В чем причины отклоняющегося поведения – Помогите с обществознанием.»в чем причины девиантного(отклоняющегося) поведения» За лучший ответ-лучший приз

Отклоняющееся поведение

Большинство людей следует давно установленным в обществе социальным нормам. Благодаря им, в социуме доминирует предсказуемость и регулярность действий. Но случается и такое, когда некоторые личности не соответствуют своими поступками ожиданиям, которое возлагает на них общество. Некоторые люди отказываются следовать общепринятым указаниям и правилам. В результате этого, их действия – отклоняющееся поведение или иными словами девиантное.

Отклоняющимся поведением называют такое социальное поведение, при котором действия индивидуума не соответствуют имеющимся в обществе нормам.

Отклоняющиеся поведение бывает негативным и позитивным, более детально рассмотрим его виды:

  1. Бродяжничество (появляется вследствие детской беспризорности, отсутствия внимания и воспитания со стороны родителей, взрослых).
  2. Агрессивное поведение (проявляется в отношении к окружающим людям, животным и т.д., но не нарушает границы закона).
  3. Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  4. Поведение с аутоагрессивным проявлением (нанесение вреда собственному здоровью).

Причины отклоняющегося поведения

Среди факторов, рождающих отклонения в поведении человека можно выделить несколько основных:

  1. Индивидуальные. К ним могут относиться нервно-психические заболевания человека, задержка его психического и физического здоровья или же личностные причины нарушения правильного семейного воспитания, а также особенности характера личности.
  2. Социально-психологические. Причинами проявления девиантного поведения могут служить отрицательные особенности взаимоотношений несовершеннолетних с окружающей средой (детским обществом, семьей, улицей).
  3. Макросоциальные. Причины, вызванные социально-культурным или социально-экономическим развитием общества.

Стоит отметить, что склонность к отклоняющемуся негативному поведению имеют личности, склонные к алкоголизму, психическим зависимостям или наркомании, что может передаваться от родителей к их детям. Часто такое поведение присуще людям, не способных изменить свое социально-психическое состояние, которое характеризуется внутриличностной борьбой, конфликтом. Психология отклоняющегося поведения, прежде всего, наблюдается у людей, не видящих возможности своей самореализации. Они не могут поменять свой социальный статус, добиться желаемого, в результате чего отказываются принимать общественные нормы порядка.

Позитивное отклоняющееся поведение не вредит окружающим. Примерам такого поведения могут служить:

  1. Финансово состоятельная личность занимается благотворительностью на поддержания детского дома и т.п.
  2. Обычный прохожий помогает полиции задержать вора.
  3. Солдат отказывается убивать мирных граждан , не смотря на то, что его могут понизить в звании.
  4. Художник с оригинальным творческим мышлением. Общество считает его странным и чудаком.
  5. Гениальность, святость, новаторство, аскетизм.

То есть такой вид поведения не вредит обществу, а просто не входит в общепринятые социальные рамки.

Отклоняющееся поведение личности поддается диагностированию. Этой методике могут быть подвержены, как и личности с асоциальным поведением, так и обычный человек, школьник, работник. Цель данной диагностики – определить склонность к поведению, угрожающему обществу.

Диагностика отклоняющегося поведения

Тест-опросник, призванный диагностировать данный недуг состоит из набора специально созданных психодиагностических шкал, которые направлены на измерение склонности человека к определенным проявлениям отклоняющегося поведения. Приведем пример женского варианта этого теста:

  1. Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или даже опережать ее.
  2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня.
  3. Если бы была такая возможность, то я бы с удовольствием пошла служить в армию.
  4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
  5. Чтобы добиться своего, девушка иногда может и подраться.
  6. Я бы взялась за опасную для здоровья работу, если бы за нее хорошо платили.
  7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
  8. Я иногда люблю посплетничать.
  9. Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни.
  10. Мне нравится, когда моя одежда и внешний вид раздражают людей старшего поколения.
  11. Только глупые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
  12. Я предпочла бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.
  13. Я всегда говорю только правду.
  14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это нормально.
  15. Даже если я злюсь, то стараюсь никого не ругать.
  16. Я с удовольствием смотрю боевики.
  17. Если меня обидели, то я обязательно должна отомстить.
  18. Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.
  19. Если моя подруга опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
  20. Мне часто бывает трудно сделать роботу к точно определенному сроку.
  21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.
  22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно хочешь.
  23. Бывало, что я не слушалась родителей.
  24. В автомобиле я больше ценю безопасность, чем скорость.
  25. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься каратэ или похожим видом спорта.
  26. Мне бы понравилась работа официантки в ресторане.
  27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
  28. Иногда мне так и хочется сделать себе больно.
  29. Мое отношении к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
  30. Я всегда плачу за проезд в общественном транспорте.
  31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
  32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.
  33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.
  34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
  35. Бывало, что я случайно попадала в неприятную историю после употребления спиртных напитков.
  36. Я часто не могу заставить себя продолжать какое-либо занятие после обидной неудачи.
  37. Многие запреты в области секса старомодны и их можно отбросить.
  38. Бывает, что иногда я говорю неправду.
  39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
  40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
  41. Если бы я родилась в древние времена, то стала бы благородной разбойницей.
  42. Добиваться победы в споре нужно любой ценой.
  43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпила.
  44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
  45. Если в фильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.
  46. Бывает я скучаю на уроках.
  47. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
  48. Если человек раздражает меня, то я готова высказать ему все, что о нем думаю.
  49. Во время путешествий и поездок я люблю отклонятся от обычных маршрутов.
  50. Мне бы понравилась профессия дрессировщицы хищных зверей.
  51. Мне нравится ощущать скорость при быстрой езде на автомобиле и мотоцикле.
  52. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
  53. Бывает, что я с интересом слушаю неприличный, но смешной анекдот.
  54. Мне нравится иногда смущать и ставить в неловкое положение окружающих.
  55. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
  56. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
  57. Мне больше нравится читать о кровавых преступлениях или о катастрофах.
  58. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
  59. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
  60. Я считаю вполне нормальным, если девушка курит.
  61. Мне нравится состояние, которые наступает, когда выпьешь в меру и в хорошей компании.
  62. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимала, что сейчас не время и не место.
  63. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
  64. Некоторые люди побаиваются меня..
  65. Я бы хотела присутствовать при казни преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания..
  66. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
  67. Если бы могла, то с удовольствием поучаствовала бы в автомобильных гонках.
  68. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
  69. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готова первым начать драку.
  70. Я могу вспомнить случаи, когда я настолько разозлилась, что хватала первую попавшуюся под руку вещь и ломала ее.
  71. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
  72. Мне бы хотелось из любопытства прыгнуть с парашютом.
  73. Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают.
  74. Счастливы те, кто умирают молодыми.
  75. Я получаю удовольствие, когда немного рискую.
  76. Когда человек в пылу спора прибегает к ругательствам – это допустимо.
  77. Я часто не могу сдержать свои чувства.
  78. Бывало, что я опаздывала на уроки.
  79. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
  80. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
  81. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
  82. Иногда случалось, что я не выполняла школьное домашнее задание.
  83. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
  84. Бывают случаи, когда я могу ударить человека.
  85. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
  86. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
  87. Наивные простаки сами заслуживаю того, чтобы их обманывали.
  88. Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу.
  89. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
  90. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знала, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
  91. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
  92. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
  93. Когда я злюсь, то мне хочется громко обругать виновника моих неприятностей.
  94. Я думаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
  95. Я бы с удовольствием покатилась бы на горных лыжах с крутого склона.
  96. Иногда, если кто-то причиняет мне боль, то это бывает даже приятно.
  97. Я бы с удовольствием занималась в бассейне прыжками с вышки.
  98. Мне иногда не хочется жить.

Данные шкалы разделяются на служебные и содержательные. Опрашиваемому требуется подтвердить или отвергнуть предлагаемые утверждения. Затем тест проверяется при помощи списка ключей, представленного ниже:

  1. Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 8 (нет), 13 (да), 21 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).
  2. Шкала склонности к преодолению норм и правил: 1 (да), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (да), 59 (да), 61 (да), 80 (да), 86 (нет), 91 (да), 93 (нет).
  3. Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).
  4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 75 (да), 76 (да), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да), 99 (да).
  5. Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 71 (да), 77 (да), 82 (да), 85 (да), 89 (да), 94 (да), 101 (да), 102 (да), 103 (да), 104 (да).
  6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).
  7. Шкала склонности к деликвентному поведению: 1 (да), 3 (да), 7 (да), 11 (да), 25 (да), 28 (да), 31 (да), 35 (да), 43 (да), 48 (да), 53 (да), 58 (да), 61 (да), 63 (да), 64 (да), 66 (да), 79 (да), 93 (нет), 98 (да), 99 (да), 102 (да).
  8. Шкала принятия женской социальной роли:3 (нет), 5 (нет), 9 (нет), 16 (нет), 18 (нет), 25 (нет), 41 (нет), 45 (нет), 51 (нет), 58 (нет), 61 (нет), 68 (нет), 73 (нет), 85 (нет), 93 (да), 95 (да), 96 (нет), 105 (да), 106 (нет), 107 (да).

За каждый совпавший ответ начисляется начисляется один балл. Чем больше будет совпадений в какой-либо из шкал, тем более вероятно наличие той или иной склонности.

Итак, отклоняющееся поведение не всегда несет угрозу обществу, если оно не негативное. Но асоциальное проявление поведения личности можно контролировать, занимаясь ее воспитанием и пр.

 

womanadvice.ru

каковы его причины и когда закладывается

В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.

Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.

Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.

Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:

  1. Первый тип личности стремится возобладать и подчинить людей. Это проявление девиантной мотивации, которая часто наблюдается в преступных группировках.
  2. Второй тип личности подчиняется другим людям, делает уступки или приспосабливается к более сильным и активным личностям. Так, к примеру, образовалось целое девиантное общество под руководством Сталина.

Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:

  • Тотальный конформизм (нормальность) поведения. Это человек, который принимает нормы общества, получает образование, имеет работу, двигается вперед, тем самым реализую как собственные, так и социальные потребности.
  • Инноваторы – люди, которые соглашаются с целями своей деятельности, которые одобряются обществом, но в то же время не следуют общепринятым средствам достижения целей. Они придумывают новые и нестандартные средства достижения целей. К примеру, это люди, которые занялись приватизацией государственной собственности, построением финансовых «пирамид», «рэкетом». Это именно тот тип девиантного поведения, который часто имеет положительный окрас. Это двигатели прогресса.
  • Ритуалисты – это люди, которые доводят до абсурда нормы и принципы общества. Они требуют соблюдения всех прописных правил, часто устраивают забастовки.
  • Ретреатизм означает бегство от действительности. Это люди, которые отвергают цели и пути их достижения. Сюда относятся бомжи. Алкоголики, наркоманы, монахи.
  • Революционеры – люди, отвергающие устаревшие цели и заменяющие их на новые.

Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.

Причины девиантного поведения

Психологические причины девиантного поведения

В психологии такое поведение объясняется разными типами ориентации: корыстная ( правонарушения ради материальной выгоды), агрессивная (оскорбления, хулиганство, насилие, убийство), социально-пассивная (нежелание работать и учиться, уклонение от обязанностей и долга, что в следствии ведет к пьянству, наркомании, бродяжничеству, суициду).

Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:

  1. Поведение, которое отклоняется от норм психического здоровья. Эту группу составляют психически нездовые люди с явными или скрытыми признаками психопатологии.
  2. Поведение, проявляющееся в социальной патологии – пьянство, проституция, наркомания. Что влечет за собой различные преступления и проступки.

Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.

Социальные причины девиантного поведения

  1. Социальное неравенство. Большинство людей живут в нищете, испытывают материальные трудности. Поэтому возникают проблемы в самореализации молодого поколения, которые стремятся к успеху, высокому заработку и общественному признанию. Не имея финансов на обучение или времени. Молодежь ищет нелегальные пути заработка, что и приводит к девеантному поведению.
  2. Низкая моральность, духовность общества. Ориентация только на материальное приводит человека к мысли, что все можно продать или купить. Так почему бы не продать подороже себя? Это ведет не только к проституции, но и направленности человека на постоянную гонку за статусными вещами, чтобы привлечь к себе «покупателя».
  3. Окружающая среда, которая равнодушно относится к девиантному поведению, приводит к тому, что таких людей становится все больше. Они организовываются в свои социальные группы, где такое поведение становится нормой.

Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.

Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.

Все самое основное закладывается в подростков возрасте

Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.

Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.

Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.

Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.

Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.

Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.

В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.

Девиантное поведение в предподростковом возрасте

Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».

Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.

Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.

Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.

В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:

  1. Наследственные факторы: алкоголизм, предрасположенность к нервным и психическим заболеваниям, патологическая беременность и роды;
  2. Социальные факторы: взаимоотношения в семье, школе, с ровесниками и друзьями. Также ценности личности, его статус, цели.
  3. Характер личности и темперамент, мотивации, самооценка и уровень притязаний.
  4. Правосознание человека.

Таким образом, девиантное поведение обусловлено как социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.

Специалисты считают, что девиантное поведение невозможно искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе на фоне кризиса, когда люди не удовлетворены качеством жизни, не востребованы. По данным социологов, около 85% населения деморализованы, падают духом и чувствуют растерянность. В результате, они становятся безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.

Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Отклоняющееся поведение. Примеры.

Специалисты в области социологии понимают под девиантным поведением поступки человека, которые не подчиняются принятым в oбществе нoрмам. Отклоняющееся поведение также можно рассматривать как массовое явление в социуме.

В основе оценки девиантного поведения лежит такое определение, как социальная норма. Это есть некий процент дозволенного в поведении людей, выполнение которого необходимо для сохранения социальной структуры. Отклонения от социальных норм классифицируют следующим образом:

  • позитивное отклонение. Его цель – благоприятное изменение социальной структуры путем перехода от устаревших стандартов к современным;
  • негативное отклонение. Приводит к разрушению и дезорганизации социальной системы и, как следствие, к девиантному поведению.

Давайте подумаем, верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении: «Девиантное поведение можно отождествить с социальным выбором. В случае, когда цель не представляется возможным достичь реальными возможностями, индивиды часто прибегают к иным средствам, позволяющим добиться желаемого». Для социологов ответ очевиден – суждения верны, а в качестве примера к ним можно привести людей, стремящихся к власти и богатству. Для достижения своих целей они могут выбрать противозаконные и антисоциальные средства и даже стать преступниками. Или же, к примеру, протест, неприятие общественных ценностей тоже являются формами отклонений, которыми характеризуются террористы, экстремисты, революционеры.

Отклоняющееся поведение и его типы

Девиантное поведение относительно, поскольку оно сравнивается с нормами конкретной группы. Например, в криминальном мире вымогательство есть норма, однако для среднестатистического населения это считается отклоняющимся поведением. В обобщенном виде к примерам девиантного поведения

относятся:

  • алкоголизм
  • проституция
  • уголовная преступность
  • суицид
  • психические расстройства
  • азартные игры
  • наркомания

В научных кругах более всех распространена типология Р. Мертона. Автор данной типологии считает девиацию результатом разрушенной культурной базы, в особенности, её этической основы. Таким образом,

Мертон выделяет четыре основных типа девиантного поведения:

  1. инновация = согласие с общественными целями, но отрицание предложенных обществом путей достижения. Формы девиации – проституция, шантаж, создание «финансовых пирамид».
  2. ритуализм = отрицание общественных целей, преднамеренное преувеличение путей их достижения. Форма девиации – бюрократия.
  3. ретретизм = неприятие одобренных социумом целей и полный отказ от способов их достижения. Формы девиации – наркомания, алкоголизм, бродяжничество.
  4. бунт = отрицание и целей, и способов, установленных обществом, а также замена их на новые. Форма девиации – революция, стремление к перелому общественных отношений.

Мертон заявляет, что девиация не означает негативное отношение к общепринятым нормам. К примеру, вор желает материального достатка, проявляет рвение к этой социально одобряемой цели. Или бюрократ, который стремится к выполнению надлежащих правил работы, однако исполняет требования буквально, а порой и абсурдно.

Проведем краткий обзор основных распространенных причин отклоняющегося поведения.

Причины девиации имеют не только социальное происхождение, но и биопсихическое. К примеру, склонность к наркомании и алкоголизму может передаться детям от родителей.

Одна из причин – маргинализация. Её основные признаки – разрыв с обществом всех связей: в первую очередь, социальных и экономических, а затем и духовных. Следствие маргинализации – переход к примитивным сегментам общества.

В большинстве случаев отклонения связаны с аддикцией – стремлением уйти от внутреннего дискомфорта, имеющего социально-психологический характер, изменить своё психическое состояние. Чаще всего отклоняющееся поведение выбирают те люди, чьи индивидуальности подавляются, а стремления блокируются. Они по ряду причин лишены возможности «построить карьеру», повысить социальный статус и считают общепринятые стандарты несправедливыми.

Психологические и биологические причины девиации на данный момент не полностью изучены и подтверждены наукой. Более достоверны социологические теории, которые рассматривают отклонения в поведении в общественном контексте. Так, довольно широкое распространение имеет концепция дезориентации, предложенная французом Э. Дюркгеймом. Он полагал, что основная почва появления отклоняющегося поведения – это общественные кризисы. В том случае, когда происходит рассогласование общественных норм и жизненных принципов конкретного человека, может наступить состояние аномии, что означает отсутствие норм.

Широко известна также теория стигматизации («навешивание ярлыков»). Согласно этой теории, абсолютно все люди имеют склонность к нарушению общественных норм. Однако по девиантному пути пойдут только те, на кого навешен этот ярлык. Например, рецидивист может забыть своё преступное прошлое и начать новую жизнь, но окружающие всеми своими действиями не дадут ему этого сделать, они могут ограничить общение с ним, не станут принимать на работу. И тогда человек будет вынужден снова вернуться к криминальной стезе.

Причины девиации психологического характера – это расстройства психики, отклонения в умственном развитии. Например, Фрейд выяснил, что есть тип людей с врожденным желанием к разрушению.

Заражение плохими нормами тоже может рассматриваться как причина девиации. «Заразиться» можно в результате случайного взаимодействия с малознакомыми людьми.

Неравенство в социуме также может стать причиной отклонений в поведении людей. Базовые потребности у большинства людей похожи, а вот возможности их удовлетворения у разных слоёв общества различные. В результате бедные приходят к мысли, что они имеют «моральное право» на девиацию по отношению к богатым.

Нельзя не отметить в качестве причин девиации природные/техногенные катаклизмы. Они приводят к нарушению психики людей, неравенству в обществе. Обратимся к примеру ближайшего к нашим дням прошлого – это последствия затянувшегося военного конфликта в Чечне или катастрофа в Чернобыле, различные землетрясения.

Для того, чтобы девиация не прогрессировала в поведении человека, ему следует придерживаться некоторых правил:

  • открывать себе доступ к новым легитимным путям достижения благополучия, повышения социального статуса;
  • принимать социальное равенство людей перед законом;
  • стараться адекватно трактовать наказание и преступление.

Похожие статьи

Рекомендуем почитать:

karate-ege.ru

Причины девиантного поведения

Девиантное поведение – это поступок человека или группы людей, который не соответствует общепринятым нормам. Причем определение такого поведения очень абстрактно, ведь любое общество имеет свои нормы и то, что в преступном мире считается общепринятой нормой – заработок на грабеже, то в ином обществе называется девиантом.

Виды и причины девиантного поведения могут быть позитивными и негативными. Позитивный девиант – это преодоление социальных норм для качественного изменения социального строя. А негативное девиантное поведение способствует разрушению, деградации.

Девиантное поведение может выражаться в правонарушениях или в экстремизме, революциях, митингах. Такое поведение используют религиозные экстремисты, революционеры, террористы, все те, кто борются с обществом, внутри которого находятся.

Причины возникновения девината

Причины девиантного поведения не имеют точной, научной трактовки. Зато есть самые разные теории, о которых мы и поговорим.

Физиология

Причины возникновения девиантного поведения ищут и находят в генетических предрасположенностях, психических отклонениях, особых чертах характера и внешнего вида. Причем эти девиации в основном проявляются в виде аддикций – пагубных пристрастий, которые служат способом замены реальности иллюзорным миром алкоголя, никотина, наркотиков. Результат аддикций – это разрушение личности.

Что касается социальных причин девиантного поведения, они гораздо больше и обширней охватывают суть явления. Существует сразу несколько теорий:

  1. Дезориентация – это разногласие между жизненным опытом человека и общепринятыми нормами. Как бы жизнь, прожитая человеком, его опыт говорит о том, что придерживаясь общественных норм, никуда не придешь. В таких случаях возникает аномия – полное отсутствие общественных норм поведения человека.
  2. По-другому сформулировал эффект аномии американский социолог Р. Мертон. Согласно его теории, аномия – это не отсутствие норм, а невозможность им следовать. В современном обществе главными общепринятыми целями считаются успех и благополучие. Общество не дает всем людям равных условий для достижения этих целей, в таком случае и проявляется девиация. У человека есть скупой выбор – нарушения закона, чтобы достичь общепринятых целей (успеха и богатства) или отказ от стремления к этим целям, и соответственно, забытье – наркотики, алкоголь и т.д. Также возможен и бунт против общества.
  3. Психологической причиной девиантного поведения является и навешивание ярлыков. К примеру, преступник искренне решил встать на путь истинный, однако общество, зная, что он преступник не доверяет ему, не дает работы, постоянно напоминает, что он «плохой». Дойдя до психологического предела, этот человек вынужден вернуться на криминальный путь, ведь общество не оставило ему другого выбора. Девиантное поведение – это, своего рода, фол последней надежды в футболе.

Среди всех социальных групп, девиациям наиболее подвержены подростки. У них уже развито стремление к самореализации, но жизнь еще не предоставляет им возможности осуществить и реализовать себя. Психика подростков очень ранимая, и чувствительная к ущемлению прав и возможностей. Иногда, хватает всего одного необоснованного обвинения или укоризны родителей или школьных учителей, чтобы подросток ступил на путь девиантного поведения. А самый простой способ стать девиантом – это алкоголь, наркотики, курение.

Как правило, девиации именно негативные, однако есть и исключения. К примеру, гениальность, творчество, новаторство может расцениваться обществом, как чудачество. И такое невосприятие иного рода мышления, названное чудачеством, делает подростков еще более ранимыми и стимулирует к отчуждению.

 

womanadvice.ru

3.Основные причины девиантного поведения

Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп “риска”:

Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

Морально-этическийфактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях.

Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

4.Алкоголизм как вид девиантного поведения

С давних пор человечеству известны опья­няющие напитки. Изготавливались они из растений, и их по­требление было частью религиозного ритуала, которым со­провождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в XVI в. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промыш­ленный способ получения этилового спирта. Именно это от­крытие сделало возможным массовое потребление алкого­ля, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в та­ких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в упот­ребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а XX в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой ци­вилизации — проблему алкоголизма.

Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элемен­том социальных ритуалов, обязательным условием офици­альных церемоний, праздников, некоторых способов время­препровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, гра­бежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрез­вом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством. Также выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется 99% мужчин и 97% женщин. Чаще всего мотивом пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.

Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий представляет большую сложность. По ка­ким критериям можно судить об алкогольном положении и его динамике? Как правило, используются три группы социо­логических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и струк­тура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртно­го; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, напри­мер, регулярность потребления, длительность, связь с при­емом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распреде­ление потребления алкоголя между мужчинами и женщи­нами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечислен­ные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно об­наружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и произ­водства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, на­правленные на уменьшение потребности в алкоголе, улуч­шение социальных и экономических условий жизни, рост об­щей культуры и духовности, спокойная, взвешенная инфор­мация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введе­ния на территории некоторых стран «сухого закона» (Анг­лия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя — не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, пси­хологический, демографический, юридический и медицинс­кий аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение.

Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, “потирание рук”, эмоциональная приподнятость. Чем больше “алкогольный стаж” тем меньше удовольствия приносит выпивка.

На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам способствующим алкоголизации можно отнести низкий уровень материального положения и образование.

Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к спиртному и формирование “алкогольного мышления”. В Тюмени при обследовании детских садов было установлено, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали вино.

Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности.

Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.

Алкоголизм — это поступательное заболевание, оно начинается с бытового пьянства и заканчивается на клинической койке. Для пьяницы со стажем, чтобы “поймать кайф” доза спиртного увеличивается в 2-а 3-и раза по сравнению с прежней нормой. В дальнейшем влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному приобретает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс, организму необходим спирт для обменных процессов. На последней стадии алкоголизма порог толерантности снижается, человеку достаточно выпить кружку пива для хмеля. Спиртное становится главным в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с кем пить и сколько.

studfiles.net

Что такое девиантное поведение, каковы его причины и способы решения проблемы?

Человек, который сталкивался с социальной психологией, социологией или социальной работой уже слышал термин «девиантное поведение». Но не все понимают значение этого понятия. Для начала необходимо разобрать другой термин. Социальные нормы — общепринятые правила, которые регулируют деятельность отдельных людей в группе, стране и государствах, объединенных в международные сообщества.

Если они нарушаются, идет речь о девиации. Разберем это понятие детально.

Девиантное поведение и девиантность — это непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых правовых или нравственных стандартов.

Девиантное поведение — это непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых правовых или нравственных норм.

Примеры такого поведения

Можно рассматривать два типа рассматриваемого явления.

  1. Положительная девиация стимулирует развитие общества или индивида. Обычно возможность отклоняться от социальных стандартов предоставляет группа лидерам. Например, героические поступки, самопожертвование и сверх преданность.
  2. Отрицательная девиация — оказывается негативное влияние. Например, трудные подростки, преступники.

Есть близкое понятие «делинквентное поведение». Разница между ними заключается в том, что в первом случае нарушается любая социальная нора, а в последнем речь идет только о юридических предписаниях. Делинквентное отклонение можно рассматривать, как разновидность девиантного.

Причины 

Девиантное поведение возникает из-за нарушения процессов социализации – вхождения человека в общество. Социализация продолжается в течение всей жизни, поэтому нормальный человек внезапно может перестать соответствовать «стандартам».

Например, упертый подросток, не желающий получать новые знания, попробовал пива, ему понравилось. Он думает, а почему бы мне не употреблять этот напиток чаще?

Вторая причина возникновения отклоняющихся моделей действий – педагогическая запущенность. Например, родители не занимаются ребёнком.

Признаки девиантного поведения

Четко определить, отклоняется поведение или нет нельзя — это относительное понятие. Нарушающий правила человек может считать это адекватным и правильным. Проще всего говорить о делинквентных моделях, потому что нормы законодательно прописаны.

Можно выделить важные индикаторы:

  1. Деструктивный или аутодеструктивный характер. Наносит вред окружающим или самому себе.
  2. Многократное повторение нарушения правил.
  3. Медицинская норма. Отклонение от медицинских и психологических стандартных показателей.
  4. Социальная дезадаптация. Это одновременно причина и индикатор — потеря способности усваивать социальные требования.

 

Виды и примеры отклоняющегося поведения

Классификаций существует огромное количество, и их все нельзя включить в эту статью. Одну из них мы уже рассмотрели. Кроме положительных и отрицательных девиаций можно еще выделить нейтральные. Например, это попрошайничество, которое не особо мешает людям, но при этом подобное поведение не одобряется обществом.

Примеры на основе матрицы социальных девиаций Н. В. Майсак (2010):

Девиации по характеру направленности и проявления:

  • конструктивное, творческое поведение
    • Научное: развитие эстетической хирургии, трансплантация органов
    • Художественное: татуировки, граффити, необычный и модный образ, создание эротической литературы и живописи, принадлежность к субкультурам, чёрный юмор
    • Техническое: изобретения и моделирование,
    • Организационная деятельность: организация своего дела, активное участие в политической жизни, объединение разных людей в группы по интересам, создание туристического бизнеса.
    • Компьютерное: дизайн, компьютерная инженерия, создание сайтов для общения

 

  • аутодеструктивное поведение:
    • аддиктивное (нехимическая и химическая зависимость) — алкоголизм, наркомания, трудоголизм, шопоголизм, зависимость от гаджетов, еды, любовных отношений, информационных технологий, интернета, онлайн-игр и виртуального пространства.
    • суицидальное (парасуицидальное поведение и суицид), эвтаназия, самоубийство, татуировки, пирсинг, бодимодификации, увлечение опасными видами спорта, самоповреждение.
  • внешнедеструктивное поведение:
    • противоправное поведение (административные правонарушения, делинквентное, криминальное поведение) — невыплата алиментов, несоблюдение родительских обязанностей, работы, мелкое хулиганство, прогулы, преступление с корыстными целями, сводничество, сутенерство, проституция, агрессивная самозащита и самооборона, выраженная оппозиционная деятельность, социальная зависимость от окружающих, попрошайничество, вандализм, воровство, разбой, убийства, участие в опасных группировках или сектах.
    • коммуникативные девиации — гиперобщительность или избегание социума, пренебрежение нормами морали, употребление нецензурных выражений, нигилизм, шокирующий или неопрятный имидж, сутяжничество, манипулирование людьми.

Девиации по степени социальной одобряемости:

  • социально одобряемое и просоциальное поведение (адаптированное к нормам определенной социальной группы) — альтруизм, самопожертвование, научный, технический или художественный творческий процесс, продвижение новых идей.
  • социально нейтральное (не представляющее общественной опасности или с неоднозначными критериями оценки) — принадлежность к субкультурным группам, альтернативные виды искусства, оппозиционность, неисполнение своих обязанностей гражданина.
  • социально неодобряемое:
    • асоциальное (отклоняющееся от морально-нравственных норм) — импульсивная тяга к перемене мест, бродячая жизнь, лудомания, алкоголизм, наркомания, злоупотребление психотропными веществами, виктимное, агрессивное или фанатичное поведение, нищенство, попрошайничество.
    • антисоциальное (отклоняющееся от правовых норм) — антисоциальная пропаганда, создание преступных сообществ, участие в преступных группировках, работорговля, хакерство, вандализм, воровство, изнасилование, сутенерство, убийства.

Можно выделить другие типы девиаций:

  1. Инновация. Цели общества соблюдаются, но предлагаются новые методы их достижения.
  2. Ритуализм. Цели общества рассматриваются, как желаемые, но утопичные.
  3. Ретреизм. Человек не соглашается как с целями общества, так и с методами их достижения.
  4. Мятеж. Девиация может рассматриваться, как позитивная, так и негативная. Попытка установки нового порядка в обществе.

Девиации у детей

У детей подобная проблема возникает чаще всего по причине педагогической запущенности. Родители не уделяют ребенку достаточно внимания, семья становится дисфункциональной, хоть и условно-благополучной может продолжать оставаться.

Еще одна причина возникновения девиаций у детей – неправильные методы воспитания.

Девиации у взрослых

В этом случае все достаточно запущено, поскольку устранить привычки, взгляды на жизнь, которые закреплялись годами, достаточно трудно. Тем не менее это можно пытаться делать. Не без участия самого клиента, конечно.

Как справиться с проблемой?

Самостоятельно вы не сможете решить эту задачу. Чтобы вытаскивать девиантов, существуют социальные работники. В случае с детьми этой проблемой еще занимаются социальные педагоги. Чтобы воспользоваться их услугами, нужно обратиться в государственную социальную службу вашего района. Это совершенно бесплатно.

9psy.ru

Причины и виды отклоняющегося (девиантного) поведения

ГОУ СПО Кузнецкий медицинский колледж

ДОКЛАД

на психолого-педагогический семинар

Тема: Причины и виды отклоняющегося (девиантного) поведения.

Докладчик: Назарова Е.Г. – преподаватель высшей квалификационной категории

07.02.11г.

Весь смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы развить свое «Я»

Т.Карлейль
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.

Отклонение в поведении — девиантное поведение — является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения.

Основой оценки девиантного поведения человека является анализ его взаимодействий с реальностью, поскольку главенствующий принцип нормы – адаптивность – исходит из приспособления (адаптивности) по отношению к чему-то и кому-то, т.е. реальному окружению индивида.

Взаимодействия индивида и реальности можно представить шестью способами:


  1. Приспособление

  2. Борьба (противодействие)

  3. Болезненное противостояние

  4. Уход

  5. Игнорирование

При противодействии реальности индивид активно пытается разрушать ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Он убежден, что все проблемы, с которыми он сталкивается, обусловлены факторами действительности, и единственным способом достижения своих целей является борьба с действительностью, попытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из нарушающего нормы общества поведения. При этом ответом со стороны действительности по отношению к такому индивиду становится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности.

Болезненное противостояние реальности обусловлено признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами (в частности, невротическими), при котором окружающий мир воспринимается враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания. Симптомы психического заболевания нарушают возможность адекватно оценить мотивы поступков окружающих и вследствие этого эффективное взаимодействие с окружением становится затруднительным. Если при противостоянии реальности здоровый человек осознанно выбирает путь борьбы с действительностью, то при болезненном противостоянии у психически больного человека данный способ взаимодействия является единственным и вынужденным.

Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно или неосознанно выбирают люди, которые расценивают реальность негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. Они могут также ориентироваться на нежелание приспосабливаться к действительности, «не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливались» по причине несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.

Игнорирование реальности проявляется автономизацией жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. При этом не происходит ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Каждый существует как бы сам по себе.

Гармоничный человек выбирает приспособление к реальности. Однако, нельзя однозначно исключать из ряда гармоничных индивидов лиц, которые используют, к примеру, способ ухода от реальности. Это связано с тем, что реальность, также как и отдельный индивид может носить негармоничный характер. Например, добровольное приспособление к условиям авторитарного режима, разделение его ценностей и выбор соответствующего поведения нельзя рассматривать как гармоничное.

Для того чтобы оценить типы девиантного (отклоняющего) поведения необходимо представлять от каких именно норм общества они могут отклоняться.

Норма – это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его (К.К. Платонов).

Выделяют следующие нормы, которым следуют люди:



  • правовые нормы

  • нравственные нормы

  • эстетические нормы

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи.

Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение — это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.

К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед.

К отклоняющемуся поведению могут быть так же отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов (1), психоаналитические теории (2) и социологические, или культурные, теории (3).


  1. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм.

  2. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного — это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное.

  3. В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.

Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой — поддерживает эту стабильность.

Так например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения.

Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.

С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств.

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов:


  1. Делинквентное поведение

  2. Аддиктивное поведение

  3. Патохарактерологическое поведение

  4. Психопатологическое поведение

  5. Гиперспособности человека

Разновидностью преступного (криминального) поведения человека является делинквентное поведение – отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Делинкветное поведение может проявляться, к примеру, в озорстве и желании развлечься.

Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение неудовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное».

Выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:


  1. Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.

  2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.

  3. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.

  4. Стремление говорить неправду.

  5. Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.

  6. Стремление уходить от ответственности в принятии решений.

  7. Стереотипность, повторяемость поведения.

  8. Зависимость.

  9. Тревожность.

Классическим антиподом аддиктивной личности выступает обыватель – человек, живущий, как правило, интересами семьи, родственников, близких людей и хорошо приспособленный к такой жизни. Именно обыватель вырабатывает устои и традиции, становящиеся общественно поощряемыми нормами.

Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека.

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств. Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушений восприятия – галлюцинаций или иллюзий.

Разновидностью патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение. Суть его заключается в том, что система поступков человека направлена не на развитие и личностный рост, и не на гармоничное взаимодействие с реальностью.

Особым типом отклоняющегося поведения считают девиации, обусловленные гиперспособностями человека. Выходящими за рамки обычного, нормального рассматривают человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические способности. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается часто неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни. Он неспособен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни.

Если при делинквентном поведение наблюдается противоборство во взаимодействии с реальностью, при аддиктивном – уход от реальности, при патохарактерологическом и психопатологическом – болезненное противостояние, то при поведении, связанном с гиперспособностями – игнорирование реальности.

Девиантное (отклоняющееся) поведение имеет следующие клинические формы:


  • агрессия

  • аутогрессия (суицидальное поведение)

  • злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.)

  • нарушения пищевого поведения (переедание, голодание)

  • аномалии сексуального поведения

  • сверхценные психологические увлечения («трудоголизм», гемблинг, коллекционирование, «паранойя здоровья», фанатизм – религиозный, спортивный, музыкальный и пр.)

  • сверхценные психопатологические увлечения разновидности маний — клептомания, дромомания и др.)

  • характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции идр.)

  • коммуникативные девиации (гиперобщительность, конформизм, псевдология и др.)

  • безнравственное и аморальное поведение

  • неэстетическое поведение

Каждая из клинических форм может быть обусловлена любым типом девиантного поведения, а иногда мотивом выбора той или иной формы служит несколько разновидностей отклоняющегося поведения одновременно.

Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение — это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение – следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.

Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны.

Поделитесь с Вашими друзьями:

psihdocs.ru