Вид творческого воображения связанного с осознанием желаемого будущего называется – ,

Е) помигает запомнить информацию.

$$$ 486 B

Воображение:

А) значительно расширяет и углубляет процесс познания.

В) важная часть творческого процесса.

С) формирует ряд нравственно — психологических качеств личности.

D) помогает в деятельности.

E) подготавливает к восприятию мира.

$$$ 487 B

Какой этап творческого воображения является наиболее важным:

А) возникновение творческой идеи.

В) «вынашивание» замысла.

С) реализация замысла.

D) анализ образов.

Е) обобщение результатов.

$$$ 488 C

Из приведенных определений выберите то, которое характеризует воображение:

А) отражение прошлого опыта человека в виде мыслей, образов, чувств ранее воспринятых предметов.

В) отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств.

С) преобразованное отражение ранее воспринятого.

D) отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.

Е) отражений межпредметных связей.

$$$ 489 B

Какой из приведенных путей создания образов воображения является физиологической основой воображения:

А) гиперболизация.

В) агглютинация.

С) типизация.

D) схематизация.

Е) заострение.

$$$ 490 B

Как называется вид творческого воображения, связанный с

осознанием желаемого будущего:

А) грезы.

В) мечта.

С) фантазия.

D) сон.

Е) мираж.

$$$ 491 C

Кому принадлежат слова « без мечты не было бы прогресса »:

А) Фрейду.

В) Локку.

С) Обручеву.

D) Лисиной.

Е) Божович.

$$$ 492 B

Как объяснить слова К.Д.Ушииского «Сильное деятельное воображение есть необходимая принадлежность великого ума»:

A) значением воображения.

В) взаимосвязью мышления и воображения.

С) необходимостью развития воображения.

D) активном характере воображения.

E) деятельностном подходе.

$$$ 493 A

Что составляет основу развития воображения:

А) труд.

В) познание.

С) устное народное творчество.

D) речь.

E) общение.

$$$ 494 C

Сон, грезы относятся:

А) активному творческому воображению.

В) активному воссоздающему воображению.

С) пассивному непроизвольному воображению.

D) акцентуации.

E) хранительному торможению.

$$$ 495 B

Кто писал, что воля — это « деятельная сторона разума и морального чувства»:

А) Павлов.

В) Сеченов.

С) Теплов.

D) Бехтерев.

Е) Мерлин.

$$$ 496 B

Физиологической основой воли является:

А) динамический стереотип.

В) образование сложных систем нервных связей.

С) совокупность сложных комбинаций рефлексов.

D) агглютинация.

Е) безусловные рефлексы.

$$$ 497 C

Воля:

А) свободна, не зависит от внешних и внутренних факторов.

В) зависит от деятельности коры больших полушарий головного мозга.

С) обусловлена деятельностью мозга и общественно — историческими условиями.

D) не свободна.

Е) обусловлена стереотипами.

$$$ 498 A

Какой этап является наиболее важным в волевом действии:

А) осознание цели.

В) борьба мотивов.

С) выбор решения.

D) анализ.

Е) оценка.

$$$ 499 A

0бщснис – это:

А) взаимодействие лиц с целью обмена информацией познавательного, эмоционального и оценочного характера.

В) контакт.

С) ритуал.

D) средство познания.

Е) опыт человечества.

$$$ 500 B

Трансактный подход (взаимодействие) обосновал:

А) Л.С. Выготский.

В) Э. Берн.

С) Д. Карнеги.

D) А.Н. Леонтьев.

Е) Г.М. Андреева.

studfiles.net

Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем перера­ботки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение как своеобразная форма отражения дей­ствительности осуществляет мыслительный отход за пре­делы непосредственно воспринимаемого, способствует пред­восхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее.

Воображение может быть пассивным (сновидения, гре­зы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на вос­создающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом).

Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения


  • возникновение творческой идеи;

  • «вынашивание» замысла;

  • реализация замысла.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуще­ствляется в различных формах:

  • агглютинация — «склеивание» различных, в повсед­
    невной жизни несоединимых, качеств, частей;

  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предме­
    та, а также изменение отдельных частей;

  • схематизация — отдельные представления сливаются,
    различия сглаживаются, а черты сходства выступают
    четко;

  • типизация — выделение существенного, повторяюще­
    гося в однородных образах;

  • заострение — подчеркивание каких-либо отдельных
    признаков.

У людей «среднего ума» интеллект и творческие способ­ности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня, пути интеллекта и творчества расходятся. Этот

370


уровень лежит в области IQ (коэффициента интеллекта), равного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить тестами.

В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест СтенфордБине и шкалы Векслера. При IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллек­туальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тожде­ственно интеллекту.

Творческое мышление:

1) пластично, т. е. творческие люди предлагают множе­ство решений в тех случаях, когда обычный человек мо­жет найти лишь одно или два;

371


  1. подвижно, т. е. для творческого мышления не состав­
    ляет труда перейти от одного аспекта проблемы к дру­
    гому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зре­
    ния;

  2. оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные,
    непривычные решения.

Креативность как показатель творческих возможностей человека понимается многогранно: «креативность — это продуцирование чего-то нового (идеи, объекта, новой фор­мы старых элементов и т. п.)», это «трансляция, перевод знаний и идей в новую форму», «пересечение двух идей од­новременно», «креативность — это самовыражение лично­сти, способность думать в неисследованных областях без влияния обычаев, свойственных для прошлой практики».
Известный психолог Гилфорд отмечает, что наиболее важными сторонами креативности являются факторы от­крытия (способность развивать информацию сверх того, что дает стимуляция) и факторы дивергентного мышления (способность выходить в различные направления над про­странством решаемой проблемы, отойти от системы при­вычных методов решения). У всех ли есть креативность? Одни ученые считают, что креативность проявляется толь­ко у особых людей в редкие моменты времени, другие по­лагают, что креативные процессы поддаются тренировке и расширению, но большинство уверено, что креативный про­цесс тренировать нельзя, так как он возникает только
в
результате сочетания проблем, индивидуальностей, навыков и специального окружения.


Творцом так же, как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окру­жение для реализации того потенциала, который в различ­ной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Фергю­сон, «творческие способности не создаются, а высвобожда­ются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профес­сиональных умений.

Мысль о необходимости разработки эффективных мето­дов решения творческих задач высказывалась давно, по крайней мере, со времени древнегреческого математика Паппа, в сочинениях которого впервые встречается слово

372

«эвристика». Однако лишь в середине XX века стало оче­видным, что создание таких методов не только желатель­но, но и необходимо. Появление методов активизации перебора вариантов — знаменательная веха в истории человечества. Впервые была доказана на практике воз­можность — пусть в ограниченных пределах — управ­лять творческим процессом. Осборн, Цвикки, Гордон по­казали, что способность решать творческие задачи можно и нужно развивать посредством обучения. Был подорван миф об «озарении», не поддающемся управлению и воспро­изведению.

Но все известные на Западе методы активизации мыш­ления сохранили старую технологию решения творческих задач, связанную с перебором вариантов решения той или иной проблемы. Сегодня ж недопустимо тратить время, средства и силы на «пустые» варианты. Это сравнимо с шахматистом, который, не зная простейших правил и при­емов, годами думает над ходом е2 — е4. А ведь метод проб и ошибок связан не только с огромными потерями време­ни и сил при решении задач. Пожалуй, наибольший ущерб он наносит, не давая возможности своевременно увидеть новые задачи.

Поэтому важно подчеркнуть приоритет нашего соотече­ственника Г.С. Альтшуллера, разработавшего наиболее эффективные и обоснованные методы качественно новой технологии решения изобретательских задач. Именно он является автором современной «теории решения изобрета­тельских задач» (ТРИЗ).


В основе ТРИЗ — представление о закономерном раз­витии технических систем. Материалом для выявления конкретных закономерностей является патентный фонд, содержащий описания миллионов изобретений. Ни в од­ном другом виде человеческой деятельности нет такого огромного и систематизированного свода записей «зада­ча ответ».

Анализ патентных материалов позволил Альтшуллеру выявить ряд важнейших законов развития технических систем.

Особое внимание в этом методе сосредоточено на цент­ральных этапах творческого процесса — анализе задачи и формировании новой идеи, поначалу кажущейся неверо­ятной.

373

Г.С. Альтшуллер пишет, что «суть ТРИЗ в том, что она принципиально меняет технологию производства новых технических идей. Вместо перебора вариантов ТРИЗ пред­лагает мыслительные действия, опирающиеся на знание законов развития технических систем. Мир творчества ста­новится неограниченно управляемым и потому может быть неограниченно расширен»6.

Г.С. Альтшуллер также предложил новый алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

Основой АРИЗ является программа последовательных операций по анализу неопределенной (а зачастую и вооб­ще неверно поставленной) изобретательской задачи и пре­образование ее в четкую схему (модель) конфликта, не раз­решимого обычными (ранее известными) способами. Ана­лиз модели задачи приводит к выявлению физического противоречия. Параллельно идет исследование имеющих­ся вещественно-полевых ресурсов. Используя эти (или до­полнительно введенные) ресурсы, разрешают физическое противоречие и устраняют конфликт, из-за которого воз­никла задача. Далее программа предусматривает развитие найденной идеи, извлечение из этой идеи максимальной пользы.


В программе — в самой ее структуре и правилах вы­полнения отдельных операций — отражены объективные закономерности развития технических систем.

Поскольку программу реализует человек, АРИЗ предус­матривает операции по управлению психологическими факторами. Эти операции позволяют гасить психологиче­скую инерцию и стимулировать работу воображения. Зна­чительное психологическое воздействие оказывает само существование и применение АРИЗ: программа придает уверенность, позволяет смелее выходить за пределы узкой специальности и, главное, все время ориентирует работу мысли в наиболее перспективном направлении. АРИЗ имеет и конкретные психологические операторы, форсиру­ющие воображение.

374

I Здоровье и работоспособность

Современное естествознание рассматривает человека как целостный природный и социокультурный феномен.

В этих целях необходимо выделить некоторую часть свода социоприродных изменений человека и проанализи­ровать их как интегральное образование, неразделимую совокупность. В качестве такой совокупности может быть выделена триада измерений, включающая космопланетар-ное измерение (биосферно-ноосферное, погруженное в кос­мическую среду мира), эволюционно-экологическое и, нако­нец, измерение, выражающее состояние человеческого здоровья преимущественно на популяционном уровне. Данная триада в целом отражает фундаментальные не­разрывные взаимосвязи человека и окружающего его космо-планетарного мира. Совокупность социоприродных измерений человека определяется, в частности, следующими закономер­ностями организованности монолита живого вещества. Во-первых, это взаимодействие живого вещества с потоком солнечной радиации и перевод энергии последнего в связан­ную энергию форм живого вещества, выступающих как трансформаторы космической энергии; во-вторых, действие двух биогеохимических законов (законов Вернадского Бауэра), обусловливающих максимизацию живыми орга­низмами биогеохимической энергии в биосфере; в-третьих, проявление принципа Реди (принципа запрета в отношении абиогенеза7), согласно которому все виды зем­ных организмов происходят от других. Функции здоровья популяций, рассчитанные в соответствующих коэффициен­тах (человеко-часах), параметры их взаимодействия и ли­митирования применительно к данным экологическим свойствам среды могут служить показателями потенциа­ла экологического здоровья человека, социально-трудово­го потенциала общества.


Здоровье человека во многом связано с эволюционно-экологическими основами его психофизической деятель­ности.

Исследования показали, что в современной популяции людей формируются и новые варианты гено- и фенотипов человека. Морфотипы, которые в прежнее время развива­лись в соответствии с различными относительно постоян-

375

ными природно-экологическими и социальными условия­ми, теряют свои преимущества. Ритмы жизни, урбанизация, миграция, современные биосферно-ноосферные экологические изменения в целом предъявляют к людям новые требова­ния. Формируются генофенотипические свойства, которые наиболее адекватно отвечают современным психофизиоло­гическим, социальным потребностям жизни.

Более ста лет назад выдающийся французский биолог и медик К. Бернар выдвинул идею единства здоровья и болезни и, по существу, обосновал учение о гомеостазе. К мысли о гомеостазе он пришел на основе опыта медици­ны и собственных экспериментальных наблюдений. В лек­циях о жизни животных и растений в 1878 году Бернар обобщил этот свод данных. Утверждая единство здоровья и болезни, великий естествоиспытатель писал: «Физиоло­гия болезней, конечно, заключает в себе процессы, которые могут быть присущи им специально, но их законы абсо­лютно тождественны с законами, управляющими функци­ями жизни в здоровом состоянии».

Таким образом, учение о гомеостазе основано на убеж­дении в единстве здоровья и болезни. Поддержание внут­ренней среды как условие свободы жизни — таков сегод­ня принятый большинством в качестве истины принцип общей патологии. Эта идея пронизывает современные обобщающие руководства по общей патологии человека: «Компенсаторно-приспособительные реакции, обеспечиваю­щие гомеостаз, не являются какими-то особыми реакция­ми организма, а представляют собой разнообразные комби­нации его функций, развертывающиеся на той же, что и в норме, материальной основе, но протекающие, как прави­ло, с большей, чем обычно, интенсивностью и нередко со­провождающиеся появлением своеобразных тканевых из­менений».


И.B. Давыдовский, по-видимому, был глубоко прав, по­лагая, что здоровье и болезнь — это два качественно раз­личных феномена, которые могут сосуществовать в инди­видууме. В частности, ученый высказал правильное утверж­дение: сам организм (его центральная нервная система) может быть организатором патологических процессов. Это утверждение он обосновывал результатами большого количества экспериментов. Но один момент высказанной И.В. Давыдовским мысли следует уточнить: организация

376

(самоорганизация) патологического процесса есть органи­зация адаптивной программы в экстремальных, аварий­ных условиях среды, а «патология» есть организованный вариант жизни (выживания) на основе видовой програм­мы приспособления вида. Идеи такого рода присутствуют в работах Н.П. Бехтеревой, Г.Н. Кржижановского и дру­гих ученых.

В чем же основное противоречие и единство феноменов здоровья и болезни? Во-первых, человеческий организм, как и все «отдельности» живого вещества, теленомичен (целе­направлен). Каждый индивид социально-биологически те­леномичен по двум программам бессмертия: в продолже­нии рода и в социально-культурной активности. В обычной жизни в экстремальных условиях возможны «отказы», минимизация психофизиологических функций, что будет субъективно и объективно проявляться в диском­форте, в таких состояниях, которые сам индивид может причислить к категории патологии и болезни.

Во-вторых, если индивид имеет внутреннюю психоэмо­циональную установку на здоровье (в его обычном, житей­ском общепринятом понимании) как высшую ценность и цель жизни, то, как правило, этот индивид избегает труд­ностей, высокого риска, напряженного поиска борьбы. Вос­приятие состояний здоровья и болезни у таких людей бу­дет иным, нежели у тех, кто расценивает свою жизнь как путь достижения высших социальных целей, а само здо­ровье в таком движении жизни — как средство. Людям с этой последней установкой свойственны пассионарность8, подвижничество, творческий порыв, неистовость поиска, стремление к достижению высших целей. Такое направлен­ное психоэмоциональное напряжение, реакцию принято обозначать как реакцию Прометея, отделяя ее от столь неоправданно распространенной на любые болезненные состояния реакции стресса у человека. Реакция Прометея характеризуется изменением порогов сенсорных систем вследствие изменения психоэмоциональной установки так, что раздражители, ранее болезненные, патогенные, оказыва­ются нейтральными, их действие затормаживается. Приме­ры таких реакций многочисленны. Описаны явления, ког­да реакция Прометея охватывала всю жизнь человека — такова была жизнь МЛ. Ломоносова, И. Канта, Б. Рима­на, ВЛ. Вернадского.


377

Есть и интересные примеры внушенной (наяву или под гипнозом) физической или психоэмоциональной понижен­ной чувствительности и, наоборот, внушенных (самовну­шенных) патологических состояний. Это лишь отдельно взятые явления. В целом же изменение уровней чувстви­тельности, реактивности организма постоянно имеет место у каждого человека на протяжении его жизни.

В экстремальных условиях (в случае перегрузки, трав­мы, инфекции, интоксикации и др.) видовая аварийная программа реализуется в том, что существенно (иногда до возможного минимума) сокращается внешняя работа и все резервы направляются на развитие новых внутренних функционально-морфологических механизмов сохранения жизнеспособности, выживания, выздоровления. Организм перестраивает свою жизнедеятельность в максимально за­крытом режиме. Вся эта перестройка на основе видовой аварийно-адаптивной программы для данного индивида, по существу, есть необходимое его вовлечение в процесс эволю-ционно-видового выживания (адаптации вида).

Естественно, что относительно обычной, здоровой жиз­недеятельности такая перестройка оценивается как нечто внешнее, как болезнь. Ясно, что это — новое качество жизнедеятельности индивида на основе видовой адаптив­ной программы, которое И.В. Давыдовский справедливо назвал адаптацией через болезнь. Здесь термин «болезнь» относится к индивиду, к его жизнедеятельности в обычных условиях среды, а понятие «адаптация» отражает более масштабную закономерность видового гомеостаза.

Вероятно, антропоэкологические взгляды древних на то, что здоровье и болезнь суть разные качества жизни, в сво­ей основе справедливы. Как утверждал С.П. Боткин в зна­менитой речи в Военно-медицинской академии (1886 г.), «человек мало-помалу приспособился к различным коле­баниям внешних условий, передавая своему потомству по­стоянно нарастающую способность приспособления, кото­рая в значительной степени увеличивалась с помощью зна­ния и искусства, приобретаемых путем наблюдения и ответа: «Реакция организма на вред недействующие на него влияния внешней среды и составляет сущность боль­ной жизни».

prosdo.ru

Понятие о воображении. Виды и функции воображения — Мегаобучалка

 

С творческим мышлением непосредственно связан еще один важный психический процесс – воображение. В этом процессе отражение действительности происходит в особой форме создания объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), основанного на образах восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения. Воображениеэто деятельность по анализу и синтезу сенсорного опыта, которая либо обусловливается влиянием сознательно поставленной цели (в процессе творчества), либо происходит спонтанно, под воздействием чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Воображение присуще только человеку. Животные могут оперировать образами, присутствовавшими ранее в их непосредственном опыте. Но создавать новые образы, ни одно живое существо, кроме человека, не в состоянии. Только для человека характерно, что он может мысленно представить себе нечто, чего не воспринимал или не совершал в прошлом. Только у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он не сталкивался в своем прошлом опыте. Воображение является необходимым условием любой деятельности человека – от игровой до трудовой. Это связано с тем, что, прежде чем осуществить тот или иной род деятельности, человек должен, как минимум, представить, что именно он будет делать и как он это будет делать. В более сложной, творческой ситуации человек должен еще и представить, каков будет конечный продукт его деятельности. Только создав образ результата, он может наметить адекватные пути разрешения задачи. Среди прочих психических процессов воображение занимает место между восприятием и памятью, с одной стороны, и мышлением – с другой. Но, несмотря на тесную взаимосвязь, оно является отдельной, совершенно особой психической функцией. Можно сказать, что это самый идеальный (или самый «психический») из психических процессов, поскольку он замкнут внутри психики человека и сам по себе не имеет соприкосновения с реальностью, а только через другие процессы – на входе это восприятие, а на выходе – мышление. Однако, несмотря на эту замкнутость, воображение оказывает огромное влияние на развитие человеческого общества. Именно эта функция дает человеку возможность осуществлять творческую деятельность, а также предвидеть последствия своей повседневной деятельности, строить планы на будущее. Таким образом, вся человеческая культура, как материальная, так и духовная, не могла бы существовать, если бы люди не обладали функцией воображения.Образы воображения в отличие от образов восприятия могут быть нереалистичными, фантазийными. Восприятие и память являются основой для воображения. Оно же, в свою очередь, служит основой наглядно-образного мышления. Это позволяет человеку решать задачи в условиях невозможности или нецелесообразности предметных действий.Воображение, как и мышление, может быть репродуктивным (воссоздающим) и творческим. Репродуктивное воображение участвует в повседневной деятельности человека, творческое – включается при решении творческих задач и является основой продуктивного мышления.



Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением.

Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; способствует предвосхищению будущего;«оживляет» то, что было ранее. Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль в создании новых временных связей играет слово. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. Так, паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие. Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убежденность, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремленность, настойчивость. Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения: возникновение творческой идеи, вынашивание» замысла, реализация замысла

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

агглютинация — «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей;

схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах; заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

 

megaobuchalka.ru

Понятие о воображении. Виды и функции воображения.

ТОП 10:

 

С творческим мышлением непосредственно связан еще один важный психический процесс – воображение. В этом процессе отражение действительности происходит в особой форме создания объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), основанного на образах восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения. Воображениеэто деятельность по анализу и синтезу сенсорного опыта, которая либо обусловливается влиянием сознательно поставленной цели (в процессе творчества), либо происходит спонтанно, под воздействием чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Воображение присуще только человеку. Животные могут оперировать образами, присутствовавшими ранее в их непосредственном опыте. Но создавать новые образы, ни одно живое существо, кроме человека, не в состоянии. Только для человека характерно, что он может мысленно представить себе нечто, чего не воспринимал или не совершал в прошлом. Только у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он не сталкивался в своем прошлом опыте. Воображение является необходимым условием любой деятельности человека – от игровой до трудовой. Это связано с тем, что, прежде чем осуществить тот или иной род деятельности, человек должен, как минимум, представить, что именно он будет делать и как он это будет делать. В более сложной, творческой ситуации человек должен еще и представить, каков будет конечный продукт его деятельности. Только создав образ результата, он может наметить адекватные пути разрешения задачи. Среди прочих психических процессов воображение занимает место между восприятием и памятью, с одной стороны, и мышлением – с другой. Но, несмотря на тесную взаимосвязь, оно является отдельной, совершенно особой психической функцией. Можно сказать, что это самый идеальный (или самый «психический») из психических процессов, поскольку он замкнут внутри психики человека и сам по себе не имеет соприкосновения с реальностью, а только через другие процессы – на входе это восприятие, а на выходе – мышление. Однако, несмотря на эту замкнутость, воображение оказывает огромное влияние на развитие человеческого общества. Именно эта функция дает человеку возможность осуществлять творческую деятельность, а также предвидеть последствия своей повседневной деятельности, строить планы на будущее. Таким образом, вся человеческая культура, как материальная, так и духовная, не могла бы существовать, если бы люди не обладали функцией воображения.Образы воображения в отличие от образов восприятия могут быть нереалистичными, фантазийными. Восприятие и память являются основой для воображения. Оно же, в свою очередь, служит основой наглядно-образного мышления. Это позволяет человеку решать задачи в условиях невозможности или нецелесообразности предметных действий.Воображение, как и мышление, может быть репродуктивным (воссоздающим) и творческим. Репродуктивное воображение участвует в повседневной деятельности человека, творческое – включается при решении творческих задач и является основой продуктивного мышления.

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением.

Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; способствует предвосхищению будущего;«оживляет» то, что было ранее. Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль в создании новых временных связей играет слово. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. Так, паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие. Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убежденность, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремленность, настойчивость. Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения: возникновение творческой идеи, вынашивание» замысла, реализация замысла

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

агглютинация — «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей;

схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах; заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

 




infopedia.su

Воображение

Философия Воображение

просмотров — 40

Воображение — психический процесс, заключающий­ся в создании новых образов (представлений) путем пере­работки материала восприятий и представлений, получен­ных в предшествующем опыте.

Воображение как своеобразная форма отражения дей­ствительности: осуществляет мысленный отход за преде­лы непосредственно воспринимаемого, способствует пред­восхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее.

Воображение может быть пассивным(сновидения, гре­зы) и активным, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, в свою очередь, разделяют на воссоздающее(создание образа предмета по его описанию) и творческое(создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом).

Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения:

— возникновение творческой идеи;

— «вынашивание» замысла;

— реализация замысла.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осу­ществляется в различных формах:

— агглютинация — «склеивание» различных в повсœед­невной жизни несоединимых качеств, частей;

— гиперболизация — увеличение или уменьшение пред­мета͵ а также изменение отдельных частей;

— схематизация — отдельные представления сливают­ся, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

— типизация — выделœение существенного, повторяю­щегося в однородных образах;

— заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Факторы, препятствующие успешному мыслительному процессу:

1) косность, стереотипность мышления;

2) излишняя приверженность к использованию привы­чных методов решения, что затрудняет возможность взгля­нуть на задачу «по-новому»;

3) страх ошибки, боязнь критики, страх «оказаться глупым», излишняя критичность к своим решениям;

4) психическая и мышечная напряженность и т. д.

Для активации мышления можно применять специаль­ные формы организации мыслительного процесса, напри­мер «мозговой штурм»или брейнсторминг— метод пред­ложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения «мозгового штурма»:

1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различ­ной профессиональной направленности (для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеется лишь не­сколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. «Запрет критики» — чужую идею нельзя преры­вать, критиковать, можно лишь похвалить, развить чу­жую идею или предложить свою идею.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т. е. в состоянии психической и мышечкой расслабленнос­ти, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.

4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнито­фоне, в стенографических записях) без указания авторства.

5. Собранные в результате брейнсторминга идеи пере­даются группе экспертов — специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10 процентов. Участников в состав «жюри-экспертов» не включают.

Эффективность «мозговых штурмов» высока. Так, в одной из американских фирм на 300 заседаниях «мозгово­го штурма» предложили 15 тысяч идей, из которых 1,5 тыс, идей были незамедлительно реализованы.

Другие приемы повышения творческой активности рассмотрим на практическом занятии.


Читайте также


  • — XI.1. Воображение как фактор поведения (Р.Г. Натадзе).

    XI. ВООБРЖЕНИЕ. XI.1. Воображение как фактор поведения. XI.2. Виды воображения. XI.3. Этапы творческого воображения. Одной из специфичностей человека, резко отличающей его от животного, является способность действовать соответственно воображаемой,… [читать подробенее]


  • — Память, воображение, интуиция.

    Единство чувственного и рационального познания. Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального чувствен­ное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рацио­нальное без чувственного становится… [читать подробенее]


  • — Художественное воображение и уязвимость советского человека

    Активизация воображения во время перестройки облегчалась тем, что в качестве доводов идеологи почти исключительно применяли образы, которые мы не могли соотнести с реальностью. Это были образы иных стран («Запад») или иных исторических периодов («сталинские репрессии»)…. [читать подробенее]


  • — Воображение и поведение

    Помимо мышления и чувств, важнейшим объектом манипуляции сознанием является воображение. Вдумаемся в само слово. Во-ображение! Превращение какой-то частички реальности в образ, создаваемый сознанием (фантазией) человека[101]. Ле Бон писал в книге «Душа толпы»: «Могущество… [читать подробенее]


  • — ВООБРАЖЕНИЕ

    Качества мышления Виды мышления По форме: Наглядно действенные Наглядно образные Абстрактно логическое (словесно логическое) По характеру: Теоретическое Практическое По степени развернутости решаемых задач: Дискурсивные (умозаключающие) Интуитивные… [читать подробенее]


  • — Тема 2.3 Мышление и воображение

    Вывод У испытуемого наблюдается средний уровень переключения внимания. При поиске чисел испытуемый старался запомнить расположение последующих чисел, для быстрой ориентировки. В затруднительном положении испытуемый просматривал с большим вниманием все числа по… [читать подробенее]


  • — Воображение

    Способности к счету Собаки, как мы видели, считают не очень успешно. Но эксперименты проводились в лабораторных условиях. Что можно установить по поведению суки, заботящейся о щенках? Она может лежать с ними рядом день за днем, но в принципе, если помет большой, кажется,… [читать подробенее]


  • — ВООБРАЖЕНИЕ

    Стендаль в своей книге «О любви» написал: «Любить — это значит испытывать наслаждение от возможности видеть, прикасаться, ощущать всеми органами чувств любимое существо, одарившее нас своей любовью». В сексуальной любви органам чувств принадлежит главенствующая роль…. [читать подробенее]


  • — Художественное воображение также основано на истине

    Работа ума состоит не только в пристальном наблюдении и простейших логических рассуждениях (с этим связаны величайшие научные открытия). Есть работа более возвышенная, о ней никто не скажет, как о многих научных открытиях: «И я так мог бы». Данте, Гете, Мильтон, Рафаэль,… [читать подробенее]


  • — Творческое воображение в науке основывается на истине

    Если бы 100 лет назад кто-нибудь сказал людям, путешествующим в дилижансе, пользующимся масляными светильниками, что скоро появится ослепительный, сияющий огнями в ночи Нью-Йорк, что можно будет вызвать помощь, находясь посреди океана, что человек взлетит выше орла, наши… [читать подробенее]


  • oplib.ru

    Шпоры по психологии — n1.doc

    Шпоры по психологии

    Доступные файлы (1):

    n1.doc

    А

    Автором «16 факторного личностного опросника» является C) Р.Кеттел

    Автор термина «принцип доминанты» А) А. А. Ухтомский

    Аккуратность. бережливость — это.. С) Черты, характеризующие отношение ребенка к вещам

    Апперцепцияия — это…

    А) Зависимость восприятия от жизненного опыта

    Активность, избирательность, опосредованность деятельностью-характерные признаки памяти

    А) Человека

    Альтруизм, как черта характера проявляется в В) Форме поведения, ориентирующейся на удовлетворение интересов другого человека или группы без выгоды для себя

    Акселерация — это… В) Ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте
    Б

    Биологический и духовный рост личности в процессе жизни и деятельности -это… В) формирование Бурный рост и развитие организма, половое созревание происходит в возрасте С) Подростковом

    Биологический и духовный рост личности в процессе жизни и деятельности —

    это… С) Формирование
    В

    Возраст, когда развивается внутренняя речь А) после 3 лет

    Возрастной период усвоения грамматической системы русского языка Е) От 3лет до 7 лет

    В онтогенетическом развитии ребенка речь формируется в процессе Е) Общения

    Возраст, при котором формируются такие новообразования, как произвольность ;психических явлений, внутренний план действия, рефлексия

    C) Младший школьный возраст

    Владение способом деятельности — это… А) Умение

    Возрастной период усвоения грамматической системы русского языка Е) От 3 лет до 7 лет

    В каком варианте приведены три вида экстроцептнвных ощущений Е) Зрение, слух, осязание

    Воля — это… С) Сознательная реакция и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на достижение поставленных целей и преодоление трудностей

    Высшая ступень развития творческих способностей называется … С)Гениальностью

    Высшая степень способности личности в определенной деятельности С) талант

    Вид воображения, направленный на создание новых общественно-значимых образов С) Творческое

    Валидность теста Д) Измерение тех знаний для которых разработан тест

    Вид эксперимента, определяющего фактическое состояние педагогической процесса С) Констатирующий

    В каком возрасте социальная ситуация развития представлена следующей схемой: «ребенок-предмет-взрослый» B) Ранний возраст

    Ведущие реакции детей от рождения до 3-х месяцев C) Зрительные, слуховые, эмоциональные

    Внимание, возникающее без предварительной постановки цели А) Послепроизвольное

    Валидность, надежность и объективность В) требования к тестам

    В формировании личности в подростковом возрасте играет огромную роль мнение:

    С )Сверстников, оценка коллектива

    В понятие “наследственность” МЫ вкладываем Д) Воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями

    Высшая форма направленности личности ребенка С) Убеждение

    Ведущими видами деятельности в дошкольном возрасте являются: В)Общение, предметная деятельность и игра

    В теории психологии основные пути запоминания …, являющиеся результатом сознательного намерения запомнить

    В)Непроизвольное и произвольное

    Важнейшие структурные компоненты мировоззрения человека Д) Знаний, взгляды, убеждения, идеалы

    Высшая свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего

    А) Сознание

    Вид памяти, включающие процессы запоминании информации, необходимой только для достижения цели данного действия

    С) Оперативная

    Восприятие принято называть…

    С) перцепцией

    Вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего В) Мечта

    Вид памяти, включающие процессы запоминании информации, необходимой только для достижения цели данного действия Е)ДвигательнаяВрожденное качество, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности ребенка называется…

    С) Одаренностью

    Вид речи, высказывания которой обусловлены высказываниями собеседника Д) Диалогическая речь

    Важнейшие структурные компоненты м ировозрения человека В) Система знаний, взгляды, убеждения, идеалы

    Внешние проявления психической активности ребенка, его непосредственные поступки и действия Е) Поведение
    Г

    Годовалый ребенок может произносить до … слов А)10-12

    Генетически первичной считается … память В) двигательная

    Группировка предметов по признакам вырабатывает у детей умение Е) Сравнивать

    Группе психических явлений, к которым относится характер

    Е) Свойства личности
    Генетически ранней формой памяти является… А) Непроизвольная
    Д

    Движущая сила развития личности С) Противоречия

    Дети к концу третьего года жизни строят фразы состоящие из … и более слов Д)5

    Детская психология тесно связана с науками А)Психология, педагогика, анатомия и физиология человека

    Детей до … необходимо учить наблюдать за взрослыми, за предметами C) 2,5 -З месяцев

    Для исследования того, как ребенок в ходе развития усваивает орудия и средства культуры. был разработан метод, позволяющий раскрыть происхождение процесса В) Экспериментально-генетический метод

    Дидактический тест — это… В) Набор стандартизированных заданий по определен ному материалу

    Для готовности детей к школьному обучению важное значение имеет В) Формирование элементов учебной деятельности

    Дети средней группы учатся говорить… С) Простые предложения

    Деятельность, которая вызывает качественные изменения в психике ребенка Е) Изобразительная деятельность

    Для изучения особенностей взаимоотношений в семье, ребенку предлагается нарисовать рисунок “Моя семья”. Изучается расположение на листе, их размер, преимущественные цвета, это метод исследования…

    Д) проективньий тест

    Деятельность, определяется как Е) Регулируемая сознанием активность
    З

    Звукоподражания, например: му, ав, га-га, бай-бай и.т.д.характерны для детей до лет А) Двух

    И

    Из приведенных суждений выберите то, которое правильно характеризует мышление Е) Мышление — обобщенное и опосредованное отражение действительности

    Изучением человеческих взаимоотношений, явления возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом разного рода в группах занимается С) Социальная психология

    Игры, имеющие самодеятельный творческий Характер А) Сюжетно – ролевые
    К

    Какой фактор развития личности относится к целенаправленным и действует в соответствии с целями общества Е) Воспитание

    К основным процессам памяти, как формы психического отражения относятся C) Запоминание, сохранение, воспроизведение

    Коллектив — это… В) Устойчивая группа, характеризующиеся наличием совместной устремленности к социально значимым целям, совместной общественно-полезной деятельности, отношений ответственной зависимости

    К индивидуальным особенностям мышления относятся Е)Аналитичность ума

    Каждый психический процесс связан С)работой всей нервной системы

    К высшим психическим функциям у человека относится Д)Речь

    К основным свойствам внимания, как психического процесса относятся

    Е) Устойчивость, распределение, переключение

    Качества познавательной деятельности, относящиеся к индивидуальным особенностям мышления

    А) Быстрота, гибкость, глубина и широта, самостоятельность

    К основным свойствам внимания, как психического процесса относятся

    А) Устойчивость, распределение, переключение

    Качества познавательной деятельности, относящиеся к индивидуальным особенностям мышления

    Д) Быстрота, гибкость, глубина и широта, самостоятельность
    Л

    Личность В) Общественная сущность человека

    Личность — это… Д) Субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности
    М

    Метод детской психологии, заключающийся в изучении психического явления у детей, условия проявления и развития которого создаются искусственно В)Эксперимент

    Мышление, непосредственно включенное в деятельность В) Наглядно-действенное мышление

    Метод психологического исследования, специфика которого в целенаправленном исследовании причинно-следственных связей исследуемого явления с другими феноменами С) Эксперимент

    Метод опроса B) Анкетирование

    Методы научно-педагогического исследования E) Наблюдение, беседа, эксперимент, анкетирование

    Метод преднамеренного систематического и целенаправленного восприятия психических явлений Е)Наблюдение

    Мотивы обучения Е) Внутреннее побуждение воспитанника к учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения

    Метод детской психологии, заключающийся в изучении психического явления у детей, условия проявления и развития которого создаются искусственно

    Д) Моделирование

    Малыш может различать камушек, песок, дождь, снег, солньшко. также может их называть с

    В) 1 года б месяцев до 2 лет

    Меланхолик по типу нервной системы В/Слабый

    Метод, предполагающий стандартизированную, выверенную процедуру сбора и обработки данных А) Тест
    Н

    Научно поставленный опыт воспитания или обучения в точно учитываемых условиях, сопоставляемый с аналогичным опытом в других условиях или на другом контрольном объекте — это… В) Эксперимент

    Направленность личности это… D) Совокупность устойчивых мотивов и потребностей, опосредующих цели личности

    Наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка B) Детская психология

    На вопросы: «Где мама», «Где часы» ребенок поворачивается в сторону названного человека в … месяцев Е)7

    Направления психологии ведущими потребностями в поведении человека выступают сексуальная и агрессивная Психоанализ

    Не относится к видам мышления В) Распределенное

    Назовите состояние не являющееся эмоциональной формой ребенка B) Аффект

    Наследуемая форма поведения называется… D) Инстиктом

    Научное мировоззрение позволяет личности С) Правильно воспринимать и осмысливать явления окружающей действительности

    Невербальным средством общения не является Д) Речь

    Нервная система состоит из…

    В) центрального и переферического отделов

    На основе … поэтапного формирования умственных действий, ребенок зная существенный признак понятия, выделяет свойства и составляет их с существеные признаком понятия, а затем делает вывод о том, относится анализируемый предмет к данному понятию или Д) Метода

    Назовите природные предпосылки способностей А) Задатки

    Направления психологии ведущими потребностями в поведении человека выступают сексуальная и агрессивная

    А) Психоанализ

    Научное мировоззрение — это… В) Система норм, ценностей, идеалов и научных знаний личности об

    окружающем мире и месте человека в нем

    Непосредственное целостное отражение предметов и явлений в совокупности их признаков и свойств

    Д) Восприятие

    Надежность теста зависит от

    В) Количества заданий

    Не относятся к формам коллективной познавательной деятельности. А) Восприимчивость, податливость обучения
    О

    От родителей к детям наследственно передаются В) Тип нервной системы

    Организационно-коммуникативные способности педагога Д) Организаторские, коммуникативные, суггестивные способности, пед.наблюдательность, пед.такт, пед. воображение, умение правильно распределять внимание

    Особенность в нравственном воспитании подростков Е) Появление принципов поведения , собственные взгляды и убеждения

    Ответственным периодом для речевого развития является В) 2 год жизни

    Основной способ передвижения детей на первом году жизни … А) Ползание

    Основные факторы развития личности Е) Воспитание, окружающая среда, наследственность, собственная деятельность

    Основой деятельности дошкольника является Е) Игра

    Основные структурные элементы игры С) Игровой замысел, сюжет или ее содержание

    Ощущение — это… С) Отражение отдельных свойств предметов

    Основные факторы развития личности Д) Воспитание, окружающая среда, наследственность, собственная деятельность

    Особенность восприятия младшего школьника C) Эмоциональность восприятия, несовершенность и поверхностность

    Общение со взрослыми у ребенка раннего возраста начинается с… D) с 2-3 месяцев

    Основной стиль общения преподавателя с воспитанником Е) Любой из перечисленных здесь в зависимости от ситуации

    Отражение предметов в явлений в совокупности их свойств и частей В)Восприятие

    Организационно-коммуникативные способности педагога Е) Организаторскиие, коммуникативные, суггестивные

    Основной вид деятельности младшего школьника Д) Учение

    Особенность восприятия младшего школьника Д) Эмоциональность восприятия, не совершенность и поверхностность

    Организованный педагогом процесс восприятия предмета – это D) Обследование

    Особым видом воображения является В) Абстрактное

    Особенности периода от 6 до 10 месяцев В)Ползание, понимание речи взрослого

    Основой деятельности дошкольника является В) Игра

    Определение результативности обучения в единстве с условиями его протекания Е) диагностика

    Отражение действительности опосредованным путем с помощью знаков А) Речь

    Особый класс психических явлений, проявляющихся в форме непосредственного переживания субъектом смысла этих явлений

    А) Эмоции

    Опыт осуществления способов деятельности С) Умения и навыки

    Особенность периода от 3-х месяцев до 5-6 месяцев

    Д) Хватательный рефлекс, различение близких и интонации речи

    Отличительная особенность детей седьмого года жизни С) Умение сравнивать и сознательно запомнить главное

    Общие факторы, влияющие на постановку целей воспитания С) Потребности общества
    П

    По И.П.Павлову сильный, уравновешанный и подвижный тип нервной системы характерен для: В) Сангвиник

    Период возникновения интелекта и речи D) В старшем возрасте

    Подражание звукам у детей понижается в период… C) С 5-6 месяцев до 9-10 месяцев

    Последовательность действий выполняемые дошкольниками по определенным правилам, говорят, что они выполняются по определенным … А) Алгоритмам

    Психологическим механизмом самосознания выступает В) Рефлексия

    Приемы произвольного запоминание Е) Повторение и припоминание

    Повторение, припоминание текста приемы … запоминания В) Произвольного

    По Выготскому, движущей силой психического развития является B) Среда

    Подростковый возраст C) Бурного и в то же время неравномерного развития

    Понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, закономерностей А) знание

    Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей С) Мотив

    Процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение навыками, преобразования реально существующих отношений в качества личности — это… Е) Социализация

    Повторение, припоминание текста приемы … запоминания В) Произвольного

    Понятие ‘зона ближайшего развития” введено Е)Л.С.Выготский

    Первоначальные звуковые реакции: А)гукание, гуление, лепет

    Память бывает…

    В )Кратковременной и долговременной

    Представителем какого направления философской мысли утверждается, что развитие личности происходит целиком под воздействием окружающей среды

    Е) социологизаторства

    Переход от одного возрастного периода к другому С)Кризисами развития

    Психолог, который изучая законы ‘чистой” памяти придумал искусственные слова D)Эббингауз

    Педагогическими способности Е) Совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающих требованиям пед. деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью

    Понятие развитие человека представляет собой В) Процесс физического. психического и социального созревания

    Процесс, основная цель которого состоит в развитии мировоззрения, морали, формирования личности ребенка

    Е) Воспитание

    Процесс передачи информации, использующий средства языка в психологии это: А) Восприятие

    Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщением и опосредованным отражением действительности

    Д) Мышление

    Принцип детской психологии, предполагающий, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо А) Принцип детерменизма

    Познавательная функция развивается… Е) после 3 лет

    Психический процесс создание нового в форме образа, представления им идеи А) Воображение

    Понимание, сохранение в памяти ивоспроизведение фактов науки, понятий, закономерностей В) Знание

    Психика, свойственная живой природе А) Биопсихизм

    Проявление эмоций характеризующихся волевой направленностью Д) Страстью

    Переживание, удовлетворение потребности в чем-либо Д) Радостью
    Р

    Развитие личности — это…

    В) Количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов

    Распределение внимания — ЭТО… В) Одновременное и успешное выполнение нескольких действий

    Речь, развивается в процессе… А)подражания

    Ребенок до … лет может различать вкус ( сладкий, горький, кислый) Д)2

    Речь, обычно сопровождающая игру дошкольника и обращенная, как правило к самому себе

    А) Эгоцентрическая речь

    Ребенок при ориентировке в окружающем пространстве сначало начинает с п

    рактического примеривания”, далее появляется зрительная оценка расположения объектов, исключительно при этом роль … анализатора Е) двигательного

    Ребенок в… возрасте обращает внимание на голос взрослого Д) 3-5 недель

    Ребенок должен понимать и выполнять два-три поручения взрослых например: “Принеси мишку”, “Отнеси ложку” и.т.д. с …лет А) 1года до2лет

    Родоначальник психоанализа

    А)З.ФрейдРебенок с … услышав голос взрослого подает звук Е)3-5 недели

    Развитие способностей и дарований ребенка, главным образом, зависит от. Е)Организации и осуществления целенаправленного учебно-воспитательного процесса
    С

    Средство высшей ступени психики растущего организма человека С) Речь

    Сензитивный период — это… В) период благоприятный для развития чего-либо в психике

    Самооценка личности не бывает.. А) Статичной

    Свойство восприятия, когда ребенка воспринимает лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес Е) Избирательность восприятия

    Совокупность норм поведения, воплощающая наиболее ценные и привлекательные человеческие черты — это… E)Идеалы

    Стиль руководства, характеризующийся товарищеским общением руководителя со всеми членами группы, внимательным отношением к их инициативе, свободным обсуждениям всех вопросов деятельности Е) Демократический

    Словарный запас детей дух лет до … слов A) 300

    Способность сосредотачиваться на главном Е) концентрация внимания

    Способности — это… D) Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешную деятельность

    Способ сбора данных о психологии и поведении путем прямого наблюдения за объектом со стороны В) Внешним наблюдением

    Сенсорное воспитание — это… D) Воспитание, направленное на развитие чувств и восприятия

    Согласно условной классификации, принятой в психологии, выделяют следующие виды мышления

    А) Наглядно-действенное наглядно-образное, абстрактно-логическое

    Среда — это… C) Материальные и духовные условия жизни человека

    Свойства характера определяют следующие показатели личности С)Направленность интересов человека и формы его реакции

    Сенсорные эталоны — это… Д) Это выработанные человечеством представления обосновных разновидностях каждого вида свойств и отношений

    Становление личности в процессе жизни и деятельности под влиянием разнообразных факторов С)Формирование

    Способность ребенка различать звуки и внимательно слушать начинает развиваться в С 2,5-3 месяца до 5-б месяцев

    Сознательная деятельность человека, направленная на развитие у себя положительных качеств личности — это…

    С) Самовоспитание

    Сюжетная игра — это… д) воспроизводение событий, происходящих в жизни или на природе

    Свойства, которые характеризуют всякий алгоритм А) Массовость, определенность, результативность, последовательность

    Способность сосредотачиваться на главном А) Концентрация внимания

    Среда-это… Е) Реальная действительность в условиях которой происходит развитие

    человека

    Способы получения достоверных знаний, обеспечивающих достижение конкретных научных результатов — это…

    В) Методы научно-педагогического исследования
    Т

    Термин «комплекс неполноценности» личности был введен в психологию Е) А.Адлером

    Три кризисных момента ребенка от рождения до поступления в школу C) Младенчество, раннее детство, дошкольное детство

    Тест-это… С) Набор стандартизированных заданий по определенному материалу
    У

    Ученый, изучающий ребенка, как субъекта деятельности А.Н.Леонтьев

    Условное обозначение более или менее выраженных состояний конфликтности возникающих при переходе от одного возрастного периода к другому Е)Возрастной кризис

    Умения — это… В) Способность действовать на основе полученных знаний

    Условия возникновения непроизвольной памяти D) Активное мышление

    Условие становления у ребенка полноценной психики С) Своевременное и полноценное овладение речью

    Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида -это… Е) Личность

    Умение по собственной иннициативе ставить цели и находить пути их решения характеризуют ребенка как…

    В) Самостоятельного

    Усвоение понятий, фактов, теории, закономерностей С) Показатели сформированности знаний

    ‘Укажи предмет’, “Найди по действию”, “Что это” и.т.д. это упражнения развивающие понимание обобщающего смысла слова у детей С) 0т 2-хлет

    Условия возникновения непроизвольной памяти Е)Активное мышление

    Ученый, изучаюший ребенка, как субъекта деятельности B) Н.Леонтьев

    Уровень развития умственных способностей свидетельствуют о возрасте. В ) Психическом
    Ф

    Фрейдизм рассматривает Д) Вопрос о сексуальной жизни человека как причине поведения

    Форма психического отражения, проявляющаяся в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних припятствий В) Воля
    Х

    Холерик — это… С)Тип темперамента
    Ц

    Целенаправленное восприятие пед. явлений для получения объективной информации об изучаемом объекте Е) Наблюдение

    Ч

    Чувственному восприятию времени способствуют все основные процессы жизни, обладающие строгой периодичностью это дыхания и …

    Е) Биение сердца

    Чувства, связанные с переживанием прекрасного Е) Эстетическими

    Цель воспитания выражает А) Потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций
    Э

    Эталон, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их части это … А) Геометрические фигуры

    … — это отражение существенных признаков объекта, абстрагированные от его прочих, несущественных свойств В) Понятия

    Эгоцентричность детского мышления проявляется в Е) В неспособности видеть мир со своей точки зрения

    Эгоцентрическое мышление ребенка — это…

    А) Познавательные позиции личности, характеризующиеся фиксацией на собственных целях и отсутствием ориентированности на переживания других

    ….эмоции возникают в процессе интересной деятельности В) Положительные

    Эталоны сенсорики Е) Основные цвета, геометрические фигуры, различная высота музыкальных звуков
    Я

    … являются составной частью развития у детей задатков дедуктивного и индуктивного способов мышления В) Анализ синтез

    Явление ускоренного развития — это… Е) Акселерация

    “Я — сам” период Д) В 3 года

    perviydoc.ru