Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности – 4.2. Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности

29. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

1.Понятие и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это строго упорядоченная система мер, предпринимаемых государством в установленных законом формах, для проведения государственной экономической политики.

Цель воздействия государства на предпринимательскую деятельность это достижение и соблюдение баланса публичных и частных интересов в экономике. Указанная цель реализуется через три основные функции:

а) Создание условий функционирования рынка, сюда входят: определение форм собственности хозяйствующих субъектов и правил управления, создание механизма обеспечения исполнения договоров, предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке, установление денежной системы, установление стандартов на продукцию, защита прав и интересов потребителей продукции.

б) Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса.

в) Решение макроэкономических проблем: объём национального производства, обеспечение пропорциональности развития экономики, регулирование и стимулирование темпов экономического роста, регулирование уровня занятости трудоспособного населения, социальная защита.

Принципы государственного регулирования:

1. Принцип законности. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке.

2. Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта.

3. Принцип взаимной ответственности государства и хозяйствующих субъектов. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

1.Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности:

1. По степени воздействия государства на те или иные отношения:

Здесь мы выделяем максимальный средний и минимальный уровни регулирования. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств и инструментов государственного регулирования. Данный уровень установлен в отношении естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования установлен в отношении предпринимательской деятельности, связанной с творчеством.

2. В зависимости от территории, на которой реализуется государственное воздействие.

Выделяют федеральный уровень, уровень субъекта РФ.

3. В зависимости от отношений между государством (его органами) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации или координации) и формы собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты:

а) Регулирование в государственном секторе экономики. В государственном секторе экономики государство действует в качестве собственника, управляя государственным имуществом. Важной правовой формой, которая применяется для эффективного использования государственных средств, имущества, является планирование;

б) Общее правовое регулирование. Заключается в том, что для всех хозяйствующих субъектов, включая унитарные предприятия, устанавливаются единые правила поведения на рынке, соблюдение которых проверяется компетентными государственными органами (лицензирование, обязательная сертификация товаров, ведение бухгалтерского и налогового учета, уплата налогов и проч.).

4.В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов

:

а) Прямые методы государственного регулирования связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Прямой характер административных средств выражается в принятии правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного характера на совершение определенных действий. К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д.

б) Суть косвенного регулирования заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается экономическими методами, стимулами. Косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей: налоговые льготы, налоговые кредиты, государственная помощь в виде субсидий, субвенций, предоставление кредитов на льготных условиях и проч.

studfiles.net

2. Основные виды государственного регулирования предпринимательской деятельности в современных рыночных условиях

Т.А. Лазарева (2008) подчеркивает, что классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделение максимального, среднего и минимального уровней (режимов) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

Виды государственного регулирования классифицируются в зависимости от уровня регулирования. В связи с этим И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова ( 2011) выделяют государственное регулирование на федеральном уровне и на уровне субъекта Федерации. Возможны и иные классификации видов государственного регулирования в сфере экономики.

Каково же место предпринимательства во взаимоотношениях государства и экономики? Представляется, что предпринимательство, будучи самостоятельной категорией и предметом исследования, является сферой взаимодействия государства и экономики. По существу государство с помощью права регулирует отношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности, и именно в рамках предпринимательской деятельности использует специфические средства, формы, в том числе правовые, воздействия на рыночную экономику.

Государственное управление предполагает прямое и непосредственное вмешательство органов государства в экономику с использованием административных методов регулирования, в то время как государственное регулирование позволяет использовать более широкий спектр средств и инструментов, в том числе методы и средства косвенного регулирования рыночных отношений, и с этой точки зрения понятие государственного регулирования гораздо шире, чем понятие государственного управления.

Косвенные методы, бесспорно, являются основными в регулировании современной экономики, учитывая, что сам рынок представляет собой саморегулирующуюся систему. Однако это не предполагает отказ от непосредственно административных, прямых методов регулирования, свойственных государственному управлению, поскольку присущее рынку свойство саморегулирования не обеспечивает в полной мере всех требований современного общества и социально-ориентированной экономики.

Цели государственного регулирования в сфере экономики предполагают решение ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве основной цели можно выделить создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества.

Главная цель раскрывается через такие цели, как выравнивание экономического цикла, обеспечение стабильного развития экономики, денежного обращения, создание конкурентной среды, обеспечение нормальной занятости населения, стабильности цен, создание условий для социального партнерства и др. Функции государства в сфере экономики выполняются путем решения конкретных задач, возникающих в результате достижения поставленных целей.

Одна из основных функций государства в области экономической деятельности заключается в создании правовой базы для эффективного функционирования рынка, создания стабильных «правил игры». В связи с этим возникает задача создания правового обеспечения реализации данной функции государства в сфере экономики.

Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает придание правовой формы тем средствам, с помощью которых осуществляется регулирование. В качестве правовых форм государственного регулирования экономики традиционно выступают законы и подзаконные акты, среди которых следует выделить указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативные акты и внутренние (локальные) нормативные акты. Необходимо учитывать, что судебная практика играет большую роль в охране и защите прав предпринимателей, однако судебные акты нельзя рассматривать в качестве источников права.

Создание правовой базы предпринимательства, законодательства о предпринимательской деятельности — очень сложный процесс, выходящий за рамки предпринимательского права. Но нельзя не сказать о том, что без создания правовой базы невозможно рассчитывать на эффективное функционирование предпринимательской деятельности, а следовательно, и экономики.

Право представляет собой, с одной стороны, самостоятельное средство реализации экономической функции государства, а с другой — самостоятельное средство государственного регулирования экономики наряду с иными средствами и инструментами экономического и административного характера.

Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д.

Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

Как уже было отмечено, право следует рассматривать в качестве самостоятельного и одного из основных средств государственного регулирования экономики. Основная задача государства заключается в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности. Без правовых норм невозможно применение административных и экономических средств государственного регулирования. Любые средства, будь то административные или экономические, не могут быть применены вне правовой формы их существования.

Средства административного регулирования (прямые методы государственного регулирования) в сфере экономики чрезвычайно разнообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например лицензирование; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрация определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д.

Контроль — одно из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Поскольку государственный контроль осуществляется государственными органами, его следует рассматривать как одну из форм реализации государственной власти.

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на общий надзор прокуратуры за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе в сфере хозяйственной деятельности, и административный надзор.

Согласно науке административного права, отличие контроля от надзора сводится к следующим наиболее характерным чертам:

  1. органы надзора (в том числе прокурорского) выполняют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля — в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;

  2. в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;

  3. органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.

Виды контроля различаются в зависимости от оснований его классификации. Так, объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль и специальный контроль. К специальному может быть отнесен, например, валютный контроль, налоговый контроль, бюджетный контроль и др.

В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль имеет своей целью предупреждение и профилактику соблюдения параметров предпринимательской деятельности. Текущий контроль преследует цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности. Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих результатов.

В зависимости от того, кем осуществляется контроль и характера полномочий контролирующих органов, выделяются:

  • контроль Президента РФ;

  • контроль органов законодательной (представительной) власти;

  • контроль органов исполнительной власти;

  • контроль органов судебной власти.

Все виды контроля так или иначе влияют на предпринимательскую деятельность.

Например, на нее оказывает влияние деятельность Счетной палаты РФ, задачами которой являются, в частности:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (хотя напрямую она не связана с контролем за предпринимательской деятельностью, однако оказывает существенное влияние на деятельность предпринимателей).

Значение налогового контроля для предпринимательской деятельности огромно. Однако он не является контролем за собственно предпринимательской деятельностью. Основная его задача заключается в проверке выполнения предпринимателем требований законодательства по выплате налогов и иных налоговых платежей.

С точки зрения предмета предпринимательского права наибольший интерес представляет непосредственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.

К непосредственному контролю за предпринимательской деятельностью следует отнести, например, контроль лицензирующим органом соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.

studfiles.net

Понятие, виды и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Количество просмотров публикации Понятие, виды и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности. — 207

Государственное регулирование ПД – воздействие государства на ПЛ путем принятия НПА, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.

Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделœение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики.

Максимальный уровень предполагает использование всœех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, к примеру, естественных монополий.

Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

Виды государственного регулирования классифицируются исходя из территории применения тех или иных средств воздействия. В связи с этим можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации, на уровне автономной области и автономных округов.

Правовое обеспечение государственного регулирования ПД предполагает придание правовой формы тем средствам, с помощью которых осуществляется регулирование. В качестве правовых форм государственного регулирования экономики традиционно выступают:

· НПА (регулируют поведение неопределœенного круга лиц, к примеру, законодательство о лицензировании): законы и подзаконные акты, среди которых следует выделить указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, НПА субъектов РФ, ведомственные нормативные акты и внутренние (локальные) нормативные акты;

· Акты ненормативного характера (акты индивидуального регулирования, касающиеся конкретного объекта͵ к примеру, решение органа государственной власти о выдаче лицензии).

Необходимо учитывать, что судебная практика играет большую роль в охране и защите прав предпринимателœей, однако судебные акты нельзя рассматривать в качестве источников права.

Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на:

Прямые методы государственного регулирования – средства воздействия на экономические отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов. В основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов. Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определœенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам государственного регулирования относятся, к примеру, государственная регистрация субъектов ПД, лицензирование отдельных видов ПД и т.д.

Косвенные методы государственного регулирования – экономические средства воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Οʜᴎ опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся прежде всœего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

Самостоятельная группа средств государственного регулирования экономики – так называемые правовые средства:договор, имущественная ответственность, юридическое лицо и др.

Средства административного регулирования (прямые методы государственного регулирования): разрешение совершения определœенных действий, к примеру лицензирование; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрация определœенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д.

Лицензирование – одно из наиболее характерных административных средств государственного регулирования экономики, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ представляет собой разрешение государства в лице его органов на определœенные действия, в т.ч. на те или иные виды ПД.

Экономические средства государственного регулирования (косвенные методы государственного регулирования): одно из важнейших средств – прогнозирование и планирование.

Государственный прогноз – комплекс научно обоснованных предположений, выраженных в количественных и качественных показателях, дающих возможность предвидения социально-экономического развития страны.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйства.

Планирование – деятельность государства в лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям и ресурсам и направленных на достижение определœенного конечного результата. Прогнозирование является предпосылкой для планирования.Правовое регулирование отношений, связанных с прогнозированием экономики, закреплено в действующем законодательстве – ФЗ от 20.07.1995 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».

Систему государственных прогнозов составляют прогнозы на долгосрочную (разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период), среднесрочную(разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется) и краткосрочную перспективу (разрабатывается ежегодно).

Одним из базовых средств государственного регулирования ПД и экономики в целом является система налогообложения, налоги. Налоги – основной источник формирования госбюджета͵ посредством которого осуществляется реализация социально-экономических функций любого государства. За счёт средств бюджета устраняются несовершенства, недостатки рыночной экономики, направляются ресурсы на поддержание обороноспособности государства, создание системы социальных гарантий для определœенных групп населœения, частичное финансирование образования, здравоохранения и другие необходимые для общества цели, достижение которых не должна быть обеспечено частными предпринимателями.

Влияние системы налогообложения, налогов на ПД способно как стимулировать, так и замедлять или вообще прекращать отдельные ее виды. Правовую основу системы налогообложения составляют нормы Конституции РФ (ст.35, 54, 57): каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Одна из важнейших функций налогов – фискальная, суть которой состоит в формировании государственных денежных фондов, финансовых ресурсов государства. В отношениях между государством и предпринимателœем она проявляется через обязанность последнего уплачивать налоги.

Другая важнейшая функция – регулирующая, включающая подфункцию стимулирования и дестимулирования.

Выделяется также контрольная и информационная функции налогов.

К числу налоговых инструментов, стимулирующих ПД, можно отнести, к примеру, дифференциацию налоговых ставок, предоставление возможности проведения ускоренной амортизации базовых средств, различного рода налоговые льготы, некоторые специальные налоговые режимы.

Контроль – одно из средств государственного регулирования экономики и ПД. Поскольку государственный контроль осуществляется государственными органами, его следует рассматривать как одну из форм реализации государственной власти.

Государственный контроль в сфере ПД – система проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, а также индивидуальными предпринимателями требований нормативных актов при осуществлении ПД.

Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на общий надзор прокуратуры за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в т.ч. в сфере хозяйственной деятельности, и административный надзор.

Отличие контроля от надзора сводится к следующим наиболее характерным чертам:

· органы надзора (в том числе прокурорского) выполняют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинœены; органы контроля — в основном в отношении организационно подчинœенных и в некоторых случаях в отношении неподчинœенных объектов;

· в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;

· органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах*(426).

Значение налогового контроля для ПД огромно – основная его задача состоит в проверке выполнения предпринимателœем требований законодательства по выплате налогов и иных налоговых платежей.

К непосредственному контролю за предпринимательской деятельностью следует отнести, к примеру, контроль лицензирующим органом соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.

referatwork.ru

Виды, формы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные.

Косвенные методы, бесспорно, являются основными в регулировании современной экономики, учитывая, что сам рынок представляет собой саморегулирующуюся систему. Однако это не предполагает отказ от не­посредственно административных, прямых методов регулирования, свойственных государственному управлению, поскольку присущее рынку свойство саморегулирования не обеспечивает в полной мере всех требований современного общества и социально-ориентированной эко­номики.

Прямые методы государственного регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношениям поведение соответствующих субъектов.

Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на со­вершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдель­ных видов предпринимательской деятельности и т.д.

Косвенные методы государственного регулированияосновываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как ма­териальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели, и задачи всегда облекаются в соответствующую правовую форму.



Особо следует отметить самостоятельную группу средств государственного регулирования экономики — так называемые правовые средства. К числу правовых средств относятся такие широко применяемые инструменты, как договор, имущественная ответственность, юридическое лицо и др. Указанные и иные правовые средства широко применяются не только во взаимоотношениях между субъектами предпринимательской деятельности в пределах гражданско-правовых отношений, но и при государственном регулировании экономики и предпринимательской де­ятельности.

Средства административного регулирования в сфере экономики черезвычайно раз­нообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения опреде­ленных действий, например лицензирование; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; ре­гистрация определенных действий; установление квот и других ограни­чений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д.

Экономические средства государственного регулированияне менее разнооб­разны, чем административные.

Одно из важнейших экономических средств —прогнозирование и планирование.

Рыночная экономика, в отличие от экономики административно-командного типа, является системой саморегулируемой. Однако и эта сис­тема требует внешнего регулирующего воздействия с целью достижения пропорциональности в рамках общественного воспроизводства.

Государственное прогнозирование социально-экономическо­го развития Российской Федерации представляет собой систему науч­но обоснованных представлений о направлениях социально-экономичес­кого развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйства.

Планирование — деятельность государства в лице его органов уп­равления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласо­ванных по целям, ресурсам и направленных на достижение определен­ного конечного результата. Прогнозирование является предпосылкой для планирования.



Правовое регулирование отношений, связанных с прогнозированием экономики, закреплено в действующем законодательстве — Федераль­ном законе от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Феде­рации».

Систему государственных прогнозов составляют прогнозы на долго­срочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.

Одним из основных средств государственного регулирования предпринимательской деятельности и экономики в целом являетсясистема налогообложения, налоги. Налоги,— основной источник формирова­ния госбюджета, посредством которого осуществляется реализация социально-экономических функций любого государства. За счет средств бюджета устраняются несовершенства, недостатки рыночной экономики, направляются ресурсы на поддержание обороноспособности государства, создание системы социальных гарантий для определенных групп населения частичное финансирование образования, здравоохранения и другие необходимые для общества цели, достижение которых не может быть обеспечено частными предпринимателями.

Влияние системы налогообложения, налогов на предприниматель­скую деятельность способно как стимулировать, так и замедлять или вообще прекращать отдельные ее виды.

 

cyberpedia.su