В рф к органам исполнительной власти относится – Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет какой орган? Структура исполнительной власти РФ. Правительство РФ

Содержание

Федеральные органы исполнительной власти. Функции федеральных органов исполнительной власти

Каждое без исключения государство организовывает управление жизнедеятельностью общества посредством власти. Это ключевой элемент координации любых отношений социума. Однако власть в том виде, в котором все мы привыкли её видеть, появилась недавно. Если говорить точнее, то государственная форма управления на сегодняшний день основывается на праве. Такое было далеко не всегда. В древние времена власть в племенах, общинах и небольших странах практически во всех случаях строилась исключительно на насилии. Однако, такая форма координации социума действует только в руках сильного и независимого лидера. С его смертью любая насильственная структура попросту рушится.

Позднее люди начали использовать религию. Эта форма организации власти в стране получила большее распространение. Но в эпоху Просвещения, когда на первый план вышла наука и фундаментальные знания, религиозные верования начали забываться. Таким образом, люди начали использовать более подходящую форму организации государственного управления, а именно – право. Следует отметить, что благодаря этой категории, власть в любой стране является легитимной и делится на три основные части. В статье мы рассмотрим лишь одну из них, а также представим основные федеральные органы исполнительной власти. Расскажем про их полномочия и функции.

Понятие власти

Следует отметить, что практически все федеральные органы исполнительной власти РФ существуют для координации общества и отношений в нём. Иными словами, с их помощью верхушка страны реализует свою политическую программу. Таким образом, исполнительные органы достаточно тесно соотносятся с государственной властью. Однако мало кто знает, что собой представляет последняя категория. Существует множество способов её правовой характеристики. Наиболее «классический» взгляд на проблематику государственной власти даёт утверждение о том, что этой категорией обуславливается возможность группы лиц или одной особы полностью контролировать деятельность общества. Следовательно, государственная власть – это не только единичное понятие, а целая система интересов, прав и обязанностей, органов, в лице которых категория фактически реализуется.

Признаки государственной власти

Чтобы понять функции и ключевые задачи органов исполнительного характера, следует ознакомиться с признаками государственной власти. В теории права обычно выдвигается большое количество разнообразных черт государственного управления. Однако наиболее распространёнными являются следующие:

  1. Государственная власть осуществляется при наличии субъекта, объекта и содержания правоотношений между ними.
  2. В законодательстве детально прописаны ключевые полномочия государственных органов.
  3. На практике задачи государственной власти реализуются максимально чётко и полно.
  4. В Российской Федерации, как и в иных странах, действует принцип разделения властей.
  5. В государстве власть легитимна. Лишь в этом случае она будет реализовать свои функции наиболее качественно.

Особенности принципа разделения управления в стране

Следует заметить, что федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации существуют лишь благодаря некогда созданному принципу разделения властей. Как это ни парадоксально, но эта правовая категория была разработана в эпоху Просвещения философами и мыслителями: Шарлем Луи Де Монтескье и Джоном Локком. Согласно этому принципу, власть в любой стране делится на законодательную, судебную и исполнительную ветвь. Такой подход позволяет наиболее полно и грамотно разделить сферы государственного управления между ключевыми органами державы. В этом случае исполнительная власть имеет свою структуру и особенности, о чём будет сказано далее.

Исполнительная ветвь

Как мы понимаем, федеральные органы исполнительной власти состоят в структуре одноимённой ветви государственного управления. Она, в свою очередь, представляет собой систему отдельных полномочий, которые позволяют управлять делами страны. Помимо того, исполнительную власть также часто характеризуют, как систему органов, которые занимаются реализацией законодательства в целом и его отдельных норм. Эти ведомства существуют в виде целостной структуры, основанной по принципу подчинения, иерархичности. Чтобы разобраться, как действуют федеральные органы исполнительной власти, необходимо понять их правовую суть. Понять её не сложно.

Понятие структур исполнительной ветви

Федеральные органы исполнительной власти РФ – это структуры государственного управления, которые непосредственно осуществляют управление Россией. На эти органы возложены специфические функции по реализации норм действующего законодательства. Фактически эти структуры следят за исполнением правовых норм и законностью их реализации. Помимо того, существуют органы, наделённые специфическими функциями. Одной из подобных является обеспечение правопорядка. Следует заметить, что федеральные органы исполнительной власти России имеют свои особенные признаки, структуру, штат, а также исключительные полномочия. При этом их деятельность взаимосвязанна с иными ветвями государственного управления. Таким образом, федеральными органами исполнительной власти являются ведомства, структуры или же организации, отвечающие за исполнение действующего законодательства. Думаем, это понятно.

Признаки ведомств

Федеральные органы государственной исполнительной власти наделены рядом характеризующих признаков, которые нельзя встретить в иных официальных структурах. Таким образом, представленные в статье ведомства имеют следующие характерные черты:

  • Исполнительные органы являются элементом центрального аппарата.
  • Они имеют собственную структуру, которая может изменяться в зависимости от конкретного ведомства.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти распространяют своё действие на всю страну.
  • Их образование происходит в установленном действующим законодательством порядке.
  • В своей работе органы власти исполнительного характера реализуют специфические методы и способы регулирования общественных отношений.
  • В соответствии с регулятивными нормами реализуют руководство в социально-культурной, экономической и административно-политических сферах.

Функции федеральных органов исполнительной власти

Как уже указывалось ранее, исполнительная власть реализует в своей работе ряд специфических задач и функций. Эти категории показывают качество и эффективность упомянутых в статье ведомств. Следует также отметить, что исполнительная власть является всецело независимой ветвью государственного управления обществом. Специфика её функций обусловлена тем, что вся структура, по сути, является методом непосредственной реализации публичных интересов. Это утверждение во многом подтверждается, если детально проанализировать акты федеральных органов исполнительной власти, в которых представлен особый порядок осуществления тех или иных специфических действий. В соответствии с этим суждением, можно выделить ряд ключевых функций:

  • Правозащитная. Свидетельствует о том, что исполнительные органы реализуют на практике принцип соблюдения основных прав и свобод человека.
  • Исполнительная. Позволяет исполнять Конституционные нормы РФ.
  • Обеспечительная. Влияет на многие секторы общественной жизни. Благодаря ей нормально функционирует административно-политический, социально-культурный и хозяйственный сектор Российской Федерации. Именно обеспечительная функция отвечает за общее благосостояние населения державы.
  • Функция обеспечения законности обуславливает существующий режим правопорядка.

Кроме того, в установленном законом порядке исполнительные ведомства могут издавать специальные нормативные акты, что свидетельствует о наличии нормотворческой функции. Полномочия федерального органа исполнительной власти той или иной направленности обуславливаются охранительной функцией всей ветви. В соответствии с её положениями, эти ведомства уполномочены применять различного рода меры юридического воздействия, в случае нарушения правового режима юридическими или физическими лицами. Таким образом, представленные функции во многом объясняют специфику деятельности исполнительной ветви власти в целом. Следует также отметить, что большой интерес представляет структура органов государственного управления. Она имеет характерные черты, во многом обусловленные федеративным устройством РФ.

Центральный исполнительный орган

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим общее регулирование всей структуры этого вида государственного управления, является Правительство РФ. Согласно положениям конституции, это высший или же главный распорядительный, исполнительный орган России. В процессе своего функционирования структура реализует публичную политику государства в той или иной сфере жизнедеятельности человека. В своей работе она подконтрольна исключительно Государственной думе или же парламенту. Такой подход имеет демократические начала построения управления в государстве. Потому что правительство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Оно может осуществлять непосредственную реализацию нормативных актов и отдельных норм действующего законодательства. Нормативное регулирование деятельности указанной структуры представлено в 6 главе Конституции России.

Полномочия Правительства России

Ранее было указано, что Правительство нашего государства является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Оно способно реализовать публичную политику и законодательство государства. Помимо этого, структура имеет ряд иных достаточно интересных задач. Они, в свою очередь, проявляются в полномочиях, которыми наделено правительство. В соответствии с тезисом, можно говорить о том, что Правительство имеет следующие фундаментальные возможности:

  1. Непосредственно разрабатывать, а также предоставлять государственный бюджет РФ.
  2. Обеспечивать грамотное и единое проведение кредитной, денежной, экономической, культурной, экологической, здравоохранительной и социальной политики.
  3. Реализовать управление федеральной собственностью.
  4. Разрабатывать меры, которые обеспечивают государственную безопасность РФ, законность, реализацию прав и свобод человека.

В соответствии с действующим законодательством, Правительство имеет право создавать подзаконную базу. Она, в свою очередь, позволяет более точно реализовать правовой режим, который существует в Российской Федерации на сегодняшний день.

Структура органов исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти, 2014 год для которых стал переломным, с точки зрения системной реорганизации, являются частью одной достаточно большой структурой. Классификация в этом случае осуществляется в зависимости от лица, непосредственно руководящего ведомствами. Следует отметить, что помимо Правительства существует также такой орган, как министерство. Федеральный орган исполнительной власти этого типа является структурированным. В его систему обычно входят службы, агентства и т. п. Что касается министерств, то они, как правило, относятся к правительству.

Итак, сегодня в Российской Федерации исполнительная власть представлена следующим образом:

  1. Министерства и службы. Ними руководит президент Российской Федерации. К числу подобных можно отнести Министерства внутренних, иностранных дел, обороны, юстиции, Федеральные службы безопасности, охраны и т. п.
  2. Ко второй группе относятся ведомства, непосредственно подчинённые Правительству России. Как правило, министерства находятся в составе центрального органа исполнительной власти. А более мелкие формирования (агентства и службы) входят в состав того или иного министерства. Сегодня существует большое количество подобных элементов Правительства. К ним можно отнести Министерства здравоохранения, культуры, природных ресурсов и экологии, промышленности, транспорта, финансов и т. д.
  3. Достаточно интересными по своей сути формированиями являются службы и агентства, деятельность которых координирует президент. Они не входят в состав каких-либо министерств и являются совершенно самостоятельными ведомствами. На сегодняшний день подобных осталось всего пять: антимонопольная служба, служба государственной статистики, служба по надзору в сфере прав потребителей, служба по экологическому, техническому и транспортному надзору, а также агентство по делам национальностей.
  4. В Российской Федерации, учитывая её федеративное устройство, существуют территориальные федеральные органы исполнительной власти. Но они в своей деятельности подчиняются общенациональным, хотя в некоторых локальных вопросах наделены самостоятельностью.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти представляют собой достаточно интересную структуру, которая действует на основе децентрализации подчинения. То есть власть над всей исполнительной веткой разделена между президентом и Правительством России. Свои функции, представленные в статье, органы реализуют через собственные нормативные акты. Например, приказы федеральных органов исполнительной власти достаточно часто регулируют законодательные пробелы, что, безусловно, является крайне позитивным фактором.

Итак, в статье мы попытались разобраться, какие федеральные органы исполнительной власти существуют в России. В заключение следует отметить тот факт, что теоретические аспекты исполнительной власти нуждаются в доработке. Ведь именно от них в дальнейшем будет зависеть качество и эффективность её непосредственной деятельности.

fb.ru

Самостоятельная работа

По форме правления Россия является полупрезидентской (президентско-парламентарной) республикой или республикой смешанного типа.

Главой государства является президент РФ, избираемый народом на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях; издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, не противоречащие конституции и федеральным законам; решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; осуществляет помилование; является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент, не являясь формально главой исполнительной власти, в соответствии с конституцией и федеральными законами, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, назначает с согласия Государственной думы премьер-министра и принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседаниях правительства.

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое состоит из председателя правительства (премьер-министра), его заместителей и федеральных министров. Премьер-министр предлагает президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров; в соответствии с конституцией и федеральными законами и указами президента определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу. Правительство во главе с премьер-министром слагает свои полномочия в случае избрания нового президента.

Федеральное Собрание (парламент РФ) является представительным и законодательным органом, состоящим из двух палат – Совета Федераций и Государственной Думы.

Форма государственного устройства России – федерация; в зависимости от принципа формирования – смешанная национально-территориальная федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющая 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения – Москву и Санкт-Петербург, 1 автономную область, 10 автономных округов; а в теории конституционного права – конституционно-правовая федерация.

Российской Федерации присущ демократический политический режим, так как:

  1. Органы государственной власти формируются выборным путем. (Президент РФ избирается на основе всеобщего равного и прямого голосовании, также избираются депутаты Государственной Думы, которая образует наряду с Советом Федераций Федеральное Собрание (парламент).)

  2. Конституцией признается политический плюрализм (политическое многообразие и многопартийность).

  3. Действующей конституцией признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

  4. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

ПРАВИТЕЛЬСТВО— исполнительный орган власти в правовом государстве, осуществляющий интересы общества в соответствии с законом и под контролем парламента. При президентской форме правления П. формируется президентом, а при парламентской — формируется партийным большинством парламента. П. кроме исполнительной функции обладает и законодательной инициативой.

Управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. И главное в управляющем воздействии состоит не столько в принятии соответствующих законов, а в их реализации, т. е. в строгом проведении в жизнь содержавшихся в них юридически-властных требований

Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти

Понятие органа исполнительной власти. Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Исполнительные органы осуществляют функции общего управления, непосредственное, повседневное оперативное руководство в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах.

Органы исполнительной власти, государственного управления образуются в установленном законодательством порядке — путем избрания или назначения.

Система органов исполнительной власти

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. В соответствии с принципом федерализма действующая система исполнительной власти состоит из следующих звеньев:

— федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации —республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Представляя единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, федеральные органы и органы субъектов федерации в пределах своих полномочий призваны проводить в жизнь социально-экономические преобразования в России в целом, осуществлять эффективную региональную политику, защищать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать правопорядок.

Единство системы исполнительной власти юридически выражается в том, что акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации, а акты последних подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти.

К федеральным органам исполнительной власти относятся:

Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.

Президент Российской Федерации.

На должность Президента —главы государства —может быть избран гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 35лет, постоянно проживающий в России не менее 10лет. Президент избирается сроком на 4года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Порядок избрания Президента определяется федеральным законом.

Президент Российской Федерации наделен широкими полномочиями:

— определяет внутреннюю и внешнюю политику России в соответствии с Конституцией и федеральными законами, его полномочия распространяются и на сферу государственного управления;

— создает органы исполнительной власти, определяет содержание и важнейшие направления деятельности ее системы;

— формирует Правительство Российской

— издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России;

— вправе отменять акты Правительства Российской Федерации и приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации;

— формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, формирует Администрацию Президента;

— является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России;

Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. В случае прекращения полномочий Президентом их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

studfiles.net

функции, полномочия. Высший исполнительный орган :: BusinessMan.ru

В России и многих других государствах есть исполнительные органы власти. Они решают широкий спектр задач в области государственного управления и имеют большие полномочия. В чем специфика работы исполнительных структур в РФ и других странах мира? Как они могут взаимодействовать с другими органами власти?

В чем специфика исполнительной ветви власти?

В большинстве современных государств политическая система выстроена по принципу разделения власти на 3 ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Первая отвечает за разработку норм, регулирующих различные процессы: социальные, экономические, устанавливает технологические, экологические и иные стандарты.

Исполнительные органы также обладают правом издавать нормативные акты, однако по юридической силе они, как правило, ниже, чем те НПА, которые принимаются на уровне законодательной ветви. Основное назначение соответствующих структур — практическая реализация действующих в государстве законов и иных НПА. Судебная власть, в свою очередь, отвечает за применение норм, принятых законодательной или исполнительной властью на практике.

Все 3 типа государственных органов юридически независимы. Однако в конституции государства и иных нормативных актах может быть закреплено, что деятельность исполнительных органов является подотчетной законодательным структурам, и наоборот. В первом случае страна будет, скорее всего, являться парламентской республикой, во втором сценарии — президентской.

Что представляют собой исполнительные органы власти? Их специфика во многом зависит от политических традиций, сложившихся в конкретном государстве.

Так, в России главным исполнительным органом является правительство. Аналогично — во многих других странах мира.

Но, к примеру, в США правительство как отдельная структура не учреждено. Его функции распределены между секретарями, формирующими Кабинет США, который иногда неофициально рассматривается как аналог правительства, но, строго говоря, им не является.

Секретари США имеют полномочия по принятию решений в сферах, за которые они отвечают. В России они иногда именуются министрами — по аналогии с соответствующими должностями в РФ, которые предполагают выполнение схожих функций.

Как в России, так и в США исполнительные и законодательные органы независимы, и в этом смысле политическая традиция в обоих государствах предполагает следование принципу разделения властей.

Но, к примеру, в КНР подобная классификация ветвей власти не практикуется. Исполнительные и законодательные структуры в КНР входят в состав общего органа — Всекитайского собрания народных представителей. В СССР юридическое разделение властей также не было реализовано.

Изучим особенности российских структур государственной власти, которые относятся к исполнительным. В чем особенности их работы и полномочия?

Органы исполнительной власти в РФ

Высший исполнительный орган в РФ — правительство. В нем предусмотрены должности председателя, его заместителей, федеральных министров.

Глава правительства РФ назначается на должность президентом РФ. При этом его кандидатуру должны утвердить депутаты Госдумы. Если нижняя палата парламента РФ откажется назначать премьер-министра, который предложен президентом, 3 раза, то Госдума распускается главой государства, после чего формируется заново на выборах. При этом президент также получает право утвердить кандидатуру премьер-министра единолично.

Заместители председателя правительства РФ, а также федеральные министры занимают свои посты в силу распоряжения президента, но их кандидатуры предлагаются премьер-министром РФ. Глава государства также отвечает за то, какие именно исполнительные органы власти будут функционировать в правительстве — также по предложению премьер-министра. Но о каких структурах в данном случае может идти речь?

Федеральные ведомства РФ

В РФ учреждены следующие исполнительные органы власти: министерства, службы, агентства. Все указанные ведомства функционируют на федеральном уровне. Также можно отметить, что они классифицируются на те, которые находятся в подчинении президента, и те, которые подотчетны правительству. Изучим теперь особенности работы правительства, министерств, служб и агентств подробнее.

Особенности работы правительства

Прежде всего стоит отметить, что деятельность исполнительных органов власти может осуществляться по коллегиальным принципам. То есть решения в соответствующих структурах могут приниматься только на заседаниях с участием компетентных лиц. К таким органам относится правительство РФ. Все ключевые вопросы, находящиеся в сфере его компетенции, принимаются на заседаниях с участием министров.

Поскольку правительство РФ является высшей исполнительной структурой, в его полномочиях находится обеспечение исполнения положений главного закона государства — Конституции РФ. Кроме того, правительство должно осуществлять мониторинг исполнения различными субъектами правоотношений федеральных законов, указов главы государства, международных правовых актов. В данном направлении деятельности власти могут контролировать работу органов управления как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.

Решая поставленные задачи, правительство часто взаимодействует с другими властными структурами. Прежде всего — с президентом. Можно отметить, что у главы государства есть право посещать заседания правительства. Обязательными к исполнению соответствующим органом власти РФ являются указы президента.

Кроме того, правительство активно взаимодействует с парламентом РФ. В частности, оно вправе назначать собственных представителей в законодательные органы власти. В компетенции правительства — внесение на обсуждение в Госдуму законопроектов, направление отзывов об НПА в структуры парламента.

Правительство также выстраивает правоотношение с судебными структурами. Так, в Конституционном суде РФ есть представитель от высшей исполнительной структуры. Правительство решает задачи, связанные с исполнением решений, издаваемых судами. В компетенции высшего исполнительного органа — вопросы финансирования деятельности судов РФ.

Основные компетенции правительства РФ

Полезно будет рассмотреть также то, какими компетенциями обладает правительство РФ. Таковые, прежде всего, подразделяются на общие и специальные. Что касается первых, в принципе, они коррелируют с теми полномочиями, о которых мы сказали выше, а также дополняются такими компетенциями, как:

  • обеспечение функционирования единой модели работы всех органов исполнительной власти в РФ;
  • реализация федеральных программ;
  • осуществление контроля над работой отдельных исполнительных структур.

Специальные компетенции правительства РФ можно классифицировать на те, что имеют отношение к таким сферам, как экономика, бюджетная, социальная политика, вопросы развития науки, культуры, сферы образования, вопросы экологии, обеспечение прав и свобод граждан РФ. С отмеченными типами компетенций коррелируют, в свою очередь, рассмотренные нами выше функции исполнительных органов РФ. Изучим теперь особенности работы ведомств, которые входят в структуру правительства России.

В чем особенности работы российских министерств?

Исполнительные органы государственной власти, полномочия которых считаются вторыми по объемам юрисдикции после тех, что характеризуют должность премьер-министра, — это федеральные министерства. Основные их функции — выработка политики, а также нормативное регулирование в конкретной сфере: в экономике, здравоохранении, безопасности. Возглавляются соответствующие ведомства министрами и характеризуются организацией по отраслевому принципу. Руководители федеральных структур соответствующего типа несут личную ответственность за исполнение ведомством поставленных задач и реализацию им полномочий.

Специфика федеральных служб РФ

Каждая федеральная служба находится в прямом подчинении конкретному министерству. Данные исполнительные органы осуществляют деятельность, связанную с контролем или надзором в той или иной сфере, а также с выполнением специальных функций — чаще всего имеющих отношение к решению задач в области государственной безопасности. Можно отметить, что полномочия по контролю и надзору, которые имеют федеральные службы, могут предполагать мониторинг деятельности муниципальных структур. В этом смысле они уже не будут настолько независимыми от государственных органов.

К тем функциям, которые рассматриваемые исполнительные органы власти осуществляют чаще всего, можно отнести:

  • выдачу лицензий гражданам и юрлицам, которые необходимы им для занятия той или иной деятельностью;
  • осуществление регистрации различных актов, прав, объектов;
  • организация исследований, экспертиз;
  • предоставление гражданам и юрлицам разъяснений по поводу применения норм законодательства;
  • пресечение нарушений законодательства в тех или иных сферах правоотношений.

Федеральные службы находятся в непосредственном подчинении руководителя или директора.

Специфика федеральных агентств РФ

Система исполнительных органов РФ включает также такие учреждения, как федеральные агентства. Как и службы, они подчинены конкретным министерствам. Основные функции, которые выполняют агентства, следующие: предоставление государственных услуг в различных сферах (чаще всего в образовании, в социальной защите, здравоохранении), управление имуществом, которое принадлежит государству, функции по применению положений отдельных норм права. Федеральные агентства также возглавляются руководителем или директором.

Региональные ведомства в РФ

Исполнительные органы государственной власти РФ представлены также региональными ведомствами. В числе таковых министерства и комитеты. Они подотчетны выполняющим соответствующие функции федеральным ведомствам. Например, министерства экономического развития в регионах РФ находятся в подчинении Минэкономразвития РФ. Для исполнительных органов власти в российской политической системе, таким образом, свойственна централизация. В свою очередь, законодательные структуры в регионах в общем случае неподотчетны федеральному парламенту.

Какие есть в РФ местные исполнительные органы, функционирующие на территориях муниципалитетов? Прежде всего, стоит отметить, что местное самоуправление в РФ отделено от государственного, и потому те категории, что используются при описании деятельности федеральных и региональных структур, не всегда применимы в отношении местных. С одной стороны, на уровне муниципалитетов может наблюдаться деление органов власти на те, что выполняют законодательные, исполнительные и судебные функции. С другой, их полномочия могут быть существенно ограничены положениями НПА с более высокой юридической силой — федеральных и региональных.

Поэтому, что касается местного уровня власти в РФ, в отношении него справедливо говорить о том, что на нем представлены органы, являющиеся не исполнительными по сути, а выполняющими лишь функции, подобные тем, что осуществляет правительство РФ и подчиненные ему ведомства. То есть те, что связаны с практической реализацией положений действующих НПА, в том числе тех, что приняты на муниципальном уровне. В этом смысле полномочия исполнительного органа в системе местного самоуправления может иметь, к примеру, городская администрация. Или же ее непосредственный руководитель.

Функции и полномочия органов исполнительной власти РФ

Изучим теперь то, какие функции и полномочия характеризуют исполнительные органы в РФ. Касательно функций — к таковым эксперты относят:

  • разработку подзаконных НПА;
  • обеспечение функционирования системы государственного управления в стране;
  • реализацию государственной политики в различных направлениях;
  • применение административных норм;
  • ведение деятельности, связанной с выдачей лицензий, сертификатов, осуществлением регистрационных действий;
  • административный контроль в различных сферах правоотношений;
  • обеспечение правопорядка;
  • содействие информационному обеспечению работы структур власти.

Что касается полномочий правительства РФ, их спектр закреплен в положениях ст. 114 Конституции РФ. Высший исполнительный орган РФ может:

  • осуществлять разработку проекта бюджета страны и представлять его Госдуме;
  • вырабатывать ключевые принципы национальной финансовой политики;
  • формировать заключения по различным инициативам в данной сфере;
  • определять приоритеты государственного участия в социальной, культурной сферах, в здравоохранении, в вопросах экологии, науки;
  • управлять активами, находящимися в федеральной собственности;
  • обеспечивать безопасность страны;
  • выстраивать международные отношения.

Можно отметить, что данный перечень полномочий правительства не следует рассматривать как закрытый. Отдельными НПА для главного исполнительного органа власти РФ могут быть установлены новые полномочия.

Резюме

Итак, в России реализован принцип разделения власти на 3 ветви. Если говорить об исполнительной, высшим ее органом является правительство. Оно имеет юридическую независимость от законодательных и судебных структур. Формально к исполнительной власти РФ не относится президент, однако его полномочия таковы, что фактически он играет определяющую роль в работе правительства. Он предлагает Госдуме кандидатуру премьер-министра, вправе распустить нижнюю палату парламента РФ, если она откажется назначать председателя правительства, утвердить глав федеральных ведомств.

Структура исполнительной власти РФ представлена министерствами, а также подчиняющимися им службами и агентствами. В регионах РФ учреждены собственные структуры, выполняющие те же функции. Они контролируются органами власти, работающими на федеральном уровне. Органы власти на муниципальном уровне также могут выполнять исполнительные функции — те, что связаны с применением законов, принятых федеральными, региональными и местными властями. Формально местные власти независимы от государственных. Но в ряде случаев их деятельность может контролироваться официальными исполнительными структурами в пределах тех полномочий, которые для них установлены регулирующими нормативными актами.

В других странах мира исполнительные функции, если говорить об общенациональном уровне власти, могут осуществляться иными структурами. Так, в США такой орган, как правительство, не учрежден. Его функции распределены между секретарями, которые формируют Кабинет США. В Китае принцип разделения власти не реализован. Те органы, что решают задачи, свойственные правительству РФ или секретарям США, не имеют юридической независимости от законодательных структур.

businessman.ru

ВОПРОС N 131. К числу органов исполнительной власти в РФ относятся

⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 30Следующая ⇒

Тип вопроса: Выбор возможных правильных ответов

Варианты ответов:

1. Правительство РФ

2. Федеральные агентства

3. Федеральные службы

4. Администрации субъектов РФ

5. Президенты республик в РФ

6. Главы администраций субъектов РФ

7. Федеральное Собрание РФ

8. Совет Федерации

9. Государственная Дума

Варианты ответов: 9

ВОПРОС N 132. Принцип разделения властей в государстве означает …

Тип вопроса: Выбор единственно правильного ответа

Варианты ответов:

1. свобода действий каждой ветви государственной власти

2. невозможность влиять друг на друга в решении государственных вопросов

3. осуществление функций государства различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга

4. разделение труда, примененное к государственному механизму

Варианты ответов: 4

ВОПРОС N 133. Президент Российской Федерации избирается …

Тип вопроса: Выбор единственно правильного ответа

Варианты ответов:

1. Гражданами РФ

2. Гражданами и иностранными гражданами, проживающими на территории РФ

3. Советом Федерации

4. Государственной Думой

5. Федеральным Собранием РФ

6. Конституционным Совещанием РФ

Варианты ответов: 6

ВОПРОС N 134. Право отлагательного вето Президента — это …

Тип вопроса: Выбор единственно правильного ответа

Варианты ответов:

1. временное неподписание федерального закона, принятого Парламентом

2. временное неподписание федерального конституционного закона, принятого Парламентом

3. отказ Президента утвердить федеральный закон, принятый Парламентом

4. отказ Президента утвердить федеральный конституционный закон, принятый Парламентом

5. неподписание закона, принятого Парламентом, в течение 1 месяца

Варианты ответов: 5

ВОПРОС N 135. Регламент Государственной Думы РФ принимается …

Тип вопроса: Выбор единственно правильного ответа

Варианты ответов:

1. Советом Федерации РФ по предложению Президента РФ

2. Федеральным собранием РФ

3. Президентом РФ

4. Государственной Думой РФ

5. В том же порядке, что и федеральный закон

6. В том же порядке, что и федеральный конституционный закон

Варианты ответов: 6

ВОПРОС N 136. Может ли депутат Государственной Думы находиться на государственной службе

Тип вопроса: Выбор единственно правильного ответа

Варианты ответов:

1. Может, как и каждый гражданин РФ

2. Может, только в органах республик в составе РФ

3. Не может

4. Может

5. Может, с согласия Государственной Думы РФ

6. Может, с согласия Президента РФ

Варианты ответов: 6

mykonspekts.ru

3. Система органов исполнительной власти

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Кон­ституцией Российской Федерации, конституциями рес­публик в составе России, федеральными законами и зако­нами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с принципом федерализма действующая система исполнительной власти состоит из следующих звеньев:

1. Федеральные органы исполнительной власти Россий­ской Федерации:

— Правительство Российской Федерации;

— федеральные министерства;

— государственные комитеты Российской Федерации;

— федеральные комиссии России;

— федеральные службы России;

— федеральные надзоры России;

— иные федеральные органы исполнительной власти.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации (республик, краев, областей, городов федерального значения автономной области, автономных округов) — это:

— правительства республик и других субъектов феде­рации;

— администрации краев, областей, городов федерально­го значения, автономной области, автономных округов.

Правительство Российской Федерации.

Правовое положение Правительства, его состав, поря­док формирования определяются Конституцией Россий­ской Федерации и Федеральным конституционным зако­ном «О Правительстве Российской Федерации», приня­тым Государственной Думой 11 апреля 1997 г.

Основные правила организации деятельности Прави­тельства по реализации его полномочий закреплены в Рег­ламенте Правительства Российской Федерации.

Правительство РФ — это коллегиальный орган, кото­рый возглавляет систему исполнительной власти РФ и из­дает административно правовые акты от своего имени.

Состав Правительства РФ

Председатель Правительства

Первые заместители Председателя

Заместители Председателя

Федеральные министры

Правительство в своей деятельности руководствуется сле­дующими принципами:

— верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федераль­ных законов;

— народовластие;

— федерализм;

— разделение властей;

— ответственность;

— гласность;

— принцип обеспечения прав и свобод че­ловека и гражданина.

Правительство в пределах своих полномочий органи­зует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных за­конов, указов Президента Российской Федерации, меж­дународных договоров РФ. Осуществляет систематичес­кий контроль за их исполнением федеральными органа­ми исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Принимает меры по устранению нарушений законодательства Рос­сийской Федерации.

Правительство, согласно Конституции Российской Федерации, обладает широкими полномочиями во всех сферах жизнедеятельности государства.

Правительство РФ издает постановления и распоряже­ния, а также обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издают­ся в форме распоряжений Правительства.

Постановления и распоряжения Правительства обяза­тельны к исполнению в Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать и то, что акты Прави­тельства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Для решения оперативных вопросов Правительство Российской Федерации по предложению его Председате­ля может образовать Президиум Правительства РФ.

Президент РФ обеспечивает согласованное функцио­нирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти.

Министерство Российской Федерации является цент­ральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности. Образуется оно на основании указа Президента РФ, возглавляется мини­стром, который назначается на должность и освобожда­ется от должности также Президентом Российской Феде­рации по представлению Председателя Правительства России.

Министр входит в состав Правительства, его функция­ми являются осуществление государственного управления и координация деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия. Министр не­сет персональную ответственность за выполнение возло­женных на министерство задач.

Министр издает приказы, распоряжения, указания, инст­рукции по вопросам, входящим в его компетенцию.

При каждом министерстве имеется совещательный орган в лице коллегии, состоящей из министра — предсе­дателя, его заместителей и других руководящих работни­ков министерства.

Государственный комитет Российской Федерации явля­ется центральным органом федеральной исполнитель­ной власти, который на основе коллегиальности осуще­ствляет межотраслевое регулирование. Он образуется на основании указа Президента Российской Федерации, возглавляется председателем, который назначается на должность и освобождается от должности только Прези­дентом России.

Председатель Государственного комитета издает прика­зы, распоряжения, указания по вопросам, относящимся к компетенции соответствующего Государственного комите­та, кроме вопросов, подлежащих рассмотрению на заседа­ниях комитета. Решения Государственного комитета по межотраслевым вопросам, имеющим общенормативный характер, принимаются совместно членами комитета и оформляются в виде постановления.

В целях всестороннего рассмотрения основных отрасле­вых вопросов в Государственном комитете образуется кол­легия в составе председателя комитета, он же председатель коллегии, заместителей председателя по должности, руко­водящих работников комитета и других организаций.

К федеральным органам исполнительной власти относятся:

Федеральные комиссии России, например, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Федеральная энергети­ческая комиссия Российской Федерации.

Федеральные службы России, к ним относятся:

— Государственная налоговая служба Российской Феде­рации;

— Служба внешней разведки Российской Федерации;

— Федеральная служба безопасности Российской Феде­рации;

— Федеральная служба России по делам о несостоя­тельности и финансовому оздоровлению и др.

Российские агентства:

— Российское агентство по патентам и товарным знакам;

— Российское космическое агентство;

Федеральные надзоры России:

— Федеральный горный и промышленный надзор России;

— Федеральный надзор России по ядерной и радиаци­онной безопасности.

Федеральные комиссии, федеральные службы, россий­ские агентства, федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют специаль­ные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции.

Эти органы создаются Президентом Российской Федерации.

Территориальные (региональные) федеральные органы.

К ним относятся действующие в пределах края, облас­ти: Государственная налоговая инспекция, управление ста­тистики, военкоматы и др.

К региональным федеральным органам относятся: ко­мандование военного округа, командование пограничного округа, управление железной дороги и др. Эти органы находятся в подчинении соответствующих вышестоящих федеральных органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Субъекты федерации формируют свои систе­мы органов в соответствии с нормативно-правовыми акта­ми, устанавливающими общие принципы организации их органов государственной власти.

studfiles.net

Виды органов исполнительной власти. Структура органов исполнительной власти :: SYL.ru

Конституция РФ определяет, что в стране существует три вида или ветви государственной власти. Это законодательная, судебная и исполнительная власть. Функции органов исполнительной власти, конечно же, отличаются от функций других органов. Сами эти органы могут быть систематизированы на некоторое количество видов.

Понятие и признаки

Орган государственного управления в толковании функционирующего в настоящее время права Российской Федерации ничем не отличается от термина и понятия органа исполнительной власти. То есть эти определения являются идентичными и взаимозаменяемыми при установлении административного правового статуса определенных органов.

По сути организация, являющаяся неотъемлемой составляющей огромного государственного аппарата, которая, к тому же, имеет собственную структуру и компетенцию, считается органом государственной власти. Кроме перечисленного, такая организация обладает определенным территориальным масштабом своей деятельности, а ее формирование и создание происходит в соответствии с законами страны. Исполнительные органы создаются для осуществления ежедневного и постоянного руководства практически всеми областями жизни общества. К этим сферам относятся: административно-политическая, экономическая и другие. Также подобная организация может выступать от имени государства.

Правовой статус

С точки зрения правового статуса органы исполнительной власти области, республики, других субъектов, а также федеральные, являются юридическими лицами. Они обладают определенными правами и обязанностями, то есть гражданской правоспособностью. Они юридически самостоятельны.

Единство системы

Взаимодействие органов исполнительной власти друг с другом, на любом уровне независимо от иерархии является одной из важных характеристик единства этой системы. Статья 77 Конституции РФ говорит, что единую исполнительную власть в нашем государстве представляют федеральные органы исполнительной власти и организации этой же власти, принадлежащие субъектам федерации. Именно благодаря высшему закону страны — Конституции — обеспечивается это единство. Также непосредственное огромное влияние на это оказывают такие факторы, как обязательность указов президента, постановлений и прочих нормативных документов, каковые издает высший орган исполнительной власти. Последним в нашей стране является Правительство. Конституционный суд способен давать надлежащую оценку выдвигаемым исполнительными органами актам на соответствие Конституции. Федеральные суды, в свою очередь, могут квалифицировать действия федеральных исполнительных органов на соответствие законам. Прокуратура исполняет контроль законности мероприятий исполнительных органов, к которым причисляются и местные органы исполнительной власти.

Иерархическое деление

Исполнительные органы государственной власти могут подразделяться по так называемой иерархии в общей системе рассматриваемой ветви власти. На самом высшем уровне при таком делении будут находиться федеральные органы. К ним, в частности, можно отнести Правительство РФ, всевозможные министерства федерального уровня, например, МВД РФ, а также службы и агентства, полномочия которых распространяются на всю федерацию.

Следующую ступень в системе захватывают исполнительные органы государственной власти всех государственных образований Российской Федерации. К этим можно отнести те органы, которые создаются непосредственно в определенной области, крае, республике, входящей в состав России, области или округа. Также к этой категории относят органы городов, имеющих республиканское значение. К таким городам в Российской Федерации причисляют Москву и Санкт-Петербург.

Виды органов исполнительной власти по перечисленным критериям делятся по территории их государственных властных полномочий. Определение границ этих территорий при этом играет важнейшую роль, так как деятельность этих органов напрямую зависит от этой территории. Так, например, Министерство юстиции Республики Алтай является исполнительным органом только в этой республике, за ее пределами его властные полномочия уже не действуют. При этом органы федерального уровня имеют право выполнять собственные права на всей территории России. Помимо этого, они вправе учреждать собственные отделы, управления, не входящие в состав исполнительных органов субъекта федерации (территориальные органы). Вместе с тем, такие территориальные органы реализовывают собственное функционирование именно в субъекте федерации. Помимо этого, могут образовываться и территориально-региональные органы. Их сфера влияния распространяется на несколько субъектов. После этого, таким районам обычно даются соответствующие названия – военный округ, экономический район и т. п.

Принцип федерализма

Перечисленные виды органов исполнительной власти, если рассмотреть их с одной стороны, предполагают иерархическую подчиненность вышестоящих нижестоящим, но, с другой стороны, последние все же имеют определенную самостоятельность. Такая система полностью соответствует основополагающему принципу федерализма. Целостная система органов исполнительной власти в общем образуется за счет реализации этого и других принципов.

Только лишь принимая данный принцип во внимание, необходимо создавать главные критерии распределения государственных властных полномочий как исполнительных органов государственных образований федерации, так и имеющих федеральный статус.

Деление по субъекту

Структура органов исполнительной власти подразделяется также по субъекту, который наделен правомочием создавать государственные органы. Здесь деление происходит на два вида. К первому относятся органы, формирование которых производится непосредственно самой Российской Федерацией. То есть, таким правом последняя наделена высшим законом страны – Конституцией. Соответственно, к данному виду будут относиться исключительно федеральные органы исполнительной власти, ну и, конечно, их территориальные органы.

Другой вид органов по обсуждаемому делению возникает путем их формирования субъектами РФ. Эти субъекты наделены такими полномочиями не только Конституцией РФ, но и своими внутренними конституциями, другими нормативными актами.

Двойное подчинение

Следует отметить, что органы, которые сформированы в государственных формирования (субъектах), зачастую находятся в так называемом двойном подчинении. Они подчиняются и высшим исполнительным органам республики, края, области, а также и определенным органам федерального уровня и значения. К примеру, управление внутренних дел того или иного государственного формирования России будет подчиняться президенту этого субъекта федерации или главе администрации, но в то же время будет подчиненным и у МВД самой федерации.

Способ создания

Следующим делением исполнительных органов на виды можно признать деление по способу их формирования, создания, а также проводимой при этом процедуре. Исполнительные органы при таком подходе бывают двух видов.

Первые – те, которые могут быть созданы главой государства, президентом, то есть верховным официальным лицом. К ним же можно отнести тех, которые формируют руководители и начальники администраций.

Вторые – формируемые Законодательными собраниями страны. Руководители таких органов избираются и наделяются соответствующими полномочиями органами законодательной власти федерации.

Организационно-правовая форма

На несколько видов исполнительные органы могут делиться по собственной организационно-правовой форме. Так, подразделение происходит на следующие органы:

  • правительство;
  • мэрия;
  • федеральная служба;
  • агентство;
  • администрация;
  • министерство;
  • всевозможные отделы, управления, департаменты и тому подобное.

Характер компетенции

Виды органов исполнительной власти принято определять и по содержанию их деятельности.

1. Исполнительные органы, осуществляющие управление на вверенной им территории основным количеством отраслей и сфер деятельности, принято считать органами общей компетенции. К деятельности таких органов можно причислить решение экономического, социального, культурного и других вопросов на определенной территории. То есть, названные органы могут проводить деятельность не конкретно по какому-то одному направлению, а в более широком смысле, охватывать все сферы управления. Одним из таких является высший орган исполнительной власти (Правительство РФ), вдобавок к таким причисляются правительства субъектов, руководители исполнительной власти государственных образований, президенты, губернаторы.

2. Исполнительные органы так называемой отраслевой компетенции, реализующие свою деятельность путем управления теми отраслями и сферами, которые им непосредственно подчинены. Сферы для каждого такого органа при этом могут быть различны.

3. Органы, осуществляющие координацию функционирования и работы отраслевых государственных органов по определенным вопросам, считаются имеющими межотраслевой характер компетенции. К ним относятся министерства, на которые возложены задачи по координации деятельности тех структурных подразделений, которые им подчинены. В основном это федеральные агентства и службы. Министерства, принадлежащие субъектам РФ, реализовывают собственную деятельность в какой-то конкретной сфере.

4. Последними в этом виде деления являются органы, имеющие специальную компетенцию. К ним в основном причисляются федеральные органы исполнительной власти, занимающиеся всевозможными надзорными, разрешительными, регулятивными и тому подобными функциями в разнообразных сферах. Это федеральные агентства и службы.

Органы, различающиеся по принятию решений

По этому критерию система органов исполнительной власти может быть поделена на единоначальные и коллегиальные.

Как следует из их названия, они различаются порядком принятия решений. Если первые могут устанавливать правовые акты путем принятия соответствующего решения одним лицом, то последние – только путем определенного совещания, собрания. Структура органов исполнительной власти значительно наполнена единоначальными органами. Такую классификацию имеют те, у которых руководящую роль занимает одно лицо (начальник или руководитель). В полномочия такого лица входит руководство не только самим органом, но и другими, нижестоящими. Руководитель принимает решения под свою ответственность, и эти правовые акты являются обязательными для всех его подчиненных. Но истины ради следует сказать о том, что такие решения руководитель все же принимает не только сам. На него влияют и коллегиальные органы, которые советуют ему то или иное действие.

При классификации на виды органов исполнительной власти приходится понимать, что в отличие от единоначального органа коллегиальные принимают решение советом или собранием, то есть тут принимает участие некоторое количество человек. Обычно, к таким относятся различные комиссии, правительство, администрации и другие. В таких коллегиальных организациях все заключения обретают силу, если при голосовании будет набрано большинство голосов.

Сотрудничество и отличие

Взаимодействие с другими ветвями власти (судебной и законодательной) происходит методом воплощения различных советов, представительств, а также посредством обмена какими-либо данными и информацией. Точно так же они могут контактировать и с негосударственными организациями.

Перечисленные органы считаются одним из видов государственных органов. Выступая от имени государства, они значительно отличаются по своей цели и деятельности от других организаций – как некоммерческих, так и коммерческих.

www.syl.ru

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет какой орган? Структура исполнительной власти РФ. Правительство РФ

После распада СССР в начале девяностых годов прошлого века образовалось независимое государство – Российская Федерация. Появился новый флаг, гимн и, самое главное, новая Конституция. В статье 10-й Основного закона, который был принят на референдуме в 1993 году, государственная власть была разделена на три ветви.

Отличия от прежней системы

В Советском Союзе применялся термин «государственное управление», оно имело четкую структуру и иерархию. Изменилось то, что теперь исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет система, которая независима от законодательной и судебной. Причем это ясно прописано в Конституции РФ.

Осуществление власти

По Конституции, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет двухуровневая система. На высшем уровне это федеральные субъекты, а на местах — региональные субъекты. Образована единая иерархическая структура.

Но независимость — не значит оторванность, изоляция одной от другой. Все виды гос. власти тесно взаимодействуют друг с другом. Лишь в теории французских просветителей идеальна для демократии такая изоляция, даже, возможно, противостояние в интересах всего общества. На практике это утопия. Такое положение дел приводит к политическому тупику, коллапсу всей политической системы.

Субъекты

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет единая система через функционирование специальных субъектов, наделенных соответствующей компетенцией. В качестве таковых выступают органы исполнительной власти Российской Федерации. Основной закон организует всю власть в стране по принципу федерализма. Отличие федерации от унитарного государства — в том, что имеется двухуровневая система исполнительной власти в РФ с местными региональными законами. Правительство — это высший орган исполнительной власти РФ, которому подчиняются исполнительные субъекты на местах.

Отличие исполнительной власти и административной

Исполнительная и административная власть — это не одно и то же. Последняя служит лишь внесудебной мерой принуждения. Административная власть — лишь один из инструментов достижения целей исполнительной власти, и она не ограничивается лишь внесудебным принуждением.

Юридически большинство распоряжений на всех уровнях осуществляется во внесудебном порядке. Это касается не только исполнительной, но и законодательной власти. Но неправомерно утверждать, что они реализуют административную власть.

Рычаги влияния

Как же выполняются директивы и распоряжения? Для этого в подчинение переданы наиболее влиятельные службы и организации. Это финансовые, органы внутренних дел, армия, службы безопасности, исправительно-трудовые организации и т. д.

Необходимо заметить, что государственное управление как понятие не отражено в Конституции РФ. Ошибочно полагать, что это и есть исполнительная власть. Управление государством намного шире, и как раз включает в себя как исполнительную власть, так и другие институты власти.

Функции исполнительной власти

Выделяют следующие ее функции:

• Направление политики программ общефедерального значения. Примерами могут быть приватизация, национализация, разработка единой энергетической системы и т. д.

Правильное регулирование и обеспечение правового порядка в экономической сфере общества. Примерами являются деятельность антимонопольной службы, охрана частной собственности, поддержка предприятий или какой-либо отрасли производства и т. д.

Эффективное управление предприятий государственного сектора. Ошибочно полагать, что все в нашей стране приватизировано. Существует множество государственных корпораций, государственно-частное партнерство.

Контроль и надзор за работой различных сфер деятельности общества. Примерами может служить контроль за деятельностью Рособрнадзора в сфере образования, Росмеднадзора в сфере медицины, Роспотребнадзора в сфере питания и защиты потребителей и т. д.

Признаки

Первый признак – субординация, когда нижестоящая власть подчиняется вышестоящей. Правительство Российской Федерации — высший орган исполнительной власти РФ, главное учреждение в этой системе.

Второй признак – организация. Существует целая система для реализации законов на всех уровнях государства.

Третий признак – повсеместность. Везде, где есть человеческие коллективы, так или иначе присутствует исполнительная власть.

Четвертый признак – огромные ресурсы. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет целая система с широкими возможностями: правовые, экономические, информационные, силовые, технические службы. Все они подчинены единому управленческому центру для поддержания всей полноты исполнительной власти.

Пятый признак – силовое внесудебное воздействие. Для этого существует множество служб принудительного характера: армия, полиция, органы государственной безопасности, национальная гвардия и т. д.

Шестой признак – контроль над исполнительной властью. Это обязательное условие правового государства. Несмотря на разделение властей, для эффективного исполнения всех законов необходим широкий контроль, который могут осуществлять парламент, счетная палата, прокуратура. Широкие полномочия по контролю имеет институт президентства в Российской Федерации. Большое значение имеют демократические институты — свободные СМИ, гражданское общество, инициативные группы контроля и т. д.

Система и структура исполнительной власти РФ

Наибольшее затруднение вызывает иерархия. Исполнительную власть осуществляет система органов исполнительной власти, являющаяся частью общей структуры государственной власти. Они учреждены самим государством с целью претворения в жизнь всех законов и нормативно-правовых актов, принимаемых соответствующими компетентными субъектами.

Органы исполнительной власти РФ входят в единую управленческую систему. Однако их перечень не определен в Конституции РФ.

Классификация

От роли, масштаба деятельности, компетенции, способу образования различают:

1. Россия — федеративное государство. Отсюда существует как федеральная исполнительная власть РФ, так и региональная. Президент и его администрация формально не входят в эту структуру, но активно ее контролируют. Глава государства — гарант конституционных норм, а также прав и свобод граждан, следовательно, он обязан следить и корректировать работу всех органов власти. Но юридически президент не входит в эту структуру. Высшим органом исполнительной власти РФ является правительство во главе с председателем.

2. В зависимости от компетенции выделяют органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. К первым можно отнести региональные правительства и администрации краев и областей. В качестве примера органов отраслевой компетенции можно привести министерство сельского хозяйства, министерство по чрезвычайным ситуациям и т.д. К межотраслевым относится служба занятости населения, органы статистики.

3. В зависимости от порядка разрешения вопросов структура исполнительной власти РФ подразделяется на коллегиальные органы и единоначальные. Первые обсуждают наиболее важные вопросы (правительство Российской Федерации как высший орган государственной власти РФ, правительства регионов, комитетские собрания и т. д.). Единоначальные органы — это обычно те, которые работают в штатном режиме для устранения бюрократической волокиты.

Роль Главы государства в функционировании исполнительной власти

Формально, как уже отмечалось выше, президент РФ не является частью системы исполнительной власти. Он стоит «над всеми ветвями», а его власть образует четвертую ветвь – президентскую. Отсюда возможно непонимание того, кто именно возглавляет правительство РФ, исполнительная власть кому именно должна подчиняться. Правильный ответ – председателю, которого непосредственно назначает глава государства.

Конституционное подчинение президенту РФ

Основной закон содержит ряд статей, которые «подчиняют» правительство президенту. В частности, ст. 83 Основного закона. Согласно данной статье, президент РФ назначает председателя правительства РФ. Следовательно, можно предположить, что если премьер-министр подчиняется главе государства, то все исполнительные органы государственной власти РФ также ему подчиняются.

Роль Государственной думы в назначении Председателя

Как бы то ни было, но президент должен назначить председателя правительства с одобрения Государственной думы. Возможно, это сделано с целью продуктивного взаимодействия между этими институтами власти. Таким образом, юридически может показаться, что Российская Федерация — парламентская республика. Государственная дума только утверждает кандидатуру главы исполнительной власти, предложенную президентом. Своих кандидатов парламент предложить не может, а также не участвует в формировании кабинета министров.

Но и здесь не все так однозначно. Согласно Конституции РФ, президент предлагает лишь два раза. Если кандидатура отклоняется, то Государственная дума распускается. Назначаются новые выборы в нижнюю законодательную палату. Также президент имеет право оба раза предложить одного и того же человека. После роспуска он спокойно может утвердить неугодную Думе кандидатуру. Таким образом, видно, что больше «пострадает» законодательный орган, а нужный глава правительства все равно будет утвержден. Такая процедура превращает утверждение нижней законодательной палатой председателя правительства в простую формальность.

Но после этого влияние президента на исполнительную власть не ограничивается. Согласно Конституции, он может освободить председателя правительства РФ. Кроме того, именно президент РФ утверждает на должность этих министров по предложению премьер-министра. И, судя по тому, что в Основном законе количество таких отклонений не установлено, оно бесконечно.

Естественно, на практике подобное вряд ли произойдет. Но в теории юридически это вполне возможно. Из этого может показаться, что глава государства фактически формирует правительство и единолично назначает его главу. Но это не так, хотя по Конституции ему разрешается председательствовать на заседании правительства. А Федеральный закон «О правительстве РФ» дает ему это право и на президиуме.

Но, несмотря на это, юридически главой является председатель правительства. Согласно Конституции, к его компетенции относится определение направления работы высшего исполнительного органа, организация его работы. Также он обладает решающим голосом. Председателю напрямую подчинены исполнительные органы государственной власти РФ.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что исполнительная власть направлена на практическую реализацию распоряжений и законов вышестоящих органов. К таковым относятся подзаконные акты главы государства, нормативно-правовые акты законодательной власти, Федеральные законы и другие правовые документы, регламентирующие ее деятельность. Кроме того, она обладает мощными инструментами для их реализации. Ей напрямую подчиняются целые системы экономического, информационного, силового и других видов воздействия. Поэтому она неразрывно связана с понятием государственного управления. Но нельзя ставить знак равенства между ними. Несмотря на то что исполнительная власть составляет огромный пласт государственной власти, последнее понятие намного шире и включает другие властные институты в стране, такие как институт президенства, законодательные субъекты власти и другие.

От слаженной системы государственной власти зависит благополучие, мир и стабильность в стране. Одно дело — издавать законы, но если граждане видят, что их никто не выполняет, что власти не справляются со своей работой, наступает хаос, охлократия, политическая нестабильность. Это можно было наблюдать в конце прошлого века. После падения авторитарного по меркам правоведения государства в нашей стране появилось новое — правовое, демократическое. Базовые декларации Конституции остались прежними: права и свободы граждан, равноправие в суде, независимость судей, принцип презумпции невиновности и т. д. Но реально картина выглядела немного иначе. В отсутствие сильной и волевой власти, а именно исполнительной, все это свелось на нет. Беззаконие, насилие, уход от налогов, тотальная коррупция привели к таким потрясениям и разрухе, от которых не пострадали даже многие государства, ведущие военные действия.

Российская исполнительная власть на современном этапе своего развития подвергается количественным и качественным изменениям. Ведь она не просто слепо исполняет законы и следит за их реализацией. Данная власть борется и со многими внешними угрозами. Например, осуществляет борьбу с терроризмом и экстремизмом как внутри страны, так и за ее пределами, техногенными катастрофами, лесными пожарами. В их подчинении для этой цели служат такие федеральные службы, как министерство по чрезвычайным ситуациям, службы государственной безопасности, недавно созданная национальная гвардия. Конечно, некоторые службы лично подчинены главе государства, но они выполняют те же цели и все вместе следят за спокойствием и конституционным порядком в стране.

fb.ru