета, изменение метода всегда обусловлено сдвигами в общественных отношениях, хотя и вовсе не обязательно, чтобы эти сдвиги непосредственно затронули то отношение, которое стало регулироваться иным методом.

При изучении и разработке методов правовой регламентации общественных отношений имеют всегда в виду зависимость метода от предмета воздействия, поскольку данный вид общественных отношений допускает лишь определенные возможности для варьирования методов его регулировки. Но это бесспорное и вполне доказанное юристами положение необходимо уточнить в том смысле, что предмет не в такой степени определяет метод, чтобы законодатель не имел возможности выбора юридических средств административно-правового регулирования, он выбирает в зависимости от поставленной им в данных конкретных условиях цели.

Такой подход к вопросу вытекает из положения об активном, классово целенаправленном характере права. Классовая направленность права проявляется, в частности, в выборе различных средств юридического воздействия на общественные отношения, хотя сами возможности этого выбора в конечном счете материально обусловлены существующими экономическими отношениями и основанной на них классовой структурой общества.

Рассмотрим виды методов административно-правового регулирования.

Общество объективно вызывает потребность в разумном сочетании убеждения и принуждения, а не взаимоисключение одного из них.

Определенное место в системе способов воздействия на поведение людей, используемых управлением, занимает метод поощрения, представляющий собой публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета членам общества, проявившим примерное поведение при выполнении своего — общественного долга. Назначение метода поощрения состоит в том, чтобы вызвать определенные стимулы к такому поведению, которое способствовало бы достижению результатов, выходящих за рамки ординарных представлений о возможностях человека.

Этим свойством служебная роль поощрения существенно отличается от служебной роли принуждения. Последнее, выражая собой порицание от имени общества и устанавливая определенные лишения для человека, отступившего от установленного правила, ставит прежде всего задачу поднять его до уровня подавляющего большинства добросовестных членов общества, аккуратно выполняющих свой общественный долг, и одновременно угрозой наступления неблагоприятных последствий предотвратить неправомерное поведение отдельных неустойчивых граждан. В этом проявляется своего рода «очистительное» качество принуждения, позволяющее вытеснить из общества все вредное и чуждое ему. Поощрение же, будучи высокой оценкой особых достижений, превосходящих обычные, и оказывая общественный почет человеку, достигшему высоких показателей своего поведения, ставит задачу побудить других членов общества последовать примеру поощряемого и, следовательно, способствует возникновению новых, более высоких по своему характеру общественных отношений.

Используемые в сфере управления обществом методы убеждения, поощрения и принуждения являются наиболее общими и распространенными активными способами воздействия на граждан общества. Они применяются в деятельности всех организаций и коллективов, приобретая самые различные организационные формы. Научные категории методов убеждения, принуждения и поощрения отражают только общие возможности взаимоотношений по вертикали между теми, кто управляет, и теми, кто выступает в роли управляемых, т. е. они лишены конкретности в установлении поведения управляемых в определенных жизненных условиях, не детализируют взаимоотношений между управляемыми, не определяют характера и содержания, а также результата складывающихся между ними отношений. В этом смысле рассуждения о методах убеждения, поощрения и принуждения представляют собой лишь общий, исходный материал для исследования организационных способов воздействия на людей в сфере административно-правового регулирования. Указанные организационные способы характеризуются прежде всего тем, что они предусматривают определенных адресатов воздействия, типичные связи между ними и должные результаты их взаимоотношений.

Одной из наиболее действенных организационных форм использования общих способов воздействия на поведение людей является правовое регулирование, представляющее собой нормативное закрепление (регламентацию) государством общих, фактических способов организации членов общества. Приблизительно так же понимает связь общих методов управления с их правовым опосредованием Ю. М. Козлов. Он полагает, что методы управления, как правило, облекаются в правовую форму и суть «соотношения методов управления и соответствующих форм состоит в том, что если метод отражает содержание управленческой деятельности, то форма есть способ выражения этого содержания».

Применительно к правовому регулированию общие способы воздействия на поведение конкретизируются в такой научной категории, как способы (методы) административно-правового регулирования.

Исследования способов административно-правового регулирования в юридической литературе обычно связываются с поисками классификационного основания, критерия научного построения системы права, когда наряду с предметом предлагается также учитывать значение и так называемого метода административно-правового регулирования. Несмотря на то, что по данному вопросу отдельными авторами высказаны интересные соображения, все же плодотворных результатов научного обоснования собственно метода или способа административно-правового регулирования в плане его самостоятельного значения и места в механизме воздействия права на общественные отношения пока еще не достигнуто. Это, прежде всего обнаружилось в ходе дискуссии о системе права. В ходе дискуссии выявились существенные расхождения в понимании самого метода административно-правового регулирования. С. И. Вильнянский по этому поводу справедливо отметил, что в само понятие «метод регулирования» вкладывается различный смысл и сторонники данного критерия не только по — разному понимают «метод регулирования», но и неясно представляют себе, что относится к методу, а что — к предмету. Так, многие цивилисты одно и то же состояние относят либо к методу, либо к предмету регулирования. Например, такое качество гражданского права, как «равенство сторон», отдельные авторы относят к методу административно-правового регулирования, а другие — к предмету.

Как специфический способ, при помощи которого государство на основе данной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение, понимают метод административно-правового регулирования многие ученые — юристы.

Высказывания ученых — юристов позволяют составить общее представление о методе административно-правового регулирования как, во — первых, специфическом способе воздействия государства на волю участников социальных связей, во — вторых, находящем закрепление (выражение) в действующих нормах права и, в — третьих, с помощью которого обеспечивается — нужное всему обществу упорядочение общественных отношений.

Следовательно, большинство авторов, рассуждавших о методе административно-правового регулирования как дополнительном классификационном критерии построения научной системы права, вкладывают такой смысл в его определение, который дает больше оснований относить эту научную категорию к самостоятельной области научных исследований, а именно к области изучения различных способов воздействия права на общественные отношения.

Категория метода в том смысле, как это понимается большинством ученых, пожалуй, вообще неприемлема в качестве дополнительного классификационного основания для научного построения системы права. Представляется, что только соображения С. С. Алексеева отвечают потребностям поиска дополнительного критерия в построении системы права. Он, например, справедливо писал, что методы «административно-правового регулирования характеризуют одно из свойств предмета регулирования». В данном рассуждении обращается внимание па специфику общественных отношений, которые вызывают необходимость нормативного регулирования, ибо в понимании С. С. Алексеева метод есть свойство предмета, т. е. определенных общественных отношений. Отсюда вытекает, что особенности метода лежат в самих общественных отношениях, являются качеством этих отношений. Поиски именно такого рода специфических свойств общественных отношений и облегчают решение задачи по установлению точных границ предмета административно-правового регулирования, который составляет объективную и единственную основу каждой отрасли права.

Следует отметить, что попытка исследовать метод регулирования в качестве самостоятельной категории, не ставя ее в зависимость от поисков классификационного основания в построении системы права, уже была предпринята в нашей литературе. Например, Б. В. Шейндлин не связывал исследования метода регулирования с системой права, а рассматривал его как самостоятельное правовое явление. Он «вполне правильно отмечал, что метод административно-правового регулирования есть исключительно свойство самого права «как специфического регулятора общественных отношений, а не свойство регулируемых общественных отношений, что метод регулирования обусловлен не только свойствами регулируемых общественных отношений, но и принципами административно-правового регулирования, характерными для данной системы и определяемыми интересами, потребностями, целенаправленной деятельностью государства, в конечном счете-материальными условиями господства.

Интересным является определение понятия метода — административно-правового регулирования, даваемое Б. В. Шейндлиным: «Метод административно-правового регулирования — это .основанный на принципах данной системы права способ воздействия государства посредством институтов права на определенные виды волевых, общественных отношений»20.

.Правильно подчеркивая, что метод регулирования есть способ воздействия государства посредством определенной совокупности норм права (институтов права), автор одновременно слишком расширяет правовую сферу выражения (объективизации) государством самого метода регулирования.

Надо иметь в виду, что определяющей формой выражения точных государственных предписаний служит отдельная норма права. Институт же права, представляющий собой совокупность норм, по — видимому, должен выражать не один, а столько конкретных методов, сколько он объединяет норм права. Поэтому утверждение о том, что метод есть способ воздействия государства посредством института права, нельзя признать удачным, оно

не помогает выявить непосредственное содержание и общее назначение метода административно-правового регулирования.

Поскольку еще не выработано единого понимания метода административно-правового регулирования и не выяснено, что конкретно скрывается за данным понятием, следует подчеркнуть, что методы (способы) административно-правового регулирования расположены в сфере научного управления и являются одним из важнейших компонентов в системе различных способов воздействия на волю членов общества. Они как бы «лежат» над фактическими общественными отношениями и оказывают влияние , на установление границ, направления и целей, волевых поступков субъектов в различных социальных связях. В таком плане под методом административно-правового регулирования следует понимать своеобразный способ воздействия на общественные отношения с целью их урегулирования, который выражается в установлении с помощью нормы права определенного (возможного и должного) состояния воли субъектов в их взаимоотношении друг с другом, а также относительно желаемых результатов их поведения.21

При характеристике метода административно-правового регулирования совершенно необходимо указать его непосредственное назначение, т. е. какое качество он должен придать воле участников отношений. В нашей литературе при раскрытии качества метода обычно отмечается, что он проявляется, например, либо в «автономности», либо в «соподчиненности» субъектов урегулированного правом отношения.

«Автономность» и «соподчиненность» есть определенные состояния воли субъектов, выражающиеся в том, что их способность сознательно и целеустремленно руководить своими поступками имеет определенные рамки свободы поведения и не зависит от волн других, субъектов данного отношения, или эта способность руководить своими действиями ограничена, зависима от объективированной (выраженной вовне) воли других субъектов, и поэтому они должны определить свои поступки в пределах строго установленного порядка. Таким образом, метод непосредственно призван организовать волю субъектов, определить ее состояние так, чтобы она соответствовала интересам общества или определенного коллектива. Само же фактическое состояние волн субъектов может быть чрезвычайно различным в зависимости от разных обстоятельств. Например, в зависимости от положения субъектов в .процессе развития сложившегося (или складывающегося) между .ними общественного отношения может, быть установлено различное состояние воли относительно конкретного способа возникновения их прав и обязанностей. Иногда права и обязанности субъектов возникают только благодаря предварительному акту (решению) органа государства, а иногда из взаимного соглашения обеих сторон правоотношения (абсолютное большинство трудовых отношений возникает по взаимному соглашению работника и администрации учреждения, предприятия).

Существенной особенностью метода административно-правового регулирования в отличие, например, от таких общих способов воздействия, как принуждение, убеждение и поощрение, является то, что он характеризуется конкретностью нормативного предписания: с его помощью устанавливается не вообще состояние волн, а .такое, которое преследует наступление результата с определенным видом и определенной мерой объективированного поведения. Если, например, с помощью метода устанавливается поощрение, то одновременно предусматривается вид поощрения — денежная премия, и мера поощрения.. Так же конкретизируется и угроза наказанием, где предусматривается вид наказания — лишение свободы и соответствующая мера — пять лет.

Метод административно-правового регулирования во всем механизме воздействия права является фактором, непосредственно упорядочивающим общественные отношения. Именно волевой момент поведения участников общественных отношений и представляет собой тот рецепторный отросток, через который непосредственно государственная воля переводится в плоскость упорядоченного общественного отношения и где участники достигают желаемого для общества результата административно-правового регулирования. Это еще раз подтверждает справедливость вывода о том, что право воздействует непосредственно не на общественные отношения и даже не на поведение участников данных отношений, а на волю сторон, их способность сознательно и целеустремленно руководить своим поведением, направить его к достижению нужного результата. В этом смысле категория метода административно-правового регулирования представляет собой непосредственно связующее звено между государственной волей — волей управляющего и индивидуальной волей — волей управляемых субъектов.

Конкретные методы административно-правового регулирования получают свое выражение в нормах права. Государство, фиксируя в норме права определенный вариант поведения участников урегулированного общественного отношения, одновременно предусматривает, какое состояние воли должно быть избрано для организации взаимоотношений сторон и достижения результата административно-правового регулирования. Причем, разумеется, само содержание метода, как правило, не формулируется четко. Представление о методе, заключенном в норме, можно получить только при анализе всех структурных частей нормы права и специфики субъектного состава, поведение которого норма права должна урегулировать. Указание на используемый государством метод регулирования содержится не во всех структурных частях нормы, а только в диспозиции и санкции. В гипотезе есть лишь указание на фактические обстоятельства, при наличии которых должна исполняться или применяться данная норма права. Поэтому гипотеза служит тем объективным основанием, которое оказывает, определяющее влияние на выбор государством конкретных методов, заключаемых в. данной норме права, так как от характера обстоятельств и содержания общественных отношений прежде всего зависит способ организации воли участников этих отношений..

Многообразие методов находит отражение в диспозициях норм права, где формулируется само правило поведения. В том, как описывается, формулируется в диспозиции правило поведения, и обнаруживается конкретный метод регулирования, т. е. определенное состояние воли сторон, предусматриваемое нормой права. Причем отдельные разновидности гипотез более или менее четко обнаруживают метод регулирования, в других же гипотезах выявить конкретный метод регулирования значительно сложнее. Например, в диспозициях запретительных, поощрительных и рекомендательных норм права .метод регулирования выступает вполне четко: это или конкретный запрет совершать указанный поступок, и тогда состояние воли субъекта выражается в том, что он сознательно воздерживается от запрещенного поступка; или указание поощрения в случае выбора субъектом лучшего варианта поведения, и тогда состояние воли субъекта выражается в том, что он озабочен поиском наиболее благоприятных условий, способствующих совершению поощряемого поступка.

Сложнее обнаружить метод административно-правового регулирования в нормах права, содержащих в диспозиции дозволение. В таких диспозициях обычно заключены такие методы, как «автономность» состояния воли субъектов, «соподчиненность», «равенство» и т. д. Причем качества указанных. методов проявляются в самом характере диспозиции. Например, в абсолютно — определенной диспозиции, когда точно указаны права и обязанности, несомненно, заключен метод «императивности». Он выражается в таком состоянии воли субъектов, когда оно точно очерчено и не допускается никаких отклонений. В относительно — определенных, диспозициях указание на права и обязанности обычно сопровождается возможностью для сторон самим уточнить права и обязанности в каждом конкретном случае. Это свидетельствует о наличии в данной норме метода «автономности», т. е. относительно свободного состояния воли субъектов в определении характера взаимоотношений между ними и выбора путей достижения желаемого результата.

Намного выпуклее обнаруживаются методы административно-правового регулирования в санкциях норм права, содержащих указания на угрозу наступления невыгодных (неблагоприятных) последствий в случае нарушения предписания, сформулированного в диспозиции. Это объясняется тем, что методы, содержащиеся в санкциях, имеют главным образом принудительный характер и представляют собой установленное состояние воли, значительно ущемляющее свободу субъектов, причиняющее им определенные лишения благ, либо уже находящихся в распоряжении данных субъектов, либо ожидаемых ими. К таким методам, например, относятся различные меры уголовного наказания, возмещение материального ущерба, меры административного и дисциплинарного взыскания, признание недействительными тех актов субъектов, которые были направлены на достижение определенных юридических результатов и т. д.

Следует обратить внимание на то, что в каждой норме права можно выявить не один, а несколько методов и, прежде всего, в таких ее частях, как диспозиция и санкция. Однако по своему характеру методы регулирования, заключенные в диспозиции и санкции, отличаются друг от друга своим непосредственным назначением. Поскольку включение определенных методов регулирования в диспозицию нормы права преследует цель добиться положительного результата, постольку и сами методы носят непосредственно — позитивный характер и приводятся, в действие всегда в нормальных условиях жизни. Масштаб их использования практически не ограничен в пределах сферы административно-правового регулирования, они выступают в качестве привычного явления и не вызывают ощутимой реакции со стороны людей, т. е. в определенной, степени остаются незамеченными. Наоборот, методы регулирования, включенные в санкции норм права, рассчитаны на использование только в исключительных случаях, т. е. когда налицо возможность нарушения или реальный факт нарушения установленного порядка. Поэтому указанные методы преследуют в первую очередь цель вытеснить из общего обихода такие поступки, которые несовместимы с интересами общества. В этом смысле они имеют негативный и эвентуальный характер, а масштаб их использования ограничен сферой возникающих в обществе юридических эксцессов, что делает эти методы весьма ощутимыми.

Приведенные соображения о том, что методы административно-правового регулирования главным образом заключены в нормах права, подтверждают лишний раз ту мысль, что они являются достоянием самого права, а не регулируемых правом общественных отношений. Следовательно, непосредственным объектом при исследовании различных методов административно-правового регулирования служат нормы права. Итак, методы административно-правового регулирования весьма разнообразны. Однако они находятся в определенной системе и поэтому поддаются классификации в зависимости от избранного классификационного основания. Как и многие другие явления, классификацию методов можно проводить с точки зрения наиболее общих, частных и конкретных оснований.

Для анализа специального правового аспекта научного управления обществом методы административно-правового регулирования следует классифицировать прежде всего с позиций общего основания, которое подчеркивало бы различное место, методов в механизме административно-правового регулирования. Совокупность методов административно-правового регулирования, используемых для упорядочения «организуемых» общественных отношений, складывающихся в самых различных областях жизни, можно условно назвать методами материально — правового характера. В группу методов административно-правового регулирования, используемых в сфере управления для упорядочения своеобразных организационных отношений, назовем методами процессуально — правового характера. Эти группы методов можно обнаружить в нормах материального и процессуального права.

Наиболее важными с точки зрения воздействия на поведение участников отношений и преследуемого результата являются методы материально — правового характера. Они охватывают самую обширную область отношений, направлены на достижение результатов развития всего общества в целом и потому имеют, определяющее значение по отношению к методам процессуального характера.

Частная классификация методов материального характера возможна, например, в зависимости от такого основания, как функции административно-правового регулирования (иначе — социальное назначение), т. е. от таких обстоятельств, которые непосредственно определяют содержание конкретных групп методов административно-правового регулирования.

Для административно-правового регулирования в обществе характерны три основные функции: две позитивного порядка — статическая и динамическая, и одна негативная. Каждая из них может быть избрана основанием для объединения методов материально — правового характера в соответствующие группы:

а) методы, гарантирующие устойчивость общественных отношений;

б) методы стимулирующего назначения;

в) методы принудительного воздействия.

Государство с помощью права ставит цель упорядочить часто повторяющиеся варианты поведения людей в различных сферах жизни и соответствующие интересам поступательного развития общества. Такая направленность административно-правового регулирования призвана создать устойчивость и известную определенность в общественных отношениях. Поэтому нормы права, предназначенные осуществлять данное направление, объединяют в себе главным образом методы, гарантирующие устойчивость воли субъектов в реализации установленных нормативных предписаний и в достижении так называемого юридического результата (эффекта). Такого рода методы присущи, в частности, нормам административного, финансового, гражданского и ряда других отраслей права, где в качестве субъектов выступают как отдельные граждане, так и государственные органы и общественные организации. К данной категории методов относятся, например, «автономность», «соподчиненность», «плановость» и т. д.

Посредством административно-правового регулирования не только закрепляются часто повторяющиеся общественные отношения. Для права характерна и такая функция регулирования, как способствование изменению, и совершенствованию существующих отношений, а также возникновению новых общественных отношений, для которых созрели объективные предпосылки.

Названная функция административно-правового регулирования вызывает к жизни и специальные методы регулирования стимулирующего свойства, непосредственное назначение которых сводится к тому, чтобы побуждать волевые поступки отдельных членов или коллективов общества, отвечающие новым общественным отношениям. Частными разновидностями методов стимулирующего свойства служат, например, рекомендательный и поощрительный методы.

Сущность рекомендательного метода состоит в том, что в нормативных предписаниях содержится, совет без прямой обязывающей регламентации относительно желаемого поведения, следование которому позволит наиболее эффективно достигнуть результата, выгодного конкретному коллективу или всему обществу. Кроме того, рекомендательный метод, как правило, предполагает установление определенных условии поддержки, обеспечивающих реализацию избранного поведения.

Особенность рекомендательного метода состоит в том, что, предписывая субъектам определенное поведение, он одновременно предоставляет им право самостоятельно решать вопрос об объеме, форме и путях реализации этого поведения. В связи с этим П. Е. Недбайло отмечает, что в одних случаях рекомендация предоставляет право субъектам выбирать то или иное решение, в других — обязывает принять определенное решение, но позволяет конкретизировать положение нормы исходя из реальных возможностей данного субъекта.22

Несомненно, стимулирующим свойством обладает и поощрительный метод, устанавливающий такое состояние воли субъекта, при котором последний свободен выбирать предписываемое улучшенное поведение с расчетом получить определенные льготы, — блага в случае достижения предполагаемого результата. Особенность поощрительного метода заключается в том, что в нормах права содержатся указания на определенный вариант поведения, следование которому желательно для всего общества, но не обязательно для каждого отдельного субъекта. Однако выбор такого поведения подкрепляется обещанием наделить субъекта благами сверх общепринятых норм.

Поощрительный метод выражается в разнообразных поощрительных нормах и особенно широко применяется при регулировании трудовых отношений. Конкретное воплощение поощрительный метод находит в установлении разнообразных поощрительных мер материального и морального характера.

Рекомендательный и поощрительный методы, имея общее назначение стимулировать совершенствование, улучшение общественных отношений, отличаются непосредственным характером определения состояния воли субъектов. Если рекомендация, формулируя совет относительно желаемого правила, указывает лишь на то, что избранный вариант поведения сам по себе сулит определенные преимущества по сравнению с обыденным, то поощрение наряду с указанием желаемого поведения устанавливает определенные блага в качестве вознаграждения за выбранное улучшенное поведение и достигнутый результат. Поэтому поощрительный метод характеризуется большей определенностью состояния воли субъектов, чем это имеет место в рекомендациях.

Важной функцией административно-правового регулирования является вытеснение определенных общественных отношений. Указанная функция выражается главным образом в том, что в нормах права устанавливаются запреты отдельных поступков, с указанием невыгодных последствий, которые могут наступить в случае нарушения запрета. Осуществлению данной функции способствуют особые методы регулирования — способы принудительного воздействия. Их сущность состоит в том, что они содержат угрозу наступления невыгодных последствий в результате неправомерного поведения. Тем самым вызывается такое состояние воли субъектов, при котором последние осознают необходимость соблюдения установленного порядка и воздерживаются от его нарушения, чтобы не вызвать осуждения общества, коллектива. В таком случае способы принудительного воздействия выступают в качестве превентивного средства воздействия.

Когда же запрет не соблюден и предписание нарушено, способы принудительного воздействия выражаются в причинении нарушителю определенных лишений, которые вызывают переживания виновного, побуждают, его к критической оценке своего поведения, к выводам на будущее. Здесь способы принудительного воздействия выступают в качестве реального средства установления должного состояния воли того субъекта, который самостоятельно не желает подчиниться установленному порядку и получает со стороны общества соответствующее возмездие, испытывая на себе справедливую кару.

В целом способы принудительного воздействия как превентивного, так и реального характера рассчитаны на то, чтобы направить волю субъектов в соответствие с интересами общества, коллектива, хотя самостоятельно данные субъекты желают вести себя иначе, вопреки установленному правопорядку.

Способы принудительного воздействия разнообразны по своей природе и конкретному назначению. — Право исходя из характера и степени опасности правонарушений предусматривает следующие виды способов .принуждения: уголовное наказание, административные, дисциплинарные и имущественные, взыскания, а также меры общественного воздействия. Каждая из указанных разновидностей имеет свои специальные подразделения. Например, каждая статья Особенной части Уголовного кодекса РФ предусматривает наряду с видом наказания также и его определенную меру. Соответствующие подразделения имеют и всевозможные меры административного, дисциплинарного и имущественного взысканий.

Приведенная выше классификация способов административно-правового регулирования так называемого материального характера не претендует на исчерпывающую полноту. Можно найти другие классификационные основания и сгруппировать методы по — иному. Кроме того, нельзя считать полным и весь объем указанных способов административно-правового регулирования.

Методы процессуального характера используются главным образом при применении норм материального права. К методам процессуального характера следует отнести также и методы, используемые в сфере правотворчества. Специфика методов процессуального характера заключается в том, что они в качестве своего непосредственного объекта имеют волю особых субъектов, таких, которые обладают официальными полномочиями создавать и применять в той или иной сфере государственной деятельности нормы права.

В своем подавляющем большинстве — эта группа методов заключается соответствующих нормах процессуального права. Методы процессуального характера весьма разнообразны и могут быть классифицированы по разным основаниям. Например, в качестве классификационного основания можно взять структуру административно-правового регулирования, т. е. систему организационно — правовых форм деятельности органов государства. Данное основание позволяет различать методы правотворчества и методы правоприменения.

Методы правотворчества используются в деятельности органов государства и отдельных должностных лиц по установлению норм права. Назначение этих методов сводится к тому, чтобы установить определенное состояние воли субъектов, на которых возложены функции непосредственного правообразования. К методам правотворчества можно отнести такие методы, как субординация, делегация, санкционирование, каждый из которых имеет свою природу и назначение. Например, метод субординации выражается в установлении такого состояния воли правотворящих субъектов, при котором один из них обязывается конституционными нормами всегда руководствоваться в своей деятельности по правотворчеству общими нормативными предписаниями, установленными другим субъектом — вышестоящим органом.

Метод санкционирования выражается, например, в том, что отдельные правотворящие органы в силу своей правовой природы обязываются окончательно определить юридическую силу норм, принимаемых подотчетными органами.

Методы правоприменения более разнообразны и различаются в зависимости от того, в какой конкретной организационно — правовой форме деятельности они используются. Например, при регулировании правонаделительной деятельности широко применяются такие методы как визирование, утверждение, согласование. Например, расчет по заработной плате бухгалтерия предприятия не может произвести без соответствующего утверждения расчетов руководителем данного предприятия.

Своеобразные методы административно-правового регулирования используются при регламентировании правоохранительной деятельности. Например, в стадии предварительного расследования при регулировании взаимоотношений следователя и прокурора используется метод предварительного санкционирования (следователь не может произвести обыск без санкции прокурора), метод утверждения (обвинительное заключение следователя по делу может быть передано в суд только после утверждения его прокурором) и т. д. При регулировании взаимоотношений между следователем, с одной стороны, и свидетелем, экспертом — с другой, используется, например, метод предупреждения об ответственности за ложные показания, заключение и т. Д. Особой природой и содержанием отличаются методы остальных организационных форм правоохраны-надзорной, правообеспечительной, реализации мер государственного принуждения.23

studfiles.net

2.Предмет административно-правового регулирования.

  1. Понятие, принципы, функции административного права и его место в правовой системе РФ.

АП— это совокупность норм, установленных государством правил поведения, обеспеченных властными мерами гос.принуждения в целях регулирования организации и реализации исп.власти.

Нормы АП: устанавливают формы и методы гос.управления, способы обеспечения законности в гос.управлении; регламентируют порядок образования ИОГВ, их компетенцию…; определяют правовое положение граждан, ОМС, общ.объединений; регулируют управленческие отношения в соц., пол., эк.сферах.

Принципы – основополагающие начала и идеи организации деятельности и функционирования исп.власти и гос.управления: правовые (народовластие – ч\з ОГВ и ОМС; соц.справедливость – обязанность органов рассматривать обращения всех гр-н; верховенства закона – высшая К РФ; законности – ОГВ и гр-не

равны перед законом и обязаны их соблюдать; приоритет прав чел-ка и гр-на) и организационные (плановости – разработка программ, целей и задач д-ти ИОГВ; дифференциации и фиксирования ф-ций и полномчий каждого из органов и долж.лиц; ответственность – несут ответственность за ненадлежащее исполнения обяз-тей).

Функции: регулятивная (создание нормальных условий для функц-ния ИОГВ) и

охранительная (защита от нарушений, надзор).

Место: предмет АП не охватывает все общ.отн-я, возникающие в сфере гос.управления.

КП: осн. принципы орг-ции и функ-ния исп.власти, место ее субъектов в гос.механизме,

права и свободы гр-н, часть к-рых реализуется в сфере гос.управления – АП

детализирует; ГП нормы АП регулируют правила движения им-ва (передача, изъятие)

в сфере гос.управления; УП: нормы АП опр-ют, какие деяния явл. адм.правонарушениями

и меры взыскания; ЗП – значит. Часть отн-ний, отнесенных к предмету ЗМ, регулируется

нормами АП.

____________________________________________________________________________________________

Предмет АП – это совокупность общественных отношений возникающих в процессе функционирования субъектов публичной администрации и осуществления административного судопроизводства.

В предмет АП входят разнообразные обществ отношения, которые могут носить как регулятивный так и охранительный характер, а так же материальные и процессуальные отношения.

Группы отношений:

*госуд-управленческие (возникающие внутри системы гос власти): отношения м/у ИОГВ; внутриорганизационные; госуд-служебные отношения.

*процедурно-статусные — возникают по поводу реализации частным лицом своих прав и обязанностей;

*контрольно-надзорные – м/у органом публичной власти и частным лицом с целью обеспечения безопасности и выявления возможных нарушений.

*админ-деликтные – м/у субъектом публичной власти и гражданами или ЮЛ, совершившими нарушение законодательства.

*админ-производственные (конфискация, лишение спец права…)

3.Метод административно-правового регулирования.

Метод – совокупность правовых средств и способов регулирования административных правонарушений.

Используются три основных средства правового регулирования:

1.предписание

2.запрет

3.дозволение (предусматривает выбор варианта поведения по своему усмотрению).

Метод АП хар-ся тем, что основным способом регулирования АП-отношений явл-ся предписание.

Императивный (админ.-прав.) метод

Признаки:

1.это метод властных предписаний;

2.невозможность сторон административного правоотношения изменить его характер по своему усмотрению

3.юридическое неравенство сторон (подчинение одной стороны другой; разные роли, задачи субъектов).

4. Система административного права.

Система АП как отрасли права — это внутр. строение АП, отражающее объединение и дифференциацию админ.-пр. норм.

В большинстве учебников АП система АП делится на общую и особенную часть.

1.Традиционная концепция системы АП.

Деление АП на общую и особенную часть (Бахрах). Автор вкл в общую часть след прав институты:

*адм-пр статус индив субъектов;

*адм-пр статус элементов публичной администрации (гос органы преимущественно исп власти, гос служащие)

*админ-пр статус гос предприятий, учреждений и орг-ций.

*адм-пр статус негос ор-ций(регистрации, лицензирование)

*формы и методы властного воздействия публичной администрации на субъектов права.

*законность деятельности публ администрации (гос. контроль, адм надзор)

*принуждение по АП

*адм судопроизводство

Особ часть АП подразделяется авторами на 4 подотрасли:

*адм-полит деят-сть по обеспечению гос безопасности

*орг-хоз деятельность субъектов публ администрации

*соц-культ деятельность субъектов публ администрации.

*деят-ть субъектов публ администрации по орг-ции и осуществлению связей с др странами.

2.Нетрадиционная концепция системы АП.

Проф., д.ю.н. К.С.Бельский («Полиц. право»)

Автор выделяет в системе АП 3 подотрасли, которые соответственно делятся на прав институты.

1)Управленческое право

2)Полицейское право

3)Право адм юстиции (контрольное право)

3.Д.ю.н. профессор Ю.Н. Старилов

Автор делит систему АП на общую и особенную часть. В общую часть включает:

-орг-управленч право (матер нормы)

-управленч процесс

-адм процесс

-адм-деликтное право

Особ часть включает:

-образоват право

-служебное право

-градостроительное право и др.

Это концепция «списана» автором в системе немецкогоАП.

studfiles.net

Методы административного права. Административное право

Методы административно-правового регулирования

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует ряд правовых средств (способов) воздействия на управленческие отношения, на установление административно-правового статуса субъектов правоотношений. Эти юридические средства называются методами правового регулирования административно-правовых отношений.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность способов, процедур, механизмов, приемов воздействия правовых норм и юридических правил на конкретные общественные отношения. Метод правового регулирования — весьма емкое понятие, состоящее из множества компонентов (порядка установления прав и юридических обязанностей субъектов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих правоотношений, степени определенности их прав и автономности их действий и др.).

В системе административно-правового регулирования могут быть использованы все три метода (типа) правового регулирования — дозволение, предписание и запрет. Дозволение реализуется с помощью управомочивающих норм административного права; предписание и запрет — наиболее известные и часто применяемые в административной практике типы правового регулирования — включены в механизм административной деликтологии и применения мер административного принуждения.

Согласно другой классификации в теории права выделяются два основных метода правового регулирования — императивный и диспозитивный, кᴏᴛᴏᴩые ϲʙᴏйственны двум большим, противоположным по ϲʙᴏему юридическому характеру и назначению, блокам правовых отраслей — публичному (например, административному, государственному (конституционному), процессуальному) и частному (например, гражданскому, трудовому) праву.

Императивный метод правового регулирования — ϶ᴛᴏ метод властных предписаний, характерный прежде всего для административного права. Данный метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего правового статуса субъектов права. К примеру, система правового регулирования правоохранительной или военной службы содержит в себе множество императивно-правовых характеристик, кᴏᴛᴏᴩые обусловливают должное построение и функционирование таких видов государственной службы. При ϶ᴛᴏм взаимоотношения сотрудников правоохранительной службы или военнослужащих основываются на непосредственной подчиненности, распорядительности и централизации управления.

Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, ϲʙᴏбоду осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Юридическим фактом в данном случае выступаеттрадиционно договор, в кᴏᴛᴏᴩом сторонами самостоятельно на равноправной основе устанавливаются права, обязанности и ответственность за нарушение его положений. Диспозитивный метод может использоваться в определенных пределах и в системе административно-правового регулирования, например при заключении административных договоров, распределении между органами публичного управления государственных функций.

В общих чертах сущность методов административного правового регулирования раскрывается перечнем следующих правовых средств воздействия на административно-правовые отношения:

1. установление определенного порядка действий или принятия решений — предписание к действию в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих условиях, надлежащим образом оформленное в административно-правовой форме. К примеру, государственные служащие должны соблюдать положения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих административных регламентов осуществления государственных функций или должностных регламентов, а также законов, в кᴏᴛᴏᴩых перечисляются их обязанности;

2. запрет определенных действий под угрозой применения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих административных санкций, установление правоограничений или определенных требовании. К примеру, федеральные органы исполнительной власти не имеют права принимать нормативные правовые акты в виде писем либо телеграмм; государственные служащие не вправе появляться на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; жалобы граждан не могут направляться на рассмотрение тем должностным лицам, действия (бездействие) кᴏᴛᴏᴩых будут предметом жалобы; не может быть составлен протокол об административном правонарушении неправомочным лицом;

3. предоставление возможности выбора одного из вариантов должного повеления, предусмотренных в административно-правовой норме. В данном случае гражданин, руководитель государственного органа, государственный служащий, должностное лицо может выбрать по ϲʙᴏему усмотрению, но строго в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законом одну из нескольких форм (и методов) деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
К примеру, начальник органа внутренних дел выносит постановление о применении к виновному лицу административного наказания, выбирая его из нескольких наказаний, установленных в санкции статьи КоАП РФ; судья вправе оϲʙᴏбодить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения;

4. предоставление возможности действовать (или не действовать) по ϲʙᴏему усмотрению, т. е. совершать (или не совершать) предусмотренные административно-правовой нормой действия при наличии определенных условий. Усмотрение применяется как в процессе реализации субъективных прав граждан, гак и при использовании государственными служащими предоставленных им правомочий. К примеру, гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации. Дозволение — ϶ᴛᴏ предоставление возможности и права на совершение действий, установленных в административно-правовой норме. При этом субъект права по ϲʙᴏему усмотрению может и не совершать таких действий. Этот способ может использоваться государственным служащим в рамках осуществляемой им управленческой деятельности, когда выбор того или иного варианта управленческого поведения будет определять эффективность всей административной работы.

Методы административного права как способы воздействия на общественные отношения следует отличать от методов изучения административного права, кᴏᴛᴏᴩые, в сущности, представляют собой способы толкования административно-правовых норм.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Метод административно-правового регулирования. Сфера административно-правового регулирования

Ещё во времена Средневековья люди осознали тот факт, что лучше всего строить государственную власть на основе права и ничего более. Эта мысль во многом была развита учёными эпохи Ренессанса и Нового времени. Сегодня термин «право» не является новшеством в научном мире. Никто не удивляется существованию нескольких веток государственной власти. Все это свидетельствует об эволюции не только общественных отношений, но и самого общества. Существующее отраслевое деление всего массива правовых норм позволяет намного эффективнее, быстрее и точнее регулировать не просто определённую линию отношений в социуме, но и конкретные жизненные ситуации. Из всех существующих отраслей необходимо выделить ту, которая является связующим звеном между государством и непосредственно его гражданами или поданными. Именно благодаря наличию подобной совокупности юридических норм человек может взаимодействовать с органами своей страны на основе совершенно легальных условий. В статье пойдёт речь об отрасли административного права, а также методах, которые в ней используются для регулирования общественных отношений. Следует отметить, что эта отрасль является в некоторой степени специфической, что будет детально разобрано далее в статье.

Что такое административное право?

Нужно понимать, что любой метод административно-правового регулирования является способом влияния на общественные отношения, которые можно назвать предметом той или иной правовой отрасли. В целом правовое регулирование – это целый процесс, имеющий свои особенности и специфические факторы, о чём пойдёт речь ниже. Что касается административного права, то это правовая отрасль, регулирующая отношения в сфере деятельности государственных органов власти, а также должностных лиц в процессе выполнения ими своих служебных обязательств. Также административное право рассматривается как наука. Она сегодня активно развивается в постсоветских государствах и в некоторых странах Европы. Административное право является одним из базисов подготовки профессиональных юристов-практиков. Метод административно-правового регулирования является специфическим по своей сути. Все потому, что затрагивается как частный, так и государственный интерес.

История развития административного права в России

Изначально как таковой отрасли не существовало вообще. Административная сфера была разбита на несколько отраслей: таможенное, образовательное, медицинское, полицейское право. Основным недостатком подобной системы был тот факт, что источником выступал правовой обычай, как и в международном праве. Таким образом, предмет административно-правового регулирования вообще не существовал. Тем не менее толчком к развитию административной отрасли стало именно полицейское право. Его предметом были отношения в сфере охраны правопорядка, предупреждения преступлений, обеспечения благосостояния граждан. Именно в данной отрасли впервые возник вопрос об организации внутреннего управления. Необходимо было обеспечить не только правоотношения, исходящие от государства к народу, но и упорядочить механизм работы в самой государственной системе. Таким образом, понятие «внутреннее управление» является колыбелью развития современного административного права.

Предмет правового регулирования в административном праве

Как уже указывалось ранее, предмет административно-правового регулирования составляют общественные отношения в сфере деятельности органов власти и их должностных лиц. Отсюда можно выделить наиболее типичные правоотношения для данной отрасли:

— Осуществление государственной деятельности, направленной на защиту прав, свобод и интересов граждан. Обеспечение правопорядка.

— Урегулирование возникающих споров в особом процессуальном порядке.

— Обеспечение государственного управления через категорию публичного интереса.

— Организация контроля в отношениях между государством и гражданами, исполнительными органами и их должностными лицами, государством и юридическими особами, предприятиями и т. п.

— Организация административного нормотворчества.

— Регуляция общественных отношений, для которой используется тот или иной метод административно-правового регулирования.

Учитывая все перечисленные аспекты, можно сделать вывод, что посредством административного права обеспечивается организация внутреннего механизма в органах власти, а также внешнее действие на граждан.

Классификация административных отношений

На сегодняшний день учёные сформировали достаточно обширную правовую классификацию административно-правовых отношений, а именно:

1. Согласно юридической характеристике отношений выделяют процессуальные (складываются в сфере непосредственного регулирования в связи с разрешением дел индивидуального характера) и материальные (общественные отношения управленческого характера).

2. По соотношению обязанностей и прав субъектов административно-правовых отношений выделяют две группы: отношения подчинения и отношения, где участники, по сути, равны. Следует отметить, что последний вид очень часто критикуется, так как, по мнению многих учёных, административно-правовые нормы, исходя из своей принадлежности и сути отрасли, не могут регулировать отношения между равноправными субъектами. Всегда существует подчинение.

3. Исходя из большого спектра юридических фактов, порождающих правоотношения, выделяют отношения из правомерных и неправомерных деяний.

Каждый метод административно-правового регулирования в той или иной степени направлен на регуляцию представленных правоотношений. Однако прежде всего необходимо понять, что такое правовое регулирование и как оно осуществляется в административной отрасли.

Что такое нормативно-правовое регулирование?

Абсолютно все отрасли права существуют для регулирования тех или иных общественных отношений. Подобный механизм просто необходим, потому что общество, по своей сути, похоже на толпу маленьких детей, которых просто необходимо чем-то постоянно занимать, иначе их активность выйдет из-под контроля. Поэтому при помощи правовых норм осуществляется координация общества. Нормативно-правовое регулирование имеет научную дефиницию. Этот механизм принято расшифровывать как целенаправленный процесс воздействия со стороны государства на общественные отношения того или иного типа. Подобное воздействие осуществляется посредством методов и юридических средств в зависимости от типа отношений и отрасли, в которой они существуют. Но целью правового воздействия являются не только правоотношения, но и отдельные субъекты. Нормативное регулирование является широким понятием, которое включает в себя методы как один из путей реализации правового воздействия. Механизм административно-правового регулирования во многом основан на методах управленческой отрасли.

Два основных метода правового воздействия

Механизм административно-правового регулирования основывается на двух основным методах, которые являются базисом любого регулирования вообще. Следует помнить, что методом называется совокупность приёмов и средств, используемых для воздействия на предмет определённой отрасли. Таким образом, метод – это комплексное понятие, соответствующее институту или любой другой частице системы права. Элементы механизма административно-правового регулирования исторически основываются на двух основных методах:

1. Императивный, который наилучшим образом отвечает задачам административного права. Суть в том, что субъект может действовать исключительно в строго санкционированных рамках. При этом иной вариант действий недопустим, потому что любые отступления чреваты наступлением ответственности. Также императивный метод подразумевает применение мер принуждения. Он присущ публично-правовым отраслям.

2. Совершенно другую конструкцию правоотношений предполагает диспозитивный метод. Субъектам дана возможность действовать по своему усмотрению на основе существующих правовых рамок. Метод присущ практически всем отраслям, особенно частной. Он во многом основан на равенстве сторон.

Нужно отметить, что сфера административно-правового регулирования настолько обширна, что в ней невозможно обойтись исключительно диспозитивным методом, потому что далеко не все субъекты равны. Очень часто приходится прибегать к способу властного принуждения, однако методу административного регулирования присущи и другие признаки.

Признаки административного метода

Метод правового регулирования административного права имеет ряд особенных признаков, которые сформировались под давлением тех отношений, из которых непосредственно состоит отраслевой механизм. Таким образом, можно выделить следующие признаки:

— Административно-правовой метод – это всегда метод властных предписаний, так как одна сторона даёт другой обязательные распоряжения.

— Стороны не могут менять характер правоотношений управленческого типа ни в каких случаях.

— Стороны не имеют непосредственного равенства. Один субъект всегда находится в подчинении у другого.

— Императивность любого регулирования.

— Нормативное регулирование всегда централизованно.

Приёмы, которыми метод реализуется

Следует отметить, что метод административно-правового регулирования воплощается в жизнь лишь посредством определённых приёмов, которые активно используются в сфере управленческой отрасли. Существует ряд основных приёмов:

1. Предписание – это приём, основанный на том, что субъекты будут выполнять требования, которые предусмотрены определённой правовой нормой. Их невыполнение не будет нести каких-либо юридических последствий, ни негативных, ни позитивных. Понятие административно-правовых норм существенно расширяет представление об этом методе, потому что они по сути являются элементами его реализации.

2. Посредством запрета устанавливаются чёткие границы того, что может вызвать крайне неблагоприятные последствия для особы нарушителя. При нарушении запрета появляется возможность применить определённые меры воздействия (административную или дисциплинарную ответственность).

3. Дозволение является наиболее лояльным способом реализации административно-правового метода. Суть в том, что субъекту даётся возможность выбрать один из нескольких вариантов своего поведения. Как правило, при помощи дозволения регулируются правоотношения, связанные с деятельностью должностных лиц.

Существует также ряд иных способов реализации метода административно-правового регулирования.

Специфические приёмы реализации административного метода

Необходимо выделить два приёма, которыми достаточно часто реализуется административный метод, но о них чаще всего не упоминают:

1. Приём административного распорядительства присущ сфере властного управления в органах государственной власти. Суть в том, что вышестоящему служащему даётся право обязать любого из своих подчинённых на совершение какого-либо действия или же выполнение функционального задания.

2. Понятие механизма административно-правового регулирования даёт понимание того, что воздействие на правоотношения производится путём использования норм. Последние берутся из ведомственных нормативных актов или же изобретаются самостоятельно. Данный приём называется правоудостоверением. Его суть в том, что орган государственной власти имеет право выдавать специальные индивидуальные акты, которые подтверждают наличие специфического набора прав и обязанностей.

Второстепенные методы

В административном праве также используются другие методы регулирования, но они являются второстепенными, потому что не позволяют в полной мере реализовать все отраслевые функции. Таким образом, второстепенными методами являются:

1. Поощрение. За качественное соблюдение своих обязанностей и реализацию функций по отношению к субъекту используется мера позитивного воздействия.

2. Рекомендательный метод позволяет дать субъекту возможность действовать определённым (рекомендованным) образом, но это не обязывает его действовать именно так. За несоблюдение правил никаких последствий не будет.

Кто является субъектом регулирования?

Очень часто люди не понимают, на кого конкретно распространяется действие административного правового регулирования. Анализируя понятие административно-правовых норм, можно выделить ряд субъектов данной отрасли, а именно:

— Физические и юридические лица.

— Исполнительные органы государственной власти.

— Негосударственные предприятия.

— Иностранцы и особы без гражданства.

По отношению к данным субъектам могут применяться методы и способы административного регулирования для достижения отраслевых функций. Рассмотрим их более подробно.

Функции отрасли административного права

На сегодняшний день учёные выделяют следующие функции управленческой отрасли:

— правоисполнительная,

— организационная,

— координационная,

— правоохранительная,

— правотворческая.

Данный список постоянно расширяется, потому что общественные отношения в сфере управления постоянно эволюционируют.

Заключение

Итак, в статье мы выяснили, что собой представляет административно-правовое регулирование. Понятие этой категории доказывает важность и эффективность всей отрасли в современном мире.

fb.ru

Классификация методов административно-правового регулирования

А.А. САВОСТИН,

кандидат юридических наук, доцент, докторант Всероссийского научно-исследовательского института МВД России

 

В  научной литературе неоднократно обращалось внимание на то, что нормы права регулируют определенные виды общественных отношений и избрание органом представительной или исполнительной власти того или иного метода правового регулирования для каждого вида общественных отношений определяется в первую очередь содержанием этих общественных отношений. Многие из этих отношений являются предметом административно-правового регулирования и, в свою очередь, оказывают активное влияние на формирование соответствующих правовых норм, служащих юридической базой развития различных методов правового регулирования. В административном праве насчитывается по крайней мере два метода правового регулирования, а в иных отраслях права различные методы правового регулирования сочетаются или один и тот же метод проявляется в различных отраслях. Так, отношения власти и подчинения, традиционно считавшиеся атрибутом только административного права, наблюдаются в конституционном, налоговом, земельном и т. п. праве.

Среди методов административно-правового регулирования особо следует выделить убеждение и принуждение, которые, несомненно, являются универсальными и как необходимые специфические элементы присутствуют во всех видах правовых методов, регулирующих особые правила поведения. Убеждение и принуждение как административно-правовые методы наделены и регулирующим свойством, потому что определяют взаимное правовое положение субъектов, указывают на основания возникновения правовых отношений, приемы формирования субъективных прав и юридических обязанностей и предусматривают меры защиты этих прав и обязанностей. Естественно, что ни убеждение, ни принуждение сами по себе не обладают подобными свойствами.

Критериями классификации административно-правовых методов могут быть источники их происхождения, степень определенности требований метода правового регулирования, интенсивность влияния метода на общественные отношения. Эти критерии, по существу, составляют два методологических правила, взаимосвязь между которыми характеризует социальное назначение и соответствующую структуру методов правового регулирования.

По содержанию методы административно-правового регулирования могут быть как материальными, т. е. основанными на нормах материального права, устанавливающих общие правила поведения в регулируемых отношениях, так и процессуальными, т. е. основанными на соответствующих нормах права, предусматривающих порядок производства по конкретным делам, реализацию мер правовой защиты и т. п.

Административные методы разнообразны и могут быть классифицированы также по форме выражения, юридическим свойствам, способу воздействия на поведение объектов управления, форме предписания и по ряду иных оснований, довольно часто возникающих в условиях социальных реформ. В целом административные методы, будучи системно связанными, отвечают закономерностям и свойствам социального управления и по форме выражения подразделяются на административно-правовые и  административно-организационные. Эти методы имеют государственно-властный юридический характер, так как выражены в соответствующей нормативно-правовой форме (указания, распоряжения и др.) и носят обязательный характер для адресатов, а их исполнение гарантируется мерами государственного (административно-правового) принуждения.

Административно-правовые и  административно-организационные методы  отличаются тем, что административно-правовые методы опосредованы в нормативных правовых актах. В содержании административно-правовых методов также можно выделить  организационно-правовые методы, которые подчинены строго определенному предмету регулирования — отношениям, связанным с организацией деятельности в сфере государственного управления.

Организационно-правовые методы, в свою очередь, дифференцируются на:

· методы, закрепляющие структурно-функциональную модель объекта государственного управления[1] (т. е. раскрывающие структуру и взаимодействие административных органов). Среди них следует различать методы координации, согласования, взаимосодействия, контроля и проверки исполнения, инспектирования, инструктирования и т. д.;

· процессуальные, т. е. регламентирующие процедуру реализации прав и исполнения обязанностей участников административных правоотношений

Административно-организационные методы регулирования обеспечивают на соответствующей нормативно-правовой основе организационное единство действий участников общественных отношений, соответствие их прав и обязанностей в процессе решения общих задач и выражаются в совершении каждым из участников определенных организационных и иных мероприятий, которые вытекают из компетенции органа исполнительной власти и должностного лица, являющихся организаторами деятельности управляемых.

К наиболее распространенным административно-организационным методам, применяемым в процессе регулирования общественных отношений, относятся согласование, взаимодействие, координация, контроль и проверка исполнения, инспектирование, инструктирование.

По способу воздействия на поведение объектов управления административные методы подразделяются на обязывающие, уполномочивающие, поощряющие и запрещающие совершение тех или иных действий.

Обязывающие административные методы регулирования предписывают объекту управления совершать те или иные действия и реализуются посредством выполнения указанных в предписании действий.

Уполномочивающие административные методы регулирования предоставляют возможность конкретному кругу (объекту) управления совершить (совершать) те или иные действия и именно поэтому они имеют четкую адресность.

Поощрительные административные методы регулирования воздействуют на объект управления посредством мер морального и материального поощрения (награды, премии, льготы), стимулирования процесса выполнения служебного и общественного долга, функциональных обязанностей.

Поощрительные методы обладают и стимулирующим свойством, поскольку устанавливают такое состояние воли субъекта, при котором последние ставятся в условия выбора предписываемого поведения с расчетом получить определенные льготы, блага в случае достижения предполагаемого результата.

Запретительные административные методы регулирования содержат запрет совершать то или иное действие, которое объективно препятствует достижению целей и задач управления, наносит вред процессу управления, противоречит общественным интересам.

Запретительные административно-правовые методы реализуются путем воздержания от совершения запрещенных действий, а невыполнение требований запретов и предписываемых действий или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей ведет к привлечению виновного к материальной или дисциплинарной ответственности, каждая из которых является разновидностью административных методов управления.

По форме предписания административные методы могут быть подразделены на категорические (императивные), поручительные, рекомендательные и диспозитивные.

Категорические административные методы регулирования характеризуются однозначностью предписаний; в них непосредственно определяется поведение объекта административно-правового регулирования. Объекту не предоставляется выбора, т. е. сам управляемый (исполнитель) обязан точно выполнить то, что ему предписано субъектом управления.  Вместе с тем категорический метод выражается не только в однозначном предписании, исключающем возможность выбора исполнителем варианта поведения, а может строго определить границы действия подчиненного органа, предоставив ему право избрать способ, форму исполнения предписания, не искажая его смысла и целей.

Поручительные административные методы регулирования обязывают управляемого к разрешению того или иного вопроса или к совершению конкретных действий, которые не входят в его компетенцию. Поручительный метод, в отличие от категорического, предписывая действия, не определяет порядок их совершения, а предоставляет решение этого вопроса на усмотрение исполнителя.

Рекомендательные административно-правовые методы регулирования содержат определенные советы, рекомендации по поводу целесообразности совершения управляемыми тех или иных действий и предоставляют объекту управления возможность самостоятельно определить пути и способы выполнения задач с учетом особенностей его функционирования, фактических обстоятельств и сложившейся ситуации.

Сущность рекомендательного метода состоит в том, что в нормативных предписаниях содержится не прямая обязывающая регламентация относительно должного поведения, а установление определенных условий, обеспечивающих реализацию избранного поведения.

Приведенная выше классификация способов правового регулирования так называемого материального характера не претендует на исчерпывающую полноту, поскольку при дальнейшем исследовании норм права можно найти другие классификационные основания группировки методов правового регулирования.

 

Библиография

1 Используется терминология теории систем управления, согласно которой в структуре системы выделяются объект и субъект управления. Последние, в свою очередь, по свойствам также являются системами.

www.sovremennoepravo.ru

2.2 Виды методов административно-правового регулирования. Адиминстративно-правовое регулирование

Похожие главы из других работ:

Адиминстративно-правовое регулирование

1.1 Понятие административно-правового регулирования

Чтобы раскрыть сущности административно-правового регулирования необходимо уяснить понятие «правового регулирования» вообще. Правовое регулирование представляет собой «единство социологического, нормативного и практического аспектов»…

Адиминстративно-правовое регулирование

2 Методы административно-правового регулирования

Адиминстративно-правовое регулирование

2.1 Понятие методов административно-правового регулирования

Постулат о превалировании административно-правового воздействия…

Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности

1.3 Соотношение административно-правового и гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности

Можно смело утверждать, что совместная деятельность разных субъектов может быть обеспечена двумя путями: 1) путем использования власти, преобладания одной воли; 2) путем согласования, договора. Конечно, возможно сочетание команды и договора…

Административно-правовое регулирование реализации прав, свобод и обязанностей граждан

1. Понятие и механизм административно-правового регулирования

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности…

Административное право и внешнеэкономическая деятельность

1.1. Механизм административно-правового регулирования

Механизмом административно-правового регулирования является совокупность административно-правовых средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений…

Административное принуждение

1.2. Понятие и виды административно-правовых методов реализации исполнительной власти

Административно-правовые методы — это способы реализации задач и функций исполнительной власти, средства непосредственного воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, сферы…

Административное принуждение и ответственность

1.1 Понятие и система методов административно-правового принуждения

Административно-правовое принуждение определено как особый вид государственного принуждения…

Административное регулирование предпринимательской деятельности

Понятие и сущность административно — правового регулирования

Административно-правовое регулирование в сфере предпринимательской деятельности, являясь важным элементом взаимодействия государства и гражданского общества…

Методы государственного управления

2.1 Понятие административно-правовых методов, как методов государственного управления

В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под ним понимается способ…

Механизм административно-правового регулирования

1.1Механизм административно-правового регулирования

— это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм…

Механизм административно-правового регулирования

1.2Элементы механизма административно-правового регулирования

Что касается элементов механизма административно-правового регулирования, то разные авторы выделяют различные элементы. Четвериков В.С…

Правовые акты Кыргызской Республики, регулирующие отношения в сфере государственной тайны

1.3 Концепции механизма административно-правового регулирования и административно-правовых режимов и их применение в сфере государственной тайны

На основании анализа ряда определений категории «механизм административно-правового регулирования», наиболее подходящим является следующее: «Механизм административно-правового регулирования — совокупность административно-правовых средств…

Предмет административного права

Метод административно-правового регулирования

исполнительный государственный административный право Метод правового регулирования — это совокупность форм и приемов…

Предмет, метод и источники административного права

2. Метод административно-правового регулирования и их виды

В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Применительно к государственному управлению под ним понимается способ, прием…

pravo.bobrodobro.ru

Метод административно-правового регулирования. Бахрах Д.Н. Административное право




  1. Публичное право и административное право
  2. Административное право и частное право
  3. Предмет административного права
  4. Метод административно-правового регулирования
  5. Система административного права
  6. Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права

Метод административного права

Управленческие административные отношения всегда были и будут, пока существует человеческое общество. Стоит заметить, что они, как и семейные, экономические связи появились намного раньше, чем юридические нормы. Последние не создают властеотношений, а могут быть использованы для того, ɥᴛᴏбы их формализовать, упорядочить, развить, охранять.

Административная деятельность (управление) предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, оно неразрывно связано с властью. В системе управленческих административных связей субъекты не равны и к тому же они выполняют разные социальные роли. Это неравенство право не может и не стремится устранить. Законодатель, воспринимая его как объективную необходимость и регламентируя организацию и функционирование исполнительной (административной) власти, юридически оформляет такое неравенство, асимметрию прав и обязанностей субъектов. Этим объясняются особенности административно-правового метода регулирования.

Можно утверждать, что совместная деятельность разных субъектов может быть обеспечена двумя путями:

  1. путем использования власти, обеспечения преобладания одной воли;
  2. путем согласования, договора.

Конечно, возможно сочетание команды и договора, но ϶ᴛᴏ исключительно использование различных методов регулирования поведения людей.

По϶ᴛᴏму наибольшей спецификой, качественной определенностью обладают два существенно различных метода регулирования — административно-правовой и гражданско-правовой. Их сравнение позволяет лучше выяснить особенности каждого.

Административное право — юридическая форма, модель функционирования публичной администрации. Стоит заметить, что оно закрепляет юридическое неравенство, асимметрию прав и обязанностей субъектов властеотношений. Это часто связано с подчинением одной стороны другой, кᴏᴛᴏᴩое может быть линейным (связи типа «начальник — подчиненный») или функциональным (связи типа «инспектор — контролируемый»). Юридическое неравенство сторон обусловлено и разными ролями, задачами субъектов. Даже у органов, должностных лиц, находящихся на одном уровне административной иерархии, неодинаковые права и обязанности. К примеру, различно правовое положение областного управления внутренних дел, областного комитета по управлению имуществом и областного финансового отдела. И не равны полномочия инспекторов саннадзора, рыбоохраны и др. К тому же их правовое положение в разных ситуациях может изменяться. К примеру, преподаватель (он же водитель) и студент (он же инспектор таможни).

Что же касается гражданского права, то, закрепляя имущественные, товарные отношения, оно устанавливает юридическое равенство сторон (покупателя и продавца, заказчика и подрядчика и т. д.). По϶ᴛᴏму юридическим фактом, порождающим, прекращающим, изменяющим гражданские правоотношения, будет чаще всего договор, отражающий волю обеих сторон. В ст. 2 ГК РФ говорится: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в т.ч. к налоговым и иным финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством». Конечно, административные правоотношения могут возникнуть из договора, а гражданские — из недоговорных отношений, нотрадиционно нормы административного права устанавливают правовое неравенство субъектов, а нормы гражданского — равенство.

Важно знать, что большинство административно-правовых отношений возникает в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями. Действиями, совершаемыми по воле одной стороны и влекущими юридические последствия, будут, например, приказ, предписание субъекта административной власти, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постановление о наложении штрафа.

Субъекты гражданского права, обладая диспозитивностью, во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключая договоры, определяют взаимные права и обязанности. Иначе строится административно-правовое регулирование. Как правило, нормами четко определяется, когда и между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так, отношения граждан, связанные с призывом на военную службу, получением права на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах с определенными органами исполнительной власти. И при ϶ᴛᴏм права и обязанности сторон четко закреплены юридической нормой. Точно так же в определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации должны направлять статистические данные, отчеты, справки, декларации.

При возникновении споров между участниками гражданско-правовых отношений они вправе обратиться за помошью к третьей незаинтересованной стороне — суду. Санкции, кᴏᴛᴏᴩые применяются к виновной стороне, чаще всего будут право-восстановительными (взыскание убытков и т. п.) и могут быть использованы в интересах пострадавшего. Существующие в административно-правовых отношениях права и интересы тоже могут защищаться в судебном порядке. Но в основном права участников таких отношений обеспечиваются, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом власти, кᴏᴛᴏᴩый был (будет) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти.

Субъекты исполнительной (административной) власти наделены правом решать. Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях вправе применять самые разнообразные меры воздействия на других участников правоотношений. В частности, они могут потребовать объяснений, отложить рассмотрение, дать указания, отказать в просьбе, использовать средства административного, дисциплинарного принуждения.

Естественным продолжением названного неравенства сторон будет то, что у невластной стороны имеются скудные возможности для защиты ϲʙᴏих прав ϲʙᴏими действиями, для самозащиты. С неправильными действиями субъектов власти граждане, учреждения и предприятия могут бороться чаще всего только путем подачи жалоб (исков) в компетентные государственные органы. Административно-правовое регулирование предполагает, что субъекты властитрадиционно в одностороннем порядке решают, а невластные субъекты вправе обжаловать такие решения.

Еще раз отметим, что особенности предмета обусловливают специфику метода регулирования. Административное право закрепляет юридическое неравенство субъектов, право носителей административной власти во внесудебном порядке воздействовать на граждан и организации. Но административно-правовое регулирование властеотношений обеспечивает внедрение в сферу администрирования демократических начал.

Закрепляя демократические начала формирования исполнительной власти и контроля за ее деятельностью, рациональные формы организации управленческого труда, разнообразные права граждан и частных организаций, процедуры решения дел и разрешения споров с исполнительной властью и многое другое, административное право придает властеотношениям цивилизованный характер, способствует развитию в них начал законности, справедливости, демократии.

Благотворное влияние правового опосредования властеотношений состоит также и в том, что право внедряет в административную деятельность не ϲʙᴏйственные ей в прошлом способы воздействия: договоры, рекомендации, конкурсы и др. Конечно, главным методом, кᴏᴛᴏᴩый используется при правовом регулировании административной деятельности, был и остается административно правовым. Но наряду с данным право в условиях демократии использует и средства, близкие к гражданско-правовому методу, при регулировании административно-правовых отношений. Право обязывает органы государственной власти заключать административные договоры, проводить конкурсы, поощрять, разрабатывать рекомендации, информировать граждан, оказывать содействие и т. д.

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал — Бахрах Д.Н. Административное право принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «Метод административно-правового регулирования») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Бахрах Д.Н. Административное право в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Бахрах Д.Н. Административное право, 2015. Метод административно-правового регулирования.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai