В чем заключаются различия мифологического и научного мировоззрения – В чем заключаются различия мифологического и научного мировоззрения.
В чем заключаются различия мифологического и научного мировоззрения.
Мировоззрение – целостный взгляд человека на мир и его место в нем, то, как человек понимает мир и самого себя.
Структура мировоззрения:
1. познавательный компонент – различные знания, представление человека о мире, действительности, ее устройстве («картина мира»)
2. целостно – нормативный компонент. Ценность – все, что имеет значимость для человека. Представление о добре, зле, справедливости, несправедливости.
3. практически – волевой компонент – мотивы, идеалы, убеждения, которые заставляют человека поступать согласно им. Мировоззрение связано с тем, как мы живем.
Уровни мировоззрения:
1. обыденно – практический: те взгляды, убеждения, которые складываются стихийно в процессе жизни на основе жизненного опыта.
2. теоретический – концепции, учения, теории, которые создаются профессионалами.
Исторические типы мировоззрения:
1. мифология. Миф – особая форма человеческого знания, в котором естественное и сверхъестественное, реальное и нереальное слиты в единое целое (сказка).
2. религиозное – предполагает «удвоение мира»: в любой религии предполагается, что есть мир реальный и божественный, невидимый, который управляет реальным.
3. философское. Предполагается, что философия изучает наиболее общие законы природы, общества и человеческого мышления.
Основными чертами философского мировоззрения являются:
- философское мировоззрение универсально, поскольку предметом изучения философии является мир в целом, в самом многообразном единстве его проявления, поскольку философия первоначально в себе объединяла формы рационального знания;
- философское мировоззрение системно, поскольку с нем органически сочетаются в единстве природные, духовные и социальные образования;
- философское мировоззрение субстанционально (субстанция – предельно общее основание), поскольку при построении философских систем всегда берется какое – либо основание, основываясь на котором, выстраивается общая картина;
- философское мировоззрение рационально, поскольку здесь присутствует не простое отношение сознания и мира, а отношение разумного мышления и мира. При этом заметим, что разумное мышление не передается генетически и не приходит с возрастом, а выступает индивидуального развития каждого человека.
Философия (с греч. — любовь к истине, мудрости) — форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Метод философии – система правил и норм, используя которые, можно получить истинные знания о мире.
Методы философии:
- диалектический метод – система наиболее общих законов и закономерностей развития мира;
- герминефтика – метод понимания текстов;
- дедуктивный метод – метод познания, при котором мысль движется от общего к частному;
- индуктивный метод – метод познания, в котором мысль движется от честного к общему;
- формально – логический метод – группа методов формальной логики, по которым выстраиваются суждения о мире.
Задачи философии. Все многообразие задач философии можно свести к группе вопросов: Что есть мир? Что есть человек? Он существо биологическое или социальное? Есть ли смысл жизни? Основные этапы жизни предопределены? Познаваем ли мир?
1. мировоззренческая – ее главная задача — сформировать целостное рациональное мировоззрение;
2. методологическая – ее главная задача – разработать систему универсальных методов познания мира;
3. онтологическая – ее главная задача – разрабатывать систему знаний об устройстве мира на его макро – и микроуровнях;
4. аксиологическая – разрабатывается система ценностей и происходит активное их вливание в социальную жизнь.
Направления философии выделяются через призму решения основного вопроса философии, который имеет две стороны:
1. это первично – материя или сознание?
2. познаваем ли мир?
Те философы и философские школы, которые считали, что первична материя, образовали философское направление материализм.
Философы и школы, которые считали первичным сознание, образовали философское направление идеализм.
Философы, которые считали в качестве первоначала и сознание и материю, образовали направление дуализм.
Философы, которые отрицали возможность познания мира, образовали философское направление агностицизм.
В истории философии выделяют 4 ее типа:
1. западно – европейская философия;
2. восточная философия;
3. арабо – мусульманская философия;
Основные этапы западно – европейской философии:
- античная;
- средневековая;
- философия эпохи Возрождения;
- философия Нового времени;
- немецкая классическая философия;
- постклассическая философия.
4. Восточная философия: учения философов Индии, Китая.
Арабо – мусульманская философия: идеи этой философии основаны на Коране.
Русская философия: славянофилы, западники.
С середины XIX века наряду с теологическим и философским начинает формироватьсянаучный подход.В чем же заключается различие между философским и научным подходом в исследовании религии? Это различие состоит как в предметной сфере, так и в методах исследования. Предметной сферой философии является исследование действительности под углом зрения решения мировоззренческих проблем. Поэтому философия делает акцент на изучении мировоззренческой стороны религии. Для философов наиболее существенным является то, как решается в религии проблема устройства бытия, что первично: духовное или материальное начало, Бог создал этот мир, в том числе и человека, или человек создал в своем сознании Бога. Тот или иной ответ на этот вопрос служит основанием для решения конкретных смысложизненных вопросов. Предметом науки о религии не являются проблемы устройства бытия, ни объект религиозной веры — Бог и все его атрибуты. Наука изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействии с другими областями этой жизни: каким путем формируется религия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, какие ценности, нормы и образцы поведения они формируют у людей, как действуют те или иные религиозные организации, каковы функции религии в обществе и т. д.
Различие между философией и наукой проявляется не только в предметной сфере, но также и в методах исследования религии. Философия не проводит эмпирического исследования действительности. Она в большей мере решает свои проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Наука же в своих исследованиях религии опирается на эмпирический материал, фактические данные, полученные на основе непосредственных исследований мировоззренческих представлений тех или иных народов, их верований, обычаев, организации жизни и т. д.
В научном религиоведении с самого начала его формирования широко применяетсяисторический метод, предполагающий изучение религиозных систем в процессе их возникновения, становления и развития, а также учет взаимодействия в этом процессе как общих закономерностей истории, так и своеобразных конкретных обстоятельств. Исторический метод может быть реализован в видегенетического подхода, когда исследователь выводит все последующие стадии из начальной фазы. В ходе этой процедуры важное значение имеет отыскание всех промежуточных стадий в цепи эволюции религии. Активно используется в религиоведении и
infopedia.su
Чем мифологическое мировоззрение отличается от религиозного?
Зависит от терминологии и того, кто из социологов (антропологов) вам больше нравится
Например, Огюст Конт отдельно выделял «религиозное мышление» (включая туда все мифологии и религии где-то до 14-15 веков), «метафизическое» (вся философия от древних греков до немецких классиков + протестантизм) и «научное (собственно, научное знание века с 18ого). Для него не было большой разницы между мифологией, магией или религией — он всё это считал необоснованнной верой в сверхъестественное.
Джеймс Фрезер выделял «магию», «религию» и «науку». При этом магию он считал предшественницей науки, потому что она основывалась на причинно-следственных связях. Например, человек верил, что если он будет танцевать с бубном, то пойдёт дождь. Эти действия на самом деле не связаны, но задумавшись о них человек мог начать думать о реальных причинах дождя. Религия же предполагает существования воли сверхъестественного существа, которая важнее любых причинно-следственных связей. Например, человек приносит жертву Гере, чтобы у его жены рождались здоровые дети. Тут нет причины и следствия, а есть только воля Геры, которая может принять жертву и сделать детей здоровыми. А может и отказаться. И вся религия, как считал Фрезер, представляет собой «задабривание» того или иного могущественного существа.
Бронислав Малиновский считал, что мифология — это набор текстов с рассказами об истории, устройстве мира или правильном поведении. Они создаются людьми как инструкции о том, как действовать в критической ситуации. Например, умер близкий родственник. Человек горюет и находится в состоянии шока. В этом случае миф объяснит ему, как действовать. А по «канве» мифа создаются ритуалы (практическая сторона религии) и верования (теоретическая часть). Например, в каком-то обществе появится обычай хоронить мёртвых в земле и концепция загробной жизни. То есть для Малиновского миф — это основа, на которой формируется религия.
Можно рассказывать и дальше. Если вам интересно — уточните свой вопрос 🙂
thequestion.ru
1.Основные отличия научного способа познания окружающего мира от мифологического, религиозного, художественного, философского
-Достоверные знания, полученные посредством применения научного метода познания лежат в основе научного мировоззрения.
-Научный метод определяется следующими составляющими: а) сбор и накопление эмпирических данных, осуществляемых путём наблюдения и эксперимента и не подверженных влиянию разного рода предубеждений и неявных предпосылок; б) формулирование гипотез на основании собранных путём поиска моделей взаимоотношений между данными и последующее индуктивное сообщение; в) проверка гипотез путём вывода предсказаний, которые из них следуют, и дальнейшее планирование и осуществление экспериментов для проверки истинности гипотез; г) отбрасывание гипотез, не подтверждающихся экспериментальными данными, и построение теории путём добавления подтверждённых гипотез.
-Особый интерес в развитии современной науке представляет многоуровневая концепция методологического знания, в которой все методы научного познания разделены на две основные группы: философские методы, среди которых важную роль играет диалектика и общенаучные методы.
-В структуре общенаучных методов чаще всего выделяют три уровня:
а) методы эмпирического исследования — наблюдения, эксперимент, сравнение, описание, измерение;
б) методы теоретического исследования — формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и наоборот;
в) Общелогические методы и приёмы исследования — анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, идеализация, аналогия, моделирование, вероятностно-статистические методы, системный подход и т.д.
-Термин мифология имеет греческие корни (мифос — предание, сказание и логос — учение). С научной точки зрения большинство современных ученых считает
мифологию господствующей формой общественного сознания человека на ранней стадии его развития.
-В первобытном обществе мифология представляла собой основной способ понимания мира. Миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Люди с самых ранних времен стремились осмыслить явления окружающего мира. И мифология выступает как наиболее ранняя форма мировоззрения, понимания мира и места в нем человека, как первоначальная форма духовной культуры человечества.
-Мифологический способ познания относится к эмоционально-образному.
-Отличительные черты мифа
1) неспособность отделения человека от природы;
2) мышление неотъемлемо от эмоций;
3) культурные и природные объекты сопоставляются метафорически;
4)природные формы очеловечиваются;
5) фрагменты космоса одушевляются;
6) нет четкого разделения субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и имени, пространственных и временных отношений;
7) слабо развит анализ причинности;
8) происхождение или творение объясняет происходящее;
9) время делится на ранний период, в котором находится перводействие и первопричины, а на основе событий раннего периода предсказываются события текущего, причем разница между современным и древним мало различима;
10) миф воспринимается как правда и первичная реальность;
11) миф синкретичен — в нем слиты абстрактные символы, образы, аллегории и все это нерасторжимо соединено. Гея — женщина +порождающее начало + земля; Афина — персонаж и абстрактное понятие ума и т.п.
12) в мире нет противопоставления верующего и объекта веры, миф исключает рефлексию — носитель мифологического сознания исключает возможность другой точки зрения;
13) Отношения людей представляются в виде совокупности полуфантастических существ, созидающих свои отношения.
-Наука и религия — две отрасли духовной культуры, которые находятся в непрерывном взаимодействии с тех пор, как возникла наука, чему религия оказала значительную помощь. По крайней мере пять веков мы можем наблюдать динамику и последствия
этого взаимодействия. Религия возникла раньше науки и по своему характеру представляет собой более устойчивую, консервативную систему. Наука же более динамична, непрерывно обновляется, создает новые концепции, которые оказывают влияние на все стороны жизни человека, в том числе на религию.
Развитие науки так или иначе затрагивает религиозные догмы, или подтверждает их, или в той или иной степени противостоит им.
-В науке преобладает рациональность, в религии — вера.
— Внимание устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно на внечувственное.
-Первое различие касается объекта. Для науки объектом будет чувственная реальность, или на языке современной науки — система «человек — природа», в которой взаимодействуют субъект (человек) и объект (природа). Для религии объектом познания является внечувственное, т. е. непосредственное взаимодействие «человек — духовное». Но поскольку религиозное сознание предполагает природу как творение Бога, то объект религии объемнее и шире, чем науки, — это система «человек — природа — дух».
-Второе различие относится к предмету. Предметом называется то, на что направлено внимание данной отрасли культуры. Это ее проекция на мир. Предмет науки — пространственно-временной эмпирический мир, т. е. мир, доступный нашим органам чувств. Предмет религии — Универсум в его целостности, включающей ценности и сверхъестественное. В основном предмет религии лежит за эмпирической областью, в сфере метафизики.
Различия в предмете объясняются целями, которые ставят перед собой наука и религия, и, в свою очередь, они определяют различия в методологии и методах исследования. Наука не может в принципе опровергнуть или подтвердить религиозные утверждения, так же как религия не может опровергнуть или подтвердить научные теории.
Наука стремится к объяснению функционирования мира и ищет причины вторичные. Религия нацелена на понимание первичных и конечных причин бытия.
Однако четкую разграничительную линию между предметами науки и религии
провести нельзя. Дело в том, что наука изучает как природу, так и человека, а стало быть, и его верования, нравственные ценности, религиозные представления, а также религиозные феномены эмпирического мира.
Творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, архитектура).
Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме — в форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом, чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия.
В процессе труда у людей развивались эстетические чувства и потребности, понимание ими прекрасного в действительности и в искусстве. Отыскать прекрасное в действительности, обобщить, типизировать его, отразить в художественных образах и донести до человека, удовлетворяя тем самым его эстетические потребности и воспитывая в нем эстетические чувства, — такова одна из важных особенностей и задач искусства.
Если непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов, то философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.
Научно-философское мировоззрение выполняет познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны; у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия — отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.
studfiles.net
Мифологическое мировоззрение, Религиозное мировоззрение, Философское мировоззрение
Мифология (от греч mythos — рассказ и logos — слово, понятие, учение) является универсальным типом мировоззрения первобытных обществ; все этносы своим первым мировоззрением имеют мифологию, которая содержит в своей в основе миф-вымышленную рассказ, произведение народной фантазии, в котором явления природы или культуры подаются в наивно-антропоморфной форме. Сравнительное изучение мифов разных народов показало, что, во-первых, ду же похожие мифы существуют у разных народов, в разных частях мира и, во-вторых, миф был единственной универсальной формой сознания. Он отражал мироощущение, мировосприятие и миропонимание той эпохи, в которую создавался. В мифологическом сознании закреплены поэтическое богатство и мудрость различных народеодів.
Почему же восприятие мира первобытным человеком приняло такой странной формы, как мифология? ного и социального б) нераздельность первобытного мышления, еще четко не отделилось от эмоциональной сферы. Следствием таких предпосылок стало наивное очеловечивание окружающей среды. Лю дина перенесла на природные объекты свои личные свойства, приписывала им жизнь, человеческое чувство. В мифе невозможно отделить натуральное от символического, реальное от фантастического, существующее от. БАЖ а ноги, духовное от естественного, человеческое от нечеловеческого, зло от добра и т др.. Поэтому мифа характерна такая форма целостности, которая для других форм сознания почти невозможно. Кроме того, миф для носителей мы фологичнои сознания был не мнением или рассказом, а самой реальностьюьністю.
Итак, неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, безразличие к противоречиям, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный, метафорический, эмоциональный характер эти и другие особенности те первичной сознания превращают мифологию на очень своеобразную символическую (знаковую) систему, через сроки которой воспринимался и описывался весь сви.
Религиозное мировоззрение
Это более зрелая форма мировоззрения, чем мифология. В ней бытия постигается не мифическими, а другими способами выделим следующие: а) в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, а следовательно, преодолевает ется характерна для мифа неделимость человека и природы б) мир раздваивается на духовный и телесный, земной и небесный, естественный и сверхъестественный, к тому же земной начинает рассматриваться как следствие н адприродного. Мифологические же персонажи живут в феноменальном мире (на горе. Олимп, на горе. Меру т.п.) в) в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому — в объекты этого мира надо е рыть. Вера и выступает главным средством постижения бытия г) особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва. А в связи с этим вера в. Бога и сверхъестественный сви т вообще вызывает своеобразный энтузиазм, то есть жизненную энергию, которая предоставляет пониманию этого мира жизненного характера д) если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии главным является достижение единства человека с. Богом как воплощением святости и абсолютной ценностьюністю.
Религия — явление многоплановое и многозначное. Сегодня, несмотря на научные достижения, которые, казалось бы, отрицают ее мировоззренческие положения, религия продолжает быть большой социально организованной и организующей силой в мире значительной степени это связано с тем, что она по-своему отражает большой жизненный опыт человечества, сохраняет систему эмоционально-образных представлений и переживаний, ценностей, норм же иття, нравственных идеалов, которые так нужны современному человечеству. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, добра, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости. Но в религиозном мировоззрении могут отображаться и противоположные настроения, идеи: фанатизм, враждебное отношение к людям другой веры тощтощо.
Философское мировоззрение
Этот тип мировоззрения в современных условиях рассматривается как один из влиятельных и действующих типов. Он, как и религия, развился из первичной мифологии, унаследовав ее мировоззренческие функции. Но что же роднит и рез знить философию и рассмотрены типы мировоззренияу?
Их объединяет общая направленность — дать картину мира и в нем человека с его отношением к действительности, что его окружает, и выяснить смысл человеческого бытия. Однако ответы на эти проблемы представители разных х видов мировоззрения ищут своими путями. Что касается современного философского мировоззрения, то необходимо обратить внимание на такие его особенностиі:
а) философскому мировоззрению присуща не чувственно-образная, как в предыдущих мировоззрениях, форма освоения действительности, а абстрактно-понятийная;
б) философское мировоззрение — это теоретическая форма мировоззрения, возникла исторически, и первая форма систематизированного теоретического мышления вообще;
в) различие философского мировоззрения от мифологического и религиозного заключается в том, что религия и мифология совпадает с соответствующим мировоззрением, тогда как философия составляет ядро ??научного свитосп принятия
г) в отличие от религии и мифологии, философия в осмыслении мира систематически опирается на научные знания;
д) философия стремится поставить и решить предельные, абсолютные проблемы человеческого бытия;
е) философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру; вырабатывает определенные критерии и принципы общественной и индивидуальной деятельности, опираясь ись не на авторитет, а на знание необходимости.
Таким образом, философское мировоззрение-закономерный этап в духовном развитии человечества, который был обусловлен как изменениями в общественном бытии людей, так и развитием различных отраслей общественного сознания
Перечисленные исторические типы мировоззрения есть не что иное, как типизированные и абстрагированные формы деятельности человека в отдельные исторические промежутки времени в соответствии с развитием культуры и познания эти формы деятельности те являются проявлением и выражением сознания и самосознания человека, практически ориентированных на преобразование мира и самого себя по нормам культур и цивилизацийї.
uchebnikirus.com
5) Мифологическое мировоззрение и его специфика
Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
Мифологическое мировоззрение. Формируется с момента появления человека разумного (Homo sapiens), примерно 40-60 тысяч лет тому назад. Это мировоззрение которое описывает и объясняет мир и место человека в мире очень своеобразно. Для этого показываются дела богов, героев, многочисленных фантастических существ, описываются и по-своему и объясняются явления природы и социальной жизни. Фантастические существа совершают дела не реальные с позиции науки. Точно также как и они сами являются не реальными. Миф позволял все. В нем все что угодно могло появиться из всего чего угодно, просто так, или с помощью посредника в виде тех же фантастических существ. В этом и заключалась слабость и антинаучность мифов. В мире действительно что-то чем-то порождается, что-то появляется из чего-то, ничто не может появиться из ничего. Но чтобы все что-угодно появлялось из всего что-угодно то такое никак не возможно.
Важнейшая черта мифа – антропоморфизм. Это перенесение черт и свойств человека на весь остальной окружающий мир. Одна из схем объяснения всего что есть в мире – генетическая схема. Человек появляется на свет путем рождения. Поэтому рождаются и неживые предметы. Принцип – все что угодно может быть порождено чем угодно
Миф показал свою эффективность как средство управления поведением человеком, как способ регуляции отношений между людьми. Поэтому первобытные коллективы были очень сплоченными в пределах отдельных родов, племен, зато другие роды и племена воспринимались, как правило, враждебно.
Миф наиболее древний (архаичный) тип мышления, в котором не различались реальное и вымышленное; слово, мысль и предмет мысли. Поэтому миф синкретичен. Поэтому древний человек совершал многие на наш взгляд бессмысленные действия. Например, перед тем как идти на охоту древний охотник в начале убивал какое-нибудь изображение животного, полагая, что это обеспечит ему успех и на охоте. Детям давали имена многих явлений природы, имена животных, полагая, что благодаря этому ребенок будет наделен свойствами этих явлений природы или животных.
studfiles.net
Отличия философского мировоззрения от мифологического и религиозного — Философия
В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте.
Философия — это не безусловная вера, а размышление, философия — это не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос. Основой философского размышления является критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире. Как уже было отмечено выше, философия — это рефлексия, а это значит, что она имеет дело не с самим предметом бытия, а с мыслью о бытии, с определенным, уже сложившимся сознанием бытия. Философия — это анализ наших представлений о бытии, поэтому чрезвычайно высока степень ее абстракции. Рефлексия — взгляд внутрь, взгляд в себя. По высказыванию Н. Бердяева, философское мировоззрение — результат не праздного любопытства не занятых в какой-либо деятельности людей, а плод трудных и долгих размышлений.
Философия выражала появившуюся потребность разбираться с помощью разума (т.е. рационально) в понятиях, в тех проблемах, которые возникали в ходе исторического процесса, поэтому отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение мира в системе понятий. Кроме того, философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук.
Мифологическое и религиозное мировоззрение — это групповое, коллективное сознание. Философия же возникает тогда, когда появляется необходимость индивидуального, личностного осмысления. Каждая философская концепция сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный анализ тех или иных проблем. Цель теоретической философии, представленной в ее истории, — расширить информационное поле для такой деятельности. У самого человека всегда остается право выработать собственную позицию, но на основе философских знаний она будет более весома и значима.
Философия и религия являются близкими по ряду оснований:
— Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности в гармонизации отношений.
— Они близки по форме отражения. Они обе — духовное отношение человека к действительности, выраженное в наиболее общей, абсолютной форме, ибо и Бог, и философия — определенные абсолюты.
— Они близки и тем, что это ценностные формы духовной деятельности (не научная истина конкретного знания является их целью, а формирование духовной жизненной концепции в соответствии с важными для человека ориентирами жизнедеятельности).
И, тем не менее, это различные формы духовной деятельности. Их различия заключается как по предмету, так и по способам отражения человеком мира:
— Философия как рефлексия, как размышление исходит в своих позициях из естественной реальности бытия, бытия самого по себе, имеющего какие-то внутренние, собственные причины развития. Религия ориентирует на сверхъестественное, на потусторонний мир, на запредельное бытие, только на трансцендентность.
— Бог для философии является понятием бытия, которое также требует своего анализа, как и любое другое понятие, поэтому к философским дисциплинам можно отнести философию религии. Для религиозного мировоззрения Бог — не понятие, а реальный, конкретный объект поклонения и веры.
— Философия пытается обосновывать свои концепции посредством системы понятий, подкрепляемых логикой научного знания. Она черпает свой материал из разных сфер этой деятельности, пытаясь осмыслить их своим специфическим языком, с помощью разума, логики философского анализа. Рациональное изложение касается и иррациональных (в том числе и религиозных) философских концепций.
— Религия — сфера чувств, мистики, благоговейного трепета. С религией связано особое психологическое состояние человека: состояние экстаза, отрешенности от внешнего мира, определенная потеря своей самости, погружение в мир, где сам мало что значишь. Философия выступает как самосознающая себя культура, которая критически определяет свой смысл, свою сущность и свое предназначение.
— Религия ориентирует человека на безусловную веру («Верую, даже если это нелепо» — Тертуллиан). Философия направляет на разум, на сомнение, на свою собственную позицию, а не только на позицию, пусть и признанных, авторитетов.
— Религия посредством Бога претендует на абсолютную истину. Философия подходит к этому вопросу «скромнее», скептичнее, предоставляет выбор позиций.
— Религия говорит о спасении души в потустороннем мире. Философия ориентирует человека на совершенствование души, на «труд души», а значит, и на ее спасение, в земном бытии, через мирскую созидательную деятельность.
— Религия, хотя и постулирует свободу воли человека, все же ограничивает ее рамками соотношения с Богом, поэтому, так или иначе, в религиозном сознании присутствует элемент страха, подчиненности. Философия полностью опирается на свободу человеческой личности. Философия сама только и возможна на основе свободы мысли.
ifreestore.net
Взаимосвязь мифологического и религиозного мировоззрения
В чем сходство и различие в мифологическом и религиозном мировоззрении?
Настя
![](/wp-content/uploads/v-chem-zaklyuchayutsya-razlichiya-mifologicheskogo-i-nauchnogo-mirovozzreniya_0.jpg)
Здравствуйте, Настя!
Имеются разнообразные подходы к соотношению мифологического и религиозного мировоззрения. Отдельные ученые стараются противопоставить их друг другу, говоря о том, что религия может подчинить человека неким тайным силам, при этом мифология дает крылья самосознанию человека, так как показывает положительных героев и богов, которые являются своего рода верхней ступенью самосовершенствования человека. Можно сказать, что религия является силой реакции, а мифология — силой прогресса, так считает Тренчени-Вальдапфель.
Вместе с тем, можно также сказать, что подобное умозаключение является достаточно сомнительным, так как говорить, что религия является исключительно реакционной силой – это своего рода уничтожение положительных моментов, которые неоспоримо были принесены религией человечеству в целом.
Сходства и отличия
Стоит разобраться в том, чем сходны два вида мировоззрения. Важнейшее сходство состоит в том, что эти виды мировоззрения — очень личностные в отличие ото всех иных. Религиозные люди ищут веру, спасение, утешение и так далее. Через миф люди также пытаются проявить себя, высказать свое мнение, иметь собственную историю. Вместе с тем, данное сходство порождает и отличие, которое заключается в том, что религия является утверждением человека в вечности, попыткой спастись. Вследствие этого в религиозном мировоззрении всегда присутствуют культ, вопросы, связанные с душой, грехом и тому подобное.
Возможен ли миф без религии?
Можно с полной уверенностью говорить о том, что мифологическое мировоззрение может спокойно существовать без проблем культа, греха и иных подобных составляющих. В мифе нет жажды утешения и искупления. Что имеется религиозного, например, в мифических богатырях: Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и Илье Муромце? Можно точно говорить, что ничего такого в них нет. Миф достаточно тесно связан с жизнью и деятельностью определенных личностей, которые отличаются ото всех других своей энергичностью, активностью, однако они вовсе не религиозные. В мифическом мировоззрении нет какого-либо спасения либо утешения. Герои мифов ведут достаточно активный образ жизни, воюют, женятся, рожают детей, веселятся и так далее. Мифологическое мировоззрение можно назвать своего рода внешней стороной личности, а религиозное — внутренней, то есть духовной составляющей.
Мифологическая составляющая присутствует в религии, наряду с этим религия не может существовать без мифа.
Можно констатировать закономерность, которая состоит в том, что содержание мифов само по себе не является религиозным, вместе с тем, когда миф объясняет причины отдельных неясных моментов, он сам становится религиозным. В некоторых мифах можно заметить следы идолов либо талисманов. У многих народов существовали различные священные деревья, животные и так далее. Они существуют и в настоящее время. Обида дереву либо животному причиняла вред духу, который находился в дереве либо в животном.
В этом и заключаются сходства и различия мифологического и религиозного мировоззрения.
Желаю удачи!
С уважением, Александр.
Полезный совет?
Расскажите друзьям
www.domotvetov.ru