Вид творческого воображения связанного с осознанием желаемого будущего – Воображение- отражение будущего, создание нового в форме образа на основе прошлого опыта.

шпора

Аристотель в своих трактатах: *считает «душу» сущностью тела, наделенного жизнью.

Ассоциация по сходству это — образы восприятия или определенные представле­ния вызывают в нашем сознании представления:

*представления, сходные с ними по каким-либо признакам.

Анализ и синтез при создании образов воображения это

*основные этапы создания образов.

Авторы теории инстинктов: * Фрейд и У. Макдугалл

Бихевиоризм — направление в психологии, при котором: * психология превратилась в «психологию без психики»

Безусловные рефлексы всегда ли могут быт целесообразными? * в стандартных условиях

Больной отчетливо различает лица собеседников, но не соот­носит зрительный образ с личностью, узнает только при назы­вании имени. Определите вид нарушения составляющей ана­лизатора, выбрав правильный ответ: * нарушен корковый отдел зрительного анализатора

Во время парадоксального сна происходит следующее: *тело совершенно неподвижно. В какие группы разделяются методы исследования в психологии? *на субъективные и объективные В чем суть понятия «психика»? *

отражательное свойство живой материи. Важнейшим условием развития сознания в онтогенезе является: * общение с окружающими взрослыми. В чем заключается особенность нервной системы новорожденного? * она полностью анатомически оформлена. В чем заключается особенность развития микроско­пической структуры коры головного мозга?
*оно еще не завершено. Впер­вые кем был предложен термин «акмеология»? * Н. Н. Рыбниковым. В теории деятельности А. Н. Леонтьева операции характеризуются тем, что они: * отвечают цели. В теории деятельности А. Н. Леонтьева основной функцией мотива является: * смыслообразующая функция В теории деятельности А. Н. Леонтьева цель обладает следую­щими характеристиками:
*
направляет деятельность. Внешнее проявление деятельности называется: * активацией. В чем заключается рефлекторный характер ощущений? * в возникновении ощущений сопровождается рефлекторными двигательными реакциями. В чем заключается рефлектор-ная суть восприятия? *в основу восприя-тия лежит условные рефлексы. Воображение является: *
обязательным условием креативной деятельности. В чем выражается связь воображения с эмоциональными переживаниями: *представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства. В чем заключается суть акцентирования? *в подчеркивании наиболее существенных, ти­пичных признаков образа. Вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего, называется: * фантазией.
В чем выражается взаимосвязь мышления и речи? *мысли всегда облекаются в речевую форму . Видами суждения являются: *ложное и истинное суждение. В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия? *восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем.

Видами суждения являются: *ложное и истинное суждение. В чем заключается основное предназначение языка? *

обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. В чем заключается предназначе-ние смыслового подтекста речи? *отражает цель или мотив речи, с ко­торой была сказана та или иная фраза. Вид беззвучной речевой деятельности человека, характери­зующийся предельной свернуто-стью структуры и содержа­ния и являющиеся основным инстру-ментом мышления, на­зывается: *эгоцентрической речью. В какую форму относится речь коммуникатора?
*активную.
В чем заключается суть устойчивости внимания? *она относительна В чем заключается суть теории Т. Рибо * все варианты верны Внимание выполняет следующую функцию: *фокусирования сознания на необходимых элементах действительности. В чем проявляется взаимосвязь воли и сознания?*
в сознательном выборе цели и подбора средств для ее достижения.
В чем заключается главная функция воли? *в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жиз­недеятельности. В качестве конкретизации общей функции воли, еще какие ее функции различают? активизирующую и тормозящую. Все мо­тивы волевых действий могут быть разделены на две основные группы: основные и побочные.

В чем заключается амбивалентность эмоций? /двойственность переживаемых эмоций.

Вторая сигнальная систе­ма является физиологической основой: высших человеческих чувств. В чем состоит личностный принцип регуляции состояний? особенности личности определяют характер функционального состояния. Важнейшими элементами психологической структуры лично­сти являются: направленность; В становлении личности участвуют следующие механизмы: освоения социальных ролей. Влечения, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения это:
направленность личности
В чем заключается суть учения о темпераменте Гиппократа? темперамент это соотношение основных соков организма. В типологию свойств нервной системы внесены дополнения, которыми являются: лабильность и динамичность В чем выражаются особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека? в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления деятельности.
Все черты личности человека условно разделяют: на мотивационные и инструментальные В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются: волевые черты характера. В ранней юности какие черты характера формируются: базовые нравственные, мировоззрен­ческие основы личности В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения? от способностей зависят легкость и быстрота приобретения знания умений и навыков.

Гуманистическая психология: сделала целью воспитания личностный рост. Гештальтпсихология — направ-ление в психологии, при кото­ром: предметом психологии являются образы восприятия

Голосовой аппарат состоит из трех систем: органов дыхания, гортани, полости рта и носа. Главной особенностью произвольного внимания является: оно управляется сознательной целью. Главное различие эмо­ций и чувств заключается в том, что эмоции: носят характер ориен­тировочной реакции

Главная особенность характера как психического феномена состоит том, все варианты верны.

Для элементарного сенсорного уровня развития психики ха­рактерны следующие признаки: отражать отдельные свойства предметов; Деятельность, направленная на усвоение способов действия характеризует: только учение. Деятельность, удовлетворя-ющаяся самим процессом выпол­нения, характеризует : только игру . Деятельность, цель которой направлена на производства продукта, называется: трудом. Деятельность, цель которой направлена на выполнение действий, называется: игрой. Деятельность, цель которой направлена на научение, называется: учением. Деятельность, которая определяет психического развития, называется: ведущей деятельностью

Долговременная память — подсистема памяти, обеспечиваю­щая: продолжительное удержание знаний, сохранение умений и навыков (от часов до десятилетий). Динамику психической жизни определяют: темперамент. Детерминанты свойств характера надо искать в следующем: в суммировании генотипических и средовых влияний. Для истероидного акцентуанта труднее всего: быть на виду. Для психастеников характерны следующие соматические расстройства:

усиленное сердцебиение.

Индивидуальными особенностями памяти являются: прочности и точности запоминания. Индивидуальные различия людей по воображению выражаются: по степени развития воображения и по типу образов. Инициативность заключается: в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Идеал это: одна из значимых характеристик

Закрепившаяся система временных нервных связей, образо­вавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему услов­ных раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения, называется: условным рефлексом

Литературные персонажи создаются с помощью способа: все ответы верны. Личностные свойства, обусловленные социально, — это: ценностные отношения Люди мыслительного типа, чем отличаются от других: у них преобладание второй сигнальной системы Люди художественного типа, чем отличаются от других: у них преобладание первой сигнальной системы Люди среднего типа, чем отличаются от других: равное представительство.

Многими исследователями память характеризуется как: сквозной психический процесс Механизмами регуляции психических состояний являются: психологическая защита и компенсация.

Физиологической основой инстинктов являются: врожденные безусловные рефлексы. Формами мышления являются: понятие и обобщение. Форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности это:чувства. Флегматик по своей психологи-ческой сути: интроверт. Фрейд полагал, что энергетическим источником характера являются: сексуальные тенденции.

Ясное осознание цели и мотива называется: желанием. Шизоидная личность: эмоционально отзывчива.

Нервные пути, проводящие нервное возбуждение от центра к периферии, называются: эфферентными. Нервные пути, проводящие нервное возбуждение от перифе­рии к центру, называются: афферентными. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является: запоминание и сохранение. Нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хо­рошей памяти на события прошлого: фиксационной амнезией. Наглядно-образная информация это: фигуративное содер­жание мыслительных операций. Наглядно-образное мышление связано со следующими прояв­лениями: оперированием представлениями; На почве мозговой патологии возникает: абулия. Нравственными, или моральными, называются чувства: переживаемые людь­ми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с норма­ми. Находите общие черты психического стресса? повышенная напряженность, возникает в условиях угрозы. Невротические расстройства это: состояние человека с нарушением и регуляции организма без болезни. На какие формы разделяются эмоциональный стресс? импульсивный, тормозной и генерализованный. Непосредственный интерес это: интерес, вызываемый при­влекательностью объекта. На какие типы разделяются типы высшей нервной дея-тельности? слабые и сильные.

Условие проявления всех психи—ческих реакций характеризует: всякую деятельность. Умственные действия формиру-ются в процессе: интериоризации. Укажите на специфических харак­теристик и признаков мышления: верны А и Б(обобщенное отраже-ние действительности и отвлече-нное отражение действительности). Условием возникновения непроизвольного внимания являет­ся: все ответы верны. Уделять внимание означает: ограничивать поле восприятия. Укажите на условия возникновения информационного стресса? в условиях информационного дефицита. Укажите на условия возникновения эмоционального стресса? в условиях эмоционального дефицита. Укажите на теорию трактующую проблему развития человека, как: процесс становления «Я». Укажите основные этапы развития способностей: совершенствование работы всех анализаторов, становление и развитие специальных способностей.

Разговаривая по телефону, мы слышим не все звуки, но пони­маем всю фразу благодаря следующему свойству восприятия: целостности и структурности. Речь — это: процесс общения посредством языка. Речь развивается в результате: подражания «родительской модели». Ранних ступенях развития речь всегда будет включе­на в практическую деятельность, которая называется: симпраксической речью. Речь у реципиента обычно: пассивная. Различные формы психопатии называется: пограничными психическими расстройствами. Результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе своей деятельности, это: уровень притязаний. Решительность, настойчивость, самостоятель­ность относятся: к волевым чертам характера.

Технические изобретения: троллейбус, аэросани, самолет-ам­фибия созданы при помощи такой формы воображения, как: агглютинация. Типология темперамента по Э. Кречмеру: шизотимик, иксотимик, циклотимик. Толкование темперамента в трудах И. П. Павлова: свойства личности, обусловленные врожденными характеристи-ками человека. Термин характер означает: от греческого чеканка. Теоретические способности это: предопределяют склон­ность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям.

«Хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение, называется: настроением. Характеристика темперамента как свойство личности: устойчивая и долговременная особенность. Холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический темпераменты это: типы темпераментов. Характер считается патологическим, если он: все ответы верны. Характер является: все варианты верны.

Э. Кречмер объяснял характер следующими факторами: нас-ледственно-приобретенными. Э. Фромм определяет характер как форму, в которой сосредо­тачивается энергия человека в процессе: все ответы верны. Эмоцией называется: психические процессы, протекающие в форме переживаний. Эмоциональные отношения к различным обще­ственным учреждениям и организациям: это морально-политические чувства. Эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели называется: фрустрацией. Эгоцентрическая речь — это: беззвучная речь деятель-ности, являющаяся основным инструментом мышления. Эффект Зейгарник — явление, характеризующее влияние на процессы памяти: припоминание последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами ряда.

Структуру нервной системы человека составляют: центральные, периферичес-кие и вегетативные нерв системы. Сочетание нервных процессов и органов тела человека, которое позволяет эффективно выпол-нять определенное задуманное действие, называют: акцептором результатов деятельности; Совершенность используемых методов в психологии зависит от их:надежности и валидности. Сознание как высшая форма психического отражения и выс­ший уровень саморегуляции характеризуется: интенциональностью. Сознание характеризуется в первых: активностью. Сознание характеризуется во вторых: интенциональностью. Способность к самонаблюде-нию это: свойство сознания. Согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева мотив в отличие от по­требности: придает смысл деятельности. Способ, которым выполняется действие в определенных усло­виях, называется: операцией. Способ выполнения действия, ставший в результате упражне­ний автоматизированным, называется: навыком. Способность осознанно выполнять определенное действие на­зывается: умением. С позиции деятельностного подхода предме­том психологии является: психически управляемая деятельность. Сенсорная память — подсистема памяти, обеспечивающая: действие на уровне рецепторов. Семантическая память — это память: при которой информация обрабатывается в момент коди­рования. Сновидения являются: крайним случаем непроизвольной рабо­ты воображения. Соз­дание воображением образы, не связанные с волей это: грезы.

Своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представле­ний, на составные части при создании новых образов это: анализ. Степень развития воображения характеризуется: все ответы верны. Создание новых представлений на основе преобразования представлений, отражающих реальную действительность это: это воображение. Сновидение является крайним случаем работы: непроизволь-ного воображения. Совокупность самых раз­нообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной дея­тельности человека, называется: интеллектом. С развитием понятий идет становление: обобщения. Систе­ма условных символов это: язык. Свойство речи, характеризую-щееся объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивающееся подготовленностью говоря­щего, — это:содержательность Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании обеспечивает: внимание. «Свобода воли» это: теория воли С самоконтролем и самооценкой связано такое волевое качество, как: самостоятельность. Сознательная и активная направленность лично­сти на достижение определенного результата деятельности называется: целеустремленностью Стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых слож­ных условиях – это: настойчивость. Своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называ-ется: чувственным тоном. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на: стенические и астенические.

studfiles.net

психология шпора по алфавиту

Аристотель в своих трактатах: *считает «душу» сущностью тела, наделенного жизнью.

Ассоциация по сходству это — образы восприятия или определенные представле­ния вызывают в нашем сознании представления:

*представления, сходные с ними по каким-либо признакам.

Анализ и синтез при создании образов воображения это

*основные этапы создания образов.

Авторы теории инстинктов: * Фрейд и У. Макдугалл

Бихевиоризм — направление в психологии, при котором: * психология превратилась в «психологию без психики»

Безусловные рефлексы всегда ли могут быт целесообразными? * в стандартных условиях

Больной отчетливо различает лица собеседников, но не соот­носит зрительный образ с личностью, узнает только при назы­вании имени. Определите вид нарушения составляющей ана­лизатора, выбрав правильный ответ: * нарушен корковый отдел зрительного анализатора

Во время парадоксального сна происходит следующее: *тело совершенно неподвижно. В какие группы разделяются методы исследования в психологии? *на субъективные и объективные В чем суть понятия «психика»? *отражательное свойство живой материи. Важнейшим условием развития сознания в онтогенезе является: * общение с окружающими взрослыми. В чем заключается особенность нервной системы новорожденного? * она полностью анатомически оформлена. В чем заключается особенность развития микроско­пической структуры коры головного мозга? *оно еще не завершено. Впер­вые кем был предложен термин «акмеология»? * Н. Н. Рыбниковым. В теории деятельности А. Н. Леонтьева операции характеризуются тем, что они: * отвечают цели. В теории деятельности А. Н. Леонтьева основной функцией мотива является: * смыслообразующая функция В теории деятельности А. Н. Леонтьева цель обладает следую­щими характеристиками: * направляет деятельность. Внешнее проявление деятельности называется: * активацией. В чем заключается рефлекторный характер ощущений? * в возникновении ощущений сопровождается рефлекторными двигательными реакциями. В чем заключается рефлектор-ная суть восприятия? *в основу восприя-тия лежит условные рефлексы. Воображение является: *обязательным условием креативной деятельности. В чем выражается связь воображения с эмоциональными переживаниями: *представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства. В чем заключается суть акцентирования? *в подчеркивании наиболее существенных, ти­пичных признаков образа. Вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего, называется: * фантазией. В чем выражается взаимосвязь мышления и речи? *мысли всегда облекаются в речевую форму . Видами суждения являются: *ложное и истинное суждение. В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия? *восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем.

Видами суждения являются: *ложное и истинное суждение. В чем заключается основное предназначение языка? *обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. В чем заключается предназначе-ние смыслового подтекста речи? *отражает цель или мотив речи, с ко­торой была сказана та или иная фраза. Вид беззвучной речевой деятельности человека, характери­зующийся предельной свернуто-стью структуры и содержа­ния и являющиеся основным инстру-ментом мышления, на­зывается: *эгоцентрической речью. В какую форму относится речь коммуникатора? *активную. В чем заключается суть устойчивости внимания? *она относительна В чем заключается суть теории Т. Рибо * все варианты верны Внимание выполняет следующую функцию: *фокусирования сознания на необходимых элементах действительности. В чем проявляется взаимосвязь воли и сознания?* в сознательном выборе цели и подбора средств для ее достижения. В чем заключается главная функция воли? *в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жиз­недеятельности. В качестве конкретизации общей функции воли, еще какие ее функции различают? активизирующую и тормозящую. Все мо­тивы волевых действий могут быть разделены на две основные группы: основные и побочные.

В чем заключается амбивалентность эмоций? /двойственность переживаемых эмоций. Вторая сигнальная систе­ма является физиологической основой: высших человеческих чувств. В чем состоит личностный принцип регуляции состояний? особенности личности определяют характер функционального состояния. Важнейшими элементами психологической структуры лично­сти являются: направленность; В становлении личности участвуют следующие механизмы: освоения социальных ролей. Влечения, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения это: направленность личности В чем заключается суть учения о темпераменте Гиппократа? темперамент это соотношение основных соков организма. В типологию свойств нервной системы внесены дополнения, которыми являются: лабильность и динамичность В чем выражаются особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека? в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления деятельности. Все черты личности человека условно разделяют: на мотивационные и инструментальные В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются: волевые черты характера. В ранней юности какие черты характера формируются: базовые нравственные, мировоззрен­ческие основы личности В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения? от способностей зависят легкость и быстрота приобретения знания умений и навыков.

Гуманистическая психология: сделала целью воспитания личностный рост. Гештальтпсихология — направ-ление в психологии, при кото­ром: предметом психологии являются образы восприятия

Голосовой аппарат состоит из трех систем: органов дыхания, гортани, полости рта и носа. Главной особенностью произвольного внимания является: оно управляется сознательной целью. Главное различие эмо­ций и чувств заключается в том, что эмоции: носят характер ориен­тировочной реакции

Главная особенность характера как психического феномена состоит том, все варианты верны.

Для элементарного сенсорного уровня развития психики ха­рактерны следующие признаки: отражать отдельные свойства предметов; Деятельность, направленная на усвоение способов действия характеризует: только учение. Деятельность, удовлетворя-ющаяся самим процессом выпол­нения, характеризует : только игру . Деятельность, цель которой направлена на производства продукта, называется: трудом. Деятельность, цель которой направлена на выполнение действий, называется: игрой. Деятельность, цель которой направлена на научение, называется: учением. Деятельность, которая определяет психического развития, называется: ведущей деятельностью

Долговременная память — подсистема памяти, обеспечиваю­щая: продолжительное удержание знаний, сохранение умений и навыков (от часов до десятилетий). Динамику психической жизни определяют: темперамент. Детерминанты свойств характера надо искать в следующем: в суммировании генотипических и средовых влияний. Для истероидного акцентуанта труднее всего: быть на виду. Для психастеников характерны следующие соматические расстройства:

усиленное сердцебиение.

Индивидуальными особенностями памяти являются: прочности и точности запоминания. Индивидуальные различия людей по воображению выражаются: по степени развития воображения и по типу образов. Инициативность заключается: в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Идеал это: одна из значимых характеристик

Закрепившаяся система временных нервных связей, образо­вавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему услов­ных раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения, называется: условным рефлексом

Литературные персонажи создаются с помощью способа: все ответы верны. Личностные свойства, обусловленные социально, — это: ценностные отношения Люди мыслительного типа, чем отличаются от других: у них преобладание второй сигнальной системы Люди художественного типа, чем отличаются от других: у них преобладание первой сигнальной системы Люди среднего типа, чем отличаются от других: равное представительство.

Многими исследователями память характеризуется как: сквозной психический процесс Механизмами регуляции психических состояний являются: психологическая защита и компенсация.

Физиологической основой инстинктов являются: врожденные безусловные рефлексы. Формами мышления являются: понятие и обобщение. Форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности это:чувства. Флегматик по своей психологи-ческой сути: интроверт. Фрейд полагал, что энергетическим источником характера являются: сексуальные тенденции.

Ясное осознание цели и мотива называется: желанием. Шизоидная личность: эмоционально отзывчива.

Нервные пути, проводящие нервное возбуждение от центра к периферии, называются: эфферентными. Нервные пути, проводящие нервное возбуждение от перифе­рии к центру, называются: афферентными. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является: запоминание и сохранение. Нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хо­рошей памяти на события прошлого: фиксационной амнезией. Наглядно-образная информация это: фигуративное содер­жание мыслительных операций. Наглядно-образное мышление связано со следующими прояв­лениями: оперированием представлениями; На почве мозговой патологии возникает: абулия. Нравственными, или моральными, называются чувства: переживаемые людь­ми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с норма­ми. Находите общие черты психического стресса? повышенная напряженность, возникает в условиях угрозы. Невротические расстройства это: состояние человека с нарушением и регуляции организма без болезни. На какие формы разделяются эмоциональный стресс? импульсивный, тормозной и генерализованный. Непосредственный интерес это: интерес, вызываемый при­влекательностью объекта. На какие типы разделяются типы высшей нервной дея-тельности? слабые и сильные.

Условие проявления всех психи—ческих реакций характеризует: всякую деятельность. Умственные действия формиру-ются в процессе: интериоризации. Укажите на специфических харак­теристик и признаков мышления: верны А и Б(обобщенное отраже-ние действительности и отвлече-нное отражение действительности). Условием возникновения непроизвольного внимания являет­ся: все ответы верны. Уделять внимание означает: ограничивать поле восприятия. Укажите на условия возникновения информационного стресса? в условиях информационного дефицита. Укажите на условия возникновения эмоционального стресса? в условиях эмоционального дефицита. Укажите на теорию трактующую проблему развития человека, как: процесс становления «Я». Укажите основные этапы развития способностей: совершенствование работы всех анализаторов, становление и развитие специальных способностей.

Разговаривая по телефону, мы слышим не все звуки, но пони­маем всю фразу благодаря следующему свойству восприятия: целостности и структурности. Речь — это: процесс общения посредством языка. Речь развивается в результате: подражания «родительской модели». Ранних ступенях развития речь всегда будет включе­на в практическую деятельность, которая называется: симпраксической речью. Речь у реципиента обычно: пассивная. Различные формы психопатии называется: пограничными психическими расстройствами. Результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе своей деятельности, это: уровень притязаний. Решительность, настойчивость, самостоятель­ность относятся: к волевым чертам характера.

Технические изобретения: троллейбус, аэросани, самолет-ам­фибия созданы при помощи такой формы воображения, как: агглютинация. Типология темперамента по Э. Кречмеру: шизотимик, иксотимик, циклотимик. Толкование темперамента в трудах И. П. Павлова: свойства личности, обусловленные врожденными характеристи-ками человека. Термин характер означает: от греческого чеканка. Теоретические способности это: предопределяют склон­ность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям.

«Хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение, называется: настроением. Характеристика темперамента как свойство личности: устойчивая и долговременная особенность. Холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический темпераменты это: типы темпераментов. Характер считается патологическим, если он: все ответы верны. Характер является: все варианты верны.

Э. Кречмер объяснял характер следующими факторами: нас-ледственно-приобретенными. Э. Фромм определяет характер как форму, в которой сосредо­тачивается энергия человека в процессе: все ответы верны. Эмоцией называется: психические процессы, протекающие в форме переживаний. Эмоциональные отношения к различным обще­ственным учреждениям и организациям: это морально-политические чувства. Эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели называется: фрустрацией. Эгоцентрическая речь — это: беззвучная речь деятель-ности, являющаяся основным инструментом мышления. Эффект Зейгарник — явление, характеризующее влияние на процессы памяти: припоминание последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами ряда.

Структуру нервной системы человека составляют: центральные, периферичес-кие и вегетативные нерв системы. Сочетание нервных процессов и органов тела человека, которое позволяет эффективно выпол-нять определенное задуманное действие, называют: акцептором результатов деятельности; Совершенность используемых методов в психологии зависит от их:надежности и валидности. Сознание как высшая форма психического отражения и выс­ший уровень саморегуляции характеризуется: интенциональностью. Сознание характеризуется в первых: активностью. Сознание характеризуется во вторых: интенциональностью. Способность к самонаблюде-нию это: свойство сознания. Согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева мотив в отличие от по­требности: придает смысл деятельности. Способ, которым выполняется действие в определенных усло­виях, называется: операцией. Способ выполнения действия, ставший в результате упражне­ний автоматизированным, называется: навыком. Способность осознанно выполнять определенное действие на­зывается: умением. С позиции деятельностного подхода предме­том психологии является: психически управляемая деятельность. Сенсорная память — подсистема памяти, обеспечивающая: действие на уровне рецепторов. Семантическая память — это память: при которой информация обрабатывается в момент коди­рования. Сновидения являются: крайним случаем непроизвольной рабо­ты воображения. Соз­дание воображением образы, не связанные с волей это: грезы.

Своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представле­ний, на составные части при создании новых образов это: анализ. Степень развития воображения характеризуется: все ответы верны. Создание новых представлений на основе преобразования представлений, отражающих реальную действительность это: это воображение. Сновидение является крайним случаем работы: непроизволь-ного воображения. Совокупность самых раз­нообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной дея­тельности человека, называется: интеллектом. С развитием понятий идет становление: обобщения. Систе­ма условных символов это: язык. Свойство речи, характеризую-щееся объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивающееся подготовленностью говоря­щего, — это:содержательность Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании обеспечивает: внимание. «Свобода воли» это: теория воли С самоконтролем и самооценкой связано такое волевое качество, как: самостоятельность. Сознательная и активная направленность лично­сти на достижение определенного результата деятельности называется: целеустремленностью Стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых слож­ных условиях – это: настойчивость. Своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называ-ется: чувственным тоном. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на: стенические и астенические.

studfiles.net

4.6. Воображение

Воображение − это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Своеобразным «строительным материалом» для воображения являются знания, мысли, образы предметов, явлений, ситуации, удерживаемые памятью человека. С физиологической точки зрения воображение − это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.

Различение видов воображения производится по степени активности и осознанности создания человеком новых образов. В зависимости от этого выделяют непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение. Произвольное воображение, в свою очередь, подразделяется на воссоздающее и творческое, а непроизвольное − на преднамеренное и непреднамеренное (рис. 20).

Рис. 20. Классификация видов воображения

Произвольное (активное) воображение − это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности. Человек, воображая, ищет, отбирает, комбинирует и преобразует мысленно свои представления, проявляет сознательные усилия. Это воображение основано на волевом усилии и активности сознания. Оно связано с деятельностью второй сигнальной системы.

Воссоздающее воображение складывается на основе описания, рассказа, словесного портрета человека, схемы, чертежа, символа, знака и т.д. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет который никогда им раньше не воспринимался. В этом смысле человек как бы наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоздает достаточно полно картину ситуации.

Творческое воображение − это процесс создания новых образов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Оно базируется на самостоятельном создании образов, не существующих в настоящее время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта, явления. Это нестандартный образ ранее описанного, прочитанного, воспринятого, неотъемлемая сторона технического, художественного или иного творчества. Изобретательство, рационализаторство, выработка новых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Творческое воображение способствует развитию инициативности, самостоятельности человека. Оно носит профессиональный характер.

Непроизвольное (пассивное) воображение − это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко непроизвольное воображение выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Преднамеренное воображение создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности. Непреднамеренное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Воображение − это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в формах агглютинации, акцентирования (гиперболизации), заострения, схематизации, типизации. Агглютинация − соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов. Например, образы русалки, кентавра, Пегаса. Агглютинация широко используется в искусстве и технике. Примерами использования агглютинации в технике могут служить автомобиль-амфибия, судно на воздушной подушке, аккордеон − сочетание фортепьяно и баяна Гиперболизация (акцентирование) − увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Акцентирование в сторону увеличения называется гиперболой, а в сторону уменьшения − литотой. Например, различные литературные персонажи (великаны, гномы и т.д.) Заострение − подчеркивание каких-либо признаков. Примером могут служить дружеские шаржи, злые карикатуры и т.п. Схематизация − сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Например, создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира. Типизация − выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Например, типизация образа в художественной литературе (Онегин, Печорин, Обломов и др. наделены чертами, типичными для своей эпохи).

В психологической науке кроме видов воображения различают формы воображения: мечты, фантазии, грезы.

Мечтасвоеобразный вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером. Особенностью мечты является построение тех образов, которые неосуществимы. Она может быть полезной и вредной. Мечта, если она не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет развитие. Она пуста. Такие мечты называются грезами. Если же мечта реальна и связана с действительностью, она помогает человеку мобилизовать все силы для достижения цели. В этом случае мечта является стимулом к действию и развитию лучших качеств личности.

Грезы − мысленное «блуждание» фантазии в бодрствующем состоянии. В грезах обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, тормозит психическое и социальное развитие.

Фантазия изменяет облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна перестановка элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в связи с этим обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека

studfiles.net

Лекция 8. Понятия воображения, эмоций и чувств

Вопрос 1. Понятие и виды воображения

Вопрос 2. Аналитикосинтетический характер процессов воображения

Вопрос 3. Роль воображения Вопрос 4. Представления Вопрос 5. Сущность эмоций и чувств

Вопрос 6. Классификация эмоций и чувств

Воображение — форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений, обеспечивающая создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью; то есть процесс преобразующего отражения действительности.

ФУНКЦИИ:

1) осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;

2) способствует предвосхищению будущего;

3) “оживляет” то, что было ранее.

Возникает в проблемной ситуации, когда необходимо отыскать новые решения, а также то, что они мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать их воображаемое удовлетворение.

Отличие от мышления:

Опережающее отражение действительности, осуществляемое в воображении, происходит в конкретно-образнойформе, в виде ярких представлений, в то время как в мышлении такой же процесс происходит путём оперирования понятиями, позволяющими обобщённо и опосредованно познавать мир

Воображение может быть пассивным и активным.

У человека в проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности:

Организованная система образов (представлений).

Организованная система понятий.

Часто эти системы функционируют (используются, задействованы) одновременно.

Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль в создании новых временных связей играет слово.

Аналогично видам внимания и памяти, различают непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) воображение. Аналогично видам мышления иразличают репродуктивное (воссоздающее) и творческое.

Воображение может быть пассивным и активным.

Пассивное — (сновидения, фантазии и грезы), создающие образы, не имеющие цели реально воплощаться в жизнь. При пассивном воображении –

образы возникают спонтанно, помимо воли и желания

человека. Пассивное подразделяют аналогично видам внимания на преднамеренное инепреднамеренное.

Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Активное подразделяют натворческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом) и репродуктивноевоссоздающее (создание образа предмета по его описанию).

•Мечта — вид творческого воображения,связанного с осознанием желаемогобудущего, форма создания новых образов. В мечте воображение связано сэмоциями, с направленностью личности.

•Иллюзии — неадекватное отражение

воспринимаемого предмета и его свойств (заблуждение).

•Грезы — произвольное, преднамеренно вызванное пассивное воображение очем-топриятном, заманчивом

Фантазией или воображениемназывается процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых образов.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Самовнушение построено на основе воображения.

Основная тенденция воображения — преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счете создание модели ситуации, заведомо новой, ранее не возникавшей.

Сущность воображения составляет процесс

преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия — это отражение реальной

действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации, даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления.

Синтез, осуществляется в различных формах:

Агглютинация — “склеивание” различных в повседневной жизни несоединимых качеств, свойств, частей реальных образов;

акцентирование – выделениекакой-либочасти, детали целого.

Гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей;

Схематизация — образы представлений или восприятий, из которых конструируется образ воображения сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства усиливаются;

studfiles.net

7.8.Понятие о воображении. Виды и функции воображения.

С творческим мышлением непосредственно связан еще один важный психический процесс – воображение. В этом процессе отражение действительности происходит в особой форме создания объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), основанного на образах восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения. Воображениеэто деятельность по анализу и синтезу сенсорного опыта, которая либо обусловливается влиянием сознательно поставленной цели (в процессе творчества), либо происходит спонтанно, под воздействием чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Воображение присуще только человеку. Животные могут оперировать образами, присутствовавшими ранее в их непосредственном опыте. Но создавать новые образы, ни одно живое существо, кроме человека, не в состоянии. Только для человека характерно, что он может мысленно представить себе нечто, чего не воспринимал или не совершал в прошлом. Только у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он не сталкивался в своем прошлом опыте. Воображение является необходимым условием любой деятельности человека – от игровой до трудовой. Это связано с тем, что, прежде чем осуществить тот или иной род деятельности, человек должен, как минимум, представить, что именно он будет делать и как он это будет делать. В более сложной, творческой ситуации человек должен еще и представить, каков будет конечный продукт его деятельности. Только создав образ результата, он может наметить адекватные пути разрешения задачи. Среди прочих психических процессов воображение занимает место между восприятием и памятью, с одной стороны, и мышлением – с другой. Но, несмотря на тесную взаимосвязь, оно является отдельной, совершенно особой психической функцией. Можно сказать, что это самый идеальный (или самый «психический») из психических процессов, поскольку он замкнут внутри психики человека и сам по себе не имеет соприкосновения с реальностью, а только через другие процессы – на входе это восприятие, а на выходе – мышление. Однако, несмотря на эту замкнутость, воображение оказывает огромное влияние на развитие человеческого общества. Именно эта функция дает человеку возможность осуществлять творческую деятельность, а также предвидеть последствия своей повседневной деятельности, строить планы на будущее. Таким образом, вся человеческая культура, как материальная, так и духовная, не могла бы существовать, если бы люди не обладали функцией воображения. Образы воображения в отличие от образов восприятия могут быть нереалистичными, фантазийными. Восприятие и память являются основой для воображения. Оно же, в свою очередь, служит основой наглядно-образного мышления. Это позволяет человеку решать задачи в условиях невозможности или нецелесообразности предметных действий. Воображение, как и мышление, может быть репродуктивным (воссоздающим) и творческим. Репродуктивное воображение участвует в повседневной деятельности человека, творческое – включается при решении творческих задач и является основой продуктивного мышления.

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением.

Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; способствует предвосхищению будущего;«оживляет» то, что было ранее. Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль в создании новых временных связей играет слово. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. Так, паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие. Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убежденность, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремленность, настойчивость. Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения: возникновение творческой идеи, вынашивание» замысла, реализация замысла

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

агглютинация — «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей;

схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах; заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

studfiles.net

Понятие о воображении. Виды и функции воображения. — МегаЛекции

 

С творческим мышлением непосредственно связан еще один важный психический процесс – воображение. В этом процессе отражение действительности происходит в особой форме создания объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), основанного на образах восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения. Воображениеэто деятельность по анализу и синтезу сенсорного опыта, которая либо обусловливается влиянием сознательно поставленной цели (в процессе творчества), либо происходит спонтанно, под воздействием чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Воображение присуще только человеку. Животные могут оперировать образами, присутствовавшими ранее в их непосредственном опыте. Но создавать новые образы, ни одно живое существо, кроме человека, не в состоянии. Только для человека характерно, что он может мысленно представить себе нечто, чего не воспринимал или не совершал в прошлом. Только у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он не сталкивался в своем прошлом опыте. Воображение является необходимым условием любой деятельности человека – от игровой до трудовой. Это связано с тем, что, прежде чем осуществить тот или иной род деятельности, человек должен, как минимум, представить, что именно он будет делать и как он это будет делать. В более сложной, творческой ситуации человек должен еще и представить, каков будет конечный продукт его деятельности. Только создав образ результата, он может наметить адекватные пути разрешения задачи. Среди прочих психических процессов воображение занимает место между восприятием и памятью, с одной стороны, и мышлением – с другой. Но, несмотря на тесную взаимосвязь, оно является отдельной, совершенно особой психической функцией. Можно сказать, что это самый идеальный (или самый «психический») из психических процессов, поскольку он замкнут внутри психики человека и сам по себе не имеет соприкосновения с реальностью, а только через другие процессы – на входе это восприятие, а на выходе – мышление. Однако, несмотря на эту замкнутость, воображение оказывает огромное влияние на развитие человеческого общества. Именно эта функция дает человеку возможность осуществлять творческую деятельность, а также предвидеть последствия своей повседневной деятельности, строить планы на будущее. Таким образом, вся человеческая культура, как материальная, так и духовная, не могла бы существовать, если бы люди не обладали функцией воображения.Образы воображения в отличие от образов восприятия могут быть нереалистичными, фантазийными. Восприятие и память являются основой для воображения. Оно же, в свою очередь, служит основой наглядно-образного мышления. Это позволяет человеку решать задачи в условиях невозможности или нецелесообразности предметных действий.Воображение, как и мышление, может быть репродуктивным (воссоздающим) и творческим. Репродуктивное воображение участвует в повседневной деятельности человека, творческое – включается при решении творческих задач и является основой продуктивного мышления.



Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением.

Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; способствует предвосхищению будущего;«оживляет» то, что было ранее. Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль в создании новых временных связей играет слово. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. Так, паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие. Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убежденность, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремленность, настойчивость. Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения: возникновение творческой идеи, вынашивание» замысла, реализация замысла

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

агглютинация — «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей;

схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах; заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

4.6. Воображение — Txtb.ru

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

4.6. Воображение

  Воображение — это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Своеобразным «строительным материалом» для воображения являются знания, мысли, образы предметов, явлений, ситуации, удерживаемые памятью человека. С физиологической точки зрения воображение — это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.
  Различение видов воображения производится по степени активности и осознанности создания человеком новых образов. В зависимости от этого выделяют непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение. Произвольное воображение, в свою очередь, подразделяется на воссоздающее и творческое, а непроизвольное — на преднамеренное и непреднамеренное (рис. 20).
  Произвольное (активное) воображение — это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности. Человек, воображая, ищет, отбирает, комбинирует и преобразует мысленно свои представления, проявляет сознательные усилия.
  Это воображение основано на волевом усилии и активности сознания. Оно связано с деятельностью второй сигнальной системы.

Рис. 20. Классификация видов воображения

  Воссоздающее воображение складывается на основе описания, рассказа, словесного портрета человека, схемы, чертежа, символа, знака и т.д. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. В этом смысле человек как бы наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоздает достаточно полно картину ситуации.
  Творческое воображение — это процесс создания новых образов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Оно базируется на самостоятельном создании образов, не существующих в настоящее время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта, явления. Это нестандартный образ ранее описанного, прочитанного, воспринятого, неотъемлемая сторона технического, художественного или иного творчества. Изобретательство, рационализаторство, выработка новых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Творческое воображение способствует развитию инициативности, самостоятельности человека. Оно носит профессиональный характер.
  Непроизвольное (пассивное) воображение — это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко непроизвольное воображение выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
  Преднамеренное воображение создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности. Непреднамеренное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.
  Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в формах агглютинации, акцентирования (гиперболизации), заострения, схематизации, типизации. Агглютинация — соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов, например, образы русалки, кентавра, Пегаса. Агглютинация широко используется в искусстве и технике. Примерами использования агглютинации в технике могут служить автомобиль-амфибия, судно на воздушной подушке, аккордеон — сочетание фортепьяно и баяна. Гиперболизация (акцентирование) — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Акцентирование в сторону увеличения называется гиперболой, а в сторону уменьшения — литотой, например, различные литературные персонажи (великаны, гномы и т.д.). Заострение — подчеркивание каких-либо признаков. Примером могут служить дружеские шаржи, злые карикатуры и т.п. Схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Например, создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира. Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе, например, типизация образа в художественной литературе (Онегин, Печорин, Обломов и другие наделены чертами, типичными для своей эпохи).
  В психологической науке, кроме видов воображения, различают формы воображения: мечты, фантазии, грезы.
  Мечта — своеобразный вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером. Особенностью мечты является построение тех образов, которые неосуществимы. Она может быть полезной и вредной. Мечта, если она не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет развитие. Она пуста. Такие мечты называются грезами. Если же мечта реальна и связана с действительностью, она помогает человеку мобилизовать все силы для достижения цели. В этом случае мечта является стимулом к действию и развитию лучших качеств личности.
  Грезы — мысленное «блуждание» фантазии в бодрствующем состоянии. В грезах обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, тормозит психическое и социальное развитие.
  Фантазия изменяет облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна перестановка элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в связи с этим обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека

txtb.ru