Управление налогообложением – «Управление налогообложением хозяйствующего субъекта и его видовая градация Вылкова Елена Сергеевна д.э.н., профессор каф. Финансов Санкт-Петербургского.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

12 Содержание и задачи управления налогообложением.

Управление налогообложением заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание эффективной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

Управление налогообложением осуществляется органами государства, непосредственно ответственными за проведение (осуществление) налоговой политики, к которым относятся Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам.

Управление налогообложением направлено на решение общенациональных задач на макроуровне и специфических задач — на микроуровне.

К общенациональным задачам управления следует отнести:

— образование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;

— установление наиболее оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы;

— составление краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов с использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информации для принятия решений.

Специфическими задачами управления можно считать:

1) определение участия юридических и физических лиц в налоговых доходах бюджета;

2) разработку научно обоснованных ставок налогов, систем оценочных показателей налогооблагаемой базы;

3) осуществление контроля за налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, а также проведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

Общее управление налогами возложено на высшие органы власти – парламент, аппарат Президента, правительство.

Оперативное управление процессом налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство Финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики.

С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики.

13 Налоговый менеджмент: понятие, характеристика основных форм.

Налоговый менеджмент — управление налогами, осуществляемое организациями-налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности.

Субъектами налогового менеджмента выступают государство в лице законодательных и исполнительных органов власти, а также сами налогоплательщики – юридические лица (предприятии, организации).

В соответствии с делением общей системы финансов на государственные финансы и финансы предприятий (организаций или корпораций) необходимо выделять два звена (уровня) налогового менеджмента:

— макроуровень – государственный налоговый менеджмент;

— микроуровень – налоговый менеджмент предприятий (организаций) или корпоративный налоговый менеджмент.

Объект налогового менеджмента — экономические отношения предприятий и организаций с государством, возникающие в процессе формирования доходов бюджета и материализующиеся в налоговых платежах, определяющих денежные (или финансовые) потоки, которые отражают движение долговых требований.

Задача налогового менеджера — предвидеть изменения налоговой политики страны, законодательной базы налогообложения и оценить их. Финансовое руководство фирмы обычно стремится максимально снизить подлежащие выплате налоги, для чего ведется работа по обнаружению и использованию легальных возможностей минимизации налогов и соответствующее увеличение объема децентрализованных фондов денежных средств фирмы, определяющих экономическую ценность ее активов, т. е. ее стоимость.

Частные цели государственного и корпоративного налогового менеджмента различные: государство заинтересовано в росте налоговых поступлений, а предприятия, в уменьшении налоговых платежей. Однако общей целью налогового менеджмента, безотносительно к его уровню, является укрепление финансов, повышение экономической эффективности и обеспечение экономического роста.

Цель и эффективность налогового менеджмента, движение налоговых потоков обеспечиваются через организацию и функционирование налогового процесса на макро-и микроуровне. На уровне макроэкономики налоговый менеджмент структурно включает в себя налоговое право, налогообложение, налоговую политику, налоговую систему и налоговый механизм. На микроуровне налоговый менеджмент включает в себя только отдельные элементы налогового процесса, являющиеся прерогативой органов управления предприятием, а именно: налоговая политика, налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль самой организации (предприятия).

Налоговый менеджмент предполагает принятие эффективных решений в области управления входящими и исходящими налоговыми потоками. Принятие таких решений осуществляется в рамках налогового процесса, организуемого государством на уровне экономики в целом по всем названным выше составляющим его элементам. В отличие от налогового менеджмента на уровне макроэкономики, принятие управленческих решений на уровне предприятия осуществляется лишь по тем элементам налогового процесса, которые менеджмент предприятия самостоятельно организует и использует в управлении.

Налоговый менеджмент является составляющей частью финансового менеджмента.

Таким образом, налоговый менеджмент в условиях функционирования государства и предприятий в рыночной среде следует рассматривать двояко:

— как процесс принятия управленческого решения;

— как систему управления.

studfiles.net

Управление налогами в организации | Элитариум

В практической сфере управление налогами можно подразделить на текущее исполнение налоговых обязательств и налоговое планирование. Налоговое планирование основано на признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Его важнейшая цель — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Автор:

Гeoргий Бopисович Пoляк, доктор экономических наук, профессор, пpopектор Всероссийского зaoчного финансово-эконoмического института (BЗФЭИ).

Возможность управления налогами заложена в налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам налоговые льготы. В практической сфере управление налогами можно подразделить на текущее исполнение налоговых обязательств и налоговое планирование.

Для

текущего исполнения налоговых обязательств важное значение имеют:

  • такое

    состояние бухгалтерского учета и отчетности, которое позволяет получать актуальную и достоверную информацию и для налоговых целей. При принятии управленческих решений менеджер должен быть уверен, что обладает всей полнотой налоговой информации, а также в том, что используемая информация надежна;

  • налоговый календарь, необходимый для контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности, что снижает высокие риски, связанные с несвоевременной уплатой налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции в виде пени. Кроме того, необходимо учитывать и надежность банка. Если банк внушает опасения, от его услуг надо отказаться, а налоги следует платить заранее;

  • своевременное исполнение обязательств, что позволяет избежать финансовых потерь в виде пеней и штрафных санкций за неуплату налогов.

Налоговое планирование основано на признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование в организации является составной частью стратегического, финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Его важнейшая цель — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Налоговое планирование включает:

  • стратегию оптимального управления предприятием и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективный способ увеличения прибыли — не механическое сокращение налогов, а построение такой системы управления и принятия решении, чтобы оптимальной (в том числе по налогам) оказалась вся структура бизнеса. Такой подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. В этой связи важное значение имеет выбор вида деятельности, поскольку ряд видов деятельности имеет существенные льготы по ряду налогов, и выбор организационно-правовой формы организации бизнеса. Например, функционирование бизнеса в форме ПБЮЛ позволяет более легко использовать упрошенную систему налогообложения с существенной экономией по ряду налогов, а в форме ООО предоставляет определенные преимущества в части выплаты долей участникам;

  • учетную политику — выбранную предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика охватывает методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, методы погашения стоимости активов, способы применения счетов бухгалтерского учета и обработки данных.

В рамках учетной политики предприятия возможности получения

налоговой экономии достигаются за счет:

  • применения ускоренной амортизации и повышающих амортизационных коэффициентов;
  • сокращения срока полезного использования нематериальных активов;
  • оценки товарно-материальных ценностей способом ЛИФО в условиях инфляции;
  • создания резервов, что минимизирует текущие обязательства по налогу на прибыль;
  • списания на финансовый результат положительных курсовых разниц единомоментно в конце года;
  • определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные товары и позволяет иметь реальный источник уплаты НДС.

С практической точки зрения

управление налогами включает в себя три ступени:

  1. организацию надежного налогового учета;
  2. контроль за правильностью расчетов налогов;
  3. минимизацию налогообложения в рамках действующего законодательства.

Работы на первых двух ступенях могут быть выполнены силами самого предприятия, тогда как оптимизация налогообложения может потребовать привлечения квалифицированных сторонних специалистов.

Под

налоговой оптимизацией понимают уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Оптимизация налогообложения — это реализация закрепленного в части первой Налогового кодекса РФ положения о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, осуществляемая посредством специфических форм планирования деятельности, найма рабочей силы и размещения финансовых средств налогоплательщика для максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств.

Оптимизировать налогообложение можно путем:

  • воздержания от совершения тех сделок, исполнение по которым ведет к необходимости платить налоги. Например, если при бартерной сделке у налоговых органов возникает право контроля над применяемыми организацией ценами и соответственно есть возможность увеличить налоговые обязательства по НДС и налогу на прибыль, то замена двустороннего договора мены на два договора купли-продажи с последующим зачетом взаимных требований к росту налоговых баз не приводит;

  • получения дохода в тех формах, по которым установлены льготы. Например, получение доходов в виде дивидендов не подлежит обложению единым социальным налогом и взносом на обязательное пенсионное страхование;

  • выезда налогоплательщика из страны для изменения налогового резидентства;

  • выбора (при возможности) таких сделок, которые влекут меньшие налоговые последствия. Так, плательщикам НДС целесообразно вступать в договорные отношения с плательщиками НДС, так как в этом случае действует механизм возмещения НДС. Также определенные преимущества могут иметь экспортные сделки по сравнению с реализацией на внутреннем рынке.

Схемы, используемые налогоплательщиками для оптимизации налоговых платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, можно разделить на две группы.

  1. «Простые» схемы, реализация которых не требует целенаправленных затрат, а также оформления специальных документов или договоров. К этой группе следует отнести и те случаи, когда налогоплательщик вправе выбрать из двух и более вариантов периодичности уплаты налога или размера льготы и т.д. Большинство предпринимателей решают вопрос об использовании той или иной схемы оптимизации еще на стадии планирования коммерческого проекта.

  2. «Сложные» схемы, требующие для их реализации материальных затрат, например по их обслуживанию, составлению специальных документов, договоров, с помощью которых реально имеющиеся правоотношения заменяются другими, что влечет за собой частичное или полное избежание уплаты налогов и сборов. К этой группе относятся также схемы по изменению налоговой юрисдикции, использование оффшорных зон.

Таким образом, налогоплательщик имеет право лишь на действия, которые не запрещены законодательством. Отсюда вытекает

основной предел налогового планирования — налогоплательщик имеет право только на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой экономии возможны финансовые потери налогоплательщика, банкротство или лишение свободы.

Отмена ряда налоговых льгот привела к сужению рамок налогового планирования в российской организации. В связи с этим многие крупные предприятия с большим оборотом прибегают к международному налоговому планированию. На возможности поиска налоговых привилегий обращал внимание еще А. Смит, который писал: «Владелец капитала есть собственно гражданин всего мира и не связан необходимостью с какой бы то ни было страною. Он не замедлит оставить государство, в котором его подвергают оскорбительным обыскам для обложения обременительным налогом, и переведет свой капитал в страну, в которой он может вести свои дела и пользоваться своим имуществом без стеснения».

В настоящее время для международного налогового планирования используют

оффшорные зоны. Почти в каждой стране существует вид деятельности или организационно-правовая форма, налоговый режим которых благодаря особенности национального налогового законодательства более предпочтителен. Тем самым создается основа для привлечения под такую юрисдикцию с низким уровнем налогообложения иностранных юридических лиц. Некоторые страны свою государственную политику строят на предоставлении весомых налоговых льгот иностранным фирмам, извлекая для себя выгоду в форме притока иностранных капиталов.

Принципы международного налогового планирования с помощью оффшоров по своей сути аналогичны тем, что применяются на национальном уровне. Это максимальное уменьшение налоговой базы для предприятия, выплачивающего большие налоги, и максимальное увеличение налоговой базы для предприятия, выплачивающего минимальные налоги, т.е. так называемое

перемещение максимума прибыли на минимально налогооблагаемый субъект.

Основной принцип схем вывода деятельности предприятий из-под жесткого внутреннего налогообложения состоит в том, что российские компании и предприятия формально оформляют свою деятельность через оффшорную компанию. При этом оффшорная компания принимает на себя основные налоговые платежи российских компаний.

Пример 1. Российская фирма поставила на экспорт иностранной компании товар стоимостью 2 200 000 долл. Прибыль российской фирмы составляет 100 000 долл. С этой суммы российская фирма должна уплатить налог на прибыль в сумме 24 000 долл. Однако в целях экономии финансовых средств данная сделка была проведена с участием оффшорной компании, принадлежащей российской фирме. Поставка товара в этом случае прошла через оффшорную компанию, которой российская фирма поставила тог же товар в том же количестве, но по цене 2 180 000 долл.

Оффшорная компания продает товар, являющийся ее собственностью, конечному покупателю (иностранной компании) по цене 2 100 000 долл. Прибыль 80 000 долл. остается на счетах своей оффшорной компании и облагается минимальными налогами.

Пример 2. Российская оптово-торговая фирма ввозит в Россию продукцию из европейской страны на сумму 1 000 000 долл. Если поставка идет напрямую, без участия оффшора, то размер таможенной пошлины составит 20%, или 200 000 долл. Однако поставка осуществляется через свою собственную зарубежную оффшорную компанию, которая исходя из поставленной задачи занижении таможенной пошлины выставляет счет-фактуру (инвойс) на меньшую сумму — 200 000 долл. Размер таможенной пошлины в этом случае составит 40 000 долл. Затем продукция продается на внутреннем рынке за 1 500 000 долл.

В тех случаях, когда размер таможенной пошлины не зависит от стоимости определенного товара (например, автомобилей), применяется способ искусственного завышения стоимости товара для того, чтобы основная прибыль оказалась на счете оффшорной компании.

Наиболее

типичные схемы, которые можно построить на основе оффшорного бизнеса, следующие:

  • оффшорная компания — посредник в торговле. При внешнеторговых операциях между продавцом и покупателем создается компания для того, чтобы локализовать максимум прибыли на облагаемом наименьшим налогом субъекте;

  • оффшорная компания — подрядчик. В этом случае компанию используют для увеличения расходов, включаемых в себестоимость, и уменьшения налогооблагаемой базы;

  • оффшорная компания — владелец дорогостоящего имущества. Эта схема применяется в том случае, если собственник старается сохранить в тайне факт владения каким-либо дорогостоящим имуществом;

  • оффшорная компания — владелец и лицензиар товарного знака. При ведении бизнеса в нестабильной стране товарный знак можно зарегистрировать на эту компанию или продать ей уже зарегистрированный. Это позволяет даже при ликвидации бизнес-единицы оставлять товарный знак, а затем на основании лицензионных договоров предоставлять право пользования им кому-либо;

  • оффшорная компания — владелец авторских прав. Если бизнес состоит в приобретении у авторов права на их произведения с последующим получением дохода от выдачи лицензий или тиражирования этих произведений, то эта схема — удобный способ законного уменьшения налогов и экспорта капитала;

  • оффшорная компания — держатель банковского счета. В этом случае владелец получает под контроль данную компанию, а уже компания открывает счет в банке, что позволяет через какое-то время получить на руки корпоративную кредитную карту;

  • оффшорная компания — залогодержатель. Схема реализуется в рамках тонкого налогового планирования в том случае, если владелец имущества опасается за его сохранность;

  • оффшорная компания — инвестор. При желании инвестировать вывезенный капитал обратно в свою страну оффшорная компания, может стать удобным перевалочным пунктом капитала на его пути в новый инвестиционный проект, так как капитал можно аккумулировать в такой компании очень оперативно и без налогов;

  • оффшорная компания — судовладелец. Например, если лицо приобрело яхту, то помимо соображений безопасности есть и налоговый плюс: многие оффшорные центры предоставляют судам, ходящим под их флагом, очень льготные условия налогообложения;

  • оффшорная компания — исполнитель строительных работ. Если оффшорная компания находится в стране, с которой у России есть договор об избежании двойного налогообложения, и при этом не подпадает под определение постоянного представительства, то данная компания не будет облагаться российским налогом на прибыль.

Специализация оффшорных зон не имеет жесткого характера. В настоящее время насчитывается 30 юрисдикций, являющихся наиболее известными «налоговыми убежищами». На налоговой карте мира насчитывается более 300 единиц льготных юрисдикций и зон, представляющих интерес с точки зрения налогового планирования международных финансовых операций.

 

Изучить практические способы организации и применения налогового планирования, работы с налоговыми рисками и минимизации налогообложения вы можете с помощью курса «Налоговое планирование». Практические системные знания в области налогообложения (сущность налогов и сборов, принципы построения налоговых систем, налоговая система РФ, элементы налогообложения, организация налогового контроля, налоговая политика государства, важнейшие категории и понятия, и пр.) вы можете получить из курса «Основы налогообложения».

www.elitarium.ru

Управление налоговой системой

Понятие и принципы налоговой системы

Налогообложение как явление существует достаточно давно. Государственная власть, осуществляющая управление страной, а так же обеспечивающая защиту населения, сама не производит экономических благ. То есть, она не может обеспечить свои и социальные нужды. Для этого и была введена система налогообложения. По мере усложнения экономических моделей в обществе, а так же унификации финансовых отношений, преобразовывалась и налоговая система.

Замечание 1

Ее основным инструментом выступает налог, который является формой обязательной безвозмездной выплаты государству населением и объектами хозяйствования. Налоги имеют различные виды, формы, структуру изъятия у общества.

Определение 1

Отношения, сформированные процессами сбора и взимания налогов и сборов, называются налоговой системой.

Она формируется под влиянием множества факторов и в каждой стране имеет свои особенности. Однако, экономистами были разработаны основные принципы построения налоговой системы, к которой необходимо стремиться государствам, желающим развивать собственную экономику.

Основными принципами налоговой системы являются:

  1. Определенность конкретизирует ставки налогов, сроки, методы исчисления и уплаты.
  2. Справедливость выражается во взимании налогов с любого субъекта, признанного плательщиком.
  3. Удобство обеспечивает информированность плательщиков, а так же методы по контролю за злоупотреблениями со стороны налоговых органов.
  4. Экономия представляет собой соразмерность затрат на сборы налогов их ставкам.
  5. Равенство выражается в правах плательщиков и государства.
  6. Эффективность формирует такие отношения, при которых плательщик не может уклониться от своих обязанностей.

Управление налоговой системой

Управление системой налогообложения является одной из самых важных и спорных видов деятельности государства. Стремление к принципам построения идеальной системы на практике не обеспечивает удовлетворенности обеих сторон. Под влиянием множества факторов налоговая система страны так же испытывает различные изменения. Механизм управления системой может обеспечить не только стабильность ее работы, но и своевременное реагирование на изменения экономики, путем адаптации системы налогов к новым требованиям общества.

Определение 2

Управление налоговой системой представляет собой комплекс мероприятий, представленных методами и приемами, которые планомерно влияют на налогообложение в целях обеспечения финансирования нужд государства и общества.

Управление может быть оперативным, представляющим собой контроль, и общим. Для налоговой системы России характерно управление на федеральном, региональном и местном уровнях. На каждом уровне действуют организации, осуществляющие определенный набор функций.

Так, на федеральном уровне действуют:

  • Президент, который влияет на принципиальные изменения в налоговой политике и реформировании системы налогообложения.
  • Правительство, которое разрабатывает, утверждает и внедряет в практику законы, определяющие процедуры налогообложения.
  • Федеральное собрание, которое закрепляет и детализирует основные направления в налоговой политике.

Законодательный, исполнительный органы субъекта РФ, а так же его глава осуществляют региональное управление системой налогообложения. Они определяют какие из видов налогов необходимо внедрить в систему на определенной территории.

Муниципальные органы управления действуют на местном уровне. Здесь вводятся в действие необязательные, но предусмотренные налоговым законодательством страны виды платежей. Исполнительная власть на муниципальном уровне занимается взиманием налогов.

Оперативное управление обеспечивается такими государственными органами, как:

  • Министерство финансов;
  • Налоговый орган определенного уровня формирования;
  • Таможенный орган федерального, регионального формирования;
  • Органы внутренних дел.

Замечание 2

Важную роль по контролю за соблюдением законодательства выполняет Федеральная налоговая служба, являющая совокупностью ранее действовавших органов налоговой полиции и налоговой инспекции. В их функции входят выявление, предупреждение, пресечение и расследование преступлений в системе налогообложения.

Работа налоговых органов четко регламентирована и ограничена определенными полномочиями, зафиксированными в законодательстве страны. Любые взаимодействия между налоговыми организациями различных уровней формирования так же регламентируются законом РФ.

Права и обязанности органов управления налоговой системой

В целях обеспечения прозрачности налоговой системы страны, а так же детализации действий налоговых органов в законодательстве четко прописаны их права и обязанности.

Государственные органы, обеспечивающие управление налоговой системой обязаны действовать в рамках законодательства страны. При этом они должны осуществлять контроль за процедурами взимания налогов на их уровне формирования.

Налоговые органы обязаны вести учет коммерческих организаций, а так же населения в установленном порядке. Они должны информировать налогоплательщиков об изменениях в системе налогообложения, о сроках проведения выплат, а так же об их правах и обязанностях, в том числе в письменной форме.

Органы управления налоговой системы должны предоставлять информацию о реквизитах счетов Федерального казначейства, а так же своевременно информировать о всех изменениях, касающихся этой сферы деятельности.

На налоговые органы возлагается обязанность по принятию решения о возврате платежей от населения и коммерческих организаций, представляющих излишки. Они должны соблюдать и сохранять налоговую тайну.

Налоговые органы в праве требовать с налогоплательщиков документы, которые подтвердят основание и правильность исчисления, а так же сроки выплат в бюджет.

Они имеют право проводить проверки организаций, а так же изымать документы у плательщика в случае, если есть подозрение, что они будут уничтожены или изменены.

Налоговые органы имеют право вызвать представителей организаций, либо отдельных граждан в налоговые учреждения с целью проверки, а так же дачи пояснений.

Они могут остановить движение денежных средств по счетам плательщика, а так же наложить на них арест, в случаях предусмотренных законодательством страны.

Замечание 3

Кроме того, представители налоговых органов имеют право осматривать объекты предпринимательства, позволяющие извлекать прибыль. На основании этих данных определять суммы налогов, которые плательщикам необходимо будет выплачивать в бюджет страны, в случаях, если плательщик откажет в осмотре своих производственных помещений.

Налоговые органы могут взыскивать дополнительные выплаты в случае задержки платежей, а так же в случае нарушения налогового законодательства.

spravochnick.ru

§ 2. Управление налогообложением : Налоговое право России : Юридическая библиотека

Управление налогообложением осуществляется органами государства, непосредственно ответственными за проведение (осуществление) налоговой политики. Такими органами, как уже отмечалось, являются Минфин России и МНС России.

Так, Минфин России разрабатывает совместно с МНС России и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы в Российской Федерации. Помимо этого, министерство координирует в пределах своей компетенции политику федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет. Для этого в структуре Минфина России создан Департамент налоговой политики.

Особое значение имеет соответствующая деятельность МНС России. В рамках осуществления управленческой функции в сфере налогообложения этот федеральный орган исполнительной власти:

- организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

- анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет;

- участвует в установленном порядке совместно с Минфином России в разработке налоговой политики и налогового законодательства;

- осуществляет контроль за изданием министерствами, ведомствами и другими организациями нормативных документов, связанных с налогообложением, и в необходимых случаях ставит вопрос об отмене указанных документов, как не соответствующих действующему законодательству;

- разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, а также формы отчетов о проведенной государственными налоговыми инспекциями работе;

- обобщает практику применения нормативных актов по налогам и другим платежам в бюджет, организует проведение этой работы государственными налоговыми инспекциями и подготавливает предложения по ее совершенствованию;

- координирует проведение с правоохранительными и контролирующими органами мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

- получает, обобщает и анализирует отчеты государственных налоговых инспекций о проделанной работе и разрабатывает предложения по ее совершенствованию;

- проводит обследования и проверки организации работы налоговых инспекций на всех уровнях, принимает меры к устранению выявленных недостатков и нарушений;

- осуществляет связи с налоговыми службами иностранных государств и международными налоговыми организациями в соответствии с имеющимися соглашениями, изучает опыт организации деятельности налоговых служб зарубежных стран и разрабатывает предложения по его практическому использованию;

- подготавливает совместно с Минфином России и реализует межправительственные соглашения во избежание двойного налогообложения доходов и имущества юридических и физических лиц стран-участниц;

- осуществляет меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работ государственных налоговых инспекций.

Для осуществления управления налогообложением в структуре центрального аппарата МНС России созданы: Департамент налоговой политики и совершенствования налогового законодательства, Административно-контрольный департамент, Департамент методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения, Департамент методологии косвенных налогов, налогов с оборота и налога с продаж, Департамент по работе с крупными налогоплательщиками, реструктуризации задолженности и принудительному взысканию недоимки, Департамент контроля налоговых органов и другие структурные подразделения.

bookzie.com

1.2 УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ. Современная налоговая политика Российской Федерации

Похожие главы из других работ:

Автоматизированные информационные технологии в налоговой службе

Глава 1 История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением

В момент создания налоговых органов в них была перенесена существующая технология работы финансовых структур…

Анализ финансовой деятельности ООО «ФОРТИС-ИМПЭКС»

1.2 Управление предприятием

финансовый доходность рентабельность Управление предприятием — процесс планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования действий персонала, постановки стратегических целей и тактических задач предприятия…

Анализ хозяйственной деятельности ООО «Соната»

6. Управление персоналом

Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива…

Государственный внутренний долг РФ, его динамика и структура

1.3 Управление им

Процесс управления госдолгом — это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга…

Методы налогового регулирования устойчивого развития национального хозяйства РФ

Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАМКАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Налоговая политика Кыргызской Республики

2.2 Методы осуществления налоговой политики и управление налогообложением

Параметры налоговой системы во многом зависят от проводимой государством налоговой политики, под которой понимается совокупность осуществляемых государством мероприятий…

Оптимизация налогообложения юридических лиц

1.3 Теоретические основы управления налогообложением на предприятии

Для субъектов хозяйственной деятельности эффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия, что обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет…

Особенности финансовой политики государства

2.2 Управление финансами

В управлении финансами при определении целей и задач финансовой политики, разработке и утверждении финансового и связанного с ним законодательства и подзаконных актов участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти…

Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей

2. Особенности формирования финансов индивидуальных предпринимателей с налогообложением

Оценка механизма формирования и распределения прибыли на примере предприятия ООО «БелКрус»

1.3 Управление предприятием

Управление ООО «БелКрус» осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом на основе сочетаний прав и интересов трудового коллектива и собственников имущества…

Совершенствование управления прибылью на предприятии

1.1 Управление организацией

Управление организацией зависит, в первую очередь, от вида и формы предприятия. Предприятие — это имущественно обособленная хозяйственная единица…

Современная налоговая политика Российской Федерации

1.2 УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ

В зависимости от состояния экономики, целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетным, используются различные методы осуществления налоговой политики…

Сущность денежного рынка современной России и его регулирование

3.3 Управление резервами

Средства, которые находятся в распоряжении любого коммерческого банка, делятся, как уже отмечалось, на две части: 1) деньги, которые банк может выдавать в виде кредитов; 2) резервы банка…

Финансовая система страны

3. Управление финансами

Финансы организаций

4 Управление затратами

fin.bobrodobro.ru

Организационная система управления налогами

Количество просмотров публикации Организационная система управления налогами — 501

Содержание и задачи управления налогообложением.

Управление налогообложением состоит в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелœена на создание эффективной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

Управление налогообложением осуществляется органами государства, непосредственно ответственными за проведение (осуществление) налоговой политики, к которым относятся Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам.

Управление налогообложением направлено на решение общенациональных задач на макроуровне и специфических задач — на микроуровне.

К общенациональным задачам управления следует отнести:

— образование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;

— установление наиболее оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы;

— составление краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов с использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информации для принятия решений.

Специфическими задачами управления можно считать:

1) определœение участия юридических и физических лиц в налоговых доходах бюджета;

2) разработку научно обоснованных ставок налогов, систем оценочных показателœей налогооблагаемой базы;

3) осуществление контроля за налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, а также проведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

Общее управление налогами возложено на высшие органы власти – парламент, аппарат Президента͵ правительство.

Оперативное управление процессом налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство Финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всœех структурных подразделœениях экономики.

С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всœех структурных подразделœениях экономики.

13 Налоговый менеджмент: понятие, характеристика базовых форм.

Налоговый менеджмент — управление налогами, осуществляемое организациями-налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности.

Субъектами налогового менеджмента выступают государство в лице законодательных и исполнительных органов власти, а также сами налогоплательщики – юридические лица (предприятии, организации).

В соответствии с делœением общей системы финансов на государственные финансы и финансы предприятий (организаций или корпораций) крайне важно выделять два звена (уровня) налогового менеджмента:

— макроуровень – государственный налоговый менеджмент;

— микроуровень – налоговый менеджмент предприятий (организаций) или корпоративный налоговый менеджмент.

Объект налогового менеджмента — экономические отношения предприятий и организаций с государством, возникающие в процессе формирования доходов бюджета и материализующиеся в налоговых платежах, определяющих денежные (или финансовые) потоки, которые отражают движение долговых требований.

Задача налогового менеджера — предвидеть изменения налоговой политики страны, законодательной базы налогообложения и оценить их. Финансовое руководство фирмы обычно стремится максимально снизить подлежащие выплате налоги, для чего ведется работа по обнаружению и использованию легальных возможностей минимизации налогов и соответствующее увеличение объёма децентрализованных фондов денежных средств фирмы, определяющих экономическую ценность ее активов, т. е. ее стоимость.

Частные цели государственного и корпоративного налогового менеджмента различные: государство заинтересовано в росте налоговых поступлений, а предприятия, в уменьшении налоговых платежей. При этом общей целью налогового менеджмента͵ безотносительно к его уровню, является укрепление финансов, повышение экономической эффективности и обеспечение экономического роста.

Цель и эффективность налогового менеджмента͵ движение налоговых потоков обеспечиваются через организацию и функционирование налогового процесса на макро-и микроуровне. На уровне макроэкономики налоговый менеджмент структурно включает в себя налоговое право, налогообложение, налоговую политику, налоговую систему и налоговый механизм. На микроуровне налоговый менеджмент включает в себя только отдельные элементы налогового процесса, являющиеся прерогативой органов управления предприятием, а именно: налоговая политика, налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль самой организации (предприятия).

Налоговый менеджмент предполагает принятие эффективных решений в области управления входящими и исходящими налоговыми потоками. Принятие таких решений осуществляется в рамках налогового процесса, организуемого государством на уровне экономики в целом по всœем названным выше составляющим его элементам. В отличие от налогового менеджмента на уровне макроэкономики, принятие управленческих решений на уровне предприятия осуществляется лишь по тем элементам налогового процесса, которые менеджмент предприятия самостоятельно организует и использует в управлении.

Налоговый менеджмент является составляющей частью финансового менеджмента.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, налоговый менеджмент в условиях функционирования государства и предприятий в рыночной среде следует рассматривать двояко:

— как процесс принятия управленческого решения;

— как систему управления.

Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой.

Общее управление налогами в Республике Беларусь возложено на высшие органы государственной власти — парламент, аппарат Президента͵ правительство. Οʜᴎ определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Парламент в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все законодательные проекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при наличии заключения правительства.

Оперативное управление процессом налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами.

Финансовые органы на местах занимаются конкретным вопросами налогообложения, а именно:

‣‣‣ совместно с налоговыми органами осуществляют ревизии юридических лиц;

‣‣‣ принимают меры по укреплению налоговой дисциплины своевременному и полному поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджет;

‣‣‣ формируют доходную часть своих бюджетов, получая при этом сведения от налоговых органов;

‣‣‣ в пределах своей компетенции предоставляют налогоплательщикам отсрочки и рассрочки платежей по налогам с уведомлением налоговых органов о принятых решениях;

‣‣‣ совместно с налоговыми органами решают вопрос о неприменении финансовых санкций к налогоплательщикам в случае задержки или неуплаты налогов;

‣‣‣ получают сведения от налоговых органов о поступлении налоговых доходов в бюджет, а также другую информацию, необходимую для регулирования бюджетного процесса.

На структурное подразделœение Министерства финансов — Главное государственное казначейство — возложено управление доходами и расходами республиканского бюджета исходя из принципа единства кассы.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. МНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.

В структуру МНС входят управления, отделы, а также инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и ᴦ. Минску, районам, городам, районам в городах, а также департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий.

На Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь возлагаются следующие функции:

контроль за правильностью расчёта , полнотой и своевременностью уплаты в бюджет всœех обязательных платежей;

подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства;

участие совместно с Министерством финансов в разработке налоговой политики и налогового законодательства государства;

постоянный мониторинг процесса издания различными ведомствами нормативных документов о налогообложении;

выработка форм налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Налоговые инспекции на местах имеют право:

‣‣‣ проводить плановые и контрольные проверки на предприятиях, в учреждениях, организациях;

‣‣‣ проверять всœе документы (денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации), связанные с исчислением и уплатой налогов;

‣‣‣ получать от налогоплательщика необходимые объяснения, правки, сведения по вопросам проверок;

‣‣‣ бесплатно получать необходимую информацию от государственных органов, предприятий, физических лиц;

‣‣‣ при проведении проверок у налогоплательщиков изымать у них акты, документы, свидетельствующие о сокрытии прибыли или других объектов обложения, в случае если есть основания предполагать, что эти документы будут уничтожены или заменены;

‣‣‣ вызывать в налоговые органы налогоплательщиков в связи с проведением проверок;

‣‣‣ обследовать с соблюдением соответствующих правил складские, торговые и иные помещения юридических лиц;

‣‣‣ приостанавливать операции предприятий, организаций и граждан по счетам в банках в случае непредставления их должностными лицами налоговым органам документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, а также в случае невыполнения требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений;

‣‣‣ требовать от налогоплательщиков исправления выявленных налоговых нарушений и контролировать выполнение указанных требований;

‣‣‣ проводить в бесспорном порядке взимание недоимок, также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством;

‣‣‣ применять к налогоплательщикам финансовые санкции за нарушения налогового законодательства;

‣‣‣ возбуждать в установленном порядке ходатайство о запрещении занятия предпринимательской деятельностью;

‣‣‣ предъявлять в хозяйственный суд иски о лишении предприятий лицензий.

За соблюдение налогового законодательства несет ответственность и Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Его задача — предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Кроме указанных финансовых и налоговых органов вопросами налогового управления занимаются банки и другие кредитные учреждения. Банки при открытии расчетного (текущего) счета предприятию или физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прежде всœего проверяют документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе, а при открытии иных счетов (валютных, ссудных, депозитных) — дополнительно справки, удостоверяющие уведомление налогового органа о намерении налогоплательщика открыть соответствующий счет.

referatwork.ru

3. Управление налогообложением (государственный налоговый менеджмент)

К системе государственного управления налогообложением, занимающегося координацией и совершенствованием всех сторон налогообложения, применимо понятие «государственный налоговый менеджмент», который как особый научно-практический процесс чрезвычайно емок по своему содержанию, условиям организации и целевым установкам. Это и выработка правовых основ налогообложения на основе исторического опыта, современных достижений экономической науки и практики, и обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма и его элементов, и создание учетно-аналитических правил, отчетных документов, и многое другое.1

Рассмотрим более подробно государственный налоговый менеджмент.

Как правило, в специализированной литературе можно встретить только понятия налоговой политики и налогового механизма, поэтому процесс управления налогообложением остается наименее освещенным.

По мнению Юткиной Т.Ф., «управление налогообложением – важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью общей теории и практики управления».1

В общем плане управление – целенаправленное воздействие субъекта управления на его объект с целью достижения определенного результата в рамках конкретной экономической системы.

Экономическая сущность, функции и роль налогов реализуются в сфере практических действий государственных органов, выражающихся в понятиях «налоговая система», «налоговые отношения», «налоговый механизм», «налоговая политика».2Они выступают формами государственного управления единым налоговым процессом.

Совокупность налоговых отношений является объектом налоговой системы. В свою очередь, ее субъектом выступают соответствующие финансовые и налоговые органы.

Таким образом, в узком смысле управление налогообложением – целенаправленное воздействие субъекта налоговой системы, на ее объект – налоговые отношения. Сам процесс данного воздействия осуществляется посредством функционирования налогового механизма.

Налоговый механизм – средство воздействия субъекта на объект налоговой системы, внешняя форма проявления практической реализации функции налогообложения. В параграфе 5.2 мы подробно рассмотрели элементы налогового механизма.

Налоговая политика – это конечная цель управления налогообложением, конкретный результат. В параграфе 5.1 мы рассмотрели понятие, содержание и типы налоговой политики.

В зависимости от характера процесса управления, которое бывает стратегическим и текущим, подразделяются и органы управления налогообложением. Общее стратегическое управление налогообложением осуществляют высшие органы власти и управления – аппарат Президента РФ, Правительство РФ. Текущее управление возложено на государственный финансовый и налоговый аппарат – Министерство финансов, налоговые администрации, таможенные органы и т.д.

Следовательно, в широком смысле – управление налогообложением (государственный налоговый менеджмент) – совокупность мер государства (государственных финансовых и налоговых органов) по обеспечению целенаправленного и непрерывного функционирования налогового механизма с целью достижения эффективного функционирования всей совокупности налоговых отношений и реализации на этой основе соответствующей налоговой политики.

studfiles.net