Учение об обществе как целостной системе – Вопрос: . Что означает понятие «социология»? а) учение об обществе как целостной системе; б) наука, изучающая человека; в) наука, изучающая отдельные социальные группы общества.

Что означает понятие «социология»?




⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

1) учение об обществе как целостной системе; 3) наука, изучающая человека;

2) наука, изучающая отдельные социальные группы общества 4) наука о познании

 

Что из перечисленного относится к взглядам Аристотеля на общество?

1)представители высших классов не должны иметь семью, владеть собственностью

2) деление общества на три социальных класса: мудрецов-правителей, воинов и земледельцев с ремесленниками

3)допускалась частная собственность, а опорой общества назывались средние слои

4)для создания правильного общества необходимо соблюдать три принципа: гуманность, соблюдение ритуалов и воплощение нравственных принципов в жизнь

4. Укажите философскую традицию, для которой характерна следующая мысль:

«Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов».

1) философия античности; 2) философия эпохи Возрождения;

3) марксистское учение об обществе; 4) русская философия ХХ века.

5. Жесткий отбор элиты при помощи системы образования предложил в своем трактате:

А) Конфуций Б) Будда В) Платон Г) Лао-Цзы

 

Связь с философскими трудами византийцев характерна для философии

А) древнерусской Б) древнекитайской В) древнеримской Г) древнеиндийской

 

7. Мифологическому сознанию древних людей присуще:

1) восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических;

2) восприятие мира через научное познание;

3)восприятие мира через теоретические обобщения;

4) это сознание ничем не отличается от сознания современного человека.

Это учение направлено на поиск путей духовного освобождения человека.

1) ислам; 2) язычество; 3) буддизм; 4) даосизм.

Верно ли суждение?

А. В древних мифах выделяется идея творения. Б. Древние мифы основаны на идее развития.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верно А и Б. 4) оба суждения неверны.

Какие отношения К.Маркс и Ф.Энгельс выделяли как основные в производственных отношениях?


1) отношения собственности 2) отношения распределения

3) отношения обмена 4) отношения потребления

11. Влиятельное философское направление ХХ века. Его сторонники видят историчность существования человека в том, что он всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться.

А) технократизм Б) экзистенциализм В) материализм Г) идеализм

Назовите одну из основных идей, положенных в основу утопического социализма.

1) идея установления диктатуры пролетариата 2) идея социалистической революции

3) идея равенства 4) идея естественных прав человека

13. Прочитайте приведённый ниже текст. Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер;

2) характер оценочных суждений;

3) характер теоретических утверждений.

(А) Вопрос о том, что такое свобода, и может ли человек быть свободным, является одним из вечных вопросов философии. (Б) В философской литературе распространено понимание свободы как возможности выбора. (В) Представляется, что возможности выбора не беспредельны. (Г) Свобода каждого человека, вероятно, имеет свои границы. (Д) Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа».

 

Вставьте термин

А)_______________ — согласно данному направлению, решающим фактором общественного развития выступают техника и производственные технологии.

Б) ______________ — сторонники данного направления видят историчность существования человека в том, что он всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться. Вместе с тем, человек в состоянии выйти за отведенные ему временем, конкретной ситуацией пределы и стать свободным. Человек свободен тогда, когда он сам себя «проектирует».

 

Соотнесите имена философов Нового времени и их идеи

 

А) Ж.Ж. Руссо 1. Этот философ призывал возвратиться назад к природе. Придавал исключительное значение влияния общества на человека: обвинял современное ему общество в подавлении лучших человеческих качеств.
Б) А. Смит 2. Создатель экономической теории. Считал, что необходимы следующие условия для экономического процветания: господство частной собственности, невмешательство государства в экономику и т.д.
В) О. Конт 3. Ввел понятия «социология», «социальная статика», «социальная динамика».
Г) Г. Спенсер 4. Первооснова общественной жизни – трудовая, производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных потребностей.
Д) К. Маркс и Ф. Энгельс 5. Первым применительно к обществу использовал понятия системы, института, структуры.

 



Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«___________(А) прогресса французские мыслители XVIII века видели в развитии человеческого __________(Б), в распространении __________ (В). Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX веке более сложными представлениями. Так марксизм усматривал прогресс в переходе от одной общественно-экономической __________(Г) к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной _________ (Д) общества, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом ______(Е), то есть переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем постиндустриальному».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. В списке слов больше, чем вам необходимо выбрать для заполнения пропусков.

стабилизация разум просвещение
модернизация формация критерий
цивилизация стагнация структура
     

Анализ текста

Н. Макиавелли «Государь»

Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом; поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя появится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. И худо придется тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности. Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно…

Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся — по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных…

Вопросы и задания к тексту

— Каково отношение автора к людям?

— Согласны ли вы с мнением автора о соотношении любви народа к государю и страху перед ним? Приведите примеры.

— Какой правитель признается мудрым?

— О каких типах управления государством идет речь и как эти типы были представлены в мировой истории?

 

Контрольная работа

«Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность человека»

2 вариант

 

Какой тип государственного устройства Платон считал идеальным, как правление лучших и благородных?

1) Демократическое 2) Олигархическое 3) Аристократическое 4) Автократическое

 

2. Концепция даосизма заключается:

1) в ненасилии 2) недеянии 3) иерархичности общества 4) безмолвии

 

3. Какое суждение верно?По мнению экзистенциалистов, человек обретает свою сущность:

А. После рождения, т.е. его природа заранее задана

Б. Человек делает себя сам.

В. Сущность человека определяется обществом, в котором он находится.

1) верно А. 2) верно Б. 3) верно В. 4) все неверны.

 




⇐ Предыдущая12

Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Ответы@Mail.Ru: Помогите с обществом

oksana myasoedova

Ученик

(109),
на голосовании

3 года назад

1. Кем впервые был введен в научный оборот термин «социология»?
а) М. Вебером; б) К. Марксом; в) О. Контом.
2. Что означает понятие «социология»?
а) учение об обществе как целостной системе;
б) наука, изучающая человека;
в) наука, изучающая отдельные социальные группы общества.
3. Какую философскую категорию применяют для обозначения
внутреннего содержания предмета, выражающегося в единстве всех
его многообразных свойств и отношений?
а) явление; б) сущность; в) критерий.
4. Какая наука изучает общество как целостную систему, а также отдельные социальные институты, процессы, группы, рассматривая их в связи с общественным целым?
а) социология; б) политэкономия; в) политология.
5.Что в переводе на русский язык означает латинское слово, от которого получило свое название философское течение XX в. экзистенционализм?
а) сущность; б) существование; в) бытие человека.
6. Что такое «гносеология»?
а) раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности;
б) совокупность религиозных доктрин о сущности Бога;
в) раздел философии, изучающий фундаментальную природу бытия.
7. Когда впервые появился термин «социология»?
а) в ХVв.; б) в XIX в.; в) в XX в.
8. Назовите древнегреческого философа, автора знаменитого изречения «Человек — мера всех вещей».
а) Сократ; б) Протагор; в) Платон.
9. Кому принадлежит следующее высказывание «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?
а) Платону; б) Гераклиту; в) Цицерону.
10. Кто из французских философов, выражая свое отношение к церкви, призывал: «Раздавите гадину!»?
а) Ж. Ж. Руссо. б) Ф. М. Вольтер; в) Ж. О. Ламетри.
11. Кто из великих философов сказал, что философия — это эпоха, схваченная в мысли? а) Г. Гегель; б) И. Фихте; в) К. Маркс.
12. Назовите самых первых древнегреческих мыслителей, давших начало древнегреческой философии.
а) Демокрит, Сократ; б) Фалес, Солон; в) Гераклит, Пифагор.
13. Определите три правильных ответа. К памятникам древнеиндийской культуры относятся:
а) Махабхарата; б) Книга песен; в) Веды; г) Книга перемен; д) Упанишады; е) Эпос о Гильгамеше.
14.Философия зародилась: а) в Древнем Китае; б) Древней Индии; в) Древней Греции; г) Древнем Египте.
15. Конфуцианство — это:
а) свод боевых искусств; б) этические нормы; в) юридические нормы; г ) сборник мифов.
16. Где впервые возникает идея «общественного договора»? а) в Англии; б) во Франции; в) в России; г) в Италии.
17.Назовите одного из представителей французского утопического социализма 18 века. А) Р. Оуэн, Б) Вольтер, В) Ш. Фурье.
18. Кто первым выдвинул идею идеального утопического государства? А) Т. Мор, Б) А. Сен-Симон, В) Платон.
19. Какое философское направление объединяет эти имена: Ж- П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер? А) экзистенциализм, Б) неокнтианство, В) неогегельянство.
20. К. Маркс и Ф. Энгельс считали определяющим фактором в жизни общества: а) религию, б) духовную жизнь, в) материальное производство, г) идеологию.
21. В Среедние века получила развитие: а) философия, б) античная культура, в) схоластика, г) литература
22.Определите неверный ответ. Идеология славянофилов заключала в себе следующие принципы… а) соборность, б) индивидуализм, идеализация прошлого, в) православность, г) отмена крепостного права.
23.Западники стремились: а) к восприятию православного мира, б) изучению исторического прошлого, в) познанию народного мировоззрения.

otvet.mail.ru

Тема 12. Философское учение об обществе.

11.1.
Понятие и структура общества

В
истории философии можно выделить два
подхода к определению понятия общества.
Первый, социальный
атомизм,

рассматривает общество как сумму
индивидов, которые связаны договором.
Этого подхода придерживался, например,
Д. Локк, создатель философии либерализма.
Основой такого подхода является учение
о естественном человеке, наделенном
естественными свойствами и правами.
Анализ общества сводится к анализу
действия отдельных людей или социальных
групп.

Другой,
органический

подход к определению понятия общества
развивается в работах Платона, Э.
Дюркгейма, К. Маркса и др. . В основе этого
подхода лежит принцип: целое больше
суммы своих частей. Поэтому и общество,
хотя и существует благодаря людям,
обретает свои особые свойства, структуру.
Понятием, которое выражается целостность
общества, является «общественные
отношения». Общество определяется как
целостная система общественных отношений.
Люди оказываются всего лишь частицами,
моментами этого целого. Взятый в своих
крайних формах органаческий подход
преуменьшает значение личности.

Рассмотренные
подходы являются, по сути,
взаимодополнительными. Каждый из них
подчеркивает какую-то одну сторону
общества: либо его целостность, либо
то, что оно есть форма существованию
человека.

Поэтому,
давая определение общества, можно
сказать, что
общество – это исторически сложившаяся
система общественных отношений, которые
появляются в результате взаимодействия
людей.

Общественные
отношения образует структуру
общества
,
которую изучает философия. В качестве
важнейших общественных отношений
назовем следующие:
экономические, политические, социальные,
духовные отношения.
Они
находятся в тесной взаимозависимости
друг от друга.

11.2.
Основные философские подходы к анализу
общества.

Одним
из центральных вопросов философского
анализа общества является вопрос о
характере общественных отношений,
которые выражают его сущность, превращая
простую совокупность людей в единую
саморазвивающуюся общественную систему.

В
философии известны несколько подходов
к решению этого вопроса. В рамках первого
из них, идеалистического,
сущность общественных отношений
отождествляется с духовной стороной
жизни общества. При этом целостность
общественной жизни оказывается
результатом соотнесения, соподчинения
интересов людей. Последние часто
отождествлялись с политическими (Платон,
Локк, Руссо), нравственными (Фейербах)
или эгоистическими интересами. Большое
распространение приобрели концепции,
авторы которых полагали, что общество
приобретает смысл своего существования
только через отношение к высшему,
духовному началу (например, абсолютная
идея у Гегеля). В рамках этого подхода
были высказаны многие плодотворные
идеи, поставлены многие важные проблемы,
разработаны первые политические модели
общества, начато исследование нравственных
отношений. Однако этот подход не
исчерпывает всех аспектов общественной
жизни.

Успехи
естественных наук в 18 — 20 вв. часто
побуждали философов и социологов
использовать их методы при анализе
общества. Такие попытки правомерны и
привели к ряду интересных результатов.
В частности, помогли осмыслить роль
географических условий в жизни общества
( Ш. Монтескье), влияние психологических
факторов ( З. Фрейд), позволили соотнести
общественную жизнь с космическими
факторами (А. Чижевский, Л. Гумилев).
Однако чрезмерное преувеличение фактов
сходства общественных и природных
процессов, часто приводит исследователей
на позиции натурализма,
не позволяющего в полной мере учитывать
собственно социальные аспекты жизни
человека.

Наконец,
возможен третий,
материалистический

подход к пониманию общества, обоснованный
К. Марксом. Для самой общей характеристики
общества К. Маркс ввел понятие
«общественного бытия» и «общественного
сознания», соотношение этих понятий
раскрывает суть материалистического
понимания истории, которое состоит в
утверждении определяющей роли
общественного бытия по отношению к
общественному сознанию.

Следует
отметить, что материалистическое
понимание истории не является окончательным
ответом на все трудные вопросы
общественного развития. Более того,
одностороннее преувеличение роли
общественного бытия ведет к недооценке
действий других факторов общественной
жизни, их многоплановости, а часто и
независимости от общественного бытия.
Кроме того, материалистическое понимание
истории (в марксисткой формулировке)
часто ведет к одностороннему преувеличению
роли классов и классовой борьбы, мешает
увидеть роль и значение общечеловеческих
ценностей в истории.

11.3.
Специфика социального детерминизма.

Общественная
жизнь представляет собой переплетение
разнообразных процессов, что свидетельствует
о многообразии детерминационных связей
в социальной деятельности. Среди них
существуют относительно устойчивые,
необходимые, повторяющиеся связи или
закономерности. Они весьма многообразны
по своему содержанию, изучаются
различными общественными науками.
Задача философии состоит в том, чтобы
дать общую характеристику развития
общества, осмыслить сущность его законов.

Прежде
всего, следует отметить их объективный
характер. В то же время общественный
закон проявляется через деятельность
людей преследующих свои цели. Этим
законы общества отличаются от законов
природы, где властвуют стихийные,
бессознательные силы. История общества
складывается в результате взаимодействия,
переплетения множества различных
устремлений людей. Поэтому закон общества
выступает как закон — тенденция, действуя
вероятностно. Он реализуется через
социальное противоречие, столкновение
интересов, или компромисс между ними,
зависит от множества условий как
объективных, так и субъективных, и
однозначно не определен. Это позволяет
многим историкам говорить об исторических
альтернативах, многофакторности и
вариабельности в развитии общества.

Важной
особенностью общественного закона
является его неповторимый характер. В
жизни общества закон проявляется в
конкретно-исторических, индивидуальных
«одеждах» исторического события.

11.4.Природа
и общество. Исторические типы взаимосвязи
природы и общества.

Раскрывая
содержание понятия общества, следует
соотносить его с понятием природы,
которая образует условия для возникновения
и нормального функционирования общества.
Общество, являясь частью биосферы нашей
планеты, существует на основе общественного
производства в его конкретно-исторической
форме. Общественное производство
обеспечивает специфическую форму связи
природы и общества, позволяя последнему
не только потреблять природные ресурсы,
но существенным образом преобразовывать
окружающий мир и самого человека. Однако
общество как самоорганизующаяся и
саморазвивающаяся система, руководствуется
не только материальными потребностями
и интересами, но и политическими,
религиозными, нравственными принципами,
действует на основании определенных
идей, подчиняется особым, не сводимым
к природным , законам функционирования
и развития, образуя тем самым особую
форму бытия.

Характер
взаимосвязи природы и общества
определяется логикой развития
общественного производства, в частности,
переходом от присваивающего к производящему
хозяйству.

Появление
последнего постепенно меняет объективное
отношение общества к природе. Разделение
труда, совершенствование организации
трудового процесса и орудий труда
приводит к тому, что человек все больше
завоевывает автономию по отношению к
природе. Постепенно, на протяжении
тысячелетий он осваивает всю земную
поверхность, создает вокруг себя мир
«второй» природы, материальный и духовный
мир культуры.

Наконец,
его «господство» над природой достигло
такой силы, что человек в своей
производственной деятельности нарушил
тонкую грань экологического равновесия
между природой и обществом. Поэтому
современное состояние их взаимосвязи
можно охарактеризовать как глобальный
экологический кризис, выражающийся в
истощении природных ресурсов и безудержном
загрязнении окружающей среды.

Выход
из этого кризиса мыслится большинством
исследователей на путях научно-технического
прогресса, установления действенного
социального контроля за экологической
ситуацией, развитием международного
сотрудничества. Вместе с этим, существует
общекультурный, философский аспект
решения экологических проблем, изменяющий
технократическое отношение общества
к природе как объекту жизнедеятельности
общества.

Выход
из глобального экологического кризиса
предполагает переход системы природа
— общество в новое состояние, обозначаемое
часто термином «ноосфера», где
преобразующая деятельность человека
будут основана на научном понимании
природных и социальных процессов и
согласована с законами природы.

Новый
этап взаимосвязи природы и общества не
возникает автоматически, требуя
свободного выбора человека, разработки
согласованной в мировом сообществе
сознательной стратегии, опирающейся
на новый тип мышления — демократический,
гуманистический по своей сути.

11.5.Проблема
единства и многообразия исторического
процесса
.
Типы
обществ.

Важнейшей
особенностью общества является его
исторический характер. Философию всегда
волновали вопросы о соотношении общего
и особенного в историческом развитии,
его направленности, движущих силах
исторического процесса,. Этими проблемами
занимается философия истории.

Существует
несколько аспектов проблемы единства
исторического процесса. В основе его
лежит единая человеческая природа,
которая обеспечивает тождество глубинных
общественных структур, делает возможным
общение и понимание людьми друг друга.
Развитие таких наук как история,
социология позволяет говорить о
существовании общих законов
функционирования и развития общества.
Проблема единства общества имеет
практический аспект, выраженный в
существовании реальных социально-экономических,
политических, культурных взаимозависимостей
различных стран и народов, позволяющих
говорить о существовании единого
человечества.

В
то же время в философии всегда
присутствовало сознание того, что любое
общество, любой народ уникален, обладает
набором неповторимых черт, реализует
себя в собственных конкретно-исторических
формах. В этой связи возникает проблема
выделения наиболее устойчивых,
закономерных, типичных форм исторического
бытия народов.

В
истории философии сложилось несколько
подходов к проблеме типов общества.
Один из них был создан К. Марксом,
выделившем пять основных форм и этапов
развития общества, которые он назвал
общественно-экономическими формациями:
первобытнообщинная, рабовладельческая,
феодальная, капиталистическая и
коммунистическая.

Другой
— сформировался в рамках современной
теории индустриального и постиндустриального
общества (Д. Белл). С точки зрения этого
подхода можно выделить три основных
типа общества: традиционное (аграрное),
индустриальное и постиндустриальное,
различающиеся формой, характером,
содержанием производственной деятельности,
преобладающими формами социального
неравенства, особенностями идеологических
систем и образа жизни. Характеристики
постиндустриального общества раскрывают,
по мнению сторонников этого подхода,
наиболее вероятное направление развития
современного мира.

11.6.
Проблема направленности исторического
процесса.

В
философии истории нет однозначного
ответа на вопрос о целях и смысле
истории. Так, древнегреческие философы
говорили о циклическом характере мировой
истории. В Новое время преобладало
учение о прогрессивном характере
общественного развития, которое
выражается в усовершенствовании,
усложнении общественных форм, создании
все более благополучного и совершенного
общества и человека. Одной из наиболее
ярких форм такого подхода является
марксизм. Выводы этой доктрины в целом
не нашли однозначного подтверждения в
трагическом свете ХХ столетия.

Сложный
и противоречивый опыт нашего века
поставил также проблему цены прогресса,
поколебал веру в абсолютную ценность
и превосходство западной цивилизации,
привел к идее кризиса, крушения, даже
«конца истории».

В
то же время, одной из важнейших особенностей
современного развития общества является
процесс глобализации. На содержание и
сущность этого процесса следует обратить
внимание при подготовке к экзамену.

11.7.Основы
цивилизационного подхода к истории

Термин
«цивилизация» впервые стал употребляться
в 18 веке для обозначения общества
с
определенным уровнем богатства, комфорта,
образованности и учтивости.

В
работах историков Х1Х века цивилизация
— этап развития общества, следующий за
дикостью и варварством. (Л. Морган, Ф.
Энгельс), а так же характеристика
комплексного состояния общества (Ф.
Гизо, Г. Бокль)

Со
второй половине Х1Х века формируется
представление об истории
как
совокупности локальных цивилизаций
(Н. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби,
П. Сорокин). Цивилизация рассматривается
как сложное общество, объединяющее
несколько народов и государств,
характеризующееся системой экономических,
социальных, политических и
социально-культурных взаимосвязей и
особой социально-культурной целостностью.
Создатели цивилизационного подхода
особо подчеркивали уникальность и
самобытность народов, критиковали
другие подходы за ярко выраженный
европоцентризм, подчеркивали, что
главной особенностью исторического
процесса является конкретность,
уникальность исторических форм.

В
то же время сохраняется значение термина
как «цивилизации» как идеального
состояния общества и общечеловеческой
цели развития. Степень цивилизованности
общества определяет конкретно —
исторические условия для развития
человека. Однако следует подчеркнуть,
что движение общества по пути цивилизации
противоречиво, требует от него часто
больших человеческих, материальных,
духовных жертв.

Современная
цивилизация характеризуется совокупностью
ценностей, то есть ядром социально —
значимых черт, существенных для ее
существования и функционирования,
признанных значимыми большинством
людей. К числу таких ценностей относятся-
технический прогресс, идея частной
собственности, демократия, индивидуализм
и гуманизм. Раскрывая содержание этих
ценностей, обратите внимание на их
внутреннюю противоречивость. Так,
современный этап научно-технической
революции привел не только к росту
материального благосостояния людей,
росту свободного времени, но и к
урбанизации, изменениям в социальной
структуре, вызвал к жизни ряд глобальных
проблем, таких как экологическая,
продовольственная, энергетическая и
др.

11.8.Философский
анализ культуры. Цивилизация и культура.

Знакомясь
с этим вопросом, следует начать с
определения «культуры», ее структуры,
ее функций.
Культура
— это способ самореализации человека,
выражает степень возвышения его над
животным миром, уровень его духовности.
Она включает материальные и духовные
результаты деятельности людей,
формирующие среду обитания человека.
Культура органически соединяет в себе
общее и уникальное, всечеловеческое и
национальное; единство человеческой
природы и самобытность исторических
путей разных народов. Культура развивается
в условиях конкретной цивилизации,
составляющей материальные, социальные
предпосылки и условия для развития
человека и его культуры. В то же время
культура выражает уровень духовности
общества, степень его гуманности. Самый
общий взгляд на историю общества
показывает движение от безличного,
родового человека древнего мира к
социально организованному современному
человеку, к гуманизму в теории и практике
общественной жизни.

studfiles.net

Общество как целостная система.

  1. Понятие
    общества в социологии и его основные
    признаки.

  2. Общество
    как социальная система, его структура
    и основные элементы.

  3. Типология
    обществ.

  4. «Современное
    общество» и основные направления его
    развития.

1. Понятие общества в социологии и его основные признаки.

Общество
— это
предельно широкое понятие, употребляемое
в социологии, политологии,
истории и
во многих других науках. Но каждая из
этих наук подходит к изучению общества
со своей, только ей свойственной
стороны, а потому и дает ему своеобразную
трак­товку.
Более того, в каждой из наук об обществе
существует не­сколько
основных концепций, которые понимают
и истолковыва­ют
общество неодинаково.

В
социологии есть не­сколько
подходов к определению общества.
Представители западноевропейской науки
полагают, что общество
— это совокупность людей, объединенных
конкретными интересами, потребностями
либо взаимными связями и видом
дея­
тельности.
Но у людей, живущих в
одном обществе, бывают не только общие,
но и весьма различ­ные,
порой прямо противоположные, интересы
и потребности. К тому же, в
обществе между людьми возникают не
только
симпатии, но и антипатии, не только
взаимодействие, но и противодействие.

В
американской социологии принята точка
зрения, согласно которой
общество
— это социальная организация данной
страны,
основой
которой является социальная структура.

Но что
такое социальная организа­ция?
И почему все привязано к одной стране,
ведь человече­ское
общество охватывает множество стран и
далеко не у всех из них
одинаковы и социальная структура и
социальная организация общественной
жизни.

Более
широкое и универсальное определение
общества, предложил белорусский социолог
академик Евгений Бабосов.
Общество
— это исторически развивающаяся целостная
система отношений и взаимодействий
между людьми, их общностями и организациями,
складывающаяся
и изменяющаяся в процессе их совместной
дея­
тельности.

В
более узком смысле слова, когда, например,
речь идет о белорусском, американском,
феодальном или современном обществах,
под обществом понимается конкретный
вид общества со всеми его историческими,
социокультурными и иными особенностями.

Общество
— не просто совокупность индиви­дов,
а обладающая сложной структурой,
динамически развивающаяся це­лостная
система
социальных
взаимодействий, в которые включе­ны
индивиды и их общности — семейные,
профессиональные, тер­риториальные
и другие. Поэтому
мы и говорим об обществе как
целостной
системе, находящейся
в процессе изменения и раз­вития.
Общество
как система обладает
определенными признаками, структурой,
функциями,
закономерностями развития, проходящего
различные этапы.

Рассмотрим
прежде всего отличительные
признаки
общест­
ва.

1.
Социальность
,
которая выражает общественную
сущность
жизни людей, социальную
специфику
их отношений и взаимодействий. Именно
в социальности состоит основная
специ­фическая
черта, отличающая человеческое сообщество
от любых других
групповых форм взаимодействия,
встречающихся в живот­ном мире.
Социальность рассматривается не как
индивидуаль­ная особенность, а как
общая характерная черта, свойственная
отношениям
и взаимодействиям людей в обществе, в
любом
его типе, в любой его части (в экономике,
политике, куль­туре и т.д.), на любом
этапе его развития.

2.
Способность
поддерживать
и воспроизводить высокую интенсивность
взаимо­действий
между
людьми
,
которые действуют относительно друг
друга.
Один из классиков социологии, Георг
Зиммель, утверждал, что общество,
«существует там, где несколь­ко
индивидов состоят во взаимодействии».

3.
Территория
,
на
ко­торой разворачиваются те или иные
социальные взаимодействия. От
территории зависят
многие особенности общества (образ
жизни, обычаи, культура, религиозные
представления и т.п.). Английский
историк и социолог Арнольд Тойнби
прямо связывал особенности возникновения
и развития различных
цивилизаций со спецификой той территории,
в преде­лах
которой они формировались.

4.
Существование,
функционирование и развитие общества
в социальном
пространстве
и
социальном
времени.
Соци­альное
пространство более многомерно, чем
физическое. Социальное
время тоже существенно отличается от
физиче­ского
времени. Общество в своем развитии
проявляет отли­чительную
особенность — ускорение социального
развития с пере­ходом
от одной стадии исторического процесса
к другой, более развитой.
Чем
ближе к современности, тем
быстрее, динамичнее развивается общество.

5.
Высокий уровень
саморегуляции.
Общество
обладает такой самодостаточностью,
кото­рая
позволяет ему без вмешательства извне
создавать высокий уровень организации
социальных взаимодействий, обеспечивающий
его устойчивое
саморазвитие, удовлетворение основных
жизненных потребностей людей. Общество
как социальная система постоянно
корректирует свою деятельность, учитывая
обратное влияние окружающей среды.

6.
На­
личие
в нем специальных органов для осуществления
его саморе­гуляции —
социальных
институтов.

Социальный
институт пред­ставляет
собой устойчивую, организованную форму
деятельности социальных
групп, общностей, людей, направленную
на осущест­вление
социальных взаимодействий.
Важнейшим
из таких социальных институтов является
государст­во — основная политическая
организация, осуществляющая власт­ные
функции. Деятельность
социальных
институтов обеспечивает устойчивость
и стабиль­ность
в развитии общества, его единство и
целостность.

7.
Любые
изменения

и события, происходящие в нем, в отличие
от
природных процессов, не
осуществляются без сознания, воли и
деятельности людей
.
Все,
что в нем происходит, осуществляется
только
людьми, их организованными группами и
социальными институтами.

8.
На­личие
в обществе
социальной
структуры.

В
лю­бом обществе существуют не только
отдельные индивиды, но и их различные
слои и общности, различающиеся между
собой наличи­ем
или отсутствием собственности или
власти, уровнем доходов и
культуры,
принадлежностью к той или иной территории,
культуре, религии, нации, политической
партии и т.п., которые в своей сово­купности
и составляют его социальную структуру.
Структура эта. являясь относительно
стабильной и устойчивой, тем не менее
под­вержена
различным изменениям и находится в
процессе динамич­ного
развития.

9.
Иерархичность.

Общество, обладающее сложной структурой,
характеризуется сочетанием различных
уровней и звеньев, а также субординацией
между ними.

10.
Детерминированность
.
В общественном развитии существует
зависимость последующих состояний
общества от предыдущих. Социальная
система представляет собой такую
систему, в которой отсутствует фатальная
детерминация (присущие обществу
объективные законы предопределяют
только общее направление развития, а
их конкретные формы, темпы определяются
конкретными историческими условиями).

studfiles.net

Понятие «общество». Общество и его философский смысл.

Одна из наиболее системных объектов философского анализа – общество. Оно состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, находящихся в чрезвычайно сложных отношениях между собой. Общество не является простой совокупностью этих элементов и подсистем, а представляет собой динамическую систему, различные подсистемы и элементы которой обновляются в изменяющихся связях и взаимодействиях.

Осмыслив внешний мир, люди издавна стремились понять и объяснить общественные явления, смысл общественной организации.

В эпоху древнего мира в буддизме – одной из древнейших из мировых религий – утверждалось, будто после второго “золотого века” наступил период неравенства людей, обманов и несправедливости, поэтому люди избрали царя, который должен был уничтожить вражду между людьми.

Древнегреческий философ Платонсоздал учение об идеальном государстве.

Великий мыслитель Центральной Азии аль-Фараби – о добродетельном государстве.

В эпоху нового времени известные мыслители Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж.Руссо(17-18 вв.) выдвинули идею об общественном договоре.

В этот же период А.Смит выдвинул идею “трудового общества”, где труд выступает главным источником общественного богатства.

Великий немецкий философ Г.Гегель разработал учение о “государственном обществе”, которую определял как “систему всеобщей зависимости”.

В первой половине XIX века французский философ О.Конт (1798-1875) ввел понятие “социология” — учение об обществе как целостной системе.

Развитие социологии в XIX веке связано также с именем английского философа и социолога Г.Спенсера, разделявшего идею О. Конта об эволюции общество как целостного организма.



В середине XIX века возник марксизм, который также разработал учение об обществе как целостной системе, раскрыв при этом сложную систему элементов, из которой складывается общество, выделив главные системообразующие связи, обеспечивающие целостность всей общественной системы и возможности ее функционирования.

Однако, выдвинув эту идею, марксизм отбросил как “ненаучные”, “вредные” и “реакционные” все другие учения об обществе, в том числе теорию цивилизационного развития, которая сегодня наряду с новейшими учениями (учение о “смешанном обществе” Дж. Гилберта, “теория стадий экономического роста” У. Ростоу, “теория исторического круговорота” А.Тойнби, идея О.Тоффлера о развитии человеческой цивилизации) получила широкое распространение.

Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что общество можно трактовать в двух смыслах:

1. В наиболее широком значении общество представляет совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, динамическую систему, различные подсистемы и элементы которой постоянно обновляются и находятся в изменяющихся взаимодействиях.

2. В узком смысле – общество есть совокупность людей, находящихся на определенной ступени социально-экономического развития. Оно выражает не сумму образующих его связей, а сложную социальную систему, в которой поведение каждого его члена определяется, прежде всего, отношениями, взаимосвязями, процессами, базирующимися на определенном способе производства.

Общество многолико, оно может рассматриваться и как конкретное (первобытное, феодальное и др.), и как региональное (американское, азиатское), и как национальное (российское, французское) и т.д.

Первым необходимым элементом социальной деятельности общества являются человеческие индивидуумы-субъекты деятельности, с которыми связаны ее пусковые и регулярные механизмы. Не смотря на то, что человек представляет собой целый и целостный “микрокосмос”, он является элементом деятельности, т.е. ее простейшим, далее неделимым образованием.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделит на два класса:

1) Вещи, “орудия”, с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаются к среде путем ее вещественно-энергетической переделки, целенаправленного преобразования;

2) Символы, знаки (книги, картины, иконы и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов – воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством ее хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это лишь в том случае, если обретут некоторую “телесную оболочку”, становясь материальным и проводниками, “перевозчиками смысла”.

Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.

Механический набор людей, вещей и символов не создает целостное системное образование – общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.

Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьми, называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и средств их создания. Подобные отношения между владельцами земли, станков и пр. и людьми, лишенных необходимых средств труда, К.Маркс называл производственно – экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль в организации общественной жизни людей.

2. Подсистемы общества, сферы общественной жизни.

Общество – это гигантский организм, высокоорганизованная система, частями которой являются люди, социальные группы, социальные институты, сферы общественной жизни. В обществе различают материальную, социальную, политическую и духовную сферы.

Материальная сфера –это произведение необходимых для человека вещей, созданием которых занимается материальное производство. Это экономическая деятельность людей.

Производя необходимые вещи, люди создают определенную систему общественных отношений. Использование новой производительной техники в Европе привело к зарождению и утверждению капиталистических отношений, которые создали не политики, а работники материального производства.

В сферу социальной жизни включается огромный и разнообразный мир человеческого быта. Именно в этой сфере рождается человек, происходит его первичная социализация — воспитание детей в семье и средствами семьи. Однако последнее слишком важное и сложное дело, чтобы общество могло передоверить его индивидам и первичным социальным группам. Рано или поздно оно берет на себя многие функции семьи. Общество активно включается в процесс воспитания и профессиональной подготовки.

Политическая сфера общественной деятельности имеет сложную внутреннюю структуру, где главным звеном является государство. Государство в свою очередь представляет собой сложнейший инструмент, имеющий множество функций, связанных с законодательной, исполнительной, судебной властью, армией, аппаратом принуждения.

Продуктом духовной деятельности людей является наука, культура, искусство, информация, идеи, образы, чувства.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Тема 12. Философское учение об обществе.




11.1. Понятие и структура общества

В истории философии можно выделить два подхода к определению понятия общества. Первый, социальный атомизм, рассматривает общество как сумму индивидов, которые связаны договором. Этого подхода придерживался, например, Д. Локк, создатель философии либерализма. Основой такого подхода является учение о естественном человеке, наделенном естественными свойствами и правами. Анализ общества сводится к анализу действия отдельных людей или социальных групп.

Другой, органический подход к определению понятия общества развивается в работах Платона, Э. Дюркгейма, К. Маркса и др. . В основе этого подхода лежит принцип: целое больше суммы своих частей. Поэтому и общество, хотя и существует благодаря людям, обретает свои особые свойства, структуру. Понятием, которое выражается целостность общества, является «общественные отношения». Общество определяется как целостная система общественных отношений. Люди оказываются всего лишь частицами, моментами этого целого. Взятый в своих крайних формах органаческий подход преуменьшает значение личности.

Рассмотренные подходы являются, по сути, взаимодополнительными. Каждый из них подчеркивает какую-то одну сторону общества: либо его целостность, либо то, что оно есть форма существованию человека.

Поэтому, давая определение общества, можно сказать, что общество – это исторически сложившаяся система общественных отношений, которые появляются в результате взаимодействия людей.

Общественные отношения образует структуру общества, которую изучает философия. В качестве важнейших общественных отношений назовем следующие: экономические, политические, социальные, духовные отношения. Они находятся в тесной взаимозависимости друг от друга.

11.2. Основные философские подходы к анализу общества.

Одним из центральных вопросов философского анализа общества является вопрос о характере общественных отношений, которые выражают его сущность, превращая простую совокупность людей в единую саморазвивающуюся общественную систему.



В философии известны несколько подходов к решению этого вопроса. В рамках первого из них, идеалистического, сущность общественных отношений отождествляется с духовной стороной жизни общества. При этом целостность общественной жизни оказывается результатом соотнесения, соподчинения интересов людей. Последние часто отождествлялись с политическими (Платон, Локк, Руссо), нравственными (Фейербах) или эгоистическими интересами. Большое распространение приобрели концепции, авторы которых полагали, что общество приобретает смысл своего существования только через отношение к высшему, духовному началу (например, абсолютная идея у Гегеля). В рамках этого подхода были высказаны многие плодотворные идеи, поставлены многие важные проблемы, разработаны первые политические модели общества, начато исследование нравственных отношений. Однако этот подход не исчерпывает всех аспектов общественной жизни.

Успехи естественных наук в 18 — 20 вв. часто побуждали философов и социологов использовать их методы при анализе общества. Такие попытки правомерны и привели к ряду интересных результатов. В частности, помогли осмыслить роль географических условий в жизни общества ( Ш. Монтескье), влияние психологических факторов ( З. Фрейд), позволили соотнести общественную жизнь с космическими факторами (А. Чижевский, Л. Гумилев). Однако чрезмерное преувеличение фактов сходства общественных и природных процессов, часто приводит исследователей на позиции натурализма, не позволяющего в полной мере учитывать собственно социальные аспекты жизни человека.

Наконец, возможен третий, материалистический подход к пониманию общества, обоснованный К. Марксом. Для самой общей характеристики общества К. Маркс ввел понятие «общественного бытия» и «общественного сознания», соотношение этих понятий раскрывает суть материалистического понимания истории, которое состоит в утверждении определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию.

Следует отметить, что материалистическое понимание истории не является окончательным ответом на все трудные вопросы общественного развития. Более того, одностороннее преувеличение роли общественного бытия ведет к недооценке действий других факторов общественной жизни, их многоплановости, а часто и независимости от общественного бытия. Кроме того, материалистическое понимание истории (в марксисткой формулировке) часто ведет к одностороннему преувеличению роли классов и классовой борьбы, мешает увидеть роль и значение общечеловеческих ценностей в истории.




 

11.3. Специфика социального детерминизма.

Общественная жизнь представляет собой переплетение разнообразных процессов, что свидетельствует о многообразии детерминационных связей в социальной деятельности. Среди них существуют относительно устойчивые, необходимые, повторяющиеся связи или закономерности. Они весьма многообразны по своему содержанию, изучаются различными общественными науками. Задача философии состоит в том, чтобы дать общую характеристику развития общества, осмыслить сущность его законов.

Прежде всего, следует отметить их объективный характер. В то же время общественный закон проявляется через деятельность людей преследующих свои цели. Этим законы общества отличаются от законов природы, где властвуют стихийные, бессознательные силы. История общества складывается в результате взаимодействия, переплетения множества различных устремлений людей. Поэтому закон общества выступает как закон — тенденция, действуя вероятностно. Он реализуется через социальное противоречие, столкновение интересов, или компромисс между ними, зависит от множества условий как объективных, так и субъективных, и однозначно не определен. Это позволяет многим историкам говорить об исторических альтернативах, многофакторности и вариабельности в развитии общества.

Важной особенностью общественного закона является его неповторимый характер. В жизни общества закон проявляется в конкретно-исторических, индивидуальных «одеждах» исторического события.

 

11.4.Природа и общество. Исторические типы взаимосвязи природы и общества.

Раскрывая содержание понятия общества, следует соотносить его с понятием природы, которая образует условия для возникновения и нормального функционирования общества. Общество, являясь частью биосферы нашей планеты, существует на основе общественного производства в его конкретно-исторической форме. Общественное производство обеспечивает специфическую форму связи природы и общества, позволяя последнему не только потреблять природные ресурсы, но существенным образом преобразовывать окружающий мир и самого человека. Однако общество как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, руководствуется не только материальными потребностями и интересами, но и политическими, религиозными, нравственными принципами, действует на основании определенных идей, подчиняется особым, не сводимым к природным , законам функционирования и развития, образуя тем самым особую форму бытия.

Характер взаимосвязи природы и общества определяется логикой развития общественного производства, в частности, переходом от присваивающего к производящему хозяйству.

Появление последнего постепенно меняет объективное отношение общества к природе. Разделение труда, совершенствование организации трудового процесса и орудий труда приводит к тому, что человек все больше завоевывает автономию по отношению к природе. Постепенно, на протяжении тысячелетий он осваивает всю земную поверхность, создает вокруг себя мир «второй» природы, материальный и духовный мир культуры.

Наконец, его «господство» над природой достигло такой силы, что человек в своей производственной деятельности нарушил тонкую грань экологического равновесия между природой и обществом. Поэтому современное состояние их взаимосвязи можно охарактеризовать как глобальный экологический кризис, выражающийся в истощении природных ресурсов и безудержном загрязнении окружающей среды.

Выход из этого кризиса мыслится большинством исследователей на путях научно-технического прогресса, установления действенного социального контроля за экологической ситуацией, развитием международного сотрудничества. Вместе с этим, существует общекультурный, философский аспект решения экологических проблем, изменяющий технократическое отношение общества к природе как объекту жизнедеятельности общества.

Выход из глобального экологического кризиса предполагает переход системы природа — общество в новое состояние, обозначаемое часто термином «ноосфера», где преобразующая деятельность человека будут основана на научном понимании природных и социальных процессов и согласована с законами природы.

Новый этап взаимосвязи природы и общества не возникает автоматически, требуя свободного выбора человека, разработки согласованной в мировом сообществе сознательной стратегии, опирающейся на новый тип мышления — демократический, гуманистический по своей сути.

 

11.5.Проблема единства и многообразия исторического процесса. Типы обществ.

Важнейшей особенностью общества является его исторический характер. Философию всегда волновали вопросы о соотношении общего и особенного в историческом развитии, его направленности, движущих силах исторического процесса,. Этими проблемами занимается философия истории.

Существует несколько аспектов проблемы единства исторического процесса. В основе его лежит единая человеческая природа, которая обеспечивает тождество глубинных общественных структур, делает возможным общение и понимание людьми друг друга. Развитие таких наук как история, социология позволяет говорить о существовании общих законов функционирования и развития общества. Проблема единства общества имеет практический аспект, выраженный в существовании реальных социально-экономических, политических, культурных взаимозависимостей различных стран и народов, позволяющих говорить о существовании единого человечества.

В то же время в философии всегда присутствовало сознание того, что любое общество, любой народ уникален, обладает набором неповторимых черт, реализует себя в собственных конкретно-исторических формах. В этой связи возникает проблема выделения наиболее устойчивых, закономерных, типичных форм исторического бытия народов.

В истории философии сложилось несколько подходов к проблеме типов общества. Один из них был создан К. Марксом, выделившем пять основных форм и этапов развития общества, которые он назвал общественно-экономическими формациями: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Другой — сформировался в рамках современной теории индустриального и постиндустриального общества (Д. Белл). С точки зрения этого подхода можно выделить три основных типа общества: традиционное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное, различающиеся формой, характером, содержанием производственной деятельности, преобладающими формами социального неравенства, особенностями идеологических систем и образа жизни. Характеристики постиндустриального общества раскрывают, по мнению сторонников этого подхода, наиболее вероятное направление развития современного мира.

 

11.6. Проблема направленности исторического процесса.

В философии истории нет однозначного ответа на вопрос о целях и смысле истории. Так, древнегреческие философы говорили о циклическом характере мировой истории. В Новое время преобладало учение о прогрессивном характере общественного развития, которое выражается в усовершенствовании, усложнении общественных форм, создании все более благополучного и совершенного общества и человека. Одной из наиболее ярких форм такого подхода является марксизм. Выводы этой доктрины в целом не нашли однозначного подтверждения в трагическом свете ХХ столетия.

Сложный и противоречивый опыт нашего века поставил также проблему цены прогресса, поколебал веру в абсолютную ценность и превосходство западной цивилизации, привел к идее кризиса, крушения, даже «конца истории».

В то же время, одной из важнейших особенностей современного развития общества является процесс глобализации. На содержание и сущность этого процесса следует обратить внимание при подготовке к экзамену.


11.7.Основы цивилизационного подхода к истории

Термин «цивилизация» впервые стал употребляться в 18 веке для обозначения обществас определенным уровнем богатства, комфорта, образованности и учтивости.

В работах историков Х1Х века цивилизация — этап развития общества, следующий за дикостью и варварством. (Л. Морган, Ф. Энгельс), а так же характеристика комплексного состояния общества (Ф. Гизо, Г. Бокль)

Со второй половине Х1Х века формируется представление об историикак совокупности локальных цивилизаций (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби, П. Сорокин). Цивилизация рассматривается как сложное общество, объединяющее несколько народов и государств, характеризующееся системой экономических, социальных, политических и социально-культурных взаимосвязей и особой социально-культурной целостностью. Создатели цивилизационного подхода особо подчеркивали уникальность и самобытность народов, критиковали другие подходы за ярко выраженный европоцентризм, подчеркивали, что главной особенностью исторического процесса является конкретность, уникальность исторических форм.

В то же время сохраняется значение термина как «цивилизации» как идеального состояния общества и общечеловеческой цели развития. Степень цивилизованности общества определяет конкретно — исторические условия для развития человека. Однако следует подчеркнуть, что движение общества по пути цивилизации противоречиво, требует от него часто больших человеческих, материальных, духовных жертв.

Современная цивилизация характеризуется совокупностью ценностей, то есть ядром социально — значимых черт, существенных для ее существования и функционирования, признанных значимыми большинством людей. К числу таких ценностей относятся- технический прогресс, идея частной собственности, демократия, индивидуализм и гуманизм. Раскрывая содержание этих ценностей, обратите внимание на их внутреннюю противоречивость. Так, современный этап научно-технической революции привел не только к росту материального благосостояния людей, росту свободного времени, но и к урбанизации, изменениям в социальной структуре, вызвал к жизни ряд глобальных проблем, таких как экологическая, продовольственная, энергетическая и др.

 

11.8.Философский анализ культуры. Цивилизация и культура.

Знакомясь с этим вопросом, следует начать с определения «культуры», ее структуры, ее функций.Культура — это способ самореализации человека, выражает степень возвышения его над животным миром, уровень его духовности. Она включает материальные и духовные результаты деятельности людей, формирующие среду обитания человека. Культура органически соединяет в себе общее и уникальное, всечеловеческое и национальное; единство человеческой природы и самобытность исторических путей разных народов. Культура развивается в условиях конкретной цивилизации, составляющей материальные, социальные предпосылки и условия для развития человека и его культуры. В то же время культура выражает уровень духовности общества, степень его гуманности. Самый общий взгляд на историю общества показывает движение от безличного, родового человека древнего мира к социально организованному современному человеку, к гуманизму в теории и практике общественной жизни.

 











infopedia.su

КРАТКИЙ ОБЗОР ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ




Поиск Лекций




Самые первые, наивно-фантастические в основе своей, представ­ления об общественной жизни появились в древней мифологии. В ней жизнь общества воспринималась как арена деятельности богов, кото­рые олицетворяли собой те или иные социальные и природные сти­хии и процессы.

Философские учения об обществе стали возникать по мере зарож­дения самого философского знания. Так, в философии Индии и Китая буддизм, конфуцианство и другие течения) существовали учения об общественном устройстве, социальной структуре, месте и роли госу­дарства в обществе, о человеке и его взаимоотношениях с обществом и государством.

В Древней Греции стал зарождаться научный подход к изучению общества, который проявил себя в творчестве известных историков Ге­родота и Фукидида. Примечательно, что античная философия уже изуча­ла общество с различных сторон. Например, Демокрит пытался рассмот­реть происхождение общественной жизни в ходе трудовой деятельности людей. Сократ положил начало исследованию темы человека как субъек­та общественной и нравственной жизни. Диоген и Эпикур обратили вни­мание на различные формы образа жизни человека в обществе.

Из всех древних философов наибольший вклад в теорию обще­ства внесли Платон и Аристотель. Так, Платон разработал учение о так называемом «идеальном» (совершенном) государстве, где будут представлены три социальные группы —производители, воины и пра­вители, а формой государственного устройства станет аристократи­ческая республика. Что касается Аристотеля, то он создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе — аристократию, республику, демократию, политию и дру­гие. Этот греческий мыслитель известен также и как автор идеи есте­ственности рабства как системы отношений и институтов в обществе.

В средние века сложилось и господствовало теологическое (рели­гиозное) понимание общества и его структуры. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом (Аврелий Августин, Фома •Аквинский). Считалось, что Бог дал первым людям свободную волю, но они не сумели ею разумно распорядиться. В результате вся история че­ловечества стала историей грехопадения и вечной борьбы сил Добра и Зла. Философия того времени считала церковь высшим институтом власти в обществе, а духовенство — особой социальной группой. От­дельные мыслители средних веков полагали, что история общества, как и жизнь индивида, тоже имеет свои периоды — рождение, расцвет и смерть. Высказывалась убежденность в том, что финалом человеческой истории все же станет победа сил добра и утверждение некоего Царства Божьего, как это замыслил Творец.



В эпоху Возрождения и Нового времени общество постепенно ста­ло восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе дли­тельной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социально-философских учениях той поры проводи­лась мысль о том, что общество — это сложная система отношений и институтов, возникшая на почве взаимного согласия и ответственно­сти людей (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо). Полагалось, что основной движущей силой развития общества является Разум — знания, ремесла, культура людей. В это историческое время возник утопический социализм (Т. Мор и др.), крупные политические учения (Н.Макиавел­ли), появляется идея круговорота в истории (Д.Вико), входит в науч­ный оборот термин «философия истории» (Ф.Вольтер). Если важней­шим источником и двигателем прогресса общества считался Разум, то религия и церковь, напротив, полагались в качестве основных пре­пятствий этого процесса.

В началеXIX в. в европейской философской мысли стал активно утверждаться принцип историзма в понимании общества. Так, немец­кий историк и писатель И.Героер полагал, что общество с помощью знаний и орудий труда закономерно движется к «гуманному» состоя­нию. Г.Гегель попытался представить всю историю в виде шествия «аб­солютной идеи» (мирового духа). По убеждению философа, история начинается на Востоке, где был свободен один человек (правитель), и заканчивается в христианском мире, где якобы уже все люди свободны. Известные немецкие философы И.Кант, И. Фихте, Л. Фейербах большое внимание обратили на особую роль в общественной жизни таких явле­ний, как мораль, правовые нормы, религиозное сознание.




В классической марксистской философии сформировалось мате­риалистическое понимание общества и его истории, которое его созда­телями (К. Маркс и Ф.Энгельс) рассматривалось как коренной перево­рот в социально-философской мысли. Полагалось, что основой (суб­станцией) общества является трудовая деятельность человека, мате­риальное производство. Характер и способы материального произ­водства оказывают, с точки зрения марксизма, определяющее воздей­ствие на все стороны общественного организма, включая и духовную жизнь в нем. В этом смысле история —это естественно-исторический процесс, который имеет свои законы и логику развития. Идеалом и целью истории марксисты провозгласили коммунизм как некое иде­альное общество, справедливо и разумно организованная ассоциация свободных тружеников.

В зарубежной философииXX столетия учения об обществе имели место во многих течених и школах. Заметную роль в наше время игра­ют религиозные учения об общественной жизни, многочисленные тех­нократические концепции исторического процесса, космическое и эко­логическое течения в философии. Большое влияние на социально-фи­лософскую мысль оказал экзистенциализм, в котором была глубоко осмыслена весьма сложная и злободневная для нашего времени тема абсурдного (отчужденного) общества и бытия человека в нем. Специ­фическая трактовка общества и истории дается в фрейдизме и неофрей­дизме. Для многих исследователей общественной жизни по-прежнему сохраняет свой авторитет марксистская методология познания обще­ственной жизни и исторического процесса.

Что касается философии в России, то она всегда была историософией, т.е. глубоким размышлением о проблемах общественной жиз­ни. Традиционными в ней являлись темы взаимоотношений личности и общества, роли интеллигенции и народа, проблема выбора путей развития российского общества и социального идеала (что воплоти­лось в понятии «русская идея»), тема социализма и коммунизма. Наи­больший вклад в философскую теорию общества внесли такие мысли­тели, как А.Н.Радищев и А.И.Герцен, П.А.Кропоткин, В.И.Ленин, Б.Н.Чичерин, В.С.Соловьев и Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин. Злободневные проблемы общественной жизни всегда находили свое отражение и в отечественной художественной литературе (А.С.Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф. М.Достоевский).

История философии показывает, что тема общества традицион­но присутствует в ней и занимает значительное место. Раздел филосо­фии, в котором рассматривается общество как специфическое и уни­кальное явление Космоса, называется социальной философией, или же философией общественной жизни. Объектом познания для нее явля­ется общество как целостная, противоречивая и динамичная система (социальное бытие), источники и движущие силы, механизмы функ­ционирования и развития общества, а предметом — всеобщее в этой системе. Кратко говоря, социальная философия — это всеобщая тео­рия общественной жизни, ее основ и важнейших форм проявления.

Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как со­циология. Если социальная философия являет собой теорию высшей сте­пени обобщения знаний об обществе, то социология — это теория «сред­него» уровня обобщения этих знаний. Социология изучает функциони­рование и развитие отдельных социальных (не-природных) систем (на­пример, социология семьи, социология науки, культуры и т.д.), а соци­альную философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Названные нами две отрасли знания органично взаимосвяза­ны и дополняют друг друга. Вместе с иными отраслями научного знания (археология, история, политология, этнография и другие) они создают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности.

Философское исследование общества отличается большой специ­фикой. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди. Поэтому общественная жизнь всегда разнообразна, за­путана, а нередко даже и непредсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата своими проявлениями, за которыми подчас нелегко выявить их внутреннюю сущность, законы и закономерности функци­онирования и развития. В этом смысле познанию общественных явле­ний (а они всегда неповторимы и невоспроизводимы в научном экспе­рименте) не смогут помочь даже самые совершенные приборы. Здесь требуется большая сила человеческого разума, скрупулезные размышления над множеством фактов. Дело еще и в том, что познание обще­ства протекает в ходе острого соперничества различных мировоззрен­ческих и идеологических подходов. Однако каждый из них несет в себе лишь часть истины, хотя и претендует на ее полное исчерпание. В соци­альной философии истинность тех или иных предположений и теорий открывается далеко не сразу, а лишь спустя значительный период вре­мени. Неудивительно, например, что важнейшие законы общества и его истории были открыты и осмыслены лишь вXIX — XX вв., что произошло благодаря творчеству таких гигантов мысли, как Г.Гегель, К.Маркс. П.А.Сорокин и других известных ученых.

Социальная философия, как область знания, выполняет ряд важ­ных функций. К ним относятся, прежде всего, мировоззренческая и методологическая, идеологическая, аксиологическая. Самое основное состоит в том, что социально-философское знание помогает форми­ровать целостный теоретический портрет общества как сверхсложно­го социального организма. Она исследует субстанцию и структуру общества, раскрывает место и роль человека в нем, отношения между людьми и социальными группами, важнейшие формы деятельности человека в обществе. Обществознание как комплекс наук о социаль­ной форме движения материи, образно можно сравнить с растущим деревом. Его отдельными ветвями являются частные общественные науки (политология, психология, демография и т.д.). Сам же ствол дерева — это и есть социальная философия как стержень, несущая кон­струкция всей системы обществознания. Она призвана давать ответ на весьма важный мировоззренческий вопрос о том, что такое обще­ство как специфическое явление мироздания и мир бытия человека, ответить на иные вопросы, которые составляют проблемное поле со­циально-философского исследования.












poisk-ru.ru