Унитарные гос – Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Муниципальные унитарные предприятия России :: SYL.ru
Унитарное государство — что это такое? Признаки унитарного государства
Унитарная форма государства — это вид государственного устройства, при котором страна разделена на несколько административных частей, которые не имеют статус государственных образований. Но в некоторых случаях отдельные регионы страны могут обладать некоторой долей самостоятельности в принятии решений. Признаки унитарного государства характерны для небольших по площади и численности населения стран. Но и тут есть исключение в виде Китая, который, несмотря на солидную территорию и огромное население, считается унитарным государством. В таких странах действует единый свод законов, единая конституция и правовая система. Высшие органы управления одни для всех образований в государстве. В настоящее время унитарными является абсолютное большинство независимых государственных образований в мире. Среди таких стран можно отметить Великобританию, Францию, Испанию, Украину и многие другие. В последнее время мы особенно часто слышим упоминание про унитарное государство. Что это такое, мы рассмотрим более подробно.
Унитарность как форма государственного устройства
Прежде чем рассмотреть более подробно само определение «унитарного государства», необходимо упомянуть о существующих формах государственного правления. По своей сути форма государственного строя является административным, территориальным и национальным строением страны, которое показывает взаимоотношения между регионами, органами местного и центрального государственного аппарата, а также между разными народностями и нациями, проживающими на одной территории.
Кроме этого, форма государственного строя демонстрирует из каких субъектов состоит государство, какое у них правовое положение и степень их взаимодействия между собой, в какой форме выражаются интересы национальных меньшинств, проживающих в одном регионе, а также как строятся отношения между органами центральной власти и местным самоуправлением.
А вот конкретная форма государственного устройства в той или иной стране зависит от географического расположения регионов, их национального состава, а также от целого ряда факторов, среди которых можно выделить экономический, социальный, исторический и культурный.
Виды форм государственного строя
В настоящее время существует 3 вида форм государственно-территориального строя:
1. Федерация. Данная форма государственного строя представляет объединение нескольких ранее суверенных (или обладающих широкой автономией в составе государства) стран (регионов) в единое государство на добровольной основе. Самыми известными примерами федеративного строения являются Российская Федерация (в составе 85 субъектов, из которых 22 республики, 4 автономных округа и 1 автономная область), США (50 штатов и несколько свободно ассоциируемых территорий), Индия (29 штатов, столичный округ и 6 союзных территорий) и другие.
2. Конфедерация. Эта форма устройства является государственным объединением нескольких независимых стран. При этом ни один их субъектов конфедерации не теряет свой суверенитет, и обладает собственными вооруженными силами, денежной и правовой системами. Единой ныне существующей конфедерацией является Швейцария (однако в последнее время она приобрела все признаки федерации). Также своеобразными конфедерациями считают ЕС, Союз России и Беларуси, Евразийский Союз.
3. Унитарное государство. Что это такое? Этот вопрос не дает покоя миллионам граждан, особенно в последнее время с появлением очагов сепаратизма в разных странах мира. Это единое государственное образование, которое разделено на административные составляющие, каждая из которых не обладает никаким суверенитетом и подчиняется центральным органам власти. В свою очередь, унитарные государства также разделяют на несколько видов.
Централизованное унитарное устройство государства
К унитарным государственным образованиям данного типа относят страны, в которых функции власти осуществляются на местном уровне только теми представителями власти, которые утверждены и согласованы центральными органами управления. При этом централизованное государство может предоставить некоторую самостоятельность низшим органам управления на местах. Самые яркие примеры унитарных государств с централизованным устройством — это Великобритания и Дания. Кроме того, признаки централизованности присущи для стран Африки, где на местах власть принадлежит племенам и родам. Хотя стоит заметить, что на сегодняшний день такие государства встречаются довольно редко.
Децентрализованное унитарное государство: что это такое?
К децентрализованным государствам относят те страны, в которых конституция предусматривает разграничение органов центральной власти и местного самоуправления. То есть, фактически, субъекты государственного образования могут иметь достаточно широкую автономию, и при этом располагать собственным парламентом, управленческими структурами и правительством. В основном подобными привилегиями пользуются крупные регионы, которые некогда были независимыми или обладали достаточно широкой самостоятельностью в решении конкретных вопросов. Кроме того, эти регионы зачастую объединены общими историческими, экономическими, и географическими интересами. Субъекты децентрализованного государства могут самостоятельно решать ряд вопросов, среди которых экономические проблемы, вопросы образования, здравоохранения, охраны общественного порядка и коммунального хозяйства. Фактически субъекты превращаются в отдельные страны унитарного государства, которые объединены по каким-то причинам в единое образование. К странам с ярко выраженным децентрализованным устройством можно отнести Францию и Испанию.
Смешанные унитарные государства
Смешанные унитарные государства обладают признаками как децентрализации, так и централизованного воздействия власти на субъекты государственного образования. Фактически, к смешанным государствам можно отнести те страны, некоторые регионы которых обладают широкой автономией и способны самостоятельно решать поставленные задачи. При этом автономии могут устанавливать связи с другими странами, подписывать разнообразные культурные, социальные и экономические меморандумы. Самые яркие примеры унитарных государств смешанного типа — это Италия и Норвегия.
Для государств с унитарной формой устройства характерны несколько отличительных особенностей.
Внутреннее деление унитарных государственных образований
Как правило, каждая страна разделена на небольшие регионы, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие субъекты местного самоуправления. Название регионов может быть разным, но их смысл одинаков во всех странах мира. К примеру, страны бывшего СССР в своем делении имеют большие области, которые, в свою очередь, разделяются на районы и сельские поселения (сельсоветы). Данный раздел не случаен. Регионы формируются на общности интересов исторического прошлого, географического расположения и экономического развития. Подобное административное деление позволяет органам центрального управления максимально контролировать ситуацию по всей стране.
Основные черты унитарных стран
1. Все субъекты государственного строя подчиняются действию единой конституции. При этом основной закон может разграничивать центральную власть и самоуправление, таким образом, предоставляя региону некоторую автономию.
2. Единые органы государственной власти. Власть президента страны и парламента на всей территории государства неоспорима. Кроме того, органы центральной власти обладают полномочиями самостоятельно назначать руководителей органов самоуправления на местах.
3.Если на территории государства проживают другие национальности (небольшие по численности), то допускается предоставление им некоторой автономии.
4. Все международные отношения регулируются центральными органами власти. Субъекты государства не могут вступать в международные союзы самостоятельно. Допускается лишь сотрудничество автономий с другими государственными образованиями на культурном и социальном уровнях.
5. Субъекты государства не имеют государственного суверенитета, следовательно, регионы не имеют собственных вооруженных сил, денежной системы и других элементов государственности.
6. Государственный язык во всех субъектах государства един.
Факторы, влияющие на формирование унитарного государства
Многие люди задаются вопросом: «Унитарное государство: что это такое, как оно образовывается?». Попробуем на этот вопрос ответить. Унитарное государство формируется в зависимости от множества факторов. Рассмотрим некоторые из них.
1. Преобладание на территории государства единого культурного и национального населения, которое имеет один язык, одну религию, схожесть менталитета и общую историю.
2. Удобство создания единого государства по экономическим причинам. Государства, которые имеют общие границы с отсутствием таможенных барьеров, могут объединиться в унитарное государственное образование. Правда, стоит отметить, что для этого еще необходима единая валюта, единая система налогообложения, общность правовой системы, а также единство ресурсного потенциала и разделения труда.
3. Внешнее давление со стороны третьих государств. При активном вмешательстве в государственные дела других государственных объединений, страны с общей границей и общими культурно-историческими факторами могут объединиться в единое унитарное государство.
Факторы, которые влияют на разобщенность унитарного государства
На вопрос: «Какое государство унитарное?», большая часть людей ответит, что это страны, которые едины по историческим и культурным традициям, и не сталкиваются с проявлениями разобщенности в обществе. Однако это не совсем так. Для унитарных образований в современном мире характерны многие проблемы. Среди основных можно выделить так называемый сепаратизм, то есть требование одного региона о признании его государственного суверенитета. Рассмотрим, что влияет на разобщенность внутри унитарного государства.
1. Невыгодность объединения по экономическим причинам. Ярким примером в этом случае служит Италия. В последние годы северные регионы страны активно заявляют о суверенитете, особенно это движение популярно в Венеции. Эти регионы являются рычагами экономики страны, и дотируют более бедные южные области.
2. Разная история, культура и язык частей государства. В этом случае самым ярким примером является Украина, которая состоит из регионов с разными культурными и историческими интересами. Так, к примеру, южные и восточные регионы Украины более тесные связи с Россией. В западной части страны ситуация похожа. Так, Закарпатье имеет историческую и культурную общность с Венгрией, Буковина — с Румынией, а Галиция — с Польшей. Но, несмотря на подобную разницу в историческом и культурном плане, Украине присущи признаки унитарного государства.
3. Низкий уровень жизни и недовольство этим фактом населения. В этом случае в качестве примера можно привести Судан. Низкий уровень жизни стал причиной того, что южные регионы страны, которые до этого обладали широко автономией, решили отделиться от основного государства. При этом стоит заметить, что именно в южных регионах Судана сосредоточено до 60% экономических рычагов. В итоге это привело к тому, что на политической карте мира появилось новое государство Южный Судан.
4. Низкая политическая грамотность населения, которая позволяет «политическим лидерам» регионов активно пропагандировать идею создания суверенного государства.
fb.ru
Унитарное государство — это: примеры стран, плюсы и минусы централизованного и децентрализованного строя
Карта мира неоднократно менялась, возводились или рушились империи. Но что заставило эгоистичных разумных существ объединится? Ответом на этот и другие вопросы станет сегодняшняя статья.
…
Вконтакте
Google+
Мой мир
Основополагающие понятия
Государство – одна из форм организации общества, располагающее инструментарием для принуждения и управления. Установка правовых порядков в пределах территории – неотъемлемая часть суверенитета.
Примечательно, что международное право до сих пор не дало единой трактовки унитарного государства, лишь примеры таких образований.
Важно! В политологии этот термин один из важнейших, ведь вся история человечества делится на «до» и «после» создания управляющих/ принуждающих механизмов.
Популярные теории происхождения
Наиболее популярные точки зрения представлены ниже:
- Теологическая – религиозное течение раннего Средневековья. Влияние церкви диктовало божественность всего сущего, а виды унитарных государств – дело рук Господних. Ярый последователь такой точки зрения – Фома Аквинский.
- Патриархальная – Аристотель был уверен, что в основе каждой страны лежит разросшаяся семья. Власть же рассматривается, как продолжение отцовской (монарха) заботы о детях – поданных.
- Договорная – феномен частной собственности стимулировал поиск методов ее защиты. С этой целью группа людей (народ) добровольно объединился по заранее оговоренным условиям.
- Органическая – виды унитарных государств рассматриваются как человеческий организм с обилием составляющих. Г. Спенсер считал людей клетками организма, взаимодействие которых заставляет функционировать ткани и органы (государственный аппарат).
- Теория насилия – считается, что воинственность и вражда племен привела к формированию новообразований из осколков от унитарного государства. Действительно, история знает немало таких примеров (Золотая Орда), но абсолютизировать роль насилия не стоит.
Это интересно! Изучение роли личности в делах державы: в чем сущность правового государства
Виды государственного строя
Унитарное
Унитарное государство – это вид государственного устройства
- Единый нормативно-правовой акт, верховенствующие на всей протяженности границы.
- Одна денежная система, гражданство, высшие органы власти.
- Новообразования не имеют суверенного статуса.
Примеры разнообразия унитарных стран:
- УГ без автономий – полнота власти распространяется на всю территорию. Список стран: Швеция, Польша, Болгария, Ирландия, Япония.
- УГ с отдельными автономиями – составные части могут принимать свои законы: Франция, Великобритания, Уэльс, Узбекистан.
- Децентрализованная страна, состоящая из самоуправляемых частей: Испания, Италия.
Страна пользуется благами централизации, если во главе регионов находятся назначенные с центра руководители. Децентрализация предполагает самостоятельную выборность главы административно-территориальной единицы.
Важно! По форме территориально-политической организации выделяют федеративные и унитарные государства.
Виды государственного устройства
Факторы, формирующие УГ
Признаки унитарного государства:
- На территории проживает население, имеющее один язык, культурную близость, схожесть менталитетов.
- Экономически оправданное объединение. Однако обязательными условиями является: единая валюта и налогообложение, общность природных ресурсов и правовой системы.
- Внешнее давление, как инструмент манипуляции на унитарные государства.
Наиболее развитые УГ
Франция – отличный пример централизованного устройства. Страна делится на 95 департаментов, те – на коммуны. Центральная власть на местах сосредоточена в руках префектов, назначаемых лично главой правительства.
В коммуны избираются представители из местного населения, выборы проводятся каждые 6 лет.
Внимание! Сочетание парламентской и президентской республик – это отличительная особенность французского строя. Так, во главе системы стоит Президент, он выбирается путем всеобщих выборов на 5 лет.
Великобритания – квази-унитарная система, где монарха ограничивает парламент. Королева Елизавета II выполняет не только политическую роль, она стоит у истоков трех ветвей власти, имеет право объявления войны.
Примечательно, на территории Великобритании нет единой правовой системы, понятия единого документа «Конституция» не существует. Жизнь страны регулирует список международных договоров, судебных прецедентов.
Правительство имеет двухуровневую структуру: Палату Общин и Лордов. Регулирование основного законодательного органа осуществляет Вестминстерская система.
Япония – страна разделена между 47 префектурами, где признаки унитарного государства необычайно велики. Принятая Конституция ограничила власть императора до «символа нерушимости», фактическая власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право на утверждение премьер-министра (независимая кандидатура). Нынешний император выполняет только церемониальные функции.
Преимущества УГ:
- единая правовая система, обеспечивающая неукоснительное исполнение предписаний;
- структурные особенности позволяют избежать дублирования выполняемых функций, конфликтных ситуаций;
- более справедливые условия труда, внутреннего рынка.
- различия в менталитете и культуре населения;
- экономическая «зависимость» регионов друг от друга;
- недостаточный уровень жизни, низкая скорость принятия решений «в центре»;
- политическая культура народа низкая, умы граждан легко поддаются манипуляциям и пропаганде.
Это интересно! Что такое традиционная экономическая система – это: признаки и характеристика
Федеративная форма устройства
Страна управляется властями на нескольких уровнях. Федеративные субъекты пользуются собственными правами и свободами.
Смешанные формы находятся, как правило, в переходной стадии развития. В дальнейшем наблюдается либо расширение автономии, либо ее ограничение.
Федеративное устройство, основополагающие характеристики:
- Множественность самостоятельных административных частей.
- Субъекты не суверенны, не могут выйти из состава федерации.
- Деление государственной власти на субъектную и федеральную.
- Регулирование функций между институциями осуществляет Конституция.
- Федерация задает внешнеполитический курс страны, сохраняет ее целостность, единые вооруженные силы и гражданство.
- Субъекты берут на себя управление природными ресурсами, образовательной, экономической и социальной сферами.
Также существует деление по другим признакам.
Способу образования:
- Конституционно-правовая – переходная форма превращается в федерацию за счет принятия соответствующей Конституции.
- Договорно-правовая – создается благодаря соглашению ряда стран объединится в единое государство с сохранением широкой автономии (Российская Федерация).
Степени однородности субъектов:
- Симметричная – составные части едины, одинаковы и обладают равными правовыми статусами. Идеальной симметрии на политической карте мира не существует.
- Асимметричная – характеризуется нарушением баланса между статусом и природой образования.
Важно! В широкой автономии административно-территориальных образований состоит отличительная особенность федерации от унитарного государства.
Федеративная форма устройства
Конфедерация — редкое явление
В современном мире не встретить подобного устройства. Главным принципом является добровольная интеграция ряда стран для совместных решений на время острых военных или политических катаклизмов.
Некоторые политологи считают, что данной государственной формы не существует в природе. Как не утихают и споры насчет Япония – унитарное или федеративное устройство.
Как правило, конфедеративное устройство слабо,
- наблюдается отсутствие юрисдикции над гражданами;
- органы «совместного» управления лишены возможности немедленного действия;
- длительное обсуждение и согласование каждого вопроса с каждым органом власти государств-членов конфедерации;
- в такой стране нет законодательного рычага политической власти;
- каждый участник оставляет право выйти из озвученного государственного устройства.
ТГП: Унитарное государство: понятия, признаки, виды
Унитарное государство как — форма территориального устройства государства
Вывод
Государство – сложная структура взаимодействия между населением (французское УГ), органам управления и административно-территориальными единицами. Государственное устройство формирует уровень жизни и экономическую мощь отдельно взятого объекта. Тогда как централизованное унитарное государство стремится повысить благосостояние каждого гражданина.
Это интересно! Традиционная и рыночная экономика: плюсы и минусы разных подходов
uchim.guru
Список унитарных государств: особенности устройства разных стран
В известном человеку мире насчитывается более 200 государств и зависимых территорий. Они имеют разный политический строй, различаются по территории, культурному и бытовому укладу населения, отношению к религии. Но основное различие в странах связано с их административно-территориальным устройством. По этому признаку все государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Наибольший интерес представляет именно первая категория.
Понятие унитарного государства
В широком смысле под унитарным устройством понимают форму национально-государственной организации территорий, при которой все части страны находятся под управлением одной системы органов власти. На территорию также распространяется одна система законов, налогов и повинностей, без привилегий и изъятий.
Унитаризм — один из 3-х видов административного устройства и самый «популярный». В настоящее время в списке унитарных государств насчитывается 85 % от всех стран и территорий в мире. Старейшие государства мира (страны Европы, Африки и Азии) имеют такую административную организацию. Она может быть закреплены нормативно, в Конституции (Польша, Испания, Греция, Португалия и пр.) или просто подразумеваться.
Виды государств по статусу административных единиц
В зависимости от состава регионов все унитарные страны делятся на виды:
1. Простые — государство состоит из регионов с одним статусом. Например, Египет состоит из 27 равных провинций, каждая из которых делится на округа, а те, в свою очередь, на районы.
2. Сложные — если в составе есть одна или несколько территориальных единиц с особым положением. При этом автономия может быть административной (другой язык для общения и судопроизводства) или политической (право законотворчества в пределах региона). Достаточно часто регионы страны имеют равный статус, а столичный округ находится на особом положении (Индонезия).
В списке унитарных государств со сложным устройством — Испания, Таджикистан, КНР, Дания, Финляндия и др.
Виды государств по способу организации власти
По признаку управления страны могут быть следующими:
1. Централизованные — органы власти формируются одним способом, находятся в строгой иерархии и соподчинении, действуя в пределах своих полномочий. Среди подобных государств Казахстан, Белоруссия и Китай.
2. Децентрализованные — в звеньях управления этих стран функционируют избираемые органы (чиновники) и отсутствует административный надзор на низовыми органами власти. В списке унитарных государств такого типа довольно крупные образования — Швеция, Франция, Дания, Италия и др.
3. Смешанные — страна имеет централизованную систему управления, но в отдельных регионах с особым статусом действуют избираемые должностные лица или органы.
Примеры суверенных стран с унитарным устройством
Самые крупные гегемоны мира имеют федеративное устройство (Россия, США), но подавляющее число стран с высокоразвитой экономикой, играющих значительную роль на международной арене, всё же имеют равную организацию. В XXI веке список унитарных государств постоянно меняется, пополняясь новыми членами. Например, в конце прошлого столения возникло государство Косово, а в 2014 году организовались ДНР и ЛНР.
В настоящее время число стран с унитарным устройством по частям света распределяется следующим образом:
часть света | число стран |
Азия | 41 |
Европа | 41 |
Океания | 12 |
Африка | 49 |
Страны Латинской Америки | 28 |
В списке унитарных государств зарубежной Европы стоит остановиться на так называемых карликовых странах (Монако, Люксембург, Сан-Марино, Лихтенштейн). Они также являются унитарными, и многие считают, что регионального деления в них нет. Это не совсем верно, так как Монако — это городской конгломерат, получившийся после слияния 4 округов. Административный границы районов сохранены и в XXI веке. В Сан-Марино (площадь всего 61 кв. км) существует 9 округов, именуемых «кастелли». Люксембург, в свою очередь, также поделён на кантоны.
Список унитарных и федеративных государств насчитывает 199 позиций (171 и 28 соответственно), но под влиянием политических и экономических кризисов последних лет в этом перечне возможны скорые изменения.
fb.ru
Унитарное государство — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Унита́рное госуда́рство (от лат. unitas — «единство») — форма государственного устройства, при которой государство не имеет в своём составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, а составляющие его административно-территориальные единицы (области, края, районы, губернии и т. п.) подчиняются единым центральным органам власти. На территории унитарного государства, как правило, действует единая конституция и существуют единые законодательные, судебные, денежные и налоговые системы[1][2]. Большинство стран мира имеют унитарную форму государственного устройства.
Типология унитарных государств
Современные унитарные государства на карте мираПо признаку централизации
Среди унитарных государств по признаку централизации выделяют государства следующих типов:
- Децентрализованные унитарные государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных: Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия и др.
- Централизованные унитарные государства, в которых региональные органы возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра: Нидерланды, Казахстан, Узбекистан и др.
- Относительно децентрализованные унитарные государства, сочетающие местное самоуправление и централизованное государственное управление, проявляющееся в центральном административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления[3][4].
По признаку автономизации
Унитарные государства также разделяют по наличию автономий в их составе:
- Простые унитарные государства, которые либо вообще не имеют административно-территориального деления в силу их малой площади (например, Мальта, Бахрейн, Аруба, Науру), либо делятся только на административно-территориальные единицы (например, Алжир, Колумбия, Польша, Франция). При этом административно-территориальное деление может быть двух-, трёх-, и даже четырёхуровневым[3][4].
- Сложные унитарные государства, имеющие в своем составе одну или несколько автономий (например, Нахичеванская Автономная Республика в Азербайджане; Абхазская Автономная Республика в Грузии; Фарерские острова и Гренландия в составе Дании; Испания; автономные районы в Китае; Автономная Республика Крым в Украине), имеющих некоторые атрибуты собственной государственности[3][4].
- Национально-территориальная автономия — определённая часть унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившаяся в силу исторических, географических или иных особенностей, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).
- Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлено этническим меньшинствам (например, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Македонии — албанское).
Видео по теме
См. также
Примечания
Литература
wiki2.red
Что такое унитарное государство? Примеры и виды унитарного государства :: BusinessMan.ru
Унитарное государство создает для себя общие для всех земель судебные, исполнительные и представительские органы. Руководство и правление сверху осуществляется именно этими инстанциями.
Как распознать
Признаки унитарного государства в первую очередь говорят о большой территории. Когда страна огромная, появляется потребность в разделении земель, упорядочивании и делегировании полномочий от централизованной власти к местным органам управления.
Единая конституция – характерная черта, входящая в признаки унитарного государства. Гражданство для всех одинаково, так же как и законы. Унитарным государством является страна, разделяемая на более мелкие составные части. Это может быть область, округ, графство, департамент, провинция.
У данных малых территорий нет права на национальный суверенитет.
Часто бывает, что унитарное государство открывает свои земли для проживания многих народностей. Они могут претендовать на собственные законы и национальную автономию. Армия для всех общая. Ею управляют центральные органы, представляющие государственную власть.
Какие бывают варианты
Виды унитарного государства тоже разделяются на следующие варианты устройства, в зависимости от трудности:
- сложным называется тот вариант, в котором действуют единицы, имеющие право на автономию;
- простым – та форма, в которой все части равнозначны по важности и у какой-либо из них нет дополнительных прав и свобод на фоне остальных.
Виды унитарного государства в зависимости от уровня объединений могут быть следующие:
- Централизованное — где высшая власть назначает чиновников на местах в разных звеньях территориального и административного деления (таким образом работают в Польше и Болгарии).
- Децентрализованное – местные жители самостоятельно выбирают управленцев в своих областях. Например, так поступают в Великобритании.
- Промежуточный вариант – относительная децентрализация, что характеризует унитарное государство, где две предыдущие формы сочетаются воедино. Власть делится между данными органами, один из которых является назначенным с более высоких уровней. Такого чиновника зовут префектом, а второй – выбранным местным населением.
Когда речь идет о децентрализации, административно-территориальные единицы сами устанавливают соглашение относительно того, как будут меняться между ними границы. Верховным органам управления в этом процессе роли не отводится. Они не принимают никаких решений по подобным вопросам. А вот если рассмотреть подобные метаморфозы с позиции централизованной власти, унитарное государство такого типа обуславливает необходимость подтверждения и одобрения верховного управления.
Привилегированное положение отдельных единиц управления
До недавнего времени, в качестве примера части страны, имеющей куда более высокий статус, чем все остальные области, можно было представить Крым, пока он был автономной республикой Украины.
Вариантов деления земель масса. В Италии все части одного порядка, в Японии – разного. Каждое государство по-своему строит свою систему управления, наделяет малые единицы определенным спектром полномочий и возможностей.
По какому принципу создаются
Автономные единицы – это черта, отличающая сложные формы унитарных государств. Им присуждаются отличные от стандартных полномочия и возможности, они имеют большую свободу и независимость.
Примеры унитарных государств с автономией характеризуются наличием особых политико-территориальных отделений. Они создаются, учитывая национальный состав, традиции, культуру, быт людей, которые живут на данных землях.
Это можно сказать о Корсике, являющейся частью Франции или Северной Ирландии, входящей в состав Великобритании. Когда состав народа значительно отличается от основной массы, у группы появляется естественное желание отделиться и не быть жертвой посягательств на собственную культуру, законы и традиции.
Если это небольшая территория с малым населением, ей будет чрезвычайно сложно добиться права на отдельное существование. Даже в случае такой удачи, высока вероятность, что прежнего старшего брата заменит новый, пожелав прибрать к рукам незащищенную собственной надежной экономикой и вооруженными силами землю. Тогда приходится довольствоваться малым и настаивать на автономии, ведь она все же несколько ослабляет контроль центра над областью, желающей жить по своим правилам.
Как провозглашаются
Создание автономии происходит законодательным актом высшей власти либо референдумом. Как правило, такие решения принимаются после упорной борьбы за независимость определенного народа, живущего на территории государства. Издают конституцию и специальные законы, на которые жители автономных республик могут опираться.
Союз территорий внутри страны
Унитарное государство и федерация взаимосвязаны таким образом, что различные части страны отличаются друг от друга. У каждой из них есть свое устройство и юридически определенная политическая самостоятельность. Федеративное государство отличается от того, в котором царит унитаризм. Власть делится между двумя системами. Одна из них правит от лица центральных органов, а другая – от местных.
Граждане должны придерживаться как правил, прописанных в общей конституции, так и тех, которые приняло правление того или иного субъекта федерации. Может быть учреждена локальная конституция, закон, устав. Гражданство также присуждается разное для жителей соседствующих субъектов федерации.
Можно похвалиться собственной столицей, элементами конституции и права, гербом. Только государственный суверенитет остается недостижимой привилегией.
Некоторые ограничения в свободе
Нельзя самовольно покинуть федерацию (сецессию) и принимать участие в международных отношениях. Наименование территории определяется в зависимости от правовых и исторических факторов. Обычно это провинция, земля, штат либо республика. Существуют и прочие варианты.
Законодательной, судебной и исполнительной властью наделены федеративные органы правления государства. Когда доходит до внешних связей, именно союзное управление выступает представителем всех территорий. Такую схему практикуют в Бразилии, США, Индии, ФРГ.
Добровольное сотрудничество
Унитарное государство конфедерация – это вид устройства власти в стране, при котором единый союз заключают несколько стран, имеющих суверенность. Целью слияния являются совместные цели и действия.
Неотъемлемой и важнейшей особенностью является именно сохранение независимости и свободы, которой обладают органы власти. Законодательные структуры работают в каждом государстве-конфедерате по-своему, никоим образом не влияя друг на друга. Соприкосновение партнеров союза происходит в тех точках, которые имеют для них всех общую важность. Как правило, это внешняя политика и оборона.
На что идет страна, заключая такой союз
Условия обычно оговариваются и могут меняться в зависимости от специфики того или иного объединения. Они могут быть как равноправными, так и наделять некоторых своих членов большими полномочиями. Форма эта встречается весьма редко. И это скорее не модель страны, а действительно союз отдельных стран, которые сходятся только в самых крайних ситуациях и расходятся так скоро, как решают общие для них вопросы.
Унитарное устройство государства, в данном случае, являет очень малую сплоченность, ведь у всех свои интересы и мало кто позволит собой руководить.
Даже если и выбирается страна-лидер, у нее нет возможности надавить на своих партнеров, ведь они очень мало зависят от нее.
Процедура принятия решений трудоемка и сложна, ведь для принятия конкретных мер нужно получить одобрение от правлений всех стран-участниц, что забирает много времени. Отсутствует единое гражданство. В любой момент конфедерацию можно покинуть, не неся за это никакой ответственности.
Как это выглядит на практике
Примеры унитарных государств можно увидеть, присмотревшись к делению на различные части таких стран, как Болгария или Польша. Последняя состоит из воеводств. Соединенные Штаты Америки являются ярчайшим примером. Из-за огромной территории государства крайне тяжело контролировать процессы, протекающие во всей стране, из одного центра.
Поэтому в каждой области есть свои органы, ответственные за жизнедеятельность населения и дела района. Во Франции на местах избирают мэров, чьими трудами вершится управление каждым городом. Главу назначает муниципалитет. Выше стоит супрефект, занимающийся контролем деятельности стоящих ниже советов.
Франкоязычные африканцы тоже пользуются этой моделью. Воеводство в Польше занимает главенствующую позицию, в то время как сеймики исполняют руководство на отдельных территориях. Из общин посылаются представители. Индонезия также характеризуется унитаризмом. Там выбираются советы. Их решения должны быть утверждены губернатором, который назначается свыше.
Целесообразность применения такой модели
В разных государствах присутствуют отличные друг от друга модели, ибо каждая из них составляется в соответствии с представлением власти и народа об удобстве управления. Данной схемой организации работы действительно выгодно пользоваться в большой стране, где просто физически и практически невозможно за всем уследить из единого центра.
Как правило, что-то обязательно упускают из виду. Не видя своих лидеров, народ может почувствовать, что до них, грубо говоря, никому нет дела, и никто не слышит их пожелания и претензии. В любом случае, должны присутствовать местные органы управления, которые смогут оперативно реагировать на ситуации самого разного плана.
Власть должна быть отзывчивой к просьбам людей, за которых несет ответственность. Довольно мудро назначать свыше или избирать лидеров на отдельных землях, при этом отдаленно контролируя их действия и получая отчетность из одних рук.
Что касается автономии, государство идет на этот шаг без особого удовольствия, но порой это единственный шанс найти компромисс, удовлетворить собственные интересы и стремления отдельной группы людей одновременно. Так что эта золотая середина тоже является отличным выходом из ряда ситуаций.
businessman.ru
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО это что такое УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО: определение — Политика.НЭС
Унитарное государство
форма государственного устройства, при которой отдельные его части не обладают политической самостоятельностью.
Оцените определение:
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
ГОСУДАРСТВО УНИТАРНОЕ
форма государственного устройства в которой административно-территориальные единицы не имеют политической субъектности.
Оцените определение:
Источник: Война и мир в терминах и определениях
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
от лат. unitas — единство) — форма территориального устройства государства, представляющая собой единую, политически однородную организацию.
Оцените определение:
Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP
Государство унитарное
характеризуется простотой устройства, единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны.
Оцените определение:
Источник: Политико-терминологический словарь
Государство унитарное
отличается устройством, характеризующимся единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны.
Оцените определение:
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Унитарное государство
от лат. «униос» — единый) — тип государства с единой конституцией и гражданством, единой системой высших законодательных, исполнительных и судебных органов, при которой отдельные части государства не обладают политической самостоятельностью.
Оцените определение:
Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области и т. д.).
Оцените определение:
Источник: Словарь по политологии
Государство унитарное
форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель и д. п.), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области и т. д.).
Оцените определение:
Источник: Политическая география и геополитика. Учебно-методическое пособие
Унитарное государство
государство, состоящее из административно- территориальных единиц и не имеющее в своем составе частей, которые являются самостоятельными государственными образованиями. В унитарном государстве — единые органы законодательной власти, единое гражданство.
Оцените определение:
Источник: Политология: понятия и дефиниции
Унитарное государство
форма государственно-территориального устройства, при котором власть осуществляется при верховенстве единой конституции, централизованных органов государственного управления, высших судебных органов. Входящие в такое государство территориально-административные образования практически не имеют политической самостоятельности. Существует единое гражданство.
Оцените определение:
Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов
Унитарное государство
1) тип государства с единой конституцией и гражданством, единой системой высших законодательных, исполнительных и судебных органов, при которой отдельные части государства не обладают политической самостоятельностью;
2) форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области и т. д.).
Оцените определение:
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
от лат. unitas — единcтво) — форма государственного устройства, при котором территория го101 сударства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель, округов), а подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы). В У.г. действуют единая конституция, общая система права, единая система органов государственной власти, что создает необходимые организационно-правовые предпосылки для централизованного руководства общественными процессами, усиления влияния центральной власти на всей территории.
Оцените определение:
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
ГОСУДАРСТВО УНИТАРНОЕ
лат. unitas единство) — форма государственного устройства, административно-территориальные образования которой не имеют политической самостоятельности. Для Г.у. характерны следующие черты: единая конституция, действующая на всей территории страны; единая система высших государственных органов власти, юрисдикция которых распространяется на всю Территорию; единая правовая система; подчинение муниципальных органов власти общегосударственным.
Существуют две разновидности Г.у.: Децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся Г.у., в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).
Унитарная форма государственного устройства имеет наибольшее распространение в мире.
Оцените определение:
Источник: Политология: Словарь-справочник
Унитарное государство
вид территориальногосударственного устройства, характеризующийся концентрацией власти в центральных государственных органах. Территория У. г. подразделяется на административно-территориальные единицы (области, провинции, кантоны, коммуны и т. п.), которые не Обладают какой-либо политической самостоятельностью. Создаваемые в этих административно-территориальных единицах органы управления ограничены в своих полномочиях и прямо или косвенно контролируются центральными органами власти. Они обязаны действовать в соответствии с теми нормативными актами, которые принимаются центральными органами, а их собственная нормотворческая деятельность носит сугубо подчиненный характер. У. г. не однородны. Они различаются по степени и формам контроля со стороны центральной власти над местными органами самоуправления. Например, в некоторых странах центральная власть обладает правом назначать чиновников во все органы местной власти. В других — складывается практика выборов местных органов власти. Принято У. г. делить на централизованные (Турция, Япония и др.) и децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия и др.). Однако, несмотря на некоторые различия, во всех У. г. сохраняется главный принцип, в соответствии с которым центральные органы государственной власти определяют всю властную структуру общества, без их согласия административно-территориальные единицы не вправе осуществлять какие-либо изменения, преобразования. У. г. с большей или меньшей степенью централизации управления существуют в настоящее время в большинстве современных стран.
Оцените определение:
Источник: Политология. Словарь по обществознанию
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
от лат. unitas — единство) — одна из форм территориально-политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико-правовой статус входящих в государство составляющих частей.
Унитарное государство характеризуется следующими чертами: единой конституцией, системой органов государственной власти, управления, судебной системы, единым гражданством. Оно практически не предоставляет входящим в него территориально-политическим образованиям самостоятельности, автономии. Политическое управление осуществляется из центра с применением довольно жестких методов и средств. Демократия как способ осуществления народовластия провозглашается, но для его реализации практически нет никаких условий. Всякая попытка модернизации системы регионального и местного управления подавляется центральными органами государственной власти как несоответствующая общим установлениям. Пресс несвободы, жесткой централизации, всеохватного контроля за всеми сторонами общественно-политической жизни на местах сковывает инициативу, порождает безответственность мест, ибо критерием их деятельности считается верность центральным властям и безропотное проведение центральной политики теми средствами и механизмами, которые указывает центр. Поэтому унитарное государство и его центральные государственно-политические органы формируют послушных, нетворческих, безынициативных руководителей и управленцев, которые не способны самостоятельной политической деятельности. В целом унитарное государство сдерживает социальный прогресс, поэтому ему на смену приходят более совершенные формы государственного устройства.
В России осуществляется переход от унитарного централизованного государства к федеративному. Этот процесс сопровождается многими противоречиями, трудностями, сохранением в новом становящемся качестве государственного устройства старых унитарных механизмов действия, стереотипов и шаблонов.
Оцените определение:
Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова
politike.ru
Унитарная форма государственного устройства
Большинство из всех существующих в современное время государств являются унитарными по форме государственного устройства. Это объясняется тем, что такое государство является эффективно управляемым и наилучшим образом обеспечивает государственное единство. По мнению М.Н. Марченко, среди «авторов, специализирующихся на исследовании форм государственного устройства, нет принципиальных расхождений по поводу того, что представляет собой унитарное государство и каковы его основные признаки и черты»[1].
С данным утверждением сложно согласиться, так как в настоящее время в связи с появлением региональных государств в теории государства и права возникает дискуссия по вопросу отнесения региональных государств либо к разновидности унитарных государств, либо выделения их в качестве самостоятельной формы государственного устройства. В связи с этим существуют и разные определения унитарных государств.
Все известные определения унитарных государств можно подразделить на две самостоятельные группы по критерию включения в состав унитарного государства автономии.
К первой группе следует отнести авторов, которые считают, что автономии не входят в состав унитарного государства, ко второй – авторов, указывающих на наличие возможности существования автономии наравне с административно-территориальными единицами, а к третьей – исследователей, которые причисляют к разновидности унитарного государства страны, полностью состоящие из автономий, то есть региональные государства.
Представителем первой группы является М.Г. Миронюк, указывающий, что унитарное государство – тип государственного устройства, характеризующийся централизованным управлением административно-территориальными единицами, не имеющими признаков собственной государственности, и неделимостью суверенитета[2].
Большинство авторов определяют унитарные государства как единые государства. Думается, что данная характеристика относится ко всем государствам вне зависимости от формы государственного устройства, поэтому использование данной формулировки является некорректным с точки зрения науки теории государства и права.
Так, А.С. Автономов считает, что в состав унитарного государства могут включаться лишь административно-территориальные единицы. Унитарное государство, пишет он, – это единое, слитное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью[3].
«Унитарные или единые государства не имеют в своем составе территориальных, региональных образований, обладающих в той или иной степени суверенитетом, а подразделяются лишь на административно-территориальные единицы, органы которых полностью подчинены центральной государственной власти и формируются ею», – пишет А.В. Васильев[4].
А.Н. Головистикова, определяя унитарное государство через термин «Унитаризм», также считает, что в состав унитарного государства могут входить только административно-территориальные единицы[5].
По ее мнению, унитаризм – это государственное устройство, характеризующееся централизованным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований.
Хочется отметить, что унитарное государство в зависимости от уровня централизации, помимо централизованного может быть и децентрализованным, в связи с чем обобщать все унитарные государства такой характеристикой как «централизованное руководство административно-территориальными единицами» не допустимо[6].
Децентрализация унитарных государств – это политико-территориальный процесс перестройки не только законодательства, но и политических институтов, взаимодействий общенациональных и региональных органов власти и общественных субъектов политики. Он ведет к включению административных единиц в принятие политико-властных решений. Поэтому актуален опыт политико-территориальных реформ органов власти в унитарных децентрализованных государствах, особенно крупных и начавших преобразования сравнительно недавно.
Унитарное децентрализованное государство, как правило, не предоставляет своим административным единицам права иметь собственные конституции. Законодательные полномочия легислатур областей не столь весомы и гарантированы, как полномочия субъектов федерации. Регионы слабо представлены в верхних палатах национальных парламентов[7].
Государствоведы различают два типа децентрализованных унитарных систем: «регионалистское государство» (Испания, Италия, ЮАР) и «относительно децентрализованное унитарное государство» (Франция, Великобритания, Швеция, Япония и др.).
Регионалистское государство предоставляет своим частям наиболее значительную политическую автономию двух видов: административную и этнокультурную. Относительно децентрализованное государство сочетает назначение чиновников в регионах центральными инстанциями с выборными органами. Права выборных институтов сильно ограничены. Такая модель государства асимметрична, то есть дает автономию лишь избранным областям (Финляндия, Китай, Франция и др.)[8].
По объему прав, делегированных от центра региональным органам власти, различают политическую и административную автономию. Первая предполагает особый правовой статус, закрепленный в Конституции и специальных законодательных актах, право издания законов региона в пределах его компетенции. Автономные единицы имеют свои законодательные выборные и исполнительные органы. Объем полномочий автономии в некоторых странах шире, чем у субъектов федерации.
Административная автономия не предусматривает права издания региональных законов представительными органами провинций. Последние могут лишь участвовать в разработке и принятии актов центральной власти по вопросам жизни регионов. Представители автономий в отличие от делегатов субъектов федерации не составляют отдельную палату национального парламента. Чаще всего такая автономия создается в отдельных регионах и муниципальных образованиях по этноязыковому либо экономическому признаку.
Любая автономия имеет больше прав и ресурсов во внутреннем управлении, чем унитарные административно-территориальные единицы. Но их введение само по себе не делает децентрализованные страны федерациями.
Степень и институциональные формы децентрализации зависят от соотношения центробежных и центростремительных факторов. Как отмечает Р.Ф. Туровский, наиболее важные центробежные факторы – уровень региональной политической идентичности, экономический и демографический потенциал территории, ее географическое расположение, полиэтничность, религиозные различия, исторические традиции, цепная реакция заимствований одной страны у других.
Центростремительные факторы в ходе децентрализации власти – это политическая стабильность государства, его готовность к соглашениям со своими территориями, экономическое и социальное благополучие, оптимальное распределение ресурсов и прибыли. Баланс отношений «центр – регионы» поддерживается благодаря функциям органов региональной власти. Последние обеспечивают и соподчинение общегосударственным органам, и самоуправление[9].
Унитарное государство вынуждено организовывать свои отношения с частями страны достаточно гибко, чтобы обеспечить эффективность управления и учесть интересы регионов. Как пишут многие авторы, надо различать деконцентрацию и децентрализацию власти. Первый из процессов – назначение в каждую административную единицу представителя государства, который выполняет волю «центра» и контролирует региональное управление. Децентрализация же – создание территориальных единиц с закрепленными полномочиями автономного управления в пределах общегосударственных законов.
Унитарное государство, пишет Д.В. Березовский, – простое государство, подразделяемое по административно-территориальному принципу. В составе унитарного государства образуются территориальные единицы, не обладающие статусом государственного образования[10]. Так как унитарное государство, которое включает в свой состав автономию, называется сложным, то характеризовать все унитарные государства термином простое государство не представляется возможным.
Ко второй группе определений следует отнести авторов, которые включают автономию в состав унитарного государства. В частности, в эту группу входят: Н.Н. Федощева, Э.П. Григонис и В.П. Григонис. Так, по мнению Н.Н. Федощевой, унитарное государство – «представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией.Оно отличается полным политическим единством, является неделимым»[11].
В соответствии с данным определением государства, которые полностью состоят из автономий, к унитарной форме государственного устройства не относятся. Кроме того, сложно назвать простым государство, «отдельные части которого иногда могут обладать автономией».
Такой же точки зрения придерживаются и Э.П. Григонис и В.П. Григонис, подтверждая, что унитарное государство – «это слитное государство, не разделенное на более мелкие государственные образования, состоящие только из административно-территориальных единиц (округов, губерний, провинций и т.д.) либо из административно-территориальных единиц и автономных образований».
Рассматривая данное определение, интерес вызывает понятие «слитное государство». Думается, что данное понятие является синонимом единого государства, а так как все государства должны отвечать такому признаку как единство территории, гражданства, то понятие «слитное государство» подходит для описания сущности всех государств, а не унитарной формы государственного устройства.
Думается, что раз автономия может входить в состав унитарного государства, и не определено количество таких автономных образований в рамках одного государства, то региональное государство, полностью состоящее из автономий, также является видом унитарной формы государственного устройства[12].
Некоторые авторы, давая определение унитарного государства, включили в него признаки данного явления. Г.Н. Андреева отмечает, что «унитарное государство – это государство, имеющее единственную конституцию, единое законодательство, единый бюджет, единую централизованную систему органов государственной власти, единую судебную систему, территорию, разделенную на административно-территориальные единицы, единое гражданство, единые символы государства»[13]. Думается, что данное определение перечисляет признаки государства без уточнения формы его государственного устройства. Кроме того, не во всех унитарных государствах есть конституция, что при такой трактовке исключает из списка унитарных государств, например, Великобританию.
В связи с этим необходимым является уточнение признаков унитарного государства. Так как унитарная форма государственного устройства является аутентичной по своей сущности, то есть наиболее близкой самой природе государства, следует отметить, что признаки, которые подходят для описания унитарных государств определяются большинством авторов через признаки самого государства. В связи с этим при описании унитарного государства называются, как правило, не отличительные особенности данного явления, а его общие характеристики.
Так, к числу признаков унитарного государства большинство авторов относят следующие характеристики:
— унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.
— на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
— составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Составные части унитарного государства не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности.
— унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.
— в унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
— унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Данные признаки являются общими, отражающими принадлежность унитарной формы государственного устройства к характеристике государства, но не выражают сущность исследуемого явления.
В связи с этим необходимо уточнить признаки унитарной формы государственного устройства, отличающие ее от других форм государственного устройства, таких так: федерация и конфедерация. Думается, что такими признаками являются обеспечение наилучшим образом единства и государственной целостности, и включение в свой состав определенных территориальных образований, наделенных особыми полномочиями негосударственного характера[14].
Таким образом, унитарное государство представляет собой форму государственного устройства, обеспечивающую государственную целостность и включающую определенные территориальные образования, наделенные особыми полномочиями негосударственного характера. То есть в состав унитарного государства могут включаться помимо административно-территориальных единиц, автономии, а кроме того унитарное государство полностью может состоять из таких автономий, главное, чтобы данные территориальные организации не обладали статусом государственного образования.
e-koncept.ru