Устройство форма государства – Форма государственного устройства — Википедия

Форма устройство государства

ПЛАН
Введение
1. Понятие формы (устройства) государства, ее структура и факторы,                                                                                                                                                               влияющие на ее изменение
2. Форма правления
2.1. Монархия
2.2. Республика
3. Государственное устройство: понятие и виды
3.1. Унитаризм
3.2. Федерация
3.3. Конфедерация
3.4. Содружество
3.5. Сообщество
3.6. Союз
3.7. Империя
3.8. Фузия и инкорпорация
Автономия
4. Политический режим. Виды режимов и их признаки
4.1. Виды политических режимов
4.2. Деспотический режим
4.3. Тиранический режим
4.4. Тоталитарный режим
4.5. Фашистский режим
4.6. Авторитарный режим
4.7. Переходные режимы
4.8. Либеральный режим
4.9. Демократический режим
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Для постижения такого сложного социального института как государство в теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.
В настоящее время вопрос формы государства становится особенно актуальным для юридической науки в нашей стране. В обществе все чаще слышны заявления о формировании авторитарного государства в России, об усилении централизации власти и уменьшении роли местных властей, как результате пресловутой «укреплении вертикали власти». В связи с этим подробное рассмотрение вопроса формы государства, его всестороннее изучение и осмысление позволит сформировать наиболее достоверные выводы о тех процессах, происходящих в нашем обществе, свидетелями которых мы все стали.
Цель данной работы – показать сущность понятия «форма государства», раскрыть его составляющие, связь между ними и изучить их многообразие.

1. Понятие формы (устройства) государства, ее структура и факторы, влияющие на ее изменение
Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Традиционно в 60-70-х годах отечественная теория государства и права выделяла две составляющие формы государства: форму правления и форму государственного устройства. В более поздний период утвердилось мнение, согласно которому в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форма правления, форма национально-государственного и административно-территориального устройства и политический режим. И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение — обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.
Форма государства, в узком смысле форма правления, в широком смысле включает в себя также форму государственного устройства (унитарное государство, федерация, характер взаимоотношений между государством и его частями, между центральными и местными органами управления и др.) и политический режим, т. е. совокупность методов и приёмов осуществления государственной власти.
Учитывая вышеизложенное, форму государства можно определить как такое устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения.
Формы государства весьма разнообразны, причиной чему послужили следующие факторы:
1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.
2. Исторические особенности становления самой национальной государственности. Например, принятие такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.
3. Принятие той либо иной государственной формы объясняется также национальным  составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.
4. Избрание той или иной государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Неудивительно, что во многих бывших колониях Великобритании (Тринидад и Тобаго, Ямайка, первоначально в Индии, Пакистане) после провозглашения независимости бала установлена монархическая форма правления, в то время как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Республика Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Исламская Республика Мавритания).
За всю историю развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.
Один из величайших мыслителей античности Платон исходил, например, из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» — аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась «законная монархия» — царская власть и «незаконная» — олигархия. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и, соот­ветственно, в этом же направлении изменять свои формы.
Значительное внимание исследованию форм государства уде­ляется в современной отечественной и зарубежной литературе. Разумеется, среди авторов-современников, также как и среди их древних предшественников, нет единого взгляда и представления о понятии, видах и содержании форм государства. Высказываются разные точки зрения, различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

2. Форма правления
2.1. Монархия
Форма правления рассматривается как организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления. Во втором — республиканская.
В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, (Др.Израиль, Др.Египет, государства Эллады, Др.Рим и.т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господс­твовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства (Англия, Франция, Польша, и др.). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения (Например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке, и т.д.). В наше время на Земле существует несколько государств, сохранивших монархическую форму правления, причем не только конституционную, но и абсолютную ее разновидность.
Для абсолютистской монархии  —  характерно  полное  бесправие  народа, отсутствие  каких-либо  представительных  учреждений,  сосредоточение   всей государственной  власти  в  руках  монарха.  Он  издает  законы,   назначает чиновников, ведет  внешнюю  и  внутреннюю  политику,  собирает  и  расходует налоги, причем делает  это  самостоятельно  без  всякого  участия  народа  в законодательной   деятельности,   без   контроля   народа   за   управлением государством. Абсолютистские формы  монархии,  как  правило,  сопровождаются произволом, жестокой эксплуатацией народа, безудержным господством  классов, выразителем и защитником интересов которых и выступает чаще всего монарх. Так, в рабовладельческом  обществе  монархия  зачастую  выступает  как неограниченная  деспотия,  но  расцвет  абсолютистской  монархии  как  формы правления приходится в основном на  средневековье.  С  развитием  буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых государствах эволюционирует  в монархию  конституционную,  приспосабливаясь,  таким  образом,  к  интересам нового господствующего класса — буржуазии.
Ограниченная монархия может быть конституционной  или  дуалистической. В поздний период средневековой Европы наличие  монархии  уже  сопровождалось появлением парламентов — представительных  учреждений  «третьего  сословия». Возникала  своеобразная  двойственность  государственной   власти,   которая выражалась в том, что, хотя монарх юридически и фактически был независим  от парламента в сфере исполнительной власти,  вместе  с  тем  он  зачастую  был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он  назначал  правительством, которое   несло   ответственность   перед   ним,   но   деятельность   этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике  в  парламенте.  Монарх имел сильное влияние на парламент: мог наложить вето  на  его  законы,  имел право назначения депутатов  в  верхнюю  палату,  мог  распустить  парламент. Однако представительное  учреждение  при  монархии  приобретает  контрольные функции,  выступает  законосовещательным   органом,   с   которым   вынужден считаться монарх. В  современной  буржуазной  монархии  власть  монарха  ограничена  на основании конституции, т. е. законодательные  функции  переданы  парламенту, исполнительные  —   правительству.   В   конституционной   монархии   монарх юридически  считается  верховным  носителем  исполнительной  власти,  главой судебной системы, формально он назначает правительство,  смещает  министров, имеет право распоряжения военными и  полицейскими  силами,  издания  указов, запрещения принятых парламентом законов или отсрочки вступления их  в  силу, право  законодательной  инициативы,  роспуска  парламента  и  т.  п.  Однако фактически эти полномочия обычно полностью находятся в руках  правительства, а монарх «царствует, но не управляет».  
Конституционной  монархии  свойственно  юридическое,  законодательное ограничение  власти  монарха  как   в   области   законодательной,   так   и исполнительной деятельности. Несмотря на то, что монарх формально  назначает главу правительства и  министров,  правительство  несет  ответственность  не перед ним, а перед парламентом. Все исходящие от  монарха  акты  приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом,  основаны  на  конституции. Монарх в конституционной монархии играет  главным  образом  представительную роль,  является  своего  рода  символом,  декорумом,  представителем  нации, народа, государства. Он царствует, но не правит. Например, Бельгия — конституционная монархия.  Действующая  конституция принята в 1831 (одна из старейших в Европе).  Глава  государства  —  король, который  формально  наделён  широкими   полномочиями,   которые   фактически осуществляются  правительством:  назначает  и  увольняет  министров,  высших государственных  служащих,  высших  офицеров  армии  и  флота,  судей   всех инстанций, заключает  международные  договоры,  издаёт  указы  по  важнейшим вопросам, имеет право  помилования,  является  верховным  главнокомандующим. Законодательную власть осуществляет парламент, состоящий  из  двух  палат  — палаты представителей и сената, обладающих равными  правами.  Исполнительная власть  принадлежит  правительству,  которое  формально  ответственно  перед парламентом.
Дуалистическая монархия представляет  собой  форму  правления,  которая возникает в переходные периоды развития общества. В дуалистической  монархии парламент обладает законодательной властью. Кроме того, он принимает  законы по вопросам бюджета, налогов и сборов, финансового, кредитного,  таможенного регулирования. Исполнительная же  власть  сосредоточена  в  руках  монарха.  Монарх  и парламент являются двумя  самостоятельными различными ветвями власти.  Отсюда и название – дуалистическая монархия. В дуалистической  монархии  действует  двухпалатный  парламент.  Нижняя палата  формируется  выборным  путем  и  представляет  интересы   буржуазии. Верхняя  палата  состоит  из   феодалов,   назначаемых   в   неё   монархом. Правительство  подчиняется  монарху.  Он  по  своему  усмотрению  назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.  Монарх  обладает правом вето на применяемые парламентом законы. Поскольку дуалистическая монархия возникает на стыке двух  исторических эпох и представляет собой выражение и воплощение  политического  компромисса между феодалами и буржуазией, то в качестве примера  целесообразно  привести Германскую империю последней четверти 19 века, которая и явилась таковой.     Дуалистическая монархия в Германской империи была юридически  оформлена Конституцией 1871 года. Само же государство  представляло  собой  федерацию, состоявшую из 22 государств и трех вольных городов. Высшими органами Германской империи являлись: Император, Союзный  Совет и Рейхстаг. В дуалистической монархии центральной фигурой  во  властных  структурах государства остается монарх.
Парламентарная монархия, в отличие от дуалистической,  является  чисто буржуазной формой правления. Её  существование  обусловлено  не  буржуазными производственными  отношениями,  а  определенными  историческими   условиями (сила традиции, приверженность общества к старым обычаям). Образцом    парламентарной    монархии    буржуазного    типа    служит Великобритания. Королевская власть  является  пожизненной  и  передается  по наследству прямым  потомкам  монарха.  Монарх  формально  наделен  обширными полномочиями по управлению страной и  является источником  законодательной, исполнительной и судебной власти. Фактически же он  не  играет  значительной роли в проведении внутренней и внешней политике государства.
Монархию как  форму  правления  весьма  красноречиво  характеризуют  не только юридические, но и социально-психологические признаки.  Можно  указать на следующее.  Власть  монарха  воспринимается  как  нечто  божественное,  а монарх — как человек, осененный божьей  благодатью,  наделенный  властью  от бога.   Монархия   основана   и   держится   на   патриархальном   сознании, представлении, что  «каждый  за  себя,  один  царь  —  за  всех»,  признании неравенства людей, их ранжировании по имущественному  положению,  званию, месту в социальной иерархии. Монархическая власть сопровождается доверием  к монарху, провозглашением  верности  и  любви  к  нему,  надеждами  на  царя-
батюшку.  Вместе  с  тем  монархия  держится  и  на   принуждении,   жесткой дисциплине и субординации, наконец, монархическое сознание в целом  является консервативным. Ему свойственны  терпение,  желание  сохранять  существующие традиции, установившиеся нормы поведения. Таким образом, монархия как форма правления — это сложный  конгломерат власти,  юридических  основ  ее  организации  и  осуществления,   социально-
психологического состояния общества.
2.2. Республика
Республика — это форма правления, при которой высшие органы власти коллегиальные, имеют мандат народа на осуществление государственной власти.  Для  республики  обязательно наличие высшего представительного органа власти, избираемого народом. Государственное устройство республики строится на принципах демократии и народного суверенитета. Во-первых, это выборность и сменяемость органов государственной власти (ротация). Во-вто­рых, это принцип народного суверенитета. В-третьих, это принцип разделения властей. В-четвертых, верховенство прав и свобод чело­века и гражданина. Благодаря этим принци­пам в государствах, обладающих республиканской формой правления, получили широкое распространение институты непосредственной и представительной демократии, системы сдержек и противовесов между различными ветвями власти и другие государственно-правовые инсти­туты, присущие демократическому государству.

coolreferat.com

Форма (устройство) государства

Институт международного права и экономики имени А.А. Грибоедова

Юридический факультет

Заочная форма обучения

1 курс, группа № Ю-13

Курсовая работа студента Бровкина Павла Алексеевича

По дисциплине «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

«Форма (устройство) государства»

Научный руководитель

Оксамытный В.В.

Доктор юридических наук,

Профессор

Петрозаводск

2001

СОДЕРЖАНИЕ

1. Форма (устройство) государства: понятие, исторические
трактовки и современное содержание.

2. Форма правления в государстве.
Виды монархической и республиканской форм правления.

3. Форма государственного (территориального) устройства: понятие и виды.
Унитарные и федеративные государства. Автономии.

4. Межгосударственные образования.
Конфедерация и ее современные модификации.

5. Форма государственно-политического режима:
понятие, исторические аспекты и критерии классификации.

6. Особенности формы государства в современной России.

7. Список использованной литературы.

1.Форма (устройство) государства:

понятие, исторические трактовки и современное содержание.

В отечественной и зарубежной научной литературе нет единого, общепризнанного представления о том, что такое форма государства. Высказываются самые разные точки зрения. Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипо­тезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не пол­ностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках данной работы опираться на современные знания и теории.

Традиционно в 60-70-х годах отечественная теория государства и права выделяла две составляющие формы государства: форму правления и форму государственного устройства. В более поздний период утвердилось мнение, согласно которому в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форма правления, форма национально-государственного и административно-территориального устройства и политический режим.

И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение — обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

Форма государства,

в узком смысле форма правления, в широком смысле включает в себя также форму государственного устройства (унитарное государство, федерация, характер взаимоотношений между государством и его частями, между центральными и местными органами управления и др.) и политический режим, т. е. совокупность методов и приёмов осуществления государственной власти. (БСЭ)

Учитывая вышеизложенное, форму государства можно определить как такое устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения.

2.Форма правления в государстве.

Виды монархической и республиканской форм правления.

Надо отметить, прежде всего, что в теоретическом осмыслении государства особое место действительно занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

Форма правления,

организация государственной власти, характеризующаяся способом образования и правовым положением высших органов власти, а также статусом главы государства. Основной ф
ормой правления
эксплуататорских государств являются монархия и республика. Для современных буржуазных государств наиболее типична республиканская Форма правления: парламентарная республика (Австрия, Италия, Финляндия, ФРГ, Швейцария), президентская республика (Аргентина, Бразилия, Мексика, США). В некоторых буржуазных государствах существует конституционная (парламентарная) монархия (Бельгия, Великобритания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Швеция). (БСЭ)

Теория государства и права согласно этого определения выделяет два основных устройства (строения) государственной власти, которые характеризуют содержание формы правления — монархию и республику.

Различие между ними можно провести, указав на юридические и иные признаки, им свойственные.

Монархическая форма правления – «персональное единовластие»- весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных, классовых движений.

Монархия

(от греч. monarchía — единовластие, единодержавие), в эксплуататорских государствах форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха. Монархическая форма правления существовала в рабовладельческом и феодальном обществе, она сохранилась и в ряде буржуазных государств. (БСЭ)

Впоследствии монархические формы правления были реализованы в разных обществах и в разные времена и дали целый спектр самых разнообразных организаций власти, а сами монархи вошли в историю государственности под разными наименованиями: короли, цари, императоры, государи, князья, шахи, эмиры, раджи, султаны, фараоны и т.д.

Монархии как форме правления присущи четкие юридические признаки.

Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, «отец» нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Неслучайно король Франции Людовик XIV [1643—1715] заявлял: «Государство — это я». Но это означало только юридическую персонификацию государства, а не фактическое положение дел.

Монарх осуществляет единоличное правление. Но это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна (независима). Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если он сочтет его достойным своего внимания. Он — высшая власть в государстве.

Как правило, его власть объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы государственной жизни, в том числе на судебную сферу. В процессах обжалования судебных решений монарх являлся высшей и последней инстанцией.

Таким образом, власть монарха не знает ограничений и может распространяться на различные сферы государственной деятельности: законодательную и судебную, объединять в лице монарха все ветви государственной власти.

Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия): она — эта власть, как правило, передается по наследству. В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти (например, наследование только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников и т.д.) регулируемый законом о престолонаследии или обычаем. Общим же является тот факт, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз и навсегда установленном порядке.

Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть. Это отнюдь не означает, что только естественная смерть монарха может прервать его полномочия. Напротив, пожизненное занятие престола нередко приводило к тому, что время властвования и даже сама жизнь монархов укорачивалась не правовыми и противогосударственными способами. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливался заранее. Впрочем, история изобилует примерами, когда неугодные монархи оказывались свергнутыми, убитыми, замененными другими лицами.

Монарх считается свободным от ответственности. Но “безответственный” монарх — это отнюдь не человек, не заботящийся о державе и пустивший все на самотек. Монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники. Впрочем, история знает примеры и таких ситуаций, как правило, революционных, когда монарха народ привлекал к ответственности.

Приведенные выше юридические признаки монархической формы правления — это как бы идеал, типичная форма монархии. В конкретной исторической действительности, конечно же, были различные исключения и отступления от перечисленных юридических признаков. В Византии, например, где из 109 царствовавших императоров 74 были убиты, во всех 74 случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхимисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства. Римские легионеры назначали и смещали императоров. Как свидетельствуют историки, арагонские феодалы возводили на престол королей по формуле: «Мы, которые стоим столько же, сколько и Вы, и которые можем больше, чем можете Вы, мы назначаем Вас нашим королем и сеньором при том условии, что Вы будете соблюдать наши привилегии. А если нет, — нет». Реальная история оказывается весьма далекой от идеальных моделей теоретиков. (Солоневич И. Народная монархия. М., 1991,стр.77).

mirznanii.com

Понятие и формы государственного устройства

Федеративное устройство является разновидностью государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство (в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов).

Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства: одни – с учетом специфики решения национального вопроса, другие – в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяя правовую базу решения проблем общественного развития.

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в территориально небольших государствах, но становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных.

Различаются две основные формы государственного устройства – унитарная и федеративная.

Унитарное государство – это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства.

Федеративное государство – это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Теоретически можно себе представить еще одну форму государственного устройства – конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя, по сути, они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.

Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной национальности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно характеризуются как коренные народы, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.

Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Каждая нация обладает своеобразным суверенитетом, который предполагают и решение вопроса о национальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном сообществе, а других – создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство – исключить основу для межнациональных конфликтов.

Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может мешать как чрезмерная централизация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экономической свободы для всех граждан независимо от национальности. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, а также отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в «спокойных» странах этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому, и там, где преодолены узко национальные подходы к организации социально-экономической жизни, достигнуты наибольшие социальные и экономические успехи.

Унитарное государство – централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власть имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории. Это не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, которое в пределах своей компетенции действует самостоятельно. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью самостоятельности.

Унитарное государство имеет одну конституцию; его суверенитет признается единым и неделимым, всеми частями этого государства; не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государстве гражданство бесспорно признается единственным. Унитарное государство может быть многонациональным, например: Великобритания, в которой компактно проживают англичане, шотландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс). В таких случаях унитарное государство приобретает децентрализованный характер, поскольку некоторые народы имеют автономные органы управления. Но подавляющая часть унитарных государств не знает каких-либо национальных административных образований. Группы граждан отдельных национальностей, организуя свои общины, не претендуют на автономию или собственную государственность.

Федеративное государство – это только общая форма государственного устройства, а ее конкретное содержание – политическое и правовое – весьма неоднородно. Сами федерации, правовой статус и объем полномочий их субъектов формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы. Исторически идея федерализма была выдвинута в XVIII веке как средство децентрализации управления («горизонтальное разделение власти»), а следовательно, для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматривался и сейчас не рассматривается как форма решения так называемого национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). И дело здесь не в том, что некие круги преследуют цель угнетать другие народы, а в том, что демократическое правовое государство перекрывает цели национальной государственности. Хотя некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) остаются национальными по названию, их правовая система исключает какие-либо привилегии граждан по национально-титульному признаку.

Государства же, избравшие федерацию как способ решения национального вопроса, распались (СССР, Югославия, Чехословакия). Межэтнические противоречия разрушили федерации в Индонезии, Южной Аравии, Йемене, Объединенной Арабской Республике и др. В тех государствах, в которых федерация сохраняет национальную основу (Канада, Индия), развивается кризис федерализма и сильны сепаратистские тенденции.

Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, но, как правило, не предусматривают права выхода того или иного субъекта федерации из союза. Распад федераций обычно происходил в ходе революционных восстаний, т. е. в не правовых формах. Но в спокойной обстановке субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации и признают высшую юридическую силу федеральной конституции и законов. Сами эти субъекты являются унитарными государствами, хотя внутри них могут создаваться автономные образования.

Труднейшей проблемой федеративного устройства является разделение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах Федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты Федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов Федерации определяет (часто в обстановке острых разногласий) федеральную компетенцию, компетенцию субъектов Федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит спокойный характер, нередко порождая противоречия между властями Федерации и ее субъектов.

Мировой опыт показывает, что федеративное государственное устройство более прочно в тех странах, где ликвидирована дискриминация по национальному признаку, укоренилась политическая культура. Мощным фактором достижения единообразного правового регулирования и равенства граждан является успешное экономическое развитие; общий рынок Федерации не может исключить всех кризисов, разногласий и различий в способах решения общегосударственных проблем, но она, и особенно в крупных государствах, создает единственно возможную демократическую основу этих решений, способных удовлетворить интересы всех политических, экономических и национальных сил.

Конституция РФ 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые культивируются определенными политическими силами, – сепаратизм республик, т. е. их выход из состава РФ, с одной стороны, и возврат к унитарной структуре регионов – с другой. Таким образом, только демократический федерализм способен внести политическую стабильность в межнациональные отношения. Поэтому в новой Конституции РФ закреплено равенство всех субъектов Федерации, проведено более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

Российская Федерация возникла в силу определенных исторических причин. И хотя эти причины в наше время потеряли смысл, федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Вхождение в состав Федерации 83 субъектов (самая большая по числу субъектов Федерация в мире) явилось результатом включения всех автономий и административно-территориальных единиц, далеко не равных в экономическом отношении. Отсюда – выдвижение определенными кругами различных проектов по сокращению числа субъектов Федерации, часто обоснованных необходимостью создания крупных экономических комплексов.

Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-государственных основ российского федерализма, особенно в отношении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Сегодняшняя Российская Федерация включает 26 весьма неоднородных национальных государств или образований, а 57 субъектов имеют только территориальную основу. В результате можно сделать три важных правовых вывода:

  1. Россия не является национальным государством, это многонациональное государство.
  2. Республики – субъекты Федерации признаются национальными государствами несмотря на многонациональный состав их населения.
  3. Русская нация не имеет в составе Российской Федерации полноценной национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных интересов в создании многонационального демократического правового государства – Российской Федерации.

investobserver.info