Узаконение частной собственности на землю на руси дата – Собственность На Землю И Хозяйственно-Экономический Строй (Историко-Правовое Исследование) Часть — 2

Какие были формы собственности в Киевской Руси???

Культура, сложившаяся в Киевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох.

В этот период родоплеменные отношения находятся в упадке, падает власть племенных вождей, растет социальная дифференциация. Складываются новые формы собственности на землю, что требовало оформления в правовой, юридической регламентации и идеологического оправдания. На Руси, как и в Европе, возникает феодализм, но этот феодализм отличался своеобразием.

На Руси не было рабовладения, или, вернее, рабство не имело производственного характера, оно оставалось патриархальным, домашним. Поэтому переход к феодализму отличался от аналогичных процессов, происходивших в Римской империи. Но феодализм на Руси отличался и от аналогичного уклада, складывавшегося в Европе. На Руси не сформировалось, в отличие от Западной Европы, системы вассальных отношений.

Земля не являлась объектом купли-продажи. Она выступала как «вотчина» — общая, коллективная собственность рода, а не князя лично. Наследование вотчинных земель определялось по старшинству внутри рода Рюриковичей. Главная функция князя — «держать вотчину до последнего вздоха», так определил её съезд князей в Любече в 1097 г.

Наряду с вотчинной землей существовали и другие коллективные формы землепользования — общинная крестьянская (вервь) и церковная, монастырская. В частной собственности земли не было.

Зависимость крестьян от князей была небольшой, сохранялась относительная самостоятельность крестьянства, так как во владении крестьянской общины оставалась своя, общинная, земля. Отсюда медленное развитие феодальных отношений, их сочетание с общинными. Не было и жёсткого обособления феодального сословия.

Общинная собственность на землю и семейное пользование ею привели к тому, что в крестьянском хозяйстве огромную роль играла семья (семейственность как форма коллективизма) и её глава — патриарх. Патриархальность проникла глубоко в поры народной культуры, где последнее слово оставалось за главой рода, патриархом. Поэтому огромную роль играло старшинство, господство старших.

otvet.mail.ru

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ — История России до 1917 года

Термины

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ. Первоначальная и более распространенная форма поземельного владения в древнерусском государстве была чисто общинная. Эта форма никогда не исчезала в нашей стране и существовала еще в н. XX в. по всем селам и деревням, потому что и тогда в сельских общинах земля принадлежала не отдельным лицам как собственность, а общине, и крестьяне владели участками земли только с правом пользования. В древности этот порядок землевладения соблюдался и в городах. Член городской общины не мог ни продать, ни заложить участок городской земли, состоявший в его ведении, точно так же как не мог этого сделать крестьянин относительно своего участка в сельской земле. Но несмотря на то что общинное владение землей постоянно оставалось главным и более распространенным, тем не менее оно не было единственным на Руси, и, вероятно, еще в глубокой древности рядом с общинным поземельным владением было владение частное, что также служит прямым доказательством общинного, а не родового быта, при котором частное владение было бы невозможно. Последнее приобреталось в Древней Руси необыкновенно легко. Из-за малочисленности первоначального славянского населения на Руси сравнительно с огромным пространством земель за общинными поземельными владениями оставалось много земель, никем не занятых, известных впоследствии под именем диких полей, диких лесов и пущей. Поэтому каждый, кто расчищал дикий лес или возделывал дикое поле собственными средствами, вместе с тем делался и полным владельцем, собственником занятой им земли. За первым занимателем никому не принадлежавшей земли законодательством русским признавалось право собственности и в последующее время (в XV и XVI вв.). Следовательно, тем менее мы имеем право отвергать его при первом занятии земли славянскими племенами. Наоборот, тогда считалось заслугой, если кто обрабатывал дикую землю, потому что главной заботой славянских общин было как можно более возделывать земли. Вообще, во всех древних славянских общинах мы находим и частную поземельную собственность; при этом частные собственники всегда пользовались у них большим уважением. Они назывались отчинниками, владетелями, держателями земли, общинниками, составляли высший класс общества и имели большое влияние на дела общественные; земля сообщала им особый вес и уважение от сограждан.

Позднее к первым двум формам поземельного владения присоединились две новые формы, а именно, владение княжеское и владение поместное.

Княжескими землями назывались те волости, города, села и угодья, которыми владели князья. Что князья имели в этот период свои поземельные владения, мы убеждаемся положительными свидетельствами летописи. Так, напр., Вышгород, по свидетельству летописи, принадлежал кн. Ольге, Берестово и Предславино — кн. Владимиру. Княжеские земли разделялись на два разряда. К первому принадлежали земли, уступленные князю земщиной. Эти земли не были полной собственностью князя, потому что они давались не лично тому или другому князю, а составляли принадлежность княжеской власти вообще. Поэтому князь владел ими только до тех пор, пока был князем в той области, которая дала ему земли. Второй род княжеских земель составляли земли, приобретенные покупкой от частных собственников или расчищенные за княжеский счет из диких полей и лесов. Эти земли были полной собственностью князя и оставались за ним и тогда, когда он переходил на княжение из одной области в другую.

Поместными землями назывались такие земли, которые князь давал своим дружинникам на время службы или на жизнь, но без права продавать, закладывать или передавать по наследству. Следовательно, в поместных землях в то время еще не было права собственности, а только право пользования ими. Первое упоминание о поместной раздаче земель относится ко времени Владимира. По свидетельству саги Олава Тригвессона, Владимир дал в поместье Сигурду, дяде Олава по матери, большие поземельные владения. Поместные владения раздавались, вероятно, из княжеских, а не из общинных земель, по крайней мере, так делалось в те времена, от которых дошли до нас официальные свидетельства о такой раздаче.

После принятия христианства поземельное владение на Руси по-прежнему было общинное, вотчинное, княжеское, поместное и, сверх того, появилось церковное, или монастырское.

Общинные земли стали называться черными землями и по-прежнему не составляли ничьей частной собственности, а считались землями государственными. На них были построены земские города и селения, и каждая община — городская или сельская, владела принадлежавшей ей землей как собственностью, нераздельно. Члены общины имели только право пользования участками общинной земли и не могли ни продавать их, ни закладывать иначе как тем лицам, которые пожелали бы вступить в члены общины и приняли бы на себя тягло, лежавшее на земле, поэтому защита или охрана общинной земли лежала на целой общине, а не на отдельных ее членах, и в случае споров за владение суд имел дело с самими общинами или с их выборными представителями, а не с отдельными членами. Владение общинной, или черной, землей всегда влекло за собой исполнение разных повинностей и платеж податей, лежавших на общине: член общины, получая участок земли, вместе с тем принимал на себя и ту долю общинных повинностей, которые лежали на земле, — без этого условия община не давала земель. Общинные земли делились в городах на дворы, а в селах — на оковы, бочки, четверти и т. д. по количеству хлеба, засеваемого на них. Соразмерно с пространством засеваемой земли взимались подати. Кроме того, сельские земли делились на выти, у новгородцев — на обжи, т. е. такие доли, которые представляли полный надел того или другого члена общины. По качеству черные земли делились так же, как и другие разряды земель: на пахотные, сенокосные, лесные и др. К ним же причислялись разные угодья и промыслы: рыбная ловля и охота, бортные урожаи и в некоторых местах соляные промыслы.

Вотчинные земли по-прежнему были частной собственностью; они, как и раньше, приобретались расчисткой диких полей и лесов, покупкой и дарением, по наследству и по другим гражданским сделкам между собственниками, а также, хотя и редко, пожалованием от князя. Владение вотчинными землями как полной собственностью вообще оставалось на прежних основаниях, но вследствие разделения Руси на уделы появилось некоторое ограничение прав собственника на вотчинную землю, состоящее в том, что вотчинник, переходя на службу к другому князю, а не тому, во владениях которого находилась его вотчина, хотя и не терял своего права на вотчину, не мог перечислять ее из одного владения в другое: вотчина со своим владельцем не переходила во владения другого князя — она принадлежала прежней земщине, платила дань прежнему князю и тянула к своему городу.

Т. о., с появлением уделов ясно обозначилось, что частная поземельная собственность имела тесную связь с общинным, или земским, поземельным владением, вотчина не могла отделиться от земщины, к которой она тянула судом и данью. Поземельная собственность, не стесняя личности самого владельца, тем не менее налагала на него некоторые обязательства по отношению к той земщине, к которой принадлежали его владения, так что дружинник, принимая на себя разные повинности и платежи, лежавшие на его земле, делался в некоторой степени земцем. Вотчинные земли могли быть и городскими; последние обычно назывались белыми или обеленными в противоположность сельским, которые назывались черными.

Княжеские земли по происхождению своему, как мы уже знаем, или были уступлены князю земщиной, или приобретены им покупкой у частных собственников и расчисткой диких полей и лесов. Те и другие земли были собственностью князя, но появление уделов на Руси ясно показало, что его права на эту собственность были неодинаковы, а именно: князь, переходя из одного удела в другой, уже терял всякое право на земли, уступленные ему земщиной, потому что они целиком переходили к новому князю; земли же, приобретенные покупкой или расчисткой и заселением диких полей и лесов, оставались за ним как частная собственность, и в тех случаях, когда он переходил в другое владение, новый князь не имел на них прав собственника. Отсюда понятно, что земли, уступавшиеся князю земщиной, составляли принадлежность собственно княжеской власти, а не личности того или иного князя. Земщина уступала их только на период властвования князя; следовательно, они не были частной собственностью князя, а принадлежали к землям государственным. Из этих земель князь раздавал участки своим дружинникам за их службу; но он не имел права отдавать их в вотчинное владение. На землях покупных, составлявших частную собственность, князья отстраивали разные хозяйственные заведения, доходы с которых шли в их казну. К частной собственности князей принадлежали не только сельские земли и угодья, но и городские дворы, которые они покупали у частных собственников; так, в Путивле был дом Святослава Ольговича, о котором летопись упоминает под 1146, при взятии Путивля Изяславом: «И ту двор Святославль раздели на 4 части, и скотнице, брестьянице и товар, иже бе не мочно двинути и в погребех было 500 берковсков меду, а вина 80 корчаг, и церковь св. Вознесения всю оплупиша и не оставиша ничтоже княжа, но вся разделиша и челяди семь сот». Также под 1158 летопись упоминает о дворах Юрия Долгорукого, рассказывая о мятеже, бывшем в Киеве по смерти этого князя: «Много зла сотворися в тот день: разграбиша двор его красный и другий двор его за Днепром разграбиша, его же звашет сам раем, и Васильков двор, сына его разграбиша в городе». Частные княжеские земли, хотя принадлежали к земщине и входили в состав государственных земель, в то же время управлялись волостелями и посельскими или тиунами, присылаемыми князем; следовательно, они ничем не отличались от земель частных владельцев. Управу приставников в княжеских землях Даниил Заточник характеризует следующими словами: «Не имей двора близ княжа двора, не держи села близ княжа села, тиун бо его, яко огнь трепещицею накладен».

Поместные земли в этот период, как и в предыдущий, не были собственностью своих владельцев; они раздавались князьями дружинникам на праве пользования в течение службы их князю, и т. к. они раздавались из тех земель, которые были уступлены собственно княжеской власти, а не лично князю, то в настоящий период с развитием удельного разновластия значение поместных земель ясно определилось, потому что дружинники, переходя вместе со своими князьями из одного владения в другое, лишились всех прав на поместья в прежнем владении, которые переходили к новому князю и раздавались им его дружинникам. Т. о., ясно обозначалось, что поместья никогда не были частной собственностью и не могли быть ею; они всегда составляли собственность государственную и, в сущности, имели одинаковый характер с черными землями. Как община раздавала черные земли по участкам своим членам с обязательством нести известные повинности и подати, лежавшие на том или ином участке, так же точно и союз общин — государство отдавало князю земли с тем, чтобы он раздавал их своим дружинникам также с обязательством нести службу со своего участка. Впоследствии с поместных земель была определена служба с такой же точностью, с какой определялись повинности и подати с черных земель, а именно, от помещика требовалось, чтобы он выходил на войну в известном вооружении и с определенным числом слуг, сообразно количеству земли, данной ему в поместное владение. Впрочем, это было только впоследствии, а в XI, XII и XIII вв. едва ли была такая точность и определенность в распределении повинностей с поместных земель, по крайней мере, до нас не дошло ни одного памятника, в котором бы указывалось, какие повинности лежали в этот период на поместных землях. Но, во всяком случае, нужно предположить, что поместные земли в этот период несли определенные повинности, потому что, как мы уже сказали, они не имели характера исключительности и, как черные земли, составляли собственность государственную. Разница между черными и поместными землями состояла только в том, что общины раздавали своим членам участки, меньшие по сравнению с теми, которые князья давали своим дружинникам. Характер поместных земель, обусловленный тем, что они были собственностью государства, имел большое влияние на само устройство русских владений. Такой характер поместий в связи с удельной системой не давал русским помещикам возможности усилиться настолько, чтобы быть в тягость князьям и народу, как феодалам в Западной Европе, потому что, хотя поместье и лен по форме своей были почти одинаковы, т. е. означали неполное, временное владение за службу, в сущности, между ними была огромная разница: лен принадлежал государю, а не государству, следовательно, феодал, получив от государя лен на время службы, мог незаметно обратить его в полную собственность и увеличить свои владения получением новых земель от государя и постепенным превращением их в полную собственность. Так в действительности и было сделано феодалами Западной Европы, владения которых из ленных стали родовыми. Но русские помещики этого сделать не могли, потому что ни постоянная служба одному князю, ни переход от одного князя на службу к другому не упрочивали за ними поместий и не позволяли обращать их в полную собственность. Продолжая службу у одного князя, помещик должен был переходить из одного удела в другой, следовательно, терять свои права на поместья, и если бы для сохранения за собой поместья он вздумал перейти на службу того князя, которому доставался удел, где было его поместье, то и это не всегда упрочивало за ним права на поместье, потому что князь приводил с собой своих дружинников, которых должен был наделять поместьями и, следовательно, волей-неволей должен был или выгонять прежних помещиков, или же убавлять их поместья. Конечно, князь мог удовлетворять своих дружинников и не касаясь поместий, принадлежавших дружинникам, перешедшим к ним на службу от прежнего князя, — он мог назначить им жалованье и кормление, но это не всегда было возможно и притом только сохраняло помещикам право владения на более продолжительное время, но нисколько не увеличивало и не давало средств обращать поместье в полную собственность и тем резко отличало помещиков от феодалов.

Монастырские и церковные земли появились на Руси вместе с введением христианства, потому что уже в Уставе Владимира Святого упоминаются монастыри, лечебницы, странноприимные дома, гостиницы и пр., принадлежавшие Церквям, епископам и митрополиту. Точно так же и при Ярославе, как это видно из его устава, все эти учреждения принадлежали Церкви. Мы не знаем, давались ли в это время монастырям и церквям вотчины, — по всей вероятности, они не давались. Это можно заключить из того, что летописец, перечисляя все то, что сделал для Церкви Ярослав, говорит только о том, что он давал церквям урок, но о землях и угодьях не говорит ничего. В первый раз о пожертвовании Церкви земли летописец упоминает под 1061 при Изяславе Ярославиче. Изяслав, по словам летописца, дал Антонию, основателю Печерского монастыря, Печерскую гору. Впоследствии монастыри и церкви приобрели значительные недвижимые имения через покупку у вотчинников или через расчистку диких полей и лесов, или через дарение на помин души князьями и частными лицами, или, наконец, через пожалование от князей на содержание и устройство церквей. Так, в грамоте Ростислава Мстиславича Смоленского, данной им в 1150 смоленской епископии, сказано: «И се даю на посвет св. Богородицы из двора своего осмь капий воску и на горе огород с капустником и с женою и с детьми, за рекой тетеревник с женою и с детьми». Особенно были богаты недвижимыми имениями наиболее уважаемые монастыри и епископские кафедры; епископ Владимирский Симон так говорит о богатстве своей кафедры: «Кто не весть мене грешнаго епископа Симона и сия соборныя церкви Владимирския и другия суздальские церкви, колико же иместа градов и сел». А что монастыри и церкви получали большие вклады от частных лиц, видно из монастырских и церковных вкладных описей XII в. Они, напр., свидетельствуют, что один богатый новгородец Олекса, впоследствии прп. Варлаам Хутынский, пожертвовал большой участок земли Хутынскому монастырю. Известия же о том, что монастыри приобретали земли расчисткой диких полей и лесов, рассыпаны преимущественно по новгородским памятникам; у нас нет необходимости перечислять эти известия. Земли монастырские и церковные носили характер вотчинных земель, т. е. частной поземельной собственности с правом отчуждения. Но вместе с тем они имели свой особый характер, состоявший в том, что они принадлежали не физическому лицу, а юридическому; они составляли принадлежность не того или иного епископа или монаха, а епископского сана и монастыря. При таком характере этих земель во владении ими были некоторые особые условия. Так, епископ мог свои земли продавать, закладывать, обменивать или отдавать в поместное владение своим боярам и слугам, но он не мог дарить их или отдавать по завещанию, и они целиком переходили к последующему епископу. Иное дело, если епископ имел вотчины родовые или приобретенные покупкой на собственные деньги; такие вотчины он мог дарить и завещать. Точно так же и монастырские земли принадлежали собственно монастырю, а не монахам и потому не могли быть ни продаваемы, ни закладываемы, ни отдаваемы по завещанию монахами их родичам и т. д., а всегда составляли принадлежность монастыря. Церковные земли точно так же были принадлежностью церкви, а не причта, который только имел право пользоваться доходами с них.

Следовательно, владение этими землями предоставлялось только в известных пределах и они не могли быть отчуждены каким-либо образом. Кроме того, по тесному соединению церкви с приходом в охране и управлении церковным имуществом принимали участие все прихожане в лице избираемых ими церковных старост. Доказательство этому мы находим в уставной грамоте кн. Всеволода Мстиславича, данной им церкви Иоанна Предтечи на Опоках (в Новгороде), в которой именно сказано, что для управления имением этой церкви избирались церковные старосты. Но власть причта и прихода относительно церковных земель была еще ограничена властью епископа, так что ни причт, ни приход не могли без согласия епископа распоряжаться церковными землями.

Похожие материалы

russiahistory.ru

§ I. Собственность в древнерусском праве (IX-XV вв.)

убытков собственником. Конечно, существовали традиции разборов споров по поводу собственности, на базе которых решались дела.

Судебная документация показывает очень щепетильное отношение властей к вопросам установления права собственности, и все же традиции юридического определения владения и собственности несколько утеряны. Судебник не знает установления права собственности через владение по давности, он просто фиксирует срок (три года) для принятия земельных исков. Статус вотчин и поместий не регламентирован. Все это свидетельствует о некотором упадке теоретической юриспруденции, однако это объясняется тем, что законодательство было, так сказать, смещено в область практического судопроизводства.

Судебник 1550 г. повторяет приведенные выше положения Судебника 1497 г., но дает более подробную регламентацию правового статуса земельных объектов.

Вотчины в Судебнике 1550 г.

В Судебнике 1550 г. подробно говорится о вотчинах, которые, как объект частной собственности, испытывали влияние товарноденежных отношений, отношений между феодалами и с центральной властью. В ст. 85 различаются две категориивотчин.

Родовые вотчины были объектом собственности внутри рода, и государство предпринимало действия против «оскудения» фамилий путем установления права родового выкупа. В течение 40 лет родственники (братья, племянники) могли, в случае продажи, выкупить родовые имения обратно, если они не давали согласия на продажу. Дети и внуки этим правом не пользовались. В режиме вотчин сказывались типично феодальные отношения.

Купленные вотчины могли свободно продаваться и отчуждаться владельцем как товар. Кроме того, существовали жалованные вотчины, пожалованные государем за службу пожизненно или в собственность.

Приговором 1580 г. Иван IV запретил выкуп принадлежащих крупным собственникам родовых вотчин, заложенных в монастыри, и наложил запрет на новые вклады церкви. Р. Г. Скрынников считал, что эта мера была выгодна государству и в любой момент позволяла «взять» запрещенные к выкупу земли в казну. Такое вторжение государства в частное право феодалов сопровождалось процессом образования поместного землевладения под условием службы.

studfiles.net

Что такое частная собственность на землю и когда она возникает?

Согласно Конституции РФ земля является собственностью всех граждан. А значит каждый желающий может стать её владельцем.

О тонкостях таких отношений, плюсах и минусах частного распоряжения расскажут специалисты.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

Что это такое. Виды частной собственности на землю

Право частного владения землёй — это такой вид собственности, при которой владение, распоряжение ею принадлежит физическому лицу или компании.

Предметом отношений в этом случае будет участок в установленных законом границах, который был получен при соблюдении определённой процедуры. При этом распоряжаться можно не только почвой, но и всеми водоёмами, лесом, которые расположены на территории надела. Если, конечно, это не запрещено законодательно.

Владеть земельным участком на праве частной собственности могут:

  • граждане РФ;
  • организации всех форм собственности;
  • иностранцы;
  • лица без гражданства;
  • компании, зарегистрированные за рубежом.

Существуют такие виды частного владения земельным участком:

Объединяться для совместного владения участком могут как обычные люди, так и несколько компаний.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

Законодательство

Право на владение земельным участком регулируется такими законодательными документами:

  • Конституция РФ;
  • Земельный Кодекс;
  • различные Федеральные Законы.

Учитывать надо и распоряжения местных органов власти.

Какие участки могут быть в частной собственности?

В индивидуальном владении у граждан и компаний могут быть следующие участки:

  • признанные такими федеральными законами;
  • право собственности возникло во время разграничения государственных владений на землю;
  • участок был приобретён одним из способов, указанных в Гражданском Кодексе;
  • надел был отдан в безвозмездное использование федеральными органами.
В частной собственности могут быть земли сельскохозяйственного назначения, под личное использование, которые не изъяты из оборота.

Под последнюю категорию подпадают:

  • заповедники и национальные парки;
  • земли, на которых размещены здания, отданные под нужды армии;
  • участки, на которых располагаются строения военных судов;
  • земли, где есть сооружения федеральной службы безопасности;
  • те, на которых размещены органы государственной безопасности;
  • отданные для атомной электростанции, под хранение радиоактивных веществ, ядерного материала;
  • объекты, на которых созданы закрытые административные образования;
  • участки, где размещены тюрьмы;
  • на которых располагаются воинские и гражданские кладбища;
  • места, где находятся сооружения для коммуникации.

Есть ещё и земли, оборот которых ограничен:

  • особо охраняемые участки;
  • земли лесного фонда;
  • если в пределах надела имеются водные объекты, которые принадлежат государству;
  • связанные с культурным наследием;
  • отданные для органов обороны, таможни;
  • на территории которых размещены сооружения для строительства или ремонта транспорта;
  • занятые космической инфраструктурой или гидротехникой;
  • там, где производят ядовитые или наркотические вещества;
  • загрязнённые территории;
  • земли, оставленные для нужд муниципалитета или федеральных властей;
  • близко расположенные территории от воды, используемой для питья или хозяйственных нужд.

Такие участки не могут быть куплены или подарены частному лицу или организации.

Кто в России может иметь право частной собственности на землю?

Право частной собственности на земельный участок может предоставляться правоспособным гражданам и юридическим лицам.

Земельный Кодекс определяет права иностранцев, лиц без гражданства, юридических иностранных компаний на приобретение земли. Так, есть некоторые ограничения:

  • эта категория лиц может только арендовать землю под ведение сельского хозяйства, если их доля в уставном капитале больше 50%;
  • иностранцы, лица без гражданства, компании не могут иметь право собственности на земли, которые расположены на приграничных территориях;
  • получить участок в закрытой административной организации могут только граждане РФ, которые там живут или те компании, что зарегистрированы в таком месте. Все другие лица приватизировать земли могут только по решению местных властей и согласованию с федеральными органами;
  • граждане РФ, иностранные компании, которые владеют зданиями, расположенными на частной территории имеют преимущественное право на аренду или покупку их.
Правда, Президент РФ может самостоятельно установить списки тех объектов, на которых это правило действовать не будет.

Основания и процедура отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности

Право владения земельным участком может прекращаться в таких случаях:

  • при передаче земельного участка другим лицам;
  • если собственник сам отказывается от права владения;
  • взыскание участка за долги собственника;
  • земля использовалась не по назначению;
  • при эксплуатации участка с нарушением законодательства;
  • временное изъятие земли на время стихийных бедствий, эпидемий с целью защиты интересов граждан;
  • отнятие участка в интересах государства или муниципалитета;
  • национализация земель;
  • конфискация;
  • отчуждение участка, если по закону он не может принадлежать этому человеку.

В том случае, когда собственник добровольно отказывается от земли, он должен оформить соответствующие документы у нотариуса. А также владелец имеет право подарить, продать, завещать своё имущество.

Если принимается решение о конфискации земли, то она забирается безвозмездно по решению суда. Но такое отчуждение применяют как наказание за тяжёлые преступления.

При временном изъятии участка его владельцу выдают соответствующий документ и выплачивают размер возможного убытка, а когда заканчиваются обстоятельства, на основании которых землю забрали, собственник может получить её обратно.

Когда участок забирают в интересах государства или муниципалитета, то владельца за год до события письменно уведомляют о нём, выплачивают стоимость участка или предоставляют равноценный в другом месте.

Если земля забирается за долги, то нужно получить соответствующее решение суда, произвести опись и оценку участка. Потом он продаётся на аукционе, гасятся долговые обязательства, а разница отдаётся владельцу.

Земельный участок могут забрать, если его использовали не по назначению или с нарушениями законодательства. В этом случае, владельца должны письменно уведомить о таком решении. Если он с ним согласен, то землю продают с торгов. В другом случае обращаться надо в суд.

При отчуждении участка, если он не может принадлежать этому человеку, то такое решение принимает суд.

Национализация может осуществляться двумя путями: как безвозмездное изъятие или полный, либо частичный выкуп.

Что такое личная собственность на землю и чем она отличается от частной

Частная собственность на землю предполагает не только владение, но и возможность свободного распоряжения ею. То есть в этом случае участок можно продать, сдать в аренду, использовать.

При личной собственности участком можно только пользоваться, а вот совершать различные сделки нельзя. В этом случае человек не является юридическим владельцем земли.

Плюсы и минусы частной собственности на землю

Несомненными преимуществами частной собственности на землю являются:

  • развитие экономического рынка;
  • возрастание товарооборота;
  • привлечение иностранных инвестиций;
  • поощрение разумного использования участка;
  • заставит граждан увеличивать своё состояние;
  • эффективное распределение ресурсов, их развитие.

Среди недостатков можно назвать только неравномерное распределение экономических благ, возможные конфликты в обществе, денежные расходы.

Частная собственность на землю позволяет обычному гражданину или целой организации владеть и самостоятельно распоряжаться ею. Однако существуют определённые ограничения на обладание, а также основания для отчуждение участка. Несомненно, такая форма владения имеет ряд преимуществ, в числе которых экономическое развитие как личное, так и государства в целом.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

Автор статьи

Юрист

 

 

zakonguru.com

Частная собственность на землю

Конст. РФ (ст.9) допускает существование частной собственности на землю и др. природные ресурсы.

Объектом права частной собственности является индивидуально-определенный земельный участок как часть поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. При этом данный земельный участок должен быть оборотоспособным. Участки, которые отнесены к землям, изъятым из оборота вообще не могут предоставляться в частную собственность и быть предметом сделок (ст.27 ЗК).

Одной из особенностей частной собственности на землю является нормирование земельных участков при их предоставлении. Существуют з вида норм на землю:

  1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из гос. или муниципальных земель для ведения крестьянского, личного подсобного хозяйств, садоводства, огородничества, дачного строительства. Устанавливаются субъектами РФ и ОМС.

  2. Средняя районная норма. Была установлена в период проведения земельной реформы и имела целью определение размера бесплатной передачи земли в собственность граждан.

  3. Нормы отвода устанавливаются для конкретных видов деятельности или в соотв. с правилами землепользования и застройки и др. целей, не указанных выше.

Частная собственность на землю может быть 2 видов: индивидуальная (собственность граждан и юридических лиц) и общая (общая совместная и общая долевая).

В процессе земельной реформы граждане и их объединениямогут приобрести в частную собственность земельные участки за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, они могут это сделать путем совершения иных сделок с землей (купля-продажа, дарения, обмена и т.д.), предусмотренных законодательством.

Однако собственник земельного участка не располагает абсолютной свободой в выборе способов и путей по использованию своего земельного участка. Во-первых по российскому законодательству земля должна использоваться только в соответствии с ее целевым назначением и разрешенным использованием. Во-вторых использование земли допустимо только теми способами, которые не должны наносить вред окружающей природной среде.

Юридические лицатакже как и граждане могут иметь землю в частной собственности. Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК субъектами права собственности довольно широк: хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, ассоциации и союзы и др., кроме гос. и муниципальных организаций. При этом общественные и религиозные организации и объединения, благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенной ими земли и вправе использовать ее лишь для целей предусмотренных их учредительными документами. Согласно ГК количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц не ограничиваются. Подобных ограничений в отношении земельных участков нет и в ЗК. Поэтому в собственности граждан и юридических лиц может быть любое количество земельных участков и любой стоимости.

Общая собственная на землюявляется одним из видов частной собственности. Для нее характерна множественность субъектов права собственности, которые называются участниками общей собственности. В общую совместную собственность могут быть переданы земли с\х организаций (в частности колхозов и совхозов), земли общего пользования садоводческих товариществ, жилищных, дачных и гаражных кооперативов.

В общую собственность граждан, являющихся членами с\х организаций передаются с\х угодья в пределах среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, умноженной на число работников данного конкретного хозяйства (включая пенсионеров, работников социальной сферы и др.). Остающиеся с\х угодья включаются в фонд перераспределения на конкурсной основе. Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из владельцев (долевое владение) или без определения долей (совместное владение). Право собственности на земельную долю при долевой собственности удостоверяется спец. документами, выдаваемыми органами Комитета по земельным ресурсам, в которых указывается размер земельной доли.

studfiles.net

Право собственности и владения в Киевской Руси

Нормы гражданского права Киевской Руси четко не очерчивали Права собственности в современном понимании, поскольку ни субъекта, ни объекта вещного права конкретно не был определен. Правда » Русская правда «различает право собственности — собственность князя, бояр, церкви на борт, полеводческие ограничения и т.п. и право владения — фактическое пользование какой-то вещью. В роде субъекта права собственности и владения выступают физические (князь, боярин, тиун, смерд) и юридические (монастыри, верви, роды, епископства) лица. То есть можно говорить как об индивидуальном, так и общественное право собственности Объектом права собственности были одежда, украшения, земля, дома, борт, рабы (их дети, имущество и продукты труда), лодки, скот и птица, вещи (оружие, орудия труда) и т.д.

Земля считалась собственностью государства (князя), а все землевладельцы фактически были землепользователями на различных условиях. Феодальная собственность на землю существовала в виде княжеского домена (жребия) боярских вотчин, монастырских угодий. Источниками приобретения права собственности на землю считались: освоение пустошей явочным порядком, заем, захват силой в общин, получение за службу в виде феода. Вотчина (унаследованное земельное владение) состояла из частной собственности на палаты (хоромы) хозяина, жилья для слуг, челяди, холопов, смердов, орудия труда, земельные угодья, леса, борт, охотничьи и промысловые участки. Все животные на них тоже считались частной собственностью.

Собственник движимого имущества пользовался, владел и распоряжался им по своему усмотрению, ему гарантировался судебную защиту права собственности (возврата вещи, возмещения повреждения, ущерба). Частная собственность охранялась штрафными санкциями, размер которых зависел от вида и количества украденного, места совершения преступления (в поле или в оцарку).

Право собственности наследовалось по завещанию и по закону. Об этом есть упоминание уже в соглашении 911 г. Руси с Византией. Унаследовать могли только сыновья умершего (двор обязательно доставался младшему по принципу минорату), а при их отсутствии — братья. Только боярская собственность могла добраться дочерям (право — привилегия. Если дети у умершего несовершеннолетние, — ими и их частной собственностью хозяйничали опекуны: мать, близкие родственники, добрые люди, церковь, которые возвращали имущество при достижении совершеннолетия. По праву обязательств собственность можно было покупать, продавать, давать взаймы, аренду, залог, аренду, кладь т.д.

Ключевые понятия: собственность, объект, субъект, владения, пользования, распоряжения, наследования, обязательственные действия.

histua.com

Собственность На Землю И Хозяйственно-Экономический Строй (Историко-Правовое Исследование) Часть — 2

Всё изменилось с образованием на Руси государства. Государство сначала объявило себя верховным собственником всей земли, потом обложило людей, которые на ней проживали, данью (земельным налогом), потом закрепило за собой права по управлению и распоряжению, а потом стало распределять «свою» землю между вассалами – дружиной, монастырями, князьями. Интересы тех, кто на этой земле изначально жил, в учёт принимались весьма мало. История знает многочисленные конфликты, усобицы, войны, в ходе которых людей выгоняли с веками насиженных мест, сжигали их усадьбы, превращали в смердов, холопов, рабов, закрепощали и раздавали между государственными временщиками. Часть этих рабов князья и дружинники сажали на свободные земли, а излишек продавали. И вот, когда князь или дружинник сажал на пашню свою челядь, он уже говорил: это моя земля, потому что на ней работают мои рабы. Таким путём возникла частная собственность на землю, и вследствие этого один человек уже мог иметь теперь много своей собственной земли: для этого ему стоило только приобрести много рабов, набрать себе много подневольных работников . Это сословие рабовладельцев-землевладельцев со временем получило название бояр, которые и олицетворяли собой новые представления о собственности на землю и живущих на ней людей. С угасанием Киевской Руси вместе с правами имущественными к ним перешли и властно-распорядительные полномочия суверена.


Ученные объявили Землю живым существом

После периода феодальной раздробленности на Руси началось становление централизованного государства, которому понадобились новые слуги – ими стали дворяне. Им раздавались в основном земли новые, приграничные; но земли эти были уже не пустые, а населенные. Раздавая земли вместе с сидевшими на них крестьянами, государство стало подчинять этих крестьян испомещаемым к ним дворянам – помещикам. Условием поместного землевладения была служба на государя; как следствие, тот, кто служил государю, получал право владеть землею и эксплуатировать живущих на ней крестьян . Отсюда и вырастает стремление закрепить крестьян на местах их жительства – чтобы жить и кормиться на их счёт и дальше. В отношении частнозависимых крестьян это стремление было осуществлено совокупностью последовательно осуществляемых мероприятий. В отношении государственных крестьян для этого был создан институт общины .

Принято считать, что сельская община со всеми её признаками, как-то: 1) круговой порукой 2) общим землепользованием и 3) обязательной уравнительностью и переделяемостью земельных наделов – является исконным явлением русской жизни, возникшим задолго до образования государства и просуществовавшим без каких-либо изменений до её упразднения в начале 20 столетия. «Но стоит открыть любую писцовую книгу о положении крестьянских хозяйств в коренных великорусских губерниях до 1596-98 гг., чтобы убедиться, что на самостоятельных семьях, на односельях держалась древняя Русь и создался Великорусский народ». Община в этот период имеет только финансовое и административное значение, заведуя раскладкой повинностей пропорционально земельному владению каждого, собирая и внося их в казну. С увеличением княжеских земель путём присоединения к Москве удельных княжеств уже в 14 веке возникает общинное крестьянское землевладение; но владение было общинное, а пользование – частное: каждый имел отдельный участок; переделов не было никаких; участки покупались, продавались, завещались, наследовались, и всё это можно видеть из документов. Община по-прежнему селилась разсеянно, и общинною единицею считалось не село, а волость, т.е. округ, в котором было центральное село и окружавшие его деревни. Деревни эти состояли из небольшого количества дворов: один двор составлял уже деревню. Сам крестьянин не был прикреплён ни к участку, ни к сельскому обществу, ни даже к состоянию, свободно менял свою пашню на другую, выходил из общества и даже из крестьянства.

Первый зародыш прикрепления крестьян к земле возникает с введением круговой поруки – обязанности «мира» уплатить подати за несостоятельных или выбывших членов сельского общества. Как следствие этой меры, насущною нуждою таких обществ становится необходимость затруднить своим членам переход на более льготные земли (особенно церковные). Первоначально выход затрудняется уплатой довольно значительного пожилого, которое рассчитывалось по числу лет, прожитых человеком на своём участке; расчёт становился даже невозможным, если во дворе десятки лет преемственно жили отец и сын. Фактически речь идёт об экономическом прикреплении старожильцев к месту их жительства. Юридическое прикрепление, выражающееся в прикреплении крестьян к состоянию (тяглу) и общине, относится к концу 16 – началу 17 вв. и становится возможным благодаря составлению писцовых книг (1592-1593), в которых все крестьяне, записанные в тягло, признаются прикрепленными к своим землям или обществам. «Такое прикрепление, разумеется, не имело ничего общего с крепостным правом. Это чисто полицейская мера» (В.О. Ключевский).


Что происходит с климатом Земли и как это исправить?

Поземельно-распорядительная сторона общины возникает с введением подушной подати (1722), назначенной в весьма значительном для того времени размере – по 74 копейки с души мужского пола всякого возраста . «Платить должны были не только работники, но все, занесённые в ревизские списки: только что родившиеся, малолетние, престарелые, калеки, убогие, сумасшедшие, словом, всё наличное число людей мужского пола, попавшее в списки, со включением и только что умерших. Что же вышло?

Крестьяне владели участками разной меры. Перенос обложения на души имел то последствие, что крестьянам, у которых было много земли, а мало душ, было легко платить по-душную подать, а тем, у которых было мало земли, а много душ, платить было тяжело. Наказы полны жалоб на этот новый порядок вещей. Крестьяне продолжали сидеть на своих наследственных и благоприобретенных участках, и каждая семья платила подушную с числа душ, занесенных в последнюю ревизию, без всякого внимания к количеству владеемой земли. Владение продолжало быть личным, а не общинным, и понятно, к какому вопиющему неравенству податной тягости привело подушное обложение.

Люди, у которых земли было мало или и совсем не было, но которые были положены в тот же подушный оклад, очень легко пришли к мысли о ровном переделе земель между всеми плательщиками. Жалобы на то, что у одних земли мало, а у других много, обыкновенно оканчиваются заявлением о необходимости «поверстки» или «разверстки», без чего неимущим «немалое отягощение и обида»… Мы наблюдаем здесь картину борьбы бедных и богатых, говоря языком нашего времени, борьбы собственников с пролетариатом. Бедные желают отобрания земли у богатых и раздела её поровну между всеми жителями волости. О вознаграждении собственников бедные не думают. Священная собственность должна быть отобрана даром. Правительство поддерживает бедных и предписывает поверстку земли, нисколько не смущаясь нарушением принципа собственности» .

Российский ученый опроверг теорию зарождения жизни.

Вот где, оказывается, лежат корни нашей общины, и вот как, оказывается, нам было заложено желание «уравнения»! Не исконная русская тяга к коллективизму, а равная для всех денежная обязанность возбудила вопрос о равном праве пользования землею всех членов сельского общества (мира, общины), который и был разрешен в отношении государственных крестьян Межевой Инструкцией 1754 года, установившей, что:

  1. Право личного распоряжения крестьянскими землями отменяется. Земли эти никому не могут быть продаваемы и закладываемы, ни крестьянам, ни посторонним лицам, ни даже по суду.
  2. Право наследования в крестьянских землях отменяется. Все земли, с которых крестьяне положены в подушный оклад, после умерших владельцев, между наследниками их не делятся – они записываются за селением в качестве государственных. Это своего рода национализация земли.
  3. Право занятия свободных земель путём приложения к ним личного труда отменяется. То, что крестьяне вновь распахали, против показанного за ними по писцовым книгам, и продали, отбирается у покупателей безденежно и поступает к селениям в государственные земли.

 

Но переделов прижизненных и тут ещё нет. Они тоже возникли не сами собой, а на основании Указа 1781 года, которым было предписано «между крестьянами земли и угодья смешав, разделить на тяглы по душам, а с того уже быть, как раскладам подушного платежа, так всем службам и работам». При этом крестьянам прямо предписывалось из хуторов селиться в большие сёла, а если они не исполняли приказания, то на хуторах осенью ломали печи . За несогласием большинства крестьян предписания местных властей об уравнительном переделе всей земли исполнялись туго или не исполнялись вовсе: с мыслью о потере родовой земли крестьяне примириться не могли. В отдельных губерниях практический переход от частного землевладения к общинному пользованию совершился только в конце 30-х годов 19 столетия.

Earth Song /Песнь Земли/. Смотреть всем!

Таким образом, к концу 18 – началу 19 столетия личное владение землёю, переходившее потомственно, уничтожается, а усадебное и хуторское землепользование заменяется общинным чрезполосным. Существо этого уравнительного землепользования заключается в равном праве пользования землею всех членов сельского общества (мира, общины). Мирская земля делится поровну между всеми членами семейств, достигших рабочего возраста, хотя возделывается, пашется, боронится и косится отдельно каждым земледельцем. При этом последний не обладает практически никакими самостоятельными правами на землю, закрепленными в законодательстве. Земельный надел для него есть не столько право, сколько обязанность, тягло, которое и есть основное понятие крестьянского поземельного строя – точно также как пожалование, дача есть основное понятие помещичьего землевладения. Итак, одни имели право владеть, не возделывая; другие не имели прав на то, что они возделывали. Феодализм отделил землевладение от земледелия.

 

Анотация


Собственность на землю и хозяйственно-экономический строй (историко-правовое исследование) Часть 1

Что такое — собственность на землю? Когда она появилась? Есть ли какие-нибудь свидетельства того, каким был земельный строй до возникновения земельной собственности? Как у наших предков была отнята родовая земля? Когда на Руси возникло общинное землепользование? Что принесла стране Столыпинская земельная реформа? Когда государство объявило право трудовой заимки «самозахватом»? Как мы пришли к дню сегодняшнему? И к какой цели ведут все земельные реформы в России и в мире?

Что же на самом деле произошло с землёй за это тысячелетие?

Ответы на эти вопросы оказались настолько ошеломляющими, что поначалу они просто не укладывались в голове. Хотелось сказать: «Не может быть! Не верится!»

И только через несколько месяцев упорной работы из кусочков правды и полуправды стала возникать целостная картина. С тех пор я перестал удивляться тому, почему никто из нас не знает настоящей истории земельных реформ.

 

 

Источник: forum.anastasia.ru

 


Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку — ТОП о существующих экопоселениях, Родовых поместьях, их истории создания и все об экодомах вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или В Фейсбуке
Если у вас неправильно отображается страница, не воспроизводится видео или нашли ошибку в тексте, пожалуйста, нажмите сюда.

ecology.md