В каком году христианство стало государственной религией киевской руси – Крещение Руси — Википедия
Крещение Руси. Кратко ( очень надо люди помогите)
В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата — 989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси. Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Белеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей. Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела. В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключе- ние брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни. Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри. Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христ
Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году [2] и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 [или 991 году [). Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках Христианизация народов Российской империи была длительным процессом, продолжавшимся в течение 9-и последующих веков
Ольга правила с 945 по 964
Приёмный сын Святослава Игоревича, занял престол (Ярослав) насильно крестил Русь убив более 6,000,000 Славян и всех не желавших сжигали на кострах, топили в реках.
При принятии религии власть не избирали уже представителями всех родов. Русь — это Родовой Уклад Страны. Русь — это Родовой Уклад Славян. Русь — это Родовой Устройство Страны. Русь — это Родовое Устройство Славян. Русь — это Родовое Управление Страной. Русь — это Родовое Управление Славян. Русь — это Рода Управляющие Страной. Русь — это Рода Управляемые Славянами. То, что относится к славянам, скорее больше подходит к понятию РУС, т. е. к народу — русы.
Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году [2] и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 [или 991 году [). Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках Христианизация народов Российской империи была длительным процессом, продолжавшимся в течение 9-и последующих веков
Крещение Руси или принятие Русью (русским народом) христианской религии греческого толка произошло в период правления Киевской Русью Великого князя Владимира I Святославича (Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель) (960-1015, княжение в Киеве с 978 года)
Посмотрите фильм «Викинг»
4)Принятие и утверждение христианства на Руси. В 988 г., при Владимире I, было принято христиаство. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивлении населения и утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. «Божий слуга» -Государь, был справедливым судьёй во внутригосударственных делах и доблесным защитником границ державы. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, все население страны было обязано платить налог в пользу церкви- «десятину». Владимир был канонизирован церковью как святой за заслуги в крещении руси.
В 988 году великий киевский князь Владимир принял христианскую веру. Затем он крестил двенадцать своих сыновей а затем и киевлян.
В 10-м веке, после смерти защитника славян, князя Светослава начали христианизировать Русь. Участие принимал в христианизации и «князь» Владимир. В одной книге написано, что прозвище «красное солнышко» Владимир получил из-за личного пьянства, которое на Руси и насаждал, вместе с христианством. Люди православной веры, раньше не употребляли алкоголь вообще и изгоняли или казнили за его употребление и т. п. Православная вера -это значит — светлые знания людей славящих Правь. Религия — христианство, от настоящих знаний о мире уводит, алкоголь не запрещает. Кто захочет добровольно принимать христианство, если не обманом или вынужденно? Кстати, князь Святослав не мог быть отцом Владимира, т. к. сам в это время был подросток-ребёнок. А мать Владимира была иудейкой. И если бы не навязанное славяно-ариям христианство, то Владимир не был бы князем. Католичества как и ислама тогда не было. Христианство, католицизм, ислам, — всё это ответвления религии — иудейства. Византия называлась — Греческая империя, а название — Византия, придумал историк, относительно недавно. Не забывайте, был еще князь Владимир — Мономах. Название русские появилось недавно, а до этого славян называли — русами. Рус — родовой уклад славян. Русь — родовое устройство страны. Татаро-монголы как и монголо-татары существовали только на бумаге. А были тартарийцы — жители славяно-арийской империи Великой Тартарии.
В 10-м веке, после смерти защитника славян, князя Светослава начали христианизировать Русь. Участие принимал в христианизации и «князь» Владимир. В одной книге написано, что прозвище «красное солнышко» Владимир получил из-за личного пьянства, которое на Руси и насаждал, вместе с христианством. Люди православной веры, раньше не употребляли алкоголь вообще и изгоняли или казнили за его употребление и т. п. Православная вера -это значит — светлые знания людей славящих Правь. Религия — христианство, от настоящих знаний о мире уводит, алкоголь не запрещает. Кто захочет добровольно принимать христианство, если не обманом или вынужденно? Кстати, князь Святослав не мог быть отцом Владимира, т. к. сам в это время был подросток-ребёнок. А мать Владимира была иудейкой. И если бы не навязанное славяно-ариям христианство, то Владимир не был бы князем. Католичества как и ислама тогда не было. Христианство, католицизм, ислам, — всё это ответвления религии — иудейства. Византия называлась — Греческая империя, а название — Византия, придумал историк, относительно недавно. Не забывайте, был еще князь Владимир — Мономах. Название русские появилось недавно, а до этого славян называли — русами. Рус — родовой уклад славян. Русь — родовое устройство страны.
touch.otvet.mail.ru
В каком году было крещение Руси. Факты истории.Христианство.
Крещение РусиКрещение Руси – это одно из самых важных культурных событий в истории Киевской Руси. Именно оно положило начало христианской религии и концу языческой, осуществленное князем Владимиром Святославовичем. На точное время крещения источники дают противоречивые указания. Хотя традиционно это величайшее событие принято относить к 988 году и полагать датой утверждения христианства в статусе государственной религии. Некоторые последователи считают, что крещение Руси состоялось немного позже – в 990 г. или 991 г.
Предыстория событий
Изначально княгиня Ольга, являющаяся вдовой князя Игоря, убитого древлянами, проложила дорогу христианству. Приблизительно в 955 г. она, проникнув христианством, приняла крещение в Константинополе. Греческие священники именно оттуда и приехали на Русь. Но сын Ольги Святослав продолжал чтить старых богов, не видя нужды в христианстве, поэтому религия не получила широкого распространения. Утверждение православия на Руси произошло благодаря его сыну князю Владимиру.
Но вот в чем суть. Принятие христианства было напрямую связано с политикой. Василий ӀӀ (976-1025), византийский император, искал союзника против нового претендента на престол (военачальника Варды Фоки), поэтому обратился за помощью к князю Владимиру. При этом он соглашался выдать за него сестру Анну. Но если бы он не принял крещение, то не смог бы жениться на принцессе Анне, а такой брак высоко поднимал статус киевских князей. И для растущего авторитета древнерусского государства такой брак с Византией был просто необходим. Союз с Византией открывал перспективы для дальнейшего военного и экономического роста.
Так в каком же году было крещение Руси и версия обстоятельств?
Наиболее распространенная версия крещения такова. Незадолго до этого, как рассказывает «Повесть временных лет», в 986 году князь беседовал с представителями различных культур: миссионерами из Рима, православным миссионером, хазарскими проповедниками иудаизма. Но особенно князю понравилась речь миссионера православия, поэтому он и стал склоняться к этой религии.
Из византийских хроник киевский князь Владимир принял решение креститься в Константинопольской Церкви. После чего духовенство крестило людей в водах Днепра. Это происходило в 988 году.
Хотя многие историки считают, что крещение самого Владимира было в 987 году.
После крещения, которое Владимир принял в Корсуни, искренне принял Бога, учение о церкви, о грехе, слова Христа о милосердии и любви. И это событие очень преобразило князя. Так как до этого он был суровый воин и правитель, достигший вершин власти путем жестокой борьбы, имеющий шесть жен, не считая восьмиста наложниц и не препятствовавший человеческим жертвоприношениям. А после крещения он даже решил отменить смертную казнь, боясь греха. Также князь содействовал устройству больниц, приютов для стариков и инвалидов и заботился о пропитании малоимущих. Строительство и украшение храмов получило государственную поддержку.
Конечно, встречалось и сопротивление народа по поводу насильственной христианизации, но, не смотря на всё это, историческое событие привело к созданию православной самобытной культуре. И итогом стало то, что христианство способствовало созданию памятников письменности, искусства Древней Руси и общему развитию православия.
yaltanews.com
В каком году приняли христианство
В 10 веке Русь продолжала своё государственное формирование. Внутри государства решались вопросы о расширении влияния киевских князей. В то же время внешние угрозы создавали напряжение для формирующейся феодальной Руси.
Великий князь Владимир расширил границы государства, подчинил восточные племена. Им были предприняты удачные походы на вятичей, радимичей, болгар. Став князем в Киеве, Владимир произвёл языческую реформу. Но попытка становления древних верований государственной религией не удовлетворила Владимира из-за поддержания народом кровавого культа Перуна.
Считается, что первым проповедником христианства на Руси был Андрей Первозванный. Он первый был призван Иисусом Христом, являлся одним из двенадцати апостолов. Андрей первозванный был распят на «Х» образном кресте по распоряжению римского магистрата. Такой вид креста принято называть Андреевским крестом. Андрей Первозванный благословил места, где позже предстояло возникнуть Киеву и Новгороду. По этой причине Киевская Русь стала считать его покровителем своей государственности.
В государственной системе христианство на Руси утвердилось к середине 10 века. В Киеве оно было известно значительно раньше, так как его основные положения приспособлены к внутренней политике феодального государства. Соборной церковью считалась церковь Святого Ильи. По всему государству стали возводиться христианские храмы. В Европе и странах Ближнего востока христианство на тот момент имело значительную культурную и политическую силу. Принадлежность к этой религии обеспечивала торговые связи.
Изобретение славянской письменности и христианизация Болгарии оказали большое влияние на Русь. К середине 10 Бека Болгария обладала значительными ресурсами литературы религиозной тематики, что способствовало проникновению христианства на Русь.
Князь Игорь относился к язычникам и был похоронен по их обычаю под курганом. Но среди его приближённых была часть христиан. В 955 году его жена Ольга приняла христианство и предполагала сделать эту религию государственной. Но Киевская Русь приняла христианство как официальную религию только через 50 лет.
Княгиня Ольга, бабка князя Владимира, приняла христианство в Константинополе. Её восприемником принято считать императора Константина Багрянородного, который нарёк её своей «дчерью», то есть подчинённой, а не «сестрой», что означало бы равноправной. Так как он в своём трактате «О придворных церемониях» не упоминает её крещения, есть основания полагать, что оно было совершено ранее 957 года. Согласно этому трактату её духовником считается Григорий из её свиты. Ольга предполагала, что христианство станет государственной религией. Но церковно-политическая концепция византийской империи гласила о том, что народ принявший христианство от рук греков становился зависимым от них народом. Киевской Руси нужны были равноправные взаимовыгодные отношения.
Можно сказать, что христианство являлось следующей ступенью в религиозном развитии Руси. Уход от язычества был уходом от примитивных верований, пришедших от древних славян. Христианство в отличие от язычества имеет более религиозную сущность и несёт в себе отточенное понятие божественного происхождение власти. Принципиальных изменений благодаря приходу христианских миссионеров на Руси не произошло.
Князь Владимир решился принять православие. Крещение Великого князя означало переход его народа в зависимость от Византии. Чтобы избежать такой участи Владимир вторгся в крымские владения византийцев. Он хотел взять в жёны византийскую царевну анну и породниться с императорским домом. Князь в 988 году принял крещение и крестил своих бояр. Под страхом смерти он заставлял принять христианскую веру весь киевский и русский народ. Святыни языческих богов были разрушены, а на их месте возводились церкви.
Владимир был крещён именем Василия. Великий князь воздвиг церковь в честь этого святого на берегах Днепра. Вместе с Владимиром в Киев прибыл митрополит Михаил, который помогал князю при взятии крымской Корсуны. После смерти Михаила в 991 году Константинополь назначил нового митрополита — Леона.
Новый митрополит с помощью епископа Иоакима Корсунянин, поставленного им в Новгороде, окончательно сверг там язычество.
Христианство при Владимире распространилось от Киева до Новгорода по достаточно узкой полосе, прилегающей к водному пути. Из Византии были присланы священнослужители. По мере распространения христианства, их количество увеличивалось. Создавались церковные школы, в которых обучались священнослужители. Всё это способствовало просвещению народа и всё большему привлечению его к новой вере.
Митрополит, глава русской церкви, назначался Константинополем. Церковными делами в крупных городах занимались епископы. Стремления практически всех князей были направлены на то, чтобы в его столице появился свой епископ. Князья на содержание церкви давали десятину. Глава церкви и епископы имели свои владения (земли, села и города), слуг и даже полки. Идеология и строй жизни монастырей были взяты из Византии. Монастыри строились и содержались боярами и князьями. Они становились фамильными усыпальницами, получали статусы официальных государственных храмов. Так, после своего крещения Великий князь Владимир основал церковь в Киеве. На её содержание он выделял десятую часть всех своих доходов и призвал продолжить своих последователей поступать по его примеру под страхом проклятия.
Князья представляли нового христианского бога как своего верховного повелителя, наделяющего их властью и помогающего в походах. Духовенство являлось связующим звеном власти с богом. Неугодных епископов могли свергнуть с их должности. Благодаря этому на Руси государственная власть всегда преобладала над церковной.
988 год официально принято считать годом возникновения Русской Церкви. Хотя разные источники называют противоречивые даты. Процесс становления христианства религией русского народа занял 9 веков. Убитый варягами Ярополк Святославич, киевский князь, склонялся в своих духовных проявлениях к христианской вере.
«Повесть временных лет» рассказывает нам о событии под названием «испытание вер». Оно произошло ещё до крещения князя Владимира. Великому князю предлагались такие религиозные предпочтения как латинство, иудаизм и ислам. Но они по разным причинам не были приняты.
voproshaika.ru
6. Христианизация Киевской Руси
Крещение Руси, произошедшее во время княжения Владимира, опиралось на более чем вековую традицию существования христианских общин у различных социальных групп. Культурные контакты способствовали проникновению христианской веры на Русь с разных сторон.
По свидетельству арабского писателя Ибн Хордадбеха (840–850-е гг.), «русские купцы», приезжавшие на Восток, называли себя христианами. В 860-х гг. греческим духовенством крещены «русы», воевавшие против Византии. По сообщению Окружного послания константинопольского патриарха Фотия (867), на Русь были посланы епископ и священник. В середине X в. христиан в Киеве уже было довольно много. При заключении договора с Византией 944 г. часть дружины князя Игоря приносила присягу не Перуну, а христианскому Богу. В том же договоре упоминалась «соборная церковь Святого Ильи», находившаяся, скорее всего, в Киеве. Важно отметить, что церковь названа «соборной», то есть главной, что предполагает наличие и других христианских храмов.
Первой христианкой на киевском княжеском столе была вдова Игоря, княгиня Ольга, регентша малолетнего Святослава, принявшая крещение в 957 г. Выбор христианского имени княгини весьма символичен: Ольге дали имя императрицы Елены, принимавшей в IV в. участие в утверждении христианства как государственной религии империи. Но благополучные для христиан Руси периоды сменялись временами конфликтов с язычниками и даже практикой гонений (например, в княжение Святослава, в дохристианском периоде правления Владимира I Святого).
В условиях международного общения, торговых связей, военных, политических и родственных союзов правители европейских государств были заинтересованы в принадлежности к одной, христианской семье, что делало их формально равными друг другу, принадлежавшими к одному миру, противостоявшему язычникам-варварам.
В IX–X вв. Русь имела постоянные контакты со славянами на Балканском полуострове, а также взаимодействовала с Византией, находившейся в то время в зените могущества и являвшейся носителем наиболее высоких в христианском мире культурных традиций. Эти отношения в значительной степени определили церковную ориентацию Руси на восточно-христианский мир. Византия, со своей стороны, была заинтересована в приобщении северного соседа к новой вере, что должно было не только ослабить натиск на империю, но и создать условия для включения Руси в сферу её политических интересов.
Принятие христианства на Руси как государственной религии связано с именем князя Владимира I Святославича (правившего в 980–1015 гг.), позднее канонизированного Церковью и признанного равноапостольным. Сведения о событиях, предшествовавших крещению Руси при Владимире, и о самом крещении сохранились в ряде различных источников – не только в рассказах древнерусских летописей, но и в таком древнем памятнике, как «Память и похвала Владимиру» Иакова мниха. Особую ценность представляют сообщения близкого современника событий православного арабского священника Яхьи Антиохийского. Ряд важных деталей сохранился в «Житиях» Владимира. Сопоставление между собой этих источников, их критический анализ позволили исследователям восстановить картину событий, предшествовавших крещению Руси, и обстоятельства, при которых имело место само крещение.
В середине 80-х гг. X в. Византийская империя и её глава император Василий II оказались в сложном и опасном положении. Византия потерпела ряд серьёзных неудач в борьбе с Первым Болгарским царством, а в Малой Азии начались мятежи недовольной императором крупной знати. Особенно опасным было восстание Варды Фоки, войска которого, заняв большую часть Малой Азии, угрожали Константинополю. Яхья Антиохийский записал о положении императора: «И стало опасным дело его… истощились его богатства, и побудила его нужда послать к царю руссов… чтобы просить их помочь ему». Византийское посольство прибыло в Киев в 987 г. По соглашению между киевским князем и императором их союз скреплялся браком Владимира и сестры Василия II Анны, а Владимир и все жители Руси должны были принять христианство. Во исполнение условий договора Владимир послал в Константинополь шеститысячное войско, которое помогло Василию II победить мятежников.
Император, когда критическая ситуация миновала, не стал торопиться с исполнением условий соглашения. Однако обещанный брак имел важное политическое значение. Всего за несколько лет до рассматриваемых событий наиболее могущественному государю католической Европы – правителю восстановленной Римской империи, германскому императору Оттону не удалось жениться на византийской принцессе Феофано. Заключение брака с сестрой византийских императоров резко поднимало международный престиж страны.
Чтобы добиться выполнения условий договора, Владимир направился с войском в Крым и захватил главный опорный пункт византийской власти на полуострове – Херсонес (Корсунь). После этого Василий II вынужден был прислать сестру в Херсонес. Здесь, скорее всего, в 988 г. состоялось крещение Владимира (который принял имя небесного покровителя императора – Святого Василия Великого) и его дружинников, а затем и его брак с принцессой Анной. (По сообщению «Повести временных лет» Херсонес был возвращён в качестве «вена» – выкупа за невесту.)
Тот факт, что крещение произошло на почётных для киевского князя условиях, недвусмысленно свидетельствует о силе и значении Древнерусского государства в Европе. Тем самым Владимир сразу занял высокое место в иерархии правителей византийского круга. На чеканенных им монетах – «серебрениках» Владимир изображён в императорских одеждах и с нимбом вокруг головы, как обычно изображали императоров. Русь, выбирая веру, не решала одновременно вопрос, в отличие от славянских братьев, о сохранении национальной независимости. Она оставалась абсолютно свободной от всякого давления извне.
Принятие христианской религии было важным шагом в социальной жизни древнерусского общества. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений.
Следует отметить, что в древнерусском христианстве сосуществовали и, в какой-то степени, противоборствовали различные направления. Раннее древнерусское христианство существовало в конце X в. – начале XI в. в кирилло-мефодиевской традиции. Центром подобного понимания христианской веры являлась Десятинная церковь, основанная Владимиром Святым. Самыми яркими выразителями этого направления в Древней Руси стали
первый митрополит Киевский из русских (с 1051 г.), автор первого русского литературно-философского сочинения «Слово о Законе и Благодати» Иларион (ум. после 1054 г.) и
Климент Смолятич, митрополит Киевский в 1147–1156 гг., второй, после Илариона, митрополит из русских (ум. не ранее 1164 г.). В Ипатьевской летописи о нем написано: «…И был книжник и философ, каких на Русской земле не бывало». (К сожалению, до нас дошло лишь одно произведение Климента Смолятича – «Послание Фоме».).
Центрами православия в его византийской, мистико-аскетической трактовке, стали
киевская митрополичья кафедра, которую обычно занимали митрополиты-греки, и
возникший в XI в. Киево-Печерский монастырь.
Киево-Печерский монастырь был основан преподобным Антонием Печерским (ум. 1073), но значение общерусского духовного центра приобрел при игумене Феодосии Печерском (ум. 1074 г.). Поучения и послания Феодосия Печерского – это ценные свидетельства о распространение в Киевской Руси христианского вероучения в его византийской трактовке. Именно в Киево-Печерском монастыре христианская вера проповедовалась как практический образ жизни, соответствующий этическим нормам Евангелия. А идеалом истинной христианской жизни для печерских иноков служило египетское монашество III–IV вв.
Сопоставляя кирилло-мефодиевскую и византийскую трактовки христианства, необходимо подчеркнуть следующий существенный аспект. Последователи кирилло-мефодиевской традиции верили в возможность спасения одним фактом крещения в Христову веру. Иной взгляд у русских мыслителей, близких к византийской традиции, которые акцентировали внимание на роли идеи страха Божиего, как одного из важнейших путей к спасению.
Со второй половины XI в., кирилло-мефодиевская традиция утрачивает своё первенствующее положение, а Русская Церковь постепенно оказывается под покровительством Константинополя. На подобные изменения в большей степени повлияли претензии Рима на то, чтобы контролировать Русь. Разделение Церквей, произошедшее в 1054 г., окончательно закрепило Киевскую Русь, как одну из митрополий константинопольского патриаршества. Но знаменательно, что христианство в его восточно-православной (византийской) интерпретации в полной мере утверждается на Руси только с XIII–XIV вв.
Древняя Русь, осваивая многовековой христианский опыт, принимает и многих христианских святых. Прежде всего, на Руси уже в этот период устанавливается особый культ Пресвятой Божией Матери, выраженный, помимо прочего, в почитании чудотворных икон, одна из которых – икона Владимирской Божией Матери – стала христианским символом России. Кроме того, стоит выделить культы святого Климента, святого Николая Мир Ликийского и святого Георгия.
В то же время, появляются и первые собственно русские святые. Причём, интересно, что первыми святыми на Руси были признаны не служители церкви, а князья-братья Борис и Глеб (канонизированные в 1072 году). Греческая церковь практически не знала святых мирян, ибо на Востоке святость связывалась, прежде всего, с монашеским подвигом. Русская Церковь начала отсчёт своих святых именно с мирян – братьев-князей, причём принявших крещение совсем недавно. Впоследствии эта традиция, идущая вразрез с правилами греческой церкви продолжится, и на Руси будут канонизированы целые десятки святых князей (например, Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Тверской и другие).
Для Руси принятие православия означало приобщение к лучшим достижениям книжной культуры и возможность развивать родной язык. Особо значимым это было на фоне той практической линии, которую проводила католическая церковь, преследовавшая славянскую культуру. Католическое духовенство выступало с позиций так называемой догмы триязычия (её сторонники добивались запрета богослужения на славянском языке, объявляя канонически допустимыми только три «священных языка»: греческий, латинский и древнееврейский, так как именно на этих языках были сделаны надписи на кресте Господнем). Обскурантизм17 средневекового католицизма, часто приписываемый христианству в целом, в православии всегда осуждался.
Приняв Крещение, русский народ получил богатейшую литературу на славянском языке, практически адекватную той, которая составляла круг христианского чтения в самой культурной стране изучаемого периода – Византии18.
В правление Владимира I Святославича и Ярослава Владимировича Киев очень быстро принял Византию за образец своего собственного культурного развития. Кафедральный собор был посвящен Святой Софии – Премудрости Божией, и его украсили мозаиками лучшие византийские мастера (1037–1046 гг.). Печерский монастырь в Киеве принял устав константинопольского Студийского монастыря. Те произведения византийской юридической, исторической и богословской литературы, которые не были переведены в Болгарии, переводились на Руси. Киев в этот период был одним из самых богатых и культурных городов Европы (с численностью населения около 50 тыс. человек). В конце X – начале XI в., как свидетельствует Адам Бременский, Киев по своему богатству, населённости соперничает с Константинополем.
С конца X в. можно говорить о появлении определённой системы образования на Руси – «книжного учения». В 30 – 40-е годы XI столетия в Киеве уже много искусных переводчиков, которые «перелагают» книги непосредственно с греческого языка на «словенский». Сын Ярослава Мудрого Всеволод владеет пятью иностранными языками.Особенностью древней Руси (в отличие от стран Западной Европы) была массовая грамотность19, о чём свидетельствуют тексты на берестяных грамотах, многочисленные надписи на ремесленных изделиях.
Таким образом, христианизация Руси привела к значительному подъёму культуры страны, распространению грамотности, появлению и развитию литературы, возникновению ряда производств, связанных с созданием христианских храмов (производство стекла, смальты для мозаики; живопись, резьба по камню и прочее).
В целом, христианство способствовало становлению личности человека, а соответственно и развитию всего общества. Принятие православия в X в. имело колоссальное воздействие на весь дальнейший ход российской истории. Христианство стало неотъемлемой частью русского менталитета, сформированные (в том числе под воздействием веры) доминанты массового сознания русского народа позволили создать российское царство, затем уникальную (в первую очередь по отношении к разным народам, проживающим на этой территории) Российскую империю20.
studfiles.net
Христианство на Руси — принятие крещения
Упоминание о первых христианах мы находим в Новом Завете в книге «Деяний апостолов». Время основания первых христианских общин на основании этого документа -четвертое десятилетие нашей эры. Место основания — Иерусалим.
Таким образом, до официального провозглашения христианства как государственной религии Киевской Руси, всемирное христианство имело десятивековой опыт становления и развития.
В 988 году князь Владимир провозгласил христианство Византийского (православного) обряда государственной религией Киевской Руси. Примечательно, что становление государственного христианства на Руси весьма напоминает становление государственного христианства в Римской империи, произошедшее почти на 700 лет ранее.
В чем мы видим сходство между христианством Римской империи и Киевской Руси? Император Константин, ведя политику укрепления целостности империи, столкнулся с проблемой разрозненности языческих культов Римского государства.
Пантеоны богов, в которых поклонялись множеству больших и малых божеств, были результатом римской политики эпохи завоеваний новых территорий. Побеждая и присоединяя к своим границам новые народы, римляне проявляли толерантность в религиозных вопросах, делая очередное главное божество того или иного покоренного народа одним из официальных божеств империи.
Этим, конечно же, преследовались политические цели. Т.к. религия занимала весьма важную роль в жизни античного мира, видимое уважение к различным божествам покоренных народов позволяло империи безболезненно присоединять все новые и новые территории, объединяя их под с ним имперским крылом.
Ко времени Константина ситуация в значительной мере изменилась. Рим уже не так думал о новых завоеваниях, как был занят сохранением существующих границ.
Империю все чаще потрясали набеги соседствующих племен, направлена на раскол государства и отделение целых провинций. Остро возник вопрос о единой государственной религии, идеи которой могли бы какой-то мере объединить многоликий римский мир.
К этому времен христианство уже имело значительное влияние в империи. Три века борьбы за выживание привели тому, что римская государственная машина не смогла подавить рост христианских настроений и гонения официально были прекращены.
Мать самого Константина, Елена, была христианкой. Христианство к тому времени стало государственной религией провинций Армении и Грузии.
Таким образом, политические и идеологические предпосылки для становления христианства как государственной религии Рима были налицо, чем Константин и воспользовался, издав в 321 году эдикт (указ) о закреплении за христианством статуса государственной религии.
После небольшого периода борьбы с попытками реанимировать язычество при Юлиане Отступнике христианская церковь окончательно и бесповоротно утвердила главенствующие позиции в Римском государстве.
Русь времен Владимира претерпевала похожие проблемы. Росло молодое мощное государство — Киевская Русь. Покорялись новые и новые славянские и неславянские народы, привносившие различные религиозные культы языческих божеств, что создавало определенные проблемы на пути консолидации единого государства.
Все острее проявлялась нужда в единой религии, способной объединить разрозненные племена в крепкое государственное объединение.
Как и в истории с Константином, мать которого была христианкой, Владимир также имел определенную «христианскую родословную» в лице его бабушки Ольги, принявшей крещение в Константинополе в 957 году.
«Книга Велеса» указывает на то, что христианство в Руси уже имело определенные позиции к этому времени. Согласно этой книге, предположительно к третьему веку нашей эры на территории юга современной Украины и Северного Кавказа сформировалось государство славянского племенного союза антов под предводительством князя Буса Белояра под названием Русколань (позднее Тмутараканское княжество).
Есть предположение, что Бус Белояр был крещен и распространял христианство в Русколани. По преданию он погиб в борьбе с готами, после чего история развития Русколани и христианства в этом уголке земли прослеживается весьма неопределенно. «Книга Велеса» не признана многими историками канонической, т.к. есть предположение, что она была написана в более поздние времена. Тем не менее, предания о Бусе Белояре есть у некоторых кавказских народов.
За 100 лет до официального крещения Руси легендарные князья Аскольд и Дир (существует версия, что это было одно лицо по имени Аскольд, а слово дир могло обозначать и княжеский титул) были христианами. Их и некоторых жителей Киева крестил епископ, посланный константинопольским Патриархом Фотием Первым в 860 году, о чем пишет Митрополит Макарий в своей книге: «История Русской Церкви». Это крещение еще называлось аскольдовым крещением.
Таким образом, во времена Владимира христианство не было чем-то неизвестным для него. Тем более, что путь Кирилла и Мефодия, просветителей земель славянских, миссионеров-проповедников христианства в славянских землях, проходил и по территории Крыма, когда они следовали в ставку хазарского кагана.
Одна из традиций утверждает, что еще ранее апостол Андрей прошел земли Кавказа, дошел до Киева и Новгорода, неся весть о Христе в эти края. Тем не менее, понимая, что Руси необходима государственная религия для решения политических вопросов объединения государства, князь Владимир склонился в пользу христианства не сразу.
Прежде всего, одной из причин принятия им христианства было желание породниться с императорами Византии. Те в это время подавляли мятеж Варды Фоки, для чего попросили помощи у Владимира.
Желая жениться на сестре императоров Василия и Константина Анне, после захвата города Корсунь (современный Херсонес под Севастополем), Владимир потребовал ее в жены. На это братья выдвинули одно требование-крещение Владимира, что и было исполнено там же в Корсуни. На месте крещения Владимира был построен собор, который и сейчас находится в Херсонесе.
Второй причиной принятия христианства русичами было посольство, которое Владимир послал в земли распространения монотеистических религий: в Хазарию (иудаизм), Рим (католицизм), Константинополь (православие) и Волжскую Булгарию (ислам), о чем свидетельствует «Повесть временных лет».
Доклад послов и тайные симпатии Владимира окончательно склонили чашу весов в пользу крещения в Константинопольской Православной Церкви, что и было осуществлено по «Повести временных лет» в 988 году священниками, присланными Константинопольским Патриархом Николаем Вторым Хрисовергом в водах Днепра.
Политические последствия этого шага выразились в том, что Русь вошла в сферу влияния Византии. Киевские князья получили скромные титулы стольников при Византийском дворе. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах (списках) занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (1306—1328), — 77-е.
Культурное значение данного шага трудно переоценить, т.к. богатая византийская культура стала достоянием Киевского государства. После этого крещение приняли и другие русские земли.
es-blogy.ru
дата события, причины, значение и последствия
Крещение Руси — это событие, ознаменовавшее принятие христианства в качестве государственной религии. Такое решение принял князь Владимир Святославович в конце X века. Современные официальные источники указывают, что утверждение новой религии в Древней Руси произошло в 988 году. Но есть отдельные исследования, в которых событие относят к 990 и даже 991 году.
Упоминание о крещении Руси в летописях
Введение христианства было названо крещением земли Русской в самой древней из известных летописей — «Повести временных лет». Опираясь на этот источник, исследователи и установили год крещения Руси. Дата знаменательного события была записана в «Повести» как 6496 год от сотворения мира. По принятому в настоящее время летоисчислению от Рождества Христова этот год соответствует 988-му.
Для обозначения события используются различные термины, например, «Просвещение Руси» или «вторая религиозная реформа Владимира», но наиболее употребляемым является именно «крещение», как это было указано сначала в летописи, а потом у известных историков В. Н. Татищева и Н. М. Карамзина .
Византийские источники мало освещали события, происходившие на Руси в конце X века. По представлениям этого государства христианизация там началась ещё в IX веке. Лишь «Ватиканская хроника» указывает 988 год как дату крещения Владимира, но, возможно, эти данные взяты из обратного перевода «Повести временных лет».
О предпосылках, значении и последствиях важнейшего этапа в истории родины можно узнать из соответствующих таблиц, составленных различными авторами. Но в таком виде данные не всегда являются довольно информативными. Краткое содержание событий, которые происходили во время крещения Руси или предшествовали ему, помогут подробнее узнать о процессе христианизации.
Предпосылки
Византия, которая приняла христианство задолго до X века, стремилась обратить в свою веру язычников. Это было необходимо для снижения риска военных конфликтов с иноверными государствами.
В IX веке попытки влиять на правителей через религию предпринимались в отношении Моравии и Болгарии, а также Киевской Руси после её нападения на Константинополь. Итогом похода русов стало отступление, но не желавшая новых конфликтов Византия отправила в Киев миссионеров, проповедовавших христианство. Это предприятие принесло первый успех — «Аскольдово крещение», то есть принятие христианства некоторым количеством народа и бояр во главе с князьями Диром и Аскольдом.
Это было первым шагом государства в сторону принятия христианства. После этого в середине X века крещение приняла княгиня Ольга, получив при этом новое имя — Елена. В 957 году она вместе со священником Григорием отправилась в Царьград к императору Константину Порфирородному. Целью визита было официальное принятие правительницей христианства по константинопольскому обряду с тем, чтобы Русь могла считаться империей, равной Византии. Крещение состоялось, но союзные отношения установились не сразу.
Спустя два года Ольга отказала Византии в военной помощи и стала устанавливать связи с Германией. Константинополь увидел в действиях правительницы угрозу и поспешил заключить договор на выгодных для обеих сторон условиях. Прибывшее впоследствии германское посольство было вынуждено вернуться безрезультатно.
Таким образом, христианизация на Руси началась задолго до 988 года. Отдельные правители приняли эту религию (Дир и Аскольд, Ольга) либо проявляли симпатии к ней (Ярополк Святославович). Во время археологических раскопок были найдены древние захоронения начала X века, в которых обнаружились нательные кресты, а также элементы погребальных обрядов, принятых в христианстве.
Причины принятия новой религии
Тем не менее отдельные представители знати, которые принимали христианство, и остальное население с их языческими верованиями не могли образовать крепкого государства с единой религией. Владимир продолжил начинания Ольги и стал тем князем, кто крестил Русь в 988 году.
Однако принятие христианства было не единственным способом осуществления задуманного. Князю предстояло сделать серьёзный выбор, в связи с чем было проведено так называемое испытание вер, во время которого Владимир рассмотрел следующие варианты.
- Волжскими булгарами был предложен ислам, но Владимир отверг его из-за необходимости соблюдать запрет на спиртные напитки, который никак не мог быть добровольно принят народом.
- Тогда на хитрость пошли немцы, заявив, что приняв католицизм, можно будет есть и пить вволю, но князь отказался и от их предложения, поскольку богослужения требовалось вести на латинском языке.
- Затем к князю явились хазары, проповедовавшие иудаизм, но отсутствие у них собственной земли заставило Владимира отказаться и от этого варианта.
- Наилучшее впечатление на Владимира произвёл византиец, рассказавший ему о христианской вере. Но сомнения всё ещё не оставляли князя, и он продолжал советоваться с ближайшими подданными.
Чтобы, наконец, выбрать религию, было принято решение побывать на богослужении у мусульман и христиан. Выполнившие поручение князя посланники были в восторге от обрядов Константинопольской церкви, что и позволило Владимиру сделать окончательный выбор в пользу христианства.
Таким образом, на принятие окончательно решения повлияло сразу множество факторов. Причины принятия христианства на Руси по пунктам выглядят следующим образом.
- Успешное проведение внутренней политики могло быть обеспечено только при идейном объединении разрозненных городов Руси в единое государство. Для этой цели лучше подходила вера в одного Бога, чем поклонения различным и многочисленным языческим идолам.
- Эффективность внешней политики при торговых и культурных отношениях с Византией и другими христианскими государствами увеличивалась, поскольку Русь могла считаться равной им страной.
- Византийская церковь тесно взаимодействовала со светской властью, но не была выше её, как это принято в католицизме. Перенимание подобной модели устройства позволяло осуществлять контроль над деятельностью митрополии.
- Христианство наиболее удачно соответствовало менталитету русского народа по сравнению с другими вероисповеданиями. К тому же у него уже появились первые приверженцы, а, значит, оно не являлось совсем новой и незнакомой религией. Богослужения можно было проводить на родном языке, и всё это значительно облегчало нововведения.
Принятие христианства на тот момент было наиболее выгодным выбором как для развития самой Древней Руси, так и для помогающей ей во введении религии Византии.
Крещение Киева и основание церкви
Решение о принятии христианства было принято и осуществлено в 988 году. Крещение Руси князем Владимиром началось с Киева, и Константинопольским патриархом туда было отправлено своё духовенство для проведения обряда. Пока в водах реки Днепр происходило крещение, Владимир молился Богу о ниспослании веры его народу и сил для борьбы с врагами.
Несмотря на помощь византийских священников, Киеву нужно было основать собственную церковь. Ряд историков поддерживает версию, что первая Русская церковь находилась в зависимости от Болгарской, правда, документально это версия поддерживается слабо.
А также разделились мнения исследователей относительно первого духовенства. Традиционно принято считать первым митрополитом Михаила Сириянина, основавшего несколько первых монастырей. Но в древних летописях упоминаются и другие имена.
Крещение Владимира
Не удалось доподлинно выяснить, был ли крещён князь вместе со всем Киевом либо же это произошло годом раньше. Поводом предполагать, что сам Владимир крестился в 987 году, послужили события, сопутствующие подавлению мятежа византийского военачальника Варды Фоки. Правитель Руси предложил свою помощь Константинополю за награду в виде руки царевны Анны, но императоры отвергли унизительное требование. Тогда Владимир воспользовался слабостью Византии, занятой подавлением мятежа в собственной стране, и захватил Корсунь, угрожая в дальнейшем Царьграду.
Императорам пришлось пойти на уступки и согласиться на женитьбу Анны с русским князем. Но в ответ они выдвинули свои требования:
- Владимир должен принять крещение с именем Василий.
- Корсунь необходимо освободить в качестве выкупа за невесту.
Распространение христианства на другие русские земли
После Киева обряды крещения начали проходить в Новгороде, Чернигове, Владимире и Полоцке. Но далеко не везде народ покорно принимал новую религию. Сопротивление было вызвано не только нежеланием отказываться от старых верований, но и опасениями, что таким методом Киев пытается взять полный контроль над другими землями.
Новгород сопротивлялся введению христианства около двух лет, а Ростов и Муром пришлось принуждать почти два века. При этом происходили репрессии, разрушались языческие идолы, изгонялись епископы, самые стойкие противники крещения переселялись на север. Только посредством военной помощи удалось добиться полного крещения Руси. Кратко об этом упоминается в древних летописях.
Последствия
Какими бы ни были мотивы великого князя при выборе религии (укрепление государства, женитьба на Анне, веление сердца), но это решение имело большое историческое значения для дальнейшего развития Киева и других русских земель.
Значение для русской цивилизации
Крещение относится к одному из самых значимых событий для истории государства. Оно позволило объединить с помощью религии всю территорию Древней Руси и заключить выгодные союзы с другими христианскими странами. Морально-нравственный облик народа поднялся на новую ступень. Больше не были возможны человеческие жертвоприношения и жестокие обряды, свойственные язычеству. Впоследствии русские миссионеры сыграли немалую роль в продолжавшемся процессе христианизации остального мира и помогли привести к Богу множество других народов.
Политическое значение
Крещение Руси произошло незадолго до раскола христианской церкви на католическую и православную. Поэтому огромное влияние на дальнейшую историю оказал тот факт, что новая религия перенималась из Константинополя. Византийский император при этом считался религиозным главой всех православных земель, в число которых попала и Киевская Русь. Правитель имел право удостаивать представителей власти чужих стран титулами, так крещёные русские князья именовались при дворе императора стольниками. Титул этот был весьма скромен, и митрополия на Руси значилась на последних местах в Константинопольских списках.
Принятие православия, а не католицизма из Рима, представителями духовенства называлось абсолютно правильным выбором. Митрополит Платон утверждал, что подчинение Папе Римскому повлекло бы развитие государства совсем по пути тотального контроля не только духовной жизни, но и мирских дел.
Культурное значение
После принятия религии Константинополя на живопись и зодчество стала влиять византийская культура. Тогда же было положено начало письменности. Однако появление новых культурных памятников сопровождалось уничтожением древних языческих сооружений. Таким образом власть боролась с продолжением соблюдения языческих традиций и проведения обрядов. Запрещалось не только поклоняться статуям и божкам, но и совершать различные суеверные действия, например, тереть подобные скульптуры на удачу. В результате запретов иногда вспыхивали мятежи и конфликты, сопровождающиеся ритуальными убийствами.
Если бы не событие 988 года, современная Россия могла сейчас иметь совсем другой облик. Мудрость и забота князей о судьбе своей родины позволили Руси пойти по пути просвещения и стать одной из влиятельных и сильных империй. Всё культурное наследие, дошедшее до наших времён, так или иначе связано с православием. И сейчас крещение Руси празднуется церковью 14 августа, а в предыдущем месяце, 28 июля, почитается память святого Владимира.
1001student.ru
Принятие христианства на Руси в 988 году |
/ / Принятие христианства на Руси в 988 году
Принятие Христианства на Руси – переломный исторический момент, произошедший по воле киевского князя Владимира Великого в 988 году. Для древнерусского общества, а также государства, в целом, данный процесс был очень важен. Именно крещение Руси смогло повернуть ход истории славянского государства в будущем.
При этом, христианизация населения была отнюдь не первой попыткой киевского князя объединить народ. Так, до христианства Владимир формирует обновлённый пантеон славянских богов и воздвигает новые богатые капища. Однако, это мероприятие не увенчалось успехом. После этого князь находит новый способ объединения государства под общим идейным началом. Кроме этого, таким образом он мог укрепить Русь на международной политической сцене того времени. Приняв христианство, Киев стал равен остальным европейским державам, хотя такой выбор Владимира вызвал недовольство католиков.
Для последующего развития культуры славян христианизация стала основополагающей вехой развития. Правители Киевской Руси в будущем постоянно вступали в контакт с западным миром христианских цивилизованных стран и по этой причине на культуре славян до сих пор ощущается след византийской и античной культур. В роли церковного главы на Руси стал выступать митрополит, назначаемый вплоть до 1477 года непосредственно Константинополем.
Вся территория славянского государства была разделена на шестнадцать епархий, каждой из которых управлял епископ, у которого в подчинении были рядовые члены церкви. Именно благодаря изданию киевским князем указа об оплате церковного налога, составляющий одну десятую собственных доходов церкви (так называемую «десятину»), церковь вскоре и сама стала феодалом.
Причины принятия христианства на Руси в 988 году:
Значение принятия христианства на Руси в 988 году:
Большая часть историков утверждает, что киевский князь долго размышлял о вариантах выбора новой государственной религии. Однако, свой выбор он осуществлял только из монотеистических верований. В тот исторический период иудаизм исповедовал Хазарский каганат, являющийся главным соперником Руси на востоке, а ислам был ещё не до конца сформированной новой религией. Поэтому выбор Владимира Великого и пал на христианство. Также, стоит отметить, что на тот момент, на Руси уже были христиане, принявшие веру после крещения княгини Ольги.
Учёные до сих пор не сходятся во мнениях, был ли процесс крещения народа принудительным или мирным, но его последствие очевидно – развитие государства и общества.
Интересные материалы:
student-hist.ru