Уровни поведения – Вопрос 26. Поведение человека. Уровни регуляции поведения. Активность и реактивность. Поведение человека. Уровни регуляции поведения
55. Поведение человека. Уровни регуляции поведения.
Поведение — это наиболее широкое понятие, характеризующее взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Фундаментальной составляющей поведения являются реактивность и активность. Если реактивность дает возможность в основном приспосабливаться к среде, то активность — приспосабливать среду к себе. Чем выше уровень организации живого организма, тем большее значение приобретает активность по сравнению с реактивностью. У человека высшим уровнем активности является активность личности, которая позволяет ему решать сложные задачи, связанные с преобразованием не только предметного материального мира, но и мира идеального, духовного, внутреннего.
Поведение — это система сложных актов, регулируемых на различных уровнях.
В биохимической регуляции принимает участие определенный набор особых веществ, называемых гормонами. Под их контролем протекают все этапы развития организма, все основные процессы жизнедеятельности, многие виды клеточного обмена. Хорошо известно, что интенсивная умственная работа сопровождается повышенным потоотделением. Эмоции страха, тревоги также связаны с определенными химическими изменениями в организме. Поэтому, например, собака по запаху может определить, что ее боятся. Каждый человек имеет свой специфический запах, который может привлекать или отталкивать других людей. Этим широко пользуются парфюмеры, конструирующие запахи, которые, влияя на подсознание, способствуют установлению разных по модальности контактов, влияют на характер и продуктивность общения.
В биофизической регуляции принимают участие различные физические поля как внешние, так и вырабатываемые самим организмом. К ним относят электрические, магнитные, электромагнитные, акустические поля. Такого рода поля используются организмами в процессе жизнедеятельности, например: магнитные поля играют значительную роль при ориентации птиц при перелетах, акустические — в локации у летучих мышей, китов и т.п. Известно, что функционирование живой клетки немыслимо без электрической регуляции. Характер волн меняется в состоянии сна и бодрствования, в состоянии предъявления различных раздражителей. Эти факты широко используются в медицине. Например, с помощью электроэнцефалограмм можно диагностировать эпилептические, опухолевые, сосудистые, воспалительные заболевания, определять месторасположение, где протекает патологический процесс.
Наряду с биохимической и биофизической регуляцией поведения можно говорить об особом уровне регуляции, называемом информационным. У человека информационный обмен поднимается на качественно новую ступень, где ведущую роль начинает играть вторая сигнальная система. Это система сигналов на значение слова, и в основе ее лежит язык. Язык дает возможность обобщать информацию, и появление его связано с возникновением и развитием сознания, мышления. С формированием языка появляется совокупность актов поведения, совершаемых не с образами реальных предметов, а со знаками, символами, организованными определенным образом. Благодаря этому становятся возможными речь и общение как специфическая деятельность.
Психический уровень регуляции является ведущим в поведении человека, именно он позволяет осуществлять наиболее адекватный информационный обмен, дает возможность приспосабливаться к жизненной среде, создавать саму эту среду. Психическая регуляция возникает на достаточно позднем этапе эволюционного развития и главным образом определяет поведение организмов, обладающих нервной системой. Основным признаком появления психики является способность живых организмов реагировать на абиотические факторы, т.е. такие факторы, которые не удовлетворяют потребности непосредственно, а сигнализируют, что дальше последует нечто важное. Например, лягушка реагирует не на саму муху, а на движение, паук — на вибрацию паутины.
studfiles.net
Поведение человека. Уровни регуляции поведения
Поведение — это наиболее широкое понятие, характеризующее взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Фундаментальной составляющей поведения являются реактивность и активность. Если реактивность дает возможность в основном приспосабливаться к среде, то активность — приспосабливать среду к себе. Чем выше уровень организации живого организма, тем большее значение приобретает активность по сравнению с реактивностью. У человека высшим уровнем активности является активность личности, которая позволяет ему решать сложные задачи, связанные с преобразованием не только предметного материального мира, но и мира идеального, духовного, внутреннего.[ …]
Поведение — это система сложных актов, регулируемых на различных уровнях. В. А. Лисичкин, Л. А. Шелепин, Б. В. Боев выделяют биохимический, биофизический, информационный, психологический уровни регуляции.[ …]
В биохимической регуляции принимает участие определенный набор особых веществ, называемых гормонами. Например, у млекопитающих известно более 40 гормонов. Под их контролем протекают все этапы развития организма, все основные процессы жизнедеятельности, многие виды клеточного обмена. На внешнем уровне взаимодействие организмов регулируется набором управляющих веществ, называемых телергонами. В отличие от гормонов они выводятся в окружающую среду, где действуют на особи того же или другого вида. Они могут обеспечивать узнавание особей разного пола, служить сигналом тревоги, обозначать территорию и другое. У человека роль гормонов в регуляции процессов в организме остается достаточно значительной, а вот роль телергонов существенно снижается. Хотя они и продолжают выполнять определенные функции. Хорошо известно, что интенсивная умственная работа сопровождается повышенным потоотделением. Эмоции страха, тревоги также связаны с определенными химическими изменениями в организме. Поэтому, например, собака по запаху может определить, что ее боятся. Каждый человек имеет свой специфический запах, который может привлекать или отталкивать других людей. Этим широко пользуются парфюмеры, конструирующие запахи, которые, влияя на подсознание, способствуют установлению разных по модальности контактов, влияют на характер и продуктивность общения.[ …]
Наряду с биохимической и биофизической регуляцией поведения можно говорить об особом уровне регуляции, называемом информационным. Мозг живых существ — открытая система, обменивающаяся с окружающей средой информацией; он также использует химический, биофизический, оптический, акустический и многие другие каналы связи. Однако главная его способность -обнаруживать, перерабатывать информацию, транслировать ее другим существам или неодушевленным предметам. Передаваемая информация облегчает поиск пищи и благоприятных условий обитания, защиту от врагов и вредных воздействий, взаимодействие родителей и потомства, формирование групп и т.п. Обработка информации, оценка сигналов у высших животных связана с наличием у них первой сигнальной системы, базирующейся на безусловных и условных рефлексах. У человека информационный обмен поднимается на качественно новую ступень, где ведущую роль начинает играть вторая сигнальная система. Это система сигналов на значение слова, и в основе ее лежит язык. Язык дает возможность обобщать информацию, и появление его связано с возникновением и развитием сознания, мышления. С формированием языка появляется совокупность актов поведения, совершаемых не с образами реальных предметов, а со знаками, символами, организованными определенным образом. Благодаря этому становятся возможными речь и общение как специфическая деятельность.[ …]
Основу сознания составляют не только и не столько безусловные и условные рефлексы, сколько сложные процессы саморегуляции по принципу рефлекторного кольца, связанные со способностью выбирать и конструировать альтернативные программы поведения, произвольно влиять на свои рефлексы, даже на безусловные (при специальной тренировке, например, в системе «йога»). Поэтому поведение человека носит очень сложный, вероятностный характер, что и обеспечивает ему необходимую ориентировку в окружающей среде, активное преобразование и создание этой среды.[ …]
Наиболее полно поведение человека может быть описано через характеристику соотношения реактивности и активности, которые выступают в роли системообразующего фактора самого поведения. Поскольку человек — это многоуровневая иерархически организованная структура (биологический индивид, социальный индивид, личность), то и поведение его определяется активностью и реактивностью, проявляющимися на разных уровнях.[ …]
Активность и реактивность прежде всего выступают как психодинамические характеристики поведения человека, т.е. характеристики, определяющие динамику психической деятельности со стороны скорости, интенсивности, направленности и т.п. Реактивность здесь выполняет в основном приспособительную, адаптивную функцию; активность направлена на приспособление ситуации, подчинение ее индивиду. При всем при этом следует отметить, что здесь активность и реактивность чаще всего не зависят от содержания деятельности, ее мотивов и ценностей.[ …]
Активность и реактивность могут выступать и показателями ценности вкладов человека в решение общественных задач (уровень личности). Активность в этом случае характеризуется оптимальным сочетанием инициативы и исполнительности и по мере включения личностного фактора в процесс конкретного поведения может проявляться на нормативном, нормативно-личностном, личностнопродуктивном и продуктивно-творческом уровнях. Другими словами, поведение человека как личности определяется многими факторами и опосредовано его пониманием конкретной задачи, мировоззрением в целом, оценкой всех последствий действия, отношением к этому окружающих.[ …]
Таким образом, поведение человека есть продукт эволюции и общественного развития, особая форма взаимодействия с окружающим миром, где в отличие от животных все большее значение приобретают высшие психические формы регуляции, которые носят активный, сознательный, целенаправленный характер и связаны с мышлением, речью, нравственно-этическими нормами и правилами. Все это дает человеку возможность быть существом духовным и бездуховным, этичным и неэтичным, миролюбивым и агрессивным, созидать и разрушать свою жизненную среду, адаптироваться и адаптировать.[ …]
Вернуться к оглавлениюru-ecology.info
Уровни поведения организации
Понятие организационного поведения
Как наука, организационное поведение является исследованием большого количество факторов, которые оказывают влияние на большое количество людей.
Понимание того, как люди ведут себя в организации, является довольно важным, так как большое количество людей периодически работают различных организациях.
Организационное поведение является систематическим, научным анализом индивидов, групп и организаций. Его основная цель заключается в предсказании и усовершенствовании индивидуального исполнение и работы организации.
Изучение особенностей организационного поведения является довольно важным сотрудников, которые ведут свою деятельность на каждом уровне организации, так как это помогает им качественно оценивать происходящие на работе ситуации и понимать, как необходимо вести себя для того, чтобы достичь поставленных целей. Примером является продвижение по службе или получение наиболее высокого дохода.
Замечание 1
Но основную роль организационное поведение представляет для менеджеров. Основная часть работы менеджера направлена на применение результатов исследований по организационному поведению, инструментов и методов, которые разработаны на основе данных исследований, для увеличения эффективности работы организации и ее способности достигать необходимые цели. Цель является желательным будущим результатом, который необходимо получить организации.
На сегодняшний день , при помощи изучение основ организационного поведения появляется возможность решать следующие основные задачи:
- Детальное изучение перспектив персонала организации и осуществление выбора направлений усовершенствования работы организации, применяя для этого современные технологии;
- Разработка определенных организационных систем, которые бы соответствовали показателям, находящимся в центр человека и его потребности;
- Выявление стратегии профессионального вмешательства, при помощи которых можно исключать существующий консерватизм в организации труда;
- Преодоление традиционных и минималистических подходов, направленных на информационные технологии.
Помимо всего вышесказанного, организационное поведение включает в себя определенный набор инструментов, при помощи которых:
Сотрудники могут воспринимать, анализировать и описывать различные особенности поведения людей в организации. Менеджерам усовершенствовать, увеличивать или видоизменять различные типы поведения сотрудников таким образом, чтобы отдельные люди, группы и организация в общем смогли добиться поставленных целей.
Уровни поведения организации
Замечание 2
Сфера исследования организационного поведения относится к изучению индивидуальных и групповых показателей поведения человека в организации.
Традиционно, принято выделять три основных уровня поведения организации, это:
- Личностный;
- Групповой;
- Организационный.
Личностный уровень является уровнем индивида. Он включает в себя принимаемые решения и их специфику. Другими словами, сюда входят мотивы, способности, характер, мораль, темперамент, нормы.
Групповой уровень является анализом особенностей группы. Сюда относятся возраст, пол, образование, профессиональная подготовка, переподготовка, стаж работы, умение принимать различные решения, межличностные отношения, конфликтные ситуации и многое другое.
Уровень организации включает в себя различные организационные стандарты, цели которых должен быть известными работникам. Помимо этого, сюда относятся различные требования к принимаемому решению, содержащиеся в области организационной культуры.
spravochnick.ru
Уровни поведения
Уровни поведения
Поведение — присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, социальной группы).
В психологии под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности субъективно переживаемых процессов. Иначе, факты поведения и факты сознания разводятся по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается внешним наблюдением, а процессы сознания протекают во внутреннем мире субъекта и обнаруживаются самонаблюдением.
К фактам поведения относятся: 1) все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью иобщением людей — поза, мимика, интонации и пр.; 2) движения и жесты; 3) действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл; 4) поступки — еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой, и пр.
На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом коей Н. П. Павлов считал поведение. Бихевиоризм противопоставил поведение сознанию, считая, что предмет психологии — только поведение, сведенное к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. Поведение в бихевиоризме определяется как система реакций. Чем выше подниматься по эволюционной лестнице, тем более стереотипное поведение замещается приобретенным.
Согласно С.Л. Рубинштейну, поведение — особая форма деятельности: она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, но в основе это — социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма коей — труд, а атрибут — общение.
Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является; от норм групповых, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях; она выражается, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения. Главное в поведении — отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения — поступок.
??? Уровень поведения — принято различать пять уровней поведения — от таких врожденных стереотипных форм, как таксисы и рефлексы (и, в некоторых отношениях, инстинктивное) до приобретенных, модифицируемых форм с мышлением.
Относительная роль каждого из этих уровней у живота степени развития такова: 1) таксисы — их проявление максимально у простейших, средней степени — у червей и насекомых и сходит на нет уже у примитивных млекопитающих; 2) рефлексы — их проявление неясно у простейших, максимально у кишечно-полостных, среднее у червей и насекомых и понемногу сходит на нет у животных более высокой степени развития, однако даже у человека не исчезает полностью; 3) инстинктивное — его проявление едва намечается у кишечно-полостных, достигает максимума у насекомых, средней степени — у птиц и млекопитающих и близко к нулю у человека; 4) научение – его проявление намечается у червей, средней степени — у рыб, рептилий и достигает максимума у приматов и человека; 5) деятельность рассудочная — ее проявление намечается у примитивных млекопитающих, далее возрастает, резко — на ступени высших приматов и максимума у человека.
!!! Психология П. Жане. Выделяются семь уровней поведения человека К первому, самому низкому, уровню поведения относятся рефлекторные акты. Ко второму, на котором поведение приобретает опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включает в себя элементарные социальные акты (например, акты подражания). К четвертому уровню Жане относит элементарные интеллект, акты. На пятом манипуляция с реальными объектами приводит к формированию т. н. интеллект. объектов. Шестой уровень поведения – это умственная деятельность, мышление, которое Жане считал производным от практические действия. В качестве высшего, седьмого, уровня поведения называется созидательная, трудовая деятельность человека Именно она формирует произвольность внимания и волевое усилие.
10. Поведенческие теории: Гедоническая, условных рефлексов, поля К. Левина
Гедоническая теория.
Согласно этой теории, возникшей еще в древности, человек устремляется к тому, чтобы максимизировать удовольствие и минимизировать неудовольствие, дискомфорт, боль. Одним из инициаторов этой теории является американский психолог П. Юнг (1961), который доказывает, что удовольствие служит тем главным фактором, который определяет активность, направленность и организацию поведения людей.
Согласно концепции Юнга детерминантой поведения выступает следующая за поведением эмоция. Если эта эмоция будет приятной, действие повторится, если нет — застопорится. Другие сторонники гедонической теории видят в этом процессе дополнительные нюансы.
Одни считают, что эмоциональное ощущение воспринимается как удовольствие, лишь будучи доведенным до определенного уровня разряжения. За пределами этого уровня оно воспринимается как неудовольствие: наступает пресыщение. Другие подчеркивают, что организм адаптируется по вполне определенному уровню стимуляции. За пределами этого уровня возникают неприятные ощущения. В последнее время гедоническая теория получила название «двуразмерной». Стали выделять два существенных фактора: уровень стимуляции и гедонический тон. Последний имеет отношение к субъективному восприятию удовольствия.
По отношению к сказанному выше следует сделать, по крайней мере, два замечания: а) вряд ли можно считать принцип удовольствия, лежащий в основе гедонической теории, всеобщим; б) тяга к получению удовольствия и избеганию неудовольствия, дискомфорта, боли и других неприятных ощущений действительно имеет место и с этим нужно считаться.
Теория условных рефлексов.
Создание теории принадлежит И.П. Павлову (1849—1936). Главным концептуальным понятием здесь выступает рефлекс (ответ организма на внешнее раздражение). Рефлексы крайне разнообразны. Примерами их являются: сокращение зрачка на яркий свет и его расширение на темноту, отдергивание руки при внезапном уколе, вздрагивание при внезапном и сильном звуке и т.д. Это безусловные рефлексы. Они являются как бы впечатанными в матрицу поведения организма, т.е. врожденными. Таким рефлексам не обучаются. Наряду с ними действуют условные рефлексы, т.е. такие реакции, которые приобретаются опытом. Этим рефлексам обучаются. И безусловные, и условные реакции служат базой мотивации. На первом месте здесь, конечно, находятся условные рефлексы.
Условные рефлексы образуются в результате замыкания в коре больших полушарий связей между нейтральным раздражителем (например, вспышкой света) и врожденной реакцией (например, отдергиванием руки), если за вспышками света несколько раз следовал болевой укол.
Нервные процессы, лежащие в основе условны: (если повторяется «нейтральный раздражитель — реакция»), формируют стереотипный ответ организма. Образовавшийся стереотип служит готовым каналом, по которому совершаются реакции, закрепленные в процессе повторенной связи. Так образуются сигнальные системы уравновешивания организма с внешней средой. Таких сигнальных систем две. Одна из них (первая) представляет собою условные связи, возникающие при воздействии нейтрального раздражителя на зрение, слух, кожу и другие органы чувств. Другая система (вторая) образуется при воздействии на организм словами.
Слова как второсигнальные раздражители формируются в процессе речевого общения людей.
Условный рефлекс, а точнее сформировавшийся на его основе стереотип мышления и поведения, является психофизической основой установки, являющейся центральным компонентом мотивационной системы человека.
При объяснении причин поведения людей необходимо упомянуть о сложной психологической структуре мотивационных тенденций личности. Необходимо учитывать всю гамму побудительных тенденций — и сознание, и подсознание. Без этого нельзя раскрыть потенциальные возможности человеческого фактора и, конечно, нельзя избавиться от стрессов.
Теория поля К. Левина.
К Левин считал, что психология должна объяснять психологические явления прежде всего в категориях «отношений», а не изолированных «вещей».
Необходимо анализировать не только восприятия и образы субъекта, но и его непосредственные отношения с непосредственным окружением. Для к. Левина «поле» — это структура, в которой совершается поведение.
Поведение рассматривается как функция личности и среды. «Индивид действует в определенной среде. Одни ее районы притягивают, другие отталкивают». Это качество объектов К. Левин назвал валентностью, которая может быть положительной или отрицательной».
Среда заряжена «плюсами» и «минусами», направляющими «локомотив личности».
Сама личность представляется в виде «систем напряжения». Недостатком теории «поля сил» в том, что «нерасчлененность категорий образа и мотива привела к субъективации внешней среды поведения». Другими словами, поведение человека полностью определяется воздействием внешней среды, а произвольность действий личности умаляется.
Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 759 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: Психоаналитическая концепция личности по З.Фрейду | Коллективное бессознательное | Гуманистическая концепция личности по А. Маслоу | Гуманистическая концепция личности по К. Роджерсу | Интересы, идеалы и мировоззрение личности | Цели и функции организации как социально-технической системы | Согласование интересов личности и организации | Структура общения | Виды и уровни общения | Виды коммуникации в организации |
mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.016 сек.)
mybiblioteka.su
Уровни асоциального поведения
Уровни асоциального поведения
Девиантное поведение как социальное явление не может быть однородным, оно является многоуровневым. Ниже представлена характеристика отклоняющегося поведения по уровням, которая представлена в работе И.П. Подласого «Курс лекций по коррекционной педагогике».
Замечание 1
Иван Павлович Подласый – доктор педагогических наук, профессор. Заведующий кафедрой философии образования Черкасского института последипломного образования. Является ведущим специалистом по теории и истории педагогики на постсоветском пространстве.
Итак, по степени социальной опасности девиантное поведение бывает следующих уровней:
- Непослушание – форма сопротивления требованиям, чаще всего встречается у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка;
- Озорство – на данном уровне, который также чаще встречается у детей, ребенок уже обдуманно, но не намеренно совершает определенное действие, которое не соответствует социальным ожиданиям и нормам;
- Проступок – в отличие от озорства у человека имеются намерения по нарушению какой-то нормы, или же его цель состоит в конкретном вреде чему-либо или кому-либо. Если в раннем возрасте ребенок часто повторял проступки, то есть основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера;
- Негативизм – немотивированное сопротивление человека по отношению к социальным нормам, их отрицание. Негативизм может быть устойчивым или эпизодическим. Чаще всего его характер связан с внутренним состоянием человека, а также с теми факторами, которые влияют на его жизнь в определенный промежуток времени;
- Преступление – это ключевой уровень девиантного поведения, который может нанести непоправимый вред как и окружающим людям, так и самому человеку. Часто преступление происходит под воздействием алкоголя, наркотиков, или же его совершает человек с заболеваниями психики. За преступление он получает наказание в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Замечание 2
Девиантное поведение наблюдается как взрослых, так и у детей и подростков. В условиях социально-педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения – правонарушения. Так, подростки и дети способны совершать противоправные действия в значительной степени.
Уровни противоправных действий подростков
- Хулиганство;
- Воровство;
- Жульничество;
- Мошенничество;
- Бандитские налеты;
- Грабежи.
В.Н. Иванов выделил два основных уровня асоциального поведения: докриминогенный и криминогенный.
Докриминогенный уровень включает в себя мелкие проступки человека, нарушение им норм морали, общепринятых правил поведения в обществе, а также уклонение от общественно полезной деятельности. Сюда же входят и упомянутые выше явления: употребление алкогольных напитков, употребление и распространение наркотических средств, а также иные формы поведения, которые представляют опасность обществу, но могут быть уголовно не наказуемы.
Криминогенный уровень асоциального поведения – это совокупность всех поступков и действий человека, которые выражаются в преступных и уголовно наказуемых деяниях: нарушение правил дорожного движения, покушение на жизнь человека или группы лиц, причинение вреда человеку или чужому имуществу, изнасилование, убийство и прочее.
Еще одним уровнем асоциального поведения является бродяжничество. Чаще всего такими люди или рождаются, или становятся в силу некоторых обстоятельств: их лишили дома, выгнали из него, они потеряли имущество в связи с вредными привычками (склонность к азартным играм), психические заболевания, а также уход из дома и семьи (преимущественно, с таким фактором обычно сталкиваются подростки).
spravochnick.ru
Логические уровни поведения людей
Новые рефераты:
- Повышение пенсионного возраста.
- Безработица и её социально-экономические последствия.
- Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
- Колебательные реакции.
- Предмет формальной логики.
- Роль и значение времени в управлении.
- Античная философия.
- Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
- Рыночные структуры.
- Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
- Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
Главная » Управление персоналом в условиях организационных изменений » Логические уровни поведения людей
Логические уровни поведения людей
Чтобы понять, в чем причина неудачливости конкретного человека или организации, нужно выявить ошибки в формировании, выборе поведения при взаимодействии с внешней средой. Для этого разложим составляющие поведения на логические уровни.
Модель логических уровней описывает структуру организации живой системы, такой как человек, фирма или общество. Эти уровни в системе (пирамиде), как полочки, на которые разобран внутренний мир (рис. 1).
Рис. 1. Пирамида Роберта Дилтса, модель нейрологических уровней
Каждый уровень пирамиды связан с другими, и они влияют друг на друга с разной степенью интенсивности. Степень влияния зависит от иерархии и расстояния между уровнями. Изменения на верхнем уровне будет неизбежно вызывать изменения на нижних уровнях, в то время как изменения на нижних уровнях не обязательно вызывают изменения на верхних.
Формирование каждого логического уровня в основном происходит снизу вверх.
Логические уровни (в порядке от низшего к высшему):
• окружение — уровень реакции,
• поведение — уровень действия;
• способности — уровень источников и направления;
• убеждения и ценности — уровень дозволения и мотивации;
• личностное своеобразие — какую социальную роль я играю, кто я?;
• миссия — видение, смыслы, духовный уровень.
Каждый логический уровень пирамиды предназначен для хранения определенного вида информации, т.е. обозначает какую-то свою часть субъективного опыта. Рассмотрим уровни снизу вверх подробнее.
Окружение — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки и все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, манипулируем в своей повседневной деятельности.
Поведение — все, что связано с деятельностью человека (организации), уровень, отвечающий на вопрос «что делает?», и посвящен информации об изменениях и движениях.
Поведение (действия) — это, собственно, сама деятельность человека. Так как действия производятся над чем-то (с чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень включает в себя как неотъемлемую составляющую нижний уровень — окружение.
Способности — уровень источников и направления движения, уровень опыта, который стоит за нашим непосредственным восприятием окружения.
На этом уровне объединяются разные алгоритмы и стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос «как?». Способности обусловливают выбор поведения, это своего рода внутренние силы нашего поведения, источники движения.
Убеждения и ценности — то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос «почему он это сделал?». Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, человека как личности, формирующейся под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.
Личностное своеобразие — с какой личностной ролью (роль которую вы преимущественно играете: мать, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат. Главный вопрос здесь — «кто я?», т.е. какие убеждения, ценности, способности и поведение ассоциируются с различными ролями, ради чего играется та или иная роль.
Миссия — это духовный уровень. Он относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого, и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения. Этот уровень относится к тому, что может являться видением или духом личности, группы или организации и отвечает на вопросы: «зачем? ради чего? в чем смысл?»
Например, привычка опаздывать находится на уровне поведения. Значит, решение надо искать на два уровня выше — убеждения / ценности. Решить проблему опозданий сможет переосмысление ценности, например «быть человеком своего слова».
Трудности в общении с определенными людьми, скорее всего, берут начало на уровне окружения. Искать решение лучше не на уровне поведения (вести себя определенным образом), а на уровне способностей, т.е. развить в себе навыки убеждения, вовлечения, аргументации.
Если вы считаете, что трудности с иностранным языком связаны у вас со способностями, ищите сдвиг в этом вопросе в личностном своеобразии — в роли, которую вы хотите сыграть, зная язык. Например, я — хороший успешный менеджер, который свободно путешествует по всему миру.
Аналогичным образом можно разбирать корпоративные проблемы.
Рассмотрим немного другой подход к выделению логических уровней поведения людей. Многие авторы выделяют следующие уровни:
• базовый — внешняя среда;
• поведение — то, с помощью чего мы взаимодействуем с внешней средой;
• способности — какими навыками обладаем;
• стратегия — каким образом удовлетворяем свои потребности;
• представления — модель ситуации;
• ценность — что для нас наиболее важно в ситуации;
• идентичность — то, как мы себя воспринимаем и с кем или с чем идентифицируем;
• миссия — потребности, заставляющие нас действовать. Миссия — это уровень потребностей, движущая сила, моторчик, который заставляет нас думать о чем-то, анализировать, принимать решения и в конце концов действовать. К тому же это указание на основные предпочтения, который имеет человек или организация.
Идентичность — наше представление о себе и нашем месте в мире. Мы можем идентифицировать себя как специалиста в какой-то области, как счастливого человека, как производственную организацию и т.д.
Ценность — это признание важности, определение значимости чего-либо. Недаром ценность и цена являются однокоренными словами.
Представления — модель проблемной ситуации, то, как мы ее видим. Ведь, как известно карта, не является территорией. Поэтому стремление к объективному видению — важный шаг на пути к успеху.
Стратегия — план по решению проблемы. Когда потребности заставляют нас действовать мы сталкиваемся с проблемой, а для ее преодоления — выбираем цель и разрабатываем стратегию. В любой ситуации существуют разные возможности удовлетворения потребности. То, какой из возможных сценариев выбираем, и будет стратегией решения проблемы.
Способности — управление навыками, это наши навыки и опыт их использования, то, что мы знаем и умеем. Они ограничивают возможности нашего поведения.
Поведение — наши действия по достижению цели. Когда мы обладаем необходимыми навыками для реализации выбранного плана, мы в состоянии реализовать стратегию.
Внешняя среда (базовый уровень) — те факторы, которые сдерживают нас и предоставляют нам возможности. Это шум, который мы фильтруем для извлечения информации и трактуем в зависимости от наших предпочтений и представлений.
Логические уровни работы с проблемой говорят о том, как и почему персонал делает выбор и действует именно таким способом.
Когда возникает проблема, ее можно решить с помощью поведения. Если поведение не соответствует задаче, то необходимо переместиться на более высокий уровень — разобраться со стратегией и картиной мира.
Сегодня организации для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности должны непрерывно изменяться и вносить изменения в свою деятельность.
В наиболее общем виде организационное развитие в современной социологии организаций описывается как процесс позитивных качественных изменений в организации, затрагивающий способы, средства деятельности и взаимодействия людей и трансформирующийся в организационной структуре.
Лекция, реферат. Логические уровни поведения людей — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.Оглавление книги открыть закрыть
« назад Оглавление вперед »
Управление персоналом в условиях организационных изменений « | » Понятие сопротивления изменениям. Виды сопротивления
referatwork.ru
Поведение как форма адаптации организмов
Особенности поведения живых организмов
Выживание организмов во многом определяется их способностью взаимодействовать с окружающей средой. Это в наибольшей степени достигается через реализацию целого ряда поведенческих реакций.
Поведение — совокупность всех действий организма.
Поведенческие реакции тем более очевидны, чем заметнее изменение силы действия экологических факторов. При этом в поведенческой реакции может быть задействована либо только какая-то функция или орган, либо весь организм. Например, при встрече хищника и жертвы жертва подвержена испугу и часто вынуждена спасаться бегством. При этом в ответной реакции жертвы принимает участие большинство систем органов: нервная, дыхательная, опорно-двигательная, кровеносная, пищеварительная. Это, по сути, и есть тот суммарный ответ на внешнее воздействие, который и принято называть поведением.
Известно, что определенные поведенческие реакции вызываются не только внешним, но и внутренним воздействием. Так, при длительном отсутствии пищи в крови хищника снижается количество питательных веществ (глюкозы, аминокислот). Этот недостаток воспринимается хеморецепторами и далее посредством нервных импульсов поступает в центр голода головного мозга. Таким образом, у хищника формируется чувство голода, которое толкает его на поиск добычи.
В зависимости от эволюционного положения организма поведенческие реакции и средства достижения определенных потребностей различны. В то же время единым для всех организмов является то, что возникшая потребность побуждает к действию, направленному на ее удовлетворение. Такое побуждение к действию называется мотивацией. Например, при снижении количества корма в среде обитания и одноклеточные протисты, и хищные млекопитающие способны проявлять сходные действия. Они изменяют территорию поиска, переходят на новые участки. Таким образом, совершаются сходные поведенческие акты, хотя их механизмы различны.
Поведение играет очень важную роль в выживании организмов. Безусловно, поведенческие реакции самые быстрые и характеризуют физиологическое состояние организма. Например, от прямых солнечных лучей человеку проще спрятаться в тень, чем ждать, пока кожа загорит и станет менее чувствительной.
Уровни поведения и эволюция
Выделяют пять уровней (форм) поведения, характерных для животных. Их можно объединить в две группы: врожденные и приобретенные. К врожденным относятся постоянные (стереотипные) формы поведения — таксисы, рефлексы и инстинкты. Они практически не меняются в течение жизни и чаще всего носят наследственный характер. Приобретенными формами поведения являются те, которые развиваются в течение жизни индивида, — научение и рассудочная деятельность. По мере усложнения организации врожденные формы поведения постепенно уступают место приобретенным. Например, таксисы чаще проявляются у протистов, в меньшей степени — у червей и исчезают у примитивных млекопитающих. У пчел преобладает инстинктивное поведение, а у собак оно сменяется способностями к обучению. Высший уровень — рассудочная деятельность начинает формироваться у низших млекопитающих, усиливается у высших приматов и максимальна у человека.
Врожденные формы поведения (таксисы, рефлексы, инстинкты)
Врожденные формы поведения (таксисы, рефлексы, инстинкты) являются полезными для жизнедеятельности реакциями организма. Они сформировались и закрепились в генотипе в результате действия естественного отбора. Данные формы поведения очень разнообразны и постоянны для видов, а также для более крупных таксономических единиц (родов, семейств, отрядов). Поэтому врожденные формы поведения можно использовать в качестве систематического признака при классификации животных. Например, представители семейства волчьих на охоте используют длительную погоню, основанную на выносливости и изнурении жертвы. Представители же кошачьих предпочитают выжидательный способ охоты. Они набрасываются на жертву, подстерегая ее в укрытии.
Простейшей врожденной формой поведения являются таксисы.
Таксис — форма пространственной ориентации организмов по отношению к источнику раздражения. Если движение осуществляется к источнику раздражения — это положительные таксисы, если в противоположную сторону — отрицательные. В зависимости от природы раздражителя выделяют фото-, термо-, хемотаксисы и др. Примером положительного термотаксиса служит скопление водных беспозвоночных в верхних, наиболее прогреваемых участках водоема. Положительным хемотаксисом является распознавание насекомыми половых партнеров, а также мест своего обитания даже на значительном удалении от них. Отрицательным таксисом будет, к примеру, движение анаэробных бактерий в сторону от повышенной концентрации кислорода.
Рефлексы представляют собой стереотипные реакции организма на определенные воздействия, происходящие при участии нервной системы. Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде, безопасности и др. Безусловные рефлексы одинаковы у всех животных одного вида, и именно на них основаны все формы врожденного поведения. Условные рефлексы, открытые И. П. Павловым, лежат в основе научения — приобретенной формы поведения. Их формирование можно рассматривать как звено между врожденными и приобретенными формами поведения. Примером рефлекторной формы поведения может быть пассивно-оборонительный рефлекс у животных. В данном случае животное замирает при появлении хищника или незнакомом звуке.
Интересной формой стереотипного поведения являются инстинкты — цепи сложных безусловных рефлексов. Инстинкты возникли в процессе эволюции в качестве приспособлений к типичным условиям существования вида. Благодаря наследственной закрепленности инстинкты проявляются в любой момент жизнедеятельности организма и не требуют специального обучения. Инстинктивное поведение направлено на повышение выживаемости организмов. Примером инстинктов является деятельность насекомых, птиц и других животных по добыванию пищи, постройке гнезд, выведению потомства. При строительстве гнезда певчий дрозд, например, смазывает лоточек глиной, а дрозд белобровик этого не делает. Синица ремез строит из растительного пуха сложное гнездо в виде мешочка, подвешенного к ветвям дерева. У млекопитающих только что родившиеся детеныши сразу начинают сосать материнское молоко. Птенцы лебедей и уток, только вылупившись, уже умеют плавать.
Индивидуально приобретенные формы поведения (научение, рассудочная деятельность)
Перечисленные врожденные формы поведения обеспечивают приспособленность организма для удовлетворения основных жизненных потребностей при неизменных условиях внешней среды. Для выживания в динамически изменяющихся условиях организмам необходимо менять свои поведенческие реакции. Этой способностью в форме приобретенных условных рефлексов в наибольшей степени обладают птицы и млекопитающие. В данном случае животное обучается реагировать на новый, безразличный в старых условиях стимул.
Научение — приспособительное изменение поведения в результате предшествующего опыта, за счет которого достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания.
Простейшим способом индивидуального научения в природе является метод проб и ошибок. К примеру, молодой птенец, слетевший с гнезда, будет пытаться поймать осу, пока не убедится, что это яркоокрашенное насекомое несъедобно. Точно так же лягушки отказываются от поедания насекомых с предостерегающей окраской, если ранее с ними уже встречались.
Для теплокровных животных характерна интересная форма научения — импринтинг (запечатление). Запечатлением является следование детенышей за объектом их постоянного внимания, например за матерью. Однако, если только что вылупившемуся утенку представить другой передвигающийся объект, утенок пойдет за ним. Если в дальнейшем птенцу будет представлена собственная мать, он все равно пойдет за первоначально запечатленным объектом. Запечатление формируется исключительно в раннем возрасте. Если оно не возникает сразу, данный вид научения может вообще не развиться.
Простой формой научения является привыкание. Оно развивается при продолжительном повторении неподкрепленных стимулов. Например, птицы, собирающие на поле корм, со временем перестают реагировать на работающую сельскохозяйственную технику. Этот вид научения позволяет животным с раннего возраста различать нейтральные факторы окружающей среды и не реагировать на них.
У птиц и млекопитающих развито подражание, которое также является приспособительной поведенческой реакцией. К примеру, молодые тигры, охотясь, подражают взрослым при выслеживании и подкрадывании к жертве. Подражание играет важную роль в поведении человека. Так, маленькие дети неосознанно подражают старшим братьям и сестрам, подростки — педагогам или кумирам.
Высшей приспособительной формой поведения, наиболее развитой у человека, является рассудочная деятельность.
Рассудочная деятельность — способность к выполнению адаптивного поведенческого акта в сложившейся ситуации.
В основе рассудочной деятельности лежит мышление. Мышление — вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности предметов и явлений и установлении закономерных связей и отношений между ними. Помимо человека, только высшие приматы оказались способны решать мыслительные задачи с минимальным числом повторений.
Например, шимпанзе, пытаясь достать банан, подвешенный к потолку клетки, использует деревянный ящик в качестве опоры. Стараясь максимально приблизить ящик к цели, обезьяна ставит его на ребро. При этом расстояние до банана, безусловно, сокращается. Задачи на элементарную рассудочную деятельность на основе мыслительных процессов решают и некоторые породы собак. Так, пастушьи собаки самостоятельно могут собрать стадо, разбить его на определенные группы, найти и вернуть отставших животных и др.
Мышление позволяет человеку адаптироваться к меняющимся условиям среды без метода проб и ошибок. Оно позволяет устанавливать логические связи между изучаемыми предметами и явлениями. Благодаря мышлению человек способен непрерывно пополнять запас понятий и представлений об окружающем мире. Только человек способен формулировать новые суждения и умозаключения. Благодаря мышлению человек с раннего возраста может воспринимать информацию в виде символов (букв и слов). Способность мыслить — одна из самых важных поведенческих адаптаций человека. Недаром древние мудрецы говорили: «Мыслю — значит существую».
Поведение — совокупность всех действий организма. Формы поведения бывают врожденные и приобретенные. К врожденным относятся постоянные (стереотипные) формы поведения — таксисы, рефлексы и инстинкты. Они не меняются в течение жизни и носят наследственный характер. Приобретенными формами поведения являются те, которые развиваются в течение жизни индивида, — научение и рассудочная деятельность.
jbio.ru