В различных классификациях цивилизаций – § 1 Традиционные и техногенные типы цивилизаций и их базисные ценности | Глава 2. Наука в культуре современной цивилизации | Читать онлайн, без регистрации
17. Основные характеристики и классификация цивилизаций. Различия между цивилизацией и культурой.
Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. По времени термин «цивилизация» возник гораздо позднее термина «культура» — лишь в XVIII веке. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно свести к трем основным.
В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовный аспект и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Сторонники третьего подхода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы» (1918 — 1922) , согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер. Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.
Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней три основные стадии: 1) аграрно-традиционную, характерную для рабовладельческого и феодального общества; 2) индустриальную, связавшую с капитализмом. 3) Постиндустриальная. Она вызвана научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество. Существуют также и другие классификации. Так, в зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть глобальной, то есть мировой, континентальной (например, европейская), национальной (французская, английская), региональной (североафриканская). Иначе смотрят на классификацию цивилизаций ученые-востоковеды, которые полагают, изначально она распалась на два «древа» — Запад и Восток, обладающие своими, неповторимыми путями развития. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются: 1) образование государства; 2) возникновение письменности; 3) отделение земледелия от ремесел; 4) расслоение общества на классы; 5) появление городов. В цивилизации особую роль играет технология. Для нее характерны устойчивая цивилизация, малоподвижность, инерционность, порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация. Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начало, самоценность, стремление к возвышенному идеалу.
studfiles.net
ЕГЭ. Общество. Тема № 11. Цивилизация и её типы |
Цивилизация – это слово иностранного происхождения, пришло в русский язык из греческого языка и обозначает « гражданский».
Один из путей изучения истории – цивилизационный. Так что же такое цивилизация и каковы её типы?
Цивилизация
Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.
Существует несколько классификаций цивилизаций.
Первая классификация цивилизаций
- Локальные цивилизации-общности людей, которые занимают определённую территорию и отличаются уникальными, только им свойственными особенностями социально-экономического и культурного развития. Складывается такая цивилизация на основе одного или нескольких этносов, имеет одну религию. Так в период Древнего мира уникальной были цивилизации Рима. Египта, индии и других государств.
- Линейно – стадиальные цивилизации, их ещё называют мировыми, это этап в развитии общества, имеющий универсальные, то ест общие черты развития, свойственные всему человечеству в этот период, все локальным цивилизациям:
— это примерно одинаковый уровень экономического, военного развития, политического устройства,
— примерно один и тот же уровень знаний об окружающем мире.
—одинакова роль религии, хотя их в мировой цивилизации много
— включает в себя представителей многих рас, этносов.
Так, в период Древнего мир как бы ни отличались Рим и Египет, но они стояли примерно на одном уровне развития(например, войны велись на колесницах и пешими лучниками, не было же тогда в какой-то стране танков).
Линейно-стадиальные цивилизации:
Античность
Средневековье
Возрождение
Просвещение
Новое время
Новейшее время
Вторая классификация цивилизаций
- Западная цивилизация
- Восточная цивилизация
Сравнение западной и восточной цивилизации
Линии сравнения | Западная цивилизация
| Восточная цивилизация
|
Роль религии | Рациональное сознание, Разделение светской и духовной сфер жизни, появление атеистов- людей, не верящих в Бога. | Велика роль религии , религиозных ценностей, вся жизнь людей и государства в целом основана на религиозных ценностях. |
Восприятие мира | Рациональное и в то же время противоречивое. | Эмоциональное, вера в судьбу, в постоянное чередование смертей и возрождений. |
Отношение к природе | Меньшая зависимость человечества от природы, использование интенсивных технологий, появление глобальной экологической проблемы. Стремление подчинить себе природу. | Зависимость экономики от природных условий, экстенсивный характер технологий, гармония с природой. |
Политическая сфера | Правовое государство, верховенство закона, строительство гражданского общества, выборность органов власти, парламентаризм. Принцип разделения властей. Развитые горизонтальные связи в обществе, прогрессивный тип развития. | Общество полностью подчинено государству, деспотический характер власти, власть выше закона. Вертикальный тип связей, отношения господства и подчинения. Полная зависимость от властей, отсутствие горизонтальных связей. Восточная деспотия, неограниченная власть, обожествление монарха. |
Социальная сфера | Развитая классовая структура, а со временем стирание классовых различий, наличие профсоюзов, партий, общественных организаций. | Сословная социальная система, трудность или невозможность перейти из одного сословия в другое, общинность, замкнутость. |
Человек в обществе | Приоритет прав и свобод в человека, его интересов, индивидуализм сознания. Приоритет свободной личности, которая обладает гражданскими правами. Ценность индивидуальной свободы и самостоятельности. | Принцип коллективизма, незащищённость большей части общества, беззаконие. Приоритет системы подчинения личности обществу. |
Экономическая сфера | Развитая частная собственность, рыночная экономика, престиж предпринимательской деятельности. | Слабо развита частная собственность, в основном -общинная и государственная собственность. Защищена законом только собственность высшего слоя общества. Власть рождает собственность. Отсутствие власти — отсутствие собственности. |
Отношение к прогрессу | Прогрессивное развитие общества, модернизация, использование инноваций, развитие общества носит поступательный характер. | Поддержание традиционного образа жизни, развитие общества носит циклический характер. |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
obschestvoznanie-ege.ru
Классификация цивилизации — Мегаобучалка
Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней две основные стадии:
1) аграрно-традиционную, характерную для рабовладельческого и феодального общества;
2) индустриальную, связавшую с капитализмом.
В современной литературе активно разрабатывается идея, согласно которой примерно с конца 50-х годов нашего столетия берет начало третья стадия цивилизации — постиндустриальная. Она вызвана научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество.
Существуют также и другие классификации. Так, в зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть глобальной, то есть мировой, континентальной (например, европейской), национальной (французская, английская), региональной (североафриканская).
Иначе смотрят на классификацию цивилизаций ученые-востоковеды, которые полагают, изначально она распалась на два «древа» — Запад и Восток, обладающие своими, неповторимыми путями развития, из которых «естественным» и «нормальным» признается восточный, тогда как западный рассматривается как мутация, отклонение.
Другие ученые также предлагают разделить все цивилизации на два типа, но дают им иное толкование: одна из них – техногенная – объявляется характерной для Западной Европы, а вторая – психогенная – для восточных стран, примером которой может служить индийская цивилизация прошлого. Наконец, иногда к цивилизации относят материальную культуру, а под собственно культурой имеют в виду духовную культуру.
При всем разнообразии существующих точек зрения на цивилизацию они во многом совпадают относительно рядя ее черт. Наиболее важнымипризнаками и чертами цивилизации считаются:
1) образование государства;
2) возникновение письменности;
3) отделение земледелия от ремесел;
4) расслоение общества на классы;
5) появление городов.
При этом наличие первых двух признаков практически всеми признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение.
В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для нее характерны: устойчивая цивилизация, малоподвижность, инерционность, порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация.
Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начало, самоценность, стремление к возвышенному идеалу.
Общество, культура и человек
Общество, культура и человек неразрывно, органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Тем не менее оценка этой роли претерпела заметную эволюцию.
До относительно недавнего времени высокая оценка роли и значения культуры не вызывала сомнения. Конечно, и в прошлом были кризисные периоды в истории того или иного общества, когда существующий образ жизни подвергался сомнению. Так, в Древней Греции возникла философская школа киников, выступившая с позиций полного отрицания общепринятых ценностей, норм и правил поведения, явившаяся первой формой цинизма. Однако такого рода явления были все-таки исключением, и в целом культура воспринималась положительно.
Критика культуры
Ситуация начала существенно меняться в XVIII веке, когда возникла устойчивая тенденция критического отношения к культуре. У истоков этой тенденции стоял французский философ Ж.-Ж. Руссо, который выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией. Он также провозгласил лозунг о «возврате в природу».
По другим мотивам, но еще более критически оценивал западную культуру Ф. Ницше. Свое отношение он объяснял тем, что в современной ему культуре господствуют наука и техника, не оставляющие места для искусства. В начале XX века австрийский психолог 3. Фрейд находит новые основания для критики культуры. Он смотрит на жизнь человека через призму двух основных, по его мнению, инстинктов — сексуального (инстинкт Эроса, или продолжения жизни) и разрушительного (инстинкт Танатоса, или смерти). Культура, согласно концепции Фрейда, своими нормами, ограничениями и запретами подавляет сексуальный инстинкт и потому заслуживает критической оценки.
Резко отрицательное отношение к культуре демонстрируют некоторые тоталитарные идеологии. В качестве примера в этом отношении можно указать на фашизм. Широкую известность приобрела фраза одного из героев нацистского писателя Йоста, который заявлял: «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за свой пистолет». Для обоснования подобной позиции обычно используется уже знакомая ссылка на то, что культура якобы подавляет здоровые инстинкты человека.
megaobuchalka.ru
Классификация цивилизаций [Типы, Виды] — какие бывают, сколько, примеры, разновидности, вики — WikiWhat
Основная статья: ЦивилизацияСодержание (план)
Пространственная характеристика цивилизаций показывает, что их существует немало. Философы доводят общее количество цивилизаций до двадцати одной и, обобщив их схожие принципы, останавливаются на пяти.
Первые цивилизации ограничивались в Северной Африке рекой Нил, Передней Азии — Евфратом и Тигром, Индии — Гангом, Средней Азии — Амударьей и Сырдарьей, Китае — Хуанхэ и Янцзы. Позже вместо речной цивилизации пришла цивилизация морская (например, средиземноморская цивилизация), как более полно отвечавшая возросшему уровню общественных процессов. Постепенно размах цивилизаций стал измеряться мировыми океанами.
В современной науке различают локально-региональные или континентальные цивилизации. Часто употребляются термины: цивилизации Древнего Египта — Междуречья, античной Греции — Рима, Европы, Востока и др.
Цивилизации Востока и Запада
Цивилизация Востока и Европы (Запада) взаимно различаются по своей традиционной и техногенной природе. Так, в отличие от речной и сухопутной цивилизации Востока древним грекам удалось создать морскую цивилизацию, а в Новой и Новейшей истории европейцам — океанические цивилизации. В свою очередь, на Западе через ускорение научно-технического развития обеспечивались высокие темпы, соответственно улучшались условия жизни населения, и все более сильное влияние Запада ощущалось во многих частях мира, в том числе и на Востоке. Определённым образом это обусловило столкновение цивилизаций, которое глубоко мыслящие интеллекты не могли не замечать. Так, английский поэт Д. Р. Киплинг в произведении «Баллада о Востоке и Западе» писал:
О, Запад есть Запад, Восток есть Восток.И с мест они не сойдут,Пока не предстанет Небо с ЗемлёйНа Страшный господень суд.Восток
см. Восток (макрорегион)
Как известно, первые цивилизации возникли на Востоке. Восток, как географическое понятие, охватывает азиатский континент и север Африки. В нем в наиболее типичном виде выражаются нигде, кроме как здесь, не встречающиеся историко-культурный, общинный (совместное ведение хозяйства на общинной земле), традиционный (особое отношение к традициям и обычаям), общественно-политический (особый государственный тип, выражающий приоритет общинности над индивидуализмом), духовный (соседство различных религий, переплетение интуитивного и рационального) аспекты жизни людей. Хотя Восток по своим основным признакам является целостным миром, здесь не отрицается наличие ни разнообразных локальных цивилизаций, ни социально-культурных противоположностей.
В современной науке принята точка зрения, согласно которой восточные цивилизации в определённой степени являются альтернативными цивилизациями европейско-христианской социально-культурной общности.
В духовной жизни Востока имели место абсолютизация религиозно-мифологических представлений и мышления. В мировоззрении людей тогда не было деления мира на Природу и Социум, на природное и неприродное. Поэтому у восточных людей восприятие мира было синкретичным («все существующее в единстве», «всё во всём»). При таком восприятии мира поведение людей, их судьба по законам Космоса не могут быть свободными. В таком мировоззрении судьбу людей определяют Природа, Социум и Государство. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Политическая жизнь на Востоке опиралась на принцип «сила — власть — собственность».
Запад
Термин «Запад» вначале употреблялся для выражения цивилизационно-культурного развития Европы XV-XVII вв. В настоящее время под этим словом понимается совокупность таких духовных ценностей, как христианско-рационалистические традиции просвещения, представительная демократия, преимущества индивидуализма над коллективизмом, научно-технический прогресс и др.
«Западность» своими корнями уходит в глубокую античность, в частности, в Рим эпохи достижения мирового уровня.
На этой странице материал по темам:Класифікація цивілізацій.
Цивилизация классификация цивилизации c ghbvthfvb
Морские цивилизации это
Разные виды цивилизации
Примеры речных цивилизаций и морских цивилизаций
Где, когда и каким образом возникли первые цивилизации?
Чем характеризуются речная, морская и океанская цивилизации?
Объясните соотношение географического и социально-культурного толкований термина «Восток».
Объясните научный статус термина «Запад».
wikiwhat.ru
Типы цивилизаций. Понятие цивилизации :: SYL.ru
Понятия «культура» и «цивилизация» изучаются в школе, однако школьная программа не позволяет выделить на их изучение достаточного количества времени, между тем с ними приходится сталкиваться постоянно. Особенно это касается тех, кто собирается стать социологом, психологом или историком.
Что такое цивилизация?
Под цивилизацией следует понимать относительно высокую степень культуры, которая появилась спустя какое-то время после варварства. Существует несколько подходов к данной терминологии и несколько концепций, с помощью которых выделяют типы цивилизаций. Само слово произошло от латинского civilis, что в переводе означает «гражданин».
Также под цивилизацией понимают какую-либо конкретную историческую популяцию, которая практиковала земледелие и ремесло, возводила города, использовала письменность, а также была объединена нормативностями порядка, установленного на существующей системе ценностей, разработанной обществом.
Что такое культура?
Понятия «культура» и «цивилизация» несколько различаются, поскольку первое включает в себя самую различную человеческую деятельность, все ее формы и способы самовыражения. Речь идет о накоплении обществом в целом и человеком в частности различных навыков и умений. Культуру также можно рассматривать как отображение человеческой объективности и субъективности.
Культура является общей совокупностью всевозможных форм деятельности, которые может осуществлять человек. Ученые именуют культурой целый набор кодов, которые навязывают человеку определенную модель поведения, при этом учитывая возможность появления собственных мыслей и переживаний. Источником появления культуры следует рассматривать познание и творчество, осуществляемые человеком.
Назад в прошлое
Древние цивилизации уже давно не дают покой историкам и культурологам всего мира, поскольку именно они создали технологии, которые сегодня уже окончательно утрачены. До сих пор нет точных данных о том, какая из цивилизаций возникла первой, каким образом это произошло, и что стало причиной ее зарождения.
Большинство историков склоняется к тому, что самый первый народ, который можно смело именовать цивилизацией, – шумеры, которые жили в период 3500-4000 лет до н. э. Спустя полторы тысячи лет существования она после междоусобных войн исчезла. Древние цивилизации оставили потомкам послание о том, что первая из них появилась на Крайнем Севере, но ее жители были уничтожены арктическими льдами. Упоминания об этой цивилизации можно найти в письменах индейцев, китайцев, египтян и даже эскимосов.
Типология цивилизаций
Чтобы хоть как-то типологизировать понятие цивилизации, были придуманы критерии, на основе которых рассматривались все жившие ранее народы. Речь шла об общих чертах духовной жизни, наличии общих интересов, способных повлиять на дальнейшее развитие, взаимослиянии культур, а также о взаимной зависимости экономического прогресса и исторической судьбы.
Благодаря всем этим критериям ученые сумели сформировать наиболее актуальные типы цивилизации: восточный, западный, современный, а также природные сообщества. Каждый из них обладает своими особенностями, полностью разобраться в которых сможет только весьма сведущий историк или культуролог.
Западные цивилизации
Западный тип цивилизации является особой разновидностью развития, которая включает в себя несколько этапов исторического и культурного роста Северной Америки и Европы. У такого типа существует целый ряд ценностей, среди них ориентация на новое, привитие уважения к личности человека, установка на индивидуальность каждой личности.
Выбор демократии, рациональность, уважение к чужой собственности и идеалы терпимости в данном типе стоят на втором плане, однако играют достаточно значимую роль. По мере своего развития западная цивилизация трансформируется в техногенную, предпочитая развивать каждого своего гражданина. Речь в данном случае о культурном и духовном развитии, нежели о физиологическом.
Восточные цивилизации
Восточный тип цивилизации исторически стал первым и сформировался к началу третьего тысячелетия до нашей эры. Его можно отличить по характерным признакам: ориентация на традиционализм, слабое разнообразие форм жизнедеятельности, жизнь человека в данном типе является чем-то предопределенным свыше (социумом, силами природы, высшим разумом и т. д.).
В этом типе психологическая установка человека обращена не на собственное развитие и познание окружающего мира, а на безмятежное созерцание всего сущего вокруг. Социум здесь построен на принципе коллективизма. Государство в данном случае преобладает над обществом, лишая последнего права выбора. Главный способ управления – принуждение.
Современные цивилизации
Их также именуют техногенными. По мнению ученых, к этому типу пока что можно отнести только одну цивилизацию, которая сформировалась на территории Европы во времена средневековья, а затем распространилась по всему миру до конца XX века. Основами данного типа являются рациональность и ценность разума, которая здесь крайне важна, поскольку именно от него зависит прогресс техники и науки.
Главным признаком такой цивилизации является постоянное усовершенствование технологии, которое возможно благодаря постоянному использованию научного знания. Также здесь следует отметить научно-техническую революцию и обновление предметной среды, сформированной человеком, − именно в ней он на данный момент осуществляет свою деятельность.
С точки зрения некоторых ученых, в данном случае вообще сложно говорить о цивилизации как таковой, поскольку речь идет об исторических сообществах, которые жили в гармонии с природой, подчиняясь ее стандартному годовому циклу. Те народы, которые относились к такой цивилизации, сумели адаптироваться к природе так, чтобы поддерживать и воспроизводить жизнь в дальнейшем.
Члены таких исторических сообществ видели смысл собственной жизни в том, чтобы сохранить баланс между природой и человечеством. Для них важно было сохранить традиции, приемы труда, обычаи, которые никак не нарушали их духовного единства с окружающим миром. Такие сообщества, по мнению специалистов, не попадают под типы цивилизаций, поскольку вели кочевой или близкий к нему образ жизни.
Классификация с исторической точки зрения
Исторические типы цивилизаций подразделяются на три разновидности: постиндустриальный, индустриальный и доиндустриальный. Последний из них существовал примерно до начала XVIII века и развивался благодаря ремесленному производству, где использовались ручные орудия труда, а в качестве источника энергии выступала мускульная сила.
Индустриальная цивилизация появилась, когда человечество передает производство в руки машин. Общественные процессы синхронизируются, и управлять ими становится легче. Происходит максимализация духовных и материальных потребностей. Цивилизация динамически развивается, при этом она ориентирована на то, чтобы как можно скорее освоить внешнюю реальность.
Постиндустриальная цивилизация отличается огромным количеством информации, на основе которой можно создать новые орудия труда, которые освободят человечество и помогут ему обратить свое внимание на неизученные сферы жизнедеятельности. Социум в данном типе решает проблемы благополучия человека и его защищенности.
Внутреннее деление
Внутри каждой цивилизации могут существовать более мелкие образования. Типы обществ цивилизаций могут формироваться благодаря самым разным признакам. Чаще всего речь идет о религиозных, экономических и политических обществах, которые, сформировавшись в рамках одной цивилизации, могут действовать во благо или во вред ее представителям.
Также существует несколько уровней выделения цивилизаций. В первую очередь речь идет о глобальном (Запад, Восток), затем следуют региональный (юго-восточная) и локальный (в рамках одной нации). Эти уровни подразумевают, что представители цивилизации собираются вместе и пытаются разрешить текущие проблемы.
Нельзя сказать, что типы цивилизаций изучены до конца, поскольку сведений о том, как появилась самая древняя из них, нет до сих пор. Некоторые историки предполагают, что существовали и более древние цивилизации, однако никаких археологических находок, которые бы смогли это подтвердить, пока что найдено не было.
www.syl.ru
5) Язык.
Существуют разнообразные точки зрения на классификацию цивилизации.
Классификация цивилизации
Три основные стадии эволюции цивилизации:
1) аграрная, характерная для рабовладельческого и феодального общества;
2) индустриальная, связанная с капитализмом;
3) постиндустриальная, вызванная научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество.
В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть:
глобальной, то есть мировой,
континентальной (например, европейская),
национальной (французская, английская),
региональной (североафриканская).
Часть ученых предлагает разделить все цивилизации на два типа:
техногенная цивилизация — характерна для Западной Европы,
психогенная — для восточных стран (например, индийская цивилизация).
Классификация ученых-востоковедов. Они полагают, что изначально цивилизация распалась на два «древа» – Запад и Восток, обладающие своими, неповторимыми путями развития, из которых «естественным» и «нормальным» признается восточный, тогда как западный рассматривается как мутация, отклонение.
«Культура» и «цивилизация» имеют отличия.
В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для нее характерны устойчивая организация, малоподвижность, инерционность, порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация.
В культуре особое значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость, новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начало.
Относительная независимость культуры и цивилизации, и вместе с тем их тесное взаимодействие могут приводить к нарушению равновесия и противоречию между ними. В современном обществе цивилизация все больше преобладает над культурой. Происходит стагнация общественного развития, ослабление и угасание в нем духовного и нравственного начала.
11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
Цивилизационные теории получили развитие в трудах ряда видных историков и социологов еще с середины XIX века. Это работы Н.Я.Данилевского «Россия и Европа», О.Шпенглера «Закат Европы», А.Д.Тойнби «Исследование истории», П.Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество», Л.Гумилева, Макса Вебера др. Общественно-историческое развитие человечества осмысливается в виде теории круговорота локальных цивилизаций.
Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
Н. Я. Данилевский, крупный русский философ XIX века. Рассматривал конкретные культуры как организмы. Исходил из сравнения цивилизаций с растениями. На этом основании он утверждал, что любая культура имеет как начало своего существования, так и конец, то есть смерть.
Данилевский ввел понятие культурно-исторического типа, при помощи которого он обозначал всю совокупность явлений, характерных для той или иной культуры.
Согласно Данилевскому, существовало множество культурно-исторических типов. К ним он относит:
1) египетский;
2) китайский;
3)ассирийско-вавилонско-финикийский или древне-семитический;
4) индийский;
5) иранский;
6) еврейский;
7) греческий;
8) римский;
9) новосемитический или аравийский
10) романо-германский или европейский.
11) мексиканский и
12) перуанский.
13) славянский.
Мексиканский и перуанский типы погибли насильственной смертью и не успели совершить своего развития. Только народы, составлявшие эти культурно-исторические типы, были положительными деятелями в истории человечества.
Особое внимание Данилевский уделил общим закономерностям, которым подчиняется жизнь любого культурно-исторического типа. Любой культурно-исторический тип переживает те же стадии, что и любой живой организм. Он писал: «Рассматривая историю отдельного культурного типа, мы точно и безошибочно можем определить возраст этого развития, — можем сказать: здесь оканчивается его детство, его юность, его зрелый возраст, здесь начинается его старость, здесь его дряхлость».
Смерть цивилизации казалась неизбежной: «Всему живущему, как отдельному неделимому, так и целым видам, родам, отрядам животных или растений, дается известная только сумма жизни, с истощением которой они должны умереть. История говорит то же самое о народах: и они нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают, но умирают не от внешних только причин. Внешние причины … по большей части только ускоряют смерть больного и расслабленного тела.., но иногда организм умирает тем, что называется естественною или старческою немощью».
Данилевский отрицал существование единой всемирной истории, история для него была присуща только отдельному культурно-историческому типу.
Данилевский открыто выступал против широкой трактовки термина «цивилизация», в соответствии с которой под цивилизацией понимается образованность, наличие высокой культуры, прогрессивность и стремление к новым высотам.
По мнению Данилевского, такое понимание отражает узкую точку зрения представителей европейской культуры, которые не способны увидеть специфики других культурных организмов.
studfiles.net
10 великих цивилизаций, прекративших своё существование
© www.ufoi.ruИсторию человечества можно сравнить с биографией одной семьи — с течением времени одни домочадцы уходят, другие появляются на свет, и каждый проживает жизнь по-своему, оставляя те или иные воспоминания о себе. В случае с глобальной «семьёй» homo sapiens в роли её членов выступают целые цивилизации — некоторым из них удаётся просуществовать тысячи лет, а кое-кому не дано протянуть и нескольких веков, однако так или иначе, место погибшей цивилизации тут же занимает следующая — в этом великая справедливость и великий смысл Истории.
1. Цивилизация ольмеков
© www.camp.org.uaОльмеки — одна из древнейших цивилизаций Центральной Америки, с выдающейся культурой и необычайно высоким для своего времени уровнем развития науки и технологий.
«Визитной карточкой» ольмеков считаются гигантские скульптуры в виде голов, расположенные в современной Мексике. Расцвет ольмекского государства пришёлся на период между 1500-м и 400-м годами до нашей эры, по словам историков, этот народ достиг впечатляющих успехов в архитектуре, сельском хозяйстве, медицине, письменности и других отраслях знания. У ольмеков имелся довольно точный календарь и математическая система, в которой использовалась цифра «0», что можно считать настоящим прорывом.
© www.camp.org.uaПросуществовав более тысячи лет, цивилизация ольмеков по невыясненным до сих пор причинам пришла в упадок, однако на её руинах возникли другие государства, такие как…
2. Империя ацтеков
© www.hdwallpapercorner.com«Золотым веком» ацтекской цивилизации считается период между 1428-м и 1521-м годами — в это время империя охватывала огромные территории, где проживало, по некоторым оценкам, около 5 млн человек, при этом население её столицы, Теночтитлана, располагавшейся на месте современного Мехико, составляло примерно 200 тыс.
Ацтеки многое позаимствовали у цивилизации ольмеков, в том числе — религиозные верования, ритуальные игры, традиции человеческих жертвоприношений, язык, календарь и некоторые достижения науки и культуры. Империя ацтеков была одним из самых богатых и высокоразвитых государств доколумбовой Америки — достаточно упомянуть хотя бы о построенных ими сложнейших акведуках, предназначенных для орошения знаменитых плавучих садов.
Эрнан КортесС изолированностью ацтекского государства от всего остального мира, а заодно и с самим государством, было покончено, когда отряду испанского конкистадора Эрнана Кортеса был разрешён въезд в Теночтитлан. Можно представить себе удивление испанцев, ожидавших встречи с «примитивными варварами» — их глазам предстал огромный богатый город с широкими улицами и потрясающе красивой архитектурой.
Вероятно, жадность, зависть испанцев к богатству горожан, а также европейские заболевания и современное оружие конкистадоров и привели к уничтожению
ацтекского государства и геноциду великого народа, а всего через несколько лет жертвой европейских захватчиков пала другая индейская цивилизация…
3. Империя Инков
© www.tourblogger.ru
Государство инков, занимавшее территорию современных Перу, Аргентины, Боливии, Чили, Колумбии и Эквадора, просуществовало более трёх веков — с начала XIII-го до конца XVI-го, когда в страну пришли конкистадоры под началом испанца Франсиско Писарро.
Франсиско ПисарроСтолица империи инков располагалась в горах, на месте современного города Куско. Благодаря необычайно высокому по тем временам уровню развития технологий инки сумели выстроить эффективную систему сельского хозяйства, превратив горные склоны в плодородные поля и разработав технологии их орошения. О высочайшем мастерстве инкских архитекторов свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени строения города Мачу-Пикчу и другие сооружения. На основе астрономических наблюдений и своей математической системы инки создали точный календарь, они разработали собственную письменность, достигли заметных успехов в медицине и других науках. Учёные до сих пор ломают голову, как народу, не обладавшему современными инструментами и приспособлениями, удавалось возводить архитектурные и инженерные шедевры.
Знакомство с европейской цивилизацией стало для инков (как и для других коренных народов Американского континента) настоящей трагедией — большая часть населения была уничтожена европейскими болезнями, оружием конкистадоров и начавшимися междоусобицами различных племён, а их города были разграблены.
Такова печальная участь некогда могущественной страны, размеры которой были сопоставимы с крупнейшими евроазиатскими государствами, например, тем, что мы называем…
4. Персидская империя
© www.panoramio.comПерсидская империя на протяжении нескольких веков входила в число основных игроков на мировой политической арене. Обладая выдающимися технологиями и знаниями, персы построили уникальную по своей разветвлённости и качеству сеть дорог, связывавшую самые развитые города империи, разработали не имевшую аналогов систему канализации, создали алфавит и цифры. Они первыми начали использовать ассимиляцию завоёванных народов вместо их истребления, стараясь сделать религиозные и культурные традиции иноземцев частью своей культуры, благодаря чему им удалось создать одно из самых больших и влиятельных государств на планете, такие примеры в истории человечества довольно редки и один из них…
5. Македонская империя
© www.charli777.ruСвоим существованием это государство, по большому счёту, обязано одному человеку — Александру Великому. Его империя охватывала часть современных Греции и Египта, территорию бывшей державы Ахеменидов и часть Индии. Александр сумел подчинить себе множество стран благодаря своему таланту полководца и высокому уровню подготовки войск. Не последнюю роль в создании империи сыграла также ассимиляция народов захваченных территорий — браки между солдатами македонского войска и представительницами местного населения.
После смерти Александра Македонского империя просуществовала около трёх веков. В результате многочисленных конфликтов между наследниками легендарного завоевателя страна распалась и большая её часть вошла в состав другого великого государства, под названием…
6. Римская империя
© www.liveinternet.ruРимская цивилизация зародилась в городах-государствах на территории современной Италии, главным из которых был, конечно, Рим. Империя формировалась под сильным влиянием греческой цивилизации — римляне позаимствовали у греков многие идеи государственного и общественного устройства, которые они сумели с успехом воплотить в жи
знь, в результате чего на карте мира появилась одна из величайших в истории человечества империй. Под властью кесарей разрозненные области Италии объединились, а за счёт успехов римских военачальников молодое государство постепенно превратились в самую влиятельную империю мира, включавшую в себя современные Италию, Испанию, Грецию, Францию, значительные части Германии и Великобритании, области в Северной Африке (в том числе — Египет) и обширные территории на Ближнем Востоке.
Победному шествию римлян по миру помешал развал империи на западную и восточную части. История Западной Римской империи закончилась в 476-м году, Восточная Римская империя, которую ещё называют Византийской, просуществовала почти на тысячу лет дольше — до 1453-го года.
Единая Римская империя была одним из крупнейших государств за всю историю человечества, по величине её превосходили лишь некоторые гиганты, к примеру…
7. Монгольская империя
© www.southguide.ruГосударство, охватывавшее самую обширную в истории смежную территорию, появилось на свет по воле великого монгольского полководца, имя которого стало практически синонимом успешной завоевательной политики. История империи Чингисхана длилась чуть более полутора веков, с 1206-го года по 1368-й — за это время под властью первого великого хана и его преемников оказались территории современной России, Индии, Китая и некоторые страны Восточной Европы, в общей сложности площадь захваченных земель составляла около 33 млн км2. Военные успехи монголов объясняются, прежде всего, широким применением кавалерии — у их противников просто не было шанса справиться с бесчисленными ордами искусных всадников, появлявшихся будто ниоткуда и разбивавших пехоту в пух и прах.
ЧингисханОт продолжения завоевательной политики монголов удержала смерть великого хана Угэдэя, третьего сына Чингисхана. Кто знает — если бы не стечение обстоятельств, возможно, Западная Европа познакомилась бы со всеми «прелестями» монгольского нашествия. В ходе борьбы за власть нескольких монгольских политических лидеров, империя распалась на четыре государства — Золотую Орду, Ильханат на Ближнем Востоке, империю Юань в Китае и Чагатайский улус в Средней Азии.
Стоит отметить, что монголы не были безмозглыми варварами, какими их часто пытаются представить в своих работах западные историки. На захваченных территориях они вводили довольно гуманные по отношению к коренному населению законы — например, строго запрещалось преследовать местных жителей за их религиозные убеждения. Столь прогрессивной внутренней политике стоило бы поучиться например, элите такого государства, как…
8. Древний Египет
© WikimediaРасположенное в долине реки Нил государство в разных формах существовало более 4 тыс лет. Истории египетской цивилизации посвящены бесчисленные исследования, тысячи книг, художественных и документальных кинофильмов, однако учёные продолжают спорить о технологиях и знаниях древних египтян, которые позволили им создать, например, знаменитые пирамиды Гизы и другие чудеса архитектурной мысли.
Период расцвета Древнего Египта характеризуется высочайшим уровнем развития традиционной религии, египетского языка, медицины, архитектуры, сельскохозяйственных технологий, математики и различных видов искусств. Египет входит в тройку древнейших государств на планете, в их числе — Шумерская и
Индская цивилизации, последняя также носит название…
9. Хараппская цивилизация
© www.delilive.netИндская цивилизация далеко не так известна, как Древний Египет, хотя оба государства сформировались примерное в одно время — в середине четвёртого тысячелетия до нашей эры. Период существования цивилизации, располагавшейся на территории современного Пакистана, охватывает более полутора тысяч лет.
Одной из отличительных особенностей хараппской цивилизации можно считать мирную, созидательную политику властей, причём как внутреннюю, так и внешнюю.
Пока правители других стран вели войны и запугивали собственных граждан, считая главным инструментом укрепления власти насилие, первые лица Хараппского государства все силы направляли на развитие общества, укрепление экономики и совершенствование технологий.
© artclassic.edu.ruАрхеологи утверждают, что в ходе изучения поселений Индской цивилизации они обнаружили лишь небольшое количество оружия, при этом полностью отсутствовали человеческие останки с признаками насильственной смерти, что позволяет сделать вывод о миролюбивости Индского государства.
Хараппцы жили в чистых, хорошо спланированных городах с системами канализации и водоснабжения, практически в каждом доме была ванная и туалет. К сожалению, нам мало известно об Индской цивилизации, однако имеющаяся информация, свидетельствует, что она была одной из самых прогрессивных стран той эпохи.
Доброжелательность и миролюбие были свойственны и народу, создавшему государство на островах Карибского бассейна — мы знаем его под именем…
10. Араваки
© www.macky.netАраваки — собирательное название целой группы народов, населявших острова Карибского моря и северную часть Южной Америки. Именно араваки первыми из индейских племён познакомились с Христофором Колумбом по его прибытии в Новый Свет. По разным оценкам, во времена первой экспедиции
© Христофор КолумбКолумба численность островных араваков составляла от 300 до 400 тыс человек, хотя в некоторых источниках приводятся другие цифры — до нескольких миллионов.
Обладая развитой культурой, араваки были очень дружелюбны друг к другу и к чужеземцам — по свидетельствам участников экспедиции, аборигены кричали приближающимся к их островам европейским судам: «Таинос!», что в переводе с местного наречия означает «мир». Отсюда пошло второе общее название островных аравакских племён — таино.
Таино занимались торговлей, земледелием, рыболовством и охотой, в отличие от многих других индейских племён, они практически не участвовали в военных конфликтах. Единственным народом, с которым араваки враждовали, были каннибалы, проживавшие на территории современного государства Пуэрто-Рико.
Аравакская цивилизация характеризуется высокоорганизованной структурой общества, его иерархичностью, а также приверженностью населения общечеловеческим ценностям — например, аравакские женщины имели право отказать мужчине в заключении брака, что для индейцев было неслыханным, впрочем, как и для многих европейцев того времени.
С приходом завоевателей государство араваков быстро пришло в упадок — численность населения в разы сократилась из-за отсутствия иммунитета к болезням Старого Света и вооружённых конфликтов с испанцами. В настоящее время таино считаются вымершими, хотя на некоторых островах Карибского моря сохранились остатки культуры этой некогда высокоразвитой цивилизации.
www.factroom.ru