В некоторых государствах в качестве источников права признаются религиозные – в некоторых государствах в качестве источников права признаются религиозные тексты(например, в Израиле,Индии,Таиланде,Бирме).Чем можно объяснить, с вашей

Религиозные тексты как источник права

Количество просмотров публикации Религиозные тексты как источник права — 2915

Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми, возникающие на базе их религиозных представлений. Οʜᴎ представляют из себясводы правил, обычаев, направляющих человека к формированию ʼʼправильногоʼʼ, проповедуемого конкретной религией образа жизни – соблюдению религиозных ритуалов и обрядов (к примеру, поста͵ молитвенного распорядка дня и т.д.).

Религиозные нормы в современном светском государстве не оказывают большого влияния на формирование права, хотя авторитет религиозных норм может сыграть положительную роль в правоприменении. При этом иногда они способствуют росту социальной напряженности, когда большая часть граждан страны является светским населœением. Такая ситуация имеет место в Израиле, где к вопросам брака и развода, рассматриваемым религиозными судами, применяется религиозное право. В других семейных вопросах оно применяется, только если всœе стороны достигли соглашения. Религиозные люди полагают, что сферу применения религиозных норм следует расширить. Светские люди, которые составляют более чем три четверти населœения, полагают, что вполне достаточно и существующей. Такое положение дел нарушает права человека в той степени, в какой нет гражданского брака и гражданского развода.[301]

Религиозные тексты как источник права имеют ограниченное применение в мировой практике и обладают юридической силой в арабских и некоторых других странах, входящих в систему мусульманского права. Основными источниками мусульманского права являются Коран и Сунна, которые не содержат в себе ясно выраженных правил поведения, указаний на права и обязанности стороᴦ.

Коран – главная священная книга мусульман. Он представляет собой фундаментальный богословский труд, выступающий моральной и религиозно-философской основой мусульманского государства и права, отправным пунктом их возникновения и развития.

Сунна представляет собой сборник адатов, традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, воспроизведенных рядом богословов и юристов. Содержание Сунны составляют признанные достоверными хадисы, каждый их которых является преданием о поступках и изречениях Мухаммеда.

Другим источником права выступает иджма– согласованное заключение древних правоведов и знатоков ислама об обязанностях правоверных. Иджма служит средством преодоления пробелов в мусульманском праве в случаях, когда Коран и Сунна не дают ответ на возникающие проблемы.[302]

Религиозные тексты (священные писания) также выступают источниками иудейского права. К ним относится Библия, представляющая собой сборник священных книг христианства. Она делится на две крупные части: Ветхий Завет, в составе которого находятся книги, написанные до пришествия Христа͵ и Новый Завет, содержащий Книги, написанные после появления Христа. Ветхий и Новый Заветы складываются из Книг, делящихся на главы, а затем на стихи. Книги Ветхого Завета (ʼʼеврейской Библииʼʼ) делятся на три группы. Первую группу священных книг называют пятикнижием Моисея или Торой. Пятикнижие (Тора) выступает самостоятельным источником права. Вторую группу образуют ранние и более поздние книги пророков – Небиим. Третью группу заключают всœе остальные священные книги под общим названием Кетубим.

Одним из важнейших источников иудейского права является Талмуд – собрание древних священных писаний, относящихся к периоду с IV в. до н.э. по V в. н.э., содержащий не только тексты писаний, но и тексты их раввинских толкований[303].

Литература

1. Барак А. Судейское усмотрение. – М., 1999.

2. Зивс С.Л. Источники права. – М., 1981.

3. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002.

4. Лукьянова Е. А. Закон как источник советского государственного права. – М., 1988.

5. Марченко М. Н. Источники права. – М., 2005.

6. Матузов Н. И. Коллизии в праве: причины, виды и способы разрешения.//Изв. вузов. Правоведение. – 2000. – № 5.

7. Нешатаева Т. Н. Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права. //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2004. – № 3.

8. Поленина С. В., Сильченко Н. В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. – М., 1987.

9. Толстик В. А. Иерархия источников российского права. – Н.Новгород, 2002.

referatwork.ru

1.7. Понятие источника права. Виды источников права

Источники права — это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.

1. Правовой обычай — это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст.5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Судебный прецедент — это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, «общее право» Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутано и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.

3. Нормативный договор — это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

4. Религиозные тексты — это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран — собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна — жизнеописание пророка Мухаммеда).

5. Доктринальные тексты — это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV веках труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.

6. Общие принципы права — это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст.6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона.

7. Нормативный правовой акт как источник права — это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

Различаются:

конституция — основной закон государства;

конституционные законы;

обыкновенные законы;

подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

studfiles.net

Священные тексты как источник права.

ТОП 10:

Религиозно-канонические тексты — это нормы определенных религий, закрепляются в соответствующих канонических текстах и ​​книгах, которые регулируют правовые отношения субъектов правоотношений, независимо от их принадлежности или непринадлежности к данной религиозной конфессии. Это источник права свойственно для религиозно-общинной правовой системы или для религиозных систем права, наиболее распространенным видом которых является система исламского права. В Украине это

источник права практически не применяется.

Религиозно-правовая норма — священные писания, книги, трактаты. Акты-документы, содержащие церковный канон или иную религиозную норму, которая санкционируется государством для оказания ей значение и обеспечивается ею.

Религиозно-правовая норма распространена в традиционно-религиозных правовых системах (например, в мусульманских странах). В некоторых странах религиозно-правовая норма тесно переплетена с правовым обычаем, традициями общинного быта (государства Африки, Латинской Америки).

 

Судебный прецедент как источник права.

Правовые системы романо-германской правовой семьи, провозглашая преемственность традиций римского права, все же отказались от «активной казуистики» и провозгласили верховенство закона. Система права в странах романо-германской семьи отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников, устойчивыми демократическими правовыми принципами, обеспечением строгой юридической техники.

Возрастание роли судебной практики обусловлено тем, что законы и другие нормативно — правовые акты регулируют общественные отношения в обобщенной, абстрактной форме. Но жизнь всегда богаче, сложнее любых формальных установок. Поэтому, применяя закон, суд зачастую не находит правовой нормы для решения данного дела. Отказаться от рассмотрения спора на этом основании суд не может, поэтому у него остаются два варианта действий: либо исходя из общих принципов той или иной правовой системы, установить новую норму, или так истолковать подобную действующую норму, чтобы распространить ее на данный случай и положить в основу своего решения, так создаются новые нормы, которые применяются в практике другими судами, получая обязательную силу и становясь судебным прецедентом.

Среди стран, в которых юридическая сила и нормативный характер судебных решений не только признаются, но и закрепляются в законодательном порядке, можно назвать Испанию, Швейцарию, Португалию, Турцию и др.. .

Так, например, в Испании судебная практика, основанная на решениях Верховного суда Испании, формирует так называемую «общую правовую доктрину» («doctrinal legal»). Ее нарушение, согласно закону, является одним из оснований обжалования судебных решений в Верховный суд.

Швейцарский гражданский кодекс устанавливает, что в случае пробелов в законодательстве судья должен действовать, как будто он сам является законодателем, соблюдая при этом господствующей доктрины и традиции.

Большую роль играет судебная практика в странах Северной Европы, что приводит сходство характеристик этих правовых систем с «общим правом», в связи с чем некоторые компаративисты предлагали рассматривать данные правовые системы как часть англосаксонского права.

Однако следует заметить, что не все страны континентальной Европы придерживаются подобной позиции. Другую группу образуют страны, в которых прецедент как результат правотворческой деятельности судов законодательно не закреплен, то есть формально не признается, а фактически существует и применяется (ФРГ, Дания, Греция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия и др.).. Эти страны признали концепцию, согласно которой судебное решение является обязательным только для сторон, участвующих в деле. Исходя из верховенства закона, суды не имеют права принимать решения в виде общего распоряжения (в соответствии с нормами гражданского кодекса Франции). Решение, принятое на основании закона, является юридическим фактом, а не источником права. В Германии считается, что право не может быть создано при помощи обычая, правовой науки, судебных решений. Гражданский кодекс Австрии обусловливает, что судейское право не является источником права.

Итак, прецедент в странах «писаного права» играет обычно второстепенную роль: не конкретные казусы, а законы имеют юридическую силу. Судебные решения не рассматриваются как фиксация норм права, поскольку, независимо от судебной практики, здесь уже сложилось вполне самодостаточное право. Как отмечает Н.Н. Марченко, отсутствие законодательного закрепления и обеспечения места и роли прецедентов в системе других источников романо-германского права, их законодательное замалчивания или формальная юридическая запрет правотворческой деятельности судов в тех или иных странах не способствует осознанию реальной важности прецедентов в континентальном праве и обобщению соответствующей правотворческой и правоприменительной практики судов

 

Обычай как источник права.

Правовой обычай — это один из источников права, обычное право – это отдельный вид позитивного права, состоящая из правовых обычаев. Обычное право есть первоначальная форма позитивного права. Долгое время оно было единственным видом права, вплоть до появления письменности и появления нового вида права — закон, или писаного права. Однако, длительное время обычно не признавался самостоятельным

источником права. Только теоретики так называемой «исторической школы права», которая существовавшей в XIX веке, убедительно доказали важность и значение правового обычая как источника права. Они подчеркнули главное отличие обачного права и закона. Создателем первого является не государство, а само общество, его основой является правовое сознание широких народных масс. Итак, характерними признаками обычного права являются, во-первых, то, что правовые нормы обычного права,

или правовые обычаи возникают без прямого приказа со стороны государства или его органов; по-

Во-вторых, обычное право есть право неписаное. Относительно последнего признака, то понятно, что и нормы обычного права могут быть записаны и действительно записываются, но факт записи, материальной фиксации, не будет для этого права существенным, поскольку оно действует не потому, что записано, а потому, что оно признается правом в массовом сознания и массово производится. Проблема обычного права является сложных и слабо разработанных проблем в правоведении. Обычное право не

приведено к стройной системы; не установлены границы фактической силу

правовых обычаев: не проведено более-менее четкого разграничения между правовым обычаем и обычаем бытовым, нет также согласия и по же происхождения и характерных черт обычного права. В целом же, можно дата такое определение правового обычая — это норма позитивного права, возникла самостоятельно, без государственно-властной воли или санкции со стороны государства, с правосознания всего народа или определенных социальных групп и получила юридической силы в результате длительного применения ее как обязательной. На сегодняшний день правовой обычай имеет достаточно ограниченный круг применения. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, целый ряд правовых обычаев находят свое закрепление в действующем законодательстве и перестают играть роль собственно правового обычая, превращаясь в нормы права, закрепленные в нормативно-правовых актах. Во-вторых, при развитой законодательной системе необходимость правового регулирования реально существующих правовых отношений оперативно находит ответную реакцию со стороны законодавчаи власти, не давая

возможности сформироваться правовом обычая. На сегодняшний день правовой обычай в Украине, в определенной степени, применяется в гражданско-правовых отношениях, в морском праве подобное. Обычай имеет большое значение в религиозно- общинной правовой системе, которая имеет место в некоторых странах Азии и Африки.




infopedia.su

Религиозное право как источник государственного права.

Религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о престолонаследии. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран — священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции.

Специфическим  источником  права,  в  том  числе  конституционного,  в отдельных странах выступают своды  религиозных  правил,  причем  юридическая сила их порой  превосходит  даже  силу  конституционных  норм.  Например,  в Исламской Республике Иран высшим источником права  является  шариат  –  свод норм мусульманского права.

Религио́зное пра́во — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.

Материальными источниками могут быть непосредственно тексты священных писаний (например, Коран), богословские доктрины, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.

Например, в иудаизме источниками права выступают Письменная Тора (Танах) и Устный Закон, зафиксированный в Мишне и Талмуде. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран — священная книга ислама, Сунна — традиции, связанные с посланцем Бога, Иджма — «единое соглашение мусульманского общества» и Кияс — суждение по аналогии.

Характерная особенность религиозного права — персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.

Наиболее развитые религиозно-правовые системы: еврейское право, индусское право, каноническое право, церковное право, мусульманское право.

 

students-library.com

2.4. Правовой обычай.

Исторически это самый первый и наиболее древний источник права, но, несмотря ни на что, правовой обычай как источник права сохранился во многих современных государствах, в частности, в странах мусульманской правовой семьи. Так, если в Коране или иджме отсутствует норма, регулирующая определенное общественное отношение, то применяется правовой обычай.

Необходимо отметить, что правовой обычай в отличии от других источников права характеризуется тем, что его автором или создателем является народ или социальная группа, неформальное объединение людей.

Итак, под правовым обычаем понимается санкционированное государственной властью общеобязательное правило поведение, сложившееся на основе многократного применения в общественной практике и обеспечиваемое мерами государственного принуждения и защиты.

Следует отметить, что на основе правового обычая могут быть сформулированы нормы права.

2.5. Религиозный текст.

Как источник права религиозные тексты представляют собой свод религиозных норм (канонов), которым государство придает общеобязательную силу. Такое закрепление происходит в результате тесного взаимодействия государства и церкви, сложившегося в результате тесного взаимодействия государства и церкви, сложившегося в результате специфического развития конкретного общества. В наше время религиозные тексты сохранили значение источников права в странах мусульманской правовой системы, а также в индусской правовой системе, в некоторых европейских странах, например, в ФРГ (каноническое право).

2.6. Правовая доктрина.

Правовая доктрина — это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина — это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых. В некоторых странах правовая доктрина выступает источником права. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Аналогичная практика существует и в некоторых мусульманских государствах. (Так, основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина).

В России в юридической практике широко используются научные комментарии к различным кодексам, но они применяются как справочный, консультационный материал, ссылаться же на комментарий при разрешении судебных споров и при обосновании принятых решений нельзя.

Заключение.

Подводя итоги изложенному, можно следующим образом определить сущность понятия источник права в юриспруденции.

Источники права — это исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Источники права, следовательно, представляют собой единственное место «пребывания» юридических норм, резервуар, в котором юридические нормы только и находятся и откуда мы их черпаем, что и оправдывает использование здесь термина «источник».

Источникам права присущ официальный характер, они признаются государством, что и предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства, их государственную обеспеченность.

Официальный характер источникам права придается путем:

правотворчества, когда нормативные документы принимаются компетентными государственными органами, т. е. прямо исходят от государства; 

санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.

К общепризнанным, сложившимся источникам права относятся правовые обычаи, судебные прецеденты, нормативные договоры и нормативно-правовые акты, а так же религиозные тексты и правовые доктрины.

Итак, считаю, что цель данной контрольной работы, а именно рассмотрение и раскрытие понятия источника права, была достигнута.

Список литературы:

  1. Алексеев С.С. Государство и право: учеб. пособие.  М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.  152 с.

  2. Головитикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права  М.: Эксмо, 2006.  256 с.

  3. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. М.: Юристъ,1996.  472 с.

  4. Основы государства и права: учеб. пособие. /Под ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС, 2005. – 336 с.

  5. Теория государства и права /Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова.  М.: Деловая книга, 2002. — 576 с.

15

studfiles.net