Укажите любые пять элементов культуры названные автором – Онлайн тесты ЕГЭ Обществознание Вариант 36 вопрос 28

6. Определение, функции, основные элементы культуры

Первоначально слово культура пришло из древнего Рима, где оно означало «возделывание земли»

В философском энциклопедическом словаре, культура определяется как уход за землей с тем, чтобы сделать её пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку.

Впоследствии этим термином стали обозначать всё, сделанное человеком.

Словарь Русского языка Ожегова — культура определяется как совокупность производственных, общественных, духовных достижений людей.

Социологический словарь – культура здесь понимается как совокупность социально-значимых идей, символов, ценностей, идеалов, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Подходы к определению данного понятия.

Эволюционистский подход – Гердер. С его точки зрения культура – это решающий фактор совершенствования и эволюции человека, который способен превратить его в творческое и гармоничное существо.

Функциональный подход – Парсонсон. Культура –

это организованная и стабильная система ценностей.Особенность подхода в том, что рассматривается в основном ценностная сторона в этом подходе. По мнению Парсонсона, разные культуры имеют много общего. Поэтому обращается внимание в основном на эволюцию.

Культура включает в себя три вида элементов:

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего» опыта.

2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка — испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.

3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор — что считать ценностью, а что нет.

Функции культуры

Многоплановая разноуровневая структура позволяет ей осуществить ряд функций:

1. Аккумуляция родового опыта.

2. Функция гносеологическая, познавательная.  Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта.  Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, «социальной наследственности», помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать «памятью» человечества.

4. Коммуникативная функция.  Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.

5. Регулятивная и нормативная функции. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

6. Сигнификативная функция культуры. Способность культуры создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.

7. Функция «психологической разрядки». Противоположна предыдущей, нормативной функции культуры. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки — это праздники и ритуалы. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.

8. Главной функцией является гуманистическая функция.

Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями:  а) через социализацию,  б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения,  г) через создание моделей институтов и социальных систем.

studfiles.net

Основные элементы культуры

Материальные и духовные ценности, традиции и опыт многих поколений, всемирное наследие и мораль — все эти понятия объединяются в одну сложную систему под названием культура. Дать четкое определение, что такое культура никто не может уже многие десятки лет. В ее содержание входит огромное количество понятий обозначающих обмен навыками, знаниями и способностями. Единственное, что можно проследить – это структуру и основные элементы культуры, которые присущи всему человечеству и становятся основой для морального и духовного развития.

Понятие и основные элементы культуры

В общем смысле культура – это понятие, которое включает в себя общественную деятельность и жизнь людей. Под культурой принято понимать ненаследуемые материальные объекты, идеи и образы, созданные людьми. Это созданная искусственная среда самореализации и существования регулирует социальное поведение и взаимодействие людей между собой. Иными словами в понятие культуры входят следующие аспекты: степень развития личности, социально-культурная деятельность человека и результаты этой деятельности. Для полноценного изучения культуры, необходимо учитывать из каких элементов она состоит:

  1. Понятия (или концепты). Главным образом содержатся в языке и являются главной помощью в организации и упорядочивании опыта. Это опыт человеку дает изучение слов определенного языка.
  2. Отношения. Любая культура характеризуется взглядами на взаимоотношения мира реального и сверхъестественного и содержит представления, из чего состоит мир и как его части связаны друг с другом во времени и пространстве.
  3. Ценности. Определенные моральные доктрины, в основе которых лежат общие человеческие убеждения, касающиеся целей к которым необходимо стремиться.

Структура и основные элементы культуры

В структуре культуры существует два уровня – специализированный и обыденный. Обыденный уровень в свою очередь подразделяется на кумулятивный и трансляционный. Согласно антропологической модели человека культура на кумулятивном является взаимосвязью элементов которые представляют собой предрасположенность человека той или иной деятельности. Различные виды деятельности позволяют выделить следующие основные структурные элементы культуры: религиозная, художественная, философская, правовая, научно-техническая, политическая и хозяйственная. Все эти элементы тесно взаимосвязаны и имеют большое влияние друг на друга.

Несмотря на столь разнообразную структуру, культура является цельным общечеловеческим понятием, и о ней можно говорить лишь в единственном числе. Помимо культуры труда, быта, музыкальной, нравственной, правовой и политической, существуют также элементы, охватывающие социальную сторону человечества. Например, такие, как массовая и элитарная культура. Особое место в системе культуры занимают мораль, религия, наука и искусство.

  1. Мораль. Характеризуется отношениями между людьми, построенным по законам, продиктованным самой жизнью. Основу морали составляют различные санкции. Ярким примером является религиозная санкция, нравственными нормами которой является любовь к ближнему, и веления Бога, которые человек слышит как голос своей совести.
  2. Религия. Выступает в качестве способа познания и осмысления мира. Религия обеспечивает появление определенного смысла жизни, а также позволяет осмысленно относиться к таким явлениям как жизнь и смерь и достойно их перенести.
  3. Наука. Имеет три взаимосвязанных стороны: знание, деятельность и социальную организацию. Также все существующие науки делятся на естественные и гуманитарные. В общем смысле наука предполагает способ построения рациональной картины мира, а также изменение предмета с целью его познания. Поэтому, прежде всего, наука выражается в таком методе познания как эксперимент.
  4. Искусство. Сфера духовно-практической деятельности человека. Под искусством, прежде всего, понимается мастерство либо искусные навыки. Позже это понятие стало более широким и теперь употребляется в качестве обозначения творческой деятельности, направленной на изменение окружающего мира согласно законам красоты.

Сущность и основные элементы культуры также имеют ряд общих функций, главная из которых – гуманистическая. Культура позволяет человеку стать личностью и прививает ему такие качества как любовь к другим людям, чувство такта, милосердие и альтруизм. Культура это неотъемлемая часть жизни, владение которой является высшей ценностью.

 

kak-bog.ru

6. Определение, функции, основные элементы культуры

Первоначально слово культура пришло из древнего Рима, где оно означало «возделывание земли»

В философском энциклопедическом словаре, культура определяется как уход за землей с тем, чтобы сделать её пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку.

Впоследствии этим термином стали обозначать всё, сделанное человеком.

Словарь Русского языка Ожегова — культура определяется как совокупность производственных, общественных, духовных достижений людей.

Социологический словарь – культура здесь понимается как совокупность социально-значимых идей, символов, ценностей, идеалов, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Подходы к определению данного понятия.

Эволюционистский подход – Гердер. С его точки зрения культура – это решающий фактор совершенствования и эволюции человека, который способен превратить его в творческое и гармоничное существо.

Функциональный подход – Парсонсон. Культура – это организованная и стабильная система ценностей.Особенность подхода в том, что рассматривается в основном ценностная сторона в этом подходе. По мнению Парсонсона, разные культуры имеют много общего. Поэтому обращается внимание в основном на эволюцию.

Культура включает в себя три вида элементов:

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего» опыта.

2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка — испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.

3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор — что считать ценностью, а что нет.

Функции культуры

Многоплановая разноуровневая структура позволяет ей осуществить ряд функций:

1. Аккумуляция родового опыта.

2. Функция гносеологическая, познавательная.  Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта.  Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, «социальной наследственности», помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать «памятью» человечества.

4. Коммуникативная функция.  Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.

5. Регулятивная и нормативная функции. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

6. Сигнификативная функция культуры. Способность культуры создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.

7. Функция «психологической разрядки». Противоположна предыдущей, нормативной функции культуры. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки — это праздники и ритуалы. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.

8. Главной функцией является гуманистическая функция.

Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями:  а) через социализацию,  б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения,  г) через создание моделей институтов и социальных систем.

studfiles.net

ЕГЭ 2017 Обществознание 30 вариантов — Инструкция по выполнению экзаменационной работы ответы ко всем заданиям критерии оценивания


С этим файлом связано 41 файл(ов). Среди них: nalogi.pdf, mirovaya_ekonomika.pdf, sotsiologia.pdf, inflyatsia.pdf, psikhologia.pdf, 04_Obschestvoznanie_Kak_vypolnyat_C9.docx, rus-spravochnik-argumentov.pdf, 02_Obschestvoznanie_Kak_vypolnyat_V5.docx и ещё 31 файл(а).
Показать все связанные файлы
д
В стране
Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество Запишите цифры, под которыми они указаны .
1) Наибольшее развитие получают наукоём кие, ресурсосберегающие технологии) Осуществляется переход к электронике на всех уровнях производственной деятельности) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами) В структуре населения высок удельный вес среднего класса) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
Ответ:
_____________________________________ Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны .
1) Облигация это ценная бумага без установленного срока обращения, являющаяся свидетельством о получении долив имуществе компании и дающая её владельцу право получения части прибыли в виде дивиденда) Реализация ценных бумаг осуществляется на фондовом рынке) К ценным бумагам относят акцию , вексель, облигацию) Различают долевые и долговые ценные бумаги) Выпуск ценных бумаг называется девальвацией.
Ответ:
_________________________________ .
© 2017. ООО Издательство Национальное образование».
Копирование, распространение и использование в коммерческих целях без письменного разрешения правообладателя нед оп тазеяш

14
ЕГЭ. ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
Установите соответствие между характеристиками и факторами производства к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
A) деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта Б) все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ) факторный доход — рента
Г) факторный доход — заработная плата
Д) факторный доход — прибыль
Запиш ите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
д
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА) труд) земля) предпринимательские способности
Владельцы ателье по пошиву одежды несут постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного ниже относится в краткосрочном периоде к переменным издержкам ателье Запишите цифры, под которыми они указаны .
1) арендная плата за помещение
4) оплата потреблённой электроэнергии) приобретение ткани, ниток,
5) оклады менеджеров фурнитуры) сдельная оплата портных) проценты по ранее взятым кредитам
Ответ:
На графике изображено изменение предложения коньков для фигурного катания на потребительском рынке кривая предложения переместилась в положение S2. На графике Р — цена товара, Q — количество товара.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение Запишите цифры под которыми они указаны) рост ценна комплектующие изделия для коньков) массовое открытие общедоступных катков) сокращение количества фирм, производящих коньки) снижение доходов большинства домохозяйств
5) наступление зимнего сезона Ответ 2017. ООО Издательство Национальное образование».
Копирование, распространение и использование в коммерческих целях без письменного разрешения правообладателя не допускается ВАРИАНТ Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны) Рекреационная функция семьи проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта) Члены семьи связаны взаимной моральной и правовой ответственностью) Семья является основным агентом первичной социализации индивидов) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.
5) Нуклеарные семьи включают три четыре поколения кровных родственников.
Ответ:
Среди летних подростков страны Z был проведён опрос о том, почему необходимо, чтобы все люди соблюдали социальные нормы.
Полученные результаты (вот числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
5%
Это обеспечивает стабильность общества
Так граждане чувствуют себя комфортно
Люди и государство могут строить долгосрочные планы развития
Всегда найдутся люди, нарушающие социальные нормы
Другое
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны .
1) Каждый третий опрошенный отметил, что при соблюдении всеми социальных норм граждане чувствуют себя комфортно) Тех, кто считает, что всегда найдутся люди, нарушающие нормы, меньше, чем тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества) Среди опрошенных больше тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает комфортное самочувствие граждан, чем тех, кто считает, что при соблюдении норм люди и государство могут строить долгосрочные планы развития) Более половины опрошенных считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества и позволяет строить долгосрочные планы развития) Наименьшая доля опрошенных дала другое объяснение.
Ответ:
© 2017. ООО Издательство Национальное образование».
Копирование, распространение и использование в коммерческих целях без письменного разрешения правообладателя не долгткаете*

16
ЕГЭ. ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны .
1) Политическая элита — это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством) В политическую элиту входят прежде всего главы крупнейших предприятий страны) В любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарны х групп) Пополнение или изменение состава политической элиты зависит только от желания самих элитарных групп) Политическая элита формулирует программы развития государства и общества и регулирует их.
Ответ:
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ , которые их исполняют к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ
A) рассмотрение дело соответствии нормативных актов закону, имеющему высшую юридическую силу
Б) управление федеральной собственностью) назначение выборов Президента РФ Г) разработка федерального бюджета Д) объявление амнистии
Запиш ите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ) Государственная Дума) Правительство РФ) Конституционный Суд РФ) Совет Федерации
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
В государстве Z зарегистрирована политическая партия, которая имеет центральный орган и региональные отделения. В программе политической партии записано Цель нашей деятельности — построение социально однородного бесклассового общества, в котором был бы осуществлён принцип распределения благ по потребностям».
Что из перечисленного характеризует по разным основаниям подобную политическую партию Запишите цифры, под которыми указаны верные характеристики) легальная) консервативная) коммунистическая) кадровая) либеральная) массовая
Ответ:
© 2017. ООО Издательство Национальное образование».
Копирование, распространение и использование в коммерческих целях без письменного разрешения правообладателя не допускается ВАРИАНТ Что из перечисленного ниже относится к личным гражданским) правам гражданина РФ ? Запишите цифры, под которыми они указаны .
1) право на социальное обеспечение) право на свободу) право на защиту чести и доброго имени) право на тайну переписки) право на жилище Ответ:Выберите верные суждения о системе права и запишите цифры, под которыми они указаны .
1) Система права строится по объективным критериям .
2) Нормы права различаются только по содержанию) Отрасль права — совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определённый род общественных отношений) Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определённый участок сторону) однородных общественных отношений) Гражданское право относят к публичному праву.
Ответ:
Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Ю РИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1) коммерческие) хозяйственные товарищества
2) некоммерческие
Б) государственные унитарные предприятия) потребительские кооперативы Г) благотворительные фонды
Д) религиозные организации
Запиш ите в таблицу выбранные цифры под
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
соответствующими буквами.
Гражданину РФ Ивану 12 лет. Найдите в приведённом ниже списке действия, соответствующие его правовому статусу, и запишите цифры, под которыми они указаны .
1) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей) распоряжаться предоставленными родителями средствами) быть заслушанным входе судебного разбирательства по определению м е тж ительства при разводе родителей) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими) зарегистрировать на своим я юридическое лицо) совершать мелкие бытовые сделки
Ответ:
© 2017. ООО Издательство Национальное образование».
Копирование, распространение и использование в коммерческих целях без письменного разрешения правообладателя не
18
ЕГЭ. ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
П рочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек является частью природы и вместе стем неразрывно связан с ___________ (А. ___________ (Б) человека проявляется в его анатомии, физиологии:
он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Эти свойства человека ж ёстко не запрограммированы, что даёт возможность приспосабливаться к различным (В).
Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, В Г (Д) человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, ___________ (Е),
и ответственность и др.».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов) глобализация) социальная сущность) общение с другими) продолжение рода) условия существования) общество) абсолютизация) биологическая природа) свобода
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Ответ:
А
Б
В
Г
д
Е
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов в соответствии с инструкцией по выполнению работы Часть Для записи ответов на задания этой части) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (2 1 , 22 и т да затем разв р нут ы й ответ на него. Ответы записывайте чёт кои разборчиво.
П рочит айт е текст ивы полнит е задания 2 1 -2 4 Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определённой группы , нормы, которым они следуют, им атериальны е блага, производимые ими. Ценности являют собой абстрактные идеалы , в то время как. ООО Издательство Национальное образование».
ЗЬэпзрс вание, распространение и использование в коммерческих целях без письменного разрешения правообладателя не допускается ВАРИАНТ 1 нормы — это определённые принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать. Нормы представляют можно и нельзя социальной ж изни…
И спользуя термин культура в повседневном общении, мы часто подразумеваем лишь высокие создания ума — искусство, литературу, музыку, живопись. В социологии понятие культуры включает в себя не только эти виды творческой деятельности, но и многое другое. Культура относится ко всему образу жизни членов общества. Она включает манеру одеваться, брачные ритуалы и семейную жизнь, трудовую деятельность, религиозные церемонии и проведение свободного времени. Вне входят также предметы, созданные людьми и представляющие для них ценность луки и стрелы , плуги, фабрики им аш ины , компьютеры, книги и жилищ а.
П онятие культура можно отделить от понятия общество, ном еж ду этими концепциями существует чрезвычайно тесная связь. Культура имеет отношение к образу жизни членов данного общества — их привычками обычаям, а также к материальным благам, которые они производят. Общество подразумевает систему взаимоотношений, связывающую индивидов, принадлежащих к общей культуре. Ни одна культура не может существовать без общества, но также и ни одно общество не может существовать без культуры . Без культуры мы небыли бы людьми в том полном смысле, который обычно вкладывается в данный термин. Мы не имели бы языка, чтобы выразить себя, не обладали бы самосознанием, и наша способность думать и рассуждать была бы сильно огран ичена…
Человеческие культуры замечательно разнообразны . Ценности и нормы поведения широко варьируются и часто весьма отличаются оттого, что люди Запада считают нормальным. Иудеи не едят свинину, в то время как индусы едят свинину и избегают есть говядину. Все эти особенности поведения являются лишь аспектами широких культурных различий, отделяющих одно общество от другого.
Н ебольш ие общности стремятся к культурной унификации. В индустриальных обществах внутренние культурные различия образуют многообразные субкультуры . В современных городах, например, бок о бок живут многие субкультурны е общности.
(Э . Гид де нс Укажите любые пять элементов культуры , названных автором.
К ак, по мнению автора, связаны общество и культура Какой аргумент в обоснование своего мнения привёл автор?
В тексте говорится о том, что в индустриальном обществе существуют многообразные субкультуры. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, личный социальный опыт, приведите три примера субкультур и крат охарактеризуйте особенности каждой из них 2017. ООО Издательство Национальное образование».
Копирование, распространение и использование в коммерческих целях без письменного разрешения правообладателя не доггусхаетс*

20
ЕГЭ. ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
Автор считает, что человеческие культуры замечательно разнообразны. Используя обществоведческие знания, дайте два объяснения того, почему это важно и полезно для развития общества, и два объяснения того, почему это создаёт определённые проблемы в развитии общества.
К акой смысл обществоведы вкладывают в понятие спрос Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения одно предложение,
содержащее информацию о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса, и одно предложение, раскрывающее закон спроса.
В процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию , и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.
Государство Z включает 11 территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В государстве осуществляется постоянный контроль над всеми сферами жизни, господствует одна партия, другие партии запрещены. Глава государства получает власть по праву наследования, ему подотчётно правительство и судебные органы.
Каков тип политического режима государства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого можно сделать такой вывод (выпишите соответствующее предложение из условия задачи. Назовите любые два признака этого типа политического режима, неназванных в условии задачи.
Вам поручено подготовить развёрнуты й ответ по теме Собственность как институт права в РФ ». Составьте план, в соответствии с которым Выбудете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
В ы полняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы, при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников 2017. ООО Издательство Национальное образование».
Копирование, распространение и использование в коммерческих целях без письменного разрешения правообла^ат^лл на холуе кается ВАРИАНТ 1
21
Философия
«Образование — это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему. (Д. Пибоди)
Экономика
«Если все думают, что цены поднимутся, цены поднимутся».
(Первый инфляционный закон)
Социология,
«Наряду с законами государственными есть ещё законы социальная совести, восполняющие упущения законодательства».
психология
(Г. Филдинг)
Политология
«Политика — это искусство балансирования между теми, кто хочет вне войти, и теми, кто не хочет из неё выйти».
(Ж . Бурбон-Бюссе)
Правоведение
«От правосудия зависит общественный порядок. Поэтому по праву место судей — в первом ряду общественной иерархии. Поэтому никакие почести и знаки уважения не могут считаться для них чрезмерными. (Наполеон I Бонапарт)
© 2017. ООО Издательство Национальное образование».
Копирование, распространение и использование в коммерческих целях без письменного разрешения правообладателя Вариант 2 Часть Ответами к заданиям являются слово словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, аза тем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная спер вой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите вот дельной клеточке в соответствии спр и вед н н ы ми в бланке образцами Запишите слово, пропущенное в таблице.

перейти в каталог файлов

uhimik.ru

§ 7. Культура как социальная ценность |  Глава 2. Основные характеристики общества  | Раздел II. Общество как реальность  |  Читать онлайн, без регистрации

§ 7. Культура как социальная ценность

Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определенных социальных групп, нормы, которым люди следуют, и материальные блага, производимые ими. Ценности, как мы уже знаем, – это абстрактные идеалы, в то время как нормы – это определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать. В повседневной жизни мы часто под культурой понимаем лишь «высокие создания ума» – искусство, литературу, поэзию, музыку, живопись. В социологии понятие культуры включает не только эти виды творческой деятельности, но многое другое. Культура относится ко всему образу жизни, она включает манеру одеваться, брачные ритуалы, религиозные церемонии, трудовую деятельность и проведение свободного времени.[54]

Существует достаточно много определений культуры, одно из них, правда, достаточно общее: культура – это определенная система социальных ценностей.

По Э. Б. Тайлеру, культура есть многогранное целое, которое заключает в себе знания, верования, моральные воззрения, законы, традиции и другие навыки и обычаи, усвоенные человеком как членом общества.

Культура представляет нам объекты уже очищенными: некогда они являли собой непосредственную, спонтанную жизнь, а сегодня, благодаря труду, рефлексии, похоже, вообще освободились от пространства и времени и более на них не действуют разрушительно внешние силы и чей-либо произвол. Эти объекты образуют некую зону идеальной и абстрактной жизни, как бы плавающую над поверхностью наших индивидуальных жизней, всегда непредвиденных и проблематичных. Индивидуальная жизнь, непосредственное обстоятельство – все это разные наименования одного и того же: тех зон жизни, из которых еще не выпарен находящийся в них дух, их logos.[55]

Можно полагать, что приведенные характеристики культуры, ее природы, относятся к весьма редким проникновенным определениям этого сложнейшего явления. Хотелось бы также обратить внимание на созвучность представленных положений относительно природы социальных ценностей (рассмотренных выше) определениям Э. Дюркгейма.

Н. А. Бердяев (1874–1948) писал, что всякая культура (даже материальная) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными силами стихии.[56] Всякая великая культура, подчеркивал П. А. Сорокин (1889–1968), есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность.

Во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы, или, если они уже существовали раньше, возлелеяны человеком. Если иметь в виду культуру в высшем смысле этого слова, речь здесь должна идти не об объектах простого желания, но о благах, к оценке которых или к работе над которыми мы чувствуем себя более или менее нравственно обязанными в интересах того общественного целого, в котором мы живем, или по какому-либо другому основанию.[57]

Поведенческий аспект культуры. О культуре можно говорить как о какой-то системе социальных ценностей, созданных руками, умом различных поколений людей. Но для социологии первоочередную задачу представляет поведенческий аспект культуры. В этом случае можно говорить о двух аспектах проблемы.

Во-первых, поведенческий аспект культуры состоит в том, что культура есть продукт творческой работы духа над природными и социальными силами. Собственно культурным актом является созидательное действие, посредством которого мы извлекаем logos некоего объекта, до этого момента являвшегося неозначенным (Ортега-И-Гассет).

Во-вторых, он выражается в воспроизводстве в поведении, действии, поступке культуры (культурной компоненты). Если в первом случае речь идет о производстве культуры, то во-втором – о ее потреблении.

Всякое общество время от времени сталкивается с кризисом культуры. И это, если говорить в общем, неизбежный и в чем-то нормальный процесс, поскольку культура, как система знаний, верований, моральных воззрений, законов и пр., постоянно испытывает давление новой жизни, цивилизации. По этому поводу Н. А. Бердяев писал, что цивилизация есть переход от культуры, от созерцания, от творчества ценностей к самой «жизни», к исканию «жизни», отданию себя ее стремительному потоку, организации «жизни», упоению самой «жизнью». Неизбежно происходит подмена целей жизни средствами жизни, орудиями жизни. Цели жизни меркнут, закрываются. Сознание людей, цивилизация направлены исключительно на средства жизни, на технику жизни. Цели жизни представляются иллюзорными, средства жизни признаются реальными.

Но, пожалуй, наиболее серьезное испытание для культуры – техника, технический прогресс. Нередко говорят «о технической культуре, и в этой области могло бы показаться, что носителями культурных ценностей являются голые ценности жизни, так как техника действительно часто имеет своей целью лишь возможно жизненную или здоровую жизнь. Против этого нечего сказать. Но если ценности технической культуры покоятся в ценностях жизни, то отсюда лишь следует, что техника не обладает самодовлеющей ценностью. В известных технических возможностях видят уже культурный прогресс, будучи не в состоянии указать на ту, обладающую самодовлеющей ценностью цель, которой они служили бы средством» (Г. Риккерт).

Получается, что культура, как некая эволюционная зона идеальной и абстрактной жизни, как бы витающая над поверхностью общества, должна не только противостоять давлению каких-то, на первый взгляд и поначалу весьма значимых и заманчивых тенденций реальной жизни, но и развиваться.

Ученые указывают на серьезные трудности, возникающие на пути сохранения и развития культуры в современных обществах. Первая состоит в отсутствии у данного поколения понимания того, что есть и что должно быть. Люди Ренессанса и эпохи Просвещения черпали смелость для своих дерзновенных попыток обновления мира с помощью идей, вытекающих из убеждения в абсолютной несостоятельности внешних и духовных условий, в которых они жили. Пока многие и многие современники не проделают нечто подобное, продолжить дело, завещанное теми поколениями, невозможно. Увы, люди нашего времени решительно не хотят видеть вещи такими, каковы они есть, и всеми силами стараются придерживаться максимально оптимистического взгляда на них. Но в этой способности смотреть на действительность, становящуюся все более неудовлетворительной, сквозь призму все более понижающихся идеалов проявляется также и воздействие пессимизма. Отрешившись от высшей надежды, мы подчинились власти нашего времени – мы стали меньше духовно страдать под его игом, и порожденная в нас такими страданиями боль уже не пробуждает жажды иного, нового времени.[58]

Другая трудность – в восстановлении культурных идеалов. Культурные идеалы, в которых нуждается наше время, не нужно придумывать, они для него не новы. Раньше они уже были достоянием человечества, и дошли до нас во множестве формулировок, утративших ныне силу своего воздействия. Необходимо возрождение былого авторитета этих формулировок, чтобы со всей серьезностью использовать их для воздействия на современную нам действительность.

Культура… может возродиться только тогда, когда все большее число индивидов – независимо от господствующего в данное время склада мышления общества и в противовес ему – выработает у себя новую систему взглядов, которая постепенно начнет оказывать влияние на склад мышления общества и, в конечном счете, определять его. Только этическое движение может вывести нас из состояния бескультурья. Этическое же начало способно зародиться лишь в индивиде.[59]

Но есть еще проблема усвоения и воспроизводства культурных идеалов, распространение их, если можно так сказать, на общество в целом. Дикарь, некультурный человек – все это можно услышать сегодня не так уж редко. И это тогда, когда накоплены огромные культурные ценности и идеалы. Могут, оказывается, существовать сами по себе в обществе ценности, идеалы и люди, большое количество людей, которым идеалы неведомы, недоступны и пр.

Культурное многообразие, культурная идентичность и культурные универсалии

Культуры в мире весьма разнообразны. Сказанное относится как к материальным, так и идеальным референтам культуры. Весьма характерные особенности выявлены в отношении поведения. Заметно огрубляя вопрос, можно сказать, что культурные идеалы разнятся в зависимости от того, «куда смотрит, куда обращено общество» – назад, т. е. к ценностям, традициям, обычаям, идеалам, созданным в далеком прошлом, или вперед, в перспективу. Именно в последнем варианте культура начинает подвергаться очень серьезным испытаниям и давлению со стороны ценностей новой жизни, цивилизации. Хотелось бы верить, что в конечном счете победителя нет, технический прогресс постепенно пронизывается культурой, в свою очередь и культура развивается, поскольку так же постепенно и из технической жизни извлекается ее истинный логос.

Отличительные особенности культурных идеалов (поведенческих) определяются в зависимости от того, что ставится на первое место в обществе – индивидуализм или коллективизм.

Система ценностей, принятая в том или ином обществе, может ставить на первое место либо индивидуальную самостоятельность, самоконтроль личности, личный успех, достижения, либо обязательство общественной солидарности. Для индустриальных западных обществ характерны ценности индивидуализма. Это означает, что в таких обществах отдается предпочтение самостоятельности человека и личному благополучию в ущерб социальной идентичности. Соответственно, культурные идеалы, изображаемые в средствах массовой информации, имеют своим адресатом непреклонного индивидуалиста, который стремится в первую очередь удовлетворять свои собственные интересы, вместо того, чтобы оправдать чьи-то ожидания. Для индивидуализма оказывается весьма питательной среда изобилия, социальной мобильности, урбанизма и интенсивного воздействия средств массовой информации.

В азиатских культурах и вообще в странах третьего мира больше ценится коллективизм. Наивысший приоритет люди приписывают целям и благополучию своих групп – семейных, клановых, трудовых. Обычно коллективизм процветает там, где люди постоянно сталкиваются с бедствиями, например голодом; там, где семьи велики и жизнь требует взаимовыручки и др.

За последние полстолетия индивидуализм Запада стал еще более сильным. Родители все чаще поощряют в детях независимость и самостоятельность и менее всего озабочены их послушанием. Стиль одежды, манера держаться стали более разнообразными, личная свобода возросла, а общие ценности исчезли. Усиление индивидуализма сопровождается не только учащением депрессии, но и нарастанием других признаков социального разобщения. Например, с начала 60-х гг. в США:

– количество разводов возросло в 2 раза;

– количество самоубийств подростков возросло в 3 раза;

– количество заявлений об изнасиловании увеличилось в 4 раза;

– количество сообщений о дурном обращении с детьми возросло в 5 раз;

– число детей, рожденных в неполной семье, выросло в 6 раз, равно как и число преступлений, связанных с насилием среди молодежи.

Понятно, что перечисленные тенденции вызваны множеством причин, сам по себе факт корреляции между ростом индивидуализма и снижением социального благополучия не доказывает наличия причинной связи между этими явлениями и непосредственного воздействия друг на друга.

Коммунитариантская модель сегодня предполагает нечто среднее между индивидуализмом Запада и коллективизмом Востока, между эгоистической независимостью, традиционно понимаемой как мужская роль, и заботливостью, традиционно соотносимой с ролью женщины; между защитой индивидуальных прав и общественным благополучием. Коммунитариантскую смесь индивидуализма и коллективизма уже сегодня можно обнаружить в некоторых западных культурах: в попытках Великобритании усилить стимулирование отдельных членов общества в условиях экономики свободного рынка при одновременном ущемлении индивидуальных прав владельцев оружия; в американских усилиях поощрять «новый завет» взаимной ответственности граждан и правительства, устанавливающий баланс между тем, что общество дает индивиду (финансирование народного образования), и тем, что индивид возвращает обществу, работая на общественных началах.[60]

Культурное многообразие покоится на сохранении культурной идентичности. Временные, пространственные границы культурной идентичности, конечно же, меняются, однако совершенно невозможно прогнозировать какие бы то ни было серьезные, даже эволюционные, изменения. Наиболее характерным примером в этом случае можно считать удивительную гибкость, устойчивость субкультур. Вместе с тем ученые говорят о процессах аккультурации – взаимовлияния культур, в ходе которого одна социальная система воспринимает свойства другой социальной системы. В результате формируется некая «одинаковость» обеих культур. На практике аккультурация означает медленную ассимиляцию культуры меньшинства с титульной (господствующей) культурой.[61]

Среди многообразия культурных идеалов обнаруживаются и некоторые общие черты. Те из них, которые присущи всем или почти всем обществам, получили название культурных универсалий. Универсалиями являются язык, речь, письменность, институт брака, религиозные ритуалы, право собственности. Во всех культурах в той или иной форме есть запрет инцеста (сексуальных отношений между близкими родственниками). Обнаружено (Р. Браун), что в 27 исследованных языковых сообществах люди не только создают иерархию статусов, но и обращаются к персонам более высокого ранга в той же самой уважительной манере, в которой они, как правило, разговаривают с незнакомцами. А вот к персонам низшего ранга многие обращаются фамильярно, по имени, так же как и к своим друзьям. Получается, что форма обращения к человеку определяется не только социальной дистанцией, но и социальным статусом, причем инициатива сближения ожидается со стороны персоны с более высоким социальным статусом.[62]

Примечания:

54
Гидденс Э. Социология. С. 43–44.
55
Opmeaa-И-Гассет. Размышления о Дон-Кихоте // Хрестоматия по культурологии. В 2 т. Т. 1. Самосознание мировой культуры / Под ред. И. Ф. Кефели, В. Т. Пуляева и др. СПб., 1999. С. 161.
56
Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. М., 1990.
57
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Хрестоматия по культурологии. В 2 т. Т. 1. Самосознание мировой культуры / Под ред. И. Ф. Кефели, В. Т. Пуляева и др. СПб., 1999. С. 129–130.
58
Швейцер А. Культура и этика // Хрестоматия по культурологии. Т. 1. С. 182.
59
Швейцер А. Культура и этика // Хрестоматия по культурологии. Т. 1. С. 182–183.
60
Майерс Д. Указ. соч. С. 254–255.
61
Асп Э. Введение в социологию. СПб., 1988. С. 115.
62
Майерс Д. Указ. соч. С. 238–239.

velib.com