В чем состоит мировоззрение для деятельности человека – Опорный конспект «Мировоззрение, его виды и формы» Мировоззрение, его виды и формы Одна из составляющих духовного мира человека мировоззрение

Содержание

В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Насколько же важно иметь мировоззрение? Очень важно. Будь то человек в отдельности или общество в целом, мировоззрение иметь необходимо. Хотя это самое общее представление о нашем мире, без него общество и человек будут находиться в вакууме, в неопределенности. Не будет цели, а значит и существование будет бессмысленно.

Приведем примеры, когда мировоззрение формируется под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем. Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное мировоззрение. Мировоззрение — источник культурного творчества и сердцевина культуры. Все произведения культуры: искусства, науки, изобретений и прочее, — отражали и выходили из мировидения выдающихся людей, талантов и гениев. Они смотрели и видели далее, шире и глубже остальных людей. Своё видения мира они воплотили в своих произведениях, подтвердили экспериментально, изложили в виде законов. Творчество великих людей демонстрирует нам их мировоззрение. Они увидели в своём мировоззрении мир — и нам показали свое видение, которое стало видением всего человечества. В любые времена человек пытается узнать истину и использует для этого всевозможные мировоззрения. Ведь для того мировоззрение и существует, чтобы человечество познало через него великую, вечную истину и самое себя. Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новые концепции понимания и познавания мира. Так или иначе, мир познается человеком и трансформируется в зависимости от глубины и качества получаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом: является наше знание о мире истинным, соответствующим нашим выводам из весьма ограниченного опыта?

Для расширения наших знаний о мире необходимо расширение, углубление и уточнение терминов и понятий, используемых человеком. Сам процесс умственной деятельности познается через такой же умозрительный процесс, и в итоге несет минимум информации о самом человеке. Человечество неоднократно предпринимало попытки научного исследования и систематизации вопросов возникновения новых понятий, используя лишь «интуитивные» способности к постижению нового. Расширение понятий возможно лишь в ходе исследований самого процесса их возникновения. Чем отчетливей человек будет видеть себя, чем глубже будет познание законов мышления, тем ярче и многообразнее будет казаться окружающий мир.

otvet.mail.ru

Роль мировоззрения в деятельности людей? HELP

Мировоззрение и деятельность человека
Большую роль мировоззрение играет в деятельности людей.
Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности . Одна из важнейших проблем — принять мир таким, каков он есть.
Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую «сердцевину» дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности . Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте.
В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в своей деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека по достижении им своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и смысла его деятельности, добра и зла, красоты и безобразия. Наряду с мировоззрением отметим еще понятие, связанное с деятельностью , -менталитет человека.

Менталитет — происходит от французского слова, соответствующего русским словам «склад ума», «умонастроение», «душевность».
Так, говоря о менталитете конкретного человека, мы имеем в виду не просто совокупность знаний, которыми он обладает, не только его природный или выработанный в процессе образования и самовоспитания ум или интеллект, не само мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознание им своего места в этом мире.
Менталитет — это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Иными словами, это увязывание различных мыслей и ценностей в сознании индивида, своего рода итоговый сплав, который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам.
Считается, что в силу индивидуального процесса формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности, менталитет — явление сугубо личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практической деятельности, социального статуса (положения, занимаемого в обществе) , некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами — в их менталитете.
Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин «русская душа», при этом имеется в виду целый ряд психических качеств — открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.) . Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными именно для русского народа. Современная наука о национальных общностях людей — этнология — предпринимает попытки найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, иных этнических групп.

otvet.mail.ru

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, МЕНТАЛИТЕТ ЧЕЛОВЕКА

Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей? ты в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем — принять мир таким, какой онє.

Во-вторых, само мировоззрение через свою философскую»сердцевину»дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонаря, щ освещающий дорогу путнику, великий философ прошлого. Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темнотеві.

В-третьих, на основании мировоззренческих ценностных ориентаций человека, своей деятельности она получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека с достижением ею своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей л. Иудины и содержания ее деятельности, добра и зла, красоты и безобразияа.

МЕНТАЛИТЕТ ЧЕЛОВЕКА

Рассказ о духовном мире была бы неполной без рассмотрения проблемы менталитета

Что такое менталитет человека? монастрий»,»душевность»Правы те специалисты, которые говорят, что точного, однозначного перевода этого термина пока нет. Но сам он употребляется довольно широко. Так, например, говорят о менталит ет конкретного человека. Что здесь имеется в виду? к сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознание ею своего места в этом мире. Менталитет — это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Иными словами, это увязывание различных мнений и ценностей в сознании индивида, своеобразный итоговое й сплав, что и определяет духовный мир человека в целом, ее подход к тем или иным конкретным практическим спраних справ.

Считается, что через индивидуальный процесс формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности менталитет — явление в основном личностное хотя говорят и о менталитете того или иного ого социального слоя, например, о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя благодаря их практической деятельности, социал льное статуса (положения, занимаемого в обществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, есть немало общего в складе ума, в умонастроении, другими словами — в их мента литетті.

Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин»украинская душа», при этом подразумевается целый ряд психических качеств: открытость в общении, доверчивые ость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т.д.). Разумеется, далеко не каждый представитель украинского народа имеет эти качества, но сложилось мнение, что названные черты типично и именно для украинского народа. Современная наука о национальных общности людей — этнология пытается найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, других этнических игрууп.

Основные понятия

Мировоззрение. Убеждение. Менталитет

Сроки

Миропонимание. Мировоззрение. Геоцентризм природоцентризм. Антропоцентризм. Типы мировоззрений. Вера

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается сущность мировоззрения?

2. Какие типы мировоззрения выделяет наука?

3. Что такое убеждение?

4. Что общего в понятиях»мораль»и»мировоззрение»?

5. В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

6. Как влияет духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность на формирование мировоззрения?

7. Что такое менталитет?

8. Почему мировоззрение является формой духовно-практического освоения мира и самовыражения человека в нем?

9. Отчего философия является теоретической формой мировоззрения?

Задача

1. По мнению. О. Швейцера, мировоззрение должно соответствовать трем требованиям: быть сознательным («мыслящим»), этическим, идеалом которого является преобразование действительности на моральных принципах, оптимистичным

Какой, на ваш взгляд, развернутый содержание каждого из этих требований?

2. Проанализируйте два сделаны в разное время высказывания выдающегося русского философа. МО. Бердяева (1874-1948)

Конец XIX века:»Весь мировой путь бытия является сложным взаимодействием различных степеней мировой иерархии индивидуальностей, творчества, врастание одной иерархии в другую, личности в нацию, нации в человечество, л человечества в космос, космоса в. Бога»Конец 30-х гг XX века:»Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос — все представляется мне вторичным, второстепенным, даже пр имарним и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности»Как вы думаете, почему произошли изменения во взглядах философа?. В каком направлении менялись его взгляды?. К какому из типе в мировоззрения относится первое высказывание? ення?

3. Проанализируйте следующее высказывание видного немецкого социал-демократа. К. Каутского (1854-1938):

«Задача науки состоит вовсе не в том, чтобы дать простое изображение того, что есть, верную фотографию действительности так, чтобы каждый нормально организованный наблюдатель мог получить ту же картину. Задача на аукы, наоборот, заключается в том, чтобы в бесконечном множестве лиц, явлений отыскать общее, существенное и дать, таким образом, нить. Ариадны, с помощью которой можно было бы ориентироваться в лабиринте действительности».

Как вы думаете, касается это выражение мировоззрения?

Краткие выводы к разделу

1. Духовный (внутренний) мир личности сводит воедино ум, чувства, волю человека, характеризует личность с позиций ее отношение к окружающей действительности, к другим людям, к себе

2 духовные деятельность в различных ее видах и формах создает и развивает культуру личности и общества

3. Осваивая культуру, люди овладевают духовными богатствами народа своей страны и мира

Благодаря пониманию и признанию общезначимых национальных ценностей, свободному выбору гуманистических моральных и мировоззренческих установок деятельность человека становится активной, направленной на благо личности и и общества. Практическая реализация этих установок зависит от человеческих усилий, направленных на их осуществлениея.

Вопрос раздела

1. Сопоставьте духовно-теоретическую и духовно-практическую деятельность, покажите общую отличие, раскройте взаимосвязь этой деятельности с освоением культуры, с мировоззрением человека и его моральной точки зрения ами.

2. Охарактеризуйте главные нравственные категории. Покажите, в чем заключается взаимосвязь идеалов, ценностей, моральных норм (приведите примеры)

3. Философы утверждают: моральный выбор — это тот пункт, где абстрактные требования этики и моральная оценка реальной ситуации отражаются в принятом решении, а потом проявляются в поступке. Согласны ли вы с т такой точкой зрения? тя.

4. Раскройте сущность моральной оценки деятельности. Можно труд считать моральной ценностью? в в эти периоды наиболее опасные проявления ненависти, нечестности и ценные доброта, дружелюбие, честность, совестливость, милосердиея?

5. Охарактеризуйте сущность и типологию мировоззрения. Как мировоззрение влияет

6. Как смысл вкладывает наука в понятие»менталитет»?

7. Сформулируйте общую характеристику духовного мира личности, раскройте его влияние на деятельность человека и общества (приведите примеры)

uchebnikirus.com

4. Значение мировоззрения для человека и его сущность. Мировоззрение

Похожие главы из других работ:

Бог и человек

Природа и сущность человека

В истории философской мысли известны различные к исследованию проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом из мысли…

Особенности мировоззрения человека античности

1. Особенности мировоззрения человека античности

Совесть как центральный нравственный орган личности — в то же время является внутренним ядром личности и носителем морального закона, приобретенного через идентификацию с моделью самосознания культурного сообщества…

Подход к изучению человека как бисоциального существа

Глава 3. Сущность человека

Природа человека — спорный философский вопрос, однако, чаще всего, природу происхождения философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, которое обладает членораздельной речью, сознанием…

Познавательная деятельность

1. Сущность познания как вида деятельности человека

Для философии познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. По сути своей вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека…

Проблема человека в философии

3. Природа, сущность и существование человека

Первичной предпосылкой существования конкретного человеческого индивида является жизнь его тела. Тело — это часть естественной природы, и в этом отношении человек предстает как вещь среди других вещей…

Проблема человека в философии

2. Природа и сущность человека

Человек, — писал Н.А. Бердяев, — есть принципиальная новизна в природе. Первичной предпосылкой существования конкретного человеческого индивида является жизнь его тела. Тело — это часть естественной природы…

Пути гармонизации отношений человека и природы

1. Сущность отношений человека и природы. Современное потребительское общество

Под природой обычно понимают несоциальное. В царство природы не включается лишь то, что сущностно выделяет из универсума человека и общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях «природа и общество», «человек и общество»…

Соотношение мифологии и философии

б) Сущность мифологического мировоззрения

Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Осмысление какого-либо явления природы или общества зависело от конкретных природных…

Социальная философия. Нравственное сознание

2. Нравственное сознание, его сущность, структура, роль в жизни человека и общества

социальный философия нравственный сознание Идея нравственности. Правовое регулирование — это регулирование поведения людей с помощью системы законов. Оно оставляет вне своего влияния огромную область человеческих отношений…

Социальные утопии эпохи Возрождения

1. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения

Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, и в средние века — религиозная жизнь — проблема «спасения»…

Средневековая философия

2. Проблема соотношения знания и веры. Сущность и значение спора об универсалиях в средневековой философии

Проблема соотношения знания и веры занимала значимое место в философии средневековья. Знание претендует на адекватное отражение действительности. Оно воспроизводит объективные закономерные связи реального мира…

Философия религии

3 Значение веры в жизни современного человека

Значение веры в жизни современного человека ничуть не меньше ее значения в жизни наших далеких и близких предков. Как и тысячелетия, назад, так и теперь у нас нет никаких научных доказательств тому, что дружба лучше вражды…

Философия человека

Сущность человека

Чтобы ответить «что есть человек? ” надо найти сущность человека, то, что делает человека человеком, человеческое в человеке. Поскольку наука никогда не говорит ни о самом предмете, ни о его сущности, но только лишь об его отдельных свойствах…

Философия, ее роль в жизни общества и человека

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно…

Философы о сущности человека

1.Сущность человека с точки зрения психологии и философии

Сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям…

fil.bobrodobro.ru

что это, какую роль играет в жизни человека: определение, значение

С термином «мировоззрение» в своей деятельности рано или поздно сталкиваются все.

Что же оно означает и какую роль играет в нашей жизни?

Кто изучал основы темперамента? Узнайте об этом из нашей статьи.

Определение понятий

Мировоззрение — что это такое в психологии?

Мировоззрение — это понимание человеком общих закономерностей и основ как природы, так и общественной жизни, которое часто выступает в качестве ведущего мотива его деятельности, главного направления.

Это убеждения и взгляды, обуславливающие направленность, поведение и даже выбор.

Отличительной чертой данного тезиса является то, что его формирование и развитие осуществляется под воздействием различных элементов, среди которых текущая историческая эпоха, научно-техническая деятельность, продвигаемые политические идеи, общественное сознание.

Можно кратко назвать такие характерные особенности мировоззрения, как:

  1. Целостность — взаимосвязь трех базовых элементов: человека, окружающего мира и взаимоотношений между ними.
  2. Активная форма знания — в данном случае подразумевается жизненная позиция и поведение индивида.
  3. Всеобщность — основан на том, что в процессе жизнедеятельности под влиянием различных источников, общекультурного материала и повседневности формируется собственное воззрение на действительность.

Что значит система мировоззрения?

Система мировоззрения представляет собой обобщенную и упорядоченную совокупность взглядов на природу, общество и самого человека.

То есть это представления в целом о существующем мире, а также убеждения, оценки и нормы, которые и определяют отношение к действительности, а, следовательно, выбор и поступки.

к содержанию ↑

Составляющие элементы

Что входит в мировоззрение?

Данное понятие состоит из сложных элементов, в которые входят убеждения, ценности, знания, идеалы, нормы, эмоции и чувства.

В целом, можно распределить их по следующим категориям:

  1. Познавательная. Представляет собой обобщенные знания, как повседневные, так и профессиональные. Это представления о том, как все работает, как возникла жизнь, что из себя представляет человек, как устроено общество и т.д.
  2. Ценностно-нормативная. Это нормы, идеалы и ценности. Сюда относят представления о смысле жизни, целях, добре и зле, морали, религии и т.д.
  3. Эмоционально-волевая. В данную категорию входят верование, убеждения, личное мнение. Здесь подразумевается не только интеллектуальная база индивида, но и его эмоциональное состояние.
  4. Практическая. Под рассматриваемой категорией понимается не только совокупность знаний, ценностей, убеждений и личных взглядов. Это еще и реальная готовность вести себя определенным образом в тех или иных обстоятельствах.

О психологической совместимости темпераментов читайте здесь.

к содержанию ↑

Типы

Так как на рассматриваемое определение оказывает влияние непосредственный окружающий мир, его уровень развития и исторический этап, то можно выделить следующие типы:

  1. Мифологическое. Люди не могли объяснить явления общественной жизни или природы, в результате чего и возникли мифы.

    В качестве их базового принципа выступает преобладание фантастических объяснений происходящего с человеком.

    Тем не менее, в мифологии можно наблюдать и морально-этические проблемы, ценности.

  2. Религиозное. В религиозных учениях содержаться определенные догмы, которых следует придерживаться последователям данного учения. Любая религия включает в себя нравственные нормы и их строгое соблюдение, а также вопрос морали, добра и зла и т.д., на которых и строит свои убеждения.
  3. Философское. Базовый элемент данного типа — теоретическое мышление или, другими словами, обобщение, систематизация и логика. В то время, как мифологический тип в большей степени основан на эмоциях и чувствах людей, философский базируется на разуме человека. Философский тип предполагает свободомыслие и наличие всевозможных альтернативных трактовок.
  4. Обыденное. Фундаментальной основной данного типа становится здравый смысл, а также опыт, полученный в процессе жизнедеятельности.

    Его особенностью является то, что взгляд на действительность формируется стихийно, его нельзя систематизировать и предугадать.

  5. Гуманистическое. Базируется на том, что человек — это главная ценность общества, у него есть право на удовлетворение имеющихся потребностей, необходимое развитие и самореализацию. В связи с этим, основополагающей идеей данного типа является мысль, что все люди равны между собой и каждый может реализовывать свои желания и стремления.
  6. Научное. Его можно назвать современной трактовкой философского типа. В виде главных компонентов также выделяют обобщение, систематизацию, логику и разум. Единственное, что иногда наука слишком сильно отходит от потребностей человека, результатом чего становятся разработки, направленные на манипулирование и запугивание людей.
к содержанию ↑

Мировоззренческие установки

Мировоззренческие установки представляют собой отправную точку деятельности и поведения человека.

Они обуславливают его отношение ко всему, что окружает, к природе и обществу, а также к самому себе.

Можно даже сказать, что установки лежат в основе принципа становления индивида как личности.

Принципы мировоззрения личности

Как мы уже выяснили, мировоззрение личности представляет собой целый комплекс представлений данного человека об окружающем мире и самом себе.

Базируясь на данном определении можно выделить следующие принципы:

  • в него входят знания, которые обосновывают отношение к миру и необходимы для самоопределения;
  • развивается не в результате усвоения различных знаний и приведения их в систему, а в итоге расширения области самоопределения личности и придания им особой ценности;
  • его формирование осуществляется за счет неудовлетворенности своими интересами, мыслями и поступками, их неустойчивости и банальности;
  • не может быть сформировано сразу в готовом виде;

    Процесс создания носит постепенный характер, на протяжении всей жизнедеятельности. Помощниками являются рефлексия и теоретическое мышление.

  • отличается индивидуально-творческим характером. То есть это не усвоенные массовые стереотипы.
к содержанию ↑

Значение

Мировоззрение, несомненно, имеет больше значение в деятельности человека.

Это связано с тем, что именно с его помощью непосредственно формируется внутренний мир, а также главные ценности и нормы, которые представляют собой фундамент его существования на протяжении всей жизни.

В своей повседневности человек не просто старается познать окружающий его мир и его логику, но также еще и пытается оценить действительность, осознать смысл собственного существования.

Благодаря этому люди способны разделить мир на хорошее и плохое, красивое и уродливое, правдивое и обманчивое, справедливое и несправедливое и так далее.

В результате общечеловеческие ценности становятся критериями степени духовного и социального развития личности. Для самоопределения индивид не станет обращаться к научным трактатам, хоть их и можно охарактеризовать как необходимую базу представлений об окружающем мире.

Чтобы найти ответ на вопрос о смысле жизни необходимо развивать духовные качества. Только благодаря этому получится осознать собственные ценности и желания, найти свое предназначение в мире.

Система взглядов помогает упорядочить знания об окружающем мире и самом себе, о возможностях познания.

Таким образом, подобная идеология способствует не только осознанию значения жизни индивидом, но и оказывает воздействие на формирование его установок.

В целом это влияет и на общество и его уровень развития.

к содержанию ↑

Какую роль в жизни человека играет?

Мы разобрали, какое значение данное понятие имеет в целом, теперь ответим на вопрос: какую роль играет непосредственно для каждого человека?

Начнем с того, что благодаря нему можно упорядочить окружающую действительность, сделать ее более простой и ясной. Такие представления позволяют постигнуть суть общества, имеющейся у него идеологии.

Благодаря этому у людей появляется целая система ценностей, норм, приемов и идеалов, которые помогают ему двигаться по жизни и достигать своих целей.

Если у индивида отсутствует цельный взгляд на окружающий мир, то его существование превращается в хаос, психика становится совокупностью ничем не связанных целей и переживаний.

Мировоззрение очень важный компонент жизнедеятельности как для индивида, так и для общества в целом. С его помощью можно осознать себя и окружающую действительность, а также найти смысл жизни.

Формы, элементы, виды мировоззрения:



Наша интересная группа Вконтакте:

psyholic.ru

Роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

2.

Мировоззрение и его основной вопрос  Зачастую понятия «мировосприятие«, «миропонимание» и «мировоззрение» употребляются в качестве синонимов. Между ними действительно существует тесная связь и единство, но последнее не исключает, а, скорее, предполагает их существенные различия. 

Мировосприятие — это пассивное созерцание человеком мира на феноменальном уровне в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятий, представлений. Достоинство мировосприятия заключается в том, что оно является предпосылкой для миропонимания и мировоззрения, условием их осуществления. 

Недостаток мировосприятия кроется в его субъективности. Фрэнсис Бэкон, — один из основоположников философии Нового времени, — отмечал, что ум человека «уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде», что каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры и тем самым «ослабляет и искажает естественный свет природы». С одной стороны, без ощущений, восприятий, представлений не состоится образ мировосприятия. С другой стороны, субъективность может исказить лик мира, выдать желаемое за действительность. 

Миропонимание — более активная форма освоения мира в системе гносеологического отношения субъекта к объекту. Опираясь на мировосприятие, миропонимание оперирует категориями определенности, обусловленности и целостности. Это позволяет миропониманию ориентироваться на постижение сущности мира и ее обоснование. Но из этого не следует, что миропонимание лишено каких-либо недостатков и является универсальным средством постижения и освоения мира. Историко-философская традиция свидетельствует о проблемном характере понятийного постижения мира, о невозможности построения единого категориального каркаса миропонимания. 

И тем не менее, человек в своем отношении к миру востребует те возможности, которыми он располагает.  Составляя эмоционально-ценностное и интеллектуальное отношение человека к миру, мировосприятие и миропонимание являются предпосылкой его мировоззрения. 

Мировоззрение — это система взглядов на мир в целом, совокупность знаний, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира и место в нем человека». 

Мировоззрение формируется стихийно и сознательно. В первом случае оно складывается эмпирическим путем, методом проб и ошибок. Во втором — через освоение опыта, накопленного человечеством. Первый путь кажется простым, поскольку не требует специальных усилий, но обходится он дороже, ибо скоротечность жизни не располагает к экспериментам. Каждая прожитая минута нам уже не принадлежит. Да и качество стихийно сложившегося мировоззрения ограничено только личным опытом, что несет в себе опасность приумножить субъективность мировоззрения, довольствоваться неполным знанием и ложными ценностями миропонимания. Мировоззрение, складывающееся стихийно, уступает мировоззрению, которое формируется на основе сознательного освоения общечеловеческого опыта, вобравшего в себя всю мудрость и страдания прошлых поколений. И сегодня, и в далеком вчера, и в будущем, человека волновали и будут волновать такие вопросы: как устроен мир; что есть человек; каково его место в мире.  Все люди, так или иначе, ставят мировоззренческие вопросы, пытаются осмыслить и решить их с учетом специфики содержания и возможностей своей исторической эпохи. Мировоззрение задает систему координат, значимость которых не ниже, а, может быть, и выше ценностей системы пространственно-временных параметров. Не позавидуешь человеку, который вдруг потерял привычное для него пространство, более того — и ориентир во времени. Еще хуже, если утрачены мировоззренческие координаты, когда человек обречен жить в режиме «здесь и только сейчас». Он обречен быть заложником обстоятельств или чужой воли, ибо не в состоянии соотнести знания о себе со знанием о мире и найти свое место в мире.  Объем мировоззренческих вопросов на протяжении человеческой истории не практически не претерпел изменений. Изменились лишь формы, в которых происходила постановка и решение мировоззренческих проблем. Для каждой исторической эпохи характерен специфический тип мировоззрения, формирующийся на основе определенного способа познавательного отношения к миру, системы этических и эстетических ценностей, понимания природы человека. 

Основными типами мировоззрения являются: мифрелигияфилософиянаукаискусство. Философия возникла как интеллектуальная реакция на недостаточность мифа и религии и, поэтому, для уяснения сущности философского рассмотрения, необходимо знать особенности предшествующих ему мировоззрений. 

Исторически и гносеологически первым типом мировоззрения является миф. В переводе с древнегреческого слово это буквально означает: «сказание, предание». В русском языке его часто использует в качестве синонимов слов «вымысел», «сказка». У древних греков миф — это сказание о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях.  Основными чертами мифологического мышления являются:  » Метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание природы и космоса в целом;  » Замена объяснения мира рассказом о нем, о его сотворении;  » Отрицание строгих причинно-следственных связей, признание всеобщего оборотничества;  » Центральной категорией мифа является судьба. Жизнь человека, его будущее зависит не от него самого, а от судьбы.  » Мифологическое мировоззрение рассчитано на человека, в котором эмоциональное волевая сфера и логическая еще не отделены достаточно четко;  » В мифе, под уже имеющиеся эмпирические отношения подводится объяснительная схема, а не наоборот.  Указанные черты мифологического мировоззрения позволяют сделать вывод о том, что миф является исторически и гносеологически первой формой систематического взгляда человека на мир в целом и на самого себя. В мифе много правды, он позволил человеку развить интеллект и фантазию, дал возможность эмоциональной разгрузки. Элементы мифологического мировоззрения всегда присущи людям, даже в самых высокоразвитых цивилизациях: вера в приметы, судьбу, наличие в реальности скрытых сил, недоступных разуму, — все это признаки мифологичности нашего сознания. Но в качестве типа мировоззрения миф уступил место другим способам и формам осмысления действительности. 

Главная причина, повлиявшая на уход мифа, состояла в том, что он провозглашал полную неопределенность человеческого бытия. Хотя миф и содержал знания об окружающем мире и давал возможность эмоциональной разрядки, со временем он перестал удовлетворять потребности человека в надежных знаниях о мире. Люди испытывают психологическую потребность в ощущении надежности мира, в чувстве уверенности в завтрашнем дне. Дискомфорт бытия побуждает человека к поиску новых объяснительных схем, нового упорядочивающего начала, задающего смысл всему, что есть. 

Господство мифологического мировоззрения препятствовало и развитию хозяйственной деятельности, которая нуждалась в положительных знаниях о природе. Масса обрывочных эмпирических сведений из самых различных областей не укладывалась в схемы, предлагаемые в мифах. Необходима была новая обобщающая база. 

Как реакция на все указанные недостатки мифа родилась следующая форма мировоззрения — религия. Религия — это вера человека в сущ

ествование сверхъестественных сил, которые оказывают причинное воздействие на мир в целом и судьбу отдельных людей. Мир в религии как бы удваивается: наряду с чувственно воспринимаемым миром утверждается объективное (то есть независимое от человека) существование сверхчувственного, идеального мира. Он первичен по отношении к миру чувственных вещей и выступает в качестве идеала нравственного и эстетического совершенства и критерия истины. 

Первые формы религии характеризовались:  » Анимизмом, то есть разделением всех предметов и процессов на душу и тело, причину и следствие, повеление и исполнение.  » Традиционализмом и авторитаризмом.  » Консерватизмом.  Религиозное мировоззрение возникает тогда, когда люди не понимают событий происходящих в окружающем их природном и социальном мире, испытывают экзистенциальный дискомфорт из-за неопределенности бытия. Один из наиболее доступных выходов состоит в том, чтобы приписать детерминирующее воздействие определенным объектам, скрытым от чувств и разума, незримо присутствующим в реальности.  В религии человек и окружающий его чувственный мир объявляются чем-то временным, несущественным и преходящим, имеющим смысл лишь в том случае, если допускается существование чего-то вечного, незыблемого, безусловного. Этим безусловным началом в религиях считается бог, обожествленный природный объект и т.д. 

Признавая наличие абсолютного начала, религия восполняет главный недостаток мифа — отрицание упорядоченности мира, отсутствие в нем логики, центра порядка и власти. С признанием бога мир и человек оказываются вовлеченными в некое единство, организующим и смысловым центром которого является бог. Но не это обстоятельство считается спецификой религиозного мировоззрения, а утверждение о том, что это безусловное начало, Бог, Абсолют непостижимы посредством человеческого разумения. В существование бога можно только верить, то есть общаться с ним посредством особого эмоционально-мистического переживания. Человек объявляется ограниченным существом, с низменными страстями и заботами. Непосредственная его земная жизнь не является самоцелью и самоценностью. Она имеет смысл лишь постольку, поскольку есть бог. Отрицание бога означает признание случайности человеческого бытия. Человек в этом случае брошен на произвол судьбы: он пришел неизвестно откуда и уйдет неизвестно куда. В мире господствуют силы более могущественные, чем он сам и, поэтому, без бога, человек вряд ли может рассчитывать на успех. 

Таким образом, можно сделать вывод, что религия сыграла значительную психотерапевтическую роль, пробудив в человеке надежду на то, что он не одинок в мире, что он защищен от тотального произвола и фатальных случайностей. Кроме этого, религия способствовала укреплению обычаев, традиций и нравов людей; на её базе сформировалась мораль как система заповедей, предписаний и табу, укрепляющих человеческие общности. 

По мере роста производственного и социального могущества людей, то есть по мере того, как природный и социальный мир все более становился подконтрольным человеку, изменялось и самосознание последнего. Он уже не довольствуется пассивной ролью «сосуда Божия», а хочет участвовать в обустройстве мира и самого себя. Активности человека требует и хозяйственная деятельность. Существующие знания нуждаются в пополнении и систематизации, а сделать это можно только при условии полного задействования возможностей человеческого разума. Но для этого, предварительно, необходимо было выяснить, что такое разум, какова его сущность, границы применимости и полномочия. Поиск ответов на эти вопросы входит в компетенцию философии — особого типа мировоззрения и способа познавательного и практического отношения к миру.

studfiles.net

Мировоззрение человека — понятие, типы, формирование

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому виду мышления, которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и уверенность человека в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и ответственностью, потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

Сохранить статью

psyh.info