Виды общины – ОБЩИНА (ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО) это что такое ОБЩИНА (ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО): определение — Социология.НЭС

Содержание

Признаки и роль общины. Признаки родовой общины. Общины

Общины — это группы людей, которые проживают в одном населенном пункте (городе, деревне, селе, поселении) и связаны общими духовными, политическими и хозяйственными интересами. Одна из основных их особенностей следующая: каждый из членов осознает, что принадлежит к коллективу, отличному от других. Община является формой самоорганизации общества. Предлагаем подробнее с ней познакомиться.

Община в широком смысле

В широком смысле общины — это любые сообщества людей, связанных друг с другом, которые сложились исторически. Эта связь бывает обусловлена местом проживания (городская или сельская община), принадлежностью ее членов к определенной конфессии (конфессиональная), сходством занятий (профессиональная). Кроме того, общины — это объединения, члены которых могут быть связаны общим местом рождения или же принадлежностью к определенной этнической группе. Это касается людей, которые проживают вне своей исторической родины (землячество).

Община в узком смысле

В узком смысле общины — это формы социальной организации населения, которые считаются одними из древнейших. Они характерны для ранней стадии развития всех цивилизаций. Один человек, или же состоящая из нескольких людей группа в эпоху первобытности, как правило, выжить не могла. Ей было очень трудно обеспечить себя хотя бы минимумом ресурсов и необходимых продуктов. Поэтому людям приходилось формировать крупные сообщества для того, чтобы вести хозяйство совместно. При этом объединялись они по кровному родству — наиболее естественному признаку. Так появилась родовая община. Определение ее следующее: это коллектив родственников, которые ведут совместное хозяйство. На ранних этапах развития родовой общины это была охота, затем — собирательство и, наконец, скотоводство и/или земледелие.

Функции общины до возникновения государства

В условиях, когда государства еще не существовало, все отношения, связанные с религиозными верованиями, хозяйством, родственными и семейными отношениями концентрировались на уровне общины. Она обеспечивала своих членов всем необходимым, являлась самодостаточным организмом. В состав общины входили отдельные семьи, характер и размер которых зависел от того, каковы были особенности развития этой цивилизации. Община на первых порах своего существования нередко совпадала с родом. Племя было объединением нескольких общин. Так было устроено общество в древности.

Домовая, или семейная община

Домовая, или семейная община считается особой разновидностью родовой. Каковы же ее особенности? Признаки родовой общины этого типа следующие. Она состоит из большой семьи, включающей от трех до пяти поколений ближайших родственников. После того как скотоводство или земледелие стало составлять основу хозяйства общины, возросла роль самых опытных ее членов. Их называли старейшинами. Они стали организаторами коллективного труда, религиозными лидерами, руководителями военного ополчения. Эти люди имели в глазах прочих общинников заслуженный авторитет. В институте военных вождей и старейшин ученые сегодня видят зародыш будущего имущественного и социального неравенства.

Община территориальная

Сознание кровной связи между членами общины с увеличением количества родственников ослабевало. Все более отдаленные представители рода селились рядом друг с другом. Некоторые начали создавать семьи за пределами общины. Таким образом, в объединении людей наблюдались уже не все признаки родовой общины. На смену ей в ходе социальной эволюции пришла территориальная, или соседская. Объединение людей происходило в данном случае на основе близости их проживания.

Роль общины после возникновения государства

Общину составляли отдельные семьи, которые вели свое собственное хозяйство. Она обладала частичным или полным самоуправлением. Чаще всего соседская община объединяла свободных земледельцев. По отношению к государству она занимала подчиненное положение.

Община в странах древнего мира играла роль первичного звена общественной системы, неделимой ее ячейки. Именно она являлась субъектом, выплачивавшим подати (налоги) и поставлявшим для армии воинов. Община часто превращалась в политико-территориальную единицу государства. В ее рамках отношения регулировались неписаным, обычным правом, а через некоторое время были закреплены уже с помощью государственных законов. До тех пор, пока община исполняла обязанности перед государством, оно обычно не вмешивалось в ее дела. Способствовала этому так называемая круговая порука, которая действовала внутри общины. Она означала, что все члены ее несли ответственность за остальных.

Кочевая община

От рода занятий людей зависел вид соседской общины. Кочевая, например, распределяла пастбища, занималась организацией взаимопомощи во время стихийных бедствий или падежа скота. Кочевым общинам приходилось все время охранять свои стада, поэтому у них была постоянная военная организация.

Земледельческая община

Несколько иной была земледельческая община. Ее основной задачей было регулирование хозяйственных и поземельных отношений, возникающих между ее членами. Отметим важный признак общины: общее пользование водными ресурсами, лесными угодьями и пастбищами. В каждой цивилизации она имела свои особенности, зависящие от формы правления и силы государства, наличия пригодных для обработки земель. Например, у народов средневековой Азии и в общинах древнего Востока каждая семья получала свой надел на сельскохозяйственный сезон. Этот надел являлся владением общины, а государство выступало верховным собственником земли. В Древнем Риме и Древней Греции член общины обладал правами на свой надел. Но выход из нее приводил к их утрате. Члены немецкой раннесредневековой общины (так называемой марки) имели безусловные права на наделы. При этом функции общины ограничивались судебными и вопросами пользования общими угодьями.

Процесс утраты функций общиной

Почему же эта форма объединения людей распалась? Давайте рассмотрим основные причины. В результате того, что население общины значительно увеличивалось, возникла нехватка земли, пригодной для обработки. Тогда стали вводиться ограничения размера надела. Крестьянские наделы по мере развития феодального землевладения становились собственностью феодала. Стали распространяться различные формы поземельной и личной зависимости их от сеньора. В это время община начала следить за своевременной уплатой крестьянами ренты феодалу. Она постепенно утратила свои судебные функции, а самоуправление ее стало очень ограниченным. Однако ни порядок пользования принадлежащими общине угодьями, ни способы обработки земли практически не претерпели в это время изменений. Профессиональные различия членов кастовой общины (Индия, Древний Египет, тропическая Африка, средневековая Япония, Океания) были закреплены жестким делением на касты.

Некоторые общие признаки общины

Срочные сельскохозяйственные работы, требовавшие большого напряжения сил (уборка урожая, косьба и прочее), в большинстве цивилизаций выполнялись сообща членами общины. Важнейшие решения, включая вопросы о распределении различных повинностей и государственных податей, принимались мужчинами на общих собраниях. Текущие дела вел глава общины. Он также представлял ее перед государственными чиновниками.

Какие признаки родовой общины мы забыли отметить? Ей, как и территориальной, присущи тенденции к уравниванию социального и имущественного положения земледельцев. Большее налоговое бремя несли богатые ее члены. Сила общины зависела от численности земледельцев, входивших в ее состав. Поэтому она пыталась не допустить ситуации, при которой ее члены были бы разорены.

Как погибла община?

Община в большинстве цивилизаций — это обязательный признак доиндустриального, или аграрного, общества. Она погибла в ряде стран Западной Европы в результате того, что феодалы полностью захватили принадлежавшие ей угодья. Так была разрушена жизнь общин. Однако этот процесс чаще всего происходил в результате промышленного переворота, формирования капиталистического уклада, развития в обществе товарно-денежных отношений, а также из-за урбанизации, то есть стремительного роста городского населения. Крестьяне отправлялись на заработки в города, где существовали крупные промышленные предприятия. Это ослабляло постепенно общину. Росло бремя повинностей, возложенных на каждого ее члена. Вместе с тем разрыв между бедными и богатыми в ней увеличивался. Последние тяготились ограничениями, накладываемыми общиной на пользование землей, и пытались из нее выйти. В результате этого она теряла самых состоятельных членов. Оставшись без них, община стала неспособна выполнить накладываемые на нее государством обязательства. Поэтому государство санкционировало ее роспуск. Люди перестали жить общиной, начался раздел ее собственности. Отметим, что разновидности соседской общины существуют до сих пор в ряде стран Африки, Азии и Латинской Америки.

fb.ru

Община — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Общи́на — форма социальной организации, в широком значении слова различные общности: городские коммуны, сельские общества, землячества, религиозные сообщества, профессиональные объединения. В ряде стран общины (коммуны) являются низовой административно-территориальной единицей. В исторической науке и социологии общиной называют первичную форму социальной организации, которая возникает на основе природных, кровнородственных связей. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистического общества. Община обладает полным или частичным самоуправлением. В дореволюционной России община была замкнутой сословной единицей, использовалась как аппарат для сбора податей. После Крестьянской реформы 1861 года община стала собственником земли. В ходе Столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским.

На первобытной стадии общественного развития община была универсальным социальным институтом, была производственным, семейно-бытовым и культовым коллективом. В дальнейшем община утеряла всеобъемлющее значение, стала одной из низовых ячеек более сложного социального организма, превратилась в самоуправляющуюся организацию непосредственных производителей. Природная, естественно возникшая общность людей составила основу, на которой начиналось историческое развитие. Она была необходимой предпосылкой трудовой деятельности людей. Неразвитость труда, примитивность орудий и средств производства обусловливали коллективность добывания жизненных средств. Существовавшее внутри первобытной общины разделение труда не было общественным в строгом смысле термина; оно основывалось на половозрастных различиях и на сезонных формах хозяйственной деятельности. Действительное общественное разделение труда лишь со временем зарождается между отдельными общинами, обменивавшимися продуктами своей деятельности. Составлявшие первобытный коллектив структурные элементы — отдельные индивиды, парные и большие семьи, агнатные группы — могли быть хозяйственно обособленными, но оказывались нежизнеспособными вне общины, выступавшей экономическим целым.
В науке существуют разные точки зрения на соотношение общины и рода. Согласно одной из них, род является основной структурной единицей первобытного общества, на ранних этапах развития община и род совпадали. Разделение общины, как производственной ячейки, и рода, как экзогамного коллектива кровных родственников, произошло позднее — при переходе к патриархально-родовым отношениям. Прогресс в развитии производительных сил и в общественном разделении труда вел к усложнению внутренней структуры общины, менялось и взаимоотношение составлявших ее элементов. С переходом от присваивающей экономики к производящей экономике создавались условия для индивидуализации производства, укреплялась и расширялась хозяйственная роль семьи, повышалась ценность производственного опыта, знания и умения отдельных индивидов, наметилось отделение организаторских функций от производительного труда. С расширением производства, возникновением специализации обмен взаимной деятельностью между членами общины чаще стал совершаться через общинных и родовых старейшин, вождей, постепенно сосредоточивших в своих руках распределение территории, руководство коллективными работами, организацию военного дела, отправление культа. Привилегированное положение общинной и родоплеменной верхушки в период разложения первобытнообщинного строя стал фактором, ускорявшим развитие имущественной и социальной дифференциации.
Развитие производства вело к умножению и усложнению выполняемых общиной экономических, идеологических, административно-управленческих, военных функций. Но в дальнейшем значительная часть этих функций переходила к новым социальным учреждениям: государству, рабовладельческой латифундии, феодальному поместью и вотчине. Вместе с тем община оставалась важнейшим социальным институтом в докапиталистических обществах. В отечественной историографии было принято выделять два основных типа общины — первобытную кровнородственную и соседскую территориальную. В развитии родовой общины обычно различали раннюю родовую общину охотников, рыболовов, собирателей и развитую родовую общину земледельцев и скотоводов.
Конкретно-исторические формы и варианты соседской общины отличаются многообразием. Карл Маркс выделял три основные формы (ступени, стадии) разложения общины и выделения семейно-индивидуального хозяйства: азиатскую, античную, германскую. Азиатская стадия являлась трансформированной естественной общностью, господствовавшей на первобытной стадии исторического развития. В ее основе лежала общая собственность на землю. Надел отдельной семьи представлял неотъемлемую принадлежность общины. Азиатская община опиралась на большой удельный вес коллективного труда, соединение ремесла и земледелия, слабое разделения труда между разными общинами. Античная стадия представляла следующую ступень разложения общины, обособления семейно-индивидуального хозяйства и частной собственности. Члены общины стали частными собственниками обрабатываемого надела, а используемая для общих потребностей общинная собственность в качестве государственной собственности (Ager publicus) была отделена от частной собственности. Гарантией сохранения античной общины служило равенство входивших в нее свободных граждан, самостоятельно обеспечивавших свое существование. Германская община стала дальнейшим шагом в обособлении составлявших общину семей, в укреплении семейно-индивидуального крестьянского хозяйства как основной производственной ячейки. В германской общине коллективная собственность была лишь дополнением к собственности отдельных домохозяев.
На развитие и конкретные формы общинных организаций накладывали отпечаток естественно-географическая и историческая среда, характер хозяйственной деятельности, этнические компоненты. Особенностями, порожденными необходимостью крупных коллективных работ (ирригация), отличалась община восточных деспотий. Господство общей собственности на землю реализовывалось через собственность верховной общины в лице государства, а отдельные общины выступали наследственными владельцами обрабатываемой земли.
Своеобразную форму ранней соседской общины представляла кастовая община, основанная на натуральном обмене продуктами и взаимной деятельностью. Профессиональные различия, порожденные такой формой общественного разделения труда, были закреплены в кастовых различиях. Тем самым резко усиливались присущие общине патриархальность и консерватизм, упрочивался автаркизм. Разложение кастовой общины происходило чрезвычайно медленным темпом. Наиболее полное развитие общинно-кастовая система получила в Индии, но она известна и Древнем Египте, Черной Африке, Океании, Японии.
Еще одной формой была кочевая община. Характер производства (необходимость коллективного выпаса и охраны стад, сезонного перераспределения пастбищ, родовая взаимопомощь в случае падежа скота и стихийных бедствий) обусловливал функционирование каждой семьи (большой или малой) лишь в качестве члена коллектива, обычно по-военному организованного. Район кочевья, занимаемый кочевой общиной был составной частью общей земельной собственности племени.
К первоначальной стадии формирования соседской общины подошли германские племена ко времени падения Западной Римской империи. К этой же стадии относится восточнославянская вервь накануне образования Древнерусского государства, иногда вервь отождествляют с большой семьей или с сельской общиной типа германской марки. Последняя стадия соседской общины связана с феодальным строем, когда она стала зависимой от господина. Общинные порядки продолжали действовать внутри феодального владения в качестве дополнения к парцеллярному хозяйству крестьян. Собственное хозяйство феодала было вынуждено подчиняться распорядку деревенской общины. При помощи общины поднималась целина, расчищались леса, прокладывались дороги, возводились ирригационные и мелиорационные сооружения, строились мосты, мельницы, военные укрепления, замки, культовые здания. Община сыграла положительную роль в переходе к трехполью и регулированию этой системы земледелия. Существование общины закреплялось в обычном праве, а иногда в писаном праве.
Соседская община лучше всего представлена в источниках и изучена на примере германской марки. Первоначально марка представляла собой объединение свободных землевладельцев. В процессе феодализации с переходом крестьянских наделов из частной собственности их владельцев в феодальное держание свободная марка превращалась в зависимую. В классическом варианте с характерным разделением земель на наделы отдельных семей и альменду, со строго регламентированным использованием последней, принудительным севооборотом, системой «открытых полей», сервитутами и самоуправлением марка сложилась к 12-13 векам и просуществовала до конца средневековья.

Эволюция русской общины

Русская община была вариантом соседской общины. Относительное многоземелье не требовало введения многочисленных сервитутов, ограничивавших индивидуальное землепользование крестьянских семей, как это было в германской марке. Этому способствовали и относительно небольшие размеры русских деревень. Обширная по территории альменда в русской деревне в гораздо меньшей мере использовалась коллективно. Зато в области самоуправления русская община (волость) имела намного большие права. Распределение земель, регулирование их использования, раскладка «тягла», избрание сельских властей (старост, а впоследствии волостных старшин), сбор средств на мирские расходы, организация взаимопомощи, решение гражданских и мелких уголовных дел составляли компетенцию крестьянских общин. Волость наряду с феодальным поместьем и вотчиной являлась территориально-административной единицей, частью государственного организма. Выборные волостные власти выступали представителями государственной администрации в низовом звене.
По мере развития процесса закрепощения крестьян, усиления фискального гнета, а также ростом населения и возникновением земельного «утеснения» крестьянские общины в России, как на государственных, так и на частновладельческих землях претерпевает существенные изменения. На протяжении 17-18 веков становится нормой проведение в общинах уравнительных переделов земли. Вместо определенного участка, находящегося в постоянном распоряжении, крестьянская семья получила меняющуюся по размеру и местоположению долю в общем землепользовании. Выход из общины становился все более затруднительным. Особенностью русской общины было ее укрепление в поздний период.
В условиях крепостного права отношения между помещиком и крестьянской общиной строились на признании общины и ее выборных представителей как органа, регулирующего хозяйственную и бытовую жизнь деревни. Община пользовалась самостоятельностью в обеспечении выполнения государственные повинностей (подушная подать, рекрутчина), реже в организации выполнения повинностей перед помещиком — больше в оброчных, меньше в барщинных имениях. Как правило, помещики изымали из ведения общины функции суда и расправы. У государственных крестьян эти функции общины в значительной мере сохранялись. За общиной сохранялось хозяйственное распоряжение надельными землями, организация производства в крестьянском хозяйстве, регулирование внутридеревенских гражданских и семейных отношений.
По Крестьянской реформе 1861 года община и ее выборные органы стали низшим звеном административного управления в деревне. В «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» были определены функции общины, получившей наименование сельского общества, права и обязанности сельского схода как собрания глав крестьянских дворов — домохозяев. Сельский сход избирал сельских старост. С введением земских участковых начальников (1889) был усилен контроль над общинным самоуправлением.
С середины 19 века вопрос о роли общины в жизни деревни стал одним из ведущих в идейной и общественно-политической жизни России. Славянофилы считали общину исконным славянским институтом, одним из устоев самодержавно-крепостнического строя, спасающим Россию от революции. Отсюда проистекала «охранительная» политика самодержавия по отношению к крестьянской общине. Революционные демократы видели в общине готовую ячейку социалистического общества, благодаря которой Россия сможет пройти особый путь исторического развития, избежать ужасов капитализма. Отношение к общине разделило в конце 19 века народническое и марксистское направления русского революционного движения.
В ходе Первой русской революции 1905-1907 годов деревенская община выступила против помещичьего землевладения, погромы помещичьих усадеб оправдывались решениями «крестьянского мира». Это обстоятельство было одним из поводов для изменения отношения государства к общине. Уничтожение общины и замена общинного землевладения единоличным осуществляла Столыпинская аграрная реформа. Однако полностью завершить процесс разрушения общины в России не удалось. В Европейской России накануне 1917 года общинными оставались почти две трети крестьянских хозяйств и четыре пятых надельных земель.
В Великой Октябрьской революции 1917 года помещичье землевладение в России было уничтожено. В 1917 — первой половине половина 1918 года передельный механизм общины использовался для распределения среди крестьянских хозяйств экспроприированных земель. В ходе уравнительных переделов земли крестьянская община вновь ожила. В 1927 году на территории России в общинном пользовании было 91, 1 % крестьянских земель. Земельным кодексом РСФСР 1922 года, общесоюзными «Общими началами землепользования и землеустройства» 1928 года были оформлены долевой принцип определения размеров землепользования отдельных хозяйств с периодическим уравнением их путем переделов, совместное использование общих угодий, организация самоуправления общины в поземельных делах. Община послужила исходной формой для перехода к коллективизации сельского хозяйства. В этом процессе играли роль и меры принуждения со стороны государства, и традиции взаимопомощи, и традиционное сознание принадлежности земли коллективу, а также наличие сложившегося комплекса сельскохозяйственных угодий, находившегося в совместном пользовании группы крестьянских хозяйств, чаще всего одного селения. В условиях советского общественного строя традиции взаимопомощи и коллективизма в общине поощрялись и поддерживались. При этом община, являясь непосредственным распределителем земель, располагала материальными средствами, собираемыми путем самообложения, имела влияние не только в хозяйственной, но и в политической жизни крестьянства и в ряде случаев начинала противостоять сельским Советам. Иногда Совет оказывался подчиненным мирскому сходу, на котором пользовались равным правом голоса бедняки, середняки, кулаки. В ходе подготовки к сплошной коллективизации сельского хозяйства были внесены коренные изменения в статут общины. В 1927-1929 годах были приняты законы, обеспечившие подчинение общины сельским Советам: утверждение решений, принимаемых сходами, и контроль над их исполнением, передача сельским Советам средств самообложения, лишение кулаков права голоса на сходах и права избираться в органы общинного самоуправления.
Сплошная коллективизация сельского хозяйства устраняла условия существования общины как соседского объединения крестьян-единоличников по совместному пользованию землей. Община ликвидировалась, когда две трети ее членов вступали в колхоз. Все сельскохозяйственные земли и имущество общего пользования передавались колхозам с сохранением права пользования за хозяйствами, не вошедшими в колхоз, несельскохозяйственные земли, имущество, предприятия и общественные здания переходили в распоряжение сельских Советов.
Малые народы Севера Европейской части России, Сибири, Дальнего Востока в начале 20 века в значительной мере сохраняли общинно-родовой быт. В послереволюционное время родовые собрания играли роль низового звена советской системы управления. В начале 1930-х годов был осуществлен переход от родовых собраний к территориальным оседлым и кочевым Советам. Формы коллективного производства и взаимопомощи были использованы для создания простейших производственных объединений. В конце 1930-х годов начался переход таких объединений на устав колхозов, завершившийся уже после Великой Отечественной войны.
Пастбищно-кочевая община скотоводов Казахстана и Средней Азии в 1920-х годах была разновидностью соседско-родовой общины. Первичной хозяйственной и социальной ячейкой кочующих скотоводов был хозяйственный аул, состоявший из большесемейной общины или группы родственных семей. Группа хозяйственных аулов составляла административный аул, который являлся общиной, осуществлявшей коллективный выпас скота на принадлежавшей ей территории. С середины 1920-х годов началось преобразование пастбищно-кочевой общины из соседско-родовой в соседскую сельскую. Общинно-родовые связи и традиции оказали влияние на процесс коллективизации скотоводческих хозяйств. Многие колхозы возникли на основе и в рамках хозяйственных аулов и поэтому были небольшими (10-15 семей) и сохраняли во внутренней структуре, в производстве и быту родовые начала.

  • Хомяков А. С. О сельский общине // О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988. С. 159-167.
  • Чернышевский Н. Г. Критика философских предубеждений против общинного землевладения // Избр. филос. произв.: В 3 т. М., 1950. Т. 2. С. 449-493.
  • Герцен А. И. Письма к противнику // Собр. соч.: В 30 т. М., 1959. Т. 18. С. 511-512.
  • Огарев Н. И. Русские вопросы // Избр. социально-полит. и филос. произв. М., 1952. Т. 1. с. 137-169.
  • Ковалевский М. М. Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения. М., 1879. Ч. 1.
  • Он же. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. СПб., 1905. Вып. 1-2.
  • Качоровский К. Р. Русская община. СПб., 1900. Т. 1.
  • Дудзинская Е. А. Славянофилы в общественной борьбе. М., 1983.
  • Утопический социализм в России. М., 1985.
  • Emmonce T. The Russian Landed Gentry and the Peasant Emancipation of 1861. Cambridge, 1968/
  • Grant S. Obschina and Mir // Slavic Review. 1976. № 4.

megabook.ru

Родовая община – это форма человеческого общества :: SYL.ru

Понятие родовая община довольно многозначно. В первую очередь, это исторический термин, который подразумевает кровнородственное общество. В данном контексте родовая община – это первичная форма социальной организации, сложившаяся при первобытном строе. Традиционное определение: родовая община представляет собой поселение, члены которого связаны кровным родством. Согласно научной периодизации, появление этой категории относится к среднему периоду зрелости первобытного общества.

Что такое родовая община

Родовая община – это было закрытое образование, основанное на совместной собственности на средства производства, коллективной работы и совместного деления и потребления полученного продукта. Зависимость от природы и суровые климатические условия сподвигли людей действовать сообща. Поскольку выжить они могли только в коллективе, появилось такое понятие, как род. Для того чтобы выжить, людям приходилось действовать сообща, трудиться и производить блага для своего общества. Эту стадию прошли абсолютно все народы. Каждая родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью. Расчистка леса, охота, земледелие требовали серьезных коллективных усилий, поскольку орудия труда были еще слишком примитивными и их КПД был довольно низок. Каждая родовая община поддерживала отношения с другими общинами, с которыми они обменивались супругами. Ведь членам родовой общины не позволялось выбирать себе жен внутри своего небольшого общества.

Особенности родовой общины

  • Обязательно коллектив кровных родственников.
  • Общая, неделимая собственность.
  • Совместное хозяйство и проживание.
  • Подсечное земледелие.

Типы родовых общин

Существовало 2 типа общин – материнская, так называемый матриархат, и отцовская – патриархат. Матриархальная родовая община – это был более ранний этап, при котором семья не состояла из мужчины и женщины. Тогда был распространен групповой брак. Детей, не знавших отца, воспитывала мать. Из-за этого имя роду давалось по материнской линии, и степень родства определялась по роду матери. Мужчины в родовых общинах изготавливали бытовую утварь, орудия труда, охотились. Защищали свои жилища от диких животных, нападений со стороны других родов. Женщины же в свою очередь готовили еду, ухаживали за стариками и детьми, присматривали за жилищем. Делами родовой общины занимались старшие женщины с большим жизненным опытом. Отличительной чертой матриархата было почетное положение женщины по сравнению с мужчиной.

Добытая пища делилась по справедливости, поскольку родовая община – это общество равных. Мужчинам доставалась самая грубая часть еды. Но эта доля была значительно больше, чем у женщин. Это объясняется тем, что охотники тратили достаточно много сил. Женщинам, соответственно, нужно было меньше пищи, потому что и сил они тратили меньше. Но пища эта была лучше. Детям давали немного, но зато самое вкусное и питательное.

Власть в родовой общине

В первобытном обществе власть принадлежала роду в целом, а не отдельным лицам рода. Определялась она обычаями и нормами общины. Главный принцип – выживание, сохранение и, конечно же, продолжение рода. Основным институтом власти было родовое собрание, где взрослые члены общины решали все вопросы жизни и устройства своей общины. Детей туда не допускали. Избирался старейшина рода, военачальник, главный по делам охоты. Принятые решения общины должны были выполняться каждым общинником. Старейшины служили своему роду, но за это не получали ни лишней еды, ни лучшей одежды. Зато относились к ним с почтением и уважением. Старейшины гордо носили орлиные перья в волосах или же ожерелья из когтей и клыков хищников.

Переход к соседской общине

Постепенно кочевой образ жизни рыболовов, охотников и собирателей сменяется на оседлое хозяйство земледельцев и скотоводов. Это ведет к специализации общин и усилению территориальных связей. Родовая община изживает себя, уступая место соседской.

Причины перехода к соседской общине

  • Переход от подсечного земледелия к пашенному.
  • Изучение техники обработки железа.
  • Совершенствование орудий труда, которое привело к росту производительности труда.
  • Возрастание неравенства среди граждан, появление знати.

Род преобразуется в клан, который состоит из отдельных семейных общин. Наименьшая ячейка соседской общины – домовая община, управление которой передается семейному совету. Главой обычно избирается старший мужчина. В большой семье долгое время сохраняются первобытные отношения, родовая и соседская община служат примером этому факту. Крупные родственные единицы внутри соседской общины перестают быть необходимостью в экономическом плане. На их место приходят малые семьи. Члены соседской общины начинают ощущать себя уже жителями конкретной деревни.

www.syl.ru

Общественные отношения в первобытности. Виды общин


Древние люди, появившиеся на заре человеческой эры, были вынуждены объединяться в стада в целях выживания. Эти стада не могли быть большими — не более 20-40 человек — потому что иначе они не смогли бы прокормиться. Возглавлял первобытное стадо вожак, выдвинувшийся благодаря личным качествам. Отдельные стада были разбросаны по обширным территориям и почти не контактировали друг с другом. Археологически первобытное стадо соответствует нижнему и среднему палеолиту.


Половые отношения в первобытном стаде, по мнению ряда ученых, были неупорядочены. Такие отношения называются промискуитетными. По мнению других ученых, в рамках первобытного стада существовала гаремная семья, и в процессе размножения здесь участвовал только вожак. Стадо, как правило, состояло из нескольких гаремных семей.


Ранняя родовая община


Процесс превращения первобытного стада в родовую общину связан с ростом производительных сил, сплотивших древние коллективы, а также с появлением экзогамии. Экзогамия — это запрет вступать в брак внутри своей группы. Постепенно складывается экзогамный дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с членами другого рода. При этом с самого рождения мужчины одного рода считались мужьями женщин другого рода, и наоборот. При этом мужчины имели право вступать в половую связь со всеми женщинами другого рода. При таких отношениях опасность кровосмешения и конфликтов между мужчинами одного рода устранялась.


Для того чтобы окончательно избежать возможности кровосмешения (например, отец мог вступить в связь со своей дочерью), люди прибегли к разделению рода на классы. В один класс входили мужчины (женщины) одного поколения, и они могли вступать в связь только с таким же классом другого рода. Совокупность брачных классов включала в себя обычно четыре или восемь классов. При такой системе


счет родства велся по материнской линии, и дети оставались в роду матери. Постепенно устанавливается все большее количество ограничений в групповом браке, вследствие которых он становился невозможным. В результате формируется парный брак, который очень часто был непрочным и легко расторгался.


Дуально-родовая организация двух родов легла в основу родовой общины. Родовую общину объединяли не только брачные отношения между родами, но и производственные отношения. Ведь в силу обычая экзогамии складывалась ситуация, когда часть сородичей уходила в другой род и включалась здесь в производственные отношения. В ранней родовой общине управление осуществлялось собранием всех взрослых сородичей, решавшим все основные вопросы. Руководители рода выбирались на собрании всего рода. Большим авторитетом пользовались самые опытные люди, которые были хранителями обычаев, и их, как правило, избирали руководителями. Власть основывалась на силе личного авторитета.


В ранней родовой общине все продукты, добытые членами общины, считались собственностью рода и распределялись между всеми ее членами. Это было необходимым условием выживания для древних обществ. В коллективной собственности общины находилась земля, большая часть орудий труда. Известно, что в племенах, находящихся на этом уровне развития, разрешалось брать без спросу и использовать чужие орудия и вещи.


Все люди в общине делились на три половозрастные группы: взрослых мужчин, женщин, детей. Переход в группу взрослых считался очень важным рубежом в жизни человека и назывался инициацией («посвящением»). Смысл обряда инициации состоит в приобщении подростка к хозяйственной, общественной и идеологической жизни общины. Вот схема инициации, единая для всех народов: удаление посвящаемых из коллектива и их обучение; испытания инициируемых (голодом, унижениями, побоями, нанесением ран) и их ритуальная смерть; возвращение в коллектив в новом статусе. По завершению обряда инициации «посвященный» получал право на вступление в брачную жизнь.


Поздняя родовая община


Переход к присваивающему хозяйству привел к смене ранней родовой общины поздней общиной земледельцев-скотоводов. В рамках позднеродовои общины сохранялась родовая собственность на землю. Однако повышение производительности труда постепенно приводило к тому, что появлялся регулярный избыточный продукт, который общинник мог оставить себе. Эта тенденция способствовала формированию престижной экономики. Престижная экономика возникла в условиях появления избыточного продукта, который использовался в системе обмена дарами. Такая практика повышала общественный престиж дарителя, причем он, как правило, не нес убытков, так как существовал обычай обязательной отдачи. Обмен дарами укреплял взаимоотношения между членами как одной, так и разных общин, усиливал позиции вождя и родственные узы.


Вследствие высокой производительности труда общины, разрастаясь, делились на коллективы родственников по материнской линии — так называемые материнские семьи. Но родовое единство еще не распалось, поскольку в случае необходимости семьи объединялись обратно в род. Женщины, играющие главную роль в земледелии и в доме, сильно потеснили мужчин в материнской семье.


Парная семья постепенно укрепляла свои позиции в обществе (хотя известны случаи существования «добавочных» жен или мужей). Появление избыточного продукта позволило материально заботиться о детях. Но парная семья не имела отдельной от родовой собственности, что сдерживало ее развитие.


Позднеродовые общины объединялись во фратрии, фратрии — в племена. Фратрия — это первоначальный род, разделенный на несколько дочерних родов. Племя состояло из двух фратрий, которые являлись экзогамными брачными половинами племени. В позднеродовои общине сохранялось экономическое и общественное равенство. Родом управлял совет, в который входили все члены племени и выбираемый родом старейшина. На время военных действий избирался военный вождь. В случае необходимости собирался совет племени, состоявший из старейшин родов племени и военных вождей. Главой племени избирался один из старейшин, обладавший не очень большой властью. Женщины входили в совет рода, а на ранних этапах развития позднеродовой общины могли становиться главами родов.


Появление соседской общины


Неолитическая революция способствовала радикальному изменению образа жизни человека, резко ускорив темпы развития человеческого сообщества. Люди перешли к целенаправленному производству основных продуктов питания на базе комплексного хозяйства. В этом хозяйстве скотоводство и земледелие дополняли друг друга. Развитие комплексного хозяйства и природно-климатические условия неизбежно приводили к специализации общин — в одних переключались на скотоводство, в других на земледелие. Так произошло первое крупное общественное разделение труда — выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.


Развитие земледелия приводило к оседлости, а увеличение производительности труда в благоприятных для земледелия районах способствовало тому, что община постепенно разрасталась. В Передней Азии и на Ближнем Востоке появляются первые большие поселения, а затем и города, В городах были жилые дома, культовые постройки, мастерские. Позднее города появляются и в других местах. Численность населения в первых городах достигала нескольких тысяч человек.


Поистине революционные изменения произошли вследствие появления металлов. Сначала люди освоили металлы, которые можно найти в виде самородков — медь и золото. Затем они научились самостоятельно выплавлять металлы. Появился и стал широко использоваться первый известный людям сплав из меди и олова — бронза, превосходящий по твердости медь.


Металлы медленно вытесняли камень. Каменный век сменился энеолитом — медно-каменным веком, а энеолит — веком бронзы. Но орудия труда из меди и бронзы не могли полностью заменить каменные. Во-первых, источники сырья для бронзы находились лишь в нескольких местах, а месторождения камня были повсюду. Во-вторых, по некоторым качествам каменные орудия труда превосходили медные и даже бронзовые.

в совет рода, а на ранних этапах развития позднеродовой общины могли становиться главами родов.


Появление соседской общины


Неолитическая революция способствовала радикальному изменению образа жизни
человека, резко ускорив темпы развития человеческого сообщества. Люди перешли к целенаправленному производству основных продуктов питания на базе комплексного хозяйства. В этом хозяйстве скотоводство и земледелие дополняли друг друга. Развитие комплексного хозяйства и природно-климатические условия неизбежно приводили к специализации общин — в одних переключались на скотоводство, в других на земледелие. Так произошло первое крупное общественное разделение труда — выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.


Развитие земледелия приводило к оседлости, а увеличение производительности труда в благоприятных для земледелия районах способствовало тому, что община постепенно разрасталась. В Передней Азии и на Ближнем Востоке появляются первые большие поселения, а затем и города, В городах были жилые дома, культовые постройки, мастерские. Позднее города появляются и в других местах. Численность населения в первых городах достигала нескольких тысяч человек.


Поистине революционные изменения произошли вследствие появления металлов. Сначала люди освоили металлы, которые можно найти в виде самородков — медь и золото. Затем они научились самостоятельно выплавлять металлы. Появился и стал широко использоваться первый известный людям сплав из меди и олова — бронза, превосходящий по твердости медь.


Металлы медленно вытесняли камень. Каменный век сменился энеолитом — медно-каменным веком, а энеолит — веком бронзы. Но орудия труда из меди и бронзы не могли полностью заменить каменные. Во-первых, источники сырья для бронзы находились лишь в нескольких местах, а месторождения камня были повсюду. Во-вторых, по некоторым качествам каменные орудия труда превосходили медные и даже бронзовые.


Только тогда, когда человек научился выплавлять железо, эпоха каменных орудий окончательно ушла в прошлое. Месторождения железа находятся повсеместно, но железо не встречается в чистом виде и его достаточно трудно обрабатывать. Поэтому человечество научилось выплавлять железо через относительно долгий промежуток времени — во II тыс. до н. э. Новый металл по доступности и рабочим качествам превосходил все известные тогда материалы, открыв новую эру в истории человечества — железный век.


Металлургическое производство требовало знаний, навыков, опыта. Для изготовления новых, сложных в изготовлении металлических орудий труда, требовался квалифицированный труд — труд ремесленников. Появились ремесленники-кузнецы, передающие свои знания и навыки из поколения в поколение. Внедрение металлических орудий вызвало ускорение развития земледелия, скотоводства и повышение производительности труда. Так, после изобретения плуга с металлическими рабочими частями появилось пашенное земледелие, основанное на применении тягловой силы скота.


В энеолите был изобретен гончарный круг, что способствовало развитию гончарного ремесла. С изобретением ткацкого станка развивается ткацкое производство. Общество, приобретя устойчивые источники существования, смогло осуществить второе крупное общественное разделение труда — выделение ремесла из земледелия и скотоводства.


Общественное разделение труда сопровождалось развитием обмена. В отличие от спорадически возникавшего ранее обмена богатствами из природной среды, этот обмен уже носил экономический характер. Земледельцы и скотоводы обменивались продуктами своего труда, ремесленники выменивали свои изделия. Потребность в непрекращающемся обмене даже привела к развитию ряда общественных институтов, прежде всего института гостеприимства. Постепенно в обществах складываются средства обмена и мерила их стоимости.


В ходе этих изменений происходит замена матриархального (материнского) рода патриархальным. Она была обусловлена вытеснением женщины из важнейших сфер производства. На смену мотыжному земледелию приходит плужное,
c плугом мог справиться только мужчина. Скотоводство, как и промысловая охота, также является типично мужским занятием. В ходе развития производящего хозяйства мужчина приобретает значительную власть, как в обществе, так и в семье. Теперь при вступлении в брак женщина переходила в род мужа. Счет родства осуществлялся по мужской линии, а имущество семьи наследовали дети. Появляется большая патриархальная семья — семья из нескольких поколений родственников по отцовской линии, возглавляемая старейшим мужчиной. Внедрение железных орудий труда привело к тому, что малая семья могла сама себя прокормить. Большая патриархальная семья распадается на малые семьи.


Формирование прибавочного продукта и развитие обмена явились стимулом к индивидуализации производства и возникновению частной собственности. Большие и экономически крепкие семьи стремились выделиться из рода. Эта тенденция привела к замене родовой общины соседской, где родовые связи уступили место территориальным. Первобытная соседская община характеризовалась сочетанием отношений частной собственности на двор (дом и хозяйственные постройки) и орудия труда и коллективной собственности на главное средство производства — землю. Семьи вынуждены были объединиться, поскольку отдельная семья была не в силах справиться со многими операциями: мелиорацией, ирригационным и подсечным земледелием.


Соседская община являлась универсальной стадией для всех народов мира на доклассовом и классовом этапе развития, играя роль основной экономической ячейки общества вплоть до эпохи индустриальной революции.



biofile.ru

Община (традиционная) — это… Что такое Община (традиционная)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Община.

Общи́на — традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение. В дореволюционной России община (сельское общество) была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после крестьянской реформы 1861 г. — собственником земли). В ходе столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. В 1990-е гг. общины коренных малочисленных народов и традиционная казачья община вновь получили признание в законодательстве некоторых субъектов РФ, в том числе как особый субъект права (Общины малочисленных народов).

Община в Западной Европе

Судя по законам Уэльса и Ирландии, а также по сведениям, относящимся к Испании и германским племенам, в основании первобытных форм общежития, господствовавших некогда в Центральной, Западной и Северной Европе, лежала кровная связь, вытекавшая из происхождения данной группы лиц от одного действительного или воображаемого предка.

Такими группами, связанными узами родства, были сначала племена, затем, в силу нарастания племени — входившие в его состав роды и кланы. Обыкновенно племя — или ветвь его — занимало определенную территорию, все пастбища, леса и земли которой служили предметом совместного, нераздельного пользования всего племени.

Ежегодно племя определяло, какие земли должны подлежать обработке; продукты обработки делились между всеми членами племени. Самая обработка производилась совместно. Если у некоторых племен можно заметить возникновение чего-то вроде земельной родовой собственности, то она имела скорее характер временного владения: землю держал известный род, пока обрабатывал её.

С размножением племени сознание кровной связи между отдельными его родами все более и более слабеет. Самостоятельные группы, подгруппы и т. д., расселяющиеся по всей территории племени, удерживают ещё совместное пользование угодьями, но обособляются в отношении пользования пашней, переходящею в исключительное пользование данного рода или клана. Заимка теряет характер временной и обращается в постоянную; земля передается по наследству в данном роде, селящемся дворами, дворищами или хуторами (Hofsystem).

Так было в долинах Пиренеев, Тироля и Швейцарии, а также в Ирландии, в эпоху великого переселения, и в Германии. Ещё в Χ и посл. веках в долинах Пиренеев система эта удерживалась в полной силе. Род жил в echotza (бревенчатой хате), стоявшей отдельно и окруженной пашней (земледельческое население в Бискайе и теперь живёт в отдельных caserias, то есть хуторах, рассеянных по всей стране).

Родовая форма общежития и землепользования в чистом её виде сохранялась недолго; под влиянием умножения родичей она подвергалась дальнейшему процессу разложения и распадения на новые подгруппы. Каждая из них получала свой надел, где вела самостоятельное хозяйство с сохранением иногда совместного пользования угодьями.

Процесс разложения создавал в одних случаях так называемые семейные общины (задруги, марковые общины), в других — общины все менее и менее родовые, все более и более территориальные. Путем создания новых дворов по соседству с старинным получала начало обыкновенная сельская община. Троякого рода причины делали неизбежным переход к соседским формам отношений.

Во-первых, с размножением рода сознание кровной связи все более и более ослабевало; в прежней общинной родовой территории расселялись и приходили в соприкосновение все более и более отдаленные родичи. Во-вторых, кровная связь утрачивала свое значение вследствие нередкого выселения членов родовой группы за пределы родовой территории и основания новых семей. Наконец, покупка и обмен земель постепенно вводили в данную территорию чужеродные элементы (в Германии, напр., были виллы с населением, состоявшим из франков и саксов).

Параллельно с этим названия членов поселений, указывающие на кровную связь (напр. genealogia и т. п.), уступают место новым, основанным на факте простого сожительства на данной территории: socii, vicini (vesius, besis и т. д.), pagenses, cives и т. д. Вместе с тем право выкупа и право выдачи разрешений на отчуждение земли переходит все более и более от рода к общине, право родовой мести заменяется судом и пенями, а родовая круговая ответственность обращается в территориальную круговую ответственность и поруку — явление, резко бросающееся в глаза в истории пиренейских общин.

Как и при родовом строе в общем нераздельном пользовании П. общины находятся леса, пастбища, луга и др. угодья; пашня долго не подвергается переделу; о равномерности участков долго не встречается известий. Земли, принадлежавшие П. общинам, были значительны; обработка их происходила тем же путем заимок, разработок, какой существовал и раньше. Для каждой новообразующейся группы можно было свободно завести особую пашню посредством расчистки леса. Отсюда в документах VIII, IX и последующих веков ряд терминов вроде bifang, assarum, purpressura, odemprevium и т. д., означавших собой и факт пользования общинной землей, и право общинника присвоить себе для пашни тот или иной участок, получавший (напр. в Эльзасе) название по фамилии данного лица.

Стеснений деятельности членов общины со стороны самой общины или марки почти не существовало. Сколько кому надобность укажет (tantum exartent, quantum potent in eorum compendio et ad eorum opus qui ibi manunt) — таков был основной принцип. Только мало-помалу (впервые — в VIII в. в Германии) попадаются сначала неопределенные постановления полицейского характера, пытающиеся регулировать пользование, а затем, уже гораздо позже, вырабатывающиеся в целую систему и находящие выражение в coutumes, weisth ü mer и т. п.

Размножение населения, уменьшение количества свободной общинной земли и т. п. причины заставляли регулировать пользование — и здесь-то, на этой почве, в зависимости от ряда местных условий, не всегда поддающихся точному исследованию, создавались различные формы общинного пользования и пашней, и другими угодьями. В одних случаях право свободной заимки было ограничено, и общины устанавливали порядок уравнительного пользования пашней путем периодических переделов; в других — ранние заимки обратились в собственность отдельных семей, но с обязанностью подчиняться общинному выпасу по снятии жатвы, а более поздние подвергнуты периодическому переделу; в третьих — пашня (особенно в гористых местностях) превратилась в семейную собственность, пастбища и сенокосы или подвергаемы были переделам, или оставались в безразличном, свободном пользовании, определенном общинными полицейскими постановлениями (количество выпускаемого скота, размеры рубки и т. п.).

Во всяком случае, все члены общины пользовались в весьма широких размерах общинными угодьями — пастбищами, лугами, лесом и т. п., составлявшими неизбежный атрибут общины и обеспечивавшими земледельческое население. Совершавшийся в Зап. Европе параллельно разложению племенного и родового строя и в значительной мере в связи с ним процесс феодализации оказал весьма слабое влияние на формы и существование П. общины: ни способы обработки общинных земель, ни порядки пользования общинными угодьями не изменились от действия феодального режима. Власть сеньора и его право верховной собственности покрыли сверху общину, не разрушая внутренних её порядков. Доля, принадлежавшая сеньору в общинных угодьях, далеко не была значительна; всю остальную землю он предоставлял общинникам.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Община (НиРМ, 2000) | Понятия и категории

ОБЩИНА, в широком смысле — естественно сложившееся надсемейное объединение людей, характеризующееся общностью интересов, иногда общностью происхождения, эмоциональным или культурным единством и т.п. (напр., земляческая, эмигрантская, религиозная община). В узком смысле — самоуправляющаяся и самовоспроизводящаяся социальная ячейка надсемейного уровня, характеризующаяся личностными отношениями между входящими в неё людьми и типичная преимущественно для доиндустриальиых обществ. По своим структурным признакам, формам существования и социально-экономическим функциям общины чрезвычайно многообразны. Общепринятая их типологизация и связанная с ней терминология отсутствуют. Однако выделяется несколько этнографически изученных и исторически реконструируемых типов общины.

Так, по структурообразующим принципам общины, изученные этнографически, можно подразделить на общины, основанные на родственных связях, и общины, основанные на территориальных, или соседских связях. Первые организуются вокруг структурного стержня, каковым является локализованная часть какого-либо родственного объединения (например, линиджа или рэмиджа). Они состоят из родственников, объединённых либо унилинейной или амбилинейной филиацией, либо какими-то родственными связями, которые определяются билатерально (см. Амбилинейность, Билатеральность, Унилинейность), и проживающих совместно, а также пришлых членов их семей (партнёров по браку и др.), чьи родственные группы локализуются в других местах. Как правило, именно члены локализованной (совместно проживающей) части родственной группы (локализованного родственного ядра общины) играют ведущую роль в организации общинного землепользования, доступа к иным ресурсам и совместной трудовой, духовной и иной активности общинников. Структурной основой таких общин могут быть также несколько локализованных родственных групп. Иногда подобные общины обобщённо именуют родовыми, что не вполне точно, так как их структурной основой могут быть родственные группы, никак не соответствующие определению рода (например, неэкзогамные амбилинейные рэмиджи). В основе общины второго типа лежат территориальные, соседские связи между отдельными домохозяйствами, проживающими совместно или поблизости друг от друга и коллективно пользующимися земельными или какими-то иными ресурсами, а также практикующими те или иные виды соседской взаимопомощи. Известны также многочисленные формы общин смешанного типа, построенные на той или иной комбинации обоих структурообразующих принципов.

Приведённая типология по структурным основаниям может быть соотнесена с так называемой исторической типологией, долгое время занимавшей ведущие позиции в отечественной этнологии. В ней различаются первобытная община, свойственная доклассовым обществам, и крестьянская (соседская), типичная для докапиталистических классовых обществ (А. И. Першиц, Ю. И. Семёнов). Эта типология стремится представить последовательные стадии исторического развития общины и наряду со структурными признаками общины учитывать и целый комплекс иных: формы собственности и распределения, соотношение социальных статусов членов общины или входящих в их состав подразделений, формы самоуправления и взаимопомощи и др. При этом важно иметь в виду, что выделяемая в ней первобытная община, по крайней мере на ранних стадиях её развития (различаются также два последовательно существовавших типа первобытной общины — раннепервобытная и позднепервобытная), является в значительной мере результатом реконструкции по косвенным данным.

В раннепервобытной общине видят сугубо эгалитарный и весьма малочисленный коллектив с присваивающей экономикой, общей собственностью на средства производства и уравнительным распределением; в позднепервобытной общине — более сложное социальное образование с производящим или высокоспециализированным присваивающим хозяйством, позволяющим получать регулярный избыточный продукт, гораздо более высокой численностью (что ведёт к внутреннему дроблению её на подобщины), развивающейся индивидуальной собственностью, трудовым распределением, зачатками эксплуатации и социального неравенства. Между приверженцами этой типологии имеются разногласия по поводу соотношения первобытной общины и рода (частично или полностью совпадали между собой названные институты, являлся ли тем самым род одновременно и община — т. е. социально-экономическим, производственным объединением — или нет), но родовая структурная основа считается безусловно присущей этому стадиальному типу общины в его развитых формах.

Соседскую, или крестьянскую, общину связывают с заменой родовых структурных основ территориальными (что не исключает выделения в её составе объединяемых родственными отношениями групп домохозяйств — патронимии), дальнейшим ростом численности (до нескольких тысяч человек), развитием частной собственности и выраженной социально-экономической дифференциации при одновременном сохранении тех или иных форм общинной собственности и в значительной мере ограниченного (ввиду вхождения в политико-правовую систему государства) самоуправления. Подчёркивается, что крестьянская община является объектом жестокой эксплуатации со стороны государства и господствующих классов. Выделяются также промежуточные или переходные между первобытной и крестьянской формы общины — протокрестьянская, гетерогенная община и др.

В современной отечественной науке наметилась тенденция к пересмотру этой типологии в связи с развитием представлений о значительно более сложном, многовариантном характере эволюции общинных институтов. Так общину представляют самостоятельным социальным организмом только в доклассовых обществах, не имевших развитых политических систем, а с появлением жёстких надобщинных структур (вождества, государства и т. п.) её роль снижается. Однако по современным представлениям социально-политическая эволюция сложных классовых обществ может идти и за счёт развития и укрепления именно общинных институтов, что приводит к складыванию суверенных гражданских общин (античный полис, средневековые швейцарские кантоны, «общества» Нагорного Дагестана и т. д.).

Традиционное противопоставление общин доклассовых и классовых обществ по таким признакам, как эгалитарность и социальная дифференциация, также представляется упрощённым. Довольно жёсткие формы социального неравенства встречались в общинных структурах доклассовых обществ (в том числе, у неспециализированных охотников и собирателей), с другой стороны, реальная эволюция общины сложных классовых социумов нередко характеризовалась развитием институтов социально-экономического выравнивания (например, античная литургия или институт земельных переделов, свойственный исторически наиболее поздним крестьянским общинам). Представление о том, что чётко выраженная родственная (родовая) структура общины присуща главным образом доклассовым обществам также не вполне согласуется с реальностью, и известно немалое число общин, основанных на унилинейных (в т.ч. матрилинейных) родственных институтах в классовых системах.

В целом задача выработки стройной и универсальной исторической типологии общины, в которой целые комплексы признаков общинной организации определённо соотносятся с конкретными этапами социально-экономического развития человечества, а тем более задача чёткого стадиального атрибутирования общин, изученных этнографически, вряд ли выполнима. Скорее возможно лишь выявление некоторых корреляций между отдельными структурными и функциональными свойствами различных форм общины и теми или иными типами социально-экономических и политических систем.

Менее уязвимы для критики классификации общины, основанные на формах хозяйственной организации — земледельческие, скотоводческие (кочевые), промысловые общины и др.

О. Ю. Артёмова, А. В. Коротаев.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 892-893.

ponjatija.ru

определение, признаки родовой общины, кто управлял родовой общиной

Когда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?

Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.

Определение понятия «родовая община» в данном контексте рассматривается как историческое. Ведь она существовала в первобытном обществе. Отсюда и пошел термин «первобытно-общинный строй». Если верить научной периодизации, то родовая община была характерна для первобытного общества на этапе средней зрелости. У людей тогда не было понятия семья, они жили родами.То есть род и родовая община – это в некотором смысле синонимы.

Ранняя родовая община в первобытном обществе стала первым и очень важным шагом в организации людьми своей жизни, своего быта. Она означала уход от «стада», от чего-то примитивного и животного.

Власть и управление

А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.

Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.

Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.

Признаки, правила и структура родовой общины

Признаки родовой общины:

  • Наличие родственных (кровных) связей между ее членами.
  • Наличие общей собственности.
  • Совместное ведение хозяйства, земледельческих работ.
  • Совместное проживание.
  • Разделение обязанностей.

Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.

По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.

У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.

Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.

Виды родовых общин

История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.

Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.

Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.

Родовая община «Кушеват» и древний берестяной бизнес.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru