Ученые экологи и их вклад в науку – Ученые экологи и их открытия, экологическая история

Ученые экологи и их открытия, экологическая история

История развития экологии

Историю развития экологии можно условно разделить на 3 этапа.

I. Этап зарождения и становления экологии как науки (с глубокой древности до середины XIX в.).

II. Этап оформления экологии в самостоятельную отрасль знаний (с середины XIX в. до середины XX в.).

III. Этап превращения экологии в междисциплинарную на­уку (с середины XX в. по настоящее время).

I. Первый этап – зарождение и становление экологии как науки (с глубокой древности до середины XIX в.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организ­мов со средой их обитания, делались первые научные обобще­ния. Это самый длительный в истории экологии этап.

Еще в первобытном обществе люди имели отдельные пред­ставления о повадках животных, образе их жизни, о сроках сбора растений, употребляемых для их нужд, о местах произ­растания растений, о способах выращивания и ухода за ними. Сведения подобного рода встречаются в сохранившихся па­мятниках древнеегипетской, индийской, тибетской культур. Например, в древнеиндийских сказаниях «Махабхарата» (VI–II вв. до н. э.) даются сведения о повадках и образе жизни около 50 видов животных, сообщается об изменениях числен­ности некоторых из них. В рукописных книгах Вавилонии есть описания способов обработки земли, указывается время посе­ва культурных растений, перечисляются птицы и животные, вредные для земледелия. В китайских хрониках IV–II вв. до н. э. описываются условия произрастания различных сортов культурных растений.

В античный период накопленные экологические сведения нашли свое отражение в трудах философов. Аристотель (384–322 гг. до н. э.) описал поведение свыше 300 видов животных и классифицировал их по образу жизни и характеру потреб­ностей. В его трудах имеются сведения о перелетах птиц, миг­рации и спячке рыб, строительной деятельности животных. Ученик Аристотеля Теофраст Эрезийский (372–287 гг. до н. э.) описал особенности растений в разных условиях среды. Он отмечал зависимость формы и роста растений от типа по­чвы и климата. Им впервые было предложено разделить рас­тения на основные жизненные формы: деревья, кустарники, полукустарники, травы. Известный древнегреческий врач Гип­пократ (460–377 гг. до н. э.) в своих трудах описывал влияние факторов среды на здоровье человека.

В период Средневековья накопления экологических све­дений практически не происходило, поскольку в науке доми­нирующей была теологическая теория происхождения жиз­ни и виды считались неизменными, влияние среды вообще отрицалось. Только единичные труды этого периода содер­жат факты научного значения. Большинство из них имеют прикладной характер: описание целебных трав (Авиценна, 980–1037), культивируемых растений и животных, природы далеких стран (Марко Поло, XIII в.).

В эпоху Возрождения великие географические открытия послужили толчком дальнейшему развитию естественных наук и экологии в том числе. В этот период происходило накопле­ние и описание фактического материала о разнообразии жи­вых организмов, их распространении, выявление особеннос­тей строения растений и животных, живущих в условиях той или иной среды. Первые систематики – А. Цезальпин (1519–1603), Д. Рей (1623–1705), Ж. Турнефор (1656–1708) утверж­дали, что существует зависимость растений от условий и мест их произрастания или возделывания. Сведения о поведении, повадках, образе жизни животных, сопровождавшие описа­ние их строения, называли «историей» жизни животных.

На основании путешествий по неизведанным краям Рос­сии в XVIII в. в трудах С.П. Крашенинникова, И.И. Лепехи­на, П.С. Палласа и др. русских исследователей указывается на изменения животного и растительного мира в зависимости от климата в различных частях обширной страны. Идеи о влия­нии среды на организм высказывали М.В. Ломоносов (1711–1765), ученый-агроном А.Г. Болотов (1738–1833) и др.

Французский естествоиспытатель Ж. Бюффон (1707–1788) считал возможным превращения одного вида в другой под вли­янием климата, температуры, качества пищи, одомашнивания, то есть признавал изменчивость видов под влиянием внешней среды, хотя и не подкрепил этой догадки серьезными доказа­тельствами.

Другой французский натуралист Ж.Б. Ламарк (1744–1829) полагал, что влияние «внешних обстоятельств» является од­ной из основных причин возникновения у организмов адап­тации, эволюции животных и растений. Однако Ламарк не смог вскрыть механизмы эволюционного процесса. Его гипо­теза о наследовании благоприобретенных признаков оказалась несостоятельной, а утверждение о внутреннем стремлении орга­низмов к усовершенствованию – ненаучным.

С конца XVIII в. быстрыми темпами развивалась биогеог­рафия, что способствовало дальнейшему развитию экологи­ческого мышления. Основоположником экологии растений принято считать А. Гумбольдта (1769–1859), который на ос­нове своих многолетних наблюдений в Центральной и Юж­ной Америке показал влияние климатических условий, особен­но температурного фактора, на распространение растений. В 1807 г. А. Гумбольдт высказал идею об изолиниях растений, суть которой заключается в том, что в сходных географических ус­ловиях у растений разных таксономических групп вырабаты­ваются сходные «физиономические» формы, то есть одинако­вый внешний облик.

Позднее появились работы, посвященные влиянию клима­тических факторов на распространение и биологию живот­ных, среди них книги немецкого зоолога К. Глогера (1833) об изменениях птиц под влиянием климата, датчанина Т. Фабера (1826) об особенностях северных птиц, К. Бергмана (1848) о географических закономерностях в изменении размеров теп­локровных животных.

А. Декандоль в 1832 г. обосновал идею, что среду, в кото­рой существуют растения, надо понимать как совокупность действующих экологических факторов, а в 1855 г. отметил повышенную экологическую пластичность растений по срав­нению с животными.

Русский ученыйЭ.А. Эверсман (1840) разделил факторы среды на абиотические и биотические, описал примеры борь­бы и конкуренции между особями одного и разных видов.

Профессор Московского университета К.Ф. Рулье (1814–1858) по праву считается основателем экологии животных. Он написал более 160 работ по зообиологии. Через все эти труды проходит мысль, что развитие органического мира обусловле­но влиянием изменяющейся внешней среды. Он разработал широкую систему экологических исследований животных.

Ученик К.Ф. Рулье Н.А. Северцов (1827–1885) в 1855 г. опуб­ликовал магистерскую диссертацию на тему «Периодические явления в жизни птиц, гад и зверей Воронежской губернии», в которой впервые в России изложил глубокие экологические исследования животного мира отдельного региона.

II. Второй этап – оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (с середины XIX в.

до середины XX в.).

В 1859 г. английский ученый Ч. Дарвин (1809–1882) опубликовал научный труд «Происхождение видов путем ес­тественного отбора», в котором вскрыл механизм эволюцион­ного процесса путем естественного отбора. С появлением эво­люционного учения Ч. Дарвина экология стала развиваться на качественно новой основе.

В 1866 году немецкий биолог Э. Геккель впервые употре­бил термин «экология» в своем труде «Всеобщая морфология организмов», а в 1868 году в книге «Натуралистическая теория мирообразования» он дал определение сущности новой на­уки. Однако этот термин прижился только к концу XIX в.

Во второй половине XIX в. экологические исследования в основном касались влияния климатических факторов на рас­тительные и животные организмы. В 1895 г. Е. Варминг обо­сновал представление о жизненных формах растений. А.Ф. Миддендорф в конце XIX в. применил учение А. Гум­больдта об изолиниях к животным.

В конце 70-х годов XIX в. в экологии возникло новое на­правление. Немецкий гидробиолог К. Мебиус в 1877 г. на ос­нове изучения устричных банок Северного моря обосновал представление о биоценозе как о глубоко закономерном соче­тании организмов в определенных условиях среды. Биоцено­зы, или природные сообщества, по К. Мебиусу, обусловлены длительной историей приспособления видов друг к другу и к исходной экологической обстановке. Он утверждал, что вся­кое изменение в каком-либо из факторов биоценоза вызывает изменения в других факторах последнего.

Учение о растительных сообществах в дальнейшем обосо­билось в отдельную науку фитоценологию. Большую роль в ее развитии сыграли С.И. Коржинский, И.К. Пачоский, Г.Ф. Морозов, В.Н. Сукачев, Т.А. Работнов и др.

В конце XIX в. русский ученый В.В. Докучаев (1846–1903) создал учение о почве, учение о природных зонах, положил начало учению о ландшафтах. В.В. Докучаев ввел в науку ком­плексный подход к изучению природы. Его идеи получили даль­нейшее развитие в работе видного лесовода Г.Ф. Морозова «Уче­ние о лесе», в учении В.Н. Сукачева о биогеоценозах.

В 1910 году на III Международном ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений разделилась на аутэкологию и экологию сообществ – синэкологию. Такое разделение в даль­нейшем распространилось на экологию животных и общую экологию. Этому способствовали появившиеся новые науч­ные труды Ч. Адамса, В. Шелфорда, С.А. Зернова и др.

В 1913-1920 г. были созданы научные экологические об­щества, основаны экологические журналы, экологию начали преподавать в университетах. Получили развитие количествен­ное рассмотрение изучаемых явлений и процессов, связанных с именами А. Лотки (1925), В. Вольтерры (1926).

Выдающийся русский ученый В.И. Вернадский (1863–1945) в 1923–1927 гг. создал учение о биосфере как глобальной био­логической системе планеты Земля, а в 1944 г. – учение о ноосфере как высшей стадии развития биосферы.

В 30-40-е годы как самостоятельное направление обособи­лась экология популяций – демэкология. Основателем ее счи­тается Ч. Элтон. Наряду с ним в ее развитие большой вклад внесли С.С. Шварц, Н.П. Наумов, Д.Н. Кашкаров, В.В. Догель, В.Н. Беклемишев и др.

В 40-е гг. в экологии возник новый принцип исследования природных сообществ в их взаимосвязи со средой обитания. В 1935 г. английский ученый А. Тенсли ввел термин «экосистема», а в 1940 г. советский ученый В.Н. Сукачев (1880–1967) ввел термин «биогеоценоз».

III. Третий этап

– превращение экологии в междисципли­нарную науку (с середины XX в. по настоящее время). С сере­дины XX в. успехи экологии, на фоне усугубляющихся про­блем состояния природной среды привели к «экологизации» многих биологических (и не только биологических) наук. Из строго биологической науки экология превратилась в комп­лекс знаний, включающих в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. На границе экологии и других наук начали возникать пограничные науки, такие, как эколо­гическая биохимия, экологическая физиология, математичес­кая экология, промышленная экология, сельскохозяйственная экология, медицинская экология, инженерная экология, эко­номическая экология, социальная экология, правовая эколо­гия и др. В настоящее время достижения экологии являются теоретической основой для выработки стратегии взаимоотно­шений человечества с природой, рационального природополь­зования и охраны природы.

Современный период развития экологии в мире связан с именами таких крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум, Дж.М. Андерсен, Э. Пианка, Р. Риклефс, М. Бигон, А. Швей­цер, Дж. Харпер, Р. Уиттекер, Н. Борлауг, Т. Миллер, Б. Не­бел и др. Среди отечественных ученых следует назвать И.П. Герасимова, А.М. Гилярова, В.Г. Горшкова, Ю.А. Израэля, Ю.Н. Куражковского, К.С. Лосева, Н.И.

ВКЛАД УЧЕНЫХ В ЭКОЛОГИЮ

Моисеева, Н.П. Наумова, Н.Ф. Реймерса, В.В. Розанова, Ю.М. Свирижева, В.Е. Соколова, В.Д. Федорова, С.С. Шварца, А.Л. Яншина и др.

Часть I. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ (ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ)


Дата добавления: 2017-02-13; просмотров: 2020;


Похожие статьи:

laservirta.ru

Вклад русских ученых в развитие экологии

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО Орловский Государственный Аграрный университет

Кафедра: Экология и охрана окружающей среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: Вклад русских ученых в развитие экологии

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса АЭ 111(1)

Факультета Агробизнеса и экологии

Знаменщикова О.В.

Проверил:

Доцент Игнатова Г.А.

 

 

Введение

 

Слово экология образовано от греч. oikos, что означает дом (жилище, местообитание, убежище), и logos — наука. В буквальном смысле экология — это наука об организмах у себя дома. Наука, в которой особое внимание уделяется совокупности или характеру связей между организмами и окружающей средой. В настоящее время большинство исследователей считает, что экология — это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.

Экология приобрела практический интерес еще на заре развития человечества. В примитивном обществе каждый индивидуум для того чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающей его среде или о силах природы, растениях и животных. Можно утверждать, что цивилизация возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства и орудия, позволяющие ему изменять среду своего обитания. Как и другие области знания, экология развивалась непрерывно, но неравномерно на протяжении истории человечества. Судя по дошедшим до нас орудиям охоты, наскальным рисункам о способах культивирования растений, лова животных, обрядам, люди еще на заре становления человечества имели отдельные представления о повадках животных, образе их жизни, сроках сбора растений, употребляемых для их нужд, о местах произрастания растений, способах выращивания и ухода за ними. Некоторые сведения подобного рода находим в сохранившихся памятниках древнеегипетской, индийской, тибетской культур. Элементы экологии имеют место в эпических произведениях и легендах. Например, в древнеиндийских сказаниях Махабхарата (VI-II вв. до н. э.) даются сведения о повадках и образе жизни около 50 видов животных, сообщается об изменениях численности некоторых из них. В рукописных книгах Вавилонии есть описания способов обработки земли, указывается время посева культурных растений, перечисляются птицы и животные, вредные для земледелия. В китайских хрониках IV-II вв. до н. э. описываются условия произрастания различных сортов культурных растений.

 

История развития экологии

 

Экология своими корнями уходит в далекое прошлое. Потребность в знаниях, определяющих отношение живого к окружающей его органической и неорганической среде, возникла очень давно. Достаточно вспомнить труды Аристотеля (384- 322 до н. э.), Плиния Старшего (23-79 н. э.), Р. Бойля (1627- 1691) и др., в которых обсуждалось значение среды обитания в жизни организмов и приуроченность их к определенным местообитаниям.

В истории развития экологии можно выделить три основных этапа.

 

Первый этап

 

Зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. XIX в.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.

В XVII-XVIII вв. экологические сведения составляли значительную долю во многих биологических описаниях и исследованиях русских ученых И. И. Лепехина, А. Ф. Миддендорфа, С. П. Крашенинникова.

В этот же период Ж:-Б. Ламарк (1744-1829) и Т. Мальтус (1766-1834) впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

 

Второй этап

 

Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. XIX в.). Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученых К. Ф. Рулье (1814- 1858), Н. А. Северцова (1827-1885), В. В. Докучаева (1846- 1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени. Не случайно поэтому американский эколог Ю. Одум (1975) считает В. В. Докучаева одним из основоположников экологии.

Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (1809-1882), вскрывший основные факторы эволюции органического мира. То, что Ч. Дарвин называл борьбой за существование, с эволюционных позиций можно трактовать как взаимоотношения живых существ с внешней абиотической средой и между собой, т. е. с биотической средой.

Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX столетия. Крупнейший русский ученый XX в. В. И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.

В 30-е и 40-е гг. экология поднялась на более высокую ступень в результате нового подхода к изучению природных систем. Сначала А. Тенсли (1935) выдвинул понятие об экосистеме, а несколько позже В. Н. Сукачев (1940) обосновал близкое этому представление о биогеоценозе. Следует отметить, что уровень отечественной экологии в 20-40-х гг. был одним из самых высоких в мире, особенно в области фундаментальных разработок. В этот период в нашей стране работали такие выдающиеся ученые, как академики В. И. Вернадский и В. Н. Сукачев, а также крупные экологи В. В. Станчинский, Э. С. Бауэр, Г. Г. Гаузе, В. Н. Беклемишев, А. Н. Формозов, Д. Н. Кашкаров и др.

Во второй половине XX в. в связи с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека на пр

www.studsell.com

Вклад русских ученых в развитие экологии

Информация — Экология

Другие материалы по предмету Экология

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО Орловский Государственный Аграрный университет

Кафедра: Экология и охрана окружающей среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: Вклад русских ученых в развитие экологии

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса АЭ 111(1)

Факультета Агробизнеса и экологии

Знаменщикова О.В.

Проверил:

Доцент Игнатова Г.А.

 

 

Введение

 

Слово экология образовано от греч. oikos, что означает дом (жилище, местообитание, убежище), и logos — наука. В буквальном смысле экология — это наука об организмах у себя дома. Наука, в которой особое внимание уделяется совокупности или характеру связей между организмами и окружающей средой. В настоящее время большинство исследователей считает, что экология — это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.

Экология приобрела практический интерес еще на заре развития человечества. В примитивном обществе каждый индивидуум для того чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающей его среде или о силах природы, растениях и животных. Можно утверждать, что цивилизация возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства и орудия, позволяющие ему изменять среду своего обитания. Как и другие области знания, экология развивалась непрерывно, но неравномерно на протяжении истории человечества. Судя по дошедшим до нас орудиям охоты, наскальным рисункам о способах культивирования растений, лова животных, обрядам, люди еще на заре становления человечества имели отдельные представления о повадках животных, образе их жизни, сроках сбора растений, употребляемых для их нужд, о местах произрастания растений, способах выращивания и ухода за ними. Некоторые сведения подобного рода находим в сохранившихся памятниках древнеегипетской, индийской, тибетской культур. Элементы экологии имеют место в эпических произведениях и легендах. Например, в древнеиндийских сказаниях Махабхарата (VI-II вв. до н. э.) даются сведения о повадках и образе жизни около 50 видов животных, сообщается об изменениях численности некоторых из них. В рукописных книгах Вавилонии есть описания способов обработки земли, указывается время посева культурных растений, перечисляются птицы и животные, вредные для земледелия. В китайских хрониках IV-II вв. до н. э. описываются условия произрастания различных сортов культурных растений.

 

История развития экологии

 

Экология своими корнями уходит в далекое прошлое. Потребность в знаниях, определяющих отношение живого к окружающей его органической и неорганической среде, возникла очень давно. Достаточно вспомнить труды Аристотеля (384- 322 до н. э.), Плиния Старшего (23-79 н. э.), Р. Бойля (1627- 1691) и др., в которых обсуждалось значение среды обитания в жизни организмов и приуроченность их к определенным местообитаниям.

В истории развития экологии можно выделить три основных этапа.

 

Первый этап

 

Зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. XIX в.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.

В XVII-XVIII вв. экологические сведения составляли значительную долю во многих биологических описаниях и исследованиях русских ученых И. И. Лепехина, А. Ф. Миддендорфа, С. П. Крашенинникова.

В этот же период Ж:-Б. Ламарк (1744-1829) и Т. Мальтус (1766-1834) впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

 

Второй этап

 

Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. XIX в.). Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученых К. Ф. Рулье (1814- 1858), Н. А. Северцова (1827-1885), В. В. Докучаева (1846- 1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени. Не случайно поэтому американский эколог Ю. Одум (1975) считает В. В. Докучаева одним из основоположников экологии.

Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (1809-1882), вскрывший основные факторы эволюции органического мира. То, что Ч. Дарвин называл борьбой за существование, с эволюционных позиций можно трактовать как взаимоотношения живых существ с внешней абиотической средой и между собой, т. е. с биотической средой.

Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX столетия. Крупнейший русский ученый XX в. В. И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.

В 30-е и 40-е гг. экология поднялась на более высокую ступень в результате нового подхода к изучению природных систем. Сначала А. Тенсли (1935) выдвинул понятие об экосистеме, а несколько позже В. Н. Сукачев (1940) обосновал близкое этому представление о биогеоценозе. Следует отметить, что уровень отечественной экологии в 20-40-х гг. был одним из самых высоких в мире, особенно в области фундаментальных разработок. В этот период в нашей стране работали такие выдающиеся ученые, как академики В. И. Вернадский и В. Н. Сукачев, а также крупные экологи В. В. Станчинский, Э. С. Бауэр, Г. Г. Гаузе, В. Н. Беклемишев, А. Н. Формозов, Д. Н. Кашкаров и др.

Во второй половине XX в. в связи с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека на пр?/p>

geum.ru

Русские ученые основоположники основы науки экологий — реферат

МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФГБОУ ВПО

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ

(Сам ГУПС) 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине: «Экология».

На тему: «Русские ученые основоположники основы науки экологий» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы 791 Исламгулов А.Р

Проверил: преподаватель Лукенюк Е.В. 
 
 
 
 

Самара 2011

  • Содержание                                                                                                         2
  • Введение                                                                                                               3
  • Научное наследие                                                                                             8
  • Основные научные работы                                                                   8
  • Список использованной литературы                                                  8

 

Введение.

Возникновение экологии связано с идеями всестороннего  системного подхода к действительности. Как наука экология имеет более  чем столетнюю историю. В 1866 году современник Ч. Дарвина, немецкий ученый Э. Геккель впервые обосновал  необходимость выделить экологию как  самостоятельную биологическую  дисциплину. Впоследствии Ч. Дарвин в  работе «Происхождение видов» вводит понятие «борьба за существование» и объясняет, что эта борьба основывается на переплетении целого ряда взаимоотношений  живых существ как между собой, так и по отношению к неживой природе. Изучение подобных отношений представляет основную задачу экологии, поэтому можно сказать, что экология является наукой о проявлениях борьбы за существование, которую можно понимать в широком дарвиновском смысле, то есть как противоречивые взаимоотношения всех форм связей вида со средой, приводящие к естественному отбору и являющиеся движущим фактором эволюции.

Почти целое  столетие накапливался фактический  материал об отношениях живых организмов к окружающей среде и друг к  другу.

Для развития экологии в России большое значение имели  работы известных биологов К.Ф. Рулье (1814 – 1858 гг.) и Н.А. Северцева (1827 – 1885 гг.).

Основоположник  почвоведения В.В. Докучаев (1846-1903 гг.) развивал идеи глубокой взаимосвязи живой  и неживой природы. На экологической  основе им разработано учение о природных  зонах.

Крупнейший русский  ученый-лесовед Г.Ф. Морозов (1867-1920 гг.) назвал лес сложным сообществом растений и животных с окружающей средой. Его книга «Учение о лесе» основана на экологическом подходе к природным биокомплексам. Этот труд широко используется учеными и в наши дни.

Русские ученые В.Н. Сукачев (1880 – 1967 гг.), Л.Г. Раменский (1881 – 1953 гг.) и их последователи создали  учение о растительных сообществах  – фитоценологию; С.С. Шварц развил учение о физиологической и эволюционной экологии пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Большой вклад в общую экологию животных внесли Д.Н. Кашкаров, Н.П. Наумов и многие другие ученые; в экологию растений – Б.А. Келлер, И.Г. Серебряков, В.В. Алехин и др.

В.И. Вернадскому  – выдающемуся русскому ученому, академику (1863- 1945 гг.) принадлежит особая роль в развитии биогеоценологии  и учения о биосфере. Его труды  «Живое вещество» и «Биосфера» показали огромную роль живых организмов в  формировании лика планеты.

В.И. Вернадский писал, что на земной поверхности  нет химической силы, более постоянно  действующей, а потому и более  могущественной по своим последствиям, чем живые организмы, взятые в  целом; что деятельность человека в  настоящее время равна или  сильнее геологических процессов  в природе.

 

Шварц Станислав Семенович 

Станислав Семенович  Шварц родился в 1919 году в Екатеринославе (Днепропетровске). Детские и юношеские годы прошли в Ленинграде. Школьником он занимался в кружке юных зоологов при Ленинградском зоопарке, а затем при Зоологическом институте АН СССР. В 1937 году, после окончания школы, он поступил на биологический факультет Ленинградского университета. Обучение прервала война, Станислав Семенович ушел добровольцем на фронт. Университет он окончил в 1942 году и поступил в аспирантуру. В 1946 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Эффективность криптической окраски». В этом же году он переезжает в Свердловск. Далее вся его деятельность связана с Институтом биологии УФАН СССР. Он возглавил группу зоологов, которая в 1952 году получила статус лаборатории. В 1954 году защитил докторскую диссертацию на тему «Опыт экологического анализа некоторых морфофизиологических признаков наземных позвоночных». В 1955 году Станислав Семенович возглавил Институт биологии УФАН СССР, преобразованный им в Институт экологии растений и животных. В 1966 году избран член-корреспондентом АН СССР, в 1970 году — действительным членом АН СССР. В этом же году он создал и стал первым главным редактором журнала «Экология», редакционной коллегией которого Станислав Семенович руководил до последних дней своей жизни. Бесспорной заслугой Станислава Семеновича можно считать разработку метода морфо-физиологических индикаторов для определения состояния и прогноза развития популяций животных. Им сформулировано новое определение популяции, отражающее ее особую функциональную роль в системе вида, в приспособлении к условиям существования и в эволюции. Сформулированные им представления об экологических закономерностях эволюционного процесса легли в основу монографии «Некоторые вопросы проблемы вида у наземных позвоночных животных» (1959). Станислав Семенович внес существенный вклад в развитие популяционной экологии животных, химической экологии водных животных. Его теоретические исследования позволили решить и ряд практических вопросов, связанных с рациональным использованием природных ресурсов животного мира. В конце 50-х годов С.С. Шварц сосредоточил внимание на изучение популяций животных Крайнего Севера, в результате чего появилась монографии «Пути приспособления наземных позвоночных к условиям существования в Субарктике»(1963, 1971). Работы по изучению механизмов эволюционных процессов в популяциях были подытожены в 1969 году в монографии «Эволюционная экология животных», а после смерти ученого вышла книга «Экологические закономерности эволюции» (1980). Станислав Семенович сформулировал ряд положений, имеющих значение для развития теории медицины, связал метаболическую регуляцию роста с проблемами геронтологии и онкологии. В сфере его научных интересов были и взаимоотношения человека и биосферы. Он исследовал экологические последствия антропогенного воздействия, разрабатывал принципы прогнозирования антропогенных изменений, ставил вопрос о разработке представлений об оптимальном ландшафте. Он настаивал на необходимости создания экологии человека как отрасли знания. Станислав Семенович неоднократно представлял советскую экология на международных конгрессах, съездах, симпозиумах и конференциях. В 1971 году он был избран председателем Международной комиссии по изучению тундры по международной биологической программе, был членом Международной академии зоологии в Арге, Международного экологического общества. Более 250 научных работ — таков итог научной деятельности Станислава Семеновича. На посту директора Института экологии растений и животных он оставался до 1976 года. Научная и научно-организационная деятельность Станислава Семеновича Шварца была высоко оценена правительством — он был награжден орденами Ленина и Октябрьской Революции, многими медалями, в т. ч. медалью им. А.Н Северцова.  

Иван  Парфеньевич Бородин

Иван Парфеньевич Бородин (18 (30) января 1847— 5 марта 1930) — русский ботаник, популяризатор науки, зачинатель российского природоохранного движения, один из основателей этико-эстетического подхода в заповедном деле и охране дикой природы. Развивал идеи Гуго Конвенца о культурной и моральной составляющей природоохраны. Изучал физиологию (главным образом дыхание) и анатомию растений, в том числе распределение хлорофилла в их зелёных частях.Член-корреспондент (c 5 декабря 1887 года; физико-математическое отделение, по разряду биологических наук — ботаника), ординарный академик Петербургской академии наук (с 6 апреля 1902 года, физико-математическое отделение), Российской академии наук (с 1917 года), Академии наук СССР (с 1925 года).Из дворян Екатеринославской губернии. Брат Александра Парфеньевича Бородина, инженера путей сообщения, главного инженера службы подвижного состава Юго-Западной железной дороги, одного из основоположников русского паровозостроения.Окончил курс в Санкт-Петербургском университете на физико-математическом факультете, по отделу естественных наук. 
В 1869 году поступил преподавателем ботаники и одновременно заведующим кафедрой ботаники и дендрологии в Санкт-Петербургский земледельческий и лесной институт. В 1877 году было закрыто агрономическое отделение института, преобразованного в Санкт-Петербургский лесной институт, и Бородин был оставлен преподавателем ботаники. Заведовал кафедрой 35 лет — до 1904 года. В 1876 году за диссертацию «Физиологические исследования над дыханием листовых побегов» Иван Парфеньевич получил степень магистра ботаники. За этой работой, которая дала Бородину известность не только в России, но и в Западной Европе, последовал ряд физиологических и анатомических работ, особенно по распространению различных веществ в растениях, причём Бородин разработал особый метод их изучения, названный его именем. В 1878 году он был назначен профессором Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, где читал лекции ботаники до 1880 года, когда был утверждён профессором Лесного института. Бородину принадлежит открытие (1880—1882) кристаллизующегося хлорофилла, сыгравшее большую роль в изучении этого вещества. В 1873 году Бородин положил начало изучению флавоноидов в России.С 1881 по 1904 год Бородин состоял редактором «Трудов» Общества естествоиспытателей при Санкт-Петербургском университете, по отделу ботаники; позже — редактором «Материалов для изучения естественных производительных сил России», издаваемых состоящей при Императорской Академии наук Комиссией по изучению естественных производительных сил России.В 1886 году Новороссийский университет единогласно избрал его почётным доктором ботаники. Со второй половины 1887 года Бородин читал лекции ботаники и в Санкт-Петербургском университете (вместо оставившего кафедруА.С.Фаминцына)неоднократно — на Высших женских курсах.С 1887 года Иван Парфеньевич Бородин — член-корреспондент, а с 1902 года — академик Императорской академии наук.14 декабря 1899 года Бородин был назначен заведующим Бюро по прикладной ботанике, которым заведовал до 23 сентября 1904 года. Бюро при Бородине отвечало на запросы и давало рецензии на труды по растениеводству.C 1902 года — директор Ботанического музея Академии наук.В 1903 году Бородин опубликовал свои публичные лекции, посвящённые вопросам оплодотворения. В этих лекциях он одним из первых в России подробно изложил работу Г. Менделя «Опыты над растительными гибридами» и подтверждающий её выводы результат работ его последователей.27 января 1905 года в петербургской газете «Русь» появилась «Записка 342 учёных», критиковавшая самодержавие. Среди шестнадцати подписавших её академиков был и Бородин. Последствием этого явилось разосланное этим академикам письмо президента Академии наук Великого князя Константина Константиновича, порицавшее их поступок и предлагавшее сначала отказаться от казённого жалованья, а потом уже заниматься политикой. И.П.Бородин подал президенту Академии наук прошение об отставке. Однако вскоре Великий князь извинился перед академиками.В мае 1907 года академик Бородин представлял Императорскую академию наук на торжествах в Швеции, посвящённых двухсотлетию со дня рождения Карла Линнея.Бородин неоднократно выступал в печати и в научных обществах с идеей об охране природы. 29 декабря 1909 года на XII съезде русских естествоиспытателей и врачей в Москве им был сделан горячо поддержанный участниками съезда программный доклад «О сохранении участков растительности, интересных в ботанико-географическом отношении». В статье «Охрана памятников природы» он дал подробный обзор природоохранных мероприятий в России и за рубежом, предлагая к заповеданию ряд уникальных природных мест страны, назвал первостепенные природоохранные проблемы в России: 
«Наиболее неотложным представляется мне образование степных заповедных участков. Степные вопросы — это наши, чисто русские вопросы, между тем именно степь, девственную степь, мы рискуем потерять скорее всего.» 
В 1912 году при его активном участии была создана Постоянная природоохранительная комиссия при Русском географическом обществе. Председателем комиссии был назначен почётный член общества, бывший министр земледелия и государственных имуществ, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук А.С.Ермолов, товарищем (то есть заместителем) председателя — И.П.Бородин.В ноябре 1913 года Бородин представлял Россию на первой Международной конференции по охране природы в Берне и представил там памятную записку по основной теме конференции.В одной из первых в России книг по охране природы, изданной в 1914 году, Бородин писал: 
…мы не можем не примкнуть к широкому движению <по охране природы>, охватившему Западную Европу: это наш нравственный долг перед родиною, человечеством и наукою… Сколько бы защитных участков не устроили у себя наши соседи, они не в состоянии заменить наших будущих заповедников. Раскинувшись на огромном пространстве в двух частях света, мы являемся обладателями в своем роде единственных сокровищ природы. уничтожить их легко, но воссоздать нет возможности… Создание защитных участков чрезвычайно важно и в целях педагогических. 
По инициативе Бородина в 1915 году было организовано Русское ботаническое общество, бессменным президентом которого он был до конца жизни. 
 
 
 
 
 

Леонтий Григорьевич Раменский

(1884—1953) — русский ботаник, геоботаник, эколог растений и географ.

Один  из основоположников учения о морфологии географического ландшафта, согласно которому географический ландшафт —  конкретная территория, однородная по своему происхождению и истории  развития, обладающая единым геологическим  фундаментом, однотипным рельефом, общим  климатом, единообразным сочетанием гидротермических условий, почв, биоценозов и закономерным набором морфологических  частей.Критик концепции дискретности растительности. Раменский считал, что каждый вид индивидуально распределён в пространстве и по-своему приходит и уходит из сообщества при его изменении, растительность — это непрерывное явление, многомерный непрерывный объект. По Раменскому, растительность — непрерывная мозаика популяций видов растений, связанных условиями среды.Изучал естественные кормовые угодья Советского Союза; в 1932 возглавил их инвентаризацию в масштабе СССР. Работы Раменского по теории фитоценозов получили широкое признание и способствовали рациональному использованию сенокосов и пастбищ.Учился в Петроградском университете (окончил в 1916).

В 1908 в  составе ботанического отдела принял участие в Камчатской экспедиции Ф. П. Рябушинского, исследовал болота и озёра, изучал мхи и водоросли, собирал коллекции материалов по этим группам, помогал вести метеорологические наблюдения, сделал подробное описание озёр Ближнего, Дальнего, Ничикинского и Халактырского, а также Паратунской тундры.Совместно с другими участниками экспедиции обследовал Тарьинскую бухту, Паратунскую долину и Паратунские ключи, Корякский вулкан, Авачинскую тундру и окрестности Халактырского озера.С 1911 по 1928 работал в Воронежской губернии (в том числе в Воронежском университете),с 1928 — в Государственном институте луговой и болотной культуры (ныне Всесоюзный научно-исследовательский институт кормов имени В.Р. Вильямса).В 1932—1934 под руководством Л. Г. Раменского была проведена инвентаризация естественных кормовых угодий; были обобщены сведения о площадях отдельных типов лугов в областях и республиках.1935 — доктор биологических наук.

Именем  Леонтия Григорьевича в 1966 назван географический объект в Антарктиде — ок. Раменского. 
 
 
 
 
 

Реймерс, Николай Фёдорович

(1931—1993) —  советский зоолог, эколог, один из  главных участников становления  заповедного дела в СССР. Доктор  биологических наук, профессор.

Н. Ф. Реймерс — сын Ф. Э. Реймерса, известного физиолога растений. В начале 1950-х годов в связи с общей ситуацией в советской биологической науке отец Реймерса вместе с семьей был вынужден переехать в Иркутск, а Николаю Фёдоровичу, после окончания первого курса МГУ, пришлось перейти на второй курс Иркутского университета.

До 1961 года, когда Реймерс вернулся в Москву, на обширных территориях от Сахалина до Центральной Сибири им были проведены многолетние и обширные полевые научные работы, посвященные роли птиц, мелких млекопитающих и насекомых в организации экосистем. Результатом этих работ стали монографии «Насекомоядные и грызуны верхней Лены» (1963) и «Птицы и млекопитающие южной тайги Средней Сибири» (1966), а также множество статей.

C начала 1960-х годов область интересов  постепенно начинает смещаться  в сторону теории и практики  организации заповедного дела. В  1966 году он становится заместителем  директора по науке Приокско-Террасного  заповедника; в 1968—1969 годах работает  в Главном управлении по охране  природы, заповедникам и охотничьему  хозяйству Министерство сельского  хозяйства СССР.

От проблем  аутэкологии и популяционной  экологии Реймерс впоследствии переходит к изучению проблем теоретической экологии, эколого-экономической науки (биоэкономики) и экологии человека. Активно пропагандирует и популяризирует науку, охрану природы, заповедное дело и рациональное природопользование (в журналах «Наука и жизнь», «Природа», «Химия и жизнь» и газетных публикациях), много выступает с лекциями.

В должности  руководителя лаборатории и главного научного сотрудника работал в ЦЭМИ РАН, затем — в Институте проблем  рынка (созданного на базе ЦЭМИ). В 1988 году становится первым председателем Экологического союза СССР. C 1992 года — один из организаторов  и первый декан экологического факультета МНЭПУ. После продолжительной болезни  скончался в 1993 году. С 1993 года в МНЭПУ  ежегодно проводятся Научные чтения памяти Н. Ф. Реймерса. 
 
 
 
 

Научное наследие

Как пишет  д. биол. н., проф. Б. М. Миркин: «Для этого  наследия характерна неровность, что  связано с вулканическим научным  темпераментом и работоспособностью вечного двигателя, которыми обладал Реймерс. Он остро чувствовал заказ времени на разработку концепции выживания человечества и ощущал неподготовленность научного сообщества россиян к исполнению этого заказа, ужасаясь бедламу, который создали набежавшие в экологию дилетанты.

freepapers.ru

3. Этапы исторического развития экологии как науки. Какова роль отечественных ученых в ее становлении и развитии?

1. Термин «экология» был предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. и к началу века стал обозначать изучение какого-то конкретного вида и его связей с окружающей средой, то что мы сейчас определяем термином аутэкология. 2. К середине 20-х годов 20-го века его начали применять и к исследованию видовых сообществ. Были выработаны такие понятия как трофическая (пищевая) сеть, пирамида чисел. Сформулированы законы, регулирующие численность популяции — то что мы сейчас понимаем под синэкологией. 3. В 1935 году английский геоботаник Э.Тэнсли ввел в экологию термин экосистема. К 1950 г. было разработано понятие экосистемы как основной единицы исследования, в которое входят все взаимоотношения и взаимодействия между физической средой и обитающими в ней видами. Начаты исследования потоков энергии через экосистему и трофических циклов, законы и факторы, определяющие стабильность экосистемы, вмешательство в них человека. 4. В середине 70-х — начато изучение зон на стыке экосистем. Принято положение о том, что совокупность экосистем составляет биосферу. 5. Признание человека как геологообразующей силы. Изучение человека со стороны — как элемента биосферы. . Видные ученые-экологи XX столетия: В.Н.Сукачев, Г.Одум, Ю.Одум, Н.Ф.Реймерс, Б.Небел, Б.Коммонер и др. Развитие экологии в Казахстане. В.Н.Сукачев — ввёл в науку понятие «биогеоценоз». Ю.Одум — автор классического труда «Экология» , Н.Ф.Реймерс — словарь-справочник «Природопользование», «Популярный биологический словарь», монография «Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология». Б.Небел — Наука об окружающей среде. Как устроен мир. Б.Коммонер— автор Законов экологии. Развитие экологии в Казахстане. Концепция устойчивого развития экологии в Кз принято 14 мая 2007г. Включ. в себя: развитие экологической среды; достижение устойчивого экономического роста; рациональное использование энергитических ресурсов (нефть, газ, уголь) для роста экологии республики.

5. . Какой вклад в развитие экологии внесли ученые древнего мира

. Как и другие области знания, экология развивалась непрерывно, но неравномерно на протяжении истории человечества. Судя по дошедшим до нас орудиям охоты, наскальным рисункам о способах культивирования растений, лова животных, обрядам, люди еще на заре становления человечества имели отдельные представления о повадках животных, образе их жизни, сроках сбора растений, употребляемых для их нужд, о местах произрастания растений, способах выращивания и ухода за ними. Некоторые сведения подобного рода находим в сохранившихся памятниках древнеегипетской, индийской, тибетской культур. Элементы экологии имеют место в эпических произведениях и легендах. Например, в древнеиндийских сказаниях «Махабхарата» (VI-II вв. до н.э.) даются сведения о повадках и образе жизни около 50 видов животных, сообщается об изменениях численности некоторых из них. В рукописных книгах Вавилонии есть описания способов обработки земли, указывается время посева культурных растений, перечисляются птицы и животные, вредные для земледелия. В китайских хрониках IV-II вв. до н.э. описываются условия произрастания различных сортов культурных растений.

5

  Гераклит Эфесский

В трудах ученых античного мира — Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Гиппократа (460-370 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. — были сделаны дальнейшие обобщения экологических фактов.

Аристотель в своей «Истории животных» описал более 500 видов известных ему животных, рассказал об их поведении. Так начинался первый этапразвития науки — накопление фактического материала и первый опыт его систематизации. Теофраст Эрезийский (372-287 гг. до н.э.) описал влияние почвы и климата на структуру растений, наблюдаемое им на огромных пространствах Древнего Средиземноморья. В работах философа впервые было предложено разделить покрытосеменные растения на основные жизненные формы: деревья, кустарники, полукустарники, травы. К этому периоду относится знаменитая «Естественная история» Плиния Старшего (23-79 гг. н.э.).

В Средние века интерес к изучению природы ослабевает, заменяясь господством схоластики и богословием. Связь строения организмов с условиями среды толковалась как воплощение воли Бога. Людей сжигали на кострах не только за идеи развития природы, но и за чтение книг древних философов. В этот период, затянувшийся на целое тысячелетие, только единичные труды содержат факты научного значения. Большинство же сведений имеют прикладной характер, опираются на описание целебных трав (Разес, 850-923 гг.; Авиценна, 980-1037 гг.), культивируемых растений и животных, на знакомство с природой далеких стран (Марко Поло, XIII в., Афанасий Никитин, XV в.).

Началом новых веяний в науке в период позднего средневековья являются труды Альберта Великого (Альберт фон Больштедт, 1193- 1280 гг.). В своих книгах о растениях он придает большое значение условиям их местообитания, где помимо почвы важное место уделяет «солнечному теплу», рассматривал

причины «зимнего сна» у растений, размножение и рост организмов ставит в неразрывную связь с их питанием.

Крупными сводами средневековых знаний о живой природе являлись многотомное «Зеркало природы» Венсена де Бове (XIII в.), «Поучение Владимира Мономаха» (XI в.), ходившие в списках на Руси, «О поучениях и сходствах вещей» доминиканского монаха Иоанна Сиенского (начало XIV в.).

Географические открытия в эпоху Возрождения, колонизация новых стран явились толчком к развитию биологических наук. Накопление и описание фактического материала — характерная черта естествознания этого периода. Однако, несмотря на то что в суждениях о природе господствовали метафизические представления, в трудах многих естествоиспытателей имели место явные свидетельства экологических знаний. Они выражались в накоплении фактов о разнообразии живых организмов, их распространении, в выявлении особенностей строения растений и животных, живущих в условиях той или иной среды. Первые систематики — А. Цезальпин (1519-1603), Д. Рей (1623-1705), Ж. Турнефор (1656-1708) и др. утверждали о зависимости растений от условий произрастания или возделывания, от мест их обитания и т.д. Сведения о поведении, повадках, образе жизни животных, сопровождавшие описание их строения, называли «историей» жизни животных. Известный английский химик Р. Бойль (1627- 1691) первым осуществил экологический эксперимент. Он опубликовал результаты сравнительного изучения влияния низкого атмосферного давления на различных животных.

. Краткая история развития. Роль А.Гумбольда, Ж.Ламарка, К.Линнея, К.Ф.Рулье, Ч.Дарвина, Э.Геккеля, А.Тенсли, В.В.Докучаева, В.И.Вернадского в становлении экологии. Краткая история развития: 1) (до 60-х гг.XIXв.) зарождение и становление экологии как науки; 2)( после 60-х гг.XIXв.) оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний; 3)( 50-е гг.XXв. – по наст.) превращение экологии в комплексную науку, включ. В себя науки об охр. природн. и окруж. среды. А.Гумбольдт (1769-1859) – заложил основы биогеографии. Ж.Ламарк – «Философия зоологии» — теория эволюции живого мира К.Линней – создал таксономическую систему животных и растений. К.Ф.Рулье – заложил основы экологии животных.

Ч.Дарвин — книга о происхождении видов, путем естественного отбора.

Э.Геккель – предложил термин «экология».

А.Тенсли – ввел понятие экосистема.

В.В.Докучаев – термин «биоценоз».

В.И.Вернадский – создал учение о биосфере

studfiles.net

1.1 История развития экологии как науки.

Экология как наука начала своё развитие с доисторических времён с накопления эмпирических знаний. Человек начал познавать природу ещё в те времена, когда он научился добывать огонь и использовать орудия труда. Люди постепенно познавали повадки и пути передвижения животных, на которых охотились, полезные и вредные свойства растений, особенности их жизненного цикла и места произрастания, в поисках убежищ изучали рельеф и т.д. Люди накапливали эмпирические знания о природе, занимаясь элементарными делами. Так, например, рыбак знает, что форель водится в ручьях с быстрым течением, тогда как карась предпочитает стоячие воды. Или каждый знает, что на берегах ледовитого океана не водятся львы, а в Сахаре нет белых медведей. С развитием цивилизации развивались и экологические познания, и экологические проблемы.

Элементы экологических знаний обнаруживаются в сочинениях многих учёных античного мира. Гиппократ выдвинул идеи о влиянии факторов среды на здоровье людей. Первые экологические исследования, пожалуй, стоит отнести к работам отца зоологии Аристотеля, который описал более 500 видов животных, указав в том числе и на характер их мест обитания — а это уже сфера экологии.

Для античного периода характерно описательное направление в науке, основанное на эмпирических знаниях о природе. В то же время, человек был выделен из природы и поставлен в центр мироздания.

В древнем Египте и Вавилоне были известны методы борьбы с накоплением в почве токсичных для растений солей. Техника удаления солей хоть и была примитивной, но она уже существовала. Жители Средиземного моря для получения пресной воды фильтровали морскую воду через слой почвы. В таких городах как Афины, Рим, Иерусалим, Александрия канализационные стоки не сбрасывались в реку, а собирались в специальных отстойниках и, затем использовались для орошения полей и садов.

В средние века науки о природе развивались медленно в силу религиозного догматизма. Следует упомянуть о легендарном враче Авиценне, родившемся и жившем в Средней Азии. его книга «Канон врачебной науки» имеет мировую известность, в ней есть разделы о влиянии на организм человека окружающего воздуха, места жительства и времен года. Другим видным ученым был врач Парацельс, идеи которого о дозированном влиянии природных факторов были развиты 19 в. в работах Либиха и шелфорда. Но большая часть накопленных знаний была утрачена в связи с разрушением знаменитой Александрийской библиотеки.

Толчком к развитию наук о природе и современному естествознанию послужили открытия новых стран и тем самым нового растительного и животного мира в эпоху Возрождения. Этот период характеризуется описанием открытых земель, их растительного и животного мира. Много внимания уделялось влиянию погодно-климатических и других факторов природы. эпоха Возрождения произвела революцию в умах людей Западной Европы. В эпоху возросшей деловой активности стали появляться талантливые изобретатели, исследователи, художники, мыслители.

18 столетие характеризуется наблюдениями натуралистов и осмысливанием влияния природных факторов на развитие и эволюцию живых организмов.

Первая половина 19 века – зарождение и становлении экологии как науки: накопление данных о взаимосвязи живых организмов со средой обитания, первые научные обобщения. Первые предупреждения (Мальтус, Ламарк) о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

Вторая половина 19 века — создание Ч. Дарвином учения о происхождении видов, указавшим на взаимозависимость и взаимовлияние всех форм живой и неживой природы. На основании этого учения Э. Геккель выделил экологию как науку, изучающую все взаимодействия в природе. Под экологией он понимал «сумму знаний о всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего — его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт».

Экологический подход к изучению природы, как следует из всего вышесказанного, был свойственен человеку с древнейших времен, но слова «экологи» не было. Заслуга Геккеля в том, что он предложил название новой науке и определил предмет ее исследований.

Важным шагом на пути становления экологии следует считать введение в 1877 г. немецким гидробиологом К. Мебиусом понятия биоценоза. Биоценоз (гр. bios – жизнь, koinos — сообщество) – совокупность популяций, которая функционирует в определённом биотопе. Биотоп (гр. bios – жизнь, topos — место) совокупность условий среды, в которых обитает биоценоз. Биоценоз и биотоп функционируют как единое целое или экосистема.

Однако представления о целостности среды ещё не стали господствующей системой взглядов.

Значительный вклад внесли в развитие экологии русские ученые А.Н. Бекетов, Н.А. Северцев и др.

В самом конце 19 века с призывом развернуть междисциплинарные комплексные исследования природных систем выступил выдающийся ученый-почвовед В.В. Докучаев. Именно закономерная связь между «силами», «телами» и явлениями, между «мертвой» и «живой» природой, растительными, животными и минеральными царствами , с одной стороны, и человеком, его бытом и духовным миром – с другой стороны, составляет сущность познания «естества», считал он. Практическое осуществление его идей связано с именем Г.Ф. Морозова- создателя учения о лесе. Он подчеркивал, что лес и его территория должны сливаться для нас в единое целое, в географический индивидуум. В 1925 г. Эти идеи были реализованы немецким гидробиологом А. Тинеманом, который рассматривал озера как целостную систему, где биоценоз и биотоп образуют органическое единство.

Начало 20 столетия – А. Тэнсли ввёл термин экосистема и указал на невозможность отделения организмов от окружающей среды.

Оформились экологические школы ботаников, зоологов, гидробиологов, в каждой из которых развивались определенные стороны экологической науки: экология животных, экология растений, экология микроорганизмов, экология насекомых, экология леса, экология моря и т.д.

В 1910 г. на III Ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений разделилась на экология особей – аутэкологию (англ. out – вне, отдельно) и экологию сообществ — синэкологию (гр. synвместе). Это деление распространилось затем и на общую экологию.

Особый интерес ученой общественности привлекли исследования русского геохимика Вернадского и его учения о биосфере и ноосфере. Он привлек внимание к проблеме взаимодействия живых организмов с неживой природой. Учение о биосфере сыграло важную роль в подготовке целостного восприятия природных процессов как системы.

Вторая половина 20 столетия – характеризуется большим вниманием мирового сообщества к угрозе экологического кризиса. Осознан роль человека как части природы и зависимость его от ресурсов планеты.

studfiles.net

Развитие экологии в 19-20 веке


 

 

Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (60-е гг. XIX в.- 50-е гг. XX в.).

Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученых К. Ф. Рулье (1814-1858), Н. А. Севецова (1827-1885), В. В. Докучаева (1846-1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени. Не случайно поэтому американский эколог Ю. Одум (1975) считает Докучаева одним из основоположников экологии. В конце 70-х гг. XIX в. Немецкий гидробиолог К. Мёбиус (1877) вводит важнейшее понятие о биоценозе как о закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды.

Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (1809-1882). Ключевое положение в учении Дарвина занимает теория естественного отбора в результате борьбы за существование. Обычно производится гораздо больше живых организмов, чем может выжить, поэтому ведется борьба за существование либо между особями одного или различных видов, либо физическими условиями жизни. Дарвин писал, что каждый организм зависит не только от условий местообитания, но и от всех других окружающих его существ. В результате естественного отбора сохраняются те организмы, в которых произошли изменения, дающие преимущества для существования в данных условиях.

Такой ход рассуждения дал основание современнику и последователю Дарвина немецкому ученому Эрнсту Геккелю заявить о целесообразности выделения новой науки о взаимоотношениях живых организмов и их сообществ друг с другом и с окружающей средой.

Взгляды Ч. Дарвина на борьбу за существование не только как на борьбу организмов друг с другом, но и с окружающей неживой средой послужили тем научным фундаментом, на котором Э. Геккель в 1866 г. возвел здание новой науки. В России страстным поборником и популяризатором эволюционной теории Ч. Дарвина и последователем Э. Геккеля был К. А. Тимирязев. В 1939 г. в работе «Чарльз Дарвин и его учение» ал: «С установлением понятия приспособления явилась новая область науки, получившая придуманное Геккелем название экология».

Геккель определял экологию как «общую науку об отношениях организмов к окружающей среде». Современные определения экологии, отличаясь в деталях у разных авторов, сводятся к представлению о «биологической науке, изучающей организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы»

Экологический подход к изучению природы, как следует из всего вышесказанного, был свойственен человеку с древнейших времен, но слова «экология» не было. Заслуга Геккеля в том, что он первый предложил название новой науки и определил предмет ее исследования. И хотя экология как самостоятельная отрасль биологических наук была выделена еще в конце XIX столетия, содержание ее все время расширяется, продолжая формироваться и по сей день.

Важным шагом на пути становления экологии следует считать введение в 1877 г. немецким гидробиологом К. Мебиусом понятия биоценоза. Биоценоз- закономерное сочетание разных организмов, обитающих в определенном биотопе. Биотоп- совокупность условий среды, в которых обитает биоценоз (Ф. Даль, 1903).

В 1895 г. датский ученый Е. Варминг (1841-1924) ввел термин «экология» в ботанику для обозначения самостоятельной научной дисциплины — экологии растений.

Значительный вклад внесли в развитие экологии русские ученые А Н. Бекетов (1825 — 1902), Н. А. Северцев (1827 — 1885) и др.

В самом конце XIX века с призывом развернуть междисциплинарные комплексные исследования природных систем выступил выдающийся русский ученый-почвовед В. В. Докучаев (1846 -1903). Именно закономерная связь между «силами», «телами» и «явлениями», между «мертвой» и «живой» природой, растительными, животными и минеральными царствами, с одной стороны, и человеком, его бытом и духовным миром — с другой, и составляет сущность познания «естества», — считал он. Практическое осуществление этих идей связано с именем Г. Ф. Морозова (1867 — 1920) — создателя учения о лесе. Он подчеркивал, что лес и его территория должны сливаться для нас в единое целое, в географический индивидуум. В 1925 г. эти идеи реализовались немецким гидробиологом А. Тинеманом, который рассматривал озера как целостную систему, где биоценоз и биотоп образуют органическое единство.

В начале XX века оформились экологические школы ботаников, зоологов, гидробиологов, в каждой из которых развивались определенные стороны экологической науки: экология животных, экология растений, экология микроорганизмов, экология насекомых, экология озера, экология леса и т. п.

В 1910 г. на III Ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений разделилась на экологию особей – аутэкологию и экологию сообществ- синэкологию. Это деление распространилось затем и на общую экологию. В основе аутэкологии лежат исследования взаимосвязей конкретных организмов и среды. Синэкология пришла на смену аутэкологии после того, как в начале века появились представления о популяциях. Она изучает взаимодействия совокупности популяций с внешней средой.

В 1935 году Артур Трансли, британский эколог, придумал термин экосистема- интерактивные системы, установленные между биоценозом (группа живых существ), и их биотопов, окружающей средой, в которой они живут. Таким образом, Экология стала наукой экосистем.

В начале 40-х годов В. Н. Сукачев (1880-1967) обосновал концепцию биогеоценоза, имевшую большое значение для развития теоретической базы экологии. (Н) В этом учении нашли отражение идеи о единстве организмов с физическим окружением, о закономерностях, которые лежат в основе таких связей, об обмене веществами и энергией между ними.

Изучение общепланетарных процессов развернулось после выхода в свет в 1926 г. книги В. И. Вернадского «Биосфера», где рассмотрены свойства «живого вещества» и его функции в формировании как современного лика Земли, так и всех сред жизни на планете (водной, почвенной и воздушной). Предшественником и единомышленником В. И. Вернадского был I). В. Докучаев (1846—1903), создавший учение о почве как о естественно-историческом теле.

В. И. Вернадский (1863—1945) обосновал роль живого вещества как наиболее мощного геохимического и энергетического факторов — ведущей силы планетарного развития. В его работах ясно прослеживается значение для космоса жизни на планете Земля, а также значение космических связей для биосферы. Впоследствии эта космическая линия в экологии была развита в трудах А. Л. Чижевского, основателя современной пауки гелиобиологии.

В. И. Вернадский проследил эволюцию биосферы и пришел к выводу, что деятельность современного человека, преобразующего поверхность Земли, по своим масштабам стала соизмерима с геологическими процессами на планете. В результате стало ясно, что использование природных ресурсов планеты происходит без учета закономерностей и механизмов функционирования биосферы. Тем не менее завершающим этапом эволюции биосферы он считал появление ноосферы — сферы разума.

Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы. Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.

Владимир Иванович Вернадский- признанный классик естествознания. Он основал новые отрасли знаний: биогеохимию и радиологию, был одним из создателей генетической минералогии, геохимии. Никто из ученых XX века не имел соизмеримых достижений. Венцом его научного творчества стало учение о биосфере, области жизни на планете. Оно явилось синтезом идей и фактов, относящихся к десяткам наук!

По мнению Вернадского, в прошлом не придавали значения двум важным факторам, которые характеризуют живые тела и продукты их жизнедеятельности:

1)    Открытию Пастера о преобладании оптически активных соединений, связанных с диссимметричностью пространственной структуры молекул, как отличительной особенностью живых тел;

2)    Явно недооценивался вклад живых организмов в энергетику биосферы и их влияние на неживые тела. Ведь в состав биосферы входит не только живое вещество, но и разнообразные неживые тела, которые Вернадский называет косными (атмосфера, горные породы, минералы и т.д.), а также биокосные тела, образованные из разнородных живых и косных тел (почвы, поверхностные воды и т.п.) Хотя живое вещество по объему и весу составляет незначительную часть биосферы, но оно играет основную роль в геологических процессах, связанных с изменением облика нашей планеты.

Этот период, по сравнению с предыдущим, был более прогрессивным. Благодаря ему в экологии зародилось научное направление — популяционная экология, приоритетной проблемой которой являются биотические взаимодействия в биоценозе. Недостаток этого направления в том, что даже при изучении сообщества суть явлений сводится к функционированию отдельных популяций, т. е. к разложению биоценоза на составляющие элементы.

Во второй половине XX в связи с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экология приобретает особое значение.



biofile.ru