Виды социологии – Специфика предмета и объекта социологии. Типы социологических теорий. Функции социологии.

Содержание

Виды социологии

Понятие вида социологии

Определение 1

Под видом социологии понимается уровень и тип социологического исследования, основывающегося на способе получения научного социологического знания.

Так, рациональное познание основано на абстрактном мышлении. Формами абстрактного мышления являются понятие, суждение и умозаключение. Чувственное познание опирается на образы, возникшие в результате деятельности чувств человека, его формами являются ощущения, восприятия и представления.

На основе рационального познания оформляется теоретический уровень социологического знания, на основе чувственного — эмпирический.

В современном научном дискусре выделяются такие виды социологии как теоретическая и эмпирическая социология:

  • На теоретическом уровне анализируются основные понятия, категории и законы науки, общие проблемы устройства и функционирования человеческого общества. Да данном уровне применяются такие методы познания как общенаучные методы (функциональный и конфликтологический, в зависимости от проблемы и объекта исследования применяются исторический, системный, сравнительный и др.
  • Эмпирическая социология представлена различными формами конкретной статистической, документальной информации об исследуемых социальных явлениях и процессах общества.

Другой классификацией видов социологии является ее деление на фундаментальную и прикладную социологию. Данное деление основывается на поставленных целях и задачах исследования, то есть зависит от замысла социологического исследования.

Классификация видов

Также под видом социологии может пониматься социологическая школа, социологическое направление или течение.

Определение 2

Школа в социологии представляет собой систему научных социологических взглядов, а также научное социологическое сообщество, которое данных взглядов придерживается. Социологическая школа формируется определенным лидером, отстаивающим теоретико-методологические позиции в текущем академическом сообществе.

Так, среди социологических школ как видов социологии выделяют:

  • Австро-германскую школу социологии;
  • Французскую школу социологии;
  • Итальянскую школу социологии;
  • Американскую школу социологии.

Среди современных социологических направлений как видов социологии выделяют:

  • этнометодология и социология повседневности;
  • структурный функционализм;
  • феноменологическая социология;
  • постиндустриализм;
  • символический интеракционизм;
  • социологические теории П.Бурдье, И.Лумана и Я.Морено.

Также можно встретить такую классификацию видов социологии как описательную, оценочную и аналитическую социологию. Данная классификация обусловлено характером конкретного социологического исследования:

  1. Описательная социология получает определенную эмпирическую информацию о исследуемом явлении или процессе, проблеме.
  2. Аналитическая социология ставит своей целью построение определенной эмпирической модели какого-либо социального явления или процесса. Так, например, по заказу общественной организации социолог, описывает исследуемый объект, и объясняет, почему население оказывает поддержку определенному кандидату, а другому, наоборот, не оказывает.
  3. Оценочная социология с помощью различных моделей и приемов оценивает результат намеренного вмешательства в социальное явление, процесс или проблему. Так, например, предметом оценки социолога, может быть определенная внедренческая программа улучшения стиля руководства в деловой организации. Социолог оценивает ее эффективность, получая информацию о достижении целей данной внедренческой программы.

spravochnick.ru

Основные понятия социологии

1

Понятие и сущность социологии

Социология в общем виде — наука об обществе. С древности на протяжении многих веков социологические проблемы ставились философией. Термин социология появился в 19 веке, его ввел в употребление Огюст Конт, подразумевая под социологией самостоятельную науку, построенную по образцу естественных наук.

Появление этого термина ознаменовало новый период в развитии знаний об обществе. С этого времени чаще стали проводится социологические исследования по мере развития методов сбора социологических исследований и количественной обработки. Соц. исследования стали охватывать новые области общественной жизни – политику, культуру, право и т.д. постепенно социологии сформировалось более 40 предметных областей: социологии города, деревни, возраста, науки, возраста, средств массовой коммуникации, труда и т.д.

Социология – это наука о законах функционирования и развития общества, как целостной соц. системы, соц. структуре, связях и отношениях, процессах институтов поведения людей. Социология изучает законы функционирования и развития социальных систем, также изучает более частные законы отдельных соц. сфер. Социология изучает закономерное, повторяющее, устойчивое, то, что не зависит от сознания людей, объективную социальную реальность. Социология не может не изучать личность человека в группе, в обществе, изучает соц. поведения.

2 Возникновение социологии как науки

Социология как самостоятельная наука начинает формироваться в I четверти 19 века. Предпосылки возникновения социологии: 1. Европейское общество начало переход от феодального общества к индустриальному. 2. Теоретическая предпосылка. Развитие естествознания, учение о клетке, развивается философия, учение Дарвина.

Одним из первых пришел к идее о создании социологии французский философ Огюст Конт. В 1842 г. в работе «Курс позитивной философии» он обосновал свое мнение о необходимости появления новой науки об обществе, которую назвал «социология». О.Конт считается основоположником социологии.

Основа социологической теории М. Вебера – это концепция социального действия. Его интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией: действие имеет смысл в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки.

3 Развитие социологии в России

Основные направления русской социологии: географическое, субъективистское, психологическое, диалектико-материалистическое, неопозитивистское.

Географическое направление было представлено Мечниковым, Соловьёвым, Ключевским. Мечников объяснял неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, выделял три периода в истории цивилизации

Субъективистское направление возникло в конце 60-х гг. XIX века и существовало до начала XX века. Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социокультурной эволюции, начиная с первобытных форм и кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. Михайловский доказывал несостоятельность аналогий и параллелей между обществом и организмом. Считал, что история управляется постоянными законами.

Психологическое направление — Петражицкий, социология, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, т.е. психическую деятельность индивидуального характера.

Плеханова развил материалистическое понимание истории, разработал вопрос о соотношении роли личности и народных масс в истории. Ленин показал материалистическое понимание закономерностей развития общества, роль народных масс, классов и личности в истории, рассмотрел такие категории марксистской теории общества, как «общественная формация», «способ производства».

Сорокин представитель неопозитивистского направления в социологии, вклад в понимание предмета, структуры и роли социологии; механизма и путей социального развития; социальной структуры общества и социальных перемещений; социокультурной динамики.

4 Объект, предмет и методы исследования социологии

Объект науки – избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования. Объектами социологии являются: глобальное мировое сообщество, традиционное (национальное) общество, микросообщество (социальная группа, семья), отдельная личность.

Предмет науки – логическое описание объекта, избирательность которого определяется предпочтениями исследователя в выборе аспекта. Предмет социологии — познание совместных форм человеческой жизнедеятельности или социальных организаций.

Методы социологии – правила социального познания, технологические принципы изучения объекта или его предметных областей. Важнейший метод научной социологии: подход к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся системы. Методы, которые используют социологи: субъективный, объективный, статический анализ, нормативный, сравнительный, исторический, метод научного анализа и верификации.

5 Основные функции социологии

1. Познавательная – прирост новых знаний о различных сферах жизни, раскрытие закономерностей и перспектив развития общества. Выполнению этой функции служат как фундамент так и эмпирическое исследование.

2.Прикладная – социальные исследования дают информацию для осуществления социального контроля над процессами, происходящими в обществе. Без этой информации возрастает возможность появления кризиса, конфликтов, социальных напряженностей.

3.Контролирующая – политические партии и власть используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной деятельности.

4.Прогностическая – разрабатывает прогнозы предстоящего развития процессов, вырабатывает и научно обосновывает прогнозы о тенденциях развитиях социологических процессах.

5.Идеологическая – результаты исследования могут быть использованы в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими своих целей, а так же для формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностей и предпочтения в обществе.

6.Гуманистическая – проведение социальных исследований, доведение их результатов до общественности, могут служить улучшением взаимопонимания и взаимоотношений между людьми, группами, могут способствовать совершенствованию общественных отношений, развитию общества.

7.Планирования – управление развитием различных сфер общественной жизни. Это может быть планирование жизни городов, деятельности организаций, коллективов, жизни отдельных регионов, стран и др.

6 Место социологии в системе общественных наук

Социология как наука граничит со многими науками:

Социология и философия. Философия по отношению к социологии является обобщенной наукой и методологической, социология более конкретная, более узкая, более приземленная. Философия изучает общественное бытие, а социология только общество, социология не ищет смысла жизни.

Социология и история. История изучает общество в пространстве и во времени, изучает общество преимущественно здесь и теперь, старается понять общую логику соц. движения.

Социология и психология. Психология изучает индивидуальность личности (темперамент, характер и др.). А социология изучает личность в обществе.

Социология и политология. Политология одна из наук, которая специализируется на отдельных отраслях. Социология изучает общество целиком.

7 Виды социологических исследований

Социологическое исследование — исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

Виды исследований:

1) разведывательное (пилотажное) – предварительное обследование определенного процесса или явления, охватывающее небольшую совокупность и упрощенное по используемому инструментарию;

2) описательное – более сложный вид исследования, позволяющий составить относительно целостное представление о социальном явлении или процессе и использующий, как правило, несколько методов сбора данных;

3) аналитическое – самый сложный вид исследования, предполагающий не только изучение самого явления, но и его причины.

8 Методика социологических исследований

Этапы проведения социологического исследования:

1. Вычленение актуальной социальной проблемы, требующей, по мнению ученого, первоочередного социологического исследования.

2. Определение объекта (того, на что направлено внимание исследователя; в нашем случае – это пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев) и предмета исследования (свойств, характеристик объекта, подвергающихся непосредственному исследованию).

3. Постановка задач исследования: а) теоретических – изучение теории и методологии проблемы; б) прикладных – определение совокупности обстоятельств, проявлений, причин возникновения и развития данной проблемы.

4. Определение целей исследования, ориентированных на практическое разрешение данной проблемы.

5. Формулирование рабочей гипотезы – научного предположения, выдвинутого для объяснения сущности данной проблемы, которое должно либо подтвердиться, либо быть опровергнуто в результате исследования.

6. Выработка инструментария – совокупности методов, которые предполагается использовать в данном исследовании.

7. Сбор первичной информации с использованием соответствующего инструментария (проведение анкетирования, интервьюирования, наблюдения и т.д.).

mirznanii.com

Социология — это… Что такое Социология?

Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Социоло́гия (от лат. socius — общественный + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Термин «социология» впервые был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году в 47-й лекции «Курса позитивной философии»[1]. По мнению ряда исследователей, О. Конт не был первым, кто ввёл и применил этот термин — известный французский политический деятель и публицист эпохи Великой французской революции и Первой империи аббат Э.-Ж. Сийес на полвека раньше (1780 г.) О. Конта использовал его, вкладывая в термин «социология» (по-французски — «sociologie») несколько иной смысл[2]. В «Курсе позитивной философии» О.Конт обосновывает новую науку — социологию. Конт считал, что социология — это наука, занимающаяся, как и другие науки (формы «позитивного знания»), наблюдением, опытом и сравнением, которые адекватны новому социальному порядку индустриального общества. По мнению Г.Спенсера, основной задачей социологии является изучение эволюционных изменений в социальных структурах и институтах. В. И. Ленин полагал, что только с открытием материалистического понимания истории социология впервые была возведена на ступень науки[3]. Несмотря на политическую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших социологическую мысль.

По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ»[4]. По определению Ядова В. А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком она складываются в ходе социального взаимодействия»[5].

Вследствие разнообразия подходов (см. мультипарадигматизм), характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным»[6].

Классификация социологии

  • Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания[7]. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.
  • Эмпирическая социология — это совокупность исследований, основанных на методических и технических приёмах и методах сбора, обработки и анализа (описания) первичной социологической информации. Эмпирическую социологию нередко называют социографией, подчёркивая описательный характер этой дисциплины, или доксографией, поскольку основная её функция видится в изучении общественного мнения, мнений и социальных настроений отдельных социальных групп и общностей, массового (коллективного) сознания и поведения.
  • Прикладная социология — область науки, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.


В структуре социологии принято выделять три уровня:

  • верхний уровень социологического знания, который также называют общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, — общесоциологическими.
  • средний уровень социологии, объединяющий отраслевые (социология культуры, социология политики, социология права, экономическая социология и др.) и специальные социологические теории (личности, молодёжи, семьи и т. д.).
  • нижний уровень социологической науки — уровень конкретных социологических исследований.

Социологию также подразделяют на макросоциологию и микросоциологию — в зависимости от того, на каком уровне изучается общество — макроуровне или микроуровне. На макроуровне изучаются большие социальные системы и процессы в рамках целого общества, на микроуровне — малые социальные системы и социальные взаимодействия. Макросоциология изучает большие социальные структуры — социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология — малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.

Понятие социальной реальности и социального пространства

Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей. Например, Пьер Бурдье считает, что социальное пространство — систематизированные пересечения связей между социальными позициями, обладающими силовым воздействием на людей, занимающих данную социальную позицию. Пётр Штомпка полагает, что социальное пространство — сеть событий в определённый момент времени.
М.Фуко создал концепцию дисциплинарного пространства: способ организации социального пространства есть способ проявления социального контроля, форма власти.
Ю.Лотман рассматривал социальное пространство как разграничения на внутреннее и внешнее. Это семиотический процесс. Внутреннее пространство воспринимается как упорядоченное, организованное, значимое, а внешнее — наоборот. Граница носит символический характер и проявляется через язык, знания, ритуалы.
И.Гофман анализировал микросоциальные пространства и поделил социальное пространства на два плана — передний, соответствующий нормам, и задний, ненормативный.

Социология как полипарадигмальная наука

Парадигма — теоретико-методологическая основа и принцип социологии. Большинство парадигм делится на два направления — макросоциологию и микросоциологию, которые основаны на различном представлении о природе социальной реальности.

Микро- (субъект)Макро- (объект)
1. Понимание социальной реальности
Индивидуальная (номинализм)Надиндивидуальная(холизм)
2. Значение объективных и символических аспектов жизни
Субъективизм (феноменологическое понимание)Объективизм (позитивистское понимание)
3. Значение внешних и внутренних факторов
Внутренние факторы (действие)Внешние факторы (структура)
4. Преобладающие подходы к социальным механизмам
Деятельностно-активистскийСтруктуралистский
5. Степень свободы индивида
Индетерминизм (случайность, абсолютная свобода)Детерминизм (причинная обусловленность)

Социология в рамках позитивизма

С точки зрения методологии позитивизма социология является естественной наукой. Упор на эмпиризм и научные методы даёт основание социологическим исследованиям, предполагая, что единственное аутентичное знание — это научное знание, которое может быть получено путём положительного подтверждения.

«Наша главная цель — расширить научный рационализм, применив его к человеческому поведению… То, что называют нашим позитивизмом, есть не более чем следствие этого рационализма.»

— Эмиль Дюркгейм, «Правила социологического метода» (1895).

В оригинальной контовской трактовке, «позитивизм» означает применение научных методов к раскрытию законов физической и человеческой реальности, тогда как «социология» является более всеобъемлющей наукой, синтезирующей знания о путях улучшения общества.

«Наиболее важным представляется установить иерархию наук — не то как они могут быть упорядочены, но как они должны быть упорядочены, вне зависимости от чьих-либо пристрастий… Конт делает это, используя критерий „позитивности“, или степени определённости наблюдаемых феноменов. Это также является мерой относительной сложности, поскольку точность науки обратно пропорциональна её сложности. Более того, степень этой точности или позитивности, соответственно которой предмет науки может быть описан математически, является индикатором её положения на общей шкале. Обобщая это правило, Конт выделяет пять групп феноменов в порядке уменьшения их позитивности. Эти группы он называет: астрономия, физика, химия, биология и социология.»

— Лестер Уорд, Очерки социологии (1898).[8]

С тех пор понятие позитивизма утратило своё первоначальное значение: существует не менее дюжины различных эпистемологических подходов, относящих себя к позитивизму. Тем не менее, в современной социологии позитивизм (понимаемый как научный подход к изучению общества) остаётся доминирующей парадигмой, особенно в США.

Французский социолог Луис Вокант выделяет три главные разновидности позитивизма: Дюркгеймовский, логический и инструментальный. Хотя Дюркгейм отвергает большую часть философии Конта, он оставляет и совершенствует её метод. Дюркгейм поддерживает утверждение о том, что науки об обществе являются логическим продолжением естественных наук в сферу человеческой активности, и настаивает на том, что они должны сохранить свои объективность, рационализм и взгляд на причинность. Он разработал понятие объективного «социального факта» sui generis, для того, чтобы выделить уникальный эмпирический объект, подлежащий изучению в рамках социологии.

Разновидностью позитивизма, которая остаётся преобладающей в наши дни, является инструментальный позитивизм. Этот подход сторонится эпистемологических и метафизических рассуждений о природе социальных фактов в пользу методологических дебатов, касающихся ясности, воспроизводимости, надёжности и достоверности. Такой позитивизм в некоторой степени является синонимом количественных исследований. Институционализация этой ветви социологии часто ставится в заслугу Полу Лазерсфельду, проводившему широкомасштабные социологические исследования и разработавшему статистический инструментарий анализа их результатов. Результатом этого подхода является создание мезотеорий, если пользоваться терминологией Роберта Мертона: абстрактных утверждений, следующих из отдельных гипотез и эмпирических закономерностей, нежели абстрактных идей об устройстве общества в целом.

Макросоциология

Главной проблемой макросоциологии можно считать вопрос, каким образом в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода?
Основные концепции: Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), К. Леви-Стросс, М. Фуко (Структурализм), Р. Дарендорф (системный конфликт).

При макросоциологическом подходе применяются различные концепции социальных изменений — теория прогресса и циклические теории; теории линейной и нелинейной социальной динамики (теории катастроф, экстремальных ситуаций,хаоса, социальной синергетики и др.).
На макросоциологическом уровне анализируется социальная структура общества и её основные элементы:


В макросоциологии рассматриваются проблемы социального неравенства в связи с неравенством социальных позиций:

  • возможностей;
  • ресурсов;
  • результатов.

Микросоциология

Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами?
Теории разрабатывали: Макс Вебер (Понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).
Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков.

В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям.

Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.

Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:

  1. Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий).
  2. Я-концепция, Зеркальное «Я» (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон).
  3. Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).

В рамках микросоциологии рассматриваются также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются малые группы.

Методы социологии

Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.

Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.

Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология и другие гуманитарные дисциплины.

Социология как наука использует ряд методов:

1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включённым и не включённым. Научное наблюдение доказывается на практике. Включённое наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». Также наблюдение может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает ли объект наблюдения об этом.

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

  • вводная часть (введение в проблему),
  • основная часть (вопросы по проблеме),
  • заключительная часть (социальная).

4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографий, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка[9].

Социологические труды

Переводные

Отечественные

  • Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом.- М., 1989.
  • Бутенко И. А. Как провести социологическое исследование.- М., 1990.
  • Гофман, Александр Семь лекций по истории социологии. http://soc.lib.ru/su/354.rar
  • Дугин А. Г. «Структурная социология» М., 2010.
  • Зиновьев, Александр Александрович http://zinoviev.ru/
  • Ядов, Владимир Александрович Стратегия социологического исследования. http://soc.lib.ru/su/565.rar (12 мб)
  • Большой список публикаций, многие с полными текстами на сайте Института социологии РАН
  • История социологии на социологическом ресурсе soci-all.ru, посвященном проблемам социологии и антропологии
  • Библиотека трудов, изданная Центром социального прогнозирования и маркетинга. Практически все с полными текстами.
  • Учебное пособие «Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие». Пособие снабжено сборником задач, разработанным М. К. Горшковым и Ф. Э. Шереги

Социологические организации

Организации в России

Научно-исследовательские институты
Исследовательские центры
Ассоциации и общества
Профессиональные журналы
Социологическое образование

Организации в других странах

Научно-исследовательские центры
Ассоциации и общества
Профессиональные журналы

Направления социологии

См. также

Связанные дисциплины
Центральные понятия

Примечания

  1. О. Конт
  2. Кутуев П. Социология: исторические истоки и современные трансформации
  3. http://ecsocman.hse.ru/data/292/684/1219/92_plekhanovx20-x20lenin.doc
  4. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — С. 24.
  5. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — С. 304.
  6. Там же, С. 449.
  7. Глоссарий. Определение понятия «Теоретическая социология»
  8. Лестер Уорд, Очерки социологии. КД Либроком, 2009. ISBN 978-5-397-00888-4
  9. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.— Самара: Издательство «Самарский университет», 1995.— С.135

Ссылки

  • Книги по социологии, дипломы, статьи в библиотеке SOCINF
  • Социология, ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ, принципы управления и социология
  • Альманах «Социологос»
  • Государственный рубрикатор научно-технической информации (по состоянию на 2001 год): 04 Социология
  • Джамалудинов Г. М. Социология и интеграция социально-гуманитарного образования студентов // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 29-31.
  • Социологический портал. Социальные науки и социология в Беларуси, России, Украине
  • Информационно-образовательный портал по социологии
  • Большая электронная библиотека социологической литературы
  • Подборка публикаций (многие с полными текстами) по различным отраслям социологии на официальном портале Института социологии РАН
  • Книги по социологии в библиотеке Гумер
  • Национальная социологическая энциклопедия
  • Общество. Политика. Экономика
  • Социологический поисковик
  • Социология в библиотеке журнала «Скепсис»
  • Статьи по социологии из научных библиотек
  • Социология, психология, управление
  • Статистические методы в социологии
  • Экономика, социология, менеджмент.
  • Лекции по социологии
  • Лекции по социологии. ИНЖЭКОН
  • Библиотека книг и статей (с полными текстами) по социологии на сайте Центра социального прогнозирования и маркетинга
  • Егоров В. И. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КРИЗИС В РОССИИ, ЕГО ИСТОКИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА.. — 1999.
  • Шереги Ф. Э. Категориальные модели в социологии

dic.academic.ru

Виды социологических исследований — 1.docx


Виды социологических исследований
скачать (28.1 kb.)

Доступные файлы (1):


содержание

1.docx

Реклама MarketGid:
Оглавление

Введение 2

Виды социологических исследований 3

Описательное исследование 4

Аналитическое исследование 5

Специальные виды социологических исследований 7

Заключение 7

Список используемой литературы 9

Введение


Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического.

В широком смысле социологическое исследование — это специфический вид систематической, познавательной, деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

В более узком смысле социологическое исследование представляет собой

систему логически последовательных методологических, методических и

организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить

точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или

процессе.

Иными словами, социологическое исследование — это специфическая

разновидность социальных исследований, рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.

^
В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур. Которые связанны между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью. [1,17]

Социологическое исследование включает сменяющие друг друга этапы: разработка программы и инструментария, сбор информации, подготовка собранной информации к обработке, анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологических процедур, пригодных для изучения различной сложности проблем, не существует.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нём цели и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование

Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощённой программе и сжатом по объёму инструментарии.

Разведывательное исследование используется для предварительного собеседования определённого процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности он успешно применяется при получении дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углублённом широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем. [1.31]

Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В это смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.

С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведённых мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов, различных общественно-политических кампаний.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки. Кроме того, если речь идёт об уточнении предмета и объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлён анализ специальной литературы, а также проведён опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.

^
Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Кроме того, осмысление, учёт такой всесторонней информации помогает лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащённость делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. [1.43]

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и так далее, или население города, района, области, региона. [2,21] В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп даёт возможность осуществить их оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие и степень развитости связей между ними.

Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Их сочетание повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а, следовательно, позволяет делать более обоснованные выводы и рекомендации.

^
Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью углублённое изучения явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворённостью содержанием выполняемого труда и его эффективностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворённость содержанием труда основной или не основной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его эффективности. [1,64]

Поскольку реальность такова, что назвать в «чистом виде» какой-либо один фактор, определяющий черты и характеристику любого социального процесса или явления, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из неё и выделяются факторы основные и не основные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, присущие данному социальному институту или организации и т.д.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно это требует умения взаимоувязывать, «состыковывать» информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определённых критериев её интерпретации. [3,24] Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.

Разновидностью аналитического исследования можно считать социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путём изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включённых в него факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.

Подготовка и проведение любого эксперимента — дело достаточно трудоёмкое и требующее социальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идёт о внедрении новых форм социальной организации, о коренных изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, групповые и общественные интересы. [2,64] В ряде случаев эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избегать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью предлагать практике новые формы и методы управления.

В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или динамике, могут быть выделены ещё два типа социологического исследования — точечное и повторное.

Точечное исследование (его называют разовым) даёт информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определённом смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не даёт ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. [5,190]

Сравнительные данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведённых последовательно через определённые промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называют повторными. По сути дела, они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапа. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, так как общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования после завершения приёма в вузы или поступления на работу.

Особый вид повторного исследования — панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. [4,90] Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по её величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.

^
Помимо названных в социологии используются, хотя значительно реже специальные виды социологических исследований.

Один из них монографическое исследование, которое нацелено на всестороннее, «глобальное» изучение избранного социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов. Очень часто монографическое социологическое исследование дополняется использованием методов других наук: истории, экономики, культурологии, лингвистики и т.п. [3,70]

Значительный интерес представляют когортные исследования, которые изучают специфические совокупности людей в течение определённого времени, например года, переживших одно и то же событие (вступление в брак, призыв в армию, поступление в вуз и т.д.). Когорту, образованную по году рождения, называют поколением. [4,88]

В наступившей поре открытости всему миру всё чаще стали проводиться международные, кросскультурные исследования, которые основаны на сравнении и сопоставлении явлений и процессов в различных странах. При всей их значимости, привлекательности следует отметить одну методологическую сложность, трудности в интерпретации как задач и стратегии исследования, так и полученных результатов, ибо накладываются на них такие специфические особенности, которые обусловлены различным менталитетом, культурным опытом, традициями, способами исследования и решения назревших социальных проблем. [5,181]

Такова в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования.

Заключение


Таким образом, социологическое исследование является инструментом для получения достоверных данных об изучаемом явлении для последующего их использования в практике социального управления. С помощью исследования социолог пытается узнать, так сказать «рассмотреть» проблему «изнутри», чтобы разобраться в её «истоках» и найти способы её решения. Проведение исследования требует высокой квалификации и тщательной подготовки.

^


  1. Сурмин Ю. П., Туленков Н.В. Методология и методы социологических

исследований М.: Издательский центр Академия, 1997.

  1. Щекин Г. В. Система социологического знания М.: Гардарика, 1998

  2. Лукашевич Н. П. Туленков Н. В. Социология М.: Инфолио-1, 1996

  3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология, 1998

  4. Фролов С.С. Социология. М.: Наука, 1994.

Скачать файл (28.1 kb.)


gendocs.ru

Что такое социология?

Социологией называют науку об обществе, законах его развития и функционирования, системах и социальных институтах. На сегодняшний день понятие расширилось и вмещает в себя множество отдельных учений.

В данной статье мы подробно расскажем, что означает социология и чем занимаются социологи.

Социология: определение

В дословном переводе с греческого языка социология означает “наука об обществе”. Она занимается изучением внутренних механизмов функционирования общества, а также отдельных его структур, к которым могут относиться конкретные социальные структуры, организации, институты и группы.

Социология изучает и особенности социального поведения людей, а также отношения индивида с обществом. Подробнее о том, что является предметом изучения этой науки, вы можете прочесть в нашей статье Что изучает социология.

Виды социологии

Различают три основных вида социологии:

  1. теоретическая;
  2. эмпирическая;
  3. прикладная.

Теоретическая социология опирается на научное исследование общества для освоения теоретических знаний. Однако без эмпирической социологии этот вид не имеет достаточных оснований. Эмпирическая социология занимается исследованиями, которые в своей основе имеют обработку и анализ социологической информации. Данный вид также называют социографией, делая акцент на описательном характере этого раздела науки. Последний вид – прикладная социология, более остальных основывается на практике. Он применяет уже полученную социологическую информацию для решения серьезных общественных задач и вопросов.

Что за профессия — социолог?

Социологи по роду своей деятельности делят науку на макро- и микросоциологию. Так, первый вид, как и следует из названия, изучает социальные процессы всего общества в целом, тогда как предметом микросоциологии выступают маленькие социальные системы и взаимоотношения отдельных людей.

Кроме т

elhow.ru

Виды социологических исследований

Виды социологических исследований

Для успешного проведения конкретно-социологических исследований необходимо знать их классификацию. Существуют следующие виды социологических исследований:

В зависимости от глубины требуемого количественного анализа предмета исследования, масштабности и сложности задач различают три основных виды социологических исследований: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование используется в качестве предварительного в случаях, когда предмет исследования относится к числу малоизученных.

Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа. Данный вид исследования проводится по достаточно подробной разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Это дает возможность группировки и классификации элементов исследуемого объекта. В результате мы имеем достаточно полную характеристику объекта исследования.

Аналитическое исследование — вид исследования, целью которого является не только описание объекта, но и выявление причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространенность и другие его черты.

Наряду с основными критериями различия видов социологических исследований используются и другие критерии, связанные с особенностями метода сбора информации. В данном случае выделяют: опрос, анкетирование, интервьюирование, эксперимент, социологическое наблюдение, анализ документов.

В зависимости от того, изучается ли предмет исследования в статике или динамике, выделяются еще два вида социологического исследования — точечное и повторное.

Точечное исследование (разовое) дает информацию о состоянии объекта анализа в момент его изучения, но не дает возможности изучить тенденции его изменения во времени.

Повторное исследование дает возможность получить информацию об изменении объекта во времени. Подобные исследования должны проводиться по единой программе и инструментарию. Особым видом повторного исследования является панельное. Его отличительная особенность — неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике физической культуры и спорта.

Для качественного проведения социологического исследования последовательность действий социолога должна соответствовать логике перехода исследовательского процесса от одного качественного уровня к другому. В связи с этим необходимо выделять этапы исследования:

В научной литературе по прикладным социологическим исследованиям встречаются различные схемы проведения социологических исследований. А.Г. Здравомыслов считает, что в любом исследовании можно выделить 6 этапов исследовательской процедуры:

1. Составление программы исследования.

2. Определение объекта и единиц наблюдения (процесс выборки).

3. Подбор методик исследования.

4. Сбор первично-социологического материала.

5. Анализ материала и его обобщение.

6. Разработка практических рекомендаций.

В дальнейшем ход изменения материала будет связан с раскрытием содержания каждого из этапов.

ebooks.grsu.by

Виды социологического исследования.

Поиск Лекций

Конспект лекции

По учебной дисциплине «Социология»

Раздел 2.– «Эмпирическая социология»

В лекции будут освещены четыре вопроса:

1. Структура и функции эмпирического исследования в социологии

2. Количественные методы социологического исследования

3. Качественные методы социологического исследования

4. Организация социологического исследования в социальной сфере

Структура и функции эмпирического исследования в социологии

Виды и функции социологического исследования

 

Социологическое исследование.

В самом общем виде социологическое исследо­вание можно определить как систему логичес­ки последовательных методологических, ме­тодических и организационно-технических процедур, связанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом социальном явлении или процессе.

Социологическое исследование включает в себя четыре организационно автономных и вместе с тем содержательно взаимосвязанных этапа:

• методологическую и методическую подготовку исследо­вания;

• сбор первичной социологической информации;

• компьютерную обработку собранной информации;

• математический и содержательный анализ обработанной информации, подготовку отчета, формулирование выво­дов и рекомендаций.

 

Виды социологического исследования.

Конкретный вид социологического исследования обуслов­лен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач.

1. В зависимости от глуби­ны анализа предмета, сложнос­ти решаемых задач различают три основных вида социоло­гического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование — наиболее простой вид конкретно-социологического анализа. Оно решает весьма ог­раниченные по своему содержанию задачи, охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывает­ся на упрощенной программе и сжатом по объему методичес­ком инструментарии.

Этот вид исследования может использоваться либо как пред­варительный этап глубоких и масштабных исследований, либо для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения. Та­кая потребность возникает особенно часто тогда, когда пред­мет социологического исследования относится к разряду мало или вообще не изученных. В частности, разведывательное ис­следование успешно применяется для получения дополнитель­ной информации о предмете и объекте, для уточнения и кор­ректировки гипотез и задач, методического инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широко­масштабном описательном или аналитическом исследовани­ях, а также для выявления трудностей, которые могут встре­титься в ходе их проведения.

Выполняя перечисленные вспомогательные задачи, разве­дывательное исследование служит поставщиком оперативной социологической информации. В этом случае можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в выявлении отношения людей к актуальным событи­ям и фактам (зондаж общественного мнения), а также эффек­тивности различных мероприятий. Например, с помощью эк­спресс-опросов определяется удовлетворенность аудитории качеством прослушанной лекции, содержанием и формой за­нятия. Нередко к ним прибегают для оценки хода и результа­тов общественно-политических кампаний, в частности, из­бирательных.

Обычно в разведывательном исследовании используется один из наиболее доступных методов сбора первичной социо­логической информации (к примеру, интервью или анкетный опрос), позволяющий провести его в короткие сроки. Вместе с тем, если речь идет об уточнении предмета или объекта широ­комасштабного исследования, уместно прибегнуть к целенап­равленному анализу литературы, а также к опросу специали­стов (экспертов), компетентных в изучаемой области, либо хорошо знающих особенности объекта. С этой же целью мо­жет быть проведено интенсивное групповое интервью методом «фокус-групп».

Описательное исследование — более сложный вид социоло­гического анализа. По своим целям и задачам оно предпола­гает получение эмпирических сведений, дающих относитель­но целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Такое исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе, с ис­пользованием методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая оснащенность делает возмож­ным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем параметрам, которые выделены в качестве су­щественных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется тогда, ког­да объектом анализа служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди разных профессий и возрастных групп, имею­щие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т. д., население города, района, области, регио­на, страны. В таких ситуациях выделение в структуре объек­та относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сопоставление и сравнение интересую­щих характеристик, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Аналитическое исследование — самый сложный вид со­циологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславлива­ют распространенность, устойчивость или изменчивость и дру­гие свойственные ему черты. В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую прак­тическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между теми или иными параметрами изучаемо­го социального явления, то в ходе аналитического выясняет­ся, носит ли обнаруженная связь причинный характер. В пер­вом случае может интересовать, например, наличие связи между удовлетворенностью работников содержанием выполня­емого труда и его производительностью, а во втором — является ли удовлетворенность содержанием труда единственной, не­посредственной или косвенной причиной, определяющей уро­вень его производительности.

Поскольку реальность нашей жизни такова, что выделить и изучать в «чистом виде» какой-либо один влияющий на нее фактор практически невозможно, почти в каждом аналитичес­ком исследовании рассматривается совокупность факторов, из которой впоследствии вычленяются основные и неосновные, временные и устойчивые, явные и скрытые (латентные), управляемые и неуправляемые факторы.

Подготовка аналитического исследования, в том числе тща­тельная разработка программы и инструментария, занимает много времени. Необходимые предварительные сведения об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, которые позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углуб­ленного анализа, нередко собирают при помощи разведыва­тельного или описательного исследования.

По методам сбора социологической информации аналити­ческое исследование носит комплексный характер. В нем, до­полняя друг друга, могут применяться различные формы оп­роса, анализа документов, наблюдения. Тем самым аналитическое исследование су­щественно отличается не только содержанием подготовитель­ного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подхо­дами к обобщению и объяснению результатов.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследо­вания является социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения (в той или иной степени) обычных условий функ­ционирования интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведе­ния» тех включенных в экспериментальную ситуацию факто­ров, которые придают данному объекту новые свойства.

Осуществление социального эксперимента тре­бует специальных знаний и методических навыков. Реше­ние о проведении эксперимента должно быть взвешенным и обоснованным.

 

2. В зависимости от метода сбора эмпирических данных различают опрос, на­блюдение и анализ документов.

Опрос — наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. Он предполагает обраще­ние к непосредственному носителю изучаемой проблемы и на­целен на те ее стороны, которые мало или вообще не поддают­ся прямому наблюдению. Вот почему социологический опрос незаменим, когда необходимо выявить содержательные харак­теристики общественного, группового и индивидуального со­знания, общественных, групповых и межличностных отноше­ний, которые дают о себе знать лишь в определенных условиях.

Существуют две основные разновидности социологическо­го опроса: интервьюированиеианкетирование.

Интервьюирование предполагает личное общение с опраши­ваемым, при котором интервьюер задает вопросы и фиксиру­ет ответы. Оно может быть прямым («лицом к лицу») и опос­редованным (телефонное интервью).

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопрос­ник в присутствии анкетера или без него. По форме проведе­ния оно может быть индивидуальным или групповым, очным или заочным. Наиболее распространенные формы последне­го: почтовый опрос, прессовый опрос (через газету, журнал), опросы на интернет-сайтах.

В зависимости от источника (носителя) первичной социоло­гической информации различают опросы массовые и специали­зированные. В массовом опросе основным источником информа­ции являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и иные группы населения, выделяе­мые на основании признаков, актуальных с точки зрения ис­следуемой проблемы. Участников таких опросов принято на­зывать респондентами. В специализированных опросах главный источник информации — компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения, давать всесто­ронне взвешенные оценки. Их участники называются экспер­тами, а сами опросы — экспертными опросами.

Социологическое наблюдение представляет собой целенап­равленное систематизированное фиксирование исследовате­лем свойств и особенностей какого-либо явления. В качестве форм и приемов фиксации используются бланк или дневник наблюдения, фотоаппарат, видеокамера и т.д.

Специфика наблюдения как вида исследования и как ме­тода сбора первичной информации заключается в анализе и воспроизводстве процесса во всем его разнообразии, разно­сторонних впечатлениях об ис­следуемом объекте, касающихся поведения, жестов, мимики, выражения эмоций отдельных лиц и целых групп. Наблюде­ние может использоваться для изучения активности населения на электоральных собрани­ях, активности лекционной аудитории, участников массовых общественно-политических мероприятий, поведения молоде­жи в неформальном общении и т. д.

При анализе документов источником социологической информации выступают текстовые сообщения. Они содержат­ся в различных документах: протоколах, докладах, резолю­циях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, непос­редственное наблюдение которых уже невозможно. Изучение документов, где фиксировались те или иные явления жизни в течение многих лет, позволяет определить тенденции и дина­мику их изменения и развития.

3. В зависимости от того, рассматривается ли предмет исследования в статике или в динамике, выделяются еще два вида соци­ологического исследования — точечное и повторное.

 

Точечное исследование (его называют также разовым) дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такую информацию именуют статической, поскольку она отражает как бы моментальный «срез» коли­чественных параметров объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения.

Данные, отражающие изменения объекта, могут быть по­лучены лишь в результате нескольких исследований, основан­ных на единой программе и инструментарии и проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Их называют повторными. Речь идет о средстве срав­нительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики изучаемого объекта.

Повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапа. Длительность интервала между первоначальной и повторной стадиями — самая различная, т.к. социальные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличнос­тью изменения. Зачастую именно свойства объекта подска­зывают временные интервалы повторных исследований. На­пример, если изучается тенденция реализации профессио­нальных установок выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного опроса — не ранее чем сентябрь ‑ октябрь, когда те, кто не поступил в вуз, пытаются устроить­ся на работу.

Особый вид повторногопанельное исследование. Если при помощи обычного повторного исследования изучается, к при­меру, совокупность респондентов независимо от того, как из­менился их состав за период между первоначальной и повтор­ной стадиями, то панельное предусматривает неоднократное обращение к одним и тем же лицам через заданные интерва­лы времени. Поэтому целесообразно соблюдать интервалы, которые позволяют в максимальной степени сохранять ста­бильность совокупности по ее величине и составу.

 


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru