Уровни предмета философии – 2. Многообразие философского знания Предмет философии. Природа философских вопросов. Структура философского знания. Уровни философского мышления. Классификации философских учений

Содержание

Предмет и уровни философского знания — Философия — Наука — Каталог статей

Предмет и уровни философского знания

В. В. КИМ

1.            Проблема специфики, структуры и функции философского знания приобрела особое значение и актуальность в наши дни. Необходимость ее детального исследования определяется не только внутренними потребностями развития марксистско-ленинской философии как особой формы познания и знания, но и общими проблемами развития современной науки. Несмотря на обширность литературы, посвященной указанной проблеме, в ней еще много пробелов, слабых мест и остродискуссионных вопросов. Целью нашего сообщения является не обсуждение высказанных точек зрения, а попытка воссоздать системы предметного мира и их свойств через анализ системы философского знания. Выявление особенностей системы философского знания во многом способствует правильному пониманию предмета философии и ее взаимоотношения с научным познанием и практикой.

 

2.            Системность философского знания имеет свои глубокие онтологические, гносеологические, методолгические и логические основания. Системное представление позволяет характеризовать философское знание весьма многопланово. Одним из важнейших аспеетов системности философского знания является многоуровневость ее структурной организации как по объему, так и по языку. В системе философского знания достаточно четко можно выделить в качестве подсистем два уровня — эмпирический и теоретический.

 

3.            Объектом эмпирического уровня философского знания выступает то, что является предметом философских вопросов конкретных наук. Именно данная предметная область составляет эмпирический базис философских теорий. Среством выражения и реальным способом существования эмпирического философского знания является совокупность общенаучных понятий. В частности, они привносят в область философского знания модельные представления, которые используются для построения обобщенной модели объекта отдельной философской теории. В рамках философской интерпретации общенаучные понятия получают свое предельное обоснование и приобретают в системе философского знания статус философских понятий. Входя же в структуру конкретнонаучного знания как базисные элементы их теорий, они интерпретируются в пределах этих наук как основные понятия. Но как элемент целостной системы знания всеобщего общенаучные понятия составляют специфически понятийно-языковую структуру эмпирическчго уровня философского знания.

 

4.            Предметная область материалистической диалектики как логики (диалектическая логика) представляет собой объект теоретического уровня философского знания. Философские понятия теоретического уровня являются отражением не ка^их-то локальных объектов, а существенных сторон универсального объекта, который не имеет равноценного коррелята в действительности и ненаблюдаем. Вследствие этого базисные элементы теоретического уровня философского знания, в отличие от его эмпирического уровня, не имеют вообще модельных интерпретаций.

 

5.            Особенности каждого из уровней философского знания определяет специфику знаково-терминологических форм, необходимых для образования и функционирования категориальнопонятийного аппарата науки. Эмпирический уровень философского знания обладает большими возможностями, так как его языковая структура — общенаучные понятия и термины — немыслимы вне логико-математической формализации. Что же касается теоретического уровня философского знания, то основные его элементы как таковые — логические формы мысли — наглядно не интерпретируемы, не выразимы. Будучи &аже представлен со стороны своей логической структуры — логический формализм — непосредственно не связан с раскрытием собственного концептуального содержания данного уровня знания.

 

6.            Вышеизложенный подход к решению проблемы предмета философии имеет важное значение также и в теоретическом обосновании возможности’ и необходимости в современных условиях применения разнообразных наглядных пособий и ТСО в преподавании философии.

 

www.winstein.org

1.Предмет философии. Специфика философского знания, его разделы и генезис.

Философия – учение об основных принципах и законах бытия. Объект – система мир-человек. Предмет – закономерности бытия, наиболее общие законы и формы движения и развития природы, общества и мышления, пути познания и преобразования бытия человеком.

Философия появилась в 7-5 веках до н.э. как особая область духовной деятельности. Сам термин философос ввел впервые Пифагор(6 веке). Разъяснение содержания и смысла философии принадлежит Платону («софия»-мудрость, «филео»-любить). В определении предмета нет единства, да еще и многообразие школ имеется и эволюция представлений о предмете (началось с охвата всех наук в древности и закончилось охватом «самого общего и предельного» в наши дни).

можно определить предмет философии так ‑ «весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде (принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры».

Специфика философского знания:

1. Философия отвечает на вопрос «почему?», а наука на вопрос «как?».

2. Философия-это знание всеобщего, поскольку каждая наука изучает лишь фрагмент реальности.

3. Философии присуще «диалоговое» мышление, поскольку не отражается значимость самых разных философских шквал течений и направлений.

Специфика философии заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. В свою очередь философия играет важную роль в развитии научных знаний:

• философия разрабатывает систему общих универсальных категорий (причина, следствие, сущность, явление, содержание и т. д.). Каждая наука использует эти категории;

• философия выступает методологией науки;

• философия вносит существенный вклад в разработку научной картины мира;

• философия оказывает на науку и ценностно-этическое воздействие, развивая понимание ответственности ученых, меняя их менталитет

Генезис философии (развитие):

1. Философия Др.мира(античная, индийская, китайская)-7 в. до н.э.-3 в. н.э.

2. Философия Средневековья- 4-14 в.( арабомусульманская, европейская).

3. Философия Возрождения — 14-16 в.

4. Философия Нового времени- 17 в.

5. Философия Просвещения-18 в.

6. Немецкая классическая философия- кон 19 в,-перв четв 20 в.

7. Постоклассическая западно-европейская философия — 19-20 в.

Отдельно: отечественная философия.

2. Мировоззрение, его типы и структура. Философия как ядро мировоззрения. Функции философии.

Структура философского знания

1)онтология — учение о бытии;

2)гносеология -учение о познании;

3)логика-учение о законах и формах мышления;

4)социальная философия- учение об обществе;

5)натурфилософия-философское естествознание;

6)философская антропология— учение о человеке;

7)этика— философское учение о морали и нравственности;

8)эстетика- философское учение о прекрасном и безобразном;

9)аксиология — философское учение о ценностях человеческого существования;

10)история философии— (генезис-развитие)

Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. В широком смысле – это все взгляды, в узком – самые важные из числа наиболее общих.

Мировоззрение-это исторически развивающийся вместе с человеком и человечеством.

Можно представить в виде пирамиды, в основании которого лежит знание, а на верху находится идеал.

этапы

формы

содержание

Мироощущение(мировоззрение)

Мифология

Анимизм,тотемизм, фетишизм

миропредставление

Религия

Вера (слепая), авториет

мировосприятие

наука

Власть разума

Мировоззрение включает в себя: знания, убеждения, ценности, идеалы, веру, сомнения, любовь и т.д.

Известно 2 уровня мировоззрения:

-обыденный(семья) и

-теоретический(книги) уровень.

Ф. является теоретическим ядром мировоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.

В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, Ф. базируется на научно-теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений.

Функции философии:

Мировоззренческая функция -функция изменяет взгляд на мир.

Гносеологическая (познавательная) одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Методологическая — разрабатывает методы познания мира.

Аксиологическая- помогает формировать систему ценностей.

Прогностическая — выработка путей развития мира.

Критическая — сомнение во всем.

Гуманистическая -поиски ответов на смысл жизни (делает человека человеком).

Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое.

Воспитательная функция заключается в рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности.

studfiles.net

Понятие, предмет, виды и функции философии. Философия в таблицах

Данная статья представляет собой 1 главу книги Аблеева С. Р. «Философия в таблицах»

. Речь пойдет о понятии философии и ее социально-культурной роли.

Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.

Схема 1

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ — система общих представлений о мире и человеке.

2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

  • Миропонимание (рациональная, интеллектуально-познавательная сфера)
  • Мироощущение (чувственная, эмоционально-психическая сфера)

3. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

  • знания
  • ценности и оценки
  • идеалы и нормы
  • убеждения.
    Схема 2

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ

1. МИФОЛОГИЯ:

  • Чувственное мировосприятие
  • Приверженность традиции
  • Символизм и аллегоричность
  • Отсутствие рациональных понятий

2. РЕЛИГИЯ:

  • Преобладание чувственного мировосприятия
  • «Вера» возводится в принцип
  • Система догматов
  • Разум занимает подчиненное положение

3. ФИЛОСОФИЯ:

  • Рациональное мировосприятие
  • Разум становится выше веры
  • Формируются абстрактные понятия
  • Используются наблюдения, сравнения, анализ, выводы, доказательства.
Таблица 3

 ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

Какие представления о предмете философии

имели те или иные философы или философские течения.

  1. Пифагор — «Любовь к мудрости» (фило-софия).
  2. Гераклит — Философ — человек, занимающийся исследованиями.
  3. Платон — Особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия.
  4. Сократ — Средство познания Добра и Зла.
  5. Аристотель — Исследование причин и принципов вещей.
  6. Эпикур — Путь достижения счастья посредством разума.
  7. Средневековая христианская философия — Средство рационального познания и доказательства Бога. Средство разъяснения истин Священного писания.
  8. Гегель — Наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого себя.
  9. Кант — Способ познания мира через абстрактные метафизические понятия.
  10. Учение «Живая Этика» — Средство познания мира, основанное на духовной интуиции и разуме. Средство духовного совершенствования человека и мира.
Схема 4

 ВИДЫ ФИЛОСОФИИ (Часть 1)

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ТРАДИЦИЙ И СИСТЕМ:

1. ПО ОРИЕНТАЦИИ НА КОНКРЕТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТЕОРЕТИЗАЦИИ

  • Обыденная философия
  • Религиозная философия
  • Мистическая философия
  • Научная философия

2. ПО ОТКРЫТОСТИ И ДОСТУПНОСТИ

  • Эзотерическая философия
  • Экзотерическая философия

3. ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

  • Философия Древнего мира
  • Философия Средневековья
  • Философия эпохи Возрождения
  • Философия Нового времени
  • Философия Новейшего времени
Схема 5

ВИДЫ ФИЛОСОФИИ (Часть 2)

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ТРАДИЦИЙ И СИСТЕМ:

1. ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

  • Восточная философия
  • Западная философия
  • Европейская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Арабская философия
  • Русская философия
  • И т. д.

2. ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА О ПЕРВИЧНОСТИ ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО НАЧАЛА

  • Идеалистическая философия
  • Материалистическая философия

3. ПО ОРИЕНТАЦИИ НА КОНКРЕТНЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, ТЕОРИИ, ИДЕИ, РЕЛИГИИ

  • Буддийская философия
  • Христианская философия
  • Исламская философия
  • Рационалистическая философия
  • Теологическая философия
  • Позитивистская философия
  • Атеистическая философия
  • И т. д.
Таблица 6

ТРАДИЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ
(ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ)

1. ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии.

2. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — учение о человеке.

3. ГНОСЕОЛОГИЯ (ЭПИСТЕМОЛОГИЯ) — учение о познании.

4. АКСИОЛОГИЯ — учение о ценностях.

5. ЛОГИКА — учение о законах мышления.

6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — учение о законах общественного развития.

7. ЭТИКА — учение о морали и нравственности.

8. ЭСТЕТИКА — учение о законах красоты.

9. ГЕРМЕНЕВТИКА — учение о смыслах.

10. ТЕОЛОГИЯ — учение о Боге.

Таблица 7

 ОСНОВНЫЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ (ДИСЦИПЛИНЫ)
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ

1. Метафизика
2. Философия природы
3. Философия человека
4. Философия познания
5. Этическая философия
6. Социальная философия
7. Философия истории
8. Философия культуры
9. Философия политики
10. Философия образования
11. Философия техники
12. Философия религии
13. Философия языка
14. Философия искусства
15. Логика
16. История философии
17. Футуристическая философия

Таблица 8

 ОСНОВНОЙ ВОПРОС (ПРОБЛЕМА) ФИЛОСОФИИ 
В ТРАКТОВКЕ РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ

 1. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Буддизм (Гаутама Будда и др.)
Суть основного вопроса философии: Как избавиться от страданий, присущих земному бытию?

2. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Ортодоксальная индийская философия (Капила, Патанджали, Вьяса Канада, Шанкара и др.)
Суть основного вопроса философии: Как избавиться от сансары (круговорота перерождений души), кармы (последствий своих поступков и мыслей), достичь мокши (освобождения от земного бытия) и бессмертия в духовных мирах?

3. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Даосизм (Лао Цзы и др.)
Суть основного вопроса философии: Познание Дао и достижение бессмертия.

4. Древний мир

Философское течение (школа): Античные философские школы (Фалес, Пифагор, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель и др.)
Суть основного вопроса философии: Что лежит в основе всех вещей? (Что есть истинное бытие?)

5. Средние века

Философское течение (школа): Христианская философия (Августин, Ориген, Василий Великий, Фома Аквинский).
Суть основного вопроса философии: Что есть Бог? Спасение души.

6. Средние века — Новейшее время

Философское течение (школа): Суфизм (Аль-Мисри, Аль-Мухасиби, Джунайд, Сухраварди, Ибн аль-Араби и др.)
Суть основного вопроса философии: Воссоединение с Богом

7. Средневековье и Возрождение

Философское течение (школа): Оккультная философия (Альберт Великий, Раймонд Луллий, Никола Фламмель, Якоб Беме, Парацельс, Евгений Филалет и др.)
Суть основного вопроса философии: Трансмутация сущности человека и достижение духовного бессмертия.

8. Новое время

Философское течение (школа): Эмпиризм, Рационализм (Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.)
Суть основного вопроса философии: Каков истинный метод научного и философского познания?

9. Новое время

Философское течение (школа): Кант
Суть основного вопроса философии: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

10. Новое время

Философское течение (школа): Гегель
Суть основного вопроса философии: Познание Абсолютного Духа и диалектической логики его развития.

11. Новое и Новейшее время

Философское течение (школа): Диалектический материализм (марксизм) (Маркс, Энгельс, Ленин и др.)
Суть основного вопроса философии: Соотношение материи и духа. Что первично: материя или дух? Способен ли дух познать материю?

12. Новейшее время

Философское течение (школа): Неопозитивизм (Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел и др.)
Суть основного вопроса философии: Что есть истинное научное познание?

13. Новейшее время

Философское течение (школа): Лингвистическая философия (Витгенштейн, Хайдеггер и др.)
Суть основного вопроса философии: Проблема языка

14. Новейшее время

Философское течение (школа): Экзистенциализм (Камю, Сартр, Марсель, Ясперс и др.)
Суть основного вопроса философии: Проблема человека

15. Новейшее время

Философское течение (школа): Экзистенциализм (М. Хайдеггер)
Суть основного вопроса философии: Почему есть нечто, а не ничто?

16. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Философия, близкая эзотерической традиции (теософия, Учение Храма, Живая Этика и др.) (Махатмы, Блаватская, Ла Дью, Рерихи и др.)
Суть основного вопроса философии: Познание мира. Совершенствование человека и мира.

Таблица 9

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

  1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ — связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения — системы общих представлений о мире и человеке.
  2. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ) — связана с познанием мира и человека.
  3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ — связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека.
  4. ЛОГИЧЕСКАЯ — связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления.
  5. ЦЕННОСТНАЯ (АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ) — связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества.
  6. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ — связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод.
  7. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ — связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и направлением научного познания.
  8. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ — связана с изучением законом красоты и ее восприятия человеческим сознанием.
  9. ПРАКТИЧЕСКАЯ — связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.
  10. КУЛЬТУРОТРАНСЛИРУЮЩАЯ — связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.
Таблица 10

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

1. ОБЫДЕННАЯ (ЖИТЕЙСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на чувственное восприятие, произвольные умозрения, связанные или несвязанные с объективным опытом и реальностью.

2. РЕЛИГИОЗНО-ДОГМАТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на положения Священного Писания и догматы церкви. Исходит из приоритета веры над знанием. Использует разум для толкования и доказательства предметов веры.

3. МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на личный или исторический мистический (духовный) опыт, эмпирическое, рациональное и иррациональное познание, которые осмысливаются и истолковываются средствами разума.

5. НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

  • ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на объективный опыт, который осмысливается и истолковывается средствами разума.
  • РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на доводы разума, исходящие из интеллектуальной интуиции.
  • РАЦИОНАЛЬНО-ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на объективный опыт, доводы разума и действие интуиции (а также другие виды иррационального познания), которые истолковываются средствами разума.
Таблица 11

ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?
(ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ)

  1. Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке.
  2. Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни.
  3. Обучить принципам «мудрой жизни» (т. е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждения и т. д.).
  4. Укрепить внутренний духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности.
  5. Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, т. е. способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее.
  6. Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил.
  7. Научить познанию будущего.

Сохранить

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

www.mudriyfilosof.ru

2 Предметные уровни, дисциплины и метод философии

Страница 1 из 5

Рассматривая различные варианты понимания философии на всем протяжении ее истории, можно обнаружить, что для них характерно признание своеобразной «двойственности» ее предмета. Философия всегда рассматривалась, с одной стороны, как рационально-теоретическое постижение бытия, а с другой стороны, как определенная форма ценностного сознания. В конкретных философских системах эти две стороны философии могут сочетаться самым различным образом. Мы уже упоминали о сциентистской ориентации, в рамках которой философы пытаются строить предмет философии по образу точных наук, и антисциентистской, представители которой исходят из того, что философия вообще не является и не может быть наукой. Однако даже в этих крайних случаях «двойственность» предмета философии сохраняется.

Выступая как рациональное познание бытия, философия, безусловно, устремлена к науке как к некоему идеалу, хотя сама философская рациональность внутри философии понимается гораздо шире, так же как и поле применения такой рациональности. Чем отличается философия от науки? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо определить, как понимается здесь понятие «наука»? Отвечаем: «Самым традиционным образом, на уровне обыденного сознания: наука — это прежде всего естествознание, иногда к нему прибавляется математика, и весь этот комплекс называется точными науками». Дискуссии о критериях научности применительно к философии, со времен Канта потрясавшие мировое сообщество философов, логиков и методологов, не имели никакого результата, но привели к ситуации, которую мы ранее обозначили как «конец классической философии» и которая поставила под сомнение правомерность философии именоваться наукой.

Кроме того, философия — многосистемное и многофункциональное образование, которое при решении тех или иных проблем оборачивается к ним одной из своих сторон. Этими сторонами выступают конкретные философские концепции. Единая цель, объединяющая все философское знание, — выяснение сущности бытия и человека, а также взаимоотношения между миром и человеком, между человеком и обществом — достигается различным образом, что создает целостную палитру представлений, хотя каждая из философских концепций претендует на единственно правильное понимание проблемы.

Прежде всего это связано со сложностью вычленения собственного предмета философии, поскольку в философию долгое время включались знания о самых различных сторонах бытия, и эти знания позже становятся объектами специальных наук. «Философия подобна королю Лиру, который раздал своим детям все свое имущество и которого вслед за тем как нищего выбросили на улицу». Однако наряду с «отпадением» от философии ряда специальных дисциплин происходит как бы процесс «очищения» ее собственного предмета, который П.В. Алексеев удачно обозначил как процесс «предметного самоопределения философии».

Философия рассматривается как высший вид теоретического знания о фундаментальных основах бытия и принципах его познания. Как учение о всеобщем. В этом смысле на протяжении всей истории предмет философии, как справедливо отмечает П.В. Алексеев, оставался стабилен. «Процесс дальнейшего развития проблематики, дифференциация и интеграция не изменяют раз найденного предмета науки, а лишь уточняют, углубляют его понимание».

Для философии всегда представляла интерес проблема выявления сущности и предназначения Человека, размышление о его месте в мире, о его отношениях с миром и с другими людьми и т.д. В этом плане философия отвечала на «запросы» эпохи, выступая самосознанием культуры.

Наиболее четко предметная область философии представлена у И. Канта. Прежде всего он выделяет два самостоятельных уровня философии, выполняющих разные задачи в общественном сознании.

Первый он обозначает как «школярскую» философию. Данная характеристика не является негативной. Это некоторая совокупность наиболее общих представлений о философии, философах, проблемах, которые стояли в ее истории и с которыми должен ознакомиться каждый культурный и образованный человек в рамках своего самовоспитания, так же как он должен знакомиться с религией, искусством, правом, не становясь при этом обязательно верующим, художником или юристом. Знакомиться с такой философией следует на ранних стадиях обучения, в школах, гимназиях и лицеях, говоря современным языком, в рамках среднего школьного образования. Сами по себе эти знания не учат философии, а лишь дают знания о том, что понимали под философией другие люди.

Однако, кроме этого, существует философия как особая наука о последних целях человеческого разума, которая придает ценность всем другим видам знания, выявляя их значение для человека. Именно в этом плане она выступает как философская мудрость. Философ, стремящийся к такой мудрости, должен постигать то, насколько знание может способствовать достижению высших целей Человека и Человечества. «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу — а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким быть, чтобы быть человеком».


ПерваяПредыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > Последняя >>

filinnik.ru

1. Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания.

  1. Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания.

  2. Мировоззрение: его понятие и структура. Исторические типы мировоззрения.

  3. Материализм и идеализм как направления в философии, их разновидности. Рационализм и иррационализм как направления в философии.

  4. Досократовский период развития античной философии

  5. Философские учения Сократа, Платона и Аристотеля

  6. Становление и развитие философской мысли на Востоке: буддизм, конфуцианство, даосизм.

  7. Средневековая философия: период патристики. Философия Августина

  8. Средневековая философия: период схоластики. Номинализм и реализм. Философия Ф.Аквинского

  9. Рационализм как философское направление эпохи Нового времени. Р.Декарт, Г.Лейбниц.

  10. Эмпиризм как философское направление эпохи Нового времени. Ф.Бэкон, Дж.Беркли

  11. Вопросы теории познания и этики в учениях Канта.

  12. Основные черты философии Гегеля.

  13. Особенности развития русской философии 19-20 веков.

  14. Позитивизм и его разновидности

  15. Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше. Экзистенциализм: Ж.-П.Сартр, А. Камю

  16. Понятие материи как субстанции. Современные представления о сущности и структуре материального мира.

  17. Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития(прогресс, регресс).Движение и покой. Основные формы движения материального мира.

  18. Понятие пространства и времени, их характеристика. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Современная наука о пространстве и времени.

  19. Сознание как предмет философского исследования, различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание

  20. Бессознательное как предмет философского исследования: З.Фрейд, К.Юнг

  21. Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятие «знание» и «понимание».

  22. Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь. Философские учения сенсуализма и рационализма. Роль интуиции в познании.

  23. Понятие истины. Основные концепции: корреспондентская, когерентная, прагматистская

  24. Характерные черты истинного знания: соотношение объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретность. Критерии истинного знания

  25. Понятие и специфика науки. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

  26. Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.

  27. Эмпиричкские методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов.

  28. Теоретические методы познания: абстрагирование и идеализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный.

Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение — его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в ка­честве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Функции:

1) мировоззренческая — с помощью фил у чела формируется мировоззрение.

2)Теоретико-познавательная — фил. познает мир, новые знания.

3) Ценностно-ориентационная — фил. анализирует ценности и ориентирует чела на них.

4) Интегративная — философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира.

5) Критическая — критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности итд)

6)Прогностическая — фил. анализирует соц. Происш. и предсказывает всякую

7) аксиологическая – соц. нравственные, эстетические ценности.

8)методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить опред. знания

Структура философии:

1)Онтология- сердцевина (онто — бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия 2)Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания.

3)логика- учение о законах и принципах мышления

4)Этика – учение о нравственности, морали

4)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний. 6)Соц.философия- изучает общество, его структуру, закономерности развития.

7)Философ. антропология- учение о человеке (существование человека как личности)

8) философия науки – учение о науке

9) философия техники

10) аксиология – учение о ценностях

Специфика философии:

    • Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке

    • В философии нет прогресса

    • В философии сущ вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому

    • Любой философ отражает свое мировоззрение

    • Философия плюорестична

    • Одного языка, понятного всем философам, нет.

    2.Мировоззрение: его понятие и структура. Исторические типы мировоззрения.

    Понятие мировоззрения и исторического развития. Мировоззрение — это взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формировалось веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития мировоззрения нужно выделять различные этапы, т.е. характеризовать мировоззрение как историческое. Исторические типы мировоззрения: мифологическое — символическое мировоззрение, мир одушевленный (гора одушевлена итд), ритуал- миф, воспроизвод. через символ. действия. 10-ки т.лет. д.н.э.; религиозное — 1-е тысячелетие д.н.э. два мира: небесный и земной, очень различны, сокращается кол-во богов.; научное, философское — стержень не вера, а разум. появилось с философией тогда же когда и религиозное. требует мышление, творческое, личностное, нет посредников, нет разделения мира.

    В мировоззрении выделяют два уровня: повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности, второе возникает тогда, когда человек подходит к миру с позиций разума и логики. Философия – это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, выявление различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение: 1. Системность 2. Теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. В центре внимания стоит человек с его отношением к миру и отношение мира к этому человеку.

    Мировоззрение исторически конкретно, оно вырастает на почве культуре и вместе с ней претерпевает изменения. МЗ каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантах. МЗ как система включает в себя : знания( имеющих своей опорой истину), а наряду с этим и ценности. МЗ выработана не только разумом, но и чувствами. Это значит, что МЗ состоит как бы из двух частей – Интеллектуальный и Эмоциональный. Эмоциональная сторона МЗ представлена мироощущением и мировосприятием. Интеллектуальная- миропониманием. Соотношение интеллектуальной и эмоциональной сторон МЗ зависит от эпохи, от самого индивидуума. Так же бывает разная окраска понимания мира, что выражается в чувствах. Второй уровень МЗ –миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя МП и МО не даны просто так рядом друг с другом: они, как правило едины. МЗ включает в свою структуру уверенность и веру. МЗ делится на жизненно-повседневное и теоретическое. Жизненно-повседневное складывается повседневно. Страдает:

    1) недостаточной широтой

    2) своеобразным переплетением положений и установок с примитивными, мистическими, предрассудками

    3) большой эмоциональностью. Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне мировоззрения.

    Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиции разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.

    Философии как особому типу МЗ предшествуют мифологический и религиозный типы МЗ.

    Миф как особая форма сознания и мировоззрения представляет собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусств.

    Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям – по линии религии и по линии философии.

    Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный . При этом в отличии от науки , тоже создающий свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании , а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера – это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах.

    studfiles.net

    понятие, эволюция и развитие, место и роль, проблемы предмета философии

    Предмет философии — понимание сущности предметов и объектов интересов, которые формируются, становятся и реформируются в процессе изучения до стадии удовлетворения потребности в познании сущности чего-либо человеком.

    Нам всегда сначала кажется, что мы видим и понимаем предметы. Но то что мы видим не всегда обозначает истину, ведь рассматривать ситуацию, предмет, чувства можно абсолютно с разных сторон.

    Каждый раз, занимая новую позицию, мы открываем в уже знакомых нам понятиях что-то новое — это и есть философия.

    Каждый человек способен думать, каждый имеет свое собственное мнение. Эти мысли и являются бессознательными знаниями об окружающей среде, основании бытия.

    Содержание статьи

    Понять предметы гораздо проще, чем какие-то глобальные и даже нематериальные понятия, которые невозможно потрогать: природа в целом, дух, строение мира.

    Более глобальные понятия требуют более глубокого изучения, которое не всем доступно. Вообще, способность к философии необходимо развивать каждому человеку, ведь делая собственные выводы, которые зачастую отличаются от общественного мнения, мы становимся особенными, отличаемся друг от друга.

    Чтобы выучить философию природы, множество людей приходили к разным концепциям, в процессе изучения было открыто множество фактов, которые в последствии использовались в других науках.

    1. Что является предметом философии?

    Предметом философии является – от малого до большого и наоборот: от человека и до среды его пребывании, способы познания и мышления.

    Основными предметами философии на сегодняшний день является человек, общество и сам объект познания. На другие вопросы, которые интересовали наших предков, ответы уже нашлись, поэтому круг изучения предмета философии постепенно будет сужается до появления нового революционного прорыва в сознании, который сформирует новые актуальные предметы философии.

    1.1. Человек как предмет философии

    Человек как предмет философии – один из наиболее исследованных аспектов существования, который исследовался с самого раннего периода развития людей. Актуальным данный вопрос является и по сей день.

    Человек всегда интересовался откуда он появился, как устроено его тело, что заставляет его принимать те или другие решения. Человек был предметом философии из самых начал своего существования. Так, в период античности, изучение человека проводилось при помощи метафизики.

    В период средневековья человеческую сущность объясняли теологией. Новое время заставляет изучать человека с более научных точек зрения, у которых есть математические и механические формулы.

    Следующий этап – это изучение человека при помощи изучения биологии.

    За все время существования философии появилось множество концепций, которые отчасти объясняют все механизмы, происходящие внутри нас. Сочетание всех этих знаний дает возможность сделать общую картину существования людей.

    С точки зрения философии к изучению человека подходят в 3 этапа.

    • Первый этап позволяет изучить человека как самого умного обитателя нашей планеты.
    • Второй – историю формирования человечества.
    • Третий этап – это изучение каждого индивида отдельно.

    Именно изучение человека по отдельности сформировало такие понятие, как личность, индивидуальность. Все эти понятия на самом деле являются разными и требуют тщательного дополнительного изучения.

    1.2 Общество как предмет философии

    Общество как предмет философии — познание правил и принципов общества, методологическое изучение идей, которые реализуются общественными научными познаниями.

    Разделяют 2 подхода к изучению общества. Первый является исходным пунктом объяснения всех материальных благ, а второй – изучает духовную часть.

    Важно изучать общество начиная с оценки личности. Существует несколько течений изучения общества. Так, теория марксистов базируется на том, что именно общество формирует правила поведения, культуру и другие социальные факторы. В свою очередь, экзистенциализм изучает общество исходя отдельно от каждого человека.

    А согласно учениям новых кантианстов, в обществе формируются законы и правила, аналогично как и в природе формируются свои законы. Законы формируются согласно эпохе, в которой проживает человек, исходя из его потребностей.

    Каждые течения подходили к оценке общества со своей стороны, изучая в первую очередь то, что актуально на данный момент времени.

    1.3 Познание как предмет философии

    Познание как предмет философии — является одним из сложнейших предметов исследования, поскольку базируется оно на различных методиках, которые усовершенствуются по сей день.

    Это ощущение и восприятие, представление различных образов и понятий, которые формируют собственную точку зрения.

    Познание изучают с разных точек зрения. Так, можно изучать от обратного – отрицать какое либо явление. Также есть скептическое направление познания, рациональное, критическое, реалистическое. Каждый из этих методов имеет своих последователей.

    Основной проблемой, которую изучают при исследовании познания является отношение человека к миру. Проблема актуальна как начиная с древних времен, так и по сей день.

    В древние времена, через недостаток научных исследований для познания мира, использовались религиозные, мифические, мистические догадки, которые на сегодняшний момент мало пересекаются с реальными методами познания.

    1.4. Предмет изучения философии

    Изучая философию, мы определяем, что является предметом философии. Достаточно длительный период времени знания, которые общество получало от отдельных наук, являлись именно предметом философии. Такие принципы использовались вплоть до 18 века. При этом предмет философии зачастую разбивали на более мелкие части, которые было удобнее исследовать.

    Если древние греки изучали природу, то позднее, во времена Аристотеля люди начали интересоваться не только природой, но и целым миром.

    Христианские философы, которые долгое время трактовали собственные предметы философии, изучали в основном отношения между человеком и Богом. В новый же период времени больше внимания стали уделять именно методам познания. Опять же, в эпоху просвещения человек стал одним из главных предметов изучения. Основная цель исследований была направлена на получение ответа причин существования человека и установке его жизненных целей.

    Подытожим: предмет философии, что это такое — рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается философия и как она сочетается с другими науками и методами познания. Другими словами можно сказать, что в целом предмет философии – это совокупность различных вопросов, которые касаются взаимоотношений человека в мире.

    2. Историческое развитие предмета общей философии.

    2.1 Формирование предмета философии

    С началом передачи информации при помощи письменности и развитии цивилизаций появились первые очертания философии как науки. Центрами развития философии с древних времен была Индия, Китай, Египет, Греция и Рим.

    История восхождения философии длиться более чем 2 с половиной тысячи лет.

    Основными проблемами, которые затрагиваются весь этот период, являются поиск причин бытия, познание мира и объяснение причин существования человека, его цели жизни и отношение с высшими силами. Вопросы познания формировали и нравственность общества.

    Формирование предмета философии базируется не на поиску одного объяснения какой-либо проблемы, а поиск всех возможных вариантов рассмотрения причин и следствий.

    Философию начали рассматривать как:

    • специфический метод восприятия мира;
    • форму общественного сознания;
    • науку о принципах существования и отношения человека к природе;
    • учение о методах познания мира;
    • вид особенной духовной деятельности, которая всесторонне развивает человека.

    Большинство философов все-таки считают, что философия – это не просто мыслительная деятельность, это наука, которая базируется на теории и опыте, имеет дело со сложными понятиями, выводами, принципами, закономерностями и гипотезами.

    2.2 Изменение и развитие предмета философии

    Историческое изменение предмета философии зависит от факторов развития цивилизации, потребностей людей. Изучая предмет философии и его историческую динамику, можно выделить несколько этапов развития предмета философии.

    Так, в период 1 тысячи лет до нашей эры главным заданием философии являлись систематизация мысли, формирование идей о появлении мира, наполнение смыслом понятий «мудрость», «значение».

    С появлением христианства ( 1-4 век нашей эры) философия бытия полностью изменилась. Так, основным предметом изучения стало взаимоотношение человека с Богом.

    В Средневековье, когда религия стала фактически «монополистом» по формированию общественного мнения, философии отводилось незначительное место. Можно точно сказать о некотором спаде философии как науки, поскольку инакомыслие не допускалось в обществе.

    Историческая динамика предмета философии возобновилась в эпоху нового времени, когда люди опять начали задумываться о других вариантах своего развития. Мало того, в 17-18 веке люди надеялись на то, что при помощи философии как науки создастся универсальная модель, которая сможет содержать всю информацию о мире и места человека в нем.

    2.3. Эволюция предмета философии.

    Эволюция предмета философии проходила 3 стадии:

    • Первой стадией можно считать космоцентризм — то есть объяснение всего происходящего на земле через влияние космоса.
    • Второй стадией эволюции считается теоцентризм — объяснение всего происходящего, как результат творения Бога или другой сверхъестественной силы.
    • Третьей стадией эволюции можно смело считать антропоцентризм – то есть, на первое место выдвигаются проблемы человека и человечества в целом.

    Основной спецификой философии является ее двойственность, или взаимоотношение с другими науками и знаниями. Философия подкармливает новые достижения, усовершенствует знания по другим наукам. Какой бы не была эволюция взглядов на предмет философии, его суть всегда объясняется только с теоретической точки зрения. Если наукой подтверждается тот или иной факт, предмет философии исчерпывает себя или деформируется в новый.

    Философия всегда была подвержена влиянию эпох, различных субъективных толкований представителей философских школ. Но пока что извечными проблемами так и остаются – бытие, материя, движение и пр.

    3. Место и роль предмета философии в обществе и мировой культуре

    Роль предмета философии в обществе и мировой культуре формируется несколькими факторами:

    • уровнем развития цивилизации;
    • уровнем развития личности;
    • научным прогрессом;
    • влиянием культуры и религии на формирование интересующих вопросов и бытии и значения человека в обществе / мире.

    3.1 Предмет философии и её место и роль в обществе

    Изучая предмет философии и ее роль в обществе, необходимо помнить, что все философские достижения являются только теоретической основой мировоззрения, но философия решает проблемы ориентации человека в обществе, в мире духовных идей и ценностей.

    Эти важнейшие ответы на вопросы позволяют обществу спокойно существовать, не прибегая к панике, формировать свои цели и задания, которые необходимо решить в течение жизни, поддерживать развитие человечества и цивилизаций.

    Предмет философии и ее роль в жизни общества формирует костяк — основание функционального назначения философии. Основные задания — более глубоко изучаются и конкретизируются. Вырабатываются новые категории мышления, которые лучше всего отражают связи и отношения вещей, которые формируют основу предметного мира и мышления.

    3.2. Предмет философии и её место и роль в мировой культуре

    История культуры показывает, что по своей форме и содержанию философия – многовариантная наука. В европейской культуре значение философии неоценимое, так как именно благодаря ей сформировалась любовь к мудрости, культуре, познанию. Именно в философии и находится источники жизненной мудрости, которые переносятся народами с поколения в поколение. Так, например, философия Платона базируется на мифологии, в которой царствует Сократ – мыслитель, который олицетворяет мудрость.

    Римские же философы превратили философию в правила морали и поведения человечества.

    Средневековая философия стала служанкой богословия, а в новое время стала решающей силой для развития науки.

    Сейчас же мы знаем, что философия существует по строгим научным правилам классиков философской мысли: Кант, Гегель, Гуссерль. Философию , как художественное повествование донесли нам такие мыслители, как Достоевский, Манн, Гессе и пр. Но необходимо отметить и тот факт, что философию «пишут на заказ» для общества, которое нуждается в ответах на вопросы, ставшие актуальными на сегодняшний день.

    Какую бы форму не принимала философия, она всегда будет решать социокультурные задания и выполнятся с разной степенью успеха в жизни человека и общества в целом.

    4. Предмет и проблемы философии

    Проблемы формирования предмета философии возникают в основном по причинам:

    • не подтверждения практикой теоретических мыслей,
    • субъективного мнения философов,
    • быстрому развитию науки, что зачастую может полностью перестроить уже установленную картину бытия.

    История философии породила 3 проблемы, которые решаются по сей день.

    Первой является бытие человечества, а сам человек рассматриваться как центр социальных отношений. То есть сама суть существования и объясняется поведением человека в обществе; сама же философия как наука проявляется именно там, где формируются социальные взаимосвязи. Такие философы как Маркс и Энгельс пришли к выводу, что многие социальные науки стоит объединить с философией, поскольку они являются формой исторического и социального знания.

    Вторая проблема. Человек и бытие носят ценностно-смысловую нагрузку. То есть рассматривается ценность бытия не в целом, а лично для каждого человека. Здесь возникает проблема разделения объективного и субъективного мышления, поскольку для каждого человека существуют свои собственные цели бытия. Основой проблемой является изучение человеческого разума, как высшего разума на земле.

    Третья проблема — бытие и человек рассматриваются как материально-духовные субстанции. Здесь изучаются связи духовности и материального состояния человека. При этом важно выяснить из какой субстанции происходят явления, откуда они возникают и куда пропадают.

    4.1 Предмет философии и специфика философских проблем по его определению

    Основной спецификой проблем философии является, то что в процессе поиска ответа необходимо выявить взаимосвязи между разными типами знаний и готовых ответов, а в тот же момент необходимо учитывать отличия друг от друга.

    Философские домыслы — системны и рациональные, они базируются на неких предположениях и логических выводах и достижениях. В этом можно определить сближение философии к научным исследованиям.

    Выводы, которые получают философы с процессе исследований, являются целостными выражениями мира, отношением к нему человека, духовное определение мира на уровне всех возможных взаимосвязей.

    Любое знание должно формировать общую картину мировоззрения ( научную, религиозную или философскую). В этом свойстве и формируется специфика философии как науки, поскольку она гибкая, но всегда характеризируется всеобщностью.

    Еще одной спецификой философских проблем является значение философии и ее принципов для каждого человека по отдельности. В этом философия близка к религии, формировании художественной эстетики.

    В философии каждая личность обращает внимание на то, что соответствует ее идеалам и правилам морали.

    5. Вывод о предмете философии

    Можно сделать вывод, что предметом философии являются явления, принципы и предметы, появление, существования и будущее которых человек не может объяснить с научной точки зрения, или других точек, которые соответствуют его моральному и духовному развитию.

    Предмет философии развивается с развитием общества. Если для древних людей были важны взаимосвязи человека с космосом, то в эпоху христианства более важными становились отношения человека и Бога.

    Во времена, когда философия как наука была вытеснена христианскими догмами, предметы для изучения философии постепенно исчезали, но только до того времени, когда не последовали революционные научные открытия, доказавшие важность философии как науки.

    С развитием науки стало больше уделяется внимание развитию человека, его месту в обществе и мире. На сегодня такие предметы философии как бытие, цель жизни остаются одними из наиболее востребованных, они имеют достаточно много вариантов изучения и воспринимаются человеком соответственно его научному и духовному развитию.

    poisk-istini.com

    Философия. Предмет философии и ее функции в обществе

    Философия. Предмет философии и ее функции в обществе

    Философия. Предмет философии и её функции в обществе

    Введение

    Философия — это самая древняя область знаний. Она возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры практически одновременно в трех районах мира: в Китае, Индии и Греции.

    Сам термин «философия» древнегреческого происхождения: «фило» — люблю, «софия» — мудрость. Однако термин мало что говорит о содержании этой науки. Можно сказать, что философия — это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи, ее квинтэссенция. В этом ее смысл и значение. Философия выступает как особый теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру.

    Философия — это сложная теоретическая дисциплина, специфическая форма интеллектуальной деятельности людей. В чем ее смысл? Зачем она нужна человеку и какую роль играет в обществе? Как приобщиться к философии, проникнуть в ее сущность?

    На эти вопросы я помараюсь ответить в рамках работы.

    Казалось бы, это — простые вопросы. Но сами философы отвечают на них по-разному. Поэтому то, что будет изложено дальше — это лишь один из многих подходов к пониманию смысла и задач философии. В ходе изучения курса мы познакомимся с различными и, порой, неожиданными поворотами этой темы, вплоть до самого решительного отрицания философами самой философии и ее последующего «восстановления в правах».

    1. Философия, ее основные проблемы. Предмет философии

    философия знание мировоззренческий общество

    Философия — это особая, рационализированная форма общественного сознания, рассматривающая наиболее общие проблемы природы, общества и человеческого мышления.

    Существуют «вечные вопросы», размышление над которыми и делает человека человеком, а не только «двуногим существом без перьев». Что такое мир? Что я могу понять в мировом порядке? Как этот порядок можно изучить? На что я могу надеяться в этом мире? Как возможна совместная жизнь очень разных людей? Что такое человек?

    Каждый из этих «вечных» вопросов рассматривается отдельной философской дисциплиной. Проблемы мироустройства (проблема Бытия, как говорят философы) рассматривает отрасль философского знания онтология. Проблема познаваемости мира и методов познания изучается в гносеологии. Проблему ценности (смысла, приписываемого вещи или явлению) рассматривает аксиология. Наиболее общие вопросы социальной жизни людей, логику развития общества, структуру социального организма изучает социальная философия. Ответ на вопрос о том, что такое человек и в чем смысл его жизни на Земле уже многие века пытается найти философская антропология. Практически каждая отрасль знания или сфера жизнедеятельности человека обладает «своей» философской дисциплиной. Существует философия физики и философия политики, философия морали (этика) и философия права. Вместе с тем такое огромное количество философских дисциплин не создаёт отдельных философий. Философия, в отличие от частных наук (физики, химии, экономики, социологии и т. д.), является целостным знанием о мире. Она не разделяет, а объединяет, синтезирует знание. Не случайно философию называют «матерью наук», «наукой наук». Основой для такого синтеза и выступает мировоззрение.

    В каждую эпоху одна конкретная черта мировоззрения выходит на первый план, становится основой синтеза. Для одного времени это проблемы воспитания, для другого проблемы научного метода, для третьего — проблемы нравственности и права. Для решения этих проблем на уровне конкретных наук, юридических норм и т. д. необходимо было их обобщенное решение. Эту функцию и брала на себя философия.

    Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом. Переход к новому уровню философского мышления всегда являлся подготовкой глубоких социальных и политических перемен.

    При самом общем взгляде на мир предметы и явления, которые он в себе заключает, подразделяются на материальные и идеальные. Этот наиболее общий подход к определению их сущности составляет содержание основного вопроса философии. Основной вопрос философии раскрывает соотношение между идеальным и материальным, духом и природой, сознанием и материей. Обоснование его дает ответы на два вопроса: Что является первичным — сознание или материя? Познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы, представители различных философских школ и направлений, отвечали на этот вопрос, они подразделялись на два идейных лагеря: материалистов и идеалистов.

    Материалисты исходят из первичности материального бытия и вторичности идеальных процессов, считают мир познаваемым, тогда как идеалисты утверждают субстанциональность и первичность идеального фактора и в большинстве своем отрицают познаваемость мира. В истории философии существовали и в настоящее время существует также большое количество философских школ, представители которых занимают промежуточную позицию между материализмом и идеализмом, эклектически объединяя элементы того и другого направления.

    Материалистов и идеалистов разделяет также вопрос и об источниках философского знания. Его решение возможно лишь на основе общественно-исторической и повседневной практики людей, которая постоянно доказывает объективное существование внешнего мира и возможность его познания. Научные открытия всегда являлись подтверждением материалистических взглядов, теоретической основой практической деятельности людей. В настоящее время материалистическую линию продолжает так называемая научная философия, а идеализм представлен такими философскими течениями, как экзистенциализм, постпозитивизм, герменевтика, неотомизм и другими. В последние десятилетия на Западе возник постмодернизм как идеология, обобщающая и включающая в себя многие идеалистические течения. Свою сущность постмодернизм проявляет через отрицание объективности мира, роли науки и научного познания, утверждение субъективности результатов познавательной деятельности.

    Смена форм материализма и идеализма исторически происходила в результате перехода самого общества на качественно новые уровни развития, возрастания роли науки в общественной жизни, расширения сферы общественно-исторической практики. Многие формы идеалистической философии широко используют религию. Для современного этапа развития философии в отличие от предыдущих эпох, когда имела место резкая конфронтация материалистического и идеалистического направлений, характерны их взаимодействие и диалог. Современный материализм признает возможность определяющей роли субъективного духовного фактора в рамках отдельных исторических процессов, тогда как многие идеалистические направления включили в себя элементы диалектики, признание решающей роли социально-экономических условий в развитии общества и другие существенные положения материалистической теории. Таким образом, современная философия открывает великую эпоху синтеза духовных ценностей и традиций.

    Содержание предмета философии формировалось исторически в зависимости от уровня развития общества и данных научных исследований: от натурфилософии Древнего общества, когда существовало единое естественно-философское знание о мире, через натурфилософию эпохи Возрождения и периода Нового времени в условиях постепенного выделения из нее специальных областей знания, к современной философии. В этот период предметом философии становится изучение наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого мышления, а сама она выступает не только как учение о бытии с его центральной проблемой человека, но и методологией научного познания и практической деятельности. В качественно новой исторической форме в настоящее время материалистическую линию продолжает современная философия.

    Объектом ее изучения является окружающий мир как многомерная и многоуровневая система, для характеристики которой большое значение имеют категории устойчивости, перехода, сложности, вероятности, неопределенности, выбора, самоорганизации и др., отражающие статистический, нелинейный характер его состояния и развития.

    В рамках основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

    ·сущность бытия;

    ·происхождение бытия;

    ·материя (субстанция), ее формы;

    ·сознание, его происхождение и природа;

    ·взаимоотношение материи и сознания;

    ·бессознательное;

    ·человек его сущность и существование;

    ·душа, духовный мир человека;

    ·общество;

    ·общество и человек;

    ·духовная сфера жизни общества;

    ·материально-экономическая сфера жизни общества;

    ·социальная сфера общества;

    ·общественно-экономические формации, цивилизации;

    ·перспективы человека, общества;

    ·экология, проблемы выживания;

    ·особенности познания;

    ·влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

    ·ограниченность и безграничность познания;

    ·движение;

    ·философские категории;

    ·диалектика и ее законы;

    ·иные вопросы.

    Новое содержание философского мышления в настоящее время определяется также возрастанием объемов разумной деятельности человека, возникновением искусственного интеллекта, возможностью сознательного управления все большим количеством природных и социальных процессов.

    2. Основные функции философии

    Философия имеет различия и сходства с наукой, религией, искусством. Функции философии в обществе — многообразны.

    Среди них важнейшими являются онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая и мировоззренческая.

    Онтологическая функция подразумевает способность философии описывать мир с помощью таких категорий как «бытие», «материя», «развитие», «необходимость и случайность» и т. д.

    Гносеологическая функция выражается в разработке общей теории познания и раскрытии уровней познания.

    Методологическая функция заключается в обосновании необходимости общих принципов и методов познания мира.

    Аксиологическая функция проявляется в обосновании положения, что человек есть мера всех вещей, что необходимо все его действия, поступки, результаты открытий, изобретения оценивать с точки зрения этических категорий «добра» и «зла».

    Мировоззренческая функция объясняет взаимоотношения человека и мира. Она базируетс на таких понятиях как «мироощущение», «миропонимание», «мировоззрение». В процессе познания мира человек делает оценку действительности на основе своего мироощущения; это чувственное восприятие мира посредством эмоций, чувств и т. д. Следующий этап мировосприятия — это миропонимание, он базируется на предпочтениях человека, его идеалах, убеждениях, позиции и т. д. На основе мироощущения и миропонимания, условий жизни, общения, личного опыта у человека формируется мировоззрение — его система взглядов на мир.

    В своей совокупности все функции философии направлены на развитии в человеке человеческого, вырабатывают у человека культуру мышления.

    Некоторые специалисты выделяю воспитательную функцию и синтезирующую функции.

    В период, когда основная задача, стоящая перед обществом, состояла в том, чтобы выработать наиболее ясные и четкие принципы становления личности, условия вхождения в общество взрослеющего индивида, на первый план выдвигалась воспитательная функция. Исходя из философского определения задач и принципов воспитания формировались педагогические институты, создавались условия взросления, образцы социально одобренного поведения.

    В период, когда наука завоевывала господствующее положение в обществе, а вера в научно-технический прогресс становилась всеобщей, на авансцену выходит методологическая функция философского знания. В этом плане философия решала вопрос о предмете и объекте познания, условиях познания, критериях истинности знания. Она же разрабатывала наиболее общие методы, которые затем конкретизировались в рамках частных наук. По мере возрастания роли науки и техники в жизни каждого человека методологические проблемы становятся все более насущными. Частные науки, углубляясь в свой предмет, все более отходят от явлений, которые может представить неспециалист. Наука, развиваясь по своим внутренним законам, выходит из-под нравственного контроля человека, становится автономной, а потому страшной и непредсказуемой силой.

    В этот момент на первый план выходит синтезирующая функция философии. Философия «наводит мосты» между различными, иногда далекими сферами знания, становится источником плодотворных заимствований из одной области в другую. Философия, обращаясь к всеобщим закономерностям, объединяет, синтезирует результаты частных наук и сфер человеческой деятельности. Она способствует превращению знания в единое и целостное мировоззрение.

    Здесь проявляется наиболее важная функция философии — мировоззренческая функция.

    3. Мировоззренческая функция философии

    Философия не может создать мировоззрения. Мировоззрение, как любое социальное явление, складывается объективно. Но оно может создать его аналог — картину мира. Картина мира, в отличие от мировоззрения, сознательно конструируется усилиями людей. Но, будучи искусственным образованием, картина мира способна на время восстановить «связь времен», способствовать складыванию мировоззренческих установок, которые позволят людям жить и действовать вместе. Однако философия не является единственной формой мировоззрения, не заполняет собой всю мировоззренческую структуру.

    Можно с полным правом сказать, что изучение философии — это школа, которая помогает воспитывать культуру разумного мышления, умение свободно руководить движением мысли, доказывать и опровергать. Понятно, что наука мыслить не может быть взята напрокат, овладение этой наукой требует усилий, напряжения интеллектуальных способностей. Конечно, это совсем не просто и предполагает, в частности, знакомство с историей философии, чтобы шаг за шагом проследить, как решались «вечные проблемы» на протяжении многих столетий, а главное, чтобы подготовить себя к пониманию путей их решения в современной философии.

    Центральной задачей философии является решение целого комплекса мировоззренческих проблем, выработка с позиций разума системы обобщенных взглядов на мир в целом. В самом существовании человеческого общества заключено сложнейшее противоречие. С одной стороны, мы понимаем, что без совместной деятельности с другими людьми мы не сможем продолжать существовать. С другой стороны, каждый человек, каждый акт человеческого мышления уникален и непереводим на «общий» язык. Нам кажется, что мы понимаем другого человека, его мысли, поступки, что другой человек адекватно понимает нас. Но так ли это? Чаще всего понимание другого — это сложнейшая, почти непреодолимая преграда.

    Для того чтобы людям осознать свое различие, организовать осмысленные совместные действия, необходима общая основа. Такой общей основой и выступает мировоззрение. Мировоззрение, таким образом, это система коллективных представлений о мире, месте человека в мире и принципах совместной деятельности людей.

    Решая мировоззренческие проблемы, человек как бы набрасывает координатную сетку, в рамках которой будет развертываться и его деятельность, и работа его мысли. В теоретически обоснованном решении этих и иных мировоззренческих проблем и состоит назначение философии.

    Можно сказать, что мировоззрение — это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма и т. д. различны. Но об этом дальше. Здесь же отметим, во-первых, что мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлением и т. д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

    Кроме того, мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего, это знания, имеющие своей опорой истину, а наряду с этим и ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой добро и красоту.

    В выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза — интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная — миропониманием. Эти три уровня и составляют структуру мировоззрения.

    Естественно, что соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей. Больше того, разной может быть и сама эмоциональная окраска мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т. п. Второй уровень мировоззрения — миропонимание, опирающееся, прежде всего, на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется с оциальная позиция, ради которой человек порой способен на многое. Сила убеждений — в доверии человека их сути и смыслу. А это значит, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная вера, и вера в привидения и чудеса, и вере в науку и т. д.). Разумная вера не исключает сомнения, но чужда как догматизма, так и безбрежного скептицизма, полностью лишающего человека опорных пунктов и в познании, и в деятельности. Теперь обратимся к типологии мировоззрения.

    Прежде всего, следует выделить два уровня мировоззрения: жизненно — повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения важен, его нужно учитывать, хотя он и отличается:

    ) недостаточной широтой;

    ) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками;

    ) большой эмоциональной нагрузкой. Такие минусы преодолеваются на теоретическом уровне миропонимания и мировоззрения. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения. Если подходить исторически, то философии как особому типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения. Миф как особая форма сознания и мировоззрения возникает в ситуации недостатка информации о мире, позволяя ориентироваться в нем, не понимая смысла происходящих явлений.

    Заключение

    Философия, как и всякая другая наука выполняет в обществе ряд важнейших функций. К этим функциям можно отнести — аксеологическую, онтологическую, гносеологическую, методическую, воспитательную, систематизирующую и главную функцию — мировоззренческую.

    Формирование мировоззрения, умения грамотно и широко мыслить — вот основная роль философского знания в обществе.

    Современная философия развивается за счет реализации всех своих функций в новых исторических условиях. Её развитие связано с дальнейшей разработкой собственно философских проблем, преодолением бездуховности, утилитарного технократического мышления, прагматизма и формализма. Современная философия как новый этап в развитии теоретической мысли отражает состояние общества и положение человека в постиндустриальную эпоху. Она является теоретической моделью формирующейся информационно-технологической цивилизации, коэволюции ее с окружающей природной и космической средой, способствует нахождению решений глобальных проблем человечества, осмыслению глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, правильному пониманию других актуальных проблем.

    Способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому — усвоение достижений философской культуры.

    Список использованных источников

    1.Андрейченко Г., Грачева В. Философия. Учебник. — М.: Проспект, 2000 г.

    2.История философии. Курс лекций. — М.: РУДН, 2001 г.

    .Лосев А.Ф. История античной эстетики. — М., 1963-1988.

    .Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. — М., 1999 г.

    .Философия. Учебное пособие для студентов вузов. — Киев, 1994 г.

    .Философия. Учебник для вузов. — М.: Юристъ, 1998 г.


    diplomba.ru