Виды административного принуждения – Понятие и виды административного принуждения, Понятие и основания административной ответственности

Административное принуждение: понятие, сущность и виды

Административное принуждение – разновидность принуждения, состоящая в применении субъектами публичной власти принудительных мер, установленных административным законодательством, в связи с совершением административного правонарушения.




Виды административного принуждения:

  • Административно-предупредительные меры
  • Меры административного пресечения
  • Административно-восстановительные меры
  • Меры административной ответственности

Административно-предупредительные меры

Административно-предупредительные меры – способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и ситуаций, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности государственных органов и организаций (вве­дение карантина при эпидемиях и эпизоотиях; проверка докумен­тов, удостоверяющих личность, осмотр вещей и др.)

Основанием для применения мер административного предупреждения могут служить предположение о намерении лица совершить правонарушение.

Особенность мер административного предупреждения заключается в четко выраженном профилактическом характере.


Меры административного пресечения

Меры административного пресечения – меры, направленные на принудительное прекращение совершения правонарушения.

Признаки административного пресечения

  • Меры, применяемые непосредственно к правонарушителю (доставление, административное задержание)
  • Меры имущественного характера (изъятие охотничьего оружия)
  • Медико-санитарные меры (отстранение от работы инфекционных больных)
  • Меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспортного средства)

Виды административного пресечения

  • Доставление – представляет собой принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении
  • Административное задержание
    – принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение
  • Личный досмотр, досмотр вещей – состоит в принудительном обследовании гражданина или его имущества в целях обнаружение и изъятия предметов, являющихся оружием или непосредственным объектом совершения правонарушения.
  • Задержание транспортного средства – запрещение эксплуатации ТС с помещением его на специальную охраняемую стоянку
  • Медицинское освидетельствование на состояние опьянения – проводится в медицинских учреждениях или с помощью специальных технических средств
  • Привод – принудительное доставление лица, уклоняющегося без уважительных причин от явки по вызову, в отношении которого ведется дело об административном правонарушениии др.

Административно-восстановительные меры

Административно-восстановительные меры – меры, применяемые в целях возмещения причиненного ущерба или восстановления положения существовавшего до совершения правонарушения.

Примером административно-восстановительных мер является пеня, то есть взыскание за каждый день просрочки установленной процентной ставки от суммы просроченного платежа.


Меры административной ответственности

Меры административной ответственности (административные наказания) – разновидность  мер административного принуждения, которые применяются к лицу, совершившему административное правонарушение. Такие меры следует отличать от административно-пресекательных мер, административно-восстановительных мер и мер административно-процессуального обеспечения.

Виды мер административной ответственности:

  • Предупреждение
  • Административный штраф
  • Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
  • Лишение специального права, предоставленного физическому лицу
  • Административный арест
  • Административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства
  • Дисквалификация
  • Административное приостановление
  • Обязательные работы
  • Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения

okrainaruneta.ru

Виды административного принуждения и их характеристика



Надлежащее использование метода административного принуждения в деятельности органов государственной власти позволяет обеспечить эффективность управленческой деятельности, правомерность действий участников такой деятельности. При этом сложность и разнообразность общественных отношений, складывающихся в сфере управленческой деятельности, определяет разнообразие мер административного принуждения.

В научном сообществе не сложилось единого мнения по поводу классификации мер административного принуждения, более того, любая классификация всегда специфична, в том смысле, что призвана анализировать действительность в плоскости научного интереса исследователя, сообразуясь с поставленными им задачами. В. М. Манохин, например, выделяет меры административной ответственности и различные обеспечительные меры, которые, в свою очередь, включают меры охраны и обеспечения безопасности и порядка и меры, обеспечивающие привлечение правонарушителя к административной ответственности [1, с. 99–101]. Классификация, предложенная И. В. Максимовым, выглядит следующим образом: меры карательного, пресекательно-обеспечительного, восстановительного и превентивного назначения [2, с. 37]. А. Б. Агапов говорит о существовании мер должностного принуждения, административных наказаний, а также административных санкций (которые не связаны с применением мер административной ответственности) [3, с. 388–390]. За основу дальнейшего исследования примем классификацию, предложенную Н. М. Кониным, поскольку, по нашему мнению, она наиболее точно отражает различие мер принудительного административного воздействия в зависимости от их задач, способов обеспечения, особенностей их применения. Он предлагает выделять следующие группы: 1) контрольно-предупредительные (превентивные) меры, 2) административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд, 3) пресекательно-обеспечительные меры, 4) административно-восстановительные меры, 5) меры административной ответственности (административных наказаний) [4, с. 155–157]. Рассмотрим их подробнее.

Контрольно-предупредительные(превентивные)меры

Необходимо сразу отметить, что данные меры применяются при отсутствии правонарушения по отношению к законопослушным, добропорядочным гражданам.

Такие меры применяются для недопущения совершения административного правонарушения с помощью осуществления определенных административных предупредительных процедур. А. И. Алексеев отмечает, что подобные меры позволяют осуществлять профилактическую деятельность [5, с. 11].

К таким мерам относится, в частности, обязательная государственная регистрация (юридических лиц, недвижимости, транспортных средств, регистрация граждан РФ по месту пребывания и месту жительства, регистрация иностранных лиц и лиц без гражданства и т. д.). К этой же группе мер административного принуждения относится лицензирование различных видов деятельности, которые в силу своих особенностей могут представлять опасность и требовать специальных познаний в данной области. Все меры «разрешительства» (например, аккредитация, аттестация) тоже являются контрольно-предупредительными. Н. М. Конин относит к превентивным мерам также квотирование импорта и экспорта определенной продукции, досмотр транспортных средств, вещей, личный осмотр и иные [4, с. 155].

Поскольку данные меры являются ограничителями прав и свобод, очень важно, чтобы они применялись исключительно в целях их защиты, безопасности государства, соблюдения баланса частных и публичных интересов.

Административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд

Данная группа мер схожа с предыдущей в том, что основанием их применения также не является факт административного правонарушения. Однако специфика их состоит в том, что они применяются в условиях экстраординарной ситуации. Так, Ю. М. Козлов отмечает, что данные меры применяются с целью обеспечить безопасность в условиях стихийных бедствий и несчастных случаев [6, с. 151]. Таким образом, административно-предупредительные меры — это меры, применяемые для преодоления каких-либо экстраординарных, специфических обстоятельств, мешающих нормальному порядку жизнедеятельности общества. Данная группа мер очень обширна, поэтому рассмотрим наиболее яркие примеры. ФКЗ «О чрезвычайном положении» относит к ним, в частности, ограничение на свободу передвижения, перемещения товаров, услуг, финансовых средств; запрещение или ограничение проведения различных массовых мероприятий; осуществление досмотра транспортных средств; приостановление деятельности опасных производств и иные меры [7]. Примером таких мер также является создание различных закрытых зон. Так, Законом РФ «О закрытом административно-территориальном образовании», на территории ЗАТО ограничивается въезд и постоянное проживание, полеты летательных аппаратов, ограничивается право на ведение хозяйственной и предпринимательской деятельности и т. д. [8]. К административно-предупредительным мерам также можно отнести упомянутую в ст. 242 ГК РФ реквизицию, то есть изъятие имущества у собственника с выплатой ему стоимости данного имущества [9]. Данный перечень не является исчерпывающим, его можно продолжать очень долго, однако специфика нашего исследования обуславливает обзорный характер рассмотрения данного вопроса.

Пресекательно-обеспечительные меры

Третья группа, выделенная в рамках административного принуждения, содержит меры, применяемые с целью пресечения административного правонарушения, а также обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Они позволяют, с одной стороны, предотвратить вредоносные последствия совершенных правонарушений, а с другой — не допустить превращение мелкого правонарушения в более серьезное. Некоторые исследователи отмечают, что данная разновидность административно-принудительных мер является самой распространенной [10, с. 59]. Перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении содержится в гл. 27 КоАП РФ: это доставление, административное задержание, досмотр, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, арест товаров, вещей, привод, временный запрет деятельности и некоторые другие [11]. Д. Н. Бахрах называет такие обеспечительные меры процессуальными, а собственно пресекательные разделяет на две группы: общие и специальные. К общим (применяемым как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам) он, например, относит принудительное лечение; административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы; запрещение эксплуатации. К специальным (применяемым только к индивидуальным субъектам) — различные виды физического воздействия [12, с. 216–217].

Административно-восстановительные меры

Административно-восстановительные меры применяются с целью восстановления статус-кво, положения, существовавшего до правонарушения, возмещения потерпевшему причиненного ущерба по решению уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц [13, с. 74]. Н. М. Конин к таким мерам относит взыскание ущерба, причиненного административным правонарушением; снос самовольно возведенных строений и сооружений; административное выселение из самоуправно занятых жилых помещений [4, с. 156–157]. Представляется, что к административно-восстановительным мерам можно также отнести изъятие незаконно полученного, взыскание пени и недоимки.

Меры административной ответственности

Меры административной ответственности представляют собой санкции за совершение субъектом административного правонарушения. Перечень таких санкций или, иными словами, административных наказаний закреплен в ст. 3.2. КоАП: 1) предупреждение, 2) административный штраф, 3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, 4) лишение специального права, 5) административный арест, 6) административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, 7) дисквалификация, 8) административное приостановление деятельности, 9) обязательные работы, 10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения [11]. В отличие от предыдущих четырех групп административно-принудительных мер, данный перечень является закрытым, поскольку административные наказания не могут быть установлены никаким другим нормативным правовым актом кроме КоАПа.

Подводя итог, отметим, что при всей важности института административного принуждения, в научном сообществе не сложилось как однозначного его понимания, так и четкой классификации административно-принудительных мер, что создает определенные трудности. Актуальность дальнейшего исследования данного правового явления обусловлена рядом факторов. Во-первых, это политический фактор, состоящий в необходимости обеспечения на практике провозглашенных прав и свобод, установления режима законности, поддержания правопорядка в условиях современной демократизации общества. Во-вторых, — правовой фактор: необходимость дальнейшего реформирования российского административного законодательства с целью его совершенствования. В-третьих, — это фактор экономический: необходимость определения границ сферы применения государственного принуждения в условиях построения новой экономической системы, основанной на рыночных началах.

Литература:
  1. Манохин В. М. Административное право России: учебник.—Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. — 272 с.
  2. Максимов И. В. Административные наказания. — М.: Норма,2009. — 464 с.
  3. Агапов А. Б. Административное право: учебник.— М.: Дашков и К, 2005. — 984 с.
  4. Конин Н. М. Административное право России: учебник для бакалавров. — М.: Проспект, 2013. — 448с.
  5. Алексеев А. И. Профилактика преступлений как приоритетное направление борьбы с преступностью. — М.: Академия МВД СССР, 1989. — 88 с.
  6. Козлов Ю. М. Советское административное право.— М.: Знание, 1984. — 206 с.
  7. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3–ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О чрезвычайном положении» // Российская газета. 2001. № 105.
  8. Закон РФ от 14.07.1992 № 3297–1 (ред. от 13.07.2015) «О закрытом административно-территориальном образовании» // Российская газета. 1992. № 190.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред.от 13.07.2015) // Российская газета. 1994. № 238–239.
  10. Тюрин В. А. Понятие, признаки и юридическая характеристика мер административного пресечения (теоретический аспект) // Следователь. 2004. № 1. С.59 –60.
  11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195–ФЗ (ред.от 14.12.2015) // Российская газета. 2001. № 256.
  12. Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник для вузов. — М.: Норма, 2000. — 640 с.
  13. Гришаков А. Г. Понятие и система мер административного принуждения в деятельности подразделений милиции, осуществляющих охрану собственности на основании договоров // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. № 6. С. 68–76.

Основные термины (генерируются автоматически): мера, административное правонарушение, административная ответственность, административное принуждение, группа мер, научное сообщество, управленческая деятельность, лицо.

moluch.ru

Виды административного принуждения. Сборник рефератов по литературе

Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о классификации мер административного принуждения, который до настоящего времени не получил единого решения и в теории, ни на практике”. Четкая классификация мер административного принуждения необходима:

во-первых , для уяснения сущности разнообразных мер принуждения, применяемых органами управления, их цели, их взаимодействия,

во-вторых , это имеет большое значение для применения мер принуждения, обеспечения эффективности воздействия на правонарушителей,

в-третьих , четкая и точная классификация необходима при решении вопросов о привлечении к уголовной либо административной ответственности, а также при замене уголовной ответственности — административной по ряду преступлений, не представляющих большой общественной опасности,

в-четвертых , правильная классификация является необходимой предпосылкой для их научной кодификации”.

В административно-правовой литературе высказываются различные точки зрения о классификации мер административного принуждения. Так одни авторы считают, что в группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (приостановление работы предприятия).

Они утверждают, что   критерием классификации мер административного принуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить “непосредственная цель применения тех или иных мер, и они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкции”. Из изложенного делается вывод о том, что система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений:

административно-процессуальные меры;

административно-предупредительные меры;

административно-правовые санкции.

При этом отмечается, что административно-правовые санкции осуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления и принудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер. Под административно-правовой санкцией предлагается понимать “элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке”.

В целом по вопросу о классификации мер административного принуждения в науке административного права выделяют две основные точки зрения (другие — это модификация этих двух точек зрения).

“Первая сводится к двухчленной классификации административного принуждения: административные взыскания; иные меры административного принуждения. Выдвинута в конце 40-х годов Студеникиным С.С., Ямпольской Ц.А. и др. В основу данной классификации положен формальный признак-наличие административных санкций.

Вторая предложена М.И. Еропкиным в конце 50-х годов и получила наибольшее распространение. В ней говорится о существовании трех видов мер административного принуждения: меры пресечения, меры взыскания, меры предупреждения.

Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых — предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности. Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий.

Главная особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза, в то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений.

Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития.

В отличие от административно-предупредительных мер — меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное действие, — неправомерная линия поведения, образ действий, в других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок (мелкое хулиганство), в-третьих — систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (бродяжничество, тунеядство и т.п.).

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания, и, как правило, им предшествует (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

Меры административного пресечения многообразны — это свидетельствует о том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий. Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).

Административное задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя. К основным нормативным актам, регламентирующим задержание, относятся Закон от 18.апреля 1991 г. “О милиции”, в котором сказано, что милиции предоставлено право задерживать лиц, допустивших нарушения, влекущие административную ответственность.

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также к депутатам всех звеньев Советов, судьям и прокурорам.

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на две группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания.

Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее, поэтому оно может, производится только в случае совершения лицом определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого хулиганства). К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание, которое производится работниками милиции на срок не более трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении.

Законодательство закрепляет пять специальных видов административного задержания: задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения; задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство; задержание лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством; задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о совершенных ими проступках; задержание нарушителей пограничного режима.

Меры административного взыскания представляют собой вид административной ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений, а также для предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административный арест — устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях на срок до 15 суток (а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток). Административный арест назначается районным судом или мировым судьёй.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства — применяется при незаконном въезде в РФ.

Дисквалификация — заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

КоАП РФ предусматривает ряд ограничений применения административных наказаний. Например, административный арест не может применяться к несовершеннолетним, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, беременным женщинам, инвалидам первой и второй групп.

Наказание за административное правонарушение налагается уполномоченным органом в соответствии с КоАП РФ и другими законами об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении. О совершении административного правонарушения, как правило, составляется протокол. О вынесении административного наказания, как правило, выносится постановление. Наказание налагается в пределах, установленных Кодексом или другим нормативным правовым актом (законом), предусматривающим административную ответственность. При наложении наказания учитываются характер совершённого правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие ответственность (например, устранение причинённого вреда, совершение правонарушения несовершеннолетним) и отягчающие ответственность (например, продолжение противоправного деяния, несмотря на требования уполномоченных лиц прекратить его, совершение правонарушения группой лиц).

Страницы: 1 2

Больше сочинений по этой теме
Больше рефератов этого автора

www.uznaem-kak.ru