Виды семьи и функции – Типы семей — их характеристики, понятие в обществознании, классификация по распределению обязанностей, виды, функции, определение

Семья, её виды и функции. Брак.

Семья

В социологии семья определяется двумя способами:

как социальный институт, основная цель существования которого — удовлетворение потребностей.

как малая социальная группа, самостоятельная ячейка общества, члены которой связаны кровными узами или законом и общими условиями быта.

Семья выполняет ряд функций:

Функция

Содержание

Пример

Репродуктивная

Продолжение человеческого рода.

Саша и Маша завели ребенка Глашу

Экономическая

Совместное ведение домашнего хозяйства, совместное накопление собственности и материальных ценностей

Родители Фархада помогли накопить ему на квартиру.

Социализация

Обучение индивида элементарным правилам поведения.

Старший брат объяснил Дане, что девочкам на первом свидании нужно дарить цветы.

Первичный социальный контроль

Регулирование поведения ребенка, прививание моральных ценностей.

Отец доходчиво объяснил дочери, что носить короткую юбку – аморально.

Эмоционально-психологическая.

Поддержка при необходимости, создание условий для комфортного существования.

Младшая сестра успокаивает старшую из-за якобы слишком пышных усов первой.

Виды семьи.
  1. Патриархальная.  Основные обязанности главы семьи лежат на плечах мужчины. Матриархальная. Основными обязанностями главы семьи занимается женщина. Демократическая (партнерская). Обязанности делятся поровну или члены семьи занимаются ими по очереди.
  2. Нуклеарная – ведением домашнего хозяйства занимаются двое взрослых людей.
    Расширенная
    – помимо двух взрослы людей с ведением домашнего хозяйства помогают справляться ближайшие родственники.
  3. Моногамная. Один мужчина состоит в браке с одной женщиной.Полигамная. Брак заключается одновременно между некоторым количеством людей: полигиния – один мужчина со многими женщинами; полиандрия – одна женщина со многими мужчинами.
  4. Бездетная — дети отсутствуют. Малодетная — один ребенок. Среднедетная — два ребенка. Многдетная — не меньше трех детей.
  5. Полная —  воспитанием ребенка занимаются оба родителя. 
    Неполная —
    воспитанием ребенка занимается только один родитель.
  6. Авторитарная — воспитание детей строится на безоговорочном авторитете родителей.Либеральная — ребенок самостоятельно выбирает, какой личностью он хочет стать.Демократическая- в самоопределении ребенка играют роль как его собственные желания, так и предпочтения родителей.

В современных семьях распространяются такие тенденции, как:

  • Сожительство до брака как репетиция дальнейшей совместной жизни.
  • Разрешение однополых браков в некоторых странах.
  • Доминирование нуклеарных, мало- или среднедетных семей.
  • Преобладание демократических (партнерских семей), уменьшение количества патриархальных семей.
  • Более высокий средний возраст вступления в брак и деторождения.

Брак

Брак – это форма взаимоотношений мужчины и женщины, предполагающая оформленный официально союз с целью образования семьи. 

Выделяют основные разновидности брака:

  1. Юридический, он же гражданский  – официально закрепленный на добровольной основе союз мужчины и женщины с дальнейшим определением их обязанностей, в том числе родительских, имущественных.
  2. Фактический – длительное совместное проживание мужчины и женщины.
  3. Церковный – не зарегистрированный юридически союз, однако освященный в какой-либо церкви.

Заключение брака возможно только на базе следующих  условий:

  • обоюдное добровольное согласие
  • достижение установленного возраста, с момента наступления которого разрешается вступать в брак
  • неимение кровного родства у лиц, вступающих в брак
  • отсутствие действительных браков

humanitar.ru

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУППА. — КиберПедия

Семья – это первая в жизни человека социальная группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, развивается как личность, осваивает первые социальные роли. Семья, как считает В.Н. Дружинин, для человека – главный и основной компонент среды, в котором он живет, как в коконе, первую четверть жизни, если повезет, и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь.

Наряду с понятием семья в психологической литературе рассматриваются понятия брак и супружество. В обыденном сознании понятия брак и семья могут отождествляться, но в науке их принято разграничивать. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами.

А.Г. Харчев определяет брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские, а также родительские права и обязанности. Голод определяет супружество как личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.

Понятие «семья» предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Многие специалисты используют определение семьи, предложенное А.Г. Харчевым: «Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Психологи рассматривают семью, прежде всего, как малую группу. Понимание семьи как малой группы открывает большие возможности для оказания психологической помощи семье [2;16;23]. Социальные психологи рассматривают малую группу как малочисленную по своему составу социальную группу, члены которой объединены общими целями и задачами, находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особых групповых ценностей и норм.

В.М. Целуйко считает, что «семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью» [43, с.8]. Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки семьи как малой группы:



1. Родственные или брачные связи между её членами.

2. Общность быта.

3. Особые эмоциональные, этические, правовые отношения.

4. Пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают).

5. Максимально гетерогенный состав группы: возрастные, личностные, половые, профессиональные, социально-статусные и др. различия.

6. Повышенная эмоциональная значимость семейных событий

В психологии семьи понятие «функция» используется в следующих значениях [23;25]:

1) это роль, которую семья как социальный институт и как малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;

2) это внешнее проявление свойств семьи в системе её взаимосвязей с обществом;

3) чаще всего функция понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей.

Так, М.С. Мацковский в своей классификации семейных функций выделяет следующие сферы семейной деятельности [25, с.33-34]:

1. Репродуктивная.

2. Воспитательная.

3. Хозяйственно-бытовая (получение хозяйственно-бытовых услуг).

4. Экономическая (получение материальных средств).

5. Сфера первичного социального контроля.

6. Сфера духовного общения.

7. Социально-статусная.

8. Досуговая.

9. Эмоциональная.

10. Сексуальная.

Классификация семейных функций, предложенная Елизаровым А.Н, к которой часто обращаются психологи, выглядит следующим образом [10, с. 9-10]:

1. Порождение и воспитание детей.

2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества.

3. Удовлетворение потребностей в чувстве безопасности, психологическом комфорте, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.

4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.

5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.



8. Удовлетворение потребностей в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей.

9. Удовлетворение потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, в их воспитании и самореализации в детях.

10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

12. Рекреативная – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха; снятие стрессовых состояний.

По мнению Гребенникова И.В. [9] основными функциями семьи являются:

1. Репродуктивная функция означает воспроизводство жизни, продолжение человеческого рода.

2. Экономическая функция включает общественное производство средств к жизни; восстановление истраченных на производстве сил взрослых членов семьи; ведение своего хозяйства; наличие своего бюджета; организация потребительской деятельности.

3. Воспитательная функция означает формирование личности ребенка; систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение жизни; влияние детей на родителей и других членов семьи.

4. Коммуникативная функция означает посредничество семьи в контактах своих членов со средствами массовой коммуникации, литературой, искусством и т.п.; организация внутрисемейного общения; организация досуга и отдыха.

Виды семьи:

В первой классификации основанием для выделения разных типов являются различия в семейных структурах. При этом типы семей выделяются с учетом следующих критериев.

1. Принадлежность супругов к определенной социальной общности.

Форма брака – эндогамия ­– схожий уровень образования, социально-экономический статус, вероисповедание и т.п. Форма брака – экзогамия – различный уровень образования, неодинаковый социально-экономический статус и т.д.

2. Количество брачных партнеров.

Моногамия – брак, заключенный между одним мужчиной и одной женщиной. Классический вариант – пожизненное единобрачие. Рассматривают серийную моногамию – брак между одним мужчиной и одной женщиной, но в течение жизни насчитывается у того и (или) другого партнера более одного супружеского союза. Полигамия – брак, включающий несколько партнеров. Рассматривают два варианта полигамии:

1) полигиния (многоженство) – брак одного мужчины с двумя и более женщинами.

2) полиандрия(многомужество) – брак одной женщины с несколькими мужчинами.

3. Юридическое оформление брачных отношений.

1) Официальный (формальный) или зарегистрированный – это брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. В официальном браке ответственность мужа и жены за качество семейной жизни закрепляется перед законом, государство гарантирует защиту семьи, отцовства, материнства и детства.

2) Фактическийили гражданский – это брак по факту.

В России все большее количество молодых людей предпочитает не вступать в официальный брак в самом начале своих отношений.

4. Структура власти в семье (специфика внутрисемейного лидерства).

С учетом данного критерия выделяют следующие типы семей:

1) традиционно патриархальная.

Муж – глава, хозяин, добытчик, кормилец; выражена зависимость жены от мужа; детей от родителей.

2) традиционно матриархальная.

В такой семье персональное главенство принадлежит женщине.

3) неопатриархальная.

Стратегическим и деловым лидером выступает муж, несет ответственность за долгосрочное планирование семейных дел. Тактическим и эмоциональным лидером является жена, вырабатывает краткосрочные планы, выстраивает отношения между членами семьи.

4) неоматриархальная.

Противоположный вариант: стратегическим и деловым лидером выступает жена, тактическим и эмоциональным лидером является муж. Общая черта последних двух типов семей – совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер влияния.

5) эгалитарная семья.

Для такой семьи характерно полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех вопросах семейной жизни.

cyberpedia.su

1. Семья, типы и функции

Можно выделить три основные структурные составляющие современной семьи:

— Родственная (сложная) — клан родственников с их супругами и детьми. Это наиболее редко встречающийся вид семьи в наше время;

— Нуклеарная (массовая семья) — состоит из одной брачной пары. Эта семья автономна и малодетна;

— Неполная — быстро распространяющаяся в современном обществе модель семейных отношений. Состоит из одного родителя и детей (преимущественно одного ребенка).

Что же все-таки понимается под термином «семья» на новом этапе развития человечества? А.Г. Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства». Но в последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается ряд негативных тенденций, которые не могут дать этому определению реализовать себя в полной мере. Они выражаются в следующем:

1) Уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;

2) Увеличение так называемых “легкомысленных”, необдуманных браков;

3) Непонимание некоторой части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;

4) Рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;

5) Увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними;

6) Рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем;

7) Увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут повторно вступить в повторный брак;

8) Рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями;

9) Значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни.

1.1.Типы семей.

1. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей.

2. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним родителем.

3. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним из родителей супругов.

4. Семьи с двумя или более брачными парами, с детьми и без детей, с одним из супругов (или без него) и с другими родственниками (или без них).

5. Семьи, состоящие из матери с детьми.

6. Семьи, состоящие из матери (отца) с детьми.

7. Семьи, состоящие из матери с детьми с одним из родителей матери (отца).

8. Семьи, состоящие из отца с детьми, с одним из родителей отца (матери).

9. Прочие семьи.

Основными в России являются семьи, обозначенные в пунктах 1 и 5, т.е. нуклеарные и неполные.

1.2Функции семьи.

 Семья выполняет различные функции. Функции семьи связаны с потребностями общества и личности. Знание функций семьи чрезвычайно важно. Через функции, с одной стороны, можно понять сущность семьи как социального явления и тем самым определить характер взаимосвязи семьи и общества, с другой можно проанализировать деятельность семьи как малой социальной группы, и тогда проявляется роль функции как главной составляющей стабильности брака.

В зависимости от типа семья выполняет следующие функции:

1) Репродуктивная.

С точки зрения общества функция деторождения — это воспроизводство следующего поколения, производство рабочей силы. Сколько же в семье должно быть детей, чтобы функцию деторождения считать выполненной? Первый ребенок нужен супругам для самоутверждения, для завоевания определенного социального статуса в обществе, для укрепления брака и, наконец, просто для создания семьи. Но для пользы самой же семьи желательно иметь несколько детей, чтобы внимание родственников и родителей не концентрировалось лишь на одном ребенке. Иначе, таким образом, можно воспитать нахлебника и вымогателя.

Сейчас в нашей стране (да и, пожалуй, во всем мире) наблюдается процесс массового снижения детности семьи.

2) Воспитательная.

Панкова Л.М. говорит, что «с точки зрения общества функция воспитания сводится к социализации личности, к подготовке определенного, заданного эпохой типа личности с определенным набором личных качеств, необходимых для реализации личности в этом обществе. С точки зрения семьи как малой социальной группы функция воспитания — это весь процесс взращивания ребенка в семье, создание условий для его гармонического развития, объединение трех поколений в ходе самого воспитания, это наращивание опыта взросления с учетом традиций прошлого». Семьей создается нравственная основа будущей жизни подрастающего поколения. Ребенок — явление социальное. Отношение ребенка к среде, в которой он живет, и среды к ребенку проявляется в переживаниях и деятельности самого ребенка. В связи с этим воспитательная деятельность семьи — это, прежде всего, создание условий для взращивания ребенка: материальные основания, эмоциональный фон, духовный мир. Воспитательная деятельность определяет все другие виды деятельности. Она тесно связана с хозяйственно-экономической функцией.

3) Хозяйственно-экономическая функция.

В настоящее время хозяйственно-экономическая функция проявляется там, где вся семья задействована в одном производстве, где все ее члены заинтересованы в результатах своего труда, где семья становится экономической единицей.

Семья связана с распределением материальных благ. Как подфункцию здесь можно рассматривать содержание детей, поддержание стариков, ведение домашнего хозяйства. Как социальный институт, осуществляя хозяйственно-экономическую функцию, семья вплетается в экономическую структуру общественного производства, становится ее подсистемой.

Как малая социальная группа, осуществляя хозяйственно-бытовую функцию, семья берет на себя часть обязанностей общества по обслуживанию населения. Сегодня это обслуживание часто осуществляется посредством семьи, в рамках семьи, за счет семьи (стирка, уборка, мелкий бытовой ремонт и т.д.).

Без осуществления семьей этой функции, невозможно было бы осуществить ни одну из указанных функций в том виде, который они сейчас из себя представляют.

4) Четвертая функция семьи — это функция общения.

Функция общения состоит из постоянных эмоционально насыщенных контактов, взаимоподдержки, взаимодоверия всех членов семьи, обеспечивая личности психологический комфорт.

Общение в семье — это жизнь самой семьи. Без общения семья не может существовать.

studfiles.net

1. Семья, типы и функции

Можно выделить три основные структурные составляющие современной семьи:

— Родственная (сложная) — клан родственников с их супругами и детьми. Это наиболее редко встречающийся вид семьи в наше время;

— Нуклеарная (массовая семья) — состоит из одной брачной пары. Эта семья автономна и малодетна;

— Неполная — быстро распространяющаяся в современном обществе модель семейных отношений. Состоит из одного родителя и детей (преимущественно одного ребенка).

Что же все-таки понимается под термином «семья» на новом этапе развития человечества? А.Г. Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства». Но в последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается ряд негативных тенденций, которые не могут дать этому определению реализовать себя в полной мере. Они выражаются в следующем:

1) Уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;

2) Увеличение так называемых “легкомысленных”, необдуманных браков;

3) Непонимание некоторой части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;

4) Рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;

5) Увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними;

6) Рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем;

7) Увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут повторно вступить в повторный брак;

8) Рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями;

9) Значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни.

1.1.Типы семей.

1. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей.

2. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним родителем.

3. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним из родителей супругов.

4. Семьи с двумя или более брачными парами, с детьми и без детей, с одним из супругов (или без него) и с другими родственниками (или без них).

5. Семьи, состоящие из матери с детьми.

6. Семьи, состоящие из матери (отца) с детьми.

7. Семьи, состоящие из матери с детьми с одним из родителей матери (отца).

8. Семьи, состоящие из отца с детьми, с одним из родителей отца (матери).

9. Прочие семьи.

Основными в России являются семьи, обозначенные в пунктах 1 и 5, т.е. нуклеарные и неполные.

1.2Функции семьи.

 Семья выполняет различные функции. Функции семьи связаны с потребностями общества и личности. Знание функций семьи чрезвычайно важно. Через функции, с одной стороны, можно понять сущность семьи как социального явления и тем самым определить характер взаимосвязи семьи и общества, с другой можно проанализировать деятельность семьи как малой социальной группы, и тогда проявляется роль функции как главной составляющей стабильности брака.

В зависимости от типа семья выполняет следующие функции:

1) Репродуктивная.

С точки зрения общества функция деторождения — это воспроизводство следующего поколения, производство рабочей силы. Сколько же в семье должно быть детей, чтобы функцию деторождения считать выполненной? Первый ребенок нужен супругам для самоутверждения, для завоевания определенного социального статуса в обществе, для укрепления брака и, наконец, просто для создания семьи. Но для пользы самой же семьи желательно иметь несколько детей, чтобы внимание родственников и родителей не концентрировалось лишь на одном ребенке. Иначе, таким образом, можно воспитать нахлебника и вымогателя.

Сейчас в нашей стране (да и, пожалуй, во всем мире) наблюдается процесс массового снижения детности семьи.

2) Воспитательная.

Панкова Л.М. говорит, что «с точки зрения общества функция воспитания сводится к социализации личности, к подготовке определенного, заданного эпохой типа личности с определенным набором личных качеств, необходимых для реализации личности в этом обществе. С точки зрения семьи как малой социальной группы функция воспитания — это весь процесс взращивания ребенка в семье, создание условий для его гармонического развития, объединение трех поколений в ходе самого воспитания, это наращивание опыта взросления с учетом традиций прошлого». Семьей создается нравственная основа будущей жизни подрастающего поколения. Ребенок — явление социальное. Отношение ребенка к среде, в которой он живет, и среды к ребенку проявляется в переживаниях и деятельности самого ребенка. В связи с этим воспитательная деятельность семьи — это, прежде всего, создание условий для взращивания ребенка: материальные основания, эмоциональный фон, духовный мир. Воспитательная деятельность определяет все другие виды деятельности. Она тесно связана с хозяйственно-экономической функцией.

3) Хозяйственно-экономическая функция.

В настоящее время хозяйственно-экономическая функция проявляется там, где вся семья задействована в одном производстве, где все ее члены заинтересованы в результатах своего труда, где семья становится экономической единицей.

Семья связана с распределением материальных благ. Как подфункцию здесь можно рассматривать содержание детей, поддержание стариков, ведение домашнего хозяйства. Как социальный институт, осуществляя хозяйственно-экономическую функцию, семья вплетается в экономическую структуру общественного производства, становится ее подсистемой.

Как малая социальная группа, осуществляя хозяйственно-бытовую функцию, семья берет на себя часть обязанностей общества по обслуживанию населения. Сегодня это обслуживание часто осуществляется посредством семьи, в рамках семьи, за счет семьи (стирка, уборка, мелкий бытовой ремонт и т.д.).

Без осуществления семьей этой функции, невозможно было бы осуществить ни одну из указанных функций в том виде, который они сейчас из себя представляют.

4) Четвертая функция семьи — это функция общения.

Функция общения состоит из постоянных эмоционально насыщенных контактов, взаимоподдержки, взаимодоверия всех членов семьи, обеспечивая личности психологический комфорт.

Общение в семье — это жизнь самой семьи. Без общения семья не может существовать.

studfiles.net

3. Функции и виды семей

В современной социологии семьи существует несколько подходов к выделению функций семьи. В частности А.Г. Харчев выделяет специфические и неспецифические функции семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации).

Неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению – все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

Еще один подход к анализу функций семьи с точки зрения осознания роли различных функций семьи для человека и общества был представлен М.С. Мацковским. Он отражает сущность каждой функции семьи на уровне института и на уровне микрогруппы (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Содержание функций семьи на уровне социального института и на уровне микрогруппы

Функция семьи

Общественная значимость

Индивидуальная значимость

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества

Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализация в детях

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними от других

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственность между супругами, родителями и детьми, старшим и средним поколениями

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношения между членами семьи

Духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза

Социально-статусная

Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры

Удовлетворение потребности в социальном продвижении

Досуговая

Организация рационального досуга

Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов

Эмоциональная

Эмоциональная стабильность индивидов, их психологическая терапия

Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки. Удовлетворение потребности в счастье, любви

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей

Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства и родительства.

1. В зависимости от линии наследования

Патрилинеальная семья – наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу.

Матрилинеальная семья – наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по матери.

2. По критерию власти в семье

Патриархальная семья – семья, где отец является главой.

Матриархальная семья – семья, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать.

Эгалитарная семья – семья, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

3. По пространственно-территориальной локализации

Патрилокальная семья – семья, в которой молодожены переходят жить в дом отца мужа.

Матрилокальная семья – семья, где дочь с мужем остаются жить у родителей жены.

Унилокальная семья – семья, где молодожены селятся у кого-либо из родителей не по традиции и обычаю, а по необходимости.

Эванкюлелокальная семья – семья, проживающая в доме родных дяди-тети.

Неолокальная семья – семья, имеющая возможность жить отдельно от родителей в независимом от родственников доме.

4. По количеству поколений, проживающих совместно

Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей и их детей, т.е. из двух поколений.

Расширенная семья – семья, объединяющая две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений.

5. По количеству детей

Малодетная семья – семья, где 1–2 ребенка, т.е. население не воспроизводится, а лишь замещается.

Среднедетная семья – семья, где 3–4 ребенка, т.е. детей достаточно для расширенного воспроизводства.

Многодетная семья – семья, где 5 и более детей, т.е детей больше, чем надо для расширенного воспроизводства.

6. По количеству родителей

Полная семья – семья с двумя родителями.

Неполная семья – семья с одним родителем.

7. С учетом изменений в семье во времени («жизненный цикл семьи»)

Конкретных теорий много, остановимся на выделении жизненных этапов в семье с позиции Х. Мердера и Р. Хилла, у которых основным критерием периодизации являются задачи, которые решает семья на различных этапах своего развития:

1. Семья молодоженов (без детей).

2. Семья после появления первого ребенка.

3. Семья, в которой ребенок поступает в школу.

4. Семья в которой младший ребенок поступает в школу, а мать приступает к работе.

5. Семья, от которой отделился последний ребенок.

6. Семья бабушки и дедушки.

studfiles.net

Типы семей. Формы и типы семьи :: SYL.ru

Для каждого человека естественным желанием является иметь семью. Это один из инстинктов человека, который заставляет находить себе пару для продолжения своего рода. Все семьи абсолютно разные, для того чтобы этот союз состоялся, необходимо выполнение и соблюдение многих правил.

Что такое семья?

Определение этого понятия можно дать по-разному.

Семья – это группа людей, которые живут вместе.

Семья – это сплоченный коллектив, который объединяют общие интересы.

Если открыть словарь, то там можно прочитать, что: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью…».

Типы семей могут быть разными. Классифицировать их можно по различным признакам, поэтому встречаются непохожие подходы к этому вопросу.

Функции семьи

Независимо от вида и типа, все семьи должны выполнять некоторые функции. К основным относятся:

  1. Продолжение рода, а, значит, воспроизведение общества.
  2. Воспитательная. Проявляется в материнстве и отцовстве, взаимодействии с детьми и их воспитании.
  3. Хозяйственно-бытовая. На уровне семьи происходит удовлетворение материальных потребностей всех членов семейства – в еде, питье, одежде и так далее.
  4. Эмоциональная. Удовлетворение потребностей в уважении, любви, психологической защите.
  5. Духовное общение. Совместная трудовая деятельность, отдых всей семьей.
  6. Первичная социализация. Семья должна обеспечивать выполнение социальных норм своими членами.

Из этих функций видно, что традиционный тип семьи обладает всеми признаками социальной культуры. Главными из которых являются способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культурных ценностей.

Как каждый организм состоит из клеток, так и все общество построено из семей. Разве будет здоров человек, если его клетки не в порядке? Так и все общество нельзя назвать здоровым, если имеются неблагополучные семьи.

Виды семей

Разные исследователи подходят к классификации по-разному. Чаще всего, чтобы охарактеризовать формы и типы семьи, за основу берут следующие признаки.

  1. Размер семьи. То есть, учитывается количество ее членов.
  2. Тип:
  • Нуклеарная семья, содержащая пару родителей и их детей.
  • Сложная. Проживают вместе еще и представители старшего поколения, например, бабушки, дедушки. Иногда можно встретить несколько брачных пар, проживающих вместе.
  • Неполная семья. Отсутствует кто-либо из родителей.
  • Приемная.

3. Количество детей:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • многодетные.

4. Форма брака:

  • Моногамные семьи, состоящие из двух партнеров.
  • Полигамные имеют одного партнера, обремененного несколькими брачными обязательствами.

5. По половой принадлежности супругов.

  • Разнополая.
  • Однополая.

6. По месту положения человека.

  • Родительская семья.
  • Репродуктивная. Собственная семья, созданная человеком.

7. Место проживания.

  • Патрилокальная семья проживает с родителями мужа или жены.
  • Пеолокальная проживает отдельно от родителей.

Если захотеть, то можно еще называть типы современных семей, но это уже отклонение от правил.

Формы брака

Еще совсем недавно стать настоящей и признанной семьей можно было только после регистрации брака. В настоящее время многое изменилось в сознании людей, поэтому на сегодняшний момент браком считается не только тот, который заключен в ЗАГСе (церкви). Имеется несколько их разновидностей:

  1. Церковный. Супруги клянутся в любви и верности «перед Богом». Раньше только такой брак считался действительным, сейчас чаще всего сразу после официальной регистрации некоторые пары предпочитают повенчаться в церкви.
  2. Гражданский брак. Оформляется в ЗАГСе, основные типы семей возникают именно после его заключения.
  3. Фактический. Партнеры просто проживают вместе, не оформляя свои отношения официально. Как правило, такие браки не имеют юридической силы и во многих странах не признаются.
  4. Морганатический брак. Образование семьи людьми разного социального уровня.
  5. Временный союз. В некоторых странах он является достаточно распространенным, заключается согласно брачному договору на определенный срок.
  6. Фиктивный брак. Партнеры, как правило, не планируют создание настоящей семьи, есть только материальная или юридическая выгода.
  7. Полигиния. Когда мужчина официально имеет несколько жен. В России такие браки запрещены.
  8. Однополый брак. В некоторых странах приняты законы, разрешающие вступать в брак лицам одного пола.

Исторические типы семьи

Исторически сложилось разделять семьи в зависимости от распределения обязанностей и лидерства на следующие типы:

  1. Патриархальная семья. Считаются наиболее распространенными, главой является мужчина, его главная обязанность — содержать и обеспечивать жену и детей.
  2. Матриархальная. Всем командует женщина.
  3. Нетрадиционная. Женщина работает так же, как и мужчина, да еще и выполняет все обязанности по дому.
  4. Эгалитарный тип семьи. Все обязанности поделены между супругами поровну, права одинаковые.
  5. Детоцентрическая семья. Главным командиром является ребенок, все строится вокруг него, и его желания ставятся на первый план.
  6. Супружеская семья. Основное предназначение такого союза – это эмоциональное удовлетворение каждого супруга. Такие семья пока еще являются редкостью, но, как считают исследователи, за ними будущее.

Взаимоотношения внутри семьи

Типы семей могут быть разными, но взаимоотношения между ее членами никто не отменял. Еще известный философ Гегель рассматривал несколько типов отношений в ячейке общества:

  • Между женщиной и мужчиной.
  • Родителями и детьми.
  • Братьями и сестрами.

Первый тип, по мнению автора, не имеет человечности, потому что все отношения построены на основе животного инстинкта, то есть сексуального удовлетворения. Людьми партнеры становятся в процессе воспитания детей и труда на благо своей семьи.

Нуклеарный тип семьи как раз и подразумевает наличие обоих родителей и детей. Отношения между ними могут складываться по-разному. Часто бывает так, что дочери больше оказываются привязанными к отцам, а сыновья, наоборот, к маме.

Все здесь зависит от стиля воспитания. Желательно, чтобы родители имели единое мнение по этому вопросу.

Взаимоотношения между братьями и сестрами порой складываются непросто. Все зависит от разницы в возрасте, особенностей воспитания и отношения родителей. Они часто допускают ошибку, когда предъявляют разные требования к детям, тем самым способствуют нарастанию враждебности между ними.

Нуклеарная семья

Еще совсем недавно было обыденностью, когда под одной крышей проживали несколько поколений сразу. Хотя и сегодня можно встретить такие семьи, всему виной нехватка средств для приобретения собственного жилья.

Нуклеарный тип семьи стал постепенно вытеснять патриархальную ячейку и становится господствующим видом. Такая семья имеет некоторые особенности:

  • Малая численность.
  • Ограниченность эмоционального опыта.
  • Больше свободы и способность уединиться.

Возникает вопрос о том, почему такие семьи стали преобладать. Совместное проживание нескольких поколений требует от каждого умения находить компромисс, готовность выполнять поручения старших членов семьи.

С одной стороны, в патриархальной семье есть все предпосылки для формирования коллективизма, но в то же время практически полностью уничтожается индивидуализм.

В нуклеарной семье проживает, как правило, два поколения, то есть родители и их дети. Часто отношения между членами строятся на основе демократии, поэтому у каждого может быть собственное личное пространство.

Несмотря на распространенность таких семей, статистика неумолимо свидетельствует о большом количестве разводов в них. Все чаще стали практиковаться отношения без регистрации брака, даже рождение детей не может заставить некоторых мужчин повести свою избранницу в ЗАГС.

Это говорит о том, что на первое место ставится личный комфорт и удобство, а общественно мнение не играет значения. Стремление к свободе и наличию личной жизни приводит к тому, что даже между членами одной семьи отсутствует взаимопонимание, поддержка.

Все чаще встречаются случаи, когда молодое поколение предпочитает отправить своих стареньких родителей в дом престарелых, вместо того, чтобы ухаживать за ними. Детей на воспитание отдают в детские сады и няням, а раньше этим занимались бабушки и дедушки.

Нуклеарная семья является отражением процессов, протекающих в нашем обществе, а это, к сожалению, способствует и разрушению государственных традиций.

Партнерская семья

При создании своей семьи каждый хочет, чтобы отношения в ней были равноправными. Это естественное желание, но на практике такое случается не всегда.

Семья партнерского типа подразумевает следующее:

  1. Финансовое равноправие. Зарабатыванием денег занимаются оба супруга, бюджет общий. Все траты предварительно обсуждаются.
  2. Воспитание подрастающего поколения. Эта обязанность ложится на плечи обоих супругов, если мама готовит ужин, то папа контролирует выполнение домашних заданий.
  3. Быт. Все обязанности делятся поровну. Стирка, готовка, уборка становятся не только женской прерогативой. У кого есть свободное время, тот этим и занимается.
  4. Равноправие в вопросах проведения свободного времени. Если муж позволяет себе посидеть с друзьями в баре за бокалом пива, то почему бы жене не поступать так же.

Если вы планируете иметь такую семью, то все заранее необходимо обговаривать, чтобы потом не возникали недоразумения.

Чистые партнерские семьи встречаются достаточно редко, потому что всегда имеется перевес на какую-либо сторону по некоторым вопросам.

Неполные семьи

Исходя из количества разводов в нашей стране, нетрудно предположить, что количество семей с одним из родителей будет только увеличиваться.

Как правило, воспитание детей ложится на плечи матери, в некоторых случаях этот процесс доверяют отцам.

Стать матерью-одиночкой – это значит попасть в непростую жизненную ситуацию. Но в этом положении имеются и свои плюсы:

  • Избавление от неудачного брака.
  • Возможность распоряжаться своей жизнью.
  • Эмоциональный подъем от ощущения свободы и начала новой жизни.
  • Моральное удовлетворение от работы.
  • Уважение своих детей за достигнутые профессиональные успехи.

Несмотря на все плюсы, проблем в неполных семьях также достаточно:

  • Материальные трудности. Если раньше муж был добытчиком и кормильцем, то сейчас все эти обязанности ложатся на женские плечи.
  • Большая нагрузка. Кроме профессиональной деятельности есть еще и домашние обязанности, которые никто больше не выполнит.
  • Недостаток времени. Мать-одиночка не может позволить себе пойти с подругами в кино или кафе, она все время занята работой или детьми.
  • Неприязненные отношения между бывшими супругами. Это обычно приводит к тому, что ребенок начинает меньше общаться с отцом.
  • Проблемы в поведении ребенка. Дети, как правило, тяжело переживают расставание родителей, при этом часто ищут причину в себе. Поэтому из ангельского малыша ребенок может резко превратиться в трудного подростка.

Приемные семьи

Не всем детям посчастливилось жить и воспитываться в семье со своими родными родителями. Некоторые попадают в приемные, которые можно разделить наследующие типы семей:

  • Усыновление. Ребенок становится полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями. Бывают случаи, что за всю свою жизнь он так и не узнает, что воспитывается приемными родителями.
  • Опека. В семью берут малыша для воспитания. Биологические родители не освобождаются от обязанности по его содержанию.
  • Патронат. Ребенка отдают в профессионально замещающую семью, перед этим подписывается договор между органами опеки, семьей и учреждением для детей-сирот.
  • Приемная семья. Детей передают в семью на определенный срок, который оговаривается в договоре.

Для некоторых детей приемная семья порой становится лучше, чем родная, в которой родители ведут аморальный образ жизни и воспитанием подрастающего поколения не занимаются.

Неблагополучные семьи

Такие семьи могут разительно отличаться друг от друга. Среди них выделяют две группы:

  1. Асоциальные семьи. В них родители ведут разгульный образ жизни, пьют, занимаются наркоманией, поэтому на воспитание детей у них просто не остается времени. Сюда же можно отнести родителей, которые сознательно занимаются преступной деятельностью.
  2. Респектабельные семьи. Они внешне совершенно не отличаются от обычных семей, но семейные устои и принципы не позволяют воспитать полноценного гражданина и нормальную личность. Сюда можно отнести семьи сектантов, которые не пускают ребенка в школу по каким-то своим соображениям.

Каждый сам создает свою семью, только от вас зависит, какие отношения сложатся между детьми и родителями, а также супругами. Типы семей могут быть разными, но уважение друг к другу, взаимопомощь, любовь и сострадание являются общечеловеческими качествами, которые должны проявляться в каждой ячейке общества.

www.syl.ru

52.Типы и виды семей, особенности их влияния на ребёнка

Типы и виды семей.

Признаки:

1) по количеству детей:

• Бездетные

• Однодетные

• Малодетные

• Многодетные

2) по числу поколений

• Однопоколенные

• Двухпоколенные

• Межпоколенные

3) по признакам полноты

• Полные

• Неполные

• Внебрачные

4) по характеру взаимоотношений

• идеальные

• средние

• негативные

5) по устойчивости семейных отношений

• гармоничные

• распадающиеся

• распавшиеся

• неполные

6) по уровню благополучия

• благополучные

• неблагополучные

7) по типу отношений в семье между взрослыми и детьми, а такде по степени их напряженности и последствию влияния на детей:

• семьи, уважающие детей – отношения между родителями и детьми характеризуется порядочностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях

• отзывчивые – отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует дистанция. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители решают что нужно детям

• материально ориентированные – главное внимание на материальное благополучие. Дети приучены смотреть на жизнь прагматично, стараются видеть выгоду для себя. Детей заставляют хорошо учиться, но только для поступления в ВУЗ. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано взрослеют, но отношения с родителями лишаются духовной основы, могут развиваться непредсказуемо

• враждебные семьи – детям плохо, присутствует неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания, дети растут скрытыми, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят со сверстниками, могут уходить из семьи

• антисоциальные семьи – временное пристанище для детей. Родители ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожаю друг другу, пьянствуют, воруют, дерутся.

Особенности, характеризующие современную семью:

1) расслоение общества на богатых и бедных влияет на семенное воспитание

2) сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи

3) рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивает количество неполноценных семей

4) низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают социальных сирот.

Типы семейного воспитания, особенности их влияния на ребёнка.

В практике семейного воспитания выделяются три основных стиля (вида) семейных отношений.

Авторитарный стиль отношений родителей к детям характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные атрибуты этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Родительские требования могут вызывать или протест и агрессивность, или апатию и пассивность. Разновидностями такого стиля отношений род к ребенку являются «авторитет подавления» и «авторитет расстояния и чванства» (А. С. Макаренко). В первом случае — это деспотические отношения, основными чертами которого выступают жестокость и «террор». Во втором случае родители, в результате сложившихся обстоятельств или «в целях воспитания» стараются быть подальше от детей, поручив воспитание другим людям (бабушкам, няням и др.). Обычно это приводит сначала к отчуждению ребенка, а затем к непослушанию и трудновоспитуемости..

Попустительский (либеральный) стиль предполагает всепрощение, терпимость в отношениях с детьми. Источником этого стиля является чрезмерная родительская любовь. Суть такого «авторитета любви» (А, С. Макаренко) заключается в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. При этом воспитывается человек эгоистичный, лицемерный, расчетливый, умеющий подстраиваться к людям.

Демократичный стиль характеризуется гибкостью. Родители мотивируют свои требования и поступки, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность мыслей и поступков. Это наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей и детей, при котором они испытывают потребность в общении друг с другом, проявляют доверие, откровенность. Важно, что родители умеют понять мир ребенка, его возрастные потребности и интересы.

В семейной педагогике выделяют несколько типов неправильного воспитания в семье.

1. Безнадзорность, бесконтрольность как тип (дефект) воспитания встречается при излишней занятости родителей своими делами. Родители не уделяют должного внимания детям, которые предоставлены самим себе. Такая ситуация вызывает у детей чувство обиды и одиночества. Нередко это приводит к различным нару ям личностного развития и проявлениям девиантного поведения подростка.

2. Гиперопека как тип воспитания характеризуется тем, что вся жизнь ребёнка находится под неустанным надзором, Ребенок ограничен запретами, вынужден без конца выслушивать и выполнять строгие приказы родителей. Результат такого воспитания — нерешительная, безынициативная, боязливая, неуверенная в себе личность. Вместе с тем в подростковом это может вылиться в «бунт» против родительского диктата («Другим все дозволено, а мне?!»). В этом случае подросток может специально нарушать убегать из дома и т. п. Разновидностью гиперопеки является воспитание пот «кумир семьи». В данном случае в семье принято восхищаться любыми проявлениями ребенка. Жизнь семьи, на первый взгляд, полностью подчинена (причинами этого могут быть соперничество взрослых в семье или отсутствие истинного единства в семье; во втором случае семью объединяет общая о ребенке). Ребенок привыкает быть в центре внимания, его просьбы немедленно выполняются. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным, эгоцентричным. Повзрослев, он не в состоянии оценить свои возможности, одолеть эгоцентризм, он не находит понимания и в группе сверстников. Если же ребенок не всеобщий, а чей-то личный кумир («маменькин сынок», «папенькина дочка», «бабушкино сокровище»), то он чувствует отношение одного из родных и остро ощущает холодность другого.

3. Воспитание по типу «Золушки» реализуется в обстановке эмоциональной отверженности, холодности, безразличия. Хотя окружающим может казаться, родители достаточно внимательны и добры к нему, ребенок чувствует, что отец не любят его, тяготятся им. Нередко при этом из ребенка делают безотказного исполнителя домашних обязанностей, а все лучшее (поощрения и пр.) достаются другим членам семьи (взрослым или детям). Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности Он вырастает приниженным, неуверенным в себе, несамостоятельным, завистливым!

4. «Жесткое воспитание» характеризуется тем, что за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. Нередко родители, реализующие такой тип воспитания, действуют методами физического наказания, вызывающими у ребенка физические, психические, нравственные страдания, Результатом такого воспитания, как известно, являются жестокость, грубость, лживость, озлобленность, мстительность, агрессивность, приспособленчество и другие личностные и поведенческие нарушения развития.

5. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются непосильные для его возраста заботы и обязанности. В итоге у ребенка могут появиться навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие близких.

studfiles.net