В работе основание социологии изложена теория происхождения государства – § 4. Теории происхождения государства | Глава 2. Происхождение права и государства | Читать онлайн, без регистрации
Социологические концепции происхождения государства — Мегаобучалка
В.С. Нерсесянц:
Государство как социальная сила.
В социологической концепции государством называется организация публичной политической власти любого типа независимо от формы и содержания.
Общей чертой для всех вариантов социологической концепции государства является отрицание юридической природы государства и абсолютизация его силовой природы, рассмотрение в качестве основы государства фактических отношений властвования. Это силовая концепция. Сущность государства объясняется здесь как организованное насилие, как политическая сила, которая не может быть ограничена правом и которая произвольно определяет меру свободы подвластных. Такое понимание допускает и политическую несвободу подвластных, неограниченность политической власти, а поэтому в круг объектов, описываемых здесь как «государство», попадает и деспотия.
Общее определение государства в социологической концепции сводится к следующему: это наиболее действенная (наиболее сильная, верховная, суверенная) организация власти у населения определенной территории.
Эта концепция государства использовалась в классическом легистском позитивизме (Дж. Остин, Г. Ф. Шершеневич, Л. Гумплович) для объяснения права (при отождествлении права и закона): «Право — это приказ государства, верховной власти, суверена». При таком правопонимании получается, что государство как сила первично, а «право» (законы) вторично, что государство — это голая монополия силы, предшествующая закону. Поэтому законная форма власти, ее наличие или отсутствие, не имеет значения для социологической концепции.
Социологическая концепция лишь допускает, что полномочия государственной власти могут быть регламентированы законом, но утверждает, что закон для государственной власти необязателен. Здесь государство — это фактические отношения повеления и подчинения, фактическая организация и деятельность власти, а не то, что формально предписывается законами о власти. Государство как социальная сила может соблюдать законную форму осуществления власти, но может и не соблюдать.
Разновидностью социологической концепции является марксистско-ленинская концепция государства. Здесь сущность государства объясняется через классовое господство и классовое насилие.
Согласно марксистско-ленинскому учению, общество со времени утверждения частной собственности разделяется на антагонистические классы, а государство является политической организацией экономически господствующего класса. Сущность государства — это диктатура, насилие господствующего класса для подавления других классов (В. И. Ленин). Государственный аппарат, опираясь на насилие, управляет обществом так, как это выгодно и угодно господствующему классу, и в принципе может не считаться с интересами других классов. Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых про-(И. В. Сталин).
Диктатура класса означает несвязанность власти какими бы то ни было законами. Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами (В. И. Ленин). Таким образом, марксизм-ленинизм объясняет государство как антиправовую организацию публичной политической власти, природа которой такова, что она не может быть ограничена даже законом.
Сторонники социологической концепции государства не обязательно выпячивают политическое насилие. Со времен Древности политическая мысль различала две наиболее яркие стороны политической власти: (1) организованное насилие как средство достижения цели и (2) решение общих дел, достижение общественного благополучия как цель власти.
Если хотят подчеркнуть силовой момент, говорят: государство — это организация принудительного управления обществом (диктатура, аппарат насилия и т. д.). Если же хотят подчеркнуть социальную цель политической власти, то говорят: государство — это власть, призванная решать общие дела.
Итак, теория насилия непригодна для объяснения иной политической власти в постиндустриальном обществе. Сегодня сторонники социологической концепции государства полагают, что классовый, диктаторский, деспотический характер власти присущ лишь частным историческим формам государства, а именно решение общих дел населения преимущественно силовым путем характерно для исторически неразвитого государства, а для современного государства более характерно стремление власти к социальным компромиссам.
«Деспотическое государство».
В любом варианте социологическая концепция государства не позволяет различать государство и деспотию. Здесь сущность явлений, определяемых как государственные, усматривается в организованном принуждении вплоть до и поэтому допускается «государственная» власть, не ограниченная свободой подвластных. Тем самым безосновательно расширяется сфера политических явлений и отношений, обозначаемая термином «государство». Государство может быть демократическим, либеральным, диктаторским, деспотическим, тоталитарным и т. д. Во всех случаях это будет государство. Власть можно оценивать как хорошую или плохую, справедливую или несправедливую и т. д., но все эти оценки не имеют отношения к понятию государства в социологической концепции. Получается, что любая организация произвольного насилия называется государством только потому, что она оказывается наиболее сильной на определенной территории у определенного народа.
В таком случае, чем, в сущности, отличается понимаемое таким образом «государство» от большой разбойничьей шайки? Этот вопрос задавал еще в V в. один из «отцов церкви», Блаженный Августин, стремясь доказать, что государственно-организованное сообщество основывается на справедливости, а деспотические царства язычников нельзя называть государствами.
Через полторы тысячи лет Августину возразил Г. Кельзен, возразил именно с позиции социологической концепции государства: разбойничью шайку нельзя считать государством лишь потому, что на той же территории, на которой действует разбойники, есть другая социальная сила, власть, более могущественная, чем власть разбойничьей шайки. Она-то и называется государством. Поэтому приказы уличных грабителей нельзя отождествлять с велениями государства, правовыми актами государственных органов. Но уж если порядок, навязываемый бандой грабителей, будет на определенной территории наиболее действенным, то его следует считать правопорядком, а социум, организованный в рамках такого правопорядка, — государством.
megaobuchalka.ru
теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая (марксистская), психологическая и другие
Теологическая (религиозная, теократическая) теория
Патриархальная
(патерналистская) теория (государство
это большая семья) (Аристотель, в Китае
-Конфуций, 551 — 479 до н.э.), основателем
которой по праву считается древнегреческий
философ Аристотель.
Согласно учению Аристотеля государство
является продуктом естественного
развития, возникает в результате
появления и разрастания семьи. В основе
образования государства лежит естественное
стремление людей к взаимному общению.
Такое общение приводит к тому, что из
нескольких семей складывается селение
или род, а из всех селений или родов
образуется государство. Государство,
по Аристотелю, является высшей формой
общения, включающей в себя все другие
образования и формы общения. Оно
«появляется лишь тогда, когда образуется
общение между семьями и родами ради
блага жизни». Последователями
патриархальной теории: Роберт
Филмер (Англия, 17 век), Николай Михайловский
(Россия, 1842 — 1904). Патриархальная теория
получила
Договорная (естественно-правовая) теория зародилась в V-VI вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; государство возникает в силу заключения общественного договора. Договорная теория — предполагает социальное предназначение государства — в основе создания
государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это договор подчинения; если между населением, то – договор объединения. Договорная теория выражается в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своѐ развитие получила в 17 –18 веках, хотя истоки этой теории находятся в трудах еще мыслителей древней Греции 5-4 век до н.э. Наиболее известными представителями были: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Спиноза. Согласно договорной теории государство – результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие – Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому чтобы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав.
Достоинство данной теории: она провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним. Теория носит демократический характер, т.к. исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой, и каждый ценен для общества. Теория насилия возникает в 19 веке в Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия (государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству) и теория внешнего насилия (государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим, Государство – аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка; с этой же целью создается и право). Данная теория объясняет возникновение государства результатом действия военно-политического фактора – завоеванием одних племен другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться себе (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский).
Расовая теория – люди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы. Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации (Ж. Габино, Ф. Ницше).
Марксистская теория (классовая, экномическая) возникла в 19 веке, основоположники Маркс и Энгельс (труд «Происхождение семьи, частной собственности и государства»), развитие в трудах В.И. Ленина. Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе. Надстроечные явления – политика, право, юридические учреждения зависят от экономической структуры общества, но в то же время обладают некоторой самостоятельностью. Согласно марксистской теории государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Советская наука и наука других социалистических стран считала эту теорию единственно правильной. С точки зрения марксистской теории государство возникает как результат общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественный исторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. С точки зрения марксистской теории развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда (выделение пастушьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются экономически господствующим классом (эксплуатирующим), который при помощи государства становится и политически господствующим, приобретая мощные средства для подавления, угнетения, удержания в повиновении эксплуатируемых классов. Основоположники марксизма оценивали факт явления государства положительно, но считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов.
Психологическая теория – истоки психологической теории были заложены в Древнем Риме. Как полагал Цицерон, люди объединились в государство в силу врожденной потребности жить вместе. Психологическое объяснение причин возникновения государства давал Н. Макиавелли. Он исходил из того, что образование и устройство государства является «актом единичной, властвующей над государством воли». Родоначальник психологической теории — Л.И. Петражицкий. Он объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Поэтому государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Государство – итог психологической потребности человека в поиске авторитета, которому можно было бы подчиниться; государство порождается эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Причины возникновения государства – определенное состояние психики людей: постоянная зависимость первобытных людей от авторитета вождя, колдунов или шаманов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно. Оценивая эту теорию, следует сказать, что те или иные свойства психики людей (например, эмоциональное восприятие государственно-правовой действительности), имеют важное значение, но не являются решающими в причинах возникновения государства.
Потестарная (кризисная) теория – утверждает, что государство не было навязано обществу извне; оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-землевладельцев и перехода первобытнообщинного общества от присваивающей экономики к производящей, в результате изменения материальных условий жизни общества. Образование государства шло постепенно, в течение длительного времени. Становление и развитие классов и государства идет параллельно, поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулировало появление классов. Раннеклассовое общество защищало интересы всего общества, всех его слоев; позже проявилась классовая природа государства. Органическая теория – переносит законы природы на человеческое общество.
Патримониальная теория – государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей; так складывается феодальный сюзеренитет (Галлер).
Ирригационная теория – возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Государство выступает как организатор масштабных работ.
studfiles.net
Теории происхождения государства
Понятие науки
Совокупность объективных знаний о действительности:
классификация, + наука, мнение, сознание,
Предмет и объект науки
Соотношение предмета и объекта науки:
L1 Предмет R1 Изучается конкретной наукой
L2 Объект R2 Изучается многими науками
R3 Изучает учебная дисциплина
Предмет и объект науки\1.1.2.1.Предмет науки\
Круг изучаемых наукой общественных явлений, институтов, учреждений:
+ предмет, гипотеза, принцип, подход. метод.
Предмет и объект науки\1.1.2.2.Объект науки\
Целостность, которая изучается многими науками:
+ объект, предмет, совокупность знаний, проблема.
Предмет теории государства и права
В предмет теории государства и права входят:
+ сущность права и государства, + общие закономерности происхождения права и государства, закономерности происхождения права и государства России, + типы и формы права и государства, избирательный процесс, конституционный строй
Предмет теории государства и права/1.1.3.1.Определение предмета теории государства и права/
Предмет теории государства и права составляют общие ### возникновения, развития и функционирования государства и права. закономерности
Предмет теории государства и права/1.1.3.2. Особенности предмета теории государства и права/
Предметом изучения теории государства и права являются закономерности:
локальные, особенные, + общие, уникальные,
Теория государства и права как учебная дисциплина
Система теоретических сведений, построенная в соответствии с учебной программой и предназначенная для подготовки специалистов:
+ учебная дисциплина, методические рекомендации, программа курса, наука
Классификация наук
Соотношение групп и видов наук
L1 Технические R1 Кибернетика
L2 Естественные R2 Физика
L3 Общественные R3 Политология
R4 Теология
Место теории государства и права в системе общественных наук
Поскольку теория государства и права изучает явления, существующие в социуме, то она – ### наука
общественная
Классификация юридических наук
Соответствие групп и видов юридических наук
Группа Вид
L1 Теоретико-исторические науки R1 История государства и права
L2 Отраслевые юридические науки R2 Уголовный процесс
L3 Прикладные юридические науки R3 Криминология
L4 Организационные науки R4 Судоустройство
L5 Международные науки R5 Международное право
R6 Субъективное право
Классификация юридических наук/1.2.3.1.Теоретико-исторические/
Теория государства и права – наука:
отраслевая, + базовая, международная, прикладная
Классификация юридических наук\ 1.2.3.2.Отраслевые\
К отраслевым юридическим наукам относятся:
+ уголовный процесс, судоустройство, + земельное право, объективное право, + предпринимательское право
Классификация юридических наук\1.2.3.3.Прикладные\
Не относятся к прикладным наукам:
криминалистика, + морское право, судебная статистика, + налоговое право, + нотариат
Классификация юридических наук\1.2.3.4. Организационные\
Судоустройство относится к следующим юридическим наукам:
+ организационные, отраслевые, прикладные, международные
Классификация юридических наук\1.2.3.5.Международные\
К международным юридическим наукам относятся:
+ международное публичное право, + международное частное право, + космическое право,
конституционное право зарубежных стран, история государства и права зарубежных стран,
сравнительное правоведение
Классификация юридических наук\1.2.3.6.Место теории государства и права в системе юридических наук\
Значение теории государства и права для других юридических наук:
+ методологическое, + базовое, телеологическое, иерархическое, решающее
Функции теории государства и права
Соответствие функций науки и их содержания.
L1 Гносеологическая функция R1 Познание объективной действительности
L2 Эвристическая функция R2 Выявление новых закономерностей
L3 Прогностическая функция R3 Выдвижение гипотез
L4 Методологическая функция R4 Разработка приёмов и способов познания
L5 Идеологическая функция R5 Разработка правовой политики
L6 Воспитательная функция R6 Формирование специалистов в области права
Функции теории государства и права\1.2.4.1. Познавательная\
Познавательная функция теории государства и права направлена на:
+ изучение действительности, преобразование действительности, описание действительности, выявление новых закономерностей
Функции теории государства и права\1.2.4.2.Эвристическая\
Эвристическая функция теории гос-ва и права сводится к познанию новых ### закономерностей
Функции теории государства и права\1.2.4.3.Прогностическая\
Не является средством реализации прогностической функции:
+ анализ, + индукция, выдвижение гипотез
Функции теории государства и права\1.2.4.4. Методологическая\
### функция теории государства и права состоит в разработке приёмов и способов решения теоретических проблем отраслевых наук. методологическая
Функции теории государства и права\1.2.4.5. Идеологическая\
Идеологическая функция теории государства и права направлена на формирование ###
правовой идеологии
Функции теории государства и права\1.2.4.6.Воспитательная\
В рамках воспитательной функции теория государства и права должна способствовать:
росту благосостояния граждан, повышению уровня успеваемости студентов,
+ росту правовой культуры населения, формированию правовой идеологии
Закономерности возникновения государства и права
Понятие «неолитическая революция» ввёл в историческую науку ### Чайлд
Закономерности возникновения государства и права\2.5.1.1.Неолитическая революция\
«Неолитическая революция» -:
+ переход к производящей экономике, процесс переизбрания вождя, межплеменную войну, создание новых мононорм
Закономерности возникновения государства и права\2.5.1.2.Разделение труда\
В результате крупных общественных разделений труда выделились группы населения:
+ организаторы производства, + ремесленники, + земледельцы, + скотоводы, шаманы
Закономерности возникновения государства и права\2.5.1.3.Города – государства\
Основой города-государства является ### община соседская
Формы возникновения государства и права
Фамилия ученого, который впервые выделил типичные и уникальные пути образования политически и экономически господствующих классов — ### Энгельс
Формы возникновения гос-ва и права\2.5.2.1.Типичные формы возникновения гос-ва и права\
Азиатский способ производства имел место в регионах Земли:
Западная Европа, Скандинавия, + Древний Восток, + Океания, + Америка
Формы возникновения государства и права\2.5.2.2.Уникальные формы возникновения государства и права\
Главным государствообразующим фактором в возникновении и развитии государства в Европе являлось ### расслоение общества классовое
Теории происхождения государства
К теориям происхождения государства не относятся:
+ нормативистская, + интегративная, диффузионная, общественного договора, органическая
Теории происхождения гос-ва\2.5.3.1.Причины разнообразия теорий происхождения государства\
Установите соответствие теорий происхождения государства и их авторов
L1 Теологическая. R1 Аквинский
L2 Патриархальная. R2 Филмер
L3 Договорная. R3 Гроций
L4 Насилия. R4 Дюринг
L5 Ирригационная. R5 Виттфогель
L6 Органическая. R6 Спенсер
L7 Марксистская. R7 Энгельс
Теории происхождения государства\2.5.3.2.Теологическая\
В России теологическую теорию происхождения государства не поддерживали:
+ Радищев, + Ленин, + Кокошкин, + Рейснер, Волоцкий
Теории происхождения государства\2.5.3.3.Патриархальная\
Основа гос-ва в соответствии с патриархальной теорией возникновения гос-ва есть ### семья
Теории происхождения государства\2.5.3.4.Договорная\
В соответствии с договорной теорией возникновения государства оно есть результат заключения ### договора.
+ общественного, гражданско-правового, федеративного оказания услуг
Теории происхождения государства\2.5.3.5. Насилия\
Фамилия автора фразы «История не знает ни одного примера возникновения государства иначе, чем не при помощи насилия одного племени над другим» — ### Гумплович
Теории происхождения государства\2.5.3.6.Ирригационная\
Теория возникновения гос-ва Виттфогеля связывает процесс образования государства с фактором ###
+ необходимость орошения земель, разложение родовой общины, глобальное потепление, развитие экономики
Теории происхождения государства\2.5.3.7.Органическая\
В работе «Основание социологии» изложена ### теория происхождения государства. органическая
Теории происхождения государства\2.5.3.8.Марксистская\
Рассматривает государство как продукт непримиримости классовых противоречий… теория
марксистская
Теории происхождения государства\2.5.3.9.Инцеста\
Клод Леви-Строс связывает возникновение государства с одним из явлений:
+ запрет инцеста, запрет убийства, запрет кровной мести, разрастание родовой общины, развитием обрядов и ритуалов
Понятие государства\3.6.1.1.Основные признаки государства\
Совокупность существенных черт государства — ###.
+ понятие государства, сущность государства, определение государства, форма государства, политический режим
stydopedia.ru
Тема 5 Происхождение государства и права
2.5.1.Закономерности возникновения государства и права
Понятие «неолитическая революция» ввёл в историческую науку ###
Чайлд
2.5.1.Закономерности возникновения государства и права\2.5.1.1.Неолитическая революция\
«Неолитическая революция» —
+ переход к производящей экономике
процесс переизбрания вождя
межплеменную войну
создание новых мононорм
2.5.1.Закономерности возникновения государства и права\2.5.1.2.Разделение труда\
В результате крупных общественных разделений труда выделились группы населения
+ организаторы производства
+ ремесленники
+ земледельцы
+ скотоводы
шаманы
2.5.1.Закономерности возникновения государства и права\2.5.1.3.Города – государства\
Основой города-государства является ### община
соседская
2.5.2.Формы возникновения государства и права
Фамилия ученого, который впервые выделил типичные и уникальные пути образования политически и экономически господствующих классов — ###
Энгельс
2.5.2.Формы возникновения государства и права\2.5.2.1.Типичные формы возникновения государства и права\
Азиатский способ производства имел место в регионах Земли
Западная Европа
Скандинавия
+ Древний Восток
+ Океания
+ Америка
2.5.2.Формы возникновения государства и права\2.5.2.2.Уникальные формы возникновения государства и права\
Главным государствообразующим фактором в возникновении и развитии государства в Европе являлось ### расслоение общества
классовое
2.5.3.Теории происхождения государства
К теориям происхождения государства не относятся
+ нормативистская
+ интегративная
диффузионная
общественного договора
органическая
2.5.3.Теории происхождения государства\2.5.3.1.Причины разнообразия теорий происхождения государства\
Установите соответствие теорий происхождения государства и их авторов
L1 Теологическая.
R1 Аквинский
L2 Патриархальная.
R2 Филмер
L3 Договорная.
R3 Гроций
L4 Насилия.
R4 Дюринг
L5 Ирригационная.
R5 Виттфогель
L6 Органическая.
R6 Спенсер
L7 Марксистская.
R7 Энгельс
2.5.3.Теории происхождения государства\2.5.3.2.Теологическая\
В России теологическую теорию происхождения государства не поддерживали
+ Радищев
+ Ленин
+ Кокошкин
+ Рейснер
Волоцкий
2.5.3.Теории происхождения государства\2.5.3.3.Патриархальная\
Основа государства в соответствии с патриархальной теорией возникновения государства есть ###
семья
2.5.3.Теории происхождения государства\2.5.3.4.Договорная\
В соответствии с договорной теорией возникновения государства оно есть результат заключения ### договора
+ общественного
гражданско-правового
федеративного
оказания услуг
2.5.3.Теории происхождения государства\2.5.3.5. Насилия\
Фамилия автора фразы «История не знает ни одного примера возникновения государства иначе, чем не при помощи насилия одного племени над другим» — ###
Гумплович
2.5.3.Теории происхождения государства\2.5.3.6.Ирригационная\
Теория возникновения государства Виттфогеля связывает процесс образования государства с фактором ###
+ необходимость орошения земель
разложение родовой общины
глобальное потепление
развитие экономики
2.5.3.Теории происхождения государства\2.5.3.7.Органическая\
В работе «Основание социологии» изложена ### теория происхождения государства
органическая
2.5.3.Теории происхождения государства\2.5.3.8.Марксистская\
Рассматривает государство как продукт непримиримости классовых противоречий… теория
марксистская
2.5.3.Теории происхождения государства\2.5.3.9.Инцеста\
Клод Леви-Строс связывает возникновение государства с одним из явлений
+ запрет инцеста
запрет убийства
запрет кровной мести
разрастание родовой общины
развитием обрядов и ритуалов
studfiles.net
§ 3. Теории происхождения государства
В науке существует множество теорий о появлении государства и права. Причины такого множества можно объяснить следующим образом: а) формирование, в первую очередь, государства и у разных народов шло различными путями, что обусловило различную трактовку условий и причин возникновения государства и права; б) различием в мировоззрении исследователей; в) сложностью самих процессов формирования государства и права.
Единство мнений по проблеме возникновения государства отсутствует. Существует несколько версий происхождения государства, в рамках которых всякий раз происходило новое определение его сущности и социального назначения.
Одной из самых ранних теорий, объясняющих процесс возникновения государства, была теократическая теория («тео» — Бог и «логос» — учение, т.е. учение о Боге). Ее авторами являлись средневековые богословы Тертуллиан (160 – 220), А.Августин (354 – 430), Ф.Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274). Она рассматривает государство как божий промысел, смысл которого заключен в установлении на земле порядка и гармонии, аналогичных тем, что существуют в «царстве божьем». Это оказывается возможным потому, что «вся власть от Бога». Он является творцом всего сущего на земле, в том числе и государства. Проникнуть в тайну божественного замысла, а, следовательно, постичь природу государства, по замыслу авторов теории, невозможно, а потому следует лишь верить и безропотно подчиняться носителям власти божьей, то есть правителям.
Теократическая (теологическая) теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства – обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми».
Следует отметить, что во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти.
Наиболее широкое распространение теологическая теория получила в период Средневековья неслучайно. Главной ее направленностью было обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IX – X веков формируется так называемая теория мечей (меч – символ власти), согласно которой для защиты христианства Богом были даны церкви два меча – церковный и светский. Церковь, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому монарх должен подчиняться церкви, ибо она – источник его власти. Однако имелась и другая трактовка этой теории: сторонники независимой светской власти утверждали, что монархи получили свой меч непосредственно от Бога.
Представителями теологической теории были также французский философ Ж.Маритен (1882 — 1973), идеологи ислама, современной католической, православной и иных церквей.
Оценивая теологическую теорию, следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминирующим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в то время. Эта теория правильно отражает тот факт, что государство появляется вместе с монорелигией. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освящалось церковью и это придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха.
Современным инвариантом теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.
Теологическая теория весьма уязвима в научном отношении. Исторические факты доказывают, что государство создается людьми, а не Богом. Особенность данной теории в том, что ее сторонники аппелируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла, и поэтому они должны просто верить, что все на Земле создано Богом – в том числе и государство.
Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, где отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Ее авторами являлись Аристотель, китайский философ Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.), английский мыслитель XVIII в. Р. Фильмер (1604 – 1653). По их мнению, государство возникает в результате соединения родов в племена, племен в союзы, а затем в государство. Власть опекунская, отеческая в результате объединения семьи в государство становится государственной. Монарх должен заботиться о своих подданных, а последние – повиноваться правителю.
Государство, по мнению одного из основателей патриархальной теории Конфуция – большая семья. Власть императора («сына неба») уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Подданные должны быть преданы правителям (старшим), почтительными и слушаться во всем старших. Старшие же обязаны заботиться о младших, как это принято в семье.
В наиболее полном виде эта теория получила обоснование в работах Р.Фильмера, где он доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от Бога и был не только отцом человечества, но и его властелином Монархи являются преемниками Адама, унаследовали свою власть от него. А возникновение государства – это результат разрастания семей, соединение родов в племена, племен – в более крупные общности, вплоть до государства.
Позднее идеи Филмера использовались английским юристом и историком права Г. Мэном (1882 – 1888), финским и британским этнографом и социологом Э.Вестермарком (1862 – 1939), в России – правоведом Н.К.Михайловским (1842 – 1904).
Данная теория несколько идеалистически трактовала отношения правящих и подданных, хотя не была лишена смысла. На небольших пространствах, в городах-полисах объединение семей было определяющим в возникновении государства, поскольку семья представляет собой наиболее раннюю форму организации людей, разделения и кооперации труда.
Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма (лат. paterus – отцовский – pater – отец), т.е. заботы государства о своих гражданах и подданных в случае неблагоприятной ситуации – болезни, безработицы, инвалидности и т.д.
Позитивным в патриархальной теории является то, что ее сторонники (Н.К.Михайловский), призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений. Правильно подчеркивается взаимосвязь семьи и государства, долго не утрачиваемая после перехода общества в государственное состояние. Правитель продолжает и в новом качестве относиться к подданным как к своим детям, а не как к чужим.
Эта теория позволяет установить в обществе порядок в результате подчинения «воле отцов», а также поддерживает веру людей в нерушимость мира, поскольку в хороших семьях нет ссор и вражды.
Недостаток же патриархальной теории заключается в том, что она не может объяснить тот факт, что если государство – это единая семья, то почему люди воюют между собой, почему происходят революции, если власть отца изначально непоколебима? К тому же государство и семья выполняют в обществе различные функции: если главной функцией семьи являются воспроизводство рода и совместное потребление, то государственная власть призвана решать иные задачи – обеспечение безопасности населения и т.д.
Договорная (естественно-правовая) теория в отдельных своих положениях зародилась еще в древности (ранний буддизм, учение китайского философа и политического деятеля Мо-цзы), затем имело место в V – IV вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: а) до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; б) государство возникает в результате заключения общественного договора
В XVII – XVIII вв. договорная теория происхождения государства оформляется окончательно. Создателями теории были Г.Гроций (1583 – 1645), Т.Гоббс (1588 – 1677), Дж.Локк (1632 – 1704), Ж.-Ж.Руссо (1712 – 1778), Д.Дидро (1713 – 1784), П.Гольбах (1723 – 1789), А.Радищев (1749 – 1802) и др.
Представители естественно-правовой теории по-разному толковали естественное состояние человечества до возникновения государства. Так, Т. Гоббс считал, что люди находились в положении «войны всех против всех» и, чтобы не уничтожить друг друга в этой войне, договорились и образовали государство. Ж.Ж. Руссо, напротив, полагал, что до образования государства люди жили хорошо («золотой век» человечества), обладали прирожденными (естественными) правами и свободами. Однако после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По мнению Ж.Ж. Руссо, государство – изобретение богачей, которые обманом уговорили бедных объединиться в государство, якобы в интересах всего населения, чтобы жить лучше. На самом же деле богачи преследовали свои собственные интересы.
Представители договорной теории считали договор предпосылкой для образования государства, и хотя такого рода договор как документ не был обнаружен, тем не менее общепризнано, что он был устным. Но это не снижает его конституирующего значения.
Договорная теория вобрала достижения выдающихся мыслителей почти за 200 лет.
Согласно ей государство понималось как общественный договор, по которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство. Он заключался либо между правителем и подданными, то есть договор подчинения, как считал Т. Гоббс, либо между гражданами, то есть договор объединения, как полагал Дж. Локк.
По замечанию французского мыслителя Д. Дидро, «люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей».
Договорная теория отбрасывает вопрос о времени и месте создания государства как неактуальный. Гораздо более важным, по мнению авторов теории, является вопрос о социальном назначении государства – служить человеку, гарантировать его права и свободу. Гуманистическое понимание государства авторами договорной теории смогло реализоваться на практике лишь с возникновением гражданского общества в XIX в.
Достоинство договорной теории видится в следующем. Она, во-первых, провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним. Во-вторых, носит демократический характер, поскольку исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой, и каждый из них ценен для общества. В-третьих, впервые порвала с религиозной трактовкой причин возникновения государства и опиралась на достоверные исторические факты, в частности на договоры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления князьями и иными правителями (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков и др.).
Однако эта теория не в состоянии объяснить происхождения государства у разных народов.
Основной недостаток теории общественного договора заключается в том, что ее сторонники рассматривали государство как искусственный продукт сознательной деятельности людей, не принимая во внимание объективные процессы, приводящие к его образованию. Представляется достаточно сомнительным тот факт, что различные группы людей со специфическими интересами могли договориться в условиях отсутствия государственно-властных структур. К тому же, не имея опыта государственно-правовой жизни, люди вряд ли могли создать такой сложный механизм, как государство. В реальной действительности общественный договор никогда не заключался. Однако данная теория во многом способствовала развитию демократической традиции на практике: под ее влиянием сформировалась государственность США.
Марксистская (классовая) теория (XIX в.) в лице К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы, который был следствием разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. «Государство, – подчеркивал В.И.Ленин, – есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает то угнетение, умеряя столкновение классов».
Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе. Надстроечные явления – политика, право, юридические учреждения и др. зависят от экономической структуры общества, но в то же время обладают и некоторой самостоятельностью.
Согласно марксистской теории, государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. В силу этих факторов и произошло разложение, а затем исчезновение первобытно-общинного строя, а впоследствии появление государства как организации экономически господствующего класса. Ф. Энгельс, в частности, писал, что государство – это продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание того, что общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой и раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы классы с противоположными интересами не пожрали друг друга и общество в целом в бесплодной борьбе, стала необходимой сила, которая усмиряла бы столкновения классов, держала их в границах порядка. И такой силой, вышедшей из общества, но ставящей себя над ним, все более и более отчуждающей себя от него, является государство. Ф. Энгельс утверждал, что поскольку государство возникло из потребности сдерживать противоположные классы, оно служит экономически господствующему классу, который при помощи государства становится одновременно и политически господствующим классом и приобретает благодаря этому новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса.
В.И.Ленин также писал: «Когда появились классы, везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления появился и особый институт – государство». При этом государство есть продукт непримиримости классовых противоречий.
Вместе с тем основоположники марксизма оценивали факт появления государства положительно и считали, что, выполнив свою положительную роль, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов. Более того, классы и государство так же неизбежно исчезнут, как неизбежно они возникли в прошлом.
В сущности государства выделяется прежде всего его классовая природа, способность государства выступить в качестве инструмента насилия и подчинения в руках экономически господствующего класса. Марксистская теория достаточно четко и конкретно определяет причины возникновения государства, его обусловленность экономическими факторами. Однако подобное понимание государства, основанное на абсолютизации роли экономического и классового факторов, обедняет его содержание, игнорирует общесоциальное назначение государства, его регулятивные и арбитражные возможности. Как показал исторический опыт западных демократий, эксплуататорские государства (если пользоваться определением К. Маркса), к коим относили рабовладельческое, феодальное, капиталистическое государство, смогли стать инструментами выражения воли большинства, а не узкой группы.
Несмотря на устарелость и ошибочность некоторых положений и фактических данных, марксистская теория основана на материалистическом и диалектическом подходах к трактовке развития человеческого общества. Что касается вопроса о судьбе государства, то, по мнению современных ученых, государство будет существовать и в обозримом будущем, пока человечество не изобретет другую, более совершенную организацию общества.
По мнению сторонников теории насилия, государство является результатом прямого политического действия – внутреннего насилия одной части общества над другой, большинства над меньшинством, как считали немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833 — 1921) и немецкий социалист К. Каутский (1854 – 1938), или внешнего завоевания одного племени (или народа) другим и навязывание обществу института государства извне, согласно точке зрения Л. Гумпловича. Следствием победы большинства над меньшинством, или более сильного племени над более слабым, является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.
Как отмечал один из авторов теории внешнего насилия австрийский правовед Л. Гумплович, «история не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения».
Данная теория имеет множество подтверждений в истории. Например, Франкское государство возникло в результате войн; гражданская война Севера и Юга, привела к созданию единого американского государства и т. д. Однако, как показывает тот же исторический опыт, процесс возникновения государства основывается на тех изменениях, которые происходят внутри общества (в Египте и Китае государство появилось «мирным» путем; восточнославянские государства формировались без насилия), а потому государство нельзя навязать какому-либо народу, если отсутствуют объективные внутренние предпосылки. Насилие часто являлось не причиной, а лишь фактором, ускоряющим образование государства.
Истоки психологической теории были заложены еще в Древнем Риме. Как полагал Цицерон (106–43 до н.э.), люди объединились в государство в силу врожденной потребности жить вместе. Психологическое объяснение причин возникновения государства давал и Н. Макиавелли. Он исходил из того, что образование и устройство государства является «актом единичной, властвующей над государством воли».
Но родоначальником психологической теории по праву считается профессор Петербургского, затем Варшавского университетов Л.И. Петражицкий (1867–1931). Он объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни.
Таким образом, государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причинами возникновения государства Л. И. Петражицкий считал определенное состояние психики людей: постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей культа, страх перед магической силой колдунов, шаманов привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.
Эту теорию разделяли французский ученый Г. Тард, английский ученый Д. Фрэзер (1854 – 1941), австрийский ученый 3. Фрейд (1856 –1939), в дореволюционной России – Н.М. Коркунов (1853 – 1904), Ф.Ф. Кокошкин (1871 – 1918), а в советское время – проф. М.А. Рейснер (1868 –1928).
Оценивая данную теорию, следует сказать, что те или иные свойства психики людей, в частности эмоциональное восприятие ими государственно-правовой действительности, безусловно, имеет важное значение, но не является решающим в вопросе происхождения государства. Человеческая психика не первична по отношению к социально-политической действительности, а, наоборот, формируется под ее воздействием.
В значительно большей мере роль биологических факторов учитывают авторы расовой теории происхождения государства. Основателями расово-антропологической школы в социологии были французский писатель-романист и социолог Ж.А. де Гобино (1816 – 1882) и немецкий философ Ф. Ницше (1844 – 1900). Основу расовой теории составляет постулат о том, что люди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы. Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять своими делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации.
В период своего создания расовая теория обосновывала правомерность колониальных захватов развитыми странами отсталых народов Азии, Африки, Латинской Америки. Затем она стала теоретической основой построения расового государства в Германии в 30-е гг., в Южно-Африканской Республике и др.
С позиций нравственных ценностей современного общества нет никаких оснований для деления рас на низшие и высшие. Современная биологическая наука не видит никакой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями. Расовая теория носит не научный, а политический характер.
Органическая теория уподобляет государство живому организму, состоящему из клеток, составных частей, коими являются люди, имеющие волю.
Подобные представления о государстве встречались еще в античности, когда греческий философ Платон объяснял способность к управлению у философов обладанием высшим качеством человеческой души – мудростью, а деление людей на управляющих и управляемых – наличием или отсутствием этого качества с момента рождения.
Данная теория получила наибольшую известность в XIX столетии. Ее ведущим представителем был английский мыслитель Г. Спенсер (1820 – 1903), который использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни существ, сопоставлял организацию и функционирование общества и биологических организмов, выясняя их сходство и различия. В результате такого сопоставления он обнаружил некоторые закономерности, в частности, общество, как и живой организм подвержено стадийности развития, например переход от простого к сложному. Это усложнение Г. Спенсер видел в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и др. Само же общество функционирует подобно человеческому организму, человеческому телу, но имеются пределы биологизации общества. Что касается причин происхождения государства, то Г. Спенсер исходил из теории насилия. Государство – результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых; с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают различные сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической организации.
По мнению Г. Спенсера, государство возникает одновременно с появлением людей и совершенствуется по мере своего развития, как и организм человека, т.е. растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает. Государственная власть есть средство для достижения людских целей.
Органической теории происхождения государства придерживались также швейцарский юрист И. Блунчли (1808 – 1881) и французский социолог Р. Вормс (1869 – 1926).
Органическая теория подвергалась критике дореволюционным русским юристом Е. Трубецким (1863 – 1920), по мнению которого биологические законы нельзя абсолютизировать, но необходимо учитывать при изучении общества и государства.
В настоящее время органическая теория не имеет распространения и с научной точки зрения несостоятельна.
Создателем теории инцеста (кровосмешения) является французский социолог, культуролог и этнограф К. Леви-Строс (1908 – 2009). По его мнению, исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновения государства явился существовавший в первобытном обществе запрет инцеста, особенно на этапе развитого состояния родовой общины, когда люди стали замечать, что от кровосмешения рождаются неполноценные создания. Для реализации этого запрета необходимо было создание специальных органов внутри родовой общины, которые следили бы за соблюдением запрета, применяли жесткие меры наказания к тем, кто его нарушал, а также устанавливали связи с другими общинами для обмена женщинами. Эти контрольные органы и стали прообразом будущей государственной организации.
Недостаток данной теории состоит в очевидности того факта, что в первобытном обществе запрет кровосмешения соблюдался добровольно, за его нарушение могли наказывать и совет старейшин, и общее собрание членов общины, поэтому в создании специальных контролирующих органов не было необходимости.
Ирригационная (гидравлическая) теория происхождения государства в наиболее систематизированном виде была изложена современным немецким ученым и писателем К. Витфогелем (1896-1988). Суть ее состоит в том, что в Древнем Египте, где на берегах Нила люди постепенно стали переходить к оседлой жизни, необходимо было строить каналы и гидравлические сооружения для ведения земледельческих работ. Ирригационные работы требовали специальной организации и навыков. Их выполняли люди, способные руководить ирригационным строительством. Эти организаторы и явились впоследствии первыми государственными служащими. Следовательно, на создание государства определяющее влияние оказал ирригационный фактор.
Сходный климат был и на территории будущего Вавилонского царства. Здесь также проводились обширные гидравлические работы, содержались в порядке сооружения, распределялась вода, ремонтировались ирригационные устройства и т.д. Это могли делать люди, обладающие специальными навыками, т.е. специальные управленцы-чиновники.
По-видимому, К. Витфогель разработал ирригационную теорию, основываясь на реальных фактах. Действительно, такие сложные работы требовали не только материальных ресурсов, но и организационных и интеллектуальных возможностей. Люди, обладавшие подобными возможностями и качествами, вероятно, уже были в первобытном обществе. Они приобрели свои организационные навыки на других работах (например, при обработке земли), поэтому могли переориентировать свои усилия на строительство ирригационных сооружений. Вместе с тем данная теория не может претендовать на универсальное объяснение процесса происхождения государства. Ирригационным фактором можно объяснить лишь происхождение государства в регионах с жарким климатом, но не на всем земном шаре. Но были и иные регионы, в которых не существовало потребности в создании ирригационных систем в масштабах всей страны. Следовательно, теория носит локальный характер, т.е. может служить для объяснения процесса происхождения государства только в отдельных местностях земного шара.
В литературе имеют место и другие теории происхождения государства, например патримониальная, спортивная, диффузионная, экономическая. Все они являются модификациями основных теорий, и ни одна из них не может претендовать на абсолютную истину, так как у разных народов образование государства шло различными путями.
Как видно из вышеуказанного, на процесс возникновения государства оказывало воздействие множество факторов, что и явилось основанием его разнообразных интерпретаций. Всякий раз на первый план выходила то одна, то другая сторона этого многогранного явления. Все перечисленные теории стремились создать универсальное объяснение процессу происхождения государства, пригодное для всех эпох и стран, абсолютизировать роль и значение того или иного фактора, который имел место в конкретной стране. Таким образом, создается одностороннее представление о государстве. Лишь объединение всех этих теорий происхождения государства поможет воссоздать целостную картину процесса государствообразования.
studfiles.net
Вопрос 3. Теории происхождения государства и права
Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества. Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет — демократическое собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, который выбирал своего старейшину.
Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения — обычаями. Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.
Поэтому причинами возникновения государства и права можно считать: три крупных общественных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; отделение ремесел; появление купцов), появление частной собственности и раскол общества на антагонистические классы.
Специфические формы возникновения государства у разных народов
Переход к государству совершался в различных исторических формах. На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и др.
Афины—классическая форма возникновения государства вследствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.
Римское государство, напротив, возникло не из внутренних противоречий, а в результате борьбы между патрициями — членами патрицианского рода и пришельцами — плебеями.
Германская форма возникновения государства также не являлась классической, т.к. связана с завоеванием чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.
Особенности возникновения права.
Право как особый регулятор общественных отношений возникает вместе с государством.
В процессе разложения первобытнообщинного строя и возникновения государства из общей массы правил поведения (обычаев), регулировавших жизнедеятельность родового общества, выделились те, которые могли быть приспособлены к интересам господствующего класса.
Итак, первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в правовые обычаи. Они стали записываться и объединяться в особые списки. В результате этого появилось обычное право.
Позднее наряду с обычным правом возникают нормы права, устанавливаемые актами короля, князя, чиновников. С развитием общественной жизни эти акты становятся преобладающей формой права.
А чтобы обеспечить его соблюдение и исполнение всеми членами общества, необходимо было применение государственного принуждения.
Основные теории (концепции) происхождения государства и права
Теологическая теория (Аквинский, Маритен и др.). Государство и право созданы богом. В этой связи теория предписывает, что каждый обязан смириться перед божественной волей и подчиняться государству.
Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Михайловский и др.). Право и государство — результат исторического развития семьи. Отсюда делается вывод о том, что государство и форма его правления носит «отеческий» характер и в силу этого требует почтительного к себе отношения.
Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский и др.) объясняет возникновение государства как результат покорения одних людей другими, отрицая социально-экономические причины происхождения государства.
Теория естественного права (договорная). Наиболее видные представители Т. Гоббс Дж. Локк, Ш. Монтескье. Согласно этой теории в обществе существует два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государства, является правонарушением либо вовсе преступлением. Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого лежат естественные права человека. Закон признается правовым постольку, поскольку он соответствует, развивает и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не создает право — таков основополагающий принцип данной теории.
Психолологическая теория права. Основоположник — А.И. Петражицкий, российский правовед. Согласно этой теории право представляет психическую деятельность человека, его правовые, «импертивно-атрибутивные» эмоции, чувства, оценки, переживания. Человек чувствует свою волю связанной притязаниями других лиц, ожидающих от него исполнение определенной обязанности. Именно такие психологические переживания определяет конкретные акты поведения человека, и выступают его действительным, реальным правом.
Позитивистская теория права. Наиболее видные представители — К. Бергбом, Г. Шершеневич. В позитивистской теории правом признаются только правила должного поведения, устанавливаемые законом и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми государственными органами. «Закон есть закон», который нужно исполнять в любом случае, независимо от психологических переживаний человека и его естественных прав. Представители этой теории весьма негативно относятся ко всяким попыткам искать право вне официально установленных государством нормативно-правовых предписаний.
Историческая теория происхождения права. Наиболее видные представители — К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта. Теория понимает право как продукт народного духа, сознания народа, который живет и проявляется во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык, представляет собой неотъемлемый компонент народа или нации и развивается по аналогичным законам. В языке, отмечал Савиньи, наблюдается та же независимость от случайности и свободного выбора со стороны отдельных лиц, т.е. то же происхождение из деятельности общего народного духа, действующего в отдельных лицах. Только здесь все это более наглядно и бесспорно, чем в праве.
Образование права осуществляется путем постепенного раскрытия народного духа в историческом процессе. Народный дух определяет особенности народного правосознания, а оно выливается в нормы права. Наиболее полным и последовательным источником развития народного духа являются народные обычаи. Законы также отражают народное правосознание. Но в них народное правосознание выражается постольку, поскольку правильно воспринимается и последовательно проводится законодателем. Поэтому главная задача законодателя состоит в выявлении и закреплении в законах народного духа.
Социологическая теория происхождения права. Наиболее видные представители — Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлик, Р. Паунд.
Они считают, что право не следует искать в законах или психологических переживаниях личности. Право, по их мнению, — это реальная жизнь, воплощенная в конкретных решениях в сфере предпринимательской деятельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп. При этом поиск «живого» права ведется в двух направлениях.
Одни авторы считают, что в обществе существует множество правовых систем, поскольку государство не в состоянии предусмотреть все необходимые для общества и его компонентов нормы права. Каждая коллективная общность людей, будь то спортивный клуб, торговое общество, профсоюзы или нация, может иметь и имеет свое право. Так, народ, нация создают свои обычаи и традиции, профсоюзы — профсоюзное право, причем негосударственные право и системы могут создавать сильную конкуренцию праву, установленному государством.
Представители другого направления «живое» право видят в свободе судейского усмотрения при разрешении конкретных дел. Разумное и точное решение юридических казусов представляется им большим правом, нежели абстрактные нормы с их абстрактной справедливостью.
Изменения в системе общественных отношений судья осознает значительно быстрее законодателя и неизбежно должен выходить за рамки закона, который не соответствует «живому» праву, действующим в обществе отношениям.
По мнению сторонников этого направления, судья сначала выносит решение, руководствуясь своими представлениями, а затем подбирает принятому решению соответствующую правовую аргументацию.
Марксистская теория происхождения права (материалистическая). Представители и основоположники — К. Маркс, Ф. Энгельс.
Право они понимали как меру свободы членов общества. Каждый класс в силу его особого положения в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право. Однако не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобязательных норм, в законе. Такой способностью обладал лишь класс, который экономически и политически господствовал в обществе. С помощью закона этот класс закреплял собственные интересы и потребности и пытался их видать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы. Поэтому право понималось как возведенная в закон воля господствующего класса.
Современная теория права. В нашей стране наиболее видные представители – С. Алексеев, М. Марченко, В. Нерсесянц, П. Мутузов, Л. Малько и др.
Современные ученые связывают правопонимание с нормативистским (совокупность норм) и социологическим (мера свободы, равенства, справедливости и ответственности) аспектом. Так наиболее часто право связывается с системой правил поведения, устанавливаемых государством в лице его уполномоченных органов и обеспечиваемых принудительной силой государства. Соответственно государство выступает единственным социально-политическим образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы.
Таким образом, современная формулировка права звучит следующим образом.
Право — это система норм, выраженных в признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного, а также запрещенного и предписанного поведения.
studfiles.net
Органическая теория происхождения государства
Развитие в XIX столетии естественных наук предопределило разработку английским мыслителем Г. Спенсером (1820-1903)в работе «Основание социологии»органической теории происхождения государства, получившей одобрение в работахшвейцарского юриста И. Блунчли (1808-1881) и французского социолога Р. Вормса (1869-1926).
На основе биологического фактора сопоставлению подлежала организация и функционирование общества и биологических организмов. В процессе выявления сходных и отличительных признаков были установлены следующие закономерности.
Общество и биологическихорганизм объединяет эволюционная трансформация, последовательное развитие от простых к сложным формам.
Человеческий организм представляет собой совокупность органов, между которыми существует взаимодействие, обеспечивающее функционирование и жизнедеятельность организма в целом. Нарушение функции одного органа закономерно влечет общее нарушение жизнедеятельности человека.
Общество функционирует подобно человеческому организму. В процессе эволюции индивидумы объединяются в различные формы организации — племя, союз племен, государства.
Государство как политическая организация представляет собой совокупность органов, учреждений, осуществляющих конкретно-определенные функции, связанные с реализацией властных полномочий, основанных на подчинении и принуждении.
Таким образом, согласно органической теории, государство представляет собой сложный организм, имеющий внутреннюю структуру, составляющие элементы которого реализуют функциями, обеспечивающие его жизнедеятельность.
Психологическая теория происхождения государства
Данный подход к образованию государства был разработан в XIX в. в период зарождения психологии как области научного познания. В его основу были положены взгляды древнеримского ученого Цицерона (106-43 до н.э.) и Н. Макиавелли (1469-1527), согласно которым биологическим индивидам присуща врожденная потребность совместного бытия естественно-биологического и психологического характера.
По мнению проф. Петербургскогоуниверситета Л.И. Петражицкого (1867-1931), в основу происхождения государства положена взаимообусловленность социальных процессов и психики человека.
Человек является сознательным существом. Разум человека способен постигать как высший божественный разум, так и происходящие природные и социальные явления.
Индивидуму присущи позитивные и негативные качества: доброжелательность и агрессивность; коммуникативность и отчужденность; уважение и пренебрежение и т.д. Отличительными признаками человеческой психики являются страх, стремление к власти и подчинению подвластных.
По мнениюанглийского ученогоД. Фрэзера (1854-1941), австрийского ученого3. Фрейда(1856-1939), русских и советских ученых — Н.М. Коркунова(1853-1904), Ф.Ф. Кокошкина (1871-1918),М.А. Рейснера (1868-1928), разум человека, осознавая присутствие противоположных черт, порождающих угрозу жизнеобеспечения, постигает целесообразность общения и объединения индивидумов в организованную общность, какой является государство.
studfiles.net