В постиндустриальном обществе собственность как критерий социального – Основные противоречия в обществе индустриального и постиндустриального типа, Лекция десятая. Классовое противостояние в постиндустриальном обществе. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Иноземцев В. Л. Страница 11. Читать онлайн

В каком обществе собственность как критерий социального неравенства теряет свое значениепостиндустриальном

Стр 1 из 5Следующая ⇒

Люди обычно наиболее чувствительны к взглядам, приписываемым тем, с кем они состоят в прямом и постоянном контакте». О каких группах людей здесь идет речьпервичная

Общество — это совокупность индивидов, объединенных фактором психического взаимодействия», полагалП. Сорокин

Автор книги «Социальная стратификация и мобильность» русско-американский социолог: П. Сорокин

Автор работы «Идентичность: юность и кризис» тождественности Э. Эриксон

Автор работы «Курс позитивной философии» О. Конт

Автор работы «Общество и общества»А. Шилз

Автор позиции, согласно которой главным средством социального прогресса является революция: Маркс

Автор теории бюрократии как позитивного явления М. Вебер

Автор теории среднего уровняР. Мертон

Автор труда «Самоубийство: социологический этюд»: Э. Дюркгейм

Агентом социализации называется: Тот, кто осуществляет процесс социализации

Анкеты, которые публикуются в журналах с призывом дать письменный ответ и прислать его по почте, называется: прессовый опрос

Аффективным Вебер называет действие: совершающееся под влиянием эмоций и аффектов

Автор Хотторнских экспериментов: Э.Мэйо

Брачный союз одной женщины и одного мужчины: эндогамия

Борьба за защиту и расширение прав женщин: феминизм

В доиндустриальном обществе большая часть населения занята в сфере: Сельское хозяйство

Виндустриальном обществе большая часть населения занята в сфере:

Вкакое время появляются первые эмпирические социологические исследования: В 20-е годы 20 в.

В какой сфере занята большая часть населения в индустриальном обществе: Промышленность

В какой сфере общества занята большая часть населения в постиндустриальном обществе: Сфера услуг

В каком из вариантов допущена ошибка в определении авторствавсе ответы верны

В каком обществе собственность как критерий социального неравенства теряет свое значениепостиндустриальном

В контовской классификации наук социология следует за: биологией

Воснове социально-профессиональной системы социальной стратификации лежат: Престиж профессии и наличие образовательных сертификатов

В основе кастовой системы социальной стратификации лежат: Этнические различия, закрепленные религиозным порядком.

В основе этакратической системы социальной стратификации лежат: Различия в доступе к власти

Воснове физико-генетической системы социальной стратификации лежит дифференциация: По демографическим признакам

Врамках какой концепции личность рассматривается как трехуровневое образование (оно, эго, супер-эго): Психоаналитической

mykonspekts.ru

Новые социальные неравенства в постиндустриальном обществе

ТОП 10:

С начала 60-х и вплоть до середины 80-х годов в западной социологии ведется анализ двух процессов, имеющих непосредственное отношение к формированию новой социальной структуры постиндустриального общества.

Первым из них является снижение влияния и внутренний раскол рабочего класса. Основываясь на анализе меняющейся структуры народного хозяйства развитых стран, многие авторы отмечали, что пролетариат становится далеко не самой заметной социальной группой современного общества, а его представители оказываются разобщены по образовательному уровню, интересам, национальным и расовым признакам. В 1973 году Д.Белл, экстраполируя тенденции предшествующих двадцати лет, утверждал, что к концу века рабочий класс сохранится лишь как второстепенная социальная группа. При этом подчеркивалось, что упадок традиционного пролетариата сопровождался и его растущей дифференциацией.

В условиях становления постиндустриального общества, с одной стороны, все большее число видов труда требуют серьезной профессиональной подготовки, а занятые таким трудом работники относятся по своим жизненным стандартам и сфере своих интересов к средним слоям общества, в силу чего по ряду признаков выходят за рамки традиционно понимаемого пролетариата. Однако, с другой стороны, те же процессы порождают потребность в значительной массе низкоквалифицированного труда, применяющегося как в материальном производстве, так и в сфере услуг. Эта вторая часть прежде единого рабочего класса состоит, по словам А.Горца, «из людей, которые стали хронически безработными, либо из тех, чьи интеллектуальные способности оказались обесцененными современной технической организацией труда», и может быть названа «не-классом не-рабочих», или «неопролетариатом». Результатом становится фактическое исчезновение рабочего класса в том его понимании, какое вкладывали в это понятие К.Маркс и его последователи.

Вторым выступает обособление новой элиты постиндустриального общества. Уже к середине 70-х годов среди социологов стало доминировать представление о том, что эта страта объединяет прежде всего людей, воплощающих в себе знания и информацию о производственных процессах и механизме общественного прогресса в целом. «Если в предыдущем столетии господствующими фигурами были предприниматели, бизнесмены и промышленные руководители, — писал Д.Белл, — то «новыми людьми» оказываются ученые, математики, экономисты и создатели новой интеллектуальной технологии». Предельно широкое определение этой социальной страты дал Дж.К.Гэлбрейт, указавший, что «она включает всех, кто привносит специальные знания, талант и опыт в процесс коллективного принятия решений». В это же время ряд авторов поспешили не только объявить технократов доминирующим классом постиндустриального общества, но и назвать его субъектом подавления остальных социальных слоев и групп.

В 70-е годы, когда теория постиндустриального общества только еще формировалась, было предложено множество новых определений господствующей элиты. В большинстве случаев в их основе лежало понимание того, что основой причисления человека к новому высшему классу являются его способности к творческой деятельности, к усвоению, обработке и продуцированию информации и знаний. Отсюда следовало, что этот господствующий класс не столь замкнут и однороден, как высшие слои аграрного и индустриального обществ. Его власть базируется на обладании уникальными знаниями и принадлежности к технократической элите. Однако, несмотря на формальную открытость элиты постиндустриального общества, на то, что «информация есть наиболее демократичный источник власти»9, знания, как и капитал, обладают ограниченным предложением, и поэтому формирующееся общество вряд ли может стать обществом эгалитаристским.

Таким образом, несмотря на то, что исследователи с большой степенью определенности указывали на разрушение классовой структуры, свойственной эпохе индустриализма, уже к началу 80-х годов стало ясно, что постиндустриальное общество формируется как новый тип классового общества. В данном вопросе большинство западных авторов основывались на подходе М.Вебера, отмечавшего, что главным признаком класса является хозяйственный интерес его представителей, а вопрос о собственности на средства производства является вторичным10. Принимая подобную точку зрения, нельзя не признать, что не только интересы, но даже системы ценностей новой элиты постиндустриального общества и «неопролетариата» кардинально различны. Более того, в новых условиях позиции низших классов гораздо более уязвимы, так как единственным значимым ресурсом оказывается знание, которое не приобретается в ходе коллективных действий. Фактически единственным эффективным методом повышения благосостояния работников становится «приобретение редких навыков, у которых нет легкодоступных субститутов»

11; массовые формы протеста и коллективные методы борьбы оказываются практически исчерпанными. В новых условиях оказывается, что классу технократов противостоят подавленный класс исполнителей и особо отчужденный класс, к которому относятся представители устаревающих профессий; сам же переход к новому социальному порядку становится переходом от общества эксплуатации к обществу отчуждения.

Таким образом, к 90-м годам сформировалась трактовка новой социальной структуры. На одном ее полюсе оказался высший класс постиндустриального общества, представители которого происходят, как правило, из обеспеченных семей, имеют превосходное образование, исповедуют постматериалистические ценности, заняты в высокотехнологичных отраслях хозяйства, имеют в собственности или свободно распоряжаются необходимыми им условиями производства, и зачастую занимают высокие посты в корпоративной или государственной иерархии. На другом располагается низший класс, представители которого происходят в большинстве своем из среды пролетариата или неквалифицированных иммигрантов, не отличаются высокой образованностью, движимы главным образом материальными мотивами, заняты в массовом производстве или примитивных отраслях сферы услуг, а иногда являются временно или постоянно безработными. Каждая из этих категорий выступает скорее идеальным типом, чем оформившимся классом; между тем они постоянно пополняются представителями «среднего класса», который на протяжении десятилетий считался главной опорой индустриального общества.

Нестабильность «среднего класса» в современных условиях предопределяет сложность становления постиндустриальной социальной структуры. Еще в начале 80-х годов Д.Белл отмечал, что эта общественная страта чрезвычайно аморфна и выделяется прежде всего на основе психологического самоопределения значительной части граждан

12; тем самым в неявном виде признавалось, что залогом кризиса социальной структуры индустриального типа выступает перемена в общественном самосознании. По мере того как подобная перемена становится все более заметной, оказываются различимы и контуры нового общества.

Сегодня можно с высокой степенью уверенности утверждать, что постиндустриальное общество не станет обществом, в котором господствует идея равенства. Открывая широкие перспективы перед теми, кто приемлет постматериалистические ценности и видит своей задачей совершенствование собственной личности, новые тенденции формируют новую социальную элиту из высокообразованных людей, достигающих свои цели посредством умножения знания. По мере того как наука становится непосредственной производительной силой, роль этого класса усиливается. Его представители обеспечивают производство уникальных благ, которые оказываются залогом процветания общества, и в силу этого в их распоряжение переходит все большая часть общественного достояния. Однако способность продуцировать новые знания отличает людей друг от друга гораздо больше, чем масштаб их личного материального богатства; более того, эта способность не может быть приобретена мгновенно и не подлежит радикальной корреляции. Поэтому новый высший класс имеет все шансы стать достаточно устойчивой социальной группой, и по мере того, как он будет рекрутировать в свой состав наиболее достойных представителей иных слоев общества, потенциал этих слоев будет лишь снижаться. Обратная миграция, вполне возможная в индустриальном обществе, где в периоды кризисов крупный предприниматель мог разориться и вернуться в состав класса мелких хозяйчиков, в данном случае почти исключена, ибо раз приобретенные знания могут совершенствоваться, но утраченными быть практически не могут. Поэтому, на наш взгляд, можно предположить, что современное общество эволюционирует в направлении жестко поляризованной классовой структуры, чреватой не вполне понятными нам противоречиями и конфликтами.



infopedia.su

СОЦИОЛОГИЯ ГОТОВ

«Исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией» — к какому понятию относится это определение? к понятию «этнос»; теории социальных групп;

«Люди обычно наиболее чувствительны к взглядам, приписываемым тем, с кем они состоят в прямом и постоянном контакте». О каких группах людей здесь идет речь первичная

«Общество — это совокупность индивидов, объединенных фактором психического взаимодействия», полагал П. Сорокин

Автор работы «Идентичность: юность и кризис» тождественности Э. Эриксон

Автор работы «Курс позитивной философии» О. Конт

Автор работы «Общество и общества» А. Шилз

Автор теории бюрократии как позитивного явления М. Вебер

Автор теории среднего уровня Р. Мертон

В каком из вариантов допущена ошибка в определении авторства все ответы верны

В каком обществе собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение постиндустриальном

В рамках какого типа стратификации полностью отсутствует вертикальная мобильность касты

Власть, доход, престиж и образование – это критерии социальной стратификации в современных обществах

Восемь критериев определения общества как предмета социологии выделял А. Шилз

Второй уровень легитимации теоретический

Выберите основной тип ролевых внутренних конфликтов личности. все перечисленное выше.;

Движение хиппи 60-х годов XX века в Америке — это пример контркультуры

Действие осознанно ориентированное на другою индивида – это социальное действие

Делинквентность –преступное поведение

Доктор наук — это пример достигаемого статуса

Идентификация — это механизм отождествления

Идентичность — это переживание собственной тождественности

Из какой из нижеперечисленных наук социология заимствовала методы обработки данных математики

Индивид занимающий промежуточное положение между двумя социальными слоями –это маргинал

К какому виду анализа документов относится контент- анализ формализованному

К какому из видов культур можно отнести правила игры нематериальная культура

Как называется молодежная субкультура, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением традиционной культуры «культуры отцов»? контркультура;

Как называется одна из основных концепций современной западной социологии, усматривающая в современном развитии общества преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем -капитализма и «социализма», в их последующем синтезе в «смешанном обществе» ? теория конвергенции.

Как называется положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением? нормативное.

Как называется чрезмерное возвеличивание какой-либо личности? культ.

Как называются теории, разрабатывающие проблемы функционирования в обществе различных социальных общностей?

Какая наука изучает общество как целостную систему, а также отдельные социальные институты, процессы, группы, рассматривая их в связи с общественным целым? социология;

Какая наука изучает религию как социальный институт, ее генезис, место и роль в обществе, возникновение, функционирование, развитие и исчезновение религии? социология.

Какая подсистема выполняет функции воспроизводства образца согласно концепции Т. Парсонса культурная

Какие основные виды социальных групп выделяет Т.Шебутани статические и динамические

Какие типы общества выделяет Белл доиндустриальное, индустриальное постиндустриальное

Какие типы общества выделяет Г. Спенсер военное и промышленное

Какими основными характеристиками по мнению Т.Парсонса должна обладать социальная система и самодостаточностью

Какова принципиальная позиция российского правительства в чеченском конфликте до апреля 1996. силовое решение;

Какой из выделенных М. Вебером типов действий не является социальным реактивное

Какой известный философ известным пунктом теории элитарного искусства сделал идею» сверхчеловека» — белокурой бестии», наделенной, наряду со «здоровой ментальностью», зоологической «волей к власти», а также совершенно уникальной эстетической восприимчивостью? Ф.Ницше.

Какой стиль руководства соответствует демократическому бюрократический

Какой тип мобильности чаще всего проявляется после революций структурной мобильности

Какую из нижеперечисленных работ написал П. Бергер Капиталистическая революция

Какую из нижеперечисленных работ написал П. Монсон Лодка на аллеях парка

Какую категорию характеризует данное понятие: «основанная на браке или кровном родстве малая группа, социальная ячейка, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью. Это..-семья.

Кем в первые был введен в научный оборот термин «социология»: О. Контом.

Классическая форма кастовом системы стратификации существовала в Индии

Когда впервые появился термин «социология»: в XIX в;

Кто ввел в научный оборот термин «социальная мобильность» Сорокин

Кто разделял общества на «открытые» и «закрытые» К. Поппер

Кто такие люмпены? деклассированные слои населения;

Кто является автором формационной концепции все ответы не верны

Культура как система ценностей, смыслов, образцов действий индивидов. Когд а появляется термин «Культура» в его современном значении? в ХУШв.;

Культура определяющая базовые ценности общества доминирующая культура

Л. Уорнер является автором репутационной теории

Легитимация -это объяснение, оправдание

Легитимность — это оправданность

Лицо, ведущее социологический опрос с помощью анкетыинтервьюер

Лицо, участвующее в социологическом опросе в качестве источника информации респондент

Люди, организации и группы участвующие в процессе социализации агенты социализации

Маркс, Зиммеяь и Дарецдорф — что объединяет эти имена? это ученые — сторонники социального конфликта;

На втором уровне легитимация протекает посредством прагматичных объяснительных схем, непосредственно связанных с конкретным действием

На первом уровне легитимация протекает посредством простых утверждений типа «так уж устроены вещи»

На третьем уровне легитимация протекает посредством явных теорий, легитимирующих институциональный сектор в терминах дифференцированной системы знания

На четвертом уровне легитимация протекает посредством системы теоретической традиции, впитавшие различные области значений и включающей институциональный порядок во всей его символической целесообразности

Назовите ведущие, основные функции семейно- брачных отношений. этнические общности;

Назовите основные виды эпистем классическая и неклассическая

Наука о будущем футурология

Объектом социологического познания является общество, а предметом социологии выступают устойчивые социальные структуры

Определите, кому принадлежат эта взгляды: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму из тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» К. Маркс;,

Основная функция социальных институтов в обществе контроль за взаимодействием индивидов

Основные критерии социальной стратификации современного общества власть, престиж, доход, образование

Основой любой системы стратификации является неравенство

Отклоняющее поведение — это девиация

Парадигма – это ценностные установки, стандарты исследования, присущие определенному научному сообществу

Первый уровень легитимации до теоретический

Первым деканом социологическою факультета гарвардского университета был П. Сорокин

Перевод экстернализированных продуктов психики в сферу объективную объективация

Переезд в другой город на постоянное место жительства — это пример географической мобильности

Переходом к какому обществу служит промышленная революция индустриальному

Перечислите основные формы рабства домашнее и классическое

Позитивно привилегированный, средний и негативно привилегированные классы выделял М. Вебер

Пол является атрибутом аскриптивного статуса

Получение кандидатом наук профессорской степени — это пример профессиональной мобильности

Получение наследства — это пример вертикальной мобильности

Понятие «консенсус» – это совпадение взглядов и интересов

Понятие «страта» пришло в социологию из геологии

Понятие «эпистема» означает познавательные установки и стиль мышления эпохи

Процесс взаимной типизации опривычанных действий деятелями различного рода – это институционализация

Процесс вхождения человека в общество и общества в человека социализация

Процесс онривычивания действия хабитуализация

Процесс переживания индивидом чувства собственной тождественности идентичность

Процесс социализации продолжается в течении всей жизни

Разорение (банкротство) — это пример вертикальной мобильности

Ролевые ожидания-это экспектация

С какой из нижеперечисленных наук социология имеет наиболее тесные связи психологией

Символический интеракционизм – это микро социологическая теория

Сколько критериев определения общества как предмета социологического анализа выделял А. Шилз- 8

Создателем теории социального конфликта считают К.Маркса

Состояние взаимоотношений в малых группах и коллективах исследуется социометрическим методом

Состояние когда нормы и ценности одной роли противоречат нормам и ценностям другой роли называется конфликтом

Социализация включает освоение социальных ролей

Социализация –это освоение социальных ролей и культурных ценностей

Социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм Санкции

Социальный институт – это нормы и типизации определенного общества

Социальный статуе – это положение индивида и обществе

Социальный статус – это положение человека и группы в обществе

Социальный статус — это: положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями.

Социальный конфликт — это конфликт между: все перечисленное выше.

Социолог развивший теорию аномии до теории девиантного поведения Р. Мер гон

Социология как научная дисциплина возникла в XIX веке

Среди мотивов брака выделяют — по любви, по расчету, вынужденный, беспечный, назло кому — либо. Укажите, какие из них наиболее стабильны? по любви;

Статус занимаемый индивидом в первичной группе – это личный статус

Структура личности по Дж. Миду включает все ответы не верны

Третий уровень легитимации — уровень явных теори

Функционализм – это макро социологическая теория

Часть общей культуры чьи нормы и ценности не противоречат общекультурным нормам и ценностям – это субкультура

Часть общей культуры чьи нормы и ценности противоречат общекультурным нормам и ценностям — это контркультура

Чем завершается процесс инстнтуционализании легитимацией

Чем можно объяснить появление массовой культуры? переориентацией производства на массового покупателя и демократизация общества;

Четвертый уровень легитимации — символический универсум

Что из перечисленного попадает под определение социальной группы? семья;

Что первоначально подразумевалось под словом «культура»? способы обработки земли;;

Шаблон поведения в рамках института роль

Широко распространенный в западной социологии термин «постиндустриальное общество» применяется для обозначения: современного западного общества;

Эссенциализм является атрибутом классической эпистемы

studfiles.net

Теория «постиндустриального общества» — Мегаобучалка

Теория «постиндустриального общества» —это социаль­но-политическая концепция, объясняющая основные законо­мерности развития человеческого общества на основе анализа его технологического базиса и применяемой для обозначения высшей стадии эволюции современного западного общества.

Термин «постиндустриальное общество» впервые был применен в 1917 году теоретиком английского либерального социализма А.Пенти. В 1958 году это понятие появилось в ста­тье американского социолога Д.Рисмена «Отдых и труд в постиндустриальном обществе». Но основоположником теории постиндустриального общества является Д.Белл, который опи­сал основные элементы этой теории в книгах «Грядущее по­стиндустриальное общество» (1973) и «Культурные противоре­чия капитализма» (1978).

Согласно теории постиндустриального общества историче­ское развитие было разделено на три этапа. Первый этап — доиндустриальный, характеризующийся преобладанием аграрно­го сектора в экономике, традиционных социальных отношений и политических институтов. Второй этап — индустриальный, спецификой которого является доминирование промышленного сектора и модернизация социальных и политических институ­тов общества. Третий этап — постиндустриальный, который от­личается выдвижением на первый план сферы услуг и произ­водства знания. По мнению Д.Белла, этап постиндустриализма относится к концу XX века.

Концепция постиндустриального общества Д.Белла осно­вана на законе Энгеля, согласно которому человек склонен ранжировать собственные потребности и удовлетворять их в определенной последовательности. Сначала потребление това­ров первой необходимости (пища, одежда), потом товары дол­госрочного пользования, затем затраты на предметы роскоши и досуг.

Повышение благосостояния членов общества, утверждал Д.Белл, приводит к увеличению спроса на личные услуги, чем и обусловливается быстрое расширение третичного сектора в экономике, где решающее значение имеет широкое примене­ние информационных технологий, превращение знания в само­стоятельную отрасль экономики, а университета в основное место этого производства, распространение гибких форм мел­косерийного производства промышленной продукции, прихо­дящего на смену стандартизированному массовому производ­ству. Собственность как критерий социальной стратификации общества утрачивает былое значение, уступая место уровню образования, накопленным знаниям. В политической сфере по­стиндустриальное общество характеризуется утверждением плюралистической демократии при повышении эффективности работы государственных институтов и структур. Будучи сто­ронниками рассмотрения знания в качестве основного ресурса, обеспечивающего социальный прогресс, Д.Белл и его последо­ватели не являются приверженцами идеи свободного рынка. Они отмечают, что формирующееся общество ставит во главу угла интересы человека как целостного субъекта, зачастую подчиняя таковым требования непосредственной экономиче­ской целесообразности.



Белловская теория постиндустриального общества вызвала критику’ со стороны ряда западных экономистов и социологов. Отмечалось, что само понятие «постиндустриальное общество» не несет положительного определения нового социального со­стояния. В этой связи ряд исследователей ввели понятие «ин­формационное общество». Теория информационного общества рассматривалась ими как развитие теории постиндустриально­го общества. В частности, так называлась работа И.Масуды «Информационное общество как постиндустриальное общест­во» (1980). Збигнев Бжезинский в книге «Между двух эпох» (1970) выдвинул концепцию «технотронного общества», кото­рая обосновывала возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве техно­кратов.

Теория информационного общества описывает постинду­стриальное общество в контексте информационной революции.

Понятие «информационное общество» введено японским ученым К.Коямой, на основании работ которого в Японии в 1972 году был принят «План информационного общества: на­циональная цель к 2000 г.». В концептуальном отношении из теории постиндустриального общества была заимствована схе­ма исторического развития человечества, прошедшего этапы доиндустриального, индустриального и постиндустриального прогресса. Каждому из перечисленных этапов, по мнению сто­ронников информационного общества, соответствовал свой доминирующий сектор экономики. Для аграрного этапа было характерно доминирование первичного сектора (сельского хо­зяйства). Для индустриального — вторичного сектора (промыш­ленности). Для постиндустриального — третичного сектора (сфера услуг и досуга). В теории информационного общества к третичному сектору постиндустриализма был добавлен еще один — информационный сектор, который являлся системооб­разующим.

Информация объявляется в рамках этой теории ключевым фактором производства, превосходящим по значимости все виды материального производства, производства энергии и ус­луг. Информационные технологии приводят к качественным переменам. Они открывают возможности в поиске оптималь­ных приемов и методов рационально-технического решения различных, в том числе социальных, экономических проблем, внедрения основ своего рода социальной инженерии при раз­решении комплексных вопросов социального и политического планирования и прогнозирования39. Информационные техноло­гии позволяют осуществить децентрализацию и деурбанизацию производства, возврат к «домашней индустрии» на основе современной электронной техники. На смену массовому произ­водству приходит гибкое, мелкосерийное производство това­ров, требующее высококвалифицированной рабочей силы и значительных научно-исследовательских затрат.

 

39 Информационное общество. Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 2, с. 142.

 

Формируется новая культура потребления — установка на приобретение вещей одноразового использования, ускоренное обновление то­варов, считавшихся товарами длительного пользования.

Отличительным признаком информационного общества считается изменение характера межличностных отношений, которые становятся все менее стабильными. Развитие комму­никаций и увеличение благосостояния дает возможность сво­бодно менять место жительства. В политической сфере прогно­зируется ослабление роли национального государства, усиле­ние роли этнических, культурных, религиозных меньшинств, а также ожидается постепенный переход от представительной к плебисцитарной форме демократии.

Информационное общество ожидает обострение ряда про­тиворечий. Ускоренная трансформация ценностных систем по­вышает вероятность значительных расхождений между инди­видуальными и социальными ценностными ориентациями. Ут­рачивается согласие, теряются единые стандарты поведения, общие правила, язык. Калейдоскоп ценностных ориентации и предпочтений порождает резкий рост субкультур, что приведет к усилению конфликтогенности общества.

Теория информационного общества активно использова­лась в глобальном моделировании, прогнозировании социаль­но-политических сдвигов в западных странах и изменений в мировой экономической системе и системе международных отношений.

 

megaobuchalka.ru

17. Социальная стратификация постиндустриального общества.

Становление постиндустриального общества радикально изменяет сущность и мотивацию человеческой деятельности, модифицирует корпоративные принципы и определяет новые формы организации товарного производства. В подобной ситуации невозможно предположить, что столь масштабная трансформация оставляет незатронутыми глубинные основы социальной организации, не порождает новые общественные страты, не вызывает к жизни новые линии классового противостояния. Конфигурация общества всегда определялась и сегодня определяется формами организации его производительных сил; поэтому мы должны уделить внимание тем социальным последствиям, к которым приводит современная постиндустриальная трансформация.

Проблема изменяющейся социальной структуры попала в поле зрения социологов в первые послевоенные годы. К этому периоду относятся достаточно эпизодические высказывания на данную тему, однако большинство из них позволяет утверждать, что в центре внимания исследователей оказывались не столько распределение материального богатства, сколько статусная роль человека в постиндустриальном обществе.

Наблюдая резкое снижение влияния традиционного класса буржуа, чья власть основывалась на чисто экономических факторах, Р.Дарендорф в конце 50-х годов одним из первых высказал мысль о том, что «представителей правящего класса посткапиталистического общества следует искать на верхних ступенях бюрократических иерархий, среди тех, кто отдает распоряжения административному персоналу»1. В тот же период К. Райт Миллс отметил, что в условиях постоянного усложнения социальной организации основную роль играют не имущественные или наследственные качества человека, а занимаемое им место в системе социальных институтов2. Учитывая то значение, которое авторы теории постиндустриального общества придавали теоретическому знанию как важнейшему фактору социального прогресса, легко объяснить тот факт, что именно обладание информацией и знаниями, навыками и умениями стало одним из оснований причисления человека к доминирующему классу нового общества.

Понимание этого факта широко распространилось в конце 50-х — начале 60-х годов. В 1958 году М.Янг издает свою фантастическую повесть «Возвышение меритократии», где обрисовывает грядущий конфликт между интеллектуалами и остальной частью общества3; в 1962 году Ф.Махлуп вводит в научный оборот термин «работник интеллектуального труда (knowledge-worker)», подчеркивающий ранее неизвестные черты нового типа работника: его ориентированность на оперирование информацией и знаниями; фактическую независимость от факторов собственности на средства производства; высокую мобильность и стремление к деятельности, открывающей поле для самореализации и самовыражения даже в ущерб сиюминутной материальной выгоде. Все больше исследователей приходят в этот период к выводу, что новая роль знания, вызывающая массовое появление подобных работников, не может не привести к радикальным подвижкам в общественной структуре.

С начала 60-х и вплоть до середины 80-х годов в западной социологии ведется анализ двух процессов, имеющих непосредственное отношение к формированию новой социальной структуры постиндустриального общества.

Первым из них является снижение влияния и внутренний раскол рабочего класса. Основываясь на анализе меняющейся структуры народного хозяйства развитых стран, многие авторы отмечали, что пролетариат становится далеко не самой заметной социальной группой современного общества, а его представители оказываются разобщены по образовательному уровню, интересам, национальным и расовым признакам4. В 1973 году Д.Белл, экстраполируя тенденции предшествующих двадцати лет, утверждал, что к концу века рабочий класс сохранится лишь как второстепенная социальная группа. При этом подчеркивалось, что упадок традиционного пролетариата сопровождался и его растущей дифференциацией.

В условиях становления постиндустриального общества, с одной стороны, все большее число видов труда требуют серьезной профессиональной подготовки, а занятые таким трудом работники относятся по своим жизненным стандартам и сфере своих интересов к средним слоям общества, в силу чего по ряду признаков выходят за рамки традиционно понимаемого пролетариата. Однако, с другой стороны, те же процессы порождают потребность в значительной массе низкоквалифицированного труда, применяющегося как в материальном производстве, так и в сфере услуг. Эта вторая часть прежде единого рабочего класса состоит, по словам А.Горца, «из людей, которые стали хронически безработными, либо из тех, чьи интеллектуальные способности оказались обесцененными современной технической организацией труда», и может быть названа «не-классом не-рабочих», или «неопролетариатом»5. Результатом становится фактическое исчезновение рабочего класса в том его понимании, какое вкладывали в это понятие К.Маркс и его последователи.

Вторым выступает обособление новой элиты постиндустриального общества. Уже к середине 70-х годов среди социологов стало доминировать представление о том, что эта страта объединяет прежде всего людей, воплощающих в себе знания и информацию о производственных процессах и механизме общественного прогресса в целом. «Если в предыдущем столетии господствующими фигурами были предприниматели, бизнесмены и промышленные руководители, — писал Д.Белл, — то «новыми людьми» оказываются ученые, математики, экономисты и создатели новой интеллектуальной технологии»6. Предельно широкое определение этой социальной страты дал Дж.К.Гэлбрейт, указавший, что «она включает всех, кто привносит специальные знания, талант и опыт в процесс коллективного принятия решений»7. В это же время ряд авторов поспешили не только объявить технократов доминирующим классом постиндустриального общества, но и назвать его субъектом подавления остальных социальных слоев и групп8.

В 70-е годы, когда теория постиндустриального общества только еще формировалась, было предложено множество новых определений господствующей элиты. В большинстве случаев в их основе лежало понимание того, что основой причисления человека к новому высшему классу являются его способности к творческой деятельности, к усвоению, обработке и продуцированию информации и знаний. Отсюда следовало, что этот господствующий класс не столь замкнут и однороден, как высшие слои аграрного и индустриального обществ. Его власть базируется на обладании уникальными знаниями и принадлежности к технократической элите. Однако, несмотря на формальную открытость элиты постиндустриального общества, на то, что «информация есть наиболее демократичный источник власти»9, знания, как и капитал, обладают ограниченным предложением, и поэтому формирующееся общество вряд ли может стать обществом эгалитаристским.

Таким образом, несмотря на то, что исследователи с большой степенью определенности указывали на разрушение классовой структуры, свойственной эпохе индустриализма, уже к началу 80-х годов стало ясно, что постиндустриальное общество формируется как новый тип классового общества. В данном вопросе большинство западных авторов основывались на подходе М.Вебера, отмечавшего, что главным признаком класса является хозяйственный интерес его представителей, а вопрос о собственности на средства производства является вторичным10. Принимая подобную точку зрения, нельзя не признать, что не только интересы, но даже системы ценностей новой элиты постиндустриального общества и «неопролетариата» кардинально различны. Более того, в новых условиях позиции низших классов гораздо более уязвимы, так как единственным значимым ресурсом оказывается знание, которое не приобретается в ходе коллективных действий. Фактически единственным эффективным методом повышения благосостояния работников становится «приобретение редких навыков, у которых нет легкодоступных субститутов»11; массовые формы протеста и коллективные методы борьбы оказываются практически исчерпанными. В новых условиях оказывается, что классу технократов противостоят подавленный класс исполнителей и особо отчужденный класс, к которому относятся представители устаревающих профессий; сам же переход к новому социальному порядку становится переходом от общества эксплуатации к обществу отчуждения.

Таким образом, к 90-м годам сформировалась трактовка новой социальной структуры. На одном ее полюсе оказался высший класс постиндустриального общества, представители которого происходят, как правило, из обеспеченных семей, имеют превосходное образование, исповедуют постматериалистические ценности, заняты в высокотехнологичных отраслях хозяйства, имеют в собственности или свободно распоряжаются необходимыми им условиями производства, и зачастую занимают высокие посты в корпоративной или государственной иерархии. На другом располагается низший класс, представители которого происходят в большинстве своем из среды пролетариата или неквалифицированных иммигрантов, не отличаются высокой образованностью, движимы главным образом материальными мотивами, заняты в массовом производстве или примитивных отраслях сферы услуг, а иногда являются временно или постоянно безработными. Каждая из этих категорий выступает скорее идеальным типом, чем оформившимся классом; между тем они постоянно пополняются представителями «среднего класса», который на протяжении десятилетий считался главной опорой индустриального общества.

Нестабильность «среднего класса» в современных условиях предопределяет сложность становления постиндустриальной социальной структуры. Еще в начале 80-х годов Д.Белл отмечал, что эта общественная страта чрезвычайно аморфна и выделяется прежде всего на основе психологического самоопределения значительной части граждан12; тем самым в неявном виде признавалось, что залогом кризиса социальной структуры индустриального типа выступает перемена в общественном самосознании. По мере того как подобная перемена становится все более заметной, оказываются различимы и контуры нового общества.

studfiles.net